Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 18 страница



Учеником Филиппе Брунеллески был Микелоццо да Бартоломео (1396-1472). Он прошел ремесленную школу, обучался ювелирному делу, работал на монетном дворе, в течение многих лет был придворным архитектором семьи Медичи. Он продолжал традиции, заложенные учителем, раз­вивая и совершенствуя стиль эпохи Возрождения. Одним из самых крупных работ этого зодчего является палаццо Медичи (Риккарди), построенный в 1444-1460 гг. и соответствующий всем канонам того времени: план его образует почти правильный квадрат, а в центре находится такой же квадратный двор. Но, расширяя границы стиля, основанного Брунеллески, Бартоломео возводил лишь маленькие храмы и фамильные капеллы, уделяя большое внимание декора­тивной отделке этих зданий. В отличие от лаконичности де­коров Брунеллески, орнамент Микелоццо разнообразен, бо­гат по своим элементам, носит плоский характер, подчиня­ясь рельефу поверхности стен и потолков.

Наряду с Брунеллески и Микелоццо, одной из самых известных фигур раннего Возрождения является Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Как и многие талантли­вые люди эпохи Возрождения, он был человеком разно­сторонним, высокообразованным, блестящим философом-гуманистом, увлекался этикой, правом, математикой, эко­номикой, поэзией, музыкой, живописью, скульптурой, архитектурой, оставил своим потомкам многочисленные труды на латинском и итальянском языках. В истории итальянского Возрождения этот удивительный мастер стал первым гуманистическим идеалом «универсального чело­века». Он творил во Флоренции, Ферраре, Римини, но в отличие от предшественников, только составлял проекты зданий и наблюдал за ходом работ. Здания, спроектиро­ванные Альберти, олицетворяли собой эволюцию взглядов эпохи Возрождения. Так, например, палаццо Ручеллаи во Флоренции отличается гладкими, лишенными рустовки стенами, нарядным обрамлением порталов и окон. Но главным нововведением мастера явился ордерный декор фасада, а также попытка соединить традиционную форму базилики и храма с большим купольным покрытием. Величественность, триумфальность арки фасада наряду с грандиозностью внутреннего пространства являются вы­ражением полного, совершенного взгляда эпохи Возрож­дения на мир, человека и его окружение.

Формирование искусства Высокого Возрождения в Ита­лии происходило в критический для нее период. Надви­гавшаяся угроза иноземных вторжений побуждала к объе­динению страны. Поэтому не случайно, что именно в Риме архитектура получила свое дальнейшее развитие, выражен­ное в строительстве, символизирующем мощь, объединение, силу. Архитектура этого периода отличается монументаль­ностью, величием и грандиозностью.

Одним из основателей традиций в архитектуре этого периода является Донато д'Анджело Браманте (1444-1514), который определил своим творчеством пути развития Высокого Возрождения. Примерами творчества велико­го зодчего являются его ватиканские сооружения, кото­рые изначально представляли собой разрозненные пост­ройки. Мастер соединил здание старого Ватикана с ранее построенной виллой Бельведер двумя длинными галерея­ми, которые ограничивали Ватикан с запада и востока; основное пространство оформил в виде разбитого на трех уровнях гигантского парадного двора, замыкающегося ве­личественной нишей. В результате такой реконструкции, соответствующей канонам Высокого Ренессанса, двор Ва­тикана уже не представлял собой тихое, уединенное место, а предназначался для торжественных, праздничных ме­роприятий. Открытое большое пространство, наполненное воздухом, солнцем, свободой, создало впечатление величия и торжественности.

Одним из высочайших созданий эпохи Возрождения, ярким выражением прогрессивных, гуманистических взглядов в архитектуре является проект собора Святого Петра. Создавая этот проект, Браманте поставил перед собой цель: воздвигнуть величественный, монументальный памятник, который не имел бы себе равных в мире. В осно­ве этого замысла лежит принцип центрально-осевой сим­метрии. Центром здания является большой купол, кото­рый как бы вырастает из массы более мелких; последние в своей совокупности образуют ступенчатую, пирамидально построенную композицию. Мастер не довел свое сооруже­ние до конца, и после его смерти собором занимались по­следовательно Рафаэль, Перуцци, Антонио да Сангалло Младший и, наконец, Микеланджело.

