|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 24 страница- поддержание преемственности, или функция традиции, — это передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение, учет прошлого опыта поколений, традиций, использование их, а также адаптация и соответствующая интерпретация в новой культурной среде; культура сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, математических символах, формулах науки, в языке искусства, который раскрывает внутренний мир человека, его творческие возможности; культура в рамках данной функции является памятью общества, кладовой накопленного им опыта, хранительницей времени, упорядочивающей этот опыт; - нормативная функция — создание и распространение определенных морально-этических требований, норм, формирующихся в процессе проецирования социальных требований на жизнь отдельного человека, осознания им моральных, политических и эстетических принципов; - целеполагающая функция — в ценностной и смысловой сферах культуры фиксация целей, перспектив и проектов человеческой деятельности; - коммуникативная функция — обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциации и единства: люди вступают в общение друг с другом в процессе любого рода трудовой деятельности, но каждый индивид и социальная группа включаются в общение задолго до того, как они вступают в производственный процесс; поэтому основой общения становятся общие, одинаково осмысленные значения, закрепленные в языке и изобразительных средствах; - компенсаторная функция — это отвлечение, разрядка от производственного процесса, материальной или духовной деятельности, жизненных проблем; она стоит вне обычной жизни, здесь создается особая реальность, которая позволяет на некоторое время уйти от действительности к идеалу; в ней проявляются созидательные способности человека, снижается психологическое напряжение; к данной сфере влияния культуры относятся религиозные обряды, художественная деятельность, праздники, общение с природой; - латентная (скрытая) функция — то есть когда одна и та же сфера культуры имеет как позитивный, так и негативный характер: например, религия может как интегрировать, так и разъединять, с одной стороны, несет в себе много знаний, является хранительницей человеческих традиций и мудрости, с другой же, является скоплением предрассудков. Таким образом, существует множество функций культуры, имеющих специфическое значение для человека и общества. И поэтому необходимо исследовать их с разных сторон для того, чтобы можно было использовать положительное и ослабить негативное воздействие какого-либо элемента культуры или заменить его чем-то другим. Функционализм— 1) направление в исследования культуры первой половины XX в., нацеленное на выявление того, как функционируют ее составные части в отношении друг к другу и целому; 2) направление в архитектуре XX в., для которого характерна установка на соответствие композиции и внешнего облика здания его практическому назначению. Возник в Германии (мастерские «Баухауз»), способствовал оформлению принципов массовой жилой застройки, производственных зданий; 3) один из основных методологических подходов в культурологии и социальной антропологии, заключающийся в рассмотрении общества как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих определенные функции по отношению к обществу как целому. Функционализм позволяет понять целостность социокультурных систем, гармоническое единство их частей. Функция(лат. functio — исполнение, совершение) — такое отношение двух (или более) объектов, для которого характерно сопутствующее изменение одного из них при изменении другого. Это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, например, функции органов чувств в организме, функции денег, функции государства в обществе и т. д. Футуризм(от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве, преимущественно в Италии и России. Для живописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»). Впервые Ф. заявляет о себе в 1909 г., когда итальянский писатель и теоретик футуризма Филиппе Маринет-ти (1876-1944) опубликовал 11 тезисов «Манифеста итальянского футуризма», в которых он объявлял человеческие чувства, идеалы любви, счастья, добра — слабостями. На смену этим человеческим качествам, по его мнению, должны прийти господство техники, урбанизация, культ силы, движение, энергия, скорость. Автомобиль прекраснее Венеры, теплота куска железа волнует больше, чем улыбка или слезы женщины, мотор — лучший из поэтов, утверждал он. Манифест Маринетти имел большой успех у молодежи, так как в нем ясно звучал призыв отказаться от искусства прошлого, разрушить библиотеки, музеи, все классическое