Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 21 страница



В период Серебряного века люди ищут новые основа­ния для своей духовной и религиозной жизни. Очень рас­пространенными оказываются всевозможные мистические учения. Новый мистицизм охотно искал свои корни в старом, в мистицизме Александровской эпохи. Как и сто лет назад стали популярны учения масонства, русского рас­кола и иных мистиков. Многие творческие люди того вре­мени принимали участие в мистических обрядах, хотя и не все они до конца верили в их содержание. Магичес­кими экспериментами увлекались В. Брюсов, Андрей Бе­лый, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Н. Бердяев и многие другие.

С особой силой в творчестве, как и в сложной социаль­ной жизни, заявило о себе чувство личности в человеке, его достоинства и ценности. Оно поменяло отношение людей к истории, религии, революции и ее различным силам, к природе, подняло важнейшие проблемы — лич­ность и свобода, личность и народ, личность и культура, социальная детерминированность трагедии интеллигенции, разрушение личности интеллигента, его одиночество и раздвоение и т. д.

Многие люди стремились вырваться за пределы обы­денной жизни в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни твор­ческих людей были насыщены и переполнены пережива­ниями. Однако следствием такого накопления пережива­ний часто оказывалась глубочайшая опустошенность. По­этому судьбы многих творцов Серебряного века трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий поро­дило прекрасную и самобытную культуру.

Духовная жизнь России этого периода отличалась не­бывалой насыщенностью, продолжением прекрасных ху­дожественных традиций, стремлением обновить поэтиче­ский язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, выработанные человеческой куль­турой, и вместе с тем множеством экспериментов, где де­лалась принципиальная установка на «новизну» (потому и появятся понятия «модерн», «модернизм»). Понятие «мо­дернизм» (современный) включало многие явления лите­ратуры и искусства XX в., рожденные в его начале, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия.

Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются «рам­ки» реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Ха­рактерными чертами искусства становятся синтез, опосре­дованное отражение жизни в отличие от критического реализма XIX столетия с присущим ему конкретным ото­бражением действительности. С этой особенностью искус­ства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сцени­ческого реализма.

Культура Серебряного века стремилась к отражению поставленных жизнью многообразных проблем, среди ко­торых остро ставилась проблема назначения искусства в жизни общества и общественная миссия художника. Раз­межевание творческих сил способствовало расколу худо­жественного мира на два полярных сознания: привержен­ность к духовному наследию прошлого или его отрица­ние, что четко зафиксировано в термине «модерн». Обе тенденции могли постоянно и динамично взаимодейство­вать. Активный поиск новых форм содействовал появле­нию символизма, акмеизма, футуризма в литературе, ку­бизма и абстракционизма в живописи, символизма в му­зыке и т. д.

