|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 22 страницаСофистика(от греч. sophistai — учитель мудрости) — духовно-воспитательное и философское течение в античной Греции V—IV вв. до н. э. Для С. характерно: тесная связь теоретического знания и практической жизни, переориентация философского исследования с природы на человека, общество, правовые отношения, этику и теорию познания. Сравнительное изучение общества, многообразие возможных точек зрения на одну и ту же проблему является основой учения. Софисты считают, что о любой вещи можно судить двояко, причем со взаимоисключающих позиций. С. отрицает любую всеобщую и объективную истину. Главные представители древней («первой») софистики: Протагор, Горгий, Гиппий, Про дик. Во II в. н. э. возникает «вторая» (новая) софистика; ее представители — Герод Аттик, Элий Аристид, Дион из Прузы, Флавий Филострат. Социализация— процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т. д.). С. — результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания, формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств. Социализм — 1) обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы; 2) по К. Марксу, С. — общественный строй, который приходит на смену капитализму и основан на общественной собственности на средства производства, власти трудящихся, руководимых рабочим классом во главе с коммунистической партией. Социалистический реализм (соцреализм) — термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. XX в. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» («Устав Союза писателей СССР», 1934). Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Социальная структура — понятие, широко используемое в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее совокупность устойчивых элементов социальной системы (институтов, ролей, статусов), относительно независимых от незначительных колебаний в отношениях между системой и средой и обеспечивающих преемственность и устойчивость моделей поведения и социальных отношений во времени. Социальные институты культуры. Культура в широком смысле — это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества человека, а также способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности. Общество в своем воздействии на человека — это система отношений и институтов, т. е. способов и средств социальной регуляции человека, которые можно определить как социальные институты культуры. Среди них, прежде всего, следует выделить законы и правовую системы в целом, а также систему образования и воспитания. Социальные институты культуры имеют свои определенные функции в обществе: организация и координация социальной деятельности в различных сферах. Любой социальный институт имеет несколько характеристик: система функций, материальные средства для реализации своих задач, система кадров. Социология культуры (от лат. societas — общество и греч. logia — наука) — научная дисциплина, изучающая культуру с социологической точки зрения, используя все достижения современной науки об обществе. Культура здесь исследуется как часть социальной системы, социальных отношений, как определенный социальный институт и условие социализации человеческой личности. В социологии культуры сама культура рассматривается, прежде всего, не с содержательной, а с функциональной стороны, то есть с точки зрения той роли (или тех ролей), которую культура играет в человеческом обществе. Сюда относятся, например, воспитательная роль культуры (ее педагогическая функция), ориентация человека на какую-либо систему ценностей культуры (ценностно-ориентирующая, или аксиологическая функция), роль культуры как необходимой предпосылки общения между людьми, обмена информацией (коммуникативная функция) и многое другое. Нельзя сказать, что социология культуры полностью отвлекается от содержания и истории культурных явлений. И все же они интересуют ее в основном как способы упорядочивания, регуляции социальных отношений. Скажем, нормы морали, права, религиозные заповеди (такие как «не убий», «не кради» и т. д.) позволяют смягчать противоречия между интересами разных общественных Групп, избежать постоянных конфликтов между ними, которые иначе могли бы разрешаться только насильственными методами. Правда, культуре далеко не всегда удается исполнять свои регулирующие функции, особенно в Плохи войн, революций, междоусобий. В такие времена сама культура переживает кризис и меняет свои формы. Социология культуры исходит из фундаментального факта социальной неоднородности человеческого общества, в котором выделяются различные группы (социальные, национальные, религиозные, политические и другие), сословия, общественные классы. Социальная и социокультурная неоднородность неизбежно