Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 3 страница



Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из са­мых знаменитых эллинистических статуй — «Ника Са-мофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г. до н. э. Установленная на пьедестале, напомина­ющем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря. Скульпторы эллинисти­ческой эпохи обращались и к классическим образцам Примером этого может служить статуя работы Агесанд-ра — «Афродита Мил осекая» (I в. до н. э.).

Блестящая школа эллинистической скульптуры суще­ствовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная родосскими ма­стерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в. до н. э.). Сюжет этой скульптуры связан с одним из мифов о Троян­ской войне: троянский жрец Лаокоон и его сыновья, пре­достерегавшие троянцев от введения в город оставленного греками-ахейцами деревянного коня, были жестоко нака­заны богами — покровителями греков — Афиной и Посей­доном, которые наслали на троянских героев гигантских змей, задушивших их. В «Лаокооне» ярко проявился па­тетический дух эллинистического искусства, его вкус к некой театральности.

Для эллинистической скульптуры, как и архитектуры, была свойственна страсть к гигантомании, ярким образ­цом которой стал «Колосс Родосский» — огромная, 32-мет­ровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установ­ленная у входа в Родосскую гавань.

Дальнейшее развитие античной культуры и цивилиза­ции происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» — государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на реке Тибр до огромной мировой державы, владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее последней страницей.

История древнеримской культуры делится на три ос­новных этапа.

Ранний, или царский, период (VIII-VI вв. до н. э.).

Римская республика (V-I вв. до н. э.).

Римская империя (I-V вв. н. э.).

Вся система культуры Древнего Рима была посвящена обоснованию превосходства римского политического уст­ройства, воспитанию из римлян хороших граждан, гордых своей принадлежностью к «народу-господину». Основной ценностью для римлянина был сам Рим, римский народ, предназначенный покорять другие народы и править ими для их же счастья. Римская империя развивалась на почве крупного рабовладения и земледелия, завоевания обшир­ных территорий, покорения многих народов и культур, что вызывало необходимость создания огромного чиновничье­го аппарата и разработки изощренных политических мето­дов управления. Для римлян было характерно соединение максимального практицизма и теоретических устремлений, что предопределяло отношение к науке, которой в Риме уделялось приоритетное внимание: добродетели человека воспринимались как результат знания.

Пришедшие на территорию эллинистических госу­дарств во II—I вв. до н. э. и завоевавшие их римляне уна­следовали богатейший опыт древнегреческой культуры: более совершенные методы земледелия, политическую систему, мифологию и философию, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, систему образования и воспитания и т. д.

Искусство этрусков. Основой римского искусства была древнеиталийская культура, в которой ведущее значение имело искусство этрусков. Они начинали создавать то но­вое, что впоследствии развили древние римляне: инженер­ные сооружения, настенную монументальную живопись, реалистический скульптурный портрет.

Считается, что этруски появились в Италии в начале пер­вого тысячелетия до н. э. в результате миграции из Малой Азии. С их приходом на территории Средней Италии скла­дывается новая культура городского типа: этруски строят города, окружая их мощными оборонительными стенами; городские ворота, храмы, дома с водопроводом и канализа­цией определяли основные типы архитектурных сооруже­ний этрусков; соединялись города мощеными дорогами. Пе­риодом наивысшего расцвета Этрурии считается VII-V вв. до н. э. Она представляла собой союз из 12 городов, каж­дый из которых имел статус самостоятельного государствен­ного образования. В основе союза этрусских городов лежала религиозная общность: как утверждают древние авторы, представители городов собирались вместе для совершения религиозных церемоний. Возглавляли городские общины цари-жрецы.

