![]()
|
|||||||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 10 страницаКатарсис— (от греч. katharsis — очищение) — духовное очищение, эмоциональная разгрузка, внутреннее освобождение, которое испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. Термин был введен Аристотелем в работе «Поэтика» для обозначения возвышенного удовлетворения и просветления, которые испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него. Католицизм (от греч. katholikos — всеобщий, вселенский) — одно из основных и наиболее многочисленных направлений в христианстве. Для К. характерны строго централизованная организация во главе с Папой Римским, пышный театрализованный культ, сильно развитый культ Богоматери, догмат о чистилище, где души могут очищаться для рая, догмат об исхождении святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына, установление безбрачия духовенства и т. д. Основу католического вероучения, как и всего христианства, составляют Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православия, католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских Соборов, но и всех последующих, а также послания и постановления Римских Пап, чья власть превыше власти Вселенских Соборов. Именно Римские Папы определяют доктрины католицизма по вопросам веры и морали, распространяя свое влияние не только на религиозные вопросы, но и политику, искусство, социальные отношения и другое. Такая всеобъемлющая полнота власти Римской католической церкви обосновывается божественным происхождением власти, прямыми преемниками которой являются Римские Папы. На этом положении строится и исключительное право католической церкви толковать вероучение и определять степень греховности человека и отпускать грехи, т. е. обеспечивать спасение. Возвышению римской католической церкви и Римских Пап способствовали и объективные исторические обстоятельства: в условиях нестабильной государственности в средневековой Европе римская католическая церковь была единственным устойчивым образованием, а глава церкви часто выступал арбитром в многочисленных политических конфликтах светских властителей. Это способствовало укреплению авторитета римской церкви и признанию ее как центра духовной и политической жизни всего католического мира. В католицизме существует монашество, объединяющееся в монашеские ордена, подчиненные главе соответствующего Ордена (бенедектинцы, доминиканцы, францисканцы и другие). Монахи, как и все священники в католицизме, обязаны соблюдать целибат — обет безбрачия. Монашество играло важную роль в распространении католицизма, сохранении его духовного единства и чистоты веры, ведя борьбу с еретиками и отступниками. Так, орден иезуитов был опорой инквизиции, выступавшей против различных ересей, прежде всего протестантов, в ходе контрреформации. Большое влияние на формирование католицизма и его обособление оказало свойственное западному мышлению рационалистическое начало. В настоящее время католицизм распространен преимущественно в странах Западной, Центральной, части Восточной Европы, а также в результате миссионерской деятельности в Странах Южной и Северной Америки и других. Китч— дешевка, безвкусица, массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — стиль и направление в литературе и искусстве XVII — начала XIX вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм формируется в противостоянии теории и практике барокко. Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представлениям о разумном устройстве окружающего мира, вызвали к жизни систему классицизма. Сам термин восходит к латинскому— «образцовый», а одной из важных черт стиля становится обращение к образам и формам античной литературы и искусства. Признанным центром классицизма в XVII в. стала Франция. Здесь он сформировался ранее всего, здесь принял наиболее законченные формы. Вот почему не только в XVII столетии, но и много позднее французский классицизм оставался непревзойденным для приверженцев этой художественной системы в других странах Европы. Классическая страна абсолютизма, обеспечившего рост буржуазных отношений, Франция пережила в XVII в. экономический подъем и стала могущественной европейской державой. Борьба за национальное объединение против феодального своеволия и анархии способствовала укреплению авторитета разума, чувства ответственности личности за свои поступки, интереса к государственным проблемам. Следуя «классической модели» культуры, сформулированной просветителями, классицизм призывал к самопознанию и завоеванию природы, рассматривая мир как разумно организованный механизм. Рационализм стал характерной чертой французской культуры, хотя в начале XVII в. Франция испытала на себе и влияние барокко, распространившееся во многих западноевропейских странах. По своему социальному содержанию культура абсолютизма была двойственной: в ней сочетались интересы дворянства и буржуазии, а король стал