Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 24 страница



- поддержание преемственности, или функция тра­диции, — это передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение, учет прошлого опыта поколений, традиций, использо­вание их, а также адаптация и соответствующая интерпретация в новой культурной среде; культу­ра сохраняет социальный опыт поколений в поня­тиях и словах, математических символах, форму­лах науки, в языке искусства, который раскрывает внутренний мир человека, его творческие возмож­ности; культура в рамках данной функции являет­ся памятью общества, кладовой накопленного им опыта, хранительницей времени, упорядочивающей этот опыт;

- нормативная функция — создание и распростра­нение определенных морально-этических требова­ний, норм, формирующихся в процессе проециро­вания социальных требований на жизнь отдельного человека, осознания им моральных, политических и эстетических принципов;

- целеполагающая функция — в ценностной и смыс­ловой сферах культуры фиксация целей, перспек­тив и проектов человеческой деятельности;

- коммуникативная функция — обеспечение знако­вого взаимодействия между субъектами деятельно­сти, их дифференциации и единства: люди вступают в общение друг с другом в процессе любого рода тру­довой деятельности, но каждый индивид и соци­альная группа включаются в общение задолго до того, как они вступают в производственный процесс; поэтому основой общения становятся общие, одина­ково осмысленные значения, закрепленные в языке и изобразительных средствах;

- компенсаторная функция — это отвлечение, раз­рядка от производственного процесса, материаль­ной или духовной деятельности, жизненных про­блем; она стоит вне обычной жизни, здесь создается особая реальность, которая позволяет на некоторое время уйти от действительности к идеалу; в ней про­являются созидательные способности человека, сни­жается психологическое напряжение; к данной сфере влияния культуры относятся религиозные об­ряды, художественная деятельность, праздники, об­щение с природой;

- латентная (скрытая) функция — то есть когда одна и та же сфера культуры имеет как позитив­ный, так и негативный характер: например, рели­гия может как интегрировать, так и разъединять, с одной стороны, несет в себе много знаний, явля­ется хранительницей человеческих традиций и муд­рости, с другой же, является скоплением предрас­судков.

Таким образом, существует множество функций куль­туры, имеющих специфическое значение для человека и общества. И поэтому необходимо исследовать их с разных сторон для того, чтобы можно было использовать поло­жительное и ослабить негативное воздействие какого-либо элемента культуры или заменить его чем-то другим.

Функционализм— 1) направление в исследования куль­туры первой половины XX в., нацеленное на выявление того, как функционируют ее составные части в отношении друг к другу и целому; 2) направление в архитектуре XX в., для которого характерна установка на соответствие компози­ции и внешнего облика здания его практическому назначе­нию. Возник в Германии (мастерские «Баухауз»), способ­ствовал оформлению принципов массовой жилой застройки, производственных зданий; 3) один из основных методологи­ческих подходов в культурологии и социальной антрополо­гии, заключающийся в рассмотрении общества как систе­мы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих определенные функции по отношению к обществу как целому. Функцио­нализм позволяет понять целостность социокультурных систем, гармоническое единство их частей.

Функция(лат. functio — исполнение, совершение) — такое отношение двух (или более) объектов, для которого характерно сопутствующее изменение одного из них при изменении другого. Это внешнее проявление свойств ка­кого-либо объекта в данной системе отношений, например, функции органов чувств в организме, функции денег, функции государства в обществе и т. д.

Футуризм(от лат. futurum — будущее) — авангардист­ское направление в европейском искусстве, преимущественно в Италии и России. Для живописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, мно­гократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного дви­жения. Для литературы — переплетение документально­го материала и фантастики, в поэзии (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

Впервые Ф. заявляет о себе в 1909 г., когда итальян­ский писатель и теоретик футуризма Филиппе Маринет-ти (1876-1944) опубликовал 11 тезисов «Манифеста ита­льянского футуризма», в которых он объявлял человече­ские чувства, идеалы любви, счастья, добра — слабостями. На смену этим человеческим качествам, по его мнению, должны прийти господство техники, урбанизация, культ силы, движение, энергия, скорость. Автомобиль прекрас­нее Венеры, теплота куска железа волнует больше, чем улыбка или слезы женщины, мотор — лучший из поэтов, утверждал он. Манифест Маринетти имел большой успех у молодежи, так как в нем ясно звучал призыв отказаться от искусства прошлого, разрушить библиотеки, музеи, все классическое наследие. Отныне страдания человека дол­жны интересовать художника не больше, чем «скорбь элек­тролампочки ».

