![]()
|
|||||||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 13 страницаСистема культурологических знаний постоянно изменяется и развивается. Куртуазность (от франц. courtois — учтивый, рыцарский) — характерная черта придворно-рыцарской культуры в средневековой Европе, свод правил поведения и качеств придворного, прежде всего в отношении к женщине. Куртуазность включала в себя вежливость, учтивость, изысканность манер, умение владеть собой. Идея куртуазной любви как возвышенно-одухотворенного слу-'ясения в соединении с утонченной чувственностью нашла воплощение в произведениях литературы, музыки, оказала влияние на формирование идеала рыцарства.
Л Либерализм — идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в XVIГ-XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции. В XIX — начале XX вв. сформировались основные положения либерализма: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли, осуществление социально-политических и экономических преобразований путем реформ. Либидо (от лат. libido — желание, влечение, страсть, сладострастие) — основное понятие в теории 3. Фрейда. Это психическая энергия, связанная с сексуальным влечением, движущая сила социальной и культурной деятельности человека, ключ к пониманию человеческой психологии во всех ее проявлениях. Литература— вид искусства, в котором носителем художественных образов является слово. В художественных произведениях слово гибко, подвижно, изменчиво и определенно в своем смысле. Оно не знает ограничений, и в этом его сила. Исполнительские искусства (музыка, хореография, театр) для своего эстетического воздействия требуют художника, передающего аудитории созданные творцом образы. Неисполнительские искусства (скульптура, живопись) не нуждаются в творческом посреднике между автором и аудиторией. Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменной литературы исполнительские формы ее не исчезли (фольклор), однако основная линия развития словесного творчества обрела неисполнительский характер. Литература исторически изменчива: в силу своей специфики все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Процесс развития литературы — это взаимодействие устойчивости и изменчивости, преемственности и новаторства. Таким образом, литература — живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения Общественной и индивидуальной жизни. Вечная форма литературы — образность и красота. Сам исторический процесс складывания языка, включающий в себя перенос схожих черт от явления к явлению, насытил его ассоциативным видением мира и подготовил к художественному отражению действительности. Гегель называл слово самым пластичным материалом, непосредственно принадлежащим духу. Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства. Словесная форма литературы позволяет ей выражать не только эстетические, но и общественно-политические идеалы, устанавливать тесную связь с философией, политикой, моралью и другими формами общественного сознания. Литература занимает ведущее положение в системе искусства, оказывает существенное влияние на развитие Других видов искусства. Наконец, очевидным фактом является то, что многие произведения изобразительного искусства и музыки, хореографические и театральные постановки обязаны своим рождением литературе и культуре чтения как таковой. Локальный тип культуры — замкнутые, самодостаточные, не поддерживающие диалога с другими или ограничивающие его до минимума типы культур. «Любомудры» — русские философы первой четверти XIX века, участники литературно-философского кружка, собиравшегося в Москве в 1823-1825 гг. («Общество любомудрия»). Входившие в кружок молодые люди (В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитов, И. В. Киреевский, А. И. Коше-лев, С. П. Шевырев и другие) занимались изучением трудов великих философов, в особенности Шеллинга, разрабатывали проекты создания самобытной русской философии. После подавления восстания декабристов кружок был распущен, протоколы его заседаний сожжены. «Любомудры» во многом подготовили почву для формирования в русской мысли XIX в. славянофильства и западничества, некоторые из них (Киреевский, Кошелев, Шевырев) вошли в число славянофилов. Люмпены— дословно: «люди в лохмотьях» — социальное дно общества. Люмпены имеют предельно низкий социальный статус, не могут и не хотят его повысить за счет собственных усилий. Лютеранство — одно из крупнейших направлений протестантизма, основано в XVI в. главным идеологом Реформации Мартином Лютером. Лютеранство отвергает церковную иерархию, делая акцент на личном общении человека с Богом. В лютеранстве богослужение предельно упрощено и заключается в чтении определенных молитв, проповеди, пении под орган. Совершается оно только по воскресениям и по великим праздникам — таким, как Пасха и Рождество. Простоту богослужений подчеркивают скромные интерьеры церквей. Центральной мыслью лютеранства является оправдание только личной верой. Все остальные правила — посты, монашество — не имеют зна-1я для спасения, следовательно, отрицаются, как и рВСЯ церковная иерархия. Только Священное писание является источником истиной веры и каждый человек мо-сам толковать Библию. Для этого Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык.
