Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 15 страница



Во-вторых, характерной чертой мировоззрения Про­свещения был специфический рационализм, который фиксировался в формуле «законы природы — законы разума». Эта формула означала в понимании просвети­телей XVIII в., что по своей сущности природа разумна. Разумен и человек, поскольку он — составная часть при­роды. И задача, по их мнению, в том, чтобы человек учился у природы. Естественным следствием отсюда вытекало требование сделать законы природы и обязательными юридическими законами.

Столь же серьезные изменения претерпел и образ че­ловека. Был утрачен идеал «универсального человека», титана мысли и действия, который так отчетливо пред­ставлен у Леонардо да Винчи, Л. Б. Альберта. Между че­ловеком и природой образовался глубокий разрыв.

Философия и вся теоретическая мысль Просвещения явилась идейно-теоретической предпосылкой Великой французской революции. Хотя идеи Просвещения были по сути утопическими, но они сыграли свою положитель­ную роль и во многом определили характер духовной куль­туры и духовной жизни Европы XVIII и XIX столетий.

XIX век — «буржуазный век» — эпоха расцвета бур­жуазной культуры и, вместе с тем, эпоха начала ее кризи­са, разочарования в идеалах рационализма, появления край­них его выражений — позитивизма, техницизма, наукоцен-тризма, массовой культуры и т. д.

В XIX в. происходит коренной переворот в жизни че­ловека, связанный с появлением машины. Бердяев пи­шет: «Появление машины, — самая великая революция в человеческой судьбе. Машина становится между чело­веком и природой, она не только покоряет природную стихию, но и самого человека, она порабощает его, чело­век становится рабом машины... В условиях механиза­ции человек уходит на периферию жизни, отрывается от духовных основ...». Происходит дегуманизация труда. Место ремесленного труда, тесно связанного с личностью оотника, с его индивидуальным умением, искусством рчества, занял качественно однородный безликий труд простая затрата рабочей силы. Организованное та-образом производство становится запредельным по с^тношению к другим сферам человеческой деятельно-дои. Господство принципа всеобщей полезности ведет к »©му, что труд утрачивает черты положительной творче­ской деятельности, оказывается по ту сторону всякой ду-|вдавности. XIX в., по Бердяеву, положил конец творчеству «человека, наступает период разочарования, духовного опу­стошения. «В глубине человеческой культуры поднима-нугся какие-то стихии варварства, которые мешают даль­нейшему творчеству».

Разнообразные ценностные ориентации духовной культуры XIX в. концентрировались вокруг двух исход­ных позиций. Суть первой состояла в утверждении цен­ностной установки буржуазного образа жизни, культур-достижений быстро развивающегося капиталистического общества. Эта позиция пользовалась поддержкой Официальных властей и представителей официального ис­кусства. Суть второй — критическое неприятие буржу-юго общества. В развитии критических тенденций в духовной культуре XIX в. было два этапа, или черты. Во-первых, конфликт с действительностью осознавался как антагонистический, а искусство — как открытая форма его Поражения. Этот период связан с революционным дви­жением. Во-вторых, начиная с середины XIX в., наступает время зарождения и распространения социалистических идей и духовного кризиса буржуазного общества. Неве­рие в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов сделало преобладающим ми­ровоззрением, мироощущением пессимизм, безразличие, «ватию. Это нашло отражение в таком направлении куль­туры, как декаданс.

Искусство эпохи Нового времени. В историю запад­ноевропейского искусства эпоха Нового времени вошла как очень яркая фаза, имеющая самостоятельное значение и сложную структуру. К этому времени относился расцвет больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Каждая из них обнаруживала свое своеобразие, яркую национальную са­мобытность, обусловленные особенностями историческо­го и культурного развития той или иной страны, характе­ром общественно-политической жизни, спецификой худо­жественных традиций.

В то же время искусство эпохи, как и вся культура того времени, характеризуется рядом общих черт, свя­занных с коренными изменениями в мировоззрении. По­разительные успехи науки, особенно математики, астроно­мии, естествознания, географии расширили и усложнили представление о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Возникло отчетливое ощуще­ние неразрывной связи человека с этим миром, его зави­симости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому, разви­вая во многом ренессансные гуманистические традиции, искусство Нового времени чрезвычайно расширило сферу своих интересов. Соответственно обогатилась и его тема­тика, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самосто­ятельные жанры, развивались и углублялись те, которые уже существовали в эпоху Возрождения. Так, значительно видо­изменились и получили разнообразную интерпретацию религиозные и мифологические сюжеты, от бурной пате­тики и декоративности в творчестве мастеров барокко до жизненной и даже бытовой конкретности в работах ху­дожников-реалистов.

