Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 20 страница



Для этих культур эпохи Средневековья были харак­терны: господство христианской религии в сфере духов­ной жизни; более или менее длительный процесс христи­анизации, в ходе которого дохристианские культурные традиции исчезали или обретали новые, христианские формы; сложная система взаимодействия различных ви­дов «высокой», элитарной, книжной культуры, проникну­той идеями христианства и не менее разнообразных видов народной культуры, связанных с дохристианским, языче­ским прошлым. Мировоззрению данных культур были свойственны теоцентризм, эсхатологизм, средневековый символизм, стремление к созданию универсальной миро­воззренческой системы. Социально-экономическая струк­тура была основана на феодальных отношениях, причем феодализм на Руси и в странах Восточной и Юго-Восточ­ной Европы имел ряд отличий от западноевропейского феодализма.

В культуре и искусстве средневековой Руси были весьма заметны влияния средневековых культур Востока: араб­ской, тюркской, монгольской и даже индийской. Это свя­зано как с географическим положением страны, так и с ее историей, в ходе которой Русь постоянно контактировала с восточными народами, временами попадала в полити­ческую зависимость от некоторых из них.

В истории и культуре средневековой Руси выделяют­ся три периода:

1) вторая половина IX в. — 30-е годы ХШ в. — древ­нейшая история Русского государства. Этот период ха­рактеризуется «собиранием» восточнославянских земель, существованием Киевского государства, его распадом на независимые княжества и последующей феодальной раз­дробленностью;

2) вторая половина ХШ-XVвв. В течение двух с по­ловиной столетий русская культура прошла путь от упад­ка и разорения, вызванного монголо-татарским нашестви­ем, через упорное возрождение к высочайшим достиже­ниям конца XIV-XVвв.;

3) XVI-XVII вв. Для данного периода характерно про­никновение и распространение в русской культуре свет­ских элементов — «обмирщение» культуры.

Особенности русского средневекового типа культуры были обусловлены совокупностью ряда факторов, к кото­рым относят:

• специфику геополитического положения, связанную с обширностью земель, колонизируемых славянами, их недостаточной плодородностью, трудностями их возделывания;

- этническое многообразие: территорию, на которой образовалось древнерусское государство, населяло бо­лее 150 племен;

- веротерпимость, большое количество различных ве­рований и медленные темпы распространения хрис­тианства;

- доминирование религиозно-государственной идеи, связанной со спецификой национально-государствен­ного и культурного объединения;

- инокультурные влияния, заимствования.

В процессе формирования единого культурного целого Русское государство заняло территории и в Европе, и в Азии, создав своеобразный евразийский универсум, во многом определивший особенности ее культуры.

Разнообразие этнического материала и множествен­ность культурных влияний породило сложные процессы взаимодействия и взаимообогащения различных культур­ных элементов, что придало русской культуре своеобраз­ный «пограничный» характер. Русская культура унасле­довала культуру восточно-славянских племен, составив­ших основу государства, испытала влияние кочевых народов Степи. Особую роль имело влияние Византии, из которой пришло христианство и через которую Русь при­общилась к достижениям античности. Византийские тра­диции, наложившись на народную языческую культуру, были переработаны на русской почве.

Принятие христианства в конце X в. имело важное зна­чение для развития русской культуры. Оно приобрело фор­му господствующей идеологии, оказавшей существенное влияние на все сферы средневекового общества. Право­славное христианство было сознательно «выбрано» кня­зем Владимиром I и внедрялось «сверху», преследуя преж­де всего геополитические цели. Это породило феномен дво­еверия — православно-языческий синкретизм, который становится характерной чертой русской культуры. В пери­од междоусобиц, политического дробления Киевской Руси, монголо-татарского ига именно христианское религиозное сознание и единство церковной организации предотврати­ли культурное разобщение, создав предпосылки для вос­соединения русских земель, способствовали становлению национального самосознания. Православное христианство оказало влияние на формирование одной из особенностей русской средневековой культуры — феномена соборности, трактуемой как духовное единение, братство во Христе, пребывание в общении и любви на основе понимания че­ловека как высшей ценности.

Творческое переосмысление культурных влияний, ста­новление религиозно-государственной идеологии отрази­лось на развитии художественной культуры Руси. В про­цессе трансформации традиционной языческой культуры, соединившейся с византийской, происходит становление древнерусской культуры, расцвет которой приходится на XI-XII вв., получает название «золотого века». Значитель­ных успехов достигла русская литература, прежде всего летописание (Х1-ХУП вв.).

