|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 14 страницаВо второй половине столетия развитые страны все активнее отказывались от «контейнеров», из моды вышло стандартное потребление, стали популярны индивидуальность и непохожесть людей, предпочтительными ценностями считались политический плюрализм, культурное многообразие. Экономика от серийного, поточного производства перешла к мелкосерийному и индивидуальному, по соседству с крупными транснациональными корпорациями расцвел малый бизнес, от громоздких бюрократических структур предприятия и учреждения перешли к гибким матричным организациям. XX век называют самым динамичным за всю историю человечества. Процессы обновления, или модернизации, затронули все страны мира и каждого человека в отдельности. Ученые придумали теорию модернизации, а художники — новый стиль в искусстве, названный модернизмом. Модерн (лат. — новый, современный) и постмодерн (лат. Суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару таких ценностей, как рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация. Однако в 80-е годы XX века появился новый термин — постмодернизм. Им начали обозначать тенденции в современной культуре, которые характеризуют развитые капиталистические общества во второй половине XX столетия, а точнее на рубеже 70-80-х годов, когда эти страны вступили в стадию постиндустриального общества. Таким образом, модернизм характеризует преимущественно культуру первой половины XX века, зрелое индустриальное общество, где главенствует рационализм, урбанизация, искусство для искусства», а постмодернизм обозначает совершенно новую культурную ситуацию, сложившуюся во второй половине и в конце XX столетия в постиндустриальных странах. Ей присущи такие черты, как отход от рационалистических систем, отказ от догмы единого для всех стран капиталистического пути развития, признание плюрализма, разнообразия культур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и другое. Модернизм искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII—XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком случае его название берут в кавычки. «Модерн» — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX века. Ключевыми характеристиками модернизма являются: • идея радикального обновления искусства, культуры, человека, общественной жизни; близость к социальным утопиям (коммунизму, фашизму и т. д.); . концептуализм — создание теорий модернизации искусства и культуры; главная функция искусства видится в том, чтобы не отражать мир, а конструировать его (конструктивизм в широком понимании); . стремление к эпатажу (франц. — поражать, ошеломлять); • сильное влияние философских, социологических, психологических и культурологических теорий (марксизма, психоанализа, теории Шпенглера, экзистенциализма, структурализма и других). Главные направления модернистского искусства первой половины XX века: футуризм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, «абсурдизм», абстракционизм; переходный период: поздний абстракционизм, поп-арт, «искусство обыденного» (Э. Уорхолл и другие). Кризис модернизма относят к 1950-1960 гг., которые отмечены следующими событиями: «Молодежная революция» 1960-х гг., политический кризис 1968 г., массовые протесты молодежи в США и Франции. Мозаика — сюжетное или орнаментальное изображение, выполненное из отдельных, плотно прилегающих друг к другу кусочков цветного стекла, камня и другого. Монополия(от греч. mono — один и poleo — продано)— дословно переводится как «продаю один». Исключительное право производства или торговли, принадлежащее одному человеку, или группе лиц, или государству. Монополистические объединения приводят к установлению господства в той или иной отрасли экономики. Монотеизм (от греч.monos — единственный иtheos — Вот)— учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими в строгом смысле являются иудейская религия ислам, а в широком смысле также и христианство. Монументальное искусство — род изобразительного состава, отличающегося большим масштабом произве-, значительностью идейного содержания (скульптур-памятники, стенная роспись, витражи и т. д.). Моральная культура. Мораль — вид общественных отношений, форма общественного сознания и самосознания посредством которого человек приходит к постижению своего бытия в качестве человека, своего призвания и предназначения, а значит, целей и смысла своего существования. Моральная культура— характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень осваевания ею морального опыта общества, способность орга-яичного и последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Моральную культуру можно определить как уровень (Человечности, гуманности, достигнутый обществом и ин-Динидом. Она — явление сложное и многоуровневое, в ней уплетены общественные и индивидуальные отношения, культура социума, индивида, морального сознания и поведения. Моральная культура — это целостная система элементов: • культура этического