|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 21 страницаВ период Серебряного века люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни. Очень распространенными оказываются всевозможные мистические учения. Новый мистицизм охотно искал свои корни в старом, в мистицизме Александровской эпохи. Как и сто лет назад стали популярны учения масонства, русского раскола и иных мистиков. Многие творческие люди того времени принимали участие в мистических обрядах, хотя и не все они до конца верили в их содержание. Магическими экспериментами увлекались В. Брюсов, Андрей Белый, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Н. Бердяев и многие другие. С особой силой в творчестве, как и в сложной социальной жизни, заявило о себе чувство личности в человеке, его достоинства и ценности. Оно поменяло отношение людей к истории, религии, революции и ее различным силам, к природе, подняло важнейшие проблемы — личность и свобода, личность и народ, личность и культура, социальная детерминированность трагедии интеллигенции, разрушение личности интеллигента, его одиночество и раздвоение и т. д. Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубочайшая опустошенность. Поэтому судьбы многих творцов Серебряного века трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру. Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, выработанные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на «новизну» (потому и появятся понятия «модерн», «модернизм»). Понятие «модернизм» (современный) включало многие явления литературы и искусства XX в., рожденные в его начале, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются «рамки» реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма XIX столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма. Культура Серебряного века стремилась к отражению поставленных жизнью многообразных проблем, среди которых остро ставилась проблема назначения искусства в жизни общества и общественная миссия художника. Размежевание творческих сил способствовало расколу художественного мира на два полярных сознания: приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание, что четко зафиксировано в термине «модерн». Обе тенденции могли постоянно и динамично взаимодействовать. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т. д. Преобразование реализма, вызванное к жизни общеисторическими причинами и внутренними потребностями развивающегося творческого метода, происходят на рубеже веков. Начало его обновлению положили крупнейшие мастера старшего поколения, соединявшие век нынешний с веком минувшим — поздний Л. Толстой и А. Чехов. Оформилась новая реалистическая проза И. Бунина, Л. Андреева, А. Куприна. Б. Зайцева, И. Шмелева, М. Горького, обнаруживая разнообразие подходов к проблеме личности. Наряду с реализмом господствующим восприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал олизм — новая форма романтизма. Соперниками реализма предстают модернистские теля — символизм, акмеизм и футуризм. Расхождения, бурные дискуссии касались коренных вопросов искусства, эстетики, философии, отношения к художественному наследию и другому. Развитие художественного процесса отлетел пестрой сменой, изменчивой множественностью явлений и одновременно сложной целостностью. Модернистские литературные течения характеризуют новаторство, провозглашение свободы личности, культ красоты, экзотики, звучность выражений, неожиданность рифм и обозов. Символизм, представителями которого были Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, основное внимание сосредоточивал на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных утонченных чувств и ений. Для акмеизма (от акте — высшая степень чего-либо) — С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Кузьмин, О. Мандельштам — был характерен отказ от символистских стремлений к «идеальному», возврат к точному значению слова, эстетизация, поэтизация земного бытия ювека, его чувств. Творчество представителей футуризма (Д. Бурлюк, В. Хлебников, раний В. Маяковский, Северянин) отражает эстетику урбанизма, динамику соченной цивилизации, языковое экспериментирование. Модернистские искания в живописи на рубеже XIX-ИХ вв. привели к образованию целого ряда художественных объединений. А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих, 3. Серебрякова, Кустодиев, И. Билибин входили в объединение «Мир искусства». Провозглашая свободу искусства от социаль-политических проблем и идею «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и пристрастность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике «Мира искусства» присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Для работ представителей «Голубой розы» (П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян и другие) характерны плоскостное изображение и декоративная стилизация форм, иногда мистико-символические искания. Художники, входившие в группу «Бубновый валет» (П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк) обращались к приемам русской иконописи и лубка, народной игрушки, для них также характерны эксперименты с формой и цветом в духе кубизма и фовизма. Художники М. Ларионов, Н. Гончарова и другие, организовавшие группу «Ослиный хвост», сочетали анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных экспериментов с обращением к примитивизму, к традициям русской иконы и лубка. Представителями «русского авангарда» были также М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин, проповедовавшие искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они заложили основы абстракционизма (В. Кандинский), его разновидности — супрематизма (К. Малевич), конструктивизма (В. Татлин). Некоторые художники (М. Врубель и другие) сочетали русские художественные традиции с новейшими изобразительными формами в духе модерна. В скульптуре новые тенденции проявились в работах А. Голубкиной, С. Коненкова, использовавших новые пластические формы и светотеневые контрасты. В русской архитектуре в начале XX в. сложились три направления. Стиль «модерн» использует новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий — гостиница «Метрополь» (архитектор В. Валькот), здание Ярославского вокзала, особняк Рябушинского в Москве (архитектор Шф. Шехтель) и другие. Неорусский стиль характеризуется Кчвбильным использованием мотивов древнерусского зодчества — здание Казанского вокзала (архитектор А. Щусев). Неоклассицизм возрождал основные принципы архитектурной классики: строгая симметрия, монументализм, ис-Вфрльзование элементов античной архитектуры — здания Музея изобразительных искусств, Киевского вокзала. Серебряный век справедливо называют временем «великого синтеза», когда искусство мыслилось единым целым, где сильна была тенденция к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности. Идеалом веремени становится художник универсального типа, а иделом слияния искусств — театр. Именно в театре, сфере, Соединяющей многие виды творчества, можно достичь, по мысли различных деятелей культуры, желаемого единства, ирбвштеза искусства. Театрализация пронизывает все творчество художников этого времени. Игра, фантастика, гротеск — черты, столь характерные для искусства рубежа Шпиков, подводят к театру, где эти качества необходимы и узаконены. Более того, в представлении творческого человeкa той эпохи театральностью охвачено не только искусство, но и сама жизнь — вечная игра, непрестанный спектакль, где каждый играет свою роль. Жизнь, искусство и театр смыкаются, таким образом, в представлении о мире как о вечной игре. Важным элементом народного театра М. Бахтин считал маску, в которой «очень ярко раскрывается самая сущность игры». С позиций театральности маска — условный персонаж, в котором за одними чертами может скрываться иной смысл, способный войти в разные противоречия с внешней формой. Увлечение театральностью — типичное явление в музыке, литературе, театре, живописи. Образы — маски, куклы, марионетки — сквозные в творчестве И. Стравинского и объединения «Мир искусства». А. Блок также часто прибегает к ним в своей лирике и драме «Балаганчик» — это разрушение театрального мира с его иллюзией, условностью и фальшью. Серебряный век — это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого взлета, как в России. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим. Серебряный век в русской культуре — это своеобразный тип культуры, который по-разному воспринимается различными ее деятелями. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам подсознательного, иррационального, время господства мистического в культуре. Это время создания нового менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. И хотя мы называем это время Серебряным, а не Золотым веком, может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории культуры. Симбиоз в культуре — процесс, возникающий в ходе взаимодействия культур, в котором собственные и заимствованные элементы и течения остаются в достаточной степени автономными, дистанцированными по отношению друг к другу, что нередко сопровождается взаимным недоверием и конфликтами. Символ веры — краткое изложение догматов христинства, которое должен знать каждый верующий. Символ культурный — условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Такими С. к. народа выступают практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные и растения (сова, лев, волк, олива, лавр, коса и другие); сказочные (мифические) существа (сфинкс, дракон, домовой и другие). Большинство С. к. многозначно, разнообразно и иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг., для которого характерно сосредоточение преимущественно на художественном выражени и посредством символа, интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. Основные представители символизма в литературе — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля «модерн». Симулякр (от франц. simulacre — подобие, видимость, призрак) — одно из ключевых понятий постструктурализма, философии и культуры постмодерна конца XX века. Учение о симулякрах разработал французский философ Ж. Бодрийяр. Симулякр — образ отсутствующей действительности, «симуляция» реальности, которая, будучи ничем, старается выдать себя за нечто. Симулякры, изготовленные из чистой фантазии и хаотично соединенных фрагментов культуры прошлого, становятся материалом для создания форм массовой культуры и постмодернистского искусства. Бодрийяр неоднозначно оценивает преобладание симулякров в современной культуре: их господство может обернуться как развитием новых течений искусства, так и его полной деградацией. Синергетика (от греч. — совместное действие) — междисциплинарное направление в современных научных исследованиях, изучающее природные явления и процессы на основе принципов самоорганизации систем. В контексте культурологии синергетика рассматривается как методологический принцип нелинейного исследования сложных систем, позволяющий, во-первых, рассматривать культуру как самоорганизующуюся систему, во-вторых, расширять исследования в области проблемы диалога культур, в-третьих, объединять усилия различных дисциплин, синтезируя гуманитарные и естественнонаучные подходы в исследовании проблем культуры. Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение) — 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальстадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга); 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например, различных культов и религиозных систем в поздней античности — религиозный синкретизм периода эллинизма; слияние языческой и православной религии — православно-языческий синкретизм. Синод (от греч. synodos — собрание) — один из высших государственных органов в России в 1721-1917 гг. делами Православной Церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и раскольниками). Возглавлял обер-прокурор, назначаемый царем. Цвсле 1917 г. Священный Синод — совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси. Синтез (в культурологии) — термин, объясняющий источник культурной динамики: взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает культурное явление, течение; стиль, направление или модель социокультурного механизма, отличающиеся от своих составляющих компонентов и имеющие собственное качественное содержание или форму. Системный подход в науке (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) — один из главных Методов научного исследования. В его основе лежит изучение множества объектов как системы, образуемой из Различных элементов, связанных определенными типами ваязей и образующих единое целое. Системный подход по-аволяет познавать закономерности существования и развитее природных и культурных явлений и практически использовать их в интересах людей. Скульптура — один из видов изобразительного искусства, создающий объемные изображения из глины, камня, дерева, металлов и других материалов. Это один из древнейших видов искусства, первые памятники которого относятся еще к эпохе палеолита. Скульптура выступает как пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах и передают жизненный облик явлений. По материалу скульптура близка архитектуре, но в отличие от нее она — «изобразительна», т. е. передает жизненные формы —облик человека, животных, отдельных предметов. Ее сила, прежде всего, заключается в материальности — изображение объемно, занимает реальное пространство, освещается естественным светом. Главная особенность этого вида искусства — способность передавать характер, внутренний мир человека в объеме и движении. Однако человек не единственный предмет скульптуры. Так, например, анималисты создают фигуры животных. Круглая скульптура может воссоздать лишь детали среды, окружающей человека. Такие виды скульптуры, как барельеф и горельеф, сближаются с живописью и графикой, и им доступно изображение пейзажа. Ваяние всегда передает движение. Даже полный покой воспринимается в скульптуре как внутреннее движение, как состояние, длящееся, протяженное не только в пространстве, но и во времени. Скульптурное изображение мертвого человека передает скрытое движение, таящееся в теле, его последний покой или последние усилия борьбы, застывшие навек. В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но он несет на себе печать всего предшествующего и последующего. Это придает скульптуре динамическую выразительность. Восприятие скульптуры всегда протекает во времени и последовательно. Это помогает передать движение и используется в скульптурной композиции. Круговой обзор, изменение позиции, ракурса обозрения раскрывает в объемном изображении разные его стороны. Средствами изобразительности и выразительности скульптуры служат свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, оказывающую эстетическое воздействие на зрителя. Если бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, то проницаемый для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. В скульптуре можно выделить несколько видов: станковая (круглая, предназначенная для близкого рассмотрения), монументальная (воспринимается издали, так как имеет более обобщенные формы), монументально-декоративная (связанная с архитектурными ансамблями — например, атланты или кариатиды), декоративно-прикладая (рельефы, орнаменты и другое) скульптура. Скульптурные произведения высекают из мрамора, гранита и другого камня, вырезают из дерева, лепят из глины. Мягкие материалы считаются временными, при работе с ними обычно предполагается дальнейшая отливка в более долговечные — чугун, бронзу. В новое время расширилось количество материалов, пригодных для й екульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пластмассы и других материалов. Славянофильство — направление русской социально-философской мысли 40-50-х гг. XIX в., которое выступало с обоснованием особого, отличного от западноевропейскому го, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, Православии как единственно истинном христианстве; противостояло западничеству. Славянофилы выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и другие. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и другие. Соборность — одна из особенностей русской средневековой культуры, трактуемая как духовное единение, братство во Христе, пребывание в общении и любви на основе понимания человека как высшей ценности. Советский тип культуры — исторически сложившийся тип культуры советского периода (1917-1991 гг.), достаточно сложный, полный противоречивых тенденций и явлений. Культура советской эпохи многогранна и много-планова, она не сводится к прославлению «идеального настоящего» и «светлого будущего», к восхвалению вождей. В ней выделяется официальная, «разрешенная» и противостоящая ей «запрещенная», нелегальная культура, культура русского зарубежья и существующая «подпольно» культура «андеграунда». Существенные перемены в сфере культуры проявились сразу после событий октября 1917 г. Характер и направление этих изменений определялись установками на создание новой, социалистической культуры, которая должна была стать важным элементом в деле построения социалистического общества. Назначение и функции культуры уподоблялись Лениным строительным лесам в деле возведения «здания» социализма. Этим определяется практическая значимость и даже утилитаризм в понимании культуры в советский период. Впервые послереволюционные годы одной из важнейших задач в области культуры стало яреодоление культурной отсталости населения (ликбез), развитие новых художественных тенденций. Наиболее радикально настроенные представители нового искусства придавали к разрушению «буржуазной» культуры, отбрасыванию всякого «старья». Известность получило движение Пролеткульта (пролетарская культура) — литературно-ху-дожественной организации, основной целью которой стало создание пролетарской культуры в противопоставлении ее всей предшествующей художественной культуре. В годы НЭПа в развитии культуры наметились новые тенденции, связанные с некоторой либерализацией общественной жизни. Многообразие форм социально-экономического развития 20-х годов сопровождалось творческим плюрализмом, возникновением различных объединений — научных, художественных, культурно-просветительских. На. эти годы падает «отблеск» Серебряного века, продолжаются творческие искания в новых условиях многих крупнейших представителей предшествующего периода, пытавшихся осмыслить в своем творчестве происшедшие события. Идея преобразования мира и человека средствами искусства нашла отражение в творчестве литературной группы ЛЕФ («Левый фронт искусства» — В. Маяковский, Д. Бурлюк, Н. Асеев), театральных постановках В. Мейерхольда, фильмах С. Эйзенштейна, Г. Козинцева и других. Изобразительное искусство представлено работами групп ОСТ (Общество художников-станковистов — A.. Дейнека, Ю. Пименов), ОМХ (Общество московских ху-дожников — И. Грабарь, Р. Фальк, А. Лентулов), «Четыре искусства» (К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, М. Сарьян, B. Мухина). Наряду с отражением современной действительности многие деятели искусства обращались к историческому прошлому России, в том числе и недавнему - тема революции и гражданской войны (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег» М. Булгакова). В конце 20-х — начале 30-х гг. усиливается контроль со стороны государственной власти за развитием духовной культуры общества. Это приводит к свертыванию творческого плюрализма, упразднению художественных группировок, созданию единых творческих союзов (Союз советских писателей, Союз композиторов и т. п.), с возникновением которых относительная свобода художественного творчества ликвидировалась. Главным творческим методом стал социалистический реализм, основным принципом которого являлась партийность, социалистическая идейность, что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Регламентация художественного творчества сдерживала, но не останавливала развитие литературы, живописи, музыки, театра, кино. Вместе с тем, искусству этого периода свойственна идеализация, приукрашивание действительности в соответствии с идеологическими установками, оно выступало средством манипулирования общественным сознанием, орудием классового воспитания. Использование технических средств (радио, кино) способствовало распространению достижений культуры, делая их доступными широким слоям населения, но одновременно способствовало формированию массовой культуры. В годы войны культура стала средством интеграции, способствующим сплочению общества в единое целое на основе мощного подъема патриотических чувств. В условиях общей борьбы с внешним врагом противоречия внутреннего развития отступают на второй план. Искусство стало выражением воли к победе, созданию выдающихся произведений художественной культуры способствовало некоторое ослабление административно-идеологического контроля в области литературы и искусства. Но уже в первые послевоенные годы снова происходит усиление вмешательства артийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Конец 