Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 10 страница



Катарсис— (от греч. katharsis — очищение) — духов­ное очищение, эмоциональная разгрузка, внутреннее ос­вобождение, которое испытывает человек в процессе об­щения с высшими образцами культуры. Термин был вве­ден Аристотелем в работе «Поэтика» для обозначения возвышенного удовлетворения и просветления, которые испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него.

Католицизм (от греч. katholikos — всеобщий, вселен­ский) — одно из основных и наиболее многочисленных направлений в христианстве. Для К. характерны строго централизованная организация во главе с Папой Рим­ским, пышный театрализованный культ, сильно развитый культ Богоматери, догмат о чистилище, где души могут очищаться для рая, догмат об исхождении святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына, установление безбрачия духовенства и т. д. Основу католического ве­роучения, как и всего христианства, составляют Священ­ное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православия, католическая церковь считает Священ­ным преданием постановления не только семи первых Вселенских Соборов, но и всех последующих, а также по­слания и постановления Римских Пап, чья власть превы­ше власти Вселенских Соборов. Именно Римские Папы определяют доктрины католицизма по вопросам веры и морали, распространяя свое влияние не только на рели­гиозные вопросы, но и политику, искусство, социальные отношения и другое. Такая всеобъемлющая полнота вла­сти Римской католической церкви обосновывается боже­ственным происхождением власти, прямыми преемника­ми которой являются Римские Папы. На этом положе­нии строится и исключительное право католической церкви толковать вероучение и определять степень гре­ховности человека и отпускать грехи, т. е. обеспечивать спасение. Возвышению римской католической церкви и Римских Пап способствовали и объективные историче­ские обстоятельства: в условиях нестабильной государ­ственности в средневековой Европе римская католическая церковь была единственным устойчивым образованием, а глава церкви часто выступал арбитром в многочислен­ных политических конфликтах светских властителей. Это способствовало укреплению авторитета римской церкви и признанию ее как центра духовной и политической жиз­ни всего католического мира.

В католицизме существует монашество, объединяюще­еся в монашеские ордена, подчиненные главе соответству­ющего Ордена (бенедектинцы, доминиканцы, францискан­цы и другие). Монахи, как и все священники в католи­цизме, обязаны соблюдать целибат — обет безбрачия. Монашество играло важную роль в распространении ка­толицизма, сохранении его духовного единства и чистоты веры, ведя борьбу с еретиками и отступниками. Так, орден иезуитов был опорой инквизиции, выступавшей против различных ересей, прежде всего протестантов, в ходе кон­трреформации.

Большое влияние на формирование католицизма и его обособление оказало свойственное западному мышлению рационалистическое начало. В настоящее время католи­цизм распространен преимущественно в странах Запад­ной, Центральной, части Восточной Европы, а также в результате миссионерской деятельности в Странах Юж­ной и Северной Америки и других.

Китч— дешевка, безвкусица, массовая продукция, рас­считанная на внешний эффект.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — стиль и направление в литературе и искусстве XVII — начала XIX вв., обратившееся к античному наследию как к нор­ме и идеальному образцу.

Классицизм формируется в противостоянии теории и практике барокко. Осознание несовершенства действи­тельности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представле­ниям о разумном устройстве окружающего мира, вызва­ли к жизни систему классицизма. Сам термин восходит к латинскому— «образцовый», а одной из важных черт стиля становится обращение к образам и формам антич­ной литературы и искусства. Признанным центром клас­сицизма в XVII в. стала Франция. Здесь он сформиро­вался ранее всего, здесь принял наиболее законченные формы. Вот почему не только в XVII столетии, но и мно­го позднее французский классицизм оставался непре­взойденным для приверженцев этой художественной си­стемы в других странах Европы.

