|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 5 страницаСреди множества определений есть определение барокко как направления в европейской живописи, архитектуре, прикладном искусстве. Действительно, барокко ярче проявило себя в визуальных формах самовыражения. В то же время барокко — это мировоззрение, сформировавшееся под влиянием гуманистических сил культуры и ценностей эпохи Возрождения, от которых, однако, его отделяет глубокий духовный кризис, вызванный Реформацией. Барокко как тип мышления и мировоззрения получило наиболее широкое распространение в странах, где особенно активную роль играла католическая реакция. Барокко тесно связано с аристократическими кругами и церковью, это искусство было призвано прославлять и пропагандировать могущество феодальной знати и католической веры. Однако следует подчеркнуть, что барокко было не только инструментом контрреформации и феодальной реакции. В искусстве барокко нашли косвенное отражение и антифеодальные, протестантские и национально-освободительные движения народов против монархической тирании, внеся в него определенную струю демократически бунтарских устремлений. Барокко отразило душевные потрясения масс, измученных опустошительными войнами, общей неустойчивостью жизни, что нашло отражение в идее суетности, непостоянства мира. В высших слоях общества эта идея сочеталась с порывистой жаждой жизни и наслаждений (гедонистическое барокко). Барокко— динамичный, патетический стиль. Ему свойственны театральность, иллюзионизм, столкновение фантастики с реальностью, тенденции к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория), и одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Его отличало пристрастие к гиперболизму, антитезам, сложному метафоризму, экзотике, ко всему неслыханному и небывалому (сенсационное барокко). В нем допускалось произвольное слияние античной мифологии и христианской символики. Барокко широко оперировало идеями Платона и Аристотеля. Обращение к логике древних мыслителей породило риторическое барокко. Барокко обострило интерес к человеческой личности, измученной сложными и подчас неразрешимыми религиозными, этическими, социально-политическими конфликтами, что позволяет говорить о его трагическом гуманизме. С самого начала на искусстве барокко лежит тень разочарования. Любовь к театру и сценической метафоре выражает сознание того, что любое внешнее проявление иллюзорно. Восхваление правителей и героев в пьесах французского драматурга П. Корнеля, английского поэта Дж. Драйдена и немецкого писателя и драматурга А. Грифиуса, возможно, было попыткой отсрочить забвение, грозившее неизбежно поглотить всех, даже самых великих. Многоцветная, сверкающая и жизнерадостная литература эпохи барокко могла быть и другой — темной и пронзительной. «Каждое мгновение жизни — шаг к смерти», — произносит римский император Тит в последнем акте поздней трагедии Корнеля «Тит и Вероника». Люди эпохи барокко никогда не забывали, что жизнь случайна и коротка, особенно по сравнению с бесконечностью и неотвратимостью смерти. Война, голод, чума были привычны для людей того времени. Тридцатилетняя война (1618-1648) разоряла германоязычные страны Европы, в Лондоне и других городах вспыхнула эпидемия чумы. Тема бренности пронизывает поэзию, наполняет размышления писателей, рождая в них мистический страх. Знание, что жизнь окончится, как сон, открывало истинный ее смысл и цену для тех, кому улыбалась удача. Эпоху барокко называли «золотым веком искусства часовщиков». Обостренное ощущение быстротекущего времени — тема, часто встречающаяся в произведениях великих писателей тех лет. Наивысшего напряжения барокко достигает в культовых, церковных постройках. Скульптура и живопись, играющие в сооружениях этого времени очень большую роль, переплетаясь между собой и нередко заслоняя или деформируя архитектурные формы, способствовали созданию впечатления декоративной насыщенности и великолепия. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Примером стиля барокко может служить «вечный город» — Рим. Рим нельзя себе представить без овальной площади перед собором святого Петра, обнесенной колоннадой; площади Пьяца дель Пополо; без широкой Испанской лестницы, которая зигзагами поднимается на холм к двухбашенной церкви; без пышного фонтана Треви; без мрачного великолепия многочисленных католических церквей. Все это — барочные сооружения, дух европейского барокко. Центральной фигурой на родине барокко — Италии — является Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Он был не только крупным архитектором, но и самым крупным скульптором XVII в., а также живописцем. В работе со скульптурной моделью Бернини применял дотоле невиданный метод работы: художник требовал, чтобы модель двигалась, «разговаривала», давала волю темпераменту. С этим была связана сущность художественного