мышления — способность морального суждения, умение пользоваться этическими знаниями, различать добро и зло, в каком бы обличий они ни выступали, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации; культура чувств, способности человека к «моральному резонансу», сочувствию, сопереживанию; культура поведения, характеризующая конкретный образ осуществления в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную форму поступка; этикет как уровень культуры в общении, поведении. Моральная культура личности имеет несколько уровней: 1)низший уровень — ориентация индивида на восприятие моральной культуры через подражание и воспроизведение общепринятого содержания поступков (по привычке, автоматически); 2)средний уровень — реализация моральных предписаний и ценностей, определяемая общественным мнением, желанием выделиться, чувствами стыда или гордости, страхом перед осуждением или позором; 3)высший уровень, являющийся показателем наличия моральной культуры — саморегуляция, опора на совесть и моральные потребности. Моральная культура общества находится в прямой зависимости от моральной культуры индивидов. Также важнейшим ее показателем является и то, насколько индивид, действующий в соответствии с моральными критериями и потребностями, может достигать эффективных результатов и в достижении практических, прагматических целей. Именно этот компонент позволяет гармонизировать духовные и материальные потребности человека, сблизить моральную культуру и комфортное существование. Моральный выбор — акт моральной деятельности, заключающийся в том, что человек, проявляя свою автономию самоопределяется в отношении системы ценностей способов их реализации в линии поведения или отдельных поступках. Морфология культуры (от греч. morphe — вид, образ, форма) — это раздел культурологической науки, изучаю-различные формы культурных явлений, внутреннюю стуру этих явлений, а также различные типы связей культурными явлениями, позволяющие им орга-зываться в культурные системы. Морфология культуры является пограничной областью исследований для социологии культуры, культурной антропологии, теории и философии культуры, но использует и материалы, предоставляемые психологией, археологией, историей и дру-гмми науками о человеке. Морфология культуры — сравнительно новая область культурологического знания, она сформировалась в середине — второй половине XX века. В работах по морфоло-i 'Янн культуры используются методологии структурного анализа, теории систем, социобиологии, этнопсихологии, современной лингвистики и т. д. Одна из главных задач морфологии культуры — построение моделей культурных явлений, культурных систем, культурных процессов, различных изменений культуры (культурной динамики). Другое важное для данной науки направление работ связано с исследование циклов в Истории культуры, циклических перемен в строении культуры и внутри культурных форм. Морфология культуры ноеволяет более точно описать разнообразные типы культуры выделив в них устойчивые и изменчивые элементы. И Морфология культуры разрабатывает проблемы зарождения и становления культурных форм, их видоизменения (трансформации) в зависимости от изменений, происходящих в природной и общественной среде, окружающей культуру. Другой круг проблем связан с функциями культурных форм, их организацией и самоорганизацией в виде разного рода подсистем, областей, уровней культуры. Занимается морфология культуры и вопросами культурной коммуникации, то есть способами обмена информацией между культурами или различными частями одной культуры. Взаимодействие систем и институтов культуры со сферами экономики, политики, техники — еще один предмет исследований для морфологии культуры. Изучение морфологии культуры имеет как теоретические аспекты, связанные с научным описанием культурных форм, так и практические аспекты, связанные с разработкой культурной политики, образовательными программами и т. п. Морфология культуры занимает одно из важнейших мест среди современных культурологических наук. Московское барокко (нарышкинский стиль) — условное (по фамилии дворян Нарышкиных, породнившихся, через Наталью Нарышкину — мать Петра Великого, с правящим домом Романовых) название стилевого направления в русской архитектуре конца XVH — начала ХУШ вв., для которого характерны нарядные многоярусные церкви и светские здания с резным белокаменным декором, а также элементами архитектурного ордера. Данный стиль стал важным проявлением западных влияний на русскую культуру накануне и в начальный период петровских реформ. Музыка— вид искусства, в котором художественный образы формируются с помощью последовательности звуков. Музыка возникла на низших ступенях общественного развития и выполняла тогда преимущественно ритуальную и утилитарную роль (ритм служил объединению людей в едином трудовом процессе). Уже на ранних этапах музыка закрепляла и развивала функцию звукового общения, связанную с человеческой речью. Первичное музыкальное обобщение речевых