|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 20 страницаДля этих культур эпохи Средневековья были характерны: господство христианской религии в сфере духовной жизни; более или менее длительный процесс христианизации, в ходе которого дохристианские культурные традиции исчезали или обретали новые, христианские формы; сложная система взаимодействия различных видов «высокой», элитарной, книжной культуры, проникнутой идеями христианства и не менее разнообразных видов народной культуры, связанных с дохристианским, языческим прошлым. Мировоззрению данных культур были свойственны теоцентризм, эсхатологизм, средневековый символизм, стремление к созданию универсальной мировоззренческой системы. Социально-экономическая структура была основана на феодальных отношениях, причем феодализм на Руси и в странах Восточной и Юго-Восточной Европы имел ряд отличий от западноевропейского феодализма. В культуре и искусстве средневековой Руси были весьма заметны влияния средневековых культур Востока: арабской, тюркской, монгольской и даже индийской. Это связано как с географическим положением страны, так и с ее историей, в ходе которой Русь постоянно контактировала с восточными народами, временами попадала в политическую зависимость от некоторых из них. В истории и культуре средневековой Руси выделяются три периода: 1) вторая половина IX в. — 30-е годы ХШ в. — древнейшая история Русского государства. Этот период характеризуется «собиранием» восточнославянских земель, существованием Киевского государства, его распадом на независимые княжества и последующей феодальной раздробленностью; 2) вторая половина ХШ-XVвв. В течение двух с половиной столетий русская культура прошла путь от упадка и разорения, вызванного монголо-татарским нашествием, через упорное возрождение к высочайшим достижениям конца XIV-XVвв.; 3) XVI-XVII вв. Для данного периода характерно проникновение и распространение в русской культуре светских элементов — «обмирщение» культуры. Особенности русского средневекового типа культуры были обусловлены совокупностью ряда факторов, к которым относят: • специфику геополитического положения, связанную с обширностью земель, колонизируемых славянами, их недостаточной плодородностью, трудностями их возделывания; - этническое многообразие: территорию, на которой образовалось древнерусское государство, населяло более 150 племен; - веротерпимость, большое количество различных верований и медленные темпы распространения христианства; - доминирование религиозно-государственной идеи, связанной со спецификой национально-государственного и культурного объединения; - инокультурные влияния, заимствования. В процессе формирования единого культурного целого Русское государство заняло территории и в Европе, и в Азии, создав своеобразный евразийский универсум, во многом определивший особенности ее культуры. Разнообразие этнического материала и множественность культурных влияний породило сложные процессы взаимодействия и взаимообогащения различных культурных элементов, что придало русской культуре своеобразный «пограничный» характер. Русская культура унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших основу государства, испытала влияние кочевых народов Степи. Особую роль имело влияние Византии, из которой пришло христианство и через которую Русь приобщилась к достижениям античности. Византийские традиции, наложившись на народную языческую культуру, были переработаны на русской почве. Принятие христианства в конце X в. имело важное значение для развития русской культуры. Оно приобрело форму господствующей идеологии, оказавшей существенное влияние на все сферы средневекового общества. Православное христианство было сознательно «выбрано» князем Владимиром I и внедрялось «сверху», преследуя прежде всего геополитические цели. Это породило феномен двоеверия — православно-языческий синкретизм, который становится характерной чертой русской культуры. В период междоусобиц, политического дробления Киевской Руси, монголо-татарского ига именно христианское религиозное сознание и единство церковной организации предотвратили культурное разобщение, создав предпосылки для воссоединения русских земель, способствовали становлению национального самосознания. Православное христианство оказало влияние на формирование одной из особенностей русской средневековой культуры — феномена соборности, трактуемой как духовное единение, братство во Христе, пребывание в общении и любви на основе понимания человека как высшей ценности. Творческое переосмысление