Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 17 страница



Просвещение — течение в области культурной и ду­ховной жизни (хронологические границы в Европе: конец XVII— начало XIX вв., в России: XVIII— первая чет­верть XIX вв.), ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авто­ритете, такими, которые вытекают из требований челове­ческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Оно содействовало раз­витию любого рода рационализма — развитию естество­знания, идеям гуманности, равенства всех людей перед законом, освобождению человека от несправедливых уз, навязанных государством или обществом.

Просвещенный абсолютизм— обозначение политики абсолютизма в ряде европейских стран во второй полови­не XVIII в., которая выражалась в преобразовании наибо­лее устаревших социальных институтов (упразднение не­которых сословных привилегий, подчинение церкви госу­дарству, реформы — крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчение цензуры, развитие воспитательно-образовательного сектора и другое). Представители про­свещенного абсолютизма (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России), использовали идеи фран­цузского Просвещения, представляли свою деятельность как «союз философов и государей». Просвещенный абсо­лютизм был направлен главным образом на укрепление дворянства, хотя некоторые реформы способствовали раз­витию капиталистического уклада.

Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством фи­нансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта.

Протестантизм — одно из направлений в христианстве (наряду с католицизмом и православием), возникшее в результате Реформации в XVI-XVII вв., проходившее под ло­зунгом исправления католицизма в духе первоначальных евангельских идеалов, отрицания посреднической роли цер­кви между человеком и Богом. Лидерами протестантского движения были М. Лютер в Германии, Ж. Кальвин во Фран­ции, X. Цвингли в Швейцарии. Для П. характерны прин­ципы спасения только личной верой, исключительный авторитет Священного Писания — Библии, священства всех верующих, принципиальный отказ от противопоставления духовенства мирянам, демократизация и обмирщение цер­кви, упрощение обрядности. В отличие от католицизма П. признает только два таинства — крещение и причащение, отрицает культ святых, монашество.

В протестантизме сформировались различные течения и религиозные конфессии — лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, квакеры, методисты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы и т. д. Эти­ка протестантизма оказала большое влияние не только на духовную жизнь европейцев, но и способствовала укрепле­нию и распространению капитализма, т. к. задавала уста­новку на строгое следование предопределенному человеку пути, на котором честный труд и молитва рассматрива­лись как главные признаки спасения. Богатство не воз­бранялось, поскольку выступало признаком угодности Богу, который таким образом вознаграждает человека за упор­ный и добросовестный труд.

Психоаналитическая культурология — совокупность сложившихся в психоанализе учений, раскрывающих пси­хологические аспекты культуры. В ее основе лежит уче­ние 3. Фрейда, его установка на выявление решающей роли бессознательных импульсов в поведении людей, анализ психического пространства (от первичных психических реакций древнейшего человека до современного состояния духовной жизни каждого индивида). В каждом неординар­ном фрагменте культурного мира человека П. к. видит следы бессознательного, которое выражается в универсаль­ных символах, в сновидениях и т. п. Тема взаимоотноше­ний личности и культурной среды рассматривается П. к. как противостояние индивида, обуреваемого могучими инстинктами, и культуры, накладывающей на проявление индивидуальных стихийных порывов систему запретов. Поэтому, согласно П. к., прогресс культуры не делает чело­века «счастливее», но в возрастающей мере «невротизирует» личность. Представители психоаналитической школы: Брейер Й. (1842-1925); Фрейд 3. (1856-1939); Юнг К. Г. (1875-1961); Адлер А. (1870-1937); Райх В. (1897-1957); Ранк О.; Хорни К. (1885-1953); Фромм Э. (1900-1980); Маркузе Г. (1898-1979); психоаналитический структура­лизм — Лакан Ж. (1901-1981).

