|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 23 страницаСхоластика(от лат. schola — школа) — школьная наука школьное движение в период западнохристианского гевековья; средневековая религиозная философия XI-вв. С. выдвигает на первое место авторитет Святого ш, постановлений Вселенских Соборов, творений )в церкви. К XV веку в связи с развитием естествознания приходит в состояние упадка. Сциентизм (от лат. scientia — наука) — абсолютизация науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Сюрреализм — одно из самых значительных явлений в художественной культуре XX столетия, направление, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Возник во Франции после Первой мировой войны и оформился в новое художественное направление. Свое название С. получил от французского слова «сюрреалите», то есть сверхреальное, сверхъестественное. Первоначально сюрреализм сформировался только как литературное течение, а термин пришел из литературы после того, как поэт Гийом Аполлинер в 1917 г. назвал так одно из своих стихотворений. Появление этого течения связано также с именем французского писателя Андре Бре-тона (1896-1966): в «Манифесте сюрреализма» Бретон (1924) утверждал, что личность обретает свободу лишь в интуитивных, психических актах, подавляемых обществом. Главной целью искусства, по мнению Бретона, должен был стать выход за пределы окружающего мира, определение чувственно неуловимых сторон бытия, соединение несоединимого и построение «реальности, которая реальней самой реальности». Идеи Бретона получили международное распространение и нашли своих сторонников в Испании — С. Дали, Бельгии — Р. Магритт, Англии — Г. Мур. Появление сюрреализма во многом было связано с популярностью в начале XX в. идей фрейдизма, согласно которым, в человеческой душе, в подсознании находились природные, неконтролируемые влечения, определяющие сознание и поступки человека. Поэтому художники-сюрреалисты стремились целенаправленно дать выход влечениям, позволить им управлять рукой художника таким образом, чтобы произведение возникало как бы само по себе. Обращение к бессознательному давало богатый материал художникам-сюрреалистам: можно было изображать не только реальный мир, но и мир фантазии. Сюрреалисты провозгласили источником искусства сферу подсознания — инстинкты, сновидения, галлюцинации, а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Исходя из этих положений, сюрреалисты coin произведения, в которых реальные существа и эдметы выступали в самых необычных сочетаниях, создавая образы, напоминавшие фантастические видения и сны. Этот иррациональный мир, написанный, однако, с геркнутым реализмом и переданный с фотографичес-точностью, в сочетании с абстрактными формами дол-был показать реальность подсознательного, мистического, воздействовать на зрителя кошмарными ассоциациями. Так складывались основные черты сюрреализма: культ гальной предрешенности социального зла, агрессивных гений, низменных побуждений, разрушительных ин-стов, извращенной эротики, патологической психики тот алогичный, неожиданный, ирреальный, отталки-мир сверхреализма заставлял не только ужаснуться уродливыми проявлениями, но и открывал для зри-притягивающую многоплановость, парадоксальность алогичность. Общие особенности искусства сюрреализма: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Художники обращались к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных. Творчество одного из самых ярких представителей сюреализма испанского живописца Сальвадора Дали (1904-1989), отмечено безудержной фантазией и виртуоз-техникой исполнения. «Нормальность ставит меня в тупик», — утверждал он и был здесь искренен. С. Дали праву считают королем сюрреализма. В своих картинах «Постоянство памяти», «Пылающий жираф», «Предчувствие гражданской войны в Испании», «Осенний каннибализм» и других Дали с необычной фантазией соединяет, кажется, несоединимое и создает парадоксальные образы: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, рояль, свисающий словно драпировка и т. п. Дали стремился объективировать видения, дать подробное описание безумия. Бельгийский художник Рене Магрит в своих картинах нарочито разрушает пропорции, подобно Дали, совмещает несовместимые предметы или вообще выворачивает образы наизнанку. Его оригинальность проявляется в смеси «черного юмора» и традиционного видения предметов. Сюрреализм представлял собой противоречивое художественное явление, что в значительной мере объясняет широкую орбиту его распространения. Многие ищущие художники, впоследствии отказавшиеся от сюрреалистических взглядов, прошли через него {П. Пикассо, П. Клее и другие). К сюрреализму примыкали поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль. В литературе близким к данному стилю оказывается такой гений XX в., как Франц Кафка. В театральном искусстве — это пьесы театра абсурда Э. Ионеско и С. Беккета. Яркими образцами сюрреализма в кино можно считать фильмы Ф. Феллини («Восемь с половиной», «Репетиция оркестра») и Андрея Тарковского («Солярис», «Сталкер»). В современном изобразительном искусстве (живописи и скульптуре) наиболее яркими фигурами стиля сюрреализма являются С. Дали (1904-1989) и Михаил Шемякин (р. 1943).
