|
|||
психология 26 страницаВТОРОЙ ШАГ
Теперь, когда ваш список готов, еще раз просмотрите его и выберите для отдельного перечня все то, что имеет вполне определенные последствия для жизни ребенка, но никак не влияет на вас* Этот перечень мы будем называть перечнем событий жизни ребенка, . . Затратьте на это некоторое время* продумывал каждый пункт списка по мере того, как продвигаетесь вперед. Возможно, некоторые пункты имеют явные следствия лишь для вашего ребенка и, таким образом, относятся к перечню событий его жизни; другие же тесно связаны только с вашей собственной жизнью и, следовательно, к данному перечню не относятся. Но есть и такие ягункты, которые вам придется разбивать на подпункты, чтобы определить t какой из root влияет на вас* а какой — нет* Если же вы никак не можете решить, относится ли данный пункт к перечню событий жизни ребенка» то спросите себя, располагаете лк вы реальной властью над этой ситуацией или нет. Например, если косметика, которую вы одалживаете своей дочери, все чаще не возвращается вам, можно прекратить давать ее. Однако если у вашей дочери есть привычка курить вне дома, то не существует такого прямого воздействия, которое можно предпринять, чтобы изменить положение. В первом случае у вас есть непосредственная власть над ситуацией, тогда как во втором случае такой власти нет. Мы обнаружили, что пункты, которые не влияют на вашу жизнь, — это обычно то, с чем вы ничего не можете 'поделать. Мы считаем, что было плохой тактикой настаивать на своем там, где это бесполезно, и поэтому предлагаем: если можете, поместите данные пункты в перечень событий жизни ребенка* Поберегите свои силы для тех сфер, с которыми мы будем иметь дело несколько позднее и в которых у вас есть некоторое влияние. Способ, с помощью которого вы будете отбирать пункты для перечня событий жизни ребенка, зависит, койечно, от той конкретной уникальной ситуации, в которой вы находитесь; только вы сможете решить, относится или нет данный пункт к перечню событий, не влияющих на вашу жизнь. Тем не менее мы можем, используя примеры из приведенного выше списка, указать отдельные пункты, которые, скорее всего, могут быть вполне обоснованно отнесены к данному перечню. Следующие пункты в целом лучше включить в перечень событий жизни ребенка, вычленяя при этом лишь те весьма незначительные их аспекты, которые влияют на вас и, кроме того, находятся под вашим контролем* • Поздно ложится спать. Родители часто испытывают озабоченность по этому поводу, ибо ребенку необходим отдых, чтобы вовремя встать утром и быть бодрым в школе* Конечно, если дети поздно ложатся спать, то на следующий день у них слипающиеся и затуманенные глаза, вялость и сонливостьт но все это — последствия для жизни вашего ребенка, и совершенно ясно, что они не влияют на feamy жизнь: Помещая этот пункт в перечень событий жизни ребенка, учтите, однако, следующие его аспекты* которые влияют на вашу жизнь: - Ворчливый и раздражительный на следующий день. Не дает мвге побить одному, лишает меня тишиаы и покоя вечером и ночью. Требует, чтобы я раабудил{а) его или ее на следующее утро. * Слишком много смотрит телевизор. Мы можем представить те последствия для жизни вашего ребенка, которые, возможно, беспокоят и вас. Ребенок> скорее всего напрасно тратит время; он портит осанку и глаза; забивает себе голову ерундой и банальностями, вместо того чтобы учиться получать удовольствие от творчества. Ничто из этого не влияет на вашу жизнь, поэтому данный пункт следует, скорее всего, отнести к перечню событий жизни ребенка, однако опять с некоторыми оговорками, например, такого рода: Мешает мне смотреть интересующие меня ирограммьк Смотрит телевизор слишком долго и включает его так громко, что шум надоедает и мешает мне. Не моется, W Ужасная картина преследует родителей, чей ребенок не хо-чет мыться: через тридцать лет вы идете по улице с вашим ребенком, вы — опрятные и элегантные, а ой или она — немытые и нечесаные взрослые отталкивающего вида. Все знакомые, завидя вас вместе, думают: «Какие ужасные родители, как только они позволили вырасти таким разгильдяям*. Однако, если не думать о стыде такого рода, нежелание вашего ребенка мьиъся не влияет на вашу жизкь, хотя оно имеет определенные последствия для самого ребенка: мнение о нем друзей, учителей, родственников и т.