Гениальный Леонардо да Винчи, хотя и не занимался строительством, оставил в своих альбомах большое количество проектов, набросков зданий, чертежей куполов. Микеланджело как архитектор выделяется тем, что не только отразил в своем творчестве принципы и идеи Ре­нессанса, но и явился предвестником барокко. Основны­ми работами Микеланджело являются: достройка и рас­ширение сакристия; монастырские помещения и библио­тека «Лауренциана» церкви Сан Лоренцо во Флоренции, римский Капитолий и собор Святого Петра. Многие архи­тектурные приемы Микеланджело стали достоянием по­томков, но ни один из архитекторов позднейшего време­ни не достиг равной сосредоточенности, мощи, героизма.

Итальянская архитектура эпохи Возрождения харак­теризуется ясностью, античной простотой, гармонией и соразмерностью.

Скульптура Ренессанса. У истоков изобразительного искусства, и прежде всего скульптуры, стоит Никколо Пи-зано (между 1278-1284), творчество которого, особенно ранний период (Проторенессанс), отмечено сильным вли­янием античности. Никколо пытался акцентировать вни­мание на пластичности и объемности форм, придать им весомость и телесность, возродить чувство земной красо­ты. Наиболее прославленным произведением этого масте­ра является кафедра баптистерия в Пизе (около 1260 г.), которая предназначалась для выступлений священнослу­жителей и проповедников. Кафедру украшали скульптур­ные библейские сюжеты и символы поверженных поро­ков и зла в виде скорченных человечков. Все фигуры и символы носят светский характер, и, хотя здесь изображены сюжеты Священной истории, кажется, что это сцены из обычной, Земной жизни.

Самым значительным скульптором начала XIV в. был Андреа да Понтедера, прозванный Пизано, так как он являлся учеником Джованни Пизано. Его главное произ­ведение — бронзовые двери флорентийского баптистерия (южные двери), украшенные восемью фигурами доброде­тели и рельефами на сюжеты жизни Иоанна Крестителя. В изгибе фигур, в складках одежды, лаконичности компо­зиции, выразительности и ясности действия проявляются основные принципы Проторенессанса.

Раннее Возрождение характеризуется более смелым новаторством и постепенным изживанием канонов. Так, например, Лоренцо Гиберти (около 1381-1455) сочетал тра­диционные черты со смелым реализмом, где вера в Бога, духовность, стремление к совершенству человеческого тела, души и разума тесно взаимосвязаны. Гиберти имел много общественных заказов, в том числе и на статуи в соборе Санта Мария дель Фиоре, в которых явно просматривает­ся рождение свободной монументальной скульптуры. Ло­ренцо Гиберти был одним из самых образованных людей своего времени. Его труд «Комментарии» — первая авто­биография художника Возрождения, в которой можно найти сведения об истории искусства, о теории пропор­ции и перспективы.

Начало расцвету скульптуры Возрождения положил Донателло (1386-1466), который в большей степени, чем другие скульпторы, отличался новаторскими идеями. Его произведения выражали основные идеи эпохи: гуманизм, стремление к совершенствованию и разностороннему раз­витию личности, проявлению яркой индивидуальности. Донателло разрешил проблему устойчивости скульптур­ной фигуры, разработал принципы, которые передавали тяжесть и массу тела. Он возродил «культ» совершенного обнаженного тела, положил начало скульптурному порт­рету, первый отлил бронзовый памятник (статуя Гаттаме­латы), создал новый тип надгробия. Основными произве­дениями мастера являются мраморный «Давид», фигура сидящего Иоанна Евангелиста, статуя святого Марка в церкви Ор Сан Микеле. Донателло разработал новый вид рельефа, в котором впечатление пространства создается не за счет расстояний между выступающими частями скульптуры, а за счет иллюзии глубины композиции.

