|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 3 страницаТрадиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй — «Ника Са-мофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г. до н. э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря. Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам Примером этого может служить статуя работы Агесанд-ра — «Афродита Мил осекая» (I в. до н. э.). Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в. до н. э.). Сюжет этой скульптуры связан с одним из мифов о Троянской войне: троянский жрец Лаокоон и его сыновья, предостерегавшие троянцев от введения в город оставленного греками-ахейцами деревянного коня, были жестоко наказаны богами — покровителями греков — Афиной и Посейдоном, которые наслали на троянских героев гигантских змей, задушивших их. В «Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его вкус к некой театральности. Для эллинистической скульптуры, как и архитектуры, была свойственна страсть к гигантомании, ярким образцом которой стал «Колосс Родосский» — огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Дальнейшее развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» — государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на реке Тибр до огромной мировой державы, владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее последней страницей. История древнеримской культуры делится на три основных этапа. Ранний, или царский, период (VIII-VI вв. до н. э.). Римская республика (V-I вв. до н. э.). Римская империя (I-V вв. н. э.). Вся система культуры Древнего Рима была посвящена обоснованию превосходства римского политического устройства, воспитанию из римлян хороших граждан, гордых своей принадлежностью к «народу-господину». Основной ценностью для римлянина был сам Рим, римский народ, предназначенный покорять другие народы и править ими для их же счастья. Римская империя развивалась на почве крупного рабовладения и земледелия, завоевания обширных территорий, покорения многих народов и культур, что вызывало необходимость создания огромного чиновничьего аппарата и разработки изощренных политических методов управления. Для римлян было характерно соединение максимального практицизма и теоретических устремлений, что предопределяло отношение к науке, которой в Риме уделялось приоритетное внимание: добродетели человека воспринимались как результат знания. Пришедшие на территорию эллинистических государств во II—I вв. до н. э. и завоевавшие их римляне унаследовали богатейший опыт древнегреческой культуры: более совершенные методы земледелия, политическую систему, мифологию и философию, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, систему образования и воспитания и т. д. Искусство этрусков. Основой римского искусства была древнеиталийская культура, в которой ведущее значение имело искусство этрусков. Они начинали создавать то новое, что впоследствии развили древние римляне: инженерные сооружения, настенную монументальную живопись, реалистический скульптурный портрет. Считается, что этруски появились в Италии в начале первого тысячелетия до н. э. в результате миграции из Малой Азии. С их приходом на территории Средней Италии складывается новая культура городского типа: этруски строят города, окружая их мощными оборонительными стенами; городские ворота, храмы, дома с водопроводом и канализацией определяли основные типы архитектурных сооружений этрусков; соединялись города мощеными дорогами. Периодом наивысшего расцвета Этрурии считается VII-V вв. до н. э. Она представляла собой союз из 12 городов, каждый из которых имел статус самостоятельного государственного образования. В основе союза этрусских городов лежала религиозная общность: как утверждают древние авторы, представители городов собирались вместе для совершения религиозных церемоний. Возглавляли городские общины цари-жрецы. Если храмы и жилые дома этруски возводили из дерева, сырцового кирпича и глины (камень использовался лишь в фундаменте), то гробницы строились из более прочного материала. Именно поэтому до нашего времени сохранились гробницы этрусков, которые или высекались в скальном грунте, или складывались из камней. Наиболее характерным был тип гробницы, воспроизводящей модель жилого дома с центральным двориком и выходящими в него помещениями. Обычно стены гробниц расписывались. Излюбленной темой росписей было погребальное пиршество, причем непременными его спутниками являлись музыка и танцы. Колористическое решение и сюжеты подчеркивают особенность восприятия этрусками потусторонней жизни: не трагически, как безвозвратную гибель, а как продолжение жизни земной, реальной. Обязательной принадлежностью этрусских гробниц были саркофаги, изображающие пиршественное