Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ



А

Адлер (Adler) Альфред (1870-1937) — австрийский врач, психолог и психиатр. Доктор медицины, профессор психологии Колумбийского университета (1929). Основа­тель индивидуальной психологии. Основные сочинения: «Нервный темперамент» (1912), «Познание людей» (1917), «Практика и теория индивидуальной психологии» (1920), «Наука жить» (1929), «Смысл жизни» (1933). Примкнул к кружку Фрейда в 1902 г. В работе «О неполноценности органов» (1907) сформулировал концепцию болезни как нарушения баланса в отношениях органа и среды, кото­рое организм стремится компенсировать. Полагал, что в основании психопатологии человеческого поведения ле­жит идея компенсации чувства неполноценности — резуль­тат реализации неосознаваемого стремления к превосход­ству. Идея и принцип компенсации и сверхкомпенсации стали одним из оснований учения А. Он отвергал фрейдистские мотивы особой роли и значения сексуальности и бессознательного психического в жизни людей, не усмат­ривая жесткого водораздела и конфликтов бессознатель­ного и сознания в психике человека. А. считал особенно важным уделять внимание социальным составляющим, а также (пусть даже и не осознаваемым) целям поведен­ческих мотиваций. Основные движущие силы развития "человеческого характера, по А., обусловлены совокупнос­тью целенаправленных стремлений, отражающих потреб­ность в самоутверждении, успехе, превосходстве, совершен­стве, чувстве общности и формирующихся в детстве. Осо-*оую популярность снискала идея и термин А. «комплекс неполноценности». Преодоление этого чувства А. связывал с тенденцией «стремления к власти» (сродни «воле к влас­ти» у Ницше) и с установкой «стремления к общности». Недостаточная либо извращенная компенсация чувства не­полноценности, согласно А., приводит к неврозам.

Адорно (Adorno) Визенгрунд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) — немецкий философ, социо­лог, музыковед, композитор. Один из ведущих представи­телей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эсте­тику модернизма. Творческую деятельность А. начал уже в 17-летнем возрасте с опубликования первой критичес­кой статьи «Экспрессионизм и художественная правди­вость». Предметом рассмотрения А. становятся музыкаль­ные направления 1920-х годов. При этом метод анализа А. феноменов передачи музыкального содержания акцен­тирует не художественную выразительность, а когнитив­ный потенциал музыки. С начала 1920-х гг. А. вовлечен в интеллектуальную орбиту Франкфуртского института со­циальных исследований, вокруг которого стала склады­ваться так называемая Франкфуртская школа. Ранние философские работы А. были посвящены критическому разбору философских систем Гуссерля (1924) и Кьеркего-ра (1930), которые критиковались им за пренебрежение факторами социальной реальности. В этот же период ярче всего сказались симпатии А. по отношению к марксизму. В 1934 г. А. эмигрировал из фашистской Германии в Ве­ликобританию, с 1938 г. жил в США. В эмиграции связи А. с институтом особенно укрепились. Результатом стала одна из важнейших работ А. «Диалектика просвещения» (1947), написанная им совместно с Хоркхаймером. В ней авторы бросили вызов вере в исторический прогресс, кото­рая составляла незыблемый потенциал марксистской тра­диции. История общества интерпретирована в книге как универсальная история просвещения. Показано, что в ходе борьбы за выживание человек вынужден постоянно со­вершенствоваться в управлении. Эта постоянная ориента­дня на господство изменяет сущность человеческого мыш­ления, низводя разум до значения инструмента. Логиче­ская и техническая «аппаратура подавления» внешней при­роды, созданная человеком с помощью науки и техники, через господство и разделение труда подавляет и природу самого человека. Он все меньше распоряжается созданной аппаратурой, которая все более обособляется от него. Опас­ность медленного дрейфа человеческого миропонимания сторону укрепления пустого автоматизма сложившихся стереотипов, действовавий по правилам, узаконенным лишь сялой привычки, еще острее будет обозначена в следую­щей совместной работе А. и Хоркхаймера «Авторитарная Личность» (1950). На основе проведенных в 1940-е годы социологических исследований А. выявил весьма симпто­матичное для антидемократической структуры сочетание таких личностных черт, как покорность власти, деструк-тнвность и цинизм. Вместе с тем, франкфуртские теорети­ки не утверждали, что просвещение было полностью реп­рессивным или что инструментальный разум будет пол-яостью отвергнут. Своей критикой прогрессистского