40-х гг. ознамено-лан рядом идеологических кампаний, направленных продев тех представителей творческой и научной интеллигенции, работы которых были признаны не соответствующими отражению социалистической действительности. Вяфопаганде буржуазной идеологии, «преклонении перед всем западным», аполитичности, формализме были обвинены М. Зощенко, А. Ахматова, С. Эйзенштейн, Д. Шос-вдкович, С. Прокофьев и многие другие. Тенденции либерализации общественно-политической жизни, наметившиеся во второй половине 50-х — начале 60-x гг., дали мощный импульс для развития художественной культуры. «Оттепель» хрущевской поры стала начален духовного обновления, временем осмысления событий предшествующих лет. В искусство входит тема репрессий, начало которой положила повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Происходит реабилитация многих деятелей науки и культуры, печатаются и исполняются ранее запрещенные, находившиеся долгие годы в забвении произведения отечественных и зарубежных авторов. Активизируются международные культурные связи — в Москве проходят международные конкурсы, фестивали. Открываются новые театры («Современник»), художественные выставки, издаются журналы («Новый мир»). Однако противоречивая позиция руковод-1втва страны, стремление ограничить свободу творчества ВДеологическими рамками привели к конфликту между властью и интеллигенцией, проявлением которого стало диссидентское движение. Деятели культуры (А. Сахаров, П. Григоренко, Л. Чуковская) выступали с требованиями сохранения свободы слова, творчества, соблюдения прав человека. Власть отвечала усилением контроля, преследованием инакомыслия (гонения на Б. Пастернака, процессы над писателями Ю. Даниэлем и А. Синявским, суд над поэтом И. Бродским). Особенно эти противоречия углубились в 70-х — начале 80-х гг., характеризующихся нарастанием кризисных явлений во всех сферах общественной жизни. Классикой советской литературы стали произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского. На короткое время (в начале 1960-х годов) удалось пробиться к читателю повестям и рассказам А. И. Солженицына, однако в начале 1970-х гг. он был изгнан из страны. В 1970-е годы огромный интерес у читающей публики вызвали книги М. А. Булгакова. Советское кино представлено именами кинорежиссеров А. П. Довженко, С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, М. И. Ромма, Г. В. Александрова, Э. А. Рязанова, Л. И. Гайдая и других. Особо важную роль в истории советской культуры последних десятилетий ее истории сыграло поколение «шестидесятников», творчески одаренных людей, идеалы которых сформировались в 1960-е годы. Среди них можно назвать поэтов Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, И. Бродского, кинорежиссера А. Тарковского, поэта, актера, исполнителя песен В. Высоцкого. Изменение социально-политических процессов во второй половине 80-х гг. и в 90-е гг. (постсоветский период) открыло путь духовному плюрализму, возрождению достижений художественной культуры, ранее пребывавших в неизвестности. Была заново «открыта» культура Серебряного века, культура русского зарубежья, которая, развиваясь в эмиграции, стала неотъемлемой частью российской культуры и внесла большой вклад в развитие культуры мировой; происходит знакомство широкой публики с произведениями зарубежного искусства. Доступными становятся произведения, факты, документы, свидетельства, способствующие появлению новых взглядов на отечественную историю и культуру. Общество получило возможность приобщиться к ценностям православно-христианской культуры. Необходимо отметить, что культура современной (постсоветской) России непосредственно вырастает из советской культуры, ее официальных, полуофициальных, диссидентских или андеграундных форм. Богатое и разнообразное наследие, оставленное советской культурой, несомненно, оказывает большое влияние на культуру народов России и бывшего СССР. Однако в новых условиях проявились и противоречия довременного культурного процесса: коммерциализация искусства, когда предпочтение отдается зрелищным, развлекательным видам искусства, приносящим быструю прибыль, засилье далеко не лучших образцов западной «кассовой культуры. Отсутствие достаточного внимания к искусству и поддержки со стороны государства театров, музеев, библиотек, образования, науки поставили национальную культуру в тяжелые условия, создав угрозу сохранности отечественного культурного наследия. Только осознание и преодоление этой проблемы в государственном масштабе будет способствовать сохранению культурной самобытности России, станет залогом ее существования в качестве цивилизованной мировой державы. Сословие-представительная монархия — форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в XIII— XIV вв. в процессе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и другое). Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России (XVI-XVII вв.). Сословная монархия предшествовала абсолютизму. Софийность(греч. Sophia — мудрость, премудрость) — учение В. Соловьева о Мудрости как об особой Божественной силе или особом существе, являющемся посредником между Богом и миром. С., присутствуя во всем сущем, придает смысл всем явлениям природы и культуры.
|
|||
|