Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 13 страница



Система культурологических знаний постоянно изме­няется и развивается.

Куртуазность (от франц. courtois — учтивый, рыцар­ский) — характерная черта придворно-рыцарской куль­туры в средневековой Европе, свод правил поведения и качеств придворного, прежде всего в отношении к жен­щине. Куртуазность включала в себя вежливость, учти­вость, изысканность манер, умение владеть собой. Идея куртуазной любви как возвышенно-одухотворенного слу-'ясения в соединении с утонченной чувственностью нашла воплощение в произведениях литературы, музыки, оказа­ла влияние на формирование идеала рыцарства.

 

 

Л

Либерализм — идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в XVIГ-XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Идеи либерализма получили пер­вое воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции. В XIX — начале XX вв. сформировались основные положения либе­рализма: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические ин­ституты, свобода частного предпринимательства и торгов­ли, осуществление социально-политических и экономичес­ких преобразований путем реформ.

Либидо (от лат. libido — желание, влечение, страсть, сладострастие) — основное понятие в теории 3. Фрейда. Это психическая энергия, связанная с сексуальным вле­чением, движущая сила социальной и культурной дея­тельности человека, ключ к пониманию человеческой пси­хологии во всех ее проявлениях.

Литература— вид искусства, в котором носителем ху­дожественных образов является слово. В художественных произведениях слово гибко, подвижно, изменчиво и опре­деленно в своем смысле. Оно не знает ограничений, и в этом его сила.

Исполнительские искусства (музыка, хореография, театр) для своего эстетического воздействия требуют ху­дожника, передающего аудитории созданные творцом об­разы. Неисполнительские искусства (скульптура, живо­пись) не нуждаются в творческом посреднике между авто­ром и аудиторией. Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменной литературы исполнительские формы ее не исчезли (фольклор), однако основная линия развития словесного творчества обрела неисполнительский характер.

Литература исторически изменчива: в силу своей спе­цифики все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Процесс развития литературы — это взаимодействие устойчивости и изменчивости, преемственности и новаторства. Таким образом, литература — живая, подвижная идейно-худо­жественная система, чутко реагирующая на изменения Общественной и индивидуальной жизни.

Вечная форма литературы — образность и красота. Сам исторический процесс складывания языка, включающий в себя перенос схожих черт от явления к явлению, насы­тил его ассоциативным видением мира и подготовил к художественному отражению действительности.

Гегель называл слово самым пластичным материалом, непосредственно принадлежащим духу. Благодаря гибко­сти и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художествен­ного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства.

Словесная форма литературы позволяет ей выражать не только эстетические, но и общественно-политические идеалы, устанавливать тесную связь с философией, поли­тикой, моралью и другими формами общественного со­знания. Литература занимает ведущее положение в систе­ме искусства, оказывает существенное влияние на разви­тие Других видов искусства.

Наконец, очевидным фактом является то, что мно­гие произведения изобразительного искусства и музыки, хореографические и театральные постановки обязаны своим рождением литературе и культуре чтения как та­ковой.

Локальный тип культуры — замкнутые, самодостаточ­ные, не поддерживающие диалога с другими или ограни­чивающие его до минимума типы культур.

«Любомудры» — русские философы первой четверти XIX века, участники литературно-философского кружка, собиравшегося в Москве в 1823-1825 гг. («Общество любо­мудрия»). Входившие в кружок молодые люди (В. Ф. Одо­евский, Д. В. Веневитов, И. В. Киреевский, А. И. Коше-лев, С. П. Шевырев и другие) занимались изучением трудов великих философов, в особенности Шеллинга, разрабаты­вали проекты создания самобытной русской философии. После подавления восстания декабристов кружок был рас­пущен, протоколы его заседаний сожжены. «Любомудры» во многом подготовили почву для формирования в рус­ской мысли XIX в. славянофильства и западничества, не­которые из них (Киреевский, Кошелев, Шевырев) вошли в число славянофилов.

Люмпены— дословно: «люди в лохмотьях» — соци­альное дно общества. Люмпены имеют предельно низкий социальный статус, не могут и не хотят его повысить за счет собственных усилий.