порождает социальное и социокультурное неравенство, при котором одни люди стоят на ступенях «общественной лестницы» выше или ниже других людей; при этом различение социального «верха» и «низа» относительно, определяется различными факторами. Общественные группы отличаются друг от друга не только своими экономическими, политическими интересами, социальным статусом, но и целым рядом психологических и культурных особенностей. Сюда относятся самосознание и самооценка, идеология данной группы, обычаи, традиции, нормы поведения, способы проведения Досуга, использование характерных слов и выражений яаыка (социальный диалект, сленг), манера одеваться, предпочтения в музыке, литературе, живописи, театральном искусстве и т. п. Из всего этого складываются социальные субкультуры (лат. sub — под), то есть обусловленные социальными различиями частные формы культуры (или «под-культуры»). Иногда субкультуры порождаются не столько общественными, национальными, религиозными или культурными, сколько возрастными (молодежная субкультура) или какими-то иными отличиями (субкультуры сексуальных меньшинств и т. п.). Социология культуры изучает элитарные субкультуры (культуру «верхов» общества), субкультуры «среднего класса», субкультуры социальных «низов». Следует отметить, что эти субкультуры могут подвергаться и дальнейшему разделению. В рамках элиты общества можно выделить подгруппы элит: бюрократическую, политическую, экономическую, военную, научную, техническую, художественную, артистическую элиты и т. д. Особый интерес для социологов представляют так называемые маргинальные субкультуры (marginalis от лат. margo — край, граница, обочина). Они формируются из людей, занимающих «пограничное», «промежуточное» общественное положение, которые не могут или не хотят найти свое место в существующих социальных структурах. Поэтому их психология и культура построены на резком противопоставлении себя обществу, более или менее агрессивном неприятии общественных ценностей и норм. Традиционно к маргиналам относят преступников, наркоманов, революционеров, анархистов, в настоящий момент к ним можно причислить антиглобалистов, членов радикальных экологических организаций, «бритоголовых» (скинхедов), отдельные направления панк-культуры и т. п. Весьма любопытным с социологической и культурологической точек зрения является процесс превращения маргинальной субкультуры в субкультуру вполне респектабельных, а иногда и элитарных слоев общества. Так произошло со многими течениями авангардистского искусства XX века, которые возникали как революционные, бунтарские, антибуржуазные, но постепенно превращались в часть официальной и элитарной культуры. То же можно сказать и о рок-культуре. Одним из важнейших факторов этого процесса является превращение маргинальной субкультуры в доходный бизнес, ее коммерческая раскрутка». Не вдаваясь в подробности, отметим, что культурологические аспекты имеются у всех основных направлений современной социологии. К ним можно отнести изучение социальной динамики, то есть всевозможных общественных и общественно-культурных изменений; исследование социальной мобильности — изменений индивидом или общественной группой своей социальной позиции, места, занимаемого в обществе; работы по социальной психологии, которая формируется при непосредственном участии той или иной культуры; исследования проблем социальных статусов и социальной стратификации (общественного расслоения); описание социальной среды, социального поведения, социального опыта, социальных характеров. Социологи изучают взаимосвязи между культурой и другими уровнями и формами общественной организации — экономикой, политикой, наукой, образованием и другим, как в общем плане, так и в частных случаях. Особо хотелось бы выделить исследования процесса социализации — вхождения, включения человека в общественную и культурную систему. Как известно, человек не обладает от рождения способностью жить в этой системе, он должен усвоить ее нормы, правила функционирования, традиции, идеи, получая воспитание и образование. Проблемы социализации (которая обозначается также терминами «культурализация», «инкультурация») тесно связаны с проблемами воспроизведения и передачи (трансляции) опыта общественной и культурной жизни от одного поколения людей к другому, воспроизводства человека как субъекта культуры. Все основные направления научной работы в области содиологии культуры объединяются в понятии «социокультурная система». Оно позволяет свести воедино знания об отдельных общественных и культурных явлениях и процессах, построить модель жизни общества, неотъемлемой частью которой являются культурные нормы, культурные образцы (паттерны, парадигмы), культурные ориентации, культурные