т Табель о рангах — законодательный акт в России XVIII-XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — выевший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после 1917 г. Табу (полинезийское) — понятие связано с первобытной культурой и обозначает категорический знаковый запрет на особо выделенные предметы, действия и слова, нарушение которых влечет за собою строгое наказание со стороны данного коллектива, причем даже сам ослушник может сурово себя наказать. Данный запрет отличается 6т других тем, что он ничем не мотивируется и ничем не обосновывается. Тартусско-московская школа — направление в отечественной семиотике, лингвистике, литературоведении, культуралоги, возникшее в 60-х гг. XX века. Поскольку в рамках данной школы осуществлялось применение структурно-семиотических методов к анализу языков культуры и культурных текстов, ее принято относить к структурализму. Т.-м. ш. объединила две исследовательские группы— университета г. Тарту (Эстония) (Б. Ф. Егоров, ЛЮ. Лотман, 3. Г. Минц, А. И. Чернов и другие) и московских лингвистов и филологов (Б. А. Успенский, В. Н. Топоров, В. В. Иванов, Ю. К. Лекомцев и другие). Методичес-Т.-м. ш. опиралась на традиции советской структурной лингвистики (П. Г. Богатырев, В. И. Жирмунский, В. Я. Пропп), а также на современные зарубежные работы по структурно-семиотическому анализу (применение математического моделирования, элементов теории информации и другие). Основной предмет исследования — «семиотика культуры» — структурное описание знаковых средств культуры (прежде всего искусства), анализ локальных аспектов знаковой деятельности в культуре на прикладном уровне с позиций структурно-семиотического анализа, а также постановка типологических проблем знаковой деятельности в культуре (прежде всего русской). Теизм (от греч. theos —- Бог) — религиозно-философское учение о Боге как сверхъестественном существе, абсолютной личности, сотворившей мир и по своей воле им управляющей. Признание потусторонности (трансцендентности) Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога — от деизма. Наиболее характерен для генетически связанных между собой религий — иудаизма, христианства и ислама. Телесная культура — термин, применяемый в современной культурологии для обозначения процесса создания в обществе здорового, полноценного физически, нравственно и умственно поколения. Особенность Т. к. состоит в том, что она рассматривает и обобщает, а затем выдает рекомендации по рождению здоровых детей, их физическому совершенствованию, нравственному и интеллектуальному воспитанию. Теодицея (от греч. theos — Бог, dike — справедливость) — в религиозной культуре философско-богословская теория, цель которой — снять с Бога ответственность за существование зла на земле, а также согласовать наличие зла с представлением о Боге как абсолютном добре. При этом зло или не признается, или же рассматривается как испытание, ниспосланное Богом в мир. Теократия(от греч. theos — Бог, kratos — власть) — гение Бога». Тип правления, при котором высшая тская власть принадлежит духовенству. Теология— (от греч. theos— Бог, logos— понятие, ie) — богословие, религиозное, в большинстве случа-церковное, учение о Боге. Совокупность религиоз-доктрин о сущности Бога, систематизированное изложениe вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека. «Теория официальной народности»— правительственная идеология в период царствования Николая I, выражавшая консервативные охранительные тенденции. Автором этой теории был министр просвещения граф С. Уваров. Основные принципы теории официальной народности — Православие как глубокая религиозность русого народа, самодержавие как естественная и единственно возможная форма правления в России, народность добровольное единение царя и народа. Терроризм (от франц. terreur — страх, ужас) — термин, используемый для обозначения мотивированного насилия с политическими целями. Метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей через систематическое использоаание насилия. В современных условиях террористы применяют захват заложников, угоны самолетов. Террористические действия всегда носят публичный характер и призваны воздействовать на общество или на власть. С.1970-х гг. широко используется термин «международ-терроризм», в последние годы это явление стало одной из глобальных проблем человечества. Техносфера — обозначение специфической области, выделяемой по аналогии с оболочками Земли, обусловленной предметно-практической деятельностью человека на основе разума с применением технических средств, в ходе которой происходит преобразование природы. Некоторые исследователи техносферой называют преобразованную