![]()
|
|||||||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 19 страницаСкульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего XVIII века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Ж. Б. Пигаль, О. Пажу, Э. М. Фальконе, К. М. Клодион. На Олимпе рококо трон Амура стоит выше трона Юпитера. Здесь земля и небо, люди, духи и боги тесно сплетены в причудливый эротический хоровод, являющий во всех видах искусства пестрый калейдоскоп галантных поз и ситуаций. Так в литературе рокайльного стиля становится весьма популярным мотив своеобразной эротической робинзонады: герой и героиня, пережив ряд галантных приключений и превратностей судьбы, находят, наконец, счастье в совместной жизни на лоне природы или необитаемого острова — безлюдных и плодоносных. В их мире небеса вечно сини, цветы вечно благоухают, все дышит негой и безмятежным покоем. Однако этот мир словно сделан из фарфора, такой он хрупкий и миниатюрный, в нем нет широких горизонтов и могучих страстей. Из него изгнано все большое, величавое, сильное. Традиционный для феодального стиля культ монументального уступает место культу изящной детали, любованию малой формой. Литература и искусство приобретают камерный, интимный характер. В живописи А. Ватто, а за ним Лайкре, Буше, О. Фрагонар и другие ниспровергают авторитет основателя Академии художеств Шарля Лебрена (XVII в.), в монументальных полотнах запечатлевавшего «героическое» величие абсолютной монархии. Происходит смена и трансформация литературных жанров. Высокая трагедия с ее фанфарами и котурнами уступает место изящной пасторали, балету-феерии (Ф. О. Монкриф), веселым причудам итальянской комедии масок (П. Мариво), место героической эпопеи занимает эротическая поэма (Ж. Б. Грекур, Ж. Б. Грессе). В прозе утверждаются галантный роман и игривые «сказочки» (Луве де Кувре, К. П. Ж. Кребий-он). В лирике преобладает «легкая поэзия» или «поэзия мимолетностей» (К. Ж. Дора, Э. Д. Парни). Приверженцы рококо были в Италии (П. Ролли, К. Фругони, П. Метаста-зио), Германии (Ф. Хагедорн, И. Уц); в России искусству рококо родственна «легкая поэзия» школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединского-Мелецкого. К мотивам и сюжетам рококо обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. Виланд, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин. Несмотря на гедонизм, рококо чуждо оптимистическое ощущение, буйная радость, свойственная, например, эпохе Возрождения. Человек рококо ощущает жизнь как некое хаотическое нагромождение быстротечных мгновений. Мир расстилается сияющей декорацией, пестрым и фантастическим маскарадом. Иллюзорность — характерная черта искусства рококо. И это вполне закономерно, поскольку социальное бытие самой феодальной аристократии, порождающей искусство рококо, становилось в XVIII в. все более' и более иллюзорным: власть еще находилась в ее руках, но почва стремительно уходила из-под ее ног, близилась великая буржуазная революция. Французская революция 1789 г. разбила иллюзорное могущество аристократии, а с ней и призрачный мир рококо. Стиль рококо был еще весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца XVIII века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Так рококо исчезает вместе со старым порядком, и все попытки воскресить его в годы Директории, Империи или Реставрации не приводили к сколько-нибудь значительным результатам. Романский стиль. В X веке, на грани двух эпох — раннего и развитого феодализма, — в архитектуре и искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль — романский. Термин «романский стиль» появился в начале XIX в. по аналогии с понятием «романские языки» (в основе которых лежит латынь — язык древних римлян). Романский стиль подразумевал наследие некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приемов римлян. Первоначально термин «романский» применялся только по отношению к архитектуре, а затем был перенесен на эпоху Х-ХП вв. в целом. Для данного стиля характерно, прежде всего, общее впечатление суровой торжественности и мощи, которое создавалось как мерами и пропорциями, так и конструктивно-художественным оформлением его каменной оболочки. Для внушительности впечатления в данном случае были важны все три пространственные измерения. Огромная длина романских храмов повышала значение алтаря, расположенного в дальнем конце церкви. Небольшая по сравнению с длиной и высотой ширина заставляла человека особенно остро ощущать свою незначительность по сравнению с высотой колонн и стен. Большая высота, придавая необычный облик всему интерьеру, подчеркивает символическое и художественное значение верха и верхнего освещения и косвенным образом напоминает о небе, играющем важную роль в религиозном сознании. Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху были храм, монастырский ансамбль и феодальный замок. Возникновение в Западной Европе замков было порождением феодальной эпохи, эпохи разобщенности и раздробленности, войн и набегов. Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты: основные создания романского стиля — это замок-крепость и храм-крепость. Тяжелое и мрачное величие романской архитектуры выразило мироощущение западноевропейского общества X-ХП вв. Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами и круговыми ходами наверху, были укреплены трехэтажными башнями и окружены глубоким рвом; огромные ворота соединялись с подъемным, на цепях, мостом. Замковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную или круглую башню, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Замки возводились на высоком холме или откосе у реки, иногда на искусственном возвышении. Крепости выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка. Наиболее последовательно процесс формирования храмовой романской архитектуры и сложения законченного стиля осуществлялся во Франции, главным образом в областях к югу от реки Луары. Именно там проходили основные пути паломничеств к святым местам, в Палестину. Особое значение паломничества приобрели в XI-XII вв. и достигли небывалого размаха в связи с процессом разорения мелкого и среднего рыцарства и ухудшением положения крестьян, которые отправлялись в дальний путь искать спасения у прославленного святилища. На путях паломничеств строились дороги, мосты, гостиницы, госпитали и храмы. Строительная инициатива находилась в руках монастырей: монастырские, а затем и светские ремесленники переходили из города в город, из аббатства в аббатство, принося с собой свой опыт и традиции и, тем самым, распространяя новый стиль. Основой храмового романского зодчества был тип старой римской базилики. Но узкое пространство базиликального храма было плохо приспособлено к возросшему потоку паломников, поэтому романские храмы строятся большими по размерам и по высоте центрального нефа. В перекрытиях здания дерево постепенно сменяется более прочным камнем. Средневековые строители романских храмов использовали сводчатые конструкции и делали столбы и стены очень толстыми и массивными, а проемы — редкими и узкими. При этом строители романских соборов шли ощупью в разрешении многих новых для Средневековья конструктивных задач, придавая своим сооружениям ради большей прочности избыточную массивность и ограничивая себя наиболее простыми, по большей части полукруглыми формами арок и сводов. В результате массивность стен и опор давила на внутреннее пространство; в толстых, грубоватых колоннах, тяжелых арках, в больших глухих полях стен и сводов было много неподвижности, инертной массы, художественной примитивности и как бы «недоработанности»; окна романских храмов малы; ясно выраженное устремление кверху перебивается доминирующими надо всем горизонтальными членениями и находит свое завершение в тяжелом цилиндрическом своде с пересекающими его полуциркульными подпорными арками. Таким образом, основными особенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание полуциркульной формы сводов, массивные и тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов. Романтизм. Самым существенным сдвигом в духовной культуре XIX в. и жизни буржуазного общества в целом было формирование романтизма — общекультурного движения XIX в., претендующего на целостное мировоззрение и стиль мышления наряду с рационализмом, позитивизмом и как художественного метода наряду с классицизмом и реализмом. Как мировоззрение и стиль художественного творчества романтизм — это отражение противоречий буржуазного общества, которые проявлялись в разрыве между должным и сущим, идеалом и действительностью. XIX век обнаружил невозможность реализации гуманистических идеалов и ценностей эпохи Просвещения. Это породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой — замкнуться в сфере идеалов, скрывшись от низменной прозаической действительности, суть второй — признание реальной действительности в качестве единственно истинной и существующей. Романтизм сформировался в начале XIX в. как выражение активной неудовлетворенности результатами французской буржуазной революции со стороны как феодальных классов, так и широких демократических слоев общества. Поэтому романтизм принимал различные по своей социальной направленности формы, выступая и как феодально-аристократическая оппозиция буржуазному прогрессу, и как проявление недовольства убожеством прозы жизни с позиций высоких героических идеалов личности, духа бунтарства и идеализации красоты борьбы во имя добра и справедливости. Романтизм был порожден рядом факторов: 1.Социально-политическими — французская революция 1769-1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. 2.Экономическими — промышленный переворот, развитие капитализма. 3.Влияние классической немецкой философии. 4.Сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей (просвещения, сентиментализма). Неверие в социальный, промышленный, политический, научный прогресс, принесший новые контрасты и антагонизм, разочарование в идеалах гуманистических эпох постепенно разрасталось до «космического пессимизма». Тема «лежащего во зле» «страшного мира» пронизывала всю историю романтической философской мысли, литературы и искусства. Для романтического мировоззрения характерны резкий раскол, несовместимость действительности и мечты, отрицание действительности с ее эгоистическими интересами, мелочностью, грубостью и косностью, враждебными красоте и человечности, противопоставление ей художественно воплощенной мечты о совершенстве человека и мира. При этом романтический герой не ограничивается пассивной ролью человека, примирившегося с враждебными обстоятельствами, а вступает чаще всего в активное противоборство с ними. Сила и непреодолимость зла, несовершенство мира не могут оправдать бездействия человека, а наоборот, требуют от него напряжения всех сил в борьбе со злом вопреки неудачам и даже без надежды на успех. Романтизму было свойственно чувство сопричастности миру, жажда совершенствования и обновления. При этом романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешений всех проблем. Вот почему революционные события конца XVIII и первой половины XIX в. вдохновляли романтиков. Однако для романтиков было свойственно следующее качество: неудовлетворенность окружающей их действительностью приводила их зачастую к мысли о побеге, побуждало искать разрешение противоречий не в реальном мире, а в мире фантазии, ограничиваться иллюзорным снятием противоречий в прошлом. Этот абстрактный побег выражался во всевозможных формах: увлечение патриархальной, неиспорченной цивилизацией средневековой эпохой (рыцарский роман), уход в мир фантастических образов, героев и экзотических стран (сказка), обращение к мотивам сельской жизни и природе, наконец, бегство от реальности во внутренний мир человека. Романтики едва ли не первыми обратились к систематическому изучению духовного наследия прошлого, в том числе Средневековья, Ренессанса, культуры Востока, они дали новую жизнь Данте, Шекспиру, Сервантесу и другое писателям, в философии они проводили идеи Д. Бруно, Н. Кузанского, Б. Спинозы, по-новому взглянули и на античную культуру. Историзм мышления романтиков особенно наглядно и целостно проявился в жанре исторического романа (Ф. Купер, В. Скотт, В. Гюго). Для поэтов-романтиков характерно обращение к народному творчеству, использование тем, языка, образов, интонации, свойственных народным песням, балладам, эпосу. За счет фольклора они обогащали и обновляли литературный язык, усиливали своеобразие каждой национальной литературы. Народная мораль, например, лежит в основе бессмертных сказок датского писателя Г. X. Андерсена. В народном творчестве черпали музыкальные