Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 5 страница



Среди множества определений есть определение ба­рокко как направления в европейской живописи, архи­тектуре, прикладном искусстве. Действительно, барокко ярче проявило себя в визуальных формах самовыраже­ния. В то же время барокко — это мировоззрение, сфор­мировавшееся под влиянием гуманистических сил куль­туры и ценностей эпохи Возрождения, от которых, однако, его отделяет глубокий духовный кризис, вызванный Ре­формацией.

Барокко как тип мышления и мировоззрения получило наиболее широкое распространение в странах, где особен­но активную роль играла католическая реакция. Барокко тесно связано с аристократическими кругами и церковью, это искусство было призвано прославлять и пропагандиро­вать могущество феодальной знати и католической веры. Однако следует подчеркнуть, что барокко было не только инструментом контрреформации и феодальной реакции. В искусстве барокко нашли косвенное отражение и анти­феодальные, протестантские и национально-освободитель­ные движения народов против монархической тирании, внеся в него определенную струю демократически бунтар­ских устремлений. Барокко отразило душевные потрясе­ния масс, измученных опустошительными войнами, общей неустойчивостью жизни, что нашло отражение в идее суетно­сти, непостоянства мира. В высших слоях общества эта идея сочеталась с порывистой жаждой жизни и наслаждений (гедонистическое барокко).

Барокко— динамичный, патетический стиль. Ему свойственны театральность, иллюзионизм, столкновение фантастики с реальностью, тенденции к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культо­вая музыка, оратория), и одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Его отличало при­страстие к гиперболизму, антитезам, сложному метафоризму, экзотике, ко всему неслыханному и небывалому (сенсационное барокко). В нем допускалось произвольное слияние античной мифологии и христианской символи­ки. Барокко широко оперировало идеями Платона и Ари­стотеля. Обращение к логике древних мыслителей поро­дило риторическое барокко.

Барокко обострило интерес к человеческой личности, измученной сложными и подчас неразрешимыми религи­озными, этическими, социально-политическими конфлик­тами, что позволяет говорить о его трагическом гуманиз­ме. С самого начала на искусстве барокко лежит тень ра­зочарования. Любовь к театру и сценической метафоре выражает сознание того, что любое внешнее проявление иллюзорно. Восхваление правителей и героев в пьесах французского драматурга П. Корнеля, английского поэта Дж. Драйдена и немецкого писателя и драматурга А. Грифиуса, возможно, было попыткой отсрочить забвение, гро­зившее неизбежно поглотить всех, даже самых великих. Многоцветная, сверкающая и жизнерадостная литерату­ра эпохи барокко могла быть и другой — темной и прон­зительной. «Каждое мгновение жизни — шаг к смерти», — произносит римский император Тит в последнем акте позд­ней трагедии Корнеля «Тит и Вероника».

Люди эпохи барокко никогда не забывали, что жизнь случайна и коротка, особенно по сравнению с бесконечно­стью и неотвратимостью смерти. Война, голод, чума были привычны для людей того времени. Тридцатилетняя война (1618-1648) разоряла германоязычные страны Европы, в Лондоне и других городах вспыхнула эпидемия чумы. Тема бренности пронизывает поэзию, наполняет размышления писателей, рождая в них мистический страх. Знание, что жизнь окончится, как сон, открывало истинный ее смысл и цену для тех, кому улыбалась удача. Эпоху барокко называ­ли «золотым веком искусства часовщиков». Обостренное ощущение быстротекущего времени — тема, часто встреча­ющаяся в произведениях великих писателей тех лет.

Наивысшего напряжения барокко достигает в культо­вых, церковных постройках. Скульптура и живопись, играющие в сооружениях этого времени очень большую роль, переплетаясь между собой и нередко заслоняя или деформируя архитектурные формы, способствовали созда­нию впечатления декоративной насыщенности и велико­лепия. Для архитектуры барокко характерны простран­ственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Примером стиля барокко может служить «вечный город» — Рим. Рим нельзя себе пред­ставить без овальной площади перед собором святого Пет­ра, обнесенной колоннадой; площади Пьяца дель Пополо; без широкой Испанской лестницы, которая зигзагами под­нимается на холм к двухбашенной церкви; без пышного фонтана Треви; без мрачного великолепия многочислен­ных католических церквей. Все это — барочные сооруже­ния, дух европейского барокко.

