Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 14 страница



Во второй половине столетия развитые страны все ак­тивнее отказывались от «контейнеров», из моды вышло стандартное потребление, стали популярны индивидуаль­ность и непохожесть людей, предпочтительными ценно­стями считались политический плюрализм, культурное многообразие. Экономика от серийного, поточного произ­водства перешла к мелкосерийному и индивидуальному, по соседству с крупными транснациональными корпора­циями расцвел малый бизнес, от громоздких бюрократи­ческих структур предприятия и учреждения перешли к гибким матричным организациям.

XX век называют самым динамичным за всю историю человечества. Процессы обновления, или модернизации, затронули все страны мира и каждого человека в отдельно­сти. Ученые придумали теорию модернизации, а художни­ки — новый стиль в искусстве, названный модернизмом.

Модерн (лат. — новый, современный) и постмодерн (лат.
post- после-) — две основные тенденции в культуре и
искусстве XX века. Хронологических границы и различия в содержании между эпохами весьма условны: модерн — это первая половина XX века, постмодерн — последние де­сятилетия XX века. 1960-е годы рассматриваются как ру­беж между ними.

Суть модернизации связывают со всемирным распро­странением по земному шару таких ценностей, как раци­онализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация. Однако в 80-е годы XX века появился новый термин — постмодернизм. Им начали обозначать тенденции в со­временной культуре, которые характеризуют развитые ка­питалистические общества во второй половине XX столе­тия, а точнее на рубеже 70-80-х годов, когда эти страны вступили в стадию постиндустриального общества. Таким образом, модернизм характеризует преимущественно культуру первой половины XX века, зрелое индустриаль­ное общество, где главенствует рационализм, урбанизация, искусство для искусства», а постмодернизм обозначает совершенно новую культурную ситуацию, сложившуюся во второй половине и в конце XX столетия в постиндуст­риальных странах. Ей присущи такие черты, как отход от рационалистических систем, отказ от догмы единого для всех стран капиталистического пути развития, признание плюрализма, разнообразия культур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и другое.

Модернизм искусствоведы понимают двояко — в ши­роком и узком смысле. В первом он обозначает всю сово­купность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных цен­ностей XVIII—XIX веков и провозгласивших новые подхо­ды и ценности. В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком случае его назва­ние берут в кавычки. «Модерн» — стилевое направление

в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX века.

Ключевыми характеристиками модернизма являются:

•   идея радикального обновления искусства, культу­ры, человека, общественной жизни; близость к со­циальным утопиям (коммунизму, фашизму и т. д.);

. концептуализм — создание теорий модернизации искусства и культуры; главная функция искусства видится в том, чтобы не отражать мир, а конструи­ровать его (конструктивизм в широком понимании);

. стремление к эпатажу (франц. — поражать, оше­ломлять);

•   сильное влияние философских, социологических, пси­хологических и культурологических теорий (марк­сизма, психоанализа, теории Шпенглера, экзистенци­ализма, структурализма и других).

Главные направления модернистского искусства пер­вой половины XX века: футуризм, кубизм, фовизм, эксп­рессионизм, дадаизм, сюрреализм, «абсурдизм», абстрак­ционизм; переходный период: поздний абстракционизм, поп-арт, «искусство обыденного» (Э. Уорхолл и другие).

Кризис модернизма относят к 1950-1960 гг., которые отмечены следующими событиями: «Молодежная револю­ция» 1960-х гг., политический кризис 1968 г., массовые протесты молодежи в США и Франции.

Мозаика — сюжетное или орнаментальное изображе­ние, выполненное из отдельных, плотно прилегающих друг к другу кусочков цветного стекла, камня и другого.

Монополия(от греч. mono — один и poleo — прода­но)— дословно переводится как «продаю один». Исклю­чительное право производства или торговли, принадлежа­щее одному человеку, или группе лиц, или государству.

Монополистические объединения приводят к установлению господства в той или иной отрасли экономики.

Монотеизм (от греч.monos — единственный иtheos — Вот)— учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими в строгом смысле являются иудейская религия ислам, а в широком смысле также и христианство.

