Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 25 страница



Враги сошлись в битве.

Если выиграет мать, подросток будет чувствовать себя обижен­ным и мрачно и сердито отправится на уроки, строя планы, как бы наказать свою семью, как бы отомстить. Возможно, ока и наденет пальто, но через три дома она его снимет. Так что, мать победила?

А что будет, если в споре о пальто победит не мать а подросток? Тогда мать будет сердиться и мысленно ругать отца, которому наплевать на поведение дочери,,. Короче, день у нее наверняка сложится скверно. А виной всему ее искаженное чувство ответственности.

Предположим, однако, что мать научилась актуализировать игру. Для этого она должна прежде всего убедить себя* что жизяь — это не обязательно битва; что жизнь — это иногда и дружба, и сотрудничество. И тогда враги превратятся в друзей, а у друзей непоколебимым правилом служит; «Когда выигрыва­ешь ты — выигрываю я; а когда ты: теряешь — и я теряю тоже* >

У друзей — общие потребности, и им нет резону конфликто­вать и соревноваться.

— Мы ведь обе не хотим, чтобы ты простудилась? — говорит тогда мать. — Пойми, я искренне за тебя волнуюсь. Войди, пожалуйста, в мое положение и посоветуй, что делать.

При таком подходе Салли скорее всего скажет:

— Хорошо» давай я надену под жакет свитер.

— Прекрасно, — соглашается мать.

Заметим, обе расходятся в хорошем настроении* Что же произошло? Просто правила игры были изменены*

Конечно, между матерью и Салли еще не однажды будут возникать конфликты, но решение их будет успешным, если оно будет базироваться на идее взаимного уважения. Поэтому мать, во имя собственного же блага (не говоря о благе дочери), должна вести себя с дочерью, как с равной, а не как с подчиненной. И (пусть это даже угрожает здоровью дочери) она могла бы позво­лить ей остаться в одном жакете* Из двух зол, как известно, выбирают меньшее, И простуда Салли в данном случае — несом­ненно меньшее зло, нежели потеря контакта, может быть, на­всегда между матерью и дочерью.

Все мы могли бы избежать множества неприятностей, если бы правильно понимали:, что такое ПОБЕДА и что такое ПОРАЖЕНИЕ.

И то, и другое — это всего лишь гипотезы того» как надо жить, И я утверждаю, что эти гипотезы оказались ложными,

Перлз писал: «Выигрывая, мы обязательно проигрываема

Многие родители считают себя экспертами поступков своих детей, и, к несчастью, их подход к детям определяется одним лишь *ТЫ ДОЛЖЕН*, Попробуйте как-нибудь подслушать раз­говор родителей с ребенком, который они затеяли в воспитатель­ных целях. И посчитайте, сколько раз в течение нескольких минут они употребляют этот категорический императив. Впро* чем, дети тоже не чураются этого «ты должен», и весьма умело им пользуются. Так что они квиты.

Альтернативой «долженязму* является то, что есть. Стрем* ление к совершенствованию — это не что иное, как чувство неспособности и неполноценности. j

Вместо того чтобы создавать ад налшм детям, устанавливая невыполнимые стандарты их поведения, мы должны расти вместе с ними, творчески решая НАШИ проблемы. Лишь растущая лич­ность способна безоговорочно принять ответственность на себя.

Рассмотрим еще один пример из моей врачебной практики и проверим, как эта теория работает.

...Джим сражается с отцом из-за домашнего задания. Он не хочет делать его сейчас, Он хочет сначала прогуляться со своими клубными друзьями* «Сделай уроки, а потом иди*, — говорит отец* И проявляя скорее дружелюбие, чем враждебность, он добав-

 

ляег: «Давай посмотрим, можем ли мы договориться. Ведь мы оба хотим, чтобы ты окончил высшую шкалу, а для этого надо неукосни­тельно выполнять домашние задания, правда?*, С этим Джим соглаша­ется, но уроки делать сей же момент он все равно не хочет. * Давай* — предлагает Джим, — я встану рано утром, и все сделаю». «Отлично, — соглашается отец, — но если ты не встанешь* то в следующем месяце тебе придется оставить клуб — ты на собственном же опыте убедишься, что тебе не под силу совмещать клуб и учебу*.

