Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 8 страница



В эпоху Среднего царства, ознаменованную интенсивным храмовым строительством, архитектурный стиль Древнего царства был переосмыслен и усовершенствован. Ярчайший образец — храм Ментухотепа I в долине Дейр-элъ-Бахри (западный берег Нила). Новый тип храма отличался, во-первых, изменением местности — не в пустыне, а у скал Ливийского надгорья. Он был вытесан в скале и сочетал в себе пирамидальную форму и тип скальной гробницы. Во-вторых, усложнилась композиция заупокойного храма, со­стоявшего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная рас-пластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как бы притормаживается вертикальными портиками, идущи­ми по фасаду и по бокам храма. Что касается пирамид, то они в эпоху Среднего царства строились довольно редко и уступили свое место гробницам, высекаемым в скалах.

Осуществлялось и большое городское строительство: так, в Фаюмском оазисе была построена великолепная новая резиденция фараонов — город Иттауи, а в нем — знаменитый Лабиринт (заупокойный храм Аменемхета III) символическое выражение расцвета и единства страны.

Письменность и литература к началу рассматриваемой эпохи уже получили распространение. В Египте к XXI в. до н. э. окончательно сложилась развитая система иерогли­фической письменности, что повлекло за собой стремитель­ный взлет литературы. Египетская письменность была бук-венно-слоговой, наиболее употребительных иероглифов на­считывалось около 700. На базе египетской иероглифики возникло алфавитное письмо, создателями которого были древние финикийцы. Богатейшая литература Среднего цар­ства включала в себя разные жанры: сказки, поучения, гим­ны в честь богов, поэзию, мифы, повести и т. д. Одна из них «История Синухета» — является непревзойденным шедев­ром древней прозы. В последующие эпохи литература вре­мени Среднего царства была образцом для подражания.

От эпохи Среднего царства сохранились первые меди­цинские и математические папирусы, содержащие прак­тические и конкретные задачи.

Новое царство было временем высшего государственно­го, экономического и культурного расцвета Египта. В этот период египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение страны как мировой державы создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках.

Град Амона, «стовратные», по выражению древнегре­ческого поэта Гомера, Фивы становятся одним из самых блистательных городов Древнего Востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные дома знати и особенно величественные храмы, определив­шие архитектурный облик Египта. В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амо-на-Ра в Карнаке и Луксоре в восточной части Фив. Если древняя пирамида уподоблялась горе, то эти храмы напо­минали дремучий лес, где можно затеряться. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая дорога — Аллея сфинксов. У входа во двор храма выси­лись обелиски (один из луксорских обелисков стоит ныне в Париже на площади Согласия), мощные пилоны образо­вывали портал, возле пилонов стояли скульптурные ко­лоссы. Из открытого двора, окруженного колоннадой, путь вел в сумрачный колонный зал, а из него — в святилище с кладовыми. Такой план храмового здания был типич­ным для подобных сооружений Нового царства. Колон­ный зал Карнакского храма, самого крупного храмового сооружения Древнего Египта, поражал огромным коли­чеством колонн — 270. Мощные колонны (папирусооб-разные, лотосообразные, пальмообразные) имели высоту свыше 20 м, а диаметр — около 5 м. Нижние части стен Карнакского святилища были украшены растительным ор­наментом, а потолок расписан изображением золотых звезд на темно-синем фоне. В храмах помещалось множество статуй; стены, пилоны, обелиски и колонны были покрыты рельефами и иероглифическими надписями. Карнакский храм иногда называют каменным архивом Египта. Кар­накский и Луксорский храмы поражают своими размера­ми и свидетельствуют о своеобразной тяге архитекторов Нового царства к гигантомании, культу грандиозного. В них наиболее полное и совершенное воплощение получила идея пространственно развитого храмового комплекса, подчи­ненного принципу центральной оси.

Из других наиболее известных храмов Нового царства выделяется расположенный на трех обширных террасах поминальный храм единственной в истории Египта жен­щины-фараона Хатшепсут (начало XV в. до н. э.) в Дейр-Эль-Бахри.

Самая главная новация этого храма — захоронение, рас­положенное отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Грандиозность, богатейшая деко-рировка, широкое использование скульптур (свыше 250), обилие колоннад, деревья и искусственные пруды, разме­щавшиеся на террасах — все это создает неповторимый образ храма царицы.