метода Бернини, которого интересовало не столько изображение самого человека, сколько состояния, в которых он находится. В бюсте кардинала Боргезе Бернини подчеркивает мимолетную ситуацию и жизнерадостность модели — в мимике, повороте головы. Для стиля барокко в живописи характерны эффектные композиции, парадные портреты. Это прежде всего работы голландцев П. Рубенса «Персей и Андромеда», целая серия монументальных полотен «История Марии Медичи», «Камеристка»; А. Ван Дейка «Карл I на охоте», его автопортреты; итальянца М. Караваджо «Положение во гроб», «Поклонение пастухов». Испанское барокко дало миру целый ряд великолепных художников. Среди них X. Рибера, Ф. Сурбаран, Д. Веласкес, Б. Э. Мурильо и другие. Большое значение для развития художественной системы барокко имело искусство их предшественника, гениального художника XVI в. Эль Греко. В целом искусство испанского барокко отличают суровость и трагичность. Подлинные художники мучительно переживали кризис Ренессанса и искали пути сохранения важнейших гуманистических ценностей. Представляя мир дисгармоничным и неустойчивым, полным хаоса, они, тем не менее, верили в возможности человека. Основываясь на эмоционально-конкретных чувственных постулатах католицизма, барокко в то же время опирается на полноту и красочность земной жизни. Отсюда — поэтика контрастов, свойственная эстетике барокко и реализовавшаяся в философской формуле «земля — небо». Музыка, являясь неотъемлемой частью театра — одного из основных компонентов культуры барокко, активно осваивает жанры танца и песни. В результате культовое и светское искусство постепенно уравновешиваются в своем общественном значении, а синтез духовных и светских жанров, например, в германском барокко, породил такие шедевры, как свободные обработки хоралов в кантатах И. С. Баха, его же оркестровые концерты. Сама личность музыканта-артиста, покоряющего и возбуждающего чувства масс, начинает выдвигаться на первый план, уподобляясь нередко личности оратора или проповедника. Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — теоретическое направление в психологии, возникшее в конце XIX — начале XX вв. и сделавшее основным предметом изучения поведение организма в среде. Поведение рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних стимулов. Боярская дума — 1) в Киевском государстве совещательный орган при князе, состоящий из членов старшей дружины и других близких к князю лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве конца XV — начала XVIII вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики. Буддизм — одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. Основателем является индийский принц Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н. э.), впоследствии прозванный Будда, т. е. просветленный. Бу-дизм распространился в Центральной и Юго-Восточной Азии. К. Ясперс с появлением буддизма связывал духовный переворот, названный им «осевым временем». Предпосылками появления буддизма стало разочарование части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также определенные противоречия и конфликты между брахманами (жречеством) и кшатриями (воинами), представлявшими светскую власть древнеиндийских царей. Именно из касты кшатриев и происходил принц Гаутама, великое предназначение которого было предсказано еще до его рождения. Согласно традиционным жизнеописаниям Будды, до 29 лет он жил в роскоши и неге и будучи огражден от забот и тревог внешнего мира, не знал о печалях и тяготах жизни. Но однажды, отправившись на охоту, он увидел похоронную процессию, прокаженного, нищего и мудреца. Эти четыре встречи потрясли Гаутаму. Созерцание страданий, переполняющих жизнь, привело его к осознанию конечности существования, неизбежности болезни и смерти, мимолетности и призрачности богатства и знатности. Единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них — путь самоуглубления и самопознания. С этого момента принц Гаутама порывает со своей благополучной жизнью и начинает поиск истины, погрузившись в глубокое самосозерцание. И однажды ему открылись Четыре Благородные Истины о страдании, причинах страдания, прекращении страдания и пути, ведущем к прекращению страданий. Сам же он достиг состояния нерушимого покоя — нирваны, и стал Буддой Шакьямуни («просветленным из рода шакьев»). Он проповедовал свое учение на Северо-Востоке Индии более сорока лет, и в возрасте около 80 лет закончилась его последняя жизнь. Он погрузился в состояние вечной нирваны, которое не может быть ни описано, ни представлено, в котором нет места страданию, его заменило высшее блаженство. Прах Будды был разделен на части, помещенные в особые реликварии — ступы, культовые сооружения сферической или конусовидной формы. Как религиозно-философская система буддизм исторически представлен в виде различных течений и направлений. Тем не менее, существуют