Центральной фигурой на родине барокко — Италии — является Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Он был не только крупным архитектором, но и самым крупным скульптором XVII в., а также живописцем. В работе со скульптурной моделью Бернини применял дотоле неви­данный метод работы: художник требовал, чтобы модель двигалась, «разговаривала», давала волю темпераменту. С этим была связана сущность художественного метода Бернини, которого интересовало не столько изображение самого человека, сколько состояния, в которых он нахо­дится. В бюсте кардинала Боргезе Бернини подчеркивает мимолетную ситуацию и жизнерадостность модели — в ми­мике, повороте головы.

Для стиля барокко в живописи характерны эффект­ные композиции, парадные портреты. Это прежде всего работы голландцев П. Рубенса «Персей и Андромеда», целая серия монументальных полотен «История Марии Медичи», «Камеристка»; А. Ван Дейка «Карл I на охоте», его автопортреты; итальянца М. Караваджо «Положение во гроб», «Поклонение пастухов». Испанское барокко дало миру целый ряд великолепных художников. Среди них

X. Рибера, Ф. Сурбаран, Д. Веласкес, Б. Э. Мурильо и другие. Большое значение для развития художественной системы барокко имело искусство их предшественника, гениального художника XVI в. Эль Греко. В целом искус­ство испанского барокко отличают суровость и трагичность. Подлинные художники мучительно переживали кризис Ренессанса и искали пути сохранения важнейших гума­нистических ценностей. Представляя мир дисгармонич­ным и неустойчивым, полным хаоса, они, тем не менее, верили в возможности человека.

Основываясь на эмоционально-конкретных чувствен­ных постулатах католицизма, барокко в то же время опи­рается на полноту и красочность земной жизни. Отсю­да — поэтика контрастов, свойственная эстетике барок­ко и реализовавшаяся в философской формуле «земля — небо».

Музыка, являясь неотъемлемой частью театра — одно­го из основных компонентов культуры барокко, активно осваивает жанры танца и песни. В результате культовое и светское искусство постепенно уравновешиваются в сво­ем общественном значении, а синтез духовных и светс­ких жанров, например, в германском барокко, породил та­кие шедевры, как свободные обработки хоралов в кантатах И. С. Баха, его же оркестровые концерты. Сама личность музыканта-артиста, покоряющего и возбуждающего чувства масс, начинает выдвигаться на первый план, уподобляясь нередко личности оратора или проповедника.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — тео­ретическое направление в психологии, возникшее в кон­це XIX — начале XX вв. и сделавшее основным предме­том изучения поведение организма в среде. Поведение рас­сматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него вне­шних стимулов.

Боярская дума — 1) в Киевском государстве совеща­тельный орган при князе, состоящий из членов старшей дружины и других близких к князю лиц; 2) в период фе­одальной раздробленности совет знатных вассалов при кня­зе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском цент­рализованном государстве конца XV — начала XVIII вв. постоянный сословно-представительный орган аристокра­тии при великом князе (царе) законосовещательного ха­рактера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней по­литики.

Буддизм — одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. Основателем является индийский принц Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н. э.), впоследствии прозванный Будда, т. е. просветленный. Бу-дизм распространился в Центральной и Юго-Восточной Азии.

К. Ясперс с появлением буддизма связывал духовный переворот, названный им «осевым временем». Предпо­сылками появления буддизма стало разочарование части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также оп­ределенные противоречия и конфликты между брахма­нами (жречеством) и кшатриями (воинами), представляв­шими светскую власть древнеиндийских царей. Именно из касты кшатриев и происходил принц Гаутама, вели­кое предназначение которого было предсказано еще до его рождения.

