Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 11 страница



Конституционная монархия — форма государствен­ного правления, при которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом. В К. м. законы принима­ются парламентом, правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Все издаваемые монархом распоряжения (указы) должны быть подтвер­ждены главой правительства или министром, после чего они приобретают юридическую силу. Монарх в К. м. — это символ и верховный арбитр нации, стоящий над партийными схватками и обеспечивающий единство стра­ны. В ряде стран он обладает правом представлять госу­дарство на международной арене и является верховным главнокомандующим. Примеры современных К. м.: Ве­ликобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Испания, Япония.

Контркультура — понятие, применяемое для обозна­чения социокультурных установок, противостоящих ос­новным принципам конкретной культуры. Также этим тер­мином обозначается молодежная субкультура 60-70-х гг. XX в., для которой характерно критически-негативное отношение к современной буржуазной культуре и пуб­личное (порой провокационное и эпатажное) отрицание ее норм и ценностей. Контркультура как форма протеста молодежи и маргинальных групп (сектанты, поклонни­ки нетрадиционной музыки, наркоманы, участники «сек­суальной революции») против идеалов и стандартов по­требительского общества, массовой культуры выражается в движении различных по идейно-политической ориента­ции групп («новые левые», хиппи, битники) и принимает разные формы — от пассивных до экстремистских, де­мократизм часто сочетается с анархизмом, нигилизмом, религиозными поисками.

Контрреформация— церковно-политическое движение в Европе середины XVI-XVII вв. во главе с папством, на­правленное против Реформации. Эта политика заключалась в упорной и многосторонней борьбе с целью возвращения в «единоспасающее лоно» католической церкви перешедших в протестантизм. В основу программы контрреформации легли решения Тридентского Собора (1545-1563). Осуще­ствлялась в основном с помощью инквизиции и укрепле­ния богословских факультетов университетов и церковных школ. Активные проводники контрреформации — монашес­кие ордена.

Конформизм — социально-психологическая ориентация личности, складывающаяся не в результате самостоятель­ного выбора культурных ценностей, а лишь как пассив­ное, приспособительное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений; приспособленчество, от­сутствие собственной позиции, беспринципное и некрити­ческое следование любому образу, обладающему наиболь­шей силой давления.

Конфуцианство— религиозно-философская система, возникшая в Древнем Китае в VI-V вв. до н. э. Основате­лем считается философ Конфуций. Основные положения учения конфуцианства касаются, прежде всего, упорядо­чивания всех взаимоотношений между людьми на принци­пах беспрекословного подчинения младших старшим, будь то на уровне семьи или государства. Уважение старших, сыновья почтительность — основополагающий принцип конфуцианской этики и философии. При этом как в семье сыновья почитают отца и старшее поколение, так и в госу­дарстве подданные должны почитать правителя. Другим важным принципом является необходимость подчинения всех отношений для их гармонизации строгому и прове­репному временем ритуалу как системе четко определен­ных и традиционных норм поведения. В конфуцианстве подчеркивается важность знаний, которые позволяют че­ловеку обрести свое достойное, правильное место в мире. Идея самоограничения, присутствующая в конфуцианстве, подразумевает соотнесение собственных эмоций, потребно­стей, настроений с ощущениями других людей, заставляя задумываться о нежелательности проявления таких качеств и свойств, которых не пожелал бы по отношению к себе. Отсюда проистекает еще одна важная черта конфуцианс­кого учения — гуманность, или человечность (жэнь). Со­средоточенность конфуцианства на человеке выразилась в концепции «благородного мужа» (цзюнь цзы), сочетающе­го в себе высокие моральные качества с правом на высокий социальный статус, воплощающего основные добродетели: знание, человечность, справедливость, соблюдение ритуаль­ных обязанностей. Конфуцианство оказало влияние на весь дальневосточный регион, приобретая различные формы.

Концептуализм — течение в искусстве второй полови­ны XX в., цель которого — создание «художественных идей» (концептов) в сознании зрителя при помощи над­писей, схем, графиков и т. д. Одним из основателей был русский художник-авангардист Владимир Татлин.

Концепция(от лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, система взглядов на какие-либо явления, основная идея, точка зрения.

Коран (от араб. — чтение) — главная священная кни­га мусульман, собрание поучений. По учению ислама, ори­гинал Корана хранится у Аллаха, содержание которого частями пророк Мухаммед (около 570—632 гг. н. э.) изла­гал своим последователям как откровения Бога.

