Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 23 страница



Схоластика(от лат. schola — школа) — школьная наука школьное движение в период западнохристианского гевековья; средневековая религиозная философия XI-вв. С. выдвигает на первое место авторитет Святого ш, постановлений Вселенских Соборов, творений )в церкви. К XV веку в связи с развитием естествознания приходит в состояние упадка.

Сциентизм (от лат. scientia — наука) — абсолютизация науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

Сюрреализм — одно из самых значительных явлений в художественной культуре XX столетия, направление, провозгласившее источником искусства сферу подсозна­ния (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его мето­дом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Возник во Франции после Первой миро­вой войны и оформился в новое художественное направ­ление. Свое название С. получил от французского слова «сюрреалите», то есть сверхреальное, сверхъестественное. Первоначально сюрреализм сформировался только как ли­тературное течение, а термин пришел из литературы пос­ле того, как поэт Гийом Аполлинер в 1917 г. назвал так одно из своих стихотворений. Появление этого течения связано также с именем французского писателя Андре Бре-тона (1896-1966): в «Манифесте сюрреализма» Бретон (1924) утверждал, что личность обретает свободу лишь в интуитивных, психических актах, подавляемых обще­ством. Главной целью искусства, по мнению Бретона, дол­жен был стать выход за пределы окружающего мира, оп­ределение чувственно неуловимых сторон бытия, соеди­нение несоединимого и построение «реальности, которая реальней самой реальности». Идеи Бретона получили меж­дународное распространение и нашли своих сторонников в Испании — С. Дали, Бельгии — Р. Магритт, Англии — Г. Мур.

Появление сюрреализма во многом было связано с по­пулярностью в начале XX в. идей фрейдизма, согласно которым, в человеческой душе, в подсознании находились природные, неконтролируемые влечения, определяющие сознание и поступки человека. Поэтому художники-сюр­реалисты стремились целенаправленно дать выход влече­ниям, позволить им управлять рукой художника таким образом, чтобы произведение возникало как бы само по себе. Обращение к бессознательному давало богатый материал художникам-сюрреалистам: можно было изображать не только реальный мир, но и мир фантазии. Сюрреалисты провозгласили источником искусства сферу подсознания — инстинкты, сновидения, галлюцинации, а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Исходя из этих положений, сюрреалисты co­in произведения, в которых реальные существа и эдметы выступали в самых необычных сочетаниях, создавая образы, напоминавшие фантастические видения и сны. Этот иррациональный мир, написанный, однако, с геркнутым реализмом и переданный с фотографичес-точностью, в сочетании с абстрактными формами дол-был показать реальность подсознательного, мистического, воздействовать на зрителя кошмарными ассоциациями.

Так складывались основные черты сюрреализма: культ гальной предрешенности социального зла, агрессивных гений, низменных побуждений, разрушительных ин-стов, извращенной эротики, патологической психики тот алогичный, неожиданный, ирреальный, отталки-мир сверхреализма заставлял не только ужаснуться уродливыми проявлениями, но и открывал для зри-притягивающую многоплановость, парадоксальность алогичность. Общие особенности искусства сюрреализма: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Художники обращались к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.

 Творчество одного из самых ярких представителей сюреализма испанского живописца Сальвадора Дали (1904-1989), отмечено безудержной фантазией и виртуоз-техникой исполнения. «Нормальность ставит меня в тупик», — утверждал он и был здесь искренен. С. Дали праву считают королем сюрреализма. В своих картинах «Постоянство памяти», «Пылающий жираф», «Предчув­ствие гражданской войны в Испании», «Осенний канниба­лизм» и других Дали с необычной фантазией соединяет, кажется, несоединимое и создает парадоксальные образы: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, рояль, свисающий словно драпировка и т. п. Дали стремился объективировать видения, дать подроб­ное описание безумия.

Бельгийский художник Рене Магрит в своих карти­нах нарочито разрушает пропорции, подобно Дали, совме­щает несовместимые предметы или вообще выворачивает образы наизнанку. Его оригинальность проявляется в сме­си «черного юмора» и традиционного видения предметов.

