|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 16 страницаПассионарность (от лат. passio — страсть, аффект) — ключевое понятие в теории этногенеза Л. Гумилева. Это особый тип энергии, в разной степени присущий всем людям. Он характеризуется способностью к сверхнапряжению жертвенности ради достижения целей, не связанных с биологическими потребностями человека (это могут быть религиозные, моральные, политические и другие ценности, идеалы). По мнению Гумилева, этнос — группа людей, которых объединяет определенный стереотип поведения. В своем развитии этнос проходит ряд стадий (фаз), смена которых зависит от изменения у представителей этноса уровня энергии пассионарности. Пастораль(от лат. pastoralis — пастушеский) — 1) жанровая разновидность новоевропейской литературы XIV - XVIII вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идеологическим мировосприятием; 2) опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни; 3) вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта. Патриархат — порядок общественного устройства на основе доминирующей роли мужчины в семье и обществе. Формируется в связи с развитием производящего типа хозяйства период неолита, повышающего хозяйственную и социальную значимость мужских видов деятельности — плужного земледелия, скотоводства, металлообработки. Патриции (от лат. — имеющие отцов) — в Древнем Риме – потомки отцов, которые когда-то составляли царский сенат. 300 коренных родов, населявших Лаций. В средние века П. называли высшие гражданские сословия. Патрициат — родовая аристократия в Риме, принадлежать к которой можно было по праву рождения, путем усыновления или награждения. Это право терялось после смерти или из-за ограничения прав. Паттерн (англ. pattern — образец, модель, выкройка, шаблон) — культурный образец, культурная модель, структура культурного объекта. Понятие «паттерн» включает момент оценки, субъективного отношения людей к культурным явлениям; в паттерне заложен стимул действия, программа действия (1920-1930-е гг. — Р. Бенедикт, А. Кребер и другие). Первобытная культура — первый исторический тип культуры. Она приходит на смену докультурной, дочеловеческой организации живых существ. Современная наука полагает, что первые обезьянолюди появились около трех миллионов лет назад на территории Африки (Танзания, Кения). Формирование современного физического типа человека — кроманьонца (от названия грота во Франции, где впервые найдены останки) — заканчивается 35-40 тыс. лет назад. Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры: каменный, медно-бронзовый и железный. Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода: - палеолит (до X тыс. до н. э.) — орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем, при неумении добывать его; основной способ добывания пищи — охота и собирательство, позднее — рыболовство; в социальной сфере — экзогамия (исключение из брачных отношений близких родственников); - мезолит (Х – VIII тыс. до н. э.) — период значительного вымирания человечества ввиду сокращения поголовья животных — объектов охоты, появление лука и стрел, приручение собаки; - неолит (VIII – V тыс. до н. э.) — переход от присваивающего хозяйства к производящему — «неолитическая революция» — появление земледелия, скотоводства; возникновение оседлого образа жизни; изобретение различных способов добычи огня. iy Медно-бронзовый век (конец IV — начало I тыс. до н. э.) — распространение орудий труда и оружия из меди и бронзы; управленческие функции внутри рода переходят от женщин к мужчинам (от матриархата к патриархату); появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности и первых государств (Египет, Междуречье, Индия, Китай). Железный век (I тыс. дон. э.) — распространение металлургии железа и изготовления железных орудий труда и оружия; быстрый рост производительности труда и переход к классовому обществу и государству. Для культуры первобытного общества было характерном то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделял себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры — первобытный синкретизм, т. е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым — все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим. В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу «око за око, зуб за зуб», внутри же рода господствует принцип табу — система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами. Большое место в первобытной культуре занимали инициации (посвящения), которые выполняли роль естественного отбора, а также воспитательную функцию. Начиная с медно-бронзового века внутрирородовые управленческие функции переходят от женщин к мужчинам (от матриархата к патриархату). Распределение в первобытном роде носит коммунистический характер: доля добычи каждого пропорциональна его трудовому вкладу. Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные формы существовали в виде анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Первобытное искусство отличается безликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т. д.), а также важных для продолжения жизни частей тела. Поскольку культура — явление социальное, то все процессы, происходящие в ней, следует рассматривать в связи с развитием материального производства. Вместе с усложнением производственной деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе «неолитической революции» растут запасы знаний, накапливается опыт, формируются иные представления об окружающей действительности, совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т. д. Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом формируется «верхушка» и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство. Первобытное искусство. В те далекие времена, когда процесс зарождения духовной культуры только начинался трудовая деятельность человека была связана с собирательством и охотой. В связи с этим жизнь его была настолько вплетена в природные процессы, что он не выделял себя из природы, а культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связан и синкретический характер первобытной культуры и искусства — нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым — все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим. Формирование первобытной культуры — процесс сложный и противоречивый. Так, до сих пор нет единой точки зрения на вопрос: «Какой из элементов культуры — религия или искусство — появился раньше?». Однако следует признать, что в качестве первых зачатков культуры были обряды, ритуалы, обычаи, объединявшие искусство и религию. Таким образом, первобытное искусство не составляет автономной области, а переплетается со всеми существующими формами культуры и образует первобытный синкретичный культурный комплекс. Огромную роль в первобытном искусстве играют традиции, которые управляют духовной деятельностью древнего человека и регулируют ее. Традиции в обрядовой форме связывают, соединяют различные поколения, посредством их передаются культурные приобретения из рода в род. Так, в традиционной культуре способ создания художественного произведения передается фольклорным сознанием вместе с самой художественной информацией — в сказке, ритуальном танце, обряде и т. д. Искусство первобытного человека формировалось и в сфере материальной культуры — в производстве орудий труда, в создании жилищ. Наиболее интересные археологические находки древнейших жилищ относятся к раннему палеолиту. На территории Франции обнаружены остатки 21 сезонного стойбища. Водном из них была обнаружена овальная ограда из камней — основание легкого жилища. В пещере Ле Лазаре (Франция) были обнаружены остатки убежища, реконструкция которого предполагает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перегородок и двух очагов в большом помещении. Внутри жилища находились и места изготовления орудия для охоты на травоядных, для лова морской рыбы, черепах, сбора моллюсков, а также места для сна — своего рода постели из шкур животных (лисы, волка, рыси) и водорослей. Возраст этих находок около 150 тыс. лет. На территории нашей страны обнаружили один из замечательных (по сохранности) образцов костно-каменных жилищ эпохи верхнего (позднего) палеолита — Межирическое поселение в Поднепровье. Здесь нашли восемь бедренных головок мамонта со следами слабой и сильной обожженности, которые выполняли функцию светильников — с помощью животного жира ими освещалось и отапливалось жилище. Еще одним из свидетельств зарождающейся культуры первобытного общества являются захоронения. На территории Средней Азии обнаружено захоронение ребенка, относящееся к раннему палеолиту, — грот Тешик-Таш. Это погребение удивительно своим оформлением: рядом с костями ребенка, как бы окружая его, были расположены четыре пары рогов горного козла, что объясняется наличием определенного обряда, сопровождающего эту печальную церемонию. И все же эпохой появления искусства ученые считают поздний палеолит. В это время основным занятием человека была коллективная охота на крупного зверя — мамонта, северного оленя, пещерного медведя и т. п. Именно на охоте были сконцентрированы физические и эмоциональные силы древних людей. Важно отметить то, что эмоции, связанные с уничтожением зверя, не были конечной точкой — они вызывали целый комплекс новых действий уже у звериной туши. Этот комплекс — «натуральная пантомима» — и стал тем явлением, в котором сфокусировались зачатки художественной деятельности. «Натуральная пантомима» включала в себя следующие элементы: - пластическое действо — телодвижения, жестикуляция, возможно, повторявшая наиболее удачные охотничьи приемы, мимика, воспроизводящая чувства боли, страха или радости; - ритмозвуковые элементы — удары в ладоши и по собственному телу, возгласы, топанье ногами, шум, создаваемый посредством предметов т. д. Это примитивное эмоциональное представление постепенно преображалось в двух направлениях: с одной стороны, пантомимическое действие и звериная туша обретали более условные, «искусственные», музыкально-пластические и изобразительные формы; с другой стороны, происходило упорядочение «драматургического» начала в пантомиме — сохранялись наиболее яркие движения, возгласы, ритмошумовые эффекты, которые становились основой всех последующих ритуальных «представлений». Так первоначально натуралистическое действо постепенно превращалось в такую деятельность человека, которая создавала новую субстанцию — искусство. Передвижники — название группы русских художников-реалистов второй половины XIX в. В 1870 г. было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок», куда вошли Н. Ге, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Перов, В. Васнецов, И. Левитан, И. Шишкин и другие, ставившие своей целью знакомство широких слоев общества с русским искусством. Творчество передвижников имело социальный характер. Художники работали в различных жанрах — портретном, пейзажном, бытовом, историческом, но их объединяло стремление достоверно передать условия реальной жизни народа, его историю, запечатлеть красоту родной природы. Перестройка — термин, вошедший в широкое употребление с середины 80-х гг. XX в. и обозначавший курс на реформирование тоталитарной системы в СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом (гласность, политический плюрализм, окончание «холодной войны» и другое). К концу 80-х — началу 90-х гг. в результате противоречивости и непоследовательности в осуществлении перестройки произошло обострение кризиса во всех сферах жизни общества. Перфоманс (англ. performance — представление, выступление) — форма современного авангардного искусства, в которой произведение составляют действия художника, вовлекающего в это действие зрителей, в определенном месте и в определенное время.
