|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 8 страницаВ эпоху Среднего царства, ознаменованную интенсивным храмовым строительством, архитектурный стиль Древнего царства был переосмыслен и усовершенствован. Ярчайший образец — храм Ментухотепа I в долине Дейр-элъ-Бахри (западный берег Нила). Новый тип храма отличался, во-первых, изменением местности — не в пустыне, а у скал Ливийского надгорья. Он был вытесан в скале и сочетал в себе пирамидальную форму и тип скальной гробницы. Во-вторых, усложнилась композиция заупокойного храма, состоявшего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная рас-пластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как бы притормаживается вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма. Что касается пирамид, то они в эпоху Среднего царства строились довольно редко и уступили свое место гробницам, высекаемым в скалах. Осуществлялось и большое городское строительство: так, в Фаюмском оазисе была построена великолепная новая резиденция фараонов — город Иттауи, а в нем — знаменитый Лабиринт (заупокойный храм Аменемхета III) символическое выражение расцвета и единства страны. Письменность и литература к началу рассматриваемой эпохи уже получили распространение. В Египте к XXI в. до н. э. окончательно сложилась развитая система иероглифической письменности, что повлекло за собой стремительный взлет литературы. Египетская письменность была бук-венно-слоговой, наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700. На базе египетской иероглифики возникло алфавитное письмо, создателями которого были древние финикийцы. Богатейшая литература Среднего царства включала в себя разные жанры: сказки, поучения, гимны в честь богов, поэзию, мифы, повести и т. д. Одна из них «История Синухета» — является непревзойденным шедевром древней прозы. В последующие эпохи литература времени Среднего царства была образцом для подражания. От эпохи Среднего царства сохранились первые медицинские и математические папирусы, содержащие практические и конкретные задачи. Новое царство было временем высшего государственного, экономического и культурного расцвета Египта. В этот период египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение страны как мировой державы создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках. Град Амона, «стовратные», по выражению древнегреческого поэта Гомера, Фивы становятся одним из самых блистательных городов Древнего Востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные дома знати и особенно величественные храмы, определившие архитектурный облик Египта. В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амо-на-Ра в Карнаке и Луксоре в восточной части Фив. Если древняя пирамида уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая дорога — Аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски (один из луксорских обелисков стоит ныне в Париже на площади Согласия), мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы. Из открытого двора, окруженного колоннадой, путь вел в сумрачный колонный зал, а из него — в святилище с кладовыми. Такой план храмового здания был типичным для подобных сооружений Нового царства. Колонный зал Карнакского храма, самого крупного храмового сооружения Древнего Египта, поражал огромным количеством колонн — 270. Мощные колонны (папирусооб-разные, лотосообразные, пальмообразные) имели высоту свыше 20 м, а диаметр — около 5 м. Нижние части стен Карнакского святилища были украшены растительным орнаментом, а потолок расписан изображением золотых звезд на темно-синем фоне. В храмах помещалось множество статуй; стены, пилоны, обелиски и колонны были покрыты рельефами и иероглифическими надписями. Карнакский храм иногда называют каменным архивом Египта. Карнакский и Луксорский храмы поражают своими размерами и свидетельствуют о своеобразной тяге архитекторов Нового царства к гигантомании, культу грандиозного. В них наиболее полное и совершенное воплощение получила идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси. Из других наиболее известных храмов Нового царства выделяется расположенный на трех обширных террасах поминальный храм единственной в истории Египта женщины-фараона Хатшепсут (начало XV в. до н. э.) в Дейр-Эль-Бахри. Самая главная новация этого храма — захоронение, расположенное отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Грандиозность, богатейшая деко-рировка, широкое использование скульптур (свыше 250), обилие колоннад, деревья и искусственные пруды, размещавшиеся на террасах — все это создает неповторимый образ храма царицы. Гробницам фараонов Нового царства полагалось навеки быть скрытыми от глаз людей. Их тщательно маскировали, вход в гробницу замуровывали. Но и это не спасло их от грабителей. Почти все скальные гробницы, содержавшие несметные сокровища, были разграблены еще в древности. Знаменита единственная оставшаяся почти не тронутой, гробница Тутанхамона, открытая английскими археологами в 1922 году и показавшая всему миру бесчисленные богатства фараонов. Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато разукрашенное оружие, драгоценные камни, алебастровые сосуды и т. д. сделали открытие гробницы Тутанхамона археологической сенсацией. Общий вес золота, обнаруженного в этой гробнице, превысил тонну. Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Перед входом в храм Аменхотепа Ш на окраине Фив были установлены огромные сидящие статуи фараона из цельных блоков красноватого песчаника высотой около 20 м каждая. От колоссов к берегу Нила была проложена дорога, предназначавшаяся для религиозных процессий, по обеим ее сторонам стояли каменные сфинксы, имеющие портретное сходство с Аменхотепом III. В истории эпохи Нового царства был весьма кратковременный период, который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве. В XV в. до н. э. в Египте правила XVIII династия фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV — яркая фигура египетской истории. В его правление произошел конфликт фараона с могущественным фиванским жречеством Амона, влияние которого представляло угрозу царской власти. Чтобы разом покончить с влиятельными жрецами, Аменхотеп IV установил для всеобщего почитания культ божества солнечного диска — Ато-на. Все другие культы, в том числе и Амона, запрещались, тем самым вводилось единобожие (монотеизм). Бог Атон, в отличие от прочих египетских богов, не имел изображения (ни антропоморфного, ни зооморфного), его символом был солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивающимися простертыми ладонями. Чтобы искоренить даже память о ненавистном ему Амоне, Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон, т. е. угодный Атону, и основал новую столицу и религиозный центр — город Ахетатон (в переводе «горизонт Атона»), куда переехал со своим двором. Он удалил приверженцев старых культов, окружив себя художниками и поэтами. Смело сломал Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве: от живописцев и скульпторов он требовал не следования канону — главной особенности древнеегипетского искусства, — а лишь служения истине. Это был вызов, т. к. на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, идеализированных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнатона (узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, короткие и худые ноги), членов его семьи, приближенных фараона-реформатора. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановке, на фоне чарующих пейзажей. Всемирноизвест-ным стал портрет супруги фараона — царицы Нефертити в высоком головном уборе, он стоит в ряду поэтичнейших женских образов, созданных мировым искусством. Искусство приобрело невиданные до этого формы и черты. Появились изящные рельефы, многоцветные росписи, изображения бытовых сцен, простых людей. Амарн-ский период создал целую галерею скульптурных шедевров-портретов. Реформы Эхнатона отразились и в литературе и обусловили уникальное явление для Древнего Востока — появление нерелигиозной любовной лирики, которая вместе с реалистическим скульптурным портретом значительно отличалась от традиционного искусства Древнего Востока, напоминая, скорее, светское искусство Западной Европы. Искусство этого периода насквозь пронизано светскими мотивами и жизнелюбием и этим сильно отличается от традиционного искусства Древнего Востока. После Амарнского периода усилилась начавшаяся еще при Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которая проявилась также в сооружении царских статуй-колоссов. Самый большой заупокойный храм, развалины которого сохранились до наших дней, приказал построить Рамсес II. Это — знаменитый Рамес-сеум на западном берегу Фив. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса, достигавшая 17 м в высоту и весившая более 110 т. Рамсес II был одним из самых знаменитых фараонов Древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него. Память о нем пережила века. После смерти фараона Рамсеса II наблюдается упадок египетской культуры, связанный прежде всего с полосой тяжелых и длительных войн и завоеваний Египта ливийцами, затем эфиопами, позже ассирийцами и персами. Некоторое возрождение искусства наблюдалось лишь при царях XXVI (Саисской) династии VIIв. дон. э., так называемый Саисский Ренессанс. Художники и скульпторы этого времени вновь обратились к образцам Древнего царства, в частности к идеальному портрету. Саисское Возрождение часто сравнивают с эпохой Возрождения в Европе. Но, в отличие от европейского, Саисский Ренессанс стал не исходной точкой нового расцвета, а лебединой песнью египетского искусства. Культурная роль Египта была уже исчерпана, все ярче начинала разгораться звезда Древней Эллады. Однако египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и статичной скульптурой явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ египетской богини-матери Исиды получил широкое распространение в Риме. С берегов Нила в Рим перевозились гигантские обелиски, один из них стоит и ныне перед собором святого Петра. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него европейским. Так древнеегипетская культура и пивилц3а. ция заложили основу для последующего культурного вития многих народов, в том числе и европейских. Духовная и материальная культура. В самом общем смысле под культурой понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Понятие «культура» включает в себя два аспекта, соответствующих двум органически взаимосвязаным сторонам трудовой деятельности человека: матери альную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства, духовная включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. К материальной культуре относят средства производства, орудия труда, средства потребления, производственые отношения, способы практической деятельности по со зданию средств производства и потребления, а также технический уровень производства в целом, навыки и умение людей пользоваться техникой, научную организацию труда. Все эти явления связаны с содержанием производственных сил или производственных отношений. Однако материальная культура, являясь стороной материального произ&0д_ ства, не тождественна ему. Она