|
|||
ЧАСТЬ II ПЕРСОНАЛИИ 1 страницаСтр 1 из 26Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Предлагаемая вниманию читателей книга является словарем-справочником по культурологии, философии культуры, истории культуры, культурной антропологии и другим дисциплинам культурологического направления (история искусства, эстетика, дизайн, религиоведение и история религии). Данное издание удобно в использовании как в учебных, так и в справочных целях, так как в нем культурологический материал изложен в сравнительно кратких и в то же время достаточно содержательных статьях. Целью учебного пособия является формирование у читателей, в особенности у студентов вузов и других учащихся, целостных и четких представлений о проблемах наук, изучающих культуру, о сущности, генезисе и истории культуры, о современном состоянии культурологического знания, о вкладе российских и зарубежных ученых в исследования культуры, об основных тенденциях развития и характерных чертах современной культуры и перспективах ее развития в будущем. Для достижения этой цели авторам было необходимо изучить генезис понятия «культура», многообразие его значений в истории философии и в современной культурологической науке; проанализировать идеи, выработанные в наиболее значимых направлениях и школах культурологической мысли, в том числе возникших и существовавших в России; познакомить читателей с различными типами и формами культуры, этапами исторического развития культуры, главными культурными регионами мира; описать закономерности развития культуры, влияние на него социально-политических, экономических, религиозных, экологических и иных факторов; помочь читателям в преодолении односторонних, в том числе европоцентристских или этноцентристских взглядов на мировую культуру, искажающих объективную информацию о ней; способствовать развитию у читателей навыков культурной коммуникации, содействовать формированию культурных ориентиров. Словарь-справочник разделен на две части. Первая содержит статьи, дающие определения и характеристики наиболее важных культурологических понятий. Вторая заключает в себе статьи, посвященные крупнейшим представителям культурологической мысли: культурологам в собственном смысле этого термина, а также философам, антропологам, социологам, религиоведам, историкам и представителям других гуманитарных наук, внесшим наиболее существенный вклад в формирование и развитие всего комплекса культурологических исследований. Разумеется, обе части взаимосвязаны: если первая представляет читателю результаты, изучения различных феноменов культуры, то вторая описывает процесс, в ходе которого эти результаты были получены, освещает личный вклад великих ученых в разработку главных проблем и понятий культурологии. Поэтому в зависимости от задачи, которая будет стоять перед читателем словаря-справочника, он может и должен комбинировать тематически однородные материалы из обеих частей: либо дополнять содержательный анализ экскурсами в историю вопроса, либо, наоборот, углублять историко-культурологическое сообщение, обращаясь к анализу специальной терминологии и т. п. Книга содержит подобранные в соответствии с тематикой статей иллюстрации, что поможет читателю визуализировать изложенные в них сведения, позволит более эффективно усваивать и излагать их. Словарь-справочник станет незаменимым пособием для изучающих культурологические предметы. С его помощью они смогут готовиться к семинарским занятиям (не привлекая для решения учебных задач элементарного и среднего уровня сложности другую учебную литературу), экзаменам и зачетам. Он может использоваться как справочное издание самым широким кругом читателей. Книга соответствует требованиям государственного стандарта по дисциплинам культурологического и историко-культурного цикла. Она написана на основе современных научных исследований и учебных пособий, а также научных и учебно-методических разработок авторов.