Космополитизм — идеология так называемого миро­вого гражданства. В философии стоицизма (III в. до н. э. — II в. н. э.) все люди являются гражданами единого мирово­го государства — Космополиса. В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентации — от взаимодействия и сближе­ния народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

Креационизм — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий — иудаизма, христианства, ислама.

Крепостное право — форма зависимости крестьян: при­крепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала. В Западной Европе элементы К. п. исчезли в XVI-XVIII вв. В Центральной и Восточ­ной Европе К. п. было отменено в ходе буржуазных ре­форм конца XVIII-XIX вв. В России в общегосударствен­ном масштабе крепостное право оформлялось Судебни­ком 1497 г., указами о заповедных и урочных летах и окончательно — Соборным уложением 1649 г. В XVII-XVIII вв. все несвободное население слилось в крепостное крестьянство. В России К. п. отменено крестьянской ре­формой 1861 г.

Ксенофобия (от греч. xenos — чужой и phobos — страх, боязнь) — страх, нетерпимость, негативная установка по отношению к чужакам. При этом «чужими» могут быть не только отдельные люди, но целые социальные, нацио­нальные, религиозные группы. Изначальная установка на отделение «своих» от «чужих» и подозрительно-враждеб­ное отношение к «чужакам» было необходимым условием для осознания своей общности и идентичности, и, в конеч­ном счете, выживаемости. По мере развития социума и усложнения отношений в нем восприятие и оценка «чу­жих» варьируется в зависимости от конкретных культур­но-исторических условий: от нейтральной дистанцирован-ности по принципу «инаковости» до прямого истребления «непохожих». В отдельные исторические периоды ксено­фобия выступала средством решения политических задач, когда агрессия масс и репрессивная политика властей на­правлялась против представителей других классов, наций и т. д (например, в фашистской Германии). Носителями ксенофобских настроений выступают, как правило, те со­циальные слои и политические силы, которые пытаются перенести ответственность за собственные неудачи, ошиб­ки, неустроенность на «чужаков», объявляя их «враждеб­ными силами» «врагами народа» и т. п. В современном мире, несмотря на процессы всеобщей интеграции и глобализа­ции культуры, ксенофобские настроения достаточно силь­ны, являясь источниками различных конфессиональных, межкультурных, этнических конфликтов, угрожающих стабильности общества. Поэтому преодоление ксенофобии является не только социокультурной проблемой, но и по­литической задачей, решение которой необходимо осуще­ствлять не только на законодательном уровне, но и на уровне воспитания личности в духе толерантности и взаи­моуважения.

Кубизм (франц. cubisme от cube — куб) — авангардист­ское течение в изобразительном искусстве первой четвер­ти XX в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты — конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устой­чивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), раз­ложение сложных форм на простые.

Возникает как своеобразная реакция на фовизм во Франции в 1906 г. Термин «кубизм» был впервые исполь­зован в 1911 г. Его родоначальниками явились Жорж Брак (1882-1963) и Пабло Пикассо (1881-1973). Началом ку­бизма можно считать появление картин Пабло Пикассо (1881-1973) «Авиньонские девицы», написанной им в 1907 г. Свое название кубизм получил с легкой руки Анри Матисса, который, увидев кубическое полотно Жоржа Брака (1882-1963) (городской пейзаж, где дома были изоб­ражены в форме кубов), воскликнул: «Слишком много кубизма». Считается, что появление кубизма стало резуль­татом влияния на художественное мировосприятие его основоположников, Пикассо и Брака, привезенной тогда в Европу негритянской скульптуры. При знакомстве с ней была заимствована идея упрощения предметов до геомет­рических фигур: шара, цилиндра, призмы, куба. Поэтому их творчество в насмешку назвали «искусством кубиков». Мир, который они создавали в своих произведениях, был граненым и угловатым.

Кубисты (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Р. Делоне, Ф. Леже и другие) исходили из убеждения, что все предметы и явления, включая челове­ка, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Это авангардистское течение выдвинуло на пер­вый план формальные эксперименты, конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устой­чивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), раз­ложение сложных форм на простые. Отличительное свой­ство кубизма — максимально возможное разрушение за­конов перспективы, начатое еще импрессионистами. Предмет определяется не по его положению в простран­стве, а по тому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения. Они стремились к радикальному об­новлению художественного языка. Искусство для них вы­ступало как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением. Они как бы рас­членяли реальные предметы на части в соответствии с их внутренним строением и затем укладывали эти части в дру­гом порядке. Кубисты пробовали изображать один и тот же предмет с разных сторон одновременно. Например, че­ловек на портрете мог быть представлен и анфас, и в про­филь. П. Пикассо — родоначальник течения — заявил, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Своим творче­ством он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как «отрицание чувств».