Гробницам фараонов Нового царства полагалось наве­ки быть скрытыми от глаз людей. Их тщательно маски­ровали, вход в гробницу замуровывали. Но и это не спас­ло их от грабителей. Почти все скальные гробницы, со­державшие несметные сокровища, были разграблены еще в древности. Знаменита единственная оставшаяся почти не тронутой, гробница Тутанхамона, открытая английскими археологами в 1922 году и показавшая всему миру бес­численные богатства фараонов. Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато разукрашенное оружие, драгоценные камни, алебастровые сосуды и т. д. сделали открытие гробницы Тутанхамона археологической сенсацией. Общий вес золота, обнаружен­ного в этой гробнице, превысил тонну.

Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Перед входом в храм Аменхотепа Ш на окраине Фив были установлены огромные сидящие статуи фараона из цельных блоков красноватого песчаника высо­той около 20 м каждая. От колоссов к берегу Нила была проложена дорога, предназначавшаяся для религиозных процессий, по обеим ее сторонам стояли каменные сфинк­сы, имеющие портретное сходство с Аменхотепом III.

В истории эпохи Нового царства был весьма кратко­временный период, который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве. В XV в. до н. э. в Египте правила XVIII дина­стия фараонов, одним из представителей которой был Амен­хотеп IV — яркая фигура египетской истории. В его прав­ление произошел конфликт фараона с могущественным фиванским жречеством Амона, влияние которого представ­ляло угрозу царской власти. Чтобы разом покончить с вли­ятельными жрецами, Аменхотеп IV установил для всеоб­щего почитания культ божества солнечного диска — Ато-на. Все другие культы, в том числе и Амона, запрещались, тем самым вводилось единобожие (монотеизм). Бог Атон, в отличие от прочих египетских богов, не имел изображе­ния (ни антропоморфного, ни зооморфного), его символом был солнечный диск с отходящими от него лучами, закан­чивающимися простертыми ладонями. Чтобы искоренить даже память о ненавистном ему Амоне, Аменхотеп IV изме­нил свое имя на Эхнатон, т. е. угодный Атону, и основал но­вую столицу и религиозный центр — город Ахетатон (в пе­реводе «горизонт Атона»), куда переехал со своим двором.

Он удалил приверженцев старых культов, окружив себя художниками и поэтами. Смело сломал Эхнатон и тради­ционные правила в изобразительном искусстве: от живо­писцев и скульпторов он требовал не следования кано­ну — главной особенности древнеегипетского искусства, — а лишь служения истине. Это был вызов, т. к. на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фа­раонов, непременно приукрашенных, идеализированных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного ве­личия, пришли реалистические (иногда доходящие до гро­теска), динамичные, очень естественные изображения са­мого Эхнатона (узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, короткие и худые ноги), чле­нов его семьи, приближенных фараона-реформатора. Час­то фараона изображают в домашней непринужденной об­становке, на фоне чарующих пейзажей. Всемирноизвест-ным стал портрет супруги фараона — царицы Нефертити в высоком головном уборе, он стоит в ряду поэтичнейших женских образов, созданных мировым искусством.

Искусство приобрело невиданные до этого формы и черты. Появились изящные рельефы, многоцветные рос­писи, изображения бытовых сцен, простых людей. Амарн-ский период создал целую галерею скульптурных шедев­ров-портретов.

Реформы Эхнатона отразились и в литературе и обу­словили уникальное явление для Древнего Востока — появление нерелигиозной любовной лирики, которая вместе с реалистическим скульптурным портретом зна­чительно отличалась от традиционного искусства Древ­него Востока, напоминая, скорее, светское искусство За­падной Европы.

Искусство этого периода насквозь пронизано светски­ми мотивами и жизнелюбием и этим сильно отличается от традиционного искусства Древнего Востока.

После Амарнского периода усилилась начавшаяся еще при Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которая проявилась также в сооружении царских статуй-колоссов. Самый большой заупокойный храм, развалины которого сохранились до наших дней, приказал построить Рамсес II. Это — знаменитый Рамес-сеум на западном берегу Фив. Там до сих пор стоят десят­ки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими дво­ра лежит огромная разбитая статуя Рамсеса, достигавшая 17 м в высоту и весившая более 110 т. Рамсес II был од­ним из самых знаменитых фараонов Древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и горо­дов, чем кто-либо из правителей до него. Память о нем пережила века.

