|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 12 страница* Инновации — изобретение новых образов, символов, правил поведения и форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей. Как следствие, формирование нового типа мышления или мировосприятия. • Культурные заимствования — использование результатов материальной и духовной деятельности, полученных и апробированных в других культурах. Данный вид культурной динамики развивается в тех случаях, когда одна культура поддается влиянию другой — более развитой. * Синтез — взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которых возникает новое культурное явление. Синтез подразумевает осваивание культурой чужих достижений в тех сферах, которые недостаточно развиты в ней самой. При этом данная культура остается самобытной. Культурная перцепция — восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие. Негативные формы К. п.: ксенофобия, шовинизм, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость. Культурно-исторический тип — целостная совокупность характерных элементов жизни этноса, проявляющаяся в религиозном, социально-экономическом, политическом и других отношениях. Н. Я. Данилевский, сформулировавший концепцию культурно-исторических типов, выделяет в хронологическом порядке 10 типов: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский (или европейский), а также два погибших насильственной смертью — мексиканский и перуанский типы. Культурные универсалии — (от лат. universalis — общий, всеобщий) — нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, которые носят всеобщий характер, присутствуя на всех этапах развития человеческого рода, и не зависят от географического места, исторического устройства общества. Культурный релятивизм — признание относительности всех культурных ценностей, идея о том, что каждая культура обладает уникальным набором ценностей и потому заслуживает не только изучения, но и сохранения как мировой памятник. Согласно К. р. культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Культурогенез— один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. К. не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. Сущность К. заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Кулътурогенез. В современной науке генезис культуры трактуется по-разному: существует орудийно-трудо-вая концепция — культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления; эволюционная, которая исходит из поступательного развития живой материи; психоаналитическая; символическая; социокультурная; игровая; религиозная и т. д. На некоторых из них остановимся подробнее. Орудийнотрудовая концепция (Энгельс): человек, согласно этой теории, отличается от животных способностью трудиться. Генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную, культурную. Предполагается, что трудовая деятельность значительно расширяет пространство культуры. Истолковывая трудовую теорию, С. Чернышев писал о том, что человек выступает как «общественное животное, то есть такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем, а вне его, в социальной форме общения. Сущность человека — не в его генотипе, а в совокупности всех общественных отношений. Поэтому животным рождаются, человеком лишь становятся». Согласно трудовой концепции антропо- и культуроге-неза, создав искусственные орудия труда, человекоподобные обезьяны стали трудиться сообща. В ходе этого процесса появляется речь, язык, сознание, мышление и, наконец, культура. Игровая теория (Гадамер, Финк, Хейзинга): источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра, согласно этой теории, гораздо «старше» культуры. Она присуща и животным, но у человека — это содержательная функция, со многими гранями смысла. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни. Игра — это прежде всего свободная деятельность, которая имеет незаинтересованный характер. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры. Символическая гипотеза (Кассирер): т. к. человек биологически слабее животного, то он неосознанно подражал ему. Таким образом, постепенно вырабатывается определенная система ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. В этом заключается символическое приспособление к миру. Символы, прежде всего, обладают функциональной ценностью и тайна культуро-генеза коренится в формировании человека как символического животного. Психоаналитическая теория (Фрейд): раскрытие куль-турогенеза через феномен первобытной культуры, т. е. большое значение в данной концепции придается системе запретов — табу. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру. Это свойство возникает неожиданно, случайно, однако возможность его появления заложена в человеке. Речь идет о совести, — именно она выделила человека из царства животных и создала культуру. По теории Фрейда, феномен совести восходит к первородному греху — убийству первобытного «отца». Это привело к раскаянию, рождению из животного человека и появлению культуры как средства преодоления навязчивых видений. Совершив коллективное преступление, пралюди обрели способность к социальной жизни. Человеческая культура — все то, чем человеческая жизнь возвышается над природными условиями и чем она отличается от жизни животных. Культура имеет две стороны: во-первых, она охватывает все приобретенное знание и умение, дающее человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей; во-вторых, в нее входят все институты, необходимые для упорядочения взаимоотношений между людьми. Таким образом, культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов, культурогенез обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и все общество от природы. Фромм, последователь данной теории, делает еще один акцент: именно история и культура раскрыли в человеке разрушительные способности. Культурология (от лат. cultura и греч. logia — наука) — наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание различных форм культуры, понимаемой как многоуровневая структура, порождающая новые формы, взаимосвязи объектов и явлений, функции. Культурология стала формироваться в сфере гуманитарного знания в XX веке, хотя еще в XIX веке английский религиовед и антрополог Э. Б. Тайлор выдвинул идею создания особой «науки о культуре» (a science of the culture). Впервые термин «культурология» как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура как таковая (а не как часть исторических, социальных или иных процессов), предложен немецким химиком и философом В. Оствальдом в 1909 году. Однако широкое использование данный термин получил благодаря классику американской антропологии Л. А. Уайту. Именно Уайт (начиная с 1939 года) стал понимать культурологию как принципиально новый путь изучения культуры, путь, ведущий от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, к целостному исследованию культуры. Культурология — это плод многовековой западной гуманитарной традиции. Основы этой традиции были заложены в Древней Греции (Элладе), где сформировалась «пайдейя» (paideia) — система образования и воспитания, которая должна была вложить в человека знания и душевные свойства, достойные свободного гражданина (в противоположность рабу) и образованного эллина (в противоположность варвару). При этом уделялось равное внимание как развитию тела («гимнастическое» воспитание), так и развитию духа и разума («мусическое» воспитание). В последнем случае главными предметами изучения были поэзия, музыка, красноречие и философия, в которую входили элементы научных знаний о человеке и мире. В эпоху поздней античности у древних римлян пайдейя, развиваясь и совершенствуясь, превратилась в обучение «благородным искусствам» (artes optimae), или «свободным искусствам» (artes liberales). Они включали в себя грамматику, риторику (искусство красноречия), философию, естественнонаучные знания (по математике и астрономии). «Свободные искусства» продолжали преподаваться в школах и университетах средневековой Европы (VI-XVI века н. э.), однако уже в религиозно-культурной среде, весьма отличной от греко-римской античности. Господствовавшая в средние века христианская Церковь подчинила образование и науку богословию, впрочем, сохраняя и развивая науки как пути познания человеком Божиих замыслов о самом человеке и о Вселенной. Эпоха Возрождения (XIV-XVI века) пыталась восстановить античное понимание мира, вновь поставив в его центре не столько Бога, сколько человека. Поэтому культура Возрождения базировалась на идеале «гуманизма», то есть «человечности» (от лат. humanitas), направленного на полную реализацию всех способностей человека в науке, искусстве, общественной жизни. В эту же эпоху началось систематическое исследование культуры прошлого, прежде всего античной культуры. Коллекционирование, изучение и комментирование древних рукописей (а после изобретения в середине XV века книгопечатания — их издание и переводы на различные европейские языки), памятников скульптуры и архитектуры, интерес к античной истории, философии, мифологии стал основой того, что мы сегодня называем гуманитарными науками. В XVII-XX веках произошли грандиозные изменения в науках о природе, ряд так называемых «научных революций» (иногда говорят об одной «научной революции» в эту эпоху). Данные изменения не могли не затронуть и гуманитарные науки, так как идеалом научности как таковой (науки в любых ее формах) стало точное, математическое, экспериментальное естественнонаучное знание. Ученые-гуманитарии обращаются от