|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 7 страницаБудучи действительной энциклопедией средневековой жизни, собор отразил изменение отношения к физическому труду, которое стало заметно в ХИ-ХШ вв., когда богословы стали подчеркивать, что Адам возделывал сад Эдемский и, следовательно, труд был изначально благословленным Богом занятием. В это время вырабатывается и находит свое отражение в украшении соборов «теология труда», согласно которой первым работником был творец. Пахота, сев, жатва, молотьба, сбор плодов, виноградарство, посадка и окалывание деревьев становятся традиционными мотивами средневековых картин. Готика с необычайной быстротой распространилась по всей Европе. Этот стиль стал не только олицетворением Средневековья, но и изменил взгляд на архитектуру, воспринимаемую теперь, как «искусство вписывать линии в небо». XIV в. принято называть веком триумфального шествия готики по землям Европы. На зеленых холмах Англии, на скалистых обрывах Рейна, в Испании и Чехии, в далекой Польше и даже на средиземноморских островах вознеслись к небу ажурные башни новых храмов. В искусстве зрелого Средневековья человек как бы заново осваивает пространство, которое становится трехмерным. Получила более глубокое выражение индивидуализация творческого процесса: творческое «Я» проникло в литературу, живопись, прикладное искусство. Но главные идеи и устремления той эпохи удалось с наибольшей полнотой выразить лишь в архитектуре, в которой в XIII столетии расцвел готический стиль, ставший высшим художественным синтезом Средневековья. Самыми грандиозными и знаменитыми памятниками готического стиля являются Нотр Дам де Пари (Собор Парижской богоматери), соборы в Реймсе, Шартре, Амьене, Кельне и другие. Гравюра— вид графики, в котором изображение создается путем оттиска рисунка, нанесенного на пластину из дерева, металла, камня. Гражданское общество — 1) термин введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство-полис); 2) в XVII-XVIII вв. гражданское общество противопоставлялось абсолютистско-феодальному государству. В распространенном современном значении гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества. Графика— вид изобразительного искусства, в основе которого лежит рисунок, выполненный штрихами и линиями, без красок. «Греческое чудо» — феномен развития древнегреческой цивилизации, которая за достаточно короткий для цивилизации период времени достигла значительных высот в материальной и духовной сферах. Как причины такого явления обычно указываются особенности географического положения и климата Греции, заимствование и творческое развитие греками достижений цивилизации Древнего Востока, специфика национального характера древних греков («агональное начало»), отсутствие у них общенациональной государственности (что всегда приводит к унификации, «усреднению» культуры). Гротеск (от франц. grotesque — смешной, забавный) — в искусстве изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, причудливо-комическом, карикатурном виде. ГУЛАГ (главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) — в СССР в 1934-1956 гг. подразделение НКВД (МВД), осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). В лагерях были установлены тяжелейшие условия жизни и труда заключенных (з/к, зэков), не соблюдались элементарные человеческие права, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима. Заключенные бесплатно работали на строительстве каналов, дорог, промышленных, атомных, военных и других объектах на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в других регионах. ГУЛАГ явился важнейшим инструментом социальных и политических репрессий, проводившихся сталинской диктатурой, частью характерной для советской экономики системы принудительного (и «добровольно-принудительного») труда, к которому привлекались не только заключенные, но и солдаты, школьники и студенты, почти все население СССР (кроме партийной и государственной элиты). Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Понятие «гуманизм» зародилось в XV веке (в эпоху Возрождения), окончательно сформировалось в XIX веке. Занимает одно из важнейших мест в языке гуманитарных наук, идеологии, политики.
