Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 6 страница



Виртуальная реальность (от лат. virtus — потенциаль­ный, возможный, мнимый, воображаемый и realis — действительный, существующий) — искусственно создавае­мый с помощью технических средств мир. Понятие виртуальной реальности стало широко употребляться с конца 80-х годов XX в. и связано с распространением компьютерных технологий. Виртуальная реальность понимается также как особое пространство, создаваемое в компьютер­ных сетях на основе взаимодействия людей и машин. Виртуальная реальность конструирует новый искусственный мир, выступая как способ общения человека с воображаемым миром. В 1980-1990-х гг. понятие «виртуальная ре­альность» получает философское осмысление, вызванное осознанием проблемы соотношения трех пространств бы­тия человека: мира мыслимого (воображаемого), мира ви­димого и мира объективного (внешнего). Виртуальная ре­альность рассматривается с философско-культурологических позиций, во-первых, как результат революционного развития техники и технологий, позволяющих, с одной стороны, открывать и создавать новые измерения культу­ры и общества, а с другой стороны, порождающих новые острые проблемы, требующие критического осмысления. Во-вторых, виртуальная реальность рассматривается как развитие идеи множественности миров (возможных миров), изначальной неопределенности и относительности «реаль­ного» мира. Сформировалась особая научная дисципли­на, изучающая различные аспекты (психологические, тех­нологические, социальные и другие) проблемы виртуаль­ной реальности — виртуалистика.

В настоящее время технологии виртуальной реально­сти широко используются в различных областях челове­ческой деятельности: дизайне, проектировании, строи­тельстве, создании различных тренажеров (например, авиа-тренажеры), рекламе, индустрии развлечений и т. д.

Реализация виртуальной реальности осуществляется в раз­личных формах, например, компьютерные интерактивные игры, специальные тренажеры-симуляторы, создающие приближенную к реальности модель поведения и действия, имитирующие ощущения человека. Виртуальная реальность позволяет с помощью воображения и компьютерных тех­нологий выйти за пределы ограниченной реальности, пре­одолеть пространство и время, конечность бытия.

Витраж — декоративная сюжетная или орнаменталь­ная композиция из цветного стекла в окне или двери. Наибольшее распространение В. получил в готических соборах.

«Военный коммунизм» — внутренняя политика Совет­ского государства в условиях Гражданской войны и в пер­вые месяцы после ее окончания. Политика «военного ком­мунизма» была направлена на преодоление экономическо­го кризиса и опиралась на теоретические представления о возможности непосредственного введения коммунизма. Основные черты: национализация всей крупной и средней промышленности и большей части мелких предприятий; продовольственная диктатура, продразверстка, прямой про­дуктообмен между городом и деревней; замена частной тор­говли государственным распределением продуктов по клас­совому признаку (карточная система); натурализация хо­зяйственных отношений; всеобщая трудовая повинность; уравнительность в оплате труда; военно-приказная систе­ма руководства всей жизнью общества. Массовые восста­ния крестьян, солдат и матросов заставили советское руко­водство в 1921 году отказаться от «военного коммунизма» и перейти к НЭПу («новой экономической политике»). Частичный возврат к методам «военного коммунизма» был осуществлен в период диктатуры Сталина.

Возрождение (см. Ренессанс).

Волюта — декоративный архитектурный элемент в форме спиралевидного завитка, используется для оформ­ления, в основном, капителей колонн.

Восточный тип культуры. Приблизительно в IV-II тысячелетиях до н. э. часть человечества осуществила колоссальный прыжок из первобытности к цивилизации. Первые государства в истории человеческой культуры появляются на Востоке. Уже в IV тысячелетии до н. э. оча­ги цивилизации возникли в Месопотамии — между реками Тигр и Евфрат, и в Египте, в долине реки Нил. Там были заложены основы вавилонской и египетской цивилизаций. Несколько позднее — в Ш-П тысячелетиях до н. э. — в до­лине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во П тысячелетии — китайская — в долине реки Хуанхе. При­мерно в это же время в Малой и Передней Азии складыва­ются цивилизации хеттов и финикийцев, а в Палестине — древнееврейская цивилизация.

