|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 4 страницаДля американских гуманитарных исследований характерно стремление интегрировать все знания о человеке в единую антропологическую науку. В ее составе находится физическая антропология, объединяющая информацию о физиологии и генетике человека, его биологической эволюции, приспособлении к условиям окружающей среды. Все это обозначается как соматические (от греческого вбта — «тело»), то есть имеющие отношение к телесной, биологической жизни человека аспекты антропологии. Культурная же антропология изучает несоматические, небиологические стороны жизни людей, то есть культуру. Культурантропология включает в себя этнографию, собирающую материал об отдельных культурах, этнологию, теоретически обобщающую этот материал, общие антропологические теории, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения. В настоящее время наблюдается стремление к синтезу американской, европейской, российской и иных традиций культурной антропологии и к созданию на основе этого Синтеза широкого поля культурологических и культуран-тропологических исследований. Знания о культурах различных народов и племен накапливались в течение многих веков. Они содержатся в памятниках древней литературы, исторической и религиозной мысли (например, в Библии), рассказах путешественников древности, Средневековья и эпохи Великих географических открытий (XV-XVIII вв.). Первые попытки как-то обобщить этот материал предпринимаются уже в XVII-XVIIIbb., но антропологическая наука сформировалась лишь в середине — второй половине XIX века. Некоторую путаницу в изучение истории культурной антропологии вносит различие в терминах, которыми эта наука или ее части обозначались в США, Англии, Франции, Германии, России: антропология, этнография, этнология, народоведение и т. д. В последние десятилетия формируется интернациональная антропологическая терминология, имеющая в отдельных странах ряд национальных особенностей. Наука, изучающая небиологические (культурные) аспекты жизни людей, именуется культурной антропологией, иногда — просто антропологией. Культурная А. изучает проблемы генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Главные проблемы культуран-тропологических исследований связаны со становлением человека как феномена культуры. Большое значение для становления теоретической программы исследования человека и культуры имели труды Э. Б. Тайлора «Первобытная культура», «Введение к изучению человека и цивилизации (Антропология)» и другие, в которых он с позиций эволюционизма дал антропологическую трактовку культуры, положив тем самым начало культуран-тропологическим исследованиям. В русле эволюционизма развивались исследования Фр. Фрезера, Дж. Мак-Леннана, Дж. Леббока, Ю. Липперта и отечественных ученых К. Д. Кавелина, М. М. Ковалевского, М. И. Кулишера, Н. Н. Миклухо-Маклая, Д. Н. Аяучина, В. Г. Богораза (Тан) и других. Антропоморфизм (от греч. anthropos — человек и тпогрпе — форма, вид) — перенесение присущих человеку свойств и особенностей на те или иные предметы, природу или на понятие Бога. Антропосоциогенез (от греч. anthropos — человек, от лат. societas — общество и от греч. genesis — происхождение, становление) — процесс возникновения и развития человека и человеческого общества. Антропоцентризм (от греч. anthtropos — человек и лат. centrum — центр) — воззрение, согласно которому человек есть центр (средоточие, наиболее существенная, важная, достойная интереса часть) Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Аполлонийское и дионисийское начала в искусстве и культуре Древней Греции — культурологические понятия,; созданные виднейшим представителем философского течения, известного как «философия жизни», — Ф. Ницше. В своей ранней работе «Рождение трагедии из духа музыки » он рассматривал историю древнегреческого искусства как результат борьбы двух начал. Одно, связанное с именем Аполлона, бога света и покровителя искусства, сопряжено со светлым, ясным, упорядоченным видением мира (с наибольшей силой воплощено в «зримых» искусствах — архитектуре, скульптуре). Другое, названное в честь Диониса, бога виноделия и исступленного веселья, позволяет видеть мир как хаос, мрак, воспринимать иррациональные, непостижимые разумом силы (сильнее всего это начало проявляется в музыке). Идеи Ницше были развиты в культурологических изысканиях О. Шпенглера, В. Иванова, философии культуры М. Хайдеггера, ряде классических исследований по истории античной культуры. Арабеска — европейское название орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран. Построена по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических, растительных