Свое название это направление авангардизма получи­ло от французского слова «футуро» — будущее. Родиной футуризма стала Италия, где группа молодых художни­ков, последователей идей Маринетти, попыталась создать новое искусство, «искусство будущего», как они говори­ли. Закономерно, что и свое наибольшее распространение он получил в Италии (Ф. Маринетти, У. Боччони, Л. Рус-соло) и в России (В. Маяковский и В. Хлебников). Футу­ристы провозгласили полный разрыв не только с тради­ционным искусством, но и со всей культурой прошлого.

Они выступили с прославлением индустриальной циви­лизации и современного большого города. Их восхищали железные дороги, опутывающие земной шар, океанские пароходы, стальные мосты, огромные города, кишащие автомобилями.

Вместо прежней эстетики прекрасного они выдвинули эстетику энергии и скоростей. Она выражалась посред­ством ритмического повторения отдельных фигур или их частей: например, увеличивалось количество рук, ног у бегущего человека, или изображалось мелькание отдель­ных фрагментов. Предмет располагался на плоскости, дви­жения расчленялись на элементы, которые напоминали кадры киноленты, располагавшиеся рядом друг с другом и передававшие последовательные моменты движения.

При всей эпатажности футуризма творчество художни­ков этого направления свидетельствовало о разрушении мира гармонии, наступлении царства абсурда. Демонстра­ция жестокости и грубости была ответом на жестокость нового мира. Мировосприятие футуристов отражалось в живописи с помощью деформированного пространства, из­ломанных линий, дисгармонии цвета, намеренной алогич­ности композиции. Для этого некоторые изобразительные приемы футуристы заимствовали у кубистов. Точно так же они «ломали» предметы на части, так же пытались «изоб­разить» на картине всевозможные звуки, уличные шумы, для чего окружали источник звука ярко окрашенными дугами и кругами, которые должны были олицетворять Колебания звуковых волн.

Однако футуризм стал кратковременным явлением в художественной культуре, он просуществовал лишь не­сколько лет и в 20-е годы XX в. исчерпал себя.

Футурология(от лат. futurum — будущее и греч. logos — понятие, учение) — совокупность представлений о будущем человечества; «философия будущего». Термин ввел немец­кий социолог О. Флехтхейм. Футурология рассматривает как перспективы развития человечества в целом (глобаль­ное прогнозирование), так и отдельных сфер обществен­ной жизни (наука, культура, экономика, политика и т. д.).

 

Х

Халифат — арабское теократическое государство, су­ществовавшее в VI-XIII вв. на территориях Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Южной Испании.

«Холодная война» — термин, применяющийся для обо­значения противостояния двух общественно-политических систем — капиталистической (во главе с США) и социа­листической (во главе с СССР). Раскол послевоенного мира, продолжавшийся с 1946 по 1992 гг., был вызван обостре­нием противоречий между двумя ведущими державами и их союзниками и основывался на военно-политическом соперничестве, прежде всего на обладании ядерным ору­жием, что вело к усилению гонки вооружений. Поляриза­ция мира, сопровождавшаяся созданием военно-полити­ческих блоков — НАТО и ОВД, влияла как на междуна­родную обстановку, создавая напряженность и отчуждение, так и на внутриполитическое развитие стран, так или иначе втянутых в конфронтационный процесс. Преодолению состояния «холодной войны» способствовали демократи­ческие преобразования во многих странах бывшего соци­алистического лагеря, прежде всего в СССР, во 2-й поло­вине 1980-х — начале 1990-х гг.

Холокост (от греч. holokaustos — сожженный цели­ком) — гибель значительной части еврейского населения Европы (свыше 6 млн человек, что составляло свыше 60% еврейского населения) в ходе систематического преследо­вания и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 гг.