А Абсолютизм — форма государственного правления, при которой неограниченная политическая власть находится в руках одного лица — монарха. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвета абсолютизма в странах Западной Европы достиг в XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII — начале XX вв. В сфере культуры абсолютизм связан с тенденциями к централизации и унификации: создание в той или иной степени контролируемых государством академий наук и научных обществ, государственной системы образования, составление словарей национального языка и упорядочивание его грамматики (в противовес провинциальным диалектам), государственное финансирование театров, школ живописии т. п. Идеология и эстетика абсолютизма нашли свое отражение в таких художественных стилях, как позднее барокко, классицизм; их зримым выражением стали монументальные архитектурные ансамбли (Версаль, Сан-Суси, Петергоф, комплекс строений Зимнего дворца в Петербурге и другие). Абстракционизм (абстрактное искусство)— совокупность направлений в искусстве XX в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Выделяют несколько его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция. Абстракционизм— кульминационное направление в развитии авангардизма — сложился как самостоятельная художественная школа в первом десятилетии прошлого столетия. Поскольку художники этого течения всячески отрицали любую изобразительность и отказывались от изображения предметов мира, то абстракционизм еще называют «беспредметным искусством». Основателем абстракционизма принято считать русского художника Василия Кандинского (1866-1944), который также был и первым его теоретиком. В своей работе «О духовном в искусстве» он изложил теорию абстракционизма, в которой провозгласил отход от изображения натуры в сторону «трансцендентальных» сущностей явлений и предметов. Он считал, что новый абстрактный язык живописи сможет прорваться сквозь внешнее к внутреннему, сквозь материальную оболочку вещей — к их духовной сущности. Художник, по его мнению, с помощью кисти или карандаша должен передать «вибрацию души». В столпотворении цветовых пятен, линий, геометрических фигур и абстракций художник создавал образ незнакомого мира, где все смешивалось со всем, теряя привычные формы. Абстрактная живопись не пытается изобразить что-либо реально существующее — людей, предметы, пейзажи, события. В большинстве случаев представители этого направления пытаются придать сочетаниям пятен, линий, цветов особые значения, отвечающие чувствам и настроениям художника, передающие его отношение к миру и философские концепции. Абстракционисты удачно использовали принцип, выявленный еще художниками Возрождения: по-разному проведенные линии и цветовые сочетания могут вызвать у зрителя соответствующие настроения: цвета выступают теплыми, холодными, радостными, мрачными, нежными, грубыми и т. д. Среди всех художественных течений XX в. абстракционизм, пожалуй, был и остается самым сложным и спорным. Само название «абстракционизм» очень расплывчато, условно и не выражает действительной сущности этого явления. Поэтому есть несколько разновидностей абстрактного искусства под разными названиями. Их появление было обусловлено творчеством самого Кандинского, который под влиянием символизма стал заниматься проблемой сближения цвета с музыкой. От раннего увлечения символизмом идет его понимание черного цвета как цвета смерти, белого — как рождения, красного — как мужества, горизонтальные линии, по его мнению, воплощают пассивное начало, вертикальные — активное. Другой выдающийся художник-абстракционист — Казимир Малевич (1878-1935) в своем творчестве попытался соединить импрессионистский абстракционизм Кандинского с геометрическим абстракционизмом и дал этому сочетанию название «супрематизм» (от французского «превосходство», «господство»). Стремясь реформировать язык живописи, Малевич заявил о своем мессианском намерении создать новый образ мира и сам новый мир. Свой знаменитый «Черный квадрат на белом фоне» он представлял как «планетарный» знак, который вмещал в себя все потенции будущего. В подобных художественных идеях воплощался образ мира, сжатый до супрематической фигуры, ставший планетарным знаком высшей гармонии Позднее различные варианты абстракционизма встречаются в художественных культурах разных стран: в США — абстрактный экспрессионизм, во Франции — ташизм (от слова «таш» — пятно), в Англии — живопись действия и т. д. Расцвет абстрактного искусства пришелся на середину XX века. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием, он был непонятен большинству зрителей, всегда безраздельно принадлежал элитарному искусству. Авангард — совокупность разнообразных новаторских, революционных движений и направлений в культуре XX в. К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: их экспериментальный характер, чаще всего осознанный; революционно-разрушительный порыв к традиционным ценностям культуры и искусства; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам консервативным, обывательским, «академическим»; стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения; декларативно-манифестарный и эпатажно-скандаль-ный характер презентации представителями А. самих себя и своих произведений; тенденции к синтезу отдельных видов искусства. Автаркия — (от греч. autarkeia — самообеспеченность, самодостаточность, самоудовлетворение) — 1) независимость от вещей внешнего мира или других людей (Платон, Аристотель), жизненный идеал киренаиков и стоиков; 2) экономическая независимость страны. Автокефалия (от греч. — самовозглавление) — в православии каноническая (соответствующая внутренним церковным законам — канонам), в том числе, иерархическая и административная независимость, самостоятельность поместной (расположенной в определенной стране, национальной) церкви. Как правило, автокефалия или ее отсутствие (в таком случае поместная церковь находится в каноническом подчинении у другой церкви, иногда имея широкую автономию) свидетельствуют о значимости какой-либо церкви, отражают ее притязания на особую роль в православном мире. Русская православная церковь стала автокефальной в середине XVв., в период падения Византии, на имперское и духовное наследование которой претендовала Московская Русь. Учреждение в 1589 г. в России патриаршества закрепило автокефальную независимость русской церкви. Автохтонная культура — определенный тип культуры, которая развивается самостоятельно, как «коренная», исконная для данного культурного сообщества (страна, народ, регион), не признавая влияние и проникания в себя других культурных систем. Атональный тип культуры (от греч. — борьба, состязание) — отличительная черта греческой культуры — неудержимое стремление к любым состязаниям почти во всех сферах общественной жизни. В желании достигнуть победы любой ценой, удовлетворить свои собственные амбиции и выделиться из «массы» проявляется античный индивидуализм. Адаптация культурная — приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социальным условиям жизни с помощью изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности. А. к. — один из основных факторов культурогенеза. Академизм — направление в искусстве, сложившееся в художественных академиях XVII-XIX вв.: следовало догматическим канонам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты. А. противостоял (особенно в XIX веке) реалистическому искусству. Аккультурация— процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого. Акмеизм (от греч. акте — высшая степень чего-либо, цветущая сила) — течение в русской поэзии 1910-х гт. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека. Акрополь — укрепленная часть древнегреческого города, обычно расположенная на возвышенности, так называемый верхний город, служащий местом ритуальных действий, а также убежищем на случай войны. Наибольшую известность получил Афинский акрополь, в котором расположены культовые сооружения — храм Парфенон, посвященный богине Афине, храм Эрехтейон, статуя Афины. Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — учение, слово) — философское исследование природы ценностей, обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса. Наиболее существенный вклад в развитие аксиологии внесли представители таких философских школ, как неокантианство, «философия жизни», феноменология. Американская историческая школа (школа Ф. Боа-са) — направление, определившее развитие американской антропологической мысли с конца XIX до 40-х гг. XX в. Название «историческая» подчеркивало отличие американской школы от немецкой и английской школ диффу-зионизма (Ф. Гребнер, У. Риверс, Г. Эллиот-Смит) и от французской антропологии. Ведущими теоретиками этого направления были Ф, Боас, К. Уисслер, Р. Лоуи и другие. Школа сформировалась под влиянием взглядов и личности Боаса, создавшего первую профессиональную школу антропологии в США. Единственно научным подходом Боас считал строго описательный метод, не допускающий перехода к «спекулятивным» обобщениям. Основой деятельности А. и. ш. стали интенсивные местные этнографические исследования. Использовались методы лингвистики, исследовались исторические факторы и психологические компоненты культурных комплексов. Анализ культуры был направлен на изучение происхождения каждой ее отдельной черты. Реконструкция истории культурных областей должна была показать, какие черты развивались в ее пределах и какие были заимствованы (благодаря диффузии) извне. Большое значение придавалось исследованию климата, топографии, флоры и фауны той или иной культурной области. В науку было введено понятие «паттерна» (от англ. a pattern — «образец, модель, выкройка»), то есть культурного образца, или культурной модели, структуры культурного объекта или явления. Данное понятие включало и субъективный момент — отношение человека к данной культурной модели (положительное или отрицательное). Важнейшим достижением школы Боаса стала разработка теории аккультурации. Аккультурацией называется процесс изменения культуры, происходящий при непосредственном контакте и взаимодействии нескольких групп людей, являющихся носителями