Если храмы и жилые дома этруски возводили из дере­ва, сырцового кирпича и глины (камень использовался лишь в фундаменте), то гробницы строились из более проч­ного материала. Именно поэтому до нашего времени со­хранились гробницы этрусков, которые или высекались в скальном грунте, или складывались из камней. Наиболее характерным был тип гробницы, воспроизводящей модель жилого дома с центральным двориком и выходящими в него помещениями. Обычно стены гробниц расписывались. Излюбленной темой росписей было погребальное пирше­ство, причем непременными его спутниками являлись музыка и танцы. Колористическое решение и сюжеты подчеркивают особенность восприятия этрусками поту­сторонней жизни: не трагически, как безвозвратную ги­бель, а как продолжение жизни земной, реальной.

Обязательной принадлежностью этрусских гробниц были саркофаги, изображающие пиршественное ложе, на котором возлежала супружеская пара. Наиболее известен саркофаг из терракоты, названный «Супружеская чета». Мастер уделил особое внимание верхней части тел обоих супругов: мужчина ласково обхватил рукой плечо жены, которая, в свою очередь, нежно прислонилась к нему. Интересна в скульптуре и портретность лиц.

Еще одним интересным памятником этрусской скульптуры позднего периода является известная статуя «Оратор» или статуя Авла Метелла (около I в. до н. э.). В решении художественного образа господствует подчер­кнутая будничность: неприметное лицо, детально прора­ботанное, сочетается с естественностью и непринужденно­стью позы оратора. Эта скульптура как бы завершает раз­витие искусства Этрурии, открывая в то же время новую страницу римского портрета.

Формирование латинской литературы. Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (VIH в. до н. э. — V в. н. э.), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столи­цей необъятной империи, охватившей все территории, при­мыкавшие к Средиземноморью. Само слово «Рим» было синонимом величия, славы и военной доблести, богатства и высокой культуры. Центр будущей великой державы — город Рим — возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Античная притча, переданная римски­ми историками — Дионисием Галикарнасским, Титом Ли­внем и поэтом Вергилием, приписывает основание города Рима легендарному Ромулу и относит это событие к 754-753 гт. до н. э.

Однако мощное культурное движение начинается в Риме только в конце Ш в. до н. э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обяза­тельным считалось усвоение греческой культуры и обра­зования. Многочисленные деятели римской культуры того времени — прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, врачи, учителя, архитекторы, художники — в подавляю­щем большинстве были не римлянами.

В конце III в. до н. э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе — эпическая поэзия. Появляется целая плеяда талантливых поэтов и драма­тургов, которые обычно брали за образцы греческие тра­гедии и комедии. Одним из первых римских трагиков был отпущенник Ливии Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь «Одиссею» (III в. до н. э.). Участ­ник I Пунической войны Гней Невий прославился созда­нием так называемых паллиат и тогат — комедий из рим­ской жизни. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами-ма­сками глупца, обжоры, плута, скряги и прочих. Особенно знаменитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов Тита Макция Плавта и Публия Теренция (Ш-Ц вв. до н. э.). Они брали за основу греческие коме­дии, наполняя их множеством подробностей уже из рим­ского быта, фольклора, судебной практики. Классиком римской литературы Ш-П вв. до н. э. был Квинт Энний, воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром.

Первым римским прозаиком считается Марк Порций Катон Старший (II в. до н. э.). В отличие от многих своих современников, Катон крайне враждебно относился к гре­ческой риторике, философии, поэзии и не считал их об­разцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревнитель римской старины и «нравов предков». Из многочисленных сочинений Катона полностью сохра­нился лишь его труд «О сельском хозяйстве».

С середины II в. до н. э. в общественной жизни Рима наблюдается повышенный интерес к истории, что нахо­дит свое отражение в прозе. Римские исторические сочи­нения, как правило, имели ярко выраженный пропаган­дистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим.

Так, для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (И в. до н. э.), грек по происхождению, прожив­ший много лет в Риме. Он написал «Всемирную историю», вернее, историю римских войн и побед. Полибий был оче­видцем великого исторического факта: на его глазах весь мир подчинился римскому господству в сфере политиче­ской и греческому — в сфере духовной.