Отец пошел на уступку, и это куда лучше, чем затяяшой конфликт, который превращает в кошмар жизнь многих семей.

В следующем примере Мэри и ее родители могут прийти к согласию относительно ее свидания. Ей только 13 лет» но она очень хочет поехать в пятницу вечером в кино с Джеком, кото­рому 16- «Одна.» В автомобиле...*, — думают ее родители и решаются воспрепятствовать атому* «Вы не отпускаете меня даже в кино!» — маяипулятивно протестует Мэри. Мать не соглашается: 4 Это неправда. Конечно, иди в кино. Но нам ка­жется, что ты не должна оставаться беззащитной перед сексу­альным влечением. Ты уже приняла решение, когда соглашалась на свидание. И когда останетесь вдвоем в апельск-новой роще, будет уже поздно. Ты утратишь способность свобод­но рассуждать — твое тело будет уже захвачено. Так что сейчас, на трезвую голову, обдумай последствия твоего решения*.

Мэри продолжает спорить; *Вы просто мне не доверяете*, «Мы не доверяем такого рода ситуациям*, — говорит отец, И — предлагает несколько вариантов на выбор: отправиться в кино на автобусе; отвезти их в кино на машине отца; сделать то же родителям Джека или, наконец, они пойдут в кино не вдвоем, а с братом Мэри и его подружкой, Мэри выбирает последний вариант и, хотя и сетует на некоторое ограничение свободы, врагами родителей не считает* Кому-то покажется, что родители слишком открыто выражали свеж чувства и слишком много сказали Мэри о своих опасениях. Да, но честность — главное условие актуализадйи поведения*

Родитель, избравший актуализированный стиль поведения, прежде всего попытается направить деятельность подростка s конструктивное русло. Он понимает, что бесконечные протесты их ребенка необходимы для его роста. В конечном итоге на головы бедных родителей обрушивается столь много протестов со стороны подростка потому, что он им доверяет больше всех

людей на свете и внутренне уверен, что они будут любить его вопреки бунтам и агрессии. С посторонними людьми он ведет себя куда спокойнее и деликатнее.           . .

Подросток пытается адаптироваться к жизни своим индиви­дуальным путем. И неблагоразумно втискивать его во взрослые рамки, пока он еще не стал взрослым. Родителям следует позво­лить подростку расти и развиваться в его собственном индивиду­альном темпе. Придерживайтесь концепции * роста изнутри*» нежели * форсирования роста снаружи * — и у вас не будет серьезных конфликтов с детьми.       .     .-.

Дороти Барух советует родителям в обязательном порядке оказать своим детям следующие услуги: понимать их, когда они этого хогят; сообщать им необходимую информацию о сексе и оказать помощь в становлении независимости.

Понимание без принятия невозможно.  .

Кто сказал, что выразить свои чувства легко? Это не просто трудно; адекватное выражение своих чувств требует длительного обучения* И помочь в этом могут только родители.

Мудрые родятели изобрели четыре замечательных способа переключения негативных чувств, которые временами захле­стывают их детей, на социально приемлемые действия.

1. Дать возможность выговориться и тем самым превратить недовольство в душе в слова.

2. Четко обозначить словами негативные чувства* После такого пристального наблюдения они обычно исчезают.

3. Смоделировать выход из ситуации.

4. Регулярно играть в такие игры, как теннис, гольф, шах­маты, чтобы снять напряжение сражений в семье и в школе*

Чувства подростков, как настоящие, так и прошлые, неминуемо приводят их к действиям. К каким? Это во многом зависит от родителей* Позади неприемлемых действий стоят негативные чувст-ва, причем поступок может быть совершен в подростковом возрасте, а чувство, его спровоцировавшее, шмкет быть заложено в ранкем, чуть ли не младенческом возрасте* Во многом эти действия объясня­ются фантазиями подростка относительно реально происшедшего,

Помочь подростку избежать опасного поведения можно двумя путями: удовлетворять те интересы подростка, которые приемле­мы (походы, рыбная ловля, футбольные матчи, клубы гонщиков, охота), и помогать ему объяснять, называть свои негативные чув­ства*

Кроме того, подростки должны четко знать, что есть три момента, ограничивающие их деятельность. Они обязаны сдер­жать себя, если:

1) этого требует безопасность и есть угроза здоровью;

2) это угрожает их или родительской собственности;

3) этого требует закон и порядок социальной приемлемости* Уверяю вас> большинство подростков вовсе не так уж плохи* как

мы пытаемся это представить. Менее двух процентов из них нарушают закон. Их музыка, которая так раздражает взрослых, для них реали­стична. Ну что с того, чтго она противоположна музыкальной романти­ке кашей юности? Так ведь к жизнь изменилась в сторону этого грохота и визга. Несовершенство и избавление от иллюзий — главные темы сегодняшнего дня. Ключом к пониманию этого могут служить слова Боба Дилана: «Человек — это лишь безобразие красоты*. .