организации. Оперируя понятием «социокультурная система», можно выделять различные типы этих систем в прошедшей и современной истории человечества. Среди тех, кто оказал наибольшее влияние на развитие социологии культуры, можно назвать такие имена, как К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Клакхон, Б. Малиновский, П. Сорокин, Т. Парсонс, М. Мид, А. Радклифф-Браун, Р. Мертон, К. Манхейм, М. Хоркхаймер, Т. Адор-но» К). Хабермас. В настоящее время социология культуры является одной из наиболее важных и плодотворных сфер культурологических знаний. Социология культуры, заимствуя многие теоретические и фактологические достижения философии культуры, истории культуры, культурной антропологии и других культурологических наук, обогащает их собственными достижениями. Она способствует приближению культурологии к идеалу строгой науки, характерному для социологических исследований. Социобиология— междисциплинарное направление научных исследований, сформировавшееся в XX в. на основе достижений генетики, этологии (науки о поведении животных), экологии, эволюционной теории, медицины, культурантропологии, социологии, лингвистики. Изучает биологические основы социального поведения живых существ, в том числе человека. Особо развито это научное направление в США (Э. Уилсон, Д. Бараш, Р. Докинс, Ч. Ламсден, М. Рыоз, Д. Фридмен и другие). У социобиоло-гии есть свои сильные и слабые стороны: интересные попытки посмотреть на человеческую культуру через призму современных биологических знаний сочетаются с недооценкой роли в жизни людей небиологических факторов. Социум — большая, устойчивая социальная общность, выступающая как социальная система; пространство взаимодействия социальных общностей. Сравнительная и структурная лингвистика — основные направления в науке о языке в XIX—XX вв. Сравнительно-историческое языкознание XIX в. (Ф. Бопп, Р. К. Раек, В. фон Гумбольдт и другие) установило определенные отношения между родственными языками, изучило их эволюцию, начиная с эпохи общего происхождения какой-либо группы языков (например, индоевропейских). Структурная лингвистика XX в. (Р. Якобсон, А. Мартине, Э. Бенвенист и другие) исследовала язык как систему знаков с четко выделяемыми и математически описываемыми структурными элементами. Достижения сравнительной и структурной лингвистики оказали огромное влияние на развитие современных культурологических знаний. Сравнительные, или компаративные, исследования (от лат. comparativus — сравнительные, сопоставляемые) — один из фундаментальных методов научной работы, применяемый как в науках о природе, так и в науках о культуре. В его основе лежит сравнение — познавательная операция, позволяющая выявлять сходства и различия объектов, устанавливать их возможные отношения, классифицировать различные типы объектов и т. д. Срединная культура — культурологический термин, обозначающий устойчивую и противоречивую совокупность ценностных ориентации в обществе, обусловливающую единство и целостность его духовной жизни. В рамках С. к. формируется устойчивый нравственный идеал, приемлемый для широких масс населения на длительный период времени. Средневековье европейское (христианский тип культуры). Переход от античности к средним векам связан с кризисом Римской империи, нарушением равновесия между Римом и варварскими племенами, жившими за реками Рейн и Дунай. В начале V века империя пришла в состояние упадка, что позволило варварам прорваться на ее территорию и образовать там свои государства, а в 476 г. упразднить императорскую власть на западе. В V-VH вв. вожди племен, опирающиеся на свои дружины, превратились в королей, образовав королевства франков, бургундов, англов и другие. Так начинается история Европы средних веков. Медиевистика— наука, изучающая историю и культуру средних веков, выделяет следующие этапы рассматриваемой эпохи: 1. Раннее Средневековье (V — середина XI вв.); 2. Зрелое, или «высокое» Средневековье (конец XI —XV вв.); 3. Позднее Средневековье (XVI — начало XVII вв.). Для средневековой культуры характерны: феодальный строй, основанный на аграрном, натуральном типе экономики, сочетание крупной земельной собственности с подчиненным ей с помощью внеэкономического принуждения мелким крестьянством, неразвитость товарно-денежных отношений, сословно-корпоративная организация общества, господство религиозных ценностей и структур. Для социально-экономической сферы Средневековья характерны феодальные отношения и строгая иерархия: взаимодействие социальных групп основано на сочетании прав на землю с местом в обществе. Феодал, рыцарь, сеньор — это вооруженный член класса владельцев земли, чьи права освящены церковью, подкреплены законом и обычаем, чье могущество основывается на всеобщей