Усиление интереса к конкретной личности, ко всем инди­видуальным особенностям физического облика и характера человека привели к необычайному расцвету портретно-яо искусства, в частности, к развитию психологического портрета.

Иным, более многозначным становится и восприятие природы. Новое представление о мире способствовало стрем­лению глубже познать жизнь, ее многообразие, ее сложные взаимосвязи с человеком. Пристальное творческое позна­ние природы привело к важным открытиям в передаче пространства, освещения, общих ее закономерностей. Именно поэтому завоевания пейзажного искусства XVII в. стали основой для его развития в последующий период.

Поскольку в искусстве Нового времени важнейшее значение приобретал не только человек, но и среда его еуществования — природная и общественная, — широкое распространение получили некоторые жанры, которые прежде, в эпоху Возрождения, не имели большого значе­ния. К ним относится бытовой и исторический жанры, натюрморт и изображение животных.

В творчестве художников утверждается более целост­ное и глубокое восприятие действительности, что выра­жается в синтезе искусств: отдельные виды, как и отдельные произведения, утрачивали обособленность и стреми­лась к соединению друг с другом. Здания органически включались в пространство улицы, площади, парка. Скульптура стала динамичной, вторглась в архитектуру и садо­вое пространство. Декоративная живопись пространствен­но-перспективными эффектами дополняла то, что зало­жено в архитектурном интерьере. Само понимание синтеза расширилось и усложнилось, а это заметно активизирова­но развитие монументально-декоративного и декоратив­но-прикладного искусства.

Художественная культура Нового времени — явление несьма сложное. Неравномерность развития отдельных европейских государств, сложное взаимодействие и борьба социальных сил, характерные для этого переходного пе­риода в истории общества, обусловили ее сложность и мно­гообразие. Искусство этого времени уже нельзя опре­делить единым стилистическим понятием. Даже в рам­ках одной национальной школы можно нередко отметить существование различных, порой противоположных тече­ний и тенденций.

В отличие от предшествующих исторических перио­дов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), эпоха Нового времени взращивает несколько крупных сти­лей: барокко и рококо, классицизм и сентиментализм, ампир, романтизм, реализм, импрессионизм и т. д.

Таким образом, общее восприятие мира как движуще­гося потока в различных по социальному и национально­му характеру направлениях давало и различные художе­ственные результаты.

Новое время в истории культуры России охватыва­ет временной промежуток со второй половины XVII века до двух революций 1917 года. В целом, этот период совпа­дает с эпохой Российской Империи (1721-1917 годы), со­зданной Петром Великим. При этом следует учитывать, что петровские реформы — один из поворотных моментов российской истории — были подготовлены всем развити­ем России в XVII веке и фактически были начаты прави­телями-предшественниками Петра. Можно также назвать этот период петербургским, так как Петербург стал не только новой столицей России, но и символом новой ори­ентации ее культуры.

Новое время в истории российской культуры — это осо­бая эпоха, генетически связанная с эпохой русского Средне­вековья, но возникшая как результат кардинальных куль­турных изменений. Эти изменения проистекали как из внут­ренних факторов развития культуры России, так из внешних влияний, внешнего давления, контактов между российской н другими культурами (прежде всего, европейскими). На формирование культуры России в XVTII-XIX веках влия­ли тенденции, характерные для эпохи Нового времени и на Западе, и на Востоке. Это стремление к модернизации К секуляризации социально-экономической и культурной жизни, развитие капитализма, промышленный переворот, создание всемирного рынка и колониальных империй, на­учно-технический прогресс, рационалистическое, утили­таристское и механистическое мировоззрение, получив­шее в Европе название философии Просвещения, идеи эволюции и прогресса, развитие социальных утопий (со­циалистических, националистических и т. д.).