Каждая цивилизация Древнего Востока неповторима и самобытна, однако все они образуют восточный тип куль­туры и обладают рядом принципиальных отличий как от первобытной культуры, так и от культур западного типа, пришедших к ним на смену. От первобытной культуры их отличает отделение ремесла от сельского хозяйства (ирригационное земледелие), социальные слои, отличаю­щиеся друг от друга по профессиональным признакам и материальному положению, наличие письменности, госу­дарственности, гражданского общества, городского быта. От других культур их отличает наличие определенных характерных черт:

- деспотическая централизованная власть;

- сакрализация власти;

- государственная собственность;

- строгая иерархичность общества;

- коллективизм, общинная психология;

- патриархальное рабство наряду с другими формами зависимости;

- культ предков, традиционализм, консерватизм;

- слияние человека и природы;

- религиозные верования интровертного характера, т. е. устремленность ко внутреннему миру человека;

- идея «успокоения» и гармонии как лейтмотив всей восточной культуры;

- необязательность веры в богов в европейском ее по­нимании: выше Бога может быть Мировой закон — Дао или же брахман; за счет этого религия здесь тесно переплетена с философией;

- идея повторения, цикличности, замкнутости, в от­личие от европейской идеи исторического развития, прогресса;

- вечный мир закона реализует себя после смерти че­рез возрождение души, и характер этого возрожде­ния определяется образом жизни, поведением;

- идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта;

- поиск высшей истины путем личного просветления;

- мистический, эзотерический характер разума: чело­век не живет в мире, а «переживает» мир, здесь царит не логика, не европейская рациональность, а прежде всего чувства.

Основу культуры древних восточных цивилизаций со­ставляло архаическое мировоззрение с его жестким отно­шением к человеку, особенно к чужакам, с установкой на миф, ритуал, которые ориентировали на ритм природных циклов, полностью отрицающим то, что мы называем лич­ностным. Хотя уже в лоне древних цивилизаций, особенно в I тысячелетии дон. э., которое принято называть «осе­вым временем» мировой истории, в процессе рождения кон­фуцианства и даосизма в Китае, буддизма в Индии, зороа­стризма в Иране, этнического монотеизма в Палестине фор­мируются два важнейших принципа: всечеловеческого единства и нравственной стойкости личности.

Культура древних цивилизаций Востока оказала ог­ромное влияние на античную, европейскую и мировую культуры. Она подарила множество открытий, изобрете­ний человечеству, а «колыбель» европейской культуры — греческая цивилизация, никогда не смогла бы достигнуть таких высот, если бы не восприняла важнейшие культур­ные ценности древних цивилизаций Востока.

Восточная деспотия — неограниченная власть, форма монархической власти, характерная для восточных госу­дарств; сформировалась в эпоху существования цивилиза­ций Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай и дру­гие). В. д. отличается полным произволом власти и беспра­вием граждан, обожествлением (сакрализацией) правителя, развитым централизованным бюрократическим аппаратом, наличием командно-административной структуры, отсут­ствием частной собственности и рынка, опорой на вековые традиции, религию, патриархальные устои.

Всеединство — важнейшее понятие в философии В. Соловьева — совершенное единство бытия, человече­ской жизни и культуры, гармония всех частей мирового целого, предполагающая взаимопроникновение всех его элементов, которые при этом не утрачивают своей инди­видуальности.

Вчувствование (от нем. einfiihlung) — понятие, первона­чально имевшее отношение к эстетическому восприятию, психологическому переживанию человеком произведений искусства. Введено Ф. Т. Фишером (1887 г.) и развито Т. Липпсом: у них означало перенесение на произведение искусства чувств, которые оно вызывает («грустный пей­заж», «веселая мелодия» и т. п.). У представителей неокан­тианства и «философии жизни», (прежде всего, у В. Дильтея) чувствование стало одним из методов, отличающих науки о культуре от наук о природе. «Понимание», «пе­реживание», «чувствование» позволяют проникнуть в духовную жизнь людей других эпох и культур, а «герме­невтика» дает возможность истолковать полученные све­дения об этой духовной жизни.

