Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 22 страница



Софистика(от греч. sophistai — учитель мудрости) — духовно-воспитательное и философское течение в антич­ной Греции V—IV вв. до н. э. Для С. характерно: тесная связь теоретического знания и практической жизни, переориен­тация философского исследования с природы на человека, общество, правовые отношения, этику и теорию познания. Сравнительное изучение общества, многообразие возмож­ных точек зрения на одну и ту же проблему является осно­вой учения. Софисты считают, что о любой вещи можно судить двояко, причем со взаимоисключающих позиций. С. отрицает любую всеобщую и объективную истину. Глав­ные представители древней («первой») софистики: Протагор, Горгий, Гиппий, Про дик. Во II в. н. э. возникает «вто­рая» (новая) софистика; ее представители — Герод Аттик, Элий Аристид, Дион из Прузы, Флавий Филострат.

Социализация— процесс усвоения и активного воспро­изводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обы­чаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т. д.). С. — результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания, формаль­ного обучения и стихийного воздействия на личность жиз­ненных обстоятельств.

Социализм — 1) обозначение учений, в которых в ка­честве цели и идеала выдвигается осуществление принци­пов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти прин­ципы; 2) по К. Марксу, С. — общественный строй, кото­рый приходит на смену капитализму и основан на обще­ственной собственности на средства производства, власти трудящихся, руководимых рабочим классом во главе с ком­мунистической партией.

Социалистический реализм (соцреализм) — термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искус­ствоведении с 30-х гг. XX в. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «тре­бует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном раз­витии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящих­ся в духе социализма» («Устав Союза писателей СССР», 1934). Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеоло­гии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность.

Социальная структура — понятие, широко используе­мое в социологии, антропологии и культурологии, обозна­чающее совокупность устойчивых элементов социальной системы (институтов, ролей, статусов), относительно неза­висимых от незначительных колебаний в отношениях между системой и средой и обеспечивающих преемствен­ность и устойчивость моделей поведения и социальных отношений во времени.

Социальные институты культуры. Культура в широ­ком смысле — это совокупность проявлений жизни, дос­тижений и творчества человека, а также способ социаль­ной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности. Общество в своем воздействии на челове­ка — это система отношений и институтов, т. е. способов и средств социальной регуляции человека, которые мож­но определить как социальные институты культуры. Сре­ди них, прежде всего, следует выделить законы и право­вую системы в целом, а также систему образования и вос­питания. Социальные институты культуры имеют свои определенные функции в обществе: организация и коор­динация социальной деятельности в различных сферах. Любой социальный институт имеет несколько характери­стик: система функций, материальные средства для реа­лизации своих задач, система кадров.

Социология культуры (от лат. societas — общество и греч. logia — наука) — научная дисциплина, изучающая куль­туру с социологической точки зрения, используя все дос­тижения современной науки об обществе. Культура здесь исследуется как часть социальной системы, социальных отношений, как определенный социальный институт и ус­ловие социализации человеческой личности.

В социологии культуры сама культура рассматривает­ся, прежде всего, не с содержательной, а с функциональ­ной стороны, то есть с точки зрения той роли (или тех ролей), которую культура играет в человеческом обще­стве. Сюда относятся, например, воспитательная роль куль­туры (ее педагогическая функция), ориентация человека на какую-либо систему ценностей культуры (ценностно-ориентирующая, или аксиологическая функция), роль культуры как необходимой предпосылки общения между людьми, обмена информацией (коммуникативная функ­ция) и многое другое.

Нельзя сказать, что социология культуры полностью отвлекается от содержания и истории культурных явле­ний. И все же они интересуют ее в основном как способы упорядочивания, регуляции социальных отношений. Ска­жем, нормы морали, права, религиозные заповеди (такие как «не убий», «не кради» и т. д.) позволяют смягчать противоречия между интересами разных общественных Групп, избежать постоянных конфликтов между ними, которые иначе могли бы разрешаться только насильственными методами. Правда, культуре далеко не всегда уда­ется исполнять свои регулирующие функции, особенно в Плохи войн, революций, междоусобий. В такие времена сама культура переживает кризис и меняет свои формы.

Социология культуры исходит из фундаментального факта социальной неоднородности человеческого общества, в котором выделяются различные группы (социальные, национальные, религиозные, политические и другие), со­словия, общественные классы. Социальная и социокуль­турная неоднородность неизбежно порождает социальное и социокультурное неравенство, при котором одни люди стоят на ступенях «общественной лестницы» выше или ниже других людей; при этом различение социального «верха» и «низа» относительно, определяется различны­ми факторами.