Событийную канву истории российской культуры в рассматриваемый период составляют реформы Петра I, Северная война (1700-1721 гг.), принесшая России сво­бодный выход к Балтийскому морю и сделавшая Россию частью политической системы Европы; эпоха дворцовых переворотов и «дворяновластия» XVIII века; царствование Екатерины II Великой (1762-1796 гг.), отмеченное внут­ренними преобразованиями, расширением границ России, превращением дворянства в привилегированное сословие и окончательным закрепощением крестьянства, вызвав­шим восстание под предводительством Е. Пугачева (1773-1775 гг.); авторитарное правление Павла I (1796-1801 гт.) и либеральный курс первых лет царствования Александ­ра I. Участие России в наполеоновских войнах (1801-1815 гг.), славным эпизодом которых явилась Отечествен­ная война 1812 года. Развитие движения дворянских ре­волюционеров-декабристов на фоне консервативной политики последних лет правления Александра 1(1815-1825 гг.). Военно-полицейский и бюрократический режим Николая I (1825-1855 гг.). Эпоха либеральных реформ Александра П (1855-1881 гг.), отмена крепостного права

(1861 г.), революционное движение народовольцев, пер­вое столкновение России с революционным террором. Про­мышленный переворот второй трети XIX века, индустриа­лизация конца XIX— начала XX века. Экономический подъем в России в царствование Александра III (1881— 1894 гт.) и начале правления Николая П (1894-1904 гг.), социально-экономические реформы СЮ. Витте. Новый подъем революционного движения, с участием рабочих, зарождение политических партий (консервативных, ли­беральных, революционных). Революция 1905 года, рефор­мы П. А. Столыпина. Участие России в Первой мировой войне (1914-1917 гг.), Февральская революция 1917 года, отречение Николая II, падение Российской Империи.

Россия в эпоху Нового времени была милитаризиро­ванным государством, почти постоянно находившимся в состоянии войны, тратившим на войну огромные челове­ческие и экономические силы. Кроме перечисленных выше, наиболее тяжелыми для страны были Семилетняя (1756-1763 гг.), Кавказская (1804-1864 гг.), Крымская (1853-1856 гг.), Русско-турецкая (1877-1878 гг.), Русско-японская (1904-1905 гг.) войны. Постоянное расширение границ в XVHI-XIX веках превратило Россию в огром­ную империю с большой этнической, экономической и куль­турной неоднородностью, постоянно вынужденную бороться за удержание окраин.

Для российского общества в эпоху Нового времени была характерна достаточно жесткая сословная структура. Со­циальные группы (дворянство, духовенство, разночинное чиновничество, купечество, городские обыватели, каза­чество, крестьянство) составляли относительно замкну­тые сословия, неравные по своим правам и обязанностям. У каждого из них была уникальная форма культуры, отли­чавшаяся особенностями образа жизни, языка, поведения, образования, традиций, одежды, проведения досуга и т. д.

Политическая система Империи эволюционировала от «регулярного государства» Петра Великого к дворянской монархии его преемников, «просвещенному абсолютизму» Екатерины II и бюрократическому абсолютизму XIX века. В годы реформ Александра II была предпринята попытка создать сильное местное самоуправление, подготовить про­ект конституции, ограничивающей императорский абсо­лютизм. В результате революции 1905 года возникла «дум­ская монархия», оставлявшая верховную власть в руках императора, но позволявшая выборному парламенту кон­тролировать формируемое императором правительство. Характерной чертой Российской Империи была реформа­торская деятельность правящих кругов. В истории Рос­сии в этот период типичной является фигура правителя-реформатора (Петр I, Екатерина П, Александр I, Алек­сандр П), государственного деятеля-реформатора (братья Шуваловы, Н. И. Панин, М. М. Сперанский, М. Т. Лорис-Меликов, С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и другие).

В духовной жизни Российской Империи главную роль продолжало играть православное христианство как офи­циальная религия государства и религия большинства населения. К другим религиозным учениям, за редким исключением, Империя проявляла терпимость. Новее религиозные общины, прежде всего, Православная Цер­ковь (пережившая уничтожение патриаршества, секуля­ризацию земель, закрытие множества монастырей), нахо­дились под все возрастающим контролем государства. В XV веке дворянская интеллигенция проходит через ув­лечения религиозным скептицизмом, масонством, оккульт­ной мистикой. С конца XVIII века, и особенно в XIX веке, Православная Церковь переживает духовный подъем. Раз­вивается система религиозного образования, открываются самобытные школы русского православного богословия, цер­ковной истории, патрологии и других церковных наук, усиливается влияние монастырей на общественные настро­ения. С деятельностью Паисия Величковского и его учени­ков связывают возрождение исихастской традиции, важ­ную роль в которой играют духовные учителя — «старцы». Наиболее известным центром «старчества» становится монастырь Козельская Он тина пустынь, который посеща­ли Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и многие виднейшие деятели русской культуры. Но в том же XIX веке усиливаются атеистические идеи, особенно в кругах либе­ральной и революционной интеллигенции.