наследие. Отныне страдания человека должны интересовать художника не больше, чем «скорбь электролампочки ». Свое название это направление авангардизма получило от французского слова «футуро» — будущее. Родиной футуризма стала Италия, где группа молодых художников, последователей идей Маринетти, попыталась создать новое искусство, «искусство будущего», как они говорили. Закономерно, что и свое наибольшее распространение он получил в Италии (Ф. Маринетти, У. Боччони, Л. Рус-соло) и в России (В. Маяковский и В. Хлебников). Футуристы провозгласили полный разрыв не только с традиционным искусством, но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города. Их восхищали железные дороги, опутывающие земной шар, океанские пароходы, стальные мосты, огромные города, кишащие автомобилями. Вместо прежней эстетики прекрасного они выдвинули эстетику энергии и скоростей. Она выражалась посредством ритмического повторения отдельных фигур или их частей: например, увеличивалось количество рук, ног у бегущего человека, или изображалось мелькание отдельных фрагментов. Предмет располагался на плоскости, движения расчленялись на элементы, которые напоминали кадры киноленты, располагавшиеся рядом друг с другом и передававшие последовательные моменты движения. При всей эпатажности футуризма творчество художников этого направления свидетельствовало о разрушении мира гармонии, наступлении царства абсурда. Демонстрация жестокости и грубости была ответом на жестокость нового мира. Мировосприятие футуристов отражалось в живописи с помощью деформированного пространства, изломанных линий, дисгармонии цвета, намеренной алогичности композиции. Для этого некоторые изобразительные приемы футуристы заимствовали у кубистов. Точно так же они «ломали» предметы на части, так же пытались «изобразить» на картине всевозможные звуки, уличные шумы, для чего окружали источник звука ярко окрашенными дугами и кругами, которые должны были олицетворять Колебания звуковых волн. Однако футуризм стал кратковременным явлением в художественной культуре, он просуществовал лишь несколько лет и в 20-е годы XX в. исчерпал себя. Футурология(от лат. futurum — будущее и греч. logos — понятие, учение) — совокупность представлений о будущем человечества; «философия будущего». Термин ввел немецкий социолог О. Флехтхейм. Футурология рассматривает как перспективы развития человечества в целом (глобальное прогнозирование), так и отдельных сфер общественной жизни (наука, культура, экономика, политика и т. д.).
Х Халифат — арабское теократическое государство, существовавшее в VI-XIII вв. на территориях Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Южной Испании. «Холодная война» — термин, применяющийся для обозначения противостояния двух общественно-политических систем — капиталистической (во главе с США) и социалистической (во главе с СССР). Раскол послевоенного мира, продолжавшийся с 1946 по 1992 гг., был вызван обострением противоречий между двумя ведущими державами и их союзниками и основывался на военно-политическом соперничестве, прежде всего на обладании ядерным оружием, что вело к усилению гонки вооружений. Поляризация мира, сопровождавшаяся созданием военно-политических блоков — НАТО и ОВД, влияла как на международную обстановку, создавая напряженность и отчуждение, так и на внутриполитическое развитие стран, так или иначе втянутых в конфронтационный процесс. Преодолению состояния «холодной войны» способствовали демократические преобразования во многих странах бывшего социалистического лагеря, прежде всего в СССР, во 2-й половине 1980-х — начале 1990-х гг. Холокост (от греч. holokaustos — сожженный целиком) — гибель значительной части еврейского населения Европы (свыше 6 млн человек, что составляло свыше 60% еврейского населения) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 гг. Христианство — одна из крупнейших по числу приверженцев мировых религий, возникшая в I в. н. э. в восточных провинциях Римской империи. Христианство вобрало в себя некоторые черты иудаизма и философских учений греко-римского мира, в частности, платонизма. Главной книгой является Библия, включающая Ветхий и Новый Завет. Христианство основывается на вере в единого Бога, но в отличие от ислама и иудаизма, Бог предстает в виде троицы — Отец, Сын и Дух Святой. Особое место занимает культ Иисуса Христа — сына Божьего, Мессии, посланного в мир, чтобы нести людям истину, принявшего смерть на кресте за грехи человечества и воскресшего из мертвых. Иисус, родившийся от непорочной Девы Марии, нес людям учение о добром и всемогущем Боге, всевидящем и всепрощающем, перед которым все равны вне зависимости от социального статуса и