Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 9 страница



История этого течения в искусстве длилась всего 12 лет (1874-1886), но предыстория восходит к роман­тикам, к их борьбе с академистами. В 1863 г. художни­ки, картины которых не были приняты жюри на оче­редную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором были выставлены картины Эдуарда Мане «Зав­трак на траве» и «Олимпия». Эти работы были встречены враждебно официальными академическими кругами. В1867 г. Мане устраивает собственную выставку, после которой становится центральной фигурой прогрессив­ной художественной интеллигенции Парижа. После этой выставки появляется и название нового течения — «им­прессионизм».

Однако если основоположником импрессионизма при­нято считать Эдуарда Мане, то центральной фигурой все же стоит признать Клода Моне. Да и сам термин произо­шел от названия его картины «Впечатление. Восходящее солнце». Большое количество разнообразных художников объединены этим названием и будет неверным говорить об их приверженности одному стилю, одной манере рисо­вания. В группу импрессионистов объединяют тех худож­ников, которые участвовали в выставках импрессионис­тов в 1870-х- 1880-х годах — К. Моне, Э. Дега, К. Пис-сарро, Э. Мане, О. Ренуар, А. Сислей, А. Тулуз-Лотрек, близок к имперссионизму был скульптор О. Роден, а позже к нему примкнули П. Сезан, В. Ван Гог, П. Гоген (постим­прессионисты, которые во многом являются родоначаль­никами искусства XX века).

Сущность импрессионизма отразилась в стремлении наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвиясности, передать мимолетные впечатле­ния. Импрессионисты утверждали красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоян­ной изменчивости, разработали законченную систему пле­нэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды. Живописная си­стема импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельны­ми мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветными тенями и рефлексами, которые породили беспримерно светлую, трепетную живопись.

Важным принципом импрессионизма был уход от ти­пичности. В искусство вошла сиюминутность, случайный взгляд, что ярко заметно в творчество Ренуара. Создается впечатление, что его полотна написаны простым прохожим, гуляющим по бульварам и наслаждающимся жизнью.

Многие импрессионисты задавались целью воспроиз­вести впечатление от мгновенного взгляда на пейзаж, при особенной игре света, в момент, когда формы еще не поня­ты и только начинается процесс усвоения мозгом того, что видит глаз. Это впечатление подобно тому, что ощущает только что проснувшийся человек, видящий свет цвета, но не успевший еще сообразить, где он и что. Так, например, Клод Моне написал серию из 15 картин, изображающих одно и то же — копны хлеба на поле в разные времена года и разные часы дня.

Кроме живописцев (американский — Дж. Уистлер, немец­кие — М. Либерман, Л. Коринт, русские — К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (фран­цузский — О. Роден, итальянский — М. Россо, русский — П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма конца XIX — начала XX вв. (во Франции — К. Дебюсси, отчасти М. Равель и другие), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пей­зажной программности, интерес к тембровой и гармониче­ской красочности. В литературе о чертах импрессионистиче­ского стиля говорится применительно к европейской лите­ратуре последней трети XIX в. и русской поэзии начала XX в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и другие).

Индуизм(от перс, хинду — народ, населяющий доли­ну Инда) — основная религия Индии, приверженцами ко­торой считают себя около 80% населения страны. В каче­стве источников индуизма отмечают религию древних ариев — племен, пришедших в Индию в середине II тыся­челетия до н. э. На протяжении своего существования ин­дуизм постоянно развивался, вбирая в себя и истолковы­вая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение. Отсюда проистека­ет уникальная веротерпимость и разноплановость инду­изма. В индуизме нет одного основателя и единого авто­ритета, отсутствует церковная иерархия. Индуизм пред­ставляет собой совокупность различных обрядовых форм и верований. Несмотря на различия между разными ва­риантами и течениями индуизма существуют основные положения, присущие всем им, характеризующие эту сво­еобразную политеистическую религиозную систему.