Византийская крестово-купольная архитектура (квад­ратный в плане храм, купол которого опирается на 4 стол­ба, находящихся в центре здания) дала начало русскому зодчеству, образцами которого стали соборы святой Со­фии в Киеве и Новгороде (XI в.). Блестящим воплощени­ем архитектуры Владимиро-Суздальской земли, которая носила отпечаток влияния романского стиля, стал Дмит­риевский собор во Владимире (XII в.).

Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не от­разиться на развитии живописи. Иконописная традиция на Руси на основе сложившегося в Византии иконо­графического канона начиналась с фресок (росписей по сырой штукатурке) Софийского собора в Киеве. Иконо­графическая традиция Древней Руси отразила общие чер­ты русской художественной культуры: универсализм, син­кретизм, каноничность, анонимность, символичность, тра­диционализм.

Пережив упадок почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со второй половины XIV в. рус­ская культура вновь возрождается. Наиболее ярким про­явлением историко-культурных процессов этого периода явилось развитие «философии в красках» — иконописи. XIV-XV вв. — время расцвета монументальной живопи­си Новгорода и Москвы, представленные великолепными произведениями иконописцев Феофана Грека, Андрея Руб­лева, Прохора с Городца, Даниила Черного, на рубеже XV-XVI вв. — Дионисия.

Становление централизованного государства сопровож­далось формированием единой общенациональной куль­туры, синтезирующей достижения местных школ в лето­писании, книжной миниатюре, иконописи, архитектуре. Рубеж XV-XVI вв. ознаменован подъемом архитектуры, связанным с возрождением монументальных форм (ан­самбль Московского Кремля). Появляется тип шатрового храма, конструкция которого представляет сочетание раз­ных объемов: на высокое основание ставится квадратный второй ярус, увенчанный шатром (церковь Вознесения в селе Коломенском).

Новые тенденции развития русской культуры в XVII в. — «обмирщение», борьба религиозного и светского начал. Этот процесс нашел отражение во всех видах художествен­ного творчества. В литературе появляются сатирические повести, развивается поэзия, исторический жанр и дру­гие. В архитектуре возникает «чувственный» нарышкин­ский стиль, или «московское барокко», — нарядные мно­гоярусные церкви и светские здания с обилием декора­тивных элементов (церковь Покрова в Филях). В живописи наблюдается стремление к реалистичности изображения, появление парсуны — светского портрета, выполненного в иконописной традиции. Совершенствуется музыкальное искусство, формируется театр.

Последняя драматическая фаза в развитии русской культуры допетровской эпохи — религиозный раскол, произошедший во второй половине XVII в. Возникло ста­рообрядчество — совокупность религиозных групп, по­явившихся в результате отделения от Русской Православ­ной Церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона 1653-1656 гг. Духовным ли­дером старообрядцев (староверов, раскольников) был про­топоп Аввакум. Церковный раскол предварил собой мно­гие социокультурные процессы в России XVIII-XIX вв.

С

Сакральное — посвященное богам, святое, священное, относящееся к религиозному культу и ритуалу; принци­пиально отличное от обыденной реальности, исключитель­но ценное; сокрытое, неприкосновенное.

Сакрализация власти — наделение правителя боже­ственными, сверхъестественными качествами. Характер­на для восточного типа культур.

Самодержавие — монархическая форма правления в России. В XVI-XVIIвв. царь правил вместе с боярской думой, в XVIII — начале XX вв. — установилась абсолют­ная монархия.

Самоидентификация культуры — определение культу­рой себя посредством собственных традиций.

Сансара — в индуизме и буддизме — представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цепь пе­реходов души из одной телесной оболочки в другую, цепь перерождений, круговорот рождения и смерти.

