Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 30 страница



сти подростка; Загоровский обнаружил проявления этой фазы только у 19 % подростков из 274 изучавшихся им советских школьников в возрасте от 11 до 16 лет,

Л, С. Выготский поставил три совершенно новых проблемы при изучении критических возрастов [7], [S], [9]; во-первых, о позитивном содержании негативной фазы: во-вторых, о необходимости вьщеления основного новообразования, в сознании подростка; в-третьих, — о выяс­нении социальной ситуации развития, которая в каждом возрасте представляет неповторимую систему отношений wtej±soy pooeiirtOM и средой. Перестройка социальной ситуации развития представляет, по мнению Л, С, Выготского, главное содержание крисгкческгос возрастав, и он ставил задачу понять динамическую картину взаимосвязи сдви­гов в социальном бьтш подростка и изменений в его сознании и

структуре личности.

В настоящее время мнение советских психологов по поводу трудностей в воспитании подростков является в общем единым и его можно сформулировать так: конфликты и трудности в этом периоде не обязательны, они порождаются неправильным воспи­танием, но все же наблюдаются нередко. Такая точка зрения складывалась на основе педагогической практики и вытекала из ряда исследований, в которых раскрывалась зависимость труд­ностей в общении с подростком от отношения взрослого к нему.

* *

В течение нескольких лет в лаборатории возрастных особенностей личности школьника НИИ общей и педагогической шяоюлогии АПН СССР проводилось сравнительное изучение разных вариантов разви­тия подростков с целью выделения важнейших возрастных особенно­стей этого процесса- Одной из задач исследования был поиск ответов на поставленные Л* С* Выготским проблемы. Поэтому оно было организо­вано с учетом требования раскрыть СО1щальнуто ситуахщю развития подростков, что нашло отражение в методе исследования: ребенок изучался не как изолировшшый индивид> а как член группы детей и взрослых, с которыми он связан обстоятельствами жизни и совместной деятельностью; исучение общения детей с окружающими людьми (при раскрытии его содержательной основы и норм отношения) служило средством изучения личности каждого подростка. Анализ всех мате­риалов еще не закончен* но сейчас уже можно сделать некоторые предварительные выводы по раду проблем.

В опубликованных ранее работах было высказано предположе­ние, что центральное новообразование в личности подростка связано с качественным сдвигом в развитии самосознания в форме возник­новения у подростка представления о себе как уже не ребенке. Действенной стороной этого представления является стремление быть и считаться взрослым [5], [10], [11]* Имеието ато специфическое новообрааойание мы считаем психологическим критерием начала подросткового возраста. Оно было услояко названо «чувством взрос­лости* , но этот термин не раскрывает всю специфику отношения подростка к себе {в субъективном и социальном аспекте); у него очень велико отвергание своей принадлежности *с детям и утвержде­ние большей взрослости по сравнению с ними, но еще отсутствует ощущение подлшшой, так сказать > полноценной да рос л ости, хот* есть стремление к ней и потребность в признании его взрослости окружающими. Разрыв между реальным уровнем взрослости и же­лаемым подростком постепенно уменьшается, но все же сохраняется на протяжении всего подросткового возраста и выступает как специ­фический стимул социальной активности подростка, направленной , на усвоение образцов взрослости. .           ь_ .  .

Наше отличие от всех пешшлогоп, выделявших наягшшую выше особенность подростков, заключается в отношении к ней, То что, например, С* Холл называл желанием подростка быть зрелым мужчиной или женщиной и страстным стремлением научиться быть впрослым [19]> [20], есть для Холла (так же как и яля других алтороя) лшнь одна из множества рядололоженных особенностей в то мромя как для нас новое представление подростка о себе и стремление войти в мир взрослых есть стержневая особенность, являющаяся структурным, центром личности » этот период разви­тия, ее аффективно-потребностным ядром> определяющим содер­жанке и направление социальной активности подростка, систему его социальных реакций и специфических переживаний. . . Анализ рачных вариантов развития подростков позволяет выделить несколько возможных источников возникновения «чувства взрослости*, Лериьсй источник его — это значительные сдвиги в физическом разви­тии к начало полового созревания. Эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его более взрослым объегставдго и в собст­венных глазах* Другие источники * чувства взрослости* — социальные. «Чувство взрослости* может рождаться в условиях оиачительной само­стоятельности ребенка и отношение взрослых к нему ш* как к миюнько-ыу. В наших опубликованных материалах примером ;*тош является Петя Крофсев, Однако в жизни существуют более яркие примеры.