посредником между буржуазией и дворянством, уравновешивал их противоборство. Это означало, что в сравнении с барокко классицизм был более сложным и неоднозначным по своей социальной природе явлением. В отличие от барокко, в котором преобладало художественное выражение кризисного сознания «верхов», в классицизме подобное мироощущение не было главным фактором, предопределяющим характер этого стиля. Основная этическая проблема — отношение человека и общественной среды — получила в классицизме глубокое отражение. Центральное место занял образ разумного, мужественного героя, наделенного сознанием общественного долга. Писателей и художников вдохновляли идеал совершенного общественного устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, который они искали в Древней Греции и Риме. Но если гуманисты Возрождения видели высшую ценность в свободно проявляющей себя естественной природе человека, то гуманистам XVII в., основоположникам классицизма, страсти представлялись силой разрушительной, анархической, порожденной эгоизмом. Отсюда их постоянное обращение к разуму как дисциплинирующему началу, отсюда забота об общей гармонии и равновесии целого. В оценке человека большое значение стали иметь моральные элементы, понятия о норме, добродетели. Резко противопоставлялись добро и зло, возвышенное и низменное. Основным содержанием классицизма стали противоречия между естественной природой человека и гражданским долгом, его страстями и разумом, порождавшие трагические конфликты. Герои классицизма жертвовали собой во имя долга. Долг — главный регулятор поведения человека. Государство олицетворяет собою долг, поэтому жизнь человека, его свобода приносятся в жертву обществу и государству. Из античных традиций классицизму ближе всего были традиции поздней римской античности и философии римских стоиков, учивших хранить непоколебимую ясность духа среди всеобщего хаоса. XVII в. во Франции — век рационалистической философии Р. Декарта, драматургии П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.-Б. Мольера, поэтики Н. Бу-ало, — создателей эстетики классицизма на практике и в теории. Классицистическая доктрина культивировала возвышенное и героическое, понимаемое как торжество чувства долга перед прочими бурными и неразумными чувствами. Пороки и добродетели в классицистической трагедии и комедии распределены строго, четкостью отличается и построение драматического произведения. Мужественный герой мужественен во всем и до конца, лицемер до гроба лицемерит, а скупой скупится; переходы и оттенки у классицистов не в чести. Однако такие большие художники, как Корнель, Расин и Мольер, наполняли дыханием жизни эту строгую схему. Общая концепции классицизма была достаточно жесткой и куда более нормативной, чем эстетика Аристотеля, которую классицисты брали за образец. Классицизм как художественный метод не утрачивает своего значения и в эпоху Просвещения, но обретает новое качество. Жанр классицистической трагедии давал возможность просветителям ставить острые проблемы современности, используя античные или восточные сюжеты. Так, в трагедиях «Заира» и «Магомет» Вольтер рассуждает об опасности религиозного фанатизма, а Гете в «Ифигении в Тавриде» демонстрирует победу духа гуманности и цивилизации над силами варварства. Выдающаяся роль в развитии литературы классицизма XVIII в. принадлежит Вольтеру (1694-1778). Идеальной формой правления Вольтер считал просвещенную монархию и на протяжении всей своей жизни переписывался почти со всеми королями и императорами Европы. Вольтер был приверженцем деистической идеологии, считая, что идея Бога необходима как сдерживающее нравственное начало. Просветительская программа Вольтера была умеренной, хотя он с огромной разрушительной силой обличал те стороны старого режима, которые мешали развитию французской буржуазии. В творческом наследии Вольтера видное место занимает драматургия. Классицистические по форме трагедии Вольтера несли в себе большое просветительское содержание. Написаны они были главным образом на античные и восточные сюжеты, но поднимали актуальные вопросы, которые волновали современников. Наибольшей известностью в художественном наследии Вольтера пользуются его философские повести: «Задиг, или Судьба», «Микромегас», «Кандид», «Простак». В Германии XVIII в. также разворачивалось просветительское движение. Яркими представителями Просвещения в Германии являются Ф. Шиллер и И. В. Гете. Фридрих Шиллер — великий немецкий поэт и драматург, оставил яркий след во всех областях немецкой литературы: он был поэтом, автором критических работ по вопросам литературы, знатоком истории, выдающимся драматургом. Ранний период творчества Шиллера был связан с литературным направлением «Буря и натиск». Идеалом писателей этого направления была сильная личность, борец-одиночка, сильный духом, бесстрашный «бурный гений». Таков герой драмы Шиллера «Разбойники» Карл. Во второй