У современного поколения подростков общее ощущение, что они живут в мире автомобильных магистралей, реактивных самоле­тов и блеска неоновых реклам, и спокойствие оки находят лишь в сердцевине звука. Сравните их идеалы с идеалами старшего поколе­ния, и вы перестанете удивляться, что музыка у них другая.

Подростки тридцатилетней давности более всего увлекались спортом, романтическими свиданиями и издевательствами над ♦«йцеголовыми. Сегодняшние подростки, задающие тон всему поколению, пытаются быть атлетами, отличниками, секретаря­ми комитетов, вожаками классов, то есть страстно желают соци­ального престижа. В борьбе за самоактуализацию наибольшая тяжесть ложится как раз на юношеские годы.

Посмотрим теперь на актуализирующегося подростка в терми­нах трех основных описательных категорий любой актуализирую­щейся личности: творчества» межперсональной чувствительности и осознания,

1, ТВОРЧЕСТВО, Актуализирующийся подросток — это творче­ский бунтарь- Он находит в себе мужеспю бунтовать здороиьшм способа­ми 4 Его протест выражается не внешними символами (длинные волосы, узкие брюки, броский макияж), а целью, направлением, смыслом.

2, МЕЖПЕРСОНАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Он пе только понимает чувства своих сверстников, но и с пониманием относится к своим родителям. Он старается не шокировать их своей одеждой или жаргоном.

3, ОСОЗНАНИЕ* Он хочет испытать полную радость сегодня и испытать переживание целиком- У нега есть чувство истории и целевой ориентации, однако жизнь его проходит здесь и

теперь. Он похож на спортсмена, который катается на доске по волнам и радуется не только небольшому кусочку дерева, на котором он мчится, но и силе волн, порывам ветра, прибрежно­му песку и обширности моря,

ПОДРОСТОК, как и все мы, изначально манипулятор, стре­мящийся вырасти в актуализатора* И основная работа родите­лей, как мне кажется, в том, чтобы сойти с дороги и не мешать ему на этом пути.

УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ

Класс — одно из самых подходящих мест для манипуляции. Основная причина в том* что школьные администраторы прежде всего настаивают на поддержании дисциплины. А контроль над другими, как мы уже видели, низводит человеческие существа до положения вещей. И любые Джон и Мэри, родившиеся с нормальным запасом человеческих чувств, превращаются в эле­менты набора «учеников» средней дневной посещаемости.

Как только детей начинают усреднять, загонять в опреде­ленные рамки и навязывать им жесткие правила, они немедлен­но начинают протестовать. Дети вообще склонны противостоять контролю» а в школе — особенно. Мы все помним таких * непод­дающихся* — бунтарей, головорезов, непослушных со времен наших школьных лет. Как правило, они-то и запоминаются на всю жизнь. Мы даже помним их имена, а попробуйте-ка вспом­нить имя какого-нибудь тихого и послушного отличника? Мы помним также их приемы, с помощью которых они пытались противостоять бесконечному школьному контролю. Помним мы и приемы учителей, с помощью которых они,наводили порядок в классе и воздействовали на возмутителей спокойствия: при­стальный взгляд, резкое замечание, наказание, угрозы вызвать родителей в школу, изоляция (выгнать из класса или отставить стол нарушителя в сторону), вызов к директору, издевки и т.д.

Все эти приемы, как мы видим, негативны и носят приказной» гфймудительный характер. Они направлены на взращивание конфор­мизма, а отнюдь не творчества. Печально, что вместо стимулирования изобретательности, продуктивности, любви к новому и неизвестному манипулятнвное поведение учителей приводит к противоположному результату, В этом — устойчивый парадокс современного положения в области образования.