Христианство — одна из крупнейших по числу привер­женцев мировых религий, возникшая в I в. н. э. в восточ­ных провинциях Римской империи. Христианство вобрало в себя некоторые черты иудаизма и философских учений греко-римского мира, в частности, платонизма. Главной книгой является Библия, включающая Ветхий и Новый Завет. Христианство основывается на вере в единого Бога, но в отличие от ислама и иудаизма, Бог предстает в виде троицы — Отец, Сын и Дух Святой. Особое место занима­ет культ Иисуса Христа — сына Божьего, Мессии, послан­ного в мир, чтобы нести людям истину, принявшего смерть на кресте за грехи человечества и воскресшего из мерт­вых. Иисус, родившийся от непорочной Девы Марии, нес людям учение о добром и всемогущем Боге, всевидящем и всепрощающем, перед которым все равны вне зависимос­ти от социального статуса и благосостояния. Сторонники христианства на начальном этапе подвергались гонениям со стороны властей и населения, остававшегося привер­женцами традиционных культов, но в течение несколь­ких столетий христианство постепенно расширяло свое влияние и превратилось в религию, официально признан­ную в IV в. при императоре Константине. Распростране­нию христианства способствовало, прежде всего, его гу­манистическое нравственное содержание, идея любви к ближнему как творению Божьему, всеобщего единения и братства, обещание спасения всем, вне зависимости от на­циональной принадлежности, дававшее надежду и утеше­ние всем страждущим.

С распадом Римской империи и началом нового исто­рического этапа христианство становится стержневой ду­ховной основой этого периода, оказав огромное влияние на становление средневековой цивилизации Европы, Ви­зантии, Руси и других стран и народов, сформировав осо­бый христианский тип культуры.

В процессе исторического развития в христианстве сло­жилось два основных течения — католицизм, распро­странившийся главным образом в Западной Европе, и пра­вославие, оформившееся в Византии и принятое впоследствии Русью и другими народами. Разделение христианства на западное и восточное произошло вследствие различий в истолковании некоторых вопросов культа и обрядах, что окончательно закрепилось после схизмы (церковного рас­кола) 1054 г. (см. схизма). В XVI в. в ходе религиозного движения Реформации в ряде европейских стран от ка­толицизма отделился протестантизм — еще одно направ­ление в христианстве. В XVII в. в русском православии произошел раскол в ходе церковной реформы патриарха Никона, результатом которого стало образование особой ветви — старообрядчества, или раскольничества.

Согласно христианству, человеческое знание и вся его деятельность должны быть устремлены к Богу, поэтому всей христианской культуре присуща устремленность ввысь, от земного к небесному, духовному. В основе хрис­тианского миросозерцания лежит идея творения, поэтому всякая природа осознается как проявление Божественной мудрости, символическое выражение определенного отно­шения Бога к человеку.

Хронотоп (время-пространство) — единство простран­ственных и временных параметров, направленное на вы­ражение определенного (культурного, художественного) смысла. Впервые термин X. был использован в психоло­гии Ухтомским, однако широкое распространение в ли­тературоведении и эстетике получил благодаря трудам Бахтина.

Художественная культура — подсистема культуры, совокупность установок, способов, действий, направлен­ных на создание художественных ценностей, их хране­ние, распространение, изучение.

Хэппенинг (англ. — происшествие) — одно из направ­лений в искусстве второй половине XX в., в котором ори­гинальная идея художника выражается непосредственно в действии, игре.

 

Ц

Цезарепапизм — союз церкви и государства в Византии при котором господствующее положение занимал гератор, который считался главой церкви.

Ценностная ориентация — особые, фиксированные ка­чества личности, позволяющие ей распределять объекты их значимости для нее; могут выступать в качестве определенных побуждающих стимулов для достижений Доставленных целей, приобретая функцию регуляторов реального поведения.

Ценностная природа культуры. Культура имеет аксиологический, ценностный характер. Неокантианцы проводили различие между «науками о природе» и «науками о культуре» — в основе этого различия лежали ценности, серт утверждает, что продукты природы — это то, что свободно произрастает из земли, продукты же культуры шзводит поле, которое человек вспахал и засеял. «Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура как то, что непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности». Во вcex явлениях культуры воплощена какая-либо признанная человеком ценность, ради которой эти явления им созданы. Все, что «взросло» само по себе, не имеет никакого отношения к ценностям. В объектах культуры заложены ценности, если же эти ценности отнять, то объект станет частью простой природы. Культурная ценность существует, если ее индивидуальное значение постулируется хотя бы одним человеком. Представители ценностного подхода сущность ценностей видят в их значимости, а не в их фактичности.

Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни индивида осознаются не только посред­ством научных истин, логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его нравствен­ных и эстетических норм. Поэтому роль ценностей в стро­ении и функционировании культуры ни у кого не вызыва­ет сомнений. Более того, зачастую в обыденном мышлении культура в целом отождествляется с неким комплексом цен­ностей. Само же понятие ценности употребляется в совре­менной литературе в различных значениях. Наиболее рас­пространенным оказывается расширенное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику и со­держание понятия. Ценность не тождественна идее, так как идеи могут быть истинными и ложными, научными, религиозными, философскими и т. д. — они характеризу­ют тот тип мышления, который дает им импульс. Ценнос­ти же — некие духовные опоры, помогающие в различных жизненных ситуациях. Они упорядочивают действитель­ность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, прида­ют смысл жизни. Культурные ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом. Обще­человеческие ценности предполагают сохранение совокуп­ного духовного опыта человечества.

Таким образом, ценность выражает особое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам челове­ческого бытия, человеческого существования. Она харак­теризует культурное, человеческое, так как «пропущена» через личность, через ее внутренний мир. Ценность, мож­но сказать, — «это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и инфор­мации, но и собственного жизненного опыта человека».

Церковный раскол — религиозное движение в России в середине XVII в., приведшее к разделению Русской пра­вославной церкви и образованию старообрядчества. Ду­ховным лидером старообрядцев (староверов, раскольни-1вов) был протопоп Аввакум, выступивший против церков­ной реформы патриарха Никона 1653-1656 гг.

Цивилизационный подход. Опыт использования понятия «цивилизация» в гуманитарных науках и культурологические исследования цивилизаций сформировали то направление в культурологии, которое можно назвать (с достаточной степенью условности) цивилизационным подходом к изучению культурологических проблем.

Необходимо отметить, что ученые, которых можно отнести к представителям данного научного подхода, никогда не составляли некой особой научной школы, выработавшей единую терминологию, обеспечивавшей преем­ственность исследований и т. д. Эти ученые работали в области разных наук, в разное время и в разных странах, использовали различные понятия и теоретические пост­роения. Часто они ничего или почти ничего не знали о работах друг друга.

Иногда говорят о теории локальных (от латинского сло-ПрМ locus — определенное место) цивилизаций, причисляя к ее сторонникам немецкого историка культуры О. Шпенглepa, английского историка А. Д. Тойнби, американекого социолога и культуролога П. Сорокина, современного американского политолога С. Хантингтона и других. Фкнако, выделяя общие для них идеи, нельзя не заметить, к этим идеям были близки размышления русских сла­вянофилов XIX века, теории русских философов Н. Я. Данилевского; Филевского, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, В. Ф. Эрна, А. Бердяева, отдельные элементы европейской «фило­софии жизни» и «теории культурных кругов» немецких антропологов-диффузионистов. Эти разнообразные куль­турологические учения объединяли лишь некие самые об­щие принципы, на которых они базировались, и противо­стояние концепциям истории культуры, господствовавшим в западной науке в XVIII-XIX веках.

В основу цивилизационного подхода лег принцип орга­ничности, согласно которому цивилизация (культура) рас­сматривалась как аналог живого организма, целостного, замкнутого, относительно изолированного от других орга­низмов и окружающей среды, но связанного с ней посред­ством обмена энергией и веществом (материальными ре­сурсами). С такой точки зрения, цивилизация представа­ла не общим отличием человечества от животного мира и неживой природы, а в качестве ряда признаков, отличаю­щих одну группу людей от других.

Из принципа органичности вытекала идея циклическо­го развития каждой цивилизации. Она резко отличалась от преобладавших в XIX веке представлений об универсаль­ности, всеобщности непрерывно линейного, эволюционно­го развития культуры. С позиций цивилизационного под­хода, культура, как и живое существо, рождается, растет, переживает расцвет, стареет и неизбежно гибнет. Цивили-зационные теории ставят под сомнение, хотя и не отверга­ют совсем, преемственность культурных традиций. В опы­те отдельных цивилизаций есть нечто абсолютно уникаль­ное, непередаваемое, навсегда погибающее вместе с этими цивилизациями так же, как вместе с людьми гибнет боль­шинство их переживаний, идей, мечтаний.

В середине XX века были разработаны более гибкие концепции циклической истории цивилизаций, призван­ные, в частности, описать и объяснить кризисы в цивилизационном развитии, факты гибели отдельных цивилиза­ций на ранней стадии цикла их существования. Здесь можно назвать теорию «вызова» — и — «ответа» Тойнби, волновые модели социокультурной динамики Сорокина, теорию этногенеза Гумилева.