В эпоху республиканского Рима возникла группа мо­лодых поэтов — «неотерики» предпочитали, как и поэты александрийской школы, малые формы — эпиграммы, эле­гии, эпиллии. В своих стихах они добивались совершен­ства в овладении языком для описания глубины чувств и переживаний. Произведения неотериков отмечены глубо­ким знанием древних мифов и особой утонченностью. Среди них выделялся Гай Валерий Катулл — один из луч­ших римских лириков. Особой известностью пользовались любовные стихотворения Катулла, полные обожания и страсти к знаменитой светской красавице Клодии.

Расцвет поэзии в «Золотой век Августа» (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) связан с такими знаменитыми именами, как Вергилий, Гораций и Овидий. Большой популярностью в ранней Римской Империи пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма сенатора Плиния Млад­шего к друзьям и императору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один — «Метаморфозы» (или «Золотой осел») Апулея (II в.).

Наиболее оригинальным достижением римской худо­жественной литературы являлась сатира (у римлян она на­зывалась «сатура»)— литературный жанр чисто римского происхождения. Ярчайшим его представителем был Лу-пилий (II в. до н. э.). Юмором и едкой сатирой, яркостью красок и проницательностью отличались эпиграммы Мар-Циала и сатиры Ювенала. Ювенал гневно обличал пороки современного ему римского общества, его сатиры не щадят никого, в том числе и императоров. Также в I в. до н. э. в Риме наивысшего развития достигла риторика — искус­ство политического и судебного красноречия. Это было связано с бурной общественной жизнью переходной эпо­хи от Республики к Империи.

Архитектура и скульптура Древнего Рима. Архи­тектура Древнего Рима характеризуется развитием градо­строительных идей, в основе которых лежала строгая пла­нировка, исходящая от римских военных лагерей; созда­нием общественных мест нового типа— форумов, равно как и новых типов общественных сооружений, теснейшим образом связанных с развитием сводчатых и арочных кон­струкций, в свою очередь, обусловленных появлением нового строительного материал, римского бетона.

В основе арочной конструкции лежат два элемента: столбы и опирающаяся на них арка. Таким образом, гори­зонтальное перекрытие заменяется выгнутой аркой. Что касается столбов, то их прямоугольная массивная форма гораздо менее индивидуализирована, нежели колонна. Ярчайший пример использования арочной конструкции — триумфальные арки. Эти типично римские мемориальные сооружения возводились уже в республиканский период. Чаще всего они устанавливались в честь побед, в частно­сти, триумфальная арка Тита была воздвигнута в честь взятия войсками императора Тита Иерусалима (180-е гт. до н. э.). Ее архитектурный облик складывается из мощ­ного монолита, прорезанного в центре арочным пролетом. Здесь мы сталкиваемся с характерным для римлян ис­пользованием ордерной системы в декоративном плане: создание чисто зрительного впечатления о конструктив­ности ордерной системы путем «наложения» ее на стен­ной массив. «Фасад» арки четко членится на основание, среднюю часть, состоящую из коринфских полуколонн и антаблемента, и верхнюю — в виде массивного аттика, куда была заключена урна с прахом императора. Арочные и сводчатые формы развивались также в сооружениях ути­литарного характера (мостах и акведуках), а также в гран­диозных общественных зданиях.

После гражданской войны 68-69 гг. н. э. пришедший к власти Веспасиан начал строительство амфитеатра, извест­ного всему миру как Колизей. Завершение его строитель­ства пришлось на правление сына Веспасиана — Тита (80 гг. н. э.). В честь открытия Колизея были даны стоднев­ные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял со­бой замкнутый овал (в окружности 524 м), расчлененный поперечными и кольцевыми проходами. Его центральная часть, арена, окружена ступенчатыми скамьями для зрите­лей. Внешний облик Колизея, монументальный и величе­ственный, определяется кольцевой стеной, разработанной в виде многоярусной ордерной аркады: внизу — тосканский ордер, выше — ионический, в третьем ярусе — коринфс­кий, над которым размещались коринфские пилястры.