 

Г

Гедонизм— морально-этическая доктрина, в соответ­ствии с которой наслаждение является высшим благом и критерием человеческого поведения, определяющим всю систему моральных требований.

Генезис (от греч. genesis — происхождение, становле­ние) — происхождение, возникновение, развитие, пони­маемое как объективный и изучаемый наукой процесс, прослеживаемый от его «корней» и зачаточных форм до зрелых и поздних стадий развития («генезис капитализ­ма», «генезис постмодерна» и т. п.).

Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняю­щий, истолковывающий) — 1) совокупность методов и правил перевода, комментирования, интерпретации, тол­кования и объяснения смысла, содержания и значения культурных и научных текстов; 2) направление современ­ной западной философии. Первоначально методы Г. раз­рабатывались в теологии, где Г. означала учение о пра­вильном переводе и истолковании текстов Библии. Наи­более известные представители философской герменевтики: Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, П. Рикер. В области богословских (теологических) к по­нятию «герменевтика» близко по смыслу понятие «экзе­геза» (как дисциплина — «экзегетика»), применяемое в зна­чении истолкования Священного Писания в духе какой-либо религиозной традиции: православная, католическая, протестантская экзегеза Библии, мусульманская экзегеза Корана и т. п.

Гильдия (от нем. gilde — корпорация) — в Западной Европе в период раннего Средневековья различные объе­динения взаимопомощи, религиозные, политические. В XII-XV вв. Г. — корпорации купцов (в Англии также ремесленников, цехи), защищавшие интересы своих чле­нов, добивавшиеся правовых и таможенных льгот. В Рос­сии гильдии существовали с XVIII в. по 1917 г. как со­словные объединения купцов.

Глобализация, или универсализация, культуры (лат. globus — шар, земной шар и лат. Universum — мир, все­ленная) — установление теснейших связей между различ­ными регионами мира, их объединение в единую систему, формирование различных структур, действующих в мас­штабах всего земного шара. Глобальные проблемы современности — проблемы, ка­сающиеся всего мира, с которыми культура столкнулась в XX в. Эти проблемы, названные глобальными в силу их масштабности и значимости для всего человечества, и их решение имеют важнейшее значение для судьбы мировой цивилизации. К наиболее важным из них относятся: гон­ка вооружений, экологический кризис, разрыв между бо­гатством наиболее развитых и бедностью развивающихся стран, ограниченность природных запасов, культурный, духовный кризис.

Ключевой проблемой, от которой зависит решение всех остальных, большинство исследователей считают гонку вооружений. Накопление и усовершенствование оружия массового поражения было вызвано противостоянием двух политических систем — капиталистической (во главе с США) и социалистической (во главе с СССР) в период «хо­лодной войны». Помимо угрозы уничтожения человече­ства в результате применения этого оружия (ядерного, химического, биологического) накопление вооружений ста­ло и тяжелым бременем для мировой экономики. Суще­ствует к тому же реальная опасность использования арсе­нала этих средств различного рода террористическими организациями.

К числу острейших относится проблема экологическо­го кризиса. Загрязнение окружающей среды, повышен­ное содержание в воздухе углекислого газа, создающего парниковый эффект, озоновые «дыры» в атмосфере-и т. д. — все это катастрофические последствия челове­ческой деятельности. Как отмечает И. Бестужев-Лада, слово « Чернобыль » сделалось символическим обозначени­ем надвигающейся экологической катастрофы не только по части радиационного загрязнения окружающей среды.

Год за годом человечество неуклонно приближается к краю пропасти, за которым загрязнение природы стано­вится необратимым, т. е. гибельным для людей. Мощно раз­витая хозяйственная деятельность в ряде государств воз­действует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее пределами. Постоян­ное развитие промышленности, транспорта, сельского хо­зяйства и т. д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую нагрузку на природу.