Основы индуизма изложены в священных книгах — ведах, к которым примыкают более поздние тексты — брахманы, араньяки, упанишады. Мир, Вселенная в ин­дуизме предстает как цепь вечно повторяющихся творений и разрушений, происходящих в циклическом времени. Вся­кое событие в истории общества, жизни людей и богов и эволюции всего космоса уже некогда происходило, и в бу­дущем оно повторится. Это нашло отражение и в пред­ставлениях о череде перевоплощений отдельного челове­ка в соответствии с законом кармы, царящей во Вселен­ной. Единственной постоянной сущностью в этом меняющемся космосе является Брахман — универсальный дух, заполняющий пространство и время. Человек имеет в себе частицу вечного духовного начала — атман, кото­рое воплощается неисчислимое число раз. Со смертью тела душа (атман) не погибает, а продолжает новую жизнь в другом теле в соответствии с законом кармы. Поэтому главным в индуизме является упорядоченное поведение в жизни, ведущее к благим перерождениям, исключая дур­ные. От самого человека, таким образом, зависит, родит­ся ли он в последующей жизни человеком высшей касты или даже богом или же станет ничтожным насекомым.

Важным элементом в индуистских верованиях явля­ются многочисленные боги, которые изначально олице­творяли природные стихии. Из сотен местных божеств, имеющих зачастую несколько воплощений (аватар), по­степенно выделилась триада главных богов — бог-творец Брахма; охранитель Вишну, имеющий аватары — Рама и Кришна; разрушитель Шива. Поклонение богам не имеет единых строго предписанных правил и образцов. Наибо­лее распространенным обрядом является пуджа (богопо-читание), который проводится, в основном, дома. Перед статуями предпочитаемых в каждой семье богов читают­ся молитвы, поются гимны, возлагаются приношения. Основой ритуала является мантра — священное закли­нание, в котором различные звуки служат символами силы и порядка. Более торжественный характер имеют общин­ные и храмовые церемонии, включающие пение гимнов, чтение отрывков из священных текстов, шествия, танцы. Большое значение Имеют для индуистов паломничества к многочисленным священным местам.

Индустриальное общество — тип общества, сложившийся в результате коренных социально-экономических, полити­ческих и социокультурных изменений в процессе обще­ственного развития, означавших переход от «традиционно­го» аграрного общества к «индустриальному» — промыш­ленному. В странах Запада эта трансформация осуществилась в Новое время (Х\ГП-Х1Х вв.), в России — в XIX в. в ре­зультате промышленной революции, т. е. замены ручного труда машинным, и связанного с ней быстрого и крупномас­штабного вторжения техники во все сферы общественной жизни. Термин * индустриальное общество» был предложен в XIX в. Сен-Симоном, теоретическое осмысление этот фено­мен получил в середине — второй половине XX в. в работах Р. Арона, У. Ростоу, О. Тоффлера, Д. Белла и других. Основ­ными чертами индустриального общества являются:

создание крупного машинного производства на ос­нове быстрого развития науки и техники;

рыночная экономика со свободной торговлей, тру­дом и капиталом;

 разрушение свойственных традиционному обществу жестких социальных рамок в результате большей социальной мобильности;

замена традиционных сословных привилегий равен­ством возможностей, расширение гражданских прав и свобод в результате демократизации обществен­ной жизни;

повышение роли специалистов в управлении эконо­микой и другими сферами общественной жизни, при­оритет ученых, инженеров, техников, экономистов, спе­циалистов по торговле, рекламе и т. п.

В 1970-1980-х гг. теории индустриального общества сменяются концепциями постиндустриального (информа­ционного) общества.

Инициации (от лат. initiatio — совершение таинств, посвящение) — универсально распространенная в тради­ционной культуре система обычаев, связанная с перехо­дом юношей и девушек в возрастной класс взрослых муж­чин и женщин. Этот процесс сопровождался мучительны­ми испытания и операциями (обрезание, выбивание зубов, рубцевание, татуировка), посвящением в тайны и мифы данного племени.

Инквизиция(от лат. inquisitio — розыск) — в католи­ческой церкви в XIII-XDC вв. особые суды церковной юрис­дикции, независимые от органов и учреждений светской власти и местных епископов католической церкви (были подчинены лично римскому пале и его ближайшему окру­жению), созданные для борьбы с инакомыслием (ересями).

Инкультурация— процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре; тер­мин введен Херсковицем в работе 1948 г.; примерно в то же время Клакхоп ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация», т. к. существовавший к тому време­ни термин «социализация» не охватывал процессов усво­ения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т. п.).

Инновация — новообразование, новое явление в куль­туре. Формирование и распространение новых технологий и моделей поведения, создающих предпосылки для соци­окультурных изменений. Инновация может возникнуть в результате внутрикультурного изобретения или межкуль­турного заимствования.

Институционализация — процесс придания соци­альным отношениям упорядоченного, организованного ха­рактера, завершающийся принятием определенных зако­нов и созданием соответствующих учреждений.