»

Мы привыкли смотреть на проблемы с поведенческой точки зрения: какую бы ситуацию мы ни обсуждали, во главе угла всегда *кто и как себя ведет»* При этом мы упускаем нечто чрезвычайно важное» Правильнее было бы рассматривать про­блемы с точки зрения интереса.

Хорошо известно» что интерес школьника к школе стремитель­но падает, и каждый следующий год несет существенное уменьше­ние этого интереса* Что это значит? Может быть, школа становятся менее интересной? Или жизнь за стенами школы — более интерес­ной? Или учителя не так увлекательно преподают свои предметы?

Думаю, что все это верно, и можно назвать еще сотню причин.

Давайте подойдем к двери любого класса и послушаем, как и о чем разговаривают учителя с учениками.

Ученик: Где больше муравьев — внутри или снаружи?

Учитель: Я никогда их не спрашивал. Займись делом.

Студент: Я думаю» какую тему взять для статьи: «Школа и правонарушения малолетних* или «Психика преступников?*

Профессор: Любая отвечает требованию. Решайте побыстрее.

Ученик: А почему здесь двойное сочленение?

Учитель: Мы займемся этим завтра* Сегодня мы изучаем мускулы.        .       .                                            '

Ученик: У нас есть кошка, которая выгибает спину и ши­пит, когда кто-то проходит мимо ее котят.

Учитель: Сейчас меня интересуют не кошки, а защитная рас-цветаа птиц.

Во всех этих разговорах учитель проявил себл как безнадежный манипулятор* Он ни разу не воспользовался заинтересованностью своих учеников. Учитель-актуализатор всегда отождествляет свой ответ с интересом ребенка даже тогда» когда он кажется не относя­щимся к теме урока или к предмету вообще. Наш — манипулятив-ный — учитель интересы детей считает не важными и глупыми, И тем самым отбивает у детей интерес к школе вообще. А значит — роет себе яму. Поэтому мне хотелось бы предложить учителям несколько подходов к своей работе, которые могут помочь им в их нелегком деле.

1. Наберитесь терпения, чтобы понять вопрос. Во время дискуссии мы имеем обыкновение не слушать собеседника, по­скольку в интервале, когда говорит он, мы обдумываем, что скажем дальше. Поэтому диалоги современных людей правиль­нее было бы назвать параллельными монологами.

При обучении эта тенденция приводит к прерогативе лек­ций, посвященных тому вопросу, которого пока еще никто не задал. Как бы ни ликовал учитель, читая такую лекцию, у учеников все равно остается чувство «чего-то не того*.

Поэтому обязательно надо позволять ученикам задавать вопросы и обязательно отвечать на них. Хорошо при этом может вьпугядетъ просьба повторить вопрос или признание: «Извините, я не понял*. Во всем этом чувствуется уважение к ученикам, и они это очень ценят.

2* Вопрос, как правило, заслуживает большего, чем ответ.

Существует странная теория, превалирующая в нашем, заез­женном экспертами обществе. Она состоит в том, что вопрос заслу­живает только точного ответа. Авторы этой теории почему-то допускают, что отвечающий абсолютно точно и полно понял того, кто задал ему вопрос* Это несусветная глупость. На деле каждый из нас имеет тенденцию слишком доверять собственному здравому смыслу. Это верно и для преподавателей,, И ответ» как правило, бывает уже вопроса. Поспешный ответ ограничивает, обедняет обучение; сужает ту его область, которая была очерчена вопросом.

3, Завышенная готовность немедленно ответить усиливает опору на внешний опыт и отучает смотреть внутрь.

Эксперты необходимы, и порой мы не можем без них обойтись. Но студенты так рано перестают думать, рассуждать самостоятель­но в основном из-за того, что им ПРОЩЕ спросить кого-то, кто знает, нежели искать ответ самим и думать над ним. Будучи полностью удовлетворенными ответами других, они привыкают не полагаться на свои способы решения проблемы.

Да, ответы, приходящие слишком кстати, могут стать непре­одолимой преградой яа пути к прогрессу тех, кто учится, и свеете на нет их стремление найти руководство в самих себе.