д. складывается с учетом его опрятности, и, весьма вероятно, что они и ведут себя по отношению к нему в соответствии с этим мнением. Помещал этот пункт в перечень событий жизни ребенка, следует учесть те его аспекты, которые могут представлять для вас отдельную проблему: От нее неприятно пахнет, заношенный свитер пахнет при каждом ее движении. Он пачкает мебель, когда сидит на ней. Когда наступает его очередь готовить, ов ве моет руки, и у меня появляется ощущение, что и пища грязна*. • Не заботится о личном имуществе. Оставляет свой велосипед на улице* где он может попасть под дождь или где его могут украсть. Почти каждый взрослый, вынужденный зарабатывать деньга, чтобы содержать себя я семьюt чувствует себя не в своей тарелке, когда видит плохое обращение с дорогими вещами, а когда эти вещи он еще и оплатил собственным трудом, такой дискомфорт может быть весьма чувствительным. Видя, как бесцеремонно обращаются с купленными вами ветцашг, вы также можете почувствовать себя недооцененным;. У вас могут развиваться тревожность и озлобленность во всем, что ' касается денег. Вы заплатили за нечто, что не было оценено, и молсете
почувствовать, чю теперь обязаны шшчпъ за новые и новые пещи и что все ваши деньги просто исчезнут, как исчезает вода в сливе раковины» Чтобы совершенно изменить ситуацию и вернуть себе контроль над финансовыми затратами, мы советуем вам провести четкую грань между вещами вашего ребенка и вещами, принадлежащими _ вам, и после этого все то, что ребенок делаем со своими вещами, со всей определенностью включить в перечень событий жизни ребенка, Совершенно ясно, что пропажа велосипеда у ребенка, всякого рода порча школьной формы, растрата подростком собственных денег, скорее всего, окажут воздействие на его, а не на вашу жизнь* В то же время следует помнить о тех аспектах данного пункта, которые имеют последствия я для вас* Ждет, что я возмещу пропавшие, испорченные или отдаввые вещи. * Дерется с братьями и (или) сестрами. Это один из наиболее распространенных и очевидных поводов для беспокойства родителей, имеющих несколько детей. Он принимает столь разнообразные формы к имеет столько степеней выраженности, что мы до сих пор встречаемся в своей практике с его новыми разновидностями. Каждый раз* сталкиваясь с новым случаем такого рода, мы обычно думали: «Эта ситуация — совершеннейшее исключение* — и начинали работать с ней каким-то особым образом* Однако раз за разом мы вновь приходили к тому видению подобных ситуаций, которое описываем я этой книге. Когда дети дерутся, ваша главная забота, возможно, состоит в том, чтобы обеспечить их безопасность: вы боитесь, что один из них серьезно поранит другого* Очевидно, это может иметь крайне неприятные последствия как для того, так и для другого* Но даже если результат не столь ужасен, вас все равно может пугать перспектива возникновения у детей установок решать все жизненные проблемы с помощью насилия, причем один ребенок приучается быть хулиганом и задирой, а другой — беспомощной жертвой. Все это — серьезные последствия, но в первую очередь они влияют на жизнь детей* Мы советуем вам поместить этот пункт в перечень событий жизни ребенка (если все участники стычек достаточно взрослые и умеют уже бегать и говорить)> учитывая при этом те его аспекты, которые окалывают на вас непосредственное влияние* Меня пугает возможность настоящего увечья. Они так сильно возятся, когда дерутся, что я слышу визг и шум от их возни и грохот мебели. Оаи так шумят, что домовладелец уже грозил выселением. Кричит, закатывает истерики, когда ему или ей перечат. Вам не хочется, чтобы ребенок был недоволен вами или сердит на вас, а соседи или кто-либо еще и знали о том, что подобного рода ненормальное поведение случается у вашего ребенка. Тем не