После смерти фараона Рамсеса II наблюдается упадок египетской культуры, связанный прежде всего с полосой тяжелых и длительных войн и завоеваний Египта ливий­цами, затем эфиопами, позже ассирийцами и персами.

Некоторое возрождение искусства наблюдалось лишь при царях XXVI (Саисской) династии VIIв. дон. э., так называемый Саисский Ренессанс. Художники и скульп­торы этого времени вновь обратились к образцам Древне­го царства, в частности к идеальному портрету. Саисское Возрождение часто сравнивают с эпохой Возрождения в Европе. Но, в отличие от европейского, Саисский Ренес­санс стал не исходной точкой нового расцвета, а лебеди­ной песнью египетского искусства. Культурная роль Египта была уже исчерпана, все ярче начинала разгораться звез­да Древней Эллады.

Однако египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и статичной скульптурой явилось образцом для крито-микенской культуры в Древ­ней Греции. Египетская культура оказала большое влия­ние и на древних римлян. Культ египетской богини-мате­ри Исиды получил широкое распространение в Риме. С бе­регов Нила в Рим перевозились гигантские обелиски, один из них стоит и ныне перед собором святого Петра. Еги­петский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обе­лиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него европейским. Так древнеегипетская культура и пивилц. ция заложили основу для последующего культурного вития многих народов, в том числе и европейских.

Духовная и материальная культура. В самом общем смысле под культурой понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Понятие «культура» включает в себя два аспекта, соответствующих двум органически взаимосвязаным сторонам трудовой деятельности человека: матери альную и духовную культуру.

Материальная культура создается в процессе материального производства, духовная включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

К материальной культуре относят средства производства, орудия труда, средства потребления, производственые отношения, способы практической деятельности по со зданию средств производства и потребления, а также технический уровень производства в целом, навыки и умение людей пользоваться техникой, научную организацию труда. Все эти явления связаны с содержанием производственных сил или производственных отношений. Однако материальная культура, являясь стороной материального произ&_ ства, не тождественна ему. Она характеризует произ&0д_ ство с точки зрения создания условий для жизни челов$Ка его развития, а также реализации способностей человека в процессе материальной деятельности. В широком смыСле материальная культура — это «культура, одетая в вец^ это то, что имеет непосредственно утилитарное значец^ то, что человек использует непосредственно для своей ^йз. недеятельности, для ее сохранения и развития.

К духовной культуре относят достижения науки, ху­дожественное творчество, общественные идеи и теории, язык, навыки участия людей в политической жизни, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, религиозные воззрения, формы при­общения людей к достижениям науки, литературы, искус­ства. Духовная культура содержит в себе наряду с духов­ными элементами и материальную основу своего суще­ствования — печать, театры, музеи, библиотеки и т. д. В общем смысле — это деятельность, направленная на ду­ховное развитие человека и общества, ее результаты — новые идеи, знания, духовные ценности, а также отноше­ния между людьми, возникшие в процессе духовного про­изводства.

Деление культуры на материальную и духовную, бе­зусловно, относительно. Они взаимодополняют друг дру­га. В каждом элементе культуры присутствует и духов­ное, и материальное, в культуре есть такие сферы, кото­рые трудно отнести только к материальному или духовному (например, архитектура или дизайн). В конечном счете, все материальное выступает как реализация духовного, а оно облачено в материальную оболочку. Отличаются же эти два элемента культуры предметом, характером, сред­ствами и результатами деятельности. В целом материаль­ная и духовная культура обуславливают друг друга, но не совпадают.

 

Е

Евразийство — идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-1930-х гг. Началом движения стал выход сборника «Исход к Востоку» (София, 1921 г.) молодых философов и публицистов Н. С. Трубец­кого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчин-ского. Историософская и геополитическая доктрина евра­зийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Да­нилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интере­сы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и осо­бый тип культуры. На первом этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных раз­работок; однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя «сменовеховству» в при­знании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (П. П. Сувчинский, Л. П. Кар­савин, П. С. Арапов, Т. П. Святополк-Мирский и другие), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Го­сударственного Политического Управления (Н. Н. Ланго-вой, С. Я. Эфрон и другие), вызывала протест другой части евразийцев и после ряда расколов на грани 20-30-х гг. ев­разийство пошло на убыль. В СССР идеи евразийства полу­чили развитие в трудах Л. Н. Гумилева; «Этногенез и био­сфера Земли», «Тысячелетие вокруг Каспия», «Степная три­логия», «В поисках вымышленного царства», «Древняя Русь и Великая Степь», «От Руси к России» и других.