или эпиграфических мотивов. Отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора. Арабизация— насаждение арабами своей культуры, религии, образа жизни завоеванным народам; проводилась методами как поощрительного (освобождение от налогов, возможность карьеры, отмена уголовного наказания, включая смертную казнь, для обратившегося в ислам человека), так и принудительного характера. Арабо-мусульманский тип культуры. Арабо-мусульман-ская культура складывается в VII-X вв. Его формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоеваний арабы ассимилировали культурные ценности народов на базе домусульманской культуры. Ислам как бы «собрал в едином этническом и религиозном «поле» — арабо-мусульманском обществе— «урожай» всех тех научных и культурных достижений, которые были накоплены к тому времени в разных странах». Также важнейшим фактором, обеспечивающим преимущество в развитии арабской культуры над европейской, был арабский язык: язык Корана был международным, объединяющим в странах арабского халифата. Поэтому культура мусуль майского Востока в эпоху раннего Средневековья по своему развитию была значительно выше, чем в европейских странах, а также стала связующим звеном между античной и средневековой эпохами Западной Европы. Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип Ислама — внеис-торическая встреча человека с Богом и вручение ему своей судьбы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Корана. Ислам впитал в себя иудаизм, христианство, воспринял и синтезировал элементы греческой философии (в основном, идеи неоплатонизма и перипатетической школы), римского права, восточных верований. Однако он является самостоятельным самобытным явлением. Священная книга Ислама — это Коран, заглавная идея которой заключается в том, что Аллах — Бог, единственный и великий, творец всего сущего и верховный судья. Основные догматы, беспре-кослованые для всех мусульман следующие: вера в Аллаха — единственного бога, у которого не может быть ни сыновей, ни соправителей (для ислама характерен строжайший монотеизм): «Он — Аллах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один» (Коран). Аллах не имеет конкретного образа и не может быть изображен; вера в демонов и ангелов — созданий, занимающих промежуточное положение между Аллахом и человеком. Падшими ангелами на земле руководит злой дух Иблис, возглавляющий всех злых духов — шайтонов и джиннов. Все ангелы и демоны были созданы самим Аллахом, но Иблис отказался поклоняться человеку, за что Аллах его низверг с небес. У каждого человека при жизни есть два ангела, которые фиксируют его злые и добрые поступки; вера в святость Корана — праведные рассматривают Коран как несотворенное слово Аллаха и предвечный атрибут его бытия. Являясь Свешенным Писанием мусульман, Коран не может быть изменен никем; вера в пророков и посланничество Мухаммеда — ислам насчитывает шесть основных пророков: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед, ставший примером совершенного человека; вера в рай и ад — основные наслаждения мусульманского рая: прохлада, покой, роскошные одежды, приятная еда и питье, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жен; в аду грешники, связанные цепями, будут гореть вечно; вера в божественное предопределение — фатализм: все в мире создано Аллахом и нет возможности изменить ход развития событий, ибо все они предопределены и вписаны в книгу Вечности. Кроме перечисленных догматов, ислам основывается и на строгом соблюдении ряда культов: исповедание (про-изненсение вслух краткого символа веры), молитва (намаз), пост (рамазан), милостыня (закят), поломничество в Мекку (хадж), чтение Корана. Кроме названных обязанностей мусульманина еще можно выделить джихад (Священная война) против неверных и за распространение ислама. Однако в отношении джихада в Коране имеются неоднозначные указания: 1) не входить с «много-божниками» в конфронтацию и склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием»; 2) вести с врагами ислама оборонительную войну; 3) нападать на неверных, но так, чтобы военные действия не приходились на священные месяцы. Мораль арабо-мусульманской культуры тоже своеобразна: она практична, проста и доступна для верующих. В ней нет абстрактных, невыполнимых указаний, как в других этических системах. Основные ее принципы это: покорность перед Аллахом; верность близким; 3) воинская доблесть в борьбе за торжество веры в вой- 4) необходимость соблюдения обрядов; восприятие женщины как низшего существа, созданного Аллахом для услаждения мужчины; построение государственного строя на основе смирения