|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 9 страницаИстория этого течения в искусстве длилась всего 12 лет (1874-1886), но предыстория восходит к романтикам, к их борьбе с академистами. В 1863 г. художники, картины которых не были приняты жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором были выставлены картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Эти работы были встречены враждебно официальными академическими кругами. В1867 г. Мане устраивает собственную выставку, после которой становится центральной фигурой прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. После этой выставки появляется и название нового течения — «импрессионизм». Однако если основоположником импрессионизма принято считать Эдуарда Мане, то центральной фигурой все же стоит признать Клода Моне. Да и сам термин произошел от названия его картины «Впечатление. Восходящее солнце». Большое количество разнообразных художников объединены этим названием и будет неверным говорить об их приверженности одному стилю, одной манере рисования. В группу импрессионистов объединяют тех художников, которые участвовали в выставках импрессионистов в 1870-х- 1880-х годах — К. Моне, Э. Дега, К. Пис-сарро, Э. Мане, О. Ренуар, А. Сислей, А. Тулуз-Лотрек, близок к имперссионизму был скульптор О. Роден, а позже к нему примкнули П. Сезан, В. Ван Гог, П. Гоген (постимпрессионисты, которые во многом являются родоначальниками искусства XX века). Сущность импрессионизма отразилась в стремлении наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвиясности, передать мимолетные впечатления. Импрессионисты утверждали красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработали законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды. Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветными тенями и рефлексами, которые породили беспримерно светлую, трепетную живопись. Важным принципом импрессионизма был уход от типичности. В искусство вошла сиюминутность, случайный взгляд, что ярко заметно в творчество Ренуара. Создается впечатление, что его полотна написаны простым прохожим, гуляющим по бульварам и наслаждающимся жизнью. Многие импрессионисты задавались целью воспроизвести впечатление от мгновенного взгляда на пейзаж, при особенной игре света, в момент, когда формы еще не поняты и только начинается процесс усвоения мозгом того, что видит глаз. Это впечатление подобно тому, что ощущает только что проснувшийся человек, видящий свет цвета, но не успевший еще сообразить, где он и что. Так, например, Клод Моне написал серию из 15 картин, изображающих одно и то же — копны хлеба на поле в разные времена года и разные часы дня. Кроме живописцев (американский — Дж. Уистлер, немецкие — М. Либерман, Л. Коринт, русские — К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский — О. Роден, итальянский — М. Россо, русский — П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма конца XIX — начала XX вв. (во Франции — К. Дебюсси, отчасти М. Равель и другие), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонической красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети XIX в. и русской поэзии начала XX в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и другие). Индуизм(от перс, хинду — народ, населяющий долину Инда) — основная религия Индии, приверженцами которой считают себя около 80% населения страны. В качестве источников индуизма отмечают религию древних ариев — племен, пришедших в Индию в середине II тысячелетия до н. э. На протяжении своего существования индуизм постоянно развивался, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение. Отсюда проистекает уникальная веротерпимость и разноплановость индуизма. В индуизме нет одного основателя и единого авторитета, отсутствует церковная иерархия. Индуизм представляет собой совокупность различных обрядовых форм и верований. Несмотря на различия между разными вариантами и течениями индуизма существуют основные положения, присущие всем им, характеризующие эту своеобразную политеистическую религиозную систему. Основы индуизма изложены в священных книгах — ведах, к которым примыкают более поздние тексты — брахманы, араньяки, упанишады. Мир, Вселенная в индуизме предстает как цепь вечно повторяющихся творений и разрушений, происходящих в циклическом времени. Всякое событие в истории общества, жизни людей и богов и эволюции всего космоса уже некогда происходило, и в будущем оно повторится. Это нашло отражение и в представлениях о череде перевоплощений отдельного человека в соответствии с законом кармы, царящей во Вселенной. Единственной постоянной сущностью в этом меняющемся космосе