благосостояния. Сторонники христианства на начальном этапе подвергались гонениям со стороны властей и населения, остававшегося приверженцами традиционных культов, но в течение нескольких столетий христианство постепенно расширяло свое влияние и превратилось в религию, официально признанную в IV в. при императоре Константине. Распространению христианства способствовало, прежде всего, его гуманистическое нравственное содержание, идея любви к ближнему как творению Божьему, всеобщего единения и братства, обещание спасения всем, вне зависимости от национальной принадлежности, дававшее надежду и утешение всем страждущим. С распадом Римской империи и началом нового исторического этапа христианство становится стержневой духовной основой этого периода, оказав огромное влияние на становление средневековой цивилизации Европы, Византии, Руси и других стран и народов, сформировав особый христианский тип культуры. В процессе исторического развития в христианстве сложилось два основных течения — католицизм, распространившийся главным образом в Западной Европе, и православие, оформившееся в Византии и принятое впоследствии Русью и другими народами. Разделение христианства на западное и восточное произошло вследствие различий в истолковании некоторых вопросов культа и обрядах, что окончательно закрепилось после схизмы (церковного раскола) 1054 г. (см. схизма). В XVI в. в ходе религиозного движения Реформации в ряде европейских стран от католицизма отделился протестантизм — еще одно направление в христианстве. В XVII в. в русском православии произошел раскол в ходе церковной реформы патриарха Никона, результатом которого стало образование особой ветви — старообрядчества, или раскольничества. Согласно христианству, человеческое знание и вся его деятельность должны быть устремлены к Богу, поэтому всей христианской культуре присуща устремленность ввысь, от земного к небесному, духовному. В основе христианского миросозерцания лежит идея творения, поэтому всякая природа осознается как проявление Божественной мудрости, символическое выражение определенного отношения Бога к человеку. Хронотоп (время-пространство) — единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного (культурного, художественного) смысла. Впервые термин X. был использован в психологии Ухтомским, однако широкое распространение в литературоведении и эстетике получил благодаря трудам Бахтина. Художественная культура — подсистема культуры, совокупность установок, способов, действий, направленных на создание художественных ценностей, их хранение, распространение, изучение. Хэппенинг (англ. — происшествие) — одно из направлений в искусстве второй половине XX в., в котором оригинальная идея художника выражается непосредственно в действии, игре.
Ц Цезарепапизм — союз церкви и государства в Византии при котором господствующее положение занимал гератор, который считался главой церкви. Ценностная ориентация — особые, фиксированные качества личности, позволяющие ей распределять объекты их значимости для нее; могут выступать в качестве определенных побуждающих стимулов для достижений Доставленных целей, приобретая функцию регуляторов реального поведения. Ценностная природа культуры. Культура имеет аксиологический, ценностный характер. Неокантианцы проводили различие между «науками о природе» и «науками о культуре» — в основе этого различия лежали ценности, серт утверждает, что продукты природы — это то, что свободно произрастает из земли, продукты же культуры шзводит поле, которое человек вспахал и засеял. «Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура как то, что непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности». Во вcex явлениях культуры воплощена какая-либо признанная человеком ценность, ради которой эти явления им созданы. Все, что «взросло» само по себе, не имеет никакого отношения к ценностям. В объектах культуры заложены ценности, если же эти ценности отнять, то объект станет частью простой природы. Культурная ценность существует, если ее индивидуальное значение постулируется хотя бы одним человеком. Представители ценностного подхода сущность ценностей видят в их значимости, а не в их фактичности. Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни индивида осознаются не только посредством научных истин, логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его нравственных и эстетических норм. Поэтому роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого не вызывает сомнений. Более того, зачастую в обыденном мышлении культура в целом отождествляется с неким комплексом ценностей. Само же понятие ценности употребляется в современной литературе в различных значениях. Наиболее распространенным оказывается расширенное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику и содержание понятия. Ценность не тождественна идее, так как идеи могут быть истинными и ложными, научными, религиозными, философскими и т. д. — они характеризуют тот тип мышления, который дает им импульс. Ценности же — некие духовные опоры, помогающие в различных жизненных ситуациях. Они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл жизни. Культурные ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом. Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта человечества. Таким образом, ценность выражает особое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она характеризует культурное, человеческое, так как «пропущена» через личность, через ее внутренний мир. Ценность, можно сказать, — «это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека». Церковный раскол — религиозное движение в России в середине XVII в., приведшее к разделению Русской православной церкви и образованию старообрядчества. Духовным лидером старообрядцев (староверов, раскольни-1вов) был протопоп Аввакум, выступивший против церковной реформы патриарха Никона 1653-1656 гг. Цивилизационный подход. Опыт использования понятия «цивилизация» в гуманитарных науках и культурологические исследования цивилизаций сформировали то направление в культурологии, которое можно назвать (с достаточной степенью условности) цивилизационным подходом к изучению культурологических проблем. Необходимо отметить, что ученые, которых можно отнести к представителям данного научного подхода, никогда не составляли некой особой научной школы, выработавшей единую терминологию, обеспечивавшей преемственность исследований и т. д. Эти ученые работали в области разных наук, в разное время и в разных странах, использовали различные понятия и теоретические построения. Часто они ничего или почти ничего не знали о работах друг друга. Иногда говорят о теории локальных (от латинского сло-ПрМ locus — определенное место) цивилизаций, причисляя к ее сторонникам немецкого историка культуры О. Шпенглepa, английского историка А. Д. Тойнби, американекого социолога и культуролога П. Сорокина, современного американского политолога С. Хантингтона и других. Фкнако, выделяя общие для них идеи, нельзя не заметить, к этим идеям были близки размышления русских славянофилов XIX века, теории русских философов Н. Я. Данилевского; Филевского, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, В. Ф. Эрна, А. Бердяева, отдельные элементы европейской «философии жизни» и «теории культурных кругов» немецких антропологов-диффузионистов. Эти разнообразные культурологические учения объединяли лишь некие самые общие принципы, на которых они базировались, и противостояние концепциям истории культуры, господствовавшим в западной науке в XVIII-XIX веках. В основу цивилизационного подхода лег принцип органичности, согласно которому цивилизация (культура) рассматривалась как аналог живого организма, целостного, замкнутого, относительно изолированного от других организмов и окружающей среды, но связанного с ней посредством обмена энергией и веществом (материальными ресурсами). С такой точки зрения, цивилизация представала не общим отличием человечества от животного мира и неживой природы, а в качестве ряда признаков, отличающих одну группу людей от других. Из принципа органичности вытекала идея циклического развития каждой цивилизации. Она резко отличалась от преобладавших в XIX веке представлений об универсальности, всеобщности непрерывно линейного, эволюционного развития культуры. С позиций цивилизационного подхода, культура, как и живое существо, рождается, растет, переживает расцвет, стареет и неизбежно гибнет. Цивили-зационные теории ставят под сомнение, хотя и не отвергают совсем, преемственность культурных традиций. В опыте отдельных цивилизаций есть нечто абсолютно уникальное, непередаваемое, навсегда погибающее вместе с этими цивилизациями так же, как вместе с людьми гибнет большинство их переживаний, идей, мечтаний. В середине XX века были разработаны более гибкие концепции циклической истории цивилизаций, призванные, в частности, описать и объяснить кризисы в цивилизационном развитии, факты гибели отдельных цивилизаций на ранней стадии цикла их существования. Здесь можно назвать теорию «вызова» — и — «ответа» Тойнби, волновые модели социокультурной динамики Сорокина, теорию этногенеза Гумилева. Для цивилизационного подхода свойственно пристальное внимание к национальным особенностям различных культур, в то время как традиционная философия культуры концентрировалась на наднациональных характеристиках цивилизации. Наконец, самой