множество которых было в период Великой Отечественной вои­ны, когда ребята быстро взрослели социально и в субъективном плане, работая наравне со взрослыми на предприятиях, в колхо­зах или становясь единственными помощниками матери в забо­тах о семье - Формируется «чувство взрослости* и отношением к подростку как к равному со стороны тек его товарищей, которых он считает много взрослее себя. Вообще общение со «взрослыми* ребятами очень овзросляет и самого подростка* Он равняется на них на образцы взрослости я старается подтянуть­ся до их уровня. Наконец, ощущение собственной взрослости может формироваться и в результате того, что подросток уста­навливает сходство в чем-то конкретном между ообой и челове­ком, которого считает взрослым. Таким человеком: может быть не только взрослый, но и товарищ, а основой для сравнения — багаж знаний, полученный в школе или из других источников, различные умения, сила, ловкость, смелость и т.п. Важно отме­тить* что ощущение собственной взрослости может возникать у ребенка до начала полового созревания и сдвигов в физическом развитии, т.е. быть полностью социальным по происхождению. Наблюдаемая в настоящее время акселерация физического раз­вития и полового созревания создает условия для более раннего (чем в прежние годы) появления сдвигов в представлении ребен­ка о степени собственной взрослости, означающих вступление в подростковый возраст*

Возникновение у подростка представления о себе как не ребенке, а более взрослом, имеет важные последствия, потому что в нашем обществе дети и взрослые представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии. Отно­шения взрослых между собой к взрослых с детьми строятся на основе разных норм, причем многие нормы и требования фикси­руют несамостоятельность ребенка, его подчиненное, неравноп­равное положение. Вообще, многое существует как доступное для взрослых, но запретное для детей (например, определенные книги, кинофильмы, музыка, развлечения и пр.}* Во множестве

Этот возможный путь возникновения «чувства взрослости* {причем задолго до начала полового созревания) зафиксирован в литературном образе *мужич<ж с ноготок*.

ограничений для детей зафиксировано отличие их положения по сравнению со взрослыми- В детстве ребенок овладевает кормами иг требованиями, которые существуют в обществе для детей. Переход в группу взрослых предполагает изменение прдп, обя­занностей, привилегий. Однако момент такого * официального* перехода находится за пределами подросткового возраста и яв­ляется очень неопределенным и относительным* поскольку в качестве критериев его определения могут выступать разные показатели сугубо социального порядка (окончание образования и начало профессиональной деятельности» материальная незави­симость от родителей, право вступления в брак, получение дру­гих гражданских прав и т.д.)*   

Возникновение у подростка представления о себе как уже перешагнувшем границы детства определяет его переориенти­ровку с одних норм на другие — с «детских* на ♦взрослые*т а также появление специфической социальной активности, кото­рая заключается в большой восприимчивости к усвоению раз­личных норм, ценностей, способов поведенияt существующих в обществе именно для взрослых. Усвоение различных образдов взрослости происходит в практике отношений со взрослыми* и товарищами, через прямое заимствование или подражаниеf пу­тем самовоспитания и самообразования» Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к разным сторонам их жизни и деятельности> приобрести их особенности, качества, умения и привилегии, причем прежде всего те, в которых наиболее зримо выступают отличительные черты взрослых и преимущества по сравнению с

детьми*

Прежде всего это касается тех прав, обладание которыми пьтделяют взрослых по внешнему облику и манере поведения. Б совокупности они представляют отличительные аризнаки внеш­ней взрослости (курение, игра в карты, употребление виьа, специ­фический лексикон, взрослая мода в одежде и прическах, способы отдыха, развлечений, ухаживание, косметика, различные украше­ния и т.п.)* Приобретение такюс внешних признаков «мужской* или «женской* взрослости делает подростка взрослым в собствен­ных глазах и, как ему кажется, в представлении окружающих. Она приобретается путем подражания, Это — самый легкий способ достижения заметной для всех взрослости. Именно поэтому он часто является первым по времени появления, наиболее распро­страненным, стойким, плохо поддающимся развенчанию.