Лютеранство — одно из крупнейших направлений про­тестантизма, основано в XVI в. главным идеологом Рефор­мации Мартином Лютером. Лютеранство отвергает цер­ковную иерархию, делая акцент на личном общении че­ловека с Богом. В лютеранстве богослужение предельно упрощено и заключается в чтении определенных молитв, проповеди, пении под орган. Совершается оно только по воскресениям и по великим праздникам — таким, как Пасха и Рождество. Простоту богослужений подчеркивают скромные интерьеры церквей. Центральной мыслью лютеранства является оправдание только личной верой. Все остальные правила — посты, монашество — не имеют зна-1я для спасения, следовательно, отрицаются, как и рВСЯ церковная иерархия. Только Священное писание яв­ляется источником истиной веры и каждый человек мо-сам толковать Библию. Для этого Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык.

 

М

Магия (от греч. mageia — колдовство, чародейство, вол­шебство) — одна из ранних религиозных форм, основанная на вере в обряды, призванные сверхъестественным путем воз­действовать на мир (явления природы, людей и духов). Ма­гия существовала одновременно с тотемизмом и анимизмом: с ее помощью пытались поддерживать связь с миром духов, тотемов, предков. Многообразие жизненных ситуаций поро­дило множество магических действий — заклинание орудий труда и охоты, ворожба — любовная магия, черная магия, лечебная магия и т. д. Возникнув в первобытном обществе, магия стала важным элементом более поздних религий.

Мануфактура (от лат. — рука и изделие) — тип произ­водства, появившийся в эпоху Возрождения, основанный на внутреннем разделении труда. Обслуживались ману­фактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоял предприниматель, владеющий средствами производ­ства и организующий сам процесс производства.

Маргинальность — ситуация, когда индивид чувству­ет себя находящимся между двумя культурами или соци­альными сферами с присущим им образом жизни. В мар­гинальном или промежуточном состоянии человек ощу­щает глубокий дискомфорт и неудовлетворенность, для него характерны противоречивые реакции на социально-культурную среду (воспринимаемую маргиналом как не­что враждебное ему) — от «ухода в себя» и полного отказа общаться с окружающими до крайних форм агрессии.

Марксизм— система философских, экономических и со­циально-политических взглядов, разработанная К. Марксом

Л ф. Энгельсом. М. включает философский материализм .я диалектику, материалистическое понимание истории (теория общественных формаций), обоснование экономи-фвскпх законов движения капиталистического общества (теория прибавочной стоимости и т. д.), теорию классов и классовой борьбы, пролетарской революции и перехода к коммунистическом} обществу.

Масонство (франкмасонство) (от франц. franc тасоп — вольный каменщик;— религиозно-этическое движение, которое возникло в начале XVIII в. в Великобритании и ^^распространилось во многих странах, в том числе в России. Название, организация (объединение в ложи), тради-;.«ажи заимствованы масонством от средневековых цехов строителей-каменщиков, отчасти от средневековых рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Почитая Бога как великого архитектора Вселенной, масонство допускает исповедание любой религии. Заибольшую роль играло в XVHI — начале XIX вв. Существует и сохраняет влияние (особенно в США и некотрых & других странах) и по сей день.

Массовая культура (см. Элитарная и массовая культуры).

 Матриархат— одна из форм общественного устройства, при котором доминирующее положение занимает Вешцина. Характерно для раннего периода первобытно­общинного строя. Высокое положение женщины в таком > Обществе обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, хозяйственные занятия женщин, которые в условиях разде­ления труда по признаку пола занимались собирательством, Рыболовством, приносили более стабильный результат, нежели традиционное занятие мужчин — охота; во-вто­рых, отсутствие понятия отцовства определяло основную роль женщины как продолжательницы рода, приносящей и сохраняющей потомство. Начиная с эпохи неолита мат­риархат сменяется патриархатом.

Медиевистика — раздел исторического и философско­го научного знания, изучающий эпоху средних веков, ев­ропейское, русское и восточное Средневековье.

Межкультурные коммуникации — взаимоотношения разных культур, обмен между двумя и более культурами и продуктами их деятельности, осуществляемый в раз­личных сферах. Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традици­ям, обычаям, представлениям и способам поведения, а зна­комятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. Для межкультурной коммуникации необходи­ма принадлежность отправителя и получателя сообщения к разным культурам. Для нее также необходимо осозна­ние участниками коммуникации культурных отличий друг друга. Открытость внешним влияниям, взаимодействие — важное условие успешного развития любой культуры. В межкультурных коммуникациях могут принимать уча­стие культуры как больших, так и малых наций, имею­щих и не имеющих свою государственность (даже не име­ющие своей территории, например, цыгане).