Высокое Возрождение характеризовалось гармонич­ным объединением искусств, где предполагалось равно­правие скульптуры с живописью и архитектурой. С новой силой развивались такие жанры, как портрет, историче­ская скульптура. Именно в это время творит Леонардо да Винчи (1452-1519)— символ совершенной и гармонич­ной личности эпохи Возрождения. Один из известных его биографов писал: «Он был до такой степени исключите­лен и всеобъемлющ, что, по справедливости, можно было назвать его чудом природы, которая не только изобильно одарила его телесною красотою, но и сделала его обладате­лем многих редких способностей». Во всех своих начина­ниях этот мастер был исследователем, первооткрывателем, творцом. Так как Леонардо да Винчи был в большей сте­пени поглощен научными интересами, скульптурных и живописных работ он оставил немного. Но те произведе­ния, которые дошли до наших дней, являются ценностью не только эпохи, но и всей мировой культуры. Прежде всего, это статуя Франческо Сфорца в Милане, которая не была отлита в бронзе, а представляла собой глиняную мо­дель в натуральную величину. Этот памятник был унич­тожен, но за недолгое свое существование он снискал всеоб­щее восхищение, и, по словам Вазари, «те, кто видел огром­ную глиняную модель, утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного». За грандиозность замысла, огромные размеры современники прозвали статую «великим колоссом».

В большей степени развитию скульптурного искусст­ва Высокое Возрождение обязано Микеланджело Буонарроти (1475-1564), в работах которого отразился не только гуманистический дух эпохи, но и все противоречия того времени. Мастер, подобно многим великим людям Ренес­санса, отдавал предпочтение нескольким искусствам — живописи, архитектуре, поэзии, но истинным своим при­званием он считал искусство ваяния и, подписывая пись­ма и бумаги, ставил перед своим именем слово «скульп­тор». Все произведения Микеланджело — скульптуры, фрески, архитектурные строения — являются титаниче­скими по своему характеру, их свобода безмерна, а пласти­ка и выразительность уникальны.

Мастер работал как над общественными, так и част­ными заказами. Среди них выделяются: скульптурная группа «Пьета» («Оплакивание»), «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти». Работая над скульптурами этой тема­тики, автор чувствовал себя «освободителем» удивитель­ного образа Матери Иисуса Христа из «диких и твердых» глыб, боровшимся с камнем, постоянно преодолевая со­противление. Именно Микеланджело создает статую Да­вида — удивительный образ, который стал идеалом героя, уверенно сражающегося с любыми врагами.

Эпоха Возрождения придала скульптуре такие каче­ства, как самостоятельность и независимость от архитек­туры и живописи. Скульптура стала выразителем теле­сной и духовной красоты человека, его гармоничности и совершенства. Именно этот вид искусства стер глубокие противоречия между церковью и светской жизнью, так как в произведениях любой тематики на первое место ста­вился человек, который стремится к всеобъемлющей люб­ви, самосовершенствованию и самораскрытию.

Изобразительное искусство. Живопись эпохи Ренес­санса является основным доказательством широты, совершенства и гуманистичности взглядов эпохи. Искусство Проторенессанса отличалось, прежде всего, тем, что пы­талось преодолеть средневековые и античные традиции, являя собой новое прочтение и интерпретацию уже извест­ных сюжетов.

Так, например, Пьетро Каваллини (около 1240 — око­ло 1330), крупнейший мастер периода Проторенессанса, заложил основы нового направления в живописи. Опираясь на позднеантичные и раннехристианские памятники, он возродил традицию повествовательной монументальной живописи, а также стремился преодолеть плоскостность форм, которыми отличалось Средневековье. Каваллини еще не отходит от традиционной иконографии, но добавляет светотень, округлости, пластичности форм, что сближает святые образы с изображением обычных людей.