основные идеи, характерные для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть различным). Основу буддизма составляет «учение о четырех благородных истинах»: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Согласно буддизму, все в мире преходяще, непостоянно, а потому полно страдания, скорби и неудовлетворенности. Человек — самое совершенное существо, только он может достичь высшего состояния нирваны (просветления, полностью оторваться от мира телесного, материального). Вместе с нирваной человек достигает бессмертия, прекращения вечного круговорота страданий (сансары). Буддизм предстает как своеобразный путь преобразования человека из существа страдающего и несчастного в существо свободное и совершенное. Причиной страданий являются желания, влечения, именно они руководят поступками человека и определяют его карму («действие») — благую или неблагую в зависимости от характера совершаемых действий. В свою очередь карма определяет форму последующей жизни. Этот круговорот жизни (рождений — смертей — перерождений), называемый во многих индийских религиях сансарой, мучителен и вечен. Поэтому буддизм, как и другие религии Индии, ставит своей целью выход из круговорота сансары и освобождение от него, обретение свободы от страданий, на которые обречено любое живое существо. При этом только человек способен порождать карму, и соответственно, отвечать за свои поступки, а другие живые существа — результат предыдущих существований. Поэтому лишь человек может достичь освобождения от страданий — нирваны («угасание»). Нирвана понимается не как смерть, а как состояние, в котором угасают, успокаиваются страсти, привязанности, желания, являющиеся причинами страданий, а с исчезновением причины страдания исчезает и само страдание. К прекращению страданий ведет особый восьмеричный путь, включающий правильное воззрение, правильную решимость, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усердие, правильное памятование, правильное сосредоточение. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и высшего существа. Буржуа — (франц.; нем. — бюргер) — горожанин в странах средневековой Европы; представители класса буржуазии — общественного класса собственников капитала, средств производства, существующих на доходы, получаемые в результате торговой, промышленной, кредитно-финансовой и другой предпринимательской деятельности. Буржуазия возникла в условиях феодального общества, в ходе революций и реформ XVI-XIX вв. получила значительное экономическое и политическое влияние, способствовала формированию и утверждению индустриального общества и рыночной экономики, либеральных и демократических ценностей.
В Веды— памятник древнеиндийской культуры (конец II - начало I тыс. до н. э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. В., или ведическая литература, распадается на 4 сборника: 1) Ригведа (веда гимнов); 2) Сасаведа (жертвенные песни); 3) Яджурведа (жертвенные изречения); 4) Атхарваведа (песни-заклинания). К этим текстам позже присоединились и теологические трактаты — брахманы и упанишады. В. — источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии. Вестернизация(от нем. west — запад) — приобщение к социокультурному опыту западных стран каких-либо обществ, изначально не принадлежащих к данному типу развития, использование в качестве образца западной модели развития; полное или частичное заимствование форм заладнохристианской культурной традиции. Историческим примером вестернизации служит русское общество эпохи реформ Петра I, переориентировавшего развитие России на западно-европейский путь. Под вестрнизацией следует понимать, во-первых, не навязывание западными странами своих норм и традиций, например, в процессе колонизации европейцами Америки, Индии, Африки, а добровольное принятие элементов западной культуры другими народами; во-вторых, не просто усвоение западных технологий и организационных форм производства, но всего комплекса социокультурных норм: демократических и либеральных ценностей, включающих приоритет прав человека, создание социальных условий для самореализации личности, религиозную, национальную толерантность, свободу информации и творчества и т. д. Интенсивность процесса вестернизации определяется уровнем восприимчивости общества к новой информации в целом, возможностью реализации элементов западной культуры в условиях конкретного общества, степенью консервативности и приверженности традиционным национальным и религиозным ценностям. Сопротивление процессам вестернизации обусловлено, прежде всего, опасениями со стороны представителей социальной-политической и религиозной элит утраты занимаемых ими социальных позиций и влияния на общество, а также тех слоев, которые осознают свою неконкурентоспособность в условиях свободного рынка. «Вехи» — «Сборник статей о русской интеллигенции» (Москва, 