Межкультурные коммуникации имеют свою особую структуру: во-первых, каждая форма культуры — мораль, право, философия, наука, искусство — обладает своей спе­цификой и воздействует, прежде всего, на соответствую­щие формы культуры, таким образом происходит взаи­модополнение культур, обмен опытом в определенных сфе­рах; во-вторых, взаимодействие осуществляется также линии субкультур и течений, присутствующих во а развитой культуре.

Можно выделить уровни взаимодействия культур:

- между этническими общностями: локальными, эт­ноязыковыми, историко-этнографическими, где вза­имодействие происходит по сходству духовной куль­туры;

- национальный уровень: например, в странах Азии и Африки национальное единство складывалось на основе общего исторического опыта, накопленного в ходе колониального угнетения, борьбы за нацио­нальную независимость и национальное самоопре­деление;

- цивилизационный уровень: именно в общении меж­ду цивилизациями достигались в прошлом наиболее существенные результаты в обмене художествен­ными, научными, духовными достижениями;

- наднациональный уровень, который становится все более актуальным в современном мире.

Внутри  межкультурных взаимодействий складывается вделенный механизм, который составляют: прибавление (в культуру одной страны из культур других стран), сение (в связи с дополнением одной крупной культуры другими), обеднение — эрозия — процесс, когда культура подвергается сильному влиянию извне, но сама к ртом не имеет достаточной степени развитости.

Среди факторов, способствующих позитивному взаимодействию различных культур, можно выделить высокое развитие общественной жизни (в таком случае новоне подрывают основную духовную структуру), длительность контакта культур между собой, а также политические условия взаимодействия — колонизация, войны и т. д.

Мезолит — средний каменный век, второй период пер­вобытной эпохи, около X-VIII вв. до н. э. Характеризуется изменениями климата и значительным вымиранием чело­вечества ввиду сокращения поголовья крупных животных — основных объектов охоты. Появляются лук и стрелы, мик­ролитические орудия труда, приручается собака.

Мем (сокращенное от греч. mimeme — память) — куль­турно наследуемая единица информации, аналогичная гену. Мемы — это аналоги биологического генотипа. Мемы — это идеи, которые мутируют и наследуются, по­добно генам, а распространяются, подобно вирусам.

Меметика — наука, изучающая мемы и их распрост­ранение в человеческом сообществе. Меметика до сих пор не развилась в точную науку: ей не хватает формализа­ции, определенных результатов, а также проверяемых опытным путем гипотез.

Ментальность. Это слово теперь часто используется в культурологической литературе. Говорят о ментальной настроенности разных эпох, разных народов, разных со­циальных групп. Само понятие происходит от латинского слова mens — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад. Ментальность или менталитет — это относительно устойчивая и целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сооб­щества. Также это особенные установки и предрасполо­женности индивидов к определенному типу мышления и действия. В основе формирования определенного типа ментальности лежат культура и традиции, однако и сама ментальность является глубинным источником развития культуры.

Политологи, психологи, историко-этнографы, психо­аналитики изучают проблему ментальности, исследуя спо­собы поведения, выражения и умолчания, которые пере­дают общественное миропонимание и мирочувствование, 'представления и образы, мифы и ценности, признавае­мые отдельными группами или обществом. В конкретных Преследованиях различают детскую, национальную, тота­литарную, европейскую, африканскую, бюрократическую и иные виды ментальности.

Ментальность как самостоятельный феномен отлича­ется от общественного настроения, идеологии и ценност­ных ориентации. Она является отражением привычек, Пристрастий, коллективных эмоциональных шаблонов. Общественные настроения переменчивы, в то время как ментальность — устойчивая характеристика. Ценности осознаваемы, выражают жизненные установки, самостоя­тельный выбор идеалов, ментальность же восходит к бес­сознательным глубинам психики. Идеология как сово­купность форм мышления и ценностных представлений аналитична, мотивирует образ действий, предлагает от­четливые схемы поведения. Ментальность в большей сте­пени опирается на стихийное, полуосознанное, на ее ха­рактер оказывают воздействие традиция, культура, соци­альные структуры, бессознательное, окружающая среда. .. Ментальность как понятие позволяет соединить ана­литическое мышление с полуосознанными культурными знаками. Так в ментальности находят себя различные оппозиции — эмоциональное и рассудочное, иррациональ­ное и рациональное, природное и культурное, индивиду­альное и общественное. По мнению П. С. Гуревича, «исто­рию ментальностей следует поместить в более обширный план всеобщей истории, в которой разработка понятий, фор­мирующих жизнь людей в обществе, составляет культур­ный аспект, столь же важный, как и экономический».