Обеспечение человечества жизненными ресурсами, в том числе продовольствием, становится одним из актуальных вопросов. Это связано с ограниченностью сырьевых запа­сов, невозможностью бесконечно «выкачивать» из земных недр полезные ископаемые и т. д. Эксплуатация осуществ­ляется в таких масштабах, что природа не успевает вос­произвести то, что забирает человек. Кроме того, постоян­ный прирост населения Земли, в основном за счет развива­ющихся стран, обостряет эту проблему, придавая ей не только экономический характер, но и социально-полити­ческий.

Проблема преодоления разрыва между уровнем разви­тия экономики Севера и Юга — развитых и развивающихся стран, ликвидация голода, нищеты и неграмотности в развивающихся государствах является также достаточно сложной. Масштаб этого разрыва столь серьезен, что по­рождает всевозможные конфликты, создает опаснейшие напряжения в международных отношениях. Подавляю­щее большинство населения развивающихся стран не име­ют нормальных условий жизни. Причинами, мешающи­ми преодолению развивающимися странами их отстава­ния от развитых, являются зависимость от мирового рынка и его конъюнктуры, перенаселение, большая доля в эко­номике этих стран аграрного сектора, низкий уровень его технической оснащенности и т. д.

Развитие производительных сил и социально-культур­ной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего населения, без овладения современны­ми достижениями науки и техники. Однако развивающи­еся страны в условиях бедности не могут должным обра­зом решать эти проблемы. Судьба этих стран, как теперь становится очевидным, касается не только их самих. Страшное явление нашего времени — терроризм — порож­дение конфликта богатого влиятельного Севера и бедного зависимого Юга.

Некоторые авторы к числу глобальных проблем отно­сят также:

•   проблему урбанизации — сосредоточение огромных масс населения в крупных и сверхкрупных городах при упадке села;

. проблему кризиса культуры — точнее, бескультурья, выступающего под знаменем «контркультуры»;

•   проблему здравоохранения, в рамках которой ставится вопрос об уменьшающихся шансах человечества на выживание вследствие ухудшения генофонда;

 проблему антиобщественных явлений — наркома­нии, алкоголизма, преступности, наносящих циви­лизации не меньший вред, чем гонка вооружений.

Причины возникновения глобальных проблем совре­менности исследователи связывают с противоречиями об­щественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир, а также с неравномерностью социально-экономиче­ского и научно-технического развития стран и регионов.

Любой человек, как и любое сообщество людей, нахо­дится в точке пересечения трех «силовых линий» истории. Во-первых, мы все выходим из прошлого, сохраняя с ним связь, неся в себе его проблемы и противоречия. В этом смысле все мы «дети» своих предков, ушедших от нас по­колений, и недаром патернализм, т. е. безусловное подчи­нение своей воли старшим, «отцам», составляет существен­ную часть крупнейших религий мира (христианство, ис­лам, конфуцианство). Глобальные проблемы настоящего вобрали в себя региональные и местные проблемы прошло­го и достались нынешнему поколению в наследство от пре­дыдущих. Познание прошлого, свободное от конъюнктур­ных соображений, не только ценно само по себе, но и по­зволяет преодолеть тот порок человеческого мышления, о котором Гегель говорил, что единственный вывод, кото­рый можно сделать из истории народов, состоит в том, что сами народы никогда не делали выводов из своей истории. Проблема духовного наследия сейчас чрезвычайно важна, ибо темпы развития мира в настоящее время значительно возросли.

Во-вторых, нынешнее поколение имеет уникальную возможность установления теснейших горизонтальных свя­зей, межчеловеческого общения не только отдельных лиц, но и крупных групп людей, целых народов. Идея всечело­веческого братства родилась в истории давно, но всегда оставалась утопией. Ее побеждали расовая и национальная нетерпимость, классовые антагонизмы, вообще любое про­тивопоставление «своих» и «чужих». С трудом она вос­принимается и сейчас, поскольку мир продолжают волно­вать острейшие противоречия и конфликты. И становит­ся все более очевидно: не преодолевая этих коллизий, человечество не сможет решить глобальных проблем.

