Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 4 страница



Для американских гуманитарных исследований харак­терно стремление интегрировать все знания о человеке в единую антропологическую науку. В ее составе находится физическая антропология, объединяющая информацию о физиологии и генетике человека, его биологической эво­люции, приспособлении к условиям окружающей среды. Все это обозначается как соматические (от греческого вбта — «тело»), то есть имеющие отношение к телесной, биологической жизни человека аспекты антропологии. Культурная же антропология изучает несоматические, небиологические стороны жизни людей, то есть культу­ру. Культурантропология включает в себя этнографию, собирающую материал об отдельных культурах, этноло­гию, теоретически обобщающую этот материал, общие антропологические теории, сведения из области лингви­стики, археологии, истории общества и культуры, рели­гиоведения.

В настоящее время наблюдается стремление к синтезу американской, европейской, российской и иных тради­ций культурной антропологии и к созданию на основе этого Синтеза широкого поля культурологических и культуран-тропологических исследований. Знания о культурах различных народов и племен на­капливались в течение многих веков. Они содержатся в памятниках древней литературы, исторической и рели­гиозной мысли (например, в Библии), рассказах путеше­ственников древности, Средневековья и эпохи Великих географических открытий (XV-XVIII вв.). Первые попыт­ки как-то обобщить этот материал предпринимаются уже в XVII-XVIIIbb., но антропологическая наука сформи­ровалась лишь в середине — второй половине XIX века.

Некоторую путаницу в изучение истории культурной антропологии вносит различие в терминах, которыми эта наука или ее части обозначались в США, Англии, Фран­ции, Германии, России: антропология, этнография, эт­нология, народоведение и т. д. В последние десятилетия формируется интернациональная антропологическая тер­минология, имеющая в отдельных странах ряд нацио­нальных особенностей. Наука, изучающая небиологичес­кие (культурные) аспекты жизни людей, именуется куль­турной антропологией, иногда — просто антропологией.

Культурная А. изучает проблемы генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Главные проблемы культуран-тропологических исследований связаны со становлением человека как феномена культуры. Большое значение для становления теоретической программы исследования че­ловека и культуры имели труды Э. Б. Тайлора «Перво­бытная культура», «Введение к изучению человека и ци­вилизации (Антропология)» и другие, в которых он с позиций эволюционизма дал антропологическую трактов­ку культуры, положив тем самым начало культуран-тропологическим исследованиям. В русле эволюционизма развивались исследования Фр. Фрезера, Дж. Мак-Леннана, Дж. Леббока, Ю. Липперта и отечественных уче­ных К. Д. Кавелина, М. М. Ковалевского, М. И. Кулишера, Н. Н. Миклухо-Маклая, Д. Н. Аяучина, В. Г. Богораза (Тан) и других.

Антропоморфизм (от греч. anthropos — человек и тпогрпе — форма, вид) — перенесение присущих человеку свойств и особенностей на те или иные предметы, приро­ду или на понятие Бога.

Антропосоциогенез (от греч. anthropos — человек, от лат. societas — общество и от греч. genesis — происхожде­ние, становление) — процесс возникновения и развития человека и человеческого общества.

Антропоцентризм (от греч. anthtropos — человек и лат. centrum — центр) — воззрение, согласно которому человек есть центр (средоточие, наиболее существенная, важная, достойная интереса часть) Вселенной и цель всех совер­шающихся в мире событий.

Аполлонийское и дионисийское начала в искусстве и культуре Древней Греции — культурологические понятия,; созданные виднейшим представителем философского те­чения, известного как «философия жизни», — Ф. Ницше. В своей ранней работе «Рождение трагедии из духа му­зыки » он рассматривал историю древнегреческого искусства как результат борьбы двух начал. Одно, связанное с именем Аполлона, бога света и покровителя искусства, сопряжено со светлым, ясным, упорядоченным видени­ем мира (с наибольшей силой воплощено в «зримых» ис­кусствах — архитектуре, скульптуре). Другое, названное в честь Диониса, бога виноделия и исступленного весе­лья, позволяет видеть мир как хаос, мрак, воспринимать иррациональные, непостижимые разумом силы (сильнее все­го это начало проявляется в музыке). Идеи Ницше были развиты в культурологических изысканиях О. Шпенглера, В. Иванова, философии культуры М. Хайдеггера, ряде клас­сических исследований по истории античной культуры.

