|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 15 страницаВо-вторых, характерной чертой мировоззрения Просвещения был специфический рационализм, который фиксировался в формуле «законы природы — законы разума». Эта формула означала в понимании просветителей XVIII в., что по своей сущности природа разумна. Разумен и человек, поскольку он — составная часть природы. И задача, по их мнению, в том, чтобы человек учился у природы. Естественным следствием отсюда вытекало требование сделать законы природы и обязательными юридическими законами. Столь же серьезные изменения претерпел и образ человека. Был утрачен идеал «универсального человека», титана мысли и действия, который так отчетливо представлен у Леонардо да Винчи, Л. Б. Альберта. Между человеком и природой образовался глубокий разрыв. Философия и вся теоретическая мысль Просвещения явилась идейно-теоретической предпосылкой Великой французской революции. Хотя идеи Просвещения были по сути утопическими, но они сыграли свою положительную роль и во многом определили характер духовной культуры и духовной жизни Европы XVIII и XIX столетий. XIX век — «буржуазный век» — эпоха расцвета буржуазной культуры и, вместе с тем, эпоха начала ее кризиса, разочарования в идеалах рационализма, появления крайних его выражений — позитивизма, техницизма, наукоцен-тризма, массовой культуры и т. д. В XIX в. происходит коренной переворот в жизни человека, связанный с появлением машины. Бердяев пишет: «Появление машины, — самая великая революция в человеческой судьбе. Машина становится между человеком и природой, она не только покоряет природную стихию, но и самого человека, она порабощает его, человек становится рабом машины... В условиях механизации человек уходит на периферию жизни, отрывается от духовных основ...». Происходит дегуманизация труда. Место ремесленного труда, тесно связанного с личностью оотника, с его индивидуальным умением, искусством рчества, занял качественно однородный безликий труд простая затрата рабочей силы. Организованное та-образом производство становится запредельным по с^тношению к другим сферам человеческой деятельно-дои. Господство принципа всеобщей полезности ведет к »©му, что труд утрачивает черты положительной творческой деятельности, оказывается по ту сторону всякой ду-|вдавности. XIX в., по Бердяеву, положил конец творчеству «человека, наступает период разочарования, духовного опустошения. «В глубине человеческой культуры поднима-нугся какие-то стихии варварства, которые мешают дальнейшему творчеству». Разнообразные ценностные ориентации духовной культуры XIX в. концентрировались вокруг двух исходных позиций. Суть первой состояла в утверждении ценностной установки буржуазного образа жизни, культур-достижений быстро развивающегося капиталистического общества. Эта позиция пользовалась поддержкой Официальных властей и представителей официального искусства. Суть второй — критическое неприятие буржу-юго общества. В развитии критических тенденций в духовной культуре XIX в. было два этапа, или черты. Во-первых, конфликт с действительностью осознавался как антагонистический, а искусство — как открытая форма его Поражения. Этот период связан с революционным движением. Во-вторых, начиная с середины XIX в., наступает время зарождения и распространения социалистических идей и духовного кризиса буржуазного общества. Неверие в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов сделало преобладающим мировоззрением, мироощущением пессимизм, безразличие, «ватию. Это нашло отражение в таком направлении культуры, как декаданс. Искусство эпохи Нового времени. В историю западноевропейского искусства эпоха Нового времени вошла как очень яркая фаза, имеющая самостоятельное значение и сложную структуру. К этому времени относился расцвет больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Каждая из них обнаруживала свое своеобразие, яркую национальную самобытность, обусловленные особенностями исторического и культурного развития той или иной страны, характером общественно-политической жизни, спецификой художественных традиций. В то же время искусство эпохи, как и вся культура того времени, характеризуется рядом общих черт, связанных с коренными изменениями в мировоззрении. Поразительные успехи науки, особенно математики, астрономии, естествознания, географии расширили и усложнили представление о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Возникло отчетливое ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому, развивая во многом ренессансные гуманистические традиции, искусство Нового времени чрезвычайно расширило сферу своих интересов. Соответственно обогатилась и его тематика, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры, развивались