М Магия (от греч. mageia — колдовство, чародейство, волшебство) — одна из ранних религиозных форм, основанная на вере в обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей и духов). Магия существовала одновременно с тотемизмом и анимизмом: с ее помощью пытались поддерживать связь с миром духов, тотемов, предков. Многообразие жизненных ситуаций породило множество магических действий — заклинание орудий труда и охоты, ворожба — любовная магия, черная магия, лечебная магия и т. д. Возникнув в первобытном обществе, магия стала важным элементом более поздних религий. Мануфактура (от лат. — рука и изделие) — тип производства, появившийся в эпоху Возрождения, основанный на внутреннем разделении труда. Обслуживались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоял предприниматель, владеющий средствами производства и организующий сам процесс производства. Маргинальность — ситуация, когда индивид чувствует себя находящимся между двумя культурами или социальными сферами с присущим им образом жизни. В маргинальном или промежуточном состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и неудовлетворенность, для него характерны противоречивые реакции на социально-культурную среду (воспринимаемую маргиналом как нечто враждебное ему) — от «ухода в себя» и полного отказа общаться с окружающими до крайних форм агрессии. Марксизм— система философских, экономических и социально-политических взглядов, разработанная К. Марксом Л ф. Энгельсом. М. включает философский материализм .я диалектику, материалистическое понимание истории (теория общественных формаций), обоснование экономи-фвскпх законов движения капиталистического общества (теория прибавочной стоимости и т. д.), теорию классов и классовой борьбы, пролетарской революции и перехода к коммунистическом} обществу. Масонство (франкмасонство) (от франц. franc тасоп — вольный каменщик;— религиозно-этическое движение, которое возникло в начале XVIII в. в Великобритании и ^^распространилось во многих странах, в том числе в России. Название, организация (объединение в ложи), тради-;.«ажи заимствованы масонством от средневековых цехов строителей-каменщиков, отчасти от средневековых рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Почитая Бога как великого архитектора Вселенной, масонство допускает исповедание любой религии. Заибольшую роль играло в XVHI — начале XIX вв. Существует и сохраняет влияние (особенно в США и некотрых & других странах) и по сей день. Массовая культура (см. Элитарная и массовая культуры). Матриархат— одна из форм общественного устройства, при котором доминирующее положение занимает Вешцина. Характерно для раннего периода первобытнообщинного строя. Высокое положение женщины в таком > Обществе обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, хозяйственные занятия женщин, которые в условиях разделения труда по признаку пола занимались собирательством, Рыболовством, приносили более стабильный результат, нежели традиционное занятие мужчин — охота; во-вторых, отсутствие понятия отцовства определяло основную роль женщины как продолжательницы рода, приносящей и сохраняющей потомство. Начиная с эпохи неолита матриархат сменяется патриархатом. Медиевистика — раздел исторического и философского научного знания, изучающий эпоху средних веков, европейское, русское и восточное Средневековье. Межкультурные коммуникации — взаимоотношения разных культур, обмен между двумя и более культурами и продуктами их деятельности, осуществляемый в различных сферах. Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. Для межкультурной коммуникации необходима принадлежность отправителя и получателя сообщения к разным культурам. Для нее также необходимо осознание участниками коммуникации культурных отличий друг друга. Открытость внешним влияниям, взаимодействие — важное условие успешного развития любой культуры. В межкультурных коммуникациях могут принимать участие культуры как больших, так и малых наций, имеющих и не имеющих свою государственность (даже не имеющие своей территории, например, цыгане). Межкультурные коммуникации имеют свою особую структуру: во-первых, каждая форма культуры — мораль, право, философия, наука, искусство — обладает своей спецификой и воздействует, прежде всего, на соответствующие формы культуры, таким образом происходит взаимодополнение культур, обмен опытом в определенных сферах; во-вторых, взаимодействие осуществляется также линии субкультур и течений, присутствующих во а развитой культуре. Можно выделить уровни