Для цивилизационного подхода свойственно пристальное внимание к национальным особенностям различных культур, в то время как традиционная философия культуры концентрировалась на наднациональных характеристиках цивилизации.

Наконец, самой резкой критике в рамках цивилизационного подхода была подвергнута идея культурного моноцентризма (от греч. monos — один, единственный). Со­гласно ей существует центр (средоточие) мировой культуры, то есть такие ее формы, которые в наибольшей степени шгощают сущность культуры, являются ее совершен-ими образцами, стоят на высшей ступени культур-развития, превосходят все остальные формы культу-и т. д. На Западе главными формами подобных воззрений являются европоцентризм и американоцентризм, даювозглашающие центром человеческой культуры (соответственно) или Европу, или США.

Цивилизационный подход основан на принципах куль-10X0 плюрализма (от лат. pluralis — множественный, )гообразный), культурного полицентризма (от греч. — много). Согласно этим принципам, в культуре существует многообразие форм, которые невозможно однозначно выстроить в порядке «высшие — низшие». Такая позиция соответствует современным идеалам так называемой политкорректности, заключающимся в терпимости к самым разным взглядам и типам культурной самобытности. Благодаря цивилизационному подходу понятие «цивилизация» в какой-то степени утратило один из аспек­тов своего первоначального значения, связанный утверждением превосходства одних народов над другими, Цивилизационного (или культурного) шовинизма.

В современной культурологии цивилизадионный под­ход как бы «растворен», «рассеян» в различных направ­лениях научных исследований, но остается одной из глав­ных составляющих культурологического знания.

Цивилизация(от лат. civitas — гражданский) — межэт­ническая культурно-историческая общность людей, осно­вания и критерии для выделения которой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина.

Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы соци­ологических и культурологических знаний. Это понятие появляется в XVIII веке, в эпоху Просвещения, и несет на себе отпечаток мировоззрения и культуры данной эпохи. Ее идеалами были разумность, строгая научность, гражданствен­ность, справедливость, которые должны были стать основа­ми общественной и частной жизни людей. Всему этому про­тивостоял, по мнению просветителей, темный мир варвар­ства, невежества, предрассудков, религиозного фанатизма. Как противоположность этому миру философы Просвеще­ния выдвигают концепцию цивилизации (французское сло­во civilisation и английское civilization, вошедтттие затем во все европейские языки, включая и русский язык).

Однако истоки понятия «цивилизация» восходят к античным временам, культуре Древней Греции и Древне­го Рима. Основным типом политической системы в ан­тичности была самоуправляемая община свободных, юри­дически и политически равноправных граждан, связан­ных религиозными, кровнородственными и культурными узами; город-государство, которое греки называли «полис», а римляне «цивитас».

История понятия «цивилизация» теснейшим образом связана с историей понятия «культура». Последние два столетия эти понятия, в большинстве случаев, выступают как синонимы, однозначные термины. Так же как и «куль­тура», «цивилизация» означает небиологические формы деятельности человека, систему явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей и идей, искус­ственно созданных людьми.

Кроме того, понятие «цивилизация» (как и понятие «культура» в некоторых случаях) указывает на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи. Например, говорят о «восточной цивилизации», «западной цивилизации», «европейской цивилизации», «азиатской цивилизации» и «древней цивилизации», «ци­вилизациях Древнего Востока», «античной цивилизации», «средневековой цивилизации», «цивилизации Нового вре­мени» и т. д. Научный подход, основанный на стремлении точно установить географические и исторические коорди­наты цивилизации (точнее, цивилизаций) называется те­орией локальных (от латинского слова locus — определен­ное место) цивилизаций.

Одно из значений понятия «цивилизация» — это уро­вень, ступень общественного и культурного развития. С та­кой точки зрения в истории человечества выделяются «доцивилизованный» этап и эпоха цивилизации. Впрочем, они не только следуют друг за другом, но могут и существовать одновременно в лице цивилизованных и нецивилизован­ных (диких, примитивных) народов. Подобная интерпре­тация восходит к древнему противопоставлению культур­ных греков и римлян варварам.

В XIX веке американский антрополог Л. Г. Морган выделил в качестве периодов эволюции общества и культуры дикость, варварство и цивилизацию. На первой стадии этой эволюции люди жили за счет присвоения готовых продуктов природы (охота, собирательство), на второй появляются земледелие и скотоводство, на третьей — ремесло, торговля, государство, письменность. Периодизация Моргана давно признана устаревшей, но понимание цивилизации как ступени исторического развития сохраняется.

