|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 6 страницаВиртуальная реальность (от лат. virtus — потенциальный, возможный, мнимый, воображаемый и realis — действительный, существующий) — искусственно создаваемый с помощью технических средств мир. Понятие виртуальной реальности стало широко употребляться с конца 80-х годов XX в. и связано с распространением компьютерных технологий. Виртуальная реальность понимается также как особое пространство, создаваемое в компьютерных сетях на основе взаимодействия людей и машин. Виртуальная реальность конструирует новый искусственный мир, выступая как способ общения человека с воображаемым миром. В 1980-1990-х гг. понятие «виртуальная реальность» получает философское осмысление, вызванное осознанием проблемы соотношения трех пространств бытия человека: мира мыслимого (воображаемого), мира видимого и мира объективного (внешнего). Виртуальная реальность рассматривается с философско-культурологических позиций, во-первых, как результат революционного развития техники и технологий, позволяющих, с одной стороны, открывать и создавать новые измерения культуры и общества, а с другой стороны, порождающих новые острые проблемы, требующие критического осмысления. Во-вторых, виртуальная реальность рассматривается как развитие идеи множественности миров (возможных миров), изначальной неопределенности и относительности «реального» мира. Сформировалась особая научная дисциплина, изучающая различные аспекты (психологические, технологические, социальные и другие) проблемы виртуальной реальности — виртуалистика. В настоящее время технологии виртуальной реальности широко используются в различных областях человеческой деятельности: дизайне, проектировании, строительстве, создании различных тренажеров (например, авиа-тренажеры), рекламе, индустрии развлечений и т. д. Реализация виртуальной реальности осуществляется в различных формах, например, компьютерные интерактивные игры, специальные тренажеры-симуляторы, создающие приближенную к реальности модель поведения и действия, имитирующие ощущения человека. Виртуальная реальность позволяет с помощью воображения и компьютерных технологий выйти за пределы ограниченной реальности, преодолеть пространство и время, конечность бытия. Витраж — декоративная сюжетная или орнаментальная композиция из цветного стекла в окне или двери. Наибольшее распространение В. получил в готических соборах. «Военный коммунизм» — внутренняя политика Советского государства в условиях Гражданской войны и в первые месяцы после ее окончания. Политика «военного коммунизма» была направлена на преодоление экономического кризиса и опиралась на теоретические представления о возможности непосредственного введения коммунизма. Основные черты: национализация всей крупной и средней промышленности и большей части мелких предприятий; продовольственная диктатура, продразверстка, прямой продуктообмен между городом и деревней; замена частной торговли государственным распределением продуктов по классовому признаку (карточная система); натурализация хозяйственных отношений; всеобщая трудовая повинность; уравнительность в оплате труда; военно-приказная система руководства всей жизнью общества. Массовые восстания крестьян, солдат и матросов заставили советское руководство в 1921 году отказаться от «военного коммунизма» и перейти к НЭПу («новой экономической политике»). Частичный возврат к методам «военного коммунизма» был осуществлен в период диктатуры Сталина. Возрождение (см. Ренессанс). Волюта — декоративный архитектурный элемент в форме спиралевидного завитка, используется для оформления, в основном, капителей колонн. Восточный тип культуры. Приблизительно в IV-II тысячелетиях до н. э. часть человечества осуществила колоссальный прыжок из первобытности к цивилизации. Первые государства в истории человеческой культуры появляются на Востоке. Уже в IV тысячелетии до н. э. очаги цивилизации возникли в Месопотамии — между реками Тигр и Евфрат, и в Египте, в долине реки Нил. Там были заложены основы вавилонской и египетской цивилизаций. Несколько позднее — в Ш-П тысячелетиях до н. э. — в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во П тысячелетии — китайская — в долине реки Хуанхе. Примерно в это же время в Малой и Передней Азии складываются цивилизации хеттов и финикийцев, а в Палестине — древнееврейская цивилизация. Каждая цивилизация Древнего Востока неповторима и самобытна, однако все они образуют восточный тип культуры и обладают рядом принципиальных отличий как от первобытной культуры, так и от культур западного типа, пришедших к ним на смену. От первобытной культуры их отличает отделение ремесла от сельского хозяйства (ирригационное земледелие), социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам и материальному положению, наличие письменности, государственности, гражданского