Р

Расово-антропологическая школа (антропосоциология) — одна из влиятельных школ в социологии и антропо­логии второй половины XIX — начала XX вв. Основная идея — решающее воздействие расового фактора на истори­ческое и культурное развитие народов. На формирование школы повлияли учение Дарвина о борьбе за существова­ние и естественном отборе, а также позитивизм (построе­ние социального знания по образцу естественных наук). Одним из первых идеи о расовом факторе в истории изло­жил Ж. А. де Гобино (1816-1882) — французский дипло­мат и литератор. Он различал три «чистые» расы (белую, желтую и черную) и многочисленные «смешанные» типы, возникшие в результате их исторических контактов. Каж­дая раса сама по себе неизменна и обладает специфически­ми культурными способностями. Создаваемые разными ра­сами цивилизации по своей природе некоммуникабельны, т. к. прирожденные расовые дарования у разных рас прин­ципиально различны. Представители Р-а. ш. сформирова­ли двойственное отношение к смешению рас: оно — причи­на появления новых цивилизаций, но и причина вырожде­ния и гибели цивилизаций. Идеал — чистота расы, запрет смешанных браков. Поэтому европейская цивилизация под­вергалась резкой критике: расовое смешение ведет к неми­нуемой деградации. В качестве примера цивилизаций, сохра­нившихся в силу расовой чистоты, Гобино называл Индию и Китай. Представители направления: Ж. А. де Гобино, Л. Гумплович, О. Аммон, Ж. Ляпуж, X. С. Чемберлен и другие.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — 1) совокупность философских направлений, делающих центральным пун­ктом анализа разум, мышление, рассудок — с субъектив­ной стороны, а разумность, логический порядок вещей — с объективной; 2) метод мышления эпохи Просвещения, уповающий на неограниченную силу человеческого позна­ния, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. Рациональный— «разумный», « целесообразный », « обоснованный ».

Реализм (от лат. realis — вещественный действительный)  1) в философии — направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма
XX в.). Средневековый Р. утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. Средневековому Р. противостоит номинализм; 2) направление в искусстве XIX-XX вв. Основные принципы Р.:
объективное отображение существенных сторон жизни; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».
В разных странах реализм вобрал существенные национальные черты, отражающие исторические условия развития каждого народа. В 30-40-е годы XIX в. во Франции выступили носителями реализма писатели: П. Ж. Беранже, Стендаль, П. Мериме, О. де Бальзак, Г. Флобер; в Англии — Ч. Диккенс, У. Теккерей, Ш. Бронте и поэты-чартисты; в Германии — Г. Гейне и другие революционные поэты, в творчестве которых сближались идеи романтизма и реализма. В конце XIX в. реалистические традиции продолжали Ги де Мопассан, Б. Шоу.

Для реалистов было характерно правдивое изображе­ние жизни, направленное на критику буржуазной действительности. Отсюда — элементы сатиры, особенно ярко проявившейся в творчестве Ч. Диккенса (1812-1870) и У. Теккерея (1811-1863). Одной из ведущих тем творче­ства реалистов была тема утраченных иллюзий. Она ха­рактерна для всей европейской литературы XIX в., что было связано с идеологическими последствиями французской революции XVIII в. Прогрессивная роль буржуазии закон­чилась с ее утверждением в качестве господствующей силы общества, духовные ресурсы этого класса иссякли, ограни­чились идеями полезности, выгоды, корысти.

Писатели-реалисты искали преодоления опасной «со­циальной болезни» в возможностях демократии не только политической, но и духовной. Тоска по свободному суще­ствованию жила в душах их персонажей. Героические натуры Стендаля (1783-1842)— носители этого идеаль­ного начала. Все самое интересное и значительное в ду­ховной жизни общества рождалось из духа оппозиции к торжествующей буржуазии.

Важнейшую роль представители реалистического на­правления возлагали на искусство, на личность художни­ка и силу его воздействия на массы. Они утверждали идей­ное значение искусства, его социальную миссию: задачей художника было осмысление социальных явлений, поиск внутренних пружин и связей. Искусство должно стать энциклопедией жизни, считал Оноре де Бальзак (1799-1850). Он взялся за выполнение немыслимо сложной и трудоемкой задачи показать историю современной Фран­ции. В своих многочисленных романах и повестях Баль­зак последовательно прослеживает неприглядные истории обогащения буржуазии. Чарльз Диккенс (1812-1870) так­же видел роль художника в привлечении внимания к со­циальному злу и несправедливости.