1909), выпущенный группой российских религиозных философов и публицистов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский), выступивших с критикой идеологии и практических установок революционной, социалистически настроенной интеллигенции — атеистического материализма, политического радикализма, идеализации народа (в марксизме — пролетариата) и т. п. «Вехи» провозглашали примат духовной жизни над общественной: «внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия». Вече — открытое народное собрание на Руси в X-XTV вв., ограничивающее власть князя и боярской аристократии. В основном вече решало экстренные вопросы: войны и мира, изгнания или призвания князя — принимало законы, заключало договоры с другими землями. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV - начала XVI вв. Вечевые традиции продолжали существовать в формах народного самоуправления вплоть до XX века: казачий «круг», сходки крестьянского «мира» (общины) и т. п. Византийский стиль в искусстве. К V веку н.э. Византия вырабатывает свой собственный стиль, очищенный от инородных влияний. Иконопись как особый вид христианского искусства появилась в V в. Церковь санкционировала ее существование в VI в. Как предмет культа икона получила особое значение у восточных (православных) христиан. Но случилось это далеко не сразу. Причиной был официальный запрет изображения Бога (императорский указ 572 года) и движение иконоборчества (726-843 гг.), запрещавшего иконопочитание. Этим был вызван упадок традиций изобразительного искусства византийской культуры, в частности, почти приостановилось развитие иконографии. Однако именно в этот период произошло формирование византийской теории образа, изображения, иконы. Впоследствии на этой основе сформировалась прочная теоретическая база всего византийского, а вслед за ним и старославянского, и древнегрузинского, и, отчасти, средневекового западного искусства. Противники икон опирались на библейскую идею о том, что Бог есть дух и его никто не видел, и на заповедь: «Не делай себе кумира из никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли». Прежде всего, иконоборцы отвергали антропоморфные изображения Христа. Для убранства храмов предлагали только светские мотивы: растительные орнаменты, животных, птиц, рыб и т. п. Сторонники противоположного направления — иконо-почитатели — показывали, для чего нужно изображать Христа, хотя в своей аргументации были отнюдь не едины. Среди первых защитников образа в иконописи был известный византийский богослов, философ и поэт Иоанн Дамаскин (около 675-754). По Дамаскину, сущностной характеристикой образа является подобие его прототипу по основным его параметрам, образ близок к оригиналу, но не является его копией. Дамаскин считал, что изображено может быть практически все — весь универсум, и прежде всего все, видимое глазу. Что касается образа Бога, то невидимого и неописуемого Бога изобразить невозможно, но воплотившегося Бога, принявшего человеческую плоть, не только можно, но и необходимо изображать. Так, ико-нопочитатели доказывали, что Писание запрещает изображать только «Бога бестелесного, невидимого», и призывали живописцев изображать все основные события из земной жизни Христа. Уже в это время складывается устойчивая иконографическая традиция, имеющая четкий канон изображения. Основные сюжеты иконописи — рождение Христа от Девы, крещение в Иордане, преображение на Фаворе, страдания, смерть и символы его божественной природы — спасительный крест, гроб, воскресение и т. п. Иконы служили доказательством воплощения Сына Божия, считались доказательством христологического догмата. Наиболее значимые фигуры композиции (Христос, Богоматерь, святые) изображались обычно во фронтальном положении. Окружающие их фигуры располагались в более свободных позах, чем подчеркивалась особая значимость, иерархичность центральных фигур. Для передачи же эмоциональных, преходящих настроений и переживаний часто использовали неодушевленные предметы. В профиль изображались отрицательные персонажи (Иуда, Сатана), второстепенные персонажи и животные. Композиции в византийской живописи строились по принципу максимальной статичности и устойчивости, что выражало непреходящую значимость событий, их вневре-менность. Композиционным центром многих изображений выступала голова (или нимб) главной фигуры, независимо от ее размера. Византийские мастера для организации художественного пространства не пользовались прямой перспективой: ее разработали только творцы Возрождения. Прямая перспектива имеет точку схода в глубине пространства и над предметом. Византийцы применяли так называемую обратную перспективу (в противоположность прямой перспективе); в этой системе изображения живописного пространства перспектива имеет точку схода в пространстве зрителя и под предметом. Пространственная система оказывается как