Русская культура Нового времени была открыта различ­ным культурным влияниям. Однако эти влияния (прежде всего, западные) воспринимались русской культурой твор­чески, происходил их синтез с национальными культурны­ми традициями. Все основные стили европейского искус­ства (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, роман­тизм, реализм, натурализм, декаданс, модернистские течения начала XX века) не просто копировались, а пере­саживались на русскую почву, начинали развиваться как органичные элементы русской культуры.

В эпоху Нового времени культура России пережила расцвет, поставивший ее в ряд наиболее развитых куль­тур в истории человечества. Следует подчеркнуть, что этот расцвет затронул все основные сферы культуры: образо­вание, науку, технику, религиозную и философскую мысль, искусство. Полное перечисление имен выдающих­ся и всемирно известных представителей русской культу­ры заняло бы много страниц. Мы ограничимся указанием периодов в истории российской культуры Нового времени и укажем некоторых из ее представителей.

Культура конца XVH-XVIII веков. Писатели А. Д. Кан­темир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов (известный также как замечательный ученый, просветитель), А. П. Су­мароков, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин,

Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин (ранний период творчества). В XVIII веке начинает создаваться со­временный русский литературный язык. Церковно-сла-вянский язык остается богослужебным языком Православ­ной Церкви (как и в наши дни). Архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, М. Ф. Каза­нов, В. И. Баженов, Д. Кваренги (архитектурные памят­ники Петербурга и Москвы). Скульпторы Б. К. Растрелли, ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Э. М. Фалько-не (французский скульптор, создавший по заказу Екате­рины II памятник Петру Великому — «Медный всадник»). Живописцы А. Т. Матвеев, И. Н. Никитин, А. П. Антро­пов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, А. П. Лосенко. Театральный деятель Ф. Г. Волков, актриса и певица П. И. Жемчугова, балерина Т. В. Шлыкова, композиторы В. А. Пашков, Д. С. Бортнянский.

XIX век, ставший Золотым веком русской культуры. Писатели В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин (сыгравший решающую роль в создании русского литера­турного языка), М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Не­красов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, драматург А. Н. Островский. Композиторы А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, композиторы «Могу­чей кучки» (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков), П. И. Чай­ковский. Живописцы О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, А. Г. Венецианов, П. А. Федо­тов, передвижники И. Н. Крамской, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. И. Суриков, пейзажист И. И. Левитан. Скульпторы Б. И. Орловский, П. К. Клодт, Ф. П. Толстой, А; М. Опекушин, М. М. Антокольский, М. О. Микешин. Архитекторы А. Н. Воронихин, О. И. Бове, В. П. Стасов, А. И. Резанов, В. О. Шервуд. Нельзя не отметить споры

«западников» и «славянофилов», особую роль литера­турной критики и публицистики (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и другие).

Последние годы XIX — начало XX века, Серебряный век русской культуры. Религиозно-философский ренессанс представлен такими именами, как В. С. Соловьев, Л. М. Лопа­тин, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Н. О. Лосский, В. В. Роза­нов, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн, И. А. Ильин и другие. Писатели и поэты Д. С. Ме­режковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, И. А. Бунин, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Ман­дельштам, М. А. Кузьмин, М. И. Цветаева, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский и другие. Художники В. А. Серов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, К. А. Сомов, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, В. В. Кандинский, К. С. Малевич, М. 3. Шагал и другие. Скульпторы А. С. Го­лубкина, С. Т. Коненков. Архитекторы Ф. И. Шехтель, В. Ф. Валькот, А. В. Щусев. В театральном искусстве форми­руются школы К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда.

Номинализм (от лат. nomina — названия) — одно из двух основных (наряду с реализмом) течений западноев­ропейской мысли в средние века. Н. отвергал существова­ние общих понятий (универсалий) и признавал лишь су­ществование единичных предметов. Номиналисты утвер­ждали, что общие понятия — это только названия вещей, «звучание голоса», которым ничто реально не соответствует, универсалии существуют после вещей, т. е. в человеческом разуме.

Номовое государство (от греч. «ном» — наименование основной административной единицы) — первые государ­ства на Востоке, которые имели небольшие размеры, зани­дали пригодный для обработки кусок земли и формирова­лись вокруг храмов.