Преобразование реализма, вызванное к жизни обще­историческими причинами и внутренними потребностя­ми развивающегося творческого метода, происходят на ру­беже веков. Начало его обновлению положили крупней­шие мастера старшего поколения, соединявшие век нынешний с веком минувшим — поздний Л. Толстой и А. Чехов. Оформилась новая реалистическая проза И. Бу­нина, Л. Андреева, А. Куприна. Б. Зайцева, И. Шмелева, М. Горького, обнаруживая разнообразие подходов к про­блеме личности. Наряду с реализмом господствующим восприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал олизм — новая форма романтизма. Соперниками реализма предстают модернистские те­ля — символизм, акмеизм и футуризм. Расхождения, бурные дискуссии касались коренных вопросов искусства, эстетики, философии, отношения к художественному наследию и другому. Развитие художественного процесса от­летел пестрой сменой, изменчивой множественностью явлений и одновременно сложной целостностью. Модернистские литературные течения характеризуют новаторство, провозглашение свободы личности, культ красоты, экзотики, звучность выражений, неожиданность рифм и об­озов. Символизм, представителями которого были Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, основное внимание сосредоточивал на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных утонченных чувств и ений. Для акмеизма (от акте — высшая степень чего-либо) — С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Кузьмин, О. Мандельштам — был характерен отказ от символистских стремлений к «идеальному», возврат к точному значению слова, эстетизация, поэтизация земного бытия ювека, его чувств. Творчество представителей футуризма (Д. Бурлюк, В. Хлебников, раний В. Маяковский, Северянин) отражает эстетику урбанизма, динамику со­ченной цивилизации, языковое экспериментирование. Модернистские искания в живописи на рубеже XIX-ИХ вв. привели к образованию целого ряда художественных объединений. А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере,  Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих, 3. Серебрякова, Кустодиев, И. Билибин входили в объединение «Мир искусства». Провозглашая свободу искусства от социаль-политических проблем и идею «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и пристрастность передвижников; опи­раясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живопи­си и графике «Мира искусства» присущи утонченная де­коративность, стилизация, изящная орнаментальность. Для работ представителей «Голубой розы» (П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян и другие) характерны плоскостное изображение и декоративная стилизация форм, иногда мистико-символические искания. Художники, вхо­дившие в группу «Бубновый валет» (П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк) обращались к при­емам русской иконописи и лубка, народной игрушки, для них также характерны эксперименты с формой и цветом в духе кубизма и фовизма. Художники М. Ларионов, Н. Гончарова и другие, организовавшие группу «Ослиный хвост», сочетали анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формаль­ных экспериментов с обращением к примитивизму, к тра­дициям русской иконы и лубка. Представителями «рус­ского авангарда» были также М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин, проповедовавшие искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они заложили основы абстракционизма (В. Кандинский), его разновидности — супрематизма (К. Малевич), конструктивизма (В. Тат­лин). Некоторые художники (М. Врубель и другие) соче­тали русские художественные традиции с новейшими изоб­разительными формами в духе  модерна.

В скульптуре новые тенденции проявились в работах А. Голубкиной, С. Коненкова, использовавших новые пла­стические формы и светотеневые контрасты.

В русской архитектуре в начале XX в. сложились три направления. Стиль «модерн» использует новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеоб­разный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий — гостиница «Метрополь» (архитектор В. Валькот), здание Ярославского вокзала, особняк Рябушинского в Москве (архитектор Шф. Шехтель) и другие. Неорусский стиль характеризуется Кчвбильным использованием мотивов древнерусского зодчества — здание Казанского вокзала (архитектор А. Щусев). Неоклассицизм возрождал основные принципы архитектурной классики: строгая симметрия, монументализм, ис-Вфрльзование элементов античной архитектуры — здания Музея изобразительных искусств, Киевского вокзала.

Серебряный век справедливо называют временем «великого синтеза», когда искусство мыслилось единым целым, где сильна была тенденция к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности. Идеалом веремени становится художник универсального типа, а иделом слияния искусств — театр. Именно в театре, сфере, Соединяющей многие виды творчества, можно достичь, по мысли различных деятелей культуры, желаемого единства, ирбвштеза искусства. Театрализация пронизывает все творчество художников этого времени. Игра, фантастика, гротеск — черты, столь характерные для искусства рубежа Шпиков, подводят к театру, где эти качества необходимы и узаконены. Более того, в представлении творческого человeкa той эпохи театральностью охвачено не только искусство, но и сама жизнь — вечная игра, непрестанный спектакль, где каждый играет свою роль. Жизнь, искусство и театр смыкаются, таким образом, в представлении о мире как о вечной игре.

Важным элементом народного театра М. Бахтин считал маску, в которой «очень ярко раскрывается самая сущность игры». С позиций театральности маска — условный персонаж, в котором за одними чертами может скрываться иной смысл, способный войти в разные противоречия с внешней формой. Увлечение театральностью — типич­ное явление в музыке, литературе, театре, живописи. Обра­зы — маски, куклы, марионетки — сквозные в творчестве И. Стравинского и объединения «Мир искусства». А. Блок также часто прибегает к ним в своей лирике и драме «Ба­лаганчик» — это разрушение театрального мира с его ил­люзией, условностью и фальшью.

