Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 20 страница



Мы уже говорили, какое огромное значение для нашей внут­ренней жизни приобретает функция образования понятий. Вся внешняя действительность и вся система внутренних пережива­ний осознаются нами в системе понятий. Достаточно от мышле­ния в понятиях перейти к мышлению в комплексах — а именно это мы наблюдаем при истерии — как мы непосредственно опуска­емся на другой, генетически более ранний способ ориентировки в действительности и самих себе* Вот почему спутанная картина в восприятии и осмысливании внешней действительности, карти-

 

ка собственных переживаний и самосознания личности являют­ся прямым следствием расстройства функций образования поня­тий*

В чем выражается это расстройство? В том, что единая и сложная по построению функция образования понятий распада­ется в силу известного закона и обнажает сохраненные в ней в качестве постоянной подкладки мышления комплексные формы интеллектуальной деятельности. С переходом к более ранней функции мышление изменяется со стороны содержания и пере­живания как вкйишего мира* так и своего внутреннего мира.

Мы можем закончить сравнительное рассмотрение распада воли и мышления в понятиях при истерии и построение эгид функций в переходном возрасте. Резюмируя сказанное» мы при-ходим к выводу; в истерии мы наблюдаем процесс обратного развития именно тех функций, построение которых составляет самую характерную особенность переходного возраста. Исчезно­вение гипобулики в качестве самостоятельной инстанции и воз­никновение целевой воли, как и исчезновение комплексного мышления и возникновение мышления в понятиях, составляет самую характерную особенность психологии подростка. Обрат­ные процессы лежат в основе истерического заболевания.

... Это сравнение возвращает нас к рассмотренным прежде вопро­сам о культурной переработке влечений, возникновении волевого овладения своей аффективной жизнью в переходном возрасте* Вей-сенбер!\ как и другие биологи, отмечает эмпирически установленный факт, что половое созревание совпадает с окончанием общего органи­ческого созревания. В этом факте исследователь склонен видеть объективно целесообразное стремление природы соединить в одном временном пункте общую телесную зрелость с половым созреванием. Эга связь, на биологическом значении которой мы уже останавлива­лись, имеет и существенное психологическое значение. Половой инстинкт подростка потому и окультуривается, что вызревает поздно и застает к моменту вызревания уже сложившуюся личность со сложной системой функций й аппаратом инстанций и процессов, с которыми вступает в сложное взаимодействие; с одной стороны, вызывает их перестройку на новой основе, а с другой —. сам начинает проявляться не иначе, как сложно преломленный, переработанный и включенный в непростую систему этих отношений*

Глубокое своеобразие человеческого полового созревания за­ключается в том, что три ступени в развитии поведения — инстинкт, дрессура и интеллект — не появляются в хронологи-

ческом порядке, так, чтобы раньше вызревали все инстинкты, затем все, что относится к дрессуре, и, наконец, только тогда появлялся бы интеллект. Напротив, существует величайшая генетическая чересполосица в появлении указанных трех ступе­ней* Развитие интеллекта и дрессуры начинается задолго до вызревания полового инстинкта, и созревающий инстинкт за­стает уже в готовом виде сложную структуру личности, которая изменяет свойства и способ деятельности: появившегося инстин­кта в зависимости от того, что он включается как часть в новую структуру* Включение полового инстинкта в систему личности не напоминает собой появления других, ранее вызревающих инстинктов, например сосания, ибо то целое, в состав которого включается новая созревающая функция, существенно иное.

Стоит сравнить проявление инстинкта в психике идиота и в психике нормального 14—15-летнего подростка чтобы увидеть различие в вызревании этого инстинкта в одном и другом слу­чае, У подростка к моменту вызревания полового инстинкта существует ряд установленных интеллектом и привычками тон­ких и сложных функций* Инстинкт развивается в этом целом иным способом: все отражается в сознании, все контролируетсл волей, и половое созревание идет как бы с двух концов — сверху и снизу, так что, как мы видели в одной из предыдущих глав, Э, Шпрангер принимает оба эти процесса за два самостоятель­ных процесса, — до такой степени внешне они независимы один от другого* На самом деле это единый по существу процесс, отраженный в высших формах сознания и поведения личности.