Сюрреализм представлял собой противоречивое худо­жественное явление, что в значительной мере объясняет широкую орбиту его распространения. Многие ищущие художники, впоследствии отказавшиеся от сюрреалисти­ческих взглядов, прошли через него {П. Пикассо, П. Клее и другие). К сюрреализму примыкали поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль. В литературе близким к данному стилю оказывается такой гений XX в., как Франц Кафка. В театральном искусстве — это пьесы театра абсурда Э. Ионеско и С. Беккета. Яркими образца­ми сюрреализма в кино можно считать фильмы Ф. Фел­лини («Восемь с половиной», «Репетиция оркестра») и Ан­дрея Тарковского («Солярис», «Сталкер»). В современном изобразительном искусстве (живописи и скульптуре) наи­более яркими фигурами стиля сюрреализма являются С. Дали (1904-1989) и Михаил Шемякин (р. 1943).

 

т

 Табель о рангах — законодательный акт в России XVIII-XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — вые­вший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после 1917 г.

Табу (полинезийское) — понятие связано с первобытной культурой и обозначает категорический знаковый запрет на особо выделенные предметы, действия и слова, нарушение которых влечет за собою строгое наказание со стороны данного коллектива, причем даже сам ослушник может сурово себя наказать. Данный запрет отличается 6т других тем, что он ничем не мотивируется и ничем не обосновывается.

Тартусско-московская школа — направление в отечественной семиотике, лингвистике, литературоведении, культуралоги, возникшее в 60-х гг. XX века. Поскольку в рамках данной школы осуществлялось применение структурно-семиотических методов к анализу языков культуры и культурных текстов, ее принято относить к структура­лизму. Т.-м. ш. объединила две исследовательские группы— университета г. Тарту (Эстония) (Б. Ф. Егоров, ЛЮ. Лотман, 3. Г. Минц, А. И. Чернов и другие) и московских  лингвистов и филологов (Б. А. Успенский, В. Н. То­поров, В. В. Иванов, Ю. К. Лекомцев и другие). Методичес-Т.-м. ш. опиралась на традиции советской структур­ной лингвистики (П. Г. Богатырев, В. И. Жирмунский, В. Я. Пропп), а также на современные зарубежные работы по структурно-семиотическому анализу (применение математического моделирования, элементов теории инфор­мации и другие). Основной предмет исследования — «се­миотика культуры» — структурное описание знаковых средств культуры (прежде всего искусства), анализ локаль­ных аспектов знаковой деятельности в культуре на при­кладном уровне с позиций структурно-семиотического анализа, а также постановка типологических проблем зна­ковой деятельности в культуре (прежде всего русской).

Теизм (от греч. theos —- Бог) — религиозно-философ­ское учение о Боге как сверхъестественном существе, аб­солютной личности, сотворившей мир и по своей воле им управляющей. Признание потусторонности (трансцендент­ности) Бога отличает теизм от пантеизма, признание не­прерывной активности Бога — от деизма. Наиболее ха­рактерен для генетически связанных между собой рели­гий — иудаизма, христианства и ислама.

Телесная культура — термин, применяемый в совре­менной культурологии для обозначения процесса созда­ния в обществе здорового, полноценного физически, нрав­ственно и умственно поколения. Особенность Т. к. состо­ит в том, что она рассматривает и обобщает, а затем выдает рекомендации по рождению здоровых детей, их физиче­скому совершенствованию, нравственному и интеллекту­альному воспитанию.

Теодицея (от греч. theos — Бог, dike — справедли­вость) — в религиозной культуре философско-богословская теория, цель которой — снять с Бога ответственность за существование зла на земле, а также согласовать наличие зла с представлением о Боге как абсолютном добре. При этом зло или не признается, или же рассматривается как испытание, ниспосланное Богом в мир.

Теократия(от греч. theos — Бог, kratos — власть) — гение Бога». Тип правления, при котором высшая тская власть принадлежит духовенству.

 Теология— (от греч. theos— Бог, logos— понятие, ie) — богословие, религиозное, в большинстве случа-церковное, учение о Боге. Совокупность религиоз-доктрин о сущности Бога, систематизированное изложениe вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.

«Теория официальной народности»— правительственная идеология в период царствования Николая I, выражавшая консервативные охранительные тенденции. Автором этой теории был министр просвещения граф С. Уваров. Основные принципы теории официальной на­родности — Православие как глубокая религиозность рус­ого народа, самодержавие как естественная и единственно возможная форма правления в России, народность добровольное единение царя и народа.