Арабеска — европейское название орнамента, сложив­шегося в искусстве мусульманских стран. Построена по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических, растительных или эпиграфических мо­тивов. Отличается многократным ритмическим наслоени­ем однородных форм, что создает впечатление насыщен­ного прихотливого узора.

Арабизация— насаждение арабами своей культуры, религии, образа жизни завоеванным народам; проводи­лась методами как поощрительного (освобождение от на­логов, возможность карьеры, отмена уголовного наказа­ния, включая смертную казнь, для обратившегося в ислам человека), так и принудительного характера.

Арабо-мусульманский тип культуры. Арабо-мусульман-ская культура складывается в VII-X вв. Его формирова­ние связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Восто­ка, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процес­се завоеваний арабы ассимилировали культурные ценнос­ти народов на базе домусульманской культуры. Ислам как бы «собрал в едином этническом и религиозном «поле» — арабо-мусульманском обществе— «урожай» всех тех на­учных и культурных достижений, которые были накоп­лены к тому времени в разных странах». Также важней­шим фактором, обеспечивающим преимущество в разви­тии арабской культуры над европейской, был арабский язык: язык Корана был международным, объединяющим в странах арабского халифата. Поэтому культура мусуль майского Востока в эпоху раннего Средневековья по свое­му развитию была значительно выше, чем в европейских странах, а также стала связующим звеном между антич­ной и средневековой эпохами Западной Европы.

Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это про­исходит из-за специфического понимания характера свя­зи человека с Богом: исходный принцип Ислама — внеис-торическая встреча человека с Богом и вручение ему сво­ей судьбы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понима­ние, а толкование «слова» Корана.

Ислам впитал в себя иудаизм, христианство, воспри­нял и синтезировал элементы греческой философии (в ос­новном, идеи неоплатонизма и перипатетической школы), римского права, восточных верований. Однако он является самостоятельным самобытным явлением. Священная книга Ислама — это Коран, заглавная идея которой заключается в том, что Аллах — Бог, единственный и великий, творец все­го сущего и верховный судья. Основные догматы, беспре-кослованые для всех мусульман следующие:

 вера в Аллаха — единственного бога, у которого не может быть ни сыновей, ни соправителей (для исла­ма характерен строжайший монотеизм): «Он — Ал­лах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рож­ден, и не был Ему равным ни один» (Коран). Аллах не имеет конкретного образа и не может быть изоб­ражен;

вера в демонов и ангелов — созданий, занимающих промежуточное положение между Аллахом и чело­веком. Падшими ангелами на земле руководит злой дух Иблис, возглавляющий всех злых духов — шайтонов и джиннов. Все ангелы и демоны были созда­ны самим Аллахом, но Иблис отказался поклоняться человеку, за что Аллах его низверг с небес. У каждо­го человека при жизни есть два ангела, которые фиксируют его злые и добрые поступки;

вера в святость Корана — праведные рассматривают Коран как несотворенное слово Аллаха и предвечный атрибут его бытия. Являясь Свешенным Писанием му­сульман, Коран не может быть изменен никем;

вера в пророков и посланничество Мухаммеда — ислам насчитывает шесть основных пророков: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед, ставший примером совершенного человека;

 вера в рай и ад — основные наслаждения мусуль­манского рая: прохлада, покой, роскошные одеж­ды, приятная еда и питье, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жен; в аду грешни­ки, связанные цепями, будут гореть вечно;