Интеллигенция (от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — в широком смысле люди, про­фессионально занимающиеся умственным трудом, разви­тием и распространением культуры, обычно имеющие высшее образование. В более узком смысле, больше ха­рактерном для русской социально-философской традиции, интеллигенцией называют тех, кто помимо обладания описанными качествами, считается нравственным этало­ном общества. Принято считать, что слово «интеллиген­ция» ввел древнеримский мыслитель Цицерон. В настоящее время в западных странах более распространен термин «ин­теллектуалы», которым обозначают людей, занимающих­ся интеллектуальным трудом (учителя, врачи, адвокаты и т. д.), подчеркивая тем самым их профессиональную принадлежность, а не роль носителей высших нравствен­ных идеалов и ценностей. Выделение такой категории людей начинается в эпоху Возрождения, когда в связи с развитием производства происходит разделение умствен­ного и физического труда. В русской культуре в силу спе­цифики исторических условий интеллигенция формиро­валась не как профессиональная группа людей умствен­ного труда, а как особый слой образованных, прогрессивно мыслящих представителей общества, своего рода интел­лектуальная и нравственная элита общества. Поэтому в российской традиции критериями интеллигентности ста­новятся не только образованность, умственный труд, но главным образом, критическое отношение к недостаткам общественного развития и, как следствие, — оппозицион­ность к власти, обеспокоенность не только личной судь­бой, но и служение общественному благу. Интерпретация (от лат. interpretatio — разъяснение, истолкование) — одна из основных операций человеческого мышления, направленная на придание смысла какому-либо явлению, объяснение какого-либо факта с использо­ванием определенных понятий, логических схем, гипо­тез, теорий и т. п. Интерпретация фактического материа­ла с помощью специально созданного языка терминов находится в числе главных задач науки, в том числе, куль­турологической.

Информационное общество — тип общества, форми­рующийся во второй половине XX в. в связи с новым эта­пом научно-технической революции, вызвавшей измене­ния в производственной, социально-экономической сфе­рах, преимущественно в странах Запада. Само понятие «информационное общество» появилось в Японии, оно характеризует общество, в котором стремительно возра­стает распространение высокой по качеству информации, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Американский футуро­лог О. Тоффлер выдвинул идею, согласно которой челове­чество стоит на пороге информационной революции, пе­режив уже аграрную и индустриальную революции. Но­вую эпоху в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой.

Наряду с термином «информационное общество» в со­временной литературе широко употребляется выражение «постиндустриальное общество», и почти каждый автор наделяет его своим, особым смыслом. Это связано, прежде всего, с тем, что само по себе слово «постиндустриальное» указывает на положение данного типа общества во времен­ной последовательности стадий развития — «после индуст­риального», — а не на его собственные характеристики. Концепция постиндустриального общества была разрабо­тана в 60-е годы XX в. американским социологом Д. Бел-лом. В его трактовке информационное общество обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества, в качестве основных черт которого Белл выделя­ет следующие:

• переход от производства вещей к производству услуг, причем услуг, связанных, прежде всего, со здраво­охранением, образованием, исследованиями и управ­лением;

• изменения в распределении занятий: наблюдается рост интеллигенции, профессионалов и «техниче­ского класса»;

• появление новой элиты, основанной на знании и об­разовании, а не на собственности или политической власти;

• центральная роль теоретического знания, которая определит и положение ученого как центральной фигуры такого общества;

• ориентированность в будущее;

• новая интеллектуальная технология, предполагаю­щая использование математической или логической техники как правил решения проблем, в том числе и социальных.

Появление новых информационных технологий при­водит к радикальным изменениям не только в области производственных структур и технологий, но и, главным образом, в сфере социальных и экономических отноше­ний, в культуре, в духовной и бытовой жизни. Японский ученый И. Масуда в качестве характерной ценности ин­формационного общества выдвигает время. В связи с этим возрастает роль культурного досуга. Новые инфор­мационные технологии оказывают большое влияние на формирование личности, образа жизни, сферу образо­вания. В свою очередь, образование должно стать базой для формирования личности, живущей в информацион­ном мире.