Согласно традиционным жизнеописаниям Будды, до 29 лет он жил в роскоши и неге и будучи огражден от забот и тревог внешнего мира, не знал о печалях и тяго­тах жизни. Но однажды, отправившись на охоту, он уви­дел похоронную процессию, прокаженного, нищего и муд­реца. Эти четыре встречи потрясли Гаутаму. Созерцание страданий, переполняющих жизнь, привело его к осозна­нию конечности существования, неизбежности болезни и смерти, мимолетности и призрачности богатства и знат­ности. Единственный путь к постижению причин страда­ний и способа избавления от них — путь самоуглубления и самопознания. С этого момента принц Гаутама порыва­ет со своей благополучной жизнью и начинает поиск ис­тины, погрузившись в глубокое самосозерцание. И однаж­ды ему открылись Четыре Благородные Истины о страда­нии, причинах страдания, прекращении страдания и пути, ведущем к прекращению страданий. Сам же он достиг состояния нерушимого покоя — нирваны, и стал Буддой Шакьямуни («просветленным из рода шакьев»). Он про­поведовал свое учение на Северо-Востоке Индии более со­рока лет, и в возрасте около 80 лет закончилась его послед­няя жизнь. Он погрузился в состояние вечной нирваны, которое не может быть ни описано, ни представлено, в ко­тором нет места страданию, его заменило высшее блажен­ство. Прах Будды был разделен на части, помещенные в особые реликварии — ступы, культовые сооружения сфе­рической или конусовидной формы.

Как религиозно-философская система буддизм истори­чески представлен в виде различных течений и направле­ний. Тем не менее, существуют основные идеи, характер­ные для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть различным). Основу буддизма составляет «уче­ние о четырех благородных истинах»: существует страда­ние, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Согласно буддизму, все в мире преходяще, непостоянно, а потому полно страдания, скорби и неудовлетвореннос­ти. Человек — самое совершенное существо, только он может достичь высшего состояния нирваны (просветле­ния, полностью оторваться от мира телесного, материаль­ного). Вместе с нирваной человек достигает бессмертия, прекращения вечного круговорота страданий (сансары). Буддизм предстает как своеобразный путь преобразования человека из существа страдающего и несчастного в суще­ство свободное и совершенное. Причиной страданий явля­ются желания, влечения, именно они руководят поступ­ками человека и определяют его карму («действие») — благую или неблагую в зависимости от характера совер­шаемых действий. В свою очередь карма определяет фор­му последующей жизни. Этот круговорот жизни (рожде­ний — смертей — перерождений), называемый во мно­гих индийских религиях сансарой, мучителен и вечен. Поэтому буддизм, как и другие религии Индии, ставит своей целью выход из круговорота сансары и освобожде­ние от него, обретение свободы от страданий, на которые обречено любое живое существо. При этом только чело­век способен порождать карму, и соответственно, отве­чать за свои поступки, а другие живые существа — ре­зультат предыдущих существований. Поэтому лишь че­ловек может достичь освобождения от страданий — нирваны («угасание»). Нирвана понимается не как смерть, а как состояние, в котором угасают, успокаиваются стра­сти, привязанности, желания, являющиеся причинами страданий, а с исчезновением причины страдания исчеза­ет и само страдание.

К прекращению страданий ведет особый восьмерич­ный путь, включающий правильное воззрение, правиль­ную решимость, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усердие, правиль­ное памятование, правильное сосредоточение. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и мате­рии, нет бога как творца и высшего существа.

Буржуа — (франц.; нем. — бюргер) — горожанин в стра­нах средневековой Европы; представители класса буржуа­зии — общественного класса собственников капитала, средств производства, существующих на доходы, получа­емые в результате торговой, промышленной, кредитно-фи­нансовой и другой предпринимательской деятельности. Буржуазия возникла в условиях феодального общества, в ходе революций и реформ XVI-XIX вв. получила значи­тельное экономическое и политическое влияние, способ­ствовала формированию и утверждению индустриального общества и рыночной экономики, либеральных и демок­ратических ценностей.