Общественные группы отличаются друг от друга не только своими экономическими, политическими интере­сами, социальным статусом, но и целым рядом психоло­гических и культурных особенностей. Сюда относятся са­мосознание и самооценка, идеология данной группы, обы­чаи, традиции, нормы поведения, способы проведения Досуга, использование характерных слов и выражений яаыка (социальный диалект, сленг), манера одеваться, предпочтения в музыке, литературе, живописи, театраль­ном искусстве и т. п. Из всего этого складываются социальные субкультуры (лат. sub — под), то есть обусловленные соци­альными различиями частные формы культуры (или «под-культуры»). Иногда субкультуры порождаются не столько общественными, национальными, религиозными или куль­турными, сколько возрастными (молодежная субкульту­ра) или какими-то иными отличиями (субкультуры сек­суальных меньшинств и т. п.).

Социология культуры изучает элитарные субкульту­ры (культуру «верхов» общества), субкультуры «среднего класса», субкультуры социальных «низов». Следует от­метить, что эти субкультуры могут подвергаться и даль­нейшему разделению. В рамках элиты общества можно выделить подгруппы элит: бюрократическую, политиче­скую, экономическую, военную, научную, техническую, ху­дожественную, артистическую элиты и т. д.

Особый интерес для социологов представляют так на­зываемые маргинальные субкультуры (marginalis от лат. margo — край, граница, обочина). Они формируются из людей, занимающих «пограничное», «промежуточное» об­щественное положение, которые не могут или не хотят найти свое место в существующих социальных структу­рах. Поэтому их психология и культура построены на резком противопоставлении себя обществу, более или менее агрессивном неприятии общественных ценностей и норм. Традиционно к маргиналам относят преступни­ков, наркоманов, революционеров, анархистов, в настоя­щий момент к ним можно причислить антиглобалистов, членов радикальных экологических организаций, «бри­тоголовых» (скинхедов), отдельные направления панк-культуры и т. п.

Весьма любопытным с социологической и культуро­логической точек зрения является процесс превращения маргинальной субкультуры в субкультуру вполне респек­табельных, а иногда и элитарных слоев общества. Так произошло со многими течениями авангардистского ис­кусства XX века, которые возникали как революционные, бунтарские, антибуржуазные, но постепенно превращались в часть официальной и элитарной культуры. То же мож­но сказать и о рок-культуре. Одним из важнейших фак­торов этого процесса является превращение маргиналь­ной субкультуры в доходный бизнес, ее коммерческая раскрутка».

Не вдаваясь в подробности, отметим, что культурологи­ческие аспекты имеются у всех основных направлений современной социологии. К ним можно отнести изучение социальной динамики, то есть всевозможных обществен­ных и общественно-культурных изменений; исследование социальной мобильности — изменений индивидом или об­щественной группой своей социальной позиции, места, занимаемого в обществе; работы по социальной психоло­гии, которая формируется при непосредственном участии той или иной культуры; исследования проблем социальных статусов и социальной стратификации (общественного расслоения); описание социальной среды, социального поведения, социального опыта, социальных характеров. Социологи изучают взаимосвязи между культурой и дру­гими уровнями и формами общественной организации — экономикой, политикой, наукой, образованием и другим, как в общем плане, так и в частных случаях.

Особо хотелось бы выделить исследования процесса социализации — вхождения, включения человека в обще­ственную и культурную систему. Как известно, человек не обладает от рождения способностью жить в этой систе­ме, он должен усвоить ее нормы, правила функциониро­вания, традиции, идеи, получая воспитание и образова­ние. Проблемы социализации (которая обозначается так­же терминами «культурализация», «инкультурация») тесно связаны с проблемами воспроизведения и передачи (транс­ляции) опыта общественной и культурной жизни от одно­го поколения людей к другому, воспроизводства человека как субъекта культуры.

Все основные направления научной работы в области содиологии культуры объединяются в понятии «социо­культурная система». Оно позволяет свести воедино зна­ния об отдельных общественных и культурных явлениях и процессах, построить модель жизни общества, неотъем­лемой частью которой являются культурные нормы, куль­турные образцы (паттерны, парадигмы), культурные ори­ентации, культурные организации. Оперируя понятием «социокультурная система», можно выделять различные типы этих систем в прошедшей и современной истории человечества.

