Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 16 страница



Пассионарность (от лат. passio — страсть, аффект) — ключевое понятие в теории этногенеза Л. Гумилева. Это особый тип энергии, в разной степени присущий всем людям. Он характеризуется способностью к сверхнапряжению жертвенности ради достижения целей, не связанных с биологическими потребностями человека (это могут быть религиозные, моральные, политические и другие ценности, идеалы). По мнению Гумилева, этнос — группа людей, которых объединяет определенный стереотип поведения. В своем развитии этнос проходит ряд стадий (фаз), смена которых зависит от изменения у представителей этноса уровня энергии пассионарности.

Пастораль(от лат. pastoralis — пастушеский) — 1) жанровая разновидность новоевропейской литературы XIV - XVIII вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идеологическим мировосприятием; 2) опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни; 3) вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

Патриархат — порядок общественного устройства на основе доминирующей роли мужчины в семье и обществе. Формируется в связи с развитием производящего типа хозяйства период неолита, повышающего хозяйственную и социальную значимость мужских видов деятельности — плужного земледелия, скотоводства, металлообработки.

Патриции (от лат. — имеющие отцов) — в Древнем Риме – потомки отцов, которые когда-то составляли царский сенат. 300 коренных родов, населявших Лаций. В средние века П. называли высшие гражданские сословия. Патри­циат — родовая аристократия в Риме, принадлежать к которой можно было по праву рождения, путем усынов­ления или награждения. Это право терялось после смерти или из-за ограничения прав.

Паттерн (англ. pattern — образец, модель, выкройка, шаблон) — культурный образец, культурная модель, структура культурного объекта. Понятие «паттерн» включает момент оценки, субъективного отношения людей к культурным явлениям; в паттерне заложен стимул действия, программа действия (1920-1930-е гг. — Р. Бенедикт, А. Кребер и другие).

Первобытная культура — первый исторический тип куль­туры. Она приходит на смену докультурной, дочеловеческой организации живых существ. Современная наука пола­гает, что первые обезьянолюди появились около трех мил­лионов лет назад на территории Африки (Танзания, Кения). Формирование современного физического типа человека — кроманьонца (от названия грота во Франции, где впервые найдены останки) — заканчивается 35-40 тыс. лет назад.

Археологи выделяют три этапа в развитии первобыт­ного общества по характеру материальной культуры: ка­менный, медно-бронзовый и железный.

Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода:

- палеолит (до X тыс. до н. э.) — орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем, при неумении до­бывать его; основной способ добывания пищи — охо­та и собирательство, позднее — рыболовство; в со­циальной сфере — экзогамия (исключение из брач­ных отношений близких родственников);

- мезолит (Х – VIII тыс. до н. э.) — период значитель­ного вымирания человечества ввиду сокращения по­головья животных — объектов охоты, появление лука и стрел, приручение собаки;

- неолит (VIII – V тыс. до н. э.) — переход от присваи­вающего хозяйства к производящему — «неолитиче­ская революция» — появление земледелия, скотовод­ства; возникновение оседлого образа жизни; изобре­тение различных способов добычи огня. iy

Медно-бронзовый век (конец IV — начало I тыс. до н. э.) — распространение орудий труда и оружия из меди и бронзы; управленческие функции внутри рода переходят от женщин к мужчинам (от матриархата к патриархату); появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности и первых государств (Египет, Междуречье, Индия, Китай).

Железный век (I тыс. дон. э.) — распространение металлургии железа и изготовления железных орудий труда и оружия; быстрый рост производительности труда и переход к классовому обществу и государству.

Для культуры первобытного общества было характер­ном то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделял себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особен­ность данной культуры — первобытный синкретизм, т. е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависи­мость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым — все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выжива­нию человечества, а также культурному взаимодействию между родами.

Межродовые отношения регулируются по принципу «око за око, зуб за зуб», внутри же рода господствует прин­цип табу — система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъесте­ственными силами. Большое место в первобытной культу­ре занимали инициации (посвящения), которые выполня­ли роль естественного отбора, а также воспитательную фун­кцию. Начиная с медно-бронзового века внутрирородовые управленческие функции переходят от женщин к мужчи­нам (от матриархата к патриархату). Распределение в первобытном роде носит коммунистический характер: доля добычи каждого пропорциональна его трудовому вкладу.

Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные формы существовали в виде анимизма, тотемизма, фети­шизма и магии. Первобытное искусство отличается без­ликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т. д.), а также важных для продолжения жизни частей тела.

Поскольку культура — явление социальное, то все про­цессы, происходящие в ней, следует рассматривать в связи с развитием материального производства. Вместе с услож­нением производственной деятельности, развитием земле­делия, скотоводства в процессе «неолитической революции» растут запасы знаний, накапливается опыт, формируются иные представления об окружающей действительности, совершенствуются виды искусства. Примитивные фор­мы верований заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т. д. Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом формируется «верхушка» и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство.

Первобытное искусство. В те далекие времена, когда процесс зарождения духовной культуры только начинался трудовая деятельность человека была связана с собирательством и охотой. В связи с этим жизнь его была настолько вплетена в природные процессы, что он не вы­делял себя из природы, а культурно-творческие процес­сы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связан и синкретический характер первобытной культуры и искусства — нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх пе­ред неведомым — все это неизбежно вело к тому, что со­знание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

Формирование первобытной культуры — процесс сложный и противоречивый. Так, до сих пор нет единой точки зрения на вопрос: «Какой из элементов культуры — религия или искусство — появился раньше?». Однако следует признать, что в качестве первых зачатков культуры были обряды, ритуалы, обычаи, объединявшие искусство и религию. Таким образом, первобытное искусство не составляет автономной области, а переплетается со всеми существующими формами культуры и образует первобытный синкретичный культурный комплекс.

Огромную роль в первобытном искусстве играют традиции, которые управляют духовной деятельностью древне­го человека и регулируют ее. Традиции в обрядовой форме связывают, соединяют различные поколения, посредством их передаются культурные приобретения из рода в род. Так, в традиционной культуре способ создания художествен­ного произведения передается фольклорным сознанием вме­сте с самой художественной информацией — в сказке, ри­туальном танце, обряде и т. д.

Искусство первобытного человека формировалось и в сфере материальной культуры — в производстве орудий труда, в создании жилищ. Наиболее интересные археоло­гические находки древнейших жилищ относятся к ранне­му палеолиту. На территории Франции обнаружены ос­татки 21 сезонного стойбища. Водном из них была обна­ружена овальная ограда из камней — основание легкого жилища. В пещере Ле Лазаре (Франция) были обнаруже­ны остатки убежища, реконструкция которого предпола­гает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перего­родок и двух очагов в большом помещении. Внутри жи­лища находились и места изготовления орудия для охоты на травоядных, для лова морской рыбы, черепах, сбора мол­люсков, а также места для сна — своего рода постели из шкур животных (лисы, волка, рыси) и водорослей. Возраст этих находок около 150 тыс. лет.

На территории нашей страны обнаружили один из за­мечательных (по сохранности) образцов костно-каменных жилищ эпохи верхнего (позднего) палеолита — Межирическое поселение в Поднепровье. Здесь нашли восемь бед­ренных головок мамонта со следами слабой и сильной обожженности, которые выполняли функцию светильников — с помощью животного жира ими освещалось и отаплива­лось жилище.

Еще одним из свидетельств зарождающейся культуры первобытного общества являются захоронения. На территории Средней Азии обнаружено захоронение ребенка, от­носящееся к раннему палеолиту, — грот Тешик-Таш. Это погребение удивительно своим оформлением: рядом с ко­стями ребенка, как бы окружая его, были расположены четыре пары рогов горного козла, что объясняется нали­чием определенного обряда, сопровождающего эту печаль­ную церемонию.

И все же эпохой появления искусства ученые считают поздний палеолит. В это время основным занятием чело­века была коллективная охота на крупного зверя — ма­монта, северного оленя, пещерного медведя и т. п. Имен­но на охоте были сконцентрированы физические и эмоци­ональные силы древних людей. Важно отметить то, что эмоции, связанные с уничтожением зверя, не были конеч­ной точкой — они вызывали целый комплекс новых дей­ствий уже у звериной туши. Этот комплекс — «натураль­ная пантомима» — и стал тем явлением, в котором сфоку­сировались зачатки художественной деятельности.