 

В

Веды— памятник древнеиндийской культуры (ко­нец II - начало I тыс. до н. э.) на древнеиндийском (ве­дийском) языке. В., или ведическая литература, распада­ется на 4 сборника: 1) Ригведа (веда гимнов); 2) Сасаведа (жертвенные песни); 3) Яджурведа (жертвенные изречения); 4) Атхарваведа (песни-заклинания). К этим текстам поз­же присоединились и теологические трактаты — брахма­ны и упанишады. В. — источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.

Вестернизация(от нем. west — запад) — приобщение к социокультурному опыту западных стран каких-либо обществ, изначально не принадлежащих к данному типу развития, использование в качестве образца западной мо­дели развития; полное или частичное заимствование форм заладнохристианской культурной традиции. Историческим примером вестернизации служит русское общество эпохи реформ Петра I, переориентировавшего развитие России на западно-европейский путь. Под вестрнизацией следует понимать, во-первых, не навязывание западными страна­ми своих норм и традиций, например, в процессе колони­зации европейцами Америки, Индии, Африки, а добро­вольное принятие элементов западной культуры другими народами; во-вторых, не просто усвоение западных техно­логий и организационных форм производства, но всего ком­плекса социокультурных норм: демократических и либе­ральных ценностей, включающих приоритет прав челове­ка, создание социальных условий для самореализации личности, религиозную, национальную толерантность, свободу информации и творчества и т. д. Интенсивность процесса вестернизации определяется уровнем восприим­чивости общества к новой информации в целом, возмож­ностью реализации элементов западной культуры в ус­ловиях конкретного общества, степенью консервативно­сти и приверженности традиционным национальным и религиозным ценностям. Сопротивление процессам вес­тернизации обусловлено, прежде всего, опасениями со стороны представителей социальной-политической и ре­лигиозной элит утраты занимаемых ими социальных по­зиций и влияния на общество, а также тех слоев, кото­рые осознают свою неконкурентоспособность в условиях свободного рынка.

«Вехи» — «Сборник статей о русской интеллигенции» (Москва, 1909), выпущенный группой российских религи­озных философов и публицистов (Н. А. Бердяев, С. Н. Бул­гаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк, М. О. Гершензон, А. С. Из­гоев, Б. А. Кистяковский), выступивших с критикой идеологии и практических установок революционной, со­циалистически настроенной интеллигенции — атеистиче­ского материализма, политического радикализма, идеализа­ции народа (в марксизме — пролетариата) и т. п. «Вехи» про­возглашали примат духовной жизни над общественной: «внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия».

Вече — открытое народное собрание на Руси в X-XTV вв., ограничивающее власть князя и боярской аристократии. В основном вече решало экстренные вопросы: войны и мира, изгнания или призвания князя — принимало законы, зак­лючало договоры с другими землями. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV - начала XVI вв. Вечевые традиции продолжали существовать в формах на­родного самоуправления вплоть до XX века: казачий «круг», сходки крестьянского «мира» (общины) и т. п.

Византийский стиль в искусстве. К V веку н.э. Визан­тия вырабатывает свой собственный стиль, очищенный от инородных влияний. Иконопись как особый вид христиан­ского искусства появилась в V в. Церковь санкционирова­ла ее существование в VI в. Как предмет культа икона по­лучила особое значение у восточных (православных) хрис­тиан. Но случилось это далеко не сразу. Причиной был официальный запрет изображения Бога (императорский указ 572 года) и движение иконоборчества (726-843 гг.), запрещавшего иконопочитание. Этим был вызван упадок традиций изобразительного искусства византийской куль­туры, в частности, почти приостановилось развитие ико­нографии.

Однако именно в этот период произошло формирова­ние византийской теории образа, изображения, иконы. Впоследствии на этой основе сформировалась прочная те­оретическая база всего византийского, а вслед за ним и старославянского, и древнегрузинского, и, отчасти, сред­невекового западного искусства.