менее вспышки раздражения, скорее всего» не имеют каких-либо реальных последствий для вашей жизни. Что же касается ребенка, то> насколько мы знаем» результатами истерических вспышек бывают воспаление горла, потеря голоса, чувство беспомощности от того, что никак нельзя получить желаемого тем способом, которым хочется, и иногда чувство приятного возбуждения, наступающее после полной разрядки. Таким образом, эта* скорее всего, пункт из перечня событий жизни ребенка. Некоторые дети швыряют вещи, когда разгневаны; будут ли подобные случаи отнесены к перечню событий жизни ребенка или к перечню событий вашей жизни, зависит* как нам представляется, от того, чьи вещи были брошены или повреждены* Если ваши вещи:, то случившееся определенно влияет на вашу жизнь; если же это были вещи ребенка* то их поломка — потеря для него, а не для вас. Вот почему данный пункт следует отнести к перечню событий жизни ребенка. Вспышки раздражения не так просты. Обычно они возникают в ответ на нечто» что сделали вы и что может затрагивать как жизнь ребенка (*Нет, ты не пойдешь к Джен, дока не сделаешь домашнее задание»), так и вашу собственную жизнь {*нет, я не собираюсь одалживать тебе мою машину на сегодняшний вечер*)* Вспышки раздражения возникают также тогда* когда ны неоднократно делали уступки ребенку, В итоге вы можете как бы натренировать раздражительность ребенка, время от времени подкрепляя ее. Теперь же предстоит переучить сына или дочь. А как ато сделать, мы покажем в следующих главах. Один из аспектов вспышек раздражения ребенка, который должен быть отнесен к перечню событий вашей жизни» — это шум. Одна из матерей* с которой нам пришлось работать, страдала по этой причине даже расстройством слуха* Таким образом, относительно вспышек раздражения ребенка вы, возможно, захотите отметить для себя следующее: Шум раздражает и мучает мевя. * Не убирает в своей комнате* Подобное может доставлять родителям, и особенно матерям, почти нестерпимые мучения. И тем не менее в большинстве случаев такая привычка влияет преимущественно на жизнь ребенка, ведь именно ваш сын или ваша дочь должны жить в атмосфере свинарника, испытывать стыд, когда им предстоит принять у себя друзей, и затруднения, когда приходится искать свои вещи в этом общем беспорядке и носить нестираную, мятую одежду. Родители иногда полагают, что одна из их обязанностей состоит в том, чтобы научить детей быть опрятнымит и что важный элемент такого обучения — постоянное требование под* держания чистоты и порядка в спальне* Нам бы очень хотелось убедить вас, что все это лучше всего отнести к перечню событий жизни ребенка. Вели бы вы сдавали одну из своих комнат кому-нибудь за плату, настаивали бы аы> чтобы он или она поддерживали в ней порядок? Мы думаем, что, скорее всего, нет; если человек платит за комнату, то она является его территорией, Конечно, ребенок не платит за свою комнату, однако нам все же представляется разумным, чтобы некоторая часть дома была бы выделена ему как именно его территория. Так что оставьте, если сможете, чистоту и порядок в комнате ребенка в перечне событий его жизни. Неприбранная комната будет, по-видимому, досаждать вам только в тех случаях, когда: Ее дверь оказывается приоткрытой, так что вельэя не видеть беспорядка к гряз иг. В ней скапливается посуда, которую оставляет там ребенок. Оставленные в вей объедки привлекают в дом муравьев и мышей. Вы хотите продать дом, и вам приходится показывать все его комнаты потенциальным покупателям. Не хочет ничего делать вместе с семьей. * Все время хочет быть наедине. Родители обычно чувствуют себя обиженными, ненужными, отвергаемыми, когда дети избегают ходить куда-либо вместе с ними, явно предпочитая компанию друзей или свою стереоаппаратуру. Ниже мы опишем, что следует делатьг чтобы повысить вероятность того* что ребенку захочется бывать всюду с вами, а здесь же просто посоветуем включить эти пункты, если выт конечно* сможете, в перечень событий жизни ребенка. Попробуйте подумать об этом с такой точки зрения: вы ведь интерес-ный* заботливый я веселый человек* и если ребенок не хочет быть с вами, то это потеря, скорее, для него, чем для вас. А вот\ то, что вы можете учитывать: Отказываясь сопровождать меая, ребенок лишает мевя возможности выходить из дома, потому что я знаю, что он, оставаясь од ив, может что-нибудь испортить, впустить чужих людей в дом и т*д. Заявляет мне, что она всегда приходит вовремя, не заставляет себя ждать и не нарушает никаких д ого & о рев а ост ей- Водится с нежелательными» приятелями, В эту категорию друзей моьут попасть, например* те* ценности которых явно отличаются от ваших, кто значительно старше вашего ребенка, кто уже имел дело с полицией* кто занимается сексом, употребляет наркотики, тунеядствует и т.