Серебряный век — это эпоха выдающихся художни­ков, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и от­крытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной куль­туре мира XX век не дал такого взлета, как в России. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, прошедшего и насто­ящего, озаряемых грядущим.

Серебряный век в русской культуре — это своеобраз­ный тип культуры, который по-разному воспринимается различными ее деятелями. Это время отказа от «социаль­ного» человека, эпоха тотального индивидуализма, интере­са к тайнам подсознательного, иррационального, время гос­подства мистического в культуре. Это время создания но­вого менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. И хотя мы называем это время Серебряным, а не Золотым веком, может быть, именно оно было самой твор­ческой эпохой в российской истории культуры.

Симбиоз в культуре — процесс, возникающий в ходе взаимодействия культур, в котором собственные и заим­ствованные элементы и течения остаются в достаточной степени автономными, дистанцированными по отношению друг к другу, что нередко сопровождается взаимным недо­верием и конфликтами.

Символ веры — краткое изложение догматов христинства, которое должен знать каждый верующий. Символ культурный — условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Такими С. к. народа выступают практически любые предметы и вещи, природные  процессы, животные и растения (сова, лев, волк, олива, лавр, коса и другие); сказочные (мифические) существа (сфинкс, дракон, домовой и другие). Большинство С. к. многозначно, разнообразно и иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры.

Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг., для которого характерно со­средоточение преимущественно на художественном выражени и посредством символа, интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от ре­ального к реальнейшему») и его «нетленную», или транс­цендентную, красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. Основные представители символизма в литературе — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля «модерн».

Симулякр (от франц. simulacre — подобие, видимость, призрак) — одно из ключевых понятий постструктурализ­ма, философии и культуры постмодерна конца XX века. Учение о симулякрах разработал французский философ Ж. Бодрийяр. Симулякр — образ отсутствующей действи­тельности, «симуляция» реальности, которая, будучи ни­чем, старается выдать себя за нечто. Симулякры, изготов­ленные из чистой фантазии и хаотично соединенных фраг­ментов культуры прошлого, становятся материалом для создания форм массовой культуры и постмодернистского искусства. Бодрийяр неоднозначно оценивает преоблада­ние симулякров в современной культуре: их господство может обернуться как развитием новых течений искусст­ва, так и его полной деградацией.

Синергетика (от греч. — совместное действие) — меж­дисциплинарное направление в современных научных исследованиях, изучающее природные явления и процессы на основе принципов самоорганизации систем. В контексте культурологии синергетика рассматривается как ме­тодологический принцип нелинейного исследования слож­ных систем, позволяющий, во-первых, рассматривать куль­туру как самоорганизующуюся систему, во-вторых, расширять исследования в области проблемы диалога культур, в-третьих, объединять усилия различных дисциплин, синтезируя гуманитарные и естественнонаучные подходы в исследовании проблем культуры.

Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение) — 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальстадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга); 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например, различных культов и религиозных систем в поздней античности — религиозный синкретизм периода эллинизма; слияние языческой и православной религии — православно-языческий синкретизм.

Синод (от греч. synodos — собрание) — один из высших государственных органов в России в 1721-1917 гг. делами Православной Церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и раскольни­ками). Возглавлял обер-прокурор, назначаемый царем. Цвсле 1917 г. Священный Синод — совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси.

Синтез (в культурологии) — термин, объясняющий источник культурной динамики: взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает культурное явление, течение; стиль, направление или модель социокультурного механизма, отличающиеся от своих со­ставляющих компонентов и имеющие собственное каче­ственное содержание или форму.

Системный подход в науке (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) — один из главных Методов научного исследования. В его основе лежит изучение множества объектов как системы, образуемой из Различных элементов, связанных определенными типами ваязей и образующих единое целое. Системный подход по-аволяет познавать закономерности существования и разви­тее природных и культурных явлений и практически ис­пользовать их в интересах людей.