зависимости от земли. Отношения сеньора и вассала строятся на личной верности, преданности и покровительстве. Верховным сюзереном всех феодалов (землевладельцев) был король. На следующем уровне располагались крупные феодалы — князья, графы, архиепископы и епископы, считавшиеся вассалами короля. Параллельно со светской иерархической лестницей в эпоху Средневековья существовала и иерархическая лестница духовенства, что постоянно давало повод для конфликтов по поводу главенства между папами и королями. Основными сословиями средневекового общества были духовенство, дворянство и все остальные жители — третье сословие, народ. Центром культурной картины мира средневекового европейца была христианская религия, а именно, католическая ее ветвь. Для католицизма характерны строго централизованная организация во главе с папой Римским, пышный театрализованный культ, сильно развитый культ Богоматери, догмат о чистилище и т. д. Поскольку человеческое знание и вся его деятельность должны быть устремлены, согласно христианству, к Богу, то и всей культуре присуща устремленность ввысь, от земного к небесному, духовному. В основе христианского миросозерцания лежит идея творения, поэтому всякая природа осознается как проявление Божественной мудрости, символическое выражение определенного отношения Бога к человеку. Главным принципом жизни человека в средневековой культуре была идея служения: выполнение своих обязанностей в социальной и духовной иерархии рассматривалось как главная цель, смысл жизни. Люди были преданы своему господину, сеньору, королю, Прекрасной Даме, но главным «объектом» служения был, конечно, Бог. Ему служили все — духовенство, дворянство, народ. Служение Богу предполагало смирение и покорность, любовь и духовное устремление к Богу» а также надежду на спасение от мирской греховности. В средневековой христианской культуре можно выделить основные черты: - противоборство двух культур — официальной церковной и народной карнавальной; - несмотря на указанное выше раздвоение культуры, наличие целостности, обеспеченной богословием и религией вообщее, существовала определенная система знаний и особое миропонимание для всех, в соответствии с которым люди жили; - консерватизм, догматичность и авторитарность системы ценностей, что вело к идейной нетерпимости к малейшим отклонениям от канона (инквизиция, гонения на еретиков); - счастье человека видится не в познании природы, себя, а только Бога, в осознании духовного родства со Всевышним; типизация и символичность в искусстве: наиболее распространенным литературным произведением были жития святых, в архитектуре — собор, в живописи — икона, в скульптуре — персонажи священного Писания; - в бесписьменную эпоху, когда священное писание было лишь на латинском языке, недоступном всем прихожанам, языком христианства становятся пространственные виды искусства, как бы «немая проповедь»; - икона же выступает в качестве «библии для неграмотных». Культурная доминанта средневековой эпохи содержит в себе следующие характеристики: во-первых, это идея совершенства, линейности — человек нуждается в постоянном единении с Богом, ибо только таким способом он может избавиться от своей изначальной греховности; здесь становится ключевой идея прогресса, развития, духовного возвышения; во-вторых, культура понимается как преодоление ограниченности человека, личности, постоянное «возделывание» собственных способностей, но только «естественных», от природы не испорченных, которые должны быть дополнены верой; в-третьих, рациональность в данной культуре становится не важной, но вера, надежда, любовь; счастье человека видится не в познании природы, себя, а только Бога, в осознании духовного родства со Всевышним. Искусство. Ценность искусства, в том числе и его пространственных форм, таких как архитектура, скульптура и живопись, состояла в его способности представить события священной истории как реально происходившие. Деятели церкви видели огромное значение искусства как средства распространения христианской догматики, прежде всего, среди тех, для кого религия не была профессией, т. е. для мирян. Поэтому в течение всего Средневековья традиция украшения городских соборов развивалась беспрепятственно и встречала всяческую поддержку со стороны церкви, в то время как вопрос об украшении монастырских церквей неоднократно порождал острую и яростную полемику. В бесписьменную эпоху, какой было Средневековье, когда священное писание существовало лишь на латинском языке (Лютер только в XVI веке вместо традиционной для Средневековья Вульгаты даст немецкий перевод Библии), а значит, было недоступно прихожанам, языком христианства становятся пространственные виды искусства, в образной форме дающие представления о