вера в божественное предопределение — фатализм: все в мире создано Аллахом и нет возможности из­менить ход развития событий, ибо все они предоп­ределены и вписаны в книгу Вечности. Кроме перечисленных догматов, ислам основывается и на строгом соблюдении ряда культов: исповедание (про-изненсение вслух краткого символа веры), молитва (на­маз), пост (рамазан), милостыня (закят), поломничество в Мекку (хадж), чтение Корана. Кроме названных обя­занностей мусульманина еще можно выделить джихад (Священная война) против неверных и за распростране­ние ислама. Однако в отношении джихада в Коране име­ются неоднозначные указания: 1) не входить с «много-божниками» в конфронтацию и склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием»; 2) вести с вра­гами ислама оборонительную войну; 3) нападать на не­верных, но так, чтобы военные действия не приходились на священные месяцы.

Мораль арабо-мусульманской культуры тоже своеоб­разна: она практична, проста и доступна для верующих. В ней нет абстрактных, невыполнимых указаний, как в других этических системах. Основные ее принципы это:

покорность перед Аллахом;

верность близким;

3) воинская доблесть в борьбе за торжество веры в вой-
нах с неверными;

4) необходимость соблюдения обрядов;

восприятие женщины как низшего существа, создан­ного Аллахом для услаждения мужчины;

построение государственного строя на основе смире­ния и послушания (рабы должны повиноваться своим гос­подам, господа же, в свою очередь, должны по-отечески относиться к своим рабам);

труд понимается как основа обеспечения царства небесного, к земному же счастью стремиться не стоит, так как жизнь — лишь прах, суета.

Кроме Корана, важными источниками знаний и норм в арабской культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения) — это сборник легенд и религи­озных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, по­ясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Шариат — свод за­конов, включающий широкий круг правовых норм, хотя в арабской культуре политическая и религиозная сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирую­щих и, в какой-то степени, определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.

Мусульманское искусство — условное обобщающее название различных историко-региональных типов ис­кусства, развивавшихся на основе разных этнических традиций, но объединенных единой идеологией и рели­гией — исламом.

Важнейшая черта арабо-мусульманского искусства — запрет на изображение живых существ, который содер­жится в хадисах (арабск. — новость, рассказ, известие), сборниках преданий о словах и делах пророка Мухаммада (VII-IX вв.). Мусульмане-сунниты, представители наибо­лее ортодоксального течения ислама, требовали неукос­нительного соблюдения запрета изображения человека и животных; они развивали поэзию и философию. Шии­ты, обходя запреты, создали своеобразную школу живо­писи и книжной миниатюры. Они использовали тради­ции персидского искусства, эллинистической культуры, искусства коптов. При этом сюжетные мотивы отверга­лись, а орнаментальные — перерабатывались. Орнамен­тальные завитки арабесок (европейское название арабо-мусульманского орнамента) сочетались с аятами (арабск. — знак, чудо, знамение) — краткими фразами, стихами, строч­ками из Корана, написанными причудливой вязью куфи­ческого письма. Аяты вырезались на камне, майоликовых плитках, декорировавших порталы мечетей, гравирова­лись на амулетах, оружии, татуировались на теле.

Художественное табу определило характер мусульман­ского искусства: в нем возобладало ритмически-декора­тивное начало. Главную роль в арабо-мусульманском ис­кусстве играют архитектура, художественное ремесло и искусство миниатюры.