Джотто ди Бондоне (1266 или 1267-1337) представля­ет собой разностороннего творца, олицетворяющего ран­нее Возрождение и давшего этому периоду новые направ­ления. Он работал как живописец, скульптор, архитек­тор, и слава о его творчестве была известна далеко за пределами родины. Именно этого автора упоминает в сво­ей «Божественной комедии» Данте Алигьери, а Петрарка в одном из писем называет его «превосходным живопис­цем, слава которого среди художников велика». Основ­ная работа Джотто — цикл из 28 фресок, расположенных в церкви Сан Франческо. Четкость очертаний, простота жестов, использование архитектуры и пейзажа в качестве дополнительных элементов — вот основные особенности фресковой живописи этого художника. Все живописные произведения Джотто («Оплакивание Христа», «Взятие под стражу») являются своеобразными учебниками для художников.

Произведения Мазаччо (1401-1428) резко отличаются ла­коничностью, стремительностью, выразительностью мимики и движений. Основные работы Мазаччо: «Мадонна с мла­денцем и ангелами», «Распятие», «Поклонение волхвов», « Мадонна », « Троица », « Страшный Суд ».

В творчестве таких художников, как Фра Филиппо Липпи, Доменико Венециано, Беноццо Гоццоли, Пьетро делла Франческа, Пизанчелло, Якопо Беллини, прояви­лось стремление к новым жанрам, к светским сюжетам и тенденциям. Происходило изучение влияния цвета, све­тотени на восприятие зрителя, а также объединение ре­лигиозных и мирских взглядов в единое мировоззрение эпохи.

Основные противоречия того времени, их сложный и затяжной характер выразились в творчестве Сандро Боттичелли (1445-1510), который занимает особое место в искусстве итальянского Возрождения. Творчество Ботти­челли меньше всего соотносится с основными канонами и принципами Ренессанса, так как он шел своим, уникаль­ным путем, при этом не зачеркивая основных направле­ний, выработанных мастерами эпохи, в которой творил. Его восприятие было крайне субъективно и оригинально, что выражалось в философичности, мягкости, пластично­сти и высокой духовности его работ: «Святой Себастьян», «Мадонна», «Весна», «Рождение Венеры». Предметы на его картинах — символы, которые несут глубокий смысл. Боттичелли как бы исключил из своих картин такие ка­тегории, как пространство и время, — практически ничто не создает впечатления глубины и развернутой дали, а зри­телю кажется, что то, что он видит, реально и находится рядом с ним.

Высокое Возрождение как «высшая ступень совершен­ства, которой ныне достигли наиболее ценимые и наиболее прославленные творения нового искусства» (по словам Вазари) дало миру великого живописца Леонардо да Вин­чи. Его произведения «Мадонна с цветком», «Поклонение волхвов», «Мадонна в гроте», «Мадонна Литта», «Тайная вечеря» поражают ясностью пространственного решения, ощущением спокойствия, единством замысла и общего настроения. Леонардо да Винчи не только великий ху­дожник, но и тонкий психолог. Так, его «Тайная вечеря» является примером отражения психологического конф­ликта. Желание понять внутренний мир человека, постичь Психологию отразилось в самом удивительном творении итальянского мастера — шедевре, с которым связано ог­ромное количество исследований, научных гипотез и ле­генд, в «Джоконде».

Живопись Микеланджело Буонарроти отличается тем, что все образы человеческой мощи, силы, уверенности характеризуются титаническим, удивительным по выра­жению и стилю характером. Известны такие его произве­дения, как «Битва при Калганах», «Святое семейство», фрески Сикстинской капеллы, работая над которыми Микеланд­жело частично потерял зрение и долго не мог восстановить здоровье. Поздние работы художника отличаются трагич­ностью, большой отрешенностью от всего земного, поиска­ми нового пути.