историзма они надеялись подготовить в интеллектуаль­ной сфере почву для поиска концепции справедливого общества. В 1950-1960-е гг. А. продолжал входить в чис­ло ведущих мыслителей Франкфуртской школы, написав «К метакритике эпистемологии» (1956), «Негативная диа-Листика» (1966), «Эстетическая теория» (1970). В этих же работах А. разрабатывает свою негативную диалектику жак диалектический способ противоречиво мыслить о про­тиворечиях. Неудовлетворенность А. формально-логиче­ским мышлением была вызвана его глубокой убежденно­стью в том, что между вещами и их понятиями имеет место конфронтация, в условиях которой угнетается «нетожде­ственное», т. е. «то, что не уступает себя понятию, дезавуи­рует в-себе-бытие этого понятия». Высказываясь против систематизации, детерминированности, категориального ап­парата как инструментов формально-логического мышле­ния, А. основным принципом своей «негативной диалек­тики» делает принцип отрицания «тождества». Bee рам­ках А. отклоняет категорию диалектического снятия, которая вменялась Гегелем в качестве непременного усло­вия осуществления философской системы. Важнейшую часть теоретического наследия А. составляет философская критика культуры, в сферу которой входят все его много­численные музыкально-критические работы: «Философия новой музыки» (1949), «Опыт о Вагнере» (1952), «Призмы. Критика культуры и общество» (1955), «Диссонансы. Му­зыка в управляемом мире» (1956), «Введение в социоло­гию музыки» (1962). В этих работах им осуществляется кри­тика «массового» коммерческого искусства, искажающе­го, по А., сознание людей до уровня, на котором критическое мышление оказалось под угрозой искоренения. Критичес­кому сознанию и счастью отдельной личности, по А., мог­ло бы способствовать только «аутентичное» искусство, под которым у него подразумевалось искусство стиля «модерн». А. разработал философско-эстетическую концепцию «но­вой музыки», отстаивая позиции эстетического модернизма и протестуя против призывов вернуться к классической или реалистической альтернативам искусства. Труды А. оказа­ли влияние на современную западную философию, социо­логию, эстетику, музыковедение, а также на идеологию леворадикального студенческого движения 1960-х годов.

Б

 

Барт (Barthes) Ролан (1915-1980) — французский ли­тературовед, философ-структуралист, в своих поздних работах дал образцы «постструктуралистской» мысли. Основатель Центра по изучению массовых коммуникаций (1960), профессор Практической школы высших знаний (1962), руководитель кафедры литературной семиологии в Коллеж де Франс (с 1977). Погиб в автокатастрофе. Ос­новные работы: «Нулевая степень письма» (1953), «Ми­фологии» (1957), «О Расине» (1963), «Критические очер­ки» (1964), «Элементы семиологии» (1964), «Критика и Истина» (1966), «Система моды» (1967), «S/Z. Опыт ис­следования» (1970), «Империя знаков» (1970), «Сад, Фурье, Лойола» (1972). Основная тематика не только всего творчества Б., но и структуралистской традиции в целом —принципы и методы обоснования знания. Проблема язы­ка при этом фактически вытесняет основную проблему. Но этим представлениям языковая деятельность предше­ствует любым актам познания. Таким образом, язык стано­вится условием познания феноменов «сознания», «бытия». Фундаментальная для структурализма тема обоснования знания разрабатывается Б. на материале культурно-исторического содержания. Подвергая анализу конкретные Исторические «срезы» этого материала, а таковыми высту-пнют и сугубо литературное творчество, и системы моды, этикета, различные социальные структуры, Б. пытается выявить общие механизмы порождения и функциониро­вания этих систем, причем в таком виде, чтобы все эти Явления культуры выглядели связанными друг с другом через их, как считает Б., исконно знаковую природу. В своей первой работе «Нулевая степень письма» Б. развивает та­кое понимание термина «письмо», которое, с одной сторо­ны, опирается на национальный язык, а с другой — на область индивидуального, личностного писательского «сти-понимаемого как биологическая детерминация по сути любого субъективного литературного действия. Свою за­дачу в этом случае Б. видит в поиске тех типов письма, которые и определяют специфику построения конкретно художественного произведения. Впоследствии Б. пытается прояснить свою теорию письма в терминах разного рода от­ношений между знаками. Б. в середине 1960-х гг. оставля­ет литературоведческие исследования, чтобы обратиться к социальной проблематике — анализу массовых комму­никаций. Под влиянием работ К. Леви-Стросса Б. прихо­дит к заключению о том, что