В-третьих, современное поколение не может не думать о будущем поколении, которому предстоит дальше нести эстафету истории. К сожалению, наша цивилизация во многом живет за счет будущего наших потомков, исчер­пывая невосполнимые ресурсы (нефть, газ), загрязняя воду, воздух и почву своими несовершенными технологиями.

Существенный вклад в развитие этой ситуации вно­сит явление, которое было названо испанским филосо­фом X. Ортега-и-Гассетом «восстанием масс»: современное общество стало массовым, унифицированным, количе­ственно большим, но качественно ущербным. Это приво­дит к атомизации человека, его взаимозаменяемости, потери его ценности, порождает в массах людей настрое­ния неукорененности, нестабильности, что, в свою оче­редь, способствует развитию антигуманных феноменов в культуре (напр., терроризма) и усложняет разрешение глобальных проблем.

Итак, решение глобальных проблем возможно в рам­ках международного сотрудничества и с использованием накопленного историей и культурой опыта. Так, преодо­ление политического противостояния сверхдержав сняло остроту угрозы ядерной войны и проблемы гонки воору­жений. С 60-х годов XX в. исследованием перспектив раз­вития человечества занимается футурология (от лат. futurum — будущее). Наиболее авторитетные исследова­ния по проблемам будущего развития, глобального моде­лирования принадлежат ученым, объединившимся в Рим­ский клуб — международную организацию, созданную в 1968 году. Руководитель Римского клуба А. Печчеи счи­тал, что кризис человечества можно предотвратить не от­казом от научно-технического прогресса, а совершенство­ванием человеческих качеств, на основе современного гу­манизма — стремления к справедливости, отвращения к насилию. Это даст возможность перейти к новым услови­ям бытия человека и культуры.

Горельеф — высокий рельеф, вид скульптурного изоб­ражения, в котором изображение выступает над плоско­стью больше чем на половину своего объема.

Государство — мощнейший социальный институт куль­туры. Его основа — это законы. Столица государства — обычно крупнейший культурный центр, средоточие рели­гиозных и культурных учреждений, куда стекается куль­турная элита.

Государство играет в культурном процессе важную роль: во-первых, обеспечивает общесоциальные функции — под­держка порядка, защита населения, регуляция важнейших систем функционирования общества; во-вторых, оно явля­ется заказчиком, спонсором, т. е. обеспечивает материаль­ную поддержку, дает привилегии; в-третьих, оно, можно сказать, — предпосылка культуры, так как без него обще­ство может оказаться во власти локальных, частных инте­ресов. И все же государство — это особая сфера, действую­щая по своим законам и живущая по своим интересам: ни сущность, ни динамика судьбы государства не совпадают прямо с динамикой культуры. Поэтому зачастую между ними происходят трения и конфликты, в которых государ­ство может временно одерживать верх, но культура все равно оказывается более долговечной. Культура менее дру­гих сфер поддается институциональному упорядочиванию: при наличии творческого начала она связана с индивиду­альной деятельностью творцов, которая не укладывается в попытки ее регламентации. Поэтому роль культуры, в рам­ках которой складывается общественное мнение, очень важ­на. Однако вмешательство правительственных органов в ра­боту культурных организаций зачастую необходимо, так как государственная система должна оказывать активное влияние на становление и развитие культуры, при нали­чии разумной политики, учитывающей общенациональные интересы и гуманные принципы.