Творчество Рафаэля Санти (1483-1570) также принад­лежит к периоду Высокого Возрождения. Этот мастер, безусловно, отличался и от аналитического психолога Леонардо, и от мятущегося Микеланджело, представляя пробой творчество в большой степени гармоничное и синтетическое (обобщающее). В его искусстве соединились ощу­щения счастья, радости, свободы и благоденствия. До нас дошли многие произведения этого автора: «Мадонна Кон-нестабиле», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная са­довница», «Мадонна под балдахином». Все они являются примером светлой, стремительной, радостной живописи.

Искусство высокого Возрождения, безусловно, не исчерпывается известнейшими именами. Одновременно с ними в Италии работали Фра Бартоломео, Андреа дель Сарто, Корреджо, Джорджоне, Тициан и многие другие. В целом живопись эпохи Возрождения характеризуют следующие черты: широкое распространение монументальной фреско­вой и станковой живописи; использование античных сю­жетов, которые перерабатывались в соответствии с гума­нистическими идеалами; тесная связь искусства с наукой, определенная рационалистичность, которая выражалась в постоянном поиске мастерами научных основ искусства.

На живопись других стран Европы (северный Ренес­санс) итальянское Возрождение наложило своеобразный отпечаток: все принципы и идеи культуры данной эпохи обогатились национальными традициями. А специфика Возрождения в целом усматривается лишь в отдельных деталях и мыслях, которые, без сомнения, носят свободо­любивый, гуманистический характер.

Литература эпохи Возрождения. Литература эпохи Возрождения базировалась на основных философских по­ложениях данного периода. В художественных произве­дениях воспевались доблесть, мужество, инициатива и творчество, чаще всего вдохновляемые примерами антич­ности. Здесь поднимаются подлинно человеческие темы: любви и страсти, разума и души, мысли и эмоций, чело­веческого и природного, судьбы и героя.

Гуманистические мотивы в литературе Возрождения появились уже у Данте. Дальнейшее развитие они полу­чили в творчестве выдающегося итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374). Петрарка был знатоком ан­тичной культуры, основателем классической филологии. Он неустанно разыскивал, расшифровывал и истолковы­вал античные рукописи. Петрарка олицетворял собой но­вую личность эпохи Возрождения. Самым значительным вкладом Петрарки была книга стихов «Канцониере», на­писанная народным итальянским языком. Она делится на две части: сонеты и канцоны «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Лаура — героиня любовной лирики Петрарки, которая стала идеальным образом воз­любленной, предметом поэтического прославления. Эта кни­га в полной мере выражает идеи гуманизма, представления автора о человеке как о центре Вселенной и одновременно сложности человеческой личности, ее внутреннего мира.

Эпоха Возрождения подарила миру и законодателя нового жанра — новеллы — Джованни Боккаччо (1313-1375). Боккаччо считал, что новелла, как и произведения «высоких» жанров, требует подлинного вдохновения, фан­тазии, творчества, а также подчеркивал ее воспитатель­ный характер. В известном всему миру «Декамероне» от­разилась великая любовь Боккаччо к жизни во всех ее проявлениях: именно земная жизнь человека дает ему шанс изменить этот мир, сделать его лучше и прекраснее. Основными для Боккаччо были: «принцип природы», взгляды на ценность человека, призыв к его защите от «извращенности» и «противоестественности» средневеко­вых религиозных и социальных пережитков.

Особой фигурой эпохи был Франсуа Рабле (1494-1553), создавший известное произведение «Гаргантюа и Пантаг­рюэль». Обладая глубоким и саркастическим умом, он «высмеивал род людской, его безрассудные прихоти и тщету его надежд». В романе Рабле запечатлены лучшие идеи эпохи Возрождения: величественность силы челове­ка, вера в титанические силы личности.

Другим великим произведением, отражающим смысл и идеи эпохи Возрождения, является «Похвала глупос­ти» знаменитого нидерландского гуманиста Эразма Рот­тердамского (1469—1536). Сюжет этой книги, как и другие произведения этого периода («Неистовый Роланд» Ариосто, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Дон-Кихот» Сер­вантеса, «Утопия» Мора), вобрал в себя идеи целой эпохи через призму личностного отношения автора к происхо­дящему.