Европоцентризм — идейно-политическая теория, ми­ровоззренческая позиция, представляющая европейскую культуру смысловым центром мировой цивилизации. Из­начально европоцентристкие взгляды основывались на географических представлениях древности, ограниченных знаниями европейцев об окружающем мире, а также на противопоставлении греко-римского «цивилизованного» мира варварам, а в Средние века — христианского (прежде всего, католического) Запада как центра истинной духов­ности нехристианскому Востоку. Начиная с эпохи Вели­ких географических открытий, когда европейцы начина­ют активное освоение мирового пространства, что значи­тельно расширило их географические познания, основное звучание в европоцентризме приобретает идея превосход­ства европейских народов над остальными, считавшими­ся, с точки зрения европейцев, отсталыми в культурном отношении. Это убеждение в «правильности» историческо­го пути, пройденного западными странами, провозглаша­емого единственно верным или, по крайней мере, образ­цовым, послужило основанием и оправданием европейской экономической, миссионерской экспансии, осуществляв­шейся в ходе колонизации Нового Света и других терри­торий. Стремление мерить все социокультурные процес­сы и явления по «европейским меркам», рассматривать с позиций принятых в европейской культуре норм и тра­диций, сказалось и на понимании культурно-историчес­кого развития, что привело к формированию линейного подхода, основанного на идее целостности всемирной ис­тории. Европоцентризм в представлениях об истории как едином всемирно-историческом процессе проявился в идее последовательного развития человечества, высшей ступе­нью которого является европейская культура. В той или иной степени идея европоцентризма проявляется в кон­цепции всемирной истории Гегеля, который представлял историю как развитие мирового духа, достигающего са­мопознания именно в Европе.

Вместе с тем по мере развития исторической науки в XIX-ХХвв. набирает силу критика европоцентризма как одностороннего и предвзятого взгляда на мировую исто­рию и соотношение различных культур, не учитывающе­го их специфики, ведущего к росту национализма и даже расизма. Наиболее заметный вклад в преодоление европо­центризма внес Н. Я. Данилевский своей теорией куль­турно-исторических типов. Идея признания самобытно­сти и равноправия культур разных народов представляется наиболее объективным взглядом на проблему соотноше­ния различных культур и их вклада в развитие мировой цивилизации.

Ересь (от греч. — выбор, сознательный и волевой выбор, позднее — особое вероучение, учение какой-либо группы) — религиозное течение, отклоняющееся от официальной докт­рины церкви в вопросах догматики, культа, организации и тем подрывающее ее догматические и административные основы. История практически всех религиозных учений наполнена фактами борьбы официальной церкви (ортодок­сии, правоверия) с ересями. В некоторых случаях какая-либо ересь может стать основой развития новой религии.

 

 

Ж

Жанр — исторически сложившиеся разновидности, типы художественных произведений в рамках каждого вида искусств, например, жанры живописи — портрет, пейзаж и другие.

Живопись — вид искусства, суть которого состоит в том, чтобы изображать мир на плоскости с помощью ри­сунка и красок.

В мировой истории искусств живопись часто занима­ла ведущее место. Эта ее роль в значительной мере объяс­няется тем, что ни в каком другом виде искусства нельзя передать видимые явления мира, образ человека или при­роды с такой полнотой, как в живописи. Более того, эта полнота выражения внешнего, видимого мира позволяет раскрыть и глубокое внутреннее содержание, и смысл об­щественных явлений, духовную жизнь человека, его мыс­ли, чувства и стремления.

Важнейшим средством живописи, отличающим ее от всех других видов искусства, является цвет. Поскольку в реальной действительности все существующее имеет свою определенную окраску, свой цвет, лишь живопись может наиболее полно передать это свойство материи. Все осталь­ные виды искусства в отношении передачи цвета и света в природе, хотя нередко и используют краски как матери­ал! уступают живописи в полноте, глубине и точности этой передачи.

Правда, живописное изображение связано с плоскостью, и в этом смысле оно тоже условно и уступает скульптуре, обладающей конкретно осязаемой объемной формой, но в скульптуре, даже полностью раскрашенной, цвет зависит от освещения, и поэтому непостоянен, изменчив, в то вре­мя как живопись сохраняет тонкие нюансы цвета, уви­денные и запечатленные художником. В произведении живописи нет третьего измерения, но есть его иллюзия — иллюзия объемности. Создается она все тем же цветом.