Нонконформизм — инакомыслие, несогласие с устано­вившейся идеологической или нравственной доктриной Государства. Неприятие господствующего порядка, господ­ствующих общественных мнений. Стремление во что бы to ни стало противоречить мнению большинства и посту­пать противоположным образом; бунтарство.

Ноосфера (сфера разума) — особый этап в развитии биосферы, в котором решающее значение приобретает ду­ховное творчество человечества. Понятие Н. было введе­но в конце 20-х гг. XX в. французским палеонтологом, математиком и философом Э. Ле Руа (1870-1954). В ос­нове его идеи лежит учение Вернадского о значении био­геохимических процессов в развитии биосферы. Эволю­ционная модель Ле Руа, Тейяра де Шардена и, отчасти, Вернадского восходит к основным положения неоплато­низма. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем приобщиться к Еди­ному. У авторов теории Н. человек также стремится пе­рейти в сферу Разума и раствориться в Боге (Тейяр де Шарден) или, охватив научной мыслью всю планету, дви­гаться в направлении постижения Божественных законов (Вернадский).

Норманская теория — направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого счита­ли норманнов (варягов) основателями государства в Древ­ней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и другими. Норманскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов.

НЭП — новая экономическая политика, принятая вес­ной 1921 г. 10 съездом РКП (б), сменившая политику «во­енного коммунизма». Была рассчитана на восстановление народного хозяйства и последующий переход к социа­лизму. Особенности: замена продразверстки проднало­гом в деревне; использование рынка, различных форм собственности; привлечение иностранного капитала. К на­чалу 1930-х гг. НЭП был фактически свернут и началось проведение политики ускоренной индустриализации, кол­лективизации сельского хозяйства, «культурной револю­ции», ставшей основой диктатуры Сталина.

О

Обмирщение(секуляризация) — формирование мир­ской, светской культуры, свободной от религиозного влия­ния. Процесс обмирщения культуры начинается в Европе: в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), в России — в ХVII в. Основные предпосылки обмирщения — религиозные вой­ны, развитие научных знаний, производства и торговли.

Образование — это процесс, система и институт, обес­печивающие усвоение знаний, ориентации и опыта, на­копленного в обществе. Оно многосторонне — от домаш­него обучения ребенка чтению до самообразования через чтение книг и путешествия. Однако его наиболее суще­ственный компонент — социальный институт, создавае­мый системой образования, различными учебными заведениями.

Как и любой социальный институт, оно имеет свои функции: 1) через систему образования происходит про­никновение научных теорий и художественных ценностей в сознание масс; 2) восприятие массовым сознанием высо­кой культуры тем эффективнее, чем просвещеннее массы, чем более научным стало их обыденное сознание; 3) в рам­ках данного института формируется и распространяется определенная система норм, принципов и ценностей обще­ства; 4) образование является важнейшим способом пере­дачи новым поколениям накопленного человечеством опыта; 5) это один из способов социализации личности в процессе ее адаптации к тем общественным отношени­ям, в которых ей предстоит дальше жить (более всего это относится к школьному образованию).

Состояние образования более непосредственно, чем иные сферы культуры, зависит от социально-политического и государственного строя каждой страны. Однако кризис образования — это глобальная проблема. Современные ученые выделили несколько причин такого кризиса: ин­формационный взрыв — знания растут в геометрической прогрессии, и постоянно встает вопрос: «чему же учить?»; проблема специализации: узкий специалист в современном производстве становится практически ненужным; а также инновация экономики.

Оккультизм (от лат. occultus — тайный, сокровен­ный) — общее название различных учений, часто имею­щих мистический характер, основывающихся на представ­лении о существовании в человеке и космосе неких скры­тых сил, доступных лишь для понимания «посвященных», прошедших специальную психическую подготовку.

Олигархия (от греч. — власть немногих) — политиче­ское и экономическое господство нескольких немногочисленных, но могущественных знатных родов, ограничива­ющее, а подчас подавляющее демократию. Аристотель называет О. вырождением аристократии.

Онтология культуры — (от греч. ontos — сущее, logos — понятие, учение) — концепция бытия культуры; учение о ее сущности, фундаментальных принципах.

Оп-арт — направление в современном изобразительном искусстве, создающее декоративные оптические иллюзии с помощью цветовых и визуальных эффектов.

Опредмечивание— существенная сторона культуры и культуротворчества, состоящая в овеществлении идей, объективации форм.