Классическая страна абсолютизма, обеспечившего рост буржуазных отношений, Франция пережила в XVII в. эко­номический подъем и стала могущественной европейской державой. Борьба за национальное объединение против феодального своеволия и анархии способствовала укреп­лению авторитета разума, чувства ответственности лич­ности за свои поступки, интереса к государственным про­блемам. Следуя «классической модели» культуры, сфор­мулированной просветителями, классицизм призывал к самопознанию и завоеванию природы, рассматривая мир как разумно организованный механизм. Рационализм стал характерной чертой французской культуры, хотя в нача­ле XVII в. Франция испытала на себе и влияние барокко, распространившееся во многих западноевропейских стра­нах. По своему социальному содержанию культура абсо­лютизма была двойственной: в ней сочетались интересы дворянства и буржуазии, а король стал посредником между буржуазией и дворянством, уравновешивал их противо­борство. Это означало, что в сравнении с барокко класси­цизм был более сложным и неоднозначным по своей соци­альной природе явлением. В отличие от барокко, в кото­ром преобладало художественное выражение кризисного сознания «верхов», в классицизме подобное мироощуще­ние не было главным фактором, предопределяющим ха­рактер этого стиля.

Основная этическая проблема — отношение человека и общественной среды — получила в классицизме глубо­кое отражение. Центральное место занял образ разумно­го, мужественного героя, наделенного сознанием обществен­ного долга. Писателей и художников вдохновляли идеал совершенного общественного устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, который они искали в Древней Греции и Риме.

Но если гуманисты Возрождения видели высшую цен­ность в свободно проявляющей себя естественной природе человека, то гуманистам XVII в., основоположникам клас­сицизма, страсти представлялись силой разрушительной, анархической, порожденной эгоизмом. Отсюда их посто­янное обращение к разуму как дисциплинирующему на­чалу, отсюда забота об общей гармонии и равновесии це­лого. В оценке человека большое значение стали иметь моральные элементы, понятия о норме, добродетели. Рез­ко противопоставлялись добро и зло, возвышенное и низ­менное. Основным содержанием классицизма стали про­тиворечия между естественной природой человека и граж­данским долгом, его страстями и разумом, порождавшие трагические конфликты. Герои классицизма жертвовали собой во имя долга. Долг — главный регулятор поведения человека. Государство олицетворяет собою долг, поэтому жизнь человека, его свобода приносятся в жертву обще­ству и государству.

Из античных традиций классицизму ближе всего были традиции поздней римской античности и философии рим­ских стоиков, учивших хранить непоколебимую ясность духа среди всеобщего хаоса. XVII в. во Франции — век рационалистической философии Р. Декарта, драматургии П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.-Б. Мольера, поэтики Н. Бу-ало, — создателей эстетики классицизма на практике и в теории. Классицистическая доктрина культивировала возвышенное и героическое, понимаемое как торжество чувства долга перед прочими бурными и неразумными чув­ствами. Пороки и добродетели в классицистической тра­гедии и комедии распределены строго, четкостью отлича­ется и построение драматического произведения. Муже­ственный герой мужественен во всем и до конца, лицемер до гроба лицемерит, а скупой скупится; переходы и от­тенки у классицистов не в чести. Однако такие большие художники, как Корнель, Расин и Мольер, наполняли дыханием жизни эту строгую схему.

Общая концепции классицизма была достаточно жест­кой и куда более нормативной, чем эстетика Аристотеля, которую классицисты брали за образец. Классицизм как художественный метод не утрачивает своего значения и в эпоху Просвещения, но обретает новое качество. Жанр классицистической трагедии давал возможность просве­тителям ставить острые проблемы современности, исполь­зуя античные или восточные сюжеты. Так, в трагедиях «Заира» и «Магомет» Вольтер рассуждает об опасности религиозного фанатизма, а Гете в «Ифигении в Тавриде» демонстрирует победу духа гуманности и цивилизации над силами варварства.