Наконец, «цивилизация» может истолковываться в смысле совокупности достижений материальной и духовной культуры неких живых или одаренных интеллектом существ, не обязательно людей. Так, сторонники уфологии гения неопознанных летающих объектов) говорят о «внеземных цивилизациях», писатели-фантасты — о «цивилизации насекомых», «цивилизации роботов» и т. п.

 Культура и цивилизация. Понятия «культура» и «цивилизация» занимают важнейшее место в современном культурологическом знании. Они тесно связаны как по своему происхождению, так и по основным значениям, не менее, между этими понятиями имеются суще-шые различия и по смыслу, и по употреблению в тех иных случаях, в различных контекстах. Поскольку слова «культура» и «цивилизация» необы-ю многозначны, рассмотреть все их смысловые сходства и различия не представляется возможным. Выделим лишь основные из них. И «культура», и «цивилизация» в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды. Оба понятия могут употребляться как антонимы (слова, имеющие противоположное значение) понятий «дикость», «варварство», «невежество» и т. п. Как «культура, так и «цивилизация» применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в ис­тории культуры, имеющих конкретный географический «адрес» форм культуры. «Античная культура» и «антич­ная цивилизация», «средневековая культура» и «средне­вековая цивилизация», «азиатская культура» и «азиатс­кая цивилизация», а также другие аналогичные выраже­ния значат одно и то же, если только автор специально не проводит между ними различие. Оба слова могут указы­вать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному, или циви­лизованному, состоянию. Однако, как правило, культу­ра мыслится как нечто возникшее раньше, чем цивили­зация. Так, почти всегда говорят о «первобытной куль­туре», но не о «первобытной цивилизации», хотя изредка можно встретить и подобное выражение. Зато широко ис­пользуется термин «цивилизации Древнего Востока», при­меняемый к древним культурам Египта, Междуречья, Индии, Китая и другим.

Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация», оттенки их смысла во многом связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» про­исходит (если оставить в стороне его первоначальное зна­чение «земледелие») из сферы религии («почитание бо­гов, благочестие, религиозные обряды»), педагогики и философии («образование, воспитание, обучение»), оно чаще применяется к явлениям так называемой «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали. Понятие же «цивилизация» ведет свое происхождение из политического и юридического словаря Древнего Рима, а создано оно философами Просвещения, в центре внимания которых находились общественные про­блемы их времени. Неудивительно, что слово «цивилиза­ция» обычно относится к явлениям так называемой «ма­териальной культуры» (техника, производительные силы экономики, жилища, транспорт и связь и т. д.) и к обще­ственной жизни (так называемая «социальная культура»).

Характерно, что, когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем экономи-чвского, технического и социального развития. Сегодня это США, западноевропейские государства, Япония. С другой стороны, «культурной страной», «страной высокой культуры» могут назвать и относительно бедную страну, с низким или средним уровнем социально-экономического и технического развития.

По этой же причине современные политологи и полит-обозреватели обычно говорят о «конфликте цивилизаций» (скажем, западной, мусульманской и дальневосточной), а не о «конфликте культур». Правда, последний термин часто употребляется культурологами и социологами, изучающими процессы взаимодействия разных культур (аккультурации), которые нередко приводят к ожесточенной вражде их представителей. А политологов интересуют, «режде всего, столкновения экономических и политиче-интересов, образа жизни различных цивилизаций.

Понятие «культура» по преимуществу обозначает национальные культурные особенности, а понятие «цивилизация» — особенности социально-культурной системы стран, хотя такое словоупотребление не носит строгого характера. Например, говорят об «английской культуре» но о «европейской цивилизации»; однако возможно в том же смысле сказать и о «европейской культуре».

Наконец, отдельные культурологи специально проводят четкое различие между «культурой» и «цивилизацией. Наиболее известным примером такого рода является концепция, которую О. Шпенглер разработал в своей книге «Закат Европы». По Шпенглеру, культура и цивилиза-представляют собой раннюю и позднюю стадии развития локальных «культур-организмов». Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и техноло­гии управления людьми, стремлением к комфорту, скоп­лением огромных человеческих масс в городах-мегаполи­сах, истребительными войнами. Цивилизация — период распада органичности и целостности культуры, предве­щающий ее скорую гибель.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.