общества, городского быта. От других культур их отличает наличие определенных характерных черт: - деспотическая централизованная власть; - сакрализация власти; - государственная собственность; - строгая иерархичность общества; - коллективизм, общинная психология; - патриархальное рабство наряду с другими формами зависимости; - культ предков, традиционализм, консерватизм; - слияние человека и природы; - религиозные верования интровертного характера, т. е. устремленность ко внутреннему миру человека; - идея «успокоения» и гармонии как лейтмотив всей восточной культуры; - необязательность веры в богов в европейском ее понимании: выше Бога может быть Мировой закон — Дао или же брахман; за счет этого религия здесь тесно переплетена с философией; - идея повторения, цикличности, замкнутости, в отличие от европейской идеи исторического развития, прогресса; - вечный мир закона реализует себя после смерти через возрождение души, и характер этого возрождения определяется образом жизни, поведением; - идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта; - поиск высшей истины путем личного просветления; - мистический, эзотерический характер разума: человек не живет в мире, а «переживает» мир, здесь царит не логика, не европейская рациональность, а прежде всего чувства. Основу культуры древних восточных цивилизаций составляло архаическое мировоззрение с его жестким отношением к человеку, особенно к чужакам, с установкой на миф, ритуал, которые ориентировали на ритм природных циклов, полностью отрицающим то, что мы называем личностным. Хотя уже в лоне древних цивилизаций, особенно в I тысячелетии дон. э., которое принято называть «осевым временем» мировой истории, в процессе рождения конфуцианства и даосизма в Китае, буддизма в Индии, зороастризма в Иране, этнического монотеизма в Палестине формируются два важнейших принципа: всечеловеческого единства и нравственной стойкости личности. Культура древних цивилизаций Востока оказала огромное влияние на античную, европейскую и мировую культуры. Она подарила множество открытий, изобретений человечеству, а «колыбель» европейской культуры — греческая цивилизация, никогда не смогла бы достигнуть таких высот, если бы не восприняла важнейшие культурные ценности древних цивилизаций Востока. Восточная деспотия — неограниченная власть, форма монархической власти, характерная для восточных государств; сформировалась в эпоху существования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай и другие). В. д. отличается полным произволом власти и бесправием граждан, обожествлением (сакрализацией) правителя, развитым централизованным бюрократическим аппаратом, наличием командно-административной структуры, отсутствием частной собственности и рынка, опорой на вековые традиции, религию, патриархальные устои. Всеединство — важнейшее понятие в философии В. Соловьева — совершенное единство бытия, человеческой жизни и культуры, гармония всех частей мирового целого, предполагающая взаимопроникновение всех его элементов, которые при этом не утрачивают своей индивидуальности. Вчувствование (от нем. einfiihlung) — понятие, первоначально имевшее отношение к эстетическому восприятию, психологическому переживанию человеком произведений искусства. Введено Ф. Т. Фишером (1887 г.) и развито Т. Липпсом: у них означало перенесение на произведение искусства чувств, которые оно вызывает («грустный пейзаж», «веселая мелодия» и т. п.). У представителей неокантианства и «философии жизни», (прежде всего, у В. Дильтея) чувствование стало одним из методов, отличающих науки о культуре от наук о природе. «Понимание», «переживание», «чувствование» позволяют проникнуть в духовную жизнь людей других эпох и культур, а «герменевтика» дает возможность истолковать полученные сведения об этой духовной жизни.
Г Гедонизм— морально-этическая доктрина, в соответствии с которой наслаждение является высшим благом и критерием человеческого поведения, определяющим всю систему моральных требований. Генезис (от греч. genesis — происхождение, становление) — происхождение, возникновение, развитие, понимаемое как объективный и изучаемый наукой процесс, прослеживаемый от его «корней» и зачаточных форм до зрелых и поздних стадий развития («генезис капитализма», «генезис постмодерна» и т. п.). Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий) — 1) совокупность методов и правил перевода, комментирования, интерпретации, толкования и объяснения смысла, содержания и значения культурных и научных текстов; 2) направление современной западной философии. Первоначально методы Г. разрабатывались в теологии, где Г. означала учение о правильном переводе и истолковании текстов Библии. Наиболее известные представители философской герменевтики: Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, П. Рикер. В области богословских (теологических) к понятию «герменевтика» близко по смыслу понятие «экзегеза» (как дисциплина — «экзегетика»), применяемое в значении истолкования Священного Писания в духе какой-либо религиозной традиции: православная, католическая, протестантская экзегеза Библии, мусульманская экзегеза Корана и т. п. Гильдия (от нем. gilde — корпорация) — в Западной Европе в период раннего Средневековья различные объединения взаимопомощи, религиозные, политические. В XII-XV вв. Г. — корпорации купцов (в Англии также ремесленников, цехи), защищавшие интересы своих членов, добивавшиеся правовых и таможенных льгот. В России гильдии существовали с XVIII в. по 1917 г. как сословные объединения купцов. Глобализация, или универсализация, культуры (лат. globus — шар, земной шар и лат. Universum — мир, вселенная) — установление теснейших связей между различными регионами мира, их объединение в единую систему, формирование различных структур, действующих в масштабах всего земного шара. Глобальные проблемы современности — проблемы, касающиеся всего мира, с которыми культура столкнулась в XX в. Эти проблемы, названные глобальными в силу их масштабности и значимости для всего человечества, и их решение имеют важнейшее значение для судьбы мировой цивилизации. К наиболее важным из них относятся: гонка вооружений, экологический кризис, разрыв между богатством наиболее развитых и бедностью развивающихся стран, ограниченность природных запасов, культурный, духовный кризис. Ключевой проблемой, от которой зависит решение всех остальных, большинство исследователей считают гонку вооружений. Накопление и усовершенствование оружия массового поражения было вызвано противостоянием двух политических систем — капиталистической (во главе с США) и социалистической (во главе с СССР) в период «холодной войны». Помимо угрозы уничтожения человечества в результате применения этого оружия (ядерного, химического, биологического) накопление вооружений стало и тяжелым бременем для мировой экономики. Существует к тому же реальная опасность использования арсенала этих средств различного рода террористическими организациями. К числу острейших относится проблема экологического кризиса. Загрязнение окружающей среды, повышенное содержание в воздухе углекислого газа, создающего парниковый эффект, озоновые «дыры» в атмосфере-и т. д. — все это катастрофические последствия человеческой деятельности. Как отмечает И. Бестужев-Лада, слово « Чернобыль » сделалось символическим обозначением надвигающейся экологической катастрофы не только по части радиационного загрязнения окружающей среды. Год за годом человечество неуклонно приближается к краю пропасти, за которым загрязнение природы становится необратимым, т. е. гибельным для людей. Мощно развитая хозяйственная деятельность в ряде государств воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее пределами. Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т. д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую нагрузку на природу. Обеспечение человечества жизненными ресурсами, в том числе продовольствием, становится одним из актуальных вопросов. Это связано с ограниченностью сырьевых запасов, невозможностью бесконечно «выкачивать» из земных недр полезные ископаемые и т. д. Эксплуатация осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек. Кроме того, постоянный прирост населения Земли, в основном за счет развивающихся стран, обостряет эту проблему, придавая ей не только экономический характер, но и социально-политический. Проблема преодоления разрыва между уровнем развития экономики Севера и Юга — развитых и развивающихся стран, ликвидация голода, нищеты и неграмотности в развивающихся государствах является также достаточно сложной. Масштаб этого разрыва столь серьезен, что порождает всевозможные конфликты, создает опаснейшие напряжения в международных отношениях. Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеют нормальных условий жизни. Причинами, мешающими преодолению развивающимися странами их отставания от развитых, являются зависимость от мирового рынка и его конъюнктуры, перенаселение, большая доля в экономике этих стран аграрного сектора, низкий уровень его технической оснащенности и т. д. Развитие производительных сил и социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего населения, без овладения современными достижениями науки и техники. Однако развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы. Судьба этих стран, как теперь становится очевидным, касается не только их самих. Страшное явление нашего времени — терроризм — порождение конфликта богатого влиятельного Севера и бедного зависимого Юга. Некоторые авторы к числу глобальных проблем относят также: • проблему урбанизации — сосредоточение огромных масс населения в крупных и сверхкрупных городах при упадке села; . проблему кризиса культуры — точнее, бескультурья, выступающего под знаменем «контркультуры»; • проблему здравоохранения, в рамках которой ставится вопрос об уменьшающихся шансах человечества на выживание вследствие ухудшения генофонда; проблему антиобщественных явлений — наркомании, алкоголизма, преступности, наносящих цивилизации не меньший вред, чем гонка вооружений. Причины возникновения глобальных проблем современности исследователи связывают с противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир, а также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Любой человек, как и любое сообщество людей, находится в точке пересечения трех «силовых линий» истории. Во-первых, мы все выходим из прошлого, сохраняя с ним связь, неся в себе его проблемы и противоречия. В этом смысле все мы «дети» своих предков, ушедших от нас поколений, и недаром патернализм, т. е. безусловное подчинение своей воли старшим, «отцам», составляет существенную часть крупнейших религий мира (христианство, ислам, конфуцианство). Глобальные проблемы настоящего вобрали в себя региональные и местные проблемы прошлого и достались нынешнему поколению в наследство от предыдущих. Познание прошлого, свободное от конъюнктурных соображений, не только ценно само по себе, но и позволяет преодолеть тот порок человеческого мышления, о котором Гегель говорил, что единственный вывод, который можно сделать из истории народов, состоит в том, что сами народы никогда не делали выводов из своей истории. Проблема духовного наследия сейчас чрезвычайно важна, ибо темпы развития мира в настоящее время значительно возросли. Во-вторых, нынешнее поколение имеет уникальную возможность установления теснейших горизонтальных связей, межчеловеческого общения не только отдельных лиц, но и крупных групп людей, целых народов. Идея всечеловеческого братства родилась в истории давно, но всегда оставалась утопией. Ее побеждали расовая и национальная нетерпимость, классовые антагонизмы, вообще любое противопоставление «своих» и «чужих». С трудом она воспринимается и сейчас, поскольку мир продолжают волновать острейшие противоречия и конфликты. И становится все более очевидно: не преодолевая этих коллизий, человечество не сможет решить глобальных проблем. В-третьих, современное поколение не может не думать о будущем поколении, которому предстоит дальше нести эстафету истории. К сожалению, наша цивилизация во многом живет за счет будущего наших потомков, исчерпывая невосполнимые ресурсы (нефть, газ), загрязняя воду, воздух и почву своими несовершенными технологиями. Существенный вклад в развитие этой ситуации вносит явление, которое было названо испанским философом X. Ортега-и-Гассетом «восстанием масс»: современное общество стало массовым, унифицированным, количественно большим, но качественно ущербным. Это приводит к атомизации человека, его взаимозаменяемости, потери его ценности, порождает в массах людей настроения неукорененности, нестабильности, что, в свою очередь, способствует развитию антигуманных феноменов в культуре (напр., терроризма) и усложняет разрешение глобальных проблем. Итак, решение глобальных проблем возможно в рамках международного сотрудничества и с использованием накопленного историей и культурой опыта. Так, преодоление политического противостояния сверхдержав сняло остроту угрозы ядерной войны и проблемы гонки вооружений. С 60-х годов XX в. исследованием перспектив развития человечества занимается футурология (от лат. futurum — будущее). Наиболее авторитетные исследования по проблемам будущего развития, глобального моделирования принадлежат ученым, объединившимся в Римский клуб — международную организацию, созданную в 1968 году. Руководитель Римского клуба А. Печчеи считал, что кризис человечества можно предотвратить не отказом от научно-технического прогресса, а совершенствованием человеческих качеств, на основе современного гуманизма — стремления к справедливости, отвращения к насилию. Это даст возможность перейти к новым условиям бытия человека и культуры. Горельеф — высокий рельеф, вид скульптурного изображения, в котором изображение выступает над плоскостью больше чем на половину своего объема. Государство — мощнейший социальный институт культуры. Его основа — это законы. Столица государства — обычно крупнейший культурный центр, средоточие религиозных и культурных учреждений, куда стекается культурная элита. Государство играет в культурном процессе важную роль: во-первых, обеспечивает общесоциальные функции — поддержка порядка, защита населения, регуляция важнейших систем функционирования общества; во-вторых, оно является заказчиком, спонсором, т. е. обеспечивает материальную поддержку, дает привилегии; в-третьих, оно, можно сказать, — предпосылка культуры, так как без него общество может оказаться во власти локальных, частных интересов. И все же государство — это особая