коль скоро структурный подход позволяет обнаружить не ассоциативные, т. е. не случайные механизмы, зачастую примитивно сводимые к тем или иным социальным институтам, а саму кинема­тику отдельной культуры— «социологику», конкретно-историческую систему духовного производства, то вполне правомерно распространение этого метода с анализа примитивных культур на исследования современных. «Со-цио-логика» должна способствовать изучению тех моде­лей культурного творчества, которые лежали бы в основе не только литературы или дизайна, но и детерминировали бы общественные отношения. Интерес к нелитературным источникам анализа привел Б. к исследованию структур­ных особенностей женской одежды в журналах мод 1958-1959 гг. Поставив проблему «семиологического парадок­са», Б. утверждает, что в массовом сознании происходит фетишизация языка, а само сознание становится приста­нищем разнообразных мифов, коренящихся в наделении языковых конструкций силой описываемых ими вещей и явлений. С другой стороны, вещи и явления становятся «фетишами», сами начинают претендовать на «рациональ­ность» и наделенность смыслом.

Белл(Bell) Дэниел (р. 1919) — американский философ и социолог, профессор Гарвардского университета. Основ­ные сочинения: «Новое американское право» (1955), «Ко­нец идеологии. Истощение политических идей в 50-х го­дах» (1960), «Марксистский социализм в Соединенных Штатах» (второе издание, 1967), «Грядущее пост-индуст­риальное общество. Опыт социального прогнозирования» (1973), «Культурные противоречия капитализма» (1976), «Социальные науки после Второй мировой войны» (1982) и другие. В конце 30-х и в 40-е гг. принимал участие в лево­радикальном движении, а затем, в начале 50-х гг., эволю­ционировал к либеральному реформизму, и, наконец, в 60-е гг. перешел на позиции неоконсерватизма. В 1955 гг. Б. вместе с И. Кристолом и Д. Мойнихеном основал жур­нал *The Public Interest*. Б. — один из выдающихся представителей сциентистско-технократического направ­ления социальной философии. В 1960 г. Б. выступил ав­тором (одновременно с Р. Ароном) концепции деидеологи-зации, ставшей истоком теории индустриального общества. Согласно Б., центральными переменными, обуславливающи­ми тенденции, динамику и направленность развития инду­стриального общества, являются труд и капитал, а проти­воречия между ними составляют основной источник его развития. Основным инструментом оптимизации такого общества, а также управления существующими в нем орга­низациями и предприятиями выступает машинная техно­логия. Технологии как способы рационального действия являются главным условием общественного развития. Само же развитие технологии происходит рывками. Мож­но выделить целые эпохи в ее автономном саморазвитии, в-рамках которых происходят разнообразные социальные Трансформации. Хотя технологические революции идеаль­ны в своих теоретических основаниях, их символами и но­сителями выступают реальные вещные формы, например, для постиндустриального общества эта «вещь» — компью­тер. Б. вводит в свою философско-социологическую кон­венцию в качестве теоретико-методологического основания так называемый «осевой принцип». Суть его заключается в том, что различные тины общества развиваются в кон­тексте определенной стержневой линии, обуславливающей социальный, экономический, культурный и политический облик их осмысления. В зависимости от выбора основной оси, согласно В., исторический процесс можно, например, рассматривать как смену форм собственности и соответ­ствующих им общественных формаций. И тогда правомер­на его интерпретация в терминах «феодализм», «капита­лизм», «социализм». Если же вместо данного измерения использовать иной «осевой принцип», где «главная стер­жневая линия» — статус и историческая роль человечес­ких знаний, то социальная эволюция выглядит совершен­но иначе: доиндустриальное — индустриальное — постин­дустриальное общества. В отличие от индустриального общества, в постиндустриальную эпоху именно знание выс­тупает, по В., основным источником богатства и власти, поэтому решающим средством управления выступают уже не машинные, а интеллектуальные технологии. В XXI в. оп­ределяющее значение будет иметь становление системы те­лекоммуникаций. Для понимания сущности и характера «телекоммуникационной революции», играющей решающую роль в организации и обработке информации и знаний, осо­бенно важны три аспекта: 1) переход от индустриального к «сервисному обществу»; 2) первостепенное значение коди­фицированного теоретического знания для осуществления технологических нововведений; 3) превращение новой