Среди тех, кто оказал наибольшее влияние на разви­тие социологии культуры, можно назвать такие имена, как К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Клакхон, Б. Мали­новский, П. Сорокин, Т. Парсонс, М. Мид, А. Радклифф-Браун, Р. Мертон, К. Манхейм, М. Хоркхаймер, Т. Адор-но» К). Хабермас.

В настоящее время социология культуры является одной из наиболее важных и плодотворных сфер культу­рологических знаний. Социология культуры, заимствуя многие теоретические и фактологические достижения философии культуры, истории культуры, культурной ан­тропологии и других культурологических наук, обогаща­ет их собственными достижениями. Она способствует при­ближению культурологии к идеалу строгой науки, ха­рактерному для социологических исследований.

Социобиология— междисциплинарное направление научных исследований, сформировавшееся в XX в. на ос­нове достижений генетики, этологии (науки о поведении животных), экологии, эволюционной теории, медицины, культурантропологии, социологии, лингвистики. Изуча­ет биологические основы социального поведения живых существ, в том числе человека. Особо развито это научное направление в США (Э. Уилсон, Д. Бараш, Р. Докинс, Ч. Ламсден, М. Рыоз, Д. Фридмен и другие). У социобиоло-гии есть свои сильные и слабые стороны: интересные по­пытки посмотреть на человеческую культуру через при­зму современных биологических знаний сочетаются с не­дооценкой роли в жизни людей небиологических факторов.

Социум — большая, устойчивая социальная общность, выступающая как социальная система; пространство вза­имодействия социальных общностей.

Сравнительная и структурная лингвистика — основ­ные направления в науке о языке в XIX—XX вв. Сравнитель­но-историческое языкознание XIX в. (Ф. Бопп, Р. К. Раек, В. фон Гумбольдт и другие) установило определенные от­ношения между родственными языками, изучило их эво­люцию, начиная с эпохи общего происхождения какой-либо группы языков (например, индоевропейских). Структурная лингвистика XX в. (Р. Якобсон, А. Мартине, Э. Бенвенист и другие) исследовала язык как систему знаков с четко выделяемыми и математически описываемыми структур­ными элементами. Достижения сравнительной и струк­турной лингвистики оказали огромное влияние на разви­тие современных культурологических знаний.

Сравнительные, или компаративные, исследования (от лат. comparativus — сравнительные, сопоставляемые) — один из фундаментальных методов научной работы, при­меняемый как в науках о природе, так и в науках о куль­туре. В его основе лежит сравнение — познавательная опера­ция, позволяющая выявлять сходства и различия объектов, устанавливать их возможные отношения, классифициро­вать различные типы объектов и т. д.

Срединная культура — культурологический термин, обозначающий устойчивую и противоречивую совокуп­ность ценностных ориентации в обществе, обусловливаю­щую единство и целостность его духовной жизни. В рам­ках С. к. формируется устойчивый нравственный идеал, приемлемый для широких масс населения на длительный период времени.

Средневековье европейское (христианский тип куль­туры). Переход от античности к средним векам связан с кризисом Римской империи, нарушением равновесия между Римом и варварскими племенами, жившими за реками Рейн и Дунай. В начале V века империя пришла в состояние упадка, что позволило варварам прорваться на ее террито­рию и образовать там свои государства, а в 476 г. упразд­нить императорскую власть на западе. В V-VH вв. вожди племен, опирающиеся на свои дружины, превратились в королей, образовав королевства франков, бургундов, англов и другие. Так начинается история Европы средних веков.

Медиевистика— наука, изучающая историю и культуру средних веков, выделяет следующие этапы рассмат­риваемой эпохи:

1. Раннее Средневековье (V — середина XI вв.);

2. Зрелое, или «высокое» Средневековье (конец XI —XV вв.);

3. Позднее Средневековье (XVI — начало XVII вв.). Для средневековой культуры характерны: феодальный строй, основанный на аграрном, натуральном типе эконо­мики, сочетание крупной земельной собственности с под­чиненным ей с помощью внеэкономического принужде­ния мелким крестьянством, неразвитость товарно-денеж­ных отношений, сословно-корпоративная организация общества, господство религиозных ценностей и структур.