Пиктография (от лат. pictus — нарисованный и греч. grapho — пишу) — рисуночное письмо, отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктографическое письмо не является средством фиксации какого-либо языка, т. е. письмом в собственном смысле. Известно со времен неолита. В настоящее время в быту мы пользуемся многими пиктографическими знаками, например, знаки уличного движения; рисунок стрелы или руки, указывающей направление движения. Плебс(от лат. — простой народ) — в Древнем Риме вся масса римского народа, противопоставленная патрициям. Позже понятие «П.» распространилось на низшие слои народа. Племя — этническая общность людей, присущая традиционному обществу и характеризующаяся кровнородственными связями между людьми. П. формируется на основе нескольких родов, ведущих происхождение от одного предка. Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — в культурологии методологический принцип, суть которого состоит в признании существования несводимого к какому-либо единству множества различных и равноценных культур. Данная позиция противостоит теориям единой, универсальной общечеловеческой культуры (цивилизации). Позитивизм(от лат. positivus — положительный) — философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии и должна отказаться от всего умозрительного и метафизического. Полис — город-государство в Древней Греции. П. представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремеслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Политезм (от греч. polys — много и theos — Бог) — многобожие, почитание нескольких или многих богов. Противоположность — монотеизм. Политическая культура — это не сама политика или политический процесс, а их осознание, объяснение: в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры политики, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются. Понятие «политическая культура» употребляется обычно в широком и узком смысле. В первом случае оно включает в себя: политические отношения, т. е. отношения по поводу власти и государства; политические институты; представления о мире политики, его законах и особенностях их функционирования. Во втором случае под политической культурой понимают только нижеследующее. Политическая культура — часть духовной культуры народа, она включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в своей сфере — в мире политического. Она — система ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций. Политическую культуру той или иной страны можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как неразрывную часть более широкой — общенациональной — культуры. Важнейшие элементы, составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с общенациональной культурой, национально-историческими, религиозными традициями, обычаями, стереотипами поведения и мышления, моральными установками и т. д. В процессе социализации и взросления ребенок формируется как член общества, как социокультурное существо и в этом качестве усваивает и интегрирует в себе политическую культуру или отдельные ее компоненты. Каждый человек является носителем политической культуры той социальной общности, в которой происходит его социализация, но его политическая культура составляет неразрывную часть духовной культуры всего общества. Политическая культура включает сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношении различных общественно-политических институтов. Эти элементы политической культуры, обусловленные социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими факторами, относительно устойчивы, постоянны и изменяются лишь в процессе глубоких сдвигов в общественной жизни. Политическую культуру можно назвать ценностно-нормативной системой, которую разделяет большинство населения. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, и в определенном смысле представляет собой рамки, в которых действуют люди в соответствии с принятыми в обществе «правилами игры». Политическая система и политическая культура составляют самостоятельные подсистемы мира политического, но провести между ними четко грань трудно: они влияют друг на друга, переплетаются. Политология (греч. polis, politeia — общество, государство, общественная деятельность и logia — наука, знание) — наука, изучающая политику как особую сферу человеческой деятельности, политические отношения, политическую систему и ее отдельные элементы. Особое значение для политологии имеет исследование феномена политической власти (формы власти, организация власти, законность власти, борьба за власть и т. д.). Поскольку политика является важной частью культуры, культурология активно использует достижения политологии. Полицентризм (от греч. poly — много и лат. centrum — средоточие, центр) — в культурологии методологический принцип, суть которого состоит в том, что существует множество центров человеческой культуры. При этом ни один из них не является «главным», «самым важным». Признается принципиальное равноправие и равноценность всех культур, возможность различных путей культурного