бы вывернутой, обращенной. Здесь доминировало стремление выделить центральный персонаж различием масштабов и ориентацией на него пространства, желание усилить контакт зрителя с изображением. Этой же задаче было подчинено применение золотого фона, который делал обратную перспективу наиболее выразительной. В использовании цвета также существовали строгце каноны. Пурпурный цвет — важнейший в византийской культуре, цвет божественного и императорского достоинства. Только василевс (этим титулом именовались императоры с первой половины VII века) восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапоги, подписывался пурпурными чернилами. Только Богоматерь в знак особого почтения изображалась в пурпурных одеждах. Красный цвет — одновременно и символ жизни, и цвет крови, прежде всего крови Христа, цвет огня, пламени — очищающего и карающего. Белый цвет часто противостоит красному как символ божественного цвета. По отношению к этому цвету в византийской культуре сохранилась античная символика. Белый цвет имел значение чистоты и святости, отрешенности от мирского. На иконах святые и праведники изображались в хитонах из белых льняных тканей. Черный цвет — противоположность белому, это знак смерти, конца земного, символ могилы и ада. Такое противопоставление характерно для многих культур. Зеленый цвет — символ юности, цветения, символ земного, в отличие от небесно-пурпурного, голубого, золотого. Синий и голубой в византийской символике — знаки потустороннего мира. К XI в. утвердившийся византийский стиль получил широкое распространение на окраинах империи. Мозаики Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра знаменуют отказ византийских мастеров от античных традиций. Образы становятся аскетичными, в них не остается места ни только чувственному, но и эмоциональному началу. Преобладающей становится усложненная символика и глубокая духовность. Из изобразительного искусства монументальная скульптура практически исчезает. Внутренний облик храма формировался при помощи иных художественных средств: множество лампад и свечей озаряли яркими отблесками мозаики, многоцветные мраморные колоннады и драгоценную утварь; лики святых на иконах сообщали всей этой завораживающей красоте смысл и духовность. Византийский тип культуры. В истории мировой культуры Византия — первая христианская империя, православная держава, открывающая эру европейского Средневековья. Самое древнее и долговечное средневековое государство, Византия в течение многих столетий была могущественнейшей страной христианского мира, очагом многогранной, выдающейся цивилизации. Сегодня на территории, некогда принадлежавшей Византийской империи, располагаются 26 различных государств. Хрестоматийная дата, которую принято считать концом истории Древнего мира, — 476 год, год падения Западной Римской империи. Более жизнеспособными в период кризиса, охватившего империю в III веке, оказались восточные провинции. Именно здесь, на месте древнегреческого города Византия в 330 г. император Константин I возводит столицу и называет ее в честь своего имени. Константинополь отличался выгодным географическим положением и естественными укреплениями, которые сделали его практически неприступным единым политическим и культурным центром восточной империи. После разделения империи в составе ее восточной части оказались Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, острова Кипр и Крит, территории в Месопотамии, в Крыму и на Кавказе. Культура Византии не имеет восходящей линии развития. Более чем тысячелетняя история Византии — это почти беспрерывная серия кризисов, часто ставивших империю на грань катастрофы. Натиски внешних врагов бесконечны: IV век — готы, V век — гунны, вандалы, VI век — славяне, начиная с VII века — арабы, персы, половцы и т. д. Тем не менее, периодизацию византийской культуры можно обозначить. Первый период (IV в. — середина VII в. н. э.) — переходный от античной к средневековой культуре (протови-зантийский) период. Четкой грани между позднеантич-ной и византийской культурой нет. Несмотря на кризис античного общества, в Византии сохраняются его основные элементы, к тому же протовизантийская культура носит еще городской характер. Для этого периода характерны становление христианского богословия и разработка христианских художественных идеалов. При этом Византия активно использует достижения научной мысли древних греков и римлян, а также сохраняет античные темы и образы наряду с новыми христианскими. Второй период (середина VII в. — середина IX в.) характеризуется культурным спадом, который связан с экономическим упадком, аграризацией городов, потерей Византийских восточных провинций и крупных центров. Большинство населения было безграмотным, научные достижения были совершены лишь в области военного дела, так, например, был изобретен «греческий огонь» — жидкая горючая