резкой критике в рамках цивилизационного подхода была подвергнута идея культурного моноцентризма (от греч. monos — один, единственный). Согласно ей существует центр (средоточие) мировой культуры, то есть такие ее формы, которые в наибольшей степени шгощают сущность культуры, являются ее совершен-ими образцами, стоят на высшей ступени культур-развития, превосходят все остальные формы культу-и т. д. На Западе главными формами подобных воззрений являются европоцентризм и американоцентризм, даювозглашающие центром человеческой культуры (соответственно) или Европу, или США. Цивилизационный подход основан на принципах куль-10X0 плюрализма (от лат. pluralis — множественный, )гообразный), культурного полицентризма (от греч. — много). Согласно этим принципам, в культуре существует многообразие форм, которые невозможно однозначно выстроить в порядке «высшие — низшие». Такая позиция соответствует современным идеалам так называемой политкорректности, заключающимся в терпимости к самым разным взглядам и типам культурной самобытности. Благодаря цивилизационному подходу понятие «цивилизация» в какой-то степени утратило один из аспектов своего первоначального значения, связанный утверждением превосходства одних народов над другими, Цивилизационного (или культурного) шовинизма. В современной культурологии цивилизадионный подход как бы «растворен», «рассеян» в различных направлениях научных исследований, но остается одной из главных составляющих культурологического знания. Цивилизация(от лат. civitas — гражданский) — межэтническая культурно-историческая общность людей, основания и критерии для выделения которой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина. Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний. Это понятие появляется в XVIII веке, в эпоху Просвещения, и несет на себе отпечаток мировоззрения и культуры данной эпохи. Ее идеалами были разумность, строгая научность, гражданственность, справедливость, которые должны были стать основами общественной и частной жизни людей. Всему этому противостоял, по мнению просветителей, темный мир варварства, невежества, предрассудков, религиозного фанатизма. Как противоположность этому миру философы Просвещения выдвигают концепцию цивилизации (французское слово civilisation и английское civilization, вошедтттие затем во все европейские языки, включая и русский язык). Однако истоки понятия «цивилизация» восходят к античным временам, культуре Древней Греции и Древнего Рима. Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных, юридически и политически равноправных граждан, связанных религиозными, кровнородственными и культурными узами; город-государство, которое греки называли «полис», а римляне «цивитас». История понятия «цивилизация» теснейшим образом связана с историей понятия «культура». Последние два столетия эти понятия, в большинстве случаев, выступают как синонимы, однозначные термины. Так же как и «культура», «цивилизация» означает небиологические формы деятельности человека, систему явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных людьми. Кроме того, понятие «цивилизация» (как и понятие «культура» в некоторых случаях) указывает на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи. Например, говорят о «восточной цивилизации», «западной цивилизации», «европейской цивилизации», «азиатской цивилизации» и «древней цивилизации», «цивилизациях Древнего Востока», «античной цивилизации», «средневековой цивилизации», «цивилизации Нового времени» и т. д. Научный подход, основанный на стремлении точно установить географические и исторические координаты цивилизации (точнее, цивилизаций) называется теорией локальных (от латинского слова locus — определенное место) цивилизаций. Одно из значений понятия «цивилизация» — это уровень, ступень общественного и культурного развития. С такой точки зрения в истории человечества выделяются «доцивилизованный» этап и эпоха цивилизации. Впрочем, они не только следуют друг за другом, но могут и существовать одновременно в лице цивилизованных и нецивилизованных (диких, примитивных) народов. Подобная интерпретация восходит к древнему противопоставлению культурных греков и римлян варварам. В XIX веке американский антрополог Л. Г. Морган выделил в качестве периодов эволюции общества и культуры дикость, варварство и цивилизацию. На первой стадии этой эволюции люди жили за счет присвоения готовых продуктов природы (охота, собирательство), на второй появляются земледелие и скотоводство, на третьей — ремесло, торговля, государство, письменность. Периодизация Моргана давно признана устаревшей, но понимание цивилизации как ступени исторического развития