ложе, на котором возлежала супружеская пара. Наиболее известен саркофаг из терракоты, названный «Супружеская чета». Мастер уделил особое внимание верхней части тел обоих супругов: мужчина ласково обхватил рукой плечо жены, которая, в свою очередь, нежно прислонилась к нему. Интересна в скульптуре и портретность лиц. Еще одним интересным памятником этрусской скульптуры позднего периода является известная статуя «Оратор» или статуя Авла Метелла (около I в. до н. э.). В решении художественного образа господствует подчеркнутая будничность: неприметное лицо, детально проработанное, сочетается с естественностью и непринужденностью позы оратора. Эта скульптура как бы завершает развитие искусства Этрурии, открывая в то же время новую страницу римского портрета. Формирование латинской литературы. Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (VIH в. до н. э. — V в. н. э.), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью. Само слово «Рим» было синонимом величия, славы и военной доблести, богатства и высокой культуры. Центр будущей великой державы — город Рим — возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Античная притча, переданная римскими историками — Дионисием Галикарнасским, Титом Ливнем и поэтом Вергилием, приписывает основание города Рима легендарному Ромулу и относит это событие к 754-753 гт. до н. э. Однако мощное культурное движение начинается в Риме только в конце Ш в. до н. э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение греческой культуры и образования. Многочисленные деятели римской культуры того времени — прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, врачи, учителя, архитекторы, художники — в подавляющем большинстве были не римлянами. В конце III в. до н. э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе — эпическая поэзия. Появляется целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Одним из первых римских трагиков был отпущенник Ливии Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь «Одиссею» (III в. до н. э.). Участник I Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат и тогат — комедий из римской жизни. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами-масками глупца, обжоры, плута, скряги и прочих. Особенно знаменитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов Тита Макция Плавта и Публия Теренция (Ш-Ц вв. до н. э.). Они брали за основу греческие комедии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора, судебной практики. Классиком римской литературы Ш-П вв. до н. э. был Квинт Энний, воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром. Первым римским прозаиком считается Марк Порций Катон Старший (II в. до н. э.). В отличие от многих своих современников, Катон крайне враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревнитель римской старины и «нравов предков». Из многочисленных сочинений Катона полностью сохранился лишь его труд «О сельском хозяйстве». С середины II в. до н. э. в общественной жизни Рима наблюдается повышенный интерес к истории, что находит свое отражение в прозе. Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный пропагандистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим. Так, для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (И в. до н. э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал «Всемирную историю», вернее, историю римских войн и побед. Полибий был очевидцем великого исторического факта: на его глазах весь мир подчинился римскому господству в сфере политической и греческому — в сфере духовной. В эпоху республиканского Рима возникла группа молодых поэтов — «неотерики» предпочитали, как и поэты александрийской школы, малые формы — эпиграммы, элегии, эпиллии. В своих стихах они добивались совершенства в овладении языком для описания глубины чувств и переживаний. Произведения неотериков отмечены глубоким знанием древних мифов и особой утонченностью. Среди них выделялся Гай Валерий Катулл — один из лучших римских лириков. Особой известностью пользовались любовные стихотворения Катулла, полные обожания и страсти к знаменитой светской красавице Клодии. Расцвет поэзии в «Золотой век Августа» (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) связан с такими знаменитыми именами, как Вергилий, Гораций и Овидий. Большой популярностью в ранней Римской Империи пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма сенатора Плиния Младшего к друзьям и императору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один — «Метаморфозы» (или «Золотой осел») Апулея (II в.). Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира (у римлян она называлась «сатура»)— литературный жанр чисто римского происхождения. Ярчайшим его представителем был Лу-пилий (II в. до н. э.). Юмором и едкой сатирой, яркостью красок и проницательностью отличались эпиграммы Мар-Циала и сатиры Ювенала. Ювенал гневно обличал пороки современного ему римского общества, его сатиры не щадят никого, в том числе и императоров. Также в I в. до н. э. в Риме наивысшего развития достигла риторика — искусство политического и судебного красноречия. Это было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи. Архитектура и скульптура Древнего Рима. Архитектура Древнего Рима характеризуется развитием градостроительных идей, в основе которых лежала строгая планировка, исходящая от римских военных лагерей; созданием общественных мест нового типа— форумов, равно как и новых типов общественных сооружений, теснейшим образом связанных с развитием сводчатых и арочных конструкций, в свою очередь, обусловленных появлением нового строительного материал, римского бетона. В основе арочной конструкции лежат два элемента: столбы и опирающаяся на них арка. Таким образом, горизонтальное перекрытие заменяется выгнутой аркой. Что касается столбов, то их прямоугольная массивная форма гораздо менее индивидуализирована, нежели колонна. Ярчайший пример использования арочной конструкции — триумфальные арки. Эти типично римские мемориальные сооружения возводились уже в республиканский период. Чаще всего они устанавливались в честь побед, в частности, триумфальная арка Тита была воздвигнута в честь взятия войсками императора Тита Иерусалима (180-е гт. до н. э.). Ее архитектурный облик складывается из мощного монолита, прорезанного в центре арочным пролетом. Здесь мы сталкиваемся с характерным для римлян использованием ордерной системы в декоративном плане: создание чисто зрительного впечатления о конструктивности ордерной системы путем «наложения» ее на стенной массив. «Фасад» арки четко членится на основание, среднюю часть, состоящую из коринфских полуколонн и антаблемента, и верхнюю — в виде массивного аттика, куда была заключена урна с прахом императора. Арочные и сводчатые формы развивались также в сооружениях утилитарного характера (мостах и акведуках), а также в грандиозных общественных зданиях. После гражданской войны 68-69 гг. н. э. пришедший к власти Веспасиан начал строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей. Завершение его строительства пришлось на правление сына Веспасиана — Тита (80 гг. н. э.). В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял собой замкнутый овал (в окружности 524 м), расчлененный поперечными и кольцевыми проходами. Его центральная часть, арена, окружена ступенчатыми скамьями для зрителей. Внешний облик Колизея, монументальный и величественный, определяется кольцевой стеной, разработанной в виде многоярусной ордерной аркады: внизу — тосканский ордер, выше — ионический, в третьем ярусе — коринфский, над которым размещались коринфские пилястры. Одним из наиболее совершенных образцов храма с куполом был Пантеон в Риме (около 125 г.), созданный Аппо-лодором Дамасским. Здесь блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания большепролетного купольного пространства. Округлый в плане (тип ротонды), храм имел 8-колонный портик коринфского ордера. Художественный строй здания определяется конструктивной формой: мощным купольным объемом снаружи, единым и целостным пространством внутри. В интерьере доминирует купол, в вершине которого оставлен световой проем (сферический свод, представляющий собой монолитную, лишенную каркаса массу, опирается на стеку толщиной 6 м.). Стена расчленена на два яруса: нижний, где глубокие ниши чередуются с массивными колоннами коринфского ордера, и верхний — как промежуточный между опорой и куполом. Впервые в архитектуре основной акцент переместился на внутреннее пространство, которое своим торжественно-праздничным решением контрастирует с внешним обликом, где господствует пространство монументального объема. Грандиозные купольные покрытия использовались в термах, представляющих комплекс помещений и дворов, где римляне отдыхали и развлекались. Основу композиции составляли залы для омовения. Наиболее известны термы Каракаллы (206-216 гг.). Наконец, римляне создают тип общественной площади, получившей название форума. Появившись в республиканский период, форумы империи приобрели парадный вид, став еще и грандиозным архитектурным ансамблем, включающим в себя множество зданий различной функциональной принадлежности, прославлявшим того или иного императора. Знаменитый форум Траяна (первая половина II в. н. э.) был создан уже упоминавшимся А. Дамасским. Он включал в себя главную прямоугольную площадь с триумфальной аркой при входе и колоннадой, за которой располагались полукружия торговых лавок; пя-тинефную базилику Ульция, развернутую перпендикулярно центральной