Огромная «заслуга» Ренессанса состояла в том, что именно эта эпоха вернула европейской культуре вели­кую античную драматургию — комедии Аристофана, Теренция, Плавта. Серьезно стала изучаться античная тео­рия драмы, которая находила применение в театре Ренес­санса и постоянно совершенствовалась. В XVI в. в Италии появляется комедия (или театр) масок, где главным был сюжет, а характеры, обстоятельства, речь актеров были импровизацией. Эпоха Возрождения дала мировой куль­туре великих драматургов, в числе которых Лопе де Вега (Испания), Вильям Шекспир (Англия). Литература и те­атр являлись основными выразителями прежде всего гу­манистических идей эпохи Возрождения; в лице литера­тора, драматурга, а также читателя и зрителя формировал­ся человек размышляющий, думающий и познающий себя, пытающийся в борьбе противоречий, в знакомстве с раз­личными взглядами, убеждениями и идеями найти правиль­ную дорогу к самопознанию и самосовершенствованию.

Постепенное угасание возрожденческих тенденций во многом связано с успехами немецкой Реформации, так как католическая церковь пытается взять реванш и оже­сточает свою политику. Однако идеи эпохи Ренессанса глубоко укоренились в европейской культуре и в последу­ющие века развивались и расширялись.

Республика — форма правления, при которой во главе государства находятся выбранные на определенный срок органы власти.

Реформация — религиозное и социально-политическое движение в Европе XVI века, направленное против католической церкви, приведшее к появлению нового направ­ления в христианстве — протестантизма, и создавшее ду­ховные предпосылки для капитализма.

Риторика — искусство красноречия. Включает в себя пять разделов: учение о нахождении материала, расположении, словесном выражении, запоминании и произ­несении. На родине Р. — в Греции, владение ораторским искусством было важнейшим и наиболее действенным способом достижения авторитета в обществе и полити­ческого успеха.

Ритуал — совокупность установленных обычаем дей­ствий, которые в символической упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов, социальных групп, об­щества с наиболее значимыми для них явлениями (цен­ностями, социальными институтами, природными объек­тами и другим).

Род — основанная на кровных связях форма общности людей, возникшая в первобытных общинах на базе экономических отношений. Здесь господствовала общественная собственность на землю, отсутствовала имущественная и Социальная дифференциация. С развитием первобытного строя численность родов увеличивается, и они объединя­ются в племена.

Рок-музыка — разновидность современной эстрадной музыки, для которой характерно применение музыкаль­ных электроинструментов и способов усиления звука, эксп­рессивная манера исполнения, специфическая ритмика. Рок-музыка сформировалась в 1950-1960-е гт. на Западе, став неотъемлемой частью молодежной субкультуры, вы­разителем ее нонконформистского характера, что прида­ст ей социальный характер.

Рококо (стиль Людовика XV) — (от франц. rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление в европейском искусстве первой половине XVIII в. Этот стиль представлял собой не столько самостоятельное художе­ственное явление, сколько фазу, определенный этап обще­европейского стиля барокко. Термин «рококо» возник во Франции в конце XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычур­ного искусства XVIII в. Искусство рококо — это мир вы­мысла и интимных переживаний, декоративной театраль­ности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в лю­бовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на сме­ну камерная хрупкая декоративность. Лозунгом кратко­го, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, при­ятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узо­ром линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убран­стве интерьеров, с новыми требованиями которого сообра­зовалась и живопись рококо.

С барочным стилем рококо объединяет стремление к завершенности форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то рококо предпочитает изящество и легкость. Более темные цвета и пышная, тя­желая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами — розовыми, голубыми, зелеными, с большим ко­личеством белых деталей. Рококо имеет в основном орна­ментальную направленность (само название происходит от сочетания двух слов: «барокко» и «рокайль» — мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов.