красоте Божественной истины (красота, не являющаяся выражением такой истины, мыслилась как греховная и осуждалась как орудие дьявола). Поэтому живопись в средние века понимается как «немая проповедь». Такая трактовка задач живописи требовала соответствующих средств выразительного решения: средневековые живописцы никогда не изображали людей в профиль, важно было изобразить в лице вместилище души — глаза святого. Они всегда гипертрофированно велики, смотрят в душу верующего взыскующим взглядом. Чтобы не отвлекаться от главного — созерцания души, художник пренебрегает пространственным фоном, из живописи на долгие столетия исчез пейзаж, часто фон картин пишется золотом, благодаря чему достигалось ощущение непроницаемого для взгляда пространства. Со времен раннего Средневековья фигуры в живописных изображениях оторваны от земли, линия горизонта часто совпадает с нижней границей изображения. Важнейшая, коренная черта средневековой живописи — символизм. Христианский символизм «удваивал» мир средневекового человека, придавал пространству новое, дополнительное измерение, невидимое глазу, но постигаемое лишь посредством множества интерпретаций. Здесь происходит замена естественной связи вещей связью идеальной, основанной на неких ирреальных отношениях и соразмерностях. На некоторых средневековых рельефах фигуры и предметы уменьшаются по мере удаления от главного героя. Такая обратная перспектива встречается и в средневековой миниатюре: здесь параллельные линии сближаются не в глубине горизонта, а, напротив, сходятся кпереди, как будто точка схода находится у зрителя. Так происходит потому, что средневековый живописец старался отразить в картине не оптическое впечатление, а символ, идею, божественное откровение, направленное, обращенное на зрителя. С переходом от язычества к христианству коренным образом изменяется восприятие средневековым человеком пространства. Язычество — поклонение матери-природе, силам ее, христианство — ее отрицание. В доказательство можно вспомнить, что во всем Евангелии о природе сказано лишь несколько слов. И космическое, и социальное, и идеологическое пространство — иерархичны. Ангельская иерархия серафимов, херувимов и престолов, господств, сил, властей, а также начал, архангелов и ангелов представляла собой прообраз земной иерархии духовенства и светских вассально-сеньориальных отношений. Этому социальному миру небес и земли соответствовало общее устройство вселенной средневекового человека. Символом вселенной был собор, структура которого мыслилась во всем подобной космическому порядку. В века, когда неграмотные массы людей были бесконечно далеки от мышления посредством теоретических абстракций, символизм архитектуры, которая подчинила себе все другие пластические искусства — живопись и скульптуру, являлся наиболее естественным способом осознания мирового устройства. Из пространств внешнего мира во внутренние пространства человеческого сознания — таков путь, который проходит искусство Средневековья. «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя», — писал Августин. Символом этого движения извне вовнутрь являются метаморфозы архитектуры. Античный храм с его колоннадами портиков, с его узорными антаблементами и фронтонами, несшими целые скульптурные композиции, был обращен вовне. Внутренне пространство было всего-навсего гигантским ларцом для хранения статуй божества и храмовых сокровищ. Молящийся грек стоял не в храме, а перед храмом. Новое общественное жизнеощущение Средневековья создает новые символы. Для христианского храма его внешний облик сравнительно несуществен: полнота эстетических и содержательных функций перекладывается теперь во внутреннее пространство, призванное принять в себя молящегося, сообщить ему должную душевную настроенность и дать иллюзию пребывания в бестелесном мире раскрытого и являющегося смысла. Соборы средневековых городов могли принять под своими сводами многолюдную толпу верующих, объединяя их в общину единомышленников. Средневековая христианская культура сыграла огромную роль в развитии европейской и мировой культуры: в ее лоне формируются особого типа города, зарождаются европейские нации и государства, складываются современные языки, создаются шедевры живописи и архитектуры. Однако она имела некоторые негативные черты: отрицание любой языческой культуры на многие века похоронило великие произведения античной культуры в эпоху Средневековья, консервативная авторитарная политика привела к экономической и политической раздробленности, застою и сплошной неграмотности. Станковое искусство — род изобразительного искусства, произведения которого имеют самостоятельный характер, предназначены для экспонирования, выполняются на станке (мольберт, скульптурный