Для социально-экономической сферы Средневековья характерны феодальные отношения и строгая иерархия: взаимодействие социальных групп основано на сочета­нии прав на землю с местом в обществе. Феодал, рыцарь, сеньор — это вооруженный член класса владельцев земли, чьи права освящены церковью, подкреплены законом и обычаем, чье могущество основывается на всеобщей зави­симости от земли. Отношения сеньора и вассала строятся на личной верности, преданности и покровительстве. Вер­ховным сюзереном всех феодалов (землевладельцев) был король. На следующем уровне располагались крупные феодалы — князья, графы, архиепископы и епископы, счи­тавшиеся вассалами короля. Параллельно со светской иерархической лестницей в эпоху Средневековья суще­ствовала и иерархическая лестница духовенства, что по­стоянно давало повод для конфликтов по поводу главен­ства между папами и королями. Основными сословиями средневекового общества были духовенство, дворянство и все остальные жители — третье сословие, народ.

Центром культурной картины мира средневекового европейца была христианская религия, а именно, католи­ческая ее ветвь. Для католицизма характерны строго цен­трализованная организация во главе с папой Римским, пышный театрализованный культ, сильно развитый культ Богоматери, догмат о чистилище и т. д.

Поскольку человеческое знание и вся его деятельность должны быть устремлены, согласно христианству, к Богу, то и всей культуре присуща устремленность ввысь, от зем­ного к небесному, духовному. В основе христианского миросозерцания лежит идея творения, поэтому всякая природа осознается как проявление Божественной мудро­сти, символическое выражение определенного отношения Бога к человеку.

Главным принципом жизни человека в средневековой культуре была идея служения: выполнение своих обязан­ностей в социальной и духовной иерархии рассматрива­лось как главная цель, смысл жизни. Люди были преда­ны своему господину, сеньору, королю, Прекрасной Даме, но главным «объектом» служения был, конечно, Бог. Ему служили все — духовенство, дворянство, народ. Служе­ние Богу предполагало смирение и покорность, любовь и духовное устремление к Богу» а также надежду на спасе­ние от мирской греховности.

В средневековой христианской культуре можно выде­лить основные черты:

- противоборство двух культур — официальной цер­ковной и народной карнавальной;

- несмотря на указанное выше раздвоение культуры, наличие целостности, обеспеченной богословием и ре­лигией вообщее, существовала определенная система знаний и особое миропонимание для всех, в соответ­ствии с которым люди жили;

- консерватизм, догматичность и авторитарность сис­темы ценностей, что вело к идейной нетерпимости к малейшим отклонениям от канона (инквизиция, гонения на еретиков);

- счастье человека видится не в познании природы, себя, а только Бога, в осознании духовного родства со Всевышним; типизация и символичность в искусстве: наиболее распространенным литературным произведением были жития святых, в архитектуре — собор, в жи­вописи — икона, в скульптуре — персонажи священ­ного Писания;

- в бесписьменную эпоху, когда священ­ное писание было лишь на латинском языке, недо­ступном всем прихожанам, языком христианства становятся пространственные виды искусства, как бы «немая проповедь»;

- икона же выступает в каче­стве «библии для неграмотных».

Культурная доминанта средневековой эпохи содержит в себе следующие характеристики: во-первых, это идея совершенства, линейности — человек нуждается в посто­янном единении с Богом, ибо только таким способом он может избавиться от своей изначальной греховности; здесь становится ключевой идея прогресса, развития, духовно­го возвышения; во-вторых, культура понимается как пре­одоление ограниченности человека, личности, постоянное «возделывание» собственных способностей, но только «ес­тественных», от природы не испорченных, которые долж­ны быть дополнены верой; в-третьих, рациональность в данной культуре становится не важной, но вера, надежда, любовь; счастье человека видится не в познании приро­ды, себя, а только Бога, в осознании духовного родства со Всевышним.

Искусство. Ценность искусства, в том числе и его про­странственных форм, таких как архитектура, скульптура и живопись, состояла в его способности представить собы­тия священной истории как реально происходившие. Дея­тели церкви видели огромное значение искусства как сред­ства распространения христианской догматики, прежде всего, среди тех, для кого религия не была профессией, т. е. для мирян. Поэтому в течение всего Средневековья традиция украшения городских соборов развивалась бес­препятственно и встречала всяческую поддержку со сторо­ны церкви, в то время как вопрос об украшении монастыр­ских церквей неоднократно порождал острую и яростную полемику. В бесписьменную эпоху, какой было Средневе­ковье, когда священное писание существовало лишь на латинском языке (Лютер только в XVI веке вместо тради­ционной для Средневековья Вульгаты даст немецкий пе­ревод Библии), а значит, было недоступно прихожанам, языком христианства становятся пространственные виды искусства, в образной форме дающие представления о кра­соте Божественной истины (красота, не являющаяся вы­ражением такой истины, мыслилась как греховная и осуж­далась как орудие дьявола). Поэтому живопись в средние века понимается как «немая проповедь».