является Брахман — универсальный дух, заполняющий пространство и время. Человек имеет в себе частицу вечного духовного начала — атман, которое воплощается неисчислимое число раз. Со смертью тела душа (атман) не погибает, а продолжает новую жизнь в другом теле в соответствии с законом кармы. Поэтому главным в индуизме является упорядоченное поведение в жизни, ведущее к благим перерождениям, исключая дурные. От самого человека, таким образом, зависит, родится ли он в последующей жизни человеком высшей касты или даже богом или же станет ничтожным насекомым. Важным элементом в индуистских верованиях являются многочисленные боги, которые изначально олицетворяли природные стихии. Из сотен местных божеств, имеющих зачастую несколько воплощений (аватар), постепенно выделилась триада главных богов — бог-творец Брахма; охранитель Вишну, имеющий аватары — Рама и Кришна; разрушитель Шива. Поклонение богам не имеет единых строго предписанных правил и образцов. Наиболее распространенным обрядом является пуджа (богопо-читание), который проводится, в основном, дома. Перед статуями предпочитаемых в каждой семье богов читаются молитвы, поются гимны, возлагаются приношения. Основой ритуала является мантра — священное заклинание, в котором различные звуки служат символами силы и порядка. Более торжественный характер имеют общинные и храмовые церемонии, включающие пение гимнов, чтение отрывков из священных текстов, шествия, танцы. Большое значение Имеют для индуистов паломничества к многочисленным священным местам. Индустриальное общество — тип общества, сложившийся в результате коренных социально-экономических, политических и социокультурных изменений в процессе общественного развития, означавших переход от «традиционного» аграрного общества к «индустриальному» — промышленному. В странах Запада эта трансформация осуществилась в Новое время (Х\ГП-Х1Х вв.), в России — в XIX в. в результате промышленной революции, т. е. замены ручного труда машинным, и связанного с ней быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы общественной жизни. Термин * индустриальное общество» был предложен в XIX в. Сен-Симоном, теоретическое осмысление этот феномен получил в середине — второй половине XX в. в работах Р. Арона, У. Ростоу, О. Тоффлера, Д. Белла и других. Основными чертами индустриального общества являются: создание крупного машинного производства на основе быстрого развития науки и техники; рыночная экономика со свободной торговлей, трудом и капиталом; разрушение свойственных традиционному обществу жестких социальных рамок в результате большей социальной мобильности; замена традиционных сословных привилегий равенством возможностей, расширение гражданских прав и свобод в результате демократизации общественной жизни; повышение роли специалистов в управлении экономикой и другими сферами общественной жизни, приоритет ученых, инженеров, техников, экономистов, специалистов по торговле, рекламе и т. п. В 1970-1980-х гг. теории индустриального общества сменяются концепциями постиндустриального (информационного) общества. Инициации (от лат. initiatio — совершение таинств, посвящение) — универсально распространенная в традиционной культуре система обычаев, связанная с переходом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Этот процесс сопровождался мучительными испытания и операциями (обрезание, выбивание зубов, рубцевание, татуировка), посвящением в тайны и мифы данного племени. Инквизиция(от лат. inquisitio — розыск) — в католической церкви в XIII-XDC вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти и местных епископов католической церкви (были подчинены лично римскому пале и его ближайшему окружению), созданные для борьбы с инакомыслием (ересями). Инкультурация— процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре; термин введен Херсковицем в работе 1948 г.; примерно в то же время Клакхоп ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация», т. к. существовавший к тому времени термин «социализация» не охватывал процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т. п.). Инновация — новообразование, новое явление в культуре. Формирование и распространение новых технологий и моделей поведения, создающих предпосылки для социокультурных изменений. Инновация может возникнуть в результате внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования. Институционализация — процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завершающийся принятием определенных законов и созданием соответствующих учреждений. Интеллигенция (от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — в широком смысле люди, профессионально