темы и образы многие композиторы (Ф. Шуберт, Р. Шумен, Б. Сметана и другие). Романтики дали толчок развитию фольклора, народной культуры, положили начала реалистическому истолкованию истории. Разлад между идеалами и действительностью, характерный для предшествующих направлений в культуре, приобрел в романтизме необычную остроту и напряженность, что составило сущность так называемого двоемирия. Способом выражения этого двоемирия был символизм. Но в отличие от средневекового символизма, где мир реальный выступал условным знаком мира иллюзорного (религиозного), символизм романтический представлял органическое соединение этих миров: рационалистический символ выявлял духовные возможности мира действительного. Это проявилось в специфической форме символизма: метафоре, гиперболе и т. д. Тема «мирового зла», «мировой скорби» пронизывает художественную литературу эпохи романтизма. В творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни непостижимых, загадочных сил и необходимости подчинить судьбу этим силам (Ф. Шатобриан, поэты «Озерной школы» У. Вордсворт, С. Колридж, Р. Саути в Англии), а для других (Дж. Байрон, П. Шелли, Ш. Петефи, М. Лермонтов) было характерно преобладание настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла. Типичный романтический герой — это бунтарь, бросающий вызов всему обществу. Разочарование романтиков было связано не только с обществом, но и с людьми, принадлежащими ему: они не вступают в борьбу с силами зла и не отвергают стремление к смирению. Такой одинокий герой стоит в центре драматической комедии Дж. Байрона «Каин». Идея непримиримой, хотя и трагической борьбы одинокого героя с враждебным обществом пронизывает и поэму «Паломничество Чайльд Гарольда», которая принесла Байрону всемирную известность. Временем расцвета романтизма являются 1795-1830 гг. — период европейских революций и национально-освободительных движений. Он характерен для Англии, Германии, Франции, Испании, России, Италии. Классической страной романтизма была Германия. Ранний романтизм связан с деятельностью членов йенского кружка (1798—1801) — братьев Ф. и А. Шлегелей, Новалиса, В. Г. Вакенродера, а также Ф. Шлейермахера и Ф. Шеллинга. Он носил преимущественно философско-эстетический характер. Эта ветвь романтизма получила название лирико-иронической, или фихтеанской. Разочарование в могуществе разума привело романтиков к признанию высшей ценности человеческих эмоций, чувств, переживаний. Поэтому ведущими видами искусства здесь признавались поэзия и музыка, так как в них лучше и полнее можно было выразить психологическое состояние личности, остро переживающей форму бытия и саркастически отвергающей враждебный ей пошлый, бездуховный мир. Для романтизма был характерен иной, по сравнению с эпохой Просвещения, подход к творчеству художника, его отношение к действительности. Классическому подражанию природе романтики противопоставили активность художника с его правом не только на отражение, но и преображение реального мира. Произведения искусства уподобляются живому организму, а художественная форма истолковывалась не как оболочка содержания, а как нечто, вырастающее из глубины и неразрывно с ним связанное. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию и отвергали нормативность, канон и регламентацию в искусстве. Творчеству романтиков были присущи ирония, юмор. Романтическая ирония — универсальный философско-эстетический принцип, в котором реализуется абсолютная свобода личности художника. Ирония была характерна для творчества Ф. Шлегеля, Новалиса, Д. Г. Байрона, К. Брентано, А. Мюссе. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку — в ней, по их мнению, звучала сама освобожденная стихия жизни. Однако лирическое начало романтики вносили во все виды искусства. Романтическая эпоха — середина XIX в. — закончилась такими произведениями, как «Дон Жуан» Д. Г. Байрона, «Пан Тадеуш» А. Мицкевича, «Евгении Онегин» А. С. Пушкина. Романтическая литература. Основные принципы литературной теории романтизма были сформулированы Ф. Шлегелем и Новалисом во «Фрагментах» (1797). Ф. Шлегелю принадлежит разработка понятия «универсальности» как одного из ведущих качеств новой романтической литературы. Понятие «универсальность», с одной стороны, подразумевает создание некоего синтетического жанра, объединяющего все существующие литературные жанры, а также философию и риторику. С другой стороны, это способность художника увидеть мир в единстве, во всей его целостности, взглянуть на любое, явление с разных сторон, не будучи скованным нормами и авторитетами. Кроме того, Ф. Шлегель первым начал разрабатывать теорию романтической иронии, одного из самых блестящих и оригинальных творений романтического гения. Самым выдающимся писателем и глубоким мыслителем был Новалис — наиболее характерный выразитель эстетической, философской и художественной системы йенских романтиков («Вера и любовь» (1798), «Христианство и Европа» (1799), поэтические циклы «Гимны к ночи» (1799) и «Духовные песни» (1799), роман «Генрих фон Офтердинген» и поэтическая повесть-притча «Ученики в Саисе» (опубликована посмертно в 1802 г.)). Далее следует подчеркнуть, что с середины первого десятилетия XIX в. характер немецкого романтизма существенно меняется. Важнейшую роль здесь сыграли освободительная война против Наполеона 1806-1813 гг. Философско-эстетическая проблематика, занимавшая йенских романтиков, отходит на второй план, а на передовые позиции выдвигается комплекс идей, связанных с национальным самосознанием немецкого народа. Романтики нового поколения проявляют повышенный интерес ко всему немецкому — истории, культуре, фольклору (К. Брентано, А. Арним, Я. и В. Гримм, Г. Клейст). Одной из самых ярких фигур немецкого романтизма является Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822). Творчество Гофмана, с одной стороны, сохраняло преемственную связь с йенской школой, с другой — показывало, какую эволюцию проделал романтизм. Гофман развивал многие идеи йенцев, например, учение об универсальной поэзии, концепцию романтической иронии. Но вместе с тем для него характерна утрата оптимизма, отказ от иллюзий ранних романтиков. В его творчестве усиливается романтическое двоемирие, сопровождающееся трагическим мироощущением. Из всего многообразного творчества Гофмана (он был не только писателем, но и художником, музыкантом и композитором — автором первой романтической оперы «Ундина») можно выделить сборники новелл «Фантазии в манере Калло», «Ночные рассказы», «Серапионовы братья», романы «Эликсир сатаны» (1816) и «Житейские воззрения кота Мурра» (1819-1821). В Англии романтизм оформился раньше, чем в других странах Западной Европы. Многие романтические идеи развивались в Германии или Франции, но источником своим имели Англию. Даже само слово «романтический» в значении «живописный», «оригинальный» появилось в Англии. В 1654 г. оно было впервые употреблено художником Дж. Эвелином. Первый этап английского романтизма (90-е гг. XVIII в.) связан с творчеством поэтов «Озерной школы» (У. Вордсворт, С. Кольридж, Р. Саути). Творчеству поэтов «Озерной школы» английская литература обязана началом открытой полемики с классицизмом, расширением тематического диапазона, вниманием к внутреннему миру человека, преобразованием системы стихосложения. Олицетворением английского романтического движения был, конечно, Джордж Гордон Байрон (1788-1824), один из величайших поэтов-лириков в мировой литературе. Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812) отразила целую эпоху — эпоху разочарования в идеалах — в духовной жизни Европы. Герои его поэм («Гяур», «Корсар», «Лара», «Манфред», «Каин», «Дон Жуан» и других) — это люди, превыше всего ставящие свою индивидуальную свободу, противопоставившие себя обществу, люди с сильными страстями, несгибаемой волей и трагической судьбой. К числу выдающихся английских романтиков относятся П. Шелли (1792-1822) и В. Скотт (1871-1832). В своих основных произведениях: поэмах «Королева Маб» (1813), «Восстание Ислама» (1818) и «Освобожденный Прометей» (1820) — Шелли утверждает оптимизм, пафос борьбы за освобождение человека от тирании и религиозного фанатизма. В. Скотт известен как создатель исторического романа, явившегося синтезом искусства и исторической науки. Возникновение романтических идей во Франции связано прежде всего с именами Ж. Сталь и Ф. Шатобриана. Творчество Жермены де Сталь (1766-1817) представляет собой переходное звено между литературой Просвещения и романтизмом. Эстетические взгляды де Сталь впервые были систематизированы в трактате «О литературе в ее связи с общественными установлениями» (1800), центральная идея которого — обусловленность литературы эпохой, утверждение исторического подхода к литературе. Ж. Сталь выступает как зачинательница одной из важных тем литературы всего XIX в. — темы женской эмансипации. Еще более сильны черты романтизма в творчестве Франсуа Рене де Шатобриана (1768-1848). Шатобриан так же, как и Сталь, многим обязан сентиментализму, но в отличие от нее категорически отрицал просветительские идеи. Его влияние на литературу огромно; Пушкин называл Шатобриана «учителем всего нашего пишущего поколения». В 20-е годы происходит формирование романтической школы во Франции. В 1827 г. была создана группа «Сенакль», в которой объединились почти все наиболее значительные писатели, творившие в те годы во Франции, — В. Гюго, А. Виньи, Ш. Сент-Бев, А. Мюссе, Ш. Нодье, П. Мериме, О. Бальзак, А. Дюма, А. Ламартин, Ж. Нерваль. Наиболее знаменитой фигурой этого периода является Виктор Гюго (1802-1885). К концу 20-х гг. имя и деятельность Гюго стали символом романтического движения во Франции. Его предисловие к драме «Кромвель» (1827) явилось одним из главных манифестов нового литературного направления, а постановка его драмы «Эрнани» вошла в историю литературы как окончательная победа романтического движения. Принцип историзма как основа романтической эстетики наиболее ярко проявился в романном творчестве Гюго. В своих знаменитых романах «Собор Парижской богоматери» (1831) и «Отверженные», «Человек, который смеется» (1869), «Девяносто третий год» (1874) он обращается к проблемам истории, исторического прогресса. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Неприятие современной буржуазной, мещанской действительности, противопоставление прозе существующей реальности мира идеального ярко отразилось в искусстве. Так, противопоставление дня, наполненного суетой повседневности, привело поэтов, музыкантов и живописцев к поэтизации ночи — странного, ирреального мира, живущего по своим законам. Ночной жанр становится одним из излюбленных в романтической живописи, особенно у немецких художников. Он может быть проникнут умиротворением и покоем (как в картинах Фридриха), а может быть наполнен ужасом, эстетизация которого характерна для романтического искусства. Так, в знаменитой картине Э. Делакруа «Резня на Хиосе» мрак ночи поглотил ужасные события резни, устроенной турками на острове, всполохи Пожарищ не столько рассеивают этот мрак, сколько делают происходящее еще более зловещим. Неприятие жизни, действительности рождает мотив ухода, бегства от жизни в разных формах. Это и мотив путешествия, сильнее всего отраженный в поэзии романтизма, бегство на Восток и связанная с ним ориентальная направленность многих произведении романтического искусства (Т. Жерико, Э. Делакруа). Одной из форм ухода от реальности для романтиков стала смерть, тема которой приобретает в романтическом искусстве особый смысл (например, картины Делакруа по мотивам произведений Байрона «Ладья Дон Жуана», «Смерть Сарданапала», «Битва гяура и паши», «Абидосская невеста»). Романтический идеал, самое удивительное и прекрасное явление жизни, — свободная человеческая индивидуальность, красота и богатство ее духовного мира, внутреннего содержания. Это обусловило появление в живописи целой галереи удивительных портретов. Живопись Э. Делакруа, Т. Жерико, Т. Рунге явилась новым этапом в развитии этого жанра. Для художников-романтиков характерно стремление противопоставить внешний и внутренний мир человека. Так, Делакруа изображает Ф. Шопена в состоянии внутреннего самоуглубления: великий композитор как бы прислушивается к звучащей внутри себя музыке, в сдвинутых бровях, в выражении глаз виден отпечаток страдания огромного душевного напряжения. Жизнь человеческого духа преобладает в романтическом портрете над интересом к физической красоте, к чувственной пластике образа. Критерий чистой, незамутненной человечности романтики видели в образе ребенка. «Мы должны стать детьми, если хотим достичь