оси; небольшой перистельный двор с колонной Траяна, покрытой сплошной лентой рельефов, изображавших военные подвиги императора. Она располагалась на центральной оси между двумя симметричными зданиями библиотек; последний перистельный двор, закругленный с той стороны, где стоял храм Траяна. Весь ансамбль объединялся мотивом колоннад и портиков различных размеров, иногда доходивших до огромных. Перенесение акцента на внутреннее пространство сооружения способствовало развитию монументальной настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в городе Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Так называемые «помпеянские» фрески принято делить на четыре группы. «Инкрустационный» стиль— II в. дон. э.: имитация облицовки стены квадратами разноцветного мрамора («Дом Фавна»). «Архитектурно-перспективный» стиль: между живописно исполненными колоннами, пилястрами, карни-аами размещались большие многофигурные композиции на сюжеты, заимствованные из греческой живописи; здесь господствует реалистическая трактовка образов (роспись «Виллы Мистерий»). 3. «Канделябрный» стиль— с конца Iв. дон. э.: наиболее строгий и изящный, с разнообразнейшими декоративными мотивами (гирлянды, канделябры, орнаменты), которые обрамляли сюжетные изображения небольших размеров («Дом наказанного Амура»). 4. «Пышный» стиль — с середины I в. н. э.: соединяет характерные черты второго стиля (перспективные архитектурные построения) и третьего (богатство орнаментальных украшений) (росписи во дворце Нерона, Золотом доме; дом Веттиев). Наибольших высот искусство Рима достигло в портретном жанре. Он был связан с традициями заупокойного культа предков, где существовал обычай снятия с умерших восковых масок. В дальнейшем это слилось с общей чертой римского мировосприятия — ярким рационализмом. При всей сложности развития скульптурного портрета можно выделить главные вехи этого процесса. Период жесткого реализма — I в. до н. э.: «Портрет старого патриция», портреты Цезаря (зарождение психологической тенденции). Период классики (идеализация образа) — конец I в. Дон. а. — начало I в. н. э.: портретные статуи Августа. Период усложненного реализма (психологизация и помпезность) — конец I в. н. э.: портреты Нерона, Флавиев. Реминисценция (воспроизведение) периодов реализма и классики — II в. н. э.: портрет Плотины, жены императора Траяна; портреты частных лиц; портрет Антиноя. Период острого психологизма — Ш в. н. э.: портреты Каракаллы, Филиппа Аравитянина. Поздний период — IV в. н. э. — обращение к внутреннему миру человека, искусство становится символичным — статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, выразительные глаза становятся основным акцентом, отражающим душу. Сотрясаемая мощными ударами варваров Римская империя шла к своей гибели. Античная культура завершала свой путь. Эдикт императора Константина (313 г.) снял запрет с христианства. После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. В 395 г. Римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался город Рим, а столицей Восточной Римской империи (будущей Византии) стал город Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византии. В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшному разгрому — сначала от готов, а затем от вандалов. В середине V в. под властью императора осталась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одо-акр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать падением Западной Римской империи. Что касается Восточной Римской империи, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще дочти тысячу лет. С концом же Западной Римской империи погибла и античная культура, а в истории Запада началась новая эпоха. Античность оказала большое влияние на последующее витие европейских народов, стала их общим достояни-основой всей культуры новой Европы. Реликты этой цивилизации прочно зафиксированы в сознании, языке, философии, художественных образах. Самые ранние обра-вы самобытности этой культуры проявились на уровне древнейших форм народного творчества, в частности мифологии, сюжеты которой уже в течение многих веков служат богатейшим материалом живописцам, скульпторам, композиторам, поэтам. Многие образы античной мифологии Шали привычными и понятными: нить Ариадны, ахиллесова пята, яблоко раздора и т. д. Множество греческих щдатинских слов содержится в обыденном и научном фвьпсах. Эта культура дала миру демократию, зародившуюся в рамках полиса-государства, Олимпийские игры, первый полный буквенный алфавит (правда, основу его греки взяли у финикийцев), причем в этой культуре письменность оказалась не профессиональным навыком, а достоянием каждого. Здесь также происходит зарождение театра и философии европейского типа, а