сфера, действующая по своим законам и живущая по своим интересам: ни сущность, ни динамика судьбы государства не совпадают прямо с динамикой культуры. Поэтому зачастую между ними происходят трения и конфликты, в которых государство может временно одерживать верх, но культура все равно оказывается более долговечной. Культура менее других сфер поддается институциональному упорядочиванию: при наличии творческого начала она связана с индивидуальной деятельностью творцов, которая не укладывается в попытки ее регламентации. Поэтому роль культуры, в рамках которой складывается общественное мнение, очень важна. Однако вмешательство правительственных органов в работу культурных организаций зачастую необходимо, так как государственная система должна оказывать активное влияние на становление и развитие культуры, при наличии разумной политики, учитывающей общенациональные интересы и гуманные принципы. Готика (готический стиль). Художественным стилем, который наиболее полно выразил суть средневекового миропонимания и понимания человека как органической части природного и социального целого, была, по выражению современников, так называемая «французская манера». Потомки окрестили этот стиль иначе. В XVI в., в эпоху Возрождения, к стилю этому относились с презрением, он представлялся варварским, отсюда его название — готический, по имени варварского народа готов, разоривших Италию и разрушивших Рим в начале Средних веков. И хотя «готический» стиль никакого отношения к готам не имеет, наука использует это название до сих пор. Таким образом, искусство XIII-XIV вв. в Западной Европе получило наименование готики. Истоки происхождения готики искали в разных направлениях. Усматривали их и в подражании стилю деревянной техники, и в очертаниях лесной чащи, вызывающих чередование света и тени, и в облике колонн, собранных в пучки, и даже в воспроизведении огромного, оснащенного, многомачтового корабля. Готику также отождествляли с германским вкусом и германской стихией. В современном искусствоведении термин «готический» применяется для обозначения периода развития искусства средних веков с конца романской эпохи до эпохи Возрождения, т. е. с XIII в. до XV в. Ведущим видом искусства в готике было зодчество, а высшим его достижением —строительство городских кафедральных соборов. Каркасная система готической архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Готические соборы отражали стройность божественного миропорядка и олицетворяли «божественную Вселенную». Они были божественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готическое искусство было тесно связано с городом, поэтому не случайно, что в типах готических построек большое место заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц и прочего. Главную же роль в готической архитектуре играли городские соборы и ратуши: первый был символом богатства города, а вторая — его независимости. Собор служил не только для проведения торжественных богослужений, но и был местом собрания городского общества, здесь оглашались указы пап и королей местной городской и церковной властей. Поэтому возникла необходимость расширить внутреннее пространство собора, сделать его максимально вместительным. У романской и готической архитектур имеются общие черты: в основе той и другой лежал тип римской базилики- Но готический храм, в отличие от романского, имеет новую конструкцию свода, основой которого является строгая каркасная система. Готическая система была разработана французскими зодчими: в ее основе лежит не вертикальный упор и горизонтальное покрытие, как в романтическом стиле, а арка и свод. В отличие от романского собора с его четким планом и обозримыми размерами, готический храм необозрим, часто асимметричен, каждый его портал строго индивидуален. Высота всего здания стала более значительной: если в романском храме ее предел — 18-20 м, то в готическом она достигала 40 м и более. Изменился по сравнению с романской эпохой и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой. Объемные каменные фигуры украшали порталы (особенно — западный), а также интерьер храма. В последнем логическим центром становится скульптурное распятие. Новая готическая школа искала и находила в зодчестве возможности воплощения легкости и движения, страстной выразительности форм, смелости инженерного решения конструкции. Колыбелью готики явилась северо-восточная Франция. В Сен-Дени, Париже, Лане, Суассоне, Лангре, Нуайоне начинают строиться, на месте прежних романских (которые часто горели, так как перекрытия для облегчения конструкции приходилось делать из дерева), грандиозные готические соборы. Готическая архитектура доводит до крайней степени выразительности и художественной завершенности все три элемента композиции церковного интерьера: пространство, каменную конструкцию и окна, — причем все эти три элемента