|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 17 страницаПросвещение — течение в области культурной и духовной жизни (хронологические границы в Европе: конец XVII— начало XIX вв., в России: XVIII— первая четверть XIX вв.), ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Оно содействовало развитию любого рода рационализма — развитию естествознания, идеям гуманности, равенства всех людей перед законом, освобождению человека от несправедливых уз, навязанных государством или обществом. Просвещенный абсолютизм— обозначение политики абсолютизма в ряде европейских стран во второй половине XVIII в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы — крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчение цензуры, развитие воспитательно-образовательного сектора и другое). Представители просвещенного абсолютизма (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России), использовали идеи французского Просвещения, представляли свою деятельность как «союз философов и государей». Просвещенный абсолютизм был направлен главным образом на укрепление дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада. Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Протестантизм — одно из направлений в христианстве (наряду с католицизмом и православием), возникшее в результате Реформации в XVI-XVII вв., проходившее под лозунгом исправления католицизма в духе первоначальных евангельских идеалов, отрицания посреднической роли церкви между человеком и Богом. Лидерами протестантского движения были М. Лютер в Германии, Ж. Кальвин во Франции, X. Цвингли в Швейцарии. Для П. характерны принципы спасения только личной верой, исключительный авторитет Священного Писания — Библии, священства всех верующих, принципиальный отказ от противопоставления духовенства мирянам, демократизация и обмирщение церкви, упрощение обрядности. В отличие от католицизма П. признает только два таинства — крещение и причащение, отрицает культ святых, монашество. В протестантизме сформировались различные течения и религиозные конфессии — лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, квакеры, методисты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы и т. д. Этика протестантизма оказала большое влияние не только на духовную жизнь европейцев, но и способствовала укреплению и распространению капитализма, т. к. задавала установку на строгое следование предопределенному человеку пути, на котором честный труд и молитва рассматривались как главные признаки спасения. Богатство не возбранялось, поскольку выступало признаком угодности Богу, который таким образом вознаграждает человека за упорный и добросовестный труд. Психоаналитическая культурология — совокупность сложившихся в психоанализе учений, раскрывающих психологические аспекты культуры. В ее основе лежит учение 3. Фрейда, его установка на выявление решающей роли бессознательных импульсов в поведении людей, анализ психического пространства (от первичных психических реакций древнейшего человека до современного состояния духовной жизни каждого индивида). В каждом неординарном фрагменте культурного мира человека П. к. видит следы бессознательного, которое выражается в универсальных символах, в сновидениях и т. п. Тема взаимоотношений личности и культурной среды рассматривается П. к. как противостояние индивида, обуреваемого могучими инстинктами, и культуры, накладывающей на проявление индивидуальных стихийных порывов систему запретов. Поэтому, согласно П. к., прогресс культуры не делает человека «счастливее», но в возрастающей мере «невротизирует» личность. Представители психоаналитической школы: Брейер Й. (1842-1925); Фрейд 3. (1856-1939); Юнг К. Г. (1875-1961); Адлер А. (1870-1937); Райх В. (1897-1957); Ранк О.; Хорни К. (1885-1953); Фромм Э. (1900-1980); Маркузе Г. (1898-1979); психоаналитический структурализм — Лакан Ж. (1901-1981). Р Расово-антропологическая школа (антропосоциология) — одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX вв. Основная идея — решающее воздействие расового фактора на историческое и культурное развитие народов. На формирование школы повлияли учение Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, а также позитивизм (построение социального знания по образцу естественных наук). Одним из первых идеи о расовом факторе в истории изложил Ж. А. де Гобино (1816-1882) — французский дипломат и литератор. Он различал три «чистые» расы (белую, желтую и черную) и многочисленные «смешанные» типы, возникшие в результате их исторических контактов. Каждая раса сама по себе неизменна и обладает специфическими культурными