|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 11 страницаКонституционная монархия — форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом. В К. м. законы принимаются парламентом, правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Все издаваемые монархом распоряжения (указы) должны быть подтверждены главой правительства или министром, после чего они приобретают юридическую силу. Монарх в К. м. — это символ и верховный арбитр нации, стоящий над партийными схватками и обеспечивающий единство страны. В ряде стран он обладает правом представлять государство на международной арене и является верховным главнокомандующим. Примеры современных К. м.: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Испания, Япония. Контркультура — понятие, применяемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих основным принципам конкретной культуры. Также этим термином обозначается молодежная субкультура 60-70-х гг. XX в., для которой характерно критически-негативное отношение к современной буржуазной культуре и публичное (порой провокационное и эпатажное) отрицание ее норм и ценностей. Контркультура как форма протеста молодежи и маргинальных групп (сектанты, поклонники нетрадиционной музыки, наркоманы, участники «сексуальной революции») против идеалов и стандартов потребительского общества, массовой культуры выражается в движении различных по идейно-политической ориентации групп («новые левые», хиппи, битники) и принимает разные формы — от пассивных до экстремистских, демократизм часто сочетается с анархизмом, нигилизмом, религиозными поисками. Контрреформация— церковно-политическое движение в Европе середины XVI-XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Эта политика заключалась в упорной и многосторонней борьбе с целью возвращения в «единоспасающее лоно» католической церкви перешедших в протестантизм. В основу программы контрреформации легли решения Тридентского Собора (1545-1563). Осуществлялась в основном с помощью инквизиции и укрепления богословских факультетов университетов и церковных школ. Активные проводники контрреформации — монашеские ордена. Конформизм — социально-психологическая ориентация личности, складывающаяся не в результате самостоятельного выбора культурных ценностей, а лишь как пассивное, приспособительное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений; приспособленчество, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образу, обладающему наибольшей силой давления. Конфуцианство— религиозно-философская система, возникшая в Древнем Китае в VI-V вв. до н. э. Основателем считается философ Конфуций. Основные положения учения конфуцианства касаются, прежде всего, упорядочивания всех взаимоотношений между людьми на принципах беспрекословного подчинения младших старшим, будь то на уровне семьи или государства. Уважение старших, сыновья почтительность — основополагающий принцип конфуцианской этики и философии. При этом как в семье сыновья почитают отца и старшее поколение, так и в государстве подданные должны почитать правителя. Другим важным принципом является необходимость подчинения всех отношений для их гармонизации строгому и проверепному временем ритуалу как системе четко определенных и традиционных норм поведения. В конфуцианстве подчеркивается важность знаний, которые позволяют человеку обрести свое достойное, правильное место в мире. Идея самоограничения, присутствующая в конфуцианстве, подразумевает соотнесение собственных эмоций, потребностей, настроений с ощущениями других людей, заставляя задумываться о нежелательности проявления таких качеств и свойств, которых не пожелал бы по отношению к себе. Отсюда проистекает еще одна важная черта конфуцианского учения — гуманность, или человечность (жэнь). Сосредоточенность конфуцианства на человеке выразилась в концепции «благородного мужа» (цзюнь цзы), сочетающего в себе высокие моральные качества с правом на высокий социальный статус, воплощающего основные добродетели: знание, человечность, справедливость, соблюдение ритуальных обязанностей. Конфуцианство оказало влияние на весь дальневосточный регион, приобретая различные формы. Концептуализм — течение в искусстве второй половины XX в., цель которого — создание «художественных идей» (концептов) в сознании зрителя при помощи надписей, схем, графиков и т. д. Одним из основателей был русский художник-авангардист Владимир Татлин. Концепция(от лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, система взглядов на какие-либо явления, основная идея, точка зрения. Коран (от араб. — чтение) — главная священная книга мусульман, собрание поучений. По учению ислама, оригинал Корана