Монументальное искусство — род изобразительного состава, отличающегося большим масштабом произве-, значительностью идейного содержания (скульптур-памятники, стенная роспись, витражи и т. д.).

Моральная культура. Мораль — вид общественных отношений, форма общественного сознания и самосознания посредством которого человек приходит к постижению своего бытия в качестве человека, своего призвания и предназначения, а значит, целей и смысла своего существования.

Моральная культура— характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень осваевания ею морального опыта общества, способность орга-яичного и последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и прин­ципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Моральную культуру можно определить как уровень (Человечности, гуманности, достигнутый обществом и ин-Динидом. Она — явление сложное и многоуровневое, в ней уплетены общественные и индивидуальные отношения, культура социума, индивида, морального сознания и по­ведения.

Моральная культура — это целостная система элементов:   

• культура этического мышления — способность мо­рального суждения, умение пользоваться этическими знаниями, различать добро и зло, в каком бы обли­чий они ни выступали, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации;

культура чувств, способности человека к «мораль­ному резонансу», сочувствию, сопереживанию;

 культура поведения, характеризующая конкретный образ осуществления в моральной практике помыс­лов и чувств, степень их превращения в повседнев­ную форму поступка;

 этикет как уровень культуры в общении, поведении.

Моральная культура личности имеет несколько уровней:

1)низший уровень — ориентация индивида на воспри­ятие моральной культуры через подражание и воспроиз­ведение общепринятого содержания поступков (по при­вычке, автоматически);

2)средний уровень — реализация моральных предпи­саний и ценностей, определяемая общественным мнени­ем, желанием выделиться, чувствами стыда или гордости, страхом перед осуждением или позором;

3)высший уровень, являющийся показателем наличия моральной культуры — саморегуляция, опора на совесть и моральные потребности.

Моральная культура общества находится в прямой за­висимости от моральной культуры индивидов. Также важ­нейшим ее показателем является и то, насколько индивид, действующий в соответствии с моральными критериями и потребностями, может достигать эффективных результатов и в достижении практических, прагматических целей. Имен­но этот компонент позволяет гармонизировать духовные и материальные потребности человека, сблизить моральную культуру и комфортное существование.

Моральный выбор — акт моральной деятельности, за­ключающийся в том, что человек, проявляя свою автономию самоопределяется в отношении системы ценностей способов их реализации в линии поведения или отдельных поступках.

Морфология культуры (от греч. morphe — вид, образ, форма) — это раздел культурологической науки, изучаю-различные формы культурных явлений, внутреннюю стуру этих явлений, а также различные типы связей культурными явлениями, позволяющие им орга-зываться в культурные системы. Морфология культуры является пограничной областью исследований для социологии культуры, культурной антропологии, теории и философии культуры, но использует и материалы, предоставляемые психологией, археологией, историей и дру-гмми науками о человеке.

Морфология культуры — сравнительно новая область культурологического знания, она сформировалась в середине — второй половине XX века. В работах по морфоло-i 'Янн культуры используются методологии структурного анализа, теории систем, социобиологии, этнопсихологии, современной лингвистики и т. д.

  Одна из главных задач морфологии культуры — построение моделей культурных явлений, культурных систем, культурных процессов, различных изменений культуры (культурной динамики). Другое важное для данной науки направление работ связано с исследование циклов в Истории культуры, циклических перемен в строении куль­туры и внутри культурных форм. Морфология культуры ноеволяет более точно описать разнообразные типы культуры выделив в них устойчивые и изменчивые элементы. И Морфология культуры разрабатывает проблемы зарождения и становления культурных форм, их видоизменения (трансформации) в зависимости от изменений, происходящих в природной и общественной среде, окружающей культуру. Другой круг проблем связан с функциями куль­турных форм, их организацией и самоорганизацией в виде разного рода подсистем, областей, уровней культуры. За­нимается морфология культуры и вопросами культурной коммуникации, то есть способами обмена информацией между культурами или различными частями одной куль­туры. Взаимодействие систем и институтов культуры со сферами экономики, политики, техники — еще один пред­мет исследований для морфологии культуры.