и углублялись те, которые уже существовали в эпоху Возрождения. Так, значительно видоизменились и получили разнообразную интерпретацию религиозные и мифологические сюжеты, от бурной патетики и декоративности в творчестве мастеров барокко до жизненной и даже бытовой конкретности в работах художников-реалистов. Усиление интереса к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека привели к необычайному расцвету портретно-яо искусства, в частности, к развитию психологического портрета. Иным, более многозначным становится и восприятие природы. Новое представление о мире способствовало стремлению глубже познать жизнь, ее многообразие, ее сложные взаимосвязи с человеком. Пристальное творческое познание природы привело к важным открытиям в передаче пространства, освещения, общих ее закономерностей. Именно поэтому завоевания пейзажного искусства XVII в. стали основой для его развития в последующий период. Поскольку в искусстве Нового времени важнейшее значение приобретал не только человек, но и среда его еуществования — природная и общественная, — широкое распространение получили некоторые жанры, которые прежде, в эпоху Возрождения, не имели большого значения. К ним относится бытовой и исторический жанры, натюрморт и изображение животных. В творчестве художников утверждается более целостное и глубокое восприятие действительности, что выражается в синтезе искусств: отдельные виды, как и отдельные произведения, утрачивали обособленность и стремилась к соединению друг с другом. Здания органически включались в пространство улицы, площади, парка. Скульптура стала динамичной, вторглась в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектами дополняла то, что заложено в архитектурном интерьере. Само понимание синтеза расширилось и усложнилось, а это заметно активизировано развитие монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства. Художественная культура Нового времени — явление несьма сложное. Неравномерность развития отдельных европейских государств, сложное взаимодействие и борьба социальных сил, характерные для этого переходного периода в истории общества, обусловили ее сложность и многообразие. Искусство этого времени уже нельзя определить единым стилистическим понятием. Даже в рамках одной национальной школы можно нередко отметить существование различных, порой противоположных течений и тенденций. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), эпоха Нового времени взращивает несколько крупных стилей: барокко и рококо, классицизм и сентиментализм, ампир, романтизм, реализм, импрессионизм и т. д. Таким образом, общее восприятие мира как движущегося потока в различных по социальному и национальному характеру направлениях давало и различные художественные результаты. Новое время в истории культуры России охватывает временной промежуток со второй половины XVII века до двух революций 1917 года. В целом, этот период совпадает с эпохой Российской Империи (1721-1917 годы), созданной Петром Великим. При этом следует учитывать, что петровские реформы — один из поворотных моментов российской истории — были подготовлены всем развитием России в XVII веке и фактически были начаты правителями-предшественниками Петра. Можно также назвать этот период петербургским, так как Петербург стал не только новой столицей России, но и символом новой ориентации ее культуры. Новое время в истории российской культуры — это особая эпоха, генетически связанная с эпохой русского Средневековья, но возникшая как результат кардинальных культурных изменений. Эти изменения проистекали как из внутренних факторов развития культуры России, так из внешних влияний, внешнего давления, контактов между российской н другими культурами (прежде всего, европейскими). На формирование культуры России в XVTII-XIX веках влияли тенденции, характерные для эпохи Нового времени и на Западе, и на Востоке. Это стремление к модернизации К секуляризации социально-экономической и культурной жизни, развитие капитализма, промышленный переворот, создание всемирного рынка и колониальных империй, научно-технический прогресс, рационалистическое, утилитаристское и механистическое мировоззрение, получившее в Европе название философии Просвещения, идеи эволюции и прогресса, развитие социальных утопий (социалистических, националистических и т. д.). Событийную канву истории российской культуры в рассматриваемый период составляют реформы Петра I, Северная война (1700-1721 гг.), принесшая России свободный выход к Балтийскому морю и сделавшая Россию частью политической системы Европы; эпоха дворцовых переворотов и «дворяновластия» XVIII века; царствование Екатерины II Великой (1762-1796 гг.), отмеченное внутренними преобразованиями, расширением