и послушания (рабы должны повиноваться своим господам, господа же, в свою очередь, должны по-отечески относиться к своим рабам); труд понимается как основа обеспечения царства небесного, к земному же счастью стремиться не стоит, так как жизнь — лишь прах, суета. Кроме Корана, важными источниками знаний и норм в арабской культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения) — это сборник легенд и религиозных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Шариат — свод законов, включающий широкий круг правовых норм, хотя в арабской культуре политическая и религиозная сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и, в какой-то степени, определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти. Мусульманское искусство — условное обобщающее название различных историко-региональных типов искусства, развивавшихся на основе разных этнических традиций, но объединенных единой идеологией и религией — исламом. Важнейшая черта арабо-мусульманского искусства — запрет на изображение живых существ, который содержится в хадисах (арабск. — новость, рассказ, известие), сборниках преданий о словах и делах пророка Мухаммада (VII-IX вв.). Мусульмане-сунниты, представители наиболее ортодоксального течения ислама, требовали неукоснительного соблюдения запрета изображения человека и животных; они развивали поэзию и философию. Шииты, обходя запреты, создали своеобразную школу живописи и книжной миниатюры. Они использовали традиции персидского искусства, эллинистической культуры, искусства коптов. При этом сюжетные мотивы отвергались, а орнаментальные — перерабатывались. Орнаментальные завитки арабесок (европейское название арабо-мусульманского орнамента) сочетались с аятами (арабск. — знак, чудо, знамение) — краткими фразами, стихами, строчками из Корана, написанными причудливой вязью куфического письма. Аяты вырезались на камне, майоликовых плитках, декорировавших порталы мечетей, гравировались на амулетах, оружии, татуировались на теле. Художественное табу определило характер мусульманского искусства: в нем возобладало ритмически-декоративное начало. Главную роль в арабо-мусульманском искусстве играют архитектура, художественное ремесло и искусство миниатюры. Арабо-мусульманская архитектура. Уже с первых лет возникновения халифата большой размах получило гражданское и культовое строительство. Средневековые города арабского Востока — Дамаск, Багдад, а в XIII в. — Каир, были центрами утонченной художественной культуры. Здесь формировались новые типы монументальной культуры и светских построек: мечети, вмещающие тысячи молящихся, минареты — башни, с которых призывали верующих к молитве, медресе — здания мусульманских учебных заведений, крытые рынки, караван-сараи, дворцы, окруженные крепостными стенами с воротами и башнями. Были созданы разнообразные формы арок — подковообразных и стрельчатых, изобретены особые системы створчатых перекрытий. В XII в. сложился тип колонной арабской мечети. Ее внешний вид напоминает крепость, окруженную глухими гладкими стенами с минаретом в виде мощной башни. В условиях замкнутого быта средневекового мусульманского города мечеть играла роль главного общественного центра, своеобразного народного дома, где совершалось правосудие, возникали научные дискуссии, назначались деловые и дружеские встречи, читались лекции. В ряде случаев мечети были крупными мусульманскими университетами (например, мечеть Аль-Аз-хар в Каире). Средневековые мечети собирали все лучшее, что создавала культура эпохи, они становились школой мастерства и средоточием художественных идеалов. Характерная черта мусульманской архитектуры — высокие башни (минареты). Их происхождение связывают с зиккуратами древней Месопотамии. В Дамаске при династии Омейядов (661-750) минареты строили квадратными в плане, в Иране — цилиндрическими. Наиболее сложную форму минареты приобрели в Египте — сочетание многогранников, меняющееся на каждом ярусе. Исследователи полагают, что такое чередование многогранников заимствовано египтянами-мусульманами у формы александрийского маяка, который еще существовал в то время и представлял собой «восьмиугольник, поставленный на квадрат». Выдающимися памятниками мусульманского зодчества являются мечеть Куббат ас Сохра в Иерусалиме, построенная в 687-691 гг. на месте библейского храма, который был воздвигнут царем Соломоном, большая мечеть Омейя-дов в Дамаске, созданная в 705-715 гг. при халифе Валиде I. Эти архитектурные памятники представляют синтез античных традиций с восточными. Выдающимся памятником архитектуры является мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879). Прекрасным памятником