ин­теллектуальной технологии в ключевой инструмент систем­ного анализа и теории принятия решений. Признавая, что знания и информация становятся стратегическими ресур­сами постиндустриального общества, Б. вместе с тем стре­мится избежать упреков в приверженности технологиче­скому детерминизму. Поэтому он формулирует концепцию многоаспектности социального организма. В этой концеп­ции каждая из сфер — экономика, социальная жизнь, культура, политика — развивается по особым, только ей присущим законам. Поэтому эти сферы способны не толь­ко взаимодействовать, но и противостоять друг другу. В ча­стности, «информационное общество» в силу нарастаю­щих культурных противоречий может оказаться перед опасностью еще более глубокого разрыва между культур­ной и социальной жизнью. Возрастает противоречие меж­ду весьма нежелательной и опасной для развития обще­ства «революцией растущих притязаний» и вытесняемой ею, но действовавшей прежние десятилетия «революцией растущих ожиданий». Самые существенные причины этих нежелательных революций, считает В., заключаются как » непомерном уровне требований, предъявляемых их по­борниками, так и в том, что они носят всеобщий харак­тер. Это нарушает установленный в обществе порядок, рас­шатывает социальную устойчивость, порождает многочис­ленные межгрупповые конфликты. Следствием такой ситуации становится политическая нестабильность, допол­няемая нестабильностью экономической. Лучшими сред­ствами для искоренения этих нестабильностей выступают рыночная система организации экономики и основанные на философии неоконсерватизма принципы порядка и устойчивости, активно внедряемые в жизнь современного общества Бергсон (Bergson) Анри (1859-1941)— французский философ, возродивший традиции классической метафизи­ки, один из основоположников гуманитарно-антропологи­ческого направления в западной философии. Представи­тель интуитивизма, эволюционистского спиритуализма и философии жизни». Испытал влияние идей неоплато низ-ва, христианского мистицизма, Спинозы и Гегеля, пси­хоанализа и психоаналитически ориентированных учений. Образование получил в Лицее Кондорсе в Париже, затем в 1878-1881 гг. в Высшем педагогическом институте. Пре­подавал в различных лицеях в Арье и Клермон-Ферране. Доктор философии (1889). С 1897 г. — профессор филосо­фии Высшей педагогической школы. Профессор Коллеж де Франс (1900-1914). Член Академии моральных и поли­тических наук (1901), ее президент (с 1914). Член Фран­цузской Академии наук (1914), лауреат Нобелевской пре­мии по литературе (1927). В 1911-1915 гг. читал курсы лекций в США, Англии и Испании. Первый президент (с 1922) Комиссии Лиги наций по интеллектуальному со­трудничеству (будущая ЮНЕСКО). Во время Второй ми­ровой войны правительство Виши предложило Б. не про­ходить обязательную для евреев процедуру регистрации, он ответил отказом. Умер в оккупированном нацистами Париже. Основные работы: «Опыт о непосредственных данных сознания» (1889), «Материя и память» (1896), «Смех. Очерки о значении комического» (1900), «Введе­ние в метафизику» (1903), «Творческая эволюция» (1907), «Восприятие изменчивости» (1911), «Сновидения» (1914), «Духовная энергия» (сборник выступлений, 1919), «Дли­тельность и одновременность. По поводу теории относи­тельности Эйнштейна» (1922), «Два источника морали и религии» (1932), «Мысль и движущееся» (сборник вы­ступлений, 1934) и другие. Все труды Б. вносились като­лической церковью в Индекс запрещенных книг. Харак­теризуя правила философского метода, в роли которого у него выступала интуиция, Б. подчеркивает: проверка на истинность либо ложность должна относиться к самим проблемам. Ложные проблемы подлежат устранению из сферы размышлений — соответствие истины и творче­ства должно достигаться на уровне постановки проблем. По мысли Бергсона, бытие, порядок или существующее истинны сами по себе; но в ложной проблеме присутству­ет фундаментальная иллюзия, некое «движение истины ;вспять», согласно которому предполагается, что бытие, грядок и существующее предшествуют сами себе или же 'предшествуют полагающему их творческому акту, про-вцяруя образ самих себя назад в возможность, в беспоря­док и в небытие, считающиеся изначальными. По мысли Б, «плохо поставленные проблемы» характеризуются тем, «до в их рамках произвольно группируются различные по природе своей вещи. Эта «иллюзия» нашего разума — вслед ша Кантом— принимается Б. за неустранимую: по его мысли, интеллект— это способность ставить проблемы вообще (инстинкт же — это, скорее, способность отыскивать решения). Но только интуиция у Б. осуществляет выбор