По теории кубизма, картина — это самостоятельный организм, и она воздействует на зрителя не образом, а фор­мальными средствами, своим ритмом. Поэтому красота картины не имеет ничего общего с красотой реального мира, она строится только на пластическом чувстве. Новая кра­сота, провозглашенная кубистами, должна быть лишена гармонии и ясности. Она является результатом связи не­соединимого, высокого и низкого.

Другой особенностью кубизма стал поиск новых выра­зительных средств. Жорж Брак впервые вводит в живо­пись текст, напечатанный на бумаге (этикетки, куски обо­ев, тканей, вырезки из газет). В картинах появляются циф­ры отдельные слова, «плавающие» в пространстве. В композициях появляется «кубиотическая тайность»: за­шифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен воз­любленных, названий улиц, кабачков. Вслед за этим куби­сты начинают вводить в произведения различные инород­ные материалы: железо, стекло, песок, уголь, опилки. Так картина превращалась в некий материальный объект. Подобного рода произведения получили название колла­жей (от французского слова «коллаж», означающего «на­клеивание»).

Культ— 1) совокупность действий, в которых верую­щий человек выражает свое отношении к Богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношение и т. д.; 2) фор­ма религиозного объединения, создаваемого обычно вокруг харизматического лидера и требующая фанатизма от сво­их членов. Культы обычно призывают к радикальным изменениям индивида и общества.

Культура (от лат. — возделывание, воспитание, обра­зование, развитие, почитание) — совокупность искусствен­ных порядков и объектов, созданных людьми в дополне­ние к природным, форм человеческого поведения и дея­тельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. К. яв­ляется продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллек­тивного существования, деятельности и взаимодействия, обозначений и оценок, упорядоченных правил и социаль­но приемлемых технологий удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей (как матери­альных, так и познавательных, оценочных и т. д.), реали­зуемых в формах человеческой деятельности.

Первоначально у римлян слово cultura означало «об­работка, уход, возделывание земли, земледелие». Оно так­же было близким по происхождению и значению к слову «культ» (cultus). Оба они указывали на почитание богов, религиозное благочестие, религию. Начиная с I века до н. э. слово «культура» стало обозначать и воспитание челове­ка, развитие его души, образование. Впервые такое упо­требление термина «культура» встречается в трудах ве­ликого римского оратора и философа Цицерона, принад­лежавшего к социальной и культурной элите общества поздней Римской Республики. Как и все образованные римляне, Цицерон блестяще владел древнегреческим язы­ком, был хорошо знаком с литературой и философией Древней Греции. Он приблизил смысл латинского слова «культура» к смыслу греческого понятия «пайдейя». Гре­ки видели в пайдейе (воспитанности, образованности) свое главное отличие от варваров. Таким образом, культура (образованность) через противопоставление оказалась связана с представлениями о варварстве, дикости, неве­жестве.

Другим понятием, которое еще в древней философии было одновременно противопоставленным и взаимодо­полняющим (то есть коррелятивным) для слова «куль­тура», явилось понятие «природа», «натура» (от лат. natura — природа). Природа противостояла культуре как мир естественности, а не искусственности, космических сил, а не человеческих действий, врожденных инстинк­тов, а не установленных человеческим разумом законов И норм морали.

В эпоху поздней Римской империи (HI-V вв. н. э.) по­нятие «культура» сблизилось по смыслу со словом «циви-тас» (лат. civitas), которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, противопоставлявшийся деревен­ской дикости и невежеству.

Данные значения, главными из которых были «вос­питанность, образованность», закрепились за словом «культура» на очень долгое время. Средние века (VI-<XVI вв. н. э.), эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) внесли мало нового в развитие этого понятия. Правда, в период Возрождения культура в большей степени стала связы­ваться с признаками личного совершенства, с соответстви­ем гуманистическому идеалу человека, основанному на античных образцах.

Слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVni — начале XIX вв., в эпоху Просвещения. В это время оно использовалось вместе с приблизившимся к нему по смыслу термином «цивилизация», возникшим на основе древнеримского понятия civitas. Деятели Просвещения полагали, что ци­вилизованность, или культурность, европейских наций зак­лючается в стремлении организовать свою жизнь на ра­зумных началах, а проявляется цивилизованность в дос­тижениях европейцев в области ремесел, наук и искусств. Этому противопоставлялись дикость и варварство древ­них и неевропейских народов.

Представители позднего Просвещения, немецкие фи­лософы И. Гердер и Г. Гегель разработали концепции ис­торического развития культуры, ее прогресса. Они рас­сматривали культуру как духовную эволюцию человече­ства, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусст­ва, религии. Идеи прогресса, эволюционного развития стали преобладающими в мировоззрении людей XIX века, которым прогресс культуры стал представляться беско­нечным процессом все большего ее совершенствования. Лишь в XX веке человечеству пришлось пережить разо­чарование в этих надеждах.

Таким образом, философское понятие «культура» фик­сирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явле­ний от природных явлений. Культура — это то, что со­здал человек, природа — то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» являются кор­релятивными, то есть дополняют друг друга и определя­ются через отличие друг от друга.

Одной из сложнейших задач является проведение гра­ницы между природными и культурными явлениями. И нигде эта граница не бывает столь неясной и неопреде­ленной, как в самом человеке. Различение и взаимосвязь природных и неприродных (культурных) проявлений в жизни человека и человеческого общества является одной на основных проблем философии культуры, культуроло­гия и гуманитарных наук в целом.

Происхождение понятия «культура» в его современ­ном смысле связано со сферами педагогики (культура как образованность и воспитанность) и философии (культура как искусственный, созданный человеком мир, отличаю­щийся от естественного мира, природы). Однако данное понятие давно вышло за рамки только этих сфер и широ­ко используется как в разговорной речи, так и в словарях различных наук. Это характерно, прежде всего, для евро­пейских языков, включая и русский, поскольку все они в той или иной степени испытали влияние античной тради­ции. Кроме того, латинский язык является основой меж­дународной научной и философской терминологии, и сло­во «культура» (в разных формах) заимствовано из латыни языками, широко распространенными во всем мире: анг­лийским, французским, испанским и другими.

Для разговорного языка, используемого в повседнев­ном бытовом общении, свойственно недостаточно четкое определение значений понятия. Это одно из главных от­личий данного типа языка от языка науки, стремящегося максимально точно и однозначно сформулировать смысл своих терминов. В разговорной речи и в основанных на ней формах в литературном языке значение слова скорее ассоциируется с какими-то признаками, качествами.

Если говорить о понятии «культура» в русском языке (в его разговорной, литературной и публицистической вер­сиях), то с этим понятием связаны такие качества, как образованность, воспитанность, нравственность. Словом «культура» часто обозначают определенные сферы челове­ческой деятельности — искусство, науку, религию, образо­вание, философию, а также интерес к ним у какого-либо человека. К такому пониманию слова «культура» близки по смыслу характерные словосочетания «культурный че­ловек» (человек образованный, воспитанный и вежливый, следующий нормам морали и религии, интересующийся литературой, театром, кино, музыкой и т. д.), «деятель куль­туры» (как правило, человек искусства, преподаватель, уче­ный, философ, священник), «культурные учреждения» (те­атры, филармонии, библиотеки, учебные заведения и т. п.), «культурные мероприятия» (концерты, спектакли, лекции, киносеансы).

Помимо разговорной речи и литературно-публицисти­ческого употребления, слово «культура» широко исполь­зуется и как научный термин. В основном, этот термин применяется в так называемых гуманитарных науках (от лат. humanitas — «человечность»), таких как философия, история, филология и т. п. Конечно, в некоторых ситуа­циях и применительно к физике, астрономии или мате­матике можно говорить, например, о «высокой культуре научного исследования», «культуре эксперимента», пони­мая под «культурой» высокую степень совершенства ис­следования, эксперимента. В агрономии, являющейся сво­его рода прикладной ботаникой, «культурой» называется сорт растения, выращиваемого человеком, употребляют­ся сочетания «культурные растения», «зерновые культу­ры». Это объясняется первоначальным латинским значе­нием слова cultura— «земледелие», «обработка земли».