Изучение морфологии культуры имеет как теоретичес­кие аспекты, связанные с научным описанием культурных форм, так и практические аспекты, связанные с разработ­кой культурной политики, образовательными программа­ми и т. п. Морфология культуры занимает одно из важней­ших мест среди современных культурологических наук.

Московское барокко (нарышкинский стиль) — услов­ное (по фамилии дворян Нарышкиных, породнившихся, через Наталью Нарышкину — мать Петра Великого, с пра­вящим домом Романовых) название стилевого направле­ния в русской архитектуре конца XVH — начала ХУШ вв., для которого характерны нарядные многоярусные церкви и светские здания с резным белокаменным декором, а также элементами архитектурного ордера. Данный стиль стал важным проявлением западных влияний на русскую культуру накануне и в начальный период петровских ре­форм.

Музыка— вид искусства, в котором художественный образы формируются с помощью последовательности звуков.

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития и выполняла тогда преимущественно ритуальную и утилитарную роль (ритм служил объединению людей в едином трудовом процессе). Уже на ранних этапах музыка закрепляла и развивала функцию звукового общения, свя­занную с человеческой речью. Первичное музыкальное обоб­щение речевых интонаций происходит в народных мелоди­ях, которые создавались и шлифовались сотнями лет.

Вначале музыка развивалась в неразрывной связи с литературой. Поэтическое произведение интонировалось мелодией, напевалось. В таком же синтезе находилась музыка с танцем. Она близка и архитектуре огромной значимостью в ней ритма, отвлеченным характером сво­их образов, высокой степенью художественного абстраги­рования от конкретного жизненного материала, входяще­го в образ в «снятом» виде, и, наконец, особенно большими возможностями отражения не отдельных сторон и частно­стей жизни, а именно ее сути.

Важнейшие элементы и выразительные средства му­зыкального языка — мелодико-интонационный строи, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, дина­мика. Первым музыкальным инструментом был голос. Основа музыки — ритм и гармония, в своем соединении дающие мелодию. Музыка по своей природе динамична. Она не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю бесконечную гамму человеческих переживаний.

Музыкальное искусство создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музы­ки. Считается, что источник музыки — интонации страстно возбужденной речи. Это-то и накладывает печать на осо­бенности музыки, которая говорит с людьми на «непосред­ственном языке души», волнует человека, вызывает у него чувства радости, печали, скорби, бесконечное многообра­зие эмоций и их оттенков. Музыкальный образ весь со­ткан из человеческих чувств.

Музыка включает в себя звукоподражание, есть в ней и изобразительные моменты, но не они составляют ее специфическую черту. Музыкальный образ лишен непос­редственной видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точные понятия, не создает зрительно ощу­тимые картины, не пересказывает события. Музыка не столько изображение предметного мира, сколько отобра­жение человеческих чувств и мыслей.

Музыку часто называют самым романтическим видом искусства. Это связано с характером музыкального обра­за. Жизненное содержание в нем отвлечено от всего пред­метно-вещественного. Развитие музыкальных образов пред­ставляет собой «чистое движение». Слушая музыку, мы не имеем перед глазами созерцаемого предмета, а как бы следим за движением самой души.

Н

Намаз — обязательная ежедневная пятикратная молитва в исламе.

Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции в России во второй половине XIX в., выступление против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Н. — разновидность крестьянской, шой социалистической утопии. Родоначальники — (А.И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, идеологи — М. А. Баку-П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Возрождение революци­ях) народничества в конце 1890-х — начале 1900-х гг. называемое неонародничество) связано с деятельно-партии эсеров.

НАТО (Организация Североатлантического Договора англ. North Atlantic Treaty Organization — NATO) — ю-политический союз, созданный на основе Северо-гического договора, подписанного 4 апреля 1949 г. гагтоне (США), Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, галмей, Норвегией, Данией, Исландией. В 1952 г. «НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. — ФРГ, в 1982 г. — Испания. В рамках НАТО создано объе­диненное военное командование. В 1966 г. из военной организации НАТО вышла Франция, в 1974 г. — Греция (в 1980 г. вернулась в организацию); в военную органи­зацию не входит Испания. Высший орган — сессия Сове­ту НАТО. Штаб-квартира в Брюсселе.