Выдающаяся роль в развитии литературы классициз­ма XVIII в. принадлежит Вольтеру (1694-1778). Идеаль­ной формой правления Вольтер считал просвещенную монархию и на протяжении всей своей жизни переписы­вался почти со всеми королями и императорами Европы. Вольтер был приверженцем деистической идеологии, счи­тая, что идея Бога необходима как сдерживающее нрав­ственное начало. Просветительская программа Вольтера была умеренной, хотя он с огромной разрушительной си­лой обличал те стороны старого режима, которые мешали развитию французской буржуазии. В творческом насле­дии Вольтера видное место занимает драматургия. Клас­сицистические по форме трагедии Вольтера несли в себе боль­шое просветительское содержание. Написаны они были глав­ным образом на античные и восточные сюжеты, но подни­мали актуальные вопросы, которые волновали современни­ков. Наибольшей известностью в художественном наследии Вольтера пользуются его философские повести: «Задиг, или Судьба», «Микромегас», «Кандид», «Простак».

В Германии XVIII в. также разворачивалось просвети­тельское движение. Яркими представителями Просвеще­ния в Германии являются Ф. Шиллер и И. В. Гете. Фрид­рих Шиллер — великий немецкий поэт и драматург, оста­вил яркий след во всех областях немецкой литературы: он был поэтом, автором критических работ по вопросам литературы, знатоком истории, выдающимся драматургом. Ранний период творчества Шиллера был связан с литера­турным направлением «Буря и натиск». Идеалом писа­телей этого направления была сильная личность, борец-одиночка, сильный духом, бесстрашный «бурный гений». Таков герой драмы Шиллера «Разбойники» Карл. Во вто­рой период своего творчества, так называемый веймарский период, Шиллер создает ряд замечательных драматических произведений: трилогию о Валленштейне, «Марию Стюарт», «Орлеанскую деву», «Вильгельма Телля».

Самым выдающимся представителем Просвещения в Германии был Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832): поэт, романист, новеллист, драматург, критик. Кроме того, он фи­лософ и естествоиспытатель, по сути, один из предшествен­ников Ч. Дарвина. Чрезвычайно сложен творческий путь великого поэта. И все же этот путь можно условно разде­лить на два неравных во временном отношении периода — до 1775 г. (год переезда и Веймар) и после. Первый период его творчества также связан с движением «Бури и натиска», второй— с «веймарским классицизмом». Штюрмерская лирика Гете при всей ее перенасыщенности эмоциями несет в себе глубокую философскую мысль. В ней раскры­вается идея слиянии человека с обожествленной природой («Ганимед»). Подлинной вершиной штюрмерского творче­ства Гете стал роман «Страдания молодого Вертера». В цен­тре романа — проблема личности и общества. Предельной искренности в выражении чувств как нельзя более соот­ветствовала драма романа в письмах, напоминавшая чита­телю о знаменитом романе Руссо.

Важной вехой в биографии Гете была его дружба с Шиллером, которая дала Гете новый творческий импульс. Он создает воспитательный роман «Годы учения Вильгель­ма Мейстера» — книгу об искусстве и о художнике. Одна­ко самым значительным творением Гете, его великим завещанием человечеству стал «Фауст», над созданием ко­торого он работал практически всю свою жизнь — более 69 лет. «Фауст» необычайно сложен и многогранен как с точки зрения содержания, тале и с точки зрения формы, языка, стиля, метода. В нем соединились все оттенки по­этической речи, строгий язык философии и живая разго­ворная стихия, жизненное правдоподобие и символика, ал­легория.

В XVIII в. формируется просветительский реализм. Новаторским стал жанр романа (Д. Дефо, С. Ричардсон, Г. Филдиш, Дж. Свифт). Наряду с романом складывается новый реалистический жанр драматургии: так называе­мая «мещанская драма» (слово «мещанин» значило не­дворянин, незнатный) как протест против классицизма и его требований. В ней изображались события из жиз­ни третьего сословия, трагические сцены и комические ситуации. Писатели-реалисты XVIII в. правдиво воспро­изводят обстановку, детали быта, но в эту реальную сре­ду они вписывают своего главного героя — «естествен­ного человека», носителя просветительского идеала. Та­кова особенность всей просветительской литературы.