Такая трактовка задач живописи требовала соответ­ствующих средств выразительного решения: средневеко­вые живописцы никогда не изображали людей в профиль, важно было изобразить в лице вместилище души — глаза святого. Они всегда гипертрофированно велики, смотрят в душу верующего взыскующим взглядом. Чтобы не от­влекаться от главного — созерцания души, художник пре­небрегает пространственным фоном, из живописи на дол­гие столетия исчез пейзаж, часто фон картин пишется золотом, благодаря чему достигалось ощущение непрони­цаемого для взгляда пространства. Со времен раннего Сред­невековья фигуры в живописных изображениях оторва­ны от земли, линия горизонта часто совпадает с нижней границей изображения.

Важнейшая, коренная черта средневековой живописи — символизм. Христианский символизм «удваивал» мир сред­невекового человека, придавал пространству новое, допол­нительное измерение, невидимое глазу, но постигаемое лишь посредством множества интерпретаций. Здесь происходит замена естественной связи вещей связью идеальной, осно­ванной на неких ирреальных отношениях и соразмернос­тях. На некоторых средневековых рельефах фигуры и пред­меты уменьшаются по мере удаления от главного героя. Такая обратная перспектива встречается и в средневековой миниатюре: здесь параллельные линии сближаются не в глубине горизонта, а, напротив, сходятся кпереди, как будто точка схода находится у зрителя. Так происходит потому, что средневековый живописец старался отразить в карти­не не оптическое впечатление, а символ, идею, божествен­ное откровение, направленное, обращенное на зрителя.

С переходом от язычества к христианству коренным образом изменяется восприятие средневековым человеком пространства. Язычество — поклонение матери-природе, силам ее, христианство — ее отрицание. В доказательство можно вспомнить, что во всем Евангелии о природе сказано лишь несколько слов. И космическое, и социальное, и идео­логическое пространство — иерархичны. Ангельская иерар­хия серафимов, херувимов и престолов, господств, сил, властей, а также начал, архангелов и ангелов представля­ла собой прообраз земной иерархии духовенства и свет­ских вассально-сеньориальных отношений. Этому соци­альному миру небес и земли соответствовало общее уст­ройство вселенной средневекового человека.

Символом вселенной был собор, структура которого мыслилась во всем подобной космическому порядку. В ве­ка, когда неграмотные массы людей были бесконечно да­леки от мышления посредством теоретических абстрак­ций, символизм архитектуры, которая подчинила себе все другие пластические искусства — живопись и скульпту­ру, являлся наиболее естественным способом осознания мирового устройства.

Из пространств внешнего мира во внутренние простран­ства человеческого сознания — таков путь, который про­ходит искусство Средневековья. «Не блуждай вне, но вой­ди вовнутрь себя», — писал Августин. Символом этого движения извне вовнутрь являются метаморфозы архи­тектуры. Античный храм с его колоннадами портиков, с его узорными антаблементами и фронтонами, несшими целые скульптурные композиции, был обращен вовне. Внутренне пространство было всего-навсего гигантским ларцом для хранения статуй божества и храмовых сокро­вищ. Молящийся грек стоял не в храме, а перед храмом.

Новое общественное жизнеощущение Средневековья создает новые символы. Для христианского храма его внеш­ний облик сравнительно несуществен: полнота эстетиче­ских и содержательных функций перекладывается теперь во внутреннее пространство, призванное принять в себя молящегося, сообщить ему должную душевную настроен­ность и дать иллюзию пребывания в бестелесном мире раскрытого и являющегося смысла. Соборы средневеко­вых городов могли принять под своими сводами много­людную толпу верующих, объединяя их в общину едино­мышленников.

Средневековая христианская культура сыграла огром­ную роль в развитии европейской и мировой культуры: в ее лоне формируются особого типа города, зарождаются европейские нации и государства, складываются современ­ные языки, создаются шедевры живописи и архитектуры. Однако она имела некоторые негативные черты: отрица­ние любой языческой культуры на многие века похорони­ло великие произведения античной культуры в эпоху Сред­невековья, консервативная авторитарная политика приве­ла к экономической и политической раздробленности, застою и сплошной неграмотности.

Станковое искусство — род изобразительного искусст­ва, произведения которого имеют самостоятельный харак­тер, предназначены для экспонирования, выполняются на станке (мольберт, скульптурный станок).