. - *                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    .   .

Далее» равнение подростка на взрослого проявляется в стремлении приобрести его качества. Мальчики начинают путем самовоспитания развивать в себе качества «настоящего мужчины* (силу, смелость, волю, настойчивость и другие)* Ради ятого они занимаются спортом, различными управлениями. Многие стремятся овладев взрослыми умениями (столярничать, слесарничать, водить машину, фотографиро­вать, стрелять из ружья, охотиться и Т.П,), причем начало подростко­вого возраста — самое благоприятное время для обучения подобным умениям, особенно если обучение им организовано серьезно. У девочек тоже существует готовность овладеть некоторыми женскими умения­ми, В иелом же они ориентируются на идеал женщины, в котором выделение привлекательного содержания зависит от воспитания и характера общения.

Наконец, претензии подростка на новые права распространя­ются на всю сферу отношений со взрослыми, что отчетливо обна­руживается в причинах конфликтов со взрослыми и в обидах подростка. Он всячески протестует, когда его «как маленького* опекают, направляют, контролируют, иаказьтают, требуют послу-шания> подчинения» не считаются с его желаниями* интересами, подчиняют установленному режиму, т.е.-когда в отношении взрос­лых к подростку реализуются специфические нормы и способы их поведения с детьми именно как с детьми (согласно их социальному и правовому положению в мире взрослых)- Такой тип отношений становится для подростка неприемлемым, ire соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослого он ограничивает» а свои расширяет и претендует на уважение своей личности и человеческого достоинства, на доверие и расши­рение самостоятельности в разных направлениях, т.е. на известное равноправие со взрослым, и старается добиться признания ими этого. Протест и неподчинение подростка являются средствам, при помощи которого подросток хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослым на новый* пецкфичоский для обще­ния взрослых людей. Иначе говоря, в начале подросткового перио­да в связи с появлением у подростка представления о себе как уже не ребенке и потребности в призншши его взрослости окружающими

г

возникает совершенно новая проблема — проблема прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом, проблема равноправия.

Возникновение и существование этой проблемы ставит подро­стковый период в особое положение в цикле детского развития. Она свидетельствует о нарушении баланса в системе прежних отноше­ний к тевдендии к смене существующего типа отношений другим.

новым1. Протест подростка указывает на то, что он является инициатором перемен, а взрослый этому сопротивляется, Такое положение может сохраняться в течение короткого или длитель* ног о времени, и выходы из него могут быть разными, но, в конечном счете, с одинаковым: результатом — становлением отношений нового типа, основанных на иных, чем » детстве, нормах, Мы полагаем, что перестройка социальной ситуации развития » подростковом возрасте заключается именно в посте­пенном переходе от характерного для детства типа отношений ребенка и взрослого к качественно новому типу, присущему взаи­моотношениям взрослых людей. Завершение этой смены обычно происходит аа пределами подросткового возраста, ко кардиналь­ный сдвиг приходится как раз на этот период и именно он означает возникновение иного, чем раньше, отношения между ребенком и средой, «неповторимость* которого создается нали­чием процесса становления новых способов социального взаимо­действия подростка и взрослых. Старые способы все больше вытесняются новыми, но в то же время они сосуществуют и это создает огромные трудности и для взрослых и для подростка.

Однако перестройка социальной ситуации развития, в виде становления нового типа взаимоотношений подростка и взросло­го, осложняется рядом моментов, существование которых опре­деляет возможность протекания этого процесса в разной форме* Одни моменты благоприятствуют этому переходу, другие же выступают в роли тормоза.

В подростковом возрасте, как переходном от детства к взрос­лости, должно происходить постепенной обучение ребенка быть взрослым в социальном плане, т.е. становление evo социальной взрослости. Это является существенной необходимостью подго­товки к будущей взрослой жизни* Задача воспитания в этот период заключается в том, чтобы постепенно учить и научить подростка действоватьt думать, выполнять разного рода задачи и обязанности на уровне требований* которые предъявляются взрослым, а также

 Сходная проблема возникает в период, получивший название «кризиса возраста трех лет», когда у ребенка появляются претензии вь самостоятельность (*Я сам)*), но качественно отличаются от стремления подростка не просто к самостоятельности, а к равноправию с взрослыми.

