Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 21 страница



Наряду с этим руслом фантазии, обслуживающим преиму­щественно эмоциональную сферу подростка, его фантазия разви­вается и по другому руслу чисто объективного творчества* Мы уже говорили: там, где в процессе понимания или в процессе практической деятельности необходимо создание какого-нибудь нового конкретного построения, нового образа действительно­сти, творческое воплощение какой-нибудь идеи, там на первый план выступает фантазия как основная функция. С помощью фантазии созданы не только художественные произведения, все технические конструкции. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека, и именно в переходном воз­расте, сближаясь с мышлением в понятиях, она получает широ­кое развитое в этом объективном аспекте.

Неверно было бы думать, что оба русла в развитии фантазии в переходном возрасте резко расходятся друг с другом* Напро­тив, как конкретные и абстрактные моменты, так субъективные и объективные фуншдаи фантазии встречаются в переходном возрасте часто в сложном сплетении друг с другом. Объективное выражение окрашено в яркие эмоциональные тона, но и субъек­тивные фантазии часто наблюдаются в области объективного творчества. В качестве примера сближения того и другого русла в развитии воображения мы могли бы указать на то, что именно

в фантазиях подросток впервые нащупывает своя жизненный план. Его стремления и смутные побуждения отливаются в форму определенных образов. В фантазии он предвосхищает свое будущее, а следовательно, и творчески приближается к его построению и осуществлению,

 

IV

Мы можем на этом замкнуть круг наших рассуждений, ко священных психологии пол ростка, Мы начали с рассмотрения того серьезнейшего изменения, которое наступает вместе с переход­ным возрастом. Мы установили, что на основе полового созревания возникает новый и сложный мир новых влечений, стремлений» побуждений и интересов, новые двигатели поведения и новая его направленность; новые задачи раскрываются перед ним* Мы видели дальше, как эти новые задачи приводят к развитию центральной и ведущей функции всего психического развития — к образованию понятий — и как на основе образования понятий возникает ряд совершенно новых психических функций, как перестраиваются на новой основе восприятие, память, внимание и практическая дея­тельность подростка и, главное, как они объединяются в новую структуру, как постепенно закладываются основы высших синтезов личности и миросозерцания. Сейчас, при анализе воображения, мы снова видим, как эти новые формы поведения, обязанные своим происхождением половому созреванию и связанным с ним влечени­ям, становятся на службу эмоциональных стремлений подростка, как в творческом воображении находят сложный синтез эиоцио-нальная и интеллектуальная стороны поведения подростка* как в нем синтезируются абстрактные и конкретные моменты, как влече­ние и мышление сложно сочетаются в новом единстве—в деятельно­сти этого творческого воображения.

Динамика и структура личности подростка

Мы приближаемся к концу нашего исследования. Мы качали с рассмотрения изменении, которые происходят в строении орга­низма и его важнейших функциях в период полового созревания. Мы могли проследить лолную перестройку всей внутренней и внешней системы деятельности организма, коренное изменение его строения и новую структуру органической деятельности* воэ-

пикающую в связи с половым созреванием. Мы видели, идя по многим ступеням, переходя от влечения к интересам, от интересов к психическим функциям и от них к содержанию мышления и к творческому воображению, как формируется новая структура лич­ности подростка, отличная от структуры детской личности.

Затем мы кратко остановились на некоторых специальных про­блемах педологии переходного возраста и могли проследить, как новая структура личности проявляется в сложных синтетических жизненных действиях, как изменяется и поднимается на высшую ступень социальное поведение подростка, как внутренне и внешне он приходит к одному из. решающих моментов жизни — к выбору призвания или профессии, как, наконец* складываются своеобраз­ные жизненные формы, своеобразные структуры личности и мировоз­зрения подростка в трех главнейших классах современного общества, В течение нашего исследования мы неоднократно находили отдель­ные элементы к построению общего учения о личности подростка. Нам остается сейчас обобщить сказанное и попытаться дать схемати­ческий образ структуры и динамики личности подростка*