способностями. Создаваемые разными расами цивилизации по своей природе некоммуникабельны, т. к. прирожденные расовые дарования у разных рас принципиально различны. Представители Р-а. ш. сформировали двойственное отношение к смешению рас: оно — причина появления новых цивилизаций, но и причина вырождения и гибели цивилизаций. Идеал — чистота расы, запрет смешанных браков. Поэтому европейская цивилизация подвергалась резкой критике: расовое смешение ведет к неминуемой деградации. В качестве примера цивилизаций, сохранившихся в силу расовой чистоты, Гобино называл Индию и Китай. Представители направления: Ж. А. де Гобино, Л. Гумплович, О. Аммон, Ж. Ляпуж, X. С. Чемберлен и другие. Рационализм (от лат. ratio — разум) — 1) совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок — с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей — с объективной; 2) метод мышления эпохи Просвещения, уповающий на неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. Рациональный— «разумный», « целесообразный », « обоснованный ». Реализм (от лат. realis — вещественный действительный) 1) в философии — направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма Для реалистов было характерно правдивое изображение жизни, направленное на критику буржуазной действительности. Отсюда — элементы сатиры, особенно ярко проявившейся в творчестве Ч. Диккенса (1812-1870) и У. Теккерея (1811-1863). Одной из ведущих тем творчества реалистов была тема утраченных иллюзий. Она характерна для всей европейской литературы XIX в., что было связано с идеологическими последствиями французской революции XVIII в. Прогрессивная роль буржуазии закончилась с ее утверждением в качестве господствующей силы общества, духовные ресурсы этого класса иссякли, ограничились идеями полезности, выгоды, корысти. Писатели-реалисты искали преодоления опасной «социальной болезни» в возможностях демократии не только политической, но и духовной. Тоска по свободному существованию жила в душах их персонажей. Героические натуры Стендаля (1783-1842)— носители этого идеального начала. Все самое интересное и значительное в духовной жизни общества рождалось из духа оппозиции к торжествующей буржуазии. Важнейшую роль представители реалистического направления возлагали на искусство, на личность художника и силу его воздействия на массы. Они утверждали идейное значение искусства, его социальную миссию: задачей художника было осмысление социальных явлений, поиск внутренних пружин и связей. Искусство должно стать энциклопедией жизни, считал Оноре де Бальзак (1799-1850). Он взялся за выполнение немыслимо сложной и трудоемкой задачи показать историю современной Франции. В своих многочисленных романах и повестях Бальзак последовательно прослеживает неприглядные истории обогащения буржуазии. Чарльз Диккенс (1812-1870) также видел роль художника в привлечении внимания к социальному злу и несправедливости. Однако в рамках реализма была и оппозиция данной точке зрения. Так, Г. Флобер (1821-1880) с его теорией «безличного искусства», отрицал социальную роль искусства, признавая бесполезной общественную борьбу, считал, что искусство должно объективно отображать действительность, не вмешиваясь в жизнь, не выражая субъективные чувства художника. Такая идеология дала начало натуралистическому направлению в литературе. Стремясь к объективному изображению действительности, натуралисты уподобляли свой метод научному исследованию, они переносили выводы наук, изучающих природу, на общество и человека, подчеркивая биологические мотивы поведения. Судьба человека, его духовный мир для натуралистов определялись социальной средой, наследственностью и физиологией. В литературе переход от реализма к натурализму нашел яркое выражение в творчестве братьев Эдмона (1822-1896) и Жюля (1830-1870) Гонкуров и Эмиля Золя (1840-1902). Новая социальная проблематика требовала новых средств художественного воплощения в изобразительном искусстве. Важнейшим проявлением реализма как художественного метода является принцип историзма, конкретно-историческая правдивость воспроизведения человеческих судеб и характеров, типических обстоятельств, которые в художественно-образной форме выражают наиболее существенные черты определенного этапа общественного развития. В этом смысле реалисты критиковали романтиков за их бездейственность и уход от действительности. Как выход они видели открытое обличение и критику социальной действительности. Однако эти два стиля сближала оппозиция современному академическому официальному искусству. Конечно, реализм в живописи не был открытием XIX в. Возрождение реалистических