лучшего»,— писал немецкий живописец Рунге. Образ ребенка в романтической живописи наделяется особым психологическим значением. Привлекает романтиков и проблема трагедии сломанной души: героями произведений часто становятся душевнобольные люди (Жерико «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем»). Смятению чувств романтических героев соответствуют образы бурной природы. Море бушует в картинах Э. Делакруа («После кораблекрушения») и Т. Жерико («Плот Медузы»). Тема героической борьбы человека с враждебной стихией, героических напряжения и порыва — те черты, которые были общими для многих произведений романтического искусства. Романтизм раскрыл себя не только в освещении общественных событий, в портретной живописи, но и в жанре пейзажа. Это, прежде всего, характерно для английского искусства конца XVHI — первой половины XIX вв. Англия опередила в пейзаже континентальную Европу. С этим жанром связаны такие имена английских живописцев, как Р. Бенингтон (1801-1828), Дж. Констебл (1776-1837) и Дж. Тернер (1775-1851). Самым примечательным явлением в творчестве Констебла было то, что он первым стал писать этюды на пленэре, открытом воздухе («Телега для сена», «Прыгающая лошадь»). Говоря о романтическом искусстве, нельзя обойти имя выдающегося испанского живописца Ф. Гойи (1746-1828). Это был многосторонний мастер: ему принадлежат графика, гравюры, портретная живопись. В знаменитой серии офортов «Капричос» Гойя бичует мир зла, насилия, лицемерия и фанатизма. Музыка романтизма. Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Основной для музыкального романтического искусства также является проблема личности, ее конфликт с окружающей средой. На первый план в музыкальной культуре романтизма выступает песня как жанр, более других подходивший для выражения сокровенных мыслей художника. В соответствии с этим претерпевает изменения вся система музыкальных жанров: отныне песня подчиняет себе оперу, симфонию, сонату, которые продолжают свое существование, но уже в ином интонационном наполнении. Интимно-доверительный тон высказывания преображает эти жанры, и они становятся более миниатюрными. Если XVIII в. — эпоха виртуозов-импровизаторов универсального типа, в равной мере владеющих пением, сочинением, игрой на различных инструментах, то XIX в. — время необычного увлечения искусством виртуозов пианистов (Ф. Шопен, Ф. Лист. И. Брамс). Появляются новые формы, связанные с салонными концертами, где поэзия и музыка существовали в единстве, например, в жанре мелодекламации. Таким образом, поэтический слог влиял на интонационную сторону музыки романтизма в целом, многие музыкальные жанры, появившиеся в XIX в., обязаны своим происхождением поэзии, ее стихотворным формам. Таковы сонеты, песни без слов, ноктюрны, баллады. Таким образом, одной из главных особенностей художественного процесса в романтизме явилось сосуществование различных художественных направлений. На протяжении нескольких десятилетий просветительская и классическая традиции, романтизм, а затем и реализм поддерживали отношения, в которых борьба сочеталась с взаимовлиянием. Самым же ярким явлением новой художественной культуры конца XVIII — начала XIX вв. был романтизм. Роялисты (от франц. royal — королевский) — термин, возникший во время Великой французской революции для обозначения приверженцев династии Бурбонов. В более широком значении Р. — то же, что монархисты. Русский средневековый тип культуры — сформировавшийся на Руси в период с IX по XVII вв. тип культуры, имеет свою специфику, отличающую его от других типов средневековых культур Востока и Запада. Именно в средние века сложилось государство, оформились нации и национальные языки, определились основные ценности и общественные идеалы, сформировались традиции художественной культуры. Вместе с тем по своему типу и многим чертам культура средневековой Руси (или Древней Руси) была сходна с другими средневековыми культурами Запада и Востока. Особенно многое роднило ее (через общность происхождения, постоянные контакты, взаимные влияния) с культурами стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы: Византии, Болгарии, Сербии, Польши и Литвы, Прибалтики и т. д.
|
|||||||
|