Мы умышленна объединяем оба .эти разреза рассмотрения личности, так как считаем, что традиционная педология переход­ного возраста слишком много внимания уделяла чисто описатель­ному изображению и изучению личности подростка. Для этого она, пользуясь самонаблюдением г дневниками и стихами подрост­ков, пыталась воссоздать структуру личности на основе отдельных задокументированных переживаний. Мы думаем, что наиболее правильным путем будет одновременное изучение личности подро­стка в аспекте ее структуры и динамики. Проще говоря * для того чтобы ответить на вопрос о своеобразной структуре личности в переходном периодег нужно определить, как развивается» как слагается эта структура, каковы главнейшие законы ее построения и изменения. К этому мы сейчас и перейдем*

История развития личности может быть охвачена немноги­ми основными зак о его мерностями, которые подсказаны уже всем предыдущим нашим исследованием.

Первый закон развития и построения высших психических функций, являющихся основным ядром слагающейся личности, можно назвать законом перехода от непосредственных, природ­ных, естественных форм и способов поведения к опосредованным, искусственным, возникшим в процессе культурного развития пси­хическим функциям. Этот переход в онтогенезе соответствует процессу исторического развития человеческого поведения, про-

цессу, который, как известно, состоял не в приобретении новых натуральных психофизиологических функций, а в сложном со­четании элементарных функций, в совершенствовании форм и способов мышления, в выработке новых способов мышления, опирающихся главным образом на речь или на какую-либо другую систему знаков,

Самым простым примером перехода от непосредственных к опосредованным функциям может служить переход от непроиз­вольного запоминания к запоминанию, которое руководится знаком. Примитивный человек, впервые сделав какой-либо внешний знак для того, чтобы запомнить то или иное событие, тем самым уже перешел к новой форме памяти. Он ввел внеш­ние искусственные средства, с помощью которых стал господст­вовать над процессом собственного запоминания. Исследование показывает, что весь путь исторического развития поведения заключается в постоянном совершенствовании таких средств, в выработке новых приемов и форм овладения собственными пси­хическими операциями, причем и внутренний строй той или иной операции не оставался неизменным, а также претерпевал глубокие изменения. Мы не будем останавливаться подробно на истории поведения. Скажем только, что в основном к такому же типу развития принадлежит и культурное развитие поведения

ребенка и подростка.

Мы видом, таким образом, что культурное развитие поведения тесно связано с историческим, шш социальным, развитием человечест­ва. Это приводит нас ко второму закону, который также выражает некоторые черггы, общие фило- и онтогенезу. Второй закон можно сформулировать так: рассматривая историю развития высших психи­ческих функций, составляющих основное ядро в структуре личности, мы находим, что отношение между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми: коллективные* социальные формы поведения в процессе развития становятся способом индивидуального приспособления, формами поведения и мышлении лич­ности* Всякая сложная высшая форма поведения обнаруживает именно этот путь развития. То, что сейчас соединено в одном челове­ке и представляется единой целостной структурой сложных высших внутренних психических функций» некогда в истории развития сла­галось из отдельных процессов, разделенных между отдельными людьми. Проще говоря, высшие психические функции возника­ют из коллективных социальных форм доведения.