Метафизика — 1) название философских сочинений Аристотеля, помещенных после его трактата о физике (в этом сочинении рассматривается то, что познаваемо нами только после природы, но само по себе является первым); 2) со времен поздней античности М. — основная философ­ская наука, в которой коренятся все философские дисцип­лины; 3) наука о духовных первоначалах бытия; 4) метод мышления и познания, противоположный диалектике, рас­сматривающий предметы и явления в статике; 5) нечто отвлеченное, умозрительное.

Методы культурологических исследований. В научных исследованиях всегда используются строго определенные методы (то есть способы работы с научным материалом) отбора необходимых фактов, анализа и обобщения полу­ченной информации, построения теоретических схем и моделей, выработки путей проверки выдвинутых теоре­тических предположений и т. д. Естественно, есть свои научные методы и у культурологии.

Поскольку культурология возникла на сравнительно позднем этапе развития гуманитарных наук и выступает как научная дисциплина, стремящаяся к интеграции, орга­ничному объединению гуманитарных знаний, многие ее методы заимствованы из методологического арсенала фи­лософии, истории, этнографии и антропологии, социоло­гии, искусствоведения, лингвистики, археологии. Иногда эти методы не столько заимствованы, сколько унаследова­ны и развиты культурологией в нужном ей направлении.

Впрочем, методы культурологии объединяет с метода­ми других гуманитарных наук их общее отличие от мето­дологии естественных наук. Это отличие проявляется во многом: в гораздо меньшей степени математизации гумани­тарного знания в сравнении с естественнонаучным, больших трудностях в экспериментальной проверке гуманитарных теорий (если таковая вообще возможна), меньшей зависи­мости гуманитарной науки от принципа детерминизма (установления цепи причинно-следственных связей), так как она изучает человека — личностное существо, наделен­ное свободой воли, свободой выбора, подчас предполагаю­щей большое количество вариантов возможного развития событий или создание принципиально нового варианта.

На рубеже XIX и XX веков немецкие философы-нео­кантианцы разработали специальное учение о различиях между методами естественных наук, обобщающими отдель­ные факты, и методами «наук о культуре», описывающи­ми уникальные и индивидуальные особенности явлений культуры. Последний метод они назвали идиографическим (от греческих слов idios — частный, особый и grapho — описываю).

Представители «философии жизни» обогатили куль­турологическую методологию учением о «вчувствовании» (В. Дильтей) — интуитивном постижении историком культуры духовной сути культурного явления, исследо­ванием культуры как единства двух противоречивых куль-турообразующих начал, аполлонийского и дионисийского (Ф. Ницше), концепцией изучения «открытого» и «закры­того» типа общества и соответствующих им систем куль­туры (А. Бергсон).

Важным вкладом философии культуры, литературо­ведения и библеистики (то есть богословского и вместе с тем научного изучения Библии — Священного Писания христианства и иудаизма) в дело развития культурологи­ческих методов познания стала разработка ими герменев­тики. Название этой дисциплины (или методологии) про­исходит от имени Гермеса— древнегреческого божества, покровительствовавшего торговле, искусству и толкованию прорицаний. Первоначально герменевтикой называлось ис­кусство истолкования священных или загадочных текстов, а также классических, ставших предметом подражания и школьного изучения текстов (например, поэм Гомера «Или­ада» и «Одиссея»); в средние века и эпоху религиозной Реформации (XVI-XVII вв.) — толкование Библии.

Выше было отмечено, что методы культурологических наук зачастую непосредственно заимствованы из различных гуманитарных дисциплин. Социология и морфология куль­туры переняли социологическую, политологическую, со­циально-психологическую методологии. Культурная ант­ропология заимствовала многие методы этнографии, ант­ропологии, религиоведения. Концептуальная история культуры, стремящаяся дать не хронологически последо­вательное описание, а теоретическое осмысление культур­но-исторического процесса, взяла на вооружение методы искусствоведения, истории литературы, психологии. Под влиянием лингвистических методов научных исследова­ний возник структурализм, одно из основных течений в культурологическом знании XX века Французский исто­рик культуры и философ-структуралист М. Фуко создал «археологию знания», «археологию гуманитарных наук» для реконструкции интеллектуальной и культурной жиз­ни прошлого.