Противники икон опирались на библейскую идею о том, что Бог есть дух и его никто не видел, и на заповедь: «Не делай себе кумира из никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли». Прежде всего, иконоборцы отвергали ант­ропоморфные изображения Христа. Для убранства хра­мов предлагали только светские мотивы: растительные орнаменты, животных, птиц, рыб и т. п.

Сторонники противоположного направления — иконо-почитатели — показывали, для чего нужно изображать Христа, хотя в своей аргументации были отнюдь не еди­ны. Среди первых защитников образа в иконописи был известный византийский богослов, философ и поэт Иоанн Дамаскин (около 675-754). По Дамаскину, сущностной ха­рактеристикой образа является подобие его прототипу по основным его параметрам, образ близок к оригиналу, но не является его копией. Дамаскин считал, что изображено может быть практически все — весь универсум, и прежде всего все, видимое глазу. Что касается образа Бога, то невидимого и неописуемого Бога изобразить невозможно, но воплотившегося Бога, принявшего человеческую плоть, не только можно, но и необходимо изображать. Так, ико-нопочитатели доказывали, что Писание запрещает изоб­ражать только «Бога бестелесного, невидимого», и при­зывали живописцев изображать все основные события из земной жизни Христа.

Уже в это время складывается устойчивая иконогра­фическая традиция, имеющая четкий канон изображения. Основные сюжеты иконописи — рождение Христа от Девы, крещение в Иордане, преображение на Фаворе, страда­ния, смерть и символы его божественной природы — спа­сительный крест, гроб, воскресение и т. п. Иконы служи­ли доказательством воплощения Сына Божия, считались доказательством христологического догмата.

Наиболее значимые фигуры композиции (Христос, Богоматерь, святые) изображались обычно во фронталь­ном положении. Окружающие их фигуры располагались в более свободных позах, чем подчеркивалась особая зна­чимость, иерархичность центральных фигур. Для переда­чи же эмоциональных, преходящих настроений и пере­живаний часто использовали неодушевленные предметы. В профиль изображались отрицательные персонажи (Иуда, Сатана), второстепенные персонажи и животные.

Композиции в византийской живописи строились по принципу максимальной статичности и устойчивости, что выражало непреходящую значимость событий, их вневре-менность. Композиционным центром многих изображений выступала голова (или нимб) главной фигуры, независи­мо от ее размера.

Византийские мастера для организации художествен­ного пространства не пользовались прямой перспективой: ее разработали только творцы Возрождения. Прямая перс­пектива имеет точку схода в глубине пространства и над предметом. Византийцы применяли так называемую обрат­ную перспективу (в противоположность прямой перспек­тиве); в этой системе изображения живописного простран­ства перспектива имеет точку схода в пространстве зрите­ля и под предметом. Пространственная система оказывается как бы вывернутой, обращенной. Здесь доминировало стрем­ление выделить центральный персонаж различием масш­табов и ориентацией на него пространства, желание уси­лить контакт зрителя с изображением. Этой же задаче было подчинено применение золотого фона, который делал об­ратную перспективу наиболее выразительной.

В использовании цвета также существовали строгце каноны. Пурпурный цвет — важнейший в византийской культуре, цвет божественного и императорского достоин­ства. Только василевс (этим титулом именовались импе­раторы с первой половины VII века) восседал на пурпур­ном троне, носил пурпурные сапоги, подписывался пур­пурными чернилами. Только Богоматерь в знак особого почтения изображалась в пурпурных одеждах. Красный цвет — одновременно и символ жизни, и цвет крови, преж­де всего крови Христа, цвет огня, пламени — очищающего и карающего. Белый цвет часто противостоит красному как символ божественного цвета. По отношению к этому цвету в византийской культуре сохранилась античная символика. Белый цвет имел значение чистоты и святости, отрешенно­сти от мирского. На иконах святые и праведники изобра­жались в хитонах из белых льняных тканей. Черный цвет — противоположность белому, это знак смерти, конца земного, символ могилы и ада. Такое противопоставление характерно для многих культур. Зеленый цвет — символ юности, цветения, символ земного, в отличие от небесно-пурпурного, голубого, золотого. Синий и голубой в визан­тийской символике — знаки потустороннего мира.