Мы могли бы пояснить этот основной закон тремя простыми примерами, Многие авторы (Д. Болдуин* Э. Риньяно и Ж. Пиа­же) показали, что детское логическое мышление развивается пропорционально тому, как в детском коллективе появляется и развивается спор. Только в процессе сотрудничества с другими детьми развивается функция логического мышления ребенка. В известном уже нам положении Пиаже говорится> что только сотрудничество приводит к развитию логики ребенка. В своих работах этот автор мог проследить шаг за шагом, как на основе развивающегося сотрудничества, и, в частности, в связи с появ­лением настоящего спора, настоящей дискуссии, ребенок впер­вые становится перед необходимостью обосновывать, доказывать, подтверждать и проверять сною мысль и мысль собеседника, Пиаже проеледил, далее* что спор* столкновение, возникающие в детском коллективе, являются не только стиму­лом, пробуждающим логическую мысль, но и первоначальной формой ее возникновения- Исчезновение тех черт мышления, которые господствуют яа ранней ступени развития и характери­зуются отсутствием систематизации и связей» совпадает с ноль-лением спора в детском коллективе. Это совпадение яо случайно. Именно возникновение спора приводит ребенка к систематизации собственных мнений, П. Жаыэ показал, что вся­кое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к самому себе те формы и способы поведенияt которые он применял раньше к другим. Пиаже заключает, что его исследования вполне подтверждают эту точку зрения.

Таким образом, мы видим:, что логическое размышление ребенка является как бы перенесенным внутрь личности спором, коллективная форма поведения становится в процессе культур­ного развития ребенка внутренней формой поведения личности, основным способом ее мышления. То лее самое можно сказать о развитии самоконтроля №ВД>ле№№ управления своими действи­ями, которые развиваютой £ Процессе коллективных детских игр с правилами. Ребенок' который научается согласовывать и координировать свои действия с действиями других, который научается преодолевать непосредственный импульс и подчинять свою деятельность тому или иному игровому правилу, первона* чально совершает это как член единого коллектива внутри всей играющей группы детей. Подчинение правилу, преодоление не­посредственных импульсов, координация личных и коллектив-

ных действий первоначально» так же как и спор, есть форма поведения, проявляющаяся между детьми и лишь позже стано­вящаяся индивидуальной формой поведения самого ребенка.

Наконец, для того чтобы не умножать примеров, мы могли бы указать на центральную и ведущую функцию культурного развнтя* Судьба эфой функщщ как нельзя яснее подгвермедает закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения, который можно было бы еще назвать законом соддагенеза высших форм поведения: речь, являющаяся вначале средством связи, средством общения, средст­вом организации коллективного поведения, позже становится основным средством мышления и всех высших психических функций, основным средством построения личности, Единство речи как средства социально­го поведения и как средства штдивгщуального мышления не может быть случайным. Оно указывает на основной фундаментальный закон постро­ения высших психических функций так, как он изложен нами выше.

В процессе развития, как показал Жанэ (P. Janet, 1930). слово вначале было командой для других,» а дотом изменение функции вызвало отделение слова от действия, что привело к независимому развитию слова как средства команды и независи­мому развитию действия t подчиненного этому слову. В самом начале слово связано с действием, не может от него отделиться. Оно само есть только одна из форм действия. Эта древняя функция слова, которую мы могли бы назвать волевой функ­цией» остается до сих пор. Слово является командой* Во всех своих формах оно представляет команду* и нужно постоянно различать в вербализованном поведении функцию командова-кия» принадлежащую слову, и функцию подчинения. Это фунда­ментальный факт. Именно потому, что слово выполняло функцию команды по отношению к другим, оно начинает вы­полнять ту же функцию по отношению к самому себе и стано­вится основным средством овладения собственным поведением.

Вот откуда возникает волевая функция слова, вот почему слово подчиняет себе моторную реакцию, вот откуда появляется власть слова над поведением. За всем этим стоит реальная функция командования* За психологической властью слова над другими психическими функциями стоит прежняя власть ко­мандира и подчиненного, В этом заключается основная идея теории Жанэ. Это же общее положение может быть выражено в такой форме: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах — сперва социаль­ном, затем психологическом; сперва как форма сотрудничества

между людьми, как средство индивидуального поведения» как категория интрапсюшческая. Это общий закон для построения всех высших психических функций.