интонаций происходит в народных мелодиях, которые создавались и шлифовались сотнями лет. Вначале музыка развивалась в неразрывной связи с литературой. Поэтическое произведение интонировалось мелодией, напевалось. В таком же синтезе находилась музыка с танцем. Она близка и архитектуре огромной значимостью в ней ритма, отвлеченным характером своих образов, высокой степенью художественного абстрагирования от конкретного жизненного материала, входящего в образ в «снятом» виде, и, наконец, особенно большими возможностями отражения не отдельных сторон и частностей жизни, а именно ее сути. Важнейшие элементы и выразительные средства музыкального языка — мелодико-интонационный строи, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика. Первым музыкальным инструментом был голос. Основа музыки — ритм и гармония, в своем соединении дающие мелодию. Музыка по своей природе динамична. Она не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю бесконечную гамму человеческих переживаний. Музыкальное искусство создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Считается, что источник музыки — интонации страстно возбужденной речи. Это-то и накладывает печать на особенности музыки, которая говорит с людьми на «непосредственном языке души», волнует человека, вызывает у него чувства радости, печали, скорби, бесконечное многообразие эмоций и их оттенков. Музыкальный образ весь соткан из человеческих чувств. Музыка включает в себя звукоподражание, есть в ней и изобразительные моменты, но не они составляют ее специфическую черту. Музыкальный образ лишен непосредственной видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точные понятия, не создает зрительно ощутимые картины, не пересказывает события. Музыка не столько изображение предметного мира, сколько отображение человеческих чувств и мыслей. Музыку часто называют самым романтическим видом искусства. Это связано с характером музыкального образа. Жизненное содержание в нем отвлечено от всего предметно-вещественного. Развитие музыкальных образов представляет собой «чистое движение». Слушая музыку, мы не имеем перед глазами созерцаемого предмета, а как бы следим за движением самой души. Н Намаз — обязательная ежедневная пятикратная молитва в исламе. Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции в России во второй половине XIX в., выступление против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Н. — разновидность крестьянской, шой социалистической утопии. Родоначальники — (А.И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, идеологи — М. А. Баку-П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Возрождение революциях) народничества в конце 1890-х — начале 1900-х гг. называемое неонародничество) связано с деятельно-партии эсеров. НАТО (Организация Североатлантического Договора англ. North Atlantic Treaty Organization — NATO) — ю-политический союз, созданный на основе Северо-гического договора, подписанного 4 апреля 1949 г. гагтоне (США), Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, галмей, Норвегией, Данией, Исландией. В 1952 г. «НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. — ФРГ, в 1982 г. — Испания. В рамках НАТО создано объединенное военное командование. В 1966 г. из военной организации НАТО вышла Франция, в 1974 г. — Греция (в 1980 г. вернулась в организацию); в военную организацию не входит Испания. Высший орган — сессия Совету НАТО. Штаб-квартира в Брюсселе. Натурализм (от лат. naturalis — природный, естественный) — 1) натуралистическое изображение земного мира, один из ведущих принципов европейской культуры эпохи Возрождения и просветительской мысли XVII-XVIII вв. (натуралистическое изображение земного мира, концепции пантеизма, «естественного человека», естественного общества, естественной морали, естественного права и т. п.); 2) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное, «сверхъестественное»; 3) в социологии присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами — климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей-и т. д.; 4) направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX в., стремящееся к внешне точному изображению действительности, уподобляя художественное познание научному. Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукты труда предназначаются для внутреннего потребления, а не для продажи на рынке. Как правило, основано на земледелии, характерно для аграрного типа экономики и социальной системы. С появлением и углублением общественного разделения труда вытесняется товарным производством. Натурфилософия (от греч. natura — природа) — философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы в ее целостности. Родоначальником Н. была ионийская школа VII в. до н. э. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), представители которой пытались возвести все многообразие явлений и вещей к различным природным первостихиям. Научно-техническая революция (НТР) — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Началась с середины XX в. Резко ускоряет научно-технический прогресс; оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Национальные религии или национально-государствен-иые религии — религии, сложившиеся в рамках определенных государств или этнических общностей и не получившие заметного распространения у других народов. Примерами Н. р. служат религии древних народов — ассирийцев, вавилонян, греков, египтян, кельтов, инков, римлян и т. д. В настоящее время продолжают существовать немногие Н. р.: даосизм и конфуцианство в Китае, индуизм в Индии, синтоизм в Японии, иудаизм в Израиле и среди еврзев, живущих в разных странах, зороастризм среди потомков древних иранцев, сохранившихся в Индии и Иране. Неокантианство— одно из самых авторитетных направлений в европейской философии второй половины XIX— первой трети XX вв. Его представители занимались весьма широким кругом проблем, среди которых особое значение приобрели вопросы теории познания и философии культуры. Крупнейшие представители: Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер (марбургская школа неокантианства), В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Ласк (баденская Школа неокантианства). В начале XX в. идеи неокантианства имели много последователей в России (А. И. Введенский, С. И. Гессен, И. И. Лапшин и другие), они повлияли на творчество А. Белого, Б. Пастернака и других деятелей искусства Серебряного века русской культуры. Неолит — новый каменный век, третий период первобытной эпохи (VIII-V тыс. до н. э.), который характеризуется переходом от присваивающего хозяйства к производящему — «неолитическая революция» — появлением земледелия, скотоводства; возникновением оседлого образа жизни; изобретением различных способов добычи огня. Неолитическая революция — самый крупный по времени (продолжается около 3 тыс. лет) и последствиям переход от культуры охотников и собирателей к земледельческому обществу, от бродячего к оседлому образу жизни. То есть исторический переход от присваивающего труда к производящему. Н. р. сопровождалась доместикацией (приручение животных) и окультуриванием диких растений. Привела к появлению классов, городов, письменности и цивилизации. Термин ввел английский археолог В .Чайлд. Неореализм — течение в итальянской литературе и кинематографе 40-50-х гг. XX в., главной темой которого была жизнь обычных людей, образы народной жизни, социальные проблемы. Неоэволюционизм. К середине XX века в культурной антропологии вновь стала ощущаться потребность в широкомасштабных теоретических обобщениях. Поэтому возрождается интерес к эволюционизму, возникает культурно-эволюционная школа (неоэволюционизм), или школа Л. А. Уайта. В отличие от многих других американских антропологов, Уайт видел в понятии «культура» не малосодержательную абстракцию, а отражение объективной надбиологической действительности. Ее научное описание возможно с помощью моделей. Главная функция культуры, по Уайту, служить приспособлению человека к окружающей среде. Культура — это система, развивающаяся через определенные стадии, в зависимости от накопления или затрат энергии. В этой системе Уайт различал три подсистемы: технологическую (орудия производства, оружие, одежда, жилища и т. п.), социальную (все виды индивидуального и коллективного поведения людей) и идеологическую (знания, идеи, верования). Уайт склонялся к мнению, что развитие культурной системы определяется развитием техники (так называемый технологический детерминизм). Л. Уайт сыграл ключевую роль в становлении культурологии в качестве самостоятельной науки. С 1939 года он говорит о культурологии как о науке, отличной от антропологии. Если антропология — наука о человеческой деятельности, то культурология — наука о «следах» человеческой деятельности, ее последствиях. Культурология, полагал Уайт, должна изучать мир созданных человеком вещей и явлений, при этом исключая самого человека, абстрагируясь от него. Хотя данный проект Уайта не обрел всеобщего признания и развитие культурологии пошло по другому пути, этот ученый занимает почетнейшее место в истории культурологической науки. Нестяжательство — религиозно-политическое течение в русском государстве в конце XV-XVI вв., идеологом которого был Нил Сорский. Нестяжатели выступали за отказ церкви от земельной собственности, проповедовали аскетизм, обязательный труд для монахов. Осуждены на церковных соборах 1503 и 1531 гг. Против некоторых идей Н. выступали иосифляне. Нирвана— (на санскрите, букв. — угасание, успокоение) — в буддизме и джайнизме — состояние высшего блаженства; достигается личными усилиями верующего, направленными на освобождение от всех земных чувств, страстей и привязанностей. Новое время — историческая эпоха, охватившая XVII-XIX вв. В это время формируется техногенная цивилизация, устоявшиеся общественные отношения, происходит становление рационалистического и эмпирического мышления, что дает возможность объединить эти три века в единый