Готика (готический стиль). Художественным стилем, который наиболее полно выразил суть средневекового миропонимания и понимания человека как органической части природного и социального целого, была, по выра­жению современников, так называемая «французская манера». Потомки окрестили этот стиль иначе. В XVI в., в эпоху Возрождения, к стилю этому относились с пре­зрением, он представлялся варварским, отсюда его на­звание — готический, по имени варварского народа го­тов, разоривших Италию и разрушивших Рим в начале Средних веков. И хотя «готический» стиль никакого от­ношения к готам не имеет, наука использует это название до сих пор. Таким образом, искусство XIII-XIV вв. в За­падной Европе получило наименование готики.

Истоки происхождения готики искали в разных на­правлениях. Усматривали их и в подражании стилю дере­вянной техники, и в очертаниях лесной чащи, вызываю­щих чередование света и тени, и в облике колонн, собран­ных в пучки, и даже в воспроизведении огромного, оснащенного, многомачтового корабля. Готику также ото­ждествляли с германским вкусом и германской стихией.

В современном искусствоведении термин «готический» применяется для обозначения периода развития искусства средних веков с конца романской эпохи до эпохи Возрож­дения, т. е. с XIII в. до XV в. Ведущим видом искусства в готике было зодчество, а высшим его достижением —строительство городских кафедральных соборов. Каркасная система готической архитектуры позволила создавать не­бывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Готические соборы отражали стройность божественного миропорядка и олицетворяли «божественную Вселенную». Они были божественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим.

Готическое искусство было тесно связано с городом, поэтому не случайно, что в типах готических построек большое место заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц и прочего. Главную же роль в готической архитектуре играли городские соборы и ратуши: первый был символом богатства города, а вторая — его независимости. Собор служил не только для проведения торжественных богослужений, но и был местом собрания городского общества, здесь оглашались указы пап и королей местной городской и церковной властей. Поэтому возникла необходимость расширить внутреннее пространство собора, сделать его максимально вместительным.

У романской и готической архитектур имеются общие черты: в основе той и другой лежал тип римской базили­ки- Но готический храм, в отличие от романского, имеет новую конструкцию свода, основой которого является строгая каркасная система. Готическая система была разработана французскими зодчими: в ее основе лежит не вертикальный упор и горизонтальное покрытие, как в  романтическом стиле, а арка и свод.

В отличие от романского собора с его четким планом и обозримыми размерами, готический храм необозрим, ча­сто асимметричен, каждый его портал строго индивидуа­лен. Высота всего здания стала более значительной: если в романском храме ее предел — 18-20 м, то в готическом она достигала 40 м и более. Изменился по сравнению с романской эпохой и наружный вид храма. Это уже не кре­пость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой. Объемные каменные фигуры украшали порталы (особен­но — западный), а также интерьер храма. В последнем ло­гическим центром становится скульптурное распятие.

Новая готическая школа искала и находила в зодчестве возможности воплощения легкости и движения, страстной выразительности форм, смелости инженерного решения конструкции. Колыбелью готики явилась северо-восточная Франция. В Сен-Дени, Париже, Лане, Суассоне, Лангре, Нуайоне начинают строиться, на месте прежних роман­ских (которые часто горели, так как перекрытия для об­легчения конструкции приходилось делать из дерева), грандиозные готические соборы. Готическая архитектура доводит до крайней степени выразительности и художе­ственной завершенности все три элемента композиции церковного интерьера: пространство, каменную конструк­цию и окна, — причем все эти три элемента даются в изу­мительной гармонии.