Однако в рамках реализма была и оппозиция данной точке зрения. Так, Г. Флобер (1821-1880) с его теорией «безличного искусства», отрицал социальную роль искус­ства, признавая бесполезной общественную борьбу, счи­тал, что искусство должно объективно отображать дей­ствительность, не вмешиваясь в жизнь, не выражая субъек­тивные чувства художника. Такая идеология дала начало натуралистическому направлению в литературе. Стремясь к объективному изображению действительности, натура­листы уподобляли свой метод научному исследованию, они переносили выводы наук, изучающих природу, на обще­ство и человека, подчеркивая биологические мотивы по­ведения. Судьба человека, его духовный мир для натура­листов определялись социальной средой, наследственно­стью и физиологией. В литературе переход от реализма к натурализму нашел яркое выражение в творчестве бра­тьев Эдмона (1822-1896) и Жюля (1830-1870) Гонкуров и Эмиля Золя (1840-1902).

Новая социальная проблематика требовала новых средств художественного воплощения в изобразительном искусстве. Важнейшим проявлением реализма как худо­жественного метода является принцип историзма, конк­ретно-историческая правдивость воспроизведения челове­ческих судеб и характеров, типических обстоятельств, кото­рые в художественно-образной форме выражают наиболее существенные черты определенного этапа общественного развития. В этом смысле реалисты критиковали роман­тиков за их бездейственность и уход от действительности. Как выход они видели открытое обличение и критику со­циальной действительности. Однако эти два стиля сбли­жала оппозиция современному академическому официаль­ному искусству.

Конечно, реализм в живописи не был открытием XIX в. Возрождение реалистических традиций в культуре было связано с Ренессансом. В литературе (Данте, Боккаччо, Раб­ле, Сервантес, Шекспир) и в изобразительном искусстве (Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело) формируется специфический тип ренессансного реализма. Он явился ис­ходным пунктом развития реалистического искусства в пос­ледующие эпохи — барокко, рококо, классицизма (Ж. Расин, П. Корнель, X. ван Р. Рембрандт, Ф. Веласкес, П. Рубенс, Н. Пуссен и другие). В XVIII-XIX вв. реализм становится ведущим принципом художественного мышления, а в XIX в. порождает новый тип — критический реализм.

Таким образом, в середине XIX в. реализм стал худо­жественной системой со своим теоретическим обоснова­нием, эстетически осознанным методом. Ранее всего он заявил о себе в пейзаже, жанре, отдаленном от перемен общественной жизни и мировоззрения. Первый период развития реалистической живописи связан с искусством барбизонцев. Это небольшая группа художников (Т. Рус­со (1812-1867), Ф. Добиньи (1817-1875) и другие), съехав­шихся в деревню Барбизон под Парижем, чтобы писать с натуры окружающие поля и леса. Барбизонцы внимательно изучали природу, они писали множество этюдов с натуры в разное время суток. И хотя завершение картин происхо­дило по-прежнему в мастерских, проработка этюдов по­зволяла сохранить живое чувство природы, сообщала прав­дивость их картинам.

Среди художников-реалистов известен Ж. Ф. Милле (1814-1875). В его реалистических картинах проявляется связь человека с природой через его труд на земле. Впер­вые героями живописных произведений стали «люди тру­да»: «Собирательницы колосьев», «Сеятель», «Человек с мотыгой». Так же человека, органически входящего в мир природы, изображал на своих полотнах один из самых выдающихся мастеров французского пейзажа — К. Коро (1796-1875). Он населял свои пейзажи не только нимфа­ми, но и простыми людьми: женщины, пасущие коров, крестьяне, возвращающиеся с поля. Коро называют со­здателем «пейзажа настроения»: изображение его всегда пронизано личным отношением художника, его настрое­нием. Живописный способ Коро передавать световую сре­ду, его стремление выразить непосредственное впечатле­ние от природы имели в будущем большое значение для импрессионистов.