Северное Возрождение (Северный Ренессанс) — культура XV-XVI столетий в европейских странах, находящихся севернее Италии. Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл — возрождение традиций античной культуры, то в других  странах, по сути, ничего не «возрождалось»: там памятни-W1 -Ков и воспоминаний античной эпохи было немного. Воз-. рождение в Северной Европе хронологически смыкается

строительство новых соборов прекратилось, а к старым пристраивались колокольни, башни, пышные порталы, ко­торые украшались различным декором. Развивалось граж­данское строительство, особенное значение придавалось ра­тушам. В этой стране жили Леонардо да Винчи, Виньола, Верлио, деятельность которых в большей степени повлияла на становление принципов итальянского Возрождения в архитектуре Франции того периода, чем в Нидерландах я Германии. Зодчие Франции (Пьер Леско, Фил ибер Де-лорм) в большей мере перенимали опыт и сотрудничали с итальянскими мастерами. В Англии черты Возрождения проявляются в жилых и общественных зданиях, которые отличаются основными ренессансными принципами — сим­метричностью плана, четким членением зданий на этажи, использованием ордеров. Таким образом, на архитектуру всех стран Европы принципы и идеи эпохи Возрождения накладывали определенный отпечаток, и в ней отразилась самая главная идея (как в культовом, так и в гражданском строительстве) — идея праздничности, торжественности, стремления дать человеку почувствовать себя личностью великой, возвышенной, совершенной.

Нидерландская скульптура развивалась, переплетаясь с французской. Крупнейшим мастером, который завершил ее развитие, был Клаус Слютер (между 1340-1406). Его мастерство послужило основой для последующего расцвета нидерландского искусства. Он совершил переворот в пла­стике, создал монументальные, отличающиеся суровой выразительностью и реализмом скульптуры, которые уже не были полностью подчинены архитектурным ансамблям и могли выполнять самостоятельную роль (статуи герцога Филиппа и его жены Маргариты Фландрской на портале церкви усыпальницы бургундских герцогов в монастыре Шанмоль близ Дижона). Особое развитие в Нидерландах

этой эпохи получила скульптура из дерева, которую часто использовали в религиозных сюжетах.

Во Франции традиции Возрождения в скульптуре с трудом пробивали себе дорогу, так как в этой стране очень стойкими оказались консервативные готические традиции. Основную роль в скульптуре, особенно в исполнении над­гробий, играла школа Клауса Слютера и его учеников. Большое распространение получила статуарная скульп­тура (статуи Мадонны и различных святых).

Анализируя развитие живописи европейских стран, необходимо отметить, что каждая из национальных куль­тур возрождала и совершенствовала свою традицию. Так, например, в Испании главной особенностью живописи было стремление передать индивидуальный облик человека, достоверно изобразить окружающие предметы. В Испании живопись развивается по тернистому пути, и единствен­ный светский жанр, который получил распространение в этой стране, — портрет. Особое место в испанской живо­писи эпохи Возрождения занимает Эль Греко (1541-1614), которого называли гениальным колористом. Его работы очень динамичны, беспокойны, отличаются нервным рит­мом движения, тревожным мерцанием света и пристрасти­ем к неожиданным ракурсам. Самые известные его карти­ны «Троица», «ВознесениеМарии», «Поклонениепастухов», «Воскресенье», «Совлеченье одежд Христа».

В Нидерландах яркими представителями культуры Возрождения являются братья Хуберт (около 1370-1426) и Ян (около 1390-1441) ван Эйк. В их живописи были важные специфические для нидерландского Ренессанса чер­ты — передача окружающего мира с необычайной тщатель­ностью и подробностью. В этой особенности сказались прин­ципы нидерландской миниатюры. Братья Ван Эйк усовер­шенствовали масляную технику, что давало возможность более разносторонне передавать блеск, глубину и богатство предметного мира. Из многочисленных мадонн Яна ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роленна». Живопись братьев ван Эйк явилась основой для дальней­шего развития нидерландского Возрождения.

Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомнен­но, творчество Питера Брейгеля Старшего (между 1525 и 1630-1569). С его именем связывается окончательное формирование жирование пейзажа в нидерландской живописи как само­стоятельного жанра. Особую славу заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название «Охот­ники на снегу», 1565 г.): лиризмом и щемящей грустью ;'Иеет от темно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на фоне белых снегов. Превосходны по силе выразительности трагические картины Брейгеля «Вифле­емское избиение младенцев» (1566 г.) и «Слепые» (пять обреченных судьбой страшных калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг вслед за оступившимся вожаком) — одна из последних картин художника (1568 г.).

Своеобразным, субъективным мироощущением и непо­хожестью на общее возрожденческое движение отличается творчество Хиеронимуса Босха (около 1460-1516). Много разговоров ходило вокруг этого загадочного художника: одни считали его еретиком, другие— религиозным орто­доксом, третьи — мрачным мизантропом, четвертые — че­ловеком с ироничным складом ума, веселым насмешни­ком, пятые — безумцем с болезненным воображением, ше­стые — колдуном. Босх как бы стоит на грани двух великих ёпох европейской культуры: Средневековья и Ренессанса. Поэтому все противоречия переходного этапа воплотились в творчестве мастера. Как и у всех художников Возрождения, У Босха было великое стремление познать и отразить реаль­ность окружающего нас мира. Его искусство характеризует­ся стремлением охватить мир целиком, познать многообра­зие всех его форм, органическое и мертвое пространство.