характеризует произ&0д_ ство с точки зрения создания условий для жизни челов$Ка его развития, а также реализации способностей человека в процессе материальной деятельности. В широком смыСле материальная культура — это «культура, одетая в вец^ это то, что имеет непосредственно утилитарное значец^ то, что человек использует непосредственно для своей ^йз. недеятельности, для ее сохранения и развития. К духовной культуре относят достижения науки, художественное творчество, общественные идеи и теории, язык, навыки участия людей в политической жизни, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, религиозные воззрения, формы приобщения людей к достижениям науки, литературы, искусства. Духовная культура содержит в себе наряду с духовными элементами и материальную основу своего существования — печать, театры, музеи, библиотеки и т. д. В общем смысле — это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, ее результаты — новые идеи, знания, духовные ценности, а также отношения между людьми, возникшие в процессе духовного производства. Деление культуры на материальную и духовную, безусловно, относительно. Они взаимодополняют друг друга. В каждом элементе культуры присутствует и духовное, и материальное, в культуре есть такие сферы, которые трудно отнести только к материальному или духовному (например, архитектура или дизайн). В конечном счете, все материальное выступает как реализация духовного, а оно облачено в материальную оболочку. Отличаются же эти два элемента культуры предметом, характером, средствами и результатами деятельности. В целом материальная и духовная культура обуславливают друг друга, но не совпадают.
Е Евразийство — идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-1930-х гг. Началом движения стал выход сборника «Исход к Востоку» (София, 1921 г.) молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчин-ского. Историософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На первом этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя «сменовеховству» в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (П. П. Сувчинский, Л. П. Карсавин, П. С. Арапов, Т. П. Святополк-Мирский и другие), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного Политического Управления (Н. Н. Ланго-вой, С. Я. Эфрон и другие), вызывала протест другой части евразийцев и после ряда расколов на грани 20-30-х гг. евразийство пошло на убыль. В СССР идеи евразийства получили развитие в трудах Л. Н. Гумилева; «Этногенез и биосфера Земли», «Тысячелетие вокруг Каспия», «Степная трилогия», «В поисках вымышленного царства», «Древняя Русь и Великая Степь», «От Руси к России» и других. Европоцентризм — идейно-политическая теория, мировоззренческая позиция, представляющая европейскую культуру смысловым центром мировой цивилизации. Изначально европоцентристкие взгляды основывались на географических представлениях древности, ограниченных знаниями европейцев об окружающем мире, а также на противопоставлении греко-римского «цивилизованного» мира варварам, а в Средние века — христианского (прежде всего, католического) Запада как центра истинной духовности нехристианскому Востоку. Начиная с эпохи Великих географических открытий, когда европейцы начинают активное освоение мирового пространства, что значительно расширило их географические познания, основное звучание в европоцентризме приобретает идея превосходства европейских народов над остальными, считавшимися, с точки зрения европейцев, отсталыми в культурном отношении. Это убеждение в «правильности» исторического пути, пройденного западными странами, провозглашаемого единственно верным или, по крайней мере, образцовым, послужило основанием и оправданием европейской экономической, миссионерской экспансии, осуществлявшейся в ходе колонизации Нового Света и других территорий. Стремление мерить все социокультурные процессы и явления по «европейским меркам», рассматривать с позиций принятых в европейской культуре норм и традиций, сказалось и на понимании культурно-исторического развития, что привело к формированию линейного подхода, основанного на идее целостности всемирной истории. Европоцентризм в представлениях об истории как едином всемирно-историческом процессе проявился в идее последовательного развития человечества, высшей ступенью которого является европейская культура. В той или иной степени идея европоцентризма проявляется в концепции всемирной истории Гегеля, который представлял историю как развитие мирового духа, достигающего самопознания именно в Европе. Вместе с тем по мере развития исторической науки в XIX-ХХвв. набирает силу критика европоцентризма как одностороннего и предвзятого взгляда на мировую историю и соотношение различных культур, не учитывающего их специфики, ведущего к росту национализма и даже расизма. Наиболее заметный вклад в преодоление европоцентризма внес Н. Я. Данилевский своей теорией культурно-исторических типов. Идея признания самобытности и равноправия культур разных народов представляется наиболее объективным взглядом на проблему соотношения различных культур и их вклада в развитие мировой цивилизации. Ересь (от греч. — выбор, сознательный и волевой выбор, позднее — особое вероучение, учение какой-либо группы) — религиозное течение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации и тем подрывающее ее догматические и административные основы. История практически всех религиозных учений наполнена фактами борьбы официальной церкви (ортодоксии, правоверия) с ересями. В некоторых случаях какая-либо ересь может стать основой развития новой религии.