Реалистическое изображение человека в пейзаже спо­собствовало утверждению критического реализма в жан­ровой живописи. Неприкрашенное изображение действи­тельности производило на публику впечатление сатиры. Именно так воспринимали современники полотна фран­цузского художника Г. Курбе (1819-1877), первым при­менившего понятие «реализм» к особому направлению в живописи. Публика была шокирована вульгарностью его образов («Прачки», «Купальщицы»), далеких от тради­ционных эталонов красоты. Критики негодовали на Кур­бе за обращение к обыденным темам, обнажение ничтож­ных людских страстей, обвиняли художника в «прослав­лении безобразного». Курбе первым из художников XIX в. стремился придать понятию «реализм» смысл революци­онного мировоззрения и связывал его с борьбой против буржуазного общества.

Революционные события во Франции нашли яркое отражение в творчестве О. Домье (1808-1879). На карти­не «Улица Транснонен» художник отважно сделал изоб­разительным материалом сцену расправы правительствен­ных солдат с жителями одного из домов рабочих кварталов. Домье — мастер политической иллюстрации, жанровой живописи, воинствующей сатиры. Он едко высмеивал каждодневные события политической борьбы, выпуская карикатуры на заседания министров и депутатов и даже самого короля (Журнал «Карикатюр», где работал До­мье, был запрещен в 1835 г.). Изобретенная в это время литография давала широкие возможности размножения его работ.

В живописи и графике реалистического направления строго эстетические элементы сводились к минимуму. Главным в произведении была достоверность, правдивость изображения человеческого бытия. Чтобы наслаждаться таким искусством, было необязательно обладать художе­ственной восприимчивостью, воспитывать эстетическое вкус. Реалистическое искусство было доступно для по­нимания широкой публике; расширяя свои социальные основы, оно становилось демократическим искусством. Противоречивость этой тенденции в том, что в расшире­нии демократического искусства, искусства для масс, за­ложена была будущая тенденция превращения его в мас­совое искусство.

Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня орга­низации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Р. содержит также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.

Религиозная культура — культурная система, форми­рующаяся и развивающаяся на основе какой-либо рели­гии или конфессии. Под религиозной культурой часто понимают, во-первых, религию вообще, как мировоззрен­ческую систему, основанную на вере в существование сверхъестественных сил, Бога, а, во-вторых, религиозную этику, искусство, обряды, отражающие содержание рели­гии. Вместе с тем Р. к. включает всю совокупность идей­ных установок и практических форм (ритуалов, художе­ственной деятельности), присущих конкретной религии, и определяет тем самым общий характер и направлен­ность развития того или иного общества под влиянием соответствующей религиозной системы.

Релятивизм культурный — (от лат. relation — относи­тельный) — умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с признанием относительности, т. е. ограничен­ной ценности, истинности всех вероисповеданий, нравствен­ных кодексов, научных теорий, философских воззрений и художественных форм. Согласно культурному реляти­визму, существует множество культур, имеются разнооб­разные пути их развития, а также множество ценностных систем и культурно-исторических типов. Любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и лишь тогда, когда она рассматривается в своей целостности. Куль­турный релятивизм выступал против европоцентристской трактовки культурно-исторического развития, отстаивал равноправность всех типов культур, подчеркивал уникаль­ность, самобытность локальных культур. Основным пред­ставителем и разработчиком данной теории является амери­канский антрополог М. Гершкович (Херсковиц; 1895-1963).

Ренессанс (от франц. renaissance — возрождение) — культурно-историческая эпоха в развитии стран Запад­ной и Центральной Европы (в Италии XII-XVI вв., в других странах конец XV-XVII вв.), переходный этап от средневе­ковой культуры к культуре Нового времени. Отличитель­ные черты культуры Р.: светский характер, антифеодаль­ная настроенность, гуманистическое мировоззрение, «воз­рождение» культурного наследия античности, стремление к универсализму и натурализму.