Цвет в живописном произведении выполняет разные функции. Прежде всего он отражает реальное — цвета, краски, действительно присущие природе. Он передает также и особенности восприятия мира тем или иным ху­дожником. Недаром у каждого художника есть своя лю­бимая цветовая гамма, и мы даже по одному только коло­риту можем узнать таких художников, как Рембрандт или Тициан, Врубель или Серов и т. д. И, наконец, цвет вы­ступает в качестве «заменителя» пространственной реаль­ности — заменителя той трехмерности, которая свойствен­на вещам в природе и которой нет в живописи.

Наглядность живописного образа заключается в том, что он непосредственно обращен к нашим чувствам. Жи­вописному образу более, чем какому-либо другому, свой­ствен эффект узнавания. Живописное произведение чаще всего ощущается зрителем как прямое отражение жиз­ни — такова тенденция восприятия.

Как и другие виды искусства, живопись создает прав­дивую иллюзию жизни, но не точную ее копию. Она яв­ляется изображением на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

 

З

Западничество — направление русской социально-фи­лософской мысли 40-50-х гг. XIX в. Его представители считали историю России частью общемирового историче­ского процесса, были сторонниками развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения кре­стьян с землей, ориентировались на европейские ценности рационализма и рынка, демократию, реформы, конститу­ционное преобразование государственного строя. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Гра­новский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин, А. И. Герцен, В. Г. Белин­ский, Н. П. Огарев. После крестьянской реформы 1861 г. западники сблизились со славянофилами на почве либе­рализма. Взгляды западников (особенно их конституци­онные проекты) получили дальнейшее развитие в програм­мах российских либеральных организаций и групп конца XIX — начала XX вв.

Земский собор — высшее сословно-представительное учреждение в России середины XVI — конца XVII вв. Вклю­чал членов Освященного Собора (архиепископы, епископы и другие во главе с митрополитом, с 1589 г. — с патриар­хом), Боярской думы, «государева двора», выборных от про­винциального дворянства и верхушки горожан. На зем­ских соборах рассматривались важнейшие общегосудар­ственные вопросы.

Зиккурат — культовое сооружение ступенчатой фор­мы, храмовая башня с уменьшающимися ярусами в Ме­сопотамии.

Знак — материальный предмет (явление, событие), вы­ступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообще­ний (информации, знаний).

«Золотое сечение» — соотношение пропорций таким образом, чтобы меньшая часть так относилась к большей, как большая к целому. Термин был введен в эпоху Воз­рождения Леонардо да Винчи, этот принцип считался идеальной основой искусства.

Зороастризм — религия, получившая название по име­ни пророка Зороастра (в Иране — Заратуштра). Была ши­роко распространена в древности и раннем Средневековье в Средней Азии, Иране, Азербайджане, Афганистане и ряде других стран Ближнего и Среднего Востока. Привержен­цев зороастризма сейчас можно найти на Востоке, к при­меру, в Иране, Индии. Главной книгой зороастризма яв­ляется Авеста, в которой изложены основные идеи рели­гии. Важной частью Авесты являются Гаты — священные молитвы, приписываемые самому Заратуштре. Здесь со­держатся более-менее достоверные сведения о Заратушт­ре, родиной которого вероятнее всего был северо-запад Ира­на, а его жизнь и проповедническая деятельность прохо­дила в Хорезме. О времени жизни Заратуштры ведутся споры, по разным источникам оно может быть установле­но лишь приблизительно, большинство исследователей относят его к середине VIII в. до н. э.