смесь для поджигания вражеских кораблей. Это изобретение не раз приносило победы императорскому флоту. Третий период (середина IX-XII вв.) — культурный подъем, его называют по имени правящей династии, временем «македонского возрождения» культуры. Еще в VIII в. она стала по преимуществу грекоязычной. «Возрождение» было весьма своеобразным: оно основывалось на официальном строго систематизированном богословии. Четвертый период (XIII в. — середина XV в.) — период политического и экономического упадка. В это время Византия делала попытки преодоления средневекового мировоззрения и средневековых эстетических принципов. С 1261 г. культуру поздней Византии характеризуют как «палеологовское возрождение». Это был новый яркий расцвет византийской культуры, отмеченный, однако, особенно резкими противоречиями. Таким образом, Византийское государство возникло в IV веке при распаде Римской империи в ее восточной части и просуществовало до середины XV века. Временем наивысшего расцвета Византии были IX-XII вв. — именно в этот период формируется так называемый византизм — совокупность политических, этнографических, культурных и религиозных особенностей византийской империи. Характерными чертами византизма являются: 1)синтез Востока и Запада, античной культуры, христианской, иудейской, иранской и отчасти — славяно-германской; 2)многонациональный характер — борьба за реальное политическое влияние в империи между национальными группами и социальными слоями. Византиябыла многонациональным образованием: там проживали греки, римляне, армяне, славяне, грузины, фракийцы, копты и другие. При этом в Византии не существовало закона о престолонаследии, поэтому византийский престол занимали в разное время представители различных наций; 3)жесткая государственность — византизм нашел свое отражение в высокоразвитой государственности, построенной на идее абсолютной авторитарности и полном подчинении отдельной личности государству; 4)союз государства и церкви. Нельзя не отметить, что именно Византия явилась наследницей и преемницей античной культуры. Византийцы называли свое государство Ромейским (римским) царством, Константинополь— «Новым Римом», своего императора считали законным наследником римских цесарей. И действительно, когда в 476 году под натиском варваров пала Западная Римская империя, знаки императорского достоинства были отосланы в Константинополь. Фактически на протяжении всего периода Средневековья Константинополь оставался первым городом христианского и мусульманского мира, что способствовало распространению влияния византийской культуры на многие народы. Взяв за основу два главных принципа власти Запада и Востока, Византия создала свою уникальную модель. Восточный деспот — обожествленный хозяин государства, римский владыка — слуга закона. Главный принцип византийского правления — централизованное государство с «Единым законом». Не случайно именно в Византии сохранили и записали Римское право, благодаря чему оно сохранилось до наших дней. Опираясь на античные представления о сути прекрасного, византийская художественная система трансформировала их в духе христианского вероучения. В византийской архитектуре был создан новый тип церковного здания крестово-купольный, идеально отвечающий требованиям ритуала христианского богослужения. Здесь же возникает основной тип средневековой живописи — икона. Славу византийского искусства подкрепляют замечательные книжные миниатюры и произведения прикладного искусства. Разработанный здесь много веков назад принцип оформления книги — «кодекса» (собранной воедино на клею) широко используется в современном книгоиздании. От западноевропейской культуры византийская культура отличается: а) устойчивым сохранением античных традиций в просвещении, науке, литературе, изобразительном искусстве, быте. В византийской культуре нет четкой грани между позднеантичной и чисто византийской: существовалдлительный переход, когда античные принципы, тематика и жанры, если не господствовали, то сосуществовали с новыми принципами; б) культом императора как сакральной фигуры (земного божества), требующего поклонения в формах особыхцеремоний, обрядов, одежды; в) унификацией научного и художественного творчества, чему способствовала бюрократическая централизация византийского государства. Византийская империя просуществовала чуть более тысячи лет, создав самобытную неповторимую культуру. В 1453 г., когда турками-османами был взят Константинополь, Византия прекратила свое существование, но ее культура нашла мощное продолжение и в Западной Европе, и особенно в России. Из Византии на Русь пришла философская и религиозная литература, красота храмов, иконография, монументальная живопись. Разработанные византийскими теологами, ее каноны в течение долгих лет были целиком восприняты на Руси и закреплены церковными постановлениями.
|
|||
|