Термин «Возрождение» появился впервые в книге Дж. Вазари «Жизнеописание знаменитых живописцев, ва­ятелей и зодчих» в 1550 году и стал означать «возрождение науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, преимущественно у греков». В современ­ной науке Возрождение (Ренессанс) понимается как исто­рический процесс, связанный, прежде всего, с коренными изменениями в мировоззрении людей, поворотом от рели­гиозно-космических воззрений к гуманистическим к самоутверждению, возрождению человеческой личности.

Как культурный тип эпоха Возрождения основывает­ся на «трех столпах»: гуманизме, натурализме и универ­сализме, вокруг которых строятся все культурные тен­денции. Как уже было сказано выше, гуманизм становит­ся отправной точкой всей эпохи, воспевая и превознося человека как прекрасное творение Бога, утверждая досто­инство личности, ее свободу и всестороннее развитие.

В картине мира эпохи специфическое место отводится природе. Человеку становится более интересной не небес­ная красота, а земная. Бог становится ближе к человеку, мыслится пантеистически (слит с миром, растворен в при­роде). Поэтому мир наполнен божественной красотой, и за­дача человека — познать и отобразить ее. «Все искусство Ренессанса учится у природы, подражая природе», — пи­шет Н. Бердяев. Прекрасное в искусстве — результат обоб­щения прекрасного в природе. Важнейшим условием и целью творчества художников, ученых, философов эпохи было наглядное и адекватное отражение мира. В этом про­является ренессансный натурализм.

И, наконец, гуманистические и натуралистические идеи воплотились в третьей особенности эпохи. Человек Возрож­дения ощущает себя уже не греховным существом, а пре­красным созданием Бога, которому дана способность тво­рить. Тем самым, человек уподобляет себя Богу, пытается создать иное бытие, выйти за рамки возможного. Слияние античного и христианского мировоззрений, земной и бо­жественной красоты, возведение человека на уровень Твор­ца, переплетение науки, философии и искусства, стремле­ние титанов эпохи охватить все сферы творческой деятель­ности являются проявлением универсализма эпохи Возрождения.

Историки культуры выделяют несколько этапов эпо­хи Возрождения: проторенессанс (треченто) — XII-XIV вв., ранний (квадроченто) — XIV-XV вв., высокий (чинкви-ченто) — XIV в., поздний — XIV в.

С изменением экономической и социально-политической сторон жизни средневекового общества оказалось связано и возникновение новой европейской культуры, родиной кото­рой стала Италия, прежде всего, ее северные районы, где находились крупнейшие торговые и промышленные города-республики: Генуя, Венеция, Флоренция, Милан, Сиена. Эпоха Возрождения в широком понимании означает новый образ жизни и новое мировоззрение, характернейшей чер­той которых становится светское начало. Человек словно просыпался от глубокого сна, начинал чувствовать прелесть жизни. Недаром, суть Платоновской академии, общества флорентийских гуманистов XV века, заключалась в жизни беззаботной, радостной, любвеобильной и сладостной.

Развитие эпохи связано с развитием городской культу­ры: «Вся эпоха Возрождения... была в сущности плодом развития городов» (К. Маркс). Развитие городов, а следо­вательно, и промышленности — величайший переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Город пред­ставлял собой силу, которая выводила общество за рамки феодального строя. В силу неравномерного развития горо­дов в феодальной Европе Ренессанс не возникает сразу во всех странах.

Городская культура имела свою яркую специфику: пер­воначально города образовывались за счет ремесленников, мастеров, торговцев, которые, покинув крестьянское хозяй­ство, рассчитывали только на себя. Это были предприимчи­вые люди, которых не пугало соперничество, конкуренция, самостоятельность. Чувство хозяина, который и производит, и распоряжается доходом сам, безусловно, формировало но­вое отношение к миру и к себе.