развития. Данная позиция противостоит различным вариантам культурного моноцентризма (греч. monos — один, единый, единственный), среди которых можно назвать европоцентризм, американоцентризм и т. п. Поп-арт — направление в искусстве второй половины XX в., в котором объектом искусства могут стать обычные бытовые предметы и их парадоксальные сочетания. Поп-культура — совокупность неоавангардистских установок на искусство, характеризующихся простотой и доступностью художественного языка, отказ от традиционных форм культуры. Портик — выступающая часть здания, оформляющая главный вход, как правило, в виде перекрытия, поддерживаемого колоннами или арками. Постиндустриальное общество (см. информационное общество). Постмодернизм(постмодерн) — 1) в философии — явление, характерное для западной мысли, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления; 2) в искусстве и литературе — течение второй половины XX в., для которого характерны отказ от традиций, иррационализм, смешение стилей и художественных приемов, преобладание формы, текста над содержанием, сюжетом. Эпоха постмодернизма стала реакцией на кризис модерна — разочарование в социальных утопиях (и в политике в целом), гуманизме, рационализме, отказ от концептуализма, целенаправленной деятельности по обновлению искусства и общества. Термин «постмодерн» одним из первых употребил Р. Панвиц в начале XX века для обозначения кризисных явлений в европейской культуре. В конце 40-х годов XX в. А. Тойнби обозначил этим термином культуру Европы после Нового времени. Философ Скрутон полагал, что слово «постмодерн» вошло в употребление в процессе попыток написать историю настоящего. Модернизм как культурая тенденция начала XX века заложил основы современной культуры, проложил путь идеям, отрицающим исторический опыт, традиции, авторитеты, обратил свое внимание к новым стилям, формам. Постмодерн продолжил, углубил и довел многие из этих идей до крайности. Главной тенденцией постмодернизма является критика рационалистических проектов эпохи Возрождения и Просвещения, которые базировались на доверии к законодательному разуму и его возможностям. Объявив все открытые научным разумом истины относительно человека, общества, прогресса и т. д. несостоятельными, постмодерн подверг все традиционные теоретико-познавательные, этические, политические и т. д. представления критической деконструкции. В этом смысле постмодерн есть, прежде всего, культурная ориентация на «деконструкцию, децентрацию, устранение, разбрасывание, демистификацию, прерывание, расхождение, рассеивание». Стремясь избавить культуру от диктата разума, постмодерн оставляет за ним только одну функцию — интерпретативно-толковательную. Разум должен заниматься не познанием истины, а интепретацией, толкованием мира как текста. Процедура толкования-интепретации бесконечна во времени и пространстве, а потому в постмодерне нет понятия истины, времени, истории. Несмотря на свое отрицательное отношение к прошлому и истории, постмодерн испытал влияние многих культурных и интеллектуальных течений: от экзистенциализма и герменевтики, до психоанализа. Воспользовались представители постмодерна и теориями культуры, разработанными Ф. Ницше, Й. Хейзинга и М. Бахтиным. Постмодерн означает не изменение содержания искусства (классического, модернистского, западного, восточного), а изменение отношения к искусству. Искусство перестает восприниматься как нечто «серьезное». Для него характерны эстетика бессмысленного и безобразного; деятельность без цели (деятельность, замкнутая сама на себя). Приемы постмодернистского искусства — коллекционирование цитат, пародия и самопародия, стилизации, компиляции, коллажи, разрывы пространственно-временной последовательности действий и прочее. Порожденные постмодерном формы «арт-активности»: 1960-е гг. — хэппенинг (англ. happening — случай, событие, происшествие) — имитация некоего действия, как бы случайное действие (близко современному флеш-мобингу) и 1980-е гг. — перформанс (англ. performance — игра, представление, спектакль, действие, трюк) — бессюжетный спектакль. По словам Т. П. Матяш, понятие «постмодерн» в какой-то мере близко понятию «демократия». Демократизация общества есть его постмодернизация: разрушается единый стиль культуры, возникает культурный плюрализм, стирающий грани между сакральным и общественным, нарастают процессы усреднения людей и возвышения массовой культуры, уменьшается возможность появления гениев и героев, возвышающихся над толпой. Постмодернистские писатели создают художественные произведения, в которых нет ни героев, ни личностей, ни лидеров. Итак, постмодерн — это особый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, хаотичность, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций — этических, эстетических, методологических и т. д., на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от государства, великой национальной идеи и кончая правилами поведения человека в общении с другими. Постструктурализм — течение современной мысли, пришедшее