биосферу, подчеркивая, что в человеческой деятельности все большее значение приобретает техника как совокупность средств практически-преобразующей деятельности, меняющая соотношение природного и искусственного. Тип(от греч. typos — отпечаток, форма, образец) — форма, которая составляет основу ряда расхожих или родственных индивидов; экземпляр или образец, который лучше всего представляет вид или род. Типология — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщений, идеализированной модели или типа. Т. опирается на выявления сходства и различия изученных объектов, на поиск и идентификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов. Типология культур — учение о видовых отличиях культур, основных типов мировой культуры. Впервые представление о существовании определенных и самостоятельных «культурно-исторических типов» было предложено русским мыслителем XIX века Данилевским, однако широкое распространение типологические представления о культуре получили лишь в XX веке. В общем существует три основных принципа выделения различий культур: (географический — локализация культур в географическом гстве; 2) хронологический — выделение самостоя-этапов в историческом развитии, т. е. локализа-во времени; 3) национальный — изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития. Из этих трех основных концепций вытекают все остальные. Типология культур, предложенная О. Шпенглером, заключается в том, что существуют различные типы культур, которые исторически не изменялись и лишь сосуще-юли рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. Шпенглер выделяет всего восемь шоценных по зрелости культур, охватывающих основной части планеты: египетская, индийская, вавилонская, гская, аполлоновская (античная), магическая (арабская), культура майя, фаустовская культура (западноев-гская). Данный подход к типологии культур называется теорией «локальных цивилизаций». Можно выделить также теорию «эволюционного монизма» (Гегель) — все страны входят в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам. Гегель считал восточный мир гей ступенью развития духа в осознании свободы. К. Ясперс создает теорию «осевого времени» — ось мировой истории хронологически находится между 8 и 5;тыс. дон. э., когда на всем протяжении от Запада до происходит резкий поворот в истории развития: начинается борьба рационального опыта — Логоса — с мифом, вырабатываются основные понятия и категории, закладываются основы мировых религий. В это время формируется индивидуалистическое сознание, развитие рационального опыта. Те культуры, где не произошел переход от мифологического сознания к рациональному, не смогли «перешагнуть» осевое время. Такие культуры оказали опосредованное воздействие на современные через дошедшие до нас культурные традиции, литературные и археологические памятники. Отечественные исследователи, — прежде всего Л. С. Васильев, М. К. Петров, Л. С. Седов, рассматривали данную проблему с точки зрения антитезы «Восток — Запад». Но, несмотря на наличие множества различных подходов к типологии и периодизации культуры, в современной культурологии выделяют несколько реальных исторических этапов и форм культуры: архаическая культура; доосевая культура древних локальных цивилизаций; культура Востока и Запада в «осевое время»; культура Востока и Запада в христианскую эпоху. В научной и образовательной сферах повсеместно используется историческая типология культуры, согласно которой в истории человеческой культуры выделяется ряд последовательно сменяющих друг друга эпох, каждой из которых соответствует ряд сущностных признаков. С историко-культурной и культурологической точек зрения главными среди них являются: Тирания (от этрусского turan — господин) — форма дарственной власти, для которой характерны едино-юе правление и насильственный захват власти. Титанизм — явление в культуре эпохи Возрождения, кидавшее в себе идеи гуманизма и универсализма. Для Т. характерны: демонстрация беспредельных возможностей человека, желание выйти за грани возможного, стремление к самовыражению, к всестороннему познанию и гатию. Титаны эпохи — Леонардо да Винчи, Рафаэль, селанджело, Дж. Бруно и другие. Толерантность — терпимость индивида, группы к нормам и ценностям чужой культуры. Тоталитаризм — политический режим, характеризуйся полным (тотальным) контролем государства над сферами жизни общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности, политическим террором оппозиции и инакомыслящих, командным типом гомики, цензурой, наличием одного вождя, одной партии, одной идеологии. Тотемизм — одна из форм религии первобытного общества, название происходит от слова «тотем», что на языке