Одним из наиболее совершенных образцов храма с ку­полом был Пантеон в Риме (около 125 г.), созданный Аппо-лодором Дамасским. Здесь блестяще разрешены конструк­тивные и художественные задачи создания большепролет­ного купольного пространства. Округлый в плане (тип ротонды), храм имел 8-колонный портик коринфского ор­дера. Художественный строй здания определяется конст­руктивной формой: мощным купольным объемом снару­жи, единым и целостным пространством внутри. В инте­рьере доминирует купол, в вершине которого оставлен световой проем (сферический свод, представляющий собой монолитную, лишенную каркаса массу, опирается на сте­ку толщиной 6 м.). Стена расчленена на два яруса: ниж­ний, где глубокие ниши чередуются с массивными колон­нами коринфского ордера, и верхний — как промежуточ­ный между опорой и куполом. Впервые в архитектуре основной акцент переместился на внутреннее простран­ство, которое своим торжественно-праздничным решени­ем контрастирует с внешним обликом, где господствует пространство монументального объема.

Грандиозные купольные покрытия использовались в термах, представляющих комплекс помещений и дворов, где римляне отдыхали и развлекались. Основу компози­ции составляли залы для омовения. Наиболее известны термы Каракаллы (206-216 гг.).

Наконец, римляне создают тип общественной площа­ди, получившей название форума. Появившись в респуб­ликанский период, форумы империи приобрели парадный вид, став еще и грандиозным архитектурным ансамблем, включающим в себя множество зданий различной функ­циональной принадлежности, прославлявшим того или иного императора. Знаменитый форум Траяна (первая по­ловина II в. н. э.) был создан уже упоминавшимся А. Да­масским. Он включал в себя главную прямоугольную пло­щадь с триумфальной аркой при входе и колоннадой, за которой располагались полукружия торговых лавок; пя-тинефную базилику Ульция, развернутую перпендику­лярно центральной оси; небольшой перистельный двор с колонной Траяна, покрытой сплошной лентой рельефов, изображавших военные подвиги императора. Она распо­лагалась на центральной оси между двумя симметричны­ми зданиями библиотек; последний перистельный двор, закругленный с той стороны, где стоял храм Траяна. Весь ансамбль объединялся мотивом колоннад и портиков раз­личных размеров, иногда доходивших до огромных.

Перенесение акцента на внутреннее пространство со­оружения способствовало развитию монументальной на­стенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в городе Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Так называе­мые «помпеянские» фрески принято делить на четыре группы.

«Инкрустационный» стиль— II в. дон. э.: имита­ция облицовки стены квадратами разноцветного мрамора («Дом Фавна»).

«Архитектурно-перспективный» стиль: между жи­вописно исполненными колоннами, пилястрами, карни-аами размещались большие многофигурные композиции на сюжеты, заимствованные из греческой живописи; здесь господствует реалистическая трактовка образов (роспись «Виллы Мистерий»).

3. «Канделябрный» стиль— с конца Iв. дон. э.: наи­более строгий и изящный, с разнообразнейшими декора­тивными мотивами (гирлянды, канделябры, орнаменты), которые обрамляли сюжетные изображения небольших размеров («Дом наказанного Амура»).

4. «Пышный» стиль — с середины I в. н. э.: соединяет характерные черты второго стиля (перспективные архи­тектурные построения) и третьего (богатство орнаменталь­ных украшений) (росписи во дворце Нерона, Золотом доме; дом Веттиев).

Наибольших высот искусство Рима достигло в порт­ретном жанре. Он был связан с традициями заупокойного культа предков, где существовал обычай снятия с умер­ших восковых масок. В дальнейшем это слилось с общей чертой римского мировосприятия — ярким рационализ­мом. При всей сложности развития скульптурного порт­рета можно выделить главные вехи этого процесса.