мусульманской культуры были росписи и орнаментальные украшения «замков пустыни» — резиденций халифов, которые были разрушены, но восстановлены на основе раскопок (Сирия, Иордания). Региональную разновидность мусульманского искусства представляют собой памятники Средней Азии XIV-XVI вв. Архитектурные памятники Средней Азии отличают геометризация форм, симметрия планировочных решений, колористическое богатство за счет применения сверкающих на солнце облицовочных изразцов. Выбеленная солнцем однообразная плоскость песчаной пустыни и безоблачный синий купол неба над головой требуют ярких красок. Под таким небом лазурь изразцов кажется еще более синей, а их поверхность отражает солнце. Форма куполов — органическая, неконструктивная, напоминающая гигантские кактусы. Изредка встречаются ребристые купола, заимствованные из древней персидской архитектуры. «Реберный» купол мавзолея Гур-Эмир в Самарканде послужил прототипом купола мечети в Санкт-Петербурге — оригинальном памятнике северного модерна. Искусство орнамента и каллиграфии. Исключительное место в этих памятниках мусульманской культуры занимает орнамент, украшающий поверхности фасадов и внутренних стен монументальных зданий, представляющий переплетающийся узор — арабески. В узоре используются растительные мотивы и геометрический орнамент, построенный на сочетании многоугольников и многолучевых звезд. По Корану, только Бог обладает способностью к творчеству, человеку же перед Богом следует быть доверчивым и понятливым. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где соединены прошлое, настоящее и будущее. Соответственно, и убранство мечети имеет свои особенные черты: аиконичность, каллиграфические надписи, воспроизводящие священные фразы и арабески. Орнамент в исламской культуре становится средством ввести человека в мир грез, иллюзий, тайн. Бесконечная цепь повторений одних и тех же членений круга и квадрата диагоналями, радиусами, касательными вплоть до получения сложнейших узоров геометрического орнамента создает ощущение непрерывного движения, течения жизни, а слово же вводит верующего в вечный диалог, оно — форма жертвоприношения (само слово «коран» переводится с арабского как глагол «читать»). Великий Омар Хайям говорил: «Весь мир — поток метафор и символов узор». Так формируется особенная «наука украшения» страницы книги, стены здания, поверхности сосуда. Эти формы нельзя называть декоративными, поскольку они представляют собой результат особенного образного мышления мусульманина, в котором слово и изображение соединяются. Особого расцвета искусство каллиграфии достигло в X-XV вв. В XIV-XVI вв. на среднем Востоке совершенства достигло искусство книжной миниатюры (Иран, Афганистан, Азербайджан, Средняя Азия). Спустя многие века поражает и мастерство каллиграфистов-переписчиков, и тончайшая орнаментальность заставок и титульных листов, и великолепные миниатюры. Вместе с тем, миниатюра, порожденная творческой фантазией и вековыми традициями многих народов мусульманского Востока, была целостным явлением, в котором отношение к миру, круг образов, изобразительные особенности воплощали художественные идеалы средневековой эпохи. Искусство книжной миниатюры глубоко созвучно красочной и самобытной поэзии Востока. Помимо книжной миниатюры и росписи тканей с VIII в. развивалась орнаментальная резьба по ганчу (гипсу) и дереву, с XII в. — по терракоте. В XIII-XIV вв. стены своды и ниши мечетей, инкрустировали разноцветным мрамором, смальтой и полудрагоценными камнями. В архитектуре использовали витражи, резные мраморные решетки на окнах. Поливные изразцы, с глазурью ярких красного, голубого, желтого, зеленого цветов делали звездчатой формы, при соединении они образовывали сложный геометрический орнамент коврового типа. Красота орнамента с особой выразительностью раскрывается в произведениях прикладного искусства. Экономической базой его служит развитие ремесла. В этой сфере в Сирии, Иране, Египте созданы прекрасные произведения, до сих пор пленяющие глаз современного человека. Это керамические изделия, расписанные люстром — особым красочным составом, который в результате вторичного восстановительного обжига придавал материалу золотистый оттенок; драгоценные ткани, ковры, изделия из металла, слоновой кости, художественного стекла тончайшей работы. В этом плане особого внимания заслуживают художественное ткачество и ковровые изделия Ирана. Образ персидского ковра стал выражением самой декоративной специфики средневекового искусства Ирана. Ковры отличались редкой красотой цвета, сложностью орнамента. Славилась своими тканями и коврами и Средняя Азия, особенно хороши