Д Дадаизм (франц. dadaisme от dada — конек, деревянная лошадка; детский лепет) — авангардистское литературно-художественное течение в 1916-1922 гг. Дадаизм сложился в Швейцарии. Выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. В 20-е гг. дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии — с экспрессионизмом. Основные представители: А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп. Дао (от кит. — путь) — одно из главных понятий китайской философии, означающее путь мира в целом и каждой вещи в отдельности, основа всего сущего, символ космической гармонии и энергии, бесконечный потенциал развития всего сущего. Даосизм — одно из основных религиозно-философских течений в Китае, возникшее в середине I тысячелетия до н. э. Основателем считается монах Лао-цзы. Центральная мысль — необходимость следовать Дао — мировому закону, всеобщему пути, закономерным порождением которого является человек и весь окружающий его мир. Согласно учению даосизма, не следует предпринимать ничего, что могло бы привести к нарушению всеобщей гармонии Дао, т. к. отступление от предписанных природой законов служит источником зла, приводя к неисчислимым бедствиям. Отсюда проистекает основной принцип даосизма — у вэй (недеяние). У вэй, однако, означает не пассивность, отказ от каких бы то ни было действий, а стремление жить в соответствии с Дао, покорно следовать общему потоку жизни, не сопротивляясь ему. Главная идея — достижение единства с первоосновой мира — Дао, и поиск бессмертия (посредством особых психофизических упражнений), понимаемого как обретение нетленного тела из тонкой субстанции. Девиантный — (от лат. deviatio — отклонение) — отклоняющийся от общепризнанных норм. Например, «деви-антвое поведение» — отклоняющееся от нормы поведения. Дегуманизация — (от лат. de — приставка, обозначающее отделение, удаление, и humanus — человечный) — утрата обществом духовных и нравственных ценностей; отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, внимании и уважении к личности, индивидуальным качествам человека. Культурная тенденция, характерная для XX в., проявлениями которой можно считать массовую культуру, тоталитарные режимы, холокост и т. д. Деизм (от лат. deus — Бог) — религиозно-философское направление, развивающееся с начала XVII века, представители которого считали Бога лишь первопричиной появления мира (Творцом мира), но отрицали, что Бог существует как личность и может вмешиваться в жизнь человека и общества (отрицали Промысел Божий, Бога как Промыслите ля о мире). Предвосхищение идей деизма можно найти в античной (софисты, эпикурейцы) и средневековой (аверроисты, сторонники теории «двух истин») философии. Европейский деизм эпохи Нового времени и современности является «постхристианским»: он в какой-то степени сохраняет христианские представления о Боге-Творце; Бог создает мир и человека, вкладывает в природу «естественный закон», а в человека— нравственный закон, и затем Бог самоустраняется от попечений о мире, сохраняя статус Первопричины сущего, образца нравственного совершенства. Деистическое мировоззрение выводит религию за рамки науки, государства, образования, отводя ей скромное место в сфере частной жизни человека; является одной из идеологических основ современной демократии, плюралистического общества. Деизм подвергался резкой критике со стороны религиозных мыслителей, представляющих все традиционные конфессии, хотя элементы деистических воззрений ясно прослеживаются в либеральных течениях протестантизма и даже католицизма. Декабризм — общественно-политическое движение в России начала XIX века, выступавшее против самодержавия и крепостничества. Декабристы — главным образом офицеры, участники Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-1815 гг. После разгрома восстания 14 декабря 1825 г. к следствию были привлечены 579 человек. По приговору суда 13 июля 1826 г. в Санкт-Петербурге повешены П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский, остальные приговорены к каторге, ссылке в солдаты, тюремному заключению. Репрессиям подверглись также свыше 3 тыс. солдат и матросов. В 1856 г. оставшиеся в живых декабристы были помилованы. Декаданс, декадентство (от средневекового лат. deca-dentia — упадок) — 1) общее наименование кризисных, упадочных явлений в культуре и искусстве конца XIX — начала XX вв., характеризующихся оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, индивидуализмом, пессимизмом, неприятием жизни, особенно ее социальных аспектов, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха, порока, смерти. Основные представители — Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, Ст. Цвейг и другие; 2) понятие Д. — одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти». Конец XIX века стал переломным этапом в истории западной цивилизации. В это время происходит переосмысление классической модели культуры, разрыв с основными воззрениями прошлого, переоценка традиционной системы ценностей. Этот период получил