Арабо-мусульманская архитектура. Уже с первых лет возникновения халифата большой размах получило гражданское и культовое строительство. Средневековые города арабского Востока — Дамаск, Багдад, а в XIII в. — Каир, были центрами утонченной художественной куль­туры. Здесь формировались новые типы монументальной культуры и светских построек: мечети, вмещающие тысячи молящихся, минареты — башни, с которых призы­вали верующих к молитве, медресе — здания мусульман­ских учебных заведений, крытые рынки, караван-сараи, дворцы, окруженные крепостными стенами с воротами и башнями. Были созданы разнообразные формы арок — подковообразных и стрельчатых, изобретены особые сис­темы створчатых перекрытий. В XII в. сложился тип ко­лонной арабской мечети. Ее внешний вид напоминает кре­пость, окруженную глухими гладкими стенами с минаре­том в виде мощной башни. В условиях замкнутого быта средневекового мусульманского города мечеть играла роль главного общественного центра, своеобразного народного дома, где совершалось правосудие, возникали научные дис­куссии, назначались деловые и дружеские встречи, чита­лись лекции. В ряде случаев мечети были крупными му­сульманскими университетами (например, мечеть Аль-Аз-хар в Каире). Средневековые мечети собирали все лучшее, что создавала культура эпохи, они становились школой мастерства и средоточием художественных идеалов.

Характерная черта мусульманской архитектуры — высокие башни (минареты). Их происхождение связыва­ют с зиккуратами древней Месопотамии. В Дамаске при династии Омейядов (661-750) минареты строили квад­ратными в плане, в Иране — цилиндрическими. Наибо­лее сложную форму минареты приобрели в Египте — со­четание многогранников, меняющееся на каждом ярусе. Исследователи полагают, что такое чередование многогран­ников заимствовано египтянами-мусульманами у формы александрийского маяка, который еще существовал в то время и представлял собой «восьмиугольник, поставлен­ный на квадрат».

Выдающимися памятниками мусульманского зодчества являются мечеть Куббат ас Сохра в Иерусалиме, построен­ная в 687-691 гг. на месте библейского храма, который был воздвигнут царем Соломоном, большая мечеть Омейя-дов в Дамаске, созданная в 705-715 гг. при халифе Валиде I. Эти архитектурные памятники представляют синтез ан­тичных традиций с восточными. Выдающимся памятни­ком архитектуры является мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879). Прекрасным памятником мусульманской культуры были росписи и орнаментальные украшения «замков пус­тыни» — резиденций халифов, которые были разрушены, но восстановлены на основе раскопок (Сирия, Иордания).

Региональную разновидность мусульманского искус­ства представляют собой памятники Средней Азии XIV-XVI вв. Архитектурные памятники Средней Азии отли­чают геометризация форм, симметрия планировочных ре­шений, колористическое богатство за счет применения сверкающих на солнце облицовочных изразцов. Выбелен­ная солнцем однообразная плоскость песчаной пустыни и безоблачный синий купол неба над головой требуют ярких красок. Под таким небом лазурь изразцов кажется еще более синей, а их поверхность отражает солнце. Форма ку­полов — органическая, неконструктивная, напоминающая гигантские кактусы. Изредка встречаются ребристые ку­пола, заимствованные из древней персидской архитектуры. «Реберный» купол мавзолея Гур-Эмир в Самарканде по­служил прототипом купола мечети в Санкт-Петербурге — оригинальном памятнике северного модерна.

Искусство орнамента и каллиграфии. Исключитель­ное место в этих памятниках мусульманской культуры за­нимает орнамент, украшающий поверхности фасадов и внутренних стен монументальных зданий, представляющий переплетающийся узор — арабески. В узоре используются растительные мотивы и геометрический орнамент, постро­енный на сочетании многоугольников и многолучевых звезд.

По Корану, только Бог обладает способностью к твор­честву, человеку же перед Богом следует быть доверчи­вым и понятливым. В отличие от иудейских храмов, об­ращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Заве­та, где соединены прошлое, настоящее и будущее. Соот­ветственно, и убранство мечети имеет свои особенные чер­ты: аиконичность, каллиграфические надписи, воспроизво­дящие священные фразы и арабески. Орнамент в исламской культуре становится средством ввести человека в мир грез, иллюзий, тайн. Бесконечная цепь повторений одних и тех же членений круга и квадрата диагоналями, радиусами, касательными вплоть до получения сложнейших узоров геометрического орнамента создает ощущение непрерыв­ного движения, течения жизни, а слово же вводит верующе­го в вечный диалог, оно — форма жертвоприношения (само слово «коран» переводится с арабского как глагол «чи­тать»). Великий Омар Хайям говорил: «Весь мир — по­ток метафор и символов узор». Так формируется особен­ная «наука украшения» страницы книги, стены здания, поверхности сосуда. Эти формы нельзя называть декора­тивными, поскольку они представляют собой результат осо­бенного образного мышления мусульманина, в котором слово и изображение соединяются. Особого расцвета искус­ство каллиграфии достигло в X-XV вв.