Таким обрезом, структуры высших психических функций пред-ставляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми. Эти структуры суть не что иное, как перенесенное в лич­ность внутреннее отношение соцряального порядка, составляющее основу социальной структуры человеческой личности. Природа лич­ности социальна. Вот почему мы могли отметить ту решающую роль, которую играет в процессе развития детского мышления социализа­ция внешней и внутренней речи. Тот же процесс, как мы видели, приводит и к выработке детской морали, законы построения которой оказываются идентичными законам развития детской логики.

С этой точки зрения, изменяя известное выражение, можно было бы сказать, что психическая природа человека — это совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности, динамическими частями ее структуры. Перенесение внутрь внешних социальных отноше­ний ыелсду людьми является основой построения личности, как это давно было отмечено исследователями, «В некоторых отно­шениях, — говорит К* Маркс, — человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским филосо­фом: «Я есть я то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода «человек* (К, Маркс, Ф, Энгельс. Соч., т,23, с,62).

Со вторым законом связан третий, который можно было бы сформулировать как закон перехода функций извне вовнутрь.

Нам теперь уже понятно, почему первоначальная стадия переноса социальных форм поведения в систему индивидуаль­ного поведения личности необходимо связана с тем, что вся­кая высшая форма пов##*дай*ед&рвоначально носит характер внешней операции, В процессе развития функции памяти и внимания строятся вначале как внешние операции, связанные с употреблением внешнего знака, И понятно почему. Ведь первона­чально они были, как уже сказано, формой коллективного поведе­ния, формой связи социальной, но эта социальная связь не могла осуществляться без знака, путем непосредствен­ного общения, и вот средство социальное здесь становит-

с я средством индивидуального поведения, Поэтому знак всегда яв­ляется раньше средством воздействия на других и только потом средством воздействия на себя. Через других мы становимся самими собой* Отсюда понятно, почему с необходимостью все внутренние высшие функщш были внешними. Однако в процессе развития всякая внешняя функция интериоризируется, становится внутрен­ней» Становясь индивидуальной формой поведения» она в процессе длительного развития утрачивает черты внешней операции и превра­щается в операцию внутреннюю.

Трудно понять, по мнению Жанэ, каким образом речь сдела­лась внутренней. Он считает эту проблему настолько трудной, что она является основной проблемой мышления и решается людьми чрезвычайно медленно. Потребовались века эволюции для того, чтобы совершился переход от внешней речи к внутрен­ней, и если внимательно приглядеться, полагает Жанэ» то мож­но обнаружить, что еще и теперь есть огромное количество людей, которые не обладают внутренней речью. Жанэ называет глубокой иллюзией мысль, что у всех людей существует разви­тая внутренняя речь*

Переход к внутренней речи в детском возрасте нами намечен уже в одной из предыдущих глав (т.2, с.314—331). Мы показали, что эгоцентрическая речь ребенка есть переходная форма от внеш­ней речи к внутренней, что эгоцентрическая речь ребенка есть речь для себя» выполняющая совершенно другую психическую функцию, нежели речь внешняя. Мы показали, таким образом, что психически речь становится внутренней раньше, чем она физиоло­гически становится внутренней. Не задерживаясь на дальнейшем процессе перехода речи извне вовнутрь, мы можем сказать, что это общая судьба всех высших психических функций. Мы видели» что именно переход вовнутрь составляет главное содержанке развития функций в переходном возрасте. Длительным путем развития фун­кция приходит от внешней к внутренней форме, и процесс этот завершается в указанном возрасте*

С образованием внутреннего характера этих функций тесно связан и следующий момент. Высшие психические функции основываются, как уже сказано неоднократно, на овладении собственным поведением. Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собст­венным поведением. Но овладение предполагает в качестве пред-посылки отражение в сознании, отражение в словах структуры собственных психических операций, ибо» как мы уже указыва-

ли, свобода и в данном случае означает ке что иное» как познан­ную необходимость. В этом отношении мы можем согласиться с Жанэ, который говорит о метаморфозе языка в волю. То, что называют волей» есть речевое поведение. Нет воли без речи. Речь входит в волевое действие то в скрытом, то в открытом виде*

Таким образом, воля» лежащая в основе построения лично­сти, оказывается» в конечном счете» первоначально социальной формой поведения* Жанэ говорит, что во всяком волевом про­цессе есть речь* и воля есть не что иное» как превращение речи в исполнение действия, все равно — другим или самим собой.