традиций в культуре было связано с Ренессансом. В литературе (Данте, Боккаччо, Рабле, Сервантес, Шекспир) и в изобразительном искусстве (Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело) формируется специфический тип ренессансного реализма. Он явился исходным пунктом развития реалистического искусства в последующие эпохи — барокко, рококо, классицизма (Ж. Расин, П. Корнель, X. ван Р. Рембрандт, Ф. Веласкес, П. Рубенс, Н. Пуссен и другие). В XVIII-XIX вв. реализм становится ведущим принципом художественного мышления, а в XIX в. порождает новый тип — критический реализм. Таким образом, в середине XIX в. реализм стал художественной системой со своим теоретическим обоснованием, эстетически осознанным методом. Ранее всего он заявил о себе в пейзаже, жанре, отдаленном от перемен общественной жизни и мировоззрения. Первый период развития реалистической живописи связан с искусством барбизонцев. Это небольшая группа художников (Т. Руссо (1812-1867), Ф. Добиньи (1817-1875) и другие), съехавшихся в деревню Барбизон под Парижем, чтобы писать с натуры окружающие поля и леса. Барбизонцы внимательно изучали природу, они писали множество этюдов с натуры в разное время суток. И хотя завершение картин происходило по-прежнему в мастерских, проработка этюдов позволяла сохранить живое чувство природы, сообщала правдивость их картинам. Среди художников-реалистов известен Ж. Ф. Милле (1814-1875). В его реалистических картинах проявляется связь человека с природой через его труд на земле. Впервые героями живописных произведений стали «люди труда»: «Собирательницы колосьев», «Сеятель», «Человек с мотыгой». Так же человека, органически входящего в мир природы, изображал на своих полотнах один из самых выдающихся мастеров французского пейзажа — К. Коро (1796-1875). Он населял свои пейзажи не только нимфами, но и простыми людьми: женщины, пасущие коров, крестьяне, возвращающиеся с поля. Коро называют создателем «пейзажа настроения»: изображение его всегда пронизано личным отношением художника, его настроением. Живописный способ Коро передавать световую среду, его стремление выразить непосредственное впечатление от природы имели в будущем большое значение для импрессионистов. Реалистическое изображение человека в пейзаже способствовало утверждению критического реализма в жанровой живописи. Неприкрашенное изображение действительности производило на публику впечатление сатиры. Именно так воспринимали современники полотна французского художника Г. Курбе (1819-1877), первым применившего понятие «реализм» к особому направлению в живописи. Публика была шокирована вульгарностью его образов («Прачки», «Купальщицы»), далеких от традиционных эталонов красоты. Критики негодовали на Курбе за обращение к обыденным темам, обнажение ничтожных людских страстей, обвиняли художника в «прославлении безобразного». Курбе первым из художников XIX в. стремился придать понятию «реализм» смысл революционного мировоззрения и связывал его с борьбой против буржуазного общества. Революционные события во Франции нашли яркое отражение в творчестве О. Домье (1808-1879). На картине «Улица Транснонен» художник отважно сделал изобразительным материалом сцену расправы правительственных солдат с жителями одного из домов рабочих кварталов. Домье — мастер политической иллюстрации, жанровой живописи, воинствующей сатиры. Он едко высмеивал каждодневные события политической борьбы, выпуская карикатуры на заседания министров и депутатов и даже самого короля (Журнал «Карикатюр», где работал Домье, был запрещен в 1835 г.). Изобретенная в это время литография давала широкие возможности размножения его работ. В живописи и графике реалистического направления строго эстетические элементы сводились к минимуму. Главным в произведении была достоверность, правдивость изображения человеческого бытия. Чтобы наслаждаться таким искусством, было необязательно обладать художественной восприимчивостью, воспитывать эстетическое вкус. Реалистическое искусство было доступно для понимания широкой публике; расширяя свои социальные основы, оно становилось демократическим искусством. Противоречивость этой тенденции в том, что в расширении демократического искусства, искусства для масс, заложена была будущая тенденция превращения его в массовое искусство. Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Р. содержит также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Религиозная культура — культурная система, формирующаяся и развивающаяся на основе какой-либо религии или конфессии. Под религиозной культурой часто понимают, во-первых, религию вообще, как мировоззренческую систему, основанную на вере в существование сверхъестественных сил, Бога, а, во-вторых, религиозную этику, искусство, обряды, отражающие содержание религии. Вместе с тем Р. к. включает всю совокупность идейных установок и практических форм (ритуалов, художественной деятельности), присущих конкретной религии, и определяет тем самым общий характер и направленность развития того или иного общества под влиянием соответствующей религиозной системы. Релятивизм культурный — (от лат. relation — относительный) — умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с признанием относительности, т. е. ограниченной ценности, истинности всех вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий, философских воззрений и художественных форм. Согласно культурному релятивизму, существует множество культур, имеются разнообразные пути их развития, а также множество ценностных систем и культурно-исторических типов. Любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и лишь тогда, когда она рассматривается в своей целостности. Культурный релятивизм выступал против европоцентристской трактовки культурно-исторического развития, отстаивал равноправность всех типов культур, подчеркивал уникальность, самобытность локальных культур. Основным представителем и разработчиком данной теории является американский антрополог М. Гершкович (Херсковиц; 1895-1963). Ренессанс (от франц. renaissance — возрождение) — культурно-историческая эпоха в развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XII-XVI вв., в других странах конец XV-XVII вв.), переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени. Отличительные черты культуры Р.: светский характер, антифеодальная настроенность, гуманистическое мировоззрение, «возрождение» культурного наследия античности, стремление к универсализму и натурализму. Термин «Возрождение» появился впервые в книге Дж. Вазари «Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году и стал означать «возрождение науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, преимущественно у греков». В современной науке Возрождение (Ренессанс) понимается как исторический процесс, связанный, прежде всего, с коренными изменениями в мировоззрении людей, поворотом от религиозно-космических воззрений к гуманистическим к самоутверждению, возрождению человеческой личности. Как культурный тип эпоха Возрождения основывается на «трех столпах»: гуманизме, натурализме и универсализме, вокруг которых строятся все культурные тенденции. Как уже было сказано выше, гуманизм становится отправной точкой всей эпохи, воспевая и превознося человека как прекрасное творение Бога, утверждая достоинство личности, ее свободу и всестороннее развитие. В картине мира эпохи специфическое место отводится природе. Человеку становится более интересной не небесная красота, а земная. Бог становится ближе к человеку, мыслится пантеистически (слит с миром, растворен в природе). Поэтому мир наполнен божественной красотой, и задача человека — познать и отобразить ее. «Все искусство Ренессанса учится у природы, подражая природе», — пишет Н. Бердяев. Прекрасное в искусстве — результат обобщения прекрасного в природе. Важнейшим условием и целью творчества художников, ученых, философов эпохи было наглядное и адекватное отражение мира. В этом проявляется ренессансный натурализм. И, наконец, гуманистические и натуралистические идеи воплотились в третьей особенности эпохи. Человек Возрождения ощущает себя уже не греховным существом, а прекрасным созданием Бога, которому дана способность творить. Тем самым, человек уподобляет себя Богу, пытается создать иное бытие, выйти за рамки возможного. Слияние античного и христианского мировоззрений, земной и божественной красоты, возведение человека на уровень Творца, переплетение науки, философии и искусства, стремление титанов эпохи охватить все сферы творческой деятельности являются проявлением универсализма эпохи Возрождения. Историки культуры выделяют несколько этапов эпохи Возрождения: проторенессанс (треченто) — XII-XIV вв., ранний (квадроченто) — XIV-XV вв., высокий (чинкви-ченто) — XIV в., поздний — XIV в. С изменением экономической и социально-политической сторон жизни средневекового общества оказалось связано и возникновение новой европейской культуры, родиной которой стала Италия, прежде всего, ее северные районы, где находились крупнейшие торговые и промышленные города-республики: Генуя, Венеция, Флоренция, Милан, Сиена. Эпоха Возрождения в широком понимании означает новый образ жизни и новое мировоззрение, характернейшей чертой которых становится светское начало. Человек