Натурализм (от лат. naturalis — природный, естествен­ный) — 1) натуралистическое изображение земного мира, один из ведущих принципов европейской культуры эпохи Возрождения и просветительской мысли XVII-XVIII вв. (на­туралистическое изображение земного мира, концепции пан­теизма, «естественного человека», естественного общества, естественной морали, естественного права и т. п.); 2) в фи­лософии, взгляд на мир, согласно которому природа высту­пает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное, «сверхъес­тественное»; 3) в социологии присущ теориям, объясняю­щим развитие общества различными природными фак­торами — климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей-и т. д.; 4) направление в европейской и американской ли­тературе и искусстве последней трети XIX в., стремящееся к внешне точному изображению действительности, уподоб­ляя художественное познание научному.

Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукты труда предназначаются для внутреннего потреб­ления, а не для продажи на рынке. Как правило, основа­но на земледелии, характерно для аграрного типа эконо­мики и социальной системы. С появлением и углублени­ем общественного разделения труда вытесняется товарным производством.

Натурфилософия (от греч. natura — природа) — фило­софия природы, особенностью которой является преимуще­ственно умозрительное истолкование природы в ее целост­ности. Родоначальником Н. была ионийская школа VII в. до н. э. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), пред­ставители которой пытались возвести все многообразие явлений и вещей к различным природным первостихиям.

Научно-техническая революция (НТР) — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную произво­дительную силу. Началась с середины XX в. Резко уско­ряет научно-технический прогресс; оказывает воздействие на все стороны жизни общества.

Национальные религии или национально-государствен-иые религии — религии, сложившиеся в рамках опреде­ленных государств или этнических общностей и не полу­чившие заметного распространения у других народов. Примерами Н. р. служат религии древних народов — ас­сирийцев, вавилонян, греков, египтян, кельтов, инков, римлян и т. д. В настоящее время продолжают существо­вать немногие Н. р.: даосизм и конфуцианство в Китае, индуизм в Индии, синтоизм в Японии, иудаизм в Израи­ле и среди еврзев, живущих в разных странах, зороаст­ризм среди потомков древних иранцев, сохранившихся в Индии и Иране.

Неокантианство— одно из самых авторитетных на­правлений в европейской философии второй половины XIX— первой трети XX вв. Его представители занима­лись весьма широким кругом проблем, среди которых осо­бое значение приобрели вопросы теории познания и фило­софии культуры. Крупнейшие представители: Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер (марбургская школа неокантиан­ства), В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Ласк (баденская Школа неокантианства). В начале XX в. идеи неокантиан­ства имели много последователей в России (А. И. Введен­ский, С. И. Гессен, И. И. Лапшин и другие), они повлияли на творчество А. Белого, Б. Пастернака и других деятелей искусства Серебряного века русской культуры.

Неолит — новый каменный век, третий период перво­бытной эпохи (VIII-V тыс. до н. э.), который характеризу­ется переходом от присваивающего хозяйства к производя­щему — «неолитическая революция» — появлением зем­леделия, скотоводства; возникновением оседлого образа жизни; изобретением различных способов добычи огня.

Неолитическая революция — самый крупный по вре­мени (продолжается около 3 тыс. лет) и последствиям пе­реход от культуры охотников и собирателей к земледель­ческому обществу, от бродячего к оседлому образу жизни. То есть исторический переход от присваивающего труда к производящему. Н. р. сопровождалась доместикацией (при­ручение животных) и окультуриванием диких растений. Привела к появлению классов, городов, письменности и цивилизации. Термин ввел английский археолог В .Чайлд.

Неореализм — течение в итальянской литературе и кинематографе 40-50-х гг. XX в., главной темой которого была жизнь обычных людей, образы народной жизни, со­циальные проблемы.