Терроризм (от франц. terreur — страх, ужас) — термин, используемый для обозначения мотивированного насилия с политическими целями. Метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей через систематическое использоаание насилия. В современных условиях террористы применяют захват заложников, угоны самолетов. Террористические действия всегда носят публичный характер и призваны воздействовать на общество или на власть. С.1970-х гг. широко используется термин «международ-терроризм», в последние годы это явление стало одной из глобальных проблем человечества.

 Техносфера — обозначение специфической области, выделяемой по аналогии с оболочками Земли, обуслов­ленной предметно-практической деятельностью человека на основе разума с применением технических средств, в ходе которой происходит преобразование природы. Не­которые исследователи техносферой называют преобра­зованную биосферу, подчеркивая, что в человеческой дея­тельности все большее значение приобретает техника как совокупность средств практически-преобразующей дея­тельности, меняющая соотношение природного и искусст­венного.

Тип(от греч. typos — отпечаток, форма, образец) — форма, которая составляет основу ряда расхожих или род­ственных индивидов; экземпляр или образец, который лучше всего представляет вид или род.

Типология — метод научного познания, в основе кото­рого лежит расчленение систем объектов и их группиров­ка с помощью обобщений, идеализированной модели или типа. Т. опирается на выявления сходства и различия изученных объектов, на поиск и идентификации, а в сво­ей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерно­сти, позволяющие предсказывать существование неизвест­ных пока объектов.

Типология культур — учение о видовых отличиях куль­тур, основных типов мировой культуры. Впервые пред­ставление о существовании определенных и самостоятель­ных «культурно-исторических типов» было предложено русским мыслителем XIX века Данилевским, однако ши­рокое распространение типологические представления о культуре получили лишь в XX веке. В общем существует три основных принципа выделения различий культур: (географический — локализация культур в географическом гстве; 2) хронологический — выделение самостоя-этапов в историческом развитии, т. е. локализа-во времени; 3) национальный — изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития. Из этих трех основных концепций вытекают все остальные.

Типология культур, предложенная О. Шпенглером, заключается в том, что существуют различные типы культур, которые исторически не изменялись и лишь сосуще-юли рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. Шпенглер выделяет всего восемь шоценных по зрелости культур, охватывающих основной части планеты: египетская, индийская, вавилонская, гская, аполлоновская (античная), магическая (арабская), культура майя, фаустовская культура (западноев-гская). Данный подход к типологии культур называется теорией «локальных цивилизаций».

Можно выделить также теорию «эволюционного монизма» (Гегель) — все страны входят в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам. Гегель считал восточный мир гей ступенью развития духа в осознании свободы.

К. Ясперс создает теорию «осевого времени» — ось мировой истории хронологически находится между 8 и 5;тыс. дон. э., когда на всем протяжении от Запада до происходит резкий поворот в истории развития: начинается борьба рационального опыта — Логоса — с мифом, вырабатываются основные понятия и категории, закладываются основы мировых религий. В это время формируется индивидуалистическое сознание, развитие рационального опыта. Те культуры, где не произошел переход от мифологического сознания к рациональному, не смогли «перешагнуть» осевое время. Такие культуры оказали опосредованное воздействие на современные че­рез дошедшие до нас культурные традиции, литературные и археологические памятники.

Отечественные исследователи, — прежде всего Л. С. Ва­сильев, М. К. Петров, Л. С. Седов, рассматривали данную проблему с точки зрения антитезы «Восток — Запад».

Но, несмотря на наличие множества различных под­ходов к типологии и периодизации культуры, в современ­ной культурологии выделяют несколько реальных исто­рических этапов и форм культуры: архаическая культу­ра; доосевая культура древних локальных цивилизаций; культура Востока и Запада в «осевое время»; культура Востока и Запада в христианскую эпоху.

В научной и образовательной сферах повсеместно ис­пользуется историческая типология культуры, согласно которой в истории человеческой культуры выделяется ряд последовательно сменяющих друг друга эпох, каждой из которых соответствует ряд сущностных признаков. С ис­торико-культурной и культурологической точек зрения главными среди них являются:

Тирания (от этрусского turan — господин) — форма дарственной власти, для которой характерны едино-юе правление и насильственный захват власти.

Титанизм — явление в культуре эпохи Возрождения, кидавшее в себе идеи гуманизма и универсализма. Для Т. характерны: демонстрация беспредельных возможностей человека, желание выйти за грани возможного, стремление к самовыражению, к всестороннему познанию и гатию. Титаны эпохи — Леонардо да Винчи, Рафаэль, селанджело, Дж. Бруно и другие.