В социальной сфере этой эпохи появляются две глав­ные фигуры — мелкий ремесленник и ученый-интеллек­туал. Экономические отношения XII-XVI вв. стали пред­вестниками буржуазных отношений: господство простого товарно-денежного хозяйства, городская культура, конку­ренция и первые «капиталы», наконец, формирование не­зависимого, все умеющего делать человека. Основными принципами становятся индивидуализм, свободолюбие и гуманизм. Свободные ученые-художники «превращают­ся» во всемогущих античных титанов, для которых судьба и рок не существуют. Происходит коренное переосмысле­ние веры: человек получает возможность творить, кото­рая в эпоху Средневековья приписывалась только Богу.

Новая позиция человека в мире нуждалась в мировоз­зренческой основе, которой выступила античность. В этой эпохе люди Возрождения искали подтверждение и обосно­вание своему гуманистическому мироощущению. Однако античный антропоцентризм здесь уже наполняется более глубоким, духовным смыслом. Тенденция переосмысления античности сильна, но она сочетается с культурными ценно­стями христианской (католической) культуры. Не потеряв Бога и веру, деятели Ренессанса по-новому взглянули на са­мих себя. Они уже начали осознавать себя значимыми, уникальными, самостоятельными и ответственными за свою судь­бу, но при этом не переставали быть людьми Средневековья.

Присутствие в культуре итальянского Ренессанса ан­тичного и средневекового начал обусловило ее раздвоен­ность, противоречивость, наконец, трагичность. С одной стороны — это эпоха радостного самоутверждения чело­века, творчества и наслаждения земной жизнью, а с дру­гой — ощущения трагичности своего существования, ог­раниченности, конечности. Титаны Возрождения были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам Творца. Однако эти задачи были заведомо невыполнимы в земной жизни, а идеалы антич­ности не могут ужиться с устремленностью в высший мир, открытый Христом: «Тайна Возрождения — в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества» (Н. Бердяев).

Коренные изменения в картине мира отражаются и на формировании нового отношения к искусству как особой области человеческой деятельности, которая не исчерпы­вается сферой религиозного. Ренессансный гуманизм вы­двинул идею самостоятельности человеческого мира, су­ществующего наряду с небесным и ангельским. Искусст­во стало пониматься как область со своим собственным порядком, несводимым к сверхприродным истинам. Не­измеримо возрастает роль художника, который начинает сравниваться с Творцом. Сами художники ставят своей целью подражание природе, считая при этом, что искусст­во даже выше природы. Сфера творчества постепенно ос­вобождается от церковной идеологии: все больше ценится техническое мастерство, профессиональная самостоятель­ность, ученость, острый художественный взгляд на вещи и умение создавать «живое» и отнюдь не сакральное произ­ведение искусства. И если сияющий витраж, грандиозный готический собор, монументальная скульптура были для человека Средневековья совершенно непохожими, отлич­ными от всей его жизни, то в эпоху Возрождения искусст­во приближается к человеку: икона становится портре­том, изображение священных событий — театральным зрелищем. Все это сказывается и на изменении средств художественной выразительности, среди которых основ­ными становятся линейная перспектива и реалистическая трактовка человеческого тела.

Эпоха Возрождения создает теорию изобразительного искусства как специальной области знания, неизвестной античности и Средневековью. Признание самостоятельности художественной сферы привело к тому, что в эпоху Возрождения сформировалось современное представление об искусстве, которое отличалось от традиционного. В средневековом представлении искусства делили на: «сво­бодные» (риторика, геометрия), «возвышенные» (поэзия) и «механические» (живопись, скульптура и другое). В эпо­ху Возрождения изобразительные искусства сблизились с «возвышенными» и «свободными». Живописец и вая­тель стали философами, что было невозможно ни в древ­ности, ни в средние века. В изобразительном искусстве произошла настоящая революция, давшая совершенно но­вый стиль, свою эстетику и творческий метод.