4, Вопрос задают не всегда для того, чтобы получить ответ. Однажды школьник спросил учителя: «Отчего бывает гром?*

После того как учитель закончил объяснение динамики электриче­ских бурь, мальчик уверенно заявил: *Это неправда* Мой отец говорит, что гром гремит из-за трактора*, Ситуация тупиковая, но ее можно было бы избежать, если бы учитель поинтересовался, чем был вызван вопрос. В некотором смысле вопрос этого мальчика озна­чался слышал от отца нечто интересное*. И если бы учитель дал ему возможность поделиться этой новостью с классом, он получил бы шанс дать верное представление о природе грома всем детям.

-

Иногда вопросы задаются для того» чтобы прощупать почву* но опять же не для того, чтобы получить ответ. Школьник* например* может спросить; *Вы знаете, что ребенок всегда должен слушаться свою мать?* Конечно, учителю нелегко будет узнать, чем вызван такой вопрос. Он может предположить, что чувством вины, но чем конкретно?... Весьма вероятно, что ребенок проверяет, как учитель будет реагировать, и тогда уже сделает вывод, продолжать или нет. Если учитель скажет: *Да. Обязательно нужно слушаться!* — дис­куссия рискует затухнуть на этом самом месте — ребенок теперь знает, что небезопасно признаваться в своих прегрешениях* Если учитель скажет: «Нет»-, — ребенок почувствует себя оправданным и тоже может прекратить дискуссию- Поэтому лучшим ответом мог бы стать такой, который и заинтересует ребенка, и не напугает. Например; «А-а, ты, наверное, хочешь знать, как и когда надо повиноваться** Вот тогда учитель полностью расчистил бы площад­ку для выражения детской озабоченности*

В широком смысле все эти вопросы иллюстрируют расту­щую боль саморазвития, и учитель может помочь маленькому человеку расти не столь болезненно. Понимание, уважение и поощрение детских вопросов пробуждают в ребенке интерес к миру, Маяипулятивные же ответы закрывают диалог, душат интерес и задерживают рост.

УЧИТЕЛЬ И ПОДРОСТОК

Учителю ничуть не проще справиться с проблемой подрост* ков, чем родителям. Проблема эта, как правило, базируется на принудительном школьном попечительстве.

Эдгар Фриденберг заявил, что школа должна регулировать поведение, и наделил школы силой закона. Школы теперь облада­ют полномочиями подвергать цензуре школьные газеты, запре­щать спорные диспуты, контролировать ассоциации, накладывать ограничения на стиль одежды и причесок. В кого в такой ситуации превращается учитель?

Фриденберг уверяет нас, что на самом деле подросток не бунтует против учителей, а лишь разочарован и безразличен. Назвать подростка бунтарем, считает Фриденберг, — значит предположить» что авторитеты, против которых он бунтует, хотя и неприемлемы для него, ко законны с его точки зрения.

Отношение к школе и учителям наиболее недовольных подрост­ков похоже на разочарование Алисы в Стране Чудес, которая заяв­ляет беспорядочным и претенциозным созданиям: «Вы всего лишь колода карт!*. То, что подросток безразличен или разочарован, иллюстрируется его постоянным заявлением; «Все это ерунда». Наши подростки слишком сильно сориентированы на своих сверст-ников, и в этих условиях образование не такая уж ценность для них.

Разочарование в учебе может наступить и потому, что учите­ля слишком мало их уважают. Ведь большинство учителей считают, что юность — это что-то полувзрослое> нуждающееся в надзоре от неприятностей,

«Учителя фальшивы, — сказал один подросток на заседании школьного совета, — они говорят, что заботятся о нас, но мы им нужны для того лишь, чтобы они могли выглядеть хорошими. Они озабочены нашим поведением, поскольку оно отражается на процессе обучения, но на самом деле им на нас наплевать».

Думаю, каждому учителю надо прислушаться к этим сло­вам, несмотря на то, что они чересчур категоричны»

Иначе ваши ученики обязательно станут ловкачами. Самые распространенные формы школьного ловкачества таковы:

1. Столкнуть родителей и учителя.              :

«Моя мать говорит, что это глупое задание*, «Я не мог сделать домашнее задание* потому что вчера у нас были гости*, ♦Мой отец считает» "что это пустая трата времени*,

2> Беспомощность;

*Я не могу, у меня не получается» помогите мне, пожалуйста*-

3, Болезнь,

Частое обращение к врачу, особенна во время контрольных работ.