К XI в. утвердившийся византийский стиль получил широкое распространение на окраинах империи. Мозаи­ки Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра знаменуют от­каз византийских мастеров от античных традиций. Обра­зы становятся аскетичными, в них не остается места ни только чувственному, но и эмоциональному началу. Пре­обладающей становится усложненная символика и глубо­кая духовность. Из изобразительного искусства монумен­тальная скульптура практически исчезает. Внутренний облик храма формировался при помощи иных художе­ственных средств: множество лампад и свечей озаряли яркими отблесками мозаики, многоцветные мраморные колоннады и драгоценную утварь; лики святых на ико­нах сообщали всей этой завораживающей красоте смысл и духовность.

Византийский тип культуры. В истории мировой куль­туры Византия — первая христианская империя, право­славная держава, открывающая эру европейского Средне­вековья. Самое древнее и долговечное средневековое госу­дарство, Византия в течение многих столетий была могущественнейшей страной христианского мира, очагом многогранной, выдающейся цивилизации. Сегодня на тер­ритории, некогда принадлежавшей Византийской импе­рии, располагаются 26 различных государств.

Хрестоматийная дата, которую принято считать кон­цом истории Древнего мира, — 476 год, год падения За­падной Римской империи. Более жизнеспособными в пе­риод кризиса, охватившего империю в III веке, оказались восточные провинции. Именно здесь, на месте древнегре­ческого города Византия в 330 г. император Константин I возводит столицу и называет ее в честь своего имени. Кон­стантинополь отличался выгодным географическим поло­жением и естественными укреплениями, которые сдела­ли его практически неприступным единым политическим и культурным центром восточной империи. После разде­ления империи в составе ее восточной части оказались Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, острова Кипр и Крит, территории в Месопотамии, в Крыму и на Кавказе.

Культура Византии не имеет восходящей линии раз­вития. Более чем тысячелетняя история Византии — это почти беспрерывная серия кризисов, часто ставивших империю на грань катастрофы. Натиски внешних врагов бесконечны: IV век — готы, V век — гунны, вандалы, VI век — славяне, начиная с VII века — арабы, персы, по­ловцы и т. д. Тем не менее, периодизацию византийской культуры можно обозначить.

Первый период (IV в. — середина VII в. н. э.) — пере­ходный от античной к средневековой культуре (протови-зантийский) период. Четкой грани между позднеантич-ной и византийской культурой нет. Несмотря на кризис античного общества, в Византии сохраняются его основ­ные элементы, к тому же протовизантийская культура носит еще городской характер. Для этого периода харак­терны становление христианского богословия и разработ­ка христианских художественных идеалов. При этом Ви­зантия активно использует достижения научной мысли древних греков и римлян, а также сохраняет античные темы и образы наряду с новыми христианскими.

Второй период (середина VII в. — середина IX в.) ха­рактеризуется культурным спадом, который связан с эконо­мическим упадком, аграризацией городов, потерей Византий­ских восточных провинций и крупных центров. Большин­ство населения было безграмотным, научные достижения были совершены лишь в области военного дела, так, на­пример, был изобретен «греческий огонь» — жидкая горю­чая смесь для поджигания вражеских кораблей. Это изоб­ретение не раз приносило победы императорскому флоту.

Третий период (середина IX-XII вв.) — культурный подъем, его называют по имени правящей династии, вре­менем «македонского возрождения» культуры. Еще в VIII в. она стала по преимуществу грекоязычной. «Воз­рождение» было весьма своеобразным: оно основывалось на официальном строго систематизированном богословии.