Период жесткого реализма — I в. до н. э.: «Портрет старого патриция», портреты Цезаря (зарождение психо­логической тенденции).

Период классики (идеализация образа) — конец I в. Дон. а. — начало I в. н. э.: портретные статуи Августа.

Период усложненного реализма (психологизация и помпезность) — конец I в. н. э.: портреты Нерона, Флавиев.

Реминисценция (воспроизведение) периодов реализ­ма и классики — II в. н. э.: портрет Плотины, жены импе­ратора Траяна; портреты частных лиц; портрет Антиноя.

Период острого психологизма — Ш в. н. э.: портре­ты Каракаллы, Филиппа Аравитянина.

Поздний период — IV в. н. э. — обращение к внут­реннему миру человека, искусство становится символич­ным — статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, выразительные глаза становятся основным акцентом, отражающим душу.

Сотрясаемая мощными ударами варваров Римская им­перия шла к своей гибели. Античная культура завершала свой путь. Эдикт императора Константина (313 г.) снял запрет с христианства. После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, рим­ляне потеряли почти все свои провинции. В 395 г. Рим­ская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался город Рим, а столицей Восточной Римской империи (будущей Византии) стал город Константинополь, основанный Кон­стантином на месте бывшей греческой колонии Византии.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшному разгрому — сначала от готов, а затем от вандалов. В середине V в. под властью императора осталась лишь Италия. В 476 г. ко­мандир стоявших в Италии германских наемников Одо-акр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константи­нополь. Это событие принято считать падением Западной Римской империи.

Что касается Восточной Римской империи, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще дочти тысячу лет. С концом же Западной Римской импе­рии погибла и античная культура, а в истории Запада началась новая эпоха.

Античность оказала большое влияние на последующее витие европейских народов, стала их общим достояни-основой всей культуры новой Европы. Реликты этой цивилизации прочно зафиксированы в сознании, языке, философии, художественных образах. Самые ранние обра-вы самобытности этой культуры проявились на уровне древнейших форм народного творчества, в частности мифологии, сюжеты которой уже в течение многих веков служат богатейшим материалом живописцам, скульпторам, композиторам, поэтам. Многие образы античной мифологии Шали привычными и понятными: нить Ариадны, ахиллесова пята, яблоко раздора и т. д. Множество греческих щдатинских слов содержится в обыденном и научном фвьпсах. Эта культура дала миру демократию, зародившуюся в рамках полиса-государства, Олимпийские игры, первый полный буквенный алфавит (правда, основу его греки взяли у финикийцев), причем в этой культуре письменность оказалась не профессиональным навыком, а достоянием каждого. Здесь также происходит зарождение театра и философии европейского типа, а древний Рим дал Европе развитую юриспруденцию, из которой вырос­ла, современная система права.

Антропогенный— (от лат. antropos — человек и греч. Щепез — рождающий, рожденный) — то, что сделано людь­ми, искусственное.

Антропогенез— (от лат. antropos — человек и греч.gents — происхождение, рождение, развитие) процесс Цсторико-эволюционного формирования физического типа человека (Homo Sapiens).

Один из самых важных вопросов гуманитарных наук и, в частности, философии и культурологи, — «Что собой представляет человек?». Для того чтобы ответить на него, надо знать природу человека, которая проявляется в ге­незисе — его происхождении. Решение этого вопроса име­ет основополагающее значение не только для понимания сущности человека, но и для понимания путей развития общества и культуры вообще, смысла жизни как отдель­ных людей, так и человечества в целом. Изучением ант­ропогенеза занимается антропология, палеоантропология, история, генетика, лингвистика и другие науки.