культурных влияний, становление религиозно-государственной идеологии отразилось на развитии художественной культуры Руси. В процессе трансформации традиционной языческой культуры, соединившейся с византийской, происходит становление древнерусской культуры, расцвет которой приходится на XI-XII вв., получает название «золотого века». Значительных успехов достигла русская литература, прежде всего летописание (Х1-ХУП вв.). Византийская крестово-купольная архитектура (квадратный в плане храм, купол которого опирается на 4 столба, находящихся в центре здания) дала начало русскому зодчеству, образцами которого стали соборы святой Софии в Киеве и Новгороде (XI в.). Блестящим воплощением архитектуры Владимиро-Суздальской земли, которая носила отпечаток влияния романского стиля, стал Дмитриевский собор во Владимире (XII в.). Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не отразиться на развитии живописи. Иконописная традиция на Руси на основе сложившегося в Византии иконографического канона начиналась с фресок (росписей по сырой штукатурке) Софийского собора в Киеве. Иконографическая традиция Древней Руси отразила общие черты русской художественной культуры: универсализм, синкретизм, каноничность, анонимность, символичность, традиционализм. Пережив упадок почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со второй половины XIV в. русская культура вновь возрождается. Наиболее ярким проявлением историко-культурных процессов этого периода явилось развитие «философии в красках» — иконописи. XIV-XV вв. — время расцвета монументальной живописи Новгорода и Москвы, представленные великолепными произведениями иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Прохора с Городца, Даниила Черного, на рубеже XV-XVI вв. — Дионисия. Становление централизованного государства сопровождалось формированием единой общенациональной культуры, синтезирующей достижения местных школ в летописании, книжной миниатюре, иконописи, архитектуре. Рубеж XV-XVI вв. ознаменован подъемом архитектуры, связанным с возрождением монументальных форм (ансамбль Московского Кремля). Появляется тип шатрового храма, конструкция которого представляет сочетание разных объемов: на высокое основание ставится квадратный второй ярус, увенчанный шатром (церковь Вознесения в селе Коломенском). Новые тенденции развития русской культуры в XVII в. — «обмирщение», борьба религиозного и светского начал. Этот процесс нашел отражение во всех видах художественного творчества. В литературе появляются сатирические повести, развивается поэзия, исторический жанр и другие. В архитектуре возникает «чувственный» нарышкинский стиль, или «московское барокко», — нарядные многоярусные церкви и светские здания с обилием декоративных элементов (церковь Покрова в Филях). В живописи наблюдается стремление к реалистичности изображения, появление парсуны — светского портрета, выполненного в иконописной традиции. Совершенствуется музыкальное искусство, формируется театр. Последняя драматическая фаза в развитии русской культуры допетровской эпохи — религиозный раскол, произошедший во второй половине XVII в. Возникло старообрядчество — совокупность религиозных групп, появившихся в результате отделения от Русской Православной Церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона 1653-1656 гг. Духовным лидером старообрядцев (староверов, раскольников) был протопоп Аввакум. Церковный раскол предварил собой многие социокультурные процессы в России XVIII-XIX вв. С Сакральное — посвященное богам, святое, священное, относящееся к религиозному культу и ритуалу; принципиально отличное от обыденной реальности, исключительно ценное; сокрытое, неприкосновенное. Сакрализация власти — наделение правителя божественными, сверхъестественными качествами. Характерна для восточного типа культур. Самодержавие — монархическая форма правления в России. В XVI-XVIIвв. царь правил вместе с боярской думой, в XVIII — начале XX вв. — установилась абсолютная монархия. Самоидентификация культуры — определение культурой себя посредством собственных традиций. Сансара — в индуизме и буддизме — представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цепь переходов души из одной телесной оболочки в другую, цепь перерождений, круговорот рождения и смерти. Северное Возрождение (Северный Ренессанс) — культура XV-XVI столетий в европейских странах, находящихся севернее Италии. Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл — возрождение традиций античной культуры, то в других странах, по сути, ничего не «возрождалось»: там памятни-W1 -Ков и воспоминаний античной эпохи было немного. Воз-. рождение в Северной Европе хронологически смыкается строительство новых соборов прекратилось, а к старым пристраивались колокольни, башни, пышные порталы, которые украшались различным декором. Развивалось гражданское строительство, особенное значение придавалось ратушам. В этой стране жили Леонардо да Винчи, Виньола, Верлио, деятельность которых в большей степени повлияла на становление принципов итальянского Возрождения в архитектуре Франции того периода, чем в Нидерландах я Германии. Зодчие Франции (Пьер Леско, Фил ибер Де-лорм) в большей мере перенимали опыт и сотрудничали с итальянскими мастерами. В Англии черты Возрождения проявляются в жилых и общественных зданиях, которые отличаются основными ренессансными принципами — симметричностью плана, четким членением зданий на этажи, использованием ордеров. Таким образом, на архитектуру всех стран Европы принципы и идеи эпохи Возрождения накладывали определенный отпечаток, и в ней отразилась самая главная идея (как в культовом, так и в гражданском строительстве) — идея праздничности, торжественности, стремления дать человеку почувствовать себя личностью великой, возвышенной, совершенной. Нидерландская скульптура развивалась, переплетаясь с французской. Крупнейшим мастером, который завершил ее развитие, был Клаус Слютер (между 1340-1406). Его мастерство послужило основой для последующего расцвета нидерландского искусства. Он совершил переворот в пластике, создал монументальные, отличающиеся суровой выразительностью и реализмом скульптуры, которые уже не были полностью подчинены архитектурным ансамблям и могли выполнять самостоятельную роль (статуи герцога Филиппа и его жены Маргариты Фландрской на портале церкви усыпальницы бургундских герцогов в монастыре Шанмоль близ Дижона). Особое развитие в Нидерландах этой эпохи получила скульптура из дерева, которую часто использовали в религиозных сюжетах. Во Франции традиции Возрождения в скульптуре с трудом пробивали себе дорогу, так как в этой стране очень стойкими оказались консервативные готические традиции. Основную роль в скульптуре, особенно в исполнении надгробий, играла школа Клауса Слютера и его учеников. Большое распространение получила статуарная скульптура (статуи Мадонны и различных святых). Анализируя развитие живописи европейских стран, необходимо отметить, что каждая из национальных культур возрождала и совершенствовала свою традицию. Так, например, в Испании главной особенностью живописи было стремление передать индивидуальный облик человека, достоверно изобразить окружающие предметы. В Испании живопись развивается по тернистому пути, и единственный светский жанр, который получил распространение в этой стране, — портрет. Особое место в испанской живописи эпохи Возрождения занимает Эль Греко (1541-1614), которого называли гениальным колористом. Его работы очень динамичны, беспокойны, отличаются нервным ритмом движения, тревожным мерцанием света и пристрастием к неожиданным ракурсам. Самые известные его картины «Троица», «ВознесениеМарии», «Поклонениепастухов», «Воскресенье», «Совлеченье одежд Христа». В Нидерландах яркими представителями культуры Возрождения являются братья Хуберт (около 1370-1426) и Ян (около 1390-1441) ван Эйк. В их живописи были важные специфические для нидерландского Ренессанса черты — передача окружающего мира с необычайной тщательностью и подробностью. В этой особенности сказались принципы нидерландской миниатюры. Братья Ван Эйк усовершенствовали масляную технику, что давало возможность более разносторонне передавать блеск, глубину и богатство предметного мира. Из многочисленных мадонн Яна ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роленна». Живопись братьев ван Эйк явилась основой для дальнейшего развития нидерландского Возрождения. Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего (между 1525 и 1630-1569). С его именем связывается окончательное формирование жирование пейзажа в нидерландской живописи как самостоятельного жанра. Особую славу заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название «Охотники на снегу», 1565 г.): лиризмом и щемящей грустью ;'Иеет от темно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на фоне белых снегов. Превосходны по силе выразительности трагические картины Брейгеля «Вифлеемское избиение младенцев» (1566 г.) и «Слепые» (пять обреченных судьбой страшных калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг вслед за оступившимся вожаком) — одна из последних картин художника (1568 г.). Своеобразным, субъективным мироощущением и непохожестью на общее возрожденческое движение отличается творчество Хиеронимуса Босха (около 1460-1516). Много разговоров ходило вокруг этого загадочного художника: одни считали его еретиком, другие— религиозным ортодоксом, третьи — мрачным мизантропом, четвертые — человеком с ироничным складом ума, веселым насмешником, пятые — безумцем с болезненным воображением, шестые — колдуном. Босх как бы стоит на грани двух великих ёпох европейской культуры: Средневековья и Ренессанса. Поэтому все противоречия переходного этапа воплотились в творчестве мастера. Как и у всех художников Возрождения, У Босха было великое стремление познать и отразить реальность окружающего нас мира. Его искусство характеризуется стремлением охватить мир целиком, познать многообразие всех его форм, органическое и мертвое пространство. С расцветом немецкого гуманизма, светских наук, немецкой культуры совпало творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). В творчестве Дюрера слились искания многих немецких мастеров: наблюдения над природой, человеком, проблемы соотношения предметов в пространстве, существование человеческой фигуры в пейзаже, в пространственной среде. По одаренности, по разнообразию сюжетов, по широте восприятия действительности Дюрер являлся типичным художником эпохи Высокого Возрождения, однако его идеал человека отличен от итальянского. Здесь нет гармонии Рафаэля или Леонардо, но аллегория и внутренняя оторванность от мира. Его национальные образы, с одной стороны, полны силы и достоинства, но с другой — погружены в глубокие и тяжелые раздумья. Три самые знаменитые гравюры Дюрера: «Всадник, смерть и дьявол», «Св. Иероним» и «Меланхолия». В этот же период он написал лучшие портреты близких ему по духу представителей немецкой интеллигенции — художника ван Орлея, графический портрет Эразма Роттердамского, образы которых психологически выразительны и чеканно-лаконичны по форме. Как истинный представитель ренессансной эпохи, подобно многим итальянским художникам, Дюрер оставил после себя значительные теоретические труды: «Руководство к измерению», «Учение о пропорциях человеческого тела» — трактаты о пропорции и перспективе. Французский Ренессанс носил характер придворной культуры. Первый крупный художник французского Возрождения — Жан Фуке (около 1420-1481), придворный живописец Карла VII (1422-1461) и Людовика XI (1461-1483). Античные и ренессансные мотивы появляются в рельефах Мишеля Коломба (1430-1512). Секуляризация (от позднелат. saecularis — мирской, светский) — 1) обращение государством церковной собственности в светскую; 2) процесс освобождения общества, различных его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотивации. Семиотика (от греч. sema — знак) — наука о знаках и знаковых системах, изучающая различные свойства знаковых систем. С. исследует различные виды знаков с точки зрения той роли, которую они играют в деятельности человека, в человеческом общении: знаки-заместители объектов (слова, научные термины), знаки-модели (различного рода схемы, графики), знаки-символы (различные сигналы). «Семь свободных искусств» (артес либерал ее) — ряд дисциплин в позднеантичной и средневековой европейской системе образования, разбитых на две ступени: тривиум (лат. trivium — трехпутье), включающий науки о слове — грамматику, риторику и диалектику; квадриви-ум (лат. quadrivium — пересечение четырех дорог), состоящий из наук о числе — арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Сенат(от лат. senatus от senex — старик) — 1) в Др. Риме республиканского периода — верховный орган власти; 2) в России учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С первой половины XIX в. как высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. В 1711-1917 гг. — Правительствующий сенат, высший государственный орган, подчиненный императору; 3) название верхней палаты парламента в ряде современных государств (в США, Италии и других). Сентиментализм (от франц. — чувствительный, чувство), течение в литературе и искусстве второй половины XVTII в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Наиболее законченное выражение он получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились ее внутренние противоречия. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, прославленный эпохой Просвещения. Он остался верен идеалу нормативной личности, однако условием ее осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме индивидуализирован, он способен сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. Богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма. Выдвигая на первый план трогательное, сентиментализм стремился пробудить в сердцах читателей понимание природы и любовь к ней вместе с гуманным отношением ко всем слабым, страждущим и гонимым. Символический вечерний пейзаж, спокойная, дремлющая природа, рассуждения на тему смерти — вот излюбленные сюжеты поэтики сентиментализма. Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу XVIII в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство. «Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизованность — оплот эпохи Просвещения, наоборот, является враждебной для человека: она искажает его естество, чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение. Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой искусства сентиментализма — обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия. Отрицание навязанных цивилизацией сословных и иных различий составляет демократический пафос сентиментализма. Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и противоречивость. Они отказались от абсолютизации какой-либо одной черты характера и однозначности моральной трактовки персонажа, свойственных классицизму: сентимента-листский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке. Поскольку в человеке от природы заложено доброе начало и зло есть плод цивилизации, никто не может стать законченным злодеем — у него всегда есть шанс вернуться к своему естеству. Сохраняя надежду на самосовершенствование человека, они оставались, при всем их пессимистическом отношении к прогрессу, в русле просветительской мысли. Отсюда дидактизм и порой ярко выраженная тенденциозность их произведений. Родина сентиментализма — Англия: Дж. Томсон («Времена года», 1730); Т. Грей («Сельское кладбище»); Э. Юнг («Ночи», 1742-46); С. Ричардсон («Памела», 1740, «Кла-рисаГарлоу», 1748, «Сэр Чарльз Грандисон», 1754), особенно Л. Стерн («Т. Шенди» 1759-66, «Сентиментальное путешествие» 1768). Впервые сентиментальные настроения (идиллия на лоне природы, меланхолическая созерцательность) выявились в поэзии Дж. Томсона («Времена года», 1730), Э. Юнга («Ночные думы», 1742-45) и Т. Грея («Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751). Элегический тон сентименталистской поэзии неотделим от патриархальной идеализации; лить в поэзии поздних сентименталистов (70-80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится социальное раскрытие «сельской» темы — массовое обнищание крестьян, брошенные деревни. Сентиментальные мотивы прозвучали в психологических романах С. Ричардсона, у позднего Г. Филдинга («Амелия», 1752). Однако окончательно сентиментализм оформляется в творчестве Л. Стерна, чье незаконченное «Сентиментальное путешествие» (1768) дало название всему течению. Вслед за Д. Юмом Стерн показал «нетождественность» человека самому себе, его способность быть «разным». Но, в отличие от предромантизма, развивавшегося с ним параллельно, сентиментализму чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов доступны рационалистическому истолкованию, диалектика души уловима. Основные черты английского С. (О. Голдсмит, поздний О. Смоллетт, Г. Макензи и другие) — «чувствительность», не лишенная экзальтированности, и главное — ирония и юмор, развенчивающие просветительский канон и одновременно допускавшие скептическое отношение сентиментализма к собственным возможностям (у Стерна). Из Англии сентиментализм, благодаря переводам, распространился по всей Европе: во французской литературе подражания Буасси (1743) — «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо (1761); «Жак-фаталист», «Племянник Рамо» Д. Дидро; •Павел и Виргиния» Бернардена де Сен-Пьера (1787), дви-ясение «бури и натиска». В Германии поэмы С. Ричардсона вызвали весьма много подражаний: X. Ф. Геллерт, Ф, Г. Клопшток, Г. Е. Лессинг, К. М. Виланд, София Ла-рош, «Вертер» И. В. Гете и другие. Под влиянием С. развивается драматургия Г. Э. Лессинга. В России западноевропейские переводы появились в конце XVIII в.: «Путешествие» А. Н. Радищева, навеянное «Сентиментальным путешествием» Стерна, сочинения Н. М. Карамзина «Письма русского путешественника» (1797-1801), «Бедная Лиза», и многочисленные подражания им. В условиях России важнее оказались просветительские тенденции в сентиментализме. Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным нормам, вводили просторечие. Культ чувства обусловил высокую степень субъективизма. Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, — элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и прочее, где рассказ ведется от первого лица. Авторская рефлексия по поводу описываемого становится у них важнейшим элементом повествования. Исповедальные мотивы, откровенность вплоть до саморазоблачения в литературе сентиментализма необыкновенно повысили интерес к личности самого писателя, в ряде случаев даже сделав его «героем* биографических легенд о нем. Проблема творческой индивидуальности писателя станет основополагающей в эстетике романтизма. В сценическом искусстве сентиментализм развивался под знаком борьбы с условностями придворного классицистического театра. Культ чувства, повышенный интерес к внутреннему миру человека, характерные для сентиментализма, привели к отказу декламационной манеры чтения стиха. Новый репертуар потребовал от актера разработки бытового поведения персонажей, показа развития образа, передачи интонаций живой взволнованной разговорной речи. Изменения произошли и в оформлении спектакля — стандартные «дворцовые» декорации сменились более реальной бытовой обстановкой, условный костюм — более близким к современности, появился характерный грим и другое. Все это определило накопление реалистических тенденций в актерском искусстве. Итак, сентиментализм возникает в европейской художественной культуре в XVTII-XIX вв. как реакция против сухости и высокопарности классицизма. В противоположность классицизму, где государственное начало и общественный долг возводились в культ и противопоставлялись человеку, сентиментализм утверждал самоценность личности. Героями становятся не выдающиеся государственные деятели или люди бурных страстей, а простые смертные. И художник вызывает к ним сочувствие и уважение. Поэтому сентиментализм противостоял как холодной чопорности аристократической дворянской культуры, так и бездушному утилитаризму и эгоизму нарождающейся буржуазной культуры, идеализируя некую естественно-патриархальную жизнь «маленького человека». Серебряный век - особый тип русской культуры сформировавшийся а период с 1880-х до началу 1920-х годов. С. Маковский представлял его в виде холодного, мерцающего сияния в отличие солнечного, яркого золотого Века Пушкина. До сих пор нет единого мнения о его хронологических рамках. Тем не менее, его началом историки культуры считают знаменитую речь Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), а концом — программную речь А. Блока «О назначении ц0эта» (1921), тоже посвященную Пушкину. Так концом Серебряного века считаюют 1921-1922 гг.: расстрел Н. Гумилева, смерть А. Блока, забытого властью высылка ведущих русских философов, историков, социологов, профессоров различных гуманитарных наук на «философском пароходе», активная эмиграция творческой интеллегинции. Беспрецедентный расцвет культуры (называемый так же русским Возрождением) коснулся всех видов творчества, породил новые направления в искусстве: символизм, акмеизм, футуризм, модернизм, авангардизм и неоантичность. Появилась плеяда блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, И. А. Бунин, A. Белый, В. Хлебников, С. А. Есенин, О. Э. Мандельштам, М. Ларионов, Н. Гончарова, С. Рахманинов, Н.Д. Римский- Корсаков, А. Н. Бенуа, М. А. Врубель, А.М. Васнецов, B.Кандинский). Однако особый колорит культуре Серебряного века придала высочайшая по своим достижениям русская религиозная философия Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен Серебряный век русской культуры, были заложены в с Соколоевым. Его система — опыт синтеза религии, философии и науки, «причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В. В. Зеньковский). Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы. Особое место в философии и культуре Серебряного века заняла тема русской интеллигенции, того трагического исторического тупика, в котором она оказалась (сборники «Вехи», «Из глубины»). Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов и другие обращались к осмыслению проблем свободы личности, нравственного выбора. В русской художественной культуре конца XIX — начала XX в. получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в культуре, как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части творческой интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Это было время противоречий, духовных поисков и блужданий. Одним оно представлялось закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.
|
|||
|