занимающиеся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющие высшее образование. В более узком смысле, больше характерном для русской социально-философской традиции, интеллигенцией называют тех, кто помимо обладания описанными качествами, считается нравственным эталоном общества. Принято считать, что слово «интеллигенция» ввел древнеримский мыслитель Цицерон. В настоящее время в западных странах более распространен термин «интеллектуалы», которым обозначают людей, занимающихся интеллектуальным трудом (учителя, врачи, адвокаты и т. д.), подчеркивая тем самым их профессиональную принадлежность, а не роль носителей высших нравственных идеалов и ценностей. Выделение такой категории людей начинается в эпоху Возрождения, когда в связи с развитием производства происходит разделение умственного и физического труда. В русской культуре в силу специфики исторических условий интеллигенция формировалась не как профессиональная группа людей умственного труда, а как особый слой образованных, прогрессивно мыслящих представителей общества, своего рода интеллектуальная и нравственная элита общества. Поэтому в российской традиции критериями интеллигентности становятся не только образованность, умственный труд, но главным образом, критическое отношение к недостаткам общественного развития и, как следствие, — оппозиционность к власти, обеспокоенность не только личной судьбой, но и служение общественному благу. Интерпретация (от лат. interpretatio — разъяснение, истолкование) — одна из основных операций человеческого мышления, направленная на придание смысла какому-либо явлению, объяснение какого-либо факта с использованием определенных понятий, логических схем, гипотез, теорий и т. п. Интерпретация фактического материала с помощью специально созданного языка терминов находится в числе главных задач науки, в том числе, культурологической. Информационное общество — тип общества, формирующийся во второй половине XX в. в связи с новым этапом научно-технической революции, вызвавшей изменения в производственной, социально-экономической сферах, преимущественно в странах Запада. Само понятие «информационное общество» появилось в Японии, оно характеризует общество, в котором стремительно возрастает распространение высокой по качеству информации, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Американский футуролог О. Тоффлер выдвинул идею, согласно которой человечество стоит на пороге информационной революции, пережив уже аграрную и индустриальную революции. Новую эпоху в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой. Наряду с термином «информационное общество» в современной литературе широко употребляется выражение «постиндустриальное общество», и почти каждый автор наделяет его своим, особым смыслом. Это связано, прежде всего, с тем, что само по себе слово «постиндустриальное» указывает на положение данного типа общества во временной последовательности стадий развития — «после индустриального», — а не на его собственные характеристики. Концепция постиндустриального общества была разработана в 60-е годы XX в. американским социологом Д. Бел-лом. В его трактовке информационное общество обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества, в качестве основных черт которого Белл выделяет следующие: • переход от производства вещей к производству услуг, причем услуг, связанных, прежде всего, со здравоохранением, образованием, исследованиями и управлением; • изменения в распределении занятий: наблюдается рост интеллигенции, профессионалов и «технического класса»; • появление новой элиты, основанной на знании и образовании, а не на собственности или политической власти; • центральная роль теоретического знания, которая определит и положение ученого как центральной фигуры такого общества; • ориентированность в будущее; • новая интеллектуальная технология, предполагающая использование математической или логической техники как правил решения проблем, в том числе и социальных. Появление новых информационных технологий приводит к радикальным изменениям не только в области производственных структур и технологий, но и, главным образом, в сфере социальных и экономических отношений, в культуре, в духовной и бытовой жизни. Японский ученый И. Масуда в качестве характерной ценности информационного общества выдвигает время. В связи с этим возрастает роль культурного досуга. Новые информационные технологии оказывают большое влияние на формирование личности, образа жизни, сферу образования. В свою очередь, образование должно стать базой для формирования личности, живущей в информационном мире. Инновационный характер культуры требует постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. В этой связи большую важность приобретает идея непрерывного образования, обучения в течение всей жизни. Это касается не только совершенствования профессиональных навыков, но и расширения общего культурного диапазона личности. Повышение культурного потенциала является залогом успешного функционирования человека в условиях информационного общества. Поэтому образовательные аспекты формирования информационного общества являются в настоящее время весьма актуальными. Развитие технических средств и появление новых информационных технологий, в частности Интернета, создает условия для распространения культурных ценностей, дает возможность любому человеку, не выходя за пределы своей квартиры, приобщиться к достижениям мировой культуры, «путешествуя» по музеям мира, обращаясь в фонды крупнейших библиотек и т. д. Но глобальная информационная сеть является средством распространения и псевдоценностей массовой культуры, ориентированных на невзыскательного потребителя, главные интересы которого лежат в сфере развлечений, при этом и сам процесс «блуждания» по Интернету для него зачастую не более, чем просто игра. Поэтому многие исследователи отмечают, что интенсивное общение с компьютером сказывается не только на стиле и способе человеческого мышления, но и на характере культуры в целом. С одной стороны, рационализация, стандартизация мышления, пассивное потребление информации вытесняют на второй план эмоциональность, образность, активные формы познания. Тенденциями современной культуры становятся попытки создания новой виртуальной реальности, формирование новых духовных, культурных ценностей. С другой стороны, компьютерная техника создает условия для развития творческих способностей человека, роста его профессиональных знаний, расширяет возможность общения. Кроме того, быстрый темп роста объема информации способствует более динамичному развитию социокультурных процессов, требует ускоренной адаптации человека к информационному потоку, умения ориентироваться в нем. В этой связи некоторые исследователи выделяют еще одну проблему, связанную с возникновением информационного общества, — психологическую. В информационном обществе «человек должен будет уметь работать с информационными объектами, что означает, в частности, умение мгновенно изменять тип собственных психических средств при смене типа информационного объекта» (Н. Носов). Информатизация современной культуры, таким образом, — процесс сложный, многоплановый и противоречивый, который предполагает, прежде всего, развитие человека в информационном пространстве культуры. Инфраструктура — оснащенность системы материальными, социальными, техническими и институциональными средствами, обеспечивающая ее функционирование и воспроизводство. Иосифлянство— религиозно-политическое течение в Московском государстве конца XV-XVIbb., лидером которого был Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями иосифляне выступали за сохранение церковно-монас-тырского землевладения, поддерживали централизацию государства, обосновывали право московских государей на самодержавную власть. Иррационализм — философское учение, которое в противоположность рационализму ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания. И. определяет волю, любовь, непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п. как решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает в дальнейшем. Исихазм (от греч. — спокойствие, безмолвие, умиротворение) — это многоаспектное учение о внутренней духовной сосредоточенности, сформировавшееся в среде православных аскетов (монахов и мирян). Основоположники учения Григорий Палама и Григорий Синаит считали такое состояние идеальным для отрешения от мирской суеты и достижения цели духовной жизни — Богообщения. Исихазм сыграл исключительно важную роль в истории культуры поздней Византии (XII-XV вв.), православных народов Юго-Восточной Европы, Московской Руси и России (представители исихастской традиции в русской культуре — Сергий Радонежский, Нил Сорский, Паисий Ве-личковский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский и многие другие). Искусство — художественная деятельность, имеющая творческий характер, направленная на выражение идеи красоты и прекрасного. Понимание искусства исторически менялось: как характеристика высокой степени умения, мастерства в любой сфере деятельности (например, в античности вместо термина «искусство», применялся термин «технэ» — мастерство, ремесло); как обозначение художественного творчества в целом (литература, изобразительное искусство и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира). Сущность И. истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного. Ислам, мусульманство (араб. — покорность) — одна из мировых религий, возникшая в VII в. н. э. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим посланником, пророком. Основу учения ислама составляет строгий монотеизм (единобожие) — вера в Аллаха. Согласно исламу, Аллах един, он всемогущий создатель Вселенной. Главная священная книга — Коран — вечная, несотворенная, в которой изложены основы мусульманского вероучения. Коран написан на арабском языке, состоит из 114 глав (сур). Мусульмане верят в загробную жизнь, ад и рай, воскрешение мертвых и в конец света. Верующие обязаны соблюдать основные правила, так называемые «пять столпов ислама»: верить в единого бога Аллаха и его пророка Мухаммеда, совершать ежедневно 5 раз в день молитвы (намаз), соблюдать пост (рамадан), хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священную для мусульман Мекку, помогать нуждающимся, подавая им милостыню (за-кят). Помимо Корана в исламе есть Сунны — дополнения и комментарии к Корану, которые признаются, однако, не всеми мусульманами, вследствие чего в исламе сложилось два течения: суннизм (признающее Сунны наряду с Кораном в качестве основных источников) и шиизм (признающее только Коран). Ислам утверждает в качестве главной добродетели покорность воле Аллаха, порождающей фатализм, веру в божественное предопределение. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо; не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделейность духовной и светской власти, религии политики и государства. Исламизация — насаждение арабами своей религии среди завоеванных ими народов, проводившееся различными (насильственными и ненасильственными) методами. Историзм — принцип научного познания объективной действительности, в соответствии с которым вещи и явления должны рассматриваться в их развитии, в связи с конкретными условиями их исторического существования. «История духа» — не имеющее четко очерченных границ направление в исследованиях по истории философии, науки и культуры в целом. Для сторонников этого направления характерно стремление рассматривать явления культуры (например, учение какого-либо философа, творчество какого-либо писателя и т. д.) в самом широком историческом контексте, связывая его с «духом времени» — историческими событиями, общественными течениями, религиозными и мировоззренческими идеями того времени. Кроме того, явление культуры предстает как момент процесса исторического развития культуры, ход которого определяется духовными потребностями людей. К представителям «истории духа» относят В. Дильтея и различных (преимущественно, немецких) историков культуры, иногда к ним причисляются и Г. Гегель, М. Хаидеггер, М. Фуко. Иудаизм — религия еврейского народа, самая древняя из монотеистических религий. Название происходит от имени Иуды — одного из потомков праведника Авраама, избранного Богом для заключения Завета. Ключевым моментом в религиозных верованиях и практике иудаизма является история еврейского народа. Иудаизм является важнейшим элементом еврейской цивилизации, способствовавшим сохранению ее культурного единства в условиях утраты своей национально-политической общности, что обеспечило выживание еврейства, благодаря осознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа. Основы иудаизма изложены в главной книге — Торе («Закон»), или Пятикнижии Моисея. Пророк Моисей вывел свой народ из египетского рабства, и затем на Синайской горе получил от Бога заповеди, впоследствии записанные на особых досках — скрижалях. Пятикнижие повествует о сотворении Богом мира и человека, который, однако, отошел от него и погряз в грехах. Бог решил создать новый народ, который выполнит особую миссию — приведет весь мир к Царству Божьему на Земле. Для этого Он избрал праведника Авраама, после того как убедился в крепости веры Авраама и заключил с ним Завет (священный союз). От потомков Авраама происходят «12 колен Израилевых» — родоплеменных групп, связанных кровных родством. После исхода из египетского рабства в XI в. до н. э. евреями как богоизбранным народом на «земле обетованной» (обещанной Богом) было создано иудейское государство Израиль, где был построен храм в честь единого Бога. Иерусалимский храм, возведенный при царе Соломоне на горе Сион, был духовным центром иудаизма, единственным местом, где совершались религиозные обряды. Государство иудеев не раз подвергалось нападениям и завоеваниям со стороны вавилонян и римлян, и после поражения в I в. н. э. от римлян государство окончательно было разрушено, а еврейский народ оказался рассеянным по миру, образовывая диаспоры