Инновационный характер культуры требует постоян­ного повышения квалификации, обновления знаний, ос­воения новых видов деятельности. В этой связи большую важность приобретает идея непрерывного образования, обучения в течение всей жизни. Это касается не только совершенствования профессиональных навыков, но и рас­ширения общего культурного диапазона личности. Повы­шение культурного потенциала является залогом успеш­ного функционирования человека в условиях информаци­онного общества. Поэтому образовательные аспекты формирования информационного общества являются в на­стоящее время весьма актуальными.

Развитие технических средств и появление новых ин­формационных технологий, в частности Интернета, создает условия для распространения культурных ценностей, дает возможность любому человеку, не выходя за пределы сво­ей квартиры, приобщиться к достижениям мировой куль­туры, «путешествуя» по музеям мира, обращаясь в фон­ды крупнейших библиотек и т. д. Но глобальная инфор­мационная сеть является средством распространения и псевдоценностей массовой культуры, ориентированных на невзыскательного потребителя, главные интересы кото­рого лежат в сфере развлечений, при этом и сам процесс «блуждания» по Интернету для него зачастую не более, чем просто игра. Поэтому многие исследователи отмеча­ют, что интенсивное общение с компьютером сказывается не только на стиле и способе человеческого мышления, но и на характере культуры в целом.

С одной стороны, рационализация, стандартизация мышления, пассивное потребление информации вытесня­ют на второй план эмоциональность, образность, активные формы познания. Тенденциями современной культуры ста­новятся попытки создания новой виртуальной реальности, формирование новых духовных, культурных ценностей. С другой стороны, компьютерная техника создает условия для развития творческих способностей человека, роста его профессиональных знаний, расширяет возможность обще­ния. Кроме того, быстрый темп роста объема информации способствует более динамичному развитию социокультур­ных процессов, требует ускоренной адаптации человека к информационному потоку, умения ориентироваться в нем. В этой связи некоторые исследователи выделяют еще одну проблему, связанную с возникновением информационного общества, — психологическую. В информационном обще­стве «человек должен будет уметь работать с информаци­онными объектами, что означает, в частности, умение мгно­венно изменять тип собственных психических средств при смене типа информационного объекта» (Н. Носов).

Информатизация современной культуры, таким обра­зом, — процесс сложный, многоплановый и противоречи­вый, который предполагает, прежде всего, развитие чело­века в информационном пространстве культуры.

Инфраструктура — оснащенность системы материаль­ными, социальными, техническими и институциональны­ми средствами, обеспечивающая ее функционирование и воспроизводство.

Иосифлянство— религиозно-политическое течение в Московском государстве конца XV-XVIbb., лидером которого был Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателя­ми иосифляне выступали за сохранение церковно-монас-тырского землевладения, поддерживали централизацию государства, обосновывали право московских государей на самодержавную власть.

Иррационализм — философское учение, которое в про­тивоположность рационализму ограничивает или отрица­ет возможности разума в процессе познания. И. определя­ет волю, любовь, непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое «озарение», воображение, ин­стинкт, «бессознательное» и т. п. как решающие источни­ки познания, данные которых разум лишь разрабатывает в дальнейшем.

Исихазм (от греч. — спокойствие, безмолвие, умиро­творение) — это многоаспектное учение о внутренней ду­ховной сосредоточенности, сформировавшееся в среде пра­вославных аскетов (монахов и мирян). Основоположники учения Григорий Палама и Григорий Синаит считали та­кое состояние идеальным для отрешения от мирской суе­ты и достижения цели духовной жизни — Богообщения. Исихазм сыграл исключительно важную роль в истории культуры поздней Византии (XII-XV вв.), православных народов

Юго-Восточной Европы, Московской Руси и Рос­сии (представители исихастской традиции в русской куль­туре — Сергий Радонежский, Нил Сорский, Паисий Ве-личковский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский и многие другие).

Искусство — художественная деятельность, имеющая творческий характер, направленная на выражение идеи красоты и прекрасного. Понимание искусства исторически менялось: как характеристика высокой степени умения, мастерства в любой сфере деятельности (например, в ан­тичности вместо термина «искусство», применялся тер­мин «технэ» — мастерство, ремесло); как обозначение ху­дожественного творчества в целом (литература, изобрази­тельное искусство и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира). Сущность И. истолковы­валась как подражание (мимезис), чувственное выраже­ние сверхчувственного.