4, Лесть*

«Вы самый хороший учитель из всех, кого я знаю*, «Вы так

интересно рассказываете* мне все-все понятно*.

5, Настроить одного учителя против другого,

У учителей тоже выработана четкая система манипуляций, с помощью которых они защищаются,

1* Система доносов.

Воспитатели частенько приучают детей к тому, чтобы они шпионили друг за другом и докладывали учителю, кто курит, кто ругается t кто хулиганит.

2* Система любимчиков,

-333

Учителю спокойнее, когда среди учеников есть «свои*, кото­рых он купил тем» что сделал из них фаворитов, доверенных лиц. Им можно поручать наиболее ответственные дела* награж­дать их за хорошее поведение.

3. Создание атмосферы неизвестности*

С трудными подростками легче справляться, если держать их в состоянии беспокойства по поводу того, переведут их в следующий класс или нет. Учителю остается только постоянно создавать угрозу того* что их не переведут.

4. Унижение*

Трудные дети оплатят* за свои грехи тем, что их регулярно выставляют на посмешище, доказывая окружающим, что они

дураки, неучи и хамы,

5. Оценка как наказание*

. Наказание ребенка тройкой или двойкой лишает его привилеги­рованного положения в классе; наказание неудовлетворительным поведением заставляет его оставить занятия в атлетическом клубе или спортивной секции. «Тройка* вместо «четверки* лишает ребен­ка определенных привилегий* «Двойка* вместо «тройки* создает угрозу того, что его оставят на второй год* { Кстати, гллохле отметки держат под контролем не только детей, но и их родителей.)

6. Нелестные сравнения*

Можно бесконечно ставить в пример ребенку его старших сестер и братьев, говоря, что »от они-то былн хорошими, а он-то — совсем наоборот. Один из наиболее самолюбивых подростков на моей памя­ти всю свою школьную экизнъ догонял круглые пятерки старшей сестры. Все дети, у кого есть братья или сестры» вынуждены рабо­тать с довеском такого рода;

Конформизм и активный контроль — это ценности среднего учителя. И труднее всего им приходится с творческими детьми, способности которых выше среднего* Как правило, эти дети харак­теризуются тем, что носятся с дикими и неуправляемыми идеями, пытаются продуцировать свои идеи нестандартными способами; не пользуются проторенными дорожками* им свойственен кшорг иг­ривость, свобода в проявлениях. Как правило, именно такие дети оставляют впоследствии заметный след в жизни, а тихони, послуш­ные учительские любимчики остаются серыми и незаметными.

Обучение, которое помогло бы ученикам развить их творческие способности, должно опираться на взаимный интерес учителя и ученика.

Т. БАЙЯРД, Дж. ВЛЙЯРД

ВАШ БЕСПОКОЙНЫЙ ПОДРОСТОК1

ПЕРЕДАЧА РЕБЕНКУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЕГО СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ

начале этой главы мы собираемся предложить вашему вниманию несколько идей, которые могут {особенно в том случае, если вы испытываете трудности с ребенком) уди­вить , даже поразить вас, показаться вам слишком; эгоистичным, аморальным или революционным. Бели ваша реакция будет именно такой, воздержитесь, пожалуйста* от оценок до тех пор, пока не прочтете всю книгу и не поймете нашу позицию. Даже если усвоение этих идей и потребует от вас некоторых усилий и определенной практики, они будут, как показывает наш опыт, ненапрасными, поскольку идеи эти не просто гуманны» но и эффективны.

Если вы испытываете трудности с вашим сыном или вашей дочерью,то, весьма вероятно, вы делаете нечто одно (а может быть, и то и другое) из двух:

1. Бы определенно не справляетесь с вашей важнейшей обязанностью, состоящей в том, чтобы делать счастливой свою собственную жизнь.                                               -

2, Весьма вероятно, что вы берете на себя труд руководить жизнью ребенка, что является уже не вашей заботой, но прямой обязанностью вашего ребенка.       .

Задача этой книги состоит в том, чтобы помочь вам изме­нить обе эти установки или привычки* В данной и следующих трех главах мы начнем со второй из них (как более легкой) и

1 Байярд Р Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1991.