изучения человека к строгому, выверенному по меркам математики и физики, описанию процессов и структур в истории человеческого общества и культуры. При этом сам человек как бы «растворяется» в этих процессах и структурах, «выпадает» из гуманитарных исследований. Яркими воплощениями данной тенденции стали позитивизм (ориентация на «положительные», по-французски — positive, то есть прежде всего естественнонаучные знания) XIX века и структурализм в XX веке. «Человек ушел, да здравствуют структуры!» — это своего рода девиз гуманитарных наук последних столетий. В данном русле развития научных знаний и возникает культурология с ее стремлением к системному и объективному описанию культурных явлений, их каталогиза- дня и классификации, выведению «формул» развития .. культуры, расшифровке ее «кодов». Однако в конце XX века в культурологии, в том числе российской, усиливается стремление вернуться к классической гуманитарной традиции, вновь сделать человека основной проблемой, главным мерилом и ценностью гуманитарных исследований. Но речь не идет, вместе с тем, н об отказе от великих достижений науки XIX-XX веков. Формирование культурологии имело ряд важных предпосылок в истории науки и культуры стран Европы, России и Северной Америки. Отметим важнейшие из них. гВ ходе Великих географических открытий XV-XVIII веков -европейцы и россияне близко познакомились с культурами неевропейских народов, был собран огромный этнографический материал, изучены высокоразвитые культуры Китая, Индии, Арабского Востока. Это привело в XIX веке к появлению научного востоковедения и этнографии. Еще .в XVUI веке немецкий ученый И. Винкельман, исследователь античного искусства, заложил основы научного искусствоведения. Немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель в конце XVIII — начале XIX вв. обосновали идею исторического развития человеческого общества и культуры. Создание сравнительного языкознания (лингвистики), ис-торико-критического метода в исторических науках, открытие археологами огромного количества памятников культуры народов Древнего Востока и дешифровка их письменности, небывалые успехи классической (греческой и римской) филологии, формирование социологии (трудами О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера), попытка спроецировать на жизнь человеческого общества идеи эволюционной теории Ч. Дарвина невероятно обогатили гуманитарное знание. Появилась проблема обобщения колоссального объема информации о различных сферах культуры, причем стало очевидным, что осуществить эту задачу возможно только на основе каких-либо теорий культуры. Далеко не случайно большой интерес к теоретическому осмыслению культуры с середину XIX века начинают проявлять философы (представители одной из самых «теоретичных» наук), возникают различные школы философии культуры. Разумеется, на становление и развитие культурологического знания повлияли не только научные достижения, но и социально-культурные процессы, в наибольшей степени влиявшее на историю человеческой цивилизации в XIX-XX века и в современную эпоху. Среди них можно назвать изменение баланса между естественной (природной) и искусственной (созданной человеком) средой. Ряд революционных перемен в науке и технике радикально изменили представления о возможностях человека (использование атомной энергии, освоение космоса, генная инженерия, пересадка, человеческих органов или замена их искусственными и тх п.), заставили пересмотреть традиционные взгляды на проблему «природа — культура». В том числе и в связи с возможностью экологической катастрофы, частичного или полного разрушения человеком природной среды. Не меньшее зцаЧение имеет создание всемирных экономических, торгово-финансовых, политических, информационных, образовательных и других структур (так называемая «глобализация;»), что привело к «прозрачности» некогда трудно преодолимых границ между цивилизациями и культурами, породило у многих людей страх перед утратой культурной и религиозной самобытности. Схожие проблемы создает и одно йз важнейших последствий глобализации — переселение десятков (в ближайшей исторической перспективе, возможно, и сотен) миллионов человек из Африки, Азии, Латинской Америки в западные страны, Россию и другие Государства, образовавшиеся после распада Советского Соьэза. Очевидно, что характерное для современного мира Переплетение религиозных, национальных, рраяных, экономических и иных противоречий требует не только социологического, политологического или религиоведческого, но и культурологического осмысления. Особенно актуально подобное осмысление применительно к ситуации в нашей стране. Россия на собственном, нередко трагическом, опыте ощутила воздействие всех основных историко-культурных