пйщпться с людьми по нормам отношении и нщдедеиия

лмх, Чтобы учиться этому, ребенок должен кача'п. жить и спето­му норм XI требований, существующих для инроелмх. Тлкги»

прямо <uui:muo с расширенном самостоятельности и *м Иран подростка. Обычно в;ф<н:лъп* гклопны г нать раанитие взрослости с более серьезным п от 11 ьн шл и thшн>м <}6я.1анп<х*тей и v увеличением их числа ниртлости обязательна предполагав пто. но. с друтй гднны, оно трбуоти расширения прав подростка, Таким oujtorv. мщнчи ра:*ки Tlte сондшльной варослогги нодрекгпса диктую нЛчодтучм-п* ih-jh* хода к новому типу отношений то орошению <ч дйтнгпвом

Такой переход мож(»т проиоходнт1> пгьриному, п зштгшжнгги т ТО1Ч>| когда, кик и и какой степени реализуются новые требования и нормы н щ>ужтик*> доятельности и опюитний {крепка, н тпкж »>т п> (чзтошикли ирншпъ их. Как ужо 14>норилос1ч такай создаете л у ипдроо'пси сдвигами и jwmuimiw tkro лнчнекти л ношр£Шмчиш№Ти к усл\<нчи*ю риаличиык r)fiji:uyni n;tji [Я, а переход к ноному тяну опкишеиин с:о hhicjimmh п т собстщчшьш ггр<»мл<*ш!лм ас.1Д1юстка.

Однако у нздхкишх (учителей и jj<>Atri4vi(jii} сплошь и рядом как

\т:\ имоипо oreyrcntyeT птшиоггь к такому переходу и, и

к piicmtiptmnio njuut подрютка. 1*ао)ии}нш<1 п»ш обычно

<*тся ecretniwHif ым только тогда, когда меняется екмюЖ'

Однако в дойстнительиости общестиешкм* цоложопио подкнггка \п1

и»ияется по ершпшиню с дет(п*ом: он был и остается «учеником»,

школьником». Кроме того» сохраняется полти! матч'риилышя л

rfMOcTiF подрклка от 1юднтолей, а у родителей н уч!ггелей

аоспитателей,

Другой тормоа расширения npaw аодростка — инерш! неп> ош»гга ьл}юслоп> » пиде принмчкк постоянно шшрашшть и колгглщкшптк ребенка. Надь гисширля самоотолтолыик!ть спои нарослый при атом должен огртшичшшть со6стн«тме и «тгошиши ребенка к ломать сибственный опыт общин и я с ним, п :уго трудно даж« нри осознании необходимости паремии.

Третий тормоа силзан с отсутстиинм у poftaT, огонмпю it начале аодросткоиого нозраста» умения дейстиоаить сямостояс Ttva.no* что часто приводит ic тому, что нротенаии подростки прщилшиют t>ro нояможности, и поэтому возникает пбъгктишнш необходимость и руконолстно й контроле со стороны шфмлмх. Вс« ото сомаг крепкую основу длл сохрнкення у на рослого

отношения к подростку еще как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает нецелесообразность и ненужность расширения прав и самостоятельности подростка.

Таким образом, в начале подросткового периода складывает­ся ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у вар ос л ого сохраняется отношение к подростку еще как к ребен­ку, Такое отношение, с одной стороны, вступает в противоречие с задачами воспитания детей этого возраста и является тормозом развития социальной взрослости подростка, а с другой стороны, оно вступает в противоречие с представлением подростка о сте­пени собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником конфликтов и трудностей в отношениях взрослого и подростка, которые воани-кают из-за расхождения ях представлений о характере прав и степени самостоятельности подростка.