Поведение ицдиввда идентично социальному поведению. Вы­сший фундаментальный закон психологии поведения заключается в том> что мы ведем себя по отношению к самим себе так, как мы ведем себя до отношению к другим. Существует социальное поведе­ние по отношению к самому себе, и, если мы усвоили функцию командования по отношению к другим, применение этой фущсции к самому себе представляет» в сущности, тот же самый процесс. Но подчинение своих действий собственной власти необходимо требует, как уже сказано» в качестве предпосылки осознания этих действий „

Мы видели, что интроспекция, осознание собственных психиче­ских операхщй, появляется у ребенка относительно поздно* Если мы проследим, как возникает процесс самосознания, то увидим, что он проходит в истории развития высших форм поведения через три основные ступени. Вначале всякая высшая форма поведения усваива­ется ребенком исключительно с внешней стороны. С объективной стороны эта форма поведения уже заключает в себе все элементы высшей функции, но субъективно, для самого ребенка, который не осознал еще этого, она является чисто натуральным, природным спо­собом поведения. Только благодаря тому, что другие люди наполняют натуральную форму поведения известным социальным содержанием, она для других раньше, чем для самого ребенка, приобретает значение высшей функции. Наконец, в процессе длительного разжигая ребенок начинает осознавать строение этой функции, начинает управлять сво­ими внутренними операциями и регулировать их.

Мы видим, как проявляются сложные закономерности в динамической структуре личности подростка- То же, что приня­то обычно называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека, возникающим именно в эту пору: но­вое поведение человека становится поведением для себя, человек

сам осознает себя как известное единство, Это конечный ре­зультат и центральная точка всего переходного возраста, В образной форме мы можем выразить различие между лично­стью ребенка я личностью подростка с помощью различного словесного обозначения психических актов. Многие исследо­ватели спрашивали: почему мы приписываем личностный ха­рактер психическим процессам? Как надо сказать: а думаю или мне думается? Почему не рассматривать процессы поведе­ния как естественные процессы* совершающиеся сами по себе в силу связей со всеми остальными процессами, и не говорить о мышлении безлично» так лее» как мы говорим смеркается, рассветает? Такая манера выражаться казалась единственно научной многим исследователям, и для определенной стадии развития это действительно так. Подобно тому как мы гово­рим мне снится, ребенок может сказать мне думается. Течение его мысля так же непроизвольно» как наше сновидение. Но, по известному выражению Л, Фейербаха, мыслит неггмышле-ние — мыслит человек.                                           .

Это можно сказать впервые только в применении к подрост­ку* Психические акты приобретают личный характер только на основе самосознания личности и на основе овладения ими. Инте­ресно, что такого рода терминологическая проблема никогда не могла возникнуть в отношении действия. Никому не пришло бы в голову сказать мне действуетсл и усомниться в правильности выражения я действую. Там, где мы чувствуем себя источником движения, мы приписываем личный характер своим поступкам t но именно на эту ступень овладения своими внутренними опера­циями поднимается подросток.            .         

II

Если мы взглянем на значение рефлексии для психической жизни в целом, то ясно увидим глубокое различие между не реф­лексирующей» наивной, с одной стороны, и рефлексирующей структурой личности — с другой. Правда, процесс самосознания есть непрерывный процесс, так что не существует резкой грани­цы между наивностью и рефлексией.