тенденций современности. У нас, как и в ряде других стран, где существовали диктаторские, коммунистические или фашистские режимы, был осуществлен ряд экспериментов с культурой. Например, советская «культурная революция», призванная уничтожить старую и создать новую систему куль-цнрных ценностей, или «шоковое» вхождение в орбиту западной цивилизации в последнее десятилетие XX века. Следствием этих экспериментов стал разрыв с культурой прошлого (и советского, и дореволюционного российского}» трудности с культурным самоопределением (идентификацией). Принадлежит ли Россия к «Западу», «Востоку», «Евразии» или является изолированной культурой? Куда может вести путь дальнейшего общественно-экономического и культурного развития нашей страны? Ответы на эти и множество других вопросов подобного рода нельзя найти без помощи культурологии. Не случайным является издание в России 90-х годов XX века столь большого количества культурологической литературы научного и учебного характера, изучение культурологии в Школах и вузах, появление кафедр и факультетов культурологии, своего рода «культурологический бум». Культурологические исследования имеют свои специфические черты, выделяющие их из других видов гуманитарных исследований. К ним можно отнести комплекс-НИИ, системный, целостный характер, сочетающийся со стремлением к различению и детальному описанию разных гилов культурных явлений, их функций и взаимосвязей. Для культурологии свойственно стремление объединить, синтезировать материал отдельных наук о культуре, но сделать это не путем механического соединения их достижений, а на базе хорошо обоснованных теорий культуры. Возможность теоретического обобщения множества фактов и междисциплинарный характер исследований дает культурологии преимущество многостороннего, «объемного» изображения культур различных народов и эпох. Тем не менее, в настоящий момент культурологию еще нельзя назвать окончательно сформировавшейся научной дисциплиной. Она находится на стадии становления (может быть, можно говорить о завершающей фазе данной стадии), ее история пока слишком коротка, чтобы можно было с уверенностью судить о перспективах этой науки. Мы имеем дело с многообещающим проектом, удачное воплощение которого зависит от многих обстоятельств. Однако большое количество интересных идей, выдвинутых талантливыми учеными-культурологами, актуальность рассматриваемых культурологией проблем для отдельных людей и общества в целом позволяет предполагать, что эта наука может стать одним из основных путей развития гуманитарных знаний в XXI веке и в более далекой исторической перспективе. По своему происхождению культурология тесно связана, прежде всего, с такими направлениями философских исследований, как философия истории и философия культуры, а также с историей искусств, литературоведением, религиоведением, антропологией и этнографией. В европейской гуманитарной традиции культурологии предшествовала так называемая «история духа», или «духовная история» (перевод немецкого термина Geistesge-schichte), представлявшая собой философское (иногда религиозно-философское) осмысление истории культуры. В настоящее время культурология все еще находится в известной зависимости от породивших ее научных и философских дисциплин, черпая из них как материал для своих построений, так и теоретические конструкции, понятия, научную методологию и т. д. Однако сейчас гораздо заметнее обратное влияние самой культурологии на эти науки, присутствие культурологических мотивов, культурологических iобобщений, культурологической направленности в фило-дефских, искусствоведческих или антропологических исследованиях. Что же касается «истории духа», то ее мес-;в системе гуманитарных знаний занято культурологи-а сама «история духа» сохранилась как литературный философско-литературный жанр (философские эссе, свободные размышления, обращенные не к профессионалам, а к более широкой аудитории, публицистика). Более сложная система отношений связывает культурологию с комплексом наук о языке (различные направления теоретической и прикладной лингвистики, классическая филология и т. д.), а также с социологическими, политологическими и экономическими дисциплинами. Несомненно, исследования культуры в XIX-XX веках невозможно себе представить без материалов, предоставленных сравнительным языкознанием, которое базировалось на фундаментальных лингвистических теориях. Еще более значимым было воздействие структурной лингвистики, под влиянием которой сформировался структурализм — одно из важнейших течений в науках о культуре в XX веке. На достижениях классической филологии, изучающей языки и литературу Древней Греции и Древнего Рима, по давней традиции основывается изучение античной культуры. А культурология