в 1970-1980-е гг. на смену «классическому» структурализму. Постструктуралистские исследования (в том числе, в культурологической сфере) отличает стремление к использованию нетрадиционных методов, понятий, разрушению привычных логических схем, «интеллектуальные провокации», ирония и т. п. К числу поструктуралистов относят (условно) Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ф. Лиотара и других; примыкает к данному направлению и группа российских философов, объединившихся вокруг издательства «Ad Marginem» (В. Подорога, М. Ямпольский и другие). «Потерянное поколение»- определение поколения писателей, дебютировавших после. Первой мировой войны, в произведениях которых отразились разочарование в цивилизации, утрата просветительских идеалов, ощущение трагизма и пессимизма, обостренные опытом войны. Представители – Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Э.М. Ремарк, Р. Олдингтон, Ф.С. Фицджеральд. «Поток сознания» -течение и творческий принцип в западноевропейской литературе начала XX в. Основной прием – прямое воспроизведение процессов душевной жизни, передача «внутреннего монолога», как бы «самоотчет ощущений». Стремится создать особую полноту иллюзии «присутствия», «сопереживания» при передаче психических состояний. Представители: Дж. Джойс, В. Вулф, Г. Стайн, М. Пруст. «Почвенничество» (позднее славянофильство) – направление русской социально-философской мысли 1860-х – начала 1880-х гг. Главная идея – самобытность русской культуры. Ее хранитель – простой народ; интеллигент – «русский скиталец», оторвавшийся от «почвы». Суть русской самобытности в реализации христианской идеи смирения. Историческая миссия русского народа – объединить народы Европы в христианское братство путем покаяния (принятие на себя чужих грехов). Постижение национальной идеи («народного духа») через искусство; великое искусство (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и другие) – залог будущего величия России. Наряду с самобытным искусством русский народ должен создать самобытные формы экономики, политики, права и т. п. Эта задача должна объединить все сословия и партии России. Представители: А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, М. М. Достоевский, Н. Н. Страхов и другие. Журналы «Время», «Эпоха», поздние произведения Достоевского (особенно «Дневник писателя», Пушкинская речь, «Братья Карамазовы»). Православие — одно из основных и старейших направлений в христианстве, его восточная ветвь. Начало формироваться в 395 г. с разделения Римской империи на Западную и Восточную и развилось преимущественно на территории Византийской империи; окончательно сложилось в 1054 г. после разделения католической и Православных Церквей (см. схизма). В отличие от католицизма православие не имело и не имеет единого культурного центра, в различных странах Православные Церкви возглавляются патриархами (15 автокефальных церквей). В настоящее время является одним из главных направлений почти во всех странах Восточной Европы, на Балканах. В Православии существует представление о триедином Боге (Троице) и семи таинствах: крещении, миропомазании, елеосвящении, причащении, покаяниях (исповеди), браке, священстве. На Руси Православие было официально принято в 988 г. при Великом князе Владимире Святославиче и сыграло ключевую роль в формировании средневековой русской культуры. Преемственность — основа связи настоящего, прошлого и будущего в развитии культурного процесса. При переходе от одних этапов развития культуры к последующим происходит сохранение, закрепление и формирование исторической предопределенности возникновения культурного выбора тех или иных феноменов, отдельных сторон характеристик культурного процесса. Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Производство — процесс создания материальных благ, без которых невозможно само существование людей. Материальное П. включает в себя следующие простые моменты: 1) целесообразную деятельность, или труд; 2) предметы труда: различные материалы, как естественные, природные, так и подвергшиеся обработке; 3) средства труда, служащие для воздействия на предметы труда. Под П. в более широком смысле понимают всю общественную деятельность людей, включая их деятельность в области науки, искусства, политики, а также сферу П. «самого человека» (семья, вся система воспитания и образования человека, медицинского обслуживания). Пролеткульт (пролетарская культура) — культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-1932) пролетарской самодеятельности в различных областях искусства, особенно в литературе и театре. Особенности: культивирование пролетарского образа жизни, нигилистическое отрицание культурного наследия. Промышленный переворот — обозначение исторического периода перехода от мануфактуры к машинному производству. В 60-х гг. XVIII в. — 10-20-х гг. XIX в. промышленный переворот произошел в Великобритании. Затем до конца XIX в. в разное время на путь промышленного переворота вступили США, Франция, Германия, Италия, Япония, Россия.
|
|||
|