С расцветом немецкого гуманизма, светских наук, не­мецкой культуры совпало творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). В творчестве Дюрера слились искания мно­гих немецких мастеров: наблюдения над природой, чело­веком, проблемы соотношения предметов в пространстве, существование человеческой фигуры в пейзаже, в простран­ственной среде. По одаренности, по разнообразию сюже­тов, по широте восприятия действительности Дюрер яв­лялся типичным художником эпохи Высокого Возрож­дения, однако его идеал человека отличен от итальянского. Здесь нет гармонии Рафаэля или Леонардо, но аллегория и внутренняя оторванность от мира. Его национальные образы, с одной стороны, полны силы и достоинства, но с другой — погружены в глубокие и тяжелые раздумья. Три самые знаменитые гравюры Дюрера: «Всадник, смерть и дьявол», «Св. Иероним» и «Меланхолия». В этот же пе­риод он написал лучшие портреты близких ему по духу представителей немецкой интеллигенции — художника ван Орлея, графический портрет Эразма Роттердамского, образы которых психологически выразительны и чекан­но-лаконичны по форме. Как истинный представитель ренессансной эпохи, подобно многим итальянским худож­никам, Дюрер оставил после себя значительные теорети­ческие труды: «Руководство к измерению», «Учение о про­порциях человеческого тела» — трактаты о пропорции и перспективе.

Французский Ренессанс носил характер придворной культуры. Первый крупный художник французского Воз­рождения — Жан Фуке (около 1420-1481), придворный живописец Карла VII (1422-1461) и Людовика XI (1461-1483). Античные и ренессансные мотивы появляются в рельефах Мишеля Коломба (1430-1512).

Секуляризация (от позднелат. saecularis — мирской, светский) — 1) обращение государством церковной соб­ственности в светскую; 2) процесс освобождения общества, различных его сфер и групп от религиозной опеки, конт­роля, мотивации.

Семиотика (от греч. sema — знак) — наука о знаках и знаковых системах, изучающая различные свойства зна­ковых систем. С. исследует различные виды знаков с точ­ки зрения той роли, которую они играют в деятельности человека, в человеческом общении: знаки-заместители объектов (слова, научные термины), знаки-модели (раз­личного рода схемы, графики), знаки-символы (различ­ные сигналы).

«Семь свободных искусств» (артес либерал ее) — ряд дисциплин в позднеантичной и средневековой европей­ской системе образования, разбитых на две ступени: три­виум (лат. trivium — трехпутье), включающий науки о слове — грамматику, риторику и диалектику; квадриви-ум (лат. quadrivium — пересечение четырех дорог), со­стоящий из наук о числе — арифметики, геометрии, аст­рономии и музыки.

Сенат(от лат. senatus от senex — старик) — 1) в Др. Риме республиканского периода — верховный орган вла­сти; 2) в России учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С первой половины XIX в. как высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных уч­реждений и чиновников. В 1711-1917 гг. — Правительству­ющий сенат, высший государственный орган, подчиненный императору; 3) название верхней палаты парламента в ряде современных государств (в США, Италии и других). Сентиментализм (от франц. — чувствительный, чувство), течение в литературе и искусстве второй половины XVTII в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Наиболее законченное выражение он получил в Англии, где ранее всего сформи­ровалась идеология третьего сословия и выявились ее внут­ренние противоречия.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, прославленный эпохой Про­свещения. Он остался верен идеалу нормативной личности, однако условием ее осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствова­ние «естественных» чувств. Герой просветительской ли­тературы в сентиментализме индивидуализирован, он спо­собен сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. Богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма. Вы­двигая на первый план трогательное, сентиментализм стре­мился пробудить в сердцах читателей понимание приро­ды и любовь к ней вместе с гуманным отношением ко всем слабым, страждущим и гонимым. Символический вечерний пейзаж, спокойная, дремлющая природа, рассуж­дения на тему смерти — вот излюбленные сюжеты поэти­ки сентиментализма.