античности всегда была главным «полигоном» для проверки культурологических идей и теорий. И все же языкознание остается слишком специфической, относительно замкнутой, можно сказать, элитарной сферой гуманитарного познания, сохраняющей свою сравнительную обособленность от других сфер. Взаимодействие лингвистики с культурологией оказалось наиболее плодотворным в форме обмена достижениями, научной методологией, проведения междисциплинарных исследований. Примером последнего можно назвать этнолингвистику — науку об особенностях функционирования языка в культурах различных племен и народов. Похожая ситуация складывается и в отношениях между культурологией и науками об обществе (социология, политология, экономика и т. д.). Интерес этих наук к проблемам культуры во многом обусловлен тем, что в XX веке было пересмотрено характерное для многих ученых века XIX представление о культуре как о «придатке» общественно-экономической системы, «надстройке» над ней, иначе говоря, о культуре как о чем-то производном от других социальных явлений. Общество стало рассматриваться как нечто подобное органической системе, «социальному организму», в жизни которого экономика, социальная жизнь, политика столь же зависят от культуры, сколь и она от них, столь же определяются и порождаются ею, как и она — ими. На стыке социологических и культурологических исследований возникает одно из наиболее перспективных научных направлений современности — социология культуры. Переселение в экономически развитые страны представителей различных, подчас весьма экзотических культур, формирование неоднородного в языковом, национальном, религиозном, а, следовательно, и культурном отношении общества, обострение конфликтов между национально-культурными группами — все это привлекло к культурологическим изысканиям внимание политологов и действующих политиков, в том числе самого высокого ранга. Отдельная и очень интересная тема — взаимодействие культурологии и религиоведения, науки, которая изучает различные религиозные доктрины и религиозные организании. Начиная с классических трудов религиоведов V, Х1Х»ека («Первобытная культура» Э. Тайлора, «Золотая к ветвь» Д. Фрэзера и других), была выявлена теснейшая связь между развитием религии и культуры в первобытные времена и в последующие эпохи истории человечества. Работу в этой области науки оказалось возможно ;, вести, лишь соединяя достижения этнографии, истории v культуры и религиоведения, не без участия богословия (теологии) и философии религии. Среди важнейших проблем в данной сфере — религиозная типология культур, то есть изучение особенностей христианского, исламско-буддийского, индуистского и иных типов культуры, влияние религии на формирование художественной культуры (искусства), «картин мира», стереотипов поведения, системы ценностей и базовых понятий, присущих той или иной культуре, конструктивных (созидательных) и деструктивных (разрушительных) тенденций ее развития. Как и в случае с социальными науками, необходимо указать на актуальность этих проблем для современной цивили-авдии; достаточно указать на рост влияния традиционных и нетрадиционных религий, проблемы религиозно окрашенного экстремизма и терроризма. Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня культурология занимает очень важное место в системе гуманитарных и социальных знаний, является одной из быстро развивающихся гуманитарных наук. Ее влияние ощущается во всех сферах научного изучения человека и Жультуры, это влияние создает новые направления исследований, определяет новые подходы к решению научных. И практических проблем. Культурологические аспекты почти всегда присутствуют во вновь возникающих областях знаний о человеке. В качестве примера можно привести танатологию (от греч. thanatos — смерть) — изучение процессов умирания и смерти, в котором используются материалы, предоставленные физиологией, медициной, психологией, религиоведением, философией и т. д. Выяснилось, что переживания, испытываемые умирающим человеком, определяются не только общими для всех людей особенностями биологического и психологического порядка, но и принадлежностью к той или иной религиозно-культурной традиции. Важная роль, которую культурология играет в системе современных гуманитарных дисциплин, во многом объясняется стремлением к синтезу различных областей науки, которое уже достаточно долгое время является одной из сильнейших тенденций развития как естественнонаучной, так и гуманитарной сфер познания. Характерные для культурологии широта поля исследований, многообразие методов, возможность работать с достижениями многих наук, выйти за узкопрофессиональные рамки делает культурологию привлекательной для ученых-гуманитариев. Современные