Толерантность — терпимость индивида, группы к нормам и ценностям чужой культуры.

Тоталитаризм — политический режим, характеризу­йся полным (тотальным) контролем государства над сферами жизни общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности, политическим террором оппозиции и инакомыслящих, командным типом гомики, цензурой, наличием одного вождя, одной партии, одной идеологии.

Тотемизм — одна из форм религии первобытного об­щества, название происходит от слова «тотем», что на языке индейцев оджибве означает «его род». Для тоте­мизма характерно представление о происхождении рода от какого-либо животного или растения, являющегося тотемом для данной группы. В связи с этим существует запрет на убийство и употребление в пищу своего тотема. Таким образом, тотемизм — это вера в существование сверхъестественной связи через родство между человече­ским родом и животным или растением. Животное или растение считаются предками людей, от которых маги­ческим способом зависит существование рода и каждого человека. Связь рода со своим тотемом подкрепляется магическими ритуалами и взаимными «обязательствами». Тотем воспринимается как защитник и помощник рода, а члены тотемной группы (рода, племени) в свою очередь оберегают свой тотем, способствуют его сохранению и раз­множению. Тотемные представления сыграли огромную роль в формировании родового общества: они более всего способствовали отделению группы сородичей от осталь­ных, возникновению четкого представления о своих, т. е. принадлежащих к данному тотему, на которых рас­пространялись уже выбранные предками строгие нормы и обычаи, и чужих, не принадлежащих к этому тотему и не подчиненных нормам и правилам, принятым в данном коллективе. С течением времени, по мере укрепления ро­довой структуры, на первый план выдвинулось представле­ние о тотемном первопредке, о возможности перевоплоще­ния человека (в частности, умершего предка) в его тотем и обратно. Это привело к укреплению культа мертвых пред­ков и веры в их сверхъестественные возможности, а также к изменению родовых отношений к тотему. Возникшая вместе с тотемизмом система табу стала в первобытной родовой общине важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений.

Традиционное общество — общество, воспроизводящее уже имеющиеся экономические и духовные отношения да протяжении длительного времени. Для Т. о. характернo: деспотическое государство, с развитым централизован­ным бюрократическим аппаратом, сакрализация власти, феномен власти-собственности, натуральное земледельческое хозяйство, привязанное к водным артериям, коллектевизм, неразрывность социального и природного, религеозно-мистическое мировоззрение.

Труд— процесс целесообразной деятельности челове-ха; совокупность всех физических и умственных способностей людей, которые они применяют в производстве.

Трудовая нравственность— совокупность ценностно-нормативных представлений, в которых отражается отношение социальной группы или общества в целом к труду. Общее знание труда как целесообразной деятельности че­ловека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей, определяется тем, что труд является «первым основным условием всей человеческой жизни» (Ф. Энгельс).

У

Урбанизация(от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпо­сылки У. — рост в городах индустрии, развитие их куль­турных и политических функций, углубление территори­ального разделения труда. Для У. характерен приток в город сельского населения.

Утилитаризм (от греч. utilitas — польза, выгода) — эти­ческое направление, считающее, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу, благополучие.

Утопия (от греч. и — нет, topos — место, т. е. место, которого нет; или от ей — благо, topos — место, т. е. бла­гословенная страна) — литературный жанр, для которого характерно изображение идеального общественного строя. Термин «утопия», который происходит от названия кни­ги английского гуманиста XVI в. Т. Мора, также исполь­зуется для обозначения всех проектов, содержащих нере­альные планы социальных преобразований. На основе жанра утопии в XVIII-XIX вв. возник утопический со­циализм — учение об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедли­вом распределении. Представителями утопического соци­ализма были Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и другие.

Корни утопии уходят в древние представления о «зо­лотом веке», «земном рае», и приобретают особенную по­пулярность в эпоху Возрождения и Новое время в связи с поисками путей к созданию совершенного, справедливого общества. Но любой утопии изначально присуще немало противоречий. Основные идеи утопии — идеи социально­го равенства, разумного государственного устройства, пол­ного материального благополучия. Однако истинного ра­венства нет даже в идеальных государствах Мора и Кампанеллы, там существует и рабство, и насилие. В качестве идеала авторы утопий в своих книгах выводят общество абсолютно одинаковых людей, лишенных индивидуаль­ной свободы, общество, остановившееся в своем развитии. Тем не менее, утопическая модель идеального гармонич­ного общества привлекала многих, выступая стимулом к саморазвитию, к постоянному движению. Не случайно ре­волюция 1917 года была воспринята многими как сред­ство превращения утопической мечты в реальность. Однако попытка реализации утопии обернулась трагедией для миллионов людей.