Антропология процесс возникновения и развития че­ловека разбивает на ряд этапов. 1-й этап характеризуется переходом австралопитеков (ближайших предков челове­ка — ископаемых обезьян Южной Африки, живших более 5 млн. лет назад) к наземному стадному существованию, всеядному питанию и употреблению естественных пред­метов в качестве орудий для охоты, случайному их изго­товлению. 2-й этап связан с формированием первобытно­го стада из представителей начальной стадии — древних людей (питекантропов и синантропов), которые система­тически изготавливали грубые каменные, костяные и де­ревянные орудия разнообразных форм, сообща охотились на животных, умели пользоваться огнем. Их потомки — палеоантропы, или неандертальцы, изготавливали уже бо­лее сложные по форме и назначению орудия, создавали первые искусственные сооружения, умели добывать огонь. Совместное производство обусловило появление сознания и речи, сформировало тело человека. Становление человека продолжалось сотни тысяч лет (Юго-Восточная, Южная, Передняя Азия и Африка). 3-й этап — период антропосоциогенеза — превращение первобытного стада в первобытное) общество, а неандертальца — в человека современного типа.

Существует несколько подходов к вопросу о происхож­дении человека: религиозная теория, эволюционная, тру­довая (социально-историческая), а также такие, как «слу­чайная», т. е. человек — плод случая, «инопланетная» — согласно которой человек имеет инопланетное происхож­дение. Однако основными считаются первые три. „ Религиозная теория является наиболее древней. В раз­личных религиях мира в объяснении того, как возникли люди, можно выделить общие черты. Самое главное — то, что человек — частица Бога, частица великого космиче­ского разума. Человек сотворен Богом, по образу и подо­бию своему, но не телесно, а духовно, т. к. Бог наделил человека душой. Душа — источник жизни и развития. Антропология — наука о происхождении, развитии и сущ­ности человека — с точки зрения физиологии, не может дать четких, однозначных биологических критериев отли­чия человека от животного: человек обладает речью и жи­вет в обществе, но и животные обмениваются сигналами и образуют сложные сообщества. Религия, можно сказать, дцет ответ на этот вопрос. Человек, согласно религиозной теории, получил свою душу от Бога. Душа, выйдя из тела, может существовать неопределенно долгое время. Поэтому человек бессмертен и каждого ждет вечная жизнь (в аду или в раю), и этим он отличается от животного.

Современные религиозные теоретики считают, что биб­лейские мифы о сотворении человека содержат в себе исти­ну в доступной для своего времени форме. Эта истина была Дана людям, стоявшим на низкой ступени исторического и Культурного развития. Первая пара сотворенных по Биб­лии людей — Адам и Ева — есть лишь образное, понятное Древнему человечеству изображение действительного процесса божественного творения человека. Таким образом, Религиозная теория происхождения человека основана на Яее чуда, божественного вмешательства в естественный ход событий. Человек обладает душой, которая дана ему Богом, и не является результатом развития природного мира.

Этой концепции противостоит другая, возникшая в рамках эволюционной биологии. Эволюционная теория происхождения человека возникла во второй половине XIX века. Она связана с переворотом, осуществленным Чарльзом Дарвином в биологии. Он выявил закономер­ность, линейность в ходе развития природы. И этим был нанесен удар по религиозным теориям — не Бог, а сама природа сотворила человека. Главные понятия в этой тео­рии— «природа» и «животное». Дарвин выдвигает идею появления различных видов животных в ходе эволюцион­ного развития. В основе эволюции лежит естественный от­бор, который предполагает, что в процессе борьбы за су­ществование выживают те животные, которые в наиболь­шей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. Главную причину изменчивости организ­мов Дарвин видел в изменении окружающих условий жизни. Человек же рассматривается как главный эталон эволюции. Последователи Дарвина выдвинули идею о про­исхождении человека от питекантропа — человекообраз­ной обезьяны. В строении и физиологических признаках человека и питекантропа обнаружились черты несомнен­ного сходства. У человека, по их мнению, не оказалось ничего принципиально нового, чего бы не было у живот­ных. Речь, употребление орудий труда, способность к са­мосовершенствованию и т. д. — все это есть у животных, но усиливается у человека лишь в результате естествен­ного отбора.