Благодаря тому, что новая система влечений, возникающая в мышлении подростка и вступает в сложную связь с целевыми действиями, она приобретает совершенно иной характер и вхг дит в качестве подчиненной инстанции в ту функцию, котору принято называть волей. Решающий переход от комплексн01 мышления к функции образования понятий, подробно рассмот ренной нами выше, является необходимой предпосылкой этог процесса*

 

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО ПОДРОСТКА

Мы намеренно предпослали этот небольшой психопатологе ческий экскурс рассмотрению фантазии и творчества в переход ном возрасте. Мы руководствовались желанием с самого начала резко и ясно подчеркнуть, что эта проблема в свете нашего

основного понимания психологии подростка приобретает совер­шенно новую постановку, противоположную той, которая может считаться традиционной я общепринятой в педологии переход­ного возраста.

Традиционная точка зрения рассматривает эту функцию пси­хического развития подростка, выдвигает воображение на первое место, характеризующее всю умственную жизнь подростка* Тради­ционная точка зренкя пытается все остальные моменты поведения подростка подчинить этой основной функции, которую она прини­мает за.первичное и самостоятельное проявление фундаменталь­ных и главенствующих моментов всей психологии полового созревания. Здесь не только происходит ошибочное искажение пропорции и ошибочная передача структуры всех интеллектуаль­ных функций подростка, ко и приобретает ложное истолкование самый процесс воображения и творчества в переходном возрасте.

Ложное истолкование фантазии заключается в том, что она рассматривается односторонне, как функция, связанная с эмо­циональной жизнью, с жизнью влечений и: настроений: другая ее сторона, связанная с интеллектуальной жизнью, остается в тени. Между тем, по правильному замечанию А. С, Пушкина, воображение столь же потребно в геометрии, как и в поэзии. Все, что требует творческого пересоздания действительности, все, что связано с изобретением и построением новогоt нуждает­ся в непременном участии фантазии* В этом смысле некоторые авторы правильно противопоставляют фантазию как творческое воображение памяти как воспроизводящему воображению.

Между тем существенно новое в развитии фантазии в пере­ходном: возрасте как раз и заключается в том, что воображение подростка вступает в тесную связь с мышлением в понятиях, оно интеллектуализируется, включается в систему интеллектуаль­ной деятельности и начинает играть совершенно новую функ­цию в новой структуре личности подростка. Т\ Рибр (1901), намечая кривую развития воображения подростка, указывал: переходная эпоха характеризуется тем, что кривая развития воображения> до сего времени шедшая отдельно от кривой раз­вития разума» сейчас сближается с последней, проходя парал­лельно ей.

Если мы правильно определили выше развитее мышления подростка как переход от рассудочного к разумному мышлению, если мы верно определили, далее, интеллектуализацию таких функций, как память, внимание, наглядное восприятие, волевое

действие, то мы с такой же логической последовательностью дол­жны сделать тот же вывод и в отношении фантазии. Таким обра­зом, функция в психическом развитии подростка, ее развитие является следствием функции образования понятий, следствием, которое завершает и увенчивает все те сложные процессы измене­ний у которые претерпевает вся умственная жизнь подростка*

Характер воображения в переходном возрасте до сих пор служит еще предметом спора между психологами различных направлений. Многие авторы, как Ш. Бюлер, указывают, что вместе с переходом к абстрактному мышлению у подростка как бы на противоположном полюсе, в его фантазии, начинают накапливаться все элементы конкретного мышления- Фантазия при этом рассматривается не только как функция, независимая от мышления в понятиях, но даже как противоположная ему Мышление в понятиях характеризуется тем, что оно движется в плане конкретного* А так как фантазия в переходном возрасте, уступая продуктивности зрелой фантазии взрослого человека, превосходит последнюю в отношении интенсивности и первона­чальности, то мы вправе рассматривать фантазию, предполагает автор, как полярно противоположную интеллекту функцию*