Так как слово «наивный» употребляется еще и в другом значении, Буземан вводит новый термин «симпсихия* для обоз­начения законченной, замкнутой в себе, не раздвоенной ника­кой рефлексией душевной жизни- Под этим термином он разумеет единую установку и активность примитивной психики,

 

примером которой может служить всецело отдающийся игре ребенок. Противоположный пример подросток, который упрека­ет себя, который колеблется в решениях, наблюдает себя в свете собственных чувств. Состояние такой расщепленности Буземан называет диапсихкей. Она характерна для рефлексии развитого сознания- Подросток, по мысли Буземана, внутренне дифференци­рован на действующее «я* и на другое «я» — рефлексирующее.

Влияние рефлексии не исчерпывается только внутренним изменением самой личности. В связи с возникновением самосоз­нания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное раз­витие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.

Здесь мы подошли вплотную к последнему, самому трудному и сложному из всех вопросов, связанных со структурой и дина­микой личности. Мы видели, что возникновение самосознания означает переход к новомсу принципу развития, к образованию третичных признаков* Мы помним, что те изменения, которые мы отметили выше как изменения» характерные для психиче­ского развития подростка, указывают на этот новый тип разви­тия. Мы обозначили его как культурное развитие поведения и мышления- Мы видели, что развитие памяти, внимания> мыш­ления в этом возрасте заключается не в простом развертывании наследственных задатков в процессе их реализации в определен­ных средовых условиях. Мы видели, что переход к самосозна­нию , к овладению внутренней регулировкой этих процессов составляет истинное содержание развития функций в переход­ном возрасте* Бели бы мы попытались ближе определить, в чем заключается новый тип развития, мы увидели бы, что он прежде всего еостоит в образовании новых связейt новых отношений, новых структурных сцеплений между различными функциями. Если бы ребенок не видел» как овладевают памятью другие> он и сам не мог бы овладеть этим процессом.

В процессе социогенеза высших психических функций обра­зуются третичные функции* основанные на новом типе связей и отношений между отдельными процессами. Мы, например, ви­дели, что развитие памяти раньше всего складывается в том новом отношения, которое создается между памятью и мышле­нием- Мы говорили» что ели для ребенка мыслить — значит припоминать, то для подростка припоминать — значит мыс-

лить. Одна и та же задача приспособления решается разными способами* Функции вступают в новые сложные отношения друг с другом* То же самое относится к восприятию, вниманию, действию. Все зги новые типы связей и соотношений функций предпола­гают в качестве основы рефлексию, отражение собственных про­цессов в сознании подростка. Мы помним, что только на основе

 

такой рефлексии возникает логическое мышление. Характерным для психических функций в переходном возрасте становится уча-стае личности в каждом отдельном акте. Ребенок должен был бы говорить 4мне думается*у «мне запоминается» — безлично, а подросток — «я думаю*, «я запоминаю*. По правильному выраже­нию Ж* Полицера, трудится не мускул, трудится человек. Точно так же можно сказать, что запоминает не память, а запоминает человек* Это значит, что функции вступили в новую связь друг с другом через личность* В этих новых связях, в этих третичных высших функциях нет ничего загадочного или таинственного, ибо, как мы видели» закон их построения заключается в том, что они суть перенесенные в личность психологические отношения» неког­да бывшие отношениями между людьми* Вот почему та диапснхня, то различение действующего рефлексирующего «я*, о котором говорит Буземан, является не чем иным, как проекцией социаль­ных отношений внутрь личности. Самосознание и есть социальное сознание» перенесенное внутрь.