даются в изумительной гармонии. Необычайная художественная сила, единство и последовательность готической архитектурной композиции стали возможны в ходе изобретения нервюрного свода и применения стрельчатой арки в качестве исходных пунктов всей конструктивной схемы архитектурного сооружения. Стрельчатые арки, перекрывающие корабли, или нефы (так называют основные, параллельные друг другу помещения собора; корабли пересекает поперечное помещение —трансепт, к нему примыкает с востока хор — обширный, разделенный колоннами зал, в котором находится алтарь и где совершались торжественные богослужения), пересекают друг друга, образуя так называемые крестовые своды. Ребра этих сводов укреплены утолщениями нервюр, и вся тяжесть перекрытий благодаря этому ложится на верхние точки столбов, на которые опираются сами нервюры. Но столбов не достаточно, чтобы удержать своды. Основная сила распора нервюрных сводов была вынесена искусными строителями готических соборов за пределы пространства церковной залы и не передавалась непосредственно на внутренние столбы или на утолщенную стену, как в романских храмах. При помощи добавочных подпорных арок (аркбутанов) она переносилась на громадные устои-контрформы, выложенные специально для этой цели с внешней стороны боковых стен собора. Создавалось впечатление, будто здание собора опирается на десятки костылей. Но все это видно лишь снаружи и сбоку, внутри же достигнуто впечатление непринужденности инженерных конструкций. Такая система дала возможность строить здание по принципу каркаса, основные элементы которого: столбы, лизепы — пучки тонких валиков, нервюры внутри здания, контрфорсы и аркбутаны снаружи. В результате достигается необычайная легкость архитектурной массы, при которой стена почти совсем исчезает, заменяясь огромными окнами. В готических постройках задача облегчения всего сооружения решается также с помощью применения огромных оконных проемов, которые, по сути, заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами: пронизанные солнечными лучами, они в наибольшей степени воплощали представления Средневековья об одухотворенности материи. Каждое из окон имело фигурное или орнаментальное изображение, составленное из разноцветных кусков стекла, скрепленных свинцовыми пластинками. Контраст между светом, обильно льющимся сверху в центральной части храма, дробящимся на радуги из сотен и тысяч цветных лучей, перекрещивающихся друг с другом, и полутьмой в боковых нефах придавал интерьеру причудливый, фантастический облик. Апофеоз готической мистики с ее добрыми и злыми силами (например, изображение ангелов и химер) сосредоточен в башенных окнах. Витраж открыл новые возможности для цветовых эффектов, в нем ярче всего проявилось торжество цвета и света. Из сохранившихся витражных ансамблей самый замечательный — капелла (часовня) Сен Шапель в Париже — включает 146 окон с 1359 различными сюжетами. Устремленность собора ввысь подчеркивают высокие башни со шпилями, расположенные с западной стороны храма, где находился главный вход (портал), а также над пересечением главного нефа (внутреннего продольного помещения) и трансепта (поперечного коридора, пересекающего неф ближе к алтарной части, расположенной на восточной стороне). Наблюдая ажурные башенки — пинак-ли, проходя через величественные порталы католических храмов, украшенные рельефами, созерцая обилие декоративной каменной резьбы, попадая в потоки «божественного» света, льющегося внутрь через огромные цветные окна, верующие словно оказывались в «граде небесном», символом которого и был призван стать готический храм. Строгая архитектурная красота готического собора, таинственное мерцание витражей, роскошное скульптурное убранство и драгоценность утвари подчинены одной цели — поэтизации литургии. Литургия объединяла вокруг себя целостный комплекс искусств: церковные здания, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты — все эти элементы входили в состав культа, являвшегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам. Сама организация собора имела священный смысл. Известно, что в средние века время и пространство не были ценностно-однородными. Так, запад одновременно для средневекового человека означал будущее, а, следовательно, имел и скрытый смысл «конца света», священное же прошлое присутствует в сознании средневекового человека на востоке. Поэтому средневековые строители ориентировались при строительстве соборов строго по сторонам света, а главный портал любого готического собора обязательно смотрит на запад. Исследователи проводят параллели между готической архитектурой и схоластической философией, переосмысливающей учение Аристотеля. Подобно энциклопедическим, всеобъемлющим построениям «высокой» схоластики, готический собор воплощал всю систему христианских знаний, выражая «зримую логику» космоса.
|
|||
|