Необычайная художественная сила, единство и по­следовательность готической архитектурной композиции стали возможны в ходе изобретения нервюрного свода и применения стрельчатой арки в качестве исходных пунк­тов всей конструктивной схемы архитектурного сооруже­ния. Стрельчатые арки, перекрывающие корабли, или нефы (так называют основные, параллельные друг другу поме­щения собора; корабли пересекает поперечное помещение —трансепт, к нему примыкает с востока хор — обширный, разделенный колоннами зал, в котором находится алтарь и где совершались торжественные богослужения), пере­секают друг друга, образуя так называемые крестовые своды. Ребра этих сводов укреплены утолщениями не­рвюр, и вся тяжесть перекрытий благодаря этому ложится на верхние точки столбов, на которые опираются сами нервюры. Но столбов не достаточно, чтобы удержать сво­ды. Основная сила распора нервюрных сводов была вы­несена искусными строителями готических соборов за пределы пространства церковной залы и не передавалась непосредственно на внутренние столбы или на утолщен­ную стену, как в романских храмах. При помощи доба­вочных подпорных арок (аркбутанов) она переносилась на громадные устои-контрформы, выложенные специаль­но для этой цели с внешней стороны боковых стен собора. Создавалось впечатление, будто здание собора опирается на десятки костылей. Но все это видно лишь снаружи и сбоку, внутри же достигнуто впечатление непринужден­ности инженерных конструкций. Такая система дала воз­можность строить здание по принципу каркаса, основ­ные элементы которого: столбы, лизепы — пучки тон­ких валиков, нервюры внутри здания, контрфорсы и аркбутаны снаружи. В результате достигается необычай­ная легкость архитектурной массы, при которой стена почти совсем исчезает, заменяясь огромными окнами.

В готических постройках задача облегчения всего со­оружения решается также с помощью применения огром­ных оконных проемов, которые, по сути, заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами: пронизанные солнечными лучами, они в наибольшей степени воплощали представления Сред­невековья об одухотворенности материи. Каждое из окон имело фигурное или орнаментальное изображение, состав­ленное из разноцветных кусков стекла, скрепленных свин­цовыми пластинками. Контраст между светом, обильно льющимся сверху в центральной части храма, дробящим­ся на радуги из сотен и тысяч цветных лучей, перекрещи­вающихся друг с другом, и полутьмой в боковых нефах придавал интерьеру причудливый, фантастический облик. Апофеоз готической мистики с ее добрыми и злыми сила­ми (например, изображение ангелов и химер) сосредото­чен в башенных окнах. Витраж открыл новые возможно­сти для цветовых эффектов, в нем ярче всего проявилось торжество цвета и света. Из сохранившихся витражных ансамблей самый замечательный — капелла (часовня) Сен Шапель в Париже — включает 146 окон с 1359 различны­ми сюжетами.

Устремленность собора ввысь подчеркивают высокие башни со шпилями, расположенные с западной стороны храма, где находился главный вход (портал), а также над пересечением главного нефа (внутреннего продольного по­мещения) и трансепта (поперечного коридора, пересекаю­щего неф ближе к алтарной части, расположенной на во­сточной стороне). Наблюдая ажурные башенки — пинак-ли, проходя через величественные порталы католических храмов, украшенные рельефами, созерцая обилие декора­тивной каменной резьбы, попадая в потоки «божествен­ного» света, льющегося внутрь через огромные цветные окна, верующие словно оказывались в «граде небесном», символом которого и был призван стать готический храм. Строгая архитектурная красота готического собора, таин­ственное мерцание витражей, роскошное скульптурное убранство и драгоценность утвари подчинены одной цели — поэтизации литургии. Литургия объединяла во­круг себя целостный комплекс искусств: церковные зда­ния, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священни­ков, обряды таинств, песнопения, литургические тексты — все эти элементы входили в состав культа, являвшегося гран­диозным художественным ансамблем, задача которого сво­дилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам.

Сама организация собора имела священный смысл. Известно, что в средние века время и пространство не были ценностно-однородными. Так, запад одновременно для средневекового человека означал будущее, а, следователь­но, имел и скрытый смысл «конца света», священное же прошлое присутствует в сознании средневекового челове­ка на востоке. Поэтому средневековые строители ориен­тировались при строительстве соборов строго по сторонам света, а главный портал любого готического собора обяза­тельно смотрит на запад. Исследователи проводят парал­лели между готической архитектурой и схоластической философией, переосмысливающей учение Аристотеля. Подобно энциклопедическим, всеобъемлющим построени­ям «высокой» схоластики, готический собор воплощал всю систему христианских знаний, выражая «зримую логи­ку» космоса.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.