Анализ разных вариантов развития подростков показалt что, несмотря на тормозящее влияние вьппеупомянутых моментов, в подростковом периоде старый тип отношений со взрослыми все же вытесняется новым (в большем или меньшей степени), причем труд­ности и конфликты могут быть сведены к минимуму, если взрослый препятствует возникновению и развитию противоречия, порождаю­щего их. Когда же взрослый собственными действиями создает и углубляет противоречие, трудности л конфликты неизбежны.

Характер смены прежнего типа отношений на новый во многом зависит от того, кто является инициатором этой смены. При; инициативе взрослого существует принципиальная возмож­ность управлять этим процессом и избежать трудностей. При инициативе же подростка вероятность возникновения конфлик­тов велика и зависит от существующего у взрослого отношения к подростку — еще как к ребенку или уже как к взрослеющему. Подросток становится инициатором смены отношений, когда у него возникает «чувство взрослостк*» а отношение взрослого к нему» по сравнению с детством, не меняется. Как уже говори-лось, такое расхождение в оценке степени взрослости подростка (им самим и взрослым) выступает в качестве противоречия, способного породить конфликт. Оно может иметь три варианта развития с соответственно разными картинами в динамике отно­шений подростка и взрослого*

Первый вариант характеризуется постепенным углублением щкгга-воречия и развитием конфликта* имеющего тецденцизю быть обпгирньш и длительным* Его первый узелок порождается отношением взрослого к

 

претензиям П0Д1ХХПКЙ iia бшплпую глмсктолтслшкггь, дниерир и нио как К необоснованным. ();цшно <гг]>омж*ние иэдкк'лшх) t4ixi*uiirn> прежний стиль отношений ишьншеф (гацнтишшии* « -ицхше 1 пп;цхчгг-ка в виде [>ааных форм upurecm ц кшодздтення, Суодчгпшяшпгр у подростка и взрослого щхпдаш юле штык тгцдшпрей. "х ошфпгсшьлшш' друг другу определяют шедмнкноиент столкновдний, кишрые ида w»u;»< ммпюста отношения itajVKyioit) стшюгиггся еисгематичсча«1ми и itcr боли» роакимп, а шчштиниод цсщикгпсц — уксциьш и хик»6алм1ым но жцмкп*-рут В результате сохранения т>жой гитушиш ломка »1хьжних сттшгний может втянуться im веел* иод1хкггко1*1»1Й период и iimit** ({юрту хрониче­ского конфликта. IXjMt :т>м ршитю некстзрых trrc>[x>H KqKirjK егка может тормоз1гп>сл» а Л1гшость калечиться (появлекие

Взрослый теряет авторитет, и к нему может возникнуть оптнение как к пе!>емаггку прошлого** что оирддаа«кгг н tvi&iux нодххкггка i№ir(wiim«h им требоняишй, (иденок, 1шгл>щш iKipocynnn».

Второй ш\ришгг «(никнет 1Ч1ГДА* когда поражл;шиц<*е конфликт противоречие сущестпукт, но проянлягпя оиияодиогки, б улучи ля-маскиюшпш сиец.ифиоскпм поволенном взрослого: под кюлрскспса, но попреки собспипшым наглддам, г>и иам»мшот р то, что ш* im:qwiiwuf раньше. Влагодарн этому сплкношчшй вится ммгьш**, но их ио;*мг>жж>оть имеется по<ггс»пшо и;|-ш неизмен ности сущности еугкошенкл нп|кк;лого к подростку, ;>га ае п сочетании г уступками »пудаляет ненослодонатнлкность взрослого: одно и то же то {здяршшштся, то днтщтсл, Тнкая неопределенность, касающаяся пределов доступного и для подростка, сущестнует доыольно часто, может слхраняп»<;я првмя и блшюприятстпуст швитию апрослости 1год1>скггка к рус л v имеющихся у него интересов н стремлений, так как каждое отступление взрослого подросток испольлует против нею как щ кю для достижения желаемого.