потренируемся освобождаться от привычки руководить жизнью ребенка. Со временем мы перейдем к детальному обсуждению этого тренинга, однако сейчас, для того чтобы создать более благоприятные условия для последующей работы, мы попросим вас проделать очередные три шага*

ПЕРВЫЙ ШАГ

Возьмите бумагу и карандаш и составьте по возможности полный список всего того, что задевает, беспокоят вас в повеле­нии вашего ребенка.

Даже если вместе с вами с книгой работает кто-то еще, составьте этот список (как и все прочее в нашей работе) сами, индивидуально. Если двое родителей работают над какой-то конкретной проблемой вместе, то каждый из них должен соста­вить отдельный список, и, скорее всего, окажется, что в этих списках будет по крайней мере несколько различных пунктов.

Список станет той основой, яа которой будет строиться ваша работа с книгой; и мы надеемся научить вас работать с каждым его пунктом*

Взявшись за составление списка, вы можете включить в него, восемь, десять и даже больше пунктов. Вот подборка пунк­тов» перечисленных в списках разных родителей:

То, что беспокоит родителей в поведении детей

-

Поздно ложится спать.

Лжет, например;

Говорит, что идет в одно место, а сама идет куда-то еще*

Говорит, что сделал уроки, а сам не сделал их.

Говорит, что не крала из моего кошелька.

Пачкает на кухне.

Задвигает доску для нарезки хлеба, не смахнув с нее крошки*

Развешивает мокрые полотенца по всей ванной комнате.

Оставляет грязную посуду в гостиной.

Не кормит своих домашних животных.

Не убирает за своей собакой.

Берет без спроса мою одежду*

Одевается как бродяга (проститутка).

Злоупотребляет косметикой.

Дает мою одежду (фен для волос, косметику) своим подругам.

Исчезает по ночам из дома через окно*

Гуляет допоздна или даже, всю ночы

зав

Оставляет свой велосипед (коньки и т.д.) на улице без присмотра. Оставляет мои инструменты ржаветь на улице или же теряет их. Часами занимает телефон.

Заказывает, не спросив меня» дорогостоящие междугородные разговоры по телефону.

Не хочет переодеваться после школы.

Имеет дурную привычку скандалить.

Постоянно угрюм и замкнут.

Водится с нежелательными приятелями.

Имеет друга (подружку) гораздо старше ее (его).

Слишком много смотрит телевизор.

Валяется целыми днями, слушая стереозаписи или просмат­ривая телепрограммы.

Не делает уроков.

Не ходит в школу.

Плохо учится.

Приводит друзей домой, когда меня нет.

Позволяет своим друзьям красть у нас*

Не моется.                                                                  '

Не делает работу по дому.                                   ' '

Закатывает истерики и угрожает, когда ему перечат.

Не убирает в своей комнате. Содержит ее в беспорядке*

Убегает из дома.

Дерется с братьями или сестрами.

Говорит, что не любит меня.

Ругается.

Обзывает меня*

 

Ничего не хочет делать вместе с семьей.

Ш                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             I                                                  I

Все время хочет быть одна. Требует денег.

Говорит другим, что я плохо с ней обращаюсь. Крадет у меня или других членов семьи (деньги, украшения* коллекции монет, спиртные напитки). Курит.

Пьет пиво с друзьями. Курит марихуану. Хранит марихуану в своей спальне. Активен(на) и неразборчив(а) в сексе. Угрожает мне или другим телесными увечьями. Сделал беременной свою подружку. Сделала аборт, а теперь опять забеременела.

 штукатурку со cment когдй злится* Берет чужую машину и отправляется е увеселительную

прогулку»*

Пробирается в дом к соседям и крадет там вещи.

Ворует е магазинах.

Грозится убить себя.

Ездит в машинах, которые водят безответственные друзья,

Вмешивается в мою личную жизнь.

Тревожно читать этот список» Если бы вы прочли его до того, как решили завести детей, то, возможно, вам пришлось бы изменить свое намерение. Тем не менее в его чтении есть я позитивный момент: весьма вероятно» что к вам в этом списке имеют отношение не все проблемы! Мы также думаем, что каждую из этих проблем можно рассматривать не только как повод для болезненной стычки, но и как благоприятную возмож­ность для изменения своей жизни к лучшему- Давайте начнем теперь сортировать содержимое вашего списка, чтобы внести в него некоторый порядок*



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.