Религиозная и эволюционная теории происхождения человека подвергались многими учеными критике за их односторонность. Если первая полностью «вырывала» че­ловека из природного эволюционного процесса, то вторая «растворяла» его в животном царстве. Необходимо было найти третий путь в исследовании этой проблемы. Такую теорию предложил Фридрих Энгельс. Согласно трудовой теории, с одной стороны, на возникновение человека ока­зала влияние природа: в ходе ее эволюции формировался человеческий организм, совершенствовалась его структура, физические свойства. С другой — возникновению человека способствовал труд — основа существования человеческого общества. Так как трудовая деятельность — не инстинк­тивная, а целесообразная — присуща только людям, то именно она послужила главной причиной выделения че­ловека из царства животных.

Можно выделить несколько основных характеристик труда. Во-первых, в ходе трудовой деятельности человек преобразует природу, использует ее для того, чтобы удов­летворить свои потребности. Он создает новое, то, чего не было. Животное же не производит, оно только пользуется и уничтожает готовое, произведенное природой. Человек же специально, согласно своим замыслам, изменяет при­роду, заставляет служить ее своим целям. Тем самым он господствует над природой, познавая ее законы и приме­няя их в своей практической деятельности. Во-вторых, труд человека целесообразен, т.е. прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, создает план действий. То» как ведет себя животное, определяется прежде всего еро нервной системой, условными и безусловными реф­лексами. «План» действий животному дан от рождения, «аакодирован» в его мозге. Цели человеческой деятельно­сти формируются в обществе, в процессе взаимодействия людей друг с другом, в ходе совместных трудовых уси­лий. В-третьих, отличительной особенностью трудовой Деятельности является использование орудий труда. При помощи заранее созданных орудий человек обрабатывает ирироду, придает природным предметам нужную форму.

Таким образом, труд — это целесообразная деятельность по преобразованию природы с использованием орудий тру­да. Преобразуя природу с помощью труда, человек полу­чает колоссальное средство для выживания, совершенству­ет навыки, способности, развивает себя изнутри, что вы­ражается в новых предметах и средствах труда — в опредмечивании своих способностей. К тому же труд со­здал возможность для соединения людей и для их внут­реннего развития.

Антропология (от греческих слов anthropos — человек и logia — наука) — область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существо­вания человека в природной и искусственной среде. Со­временная наука к А. относит: археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику, физическую и соци­альную А.

Антропология культурная (культурантропология)— особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и куль­туры. Культурная антропология является частью огром­ной системы знаний о человеке, называемой антропологи­ей («наукой о человеке»). В ее рамках выделяют теологи­ческую (богословскую), или религиозную, антропологию, философскую антропологию, психологическую антрополо­гию, естественнонаучную (биологическую) антропологию, социальную антропологию, когнитивную антропологию, изучающую проблемы познания человеком мира. Здесь нашла свое место и культурная антропология, которая исследует культуру как форму жизни и деятельности че­ловека, особую среду обитания людей.

Эта область познания сложилась в европейской куль­туре в XIX в. и окончательно оформилась в последней чет­верти XIX в. По своему происхождению культурантропо­логия тесно связана с этнографией — наукой, исследую­щей культуры различных племен и народов, преимуще­ственно, живущих в Африке, Америке, Австралии и Оке­ании. Этнографический материал до сих пор активно используется культурантропологией, которая, впрочем, давно вышла за рамки этнографии. Кроме того, на разви­тие культурной антропологии решающим образом повли­яли работы ученых Северной Америки (США и Канады), что придало этой науке своеобразные черты, отличающие ее от западноевропейской научной традиции, к которой последние столетия примыкала и российская наука.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.