Идея триумфа централизованного государства находила выражение в монументальных образах архитектуры, где классицизм становится господствующим направлением во Франции середины XVIII столетия. Приемы и методы про­светительской рационалистичности, стремление критиче­ски пересмотреть все господствующие ранее представле­ния характерны для классицизма и в архитектуре. Новые художественные особенности архитектуры проявились в применении ордерной системы античности, в целостном построении объемов и композиций зданий, в утвержде­нии строгой закономерности, порядка и симметрии, соче­тавшихся с тягой к огромным пространственным решени­ям, включавшим парадные архитектурные и парковые ансамбли. Тщательно продуманный, рациональный в каж­дой части, версальский ансамбль заключал в себе идею образа государства и общества, основанных на законах разума и гармонии. Версаль не имеет себе равного в мире, это «некий исполинский храм под открытым небом», это «поэма влюбленного в природу человечества, властвующего над этой самой природой» (Бенуа). В строгой регулярной планировке Версаля торжествует дух классицизма, в уб­ранстве и декоре (особенно в интерьерах дворца) много тя­желой барочной пышности: все плоскости, все простенки заполнены резьбой, мрамором, зеркалами, бюстами, гобеле­нами, перегружены декоративной живописью, громадными аллегорическими картинами. Прекрасен парковый ансамбль дворца: чистые горизонтальные линии газонов, в их зеле­ные рамы заключены гладкие водные зеркала, прямые ал­леи уводят вдаль, к блистающему на горизонте Большому каналу, бесчисленные статуи фонтанов, декоративные вазы гармонируют здесь с зеленью и водой.

В садово-парковом искусстве сложились два основ­ных принципа: пейзажный и регулярный, по типу анг­лийского и французского парков. В английском парке, воспринявшем многое от садово-паркового искусства Китая, имитируется естественная природа: запутанные тропинке» заросли кустов и деревьев, укромные лужай­ки. ТакоЯ «натуральный» парк можно найти в Павлов­ске под Петербургом, в Алупке вокруг Воронцовского двор­ца. Французский парк — парк регулярный, где природа подчинена строгой архитектонике зодчего. Дорожки вы­ровнены, аллеи прямы, как стрелы, трава подстрижена, водоемы имеют правильные геометрические очертания, кронам деревьев приданы правильные конусообразные и шарообразные формы. Этот принцип характерен для классицистического стиля.

Декоративные работы в Версале возглавлял директор Академии живописи и скульптуры, директор мануфакту­ры гобеленов Шарль Лебрен, который обладал удивитель­ным даром декоратора. Он выполнял эскизы для мебели, алтарные образа и плафонные росписи. В большой степе­ни именно Лебрену французское искусство обязано созда­нием единого декоративного стиля, от монументальной живописи и картин до ковров и мебели.

Среди скульпторов, работавших в Версале, приобрели известность Франсуа Жирардон (1628-1715), автор мифо­логически* и аллегорических скульптурных групп и кон­ных монументов Людовика XIV, и Антуан Куазевокс (1640-1720), автор парадных и реалистических портре­тов, аллегорических фигур рек в Версале, надгробий.

Величайшим художником и теоретиком французско­го классицизма XVII в. был Никола Пуссен (1594-1665). Он принадлежал к числу мастеров, которые не сразу нахо­дят свое призвание. В своих ранних работах он еще близок к мастерам барокко. Главной темой картин Пуссена стано­вится тема героя и его служения государству. Пуссен вдох­новлялся древнеримскими авторами, их описанием граж­данских доблестей. Это был искренний и серьезный ху­дожник, писавший мифологические картины, умышленно !фотивопоставляя их современности. Он трактовал их как величавые видения, безвозвратно исчезнувшего или никог­да не бывшего золотого века. Пуссен изображал самоотвер­женные подвиги античных героев; безмятежное, невинное веселье нимф и пастухов. Лучшими поздними его карти­нами остаются его пейзажи, ведь именно в природе он ис­кал гармонию. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде: это не реаль­ная природа, а природа «улучшенная», сочиненная худож­ником, ибо только в таком виде по канонам классицизма она и достойна быть предметом изображения в искусстве.

Значение Пуссена в развитии французского искусства трудно переоценить. Уже в середине XVII в. классицисти­ческий стиль, блистательно воплощенный в его картинах («Смерть Германика», «Царство Флоры», «Танкред и Эрми-ния») приобретает во Франции решающее значение. Откры­тая в 1643 г. французская Академия живописи и скульп­туры провозгласила Пуссена непререкаемым образцом.