Неоэволюционизм. К середине XX века в культурной антропологии вновь стала ощущаться потребность в ши­рокомасштабных теоретических обобщениях. Поэтому возрождается интерес к эволюционизму, возникает куль­турно-эволюционная школа (неоэволюционизм), или школа Л. А. Уайта. В отличие от многих других американских антропологов, Уайт видел в понятии «культура» не мало­содержательную абстракцию, а отражение объективной надбиологической действительности. Ее научное описание возможно с помощью моделей. Главная функция культу­ры, по Уайту, служить приспособлению человека к окру­жающей среде.

Культура — это система, развивающаяся через опреде­ленные стадии, в зависимости от накопления или затрат энергии. В этой системе Уайт различал три подсистемы: технологическую (орудия производства, оружие, одеж­да, жилища и т. п.), социальную (все виды индивидуаль­ного и коллективного поведения людей) и идеологиче­скую (знания, идеи, верования). Уайт склонялся к мне­нию, что развитие культурной системы определяется развитием техники (так называемый технологический де­терминизм).

Л. Уайт сыграл ключевую роль в становлении культу­рологии в качестве самостоятельной науки. С 1939 года он говорит о культурологии как о науке, отличной от ан­тропологии. Если антропология — наука о человеческой деятельности, то культурология — наука о «следах» че­ловеческой деятельности, ее последствиях. Культуроло­гия, полагал Уайт, должна изучать мир созданных чело­веком вещей и явлений, при этом исключая самого чело­века, абстрагируясь от него. Хотя данный проект Уайта не обрел всеобщего признания и развитие культурологии пошло по другому пути, этот ученый занимает почетней­шее место в истории культурологической науки.

Нестяжательство — религиозно-политическое течение в русском государстве в конце XV-XVI вв., идеологом которого был Нил Сорский. Нестяжатели выступали за отказ церкви от земельной собственности, проповедовали аскетизм, обязательный труд для монахов. Осуждены на церковных соборах 1503 и 1531 гг. Против некоторых идей Н. выступали иосифляне.

Нирвана— (на санскрите, букв. — угасание, успоко­ение) — в буддизме и джайнизме — состояние высшего блаженства; достигается личными усилиями верующего, направленными на освобождение от всех земных чувств, страстей и привязанностей.

Новое время — историческая эпоха, охватившая XVII-XIX вв. В это время формируется техногенная цивилиза­ция, устоявшиеся общественные отношения, происходит становление рационалистического и эмпирического мыш­ления, что дает возможность объединить эти три века в единый период. Четкой границы между эпохой Возрож­дения и Новым временем не существует — идеи Ренессан­са в Европе будут звучать еще долго.

Каждый век эпохи имеет свое историческое лицо, свою специфику.

XVII век - господство абсолютизма во Франции и Ис­пании, буржуазная революция в Нидерландах и Англии, научная революция и формирование новой картины мира, смена метафизической системы и философии. Этот пери­од был сложным и противоречивым в жизни европейских государств. Далеко позади Реформация — первое выступ­ление буржуазии против средневековых феодальных по­рядков. В Германии трагический исход Крестьянской вой­ны и победа феодальной реакции надолго заморозили со­циально-экономическое и политическое развитие, положили конец возрождению искусств. В Англии в результате вой­ны Алой и Белой Розы, проведения политики «огоражива­ния» — массовое разорение крестьянства, рост нищеты и бродяжничества; политическое соперничество Марии Стю­арт и Елизаветы Тюдор, выражающее противостояние феодального и буржуазного миров, Реформации и Контр­реформации. Франция в конце XVI — начале XVII вв. пе­реживает острейший период гражданских и религиозных войн, наиболее зловещей кульминацией которых становится чудовищная резня Варфоломеевской ночи. Блистательная мировая «карьера» Испании к концу XVI в. по существу уже завершена. Страна растлена колониальными богат­ствами и поглощена инквизицией. В 1600 г. в Италии по приговору суда инквизиции сожжен Дж. Бруно. Другой ее узник — Т. Кампанелла — около 1602 г. заканчивает в тюрьме свой главный труд — утопию «Город Солнца».