Философские истоки сентиментализма восходят к сен­суализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувстви­тельного» (познающего мир чувствами) человека. К нача­лу XVIII в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство. «Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты ис­ходили из посылки, что человек, будучи творением при­роды, от рождения обладает задатками «естественной доб­родетели» и «чувствительности»; степень чувствительно­сти определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижение счастья как главной цели челове­ческого существования возможно при двух условиях: раз­витие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизован­ность — оплот эпохи Просвещения, наоборот, является враждебной для человека: она искажает его естество, чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогрес­са, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интере­совало историческое, героическое прошлое: они вдохновля­лись повседневными впечатлениями. Место гиперболизиро­ванных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой искусства сентиментализ­ма — обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превос­ходящий представителей высшего сословия. Отрицание на­вязанных цивилизацией сословных и иных различий со­ставляет демократический пафос сентиментализма.

Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и проти­воречивость. Они отказались от абсолютизации какой-либо одной черты характера и однозначности моральной трак­товки персонажа, свойственных классицизму: сентимента-листский герой может совершать как дурные, так и доб­рые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются од­носложной оценке. Поскольку в человеке от природы зало­жено доброе начало и зло есть плод цивилизации, никто не может стать законченным злодеем — у него всегда есть шанс вернуться к своему естеству. Сохраняя надежду на самосовершенствование человека, они оставались, при всем их пессимистическом отношении к прогрессу, в русле про­светительской мысли. Отсюда дидактизм и порой ярко выраженная тенденциозность их произведений.

Родина сентиментализма — Англия: Дж. Томсон («Вре­мена года», 1730); Т. Грей («Сельское кладбище»); Э. Юнг («Ночи», 1742-46); С. Ричардсон («Памела», 1740, «Кла-рисаГарлоу», 1748, «Сэр Чарльз Грандисон», 1754), особен­но Л. Стерн («Т. Шенди» 1759-66, «Сентиментальное пу­тешествие» 1768). Впервые сентиментальные настроения (идиллия на лоне природы, меланхолическая созерцатель­ность) выявились в поэзии Дж. Томсона («Времена года», 1730), Э. Юнга («Ночные думы», 1742-45) и Т. Грея («Эле­гия, написанная на сельском кладбище», 1751). Элеги­ческий тон сентименталистской поэзии неотделим от патри­архальной идеализации; лить в поэзии поздних сентимен­талистов (70-80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится социальное раскрытие «сельской» темы — массовое обнищание крестьян, брошенные деревни. Сен­тиментальные мотивы прозвучали в психологических ро­манах С. Ричардсона, у позднего Г. Филдинга («Амелия», 1752). Однако окончательно сентиментализм оформляется в творчестве Л. Стерна, чье незаконченное «Сентименталь­ное путешествие» (1768) дало название всему течению. Вслед за Д. Юмом Стерн показал «нетождественность» человека самому себе, его способность быть «разным». Но, в отличие от предромантизма, развивавшегося с ним па­раллельно, сентиментализму чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов доступны рационалистическому истол­кованию, диалектика души уловима. Основные черты анг­лийского С. (О. Голдсмит, поздний О. Смоллетт, Г. Макензи и другие) — «чувствительность», не лишенная экзальти­рованности, и главное — ирония и юмор, развенчиваю­щие просветительский канон и одновременно допускав­шие скептическое отношение сентиментализма к собствен­ным возможностям (у Стерна).

Из Англии сентиментализм, благодаря переводам, рас­пространился по всей Европе: во французской литературе подражания Буасси (1743) — «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Рус­со (1761); «Жак-фаталист», «Племянник Рамо» Д. Дидро; •Павел и Виргиния» Бернардена де Сен-Пьера (1787), дви-ясение «бури и натиска». В Германии поэмы С. Ричард­сона вызвали весьма много подражаний: X. Ф. Геллерт, Ф, Г. Клопшток, Г. Е. Лессинг, К. М. Виланд, София Ла-рош, «Вертер» И. В. Гете и другие. Под влиянием С. раз­вивается драматургия Г. Э. Лессинга. В России западно­европейские переводы появились в конце XVIII в.: «Пу­тешествие» А. Н. Радищева, навеянное «Сентиментальным путешествием» Стерна, сочинения Н. М. Карамзина «Пись­ма русского путешественника» (1797-1801), «Бедная Лиза», и многочисленные подражания им. В условиях России важнее оказались просветительские тенденции в сенти­ментализме. Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным нормам, вводили просторечие.