д. «Возможность самому(ой) выбирать себе друзей* — это, по-видимому, вторая из наиболее рапространенных и насущных потребностей подростков. «Больше свободы* — их первейшая потребность, на даже она зачастую приобретает значениге+свободы быть с друзьями, которых я сам(а) выбрал(а)*. В то же время мы знаем, что заботливые родители часто испытывают чувство ответственности за то, с какими людьми общается и дружит их ребенок, а учителя и администрация школы* а также разного рода консультанты иногда усиливают у них это чувство ответственности* Мы слышали однажды, как офицер полиции сказал родителям; «Вы отвечаете за то, с какими людьми слоняется ваш ребенок *. Однако это также такой пункт, над которым вы не имеете прямого и непосредственного контроля и который прямо не влияет на вашу жизнь* На наш взгляд, этот пункт предоставляет особенно хорошую возможность для того, чтобы, поработав с ним, получить большую свободу для себя и в то же время найти точки взаимопонимания с сьтом или дочерью. Мы думаем* что данный пункт совершенно определенно относится к перечню событий жизни ребенка- Отложим для последующего обсуждения такие его аспекты, которые могут влиять на вас: Ребенок приводит атих * нежелательных* друзей домой против моего желания. Позволяет этим друзьям красть у меня. Приводит этих друзей, когда меня нет дома. Требует» чтобы я обслужи в ал (а) этих друзей (возил (а) их на разного рода развлечения к т.д.). Убегает из дома* Когда ребенок впервые убегает из дома, родители могут испытать настоящие мучения. Возможно, вы испытаете подлинную душевную боль и внутреннее напряженке — боль, которая какое-то время не даст думать ни о чем другом, и внутреннее напряжение постоянной озабоченности, обиды и стыда. До тех пор пока сын или дочь не вернулись, вы будете видеть их в каждом встречном: ребенке, который хоть чем-то напоминает вашего, и каждый раз при этом вы будете испытывать мучительную боль. Тем не менее мы не можем сказать, что все эти болезненные переживания причиняет вам ребенок. Скорее всего, их причина r самих родителях. Отчасти она заключается в том,. что все мы убеждены в необходимости контролировать любое поведение, любые поступки ребенка, а этот его побег, который мы не смогли предвидеть и проконтролировать, подрывает данное убеждение и тем самым травмирует нас* В самой ситуация побега из дома и ребенок, и родитель видят, как правило* некое воздействие ребенка на родителя (или родителей) с целью получить от него что-либо (по крайней мере, внимание)* Драматизируя данное событие и оправдывая этот иррациональный в своей основе поступок, дети часто описывают своих родителей как настоящих чудовищ с пятью рогами н перепончатыми лапами, да и родителям * скоре всего, так или иначе придется выслушать о себе нечто подобное, пока их дети не будут найдены* Все это может помечать тому, что данный пункт попадет в перечень событий жизни ребенка. Тем не менее мы убеждены: с воспитательной точки зрения такое решение является самым верным н наиболее эффективным. Если мы посмотрим на ребенка как на человека, ответственного за свою жизнь, то увидим в его побеге из дома поступок, смысл которого заключается в воздействии не на родителей, а на самого себя. Именно ребенок переживает при этом все связанные с побегом опасности и радости, ощущение свободы и осознание несправедливости, допущенной им по отношению к родителям, всякого рода осложнения в связи со школой, трудности при поиске друзей, которые приютили бы его, а также все неудобства из-за необходимости проводить ночи в церковных парках, садах» на крышах универмагов и т,д, В ряде штатов США побеги детей из дома расцениваются