период своего творчества, так называемый веймарский период, Шиллер создает ряд замечательных драматических произведений: трилогию о Валленштейне, «Марию Стюарт», «Орлеанскую деву», «Вильгельма Телля». Самым выдающимся представителем Просвещения в Германии был Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832): поэт, романист, новеллист, драматург, критик. Кроме того, он философ и естествоиспытатель, по сути, один из предшественников Ч. Дарвина. Чрезвычайно сложен творческий путь великого поэта. И все же этот путь можно условно разделить на два неравных во временном отношении периода — до 1775 г. (год переезда и Веймар) и после. Первый период его творчества также связан с движением «Бури и натиска», второй— с «веймарским классицизмом». Штюрмерская лирика Гете при всей ее перенасыщенности эмоциями несет в себе глубокую философскую мысль. В ней раскрывается идея слиянии человека с обожествленной природой («Ганимед»). Подлинной вершиной штюрмерского творчества Гете стал роман «Страдания молодого Вертера». В центре романа — проблема личности и общества. Предельной искренности в выражении чувств как нельзя более соответствовала драма романа в письмах, напоминавшая читателю о знаменитом романе Руссо. Важной вехой в биографии Гете была его дружба с Шиллером, которая дала Гете новый творческий импульс. Он создает воспитательный роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» — книгу об искусстве и о художнике. Однако самым значительным творением Гете, его великим завещанием человечеству стал «Фауст», над созданием которого он работал практически всю свою жизнь — более 69 лет. «Фауст» необычайно сложен и многогранен как с точки зрения содержания, тале и с точки зрения формы, языка, стиля, метода. В нем соединились все оттенки поэтической речи, строгий язык философии и живая разговорная стихия, жизненное правдоподобие и символика, аллегория. В XVIII в. формируется просветительский реализм. Новаторским стал жанр романа (Д. Дефо, С. Ричардсон, Г. Филдиш, Дж. Свифт). Наряду с романом складывается новый реалистический жанр драматургии: так называемая «мещанская драма» (слово «мещанин» значило недворянин, незнатный) как протест против классицизма и его требований. В ней изображались события из жизни третьего сословия, трагические сцены и комические ситуации. Писатели-реалисты XVIII в. правдиво воспроизводят обстановку, детали быта, но в эту реальную среду они вписывают своего главного героя — «естественного человека», носителя просветительского идеала. Такова особенность всей просветительской литературы. Идея триумфа централизованного государства находила выражение в монументальных образах архитектуры, где классицизм становится господствующим направлением во Франции середины XVIII столетия. Приемы и методы просветительской рационалистичности, стремление критически пересмотреть все господствующие ранее представления характерны для классицизма и в архитектуре. Новые художественные особенности архитектуры проявились в применении ордерной системы античности, в целостном построении объемов и композиций зданий, в утверждении строгой закономерности, порядка и симметрии, сочетавшихся с тягой к огромным пространственным решениям, включавшим парадные архитектурные и парковые ансамбли. Тщательно продуманный, рациональный в каждой части, версальский ансамбль заключал в себе идею образа государства и общества, основанных на законах разума и гармонии. Версаль не имеет себе равного в мире, это «некий исполинский храм под открытым небом», это «поэма влюбленного в природу человечества, властвующего над этой самой природой» (Бенуа). В строгой регулярной планировке Версаля торжествует дух классицизма, в убранстве и декоре (особенно в интерьерах дворца) много тяжелой барочной пышности: все плоскости, все простенки заполнены резьбой, мрамором, зеркалами, бюстами, гобеленами, перегружены декоративной живописью, громадными аллегорическими картинами. Прекрасен парковый ансамбль дворца: чистые горизонтальные линии газонов, в их зеленые рамы заключены гладкие водные зеркала, прямые аллеи уводят вдаль, к блистающему на горизонте Большому каналу, бесчисленные статуи фонтанов, декоративные вазы гармонируют здесь с зеленью и водой. В садово-парковом искусстве сложились два основных принципа: пейзажный и регулярный, по типу английского и французского парков. В английском парке, воспринявшем многое от садово-паркового искусства Китая, имитируется естественная природа: запутанные тропинке» заросли кустов и деревьев, укромные лужайки. ТакоЯ «натуральный» парк можно найти в Павловске под Петербургом, в Алупке вокруг Воронцовского дворца. Французский парк — парк регулярный, где природа подчинена строгой архитектонике зодчего. Дорожки выровнены, аллеи прямы, как стрелы, трава подстрижена, водоемы имеют правильные геометрические очертания, кронам деревьев приданы правильные конусообразные и шарообразные формы. Этот