взаимодействия культур: - между этническими общностями: локальными, этноязыковыми, историко-этнографическими, где взаимодействие происходит по сходству духовной культуры; - национальный уровень: например, в странах Азии и Африки национальное единство складывалось на основе общего исторического опыта, накопленного в ходе колониального угнетения, борьбы за национальную независимость и национальное самоопределение; - цивилизационный уровень: именно в общении между цивилизациями достигались в прошлом наиболее существенные результаты в обмене художественными, научными, духовными достижениями; - наднациональный уровень, который становится все более актуальным в современном мире. Внутри межкультурных взаимодействий складывается вделенный механизм, который составляют: прибавление (в культуру одной страны из культур других стран), сение (в связи с дополнением одной крупной культуры другими), обеднение — эрозия — процесс, когда культура подвергается сильному влиянию извне, но сама к ртом не имеет достаточной степени развитости. Среди факторов, способствующих позитивному взаимодействию различных культур, можно выделить высокое развитие общественной жизни (в таком случае новоне подрывают основную духовную структуру), длительность контакта культур между собой, а также политические условия взаимодействия — колонизация, войны и т. д. Мезолит — средний каменный век, второй период первобытной эпохи, около X-VIII вв. до н. э. Характеризуется изменениями климата и значительным вымиранием человечества ввиду сокращения поголовья крупных животных — основных объектов охоты. Появляются лук и стрелы, микролитические орудия труда, приручается собака. Мем (сокращенное от греч. mimeme — память) — культурно наследуемая единица информации, аналогичная гену. Мемы — это аналоги биологического генотипа. Мемы — это идеи, которые мутируют и наследуются, подобно генам, а распространяются, подобно вирусам. Меметика — наука, изучающая мемы и их распространение в человеческом сообществе. Меметика до сих пор не развилась в точную науку: ей не хватает формализации, определенных результатов, а также проверяемых опытным путем гипотез. Ментальность. Это слово теперь часто используется в культурологической литературе. Говорят о ментальной настроенности разных эпох, разных народов, разных социальных групп. Само понятие происходит от латинского слова mens — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад. Ментальность или менталитет — это относительно устойчивая и целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества. Также это особенные установки и предрасположенности индивидов к определенному типу мышления и действия. В основе формирования определенного типа ментальности лежат культура и традиции, однако и сама ментальность является глубинным источником развития культуры. Политологи, психологи, историко-этнографы, психоаналитики изучают проблему ментальности, исследуя способы поведения, выражения и умолчания, которые передают общественное миропонимание и мирочувствование, 'представления и образы, мифы и ценности, признаваемые отдельными группами или обществом. В конкретных Преследованиях различают детскую, национальную, тоталитарную, европейскую, африканскую, бюрократическую и иные виды ментальности. Ментальность как самостоятельный феномен отличается от общественного настроения, идеологии и ценностных ориентации. Она является отражением привычек, Пристрастий, коллективных эмоциональных шаблонов. Общественные настроения переменчивы, в то время как ментальность — устойчивая характеристика. Ценности осознаваемы, выражают жизненные установки, самостоятельный выбор идеалов, ментальность же восходит к бессознательным глубинам психики. Идеология как совокупность форм мышления и ценностных представлений аналитична, мотивирует образ действий, предлагает отчетливые схемы поведения. Ментальность в большей степени опирается на стихийное, полуосознанное, на ее характер оказывают воздействие традиция, культура, социальные структуры, бессознательное, окружающая среда. .. Ментальность как понятие позволяет соединить аналитическое мышление с полуосознанными культурными знаками. Так в ментальности находят себя различные оппозиции — эмоциональное и рассудочное, иррациональное и рациональное, природное и культурное, индивидуальное и общественное. По мнению П. С. Гуревича, «историю ментальностей следует поместить в более обширный план всеобщей истории, в которой разработка понятий, формирующих жизнь людей в обществе, составляет культурный