В этом отношении чрезвычайно интересна судьба так называе­мых эйдетических образов, изученных в последнее время Э. Иен-шем и его школой. Эйдетическим образом называют обычно те наглядные представления, которые с галлюцинаторной ясностью воспроизводятся ребенком после восприятия какой-либо нагляд­ной ситуации или картины. Подобно тчжу как и взрослый, фикси­руя несколько секунд глазом красный квадрат, затем видит его последовательное изображение в дополнительном цвете на сером или белом фоне, ребенок, смотрящий на картину в течение корот­кого времени, затем продолжает видеть эту картину на пустом экране и после того, как она убрана. Это как бы длящаяся инерция зрительного возбуждения, которое продолжает действовать после того, как источник раздражения исчез.

Подобно тому как сильный звук как бы звучит еще в наших ушах, после того, как мы на самом деде перестали его восприни­мать, глаз ребенка сохраняет еще некоторое время после яркого .зрительного раздражения как бы его след, его длящийся отголосок*

В наши задачи не входит сейчас сколько-нибудь подробно разбираться в учении об эйдетизме и во всех фактах, которые открыты с помощью экспериментальных исследований. Для на­ших целей достаточно сказать, что эти образные наглядные

представления являются, согласно учению Иенша* как бы пере­ходной ступенью от восприятий к представлениям* Они обычно исчезают с окончанием детского возраста, но исчезают не бес­следно, а превращаясь, с одной стороны» в наглядную основу представлений, а с другой — входя составными элементами в восприятие. Эйдетические образы, по указанию некоторых авто­ров, встречаются наиболее часто в переходном возрасте.

Так как эти явления свидетельствуют о нагладном, конкрет­ном, чувственном характере запоминания и мышления, так как они лежат в основе образного восприятия мира и образного мыш­ления, сразу возникли сомнения в том, являются ли они действи­тельно отличительными симптомами переходного возраста. В последнее время этот вопрос пересматривался у ряда исследовате­лей, которые могли установить* что эйдетические наглядные обра­зы характерны для детского возраста, в частностит есть основания полагать, что его воспоминания, его воображение и его мышление еще непосредственно воспроизводят во всей, полноте переживания и во всем богатстве конкретных подробностей, с живостью галлю­цинаций, действительное восприятие.

Вместе с переходом к мышлению в понятиях эйдетические образы исчезают, и мы априори должны предположить, что они исчезнут к периоду полового созревания, так как последний знаменует собой переход от наглядного, конкретного способа мышления к абстрактному мышлению в понятиях.

Э- Иенш устанавливает, что не только в онтогенезе» но и в филогенезе памяти эйдетические образы господствовали на при­митивной ступени человеческой культуры. Постепенно, вместе с культурным развитием мышления, эти явления исчезли, усту­пая место отвлеченному мышлению, и сохранились только в примитивных формах мышления ребенка, В дальнейшем разви­тии значение слова, по Иеншу» становилось все более и более всеобщим и абстрактным. По-видимому, нога в ногу с интересом к конкретным образам отступала на задний план и эйдетическая склонность, и изменение характера языка приводило к тому, что эйдетические задатки оттеснялись все дальше и дальше. Оттес-

 

нение этой способности у культурного человека должно было быть следствием появления культурного языка с его общими значениями слов, которые, в противоположность индивидуаль­ным словесным знаниям примитивных языков, ограничивают все больше и больше внимание, направленное на чувственно данный факт.

Подобно тому как в генетическом плане развитие языка и переход к мышлению в понятиях ознаменовали в свое время отмирание эйдетических особенностей, так и в развитии подростка эпоха полового созревания характеризуется двумя внутренне свя-заняыми между собой моментами! нарастанием абстрактного мыш­ления и исчезновением эйдетических наглядных образов.