Лирическая линия идеализированного пейзажа была развита в творчестве Клода Лоррена (1600-1682). Благо­даря, прежде всего, творчеству Пуссена и Лоррена про­изошло воссоединение национальной художественной шко­лы в первой половине XVII в.

Вторая половина XVII столетия — время длительного прав­ления Людовика XIV, «короля-солнца», — вершина фран­цузского абсолютизма. Изменились и задачи искусства. В центре внимания художников апофеоз абсолютистского государства. Очаги культуры в провинциях с их ярким местным колоритом угасли. Средоточием художественной жизни стал двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим этикетом, тягой к блеску и великоле­пию. Ко двору привлекались выдающиеся писатели и ху­дожники, в столице развернулось грандиозное строительство.

Центром новой дворянской культуры стал Версаль. С на­чала правления Людовика XIV, т. е. с 60-х годов XVII в., в искусстве происходит очень важный для его дальнейшего развития процесс регламентации, полного подчинения и контроля со стороны королевской власти. С этой целью, в частности, с 1634 по 1671 гг. были созданы Академии, на­ходящиеся в официальном ведении первого министра короля — Французская Академия (объединение ученых, прежде всего филологов), Академия живописи и скульп­туры, Академия наук и Академия архитектуры. Таким образом, устанавливается контроль над всей художествен­ной жизнью страны. Во второй половине XVII в. класси­цизм утратил глубину и независимость мысли и чувств, приобрел официальный, верноподданнический характер. Возвышенные эстетические утопии ранних классицистов были «заземлены», вошли в число элементов «стиля Людо­вика XIV». Утверждался «большой стиль», охвативший все виды искусства: внимание живописцев сосредотачивалось на выработке норм прекрасного, на строгом размежевании жанров «высоких» и «низких». К «высоким» относили исторический, мифологический и религиозный жанры, а к «низким» — бытовой жанр, натюрморт.

Дух рационализма, строгой регламентации, дисцип­лины, незыблемость авторитета становились руководящи­ми принципами эстетики классицизма, который превра­щался в ведущий, официальный стиль всего искусства, приспособленный к требованиям двора и прежде всего са­мого короля. Это было искусство регламентированное, унифицированное, расписанное по своду правил, что и как изображать, чему и посвящен был специальный трактат Шарля Лебрена (1619-1690), «первого живописца коро­ля», директора Академии живописи и скульптуры.

Идеологи Просвещения неустанно проповедовали эти­ческую ценность искусства, связанного с идеалами разу­на. В эпоху Французской революции в искусстве востор­жествовал новый классицизм революционной буржуазии. Выразителем его в живописи стал Ж. Л. Давид (1748-1828). Он воплотил в своих полотнах идеал человека-граж­данина, переосмыслив античную традицию в духе рево­люционного тираноборчества. Его картина «Клятва Гора-длев», написанная по сюжетам древнеримской истории становится символом нового настроения в классицизме. В ней братья Горации дают клятву верности долгу, готов­ности сражаться с врагом. После гибели Марата по поруче­нию Конвента Давид создает знаменитую картину «Смерть Марата». Давид создал огромную школу, из которой вы­дай такие живописцы, как Ф. Жерар, Д. Энгр, Л. Жироде-Фриозон, А. Гро и другие, превратившие давидовский клас­сицизм в академическое искусство.