словно просыпался от глубокого сна, начинал чувствовать прелесть жизни. Недаром, суть Платоновской академии, общества флорентийских гуманистов XV века, заключалась в жизни беззаботной, радостной, любвеобильной и сладостной. Развитие эпохи связано с развитием городской культуры: «Вся эпоха Возрождения... была в сущности плодом развития городов» (К. Маркс). Развитие городов, а следовательно, и промышленности — величайший переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Город представлял собой силу, которая выводила общество за рамки феодального строя. В силу неравномерного развития городов в феодальной Европе Ренессанс не возникает сразу во всех странах. Городская культура имела свою яркую специфику: первоначально города образовывались за счет ремесленников, мастеров, торговцев, которые, покинув крестьянское хозяйство, рассчитывали только на себя. Это были предприимчивые люди, которых не пугало соперничество, конкуренция, самостоятельность. Чувство хозяина, который и производит, и распоряжается доходом сам, безусловно, формировало новое отношение к миру и к себе. В социальной сфере этой эпохи появляются две главные фигуры — мелкий ремесленник и ученый-интеллектуал. Экономические отношения XII-XVI вв. стали предвестниками буржуазных отношений: господство простого товарно-денежного хозяйства, городская культура, конкуренция и первые «капиталы», наконец, формирование независимого, все умеющего делать человека. Основными принципами становятся индивидуализм, свободолюбие и гуманизм. Свободные ученые-художники «превращаются» во всемогущих античных титанов, для которых судьба и рок не существуют. Происходит коренное переосмысление веры: человек получает возможность творить, которая в эпоху Средневековья приписывалась только Богу. Новая позиция человека в мире нуждалась в мировоззренческой основе, которой выступила античность. В этой эпохе люди Возрождения искали подтверждение и обоснование своему гуманистическому мироощущению. Однако античный антропоцентризм здесь уже наполняется более глубоким, духовным смыслом. Тенденция переосмысления античности сильна, но она сочетается с культурными ценностями христианской (католической) культуры. Не потеряв Бога и веру, деятели Ренессанса по-новому взглянули на самих себя. Они уже начали осознавать себя значимыми, уникальными, самостоятельными и ответственными за свою судьбу, но при этом не переставали быть людьми Средневековья. Присутствие в культуре итальянского Ренессанса античного и средневекового начал обусловило ее раздвоенность, противоречивость, наконец, трагичность. С одной стороны — это эпоха радостного самоутверждения человека, творчества и наслаждения земной жизнью, а с другой — ощущения трагичности своего существования, ограниченности, конечности. Титаны Возрождения были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам Творца. Однако эти задачи были заведомо невыполнимы в земной жизни, а идеалы античности не могут ужиться с устремленностью в высший мир, открытый Христом: «Тайна Возрождения — в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества» (Н. Бердяев). Коренные изменения в картине мира отражаются и на формировании нового отношения к искусству как особой области человеческой деятельности, которая не исчерпывается сферой религиозного. Ренессансный гуманизм выдвинул идею самостоятельности человеческого мира, существующего наряду с небесным и ангельским. Искусство стало пониматься как область со своим собственным порядком, несводимым к сверхприродным истинам. Неизмеримо возрастает роль художника, который начинает сравниваться с Творцом. Сами художники ставят своей целью подражание природе, считая при этом, что искусство даже выше природы. Сфера творчества постепенно освобождается от церковной идеологии: все больше ценится техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость, острый художественный взгляд на вещи и умение создавать «живое» и отнюдь не сакральное произведение искусства. И если сияющий витраж, грандиозный готический собор, монументальная скульптура были для человека Средневековья совершенно непохожими, отличными от всей его жизни, то в эпоху Возрождения искусство приближается к человеку: икона становится портретом, изображение священных событий — театральным зрелищем. Все это сказывается и на изменении средств художественной выразительности, среди которых основными становятся линейная перспектива и реалистическая трактовка человеческого тела. Эпоха Возрождения создает теорию изобразительного искусства как специальной области знания, неизвестной античности и Средневековью. Признание