древний Рим дал Европе развитую юриспруденцию, из которой выросла, современная система права. Антропогенный— (от лат. antropos — человек и греч. Щепез — рождающий, рожденный) — то, что сделано людьми, искусственное. Антропогенез— (от лат. antropos — человек и греч.gents — происхождение, рождение, развитие) процесс Цсторико-эволюционного формирования физического типа человека (Homo Sapiens). Один из самых важных вопросов гуманитарных наук и, в частности, философии и культурологи, — «Что собой представляет человек?». Для того чтобы ответить на него, надо знать природу человека, которая проявляется в генезисе — его происхождении. Решение этого вопроса имеет основополагающее значение не только для понимания сущности человека, но и для понимания путей развития общества и культуры вообще, смысла жизни как отдельных людей, так и человечества в целом. Изучением антропогенеза занимается антропология, палеоантропология, история, генетика, лингвистика и другие науки. Антропология процесс возникновения и развития человека разбивает на ряд этапов. 1-й этап характеризуется переходом австралопитеков (ближайших предков человека — ископаемых обезьян Южной Африки, живших более 5 млн. лет назад) к наземному стадному существованию, всеядному питанию и употреблению естественных предметов в качестве орудий для охоты, случайному их изготовлению. 2-й этап связан с формированием первобытного стада из представителей начальной стадии — древних людей (питекантропов и синантропов), которые систематически изготавливали грубые каменные, костяные и деревянные орудия разнообразных форм, сообща охотились на животных, умели пользоваться огнем. Их потомки — палеоантропы, или неандертальцы, изготавливали уже более сложные по форме и назначению орудия, создавали первые искусственные сооружения, умели добывать огонь. Совместное производство обусловило появление сознания и речи, сформировало тело человека. Становление человека продолжалось сотни тысяч лет (Юго-Восточная, Южная, Передняя Азия и Африка). 3-й этап — период антропосоциогенеза — превращение первобытного стада в первобытное) общество, а неандертальца — в человека современного типа. Существует несколько подходов к вопросу о происхождении человека: религиозная теория, эволюционная, трудовая (социально-историческая), а также такие, как «случайная», т. е. человек — плод случая, «инопланетная» — согласно которой человек имеет инопланетное происхождение. Однако основными считаются первые три. „ Религиозная теория является наиболее древней. В различных религиях мира в объяснении того, как возникли люди, можно выделить общие черты. Самое главное — то, что человек — частица Бога, частица великого космического разума. Человек сотворен Богом, по образу и подобию своему, но не телесно, а духовно, т. к. Бог наделил человека душой. Душа — источник жизни и развития. Антропология — наука о происхождении, развитии и сущности человека — с точки зрения физиологии, не может дать четких, однозначных биологических критериев отличия человека от животного: человек обладает речью и живет в обществе, но и животные обмениваются сигналами и образуют сложные сообщества. Религия, можно сказать, дцет ответ на этот вопрос. Человек, согласно религиозной теории, получил свою душу от Бога. Душа, выйдя из тела, может существовать неопределенно долгое время. Поэтому человек бессмертен и каждого ждет вечная жизнь (в аду или в раю), и этим он отличается от животного. Современные религиозные теоретики считают, что библейские мифы о сотворении человека содержат в себе истину в доступной для своего времени форме. Эта истина была Дана людям, стоявшим на низкой ступени исторического и Культурного развития. Первая пара сотворенных по Библии людей — Адам и Ева — есть лишь образное, понятное Древнему человечеству изображение действительного процесса божественного творения человека. Таким образом, Религиозная теория происхождения человека основана на Яее чуда, божественного вмешательства в естественный ход событий. Человек обладает душой, которая дана ему Богом, и не является результатом развития природного мира. Этой концепции противостоит другая, возникшая в рамках эволюционной биологии. Эволюционная теория происхождения человека возникла во второй половине XIX века. Она связана с переворотом, осуществленным Чарльзом Дарвином в биологии. Он выявил закономерность, линейность в ходе развития природы. И этим был нанесен удар по религиозным теориям — не Бог, а сама природа сотворила человека. Главные понятия в этой теории— «природа» и «животное». Дарвин выдвигает идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции лежит естественный отбор, который предполагает, что в процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. Главную