Культ чувства обусловил высокую степень субъективиз­ма. Для этого направления характерно обращение к жан­рам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, — элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и прочее, где рассказ ведется от пер­вого лица. Авторская рефлексия по поводу описываемого становится у них важнейшим элементом повествования.

Исповедальные мотивы, откровенность вплоть до самора­зоблачения в литературе сентиментализма необыкновенно повысили интерес к личности самого писателя, в ряде слу­чаев даже сделав его «героем* биографических легенд о нем. Проблема творческой индивидуальности писателя ста­нет основополагающей в эстетике романтизма.

В сценическом искусстве сентиментализм развивал­ся под знаком борьбы с условностями придворного клас­сицистического театра. Культ чувства, повышенный инте­рес к внутреннему миру человека, характерные для сенти­ментализма, привели к отказу декламационной манеры чтения стиха. Новый репертуар потребовал от актера раз­работки бытового поведения персонажей, показа развития образа, передачи интонаций живой взволнованной разго­ворной речи. Изменения произошли и в оформлении спек­такля — стандартные «дворцовые» декорации сменились более реальной бытовой обстановкой, условный костюм — более близким к современности, появился характерный грим и другое. Все это определило накопление реалистиче­ских тенденций в актерском искусстве.

Итак, сентиментализм возникает в европейской худо­жественной культуре в XVTII-XIX вв. как реакция против сухости и высокопарности классицизма. В противополож­ность классицизму, где государственное начало и обществен­ный долг возводились в культ и противопоставлялись чело­веку, сентиментализм утверждал самоценность личности. Героями становятся не выдающиеся государственные дея­тели или люди бурных страстей, а простые смертные. И ху­дожник вызывает к ним сочувствие и уважение. Поэтому сентиментализм противостоял как холодной чопорности аристократической дворянской культуры, так и бездушно­му утилитаризму и эгоизму нарождающейся буржуазной культуры, идеализируя некую естественно-патриархальную жизнь «маленького человека».

Серебряный век - особый тип русской культуры сформировавшийся а период с 1880-х до началу 1920-х годов. С. Маковский представлял его в виде холодного, мерцающего сияния в отличие солнечного, яркого золотого Века Пушкина. До сих пор нет единого мнения о его хронологических рамках. Тем не менее, его началом историки культуры считают знаменитую речь Достоевского на открытии памятника Пушкину в Мос­кве (1880), а концом — программную речь А. Блока «О назначении ц0эта» (1921), тоже посвященную Пушкину. Так концом Серебряного века считаюют 1921-1922 гг.: расстрел Н. Гумилева, смерть А. Блока, забытого властью высылка ведущих русских философов, историков, социологов, профессоров различных гуманитарных наук на «философском пароходе», активная эмиграция творческой интеллегинции.

Беспрецедентный расцвет культуры (называемый так же русским Возрождением) коснулся всех видов творчества, породил новые направления в искусстве: символизм, акмеизм, футуризм, модернизм, авангардизм и неоантичность. Появилась плеяда блестящих имен, ставших гордо­стью не только русской, но и мировой культуры (К. С. Ста­ниславский, В. И. Немирович-Данченко,  И. А. Бунин, A. Белый, В. Хлебников, С. А. Есенин, О. Э. Мандельштам, М. Ларионов, Н. Гончарова, С. Рахманинов, Н.Д. Римский- Корсаков, А. Н. Бенуа, М. А. Врубель, А.М. Васнецов, B.Кандинский). Однако особый колорит культуре Серебряного века придала высочайшая по своим достижениям русская религиозная философия Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен Серебряный век русской культуры, были заложены в с Соколоевым. Его система — опыт синтеза религии, философии и науки, «причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотво­ряет философскую мысль» (В. В. Зеньковский). Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философс­кие проблемы доступными широким кругам русского об­щества, более того, он вывел русскую мысль на общечело­веческие просторы.

Особое место в философии и культуре Серебряного века заняла тема русской интеллигенции, того трагического исто­рического тупика, в котором она оказалась (сборники «Вехи», «Из глубины»). Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов и другие обращались к осмыслению проблем свободы личности, нравственного выбора.

В русской художественной культуре конца XIX — на­чала XX в. получило распространение декадентство, обозна­чающее такие явления в культуре, как отказ от граждан­ских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индиви­дуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части творческой интеллигенции, ко­торая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Это было время проти­воречий, духовных поисков и блужданий. Одним оно пред­ставлялось закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновлен­ную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.