самостоятельности художественной сферы привело к тому, что в эпоху Возрождения сформировалось современное представление об искусстве, которое отличалось от традиционного. В средневековом представлении искусства делили на: «свободные» (риторика, геометрия), «возвышенные» (поэзия) и «механические» (живопись, скульптура и другое). В эпоху Возрождения изобразительные искусства сблизились с «возвышенными» и «свободными». Живописец и ваятель стали философами, что было невозможно ни в древности, ни в средние века. В изобразительном искусстве произошла настоящая революция, давшая совершенно новый стиль, свою эстетику и творческий метод. Художники Возрождения не только наблюдали и воспроизводили натуру, они изучали ее и устанавливали закономерности. Важнейшим достижением искусства Возрождения было открытие перспективы. Художественный метод Средневековья рассматривал предметы последовательно, часто меняя точку взгляда при переходе к другому предмету. При этом масштаб каждого отдельного изображения зависел от степени важности его для понимания внутреннего смысла целого. Искусство Возрождения стремилось к такому видению, которое охватывает пространство в целом. Новое видение мира привело к открытию новых принципов построения художественного произведения. Искусство Возрождения обращалось не к избранным, умеющим понимать многовековую традицию языка символов, а к каждому зрителю, способному видеть красоту мира и человека. Язык искусства Возрождения стал понятен массам. Возрождение создало особую атмосферу эстетизма, недаром его называют «золотым веком» европейского искусства. Эстетические эмоции властно проявляли себя во всех сферах жизни людей того времени. Прекрасным могло быть искусство войн, искусство управлять, искусство быть придворным. Даже в преступлениях Цезаря Борджиа современники могли усмотреть «прекраснейший обман», насладиться «интеллектуальной прелестью» действий самого известного злодея. Жажда эстетического наслаждения и переживания отличают Возрождение от всех эпох: ни в одной стране Европы, ни в какую другую эпоху люди не вкладывали в искусство столько страданий и материальных средств, как это было в Италии в период Возрождения. Вся жизнь того времени была действом, чудесным парадом, блестящим празднеством. Наслаждение умом, чувствами, глазами — вот основной жизненный принцип эпохи Ренессанса. Архитектура эпохи Возрождения. Архитектура Проторенессанса характеризуется распространением готики и одновременно зарождением принципов, предваряющих Возрождение. Для итальянской готики характерно применение декоративных элементов готического стиля: стрельчатых арок, башенок-фиалов, пинаклей, роз; в церковной архитектуре — возведение куполов и разнообразие фресок и монументальной живописи, а также легкость и белокаменность строений. Наиболее известными памятниками этого периода являются собор в Сиене (в возведении фасада принимал участие Джованни Пизано) и собор в Орвието. Гражданская архитектура отличалась разнообразием: от суровых, почти крепостных сооружений до нарядности и декоративности, использования в облицовке розового и белого мрамора. Так, например, очень нарядна и декоративна гражданская архитектура Венеции, создатели которой, соединив элементы византийской и готической традиций, получили яркий, праздничный город. Своеобразным символом этого настроения эпохи Протовозрождения является дворец Дожей, стены которого выполнены из белого и розового мрамора. Символ свободы и радости воплощен в больших окнах этого здания, а вся его архитектурная композиция как бы покоится на двух ярусах готических галерей, которые украшены декоративной резьбой. В архитектуре кватроченто великий зодчий Филиппе Брунеллески (1377-1446) в своем творчестве сформировал стиль, который стал близок всему Ренессансу. Спустя столетие Вазари сделал вывод о том, что именно этот мастер пришел в мир, чтобы «придать новую форму архитектуре», которая сбилась с пути и блуждала впотьмах столь долгое время. Современники в качестве заслуги архитектора Брунеллески отмечали возвращение его к основам древнеримского зодчества, т. к. именно в этот период строительство стало опираться на принципы Проторенессанса и на национальную традицию архитектуры Италии. Сочетая в себе таланты зодчего, математика и геометра, Брунеллески создавал удивительные по красоте и оригинальности купола соборов (флорентийский собор Санта Мария дель Фиоре) и гражданских зданий. Одним из самых известнейших и гениальных творений мастера, в котором объединились традиции нового стиля, является капелла Пацци, построенная во дворе церкви Санта Кроче во Флоренции.
|
|||
|