Ислам, мусульманство (араб. — покорность) — одна из мировых религий, возникшая в VII в. н. э. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по пре­данию, Аллах избрал своим посланником, пророком. Ос­нову учения ислама составляет строгий монотеизм (еди­нобожие) — вера в Аллаха. Согласно исламу, Аллах един, он всемогущий создатель Вселенной. Главная священная книга — Коран — вечная, несотворенная, в которой изло­жены основы мусульманского вероучения. Коран напи­сан на арабском языке, состоит из 114 глав (сур). Мусуль­мане верят в загробную жизнь, ад и рай, воскрешение мертвых и в конец света. Верующие обязаны соблюдать основные правила, так называемые «пять столпов исла­ма»: верить в единого бога Аллаха и его пророка Мухам­меда, совершать ежедневно 5 раз в день молитвы (намаз), соблюдать пост (рамадан), хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священную для мусульман Мек­ку, помогать нуждающимся, подавая им милостыню (за-кят). Помимо Корана в исламе есть Сунны — дополнения и комментарии к Корану, которые признаются, однако, не всеми мусульманами, вследствие чего в исламе сложилось два течения: суннизм (признающее Сунны наряду с Кора­ном в качестве основных источников) и шиизм (признаю­щее только Коран). Ислам утверждает в качестве главной добродетели покорность воле Аллаха, порождающей фа­тализм, веру в божественное предопределение. Ислам пе­реносит поиски человеческого счастья на небо; не при­знает разделения духовных и светских функций, закреп­ляя неразделейность духовной и светской власти, религии политики и государства.

Исламизация — насаждение арабами своей религии среди завоеванных ими народов, проводившееся различ­ными (насильственными и ненасильственными) методами.

Историзм — принцип научного познания объективной действительности, в соответствии с которым вещи и явле­ния должны рассматриваться в их развитии, в связи с конкретными условиями их исторического существования.

«История духа» — не имеющее четко очерченных гра­ниц направление в исследованиях по истории философии, науки и культуры в целом. Для сторонников этого направ­ления характерно стремление рассматривать явления куль­туры (например, учение какого-либо философа, творчество какого-либо писателя и т. д.) в самом широком историчес­ком контексте, связывая его с «духом времени» — истори­ческими событиями, общественными течениями, религи­озными и мировоззренческими идеями того времени. Кро­ме того, явление культуры предстает как момент процесса исторического развития культуры, ход которого определя­ется духовными потребностями людей. К представителям «истории духа» относят В. Дильтея и различных (преиму­щественно, немецких) историков культуры, иногда к ним причисляются и Г. Гегель, М. Хаидеггер, М. Фуко.

Иудаизм — религия еврейского народа, самая древняя из монотеистических религий. Название происходит от имени Иуды — одного из потомков праведника Авраама, избранного Богом для заключения Завета. Ключевым мо­ментом в религиозных верованиях и практике иудаизма является история еврейского народа. Иудаизм является важнейшим элементом еврейской цивилизации, способ­ствовавшим сохранению ее культурного единства в усло­виях утраты своей национально-политической общности, что обеспечило выживание еврейства, благодаря осозна­нию своей религиозной избранности и особого предназна­чения своего народа. Основы иудаизма изложены в глав­ной книге — Торе («Закон»), или Пятикнижии Моисея. Пророк Моисей вывел свой народ из египетского рабства, и затем на Синайской горе получил от Бога заповеди, впо­следствии записанные на особых досках — скрижалях. Пя­тикнижие повествует о сотворении Богом мира и челове­ка, который, однако, отошел от него и погряз в грехах. Бог решил создать новый народ, который выполнит осо­бую миссию — приведет весь мир к Царству Божьему на Земле. Для этого Он избрал праведника Авраама, после того как убедился в крепости веры Авраама и заключил с ним Завет (священный союз). От потомков Авраама про­исходят «12 колен Израилевых» — родоплеменных групп, связанных кровных родством. После исхода из египетско­го рабства в XI в. до н. э. евреями как богоизбранным на­родом на «земле обетованной» (обещанной Богом) было создано иудейское государство Израиль, где был построен храм в честь единого Бога. Иерусалимский храм, возве­денный при царе Соломоне на горе Сион, был духовным центром иудаизма, единственным местом, где соверша­лись религиозные обряды. Государство иудеев не раз под­вергалось нападениям и завоеваниям со стороны вавило­нян и римлян, и после поражения в I в. н. э. от римлян государство окончательно было разрушено, а еврейский народ оказался рассеянным по миру, образовывая диаспоры в разных странах. В этих условиях у иудеев появились духовные наставники общин — раввины, синагоги — ме­ста богослужения и центры религиозной жизни общин, оформился Талмуд — новая Священная книга, состоящая из толкований Торы, приспособленных к новым услови­ям жизни евреев среди других народов, чтобы евреи мог­ли сохранить свою национальную и религиозную само­бытность и не раствориться окончательно, как это про­изошло со многими древними народами.