Стиль в искусстве — совокупность средств художествен­ной выразительности, творческих приемов, общность образ­ной системы, обусловленная единством идейно-художествен­ного содержания. Выделяют стиль отдельного произведе­ния или жанра, индивидуальный стиль (творческую манеру) отдельного автора, а также стиль целых эпох или крупных художественных направлений, в связи с единством обще­ственно-исторического содержания, определяющего в них общность художественно-образных принципов, выразитель­ных средств, приемов (например, романский стиль, барокко, классицизм и другие).

Стоицизм — направление древнегреческой философии и этики, основанное Зеноном из Китиона около 300 г. до н. э. Крупнейшие представители — Клеанф, Хрисипп, Па-нетий, Посидоний, Сенека, Эпиктет, римский император Марк Аврелий. Устойчивая теоретическая и нормативная традиция; нравственный принцип. Согласно С., задача муд­реца — освободиться от страстей и влечений. Высшая нор­ма поведения — бесстрастие, апатия, повиновение разуму.

Стратификация культурная — наличие в современной культуре разных групп, отличающихся ценностными ориентациями, мировоззренческими позициями, направленно­стью деятельности в разных областях культурной прак­тики. Если стратификация социальная в качестве крите­риев выделения слоев использует такие признаки, как разделение труда, объем материальных благ, объем власт­ных полномочий, то при выделении культурных слоев важ­ны мотивы деятельности, нравственные ориентиры людей, характер и направленность их информационных и позна­вательных потребностей, отношение к национальным тра­дициям.

Структурализм— направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. XX в. и связанное с исполь­зованием структурного метода, моделирования, элемен­тов семиотики, формализации и математизации в линг­вистике, литературоведении, этнографии, истории и дру­гом. Объект исследования структурализма — культура как филиокве, то меняется статус церкви: т. к. Дух Святой ис­ходит от Иисуса Христа, значит, он может исходить и от самой церкви, которая является телом Иисуса.

Учение о Пресвятой Деве Марии. В учении православ­ной церкви о Пресвятой Деве Марии она выступает в каче­стве Богородицы. В 1854 г. католической церковью был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В 1950 г. провозгласили догмат о воскресении и вознесении Девы Марии. В 1954 г. к 8 праздникам Богородицы, отмечаемым православной и католической церковью, был добавлен но­вый католический праздник, посвященный «королеве не­бес» — Марии.

Учение о заслугах и чистилище. В отличие от право­славия, католическая церковь считает, что Бог ведет счет добрых и дурных дел. У православных считается, что та­кого счета нет, и Бог смотрит на сердце человека. Кроме того, в католицизме существует представление о чистили­ще, то есть месте, где души раскаивающихся очищаются.

Учение о непогрешимости Папы Римского. Это учение есть только в католицизме, и основано оно на филиокве. С давних пор Римских Пап называли «заместителями и на­местниками Христа», так как они считались прямыми пре­емниками апостола Петра. В 1870 г. на I Ватиканском Со­боре был принят догмат о непогрешимости Римского Папы.

Учение о церкви. Целибат. В католицизме право тол­ковать Библию имеет только духовенство. Кроме того, католическое духовенство имеет право распределять Бо­жественную Благодать и отпускать грехи людей за деньги или за особые заслуги перед католической церковью — индульгенция, что в переводе означает «милость». В отли­чие от православного духовенства католическое принима­ет обет безбрачия — целибат.

Расхождения в культе. И католическая, и православ­ная церковь признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание (конфирмация), причащение (евхари-i), покаяние (исповедь), елеосвящение (соборование), священство. Однако есть и отличия. Таинство крещения в католицизме производится путем обливания водой погружения в воду, тогда как в православии преимущественно погружением в воду. Таинство миропомазания эирмации) в католицизме совершают не сразу же после дения непосредственно за таинством крещения, как у православных, а когда ребенку исполняется не менее 7-8 лет. ICTBO причащения (евхаристии) отправляется у като-сов пресным хлебом (опресноки), а у православных квас-хлебом. Миряне у католиков причащаются только хлебом. К причащению у католиков допускаются только над кем совершили таинство миропомазания в таинство елеосвящения: елей должен быть у католиков освящен епископом, а само таинство совершается не над тяжко больным, как в православии, а над умирающим. Однако различия между православием и католицизмом существуют не только в сфере догматики и культа. Если сравнить католические и православные храмы, то можно сразу отметить разные ценностные подходы. Специфика Пра­га и католицизма проявляется везде — от семейно-отношений до отношения к науке и искусству.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.