В последние десятилетия новые методы гуманитарно­го знания все чаще разрабатываются совместными усили­ями нескольких наук, в числе которых, как правило, бы­вает и культурология. В качестве примера приведем ши­роко распространенные в наши дни тендерные (от англ. gender — род, пол) исследования. Тендер — это совокуп­ность социальных, психологических, культурных и иных небиологических качеств, которые считаются в данном обществе и в данной культуре нормальными для женщин (женский тендер) и для мужчин (мужской тендер). Ис­пользование тендерных методик позволяет по-новому по­смотреть на культуру, более полно изучить женское и мужское начала в ней. Впрочем, основы такого изучения были за­ложены еще в XIX — начале XX вв. исследованиями пат­риархата и матриархата, патриархальных и матриархаль­ных элементов в культуре (И. Бахофен, Л. Морган, Л. Фро-бениус).

В культурологических исследованиях широко приме­няются системные и сравнительные научные методы. Си­стемный метод культурологического исследования пред­ставляет собой способ синтеза, общего упорядочивания, интеграции фактического материала, накопленного отдель­ными культурологическими дисциплинами. Главная цель подобного синтеза — выявление всего множества связей между явлениями культуры и ее сферами, которые обес­печивают целостность всей системы культуры. Это долж­но привести к созданию общей модели культурной систе­мы, отражающей всю ее сложность, многоплановость, учи­тывающей постоянный процесс разнообразных изменений этой системы и ее отдельных частей. ' Неудивительно, что применение системного подхода в культурологии сталкивается с рядом трудностей. Отдель­ные элементы или области культурной системы (напри­мер, наука, искусство, религия и другие) сами представля­ют собой системы высокой сложности. Их взаимодействие порождает постоянные перемены в «конфигурации» куль­туры. При построении системной модели культуры требу­ется отличить существенное от несущественного, относи­тельно неизменное от изменчивого, что при характерных для культуры динамизме (постоянной изменяемости) и тра­диционализме (стремлении сохранять старое, привычное, особенно то, с чем у людей неразрывно связаны представ­ления об их культурной самобытности) совсем не просто. Наиболее удачные попытки применить системный метод в культурологических и социокультурных исследованиях принадлежат П. Сорокину, Б. Малиновскому, Л. Уайту.

Важной основой методологии культурологического познания являются сравнительные, они же — сравнитель­но-культурные, компаративные (от лат. comparativus — сравнительный), или кросс-культурные (от англ. cross — пересекающийся, перекрестный) исследования. Они имеют своей целью изучение культурных явлений и процессов путем сравнительного анализа и выделения как общих для разных культур свойств, черт, характеристик, поня­тий, ценностей (так называемых универсалий культуры), так и особенных, специфических свойств каждой конк­ретной культуры. Большинство культурологических ис­следований тем или иным образом используют сравнитель­но-культурную методологию. В ее развитии наибольшую роль сыграли работы в области сравнительного религио­ведения, культурной антропологии и этнолигвистики, со­циологии культуры, изучения социально-культурной мор­фологии и динамики. Метрополия (от греч. — мать-город) — город-государство или государство, из которого осуществляется колонизация.

Меценатство — поддержка науки и искусства, в том числе финансовая. Происходит от имени древнеримского деятеля Мецената, который, будучи приближенным им­ператора Августа, оказывал покровительство поэтам.

Мечеть — культовое здание в исламе, где имамом или муллой совершаются богослужения и произносятся про­поведи. Она имеет прямоугольный двор, окруженный га­лереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом.

Минарет (от араб. — маяк) — башня, находящаяся возле мечети, с которой муэдзин созывает верующих на молитву.

Миниатюра— изображения в средневековых рукопи­сях, иллюстрирующие их или служащие для украшения. Название происходит от латинского названия киновари (minium) — краски красного цвета, которой выделялись заглавные буквы разделов в рукописных книгах. Впо­следствии название перешло на произведения искусства небольшого размера.