Опричнина— 1) в XIV-XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг., имеющего свою территорию, войско и государственный аппарат; 3) система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565-1572 гг. борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.).

Органицизм (органичности принцип) в гуманитарных науках — направление в научных исследованиях, которое кладет в основу объяснения социальных и культурных явлений: организма, органической целостности, организации, или иной степени уподобляет развитие социокультурных систем развитию живых организмов. Органицистские тенденции, широкое использование органических образов характерно для многих философов эпохи Просвещения, русских славянофилов XIX в., представителей цивилизационного подхода в культурологии. Чрезмерное применение органических моделей не раз подвергалось заслуженной критике, они доказали свою продуктивность и необходимость г только в науках о культуре, но и в кибернетике, общей систем и других областях научного знания.

Ортодокс, ортодоксальный (от греч. orthodoxos — правоверный, православный) — неуклонно придерживающийся определенного убеждения, направления, учения, ярый приверженец какой-либо религии.

Ордер архитектурный (от лат. ordo — порядок) — соотношение вертикальных (опорных) и горизонтальных (несомых) частей здания и их декоративное оформление. Ордерная система сложилась в архаический период древнегреческого искусства. Основными архитектурными ордерами дорический, ионический и коринфский.

Орнамент — узор, состоящий из регулярно повторяю­щихся геометрических или растительных элементов.

«Осевое время»— термин, введенный К. Ясперсом для обозначения промежутка времени между 800 и 200 гг. до н. э. О. в. — это «прорыв от мифа к логосу», т. е. переход от политеистического и мифологического мышления к монотеистическому и рациональному (научно-философскому). В этот период возникают духовные движения в Китае, Индии, Палестине и Древней Греции, сформировавшие тот тип личности, который существует и в настоящее время.

«Открытое общество» — понятие, обозначающее опре­деленный тип социокультурных систем, для которых считаются характерными свобода человеческой личности, гу­манизм, демократия, возможность рационального осмыс­ления и свободного обсуждение всех общественных проблем, их решение путем постепенных преобразований («социальной инженерии»). «Открытому» типу общества противопоставляется общество «закрытое», в котором лич­ность подавлена коллективом, деспотическая власть же­стоко пресекает любые попытки свободомыслия, соци­альные реформы осуществляются с помощью насилия и террора. Данное понятие создано А. Бергсоном («Два ис­точника морали и религии», 1932 г.) и К. Поппером («От­крытое общество и его враги», 1945 г.), широко использо­валось на Западе во второй половине XX века.

Отцы церкви — духовно-религиозные вожди христиан­ства, которых церковь признала наиболее авторитетными толкователями Священного Писания. Обычно проводят сле­дующее деление: 1) Апостолические отцы, примыкающие непосредственно к апостолу Павлу; 2) Апологетические (за­щищающие) отцы II века, пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христианского учения с греческой философией; 3) Позднейшие церковные писатели-богословы и лидеры монашества IV-VIII вв. и позднее, активно участвовавшие выработке церковной догматики, борьбе с ересями, выробатке норм духовной и церковной жизни, церковных канонов, гимнографии и иконографии.

П

Пайдейя (от греч. pais — ребенок) — воспитание и об­разование в Древней Греции, которое своей целью стави­ло гармоничное духовное и телесное формирование чело­века, реализующее все его способности и возможности. Аристотель считал отличительными признаками аристо­кратии высокое происхождение, богатство и П. Понятие «П.» близко по своему значению понятию «культура».

Палеолит(древний каменный век) — первый период первобытной эпохи (до X тыс. до н. э.), характерны ору­дия из камня, дерева и кости; овладение огнем, при не­умении добывать его; основной способ добывания пищи — охота и собирательство, позднее — рыболовство. Создатель культуры нижнего палеолита — человек типа питекант­ропа или синантропа, среднего палеолита — неандерталец, верхнего палеолита — кроманьонец.

Пантеизм (от греч. pan — все и theos — Бог) — фило­софское учение, утверждающее, что Бог и природа тождественны, полностью совпадают друг с другом, составляют единое целое.

Парламентское государство — форма правления, при которой правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответствен­ность перед законодательным органом власти — парла­ментом.

Парсуна (искажение слова «персона») — произведения русской, белорусской и украинской портретной живопи­си конца XVI-XVII вв., изображающие реальных людей в иконописной манере. Таким образом П. соединяет жанр советского портрета и иконописную традицию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.