«Натуральная пантомима» включала в себя следую­щие элементы:

- пластическое действо — телодвижения, жестикуля­ция, возможно, повторявшая наиболее удачные охот­ничьи приемы, мимика, воспроизводящая чувства боли, страха или радости;

- ритмозвуковые элементы — удары в ладоши и по собственному телу, возгласы, топанье ногами, шум, создаваемый посредством предметов т. д.

Это примитивное эмоциональное представление посте­пенно преображалось в двух направлениях: с одной сто­роны, пантомимическое действие и звериная туша обре­тали более условные, «искусственные», музыкально-пла­стические и изобразительные формы; с другой стороны, происходило упорядочение «драматургического» начала в пантомиме — сохранялись наиболее яркие движения, возгласы, ритмошумовые эффекты, которые становились основой всех последующих ритуальных «представлений». Так первоначально натуралистическое действо постепенно превращалось в такую деятельность человека, которая создавала новую субстанцию — искусство.

Передвижники — название группы русских художни­ков-реалистов второй половины XIX в. В 1870 г. было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок», куда вошли Н. Ге, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Перов, В. Васнецов, И. Левитан, И. Шишкин и другие, ставившие своей целью знакомство широких слоев общества с русским искусством. Творчество передвижни­ков имело социальный характер. Художники работали в различных жанрах — портретном, пейзажном, бытовом, историческом, но их объединяло стремление достоверно передать условия реальной жизни народа, его историю, запечатлеть красоту родной природы.

Перестройка — термин, вошедший в широкое упот­ребление с середины 80-х гг. XX в. и обозначавший курс на реформирование тоталитарной системы в СССР. Поли­тика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым, привела к значительным пере­менам в жизни страны и мира в целом (гласность, поли­тический плюрализм, окончание «холодной войны» и дру­гое). К концу 80-х — началу 90-х гг. в результате проти­воречивости и непоследовательности в осуществлении перестройки произошло обострение кризиса во всех сфе­рах жизни общества.

Перфоманс (англ. performance — представление, вы­ступление) — форма современного авангардного искусст­ва, в которой произведение составляют действия худож­ника, вовлекающего в это действие зрителей, в опреде­ленном месте и в определенное время.

 

Пиктография (от лат. pictus — нарисованный и греч. grapho — пишу) — рисуночное письмо, отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последователь­ности рисунков. Пиктографическое письмо не является средством фиксации какого-либо языка, т. е. письмом в собствен­ном смысле. Известно со времен неолита. В настоящее вре­мя в быту мы пользуемся многими пиктографическими знаками, например, знаки уличного движения; рисунок стре­лы или руки, указывающей направление движения.

Плебс(от лат. — простой народ) — в Древнем Риме вся масса римского народа, противопоставленная патри­циям. Позже понятие «П.» распространилось на низшие слои народа.

Племя — этническая общность людей, присущая тра­диционному обществу и характеризующаяся кровнородственными связями между людьми. П. формируется на основе нескольких родов, ведущих происхождение от од­ного предка.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — в культурологии методологический принцип, суть которо­го состоит в признании существования несводимого к ка­кому-либо единству множества различных и равноценных культур. Данная позиция противостоит теориям единой, универсальной общечеловеческой культуры (цивилизации).

Позитивизм(от лат. positivus — положительный) — философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат спе­циальных наук; наука, согласно позитивизму, не нужда­ется в какой-либо стоящей над ней философии и должна отказаться от всего умозрительного и метафизического.

Полис — город-государство в Древней Греции. П. пред­ставлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промысла­ми и ремеслами, которые, будучи полноправными его чле­нами, имели право на собственность.

Политезм (от греч. polys — много и theos — Бог) — многобожие, почитание нескольких или многих богов. Противоположность — монотеизм.