аспект, столь же важный, как и экономический». Метафизика — 1) название философских сочинений Аристотеля, помещенных после его трактата о физике (в этом сочинении рассматривается то, что познаваемо нами только после природы, но само по себе является первым); 2) со времен поздней античности М. — основная философская наука, в которой коренятся все философские дисциплины; 3) наука о духовных первоначалах бытия; 4) метод мышления и познания, противоположный диалектике, рассматривающий предметы и явления в статике; 5) нечто отвлеченное, умозрительное. Методы культурологических исследований. В научных исследованиях всегда используются строго определенные методы (то есть способы работы с научным материалом) отбора необходимых фактов, анализа и обобщения полученной информации, построения теоретических схем и моделей, выработки путей проверки выдвинутых теоретических предположений и т. д. Естественно, есть свои научные методы и у культурологии. Поскольку культурология возникла на сравнительно позднем этапе развития гуманитарных наук и выступает как научная дисциплина, стремящаяся к интеграции, органичному объединению гуманитарных знаний, многие ее методы заимствованы из методологического арсенала философии, истории, этнографии и антропологии, социологии, искусствоведения, лингвистики, археологии. Иногда эти методы не столько заимствованы, сколько унаследованы и развиты культурологией в нужном ей направлении. Впрочем, методы культурологии объединяет с методами других гуманитарных наук их общее отличие от методологии естественных наук. Это отличие проявляется во многом: в гораздо меньшей степени математизации гуманитарного знания в сравнении с естественнонаучным, больших трудностях в экспериментальной проверке гуманитарных теорий (если таковая вообще возможна), меньшей зависимости гуманитарной науки от принципа детерминизма (установления цепи причинно-следственных связей), так как она изучает человека — личностное существо, наделенное свободой воли, свободой выбора, подчас предполагающей большое количество вариантов возможного развития событий или создание принципиально нового варианта. На рубеже XIX и XX веков немецкие философы-неокантианцы разработали специальное учение о различиях между методами естественных наук, обобщающими отдельные факты, и методами «наук о культуре», описывающими уникальные и индивидуальные особенности явлений культуры. Последний метод они назвали идиографическим (от греческих слов idios — частный, особый и grapho — описываю). Представители «философии жизни» обогатили культурологическую методологию учением о «вчувствовании» (В. Дильтей) — интуитивном постижении историком культуры духовной сути культурного явления, исследованием культуры как единства двух противоречивых куль-турообразующих начал, аполлонийского и дионисийского (Ф. Ницше), концепцией изучения «открытого» и «закрытого» типа общества и соответствующих им систем культуры (А. Бергсон). Важным вкладом философии культуры, литературоведения и библеистики (то есть богословского и вместе с тем научного изучения Библии — Священного Писания христианства и иудаизма) в дело развития культурологических методов познания стала разработка ими герменевтики. Название этой дисциплины (или методологии) происходит от имени Гермеса— древнегреческого божества, покровительствовавшего торговле, искусству и толкованию прорицаний. Первоначально герменевтикой называлось искусство истолкования священных или загадочных текстов, а также классических, ставших предметом подражания и школьного изучения текстов (например, поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»); в средние века и эпоху религиозной Реформации (XVI-XVII вв.) — толкование Библии. Выше было отмечено, что методы культурологических наук зачастую непосредственно заимствованы из различных гуманитарных дисциплин. Социология и морфология культуры переняли социологическую, политологическую, социально-психологическую методологии. Культурная антропология заимствовала многие методы этнографии, антропологии, религиоведения. Концептуальная история культуры, стремящаяся дать не хронологически последовательное описание, а теоретическое осмысление культурно-исторического процесса, взяла на вооружение методы искусствоведения, истории литературы, психологии. Под влиянием лингвистических методов научных исследований возник структурализм, одно из основных течений в культурологическом знании XX века Французский историк культуры и философ-структуралист М. Фуко создал «археологию знания», «археологию