В этнографии (от греческих слов ethnos — племя, на­род и grapho — описываю), науке, занимающейся сравни­тельным изучением культур различных народностей, на­пример, племен Африки, Америки, Австралии и Океании, Сибири и Крайнего Севера России, понятие «культура» используется в крайне широком смысле. Культура како­го-либо племени — это система характерных для него обы­чаев, норм поведения, способов коммуникации (язык, жес­хы, мимика), отношений родства, общественных связей, трудовых навыков, религиозных представлений и обря­дов. Некоторые этнографы (антропологи) предлагают по­нимать под культурой лишь результаты деятельности че­ловека, созданные им вещи или явления.

В социологии (от лат. societas — общество и греч. logia — наука), науке об обществе, понятие «культура» используется в разных значениях, в зависимости от сфе­ры или направления исследований, принадлежности со­циолога к той или иной научной школе. Как правило, для социолога «культура» — это определенные общественные структуры, выполняющие определенные социальные фун­кции: система образования и воспитания, научные инсти­туты, организации деятелей искусства и т. д; Под «куль­турой» могут пониматься общественно значимые виды деятельности, такие как наука, искусство, религия, обра­зование, иногда и спорт. В некоторых случаях «культу­ра» означает нормы и идеи, которые помогают управлять обществом и смягчать конфликты между социальными группами, чьи интересы вступают в противоречие друг с другом. К таким нормам и идеям относятся религиозные заповеди и моральные предписания (почитать старших, не убивать, не красть и т. п.), правовые (юридические) нормы, обычаи, традиции, особенности мировоззрения данного общества.

Специфический смысл придается термину «культура» в археологии (от греческих слов arche — начало, исток, прошлое и logia — наука), науке, исследующей остатки жизнедеятельности людей прошлого. Здесь «культура» — это вся совокупность археологических находок, сделанных в какой-нибудь местности и относимых к какому-то опре­деленному историческому периоду, приписываемых ка­кому-либо виду людей (неандертальцам, кроманьонцам) или племени. Она включает в себя останки людей, кости животных, остатки орудий труда, посуды и другой утвари, жилищ и иных сооружений, украшения и произведения ис­кусства и прочее. Все остатки жизнедеятельности человека образуют то, что археологи называют «культурным слоем».

Часто, но не всегда, археологическая культура получа­ет название того современного населенного пункта, рядом с которым она была обнаружена. К примеру, одним из величайших открытий в истории археологии стала куль­тура Тель-эль-Амарны. Так называется небольшое посе­ление в Египте, близ которого археологами раскопаны развалины одной из столиц Древнего Египта, города Ахе-татона, найдены богатейшие архивы, замечательные па­мятники древнеегипетского искусства.

В искусствоведении (науке, изучающей искусство про­шлого и настоящего времени) существуют различные тен­денции в истолковании понятия «культура». Некоторые ис­кусствоведы склонны отождествлять культуру и искусство, понимать под «культурой» прежде всего искусство во всем его многообразии. С другой стороны, «культура» в искусство­ведческих исследованиях часто образует некую среду, окру­жающую какое-либо явление искусства, направление в искусстве, личность писателя, художника, скульптора или композитора. Так, музыковед, изучающий творчество Иоганна Себастьяна Баха, работает не только над документами о жизни и творчестве Баха, нотными записями его произве­дений, чертежами музыкальных инструментов, на которых Бах мог играть, но касается и религиозных, философских и научных идей, повлиявших на личность, образ мыслей и музыкальное творчество Баха, исторических событий его вре­мени и других элементов культуры той эпохи.

Наконец, в филологии, или лингвистике (науке о язы­ке), есть раздел, называемый «культура речи» («культура языка»). Он изучает нормы устного и письменного лите­ратурного языка, например, правильное произношение слов, правильную постановку ударений, правильное словоупо­требление, правильную стилистику. Владение этими пра­вилами ставит человека на определенный уровень «язы­ковой культуры».

Понятие «культура» является одним из наиболее мно­гозначных понятий литературного и научного языков. Главная причина подобной многозначности — сложность той системы самых разнообразных явлений в жизни от­дельного человека, групп людей и всего человеческого общества в целом, которая обозначается данным поняти­ем. Поэтому то или иное видение культуры, то или иное осмысление культуры зависит от подхода к ее изучению, предпосылок, которые лежат в основе этого подхода, точ­ки зрения, с которой исследуется культура. В результате образуется великое множество интерпретаций понятия «культура». Ниже мы рассмотрим лишь некоторые из них в качестве примеров.