Политическая культура — это не сама политика или политический процесс, а их осознание, объяснение: в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры политики, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются. Понятие «политическая культура» употребля­ется обычно в широком и узком смысле. В первом случае оно включает в себя: политические отношения, т. е. отно­шения по поводу власти и государства; политические институты; представления о мире политики, его законах и особенностях их функционирования. Во втором случае под политической культурой понимают только нижесле­дующее.

Политическая культура — часть духовной культуры народа, она включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Политическая культура оп­ределяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в своей сфере — в мире политического. Она — сис­тема ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций.

Политическую культуру той или иной страны можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как неразрывную часть более широкой — общенацио­нальной — культуры. Важнейшие элементы, составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с обще­национальной культурой, национально-историческими, религиозными традициями, обычаями, стереотипами поведе­ния и мышления, моральными установками и т. д. В про­цессе социализации и взросления ребенок формируется как член общества, как социокультурное существо и в этом качестве усваивает и интегрирует в себе политическую куль­туру или отдельные ее компоненты. Каждый человек яв­ляется носителем политической культуры той социальной общности, в которой происходит его социализация, но его политическая культура составляет неразрывную часть ду­ховной культуры всего общества.

Политическая культура включает сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношении различ­ных общественно-политических институтов. Эти элементы политической культуры, обусловленные социально-экономическими, национально-культурными, общественно-исто­рическими и другими факторами, относительно устойчи­вы, постоянны и изменяются лишь в процессе глубоких сдвигов в общественной жизни.

Политическую культуру можно назвать ценностно-нор­мативной системой, которую разделяет большинство населения. Она включает базовые убеждения, установки, ори­ентации, символы, обращенные на политическую систему, и в определенном смысле представляет собой рамки, в кото­рых действуют люди в соответствии с принятыми в обще­стве «правилами игры».

Политическая система и политическая культура со­ставляют самостоятельные подсистемы мира политиче­ского, но провести между ними четко грань трудно: они влияют друг на друга, переплетаются.

Политология (греч. polis, politeia — общество, госу­дарство, общественная деятельность и logia — наука, зна­ние) — наука, изучающая политику как особую сферу человеческой деятельности, политические отношения, по­литическую систему и ее отдельные элементы. Особое зна­чение для политологии имеет исследование феномена по­литической власти (формы власти, организация власти, законность власти, борьба за власть и т. д.). Поскольку политика является важной частью культуры, культу­рология активно использует достижения политологии.

Полицентризм (от греч. poly — много и лат. centrum — средоточие, центр) — в культурологии методологический принцип, суть которого состоит в том, что существует мно­жество центров человеческой культуры. При этом ни один из них не является «главным», «самым важным». При­знается принципиальное равноправие и равноценность всех культур, возможность различных путей культурного раз­вития. Данная позиция противостоит различным вариан­там культурного моноцентризма (греч. monos — один, еди­ный, единственный), среди которых можно назвать евро­поцентризм, американоцентризм и т. п.

Поп-арт — направление в искусстве второй половины XX в., в котором объектом искусства могут стать обыч­ные бытовые предметы и их парадоксальные сочетания.

Поп-культура — совокупность неоавангардистских установок на искусство, характеризующихся простотой и доступностью художественного языка, отказ от тра­диционных форм культуры.

Портик — выступающая часть здания, оформляющая главный вход, как правило, в виде перекрытия, поддерживаемого колоннами или арками.

Постиндустриальное общество (см. информационное общество).

Постмодернизм(постмодерн) — 1) в философии — яв­ление, характерное для западной мысли, выразившееся в конструктивной критике принципов классического раци­онализма и традиционных ориентиров метафизического мышления; 2) в искусстве и литературе — течение второй половины XX в., для которого характерны отказ от тра­диций, иррационализм, смешение стилей и художествен­ных приемов, преобладание формы, текста над содержа­нием, сюжетом. Эпоха постмодернизма стала реакцией на кризис модерна — разочарование в социальных утопиях (и в политике в целом), гуманизме, рационализме, отказ от концептуализма, целенаправленной деятельности по об­новлению искусства и общества.