Относительно апогея, достигаемого развитием эйдетических образов, до сих пор существуют глубокие расхождения между различными авторами, В то время как одни относят расцвет этого явления к раннему детству, другие склонны вершину кривой помещать в переходном возрасте, третьи — посредине, примерно в начале первого школьного возраста* Однако в по­следнее время мы можем считать совершенно установленным, что на переходный возраст приходится не крутой подъем, но крутое падение волны развития наглядных образов. Изменение интеллектуальной деятельности подростка связано очень тесно и с изменением жизни его представлений. Необходимо достаточно настойчиво подчеркнуть, что субъективные наглядные образы являются не симптомами эпохи созревания, но существенными признаками периода детства. Так говорит авторитетный иссле­дователь эйдетики О* Кро (О. Кг oh, 1922),

Это замечание необходимо, аотому что снова и снова возоб­новляются попытки превратить эйдетические образы в симптом эпохи созревания, В противоположность этому следует нал ом-нить, что уже первые исследования автора указали на сильное падение кривой развития эйдетических образов к эпохе полово­го созревания. Другие исследования показали» что максималь­ная частота эйдетических явлений приходится на 11—12-й год жизни, падая вместе с наступлением переходного возраста* Поэ­тому, по мнению Кро, мы должны решительно отклонить вся­кую попытку рассматривать наглядные образы как симптом переходного возраста, непосредственно вытекающий из психоло­гической лабильности этого возраста. Между тем понятно, что наглядные образы не исчезают сразу, но сохраняются, как пра­вило, довольно длительное время в период полового созревания. Но сфера возникновения этих образов все более и более сужива­ется и специализируется, определяясь, в основном, преобладаю­щими интересами*

Мы говорили в предыдущей главе о тех коренных изменени­ях, которые претерпевает память в переходном возрасте. Мы старались показать, что память переходит от эйдетических обра-

зов к формам логической памяти, что внутренняя мнемотехника становится главной и основной формой памяти подростка. Поэ­тому для эйдетических образов характерно, что они не исчезают вовсе из сферы интеллектуальной деятельности подростка, но передвигаются как бы в другой сектор этой же самой сферы. Переставая быть основной формой процессов памяти, они стано­вятся на службу воображения и фантазии, изменяя таким обра­зом свою основную психологическую функцию,

С полным основанием Кро указывает, что в годы подростки -чества проявляются так называемые сны наяву, грезы, которые занимают среднее место между настоящим сновидением и отвле­ченным мышлением. В снах наяву подросток обычно ткет дли­тельную, связанную в отдельных частях и более или менее устойчивую на протяжении долгих периодов воображаемую поэ­му с отдельными перипетиями* ситуациями, эпизодами. Это как бы творческое сновидение, созданное воображением подростка и переживаемое им наяву. Эти дневные сны* это сновидческое мышление подростка часто связывают с наглядными эйдетиче­скими образами, вызываемыми спонтанно.

Поэтому, говорит Кро, спонтанные наглядные образы в на­чале созревания часто выступают даже тогда, когда произвольно вызываемые образы уже не появляются вовсе. На вопрос о главной причине исчезновения эйдетических образов из сферы памяти и их перехода в сферу воображения, что является основ­ным фактором изменения их психологической функции, Кро отвечает в полном согласии с Иеншем; в онтогенезе, каик и в филогенезе, язык, становящийся средством образования поня­тий, автономизации речи, мышления в понятиях> есть эта основ­ная причина,

____                                                                                                                           i

В понятиях подростка находятся в разделенном виде суще­ственное и несущественное, которые смешаны в эйдетических образах. Вот почему общее заключение Кро, что субъективные наглядные образы исчезают, начиная с 15—16-го года* находит­ся в полном соответствии с его же положением о том, что в ту пору понятия начинают занимать место прежних образов.

Мы приходим, таким образом, к выводу, как будто оправдыва­ющему традиционное утверждение, устанавливающее конкретный характер воображения в переходном возрасте. Мы должны вспом­нить, что уже при исследовании эйдетических образов у детей было установлено наличие элементов, сближающих эти образы с фантазией. Эйдетический образ не всегда возникает как строгое и

верное продолжение вызвавшего его восприятия. Очень часто это восприятие изменяется и перерабатывается в процессе эйдетического воспроизведения. Таким образом, не одна инер­ция зрительного возбуждения лежит в основе эйдетической склонности и питает ее, но мы находим также в эйдетических образах сложную функцию переработки зрительного восприя-тия> отбора интересного, перестройки и далее своеобразного обобщения.