принцип характерен для классицистического стиля. Декоративные работы в Версале возглавлял директор Академии живописи и скульптуры, директор мануфактуры гобеленов Шарль Лебрен, который обладал удивительным даром декоратора. Он выполнял эскизы для мебели, алтарные образа и плафонные росписи. В большой степени именно Лебрену французское искусство обязано созданием единого декоративного стиля, от монументальной живописи и картин до ковров и мебели. Среди скульпторов, работавших в Версале, приобрели известность Франсуа Жирардон (1628-1715), автор мифологически* и аллегорических скульптурных групп и конных монументов Людовика XIV, и Антуан Куазевокс (1640-1720), автор парадных и реалистических портретов, аллегорических фигур рек в Версале, надгробий. Величайшим художником и теоретиком французского классицизма XVII в. был Никола Пуссен (1594-1665). Он принадлежал к числу мастеров, которые не сразу находят свое призвание. В своих ранних работах он еще близок к мастерам барокко. Главной темой картин Пуссена становится тема героя и его служения государству. Пуссен вдохновлялся древнеримскими авторами, их описанием гражданских доблестей. Это был искренний и серьезный художник, писавший мифологические картины, умышленно !фотивопоставляя их современности. Он трактовал их как величавые видения, безвозвратно исчезнувшего или никогда не бывшего золотого века. Пуссен изображал самоотверженные подвиги античных героев; безмятежное, невинное веселье нимф и пастухов. Лучшими поздними его картинами остаются его пейзажи, ведь именно в природе он искал гармонию. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде: это не реальная природа, а природа «улучшенная», сочиненная художником, ибо только в таком виде по канонам классицизма она и достойна быть предметом изображения в искусстве. Значение Пуссена в развитии французского искусства трудно переоценить. Уже в середине XVII в. классицистический стиль, блистательно воплощенный в его картинах («Смерть Германика», «Царство Флоры», «Танкред и Эрми-ния») приобретает во Франции решающее значение. Открытая в 1643 г. французская Академия живописи и скульптуры провозгласила Пуссена непререкаемым образцом. Лирическая линия идеализированного пейзажа была развита в творчестве Клода Лоррена (1600-1682). Благодаря, прежде всего, творчеству Пуссена и Лоррена произошло воссоединение национальной художественной школы в первой половине XVII в. Вторая половина XVII столетия — время длительного правления Людовика XIV, «короля-солнца», — вершина французского абсолютизма. Изменились и задачи искусства. В центре внимания художников апофеоз абсолютистского государства. Очаги культуры в провинциях с их ярким местным колоритом угасли. Средоточием художественной жизни стал двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим этикетом, тягой к блеску и великолепию. Ко двору привлекались выдающиеся писатели и художники, в столице развернулось грандиозное строительство. Центром новой дворянской культуры стал Версаль. С начала правления Людовика XIV, т. е. с 60-х годов XVII в., в искусстве происходит очень важный для его дальнейшего развития процесс регламентации, полного подчинения и контроля со стороны королевской власти. С этой целью, в частности, с 1634 по 1671 гг. были созданы Академии, находящиеся в официальном ведении первого министра короля — Французская Академия (объединение ученых, прежде всего филологов), Академия живописи и скульптуры, Академия наук и Академия архитектуры. Таким образом, устанавливается контроль над всей художественной жизнью страны. Во второй половине XVII в. классицизм утратил глубину и независимость мысли и чувств, приобрел официальный, верноподданнический характер. Возвышенные эстетические утопии ранних классицистов были «заземлены», вошли в число элементов «стиля Людовика XIV». Утверждался «большой стиль», охвативший все виды искусства: внимание живописцев сосредотачивалось на выработке норм прекрасного, на строгом размежевании жанров «высоких» и «низких». К «высоким» относили исторический, мифологический и религиозный жанры, а к «низким» — бытовой жанр, натюрморт. Дух рационализма, строгой регламентации, дисциплины, незыблемость авторитета становились руководящими принципами эстетики классицизма, который превращался в ведущий, официальный стиль всего искусства, приспособленный к требованиям двора и прежде всего самого короля. Это было искусство регламентированное, унифицированное, расписанное по своду правил, что и как изображать, чему и посвящен был специальный трактат Шарля Лебрена (1619-1690), «первого живописца короля», директора Академии живописи и скульптуры. Идеологи Просвещения неустанно проповедовали этическую ценность искусства, связанного с идеалами разуна. В эпоху Французской революции в искусстве восторжествовал новый классицизм революционной буржуазии. Выразителем его в живописи стал Ж. Л. Давид (1748-1828). Он воплотил в