Термин «постмодерн» одним из первых употребил Р. Панвиц в начале XX века для обозначения кризисных явлений в европейской культуре. В конце 40-х годов XX в. А. Тойнби обозначил этим термином культуру Европы после Нового времени. Философ Скрутон полагал, что слово «постмодерн» вошло в употребление в процессе попыток написать историю настоящего. Модернизм как культурая тенденция начала XX века заложил основы современ­ной культуры, проложил путь идеям, отрицающим исто­рический опыт, традиции, авторитеты, обратил свое внима­ние к новым стилям, формам. Постмодерн продолжил, углубил и довел многие из этих идей до крайности.

Главной тенденцией постмодернизма является крити­ка рационалистических проектов эпохи Возрождения и Просвещения, которые базировались на доверии к зако­нодательному разуму и его возможностям. Объявив все открытые научным разумом истины относительно челове­ка, общества, прогресса и т. д. несостоятельными, постмо­дерн подверг все традиционные теоретико-познавательные, этические, политические и т. д. представления критической деконструкции. В этом смысле постмодерн есть, прежде всего, культурная ориентация на «деконструкцию, децентрацию, устранение, разбрасывание, демистификацию, пре­рывание, расхождение, рассеивание».

Стремясь избавить культуру от диктата разума, пост­модерн оставляет за ним только одну функцию — интерпретативно-толковательную. Разум должен заниматься не познанием истины, а интепретацией, толкованием мира как текста. Процедура толкования-интепретации беско­нечна во времени и пространстве, а потому в постмодерне нет понятия истины, времени, истории.

Несмотря на свое отрицательное отношение к прошло­му и истории, постмодерн испытал влияние многих куль­турных и интеллектуальных течений: от экзистенциализ­ма и герменевтики, до психоанализа. Воспользовались представители постмодерна и теориями культуры, разрабо­танными Ф. Ницше, Й. Хейзинга и М. Бахтиным.

Постмодерн означает не изменение содержания искус­ства (классического, модернистского, западного, восточ­ного), а изменение отношения к искусству. Искусство пе­рестает восприниматься как нечто «серьезное». Для него характерны эстетика бессмысленного и безобразного; дея­тельность без цели (деятельность, замкнутая сама на себя). Приемы постмодернистского искусства — коллекциониро­вание цитат, пародия и самопародия, стилизации, компиля­ции, коллажи, разрывы пространственно-временной после­довательности действий и прочее. Порожденные постмо­дерном формы «арт-активности»: 1960-е гг. — хэппенинг (англ. happening — случай, событие, происшествие) — ими­тация некоего действия, как бы случайное действие (близко современному флеш-мобингу) и 1980-е гг. — перформанс (англ. performance — игра, представление, спектакль, дей­ствие, трюк) — бессюжетный спектакль.

По словам Т. П. Матяш, понятие «постмодерн» в ка­кой-то мере близко понятию «демократия». Демократиза­ция общества есть его постмодернизация: разрушается еди­ный стиль культуры, возникает культурный плюрализм, стирающий грани между сакральным и общественным, нарастают процессы усреднения людей и возвышения мас­совой культуры, уменьшается возможность появления ге­ниев и героев, возвышающихся над толпой. Постмодер­нистские писатели создают художественные произведения, в которых нет ни героев, ни личностей, ни лидеров.

Итак, постмодерн — это особый тип мировоззрения, ори­ентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, хаотичность, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций — этических, эстетических, методологических и т. д., на от­каз от авторитетов любого ранга, начиная от государства, великой национальной идеи и кончая правилами поведе­ния человека в общении с другими.

Постструктурализм — течение современной мысли, при­шедшее в 1970-1980-е гг. на смену «классическому» структурализму. Постструктуралистские исследования (в том числе, в культурологической сфере) отличает стремление к использованию нетрадиционных методов, понятий, разру­шению привычных логических схем, «интеллектуальные провокации», ирония и т. п. К числу поструктуралистов относят (условно) Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ф. Лиотара и других; примыкает к данному направлению и группа российских философов, объединившихся вокруг издательства «Ad Marginem» (В. Подорога, М. Ямпольский и другие).