между истинным и ложным в возникающих про-вяемах, даже если в итоге интеллект вынуждается обер­нуться против самого себя. По мысли Б., интуиция и при-ввана разделять элементы, различающиеся по природе. Вергсоновская интуиция направлена на постижение усло­вий реального опыта: необходимо «взять опыт в его исто-лшх или, скорее, выше того решающего поворота, где, от­клоняясь в направлении нашей пользы, он становится иисто человеческим опытом». Также крайне важным по-иагал Б. то, что «вопросы, касающиеся субъекта и объек­та, их различия и их соединения, должны быть поставле­ны скорее в зависимости от времени, чем от простран­ства». Именно посредством осмысления того, как вещи качественно варьируются во времени, оказывается возмож­ным уяснение их подлинной сущности. В зрелый период философского творчества («Мышление и движущееся») В* пришел к выводу, что Абсолют имеет две стороны: дух, пронизанный метафизикой, и материю, познаваемую нау­кой. Наука, по Б., оказывается одной из двух компонен­тов онтологии. В работе «Опыт о непосредственных дан­ных сознания» Б. объясняет различие между сознанием и протяженностью. Физическая наука (например, у Декарта) есть познание бытия как пространственного протяжения, в котором мы можем определить отношения частей мира друг к другу — в геометрическом смысле и в соответствии с фиксированными причинными законами. Материя, ко­торая, по мысли В., вполне реальна, лучше всего описы­вается физикой. Однако жизнь отлична от материи, и че­ловек сознает это непосредственно, в самом себе. Согласно В., «сознание есть неделимый процесс», его «части вза­имно пронизывают друг друга». Сам человек — существо, обладающее памятью, и поэтому он не находится во влас­ти действующего в данный момент сиюминутного импуль­са. Прошлое не предопределяет настоящее, ибо человек самопроизвольно меняется в настоящем и потому свобо­ден. Сознание, по мнению В., не может трактоваться как вещь в ряду вещей. Б. исследовал проблемы динамической природы времени, «длительности» восприятия, «подпочвы сознания», сознания, «сверхсознания», бессознательного, памяти, интуиции, сновидений, сопереживания, развития, познания, творчества, свободы и другого. Решая одну из базовых для XX в. интеллектуальных проблем об истин­ном соотношении философии и науки, Б. опирался на ряд конструкций: концепцию «творческой эволюции», идею «жизненного порыва», а также на трактовку интуиции как инструмента прямого контакта с вещами и сущностью жизни как длительности. Существенным вкладом Б. в фи­лософию была его концепция познания. Интеллектуаль­ные способности человека представляют собой, по Б., ус­пешную адаптацию к миру в той степени, в какой мир является упорядоченной, законосообразной системой при­чин и следствий. Интеллект — это инструмент, помогаю­щий нам справиться с реальностью; он сформировался, потому что был полезен для успешной деятельности. Мно­гочисленные достижения науки, благодаря которым при­рода была поставлена на службу человечеству, свидетельствуют об этой практической функции разума. Но в ходе эволюционного процесса развилась и другая способность, содействующая успешной адаптации. Важнейшую роль в царстве животных выполняет инстинкт. Инстинкт позво­ляет постичь важные для жизни вещи безо всякого на­учения или интеллектуальных операций. Инстинктивный разум, как полагал В., является необходимым дополнением к научному познанию. Он позволяет человеку жить, по­нимая других людей и жизнь в целом. Способность ин­стинктивного постижения присуща всем людям, посколь­ку она есть всего лишь проявление на новом уровне того, что было достигнуто ранее в эволюционной истории жи­вых существ. Б. называет эту способность и знание, кото­рое удается получить с ее помощью, «интуицией». Отвер­гая существование в сфере духовной жизни законов (в от­личие от непосредственных фактов), Б. подчеркивал, что поскольку исключено предвидение будущего, означающее, в свою очередь, принципиальную невозможность знаний либо предположений о возможном, постольку возможное не существует в принципе — оно выступает как ретрос­пективная оценка, сформулированная «после того, как» («возможное— мираж настоящего в прошлом...»). Пер­вичным, неопределимым фактом сознания Б. полагал сво­боду («свобода есть факт, и среди всех констатируемых фактов она наиболее ясный... всякое определение свободы оправдывает детерминизм...»). Трактуя мораль как продукт либо «общественного прессинга», либо «любовного порыва», В. подчеркивал, что в первом случае («статическая мо­раль») человек являет собой элемент некоего механизма и, действуя соответственно, порождает для себя «закры­тую» (авторитарную и националистическую) модель общества — продукт эволюционного круговорота, к которому неприложимы категории прогресса и возможности про­движения «жизненного порыва». «Открытое» же общество, пророками которого были, по Б., пророки Израиля, Сократ и Иисус Христос, основано на абсолютной морали творческой личности, на признании главной ценностью идеалов целостного человечества, на предельном динамизме общества и его институтов.