хранится у Аллаха, содержание которого частями пророк Мухаммед (около 570—632 гг. н. э.) излагал своим последователям как откровения Бога. Космополитизм — идеология так называемого мирового гражданства. В философии стоицизма (III в. до н. э. — II в. н. э.) все люди являются гражданами единого мирового государства — Космополиса. В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентации — от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям. Креационизм — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий — иудаизма, христианства, ислама. Крепостное право — форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала. В Западной Европе элементы К. п. исчезли в XVI-XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе К. п. было отменено в ходе буржуазных реформ конца XVIII-XIX вв. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497 г., указами о заповедных и урочных летах и окончательно — Соборным уложением 1649 г. В XVII-XVIII вв. все несвободное население слилось в крепостное крестьянство. В России К. п. отменено крестьянской реформой 1861 г. Ксенофобия (от греч. xenos — чужой и phobos — страх, боязнь) — страх, нетерпимость, негативная установка по отношению к чужакам. При этом «чужими» могут быть не только отдельные люди, но целые социальные, национальные, религиозные группы. Изначальная установка на отделение «своих» от «чужих» и подозрительно-враждебное отношение к «чужакам» было необходимым условием для осознания своей общности и идентичности, и, в конечном счете, выживаемости. По мере развития социума и усложнения отношений в нем восприятие и оценка «чужих» варьируется в зависимости от конкретных культурно-исторических условий: от нейтральной дистанцирован-ности по принципу «инаковости» до прямого истребления «непохожих». В отдельные исторические периоды ксенофобия выступала средством решения политических задач, когда агрессия масс и репрессивная политика властей направлялась против представителей других классов, наций и т. д (например, в фашистской Германии). Носителями ксенофобских настроений выступают, как правило, те социальные слои и политические силы, которые пытаются перенести ответственность за собственные неудачи, ошибки, неустроенность на «чужаков», объявляя их «враждебными силами» «врагами народа» и т. п. В современном мире, несмотря на процессы всеобщей интеграции и глобализации культуры, ксенофобские настроения достаточно сильны, являясь источниками различных конфессиональных, межкультурных, этнических конфликтов, угрожающих стабильности общества. Поэтому преодоление ксенофобии является не только социокультурной проблемой, но и политической задачей, решение которой необходимо осуществлять не только на законодательном уровне, но и на уровне воспитания личности в духе толерантности и взаимоуважения. Кубизм (франц. cubisme от cube — куб) — авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты — конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Возникает как своеобразная реакция на фовизм во Франции в 1906 г. Термин «кубизм» был впервые использован в 1911 г. Его родоначальниками явились Жорж Брак (1882-1963) и Пабло Пикассо (1881-1973). Началом кубизма можно считать появление картин Пабло Пикассо (1881-1973) «Авиньонские девицы», написанной им в 1907 г. Свое название кубизм получил с легкой руки Анри Матисса, который, увидев кубическое полотно Жоржа Брака (1882-1963) (городской пейзаж, где дома были изображены в форме кубов), воскликнул: «Слишком много кубизма». Считается, что появление кубизма стало результатом влияния на художественное мировосприятие его основоположников, Пикассо и Брака, привезенной тогда в Европу негритянской скульптуры. При знакомстве с ней была заимствована идея упрощения предметов до геометрических фигур: шара, цилиндра, призмы, куба. Поэтому их творчество в насмешку назвали «искусством кубиков». Мир, который они создавали в своих произведениях, был граненым и угловатым. Кубисты (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Р. Делоне, Ф. Леже и другие) исходили из убеждения, что все предметы и явления, включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Это авангардистское течение выдвинуло на первый план формальные эксперименты, конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма — максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами. Предмет определяется не по его положению в пространстве, а по тому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения. Они стремились к радикальному обновлению художественного языка. Искусство для них выступало как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением. Они как бы расчленяли реальные