в разных странах. В этих условиях у иудеев появились духовные наставники общин — раввины, синагоги — места богослужения и центры религиозной жизни общин, оформился Талмуд — новая Священная книга, состоящая из толкований Торы, приспособленных к новым условиям жизни евреев среди других народов, чтобы евреи могли сохранить свою национальную и религиозную самобытность и не раствориться окончательно, как это произошло со многими древними народами. Основными положениями иудаизма являются: • вера в единственного бога — Яхве, чье имя нельзя упоминать и которого нельзя изображать; . вера в священные книги (Тора, Танах, Талмуд), первые две из которых вошли позднее в Ветхий Завет — часть христианской Библии. • почитание пророков, которое выражается в уважительных разговорах о них в проповедях и быту, а также в ритуальных действиях во время религиозных праздников; . учение о бессмертии души и загробной жизни, где души праведников ждет награда — пребывание в раю, а грешников— «огненная геенна»; • соблюдение пищевых запретов: на употребление мяса «нечистых» животных, например, свиньи. Разрешается употреблять только кошерные, т. е. «подходящие», «правильные» продукты, прежде всего, обескровленное мясо, а также обязательно соблюдать правило о раздельном употреблении мясных и молочных продуктов; . соблюдение святости седьмого дня — субботы. Существует множество религиозных праздников, главным из которых является Песах, который отмечается в память исхода евреев из Египта и сопровождается символическими обрядами. Особенностью вероучения иудаизма является его двойственный характер, заключающийся в идее национального избранничества, и в то же время универсализма. Идея богоизбранности еврейского народа способствовала сохранению национально-религиозной и культурной идентичности евреев, в то же время стала препятствием для распространения иудаизма среди других народов, так и не перешагнув рамки национальной религии, хотя иудаизм принимали и неевреи. Универсальный характер иудаизма проявляется в представлении об универсальности и единстве всемогущего Бога, творца всего сущего, незримого и бестелесного, создавшего человека и наделившего его свободой воли и повелевшего исполнять заповеди, воплощающие универсальные принципы правильного поведения и добра. Религиозно-философские положения иудаизма послужили источниками христианства и ислама.
К Кальвинизм — одно из направлений в протестантизме, сложившееся в XVI в. во Франции. Название происходит от имени его основоположника французского богослова Жана Кальвина. Согласно учению Кальвина, единственным непогрешимым источником веры является Священное Писание — Библия, представляющая откровение Бога человеку. Особенностью кальвинизма является учение об абсолютном предопределении, в соответствии с которым еще до сотворения мира Божьей волей было предустановлено одним людям спасение, а другим — вечные муки. Личная вера и совершение благих дел необходимо, но это лишь знак предопределенности к спасению, успехи в делах служат подтверждением богоизбранности. Кальвинизм, как и другие протестантские течения, отрицает посредничество духовенства в истолковании Библии и спасении, признает два таинства — крещение и причащение, которые выступают как знаки спасения, но сильнее, чем другие течения, упрощает обрядность. Кальвинизм распространился во многих странах, оказал значительное влияние на развитие западной культуры. Канон— (от греч. kanon — правило, норма, мерило) — нормативный образец; в изобразительном искусстве совокупность художественных приемов и правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху (нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения). Капитализм — общественный и экономический строй, для которого характерны: частная собственность на средства производства, конкуренция, свободный рынок, наемный труд большей части населения, стремление к максимизации прибыли как движущей силе экономических процессов, возникновение и преобладание особого типа личности, наделенной качествами предприимчивости, инициативы, расчетливости. Капитель — верхняя декоративно оформленная часть колонны или столба. Кариатида — скульптурное изображение женской фигуры, служащей, подобно колонне, для поддержания перекрытия здания. Карма — в индуизме и буддизме — общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения и последующего существования. Каста— жесткая закрытая социальная группа, создаваемая в основном по этническим и религиозным признакам. Принадлежность к касте, члены которой связаны происхождением или правовым положением, является наследственной. Кастовый строй характерен для индийского общества.
|
|||
|