В XIV-XVI вв. на среднем Востоке совершенства до­стигло искусство книжной миниатюры (Иран, Афганис­тан, Азербайджан, Средняя Азия). Спустя многие века по­ражает и мастерство каллиграфистов-переписчиков, и тон­чайшая орнаментальность заставок и титульных листов, и великолепные миниатюры. Вместе с тем, миниатюра, порожденная творческой фантазией и вековыми тради­циями многих народов мусульманского Востока, была це­лостным явлением, в котором отношение к миру, круг образов, изобразительные особенности воплощали худо­жественные идеалы средневековой эпохи. Искусство книжной миниатюры глубоко созвучно красочной и са­мобытной поэзии Востока.

Помимо книжной миниатюры и росписи тканей с VIII в. развивалась орнаментальная резьба по ганчу (гипсу) и де­реву, с XII в. — по терракоте. В XIII-XIV вв. стены своды и ниши мечетей, инкрустировали разноцветным мрамором, смальтой и полудрагоценными камнями. В архитектуре использовали витражи, резные мраморные решетки на окнах. Поливные изразцы, с глазурью ярких красного, го­лубого, желтого, зеленого цветов делали звездчатой формы, при соединении они образовывали сложный геометричес­кий орнамент коврового типа.

Красота орнамента с особой выразительностью раскры­вается в произведениях прикладного искусства. Экономи­ческой базой его служит развитие ремесла. В этой сфере в Сирии, Иране, Египте созданы прекрасные произведе­ния, до сих пор пленяющие глаз современного человека. Это керамические изделия, расписанные люстром — осо­бым красочным составом, который в результате вторично­го восстановительного обжига придавал материалу золоти­стый оттенок; драгоценные ткани, ковры, изделия из ме­талла, слоновой кости, художественного стекла тончайшей работы. В этом плане особого внимания заслуживают худо­жественное ткачество и ковровые изделия Ирана. Образ персидского ковра стал выражением самой декоративной специфики средневекового искусства Ирана. Ковры отли­чались редкой красотой цвета, сложностью орнамента. Сла­вилась своими тканями и коврами и Средняя Азия, особен­но хороши были туркменские ковры. Еще в ХШ веке Марко Поло оценил их как самые тонкие и красивые в мире.

Артефакт — (от лат. artefactum — искусственно сде­ланное) — любой искусственно созданный объект (напри­мер, предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, ху­дожественная утварь, жилище, дороги и т. д., созданные людьми).

Архаика — ранний этап в развитии древнегреческого искусства (VIII-VI вв. до н. э.), характеризующийся скла­дыванием архитектурных ордеров, формированием основ­ных типов скульптуры.

Архетип (от греч. arche — начало и typos — образ) — 1) прообраз, первоначальный образ, идея; 2) в аналити­ческой психологии К. Юнга, представляющей собой одну из разновидностей психоанализа (Юнг являлся учени­ком 3. Фрейда), архетипы — структуры «коллективно­го бессознательного», присущие от рождения всем людям. Это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, «дремлющие мыслеформы». Архетипы являются человеку через сны, образы, мифы, выступают регулирующими принципами творчества, со­ставляют основу общечеловеческой символики.

Археология — историческая дисциплина, изучающая следы деятельности человека (архитектурные памятники, петроглифы, останки древней ирригации, кораблекруше­ний и т. д.) для получения историко-культурной инфор­мации. Эта дисциплина не имеет четких хронологических границ. Так, методы А. могут использоваться для иссле­дования ряда исторических событий современности, слабо освещенных документами. Ключевые понятия А. — «куль­турный слой», «артефакт» и «археологическая культура».