своих полотнах идеал человека-гражданина, переосмыслив античную традицию в духе революционного тираноборчества. Его картина «Клятва Гора-длев», написанная по сюжетам древнеримской истории становится символом нового настроения в классицизме. В ней братья Горации дают клятву верности долгу, готовности сражаться с врагом. После гибели Марата по поручению Конвента Давид создает знаменитую картину «Смерть Марата». Давид создал огромную школу, из которой выдай такие живописцы, как Ф. Жерар, Д. Энгр, Л. Жироде-Фриозон, А. Гро и другие, превратившие давидовский классицизм в академическое искусство. Выдающимся художником XVII в. представителем нидерландской школы живописи был Рембрандт (1606-1669). В 40-х годах Рембрандт сосредоточивает внимание на портретной живописи. Он создает прекрасные женские портреты, известные и любимые многими. Если Тициан, Рубенс, Веронезе, как ни велика была их любовь к красивому телу, используют его как колорит в аллегорических или символических картинах, то Рембрандт, для которого красота тела священна, никогда не приукрашивает его. Даже самые некрасивые тела он любит так же, как любит жизнь, и возвышает их во всем, что во власти его искусства. Он мастерски писал суровые, усталые лица бедняков, согбенных старцев и старух, слепых и увечных, изображая их как мудрецов и царей. Образы своих героев он черпал в мифологии, более всего в библейской, рисуя ветхозаветных Авраама, Самсона, Давида. Эти легендарные персонажи под кистью Рембрандта пережили еще одно преображение, они стали эпосом человеческой души. Рембрандт приблизил мифы к современному духовному опыту, он их не просто перенес в современность, а сочетал с огромной силой своего гениального воображения. Последний шедевр художника — «Возвращение блудного сына» — картина, в основу которой положена притча Нового завета. Она написана «красками горячими, глубокими, тертыми из червонного золота, бычьей крови и ночной тьмы». Культура эпохи классицизма — культура жеста и пластики. Музыкальная интонация четко запечатлевала пластику изысканных движений, поз, жестов, реверансов, подчеркивая их благородство. Пышные церемонии требовали большого количества музыкантов. Размеры оркестров, ансамблей, оперных трупп были непостоянны, но постепенно кристаллизовался их классический состав. Все основные жанры этой эпохи — оперы с балетами, увертюры, симфонии — так или иначе отражали пышность дворцового ритуала (Гайдн, Моцарт, ранний Бетховен). Классицизм не был чисто французским явлением. Достигнув наивысшего подъема во Франции, он в XVII в. вышел за пределы этой страны и, впитывая национальные особенности, своеобразно проявился в других странах: в Англии — в творчестве известного поэта и драматурга, одного из основоположников английского классицизма Дж. Драйдена (1631-1700); в Германии — в работах писателя и критика, представителя раннего немецкого Просвещения И. К. Готшеда (1700-1766); в Италии — в деятельности поэта, создателя итальянской национальной трагедии классицизма графа В. Альфьери (1749-1803). В России классицизм в литературе представлен Д. Фонвизиным (1745-1792), Г. Державиным (1743-1816), А. Сумароковым (1717-1777); в архитектуре — В. Баженовым (1738-1799); М. Казаковым (1738-1812); в живописи — А. Лосенко (1737-1773), К. Брюлловым (1799-1852), Ф. Бруни (1799-1875) и А. Ивановым (1806-1858). Классическая модель культуры. Эпоха Просвещения стала в истории европейской культуры высшей точкой концентрации тех идей, которые на интуитивном уровне развивались в эпоху Возрождения и Нового времени. Рациональное мышление и возвращение к идеалам античности легли в основу энциклопедического движения XVTJI века. По выражению Вольтера, само по себе оно было отражением судьбы европейской культуры и науки. Классическая модель культуры сформировалась в эподу Просвещения, однако фундамент для нее подготовил Ренессанс. В эпоху Просвещения возникает новый тип деятельности — производственно-экономический, благодаря чему человек обретает «подвижность»: возможность перемещаться из одного слоя в другой, менять тип деятельности, или же, наконец, просто путешествовать по миру. Все это дает человеку возможность осознать, что он имеет право и на собственный духовный мир. Личность утверждается именно в духовной сфере деятельности, где человек руководствуется разумом, в отличие от природы. Он-ощущает безграничность своих возможностей и способность к самосовершенствованию. Теперь права человека на счастье, защита достоинств и свобод личности, удовлетворение ее потребностей и интересов становится в основу общественного устройства. Таким образом, принципы гуманизма выразились в понимании человека как венца природы, центра мироздания. Однако «возрожденческий» гуманистический идеал личности в эпоху Просвещения приобретает рационалистические формы: свобода мышления и обладание собственным разумом, когда разумность отождествляется с человечностью. Классический