причину изменчивости организмов Дарвин видел в изменении окружающих условий жизни. Человек же рассматривается как главный эталон эволюции. Последователи Дарвина выдвинули идею о происхождении человека от питекантропа — человекообразной обезьяны. В строении и физиологических признаках человека и питекантропа обнаружились черты несомненного сходства. У человека, по их мнению, не оказалось ничего принципиально нового, чего бы не было у животных. Речь, употребление орудий труда, способность к самосовершенствованию и т. д. — все это есть у животных, но усиливается у человека лишь в результате естественного отбора. Религиозная и эволюционная теории происхождения человека подвергались многими учеными критике за их односторонность. Если первая полностью «вырывала» человека из природного эволюционного процесса, то вторая «растворяла» его в животном царстве. Необходимо было найти третий путь в исследовании этой проблемы. Такую теорию предложил Фридрих Энгельс. Согласно трудовой теории, с одной стороны, на возникновение человека оказала влияние природа: в ходе ее эволюции формировался человеческий организм, совершенствовалась его структура, физические свойства. С другой — возникновению человека способствовал труд — основа существования человеческого общества. Так как трудовая деятельность — не инстинктивная, а целесообразная — присуща только людям, то именно она послужила главной причиной выделения человека из царства животных. Можно выделить несколько основных характеристик труда. Во-первых, в ходе трудовой деятельности человек преобразует природу, использует ее для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Он создает новое, то, чего не было. Животное же не производит, оно только пользуется и уничтожает готовое, произведенное природой. Человек же специально, согласно своим замыслам, изменяет природу, заставляет служить ее своим целям. Тем самым он господствует над природой, познавая ее законы и применяя их в своей практической деятельности. Во-вторых, труд человека целесообразен, т.е. прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, создает план действий. То» как ведет себя животное, определяется прежде всего еро нервной системой, условными и безусловными рефлексами. «План» действий животному дан от рождения, «аакодирован» в его мозге. Цели человеческой деятельности формируются в обществе, в процессе взаимодействия людей друг с другом, в ходе совместных трудовых усилий. В-третьих, отличительной особенностью трудовой Деятельности является использование орудий труда. При помощи заранее созданных орудий человек обрабатывает ирироду, придает природным предметам нужную форму. Таким образом, труд — это целесообразная деятельность по преобразованию природы с использованием орудий труда. Преобразуя природу с помощью труда, человек получает колоссальное средство для выживания, совершенствует навыки, способности, развивает себя изнутри, что выражается в новых предметах и средствах труда — в опредмечивании своих способностей. К тому же труд создал возможность для соединения людей и для их внутреннего развития. Антропология (от греческих слов anthropos — человек и logia — наука) — область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. Современная наука к А. относит: археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику, физическую и социальную А. Антропология культурная (культурантропология)— особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Культурная антропология является частью огромной системы знаний о человеке, называемой антропологией («наукой о человеке»). В ее рамках выделяют теологическую (богословскую), или религиозную, антропологию, философскую антропологию, психологическую антропологию, естественнонаучную (биологическую) антропологию, социальную антропологию, когнитивную антропологию, изучающую проблемы познания человеком мира. Здесь нашла свое место и культурная антропология, которая исследует культуру как форму жизни и деятельности человека, особую среду обитания людей. Эта область познания сложилась в европейской культуре в XIX в. и окончательно оформилась в последней четверти XIX в. По своему происхождению культурантропология тесно связана с этнографией — наукой, исследующей культуры различных племен и народов, преимущественно, живущих в Африке, Америке, Австралии и Океании. Этнографический материал до сих пор активно используется культурантропологией, которая, впрочем, давно вышла за рамки этнографии. Кроме того, на развитие культурной антропологии решающим образом повлияли работы ученых Северной Америки (США и Канады), что придало этой науке своеобразные черты, отличающие ее от западноевропейской научной традиции, к которой последние столетия примыкала и российская наука.
|
|||
|