период. Четкой границы между эпохой Возрождения и Новым временем не существует — идеи Ренессанса в Европе будут звучать еще долго. Каждый век эпохи имеет свое историческое лицо, свою специфику. XVII век - господство абсолютизма во Франции и Испании, буржуазная революция в Нидерландах и Англии, научная революция и формирование новой картины мира, смена метафизической системы и философии. Этот период был сложным и противоречивым в жизни европейских государств. Далеко позади Реформация — первое выступление буржуазии против средневековых феодальных порядков. В Германии трагический исход Крестьянской войны и победа феодальной реакции надолго заморозили социально-экономическое и политическое развитие, положили конец возрождению искусств. В Англии в результате войны Алой и Белой Розы, проведения политики «огораживания» — массовое разорение крестьянства, рост нищеты и бродяжничества; политическое соперничество Марии Стюарт и Елизаветы Тюдор, выражающее противостояние феодального и буржуазного миров, Реформации и Контрреформации. Франция в конце XVI — начале XVII вв. переживает острейший период гражданских и религиозных войн, наиболее зловещей кульминацией которых становится чудовищная резня Варфоломеевской ночи. Блистательная мировая «карьера» Испании к концу XVI в. по существу уже завершена. Страна растлена колониальными богатствами и поглощена инквизицией. В 1600 г. в Италии по приговору суда инквизиции сожжен Дж. Бруно. Другой ее узник — Т. Кампанелла — около 1602 г. заканчивает в тюрьме свой главный труд — утопию «Город Солнца». Но главные события разворачиваются в другой страде — небольших, но богатых Нидерландах. Именно здесь происходит первая буржуазная революция (1566-1609), существенно изменившая европейскую жизнь в области Международной торговли и колониальной политики. Как все ранние буржуазные революции, она была ограничена в целях, формах и результатах — протекала под религиозными знаменами кальвинизма, имела форму национально-освободительной войны против испанской короны, освободила от феодальной реакции лишь часть страны (семь северных провинций). Но главное было сделано: образовалась первая в мировой истории буржуазная республика— Голландия. Особо важную роль в истории Европы и во всемирной истории сыграла революция, которая произошла в Англии (1640-1688). О. Кромвель, приведший к победе английскую буржуазию, считал все свои действия, даже такие, как казнь Карла I, военная диктатура, — непосредственным результатом Божьей воли. Великий французский просветитель Вольтер говорил о Кромвеле как о руководителе «великого мятежа», кровожадном варваре, но он же отмечал, что никогда Англия не была так уважаема в мире, никогда так не процветала, как при лорде-протекторе, который проявил в управлении государством качества «великого короля». Как известно, английская революция закончилась компромиссом буржуазии и дворянства. С одной стороны, класс капиталистов в Англии был еще крайне слаб — и экономически, и идеологически. С другой — само английское дворянство как бы шло навстречу капиталистическому развитию своей страны, втягиваясь в торговое предпринимательство и мануфактурное производство. Период английской революции совпал во Франции со временем полного расцвета абсолютной монархии. Это был век «Людовика Великого», «короля-Солнца», как льстиво называли его современники. Гремел Версальский двор, который был эталоном роскоши и вкуса по всей Европе. Здесь проходили балы неслыханного великолепия. Именно с этого времени французский язык, моды и манеры становятся предметом подражания во всех европейских столицах. Классическим образцом абсолютистского государства на протяжении двух веков была именно Франция. В эпоху Нового времени коренным образом меняется положение церкви. Хотя в ходе контрреформации католическая церковь несколько укрепила свое положение, чаша весов клонилась в пользу светской власти. Процесс секуляризации охватил все стороны жизни, менялся статус и характер религии: с одной стороны, она становится все более приватным делом, особенно в протестантской среде, ориентируется на внутреннюю совесть и личное спасение, с другой — все же выливается во внешние формы официальной обрядности. Своеобразной формой эмансипации религии стал деизм, сводивший к минимуму функции Бога, оставив ему, по образному выражению Паскаля, функцию «первощелчка». Деизм выступил как средство нежелания вступать в открытый конфликт с католической церковью. В XVII в. религия и церковь становятся основным объектом критики просветителями-энциклопедистами и сторонниками материалистической философии. XVII век стал веком гениев, когда творили в науке — Галилей, Кеплер, Ньютон, в философии — Бэкон, Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц, в литературе — Корнель, Расин, Мольер, в живописи — Рубенс, Ван Дейк, в музыке — Монтеверди, Люлли, Корелли. Для этого времени характерны новые явления в науке: принципиальные изменения положения ее в обществе. Буржуазия как новый прогрессивный класс была заинтересована в развитии науки. В теоретической форме интересы и мировоззрение нарождающейся буржуазии были выражены в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. .