Но главные события разворачиваются в другой стра­де — небольших, но богатых Нидерландах. Именно здесь происходит первая буржуазная революция (1566-1609), существенно изменившая европейскую жизнь в области Международной торговли и колониальной политики. Как все ранние буржуазные революции, она была ограничена в целях, формах и результатах — протекала под религиоз­ными знаменами кальвинизма, имела форму националь­но-освободительной войны против испанской короны, ос­вободила от феодальной реакции лишь часть страны (семь северных провинций). Но главное было сделано: образо­валась первая в мировой истории буржуазная республи­ка— Голландия.

Особо важную роль в истории Европы и во всемирной истории сыграла революция, которая произошла в Англии (1640-1688). О. Кромвель, приведший к победе английскую буржуазию, считал все свои действия, даже такие, как казнь Карла I, военная диктатура, — непосредственным резуль­татом Божьей воли. Великий французский просветитель Вольтер говорил о Кромвеле как о руководителе «велико­го мятежа», кровожадном варваре, но он же отмечал, что никогда Англия не была так уважаема в мире, никогда так не процветала, как при лорде-протекторе, который про­явил в управлении государством качества «великого коро­ля». Как известно, английская революция закончилась ком­промиссом буржуазии и дворянства. С одной стороны, класс капиталистов в Англии был еще крайне слаб — и экономи­чески, и идеологически. С другой — само английское дворян­ство как бы шло навстречу капиталистическому развитию своей страны, втягиваясь в торговое предпринимательство и мануфактурное производство.

Период английской революции совпал во Франции со временем полного расцвета абсолютной монархии. Это был век «Людовика Великого», «короля-Солнца», как льстиво называли его современники. Гремел Версальский двор, который был эталоном роскоши и вкуса по всей Европе. Здесь проходили балы неслыханного великолепия. Имен­но с этого времени французский язык, моды и манеры ста­новятся предметом подражания во всех европейских сто­лицах. Классическим образцом абсолютистского государ­ства на протяжении двух веков была именно Франция.

В эпоху Нового времени коренным образом меняется положение церкви. Хотя в ходе контрреформации като­лическая церковь несколько укрепила свое положение, чаша весов клонилась в пользу светской власти. Процесс секуляризации охватил все стороны жизни, менялся ста­тус и характер религии: с одной стороны, она становится все более приватным делом, особенно в протестантской среде, ориентируется на внутреннюю совесть и личное спасение, с другой — все же выливается во внешние формы официальной обрядности. Своеобразной формой эмансипа­ции религии стал деизм, сводивший к минимуму функции Бога, оставив ему, по образному выражению Паскаля, функ­цию «первощелчка». Деизм выступил как средство неже­лания вступать в открытый конфликт с католической цер­ковью. В XVII в. религия и церковь становятся основным объектом критики просветителями-энциклопедистами и сторонниками материалистической философии.

XVII век стал веком гениев, когда творили в науке — Галилей, Кеплер, Ньютон, в философии — Бэкон, Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц, в литературе — Корнель, Ра­син, Мольер, в живописи — Рубенс, Ван Дейк, в музыке — Монтеверди, Люлли, Корелли.

Для этого времени характерны новые явления в на­уке: принципиальные изменения положения ее в обще­стве. Буржуазия как новый прогрессивный класс была заинтересована в развитии науки. В теоретической форме интересы и мировоззрение нарождающейся буржуазии были выражены в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. .Мыслители этого времени ищут пути соединения филосо-зфии с жизнью через систему знаний. Лозунг Ф. Бэкона Знание — сила» говорил об этом.

Огромное значение в этот период имеет научная рево­люция. В XVn в. совершается ряд важнейших научных открытий выдающимся итальянским ученым Г. Галиле­ем, который путем блестящих экспериментов открыл ряд фундаментальных законов механики: пропорционально­сти пути, пройденного падающим телом; равенства скоро­стей падения тел различного веса в безвоздушном про­странстве; сохранения прямолинейного движения, сооб­щаемого какому-либо телу и т. д. С помощью телескопа, который сконструировал он сам, Галилей открыл пятна на Луне и Солнце, Млечный путь, четыре спутника Юпи­тера, фазы Венеры.