предметы на части в соответствии с их внутренним строением и затем укладывали эти части в другом порядке. Кубисты пробовали изображать один и тот же предмет с разных сторон одновременно. Например, человек на портрете мог быть представлен и анфас, и в профиль. П. Пикассо — родоначальник течения — заявил, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Своим творчеством он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как «отрицание чувств». По теории кубизма, картина — это самостоятельный организм, и она воздействует на зрителя не образом, а формальными средствами, своим ритмом. Поэтому красота картины не имеет ничего общего с красотой реального мира, она строится только на пластическом чувстве. Новая красота, провозглашенная кубистами, должна быть лишена гармонии и ясности. Она является результатом связи несоединимого, высокого и низкого. Другой особенностью кубизма стал поиск новых выразительных средств. Жорж Брак впервые вводит в живопись текст, напечатанный на бумаге (этикетки, куски обоев, тканей, вырезки из газет). В картинах появляются цифры отдельные слова, «плавающие» в пространстве. В композициях появляется «кубиотическая тайность»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Вслед за этим кубисты начинают вводить в произведения различные инородные материалы: железо, стекло, песок, уголь, опилки. Так картина превращалась в некий материальный объект. Подобного рода произведения получили название коллажей (от французского слова «коллаж», означающего «наклеивание»). Культ— 1) совокупность действий, в которых верующий человек выражает свое отношении к Богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношение и т. д.; 2) форма религиозного объединения, создаваемого обычно вокруг харизматического лидера и требующая фанатизма от своих членов. Культы обычно призывают к радикальным изменениям индивида и общества. Культура (от лат. — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. К. является продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования, деятельности и взаимодействия, обозначений и оценок, упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познавательных, оценочных и т. д.), реализуемых в формах человеческой деятельности. Первоначально у римлян слово cultura означало «обработка, уход, возделывание земли, земледелие». Оно также было близким по происхождению и значению к слову «культ» (cultus). Оба они указывали на почитание богов, религиозное благочестие, религию. Начиная с I века до н. э. слово «культура» стало обозначать и воспитание человека, развитие его души, образование. Впервые такое употребление термина «культура» встречается в трудах великого римского оратора и философа Цицерона, принадлежавшего к социальной и культурной элите общества поздней Римской Республики. Как и все образованные римляне, Цицерон блестяще владел древнегреческим языком, был хорошо знаком с литературой и философией Древней Греции. Он приблизил смысл латинского слова «культура» к смыслу греческого понятия «пайдейя». Греки видели в пайдейе (воспитанности, образованности) свое главное отличие от варваров. Таким образом, культура (образованность) через противопоставление оказалась связана с представлениями о варварстве, дикости, невежестве. Другим понятием, которое еще в древней философии было одновременно противопоставленным и взаимодополняющим (то есть коррелятивным) для слова «культура», явилось понятие «природа», «натура» (от лат. natura — природа). Природа противостояла культуре как мир естественности, а не искусственности, космических сил, а не человеческих действий, врожденных инстинктов, а не установленных человеческим разумом законов И норм морали. В эпоху поздней Римской империи (HI-V вв. н. э.) понятие «культура» сблизилось по смыслу со словом «циви-тас» (лат. civitas), которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, противопоставлявшийся деревенской дикости и невежеству. Данные значения, главными из которых были «воспитанность, образованность», закрепились за словом «культура» на очень долгое время. Средние века (VI-<XVI вв. н. э.), эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) внесли мало нового в развитие этого понятия. Правда, в период Возрождения культура в большей степени стала связываться с признаками личного совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу человека, основанному на античных образцах. Слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVni — начале XIX вв., в эпоху Просвещения. В это время оно использовалось вместе с приблизившимся к нему по смыслу термином «цивилизация», возникшим на основе древнеримского понятия civitas. Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность, или культурность, европейских наций заключается в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах, а проявляется цивилизованность в достижениях европейцев в области ремесел, наук и искусств. Этому противопоставлялись дикость и варварство древних и неевропейских народов. Представители позднего Просвещения, немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель разработали концепции исторического развития культуры, ее прогресса. Они рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. Идеи прогресса, эволюционного развития стали преобладающими в мировоззрении людей XIX века, которым прогресс культуры стал представляться бесконечным процессом все большего ее совершенствования. Лишь в XX веке человечеству пришлось пережить разочарование в этих надеждах. Таким образом, философское понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений. Культура — это то, что создал человек, природа — то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» являются коррелятивными, то есть дополняют друг друга и определяются через отличие друг от друга. Одной из сложнейших задач является проведение границы между природными и культурными явлениями. И нигде эта граница не бывает столь неясной и неопределенной, как в самом человеке. Различение и взаимосвязь природных и неприродных (культурных) проявлений в жизни человека и человеческого общества является одной на основных проблем философии культуры, культурология и гуманитарных наук в целом. Происхождение понятия «культура» в его современном смысле связано со сферами педагогики (культура как образованность и воспитанность) и философии (культура как искусственный, созданный человеком мир, отличающийся от естественного мира, природы). Однако данное понятие давно вышло за рамки только этих сфер и широко используется как в разговорной речи, так и в словарях различных наук. Это характерно, прежде всего, для европейских языков, включая и русский, поскольку все они в той или иной степени испытали влияние античной традиции. Кроме того, латинский язык является основой международной научной и философской терминологии, и слово «культура» (в разных формах) заимствовано из латыни языками, широко распространенными во всем мире: английским, французским, испанским и другими. Для разговорного языка, используемого в повседневном бытовом общении, свойственно недостаточно четкое определение значений понятия. Это одно из главных отличий данного типа языка от языка науки, стремящегося максимально точно и однозначно сформулировать смысл своих терминов. В разговорной речи и в основанных на ней формах в литературном языке значение слова скорее ассоциируется с какими-то признаками, качествами. Если говорить о понятии «культура» в русском языке (в его разговорной, литературной и публицистической версиях), то с этим понятием связаны такие качества, как образованность, воспитанность, нравственность. Словом «культура» часто обозначают определенные сферы человеческой деятельности — искусство, науку, религию, образование, философию, а также интерес к ним у какого-либо человека. К такому пониманию слова «культура» близки по смыслу характерные словосочетания «культурный человек» (человек образованный, воспитанный и вежливый, следующий нормам морали и религии, интересующийся литературой, театром, кино, музыкой и т. д.), «деятель культуры» (как правило, человек искусства, преподаватель, ученый, философ, священник), «культурные учреждения» (театры, филармонии, библиотеки, учебные заведения и т. п.), «культурные мероприятия» (концерты, спектакли, лекции, киносеансы). Помимо разговорной речи и литературно-публицистического употребления, слово «культура» широко используется и как научный термин. В основном, этот термин применяется в так называемых гуманитарных науках (от лат. humanitas — «человечность»), таких как философия, история, филология и т. п. Конечно, в некоторых ситуациях и применительно к физике, астрономии или математике можно говорить, например, о «высокой культуре научного исследования», «культуре эксперимента», понимая под «культурой» высокую степень совершенства исследования, эксперимента. В агрономии, являющейся своего рода прикладной ботаникой, «культурой» называется сорт растения, выращиваемого человеком, употребляются сочетания «культурные растения», «зерновые культуры». Это объясняется первоначальным латинским значением слова cultura— «земледелие», «обработка земли». В этнографии (от греческих слов ethnos — племя, народ и grapho — описываю), науке, занимающейся сравнительным изучением культур различных народностей, например, племен Африки, Америки, Австралии и