рационализм — это учение об индивиде, познающем мир и проявляющем себя в процессе этого познания. Мир же, согласно этой теории, такой, каким его воспринимает человек. Задача философии — воссоздать целостную картину мира, с точки зрения самосознающей человеческой индивидуальности, но главная общая цель — торжество разума. Один из «отцов» классической модели в понимании мира, культуры И. Кант создает теорию о том, что человек находится в двух мирах: в мире природы, где царит власть естественной необходимости, и в мире свободы, где превалирует власть разума, независимого от необходимости. Вопрос же о том, как из первого мира попасть во второй, непосредственно связан с культурой. Культура — это то, что возникает тогда, когда человек переходит к моральному существованию, в основе которого должен лежать «категорический императив»: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла лечь в основу всеобщего миропорядка». Таким образом, Кант пытается найти в культуре чисто человеческое, а не природное, что свойственно всем представителям классического рационализма. Однако противоречия между идеалами «просветителей» и современной им действительностью приводят к тому, что они пытаются найти подтверждение своим идеям у истоков истории человечества. И здесь формируется еще одна важная черта эпохи Просвещения — историзм. Человек — саморазвивающееся существо, граница культуры — история человека, культура же — исторический путь, итог к определенному моменту, который зависит от уровня развития разума. Таким образом, классическая модель культуры, сформированная в эпоху Просвещения, представляет из себя союз трех «столпов» — гуманизма, рационализма и историзма. Когнитивный(от лат. cognitio — «знание, познание») — познаваемый, относящийся к познанию, изучающий процессы познания. Существуют когнитивная психология (исследует психологические механизмы познания), когнитивная философия (философские проблемы познания), когнитивная антропология (общие проблемы познания человеком реальности), когнитивная культурантропология (познание как функция культуры, познание в рамках той или иной культуры). Код культуры — совокупность знаков, символов, смыслов (и их комбинация), которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека. Коллаж — прием в изобразительном искусстве, когда в произведение вклеиваются фрагменты из отличных по фактуре и цвету материалов. В искусстве XX в. К. стал одним из основных творческих приемов, когда в одном произведении сочетаются разнородные, стилистически разрозненные элементы. Коллективизация сельского хозяйства — массовое создание коллективных хозяйств (колхозов), осуществленное в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг., сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств. Коллективизация проводилась форсированными темпами с широким использованием насильственных методов, репрессий по отношению к крестьянству. Привела к значительному разрушению производительных сил, сокращению сельскохозяйственного производства, массовому голоду 1932-1933 гг. на Украине, Сев. Кавказе, в Поволжье и других регионах. После окончания Второй мировой войны коллективизация проводилась по советскому образцу в некоторых странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Коллективное бессознательное — общечеловеческие прообразы-архетипы (например, образ матери-земли, мудрого старца, демона и прочие). Архетипы выражаются в мифах, сказках, магии, алхимии и т. д. Термин введен в научный обиход немецким психологом К. Юнгом (1875-1961). Колонизация— заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель страны (внутренняя К.»), а также основание поселений за ее пределами («внешняя К.»). Со времени Великих географических открытий европейская К. древних районов мира сопровождалась насильственным подчинением местного населения во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки. Колония (колониальное владение) — страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства. В другом смысле, восходящем к истории древнегреческой колонизации, колония — поселение пришельцев на территории чужой для них страны, с жителями которой они вступают в торговые, военные, культурные и личные отношения (пример, греческие колонии на северных берегах Черного и Азовского морей, на землях современных России и Украины). Коммунизм (от лат. communis — общий) — 1) общее название различных концепций, в основе которых лежит принцип равенства, коллективизма, справедливости, отрицание классовой структуры, эксплуатации и частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и другие); 2) в марксистской концепции исторического процесса К. — это общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) — низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом. Консерватизм— идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной жизни, моральных ценностей общества.
|
|||||||
|