«Мир искусства» — российское художественное объеди­нение (1898-1924), созданное в Санкт-Петербурге А. Н. Бе-нуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, предста­вители «Мира искусства» отвергали академизм и передвиж­ничество. Опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных обра­зов. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Б. Б. Лансере, А. П. Остроумова-Лебе­дева, К. А. Сомов) присущи утонченная декоративность, сти­лизация, изящная орнаментальность.

Мировоззрение — целостная система взглядов на мир (т. е. на природу, общество и мышление), оказывающих существенное воздействие на ценностную ориентацию и деятельность человека. Научные, философские, социаль­но-политические, морально-правовые, эстетические и ре­лигиозные взгляды, принципы и идеалы, из которых скла­дывается М., формируются у индивида в практической жизни, через освоение им накопленного человечеством опыта. М. имеется у всех людей, только у одних оно скла­дывается стихийно, а другие вырабатывают его у себя со­знательно, стремясь осмыслить жизнь общества и свою собственную жизнь, свое отношение к миру путем изуче­ния социально-исторического опыта, конкретных наук, философии.

Мировые религии — группа из трех религий (буддизм, христианство, ислам); отличающихся полиэтнической распространенностью и отсутствием выраженной этноцен-тричности в своей догматике.

Миф (от греч. mythos — сказание, предание) — сказа­ние, в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, о богах и героях.

Это особый вид мироощущения, специфическое, образ­ное представление о явлениях природы и общественной жизни. Многие мифы разных народов заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, уст­ройстве мира, о возникновении и «функционировании» наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Наряду с интересом к происхождению мира, много внима­ния в мифологии уделялось и происхождению людей, рож­дению, стадии жизни, смерти человека, различным испы­таниям, которые стоят на его пути. Особое место занимают мифы о культурных достижениях людей — добывании огня, изобретении ремесла, земледелии, обычаях, обрядах. У раз­витых народов мифы связывались друг с другом, выстраи­вались в единое повествование. Воплощенные в мифах пред­ставления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиций.

Мифологема — сознательное заимствование мифоло­гических мотивов и перенесение их в мир современной духовной культуры.

Мифология — это основная форма мировоззрения на­родов на древнейшей ступени развития. Мифы существо­вали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как уни­версальная форма общественного сознания. Поскольку в мифологии свойства одних вещей и явлений с легкостью переносятся на другие, она дает бесконечный простор во­ображению, творческому мышлению: здесь человек спосо­бен совершать всевозможные превращения и подвиги.

Как естественноисторический образ мысли и поведения мифология исчезает, когда человек создает реальные сред­ства господства над силами природы, совершенствует ору­дия труда, развивает производство, расширяя сферу своей деятельности. В этом процессе формируются другие, отлич­ные от мифа формы мировоззрения. Однако мифология до сих пор сохраняет свое значение как источник вдохнове­ния и форма описания в художественном творчестве.

Мифология оказала огромное влияние на все стороны духовной и материальной жизни людей. Каждый народ создал свои мифы, предания, легенды. В них отразились реальные события, среда обитания, а также «душа» наро­да, его помыслы, надежды, стремления, его представле­ния о бытии, познании и самой жизни.

Модель (научная) (франц. module от лат. modulus — мера, образец, норма) — в логике и методологии науки — аналог (представляющий собой схему, структуру, знаковую систему) определенного природного, социального или куль­турного явления (фрагмента реальности). Модель служит для сохранения и расширения знаний об оригинале моде­ли и, если это возможно, способах управления им.

Модернизация— усовершенствование, обновление различных сфер общественной жизни, одна из основных тенденций развития культуры Нового времени, особенно ха­рактерная для России XVIII в., когда в ходе реформ Петра I изменениям и трансформации оказались подвержены все социальные институты и культурные формы, включая нормы поведения и бытовые традиции.

Модернизм — общее обозначение всех авангардистских направлений в культуре XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на це­лостность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом.

В XX веке научно-технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. В первой половине сто­летия возникло массовое производство, которое заполнило прилавки магазинов так называемым ширпотребом — пред­метами широкого потребления, которые отличались невы­соким качеством и низкими, доступными всем ценами. На­чалась широкомасштабная стандартизация производства и потребления, вкусы и предпочтения людей все больше де-зиндивидуализировались, дегуманизировались. На истори­ческую сцену вышел массовый потребитель, массовый авто­мобиль, массовое сознание, наконец, массовая культура.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.