Мы можем на простейшем примере пояснить, как возникают новые третичные, специфические для личности связи отдельных функций, и как именно в связях этого типа находит свое полное воплощениеt свою адекватную характеристику личность, как в связях этого типа становятся снятой категорией, подчиненной инстанцией, задатки, характеризующие личность (первичные при* знаки), и приобретенный опыт (вторичные признаки). На самой примитивной ступени развития связи, характеризующие лич­ность, до такой степени качественно отличны от привычных для нас связей, что сравнительное изучение их показывает как нельзя лучше, в чем заключается самая природа этих связей, тип их образования. Изучение показывает, что привычные для нас связи личности, характеризующиеся известным отношением между от­дельными функциями и являющиеся новыми психологическими системами, не есть что-то постоянное, извечное, само собой разу­меющееся, но есть историческое образование, характерное для известной ступени и формы развития*

Вот пример, заимствованный из книги Л. Леви-Брюля (1930) о примитивной психике* Сновидения в жизни примитивного человека играют совершенно не ту роль» что у нас, Связь сновидения с другими психическими процессами, а отсюда его функциональное значение за общей структуре личности совершенно иные. Сновидение вначале было почти везде проводником, за которым следовали, не­погрешимым совечником, а часто даже господином, приказы которо­го не оспаривались. Что же может быть естественнее, чем попытка заставЕПЪ говорить этого советника, прибегнуть за помощью к этому господину, узнать его приказание в трудных ситуадкях. Вот типич­ный образец такого случая. Миссионеры настаивают на том, чтобы начальник племени прислал своего сына в школу, и он им отвечает; +Я увижу сон об этом*. Он объясняет, что начальники магололо1 очень часто руководятся в своих действиях снами* Леви-Брюль с полным основанием говорит, что ответ предводителя примитивного племени полностью выражает состояние его психологии. Европеец сказал бы: «Я подумаю об этом», предводитель магололо отвечает: «Я об этом увижу во сне*.                .               ' =

Мы видим, таким образом, что сновидения у такого примитив­ного человека выполняют функцию > которую в нашем поведении выполняет мышление. Законы сновидения» конечно, одни и те же, но роль сновидений у человека, который верит им и руководствуется ими, и у человека* который им не верит, разная. Отсюда и различ­ные структуры личности, реализующиеся в связях отдельных фун­кций между собой. Поэтому мы-говорим «мне снится+> кафр должен был бы сказать -*Я вижу сновидение »-<

Механизм поведения, который проявляется в этом примере, типичен для трекгчных признаков, и то* что в этом примере касается снкдаидения, на самом деле относится ко всем функциям. Возьмем мышление совре­менного человека. Для одного мышление» как для Б, Спинозы, является господином страстей, для других (тех* описанных 3. Фрейдом, аутистиче-ски настроенных и замкнутых в себе людей) мышление — слуга страстей- И аутистическое мышление от философского отличает­ся не своими законами, а ролью, его функциональным значени­ем в общей структуре личности.

1 Магололо, кафр — названия африканских шгемев, — Примеч, ред.

2S2.

Психические функции изменяют свою иерархию в различ­ных сферах социальной жизни. Поэтому болезни личности рань­ше всего сказываются в том, что изменяется роль отдельных функций, иерархия всей системы функций. Не бред отличает душевнобольного от нас, а то> что он верит бреду, повинуется ему» а мы нет* На основе рефлексии, на основе самосознания и понимания собственных процессов, возникают новые группы, новые связи этих функций между собой, и эти-то связи, возни­кающие на основе самосознания и характеризующие структуру личности, мы и называем ее третичными признаками. Прототи­пом , прообразом связей подобного рода является связь того типа» которую мы иллюстрировали сновидением кафра. Те или иные внутренние убеждения, те или иные этические нормы» те или иные принципы поведения—все это в конечном счете вопло­щается в личности с помощью связей именно этого типа. Чело­век, который следует своим убеждениям и не решается на какой-нибудь сложный и сомнительный поступок, прежде чем не рассмотрит его в свете этих убеждений, в сущности, приводит в действие механизм того же самого типа и строения, который приводил в действие кафр перед тем, как решиться на сомни­тельное и сложное для него предложение миссионера. Этот меха­низм мы называем психологической системой*



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.