были туркменские ковры. Еще в ХШ веке Марко Поло оценил их как самые тонкие и красивые в мире. Артефакт — (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — любой искусственно созданный объект (например, предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, художественная утварь, жилище, дороги и т. д., созданные людьми). Архаика — ранний этап в развитии древнегреческого искусства (VIII-VI вв. до н. э.), характеризующийся складыванием архитектурных ордеров, формированием основных типов скульптуры. Архетип (от греч. arche — начало и typos — образ) — 1) прообраз, первоначальный образ, идея; 2) в аналитической психологии К. Юнга, представляющей собой одну из разновидностей психоанализа (Юнг являлся учеником 3. Фрейда), архетипы — структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям. Это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, «дремлющие мыслеформы». Архетипы являются человеку через сны, образы, мифы, выступают регулирующими принципами творчества, составляют основу общечеловеческой символики. Археология — историческая дисциплина, изучающая следы деятельности человека (архитектурные памятники, петроглифы, останки древней ирригации, кораблекрушений и т. д.) для получения историко-культурной информации. Эта дисциплина не имеет четких хронологических границ. Так, методы А. могут использоваться для исследования ряда исторических событий современности, слабо освещенных документами. Ключевые понятия А. — «культурный слой», «артефакт» и «археологическая культура». Архетипы культурные — базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание А. к. составляет типическое в культуре, формирование их происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. А. к. раскрывают свое содержание не через понятие и дискурс, но иконически, т. е. посредством изобразительных форм. А. к. выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта. Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные А. к. обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития. Архитектура (зодчество) — искусство проектировать и строить здания, сооружения. Архитектуру называют великой летописью мира, на страницах которой оживают целые эпохи истории человечества. Здесь происходит формирование материальной действительности по законам красоты, при этом здания и сооружения призваны служить потребности человека в жилье и общественных помещениях. Так архитектура создает замкнутый утилитарно-художественный мир, отделенный от природного, противостоящий стихийной среде и позволяющий людям использовать очеловеченное пространство в соответствии с их материальными и духовными потребностями. Художественность архитектурного образа неотделима от функции сооружения и органически выражает его назначение. Архитектура зародилась в глубокой древности, когда в строительстве начинают действовать законы не только необходимости, но и красоты. Особенностью данного вида искусства является тяготение к ансамблевости: здесь важна «вписанность» в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д. Природное окружение по-разному трактуется зодчими — в зависимости от вкусов и принципов творчества, которые социально обусловлены. Развитие архитектуры зависит от характера социального строя, эстетических идеалов, утилитарных и художественных потребностей общества. Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием техники. Она и искусство в прямом смысле и инженерия, и строительство. Пожалуй, ни одна область искусства не требует такого сосредоточения коллективных усилий и материальных средств, как архитектура. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер. Ритм объемных соотношений, а также линий — одно из важных средств ее выразительности. Она может вступать в синтез с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Так где же провести черту между простым строительством и архитектурой? Секрет кроется не в особых конструктивных приемах или необычных материалах. Архитектура — это «окаменевшая философия» эпохи, которая рассказывает о порывах человеческой души, о видении человеком мира, его значимости, о попытках людей выразить свои чувства и мысли в игре материальных объемов. Архитектурный ордер— один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей — опор в виде колонн, столбов или пилястр и горизонтальных несомых частей — антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз. В классической архитектуре различаются ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композиционный (сложный). Аскетизм — (от греч. aske — упражняющийся в чем-либо) — в античной культуре первоначально подготовка атлетов к состязаниям (тренировка); затем — стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными привычками. Христианский аскетизм монахов и анахоретов (живущих вне монастыря отшельников) — это крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ ради религиозного спасения, вхождения в Царство Небесное. Ассимиляция— процесс одностороннего или взаимного поглощения индивидов и групп (обычно этнических, этнокультурных) другими группами, в результате чего происходит постепенное исчезновение культурных различий и формирование новой общей культуры. Атеизм(от греч а — отрицание и theos — Бог) — мировоззрение, отвергающее веру в Бога или богов и противопоставляющее ей безрелигиозный образ мыслей, чувств и действий. В истории человеческой культуры известно огромное количество разных типов и форм атеизма; некоторые из них отвергали не столько существование богов, сколько привычные для того времени религиозные идеи и формы богопочитания; другие, отвергая существование богов или их вмешательство в дела мира, не отрицали наличие в мире и в человеке духовного начала; наконец, иллюзорность богов могла рассматриваться как всего лишь частный случай иллюзорности всего сущего (некоторые школы буддизма). Зачастую атеисты проповедовали перенесение религиозных чувств и поклонения с Бога на человека, человеческое общество или культуру; так сформировались разные варианты «атеистической религии», религии человекобожия, например, «культ человека и человечества» в трудах немецкого философа-атеиста XIX века Л. Фейербаха. Атеизм может носить как пассивные (отрицание религии как личный выбор), так и активные формы; последние представлены в диапазоне — от словесной полемики против религии или ее отдельных проявлений до кровавых гонений на религию, физического уничтожения или заключения в тюрьмы и концлагеря священнослужителей и верующих, осквернения и разрушения храмов и религиозных святынь, государственной пропаганды идей атеизма и т. п. (ярчайшие исторические примеры — эпоха Великой Французской революции конца XVIII века, большая часть советского периода в истории России, Китай при Мао Цзэдуне, Камбоджа в период правления «красных кхмеров»). Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание. Б Базилика (греч. — царский дом) — прямоугольное здание, внутреннее помещение которого разделено колоннами на продольные части — нефы. В античности базилики служили как торговые и судебные здания, в средневековой Европе базилика — основной тип храма. Барельеф — низкий рельеф, вид скульптуры, в котором изображение выступает над плоскостью менее чем на половину своего объема. Барокко(итал. barocco, букв. — странный, причудливый) — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI — середины XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Обычно, характеризуя барочную систему, акцентируют внимание на ее отличии от классицизма. Несходство их бесспорно, но несомненно также, что этим двум системам присущи и некоторые типологические общие черты. Прежде всего, эти художественные системы возникают как осознание кризиса ренессансных идеалов. Художники и барокко, и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической концепции эпохи Возрождения: вместо гармонии разума и чувства ими выдвигается идея подчинения страстей велениям разума. Первоначально этим термином обозначали один из архитектурных стилей, затем перенесли его и на другие виды искусства. Эпоха барокко охватывает в Западной Европе период примерно с начала XVII в. до середины XVIII в. Это искусство, развившееся главным образом в романских странах, получило также развитие и в Восточной Европе, португальских и испанских колониях в Латинской Америке. Культура барокко — плод эпохи, отмеченной глубоким социально-экономическим кризисом: помпезное великолепие королевских дворцов и торжество контрреформации не могли скрыть упадка, начавшегося в Европе, религиозные основы которой были потрясены Реформацией, а также первыми завоеваниями новоевропейской науки. Это острое настроение кризиса, длившееся примерно полтора столетия, пока ему на смену не пришло Просвещение, определило многие черты искусства и литературы барокко: разочарование в окружающем мире и ощущение его иллюзорности; восприятие жизни как театра и жестокое осознание неумолимо текущего времени, неизбежно влекущего к смерти; пристрастие к внешним эффектам и преувеличенной экспрессии, особенно в изобразительных искусствах. Но, как это ни парадоксально, такие тенденции, несомненно упадочные в своей основе, вызвали своего рода взрыв чувственного начала, пробудили к жизни и радостям, может, именно в силу сознания их скоротечности и преходящего характера.
|
|||
|