Ж Жанр — исторически сложившиеся разновидности, типы художественных произведений в рамках каждого вида искусств, например, жанры живописи — портрет, пейзаж и другие. Живопись — вид искусства, суть которого состоит в том, чтобы изображать мир на плоскости с помощью рисунка и красок. В мировой истории искусств живопись часто занимала ведущее место. Эта ее роль в значительной мере объясняется тем, что ни в каком другом виде искусства нельзя передать видимые явления мира, образ человека или природы с такой полнотой, как в живописи. Более того, эта полнота выражения внешнего, видимого мира позволяет раскрыть и глубокое внутреннее содержание, и смысл общественных явлений, духовную жизнь человека, его мысли, чувства и стремления. Важнейшим средством живописи, отличающим ее от всех других видов искусства, является цвет. Поскольку в реальной действительности все существующее имеет свою определенную окраску, свой цвет, лишь живопись может наиболее полно передать это свойство материи. Все остальные виды искусства в отношении передачи цвета и света в природе, хотя нередко и используют краски как материал! уступают живописи в полноте, глубине и точности этой передачи. Правда, живописное изображение связано с плоскостью, и в этом смысле оно тоже условно и уступает скульптуре, обладающей конкретно осязаемой объемной формой, но в скульптуре, даже полностью раскрашенной, цвет зависит от освещения, и поэтому непостоянен, изменчив, в то время как живопись сохраняет тонкие нюансы цвета, увиденные и запечатленные художником. В произведении живописи нет третьего измерения, но есть его иллюзия — иллюзия объемности. Создается она все тем же цветом. Цвет в живописном произведении выполняет разные функции. Прежде всего он отражает реальное — цвета, краски, действительно присущие природе. Он передает также и особенности восприятия мира тем или иным художником. Недаром у каждого художника есть своя любимая цветовая гамма, и мы даже по одному только колориту можем узнать таких художников, как Рембрандт или Тициан, Врубель или Серов и т. д. И, наконец, цвет выступает в качестве «заменителя» пространственной реальности — заменителя той трехмерности, которая свойственна вещам в природе и которой нет в живописи. Наглядность живописного образа заключается в том, что он непосредственно обращен к нашим чувствам. Живописному образу более, чем какому-либо другому, свойствен эффект узнавания. Живописное произведение чаще всего ощущается зрителем как прямое отражение жизни — такова тенденция восприятия. Как и другие виды искусства, живопись создает правдивую иллюзию жизни, но не точную ее копию. Она является изображением на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника.
З Западничество — направление русской социально-философской мысли 40-50-х гг. XIX в. Его представители считали историю России частью общемирового исторического процесса, были сторонниками развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, ориентировались на европейские ценности рационализма и рынка, демократию, реформы, конституционное преобразование государственного строя. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. После крестьянской реформы 1861 г. западники сблизились со славянофилами на почве либерализма. Взгляды западников (особенно их конституционные проекты) получили дальнейшее развитие в программах российских либеральных организаций и групп конца XIX — начала XX вв. Земский собор — высшее сословно-представительное учреждение в России середины XVI — конца XVII вв. Включал членов Освященного Собора (архиепископы, епископы и другие во главе с митрополитом, с 1589 г. — с патриархом), Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. На земских соборах рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. Зиккурат — культовое сооружение ступенчатой формы, храмовая башня с уменьшающимися ярусами в Месопотамии. Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). «Золотое сечение» — соотношение пропорций таким образом, чтобы меньшая часть так относилась к большей, как большая к целому. Термин был введен в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи, этот принцип считался идеальной основой искусства. Зороастризм — религия, получившая название по имени пророка Зороастра (в Иране — Заратуштра). Была широко распространена в древности и раннем Средневековье в Средней Азии, Иране, Азербайджане, Афганистане и ряде других стран Ближнего и Среднего Востока. Приверженцев зороастризма сейчас можно найти на Востоке, к примеру, в Иране, Индии. Главной книгой зороастризма является Авеста, в которой изложены основные идеи религии. Важной частью Авесты являются Гаты — священные молитвы, приписываемые самому Заратуштре. Здесь содержатся более-менее достоверные сведения о Заратуштре, родиной которого вероятнее всего был северо-запад Ирана, а его жизнь и проповедническая деятельность проходила в Хорезме. О времени жизни Заратуштры ведутся споры, по разным источникам оно может быть установлено лишь приблизительно, большинство исследователей относят его к середине