Основными положениями иудаизма являются:

•   вера в единственного бога — Яхве, чье имя нельзя упоминать и которого нельзя изображать;

. вера в священные книги (Тора, Танах, Талмуд), пер­вые две из которых вошли позднее в Ветхий Завет — часть христианской Библии.

•   почитание пророков, которое выражается в уважи­тельных разговорах о них в проповедях и быту, а так­же в ритуальных действиях во время религиозных праздников;

. учение о бессмертии души и загробной жизни, где души праведников ждет награда — пребывание в раю, а грешников— «огненная геенна»;

•   соблюдение пищевых запретов: на употребление мяса «нечистых» животных, например, свиньи. Разреша­ется употреблять только кошерные, т. е. «подходя­щие», «правильные» продукты, прежде всего, обес­кровленное мясо, а также обязательно соблюдать пра­вило о раздельном употреблении мясных и молоч­ных продуктов;

. соблюдение святости седьмого дня — субботы.

Существует множество религиозных праздников, глав­ным из которых является Песах, который отмечается в память исхода евреев из Египта и сопровождается симво­лическими обрядами.

Особенностью вероучения иудаизма является его двой­ственный характер, заключающийся в идее национально­го избранничества, и в то же время универсализма. Идея богоизбранности еврейского народа способствовала сохра­нению национально-религиозной и культурной идентич­ности евреев, в то же время стала препятствием для рас­пространения иудаизма среди других народов, так и не перешагнув рамки национальной религии, хотя иудаизм принимали и неевреи. Универсальный характер иудаиз­ма проявляется в представлении об универсальности и единстве всемогущего Бога, творца всего сущего, незри­мого и бестелесного, создавшего человека и наделившего его свободой воли и повелевшего исполнять заповеди, во­площающие универсальные принципы правильного пове­дения и добра.

Религиозно-философские положения иудаизма послу­жили источниками христианства и ислама.

 

 

К

Кальвинизм — одно из направлений в протестантиз­ме, сложившееся в XVI в. во Франции. Название проис­ходит от имени его основоположника французского бо­гослова Жана Кальвина. Согласно учению Кальвина, единственным непогрешимым источником веры являет­ся Священное Писание — Библия, представляющая от­кровение Бога человеку. Особенностью кальвинизма яв­ляется учение об абсолютном предопределении, в соот­ветствии с которым еще до сотворения мира Божьей волей было предустановлено одним людям спасение, а другим — вечные муки. Личная вера и совершение бла­гих дел необходимо, но это лишь знак предопределенно­сти к спасению, успехи в делах служат подтверждением богоизбранности. Кальвинизм, как и другие протестант­ские течения, отрицает посредничество духовенства в ис­толковании Библии и спасении, признает два таинства — крещение и причащение, которые выступают как знаки спасения, но сильнее, чем другие течения, упрощает обрядность. Кальвинизм распространился во многих стра­нах, оказал значительное влияние на развитие западной культуры.

Канон— (от греч. kanon — правило, норма, мерило) — нормативный образец; в изобразительном искусстве сово­купность художественных приемов и правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху (нормы композиции и колорита, система пропорций, иконогра­фия данного типа изображения).

Капитализм — общественный и экономический строй, для которого характерны: частная собственность на сред­ства производства, конкуренция, свободный рынок, наем­ный труд большей части населения, стремление к максими­зации прибыли как движущей силе экономических процес­сов, возникновение и преобладание особого типа личности, наделенной качествами предприимчивости, инициативы, рас­четливости.

Капитель — верхняя декоративно оформленная часть колонны или столба.

Кариатида — скульптурное изображение женской фи­гуры, служащей, подобно колонне, для поддержания пе­рекрытия здания.

Карма — в индуизме и буддизме — общая сумма со­вершаемых всяким живым существом поступков и их по­следствий, которые определяют характер его нового рож­дения и последующего существования.

Каста— жесткая закрытая социальная группа, созда­ваемая в основном по этническим и религиозным призна­кам. Принадлежность к касте, члены которой связаны про­исхождением или правовым положением, является наслед­ственной. Кастовый строй характерен для индийского общества.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.