«Потерянное поколение»- определение поколения писателей, дебютировавших после. Первой мировой войны, в произведениях которых отразились разочарование в цивилизации, утрата просветительских идеалов, ощущение трагизма и пессимизма, обостренные опытом войны. Представители – Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Э.М. Ремарк, Р. Олдингтон, Ф.С. Фицджеральд.

«Поток сознания» -течение и творческий принцип в западноевропейской литературе начала XX в. Основной прием – прямое воспроизведение процессов душевной жизни, передача «внутреннего монолога», как бы «самоотчет ощущений». Стремится создать особую полноту иллюзии «присутствия», «сопереживания» при передаче психических состояний. Представители: Дж. Джойс, В. Вулф, Г. Стайн, М. Пруст.

«Почвенничество» (позднее славянофильство) – направление русской социально-философской мысли 1860-х – начала 1880-х гг. Главная идея – самобытность русской культуры. Ее хранитель – простой народ; интеллигент – «русский скиталец», оторвавшийся от «почвы». Суть русской самобытности в реализации христианской идеи смирения. Историческая миссия русского народа – объединить народы Европы в христианское братство путем покаяния (принятие на себя чужих грехов). Постижение национальной идеи («народного духа») через искусство; великое искусство (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и другие) – залог будущего величия России. Наряду с самобытным искусством русский народ должен создать самобытные фор­мы экономики, политики, права и т. п. Эта задача долж­на объединить все сословия и партии России. Представи­тели: А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, М. М. Достоев­ский, Н. Н. Страхов и другие. Журналы «Время», «Эпоха», поздние произведения Достоевского (особенно «Дневник писателя», Пушкинская речь, «Братья Карамазовы»).

Православие — одно из основных и старейших направ­лений в христианстве, его восточная ветвь. Начало формироваться в 395 г. с разделения Римской империи на Западную и Восточную и развилось преимущественно на территории Византийской империи; окончательно сложи­лось в 1054 г. после разделения католической и Право­славных Церквей (см. схизма). В отличие от католициз­ма православие не имело и не имеет единого культурного центра, в различных странах Православные Церкви воз­главляются патриархами (15 автокефальных церквей). В настоящее время является одним из главных направле­ний почти во всех странах Восточной Европы, на Балканах. В Православии существует представление о триедином Боге (Троице) и семи таинствах: крещении, миропомазании, елеосвящении, причащении, покаяниях (исповеди), бра­ке, священстве.

На Руси Православие было официально принято в 988 г. при Великом князе Владимире Святославиче и сыграло ключевую роль в формировании средневековой русской культуры.

Преемственность — основа связи настоящего, прошлого и будущего в развитии культурного процесса. При переходе от одних этапов развития культуры к последующим происходит сохранение, закрепление и формирование исторической предопределенности возникновения культур­ного выбора тех или иных феноменов, отдельных сторон характеристик культурного процесса.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — на­правление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более со­вершенному.

Производство — процесс создания материальных благ, без которых невозможно само существование людей. Материальное П. включает в себя следующие простые мо­менты: 1) целесообразную деятельность, или труд; 2) пред­меты труда: различные материалы, как естественные, природные, так и подвергшиеся обработке; 3) средства труда, служащие для воздействия на предметы труда. Под П. в более широком смысле понимают всю общественную деятельность людей, включая их деятельность в области науки, искусства, политики, а также сферу П. «самого человека» (семья, вся система воспитания и образования человека, медицинского обслуживания).

Пролеткульт (пролетарская культура) — культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-1932) пролетарской самодеятельности в раз­личных областях искусства, особенно в литературе и те­атре. Особенности: культивирование пролетарского образа жизни, нигилистическое отрицание культурного наследия.

Промышленный переворот — обозначение историческо­го периода перехода от мануфактуры к машинному производству. В 60-х гг. XVIII в. — 10-20-х гг. XIX в. промыш­ленный переворот произошел в Великобритании. Затем до конца XIX в. в разное время на путь промышленного пе­реворота вступили США, Франция, Германия, Италия, Япония, Россия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.