 

Ф

Фашизм (итал. fascismo — связка, объединение) — в ши­роком смысле социально-политические движение, идео­логия и государственный режим тоталитарного типа. В уз­ком смысле — политической режим в Италии и Германии 20-40-х гг. XX в. Для Ф. характерны национализм, не­приятие демократии, тоталитарный контроль государства над обществом, абсолютизация силы. Германский фашизм (нацизм) отличался крайним национализмом и расизмом. Придя к власти, нацисты создали в стране тоталитарный режим. Его характерными чертами было навязывание обществу идеологии нацизма, однопартийная система, культ вождя, превращение террора в средство управле­ния государством, использование средств массовой инфор­мации в качестве орудия пропаганды, контроль над арми­ей, экономикой и культурой.

Феминизм (от лат. femina — женщина) — обществен­но-политическое движение за предоставление женщинам всей полноты гражданских прав, стремление обеспечить равноправие женщин с мужчинами во всех сферах обще­ства, направленное на устранение дискриминации жен­щин. Возникло в XVIII веке, но особенную активность приобрело с конца 1960-х годов.

Феноменология (от греч. phainomenon — являющееся) — учение о феноменах, о явлениях, одно из направлений со­временной западной философии, основатель — Э. Гуссерль. Центральная идея Ф. — рассмотрение сознания как особо­го региона бытия. В рамках Ф. непосредственное восприя­тие идеальных сущностей (феноменов) возможно при по­мощи интуиции и описания этих актов сознания.

Феод — наследственная земельная собственность, ко­торая давалась под условие несения военной службы, во­енной или денежной помощи и верности своему сюзерену.

Феодализм  — тип социально-экономической системы марксизме — формация), для которой характерны аграрный, натуральный тип экономики, сочетание крупной домельной собственности с подчиненным ей с помощью внешеэкономического принуждения мелким крестьян­ским хозяйством, сословно-корпоративная организация «вщества, господство религиозных ценностей и структур.

Феодальная вотчина — древнейший вид земельной соб­ственности в России, переходившей по наследству. Воз­никла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в ХШ-XV вв. становится господствующей формой землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась в XVI-XVII вв. и в начале XVIII в. Слилась в один вид — имение.

Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман) — одна из форм первобытных религиозных верований, культ нео­душевленных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять, исцелять человека. Фетишем мог быть любой природный предмет — камень, дерево, перо птицы, зуб зверя или предметы, специально изготовленные для этих целей ввиде разнообразных фигурок — идолов, амулетов. В них видели опредмеченных носителей сверхъестественного мо­гущества, которое приписывалось миру духов, предков, то­темов. Влияние фетишизма, как и других ранних религиозных верований, проявляется в сформировавшихся зна­чительно позднее мировых религиях, например, крест и иконы по представлениям верующих христиан, наделены сверхъестественной «божественной, силой, что, несомнен­но, является наследием фетишизма.

«Философия жизни» — условное название для ряда философских учений, существовавших в конце XIX — пер­вой половине XX веков. К представителям «философии жизни» обычно причисляются В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Ницше, О. Шпенглер, А. Бергсон, Л. Клагес, X. Орте-га-и-Гассет — мыслители, никогда не составлявшие еди­ной научной школы, которых объединяет лишь наличие сходных идей и тенденций. Среди них — идея о порожде­нии культуры иррациональным потоком «жизни» (или «жизненным порывом», «волей к власти» и т. п.). Куль­турологические учения, созданные в русле «философии жизни», вошли в «золотой фонд» философии культуры и культурологии.