название декаданса. Первоначально понятие декаданса применяется к характеристике умонастроения французских поэтов конца XIX века, которому П. Верлен дал яркое определение: «Я — Римский мир периода упадка». Основным этическим принципом представителей данной культурной эпохи был отказ от двух важнейших опор рационалистической культуры Запада — веры в добрую природу человека и общественный прогресс. Все эти настроения отражаются в эстетике безобразного, смерти, печали, в образах увядающей цивилизации. В искусстве они выражаются в отказе от подражания природе в пользу отражения мира, основанного на воображении. Философы, деятели культуры и науки того времени остро ощущают атмосферу упадка, криза, и даже смерти культуры. Й. Хейзинга и X. Ортега-и-Гассет говорят об эпохах кризиса как эпохах «одновременно зрелых и надламывающихся». Именно эта последняя характеристика наиболее уместна при рассмотрении периода конца XIX — начала XX века, ибо здесь парадоксально сочетаются значительный технико-экономический прогресс, высокий уровень жизни и материального достатка с настроениями упадка, безнадежности, душевной подавленности, страха перед необратимым ходом времени. Следует отметить, что большинство современных авторов, а также философов начала XX века считают эпоху декаданса лишь предчувствием кризиса, которое распространялось в основном в элитарных художественных кругах. XIX век только наметил тенденции кризиса XX века, основа которого, по мнению Гассета, заключается в следующем: техническое освоение мира значительно опередило осознание последствий этого процесса. Соглашаясь с тем, что конец XIX в. — века открытий и изобретений, века наивысшего полета человеческой мысли — дает ощущение полноты в плане материальных достижений, философ вместе с тем отмечает, что полная удовлетворенность — всегда есть начало конца, поэтому ей свойственны тоска и разочарование. Кроме того, XIX в. вывел на широкие просторы массы, господство которых чревато возвратом к варварству, т. е. гибелью цивилизации и культуры. Наиболее полно эта черта проявится именно в XX в. Мотивам упадка, настроениям пессимизма, страха перед будущим как нельзя лучше соответствовала книга О. Шпенглера «Закат Европы», обобщившая опыт конца XIX — начала XX вв. Уподобив развитие культуры биологическому циклу организма, проходящего стадии рождения, развития и смерти, Шпенглер соотнес цивилизацию со старостью культуры, наступающей вслед за реализацией всего богатства внутренних возможностей. Материальное перенасыщение способствует переходу культуры на стадию цивилизации. И если культура — это жизнь, вечное становление, то цивилизация, по мнению философа, — это ставшее, закостенелое, мертвое. Симптомы кризиса Шпенглер видел в прогрессе науки и техники, урбанизации, борьбе материализма и идеализма, социальных революциях, атеизме. Надежды на социальный прогресс напрасны, крах общества и культуры неминуем — так отвечает Шпенглер на мучивший общество вопрос: «Что же будет дальше?». Глобальный кризис западной цивилизации, основанной на вере в общественный прогресс, связывается с более поздним историческим периодом — серединой XX века. Выражается он в опыте двух мировых войн, негативных последствий НТР, изобретением оружия массового уничтожения, дегуманизации и омассовлении культуры и т. д. Таким образом, к XX веку западный человек прошел долгий и сложный путь, перейдя от безграничной уверенности в своих силах, духовной мощи, способности к истинному познанию, своем владычестве над природой и своем будущем к состоянию резко противоположному: чувству бессмысленности и личной бесполезности, к утрате духовности и веры, к обращению в сферы иррационального и непознаваемого, к ощущению тревожной неизвестности о будущем человечества. Необходимо было искать новые ориентиры и основы к существованию. Деконструкция — философский термин-неологизм (новое слово), введенный в оборот французским постструктуралистом Ж. Деррида. В самом слове слышатся отзвуки одновременно destruction (франц. — разрушение, истребление, уничтожение) и construction (франц. — сооружение, строительство, созидание, конструкция). Улавливаемый смысл — разрушительное созидание, или созидательное разрушение, или уничтожающая сама себя конструкция. Деконструкция практикуется Ж. Деррида и его последователями как особый тип работы с текстами: философскими, идеологическими, художественными. Эта работа (или игра) направлена на выявление внутри текста ключевых значений, которые затем изощренно «выворачиваются наизнанку», открывая возможность бесконечного количества интерпретаций одного и