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) — русский философ и публицист. В 1898 г. за участие в социал-демократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В 1900 г. выслан на три года в Вологодскую губернию. Состоял в партии кадетов. Вы­ступал в сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Организатор Вольной акаде­мии духовной культуры в Москве (1918-1922). В 1922 г. выслан советским правительством за границу. После краткого пребывания в Берлине, где преподавал в Русском на­учном институте, с 1924 г. жил во Франции (Кламар, при­город Парижа), профессор Русской религиозно-философ­ской академии в Париже. Основатель и редактор русского религиозно-философского журнала «Путь» (Париж, 1925-1940), а также редактор издательства ИМКА-ПРЕСС. В работах «Субъективизм и индивидуализм в обществен­ной философии» (1901), «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Судьба России. Опыт по психологии войны и национально­сти» (1918), «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (1923), «Философия неравенства. Письма к недру­гам по социальной философии» (1923), «О назначении чело­века. Опыт парадоксальной этики» (1931), «Основная ан­тиномия личности и общества» (1931), «Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм» (1932), «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (1934), «Я и мир объектов. Опыт философии оди­ночества и общения» (1934), «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности» (1937), «Человеческая лич­ность и сверхличные ценности» (1937), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «О рабстве и свободе чело­века. Опыт персоналистической философии» (1939), «Рус­ская идея. Основные проблемы русской мысли XIX-XX ве­ка» (1946), «Самопознание. Опыт философской автобиогра­фии» (1949), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1952) и другие. Б. исследовал проблемы свободы и кризиса культуры, размышлял над путями рус­ской и всемирной истории, осуществлял изыскания исто­риософского характера. Противополагая объекты, фе­номены, мир, необходимость и дух (Бога), свободу, ноу­менальную реальность, Б. именно последнюю трактовал как подлинную «вещь в себе» — именно в структурах субъекта, личности и коренится потенциал человеческой духовной свободы. Посюсторонний мир у Б. — продукт «нисхождения», «ниспадения» безосновной, безначальной свободы. Объективация духовного начала, согласно Б., ис­кажает его, лишь творческие усилия людей преодолевают отчужденную внеположность объектов человеку. Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира», призрачного бытия — это есть следствие грехопадения человека, опи­санного в Библии. Задача же человека состоит в том, чтобы Освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу», из вражды «мира» в «космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к ко­торому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. По мнению Б., нет обществен­ного прогресса — смысл истории в обретении людьми в соб­ственной эволюции ипостаси обитателей «мира свободного духа», находящегося вне реального исторического време­ни, в ином («эсхатологического характера») измерении. Соприкосновение мира посюсторонней истории и «царства Вожия» вкупе с его подлинной духовностью потенциально осуществимо в любой момент времени. Наиболее полно основополагающее значение моральной, истинно челове­ческой сферы в творчестве Б. прозвучало в книге «Смысл творчества». Вся эта работа есть апофеоз человека, его моральное возвеличение, при котором основной задачей человека становится творчество. «Цель человека не спасе­ние, а творчество», — пишет Б. Апофеоз творчества связы­вается с персоналистической метафизикой, которую разви­вал Б. в книгах «О рабстве и свободе человека» и «Я и мир объектов», с учением об «объективации духа». По Б., есть два пути самореализации личности: «объективация», или принятие «общеобязательных» форм жизни, и путь «транс-цендирования», или «жизнь в свободе». Объективация все­гда «антиперсоналистична», ибо обезличивает человека, создает «рабью» психологию. Личность в