Архетипы культурные — базисные элементы культу­ры, формирующие константные модели духовной жиз­ни. Содержание А. к. составляет типическое в культуре, формирование их происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общно­стей в процессе систематизации и схематизации куль­турного опыта. А. к. раскрывают свое содержание не через понятие и дискурс, но иконически, т. е. посредством изоб­разительных форм. А. к. выступают в качестве спонтан­но действующих устойчивых структур обработки, хране­ния и репрезентации коллективного опыта. Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, уни­версальные А. к. обеспечивают преемственность и един­ство общекультурного развития.

Архитектура (зодчество) — искусство проектировать и строить здания, сооружения.

Архитектуру называют великой летописью мира, на страницах которой оживают целые эпохи истории челове­чества. Здесь происходит формирование материальной действительности по законам красоты, при этом здания и сооружения призваны служить потребности человека в жилье и общественных помещениях. Так архитектура со­здает замкнутый утилитарно-художественный мир, отде­ленный от природного, противостоящий стихийной среде и позволяющий людям использовать очеловеченное про­странство в соответствии с их материальными и духовны­ми потребностями. Художественность архитектурного об­раза неотделима от функции сооружения и органически выражает его назначение. Архитектура зародилась в глу­бокой древности, когда в строительстве начинают действо­вать законы не только необходимости, но и красоты.

Особенностью данного вида искусства является тяго­тение к ансамблевости: здесь важна «вписанность» в есте­ственный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д. Природное окружение по-разному трак­туется зодчими — в зависимости от вкусов и принципов творчества, которые социально обусловлены. Развитие ар­хитектуры зависит от характера социального строя, эсте­тических идеалов, утилитарных и художественных потреб­ностей общества. Архитектура теснее, чем другие искус­ства, связана с развитием техники. Она и искусство в прямом смысле и инженерия, и строительство. Пожалуй, ни одна область искусства не требует такого сосредоточе­ния коллективных усилий и материальных средств, как архитектура.

Архитектура не воспроизводит действительность непо­средственно, она носит не изобразительный, а выразитель­ный характер. Ритм объемных соотношений, а также ли­ний — одно из важных средств ее выразительности. Она может вступать в синтез с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусст­ва. Основа архитектурной композиции — объемно-про­странственная структура, органическая взаимосвязь эле­ментов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооруже­ния во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Так где же провести черту между простым строитель­ством и архитектурой? Секрет кроется не в особых конст­руктивных приемах или необычных материалах. Архи­тектура — это «окаменевшая философия» эпохи, которая рассказывает о порывах человеческой души, о видении че­ловеком мира, его значимости, о попытках людей выразить свои чувства и мысли в игре материальных объемов.

Архитектурный ордер— один из видов архитектур­ной композиции, состоящий из вертикальных несущих ча­стей — опор в виде колонн, столбов или пилястр и гори­зонтальных несомых частей — антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз. В классической архитектуре раз­личаются ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композиционный (сложный).

Аскетизм — (от греч. aske — упражняющийся в чем-либо) — в античной культуре первоначально подготовка ат­летов к состязаниям (тренировка); затем — стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными при­вычками. Христианский аскетизм монахов и анахоретов (живущих вне монастыря отшельников) — это крайняя сте­пень воздержания, отречения от жизненных благ ради ре­лигиозного спасения, вхождения в Царство Небесное.

Ассимиляция— процесс одностороннего или взаим­ного поглощения индивидов и групп (обычно этнических, этнокультурных) другими группами, в результате чего происходит постепенное исчезновение культурных разли­чий и формирование новой общей культуры.