индейцев оджибве означает «его род». Для тотемизма характерно представление о происхождении рода от какого-либо животного или растения, являющегося тотемом для данной группы. В связи с этим существует запрет на убийство и употребление в пищу своего тотема. Таким образом, тотемизм — это вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением. Животное или растение считаются предками людей, от которых магическим способом зависит существование рода и каждого человека. Связь рода со своим тотемом подкрепляется магическими ритуалами и взаимными «обязательствами». Тотем воспринимается как защитник и помощник рода, а члены тотемной группы (рода, племени) в свою очередь оберегают свой тотем, способствуют его сохранению и размножению. Тотемные представления сыграли огромную роль в формировании родового общества: они более всего способствовали отделению группы сородичей от остальных, возникновению четкого представления о своих, т. е. принадлежащих к данному тотему, на которых распространялись уже выбранные предками строгие нормы и обычаи, и чужих, не принадлежащих к этому тотему и не подчиненных нормам и правилам, принятым в данном коллективе. С течением времени, по мере укрепления родовой структуры, на первый план выдвинулось представление о тотемном первопредке, о возможности перевоплощения человека (в частности, умершего предка) в его тотем и обратно. Это привело к укреплению культа мертвых предков и веры в их сверхъестественные возможности, а также к изменению родовых отношений к тотему. Возникшая вместе с тотемизмом система табу стала в первобытной родовой общине важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений. Традиционное общество — общество, воспроизводящее уже имеющиеся экономические и духовные отношения да протяжении длительного времени. Для Т. о. характернo: деспотическое государство, с развитым централизованным бюрократическим аппаратом, сакрализация власти, феномен власти-собственности, натуральное земледельческое хозяйство, привязанное к водным артериям, коллектевизм, неразрывность социального и природного, религеозно-мистическое мировоззрение. Труд— процесс целесообразной деятельности челове-ха; совокупность всех физических и умственных способностей людей, которые они применяют в производстве. Трудовая нравственность— совокупность ценностно-нормативных представлений, в которых отражается отношение социальной группы или общества в целом к труду. Общее знание труда как целесообразной деятельности человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей, определяется тем, что труд является «первым основным условием всей человеческой жизни» (Ф. Энгельс). У Урбанизация(от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки У. — рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для У. характерен приток в город сельского населения. Утилитаризм (от греч. utilitas — польза, выгода) — этическое направление, считающее, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу, благополучие. Утопия (от греч. и — нет, topos — место, т. е. место, которого нет; или от ей — благо, topos — место, т. е. благословенная страна) — литературный жанр, для которого характерно изображение идеального общественного строя. Термин «утопия», который происходит от названия книги английского гуманиста XVI в. Т. Мора, также используется для обозначения всех проектов, содержащих нереальные планы социальных преобразований. На основе жанра утопии в XVIII-XIX вв. возник утопический социализм — учение об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Представителями утопического социализма были Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и другие. Корни утопии уходят в древние представления о «золотом веке», «земном рае», и приобретают особенную популярность в эпоху Возрождения и Новое время в связи с поисками путей к созданию совершенного, справедливого общества. Но любой утопии изначально присуще немало противоречий. Основные идеи утопии — идеи социального равенства, разумного государственного устройства, полного материального благополучия. Однако истинного равенства нет даже в идеальных государствах Мора и Кампанеллы, там существует и рабство, и насилие. В качестве идеала авторы утопий в своих книгах выводят общество абсолютно одинаковых людей, лишенных индивидуальной свободы, общество, остановившееся в своем развитии. Тем не менее, утопическая модель идеального гармоничного общества привлекала многих, выступая стимулом к саморазвитию, к постоянному движению. Не случайно революция 1917 года была воспринята многими как средство превращения утопической мечты в реальность. Однако попытка реализации утопии обернулась трагедией для миллионов людей.