сохраняется. Наконец, «цивилизация» может истолковываться в смысле совокупности достижений материальной и духовной культуры неких живых или одаренных интеллектом существ, не обязательно людей. Так, сторонники уфологии гения неопознанных летающих объектов) говорят о «внеземных цивилизациях», писатели-фантасты — о «цивилизации насекомых», «цивилизации роботов» и т. п. Культура и цивилизация. Понятия «культура» и «цивилизация» занимают важнейшее место в современном культурологическом знании. Они тесно связаны как по своему происхождению, так и по основным значениям, не менее, между этими понятиями имеются суще-шые различия и по смыслу, и по употреблению в тех иных случаях, в различных контекстах. Поскольку слова «культура» и «цивилизация» необы-ю многозначны, рассмотреть все их смысловые сходства и различия не представляется возможным. Выделим лишь основные из них. И «культура», и «цивилизация» в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды. Оба понятия могут употребляться как антонимы (слова, имеющие противоположное значение) понятий «дикость», «варварство», «невежество» и т. п. Как «культура, так и «цивилизация» применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры, имеющих конкретный географический «адрес» форм культуры. «Античная культура» и «античная цивилизация», «средневековая культура» и «средневековая цивилизация», «азиатская культура» и «азиатская цивилизация», а также другие аналогичные выражения значат одно и то же, если только автор специально не проводит между ними различие. Оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному, или цивилизованному, состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто возникшее раньше, чем цивилизация. Так, почти всегда говорят о «первобытной культуре», но не о «первобытной цивилизации», хотя изредка можно встретить и подобное выражение. Зато широко используется термин «цивилизации Древнего Востока», применяемый к древним культурам Египта, Междуречья, Индии, Китая и другим. Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация», оттенки их смысла во многом связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит (если оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии («почитание богов, благочестие, религиозные обряды»), педагогики и философии («образование, воспитание, обучение»), оно чаще применяется к явлениям так называемой «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали. Понятие же «цивилизация» ведет свое происхождение из политического и юридического словаря Древнего Рима, а создано оно философами Просвещения, в центре внимания которых находились общественные проблемы их времени. Неудивительно, что слово «цивилизация» обычно относится к явлениям так называемой «материальной культуры» (техника, производительные силы экономики, жилища, транспорт и связь и т. д.) и к общественной жизни (так называемая «социальная культура»). Характерно, что, когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем экономи-чвского, технического и социального развития. Сегодня это США, западноевропейские государства, Япония. С другой стороны, «культурной страной», «страной высокой культуры» могут назвать и относительно бедную страну, с низким или средним уровнем социально-экономического и технического развития. По этой же причине современные политологи и полит-обозреватели обычно говорят о «конфликте цивилизаций» (скажем, западной, мусульманской и дальневосточной), а не о «конфликте культур». Правда, последний термин часто употребляется культурологами и социологами, изучающими процессы взаимодействия разных культур (аккультурации), которые нередко приводят к ожесточенной вражде их представителей. А политологов интересуют, «режде всего, столкновения экономических и политиче-интересов, образа жизни различных цивилизаций. Понятие «культура» по преимуществу обозначает национальные культурные особенности, а понятие «цивилизация» — особенности социально-культурной системы стран, хотя такое словоупотребление не носит строгого характера. Например, говорят об «английской культуре» но о «европейской цивилизации»; однако возможно в том же смысле сказать и о «европейской культуре». Наконец, отдельные культурологи специально проводят четкое различие между «культурой» и «цивилизацией. Наиболее известным примером такого рода является концепция, которую О. Шпенглер разработал в своей книге «Закат Европы». По Шпенглеру, культура и цивилиза-представляют собой раннюю и позднюю стадии развития локальных «культур-организмов». Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах-мегаполисах, истребительными войнами. Цивилизация — период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель.
|
|||
|