границ России, превращением дворянства в привилегированное сословие и окончательным закрепощением крестьянства, вызвавшим восстание под предводительством Е. Пугачева (1773-1775 гг.); авторитарное правление Павла I (1796-1801 гт.) и либеральный курс первых лет царствования Александра I. Участие России в наполеоновских войнах (1801-1815 гг.), славным эпизодом которых явилась Отечественная война 1812 года. Развитие движения дворянских революционеров-декабристов на фоне консервативной политики последних лет правления Александра 1(1815-1825 гг.). Военно-полицейский и бюрократический режим Николая I (1825-1855 гг.). Эпоха либеральных реформ Александра П (1855-1881 гг.), отмена крепостного права (1861 г.), революционное движение народовольцев, первое столкновение России с революционным террором. Промышленный переворот второй трети XIX века, индустриализация конца XIX— начала XX века. Экономический подъем в России в царствование Александра III (1881— 1894 гт.) и начале правления Николая П (1894-1904 гг.), социально-экономические реформы СЮ. Витте. Новый подъем революционного движения, с участием рабочих, зарождение политических партий (консервативных, либеральных, революционных). Революция 1905 года, реформы П. А. Столыпина. Участие России в Первой мировой войне (1914-1917 гг.), Февральская революция 1917 года, отречение Николая II, падение Российской Империи. Россия в эпоху Нового времени была милитаризированным государством, почти постоянно находившимся в состоянии войны, тратившим на войну огромные человеческие и экономические силы. Кроме перечисленных выше, наиболее тяжелыми для страны были Семилетняя (1756-1763 гг.), Кавказская (1804-1864 гг.), Крымская (1853-1856 гг.), Русско-турецкая (1877-1878 гг.), Русско-японская (1904-1905 гг.) войны. Постоянное расширение границ в XVHI-XIX веках превратило Россию в огромную империю с большой этнической, экономической и культурной неоднородностью, постоянно вынужденную бороться за удержание окраин. Для российского общества в эпоху Нового времени была характерна достаточно жесткая сословная структура. Социальные группы (дворянство, духовенство, разночинное чиновничество, купечество, городские обыватели, казачество, крестьянство) составляли относительно замкнутые сословия, неравные по своим правам и обязанностям. У каждого из них была уникальная форма культуры, отличавшаяся особенностями образа жизни, языка, поведения, образования, традиций, одежды, проведения досуга и т. д. Политическая система Империи эволюционировала от «регулярного государства» Петра Великого к дворянской монархии его преемников, «просвещенному абсолютизму» Екатерины II и бюрократическому абсолютизму XIX века. В годы реформ Александра II была предпринята попытка создать сильное местное самоуправление, подготовить проект конституции, ограничивающей императорский абсолютизм. В результате революции 1905 года возникла «думская монархия», оставлявшая верховную власть в руках императора, но позволявшая выборному парламенту контролировать формируемое императором правительство. Характерной чертой Российской Империи была реформаторская деятельность правящих кругов. В истории России в этот период типичной является фигура правителя-реформатора (Петр I, Екатерина П, Александр I, Александр П), государственного деятеля-реформатора (братья Шуваловы, Н. И. Панин, М. М. Сперанский, М. Т. Лорис-Меликов, С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и другие). В духовной жизни Российской Империи главную роль продолжало играть православное христианство как официальная религия государства и религия большинства населения. К другим религиозным учениям, за редким исключением, Империя проявляла терпимость. Новее религиозные общины, прежде всего, Православная Церковь (пережившая уничтожение патриаршества, секуляризацию земель, закрытие множества монастырей), находились под все возрастающим контролем государства. В XV веке дворянская интеллигенция проходит через увлечения религиозным скептицизмом, масонством, оккультной мистикой. С конца XVIII века, и особенно в XIX веке, Православная Церковь переживает духовный подъем. Развивается система религиозного образования, открываются самобытные школы русского православного богословия, церковной истории, патрологии и других церковных наук, усиливается влияние монастырей на общественные настроения. С деятельностью Паисия Величковского и его учеников связывают возрождение исихастской традиции, важную роль в которой играют духовные учителя — «старцы». Наиболее известным центром «старчества» становится монастырь Козельская Он тина пустынь, который посещали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и многие виднейшие деятели русской культуры. Но в том же XIX веке