Океании, Сибири и Крайнего Севера России, понятие «культура» используется в крайне широком смысле. Культура какого-либо племени — это система характерных для него обычаев, норм поведения, способов коммуникации (язык, жесхы, мимика), отношений родства, общественных связей, трудовых навыков, религиозных представлений и обрядов. Некоторые этнографы (антропологи) предлагают понимать под культурой лишь результаты деятельности человека, созданные им вещи или явления. В социологии (от лат. societas — общество и греч. logia — наука), науке об обществе, понятие «культура» используется в разных значениях, в зависимости от сферы или направления исследований, принадлежности социолога к той или иной научной школе. Как правило, для социолога «культура» — это определенные общественные структуры, выполняющие определенные социальные функции: система образования и воспитания, научные институты, организации деятелей искусства и т. д; Под «культурой» могут пониматься общественно значимые виды деятельности, такие как наука, искусство, религия, образование, иногда и спорт. В некоторых случаях «культура» означает нормы и идеи, которые помогают управлять обществом и смягчать конфликты между социальными группами, чьи интересы вступают в противоречие друг с другом. К таким нормам и идеям относятся религиозные заповеди и моральные предписания (почитать старших, не убивать, не красть и т. п.), правовые (юридические) нормы, обычаи, традиции, особенности мировоззрения данного общества. Специфический смысл придается термину «культура» в археологии (от греческих слов arche — начало, исток, прошлое и logia — наука), науке, исследующей остатки жизнедеятельности людей прошлого. Здесь «культура» — это вся совокупность археологических находок, сделанных в какой-нибудь местности и относимых к какому-то определенному историческому периоду, приписываемых какому-либо виду людей (неандертальцам, кроманьонцам) или племени. Она включает в себя останки людей, кости животных, остатки орудий труда, посуды и другой утвари, жилищ и иных сооружений, украшения и произведения искусства и прочее. Все остатки жизнедеятельности человека образуют то, что археологи называют «культурным слоем». Часто, но не всегда, археологическая культура получает название того современного населенного пункта, рядом с которым она была обнаружена. К примеру, одним из величайших открытий в истории археологии стала культура Тель-эль-Амарны. Так называется небольшое поселение в Египте, близ которого археологами раскопаны развалины одной из столиц Древнего Египта, города Ахе-татона, найдены богатейшие архивы, замечательные памятники древнеегипетского искусства. В искусствоведении (науке, изучающей искусство прошлого и настоящего времени) существуют различные тенденции в истолковании понятия «культура». Некоторые искусствоведы склонны отождествлять культуру и искусство, понимать под «культурой» прежде всего искусство во всем его многообразии. С другой стороны, «культура» в искусствоведческих исследованиях часто образует некую среду, окружающую какое-либо явление искусства, направление в искусстве, личность писателя, художника, скульптора или композитора. Так, музыковед, изучающий творчество Иоганна Себастьяна Баха, работает не только над документами о жизни и творчестве Баха, нотными записями его произведений, чертежами музыкальных инструментов, на которых Бах мог играть, но касается и религиозных, философских и научных идей, повлиявших на личность, образ мыслей и музыкальное творчество Баха, исторических событий его времени и других элементов культуры той эпохи. Наконец, в филологии, или лингвистике (науке о языке), есть раздел, называемый «культура речи» («культура языка»). Он изучает нормы устного и письменного литературного языка, например, правильное произношение слов, правильную постановку ударений, правильное словоупотребление, правильную стилистику. Владение этими правилами ставит человека на определенный уровень «языковой культуры». Понятие «культура» является одним из наиболее многозначных понятий литературного и научного языков. Главная причина подобной многозначности — сложность той системы самых разнообразных явлений в жизни отдельного человека, групп людей и всего человеческого общества в целом, которая обозначается данным понятием. Поэтому то или иное видение культуры, то или иное осмысление культуры зависит от подхода к ее изучению, предпосылок, которые лежат в основе этого подхода, точки зрения, с которой исследуется культура. В результате образуется великое множество интерпретаций понятия «культура». Ниже мы рассмотрим лишь некоторые из них в качестве примеров. . Деятельностный подход рассматривает