Третий вариант складывается п случаях кекда взрослый си временем начинает видоть и подростке но ребенка, н бол it пярос-лого и соответственно меняет отношены Поэтому протикоре-чие, гюрожданшее трудности в их общении, уменьпги*тгя н меняется первоначальна» картина в отношениях: конфликт ста-новитс» меньш« w может исчеануп» вообще.

ti трех указанных вариантах раявитяя отношений подкмгткя и пз1К>слогг> сходным общим моментом является конфликтное implant» подросткового периода. Здесь всюду имеются тик на:»ьшаемал нега-

тивная фаза* Она возникает при иншщативе подростка в переходе к новому типу отношений со взросяым и при сопротивлении взрослого атому. Длительность конфликта определяется временем неизменности отношения взрослого ес подростку, В целом же негативная фаза отражает определенную форму перехода к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развилки личное™ ребенка в начале подросткового возраста опережают появление соответствующих над изменений в отно­шениях с взрослым, Положительною содержание негативной фазы за­ключается в том, что подросток путем разных форм неподчинения взрослому ломает прежние «детская отношения с ним и навязывает новый- тип «взрослых* отношений, которым объективно принадлежит будущее, поскольку только при таких отношениях может развиваться социальная взрослость подростка-                              "        .    .

Существенный симптом негативной фазы заключается также в раз­рушении у подростка прежних и появлении новых интересов. Положи­тельное содержание этой смены создается воаникновением у подростка активного равнения на мир кзрослых с его образцами* нормами, ценно­стями и вообще на взрослого с целью приобрести его разные особенности и качества, приобщиться к разным сторонам его жизни и деятельности-Это имеет важнейшее значение в развитии шциаяьно-моральной взросло­сти подростка. Именно этот процесс составляет основное содержание формирования личности в этот период развитая и заключается в появле­нии у подроегка определенных морально-этических представлений и ценностей, целей н планов, связанных с будущим, задач самовоспитания и самообразования, а такисе стремления поступать в соответствии с собственными представлениями и целями. Однако конфликтные отноше­ния способствуют нежелательной эмансипации подростку создают у него «смысловой барьер* к воздейстииям взрослого, и поэтому воспитатель может вообще потерять возмонсноегь влиять иа подростка в отаетствен-ньтй период становления моральных и социальных установок личности. Иначе протекает подростковый период, если переход к ново­му типу отношений с подростков происходит по инициативе взрослого* В этом случае такой переход может происходить постепенно, без специфических трудностей и быть естественным следствием особого рода общения с ребенком до подросткового возраста или в его начале, а также результатом намеренного изменения взрослым прежних отношений, В последнем случае взрослый, не дожидаясь времени, когда инициатором перемен может стать подросток, начинает перестраивать свое отношение к немуй выяснять» где именно и как можно и нужно расширить его самостоятельность и права, повысить требования к подростку, уве-

личнть его ответственность. Такого |к>да признание шцюслым кшх возможностей рнчпш отшчает задаче воспитания, a щш пни у подростка «чуистш ищюслости» препятстиуг иошши противоречия, нортюкдкющиш трудности и кшфлнктм.

Втмпмсшхпъ дллмюшшп) бскюнфлтспкжх"» щкт'дсшшл i uvu к к met идеи связана с гцадяшьлым решгапдем проблемы шхггпи'Пнитк ,\, к 1и*к>му Tiuiy (Янотшшй н иостепешшш рсципи 1шдро(пк4111 рданых ншчжшлошх, щичом с нахомшиием тпй и* сдапкггстнпнала йд рчуицм кх»ш»К1КХП71м nrvQXurnoi u тгробоштиям, нот}щчаюшаишбь мрл* №>11ла кфкклмй

» пчеш> трудаш задаш, и в наглпг время #аце (гагупгп >каяйть кшхыс пут ее решения. Это — дело Г»уду1ЦП1>.

 п общем но thic мнло, ашдепиитлгукя1 о пртшцшшшыкт

 ЭИ1Х tqx/шем. liKiie хлажиталилп щимзел iwo6x(Wf№> шали самым титудлилм оГ>[*цг>м it ilqimx а(тгигях

тину (Прошений с нащкхтком упришмым ч iuшбгшч1 цлччнсагым и

]КШШЛХ ICOHKJHm IF.IX ytTJU Ш11ЯХ.