культурологические исследования представляют собой обширный комплекс научных дисциплин, направлений научной работы, различных подходов к культурологическим проблемам, научных школ, методологий и т. д. Нельзя говорить (по крайней мере, сегодня) о некой строгой организации, четко прорисованной структуре этой системы знаний. Все попытки описать структуру культурологического знания носят предварительный характер. В качестве примера можно привести статью «Культурологические науки» в одном из самых солидных культурологических изданий последних лет — словаре «Культурология. XX век» (Санкт-Петербург, «Университетская книга», 1997, с. 341-346). Однако вполне возможно выделить наиболее заметные элементы структуры культурологических наук. Во-первых, это теория культуры, представляющая собой все многообразие попыток общего осмысления культуры, версий «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, с помощью которых можно было бы описать культуру и ее развитие. Особое место в этой сфере занимает философия культуры, в рамках которой задача создания теории культуры решается с помощью традиционных философских методов и понятий. Во-вторых, это историко-культурные исследования, опирающиеся на достижения классических гуманитарных наук (истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религий и т. д.), но использующие новые культурологические подходы. В указанном выше издании выделяются историко-культурные исследования общего профиля; исследования культуры ментальностей {то есть формировавшихся в разных культурах способов психологического восприятия людьми мира); исследования религиозных аспектов культуры; литературоведческие исследования, выходящие за узкие рамки и расширяющиеся до панорамы истории той культуры, в рамках которой создано то или иное литературное произведение; культурологическое изучение мифологии; культурологические аспекты лингвистики, семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики. В-третьих, это социология культуры, являющаяся синтезом социологической (изучающей общественную систему) и культурологической наук. Социологические исследования культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указать на концепции культурной политики и деятельности культурных институтов (структур общества, связанных с функционированием культуры), социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование, предотвращение конфликтов между представителями различных культурных групп, изучение культурологического образования в России и других странах, проблемы социализации и инкультурации личности (вхождения, или вживания, человека в общественно-культурную систему), охрана культурного наследия и т. д. В-четвертых, это культурная антропология — область культурологических знаний, во многом близкая социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языков и иных средств коммуникации (общения, обмена информацией) в различных культурах. Конечно, этими вопросами, при всей их важности, интересы культурной антропологии не ограничиваются. В соответствии со своим названием (в переводе с греческого языка anthrdpologia — наука о человеке) она стремится создать как можно более полную картину жизни человека в культурной среде, то есть среде, самим же человеком и сотворенной. Для достижения этой цели культурная антропология широко использует данные естественных наук, имеющие отношение к жизнедеятельности человека, а также данные археологии, этнографии, лингвистики, фольклористики, истории религии и мифологии, истории, социологии, философии. Помимо этих направлений в культурологических науках, которые возможно определить как основные, или традиционные, формируются (то как часть основных направлений, то на «стыке» их, то вне их) специальные и нетрадиционные сферы исследований. Многие из них приобретают особую важность. Так, в рамках теории культуры появились детально разработанные теории динамики (изменения, развития) культуры, морфологии (образование системы видов и форм) культуры, типологии (изучение типов) культур, герменевтики (науки об истолковании) культуры, культурных образцов-моделей (архетипов, парадигм, универсалий, паттернов). Здесь же отдельно изучаются методы культурологических исследований. Синтез на базе культурологии историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет разрабатывать проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т. д. Большое значение имеют для развития культурологии сравнительно-культурные, они же — компаративные, или кросс-культурные исследования. В последние десятилетия динамично разживается эколого-культурологическое направление, «культурологическая экология», изучающая отношение тех или иных культур к природной среде, заложенное в определенных типах.
|
|||
|