как нарушение закона, и это также забота ребенка* Если же вы соблюдаете родительские обязанности (а мы уверены, что это именно так* иначе вы не читали бы эту книгу), то вы не нарушаете закона. Итак, мы советуем вам поместить данный пункт в перечень событий жизни ребенка* Учтите при этом те аспекты побега» которые могут непосредственно повлиять на вашу жизнь. Подвергает меня судебной и финансовой ответствевиости за весь тот ущерб, который он или она может принести. (Эта ответственность сохраняется, однако, и когда ваш ребенок не находится в бегах.) Оставляет меня в неведении и неуверенности! следует ли продолжать предоставлять ему или ей комнату, делать ли для а его или нее разного рода покупки и т.д. Ездит в машинах или на мотоциклах с безответственными друзьями. - Здесь вашей главной заботой является безопасность ребенка. Вы легко можете представить себе, что он или она тязкело изувечены или что из-за них сильно пострадал кто-то другой. И действительно, этот пункт может иметь очень серьезные последствия для будущего ребенка, и в то эке время вы практически ничего не можете изменить. Если наложить запрет на такого рода поездки t то ребенок будет участвовать в них без вашего ведома, и вы утратите даже ту малую частицу контроля, что была у вас ранее. \ Поэтому мы думаем, что этот пункт откосится к перечню событий жизни ребенка. Один из аспектов этой проблемы, кото* рьш также может вас беспокоить и непосредственно влиять на вашу жизнь! состоит в том» что: Потребуются затраты на лечение и содержание изувеченного и нетрудоспособного ребенка, которые мне придется оплачивать, • Пьет, курит, употребляет марихуану или друше наркотики. . Все эти действия могут причинять вред здоровью, а некоторые из них являются незаконными, так что они определенно имеют последствия для жизни вашего ребенка. Отдельные аспекты этих действий, влияющие на вашу жизнь» могут состоять в том, что подросток: Приходит домой пьяный или невменяемый. Хранит дома наркотика или запасы алкоголя {а это может навлечь на вас ответственность за нарушение закона). Оказывается вовлеченным в полицейское расследование, требующее явки родителей в суд. Сексуально активен?на). ' До тех пор пока сексуальная активность сына или дочери осуществляется где-то за пределами вашего внимания и вашей осведомленности, она» скорее всего, весьма незначительно влияет на вашу жизнь, тогда как для него или для нее эта активность имеет массу возможных последствий. К данной сфере относятся все вопросы, связанные с восприятием ребенком самого себя, взаимоотношениями с другими людьми, моралью и нравственностью, любовью, возможной беременностью и венерическими заболеваниями» Все они предполагают принятие ребенком действительно важных и ответственных решений* Если наступает беременность, то решение о том» воспитывать ли ребенка, бросить ли его или же сделать аборт, принадлежит в соответствии с законом» принятым в большинстве штатов, молодой матери. Согласно закону вы не несете ответственности за уход за младен- цем и даже не отвечаете за уход за вашей дочерью, если у нее есть ребенок. Когда это происходит, она становится в соответствии с законом взрослой и» следовательно, ответственной за себя и своего ребенка. На вас же влияют лишь следующие аспекты сексуальной активности подростка: Занимается сексом в вашем доме. Думает, что я буду растить ребенка. * Поздно возвращается домой. По ночам уходит из дома через окно. И снова ваша главная забота здесь — безопасность ребенка. Вы представляете себе все те опасности, которые могут подстерегать его поздно вечером и ночью: нападения, изнасилования и т.