Родившийся во Франции (творчество архитекторов Ж. М. Оппенора, Ж. О. Мейсонье, Г. Ж. Боффрана), стиль рококо быстро распространялся в других странах благо­даря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекто­ров. За пределами Франции рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традици­онные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг., архитек­тор Нейман), пространственные конструкции, торжествен­ность барокко превосходно сочетаются со свойственным рококо изысканным скульптурным и живописным внут­ренним убранством, создавая впечатление легкости и ска­зочного изобилия. Сторонник рококо в Италии — архи­тектор Тьеполо — способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например, на инкрустацию мебели и производство серебряных изде­лий, и, частично, на творчество таких мастеров живописи, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утонченность обра­зов и артистическая манера письма полностью соответ­ствует духу рококо.

Рококо возник в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечения­ми аристократии. Сфера распространения рококо была узкой, он не имел народных корней и не мог стать подлин­но национальным стилем. Игривость, легкая развлекатель­ность, прихотливое изящество — черты, свойственные ро­коко и особенно сказавшиеся в орнаментально-декоратив­ной трактовке архитектуры и прикладных искусств. В ранний этап развития французского рококо (примерно до 1725 г., так называемый стиль регентства) в отделку помещений вводится дробный орнамент, предметам об­становки придаются прихотливо изогнутые поверхности, в декор вводятся сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. В убранстве помещений большую роль иг­рают рельефы и живописные панно в изысканных обрам­лениях, а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект легкого движения, как бы пронизывающего по­верхности стен. Преимущественно орнаментальная направ­ленность стиля рококо не позволила ему оказать значи­тельного влияния на тектонику и наружный облик соору­жений. В рококо проявился более в оформлении интерьеров зданий, нежели их экстерьеров. Сложнейшие асимметрич­ные резные и лепные узоры, затейливые завитки внут­реннего убранства контрастировали с относительно стро­гим внешним видом зданий, например, Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.).

Это было искусство, отмеченное печатью высокого ма­стерства, изумляющее своей грацией и изяществом, однако идейно опустошенное, болезненно-хрупкое, чуж­дое шумной «суете» социальной жизни. Как улитка в кра­сивой раковине, оно замкнулось в узких пределах будуара и спальни. Триумфы рококо при одновременной деграда­ции классицизма ясно свидетельствовали о том, что духи былого величия и героизма отлетали от дворянского ис­кусства XVIII в.; оно превращается в грациозную безде­лушку, средство развлечения.

Для живописи, скульптуры и графики рококо характер­ны эротические, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, камерные по духу, асимметрично построенные композиции. В скульптуре рококо преобладают рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, неболь­шие статуэтки, группы, бюсты, в том числе из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. В. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Самым ярким пред­ставителем этого стиля во французской скульптуре являет­ся, пожалуй, Э. М. Фальконе, хотя в его творчестве преоб­ладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. Кстати, сам Э. М. Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Первым значительным мастером живописи в стиле рококо стал А. Ватто, а дальнейшее раз­витие этот стиль получил в творчестве таких художников, как Ф. Буше и О. Фрагонар. Переливчатая и несколько блек­лая по колориту рокайльная живопись также имеет пре­имущественно декоративную направленность (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье). Нерасчленен­ность несущих и несомых частей, крайняя изысканность отделки, нередко сочетающаяся с заимствованием нарочито экзотических мотивов китайского искусства, свойственны произведениям декоративно-прикладного искусства рококо, мастера которого умели особенно тонко выявить выразитель­ные возможности материала.

Самой распространенной формой живописного произ­ведения стало декоративное панно, большей частью оваль­ной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся ли­ния, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. В своих колористи­ческих исканиях рокайльные мастера шли от П. П. Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщен­ные, сочные цвета, а бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Почти все большие жи­вописцы XVIII в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвяти­ли себя графическому искусству (Г. Сент-Обен, О. Кошен во Франции, Д. Ходовецкий в Германии). Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли боль­шой художественной высоты. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпа­лер. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посу­ду, а также статуэтки из фарфора.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.