Мыслители этого времени ищут пути соединения филосо-зфии с жизнью через систему знаний. Лозунг Ф. Бэкона Знание — сила» говорил об этом. Огромное значение в этот период имеет научная революция. В XVn в. совершается ряд важнейших научных открытий выдающимся итальянским ученым Г. Галилеем, который путем блестящих экспериментов открыл ряд фундаментальных законов механики: пропорциональности пути, пройденного падающим телом; равенства скоростей падения тел различного веса в безвоздушном пространстве; сохранения прямолинейного движения, сообщаемого какому-либо телу и т. д. С помощью телескопа, который сконструировал он сам, Галилей открыл пятна на Луне и Солнце, Млечный путь, четыре спутника Юпитера, фазы Венеры. Из научных открытий Галилея и его предшественников вытекали важные философские выводы. Во-первых, книга природы, закрытая для чувственного познания, может читаться с помощью математики; во-вторых, требуется экспериментальная наука для познания природы. Галилей высказал идею, что природные процессы измеримы количественно, поэтому научными методами можно установить законы изменения и развития природных процессов. Научные открытия XVI-XVII вв. явились гносеологической основой новой отрасли философского знания — философии природы, основанной на эмпиризме, и подготовили новую систему мышления — материалистическую. Ориентация на науку требовала коренного пересмотра методов познания. Акцент прежде всего делался на познание реальности, опирающейся на чувственный опыт. Формируется так называемый сенсуализм (от франц. — чувство) — метод, признающий чувственное познание определяющей формой познания. При этом предусматривалось рассмотрение предметов, явлений по частям, путем их расчленения. Основоположником этого метода является английский философ XVII в. Ф. Бэкон. Сторонниками этого метода были его земляки Г. Гообс, Д. Локк, а также представители французского материализма Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Ламетри, П. Гольбах и другие. Создание индуктивного метода способствовало небывалому росту фактических данных в различных областях знания. Но эти знания требовали систематизации, обобщения, что нельзя было осуществить на уровне чувственного познания и на основе индуктивного метода. Этим определилась потребность в разработке рационального метода познания. Основоположником его стал французский философ Р. Декарт (1546-1650). XVIII век — век развития капитализма, утверждения свободной конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, открытой борьбы с изжившими себя феодальными порядками, борьбы за преодоление монополии католической церкви, век свободомыслия и просвещения, иными словами, эпоха Просвещения. В основе Просвещения лежит антифеодальная идеология, утверждающая, что преобразование общества, становление новой буржуазной цивилизации возможно только мирным, демократическим путем, с помощью реформ и просвещения. Просвещение — явление общеевропейское, но наиболее яркое выражение оно нашло во Франции. Французское Просвещение представляет собой широкое и мощное движение, объединявшее всех прогрессивно мыслящих пред-йформирующегося «третьего сословия»: естество-гателей, представителей культурной жизни, полити-' щвггп" деятелей рождающейся буржуазии, философов, ютов и т. д. Политически движение было направлено je всего против французского абсолютизма и связан-с ним католической церкви. На начальной стадии буржуазного общества абсолютная монархия еще $ала нарождающуюся буржуазию. Но дальнейшее хение монархии означало увековечивание феодаль-ювного строя. Поэтому чем интенсивнее развивал-j'j^ тгптпттп т—тт тем острее обнаруживалось его несоответ-s.Vjjpve с феодальной политической и идеологической надстройкой. Выдающимися представителями этого движения ». Франции были П. Бейль, Ж. Мелье, Вольтер, Ш. Мон-», Э. Кондильяк, Ж. Ламерти, Д. Дидро, П. Гольбах, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо. Просветительское движение характерно не только для Франции XVIII в. Оно поит широкое распространение в Северной Америке, ie, Германии, Англии, России, где также сложились, [ по-разному, условия для антифеодальных выступлений. Каковы основные черты просветительской идеологии? -Во-первых, убежденность в особой решающей роли просвещения и знаний в социальном развитии. К. Гельвеций считал, что причиной всех бедствий и несчастий является невежество. При этом просветители видели в до-сении цели два пути: устранить абсолютизм, деспо-зм, фанатизм можно либо с помощью «просвещенного монарха», либо путем постепенного распространения зна-ншй в народе. Ж-Ж. Руссо, например, возлагал главные надежды на развитие нравственного сознания, на возвращение к природному, естественному состоянию человека, ее отягощенному феодальными устоями.
|
|||
|