п., и вам хочется, чтобы ваш ребенок был дома, в безопасности. Безопасность сына или дочери действительно является важным фактором его или ее жизни, влияющим на вашу жизнь главным образом постольку, поскольку вы испытываете беспокойство по данному поводу. Поместите, если сможете, этот пункт в перечень событий жизни ребенка, отметив для себя те его аспекты» которые влияют на вашу жизнь: Шумит, когда поздно возвращается домой, и нарушает мой покой или будит мевл среди ночи. Разбивает стекла в окнах и ломает дверные замки, пачкает стены и мебель, когда выбирается из дома или пробирается домой, '. Оставляет дом незапертым, чтобы потом беспрепятственно вернуться в в его. Носит вызывающие бюстгалтеры. Носит одежду, выглядящую очень неряшливо. Злоупотребляет косметикой. Манера ребенка одеваться влияет на его жизнь по многим каналам: она свидетельствует о том, каким видит себя ребенокt каким он хочет, чтобы его видели другие, и тем самым как бы предупреждает окружающих о том, чего они могут ожидать от него. На вашу жизнь все это не влияет: на нее влияет ваша манера одеваться. Далее, реальный контроль извне над тем, как одевается ребенок, крайне незначителен, за исключением тех случаев, когда он или она находится в полной зависимости от вас. Мы советуем вам включить этот пункт в перечень событий жизни ребенка, отметив для себя только такие его аспекты* которые прямо влияют на вас: Хочет появиться в а людях вместе со ивой, в то время как сам (а) выглядит как настоящий(ая) бродяга (проститутка) и т.п. Водит машину приятеля, не имея водительских прав (или угоняет чужую машину и отправляется на увеселительную прогулку» )щ 34 7 Проникает ь дома соседей и крадет там вещи. Занимается воровством в местном универмаге. Конечно, все эта незаконные действия так или иначе окажут свое влияние на жизнь вашего ребенка. Совершая подобные проступки, он или она нарушает права других людей и в худшем случае может сделать нечто, что нанесет им прямой ущерб* При этом подросток получает также некоторые представления о законе, которые, возможно, сначала сводятся к тому, что им легко пренебречь, а затем {если ему посчастливится и он не успеет стать закоренелым правонарушителем) уже начинает понимать, что обходись законы не так уж легко и нарушения их могут иметь весьма неприятные последствия. Бы не можете непосредственно повлиять на ребенка так, чтобы он перестал заниматься подобного рода вещами, поэтому остается лишь надеяться, что полигщя вмешается ггреззде, чем дело заддег слишком далеко, В этом случае ваш ребенок может быстро повзрослеть, если, конечно, вы позволите случившемуся остаться его или ее собственной проблемой. Иногда родители стремятся сделать так» чтобы избежать наказания детей властями за нарушение законов, полагая, что арест — это предельная, слишком крутая мера, а * привод» может повредить человеку в дальнейшем. Даже если дело зашло так далеко, советуем включить этот пункт в перечень событий жизни ребенка. Может быть, вас успокоит то обстоятельство, что столкновение с законом обычно не является ни полным крахом, ни слишком сильнодействующим средством; большинство представителей власти, занимающихся несовершеннолетними правонарушителями, борются за детей, а не против нгос и делают все возможное, чтобы вернуть их к нормальной жизни без каких-либо травм. В некоторых штатах любой привод за судебко-наказуемые правонарушения» допущенные несовершеннолетними, ликвидируется по достижении ими восемнаддаталетнего возраста* Если ваш ребенок экспериментирует с незаконными; действиями, то столкновение с законом без вашего вмешательства и поручительства может оказаться для него единственным спасительным средством, И по-видимому, намного лучше, если это произойдет теперь, чем после того, как ребенку исполнится восемнадцать лет. Тюрьма для взрослых менее комфортабельна, менее полезна и более серьезна по своим последствиям, чем приемник для несовершеннолетних. Короче говоря, мы предлагаем вам включить эти пункты в перечень событий жизни ребенка, А аспекты такого рода поведения, которые вы должны исключить из этого перечня* потому что они влияют на вас, могут быть следующими: - Держит краденое в моем доме. Получение вызовов из полиции. Необходимость идти в суд с ребенком. Необходимость оплачивать содержание ребенка в приемнике для несовершеннолетних. Необходимость оплачивать штрафы за ущерб, нанесенный ребенком. Не хочет делать домашние задания. Не хочет ходить в школу. Плохо учится. То» что делает ваш ребенсЛс в школе и в связи со школой, влияет прежде всего на его или ее жизнь — на то, что он или она смогут выбирать впоследствии: вид деятельности, которой