усиливаются атеистические идеи, особенно в кругах либеральной и революционной интеллигенции. Русская культура Нового времени была открыта различным культурным влияниям. Однако эти влияния (прежде всего, западные) воспринимались русской культурой творчески, происходил их синтез с национальными культурными традициями. Все основные стили европейского искусства (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, декаданс, модернистские течения начала XX века) не просто копировались, а пересаживались на русскую почву, начинали развиваться как органичные элементы русской культуры. В эпоху Нового времени культура России пережила расцвет, поставивший ее в ряд наиболее развитых культур в истории человечества. Следует подчеркнуть, что этот расцвет затронул все основные сферы культуры: образование, науку, технику, религиозную и философскую мысль, искусство. Полное перечисление имен выдающихся и всемирно известных представителей русской культуры заняло бы много страниц. Мы ограничимся указанием периодов в истории российской культуры Нового времени и укажем некоторых из ее представителей. Культура конца XVH-XVIII веков. Писатели А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов (известный также как замечательный ученый, просветитель), А. П. Сумароков, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин (ранний период творчества). В XVIII веке начинает создаваться современный русский литературный язык. Церковно-сла-вянский язык остается богослужебным языком Православной Церкви (как и в наши дни). Архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, М. Ф. Казанов, В. И. Баженов, Д. Кваренги (архитектурные памятники Петербурга и Москвы). Скульпторы Б. К. Растрелли, ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Э. М. Фалько-не (французский скульптор, создавший по заказу Екатерины II памятник Петру Великому — «Медный всадник»). Живописцы А. Т. Матвеев, И. Н. Никитин, А. П. Антропов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, А. П. Лосенко. Театральный деятель Ф. Г. Волков, актриса и певица П. И. Жемчугова, балерина Т. В. Шлыкова, композиторы В. А. Пашков, Д. С. Бортнянский. XIX век, ставший Золотым веком русской культуры. Писатели В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин (сыгравший решающую роль в создании русского литературного языка), М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, драматург А. Н. Островский. Композиторы А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, композиторы «Могучей кучки» (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков), П. И. Чайковский. Живописцы О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов, передвижники И. Н. Крамской, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. И. Суриков, пейзажист И. И. Левитан. Скульпторы Б. И. Орловский, П. К. Клодт, Ф. П. Толстой, А; М. Опекушин, М. М. Антокольский, М. О. Микешин. Архитекторы А. Н. Воронихин, О. И. Бове, В. П. Стасов, А. И. Резанов, В. О. Шервуд. Нельзя не отметить споры «западников» и «славянофилов», особую роль литературной критики и публицистики (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и другие). Последние годы XIX — начало XX века, Серебряный век русской культуры. Религиозно-философский ренессанс представлен такими именами, как В. С. Соловьев, Л. М. Лопатин, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн, И. А. Ильин и другие. Писатели и поэты Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, И. А. Бунин, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин, М. И. Цветаева, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский и другие. Художники В. А. Серов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, К. А. Сомов, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, В. В. Кандинский, К. С. Малевич, М. 3. Шагал и другие. Скульпторы А. С. Голубкина, С. Т. Коненков. Архитекторы Ф. И. Шехтель, В. Ф. Валькот, А. В. Щусев. В театральном искусстве формируются школы К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда. Номинализм (от лат. nomina — названия) — одно из двух основных (наряду с реализмом) течений западноевропейской мысли в средние века. Н. отвергал существование общих понятий (универсалий) и признавал лишь существование единичных предметов. Номиналисты утверждали, что общие понятия — это только названия вещей, «звучание голоса», которым ничто реально не соответствует, универсалии существуют после вещей, т. е. в человеческом разуме. Номовое государство (от греч. «ном» — наименование основной административной единицы) — первые государства на Востоке, которые имели небольшие размеры, занидали пригодный для обработки кусок земли и формировались вокруг храмов. Нонконформизм — инакомыслие, несогласие с установившейся