Чрезвычайную заслугу Иенша составляет открытие нагляд­ных понятий, т.е* таких обобщающих наглядных эйдетических образов, которые являются как бы аналогами наших понятий в сфере конкретного мышления, Огромное значение конкретного мышления не может быть преуменьшено, и Иенш совершенно прав, когда говорит, что интеллектуализм, долго господствовав-ший в школе, односторонне развивал ребенка и односторонне подходил к ребенку, видя в нем прежде всего логика и логизируя всю систему его психологических операций. На самом деле мыш­ление подростка еще в значительной "части остается конкретным. Конкретное мышление сохраняется и на более высокой ступени развития, в зрелом возрасте* Многие авторы отождествляют его с воображением. И в самом деле* казалось бы, здесь имеет место наглядная переработка конкретных чувственных образов» а это всегда и рассматривалось как основная черта воображения,

III

Традиционный взгляд считает неотъемлемой и отличи-тельной чертой фантазии наглядный характер тех образов, которые составляют ее содержание. Применительно к переход­ному возрасту указывают обычно на то, что в области фанта­зии сосредоточиваются все элементы конкретного, образного, наглядного представления о действительности, которые все бол&е и более изгоняются из сферы абстрактного мышления подростка. Мы видели уже, что такое утверждение не вполне правильно, хотя имеет ряд фактических подтверждений, гово­рящих в его пользу.

Выло бы неверно рассматривать деятельность фантазии иск­лючительно как наглядную, образную, конкретную деятельность. Совершенно правильно указывают, что* с одной стороны, такал же наглядность свойственна и образам памяти* С другой стороны, возможна деятельность фантазии схематического или малонагляд­ного характера- По мысли Й. Линдворского, если мы ограничим

изгоо исключительно областью наглядных представлений и со­вершенно исключим из нее моменты мышления* то поэтическое произведение тогда невозможно обозначить как продукт деятельно­сти фантазии. Точно так же и Э. Мейман возражает против точки зрения В, Лая* который видел отличие мышления от фантазии в том, что она оперирует наглядными образами, и в ней отсутствуют элементы отвлеченной мысли, Мейман считает, что элементы отвле­ченной мысли никогда не отсутствуют в наших представлениях и восприятиях. Они и не могут совсем отсутствовать, потому что у взрослого человека весь материал представлений существует в пере­работанном при помощи отвлеченного мышления виде* Ту же самую мысль выразил В. Вундт, когда возражал против взглзда на фанта­зию как на работу чисто наглядных представлений.

Как мы увидим дальше, действительно, одним из сущест­венных изменений, претерпеваемых фантазией в переходном возрасте, является освобождение ее от чисто конкретных, образ­ных моментов и вместе с тем проникновение в нее элементов абстрактного мышления.

Мы уже говорили, что в сближении фантазии и мышления, в том, что воображение подростка начинает опираться на поня­тия, заключается существенная черта переходного возраста. Но это сближение не означает полного поглощения фантазии мыш­лением. Та и другая функции сближаются, но не сливаются, и выражение Р. Мюллера-Фрейенфельдса, говорящего, что про­дуктивная фантазия и мышление — одно и то же, не подтверж­дается действительным положением вещей. Как мы увидим, есть ряд моментов, характеризующих деятельность фантазии, и соответствующие переживания, которые отличают фантазию oi

мышления,

Итак, перед нами проблема найти те своеобразные соотноше­ния между абстрактными и конкретными моментами, которые характерны для воображения в переходном возрасте. Мы деист вительно имеем в воображении подростка как бы собирание все> тех элементов конкретного наглядного мышления, которые от ступают на задний план в его мышлении. Для того чтобы пра вильно понять значение конкретных моментов в фантазии подростка, мы должны принять во внимание связь, существую щую между воображением подростка и игрой ребенка.