Выдающимся художником XVII в. представителем нидерландской школы живописи был Рембрандт (1606-1669). В 40-х годах Рембрандт сосредоточивает внимание на портретной живописи. Он создает прекрасные женские портреты, известные и любимые многими. Если Тициан, Рубенс, Веронезе, как ни велика была их любовь к краси­вому телу, используют его как колорит в аллегорических или символических картинах, то Рембрандт, для которо­го красота тела священна, никогда не приукрашивает его. Даже самые некрасивые тела он любит так же, как любит жизнь, и возвышает их во всем, что во власти его искусства. Он мастерски писал суровые, усталые лица бедняков, сог­бенных старцев и старух, слепых и увечных, изображая их как мудрецов и царей. Образы своих героев он черпал в мифологии, более всего в библейской, рисуя ветхозавет­ных Авраама, Самсона, Давида. Эти легендарные персо­нажи под кистью Рембрандта пережили еще одно преоб­ражение, они стали эпосом человеческой души. Рембрандт приблизил мифы к современному духовному опыту, он их не просто перенес в современность, а сочетал с огром­ной силой своего гениального воображения. Последний шедевр художника — «Возвращение блудного сына» — картина, в основу которой положена притча Нового заве­та. Она написана «красками горячими, глубокими, тер­тыми из червонного золота, бычьей крови и ночной тьмы».

Культура эпохи классицизма — культура жеста и пла­стики. Музыкальная интонация четко запечатлевала пла­стику изысканных движений, поз, жестов, реверансов, под­черкивая их благородство. Пышные церемонии требовали большого количества музыкантов. Размеры оркестров, ан­самблей, оперных трупп были непостоянны, но постепенно кристаллизовался их классический состав. Все основные жанры этой эпохи — оперы с балетами, увертюры, симфо­нии — так или иначе отражали пышность дворцового ри­туала (Гайдн, Моцарт, ранний Бетховен).

Классицизм не был чисто французским явлением. До­стигнув наивысшего подъема во Франции, он в XVII в. вышел за пределы этой страны и, впитывая национальные особенности, своеобразно проявился в других странах: в Англии — в творчестве известного поэта и драматурга, одного из основоположников английского классицизма Дж. Драйдена (1631-1700); в Германии — в работах писа­теля и критика, представителя раннего немецкого Просве­щения И. К. Готшеда (1700-1766); в Италии — в деятель­ности поэта, создателя итальянской национальной траге­дии классицизма графа В. Альфьери (1749-1803). В России классицизм в литературе представлен Д. Фонвизиным (1745-1792), Г. Державиным (1743-1816), А. Сумароко­вым (1717-1777); в архитектуре — В. Баженовым (1738-1799); М. Казаковым (1738-1812); в живописи — А. Лосенко (1737-1773), К. Брюлловым (1799-1852), Ф. Бруни (1799-1875) и А. Ивановым (1806-1858).

Классическая модель культуры. Эпоха Просвещения стала в истории европейской культуры высшей точкой кон­центрации тех идей, которые на интуитивном уровне разви­вались в эпоху Возрождения и Нового времени. Рациональ­ное мышление и возвращение к идеалам античности легли в основу энциклопедического движения XVTJI века. По выра­жению Вольтера, само по себе оно было отражением судьбы европейской культуры и науки.

Классическая модель культуры сформировалась в эпо­ду Просвещения, однако фундамент для нее подготовил Ренессанс. В эпоху Просвещения возникает новый тип деятельности — производственно-экономический, благода­ря чему человек обретает «подвижность»: возможность пе­ремещаться из одного слоя в другой, менять тип деятель­ности, или же, наконец, просто путешествовать по миру. Все это дает человеку возможность осознать, что он имеет право и на собственный духовный мир. Личность утверж­дается именно в духовной сфере деятельности, где чело­век руководствуется разумом, в отличие от природы. Он-ощущает безграничность своих возможностей и способ­ность к самосовершенствованию. Теперь права человека на счастье, защита достоинств и свобод личности, удов­летворение ее потребностей и интересов становится в осно­ву общественного устройства. Таким образом, принципы гуманизма выразились в понимании человека как венца природы, центра мироздания.

Однако «возрожденческий» гуманистический идеал личности в эпоху Просвещения приобретает рационалисти­ческие формы: свобода мышления и обладание собственным разумом, когда разумность отождествляется с человечно­стью. Классический рационализм — это учение об инди­виде, познающем мир и проявляющем себя в процессе этого познания. Мир же, согласно этой теории, такой, каким его воспринимает человек.