культуру как особый вид человеческой деятельности, осуществляемой людьми наряду с экономической, социальной, политической, интеллектуальной или иной деятельностью. Семиотический (от греч. sema — знак) подход видит в культуре сложно организованную систему знаков. • Игровой подход исследует культуру как свод определенных правил некой «игры». Люди добровольно подчиняются этим правилам, или нарушают, или изменяют их, проявляя тем самым свою человеческую свободу. Этой свободе противостоит необходимость, господствующая в сфере законов природы и инстинктов. • Аксиологический (от греч. axios — ценный, достойный) подход позволяет изучать культуру как систему Ценностей, которые регулируют отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира, позволяют ориентироваться в нем. . Феноменологический (от греч. phainomenon — образ, явление) подход, используя идеи философского учения о явлениях, стремится посмотреть на культуру через призму проблем сознания. Сознание придает смыслы предметам и образует многообразный мир явлений, одной из областей которого является культура. Помимо данных подходов к исследованию культуры, которые можно назвать методологическими, выделяются и дисциплинарные подходы. Они определяются особенностями научных дисциплин, занимающихся изучением культуры. В каждой из этих наук свой понятийный аппарат, своя фактологическая и теоретическая база, свои традиции и организационные структуры. Поэтому изучение культуры и интерпретации самого понятия «культура» столь существенно отличаются в философии, истории, этнографии, культурной антропологии, социологии, искусствоведении и других гуманитарных науках. В настоящее время в сравнительно новой области научного знания — культурологии, предпринимается попытка интегрировать, обобщить большинство методологических и дисциплинарных подходов в исследованиях культуры. Другая причина многозначности понятия «культура» заключается в том, что отдельные употребления данного термина фиксируют различные аспекты сферы культурных явлений или исходят из разных «масштабов», уровней рассмотрения этих явлений. Так, культура может изучаться на уровне отдельной человеческой личности («индивидуальная культура») и выступать как набор определенных личных качеств: образованности, воспитанности, нравственности и т. д. Но культура также может рассматриваться и на уровне человеческих сообществ (групп), маленьких (семья, трудовой коллектив, школьный класс, студенческая группа, отдел в учреждении или на фирме) или больших (сословие, общественный класс, страна, нация, раса). Тогда культура предстает как ряд характеристик данных групп людей или тип связей, которые объединяют людей в сообщество и позволяют им отделяться от других сообществ. Наконец, «культура» может интерпретироваться как некие свойства всего человечества, отличающие его от животного мира и неживой природы. С разными видами деятельности людей, разными сторонами их жизни соотносятся понятия «физическая культура», «политическая культура», «культура социальных отношений», «культура научных исследований», «юридическая культура», «моральная культура», «духовно-нравственная культура», «деловая культура» («культура бизнеса»), «культура отдыха» и очень многие другие. В большинстве этих словосочетаний понятие «культура» связано с высокой степенью развития, упорядоченностью, продуманностью, совершенством, высокой степенью специализации и профессионализма в данной сфере человеческого бытия. Следует отметить, что в культурологии «физическая культура» понимается не просто как физическая подготовка, а как характерное для данной группы людей отношение к телу и его развитию, оценка роли телесного начала в человеческой жизни, своего рода «философия тела». Возвращаясь к «масштабам», в которых рассматривается понятие «культура», необходимо провести различие между теориями универсальной (от лат. universum — мир, вселенная) культуры и теориями локальных (от лат. locus — определенное место, местоположение) культур. Первые видят в культуре общую и потому мало зависящую от условий места и времени характеристику человечества. Вторые, напротив, связывают каждую культуру с определенным положением в пространстве и в истории. Всякая локальная культура имеет свой собственный цикл существования, включающий рождение, расцвет и гибель. Культурная динамика — изменения, происходящие в культуре того или иного народа под воздействием внутренних и внешних факторов. Культурная антропология выделяет определенные источники культурной динамики. • Обращение к культурному наследию — адаптация и использование в новых условиях всей совокупности культурных достижений данного общества.
|
|||
|