Воображение в переходном возрасте является, с генетиче ской точки зрения, преемником детской игры. По правильном? выражению одного из психологов, ребенок прекрасно отличает

несмотря на все увлечение» созданный нм в игре мир от действи­тельного и охотно ищет опоры для воображаемых объектов и отношений в осязаемых действительных предметах действитель­ной жизни. Подрастающий ребенок перестает играть. Он заме­няет игру воображением. Когда ребенок перестает играть, он, собственно, отказывается ни от чего другого„ как от искания опоры в реальных предметах. Вместо игры он теперь фантазиру­ет. Он строит воздушные замки» сворит то, что называется снами наяву,                                                                                            \

Понятно, что фантазия, являющаяся преемницей детской игры, еще недавно оторвалась от той опоры, которую она нахо­дила в осязаемых и конкретных предметах действительной жиз­ни. Поэтому фантазия так охотно ищет опоры в конкретных представлениях, заменяющих эти действительные предметы* Образы, эйдетические картины, наглядные представления начи-нают играть в воображении ту же самую роль, которую кукла, изображающая ребенка, или стул» изображающий паровоз, вы­полняют в Детской игре- Отсюда стремление фантазии подростка опереться на конкретный чувственный материал, отсюда тенден­ция к образности, наглядности. Замечательно, что эта нагляд­ность и образность совершенно изменили свою функцию, Они перестали быть опорой памяти и мышления к перешли в сферу фантазии.

Для воображения характерно, что оно не останавливается на этом моменте, что абстрактное является для него только проме­жуточным звеном, только этапом на пупг развития, только перевалом в процессе его движения к конкретному. Воображе­ние, с нашей точки зрения, есть преобразующая* творческая деятельность, направленная от конкретного к новому конкрет­ному- Самое движение от данного конкретного к созданному конкретному, самая осуществимость творческого построения возможна только с помощью абстракции. Таким образом, абст­рактное входит в качестве необходимого составного момента в деятельность воображения, но не составляет центра этой дея­тельности. Движение от конкретного через абстрактное к по­строению нового конкретного образа — вот тот путь, который описывает воображение в переходном возрасте. В этом отноше­нии Й, Линдворский указывает на ряд моментов, отличающих фантазию от мышления. По его мнению, относительная новизна

 

созданных результатов отличает фантазию в качестве ее харак­терного признака* Нам думается что не новизна сама по себе, но новизна конкретного образа, возникающего в результате деятельности фантазии, новизна воплощенной идея отличает ату деятельность. В этом смысле» по нашему мнению, определение В* Эрдмана более правильно» когда он говорит, что фантазия создает образы не&ослринятых предметов.

Творческий характер воплощения в конкретном, построение нового образа — вот что характерно для фантазии. Ее завершитель­ным моментом является конкретность, но эта конкретность достига­ется только с помощью абстракции. Фантазия подростка движется от конкретного наглядного образа через понятие к воображаемому образу. В этом отношении мы не можем согласиться с Лшщворским, который в отсутствии определенной задами видит характерное отли­чие фантазии от мышления* Правда, он оговаривается, что отсутст­вие определенной задачи не надо смешивать с непроизвольностью фантазии. Он показывает, что в деятельности фантазии в значитель­ной степени участвует влияние воли на развертывание представле­ний. Именно для подростка> думаем мы, характерен переход от пассивного и подражательного характера фантазии ребенка, кото­рый отмечает Мейман и другие исследователя, к активной и произ­вольной фантазии, отличающей переходный возраст.

Но, нам думается, самой существенной чертой фантазии в пере­ходном возрасте является ее раздвоение па субъективное и объек­тивное воображение* Огрого говоря* впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия- Мы согласны с утверждением Вуы-дта, который полагал, что у ребенка вообще не существует комбини­рующей фантазии* Это верно в том смысле, что только подросток начинает выделять и осознавать указанную форму как особую фун­кцию. У ребенка еще не существует строго выделенной функции воображения* Подросток же осознает свою субъективную фантазию как субъективную и объективную фантазию, сотрудничающую с мышлением, он также осознает в ее истинных пределах.