гуманитарных наук» для реконструкции интеллектуальной и культурной жизни прошлого. В последние десятилетия новые методы гуманитарного знания все чаще разрабатываются совместными усилиями нескольких наук, в числе которых, как правило, бывает и культурология. В качестве примера приведем широко распространенные в наши дни тендерные (от англ. gender — род, пол) исследования. Тендер — это совокупность социальных, психологических, культурных и иных небиологических качеств, которые считаются в данном обществе и в данной культуре нормальными для женщин (женский тендер) и для мужчин (мужской тендер). Использование тендерных методик позволяет по-новому посмотреть на культуру, более полно изучить женское и мужское начала в ней. Впрочем, основы такого изучения были заложены еще в XIX — начале XX вв. исследованиями патриархата и матриархата, патриархальных и матриархальных элементов в культуре (И. Бахофен, Л. Морган, Л. Фро-бениус). В культурологических исследованиях широко применяются системные и сравнительные научные методы. Системный метод культурологического исследования представляет собой способ синтеза, общего упорядочивания, интеграции фактического материала, накопленного отдельными культурологическими дисциплинами. Главная цель подобного синтеза — выявление всего множества связей между явлениями культуры и ее сферами, которые обеспечивают целостность всей системы культуры. Это должно привести к созданию общей модели культурной системы, отражающей всю ее сложность, многоплановость, учитывающей постоянный процесс разнообразных изменений этой системы и ее отдельных частей. ' Неудивительно, что применение системного подхода в культурологии сталкивается с рядом трудностей. Отдельные элементы или области культурной системы (например, наука, искусство, религия и другие) сами представляют собой системы высокой сложности. Их взаимодействие порождает постоянные перемены в «конфигурации» культуры. При построении системной модели культуры требуется отличить существенное от несущественного, относительно неизменное от изменчивого, что при характерных для культуры динамизме (постоянной изменяемости) и традиционализме (стремлении сохранять старое, привычное, особенно то, с чем у людей неразрывно связаны представления об их культурной самобытности) совсем не просто. Наиболее удачные попытки применить системный метод в культурологических и социокультурных исследованиях принадлежат П. Сорокину, Б. Малиновскому, Л. Уайту. Важной основой методологии культурологического познания являются сравнительные, они же — сравнительно-культурные, компаративные (от лат. comparativus — сравнительный), или кросс-культурные (от англ. cross — пересекающийся, перекрестный) исследования. Они имеют своей целью изучение культурных явлений и процессов путем сравнительного анализа и выделения как общих для разных культур свойств, черт, характеристик, понятий, ценностей (так называемых универсалий культуры), так и особенных, специфических свойств каждой конкретной культуры. Большинство культурологических исследований тем или иным образом используют сравнительно-культурную методологию. В ее развитии наибольшую роль сыграли работы в области сравнительного религиоведения, культурной антропологии и этнолигвистики, социологии культуры, изучения социально-культурной морфологии и динамики. Метрополия (от греч. — мать-город) — город-государство или государство, из которого осуществляется колонизация. Меценатство — поддержка науки и искусства, в том числе финансовая. Происходит от имени древнеримского деятеля Мецената, который, будучи приближенным императора Августа, оказывал покровительство поэтам. Мечеть — культовое здание в исламе, где имамом или муллой совершаются богослужения и произносятся проповеди. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Минарет (от араб. — маяк) — башня, находящаяся возле мечети, с которой муэдзин созывает верующих на молитву. Миниатюра— изображения в средневековых рукописях, иллюстрирующие их или служащие для украшения. Название происходит от латинского названия киновари (minium) — краски красного цвета, которой выделялись заглавные буквы разделов в рукописных книгах. Впоследствии название перешло на произведения искусства небольшого размера. «Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), созданное в Санкт-Петербурге А. Н. Бе-нуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали академизм и передвижничество. Опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Б. Б. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов) присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Мировоззрение — целостная система взглядов на мир (т. е. на природу, общество и мышление), оказывающих существенное воздействие на ценностную ориентацию и деятельность человека. Научные, философские, социально-политические, морально-правовые, эстетические и религиозные взгляды, принципы и идеалы, из которых складывается М., формируются у индивида в практической жизни, через освоение им накопленного человечеством опыта. М. имеется у всех людей, только у одних оно складывается стихийно, а другие вырабатывают его у себя сознательно, стремясь осмыслить жизнь общества и свою собственную жизнь, свое отношение к миру путем изучения социально-исторического опыта, конкретных наук, философии. Мировые религии — группа из трех религий (буддизм, христианство, ислам); отличающихся полиэтнической распространенностью и отсутствием выраженной этноцен-тричности в своей догматике. Миф (от греч. mythos — сказание, предание) — сказание, в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, о богах и героях. Это особый вид мироощущения, специфическое, образное представление о явлениях природы и общественной жизни. Многие мифы разных народов заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении и «функционировании» наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Наряду с интересом к происхождению мира, много внимания в мифологии уделялось и происхождению людей, рождению, стадии жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его пути. Особое место занимают мифы о культурных достижениях людей — добывании огня, изобретении ремесла, земледелии, обычаях, обрядах. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единое повествование. Воплощенные в мифах представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиций. Мифологема — сознательное заимствование мифологических мотивов и перенесение их в мир современной духовной культуры. Мифология — это основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Поскольку в мифологии свойства одних вещей и явлений с легкостью переносятся на другие, она дает бесконечный простор воображению, творческому мышлению: здесь человек способен совершать всевозможные превращения и подвиги. Как естественноисторический образ мысли и поведения мифология исчезает, когда человек создает реальные средства господства над силами природы, совершенствует орудия труда, развивает производство, расширяя сферу своей деятельности. В этом процессе формируются другие, отличные от мифа формы мировоззрения. Однако мифология до сих пор сохраняет свое значение как источник вдохновения и форма описания в художественном творчестве. Мифология оказала огромное влияние на все стороны духовной и материальной жизни людей. Каждый народ создал свои мифы, предания, легенды. В них отразились реальные события, среда обитания, а также «душа» народа, его помыслы, надежды, стремления, его представления о бытии, познании и самой жизни. Модель (научная) (франц. module от лат. modulus — мера, образец, норма) — в логике и методологии науки — аналог (представляющий собой схему, структуру, знаковую систему) определенного природного, социального или культурного явления (фрагмента реальности). Модель служит для сохранения и расширения знаний об оригинале модели и, если это возможно, способах управления им. Модернизация— усовершенствование, обновление различных сфер общественной жизни, одна из основных тенденций развития культуры Нового времени, особенно характерная для России XVIII в., когда в ходе реформ Петра I изменениям и трансформации оказались подвержены все социальные институты и культурные формы, включая нормы поведения и бытовые традиции. Модернизм — общее обозначение всех авангардистских направлений в культуре XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на целостность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом. В XX веке научно-технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. В первой половине столетия возникло массовое производство, которое заполнило прилавки магазинов так называемым ширпотребом — предметами широкого потребления, которые отличались невысоким качеством и низкими, доступными всем ценами. Началась широкомасштабная стандартизация производства и потребления, вкусы и предпочтения людей все больше де-зиндивидуализировались, дегуманизировались. На историческую сцену вышел массовый потребитель, массовый автомобиль, массовое сознание, наконец, массовая культура.
|
|||||||
|