Ф Фашизм (итал. fascismo — связка, объединение) — в широком смысле социально-политические движение, идеология и государственный режим тоталитарного типа. В узком смысле — политической режим в Италии и Германии 20-40-х гг. XX в. Для Ф. характерны национализм, неприятие демократии, тоталитарный контроль государства над обществом, абсолютизация силы. Германский фашизм (нацизм) отличался крайним национализмом и расизмом. Придя к власти, нацисты создали в стране тоталитарный режим. Его характерными чертами было навязывание обществу идеологии нацизма, однопартийная система, культ вождя, превращение террора в средство управления государством, использование средств массовой информации в качестве орудия пропаганды, контроль над армией, экономикой и культурой. Феминизм (от лат. femina — женщина) — общественно-политическое движение за предоставление женщинам всей полноты гражданских прав, стремление обеспечить равноправие женщин с мужчинами во всех сферах общества, направленное на устранение дискриминации женщин. Возникло в XVIII веке, но особенную активность приобрело с конца 1960-х годов. Феноменология (от греч. phainomenon — являющееся) — учение о феноменах, о явлениях, одно из направлений современной западной философии, основатель — Э. Гуссерль. Центральная идея Ф. — рассмотрение сознания как особого региона бытия. В рамках Ф. непосредственное восприятие идеальных сущностей (феноменов) возможно при помощи интуиции и описания этих актов сознания. Феод — наследственная земельная собственность, которая давалась под условие несения военной службы, военной или денежной помощи и верности своему сюзерену. Феодализм — тип социально-экономической системы марксизме — формация), для которой характерны аграрный, натуральный тип экономики, сочетание крупной домельной собственности с подчиненным ей с помощью внешеэкономического принуждения мелким крестьянским хозяйством, сословно-корпоративная организация «вщества, господство религиозных ценностей и структур. Феодальная вотчина — древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в ХШ-XV вв. становится господствующей формой землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась в XVI-XVII вв. и в начале XVIII в. Слилась в один вид — имение. Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман) — одна из форм первобытных религиозных верований, культ неодушевленных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять, исцелять человека. Фетишем мог быть любой природный предмет — камень, дерево, перо птицы, зуб зверя или предметы, специально изготовленные для этих целей ввиде разнообразных фигурок — идолов, амулетов. В них видели опредмеченных носителей сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков, тотемов. Влияние фетишизма, как и других ранних религиозных верований, проявляется в сформировавшихся значительно позднее мировых религиях, например, крест и иконы по представлениям верующих христиан, наделены сверхъестественной «божественной, силой, что, несомненно, является наследием фетишизма. «Философия жизни» — условное название для ряда философских учений, существовавших в конце XIX — первой половине XX веков. К представителям «философии жизни» обычно причисляются В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Ницше, О. Шпенглер, А. Бергсон, Л. Клагес, X. Орте-га-и-Гассет — мыслители, никогда не составлявшие единой научной школы, которых объединяет лишь наличие сходных идей и тенденций. Среди них — идея о порождении культуры иррациональным потоком «жизни» (или «жизненным порывом», «волей к власти» и т. п.). Культурологические учения, созданные в русле «философии жизни», вошли в «золотой фонд» философии культуры и культурологии. Фовизм. Первую треть XX века называют периодом художественной революции. Одну из них произвело появление фовизма (от фр. — дикий). Ироничное прозвище «диких» дала молодым живописцам критика. Официальное появление фовизма связывают с первой посмертной выставкой в 1901 году в Париже картин Винсента Ван Гога (1853-1900). Новое течение во французской живописи просуществовало недолго, до 1907 года. В художественной культуре они продолжили линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля модерн. Его сторонники — А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке, Ж. Руо, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. Ван Донген — поставили перед искусством задачу не «копировать», а «изобретать реальность», «заново создавать мир», следуя воим внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения. Пронзительные, «дикие» цвета в картинах этих художников, отталкивали одних и привлекали других, вызвав волну подражаний. Фовисты не ставили перед собой цель точно изобразить природу. Они хотели сделать видными для глаза такие вещи, которые увидеть нельзя, например, те чувства и настроения, которые возникают у художника при созерцании природы. Главным средством для такого выражения они избрали цвет. Он стал главным средством духовного самовыражения, способом проявления симпатии к предметам окружающего мира. Фовисты стремились к отказу от изображения конкретных образов, сюжетности, воплощая предельную упрощенность форм. Их волновала, прежде всего, передача красочных, выразительных, колоритных проявлений предметов и явлений, магия воздействия цвета на внутренний мир человека. Признанный лидер фовистов Анри Матисс (1869-1954) определял свое творчество как «выражение личного духа», он не хотел «ничего, кроме цвета» и поэтому придавал цвету символический и аллегорический смысл. Матисс отказывался от образа в пользу знака, считая, что первый перегружен деталями и подробностями, тогда как второй позволяет добиться чистого цвета и абсолютной простоты. Вот почему мир в его картинах сиюминутен, ясен, утонченно живописен, оптимистичен по своему колориту. Человек в этой красочной реальности не венец природы и не центр мироздания, а лишь часть всеобщей живописности. Все творчество фовистов основывалось не на какой-либо теоретической концепции, а на интуитивных поисках цветового совершенства. Художники считали необходимым освободить живопись от природных и предметных форм, сделать ее текучей, подвижной, музыкальной. Возникли композиции из цветовых пятен, мазков, отражающих иррациональный мир. Появились даже картины, рассчитанные на медитацию. Форсировавшая индустриализация — ускоренный процесс создания крупного машинного производства после Октябрьской революции (с конца 20-х гг.). Осуществлялась тоталитарным режимом насильственными методами за счет резкого ограничения уровня жизни большинства населения, эксплуатации крестьянства. Французская школа социологии и антропологии (школа Дюркгейма) — основная идея заключалась в том, что общество (социум) — особая сфера бытия, не сводимая к биологическим или психологическим явлениям. Общество имеет надындивидуальный характер. Социология (наука об обществе) — самостоятельная, объективная наука, интегрирующая все антропологические знания; использует методы количественного анализа (статистика, таблицы, графики, формулы и прочее). Фреска(от итал. fresco — свежий) — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. Функции культуры. Культура занимает огромное место в жизни человека и общества. Она является сложной и многосторонней системой, которая выполняет свои многообразные функции. Так как культура — важнейшая часть жизни человека, то проблема функций культуры является предметом изучения многих наук. Различные ученые выделяют в качестве основной какую-то одну из функций: история социологии М. Вебера ставит на первое место нормативно-ценностную функцию, Э. Дюркгейм подчеркивал, прежде всего, роль культуры в интеграции общества и разделении труда, социализирующие факторы культуры подверг основательному изучению Э. Кассирер, Й. Хейзинга определяет как главную функцию культуры — игровую. Функции культуры различны и многообразны. Они различаются и по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода культура выступает как средство выделения общества из природы, на уровне социальной группы она объединяет людей, дифференцирует их, выделяет в обществе как целостности, на уровне индивида культура позволяет развиваться личности, внутренним способностям. Но все же гуманитарные науки выделяют несколько основных функций культуры, влияющих на различные сферы общества и жизнь человека: - познавательная и смыслообразовательная функция — производство новых смыслов, норм, ценностей, знаний, а также духовное творчество: сюда входит наука, система образования и воспитания, религия, искусство;
|
|||
|