Четвертый период (XIII в. — середина XV в.) — пе­риод политического и экономического упадка. В это вре­мя Византия делала попытки преодоления средневеково­го мировоззрения и средневековых эстетических принци­пов. С 1261 г. культуру поздней Византии характеризуют как «палеологовское возрождение». Это был новый яркий расцвет византийской культуры, отмеченный, однако, осо­бенно резкими противоречиями.

Таким образом, Византийское государство возникло в IV веке при распаде Римской империи в ее восточной ча­сти и просуществовало до середины XV века. Временем наивысшего расцвета Византии были IX-XII вв. — имен­но в этот период формируется так называемый византизм — совокупность политических, этнографических, культурных и религиозных особенностей византийской империи.

Характерными чертами византизма являются:

1)синтез Востока и Запада, античной культуры, христианской, иудейской, иранской и отчасти — славяно-германской;

2)многонациональный характер — борьба за реальное политическое влияние в империи между национальными группами и социальными слоями. Византиябыла многонациональным образованием: там проживали греки, римляне, армяне, славяне, грузины, фракийцы, копты и другие. При этом в Византии не существовало за­кона о престолонаследии, поэтому византийский престол занимали в разное время представители различных наций;

3)жесткая государственность — византизм нашел свое отражение в высокоразвитой государственности, по­строенной на идее абсолютной авторитарности и полном подчинении отдельной личности государству;

4)союз государства и церкви.

Нельзя не отметить, что именно Византия явилась наследницей и преемницей античной культуры. Визан­тийцы называли свое государство Ромейским (римским) царством, Константинополь— «Новым Римом», своего императора считали законным наследником римских це­сарей. И действительно, когда в 476 году под натиском варваров пала Западная Римская империя, знаки импе­раторского достоинства были отосланы в Константино­поль. Фактически на протяжении всего периода Средне­вековья Константинополь оставался первым городом хри­стианского и мусульманского мира, что способствовало распространению влияния византийской культуры на многие народы.

Взяв за основу два главных принципа власти Запада и Востока, Византия создала свою уникальную модель. Во­сточный деспот — обожествленный хозяин государства, римский владыка — слуга закона. Главный принцип ви­зантийского правления — централизованное государство с «Единым законом». Не случайно именно в Византии со­хранили и записали Римское право, благодаря чему оно сохранилось до наших дней.

Опираясь на античные представления о сути прекрасно­го, византийская художественная система трансформирова­ла их в духе христианского вероучения. В византийской архитектуре был создан новый тип церковного здания крестово-купольный, идеально отвечающий требованиям ритуала христианского богослужения. Здесь же возникает основной тип средневековой живописи — икона. Славу ви­зантийского искусства подкрепляют замечательные книж­ные миниатюры и произведения прикладного искусства. Разработанный здесь много веков назад принцип оформле­ния книги — «кодекса» (собранной воедино на клею) широ­ко используется в современном книгоиздании.

От западноевропейской культуры византийская куль­тура отличается:

а) устойчивым сохранением античных традиций в просвещении, науке, литературе, изобразительном искусстве, быте. В византийской культуре нет четкой грани между позднеантичной и чисто византийской: существовалдлительный переход, когда античные принципы, тематика и жанры, если не господствовали, то сосуществовали с новыми принципами;

б) культом императора как сакральной фигуры (земного божества), требующего поклонения в формах особыхцеремоний, обрядов, одежды;

в) унификацией научного и художественного творчества, чему способствовала бюрократическая централизация византийского государства.

Византийская империя просуществовала чуть более тысячи лет, создав самобытную неповторимую культуру. В 1453 г., когда турками-османами был взят Константи­нополь, Византия прекратила свое существование, но ее культура нашла мощное продолжение и в Западной Европе, и особенно в России. Из Византии на Русь пришла философская и религиозная литература, красота храмов, иконография, монументальная живопись. Разработанные византийскими теологами, ее каноны в течение долгих лет были целиком восприняты на Руси и закреплены цер­ковными постановлениями.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.