они будут заниматься, людей, с которыми они будут общаться, а также на его или ее представления о себе. Но все это не влияет на вашу жизнь; вы, вероятно, уже прошли через все те классы школы, которые хотели окончить, и вряд ля у вас есть желание повторить весь этот путь с вашим ребенком. Возможно, вы не можете также заставить ребенка ходить в школу или хорошо учиться* Нам никогда не доводилось видеть, чтобы кому-то из родителей удавалось заставить детей учить уроки. Таким образом, эти «школьные* пункты следует смело отнести к перечню того, что заботит только вашего ребенка* Те их аспекты, которые следует исключить из этого перечня, если, конечно, они беспокоят вас, таковы: Вынуждает меня выслушивать телефонные звоаки из школы и обвинения в том, что мой ребенок ведет себя там ае так, как следует. Слоняется вокруг дома во время школьных занятий. Живет в доме как иждивенец, не имеет никаких обязанностей. (Мы хотим сказать, что ваша основная обязанность по отношению к ребенку состоит, вероятно, в том, чтобы предоставлять ему все необходимое для нормальной жизни* тогда как обязанность ребенка — учиться и готовиться стать взрослым. Если нее он или она прекращают обучение, но все еще продояжают ждать поддержки со стороны родителейг ничем не возмещая их помощь* то это и есть шкдивеа честно), • Валяется целыми днями* только и знает что ест и смотрит телевизор. Казалось бы, данный пункт ке столь уж и значим, однако он может быть постоянным раздражителем для родителей. Все это переживается взрослым подчас особенно болезненно, потому что он не может придумать сколько-нибудь приемлемого оправдания для своего нетерпимого отношения к безделью ребенка и поэтому вынужден испытывать чувства неуверенности и вины наряду с переживаниями крайнего раздражения. Наш опыт свидетельствует, что данный пункт представляет собой вторичную проблему. Обычно родитель чувствует себл рассерженным и беспомощным из-за каких-то других проступков ребенка и поэтому редко испытывает положительные переживания по отношению ко всему тому, что тот делает. Если вы чувствуете, что кто-то вас обманывает, эксплуатирует, отвергает, несправедливо обращается с вами, то, скорее всего, ваша реакция на все в этом человеке будет отрицательной. Как только вы освобождаетесь от этих более существенных проблем, становится гораздо легче быть снисходительным и добрым к этому человеку. Поэтому мы советуем заняться подо-бными более значимыми пунктами, а данный проступок без колебаний вписать в перечень событий жизни ребенка» вычленив те его аспекты, которые на самом деле влияют на вашу Съедает дома все съестное. Оставляет за собой использованную посуду и окурки. Не дает мне побыть наедине с собой. Надеемся, что приведенный список вполне достаточен, чтобы дать вам представление о том, какого рода пункты соответствуют перечню событий жизни ребенка* Существует также особая группа проблем, которые на первый взгляд относятся к перечню событий жизни ребенка, но тем не менее не вычленены как таковые из исходного списка проблем, Это пункты, сгруппированные вокруг того, что говорит или какого рода установку выражает ваих ребенок. Мы имеем в виду следующее: когда ребенок говорит неправду» обязывает вас или когда у него преобладает мрачная, угрюмая или замкнутая установка по отношению к окружающему, все это необязательно влияет на вашу жизнь; влияние начинается тогда, когда вы начинаете воспринимать подобное поведение всерьез. Однако данные пункты не столь легко поддаются тому подходу, который мы рекомендуем применительно ко всем дрочим событиям жизни ребенка, и поэтому мы не будем включать их в данный перечень, а займемся ими отдельно и несколько позднее. Те проступки ребенка> которые остались в нашем исходном списке (см. с- 336—338), следует рассматривать как непосредственно влияющие на вас, т*е. как пункты перечня событий жизни родителя > с которыми мы будем работать во второй части книги ч ТРЕТИЙ ШАГ Теперь у вас есть отдельный перечень тех поступков ребенка, которые не влияют на вашу жизнь. Нам бы хотелось, чтобы вы поработали с этими пунктами особые специфическим способом,
|
|||
|