своем подлин­ном и творческом движении стеснена, как считает Б., неотвратимой и роковой объективацией, поэтому «быть в мире есть уже падение». Понимая, что персонализм, отчуждая личность от мира, провозглашает не просто тра­гичность творчества, но и обессмысливает его, Б. ввел новое понятие «экспрессивности», которая призвана стать на место «объективации». «Экспрессивность» вводит нас в творчество и во внешний мир, но «сохраняет» и то, что было в лично­сти. Последовательно выступая против «разжигания ин­стинктов» масс и разгула стихии насилия, Б. стремился понять причины и механизмы несвободы человека и от­чужденный характер создаваемой им культуры. По мыс­ли Б., несмотря на героическую борьбу людей за свою свободу на протяжении почти всей своей истории, они все же остаются несвободными и в лучшем случае в ре­зультате всех своих усилий меняют одну несвободу на дру­гую. Марксизм, по Б., выступая как объяснительная мо­дель социологического уровня при анализе общественно-экономических процессов, не способен наполнить историю имманентным смыслом, сформулировав для человечества действительный идеал исторического развития. В дальнейшем Б. обратился к задаче выработки нового религиозно го сознания, которое должно было содействовать прояснению существа человека, духа, свободы и современной содиальной ситуации. По мысли Б., социалистическая идея как результат теоретической и практической деятельноти людей обретает некую самостоятельную и самодовлеющую сущность, приобретающую при всей своей антире-днгиозной направленности отчетливо выраженную телеологическую, мессианскую и религиозную окраску. В социализме, как религии, утверждал Б., проявляется что-то сверхчеловеческое, религиозно-тревожное и в co­циалистически-религиозном пафосе чувствуется уже  сверхисторическое начало. Социализму как особой лже­религии, согласно Б., присущи свои святыни («народ», «про­летариат»), свое учение о грехопадении (появление частной собственности), культ жертвенности (счастье будущих поколении как смысл существования людей), экстремаль­но-эсхатологическое переживание истории, которая долж-на завершиться установлением «рая на земле». Но это, по В., демоническая религия. Анализируя «истоки и смысл у русского коммунизма», Б. квалифицировал его как «неслыханную тиранию». Подвергая критическому анализу разнообразные концепции социального прожектерства и ^Социального утопизма, Б. констатировал, что утопии ока­зались гораздо более осуществимыми, чем до сих пор предполагалось. Негативно оценивая разнообразные социологические версии учения об общественном прогрессе, В. настаивал на признании абсолютной и непреходящей Ценности всякого поколения людей и всякой культуры. Одновременно Б. отвергал и цели тех реформаторов истории  которые видят смысл жизни поколений настоящего, главным образом, как процесс обеспечения достойной жизни грядущим поколениям. Идеи Б. оказали значитель­ное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма, различные направления христианской мысли (как католической, так и протестантской, в осо­бенности ориентированной на «экуменическое движение» за сближение, а в перспективе — соединение христианс­ких церквей), а также на социально-философские концеп­ции «новых левых» во Франции 1960-1970-х годов. В рус­ской эмиграции Б. имел как почитателей, так и строгих критиков (одним из самых бескомпромиссных противни­ков Б. был И. А. Ильин). На рубеже 1990-х годов все основные произведения Б. были большими тиражами опуб­ликованы в СССР и России, возникла своего рода «мода» на В., впрочем, оказавшаяся весьма недолговечной. В на­стоящее время произведения Б. изучаются в русле иссле­дований по истории русской философии и русской рели­гиозно-философской мысли; впрочем, Б. остается одним из самых цитируемых русских философов и в России, и за рубежом.

Боас (Boas) Франц (1858-1942) — американский ант­рополог. Родился в еврейской семье в Германии. Изучал физику и математику в Гейдельбергском и Боннском уни­верситетах. Докторская диссертация по физической гео­графии была посвящена проблеме цвета морской воды (1881). После экспедиции на Баффинову землю (1883-1884) заинтересовался антропологией. В 1886 г. переехал в США. Профессор Колумбийского университета (1896-1936). Ос­новные сочинения: «Пределы сравнительного метода в антропологии» (1896); «Ум первобытного человека» (русск. изд., 1926); «Антропология в современной жизни» (1929); «Раса, язык и культура» (1940); «Общая антропология» (1944). Б. стал основателем направления в антропологии, получившего наименование исторический партикуляризм.