идеологической или нравственной доктриной Государства. Неприятие господствующего порядка, господствующих общественных мнений. Стремление во что бы to ни стало противоречить мнению большинства и поступать противоположным образом; бунтарство. Ноосфера (сфера разума) — особый этап в развитии биосферы, в котором решающее значение приобретает духовное творчество человечества. Понятие Н. было введено в конце 20-х гг. XX в. французским палеонтологом, математиком и философом Э. Ле Руа (1870-1954). В основе его идеи лежит учение Вернадского о значении биогеохимических процессов в развитии биосферы. Эволюционная модель Ле Руа, Тейяра де Шардена и, отчасти, Вернадского восходит к основным положения неоплатонизма. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем приобщиться к Единому. У авторов теории Н. человек также стремится перейти в сферу Разума и раствориться в Боге (Тейяр де Шарден) или, охватив научной мыслью всю планету, двигаться в направлении постижения Божественных законов (Вернадский). Норманская теория — направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и другими. Норманскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов. НЭП — новая экономическая политика, принятая весной 1921 г. 10 съездом РКП (б), сменившая политику «военного коммунизма». Была рассчитана на восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Особенности: замена продразверстки продналогом в деревне; использование рынка, различных форм собственности; привлечение иностранного капитала. К началу 1930-х гг. НЭП был фактически свернут и началось проведение политики ускоренной индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, «культурной революции», ставшей основой диктатуры Сталина. О Обмирщение(секуляризация) — формирование мирской, светской культуры, свободной от религиозного влияния. Процесс обмирщения культуры начинается в Европе: в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), в России — в ХVII в. Основные предпосылки обмирщения — религиозные войны, развитие научных знаний, производства и торговли. Образование — это процесс, система и институт, обеспечивающие усвоение знаний, ориентации и опыта, накопленного в обществе. Оно многосторонне — от домашнего обучения ребенка чтению до самообразования через чтение книг и путешествия. Однако его наиболее существенный компонент — социальный институт, создаваемый системой образования, различными учебными заведениями. Как и любой социальный институт, оно имеет свои функции: 1) через систему образования происходит проникновение научных теорий и художественных ценностей в сознание масс; 2) восприятие массовым сознанием высокой культуры тем эффективнее, чем просвещеннее массы, чем более научным стало их обыденное сознание; 3) в рамках данного института формируется и распространяется определенная система норм, принципов и ценностей общества; 4) образование является важнейшим способом передачи новым поколениям накопленного человечеством опыта; 5) это один из способов социализации личности в процессе ее адаптации к тем общественным отношениям, в которых ей предстоит дальше жить (более всего это относится к школьному образованию). Состояние образования более непосредственно, чем иные сферы культуры, зависит от социально-политического и государственного строя каждой страны. Однако кризис образования — это глобальная проблема. Современные ученые выделили несколько причин такого кризиса: информационный взрыв — знания растут в геометрической прогрессии, и постоянно встает вопрос: «чему же учить?»; проблема специализации: узкий специалист в современном производстве становится практически ненужным; а также инновация экономики. Оккультизм (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — общее название различных учений, часто имеющих мистический характер, основывающихся на представлении о существовании в человеке и космосе неких скрытых сил, доступных лишь для понимания «посвященных», прошедших специальную психическую подготовку. Олигархия (от греч. — власть немногих) — политическое и экономическое господство нескольких немногочисленных, но могущественных знатных родов, ограничивающее, а подчас подавляющее демократию. Аристотель называет О. вырождением аристократии. Онтология культуры — (от греч. ontos — сущее, logos — понятие, учение) — концепция бытия культуры; учение о ее сущности, фундаментальных принципах. Оп-арт — направление в современном изобразительном искусстве, создающее декоративные оптические иллюзии с помощью цветовых и визуальных эффектов. Опредмечивание— существенная сторона культуры и культуротворчества, состоящая в овеществлении идей, объективации форм. Опричнина— 1) в XIV-XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг., имеющего