Атеизм(от греч а — отрицание и theos — Бог) — ми­ровоззрение, отвергающее веру в Бога или богов и проти­вопоставляющее ей безрелигиозный образ мыслей, чувств и действий. В истории человеческой культуры известно огромное количество разных типов и форм атеизма; не­которые из них отвергали не столько существование бо­гов, сколько привычные для того времени религиозные идеи и формы богопочитания; другие, отвергая существо­вание богов или их вмешательство в дела мира, не отри­цали наличие в мире и в человеке духовного начала; на­конец, иллюзорность богов могла рассматриваться как всего лишь частный случай иллюзорности всего сущего (некоторые школы буддизма). Зачастую атеисты пропо­ведовали перенесение религиозных чувств и поклонения с Бога на человека, человеческое общество или культу­ру; так сформировались разные варианты «атеистической религии», религии человекобожия, например, «культ человека и человечества» в трудах немецкого философа-атеиста XIX века Л. Фейербаха. Атеизм может носить как пассивные (отрицание религии как личный выбор), так и активные формы; последние представлены в диа­пазоне — от словесной полемики против религии или ее отдельных проявлений до кровавых гонений на религию, физического уничтожения или заключения в тюрьмы и концлагеря священнослужителей и верующих, оскверне­ния и разрушения храмов и религиозных святынь, госу­дарственной пропаганды идей атеизма и т. п. (ярчайшие исторические примеры — эпоха Великой Французской революции конца XVIII века, большая часть советского периода в истории России, Китай при Мао Цзэдуне, Кам­боджа в период правления «красных кхмеров»). Совре­менный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Б

Базилика (греч. — царский дом) — прямоугольное зда­ние, внутреннее помещение которого разделено колонна­ми на продольные части — нефы. В античности базилики служили как торговые и судебные здания, в средневеко­вой Европе базилика — основной тип храма.

Барельеф — низкий рельеф, вид скульптуры, в кото­ром изображение выступает над плоскостью менее чем на половину своего объема.

Барокко(итал. barocco, букв. — странный, причудли­вый) — одно из главных стилевых направлений в искусст­ве Европы и Америки конца XVI — середины XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамич­ность образов, стремление к величию и пышности, к со­вмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культо­вая музыка, оратория); одновременно — тенденция к ав­тономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сю­ита в инструментальной музыке).

Обычно, характеризуя барочную систему, акцентиру­ют внимание на ее отличии от классицизма. Несходство их бесспорно, но несомненно также, что этим двум систе­мам присущи и некоторые типологические общие чер­ты. Прежде всего, эти художественные системы возни­кают как осознание кризиса ренессансных идеалов. Ху­дожники и барокко, и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической концеп­ции эпохи Возрождения: вместо гармонии разума и чув­ства ими выдвигается идея подчинения страстей велени­ям разума.

Первоначально этим термином обозначали один из архитектурных стилей, затем перенесли его и на другие виды искусства. Эпоха барокко охватывает в Западной Европе период примерно с начала XVII в. до середины XVIII в. Это искусство, развившееся главным образом в романских странах, получило также развитие и в Восточ­ной Европе, португальских и испанских колониях в Ла­тинской Америке.

Культура барокко — плод эпохи, отмеченной глубо­ким социально-экономическим кризисом: помпезное ве­ликолепие королевских дворцов и торжество контррефор­мации не могли скрыть упадка, начавшегося в Европе, религиозные основы которой были потрясены Реформа­цией, а также первыми завоеваниями новоевропейской на­уки. Это острое настроение кризиса, длившееся примерно полтора столетия, пока ему на смену не пришло Просве­щение, определило многие черты искусства и литературы барокко: разочарование в окружающем мире и ощущение его иллюзорности; восприятие жизни как театра и жесто­кое осознание неумолимо текущего времени, неизбежно влекущего к смерти; пристрастие к внешним эффектам и преувеличенной экспрессии, особенно в изобразительных искусствах. Но, как это ни парадоксально, такие тенден­ции, несомненно упадочные в своей основе, вызвали свое­го рода взрыв чувственного начала, пробудили к жизни и радостям, может, именно в силу сознания их скоротечно­сти и преходящего характера.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.