Заратуштра отказался от политеистических представ­лений, распространенных среди древних иранцев. Он про­возгласил культ Ахурамазды («Премудрый господь», или «Владыка мудрости»), которому подчиняются все осталь­ные божества, ведущие неустанную борьбу со злом. Каждый человек тоже должен осуществить выбор и встать на сто­рону добра, основываясь на троице моральных принци­пов зороастризма: благих мыслей, благих слов и благих дел. Заратуштра учил, что только сторонники добра обре­тут новую жизнь в новом мире, который должен наступить вскоре и будет длиться на земле вечно. В дальнейшем дуа­листические представления укрепились и воплотились в основных принципах зороастризма: противопоставлении двух начет — добра, света (Ормузд) и зла, тьмы (Ариман); веры в победу добра. Главную роль в ритуалах играет огонь, считавшийся символом праведности и единственно вер­ным путем к бессмертию. Этика зороастризма основыва­ется на идее продолжения жизни и соблюдения чистоты, в связи с чем превозносится брак и отрицаются как край­ние формы аскетизм и прелюбодеяние. Зороастрийцы ста­раются избегать контактов со всеми объектами, считаю­щимися «нечистыми», особенно с трупами, а если избежать осквернения не удается, подвергаются долгим и сложным обрядам очищения. Поэтому в зороастризме существует древний обычай хоронить умерших, оставляя их тела на съедение хищным птицам в особых строениях, так назы­ваемых «Башнях безмолвия». Согласно представлениям зороастризма, посмертная участь человека находится в жесткой зависимости от количественного соотношения его добрых и злых мыслей, слов и дел, совершенных им при жизни. По зороастрийским верованиям, душа после смер­ти встречается со своей совестью, предстающей в виде пре­красной девы или страшной ведьмы, что обусловлено пре­обладанием добрых или злых дел человека в земной жизни. За умерших возносятся молитвы, совершаются богослужеб­ные обряды, приносятся жертвы. Зороастризм оказал влия­ние на другие религии Востока, иудаизм и христианство.

 

И

Игровое направление в исследовании культуры — на­правление, в основе которого лежит трактовка игры как главнейшего феномена человеческого бытия и истока культуры. Исходные положения были заложены в работах И. Канта и В. Шиллера, развиты в работах Й. Хейзинги, Л. Витгенштейна, Ж. П. Сартра, X. Ортега-и-Гасета, Г. Г. Гадамера, Э. Финка, Г. Гессе.

Идентификация— отождествление друг друга и себя с определенной культурной категорией, социальными сим­волами, территорией, статусом, ценностями, исполняемой ролью и тому подобным.

Иерархия — последовательное расположение обще­ственных слоев или служебных званий от низших к выс­шим, в порядке подчинения.

Иконоборчество — религиозное движение в Византии в VIII — первой половине IX вв., которое отвергало почи­тание икон как проявление языческого идолопоклонства, основываясь на ветхозаветных заповедях («не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, не поклоняйся им и не служи им» — Исход, 20, 4-5). Иконопочитатели опирались на учение византийского бо­гослова Иоанна Дамаскина, который считал, что икона — это подражание оригиналу, копия некой вечной «идеи», которую видит лишь душа. Поэтому почитание икон — это не поклонение самим изображенным образам, а тем идеям, которые иконы символизируют, помогая молитве. После долгих споров между сторонниками и противника­ми икон и даже открытых гонений на приверженцев икон иконопочитание в Византии в 843 г. было восстановлено. Это событие празднуется Восточной (православной) цер­ковью как «Торжество Православия» в первое воскресе­нье Великого поста. Однако в результате иконоборчества были безвозвратно уничтожены тысячи памятников ис­кусства (мозаики, фрески, иконы и другие).

Иконоцентризм — характерная черта русской средне­вековой культуры, проявляющаяся в том, что сложные мировоззренческие проблемы выражались преимуществен­но не в словесной форме, а в художественных образах, иконописи.

Императив (от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон, норма культуры, которая вос­принимается людьми как нечто обязательное, требующее выполнения. Императивные запреты («не убивай, не кра­ди и т. д.) составляют важнейшую часть любой культуры. Термин «императив» стал особенно широко использоваться со времени создания моральной философии И. Канта (1724-1804), в трудах которого «императив» был одним из главных понятий.

Империя (от лат. imperium — власть) — 1) монархи­ческое государство, глава которого, как правило, носил титул императора; 2) государство, имеющее колониаль­ные владения.

Импрессионизм(от франц. impression — впечатле­ние) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX вв., представители которого стремились наи­более естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимо­летные впечатления.

К концу XIX века в сфере искусства происходят серь­езные изменения: многие прогрессивные деятелей куль­туры разочаровываются в реалистическом видении мира, поэтому и реалистическое направление перестает быть эталоном. Художники устали от требований объективно­сти и типизации. Рождается новая, субъективная худо­жественная реальность, в которой важно не то, как все видят мир, а то, как его видит отдельно взятый индивид. На этой волне и формируется импрессионизм.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.