Фовизм. Первую треть XX века называют периодом ху­дожественной революции. Одну из них произвело появле­ние фовизма (от фр. — дикий). Ироничное прозвище «ди­ких» дала молодым живописцам критика. Официальное появление фовизма связывают с первой посмертной выс­тавкой в 1901 году в Париже картин Винсента Ван Гога (1853-1900). Новое течение во французской живописи про­существовало недолго, до 1907 года. В художественной культуре они продолжили линию романтизма, импресси­онизма, постимпрессионизма и стиля модерн. Его сторон­ники — А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке, Ж. Руо, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. Ван Донген — поставили перед искусством задачу не «копировать», а «изобретать реальность», «заново создавать мир», следуя воим внут­ренним желаниям. Главной целью для них становится вы­разительность, поиск чистых средств выражения. Прон­зительные, «дикие» цвета в картинах этих художников, отталкивали одних и привлекали других, вызвав волну подражаний.

Фовисты не ставили перед собой цель точно изобра­зить природу. Они хотели сделать видными для глаза та­кие вещи, которые увидеть нельзя, например, те чувства и настроения, которые возникают у художника при со­зерцании природы. Главным средством для такого выра­жения они избрали цвет. Он стал главным средством ду­ховного самовыражения, способом проявления симпатии к предметам окружающего мира. Фовисты стремились к отказу от изображения конкретных образов, сюжетности, воплощая предельную упрощенность форм. Их волновала, прежде всего, передача красочных, выразительных, коло­ритных проявлений предметов и явлений, магия воздей­ствия цвета на внутренний мир человека.

Признанный лидер фовистов Анри Матисс (1869-1954) определял свое творчество как «выражение личного духа», он не хотел «ничего, кроме цвета» и поэтому придавал цвету символический и аллегорический смысл. Матисс отказывался от образа в пользу знака, считая, что первый перегружен деталями и подробностями, тогда как второй позволяет добиться чистого цвета и абсолютной просто­ты. Вот почему мир в его картинах сиюминутен, ясен, утонченно живописен, оптимистичен по своему колориту. Человек в этой красочной реальности не венец природы и не центр мироздания, а лишь часть всеобщей живописно­сти. Все творчество фовистов основывалось не на какой-либо теоретической концепции, а на интуитивных поис­ках цветового совершенства.

Художники считали необходимым освободить живопись от природных и предметных форм, сделать ее текучей, под­вижной, музыкальной. Возникли композиции из цветовых пятен, мазков, отражающих иррациональный мир. Появи­лись даже картины, рассчитанные на медитацию.

Форсировавшая индустриализация — ускоренный про­цесс создания крупного машинного производства после Октябрьской революции (с конца 20-х гг.). Осуществля­лась тоталитарным режимом насильственными метода­ми за счет резкого ограничения уровня жизни большин­ства населения, эксплуатации крестьянства.

Французская школа социологии и антропологии (шко­ла Дюркгейма) — основная идея заключалась в том, что общество (социум) — особая сфера бытия, не сводимая к биологическим или психологическим явлениям. Общество имеет надындивидуальный характер. Социология (наука об обществе) — самостоятельная, объективная наука, ин­тегрирующая все антропологические знания; использует методы количественного анализа (статистика, таблицы, графики, формулы и прочее).

Фреска(от итал. fresco — свежий) — живопись по сы­рой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей.

Функции культуры. Культура занимает огромное место в жизни человека и общества. Она является сложной и многосторонней системой, которая выполняет свои много­образные функции. Так как культура — важнейшая часть жизни человека, то проблема функций культуры является предметом изучения многих наук. Различные ученые вы­деляют в качестве основной какую-то одну из функций: история социологии М. Вебера ставит на первое место нор­мативно-ценностную функцию, Э. Дюркгейм подчеркивал, прежде всего, роль культуры в интеграции общества и раз­делении труда, социализирующие факторы культуры под­верг основательному изучению Э. Кассирер, Й. Хейзинга определяет как главную функцию культуры — игровую.

Функции культуры различны и многообразны. Они раз­личаются и по субъекту культурной деятельности. На уров­не человеческого рода культура выступает как средство выделения общества из природы, на уровне социальной группы она объединяет людей, дифференцирует их, выде­ляет в обществе как целостности, на уровне индивида куль­тура позволяет развиваться личности, внутренним способ­ностям.

Но все же гуманитарные науки выделяют несколько основных функций культуры, влияющих на различные сферы общества и жизнь человека:

- познавательная и смыслообразовательная функ­ция — производство новых смыслов, норм, ценностей, знаний, а также духовное творчество: сюда входит наука, система образования и воспитания, религия, искусство;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.