Скульптура — один из видов изобразительного искусства, создающий объемные изображения из глины, кам­ня, дерева, металлов и других материалов. Это один из древнейших видов искусства, первые памятники которого относятся еще к эпохе палеолита. Скульптура выступает как пространственно-изобразительное искусство, осваива­ющее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах и передают жизненный облик явлений. По материалу скульптура близка архитектуре, но в отличие от нее она — «изобразительна», т. е. передает жизненные формы —облик человека, животных, отдельных предме­тов. Ее сила, прежде всего, заключается в материальности — изображение объемно, занимает реальное простран­ство, освещается естественным светом.

Главная особенность этого вида искусства — способ­ность передавать характер, внутренний мир человека в объеме и движении. Однако человек не единственный предмет скульптуры. Так, например, анималисты созда­ют фигуры животных. Круглая скульптура может вос­создать лишь детали среды, окружающей человека. Та­кие виды скульптуры, как барельеф и горельеф, сближа­ются с живописью и графикой, и им доступно изображение пейзажа.

Ваяние всегда передает движение. Даже полный по­кой воспринимается в скульптуре как внутреннее движе­ние, как состояние, длящееся, протяженное не только в пространстве, но и во времени. Скульптурное изображе­ние мертвого человека передает скрытое движение, тая­щееся в теле, его последний покой или последние усилия борьбы, застывшие навек. В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но он несет на себе печать всего предшествующего и последующего. Это придает скульп­туре динамическую выразительность. Восприятие скульп­туры всегда протекает во времени и последовательно. Это помогает передать движение и используется в скульптурной композиции. Круговой обзор, изменение позиции, ракурса обозрения раскрывает в объемном изображении разные его стороны.

Средствами изобразительности и выразительности скульптуры служат свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, оказывающую эстетическое воздействие на зрителя. Если бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, то проницаемый для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру.

В скульптуре можно выделить несколько видов: станковая (круглая, предназначенная для близкого рассмот­рения), монументальная (воспринимается издали, так как имеет более обобщенные формы), монументально-декоративная (связанная с архитектурными ансамблями — например, атланты или кариатиды), декоративно-прикладая (рельефы, орнаменты и другое) скульптура.

Скульптурные произведения высекают из мрамора, гранита и другого камня, вырезают из дерева, лепят из глины. Мягкие материалы считаются временными, при работе с ними обычно предполагается дальнейшая отливка в более долговечные — чугун, бронзу. В новое время расширилось количество материалов, пригодных для й екульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пластмассы и других материалов.

Славянофильство — направление русской социально-философской мысли 40-50-х гг. XIX в., которое выступало с обоснованием особого, отличного от западноевропейско­му го, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, Православии как единственно истинном христианстве; противостояло западничеству. Славяно­филы выступали за отмену крепостного права, смерт­ной казни, за свободу печати и т. п. Главные представите­ли: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Чер­касский и другие. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и другие.

Соборность — одна из особенностей русской средневе­ковой культуры, трактуемая как духовное единение, брат­ство во Христе, пребывание в общении и любви на основе понимания человека как высшей ценности.

Советский тип культуры — исторически сложивший­ся тип культуры советского периода (1917-1991 гг.), до­статочно сложный, полный противоречивых тенденций и явлений. Культура советской эпохи многогранна и много-планова, она не сводится к прославлению «идеального настоящего» и «светлого будущего», к восхвалению вож­дей. В ней выделяется официальная, «разрешенная» и противостоящая ей «запрещенная», нелегальная культу­ра, культура русского зарубежья и существующая «под­польно» культура «андеграунда».

Существенные перемены в сфере культуры проявились сразу после событий октября 1917 г. Характер и направле­ние этих изменений определялись установками на созда­ние новой, социалистической культуры, которая должна была стать важным элементом в деле построения социали­стического общества. Назначение и функции культуры уподоблялись Лениным строительным лесам в деле воз­ведения «здания» социализма. Этим определяется практи­ческая значимость и даже утилитаризм в понимании куль­туры в советский период. Впервые послереволюционные годы одной из важнейших задач в области культуры стало яреодоление культурной отсталости населения (ликбез), развитие новых художественных тенденций. Наиболее ра­дикально настроенные представители нового искусства при­давали к разрушению «буржуазной» культуры, отбрасыванию всякого «старья». Известность получило движение Пролеткульта (пролетарская культура) — литературно-ху-дожественной организации, основной целью которой стало создание пролетарской культуры в противопоставлении ее всей предшествующей художественной культуре.