того же текста, подчас прямо противоположных, возможность связать данный текст с любыми другими текстами и т. д. Декоративно-прикладное искусство — вид художественного творчества, с помощью которого по законам красоты создаются различные предметы быта (текстиль, посуда, мебель, ковры, одежда, оружие, украшения и другие). Разновидности и жанры его столь же разнообразны, как разнообразны назначения вещей и используемые при их изготовлении материалы. Огромное значение в восприятии вещей имеет материал. Привлекательный на ощупь, приятно тяжелящий руку или, напротив, поражающий своей невесомостью, обладающий красивой поверхностью, материал в большой степени определяет наше положительное отношение к вещи, когда эти качества увязаны одно с другим, с формой и назначением. Характер обработки материала может быть очень различен: ткачество, гончарное ремесло, резьба, роспись и т. д. Если говорить именно об изделиях декоративно-прикладного искусства, а не о вещах вообще, то определенную ценность представляет, конечно, уникальность их изготовления. И все же уникальный характер — качество не решающее. Определяет ценность изделия «ручная работа». Качества материала и его обработки проявляются в форме изделия. Форма должна отвечать функциям вещи, но, как правило, одной и той же функции способны служить несколько форм. Так, в Древней Греции сложилось около десяти типов сосудов для хранения жидкостей (в то же время каждый из них более тонко соответствовал особенности содержимого). Можно сказать, что красота формы очень тесно связана с ее способностью наилучшим образом отвечать своим функциям. Законченность художественному изделию придает украшение, которое также должно органически увязываться с его формой и назначением. Декоративное искусство вбирает в себя достижения других видов искусства, особенно живописи и скульптуры. Собственно живопись как искусство вначале существовала в виде настенной (наскальной), то есть декоративной, живописи, и лишь потом сформировалась станковая живопись. То же самое можно сказать и о скульптуре. Один из родов декоративного искусства — монументальная живопись, выполненная на стене (фреска), гармонично вписывающаяся в архитектурный ансамбль. Декоративность не есть и не может быть просто украшением. Форма и украшение отражают движения души художника, которые придают вещам человеческое содержание и тем самым оживляют стекло, глину, ткань или металл. В произведениях декоративно-прикладного искусства в наибольшей степени сказывается стиль эпохи: искусствовед и археолог могут по обломку дверной ручки или остаткам стенной росписи с такой же точностью восстановить облик эпохи, с какой палеонтологи восстанавливают по одному зубу облик давно вымершего животного и окружавшей его природы. Демократическая культура — совокупность необходимых ценностей, норм, образцов поведения, а также деятельность политических институтов, обеспечивающих гражданам организованное и деятельное участие во власти и осуществляющих контроль над ней. Демократическая республика (от греч. demos и kratos — власть народа, от лат. res publico, — общее дело) — государство, в котором власть принадлежит людям, выбранным народом (обществом) на определенный срок. Денотат (от лат. denotare — отмечать, обозначать) — объект, имеющий в языке знаковое выражение. Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя, мотивированный процесс использования определенных средств для достижения цели. В отличие от животного, человек относится к природе не пассивно-приспособительно, а активно-преобразующе. Динамика культуры — изменение культуры, описание культуры в движении; те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Диссиденты (от лат. dissidens — несогласный) — 1) в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В переносном смысле — инакомыслящие; 2) название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах с конца 1950-х гг. Диссиденты в разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968 г.) и Афганистан (1979 г.). Диссиденты подвергались репрессиям со стороны властей, многие были обвинены в шпионаже, государственной измене и т. п., принудительно помещены в психиатрические лечебницы («карательная психиатрия»), высланы или вынуждены были эмигрировать (В. И. Буковский, П. Г. Григоренко, А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын и другие). Диффузионизм — (от лат. diffusio — разлитие, просачивание) — культурологическая школа, долгие годы выступавшая альтернативой эволюционизму. Основные представители: Франция — Г. Тард (1843-1904); США — Ф. Боас (1858-1942); Германия — Ф. Гребнер (1877-1934). Согласно Д. в основе культурного развития лежат процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Такой подход позволил обратиться к изучению взаимодействия между культурами, раскрыть механизм освоения достижений других народов, дающий возможность обществу не проходить положенные стадии развития (как в эволюционизме). Среди средств распространения культуры в Д. признавались завоевания, торговля, колонизация, миграция, добровольное подражание, а также внутрисистемные факторы развития. Диффузия культурная — распространение свойств и особенностей данной исторической культуры на другие культуры. Дихотомия Восток — Запад — историко-культурологическое понятие, подразумевающее деление культуры на два типа — восточный и западный. Догматы (религиозные) — основные положения вероучения, принятые всеми верующими и не подвергающиеся сомнению, своего рода «аксиомы» (базовые положения, принимаемые на веру) того или иного религиозного учения. Драма абсурда (от лат. absurdus — нелепый, бессмысленный; греч. drama — действие) — направление в западноевропейской драматургии и театральном искусстве второй половины XX века. Представляет мир, выходящим за пределы нашего представления о нем. Отображает пессимизм, предчувствие гибели, безысходность и трагизм существования, абсурдность жизни. Поступки, речи персонажей алогичны, сюжет размыт. Создатели — С. Беккет, Э. Ионеско. Древнеегипетская культура. Одним из самых древних восточных государств был Египет. Он просуществовал, сравнительно мало изменяясь, около четырех тысяч: лет и создал замечательную самобытную культуру. Зароясдение египетской цивилизации относят к концу IV тыс. до не - э. — началу III тыс. до н. э. Особого расцвета культура Древнего Египта достигла в эпохи Древнего (XXVIII-ХХГЛ вв. до н. э.), Среднего (XXI-XVIII вв. до н. э.) и Нового (XVI-XI вв. до н. э.) царств. Систематическое изучение Египта начинается с XIX века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов. В известной «Истории» Геродота прошлое Египта описай о достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны. Несмотря на то что в Египте сохранилось много памятников, лишь в 1822 году французский ученый Франсуа Шампольон нашел ключ к расшифровке египетских иероглифов. Так в распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов, папирусы самого различного содержания — произведения религиозной литературы, летописи, астрономические и медицинские разработки, поучения, сказки и т. д. Сами египтяне называли свою страну «Черная земля», подчеркивая плодородность ее почвы в противоположность «Красной земле» — пустыне. Слово «Египет» («Айгюптос») — греческого происхождения, представляло из себя искаженное поэтическое обозначение древней столицы Мемфиса — Хетт-ка-Птах (Крепость бога Птаха). Геродот называл Египет «Даром Нила», так как эта река стала основой хозяйства: дожди почти не выпадали, и жизнь человека была возможна здесь лишь в результате использования речных вод. Можно выделить некоторые характерные особенности древнеегипетской культуры: раннее зарождение классовых отношений и государственности; изолированное географическое положение страны, что обусловило отсутствие культурного заимствования извне; культ загробного мира, «Царства мертвых»; обожествление власти правителя, которая распространяется на подданных и после смерти фараона; восточная деспотия, иерархичность власти; . тесная связь искусства и религиозного культа, заупокойного ритуала; для искусства характерны монументальная архитектура и статичная скульптура. Изобразительное искусство Древнего Египта представлено, прежде всего, архитектурой — это ведущее направление, скульптурой, рельефами и росписями. Основными архитектурными сооружениями эпохи были усыпальницы-пирамиды. «Все на свете боится времени, только время боится пирамид», — гласит арабская пословица. Эти монументальные строения воплотили в себе дух египетской культуры, стали своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии. Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была так называемая ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (XXVIII век до н. э.). С ней связаны два принципиальных для древнеегипетской архитектуры момента. Первый — создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, дворов и молебен, окружающих шестидесятиметровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной, которая отгораживала прямоугольную территорию заупокойного комплекса. Второй момент — это воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали (ранние образцы заупокойных сооружений имели трапециевидную форму небольшого размера), что отражало растущую власть «сынов Солнца— фараонов». Классическими образцами такого рода сооружений являются три крупнейшие пирамиды фараонов четвертой династии (XXVII в. до н. э.) в пригороде Каира — местечке Гизе — Хеопса, Хафра и Менкаура. Они являются первым из семи чудес света. Всего в Египте насчитывается около восьмидесяти пирамид. Самая грандиозная — пирамида Хеопса: ее высота — 146,6 м, длина стороны основания — 233 м. Она сложена из 2300000 каменных блоков массой около 2,5 т каждый. Общий вес пирамиды — около 7 млн т. Высота пирамиды Хафра — 143,5 м, а пирамиды Менкаура — 66,5 м. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотонные камни поднимались строителями пирамид на столь значительную высоту. Осталась также нераскрытой еще одна загадка пирамид: отдельные каменные блоки были столь плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть даже лезвие ножа. Гизехские пирамиды имеют единое направление осей и строго сориентированы по сторонам света. Все пирамиды безупречно правильной четырехгранной формы. Они служили не только гробницей, но и мерой могущества фараона. Форма пирамиды означала вечность, а отношение граней олицетворяло Божественную Гармонию Вселенной. Поэтому правила измерения, начертания планов, расчеты пропорций и углов наклона граней составляли священную тайну жрецов. Облицовка пирамид (шлифованные плиты) не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены, однако время не смогло нарушить идеально устойчивую монолитную форму этих сооружений. Вход в пирамиду находится на северной ее грани, внутрь ведет низкий коридор, причем угол наклона пола коридора равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда, по представлениям древних египтян, направлялась душа умершего. Пирамида была не просто надгробным памятником, а настоящим домом, в котором поселялся умерший фараон. Согласно религиозным воззрениям египтян, фараон, как живой бог, имел несколько душ. Одна из них — Ка — продолжала оставаться в теле и после смерти, причем благополучие в загробной жизни, которую египтяне представляли продолжением земной, зависело от степени сохранности тела усопшего, именно поэтому тело умершего мумифицировали (бальзамировали). Изготовлялись погребальные маски (часто — из золота), также воспроизводившие черты умершего. Портретные статуи и маски дали начало одному из важнейших достижений древнеегипетского искусства — искусству скульптурного портрета. Пирамида — это не отдельно стоящее сооружение,а центральная часть погребального комплекса, включавшего в себя пирамиды-спутницы, гробницы вельмож и сановников фараона, а также заупокойные храмы, где совершались церемонии обожествления фараона. Пластическое искусство Древнего царства — т.е. скульптура, — монументально, спокойно и торжественно, оно также служило религии и культу обожествленного фараона. Свои идеи художники и скульпторы воплощали в строго канонических формах. Канон выражался в устойчивости художественных традиций. Основными образами скульптуры были царствующие фараоны, боги, вельможи из ближайшего окружения фараона, редко — представители простого народа. Фараоны изображались обычно в позе величавого спокойствия, с бесстрастными лицами; в их статуях подчеркивалась огромная физическая сила. Скульптура Древнего царства передавала определенное портретное сходство, но, как правило, идеализировала образ. Статуи всегда строго пропорциональны, фронтальны и статичны. В эту эпоху вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая, с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу, и сидящая, с руками, положенными на колени. Для обоих типов характерны следующие художественные приемы: фигуры выполнены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались (тело мужских фигур — красновато-коричневого цвета, женских — желтого, волосы — черного, одежды — белого цвета). Среди скульптур Древнего царства выделяется своей неповторимостью знаменитый Большой Сфинкс из Гизе. Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы (длина — 57 м, высота — 20 м). Голова Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хафрой. Огромный Сфинкс охранял покой мира мертвых, он воплощал божественность царской власти. Все сфинксы, изваянные в разные эпохи существования Древнего Египта, считались воплощением бога солнца Ра; они имели одну и ту же позу и один и тот же головной убор: царский платок — клафт — с уреем посредине лба. Однако Большой Сфинкс из Гизе остался единственным в своем роде, ни одного подобного гиганта больше создано не было.
|
|||
|