свою территорию, войско и государственный аппарат; 3) система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565-1572 гг. борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.). Органицизм (органичности принцип) в гуманитарных науках — направление в научных исследованиях, которое кладет в основу объяснения социальных и культурных явлений: организма, органической целостности, организации, или иной степени уподобляет развитие социокультурных систем развитию живых организмов. Органицистские тенденции, широкое использование органических образов характерно для многих философов эпохи Просвещения, русских славянофилов XIX в., представителей цивилизационного подхода в культурологии. Чрезмерное применение органических моделей не раз подвергалось заслуженной критике, они доказали свою продуктивность и необходимость г только в науках о культуре, но и в кибернетике, общей систем и других областях научного знания. Ортодокс, ортодоксальный (от греч. orthodoxos — правоверный, православный) — неуклонно придерживающийся определенного убеждения, направления, учения, ярый приверженец какой-либо религии. Ордер архитектурный (от лат. ordo — порядок) — соотношение вертикальных (опорных) и горизонтальных (несомых) частей здания и их декоративное оформление. Ордерная система сложилась в архаический период древнегреческого искусства. Основными архитектурными ордерами дорический, ионический и коринфский. Орнамент — узор, состоящий из регулярно повторяющихся геометрических или растительных элементов. «Осевое время»— термин, введенный К. Ясперсом для обозначения промежутка времени между 800 и 200 гг. до н. э. О. в. — это «прорыв от мифа к логосу», т. е. переход от политеистического и мифологического мышления к монотеистическому и рациональному (научно-философскому). В этот период возникают духовные движения в Китае, Индии, Палестине и Древней Греции, сформировавшие тот тип личности, который существует и в настоящее время. «Открытое общество» — понятие, обозначающее определенный тип социокультурных систем, для которых считаются характерными свобода человеческой личности, гуманизм, демократия, возможность рационального осмысления и свободного обсуждение всех общественных проблем, их решение путем постепенных преобразований («социальной инженерии»). «Открытому» типу общества противопоставляется общество «закрытое», в котором личность подавлена коллективом, деспотическая власть жестоко пресекает любые попытки свободомыслия, социальные реформы осуществляются с помощью насилия и террора. Данное понятие создано А. Бергсоном («Два источника морали и религии», 1932 г.) и К. Поппером («Открытое общество и его враги», 1945 г.), широко использовалось на Западе во второй половине XX века. Отцы церкви — духовно-религиозные вожди христианства, которых церковь признала наиболее авторитетными толкователями Священного Писания. Обычно проводят следующее деление: 1) Апостолические отцы, примыкающие непосредственно к апостолу Павлу; 2) Апологетические (защищающие) отцы II века, пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христианского учения с греческой философией; 3) Позднейшие церковные писатели-богословы и лидеры монашества IV-VIII вв. и позднее, активно участвовавшие выработке церковной догматики, борьбе с ересями, выробатке норм духовной и церковной жизни, церковных канонов, гимнографии и иконографии. П Пайдейя (от греч. pais — ребенок) — воспитание и образование в Древней Греции, которое своей целью ставило гармоничное духовное и телесное формирование человека, реализующее все его способности и возможности. Аристотель считал отличительными признаками аристократии высокое происхождение, богатство и П. Понятие «П.» близко по своему значению понятию «культура». Палеолит(древний каменный век) — первый период первобытной эпохи (до X тыс. до н. э.), характерны орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем, при неумении добывать его; основной способ добывания пищи — охота и собирательство, позднее — рыболовство. Создатель культуры нижнего палеолита — человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита — неандерталец, верхнего палеолита — кроманьонец. Пантеизм (от греч. pan — все и theos — Бог) — философское учение, утверждающее, что Бог и природа тождественны, полностью совпадают друг с другом, составляют единое целое. Парламентское государство — форма правления, при которой правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти — парламентом. Парсуна (искажение слова «персона») — произведения русской, белорусской и украинской портретной живописи конца XVI-XVII вв., изображающие реальных людей в иконописной манере. Таким образом П. соединяет жанр советского портрета и иконописную традицию.
|
|||
|