. Деятельностный подход рассматривает культуру как особый вид человеческой деятельности, осуществляемой людьми наряду с экономической, социальной, политиче­ской, интеллектуальной или иной деятельностью.

Семиотический (от греч. sema — знак) подход видит в культуре сложно организованную систему знаков.

• Игровой подход исследует культуру как свод опре­деленных правил некой «игры». Люди добровольно под­чиняются этим правилам, или нарушают, или изменяют их, проявляя тем самым свою человеческую свободу. Этой свободе противостоит необходимость, господствующая в сфере законов природы и инстинктов.

• Аксиологический (от греч. axios — ценный, до­стойный) подход позволяет изучать культуру как систему Ценностей, которые регулируют отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира, позволяют ориентироваться в нем.

. Феноменологический (от греч. phainomenon — образ, явление) подход, используя идеи философского учения о явлениях, стремится посмотреть на культуру через при­зму проблем сознания. Сознание придает смыслы пред­метам и образует многообразный мир явлений, одной из областей которого является культура.

Помимо данных подходов к исследованию культуры, которые можно назвать методологическими, выделяются и дисциплинарные подходы. Они определяются особенно­стями научных дисциплин, занимающихся изучением культуры. В каждой из этих наук свой понятийный аппа­рат, своя фактологическая и теоретическая база, свои тра­диции и организационные структуры. Поэтому изучение культуры и интерпретации самого понятия «культура» столь существенно отличаются в философии, истории, эт­нографии, культурной антропологии, социологии, искусст­воведении и других гуманитарных науках. В настоящее время в сравнительно новой области научного знания — культурологии, предпринимается попытка интегрировать, обобщить большинство методологических и дисциплинар­ных подходов в исследованиях культуры.

Другая причина многозначности понятия «культура» заключается в том, что отдельные употребления данного термина фиксируют различные аспекты сферы культурных явлений или исходят из разных «масштабов», уровней рас­смотрения этих явлений. Так, культура может изучаться на уровне отдельной человеческой личности («индивиду­альная культура») и выступать как набор определенных личных качеств: образованности, воспитанности, нравствен­ности и т. д. Но культура также может рассматриваться и на уровне человеческих сообществ (групп), маленьких (се­мья, трудовой коллектив, школьный класс, студенческая группа, отдел в учреждении или на фирме) или больших (сословие, общественный класс, страна, нация, раса). Тогда культура предстает как ряд характеристик данных групп людей или тип связей, которые объединяют людей в сооб­щество и позволяют им отделяться от других сообществ. Наконец, «культура» может интерпретироваться как не­кие свойства всего человечества, отличающие его от жи­вотного мира и неживой природы.

С разными видами деятельности людей, разными сто­ронами их жизни соотносятся понятия «физическая куль­тура», «политическая культура», «культура социальных отношений», «культура научных исследований», «юриди­ческая культура», «моральная культура», «духовно-нрав­ственная культура», «деловая культура» («культура биз­неса»), «культура отдыха» и очень многие другие. В боль­шинстве этих словосочетаний понятие «культура» связано с высокой степенью развития, упорядоченностью, проду­манностью, совершенством, высокой степенью специали­зации и профессионализма в данной сфере человеческого бытия.

Следует отметить, что в культурологии «физическая культура» понимается не просто как физическая подго­товка, а как характерное для данной группы людей отно­шение к телу и его развитию, оценка роли телесного на­чала в человеческой жизни, своего рода «философия тела».

Возвращаясь к «масштабам», в которых рассматрива­ется понятие «культура», необходимо провести различие между теориями универсальной (от лат. universum — мир, вселенная) культуры и теориями локальных (от лат. locus — определенное место, местоположение) культур. Первые ви­дят в культуре общую и потому мало зависящую от усло­вий места и времени характеристику человечества. Вторые, напротив, связывают каждую культуру с определенным по­ложением в пространстве и в истории. Всякая локальная культура имеет свой собственный цикл существования, включающий рождение, расцвет и гибель.

Культурная динамика — изменения, происходящие в культуре того или иного народа под воздействием внутрен­них и внешних факторов. Культурная антропология выде­ляет определенные источники культурной динамики.

•   Обращение к культурному наследию — адаптация и использование в новых условиях всей совокупности куль­турных достижений данного общества.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.