В годы НЭПа в развитии культуры наметились новые тенденции, связанные с некоторой либерализацией общественной жизни. Многообразие форм социально-экономического развития 20-х годов сопровождалось творческим плюрализмом, возникновением различных объединений — научных, художественных, культурно-просветительских. На. эти годы падает «отблеск» Серебряного века, продолжаются творческие искания в новых условиях многих крупнейших представителей предшествующего периода, пытавшихся осмыслить в своем творчестве происшедшие события. Идея преобразования мира и человека средствами искусства нашла отражение в творчестве литератур­ной группы ЛЕФ («Левый фронт искусства» — В. Маяковский, Д. Бурлюк, Н. Асеев), театральных постановках В. Мейерхольда, фильмах С. Эйзенштейна, Г. Козинцева и других. Изобразительное искусство представлено рабо­тами групп ОСТ (Общество художников-станковистов — A.. Дейнека, Ю. Пименов), ОМХ (Общество московских ху-дожников — И. Грабарь, Р. Фальк, А. Лентулов), «Четыре искусства» (К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, М. Сарьян, B. Мухина). Наряду с отражением современной действительности многие деятели искусства обращались к историческому прошлому России, в том числе и недавнему - тема революции и гражданской войны (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег» М. Булгакова).

В конце 20-х — начале 30-х гг. усиливается контроль со стороны государственной власти за развитием духов­ной культуры общества. Это приводит к свертыванию твор­ческого плюрализма, упразднению художественных группи­ровок, созданию единых творческих союзов (Союз советских писателей, Союз композиторов и т. п.), с возникновением которых относительная свобода художественного творче­ства ликвидировалась. Главным творческим методом стал социалистический реализм, основным принципом кото­рого являлась партийность, социалистическая идейность, что на практике вело к подчинению литературы и искус­ства принципам идеологии и политики. Регламентация художественного творчества сдерживала, но не останавли­вала развитие литературы, живописи, музыки, театра, кино. Вместе с тем, искусству этого периода свойственна идеали­зация, приукрашивание действительности в соответствии с идеологическими установками, оно выступало средством манипулирования общественным сознанием, орудием клас­сового воспитания. Использование технических средств (радио, кино) способствовало распространению достиже­ний культуры, делая их доступными широким слоям на­селения, но одновременно способствовало формированию массовой культуры.

В годы войны культура стала средством интеграции, способствующим сплочению общества в единое целое на основе мощного подъема патриотических чувств. В усло­виях общей борьбы с внешним врагом противоречия внут­реннего развития отступают на второй план. Искусство стало выражением воли к победе, созданию выдающихся произведений художественной культуры способствовало некоторое ослабление административно-идеологического контроля в области литературы и искусства.

Но уже в первые послевоенные годы снова происходит усиление вмешательства артийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Конец 40-х гг. ознамено-лан рядом идеологических кампаний, направленных про­дев тех представителей творческой и научной интелли­генции, работы которых были признаны не соответствую­щими отражению социалистической действительности. Вяфопаганде буржуазной идеологии, «преклонении перед всем западным», аполитичности, формализме были обви­нены М. Зощенко, А. Ахматова, С. Эйзенштейн, Д. Шос-вдкович, С. Прокофьев и многие другие.