Среди его учеников— М. Мид, Р. Бенедикт, Э. Сэпир, Д. Кребер и другие. Б. выступил с критикой идей Тайлора, Моргана и всей концепции эволюционизма за ее стрем­ление к предельно широким теоретическим обобщениям и поиску универсальных законов развития культуры. По Б., социокультурные различия чрезвычайно значитель­ны, а информация о них слишком фрагментарна для того, чтобы заниматься построением универсальной теории. Ос­новываясь на идиографической методологии неокантиан­ства, Б. считал, что каждая отдельная культура имеет свою длительную и уникальную историю. Для понимания от­дельной культуры требуется реконструкция ее индивиду­ального пути развития. Другой значительной чертой исто­рического партикуляризма Б. был принцип культурного релятивизма, согласно с которым в культуре не существу­ет высших и низших форм и, следовательно, понятия про­гресса. Такие термины, как дикость, варварство, цивили­зация, по Б., отражают лишь этноцентризм тех народов, которые считают собственный образ жизни более нор­мальным, чем у других. Вместо бесплодного теоретизи­рования, свойственного эволюционизму, Б. призывал антропологов к скрупулезному собиранию эмпирических материалов. В данном случае это означало отказ иссле­дователя от установок собственной культуры и ориента­ция на познание другой культуры, исходя из ее собствен­ных ценностных ориентации. Одним из важнейших дос­тижений Б. стала аргументированная критика положения социального дарвинизма о единстве процессов билогичес-кой и культурной эволюции. Основываясь на примерах языковых и культурных различий в пределах одной и той же расы, Б. удалось доказать что раса, язык и куль­тура являются самостоятельными аспектами человечес­кого существования.

Бэкон (Bacon) Френсис (1561-1626) — британский философ, основатель методологии опытной науки, учение которого стало одним из отправных пунктов мышления всей эпохи Нового времени. Как государственный и поли­тический деятель, Б. занимал видные посты в тогдашней Англии: генеральный прокурор и лорд-хранитель Боль­шой печати, лорд-канцлер и т. д. Как философ, Б. начинал с резкой критики средневековой схоластики, считая, что последняя ничего не дала миру, кроме «чертополоха спо­ров и препирательств». Главную причину ее бесплодия Б. видел в пренебрежении естествознанием, в низведении философии до роли служанки религии; при этом Б. игно­рировал достижения схоластики, в том числе, на несколь­ко веков предвосхитившие его собственные идеи (школа У. Оккама и некоторые другие направления средневеко­вой науки, выступавшие за развитие опытного знания, математизацию науки, соединение науки с техникой и т. д.). Стремясь освободиться от богословия, Б. прибегает к тео­рии двух истин, разграничивая тем самым компетенцию религии, с одной стороны, и философии и науки, с другой, посвящая всю свою деятельность пропаганде научного знания. В качестве его цели Б. провозгласил не знание ради знания, а господство человека над природой. В глав­ном философском сочинении — «Новый Органон или ис­тинные указания для истолкования природы» (1620) — он ставит задачу сформулировать правильный метод ис­следования природы. Б. был убежден, что природу можно покорить, лишь подчиняясь ее собственным законам. На этом пути человек сталкивается с препятствиями («идолами» или «призраками»), мешающими его продвижению к истине. Причем эти «призраки» являются атрибутами самой че­ловеческой природы, т. е. сам наш разум ставит себе эти преграды и ловушки. Б. выделяет четыре группы таких «идолов»: 1) «призраки рода», обусловленные несовершен­ством устройства наших органов чувств; 2) «призраки пещеры», связанные с узостью взглядов отдельных лю­дей; 3) «призраки рынка», или подверженность людей общераспространенным заблуждениям, которые возника­ют в силу дезориентирующего воздействия семантики (слов) языка на их мышление, т. е. связанные со штам­пом обыденного словоупотребления; 4) «призраки театра», обусловленные догматической приверженностью людей к односторонним концепциям. Против



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.