VIII в. до н. э. Заратуштра отказался от политеистических представлений, распространенных среди древних иранцев. Он провозгласил культ Ахурамазды («Премудрый господь», или «Владыка мудрости»), которому подчиняются все остальные божества, ведущие неустанную борьбу со злом. Каждый человек тоже должен осуществить выбор и встать на сторону добра, основываясь на троице моральных принципов зороастризма: благих мыслей, благих слов и благих дел. Заратуштра учил, что только сторонники добра обретут новую жизнь в новом мире, который должен наступить вскоре и будет длиться на земле вечно. В дальнейшем дуалистические представления укрепились и воплотились в основных принципах зороастризма: противопоставлении двух начет — добра, света (Ормузд) и зла, тьмы (Ариман); веры в победу добра. Главную роль в ритуалах играет огонь, считавшийся символом праведности и единственно верным путем к бессмертию. Этика зороастризма основывается на идее продолжения жизни и соблюдения чистоты, в связи с чем превозносится брак и отрицаются как крайние формы аскетизм и прелюбодеяние. Зороастрийцы стараются избегать контактов со всеми объектами, считающимися «нечистыми», особенно с трупами, а если избежать осквернения не удается, подвергаются долгим и сложным обрядам очищения. Поэтому в зороастризме существует древний обычай хоронить умерших, оставляя их тела на съедение хищным птицам в особых строениях, так называемых «Башнях безмолвия». Согласно представлениям зороастризма, посмертная участь человека находится в жесткой зависимости от количественного соотношения его добрых и злых мыслей, слов и дел, совершенных им при жизни. По зороастрийским верованиям, душа после смерти встречается со своей совестью, предстающей в виде прекрасной девы или страшной ведьмы, что обусловлено преобладанием добрых или злых дел человека в земной жизни. За умерших возносятся молитвы, совершаются богослужебные обряды, приносятся жертвы. Зороастризм оказал влияние на другие религии Востока, иудаизм и христианство.
И Игровое направление в исследовании культуры — направление, в основе которого лежит трактовка игры как главнейшего феномена человеческого бытия и истока культуры. Исходные положения были заложены в работах И. Канта и В. Шиллера, развиты в работах Й. Хейзинги, Л. Витгенштейна, Ж. П. Сартра, X. Ортега-и-Гасета, Г. Г. Гадамера, Э. Финка, Г. Гессе. Идентификация— отождествление друг друга и себя с определенной культурной категорией, социальными символами, территорией, статусом, ценностями, исполняемой ролью и тому подобным. Иерархия — последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от низших к высшим, в порядке подчинения. Иконоборчество — религиозное движение в Византии в VIII — первой половине IX вв., которое отвергало почитание икон как проявление языческого идолопоклонства, основываясь на ветхозаветных заповедях («не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, не поклоняйся им и не служи им» — Исход, 20, 4-5). Иконопочитатели опирались на учение византийского богослова Иоанна Дамаскина, который считал, что икона — это подражание оригиналу, копия некой вечной «идеи», которую видит лишь душа. Поэтому почитание икон — это не поклонение самим изображенным образам, а тем идеям, которые иконы символизируют, помогая молитве. После долгих споров между сторонниками и противниками икон и даже открытых гонений на приверженцев икон иконопочитание в Византии в 843 г. было восстановлено. Это событие празднуется Восточной (православной) церковью как «Торжество Православия» в первое воскресенье Великого поста. Однако в результате иконоборчества были безвозвратно уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, иконы и другие). Иконоцентризм — характерная черта русской средневековой культуры, проявляющаяся в том, что сложные мировоззренческие проблемы выражались преимущественно не в словесной форме, а в художественных образах, иконописи. Императив (от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон, норма культуры, которая воспринимается людьми как нечто обязательное, требующее выполнения. Императивные запреты («не убивай, не кради и т. д.) составляют важнейшую часть любой культуры. Термин «императив» стал особенно широко использоваться со времени создания моральной философии И. Канта (1724-1804), в трудах которого «императив» был одним из главных понятий. Империя (от лат. imperium — власть) — 1) монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора; 2) государство, имеющее колониальные владения. Импрессионизм(от франц. impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. К концу XIX века в сфере искусства происходят серьезные изменения: многие прогрессивные деятелей культуры разочаровываются в реалистическом видении мира, поэтому и реалистическое направление перестает быть эталоном. Художники устали от требований объективности и типизации. Рождается новая, субъективная художественная реальность, в которой важно не то, как все видят мир, а то, как его видит отдельно взятый индивид. На этой волне и формируется импрессионизм.
|
|||
|