Художники Возрождения не только наблюдали и вос­производили натуру, они изучали ее и устанавливали закономерности. Важнейшим достижением искусства Возрож­дения было открытие перспективы. Художественный метод Средневековья рассматривал предметы последовательно, ча­сто меняя точку взгляда при переходе к другому предме­ту. При этом масштаб каждого отдельного изображения зависел от степени важности его для понимания внутрен­него смысла целого. Искусство Возрождения стремилось к такому видению, которое охватывает пространство в це­лом. Новое видение мира привело к открытию новых прин­ципов построения художественного произведения.

Искусство Возрождения обращалось не к избранным, умеющим понимать многовековую традицию языка сим­волов, а к каждому зрителю, способному видеть красоту мира и человека. Язык искусства Возрождения стал по­нятен массам.

Возрождение создало особую атмосферу эстетизма, недаром его называют «золотым веком» европейского искусства. Эстетические эмоции властно проявляли себя во всех сферах жизни людей того времени. Прекрасным могло быть искусство войн, искусство управлять, искусст­во быть придворным. Даже в преступлениях Цезаря Борджиа современники могли усмотреть «прекраснейший об­ман», насладиться «интеллектуальной прелестью» действий самого известного злодея. Жажда эстетического наслажде­ния и переживания отличают Возрождение от всех эпох: ни в одной стране Европы, ни в какую другую эпоху люди не вкладывали в искусство столько страданий и матери­альных средств, как это было в Италии в период Возрож­дения. Вся жизнь того времени была действом, чудесным парадом, блестящим празднеством. Наслаждение умом, чувствами, глазами — вот основной жизненный принцип эпохи Ренессанса.

Архитектура эпохи Возрождения. Архитектура Про­торенессанса характеризуется распространением готики и одновременно зарождением принципов, предваряющих Возрождение. Для итальянской готики характерно приме­нение декоративных элементов готического стиля: стрель­чатых арок, башенок-фиалов, пинаклей, роз; в церковной архитектуре — возведение куполов и разнообразие фресок и монументальной живописи, а также легкость и белокаменность строений. Наиболее известными памятниками этого периода являются собор в Сиене (в возведении фаса­да принимал участие Джованни Пизано) и собор в Орвието. Гражданская архитектура отличалась разнообразием: от суровых, почти крепостных сооружений до нарядности и декоративности, использования в облицовке розового и белого мрамора. Так, например, очень нарядна и декора­тивна гражданская архитектура Венеции, создатели которой, соединив элементы византийской и готической тради­ций, получили яркий, праздничный город. Своеобразным символом этого настроения эпохи Протовозрождения яв­ляется дворец Дожей, стены которого выполнены из белого и розового мрамора. Символ свободы и радости воплощен в больших окнах этого здания, а вся его архитектурная композиция как бы покоится на двух ярусах готических галерей, которые украшены декоративной резьбой.

В архитектуре кватроченто великий зодчий Филиппе Брунеллески (1377-1446) в своем творчестве сформиро­вал стиль, который стал близок всему Ренессансу. Спустя столетие Вазари сделал вывод о том, что именно этот ма­стер пришел в мир, чтобы «придать новую форму архи­тектуре», которая сбилась с пути и блуждала впотьмах столь долгое время. Современники в качестве заслуги ар­хитектора Брунеллески отмечали возвращение его к осно­вам древнеримского зодчества, т. к. именно в этот период строительство стало опираться на принципы Проторенес­санса и на национальную традицию архитектуры Италии. Сочетая в себе таланты зодчего, математика и геометра, Брунеллески создавал удивительные по красоте и ориги­нальности купола соборов (флорентийский собор Санта Мария дель Фиоре) и гражданских зданий. Одним из са­мых известнейших и гениальных творений мастера, в ко­тором объединились традиции нового стиля, является ка­пелла Пацци, построенная во дворе церкви Санта Кроче во Флоренции.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.