Из научных открытий Галилея и его предшественни­ков вытекали важные философские выводы. Во-первых, книга природы, закрытая для чувственного познания, мо­жет читаться с помощью математики; во-вторых, требу­ется экспериментальная наука для познания природы. Галилей высказал идею, что природные процессы изме­римы количественно, поэтому научными методами можно установить законы изменения и развития природных про­цессов. Научные открытия XVI-XVII вв. явились гносе­ологической основой новой отрасли философского зна­ния — философии природы, основанной на эмпиризме, и подготовили новую систему мышления — материали­стическую.

Ориентация на науку требовала коренного пересмотра методов познания. Акцент прежде всего делался на по­знание реальности, опирающейся на чувственный опыт. Формируется так называемый сенсуализм (от франц. — чувство) — метод, признающий чувственное познание оп­ределяющей формой познания. При этом предусматрива­лось рассмотрение предметов, явлений по частям, путем их расчленения. Основоположником этого метода явля­ется английский философ XVII в. Ф. Бэкон. Сторонника­ми этого метода были его земляки Г. Гообс, Д. Локк, а также представители французского материализма Д. Дид­ро, К. Гельвеций, Ж. Ламетри, П. Гольбах и другие. Созда­ние индуктивного метода способствовало небывалому рос­ту фактических данных в различных областях знания. Но эти знания требовали систематизации, обобщения, что нельзя было осуществить на уровне чувственного позна­ния и на основе индуктивного метода. Этим определилась потребность в разработке рационального метода познания. Основоположником его стал французский философ Р. Де­карт (1546-1650).

XVIII век — век развития капитализма, утверждения свободной конкуренции в экономике, либерализма в по­литической жизни, открытой борьбы с изжившими себя феодальными порядками, борьбы за преодоление монопо­лии католической церкви, век свободомыслия и просве­щения, иными словами, эпоха Просвещения. В основе Про­свещения лежит антифеодальная идеология, утверждаю­щая, что преобразование общества, становление новой буржуазной цивилизации возможно только мирным, де­мократическим путем, с помощью реформ и просвеще­ния. Просвещение — явление общеевропейское, но наибо­лее яркое выражение оно нашло во Франции. Французское Просвещение представляет собой широкое и мощное дви­жение, объединявшее всех прогрессивно мыслящих пред-йформирующегося «третьего сословия»: естество-гателей, представителей культурной жизни, полити-' щвггп" деятелей рождающейся буржуазии, философов, ютов и т. д. Политически движение было направлено je всего против французского абсолютизма и связан-с ним католической церкви. На начальной стадии буржуазного общества абсолютная монархия еще $ала нарождающуюся буржуазию. Но дальнейшее хение монархии означало увековечивание феодаль-ювного строя. Поэтому чем интенсивнее развивал-j'j^ тгптпттп т—тт тем острее обнаруживалось его несоответ-s.Vjjpve с феодальной политической и идеологической над­стройкой. Выдающимися представителями этого движения ». Франции были П. Бейль, Ж. Мелье, Вольтер, Ш. Мон-», Э. Кондильяк, Ж. Ламерти, Д. Дидро, П. Гольбах, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо. Просветительское движение характерно не только для Франции XVIII в. Оно по­ит широкое распространение в Северной Америке, ie, Германии, Англии, России, где также сложились, [ по-разному, условия для антифеодальных выступлений. Каковы основные черты просветительской идеологии? -Во-первых, убежденность в особой решающей роли просвещения и знаний в социальном развитии. К. Гель­веций считал, что причиной всех бедствий и несчастий яв­ляется невежество. При этом просветители видели в до-сении цели два пути: устранить абсолютизм, деспо-зм, фанатизм можно либо с помощью «просвещенного монарха», либо путем постепенного распространения зна-ншй в народе. Ж-Ж. Руссо, например, возлагал главные надежды на развитие нравственного сознания, на возвра­щение к природному, естественному состоянию человека, ее отягощенному феодальными устоями.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.