Как мы уже говорили, разъединение субъективных и объектив­ных моментов, образование полюсов личности и миросозерцания ха­рактеризует переходный возраст. То же самое распадение субъективных и объективных моментов характеризует и фантазию подростка.                                                                                . :

Фантазия как бы разбивается на два русла* С одной стороны, она становится на службу эмоциональной жизни» потребностей, настроений, чувств, переполняющих подростка. Она является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение,

268 .                                    '                                                                      !

напоминающей детскую игру. Как правильно говорит уже цити­рованный вамп психолог, фантазирует отнюдь ие счастливый, а только неудовлетворенный. Неудовлетворенное желание — побу­дительный стимул фантазии. Наша фантазия — это осуществле­ние желания, корректив к неудовлетворяющей действительности.

Вот почему дочти все авторы согласно отмечают такую осо­бенность фантазии подростка: она впервые обращается у него в интимную сферу переживаний, которая скрывается обычно от других людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя. Ребе­нок не скрывает своей игры, подросток скрывает свои фантазии и прячет их от других* Правильно говорит наш автор, что подросток прячет их как сокровеннейшую тайну и охотнее при­знается в своих проступках, чем обнаружит свои фантазии* Именно скрытность фантазии указывает на то, что она тесно связыв.ается с внутренними желаниями, побуждениями, влече­ниями и эмоциями личности и начинает обслуживать всю эту сторону жизни подростка, В этом: отношении чрезвычайно зна­менательна связь фантазии и эмоции.

Мы знаем, что те или иные эмоции всегда вызывают у нас определенное течение представлений* Наше чувство стремится быть отлитым в известные образы, в которых око находит свое выражение и свой разряд. И понятно, что те или иные образы являются могущественным средством вызывания, возбуждения того или иного чувства и его разряда. Вот в чем тесная связь, существующая между лирикой а чувством воспринимающего ее человека. В этом и заключается субъективная ценность фанта­зии. Давно уже отмечено то обстоятельство, что, по выражению Гете, чувство не обманывает, обманывает суждение* Когда мы стро­им с помощью фантазии какие-либо нереальные образы, последние не являются действительными, но чувство, которое они вызывают, переживается как настоящее- Когда поэт говорит: *Над вымыслом слезами обольюсь*, — то вымысел он осознает как нечто нереаль­ное, но пролитые им слезы принадлежат к действительности. Таким образом, в фантазии подросток изживает свою богатую внутреннюю эмоциональную жизнь, свои порывы.

В фантазии же он находит и живое средство направления эмоциональной жизни, овладение ею. Подобно тому как взрос­лый человек при восприятии художественного произведения, скажем лирического стихотворения, преодолевает собственные чувства, так точно и подросток с помощью фантазии просвет ля-

ет, уясняет сам себе, воплощает в творческих образах свои эмоции, свои влечения* Неизжитая жизнь находит выражение в творческих образах*

Мы можем, таким образом, сказать, что творческие образы, создаваемые фантазией подростка» выполняют для него ту же самую функцию, которую художественное произведение выпол­няет по отношению к взрослому человеку* Это искусство для себя. Это для себя в ум& сочиняемые поэмы и романы, разыгры­ваемые драмы и трагедия, слагаемые элегии и сонеты. В этом смысле очень правильно Шпрангер противопоставляет фанта­зию подростка фантазии ребенка* Автор говорит, что хотя под­росток и является еще наполовину ребенком, но его фантазия совершенно другого рода, чем детская* Она постепенно прибли­жается к сознательной иллюзии взрослых. О различии между детской фантазией и воображением подростка Шпрангер образ­но говорит, что фантазия ребенка — это диалог с вещами, фантазия подростка — это монолог с вещами. Подросток осозна­ет свою фантазию как субъективную деятельность. Ребенок не отличает еще своей фантазии от вещей, с которыми он играет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.