Тенденции либерализации общественно-политической жизни, наметившиеся во второй половине 50-х — начале 60-x гг., дали мощный импульс для развития художествен­ной культуры. «Оттепель» хрущевской поры стала нача­лен духовного обновления, временем осмысления событий предшествующих лет. В искусство входит тема репрессий, начало которой положила повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Происходит реабилита­ция многих деятелей науки и культуры, печатаются и исполняются ранее запрещенные, находившиеся долгие годы в забвении произведения отечественных и зарубеж­ных авторов. Активизируются международные культур­ные связи — в Москве проходят международные конкур­сы, фестивали. Открываются новые театры («Современ­ник»), художественные выставки, издаются журналы («Новый мир»). Однако противоречивая позиция руковод-1втва страны, стремление ограничить свободу творчества ВДеологическими рамками привели к конфликту между властью и интеллигенцией, проявлением которого стало диссидентское движение. Деятели культуры (А. Сахаров, П. Григоренко, Л. Чуковская) выступали с требованиями сохранения свободы слова, творчества, соблюдения прав человека. Власть отвечала усилением контроля, пресле­дованием инакомыслия (гонения на Б. Пастернака, про­цессы над писателями Ю. Даниэлем и А. Синявским, суд над поэтом И. Бродским). Особенно эти противоречия углу­бились в 70-х — начале 80-х гг., характеризующихся на­растанием кризисных явлений во всех сферах обществен­ной жизни.

Классикой советской литературы стали произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, А. А. Фадеева, М. А. Шо­лохова, А. Т. Твардовского. На короткое время (в начале 1960-х годов) удалось пробиться к читателю повестям и рассказам А. И. Солженицына, однако в начале 1970-х гг. он был изгнан из страны. В 1970-е годы огромный инте­рес у читающей публики вызвали книги М. А. Булгакова. Советское кино представлено именами кинорежиссеров А. П. Довженко, С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, М. И. Ромма, Г. В. Александрова, Э. А. Рязанова, Л. И. Гай­дая и других.

Особо важную роль в истории советской культуры по­следних десятилетий ее истории сыграло поколение «ше­стидесятников», творчески одаренных людей, идеалы ко­торых сформировались в 1960-е годы. Среди них можно назвать поэтов Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рож­дественского, И. Бродского, кинорежиссера А. Тарковского, поэта, актера, исполнителя песен В. Высоцкого.

Изменение социально-политических процессов во вто­рой половине 80-х гг. и в 90-е гг. (постсоветский период) открыло путь духовному плюрализму, возрождению до­стижений художественной культуры, ранее пребывавших в неизвестности. Была заново «открыта» культура Серебря­ного века, культура русского зарубежья, которая, развива­ясь в эмиграции, стала неотъемлемой частью российской культуры и внесла большой вклад в развитие культуры мировой; происходит знакомство широкой публики с про­изведениями зарубежного искусства. Доступными стано­вятся произведения, факты, документы, свидетельства, спо­собствующие появлению новых взглядов на отечественную историю и культуру. Общество получило возможность при­общиться к ценностям православно-христианской культу­ры. Необходимо отметить, что культура современной (пост­советской) России непосредственно вырастает из советской культуры, ее официальных, полуофициальных, диссидент­ских или андеграундных форм. Богатое и разнообразное наследие, оставленное советской культурой, несомненно, ока­зывает большое влияние на культуру народов России и бывшего СССР.

Однако в новых условиях проявились и противоречия довременного культурного процесса: коммерциализация искусства, когда предпочтение отдается зрелищным, развлекательным видам искусства, приносящим быструю прибыль, засилье далеко не лучших образцов западной «кассовой культуры. Отсутствие достаточного внимания к искусству и поддержки со стороны государства театров, музеев, библиотек, образования, науки поставили национальную культуру в тяжелые условия, создав угрозу со­хранности отечественного культурного наследия. Только осознание и преодоление этой проблемы в государствен­ном масштабе будет способствовать сохранению культур­ной самобытности России, станет залогом ее существова­ния в качестве цивилизованной мировой державы.

Сословие-представительная монархия — форма госу­дарства, при которой власть монарха сочеталась с органа­ми сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в XIII— XIV вв. в процессе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства (парла­мент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и другое). Сословное представительство в виде зем­ских соборов существовало также в России (XVI-XVII вв.). Сословная монархия предшествовала абсолютизму.

Софийность(греч. Sophia — мудрость, премудрость) — учение В. Соловьева о Мудрости как об особой Божествен­ной силе или особом существе, являющемся посредником между Богом и миром. С., присутствуя во всем сущем, при­дает смысл всем явлениям природы и культуры.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.