Задача философии — воссоздать целостную картину мира, с точки зрения самосознающей человеческой инди­видуальности, но главная общая цель — торжество разу­ма. Один из «отцов» классической модели в понимании мира, культуры И. Кант создает теорию о том, что человек находится в двух мирах: в мире природы, где царит власть естественной необходимости, и в мире свободы, где прева­лирует власть разума, независимого от необходимости. Воп­рос же о том, как из первого мира попасть во второй, не­посредственно связан с культурой. Культура — это то, что возникает тогда, когда человек переходит к моральному существованию, в основе которого должен лежать «кате­горический императив»: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла лечь в основу всеобщего миропорядка». Таким образом, Кант пытается найти в культуре чисто человеческое, а не природное, что свойственно всем пред­ставителям классического рационализма.

Однако противоречия между идеалами «просветителей» и современной им действительностью приводят к тому, что они пытаются найти подтверждение своим идеям у истоков истории человечества. И здесь формируется еще одна важная черта эпохи Просвещения — историзм. Че­ловек — саморазвивающееся существо, граница культу­ры — история человека, культура же — исторический путь, итог к определенному моменту, который зависит от уров­ня развития разума.

Таким образом, классическая модель культуры, сфор­мированная в эпоху Просвещения, представляет из себя союз трех «столпов» — гуманизма, рационализма и историзма.

Когнитивный(от лат. cognitio — «знание, познание») — познаваемый, относящийся к познанию, изучающий про­цессы познания. Существуют когнитивная психология (исследует психологические механизмы познания), когнитивная философия (философские проблемы познания), ког­нитивная антропология (общие проблемы познания чело­веком реальности), когнитивная культурантропология (по­знание как функция культуры, познание в рамках той или иной культуры).

Код культуры — совокупность знаков, символов, смыс­лов (и их комбинация), которые заключены в любом пред­мете культурной деятельности человека.

Коллаж — прием в изобразительном искусстве, когда в произведение вклеиваются фрагменты из отличных по фактуре и цвету материалов. В искусстве XX в. К. стал одним из основных творческих приемов, когда в одном произведении сочетаются разнородные, стилистически разрозненные элементы.

Коллективизация сельского хозяйства — массовое со­здание коллективных хозяйств (колхозов), осуществленное в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг., сопровождав­шееся ликвидацией единоличных хозяйств. Коллективи­зация проводилась форсированными темпами с широким использованием насильственных методов, репрессий по отношению к крестьянству. Привела к значительному разрушению производительных сил, сокращению сельско­хозяйственного производства, массовому голоду 1932-1933 гг. на Украине, Сев. Кавказе, в Поволжье и других регионах. После окончания Второй мировой войны кол­лективизация проводилась по советскому образцу в неко­торых странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.

Коллективное бессознательное — общечеловеческие прообразы-архетипы (например, образ матери-земли, муд­рого старца, демона и прочие). Архетипы выражаются в мифах, сказках, магии, алхимии и т. д. Термин введен в на­учный обиход немецким психологом К. Юнгом (1875-1961).

Колонизация— заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель страны (внутренняя К.»), а также основание поселений за ее пределами («внешняя К.»). Со времени Великих географических открытий ев­ропейская К. древних районов мира сопровождалась на­сильственным подчинением местного населения во мно­гих странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Колония (колониальное владение) — страна или терри­тория, находящаяся под властью иностранного государства. В другом смысле, восходящем к истории древнегреческой колонизации, колония — поселение пришельцев на террито­рии чужой для них страны, с жителями которой они вступа­ют в торговые, военные, культурные и личные отношения (при­мер, греческие колонии на северных берегах Черного и Азов­ского морей, на землях современных России и Украины).

Коммунизм (от лат. communis — общий) — 1) общее название различных концепций, в основе которых лежит принцип равенства, коллективизма, справедливости, отрица­ние классовой структуры, эксплуатации и частной собствен­ности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и другие); 2) в марксистской концепции исторического про­цесса К. — это общественно-экономическая формация, сме­няющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) — низшую, называемую социализмом, и выс­шую, называемую полным коммунизмом.

Консерватизм— идеология, ориентированная на со­хранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной жизни, моральных ценностей общества.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.