станок). Стиль в искусстве — совокупность средств художественной выразительности, творческих приемов, общность образной системы, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Выделяют стиль отдельного произведения или жанра, индивидуальный стиль (творческую манеру) отдельного автора, а также стиль целых эпох или крупных художественных направлений, в связи с единством общественно-исторического содержания, определяющего в них общность художественно-образных принципов, выразительных средств, приемов (например, романский стиль, барокко, классицизм и другие). Стоицизм — направление древнегреческой философии и этики, основанное Зеноном из Китиона около 300 г. до н. э. Крупнейшие представители — Клеанф, Хрисипп, Па-нетий, Посидоний, Сенека, Эпиктет, римский император Марк Аврелий. Устойчивая теоретическая и нормативная традиция; нравственный принцип. Согласно С., задача мудреца — освободиться от страстей и влечений. Высшая норма поведения — бесстрастие, апатия, повиновение разуму. Стратификация культурная — наличие в современной культуре разных групп, отличающихся ценностными ориентациями, мировоззренческими позициями, направленностью деятельности в разных областях культурной практики. Если стратификация социальная в качестве критериев выделения слоев использует такие признаки, как разделение труда, объем материальных благ, объем властных полномочий, то при выделении культурных слоев важны мотивы деятельности, нравственные ориентиры людей, характер и направленность их информационных и познавательных потребностей, отношение к национальным традициям. Структурализм— направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. XX в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и другом. Объект исследования структурализма — культура как филиокве, то меняется статус церкви: т. к. Дух Святой исходит от Иисуса Христа, значит, он может исходить и от самой церкви, которая является телом Иисуса. Учение о Пресвятой Деве Марии. В учении православной церкви о Пресвятой Деве Марии она выступает в качестве Богородицы. В 1854 г. католической церковью был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В 1950 г. провозгласили догмат о воскресении и вознесении Девы Марии. В 1954 г. к 8 праздникам Богородицы, отмечаемым православной и католической церковью, был добавлен новый католический праздник, посвященный «королеве небес» — Марии. Учение о заслугах и чистилище. В отличие от православия, католическая церковь считает, что Бог ведет счет добрых и дурных дел. У православных считается, что такого счета нет, и Бог смотрит на сердце человека. Кроме того, в католицизме существует представление о чистилище, то есть месте, где души раскаивающихся очищаются. Учение о непогрешимости Папы Римского. Это учение есть только в католицизме, и основано оно на филиокве. С давних пор Римских Пап называли «заместителями и наместниками Христа», так как они считались прямыми преемниками апостола Петра. В 1870 г. на I Ватиканском Соборе был принят догмат о непогрешимости Римского Папы. Учение о церкви. Целибат. В католицизме право толковать Библию имеет только духовенство. Кроме того, католическое духовенство имеет право распределять Божественную Благодать и отпускать грехи людей за деньги или за особые заслуги перед католической церковью — индульгенция, что в переводе означает «милость». В отличие от православного духовенства католическое принимает обет безбрачия — целибат. Расхождения в культе. И католическая, и православная церковь признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание (конфирмация), причащение (евхари-i), покаяние (исповедь), елеосвящение (соборование), священство. Однако есть и отличия. Таинство крещения в католицизме производится путем обливания водой погружения в воду, тогда как в православии преимущественно погружением в воду. Таинство миропомазания эирмации) в католицизме совершают не сразу же после дения непосредственно за таинством крещения, как у православных, а когда ребенку исполняется не менее 7-8 лет. ICTBO причащения (евхаристии) отправляется у като-сов пресным хлебом (опресноки), а у православных квас-хлебом. Миряне у католиков причащаются только хлебом. К причащению у католиков допускаются только над кем совершили таинство миропомазания в таинство елеосвящения: елей должен быть у католиков освящен епископом, а само таинство совершается не над тяжко больным, как в православии, а над умирающим. Однако различия между православием и католицизмом существуют не только в сфере догматики и культа. Если сравнить католические и православные храмы, то можно сразу отметить разные ценностные подходы. Специфика Прага и католицизма проявляется везде — от семейно-отношений до отношения к науке и искусству.
|
|||
|