Интересны и иоучитслыпя случил бесконфликтного нгргхода к новому типу отношений, жкшикающих ил (ii№? особого (юда обще­ния fрослого if ртбемка и кошм* младшего итколькогс» ьоарцгта и и начало подросткового. !)то имеет Mtuiro и случалх, когда nih'M особых о6стоятйЛ1*стн робонок «таноцится горьсапым матери в хшлйютвси шых делах, а и некоторых поп рисах -сопег«£»ком и опорой, причем одновременно имеет значительную самостоятельность п отношениях с товарищами. Тпког положение подростка ставит «го и существенных »oupt»c*ix картине со нзрослы­ми и вызывает к жнянн способы со1Ц!йлы1оп> вааимодейстния, опкжанныи на дошпш, помощи друг Apyiyf унажинин. Далее, отношения между подростком и нэрослым не «рстерпе«41и»т птр|г цятелыплх изменений, когда нзроелми янлкется актшшмм участ­ником жизни ребенка (разных т> дел, интересов, тчинтчшп), станоиитсл его личным, шггимшлм другом, помогает сонггом и д?.лом> сам советуется с ним н некоторых uonpooix. Также не происходит пт{Жцател1Л(ых еднигоп, пели наюслый становятся оО})а,чцом для ребенка м прнобща*1 его к некоторым споим шггерт!-cajw и цинггиям, учит полезшем умениям, считается с мнением, помогает и трудностях.

too

Для всех этих вариантов отношений характерно наличие общности в той или: иной стороне жизни ребенка и взрослого, сотрудничества мезвду ними, из чего $ожда&ужпромежуттиъштипшпошешш больше­го равноправия по сравнению с детством1. Отношения развиваются благополучно, если они строятся по определенному типу отношений взрослых — дружеских или содержательного сотрудничества с харак­терными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. В процессе сотрудничества происходит становление вовьсс способов соци­ального взаимодействия подростка и взрослого, морально-этическое со­держание которых отвечает задаче развития социальной взрослости: подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. Сотрудйичесгшо, будучи особым таном общения, позволяет взрослому поставить подростка в новое положение — своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом* Именно такого рода отношения субъективно необхо­димы подростку и объективно необходимы для его воспитания*

Таким образом* создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержатель­ных контактов, как основы перехода к новому типу отношений, является важнейшей проблемой в воспитании детей этого возра­ста и необходимым и обязательным условием развертывания процесса обучения подростка быть взрослым. Постепенно вво­дить его в мир взрослости должны непосредственные воспитате­ли — родители и учителя. Бели этого не делать, подросток найдет способы проникнуть в этот мир без помощи взрослых, Их нежелание или неумение понять новые стремления подростка толкает его в среду товарищей, на поиск удовлетворяющего содержания жизни и отношений, еще больше увеличивает по­требность в общении со сверстниками, поскольку здесь, s среде сверстников, стремление подростка к взрослости понятно остальным. находит признание и поддержку. Здесь отыскиваются разные пути приобщения к взрослости и устанавливаются контакты на этой основе. Здесь может получить поддержку протест подростка против

1 Успех системы воспитания А. С* Макаренко в огромной степени определялся тем, что он строил отношения взрослых и подростков и между ребятами именно на * взрослых* нормах и нашел организационные формы жизни коллектива, основанные на нормах демократического централизма/

неудовлетворяющего отношения взрослых и на этой основе мо­жет возникнуть «солидарность группы♦, Общение с товарищами является особой школой развития социально-мораль ной взрос­лости подростка, и сила влияния сверстников прямо пропорцио­нальна степени неудовлетворенности подростка общением со взрослыми- Первопричиной эмансипации подростка может быть не совершившийся своевременно переход к новому типу отноше­ний с взрослыми, а поскольку при этом социально-моральное развитие подростка происходит преимущественно за пределами влиянил родителей или учителей, то у них нередко появляются новые трудности и проблемы из-за расхождений с подростком во взглядах по разным вопросам, причем подросток может отвер­гать мнение взрослого не только как «просто* неправильное, но и как «несовременное*, * старо модное*. Вопрос о столкновениях и конфликтах подростка и взрослого из-за различия в этических и эстетических представлениях» в социально-моральных уста-новках и ценностях является особой проблемой, которая приоб­ретает актуальность во второй половине подросткового возраста и сохраняется в юношеском,                                 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.