разных культур. При этом ученые выделяют группу-реципиент, паттерны которой при контакте претерпевают изменения, и группудонор, культура которой эти изменения порождает. Прослеживаются три типа отношений, складывающихся между данными группами. Либо культура одной группы принимается другой частично («принятие») или полностью («ассимиляция»); либо происходит адаптация, то есть приспособление элементов одной культуры к потребностям другой; либо возникает «реакция» — полное отторжение форм чужой культуры. Крайним вариантом «реакции» является «нативизм» (Линтон), или «трайбализм» (Малиновский), то есть агрессивное, полное (или почти полное) неприятие явлений из иной культуры. Аморализм — характеристика идейной или практической ориентации, означающая отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения, нигилистическое отношение ко всем нравственным принципам. Ампир (от франц. empire — империя) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий XIX в., завершивший развитие классицизма. Для А. характерны строгие монументальные формы, обращение к античным и древнеегипетским формам (например, использование дорического ордера, крылатых сфинксов, военных трофеев, триумфальных арок), богатый парадный декор (военные эмблемы, орнамент). А. сложился в период империи Наполеона I во Франции, выражал величие императорской власти и могущество воинской силы. Амфитеатр— античное открытое сооружение овальной формы, предназначенное для зрелищ, места в котором располагались уступами вокруг арены (например, римский Колизей). Андеграунд, андерграунд (англ. underground — подполье) — художественные направления в современном искусстве, оппозиционные официальному искусству (в СССР — социалистическому реализму). Андеграунд появляется во второй половине XX в., как правило, в странах, где искусство подчинено идеологии. Для андеграунда характерны отказ от общепринятых ценностей, норм, разрыв с социальными и художественными традициями, нередко эпатаж публики, бунтарство. Проявлениями андеграунда являются самиздат, нелегальные концерты, фестивали, выставки. Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — форма первобытной религии, вера в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой. Духи чаще были злыми, обижающими людей, и поэтому их необходимо было задобрить. Анимизм развивался параллельно с тотемизмом. Но-если тотемизм был ориентирован на внутриродовые отношения, то анимизм был более доступен и универсален. В зарождении анимистических представлений значительную роль сыграло незнание первобытными людьми психики человека — состояний обморока, галлюцинаций, сна. В рамках анимизма формируется культ и вера в возможность существования души после смерти, а также в переселение в загробный мир. Считалось, что души умерших близких живут рядом и о них необходимо заботиться, дабы они обрели покой. Если живые люди чтят и охраняют покой умерших душ, тогда и они будут помогать им. Английский этнограф Э. Тейлор считал, что анимизм как вера в духовные существа лежит в основе религии. Аномия — (буквальный перевод с греческого — беззаконие)состояние социальной системы, при котором ослаблено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения, что влечет за собой социальную дезорганизацию, нарушение нормальной деятельности социальных институтов, рост социальной напряженности. Антанта (франц. entente, букв. — согласие) («Тройственное согласие») — союз Великобритании, Франции и России, оформившийся в 1904-1907 гг. и объединивший в ходе Первой мировой войны против германской коалиции более 20 государств (среди них США, Япония, Италия). Антиглобализм — общественное движение, главным образом в западноевропейских странах, выступающее против процесса глобализации (прежде всего, экономики). Антиглобалисты не имеют единой идеологии, организованного руководства и представляют собой «сплав» анархистов, левых либералов, бывших коммунистов, радикальных экологов, хиппующих студентов и т. п. Выступая против подчинения всего мира интересам ведущих государств, прежде всего США, антиглобалисты используют активные методы выражения этого протеста. Это сформировало образ аятиглобалистов как хулиганов, угрожающих общественному порядку. Вместе с тем движение антиглобалистов является одним из аспектов проблемы отношений развитых и развивающихся стран, с одной стороны, и проблемы терроризма — с другой. Антиномичность культуры — выражение внутренней сложности культуры, представляющей собой многоаспектный феномен. Антиномия как единство двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных суждений находит свое выражение в культуре. Антиутопия — течение в литературе и общественной мысли XX в., возникшее как реакция на противоречия общественно-политического развития XX столетия. Попытки создать идеальное общество (утопию) вызвали к жизни своеобразную форму осмысления этой проблемы — антиутопию. Появление этого жанра свидетельствовало о крушении утопий земного рая. Причиной тому, по мнению В. Трубецкого, было катастрофическое мироощущение, воспитанное войнами, революциями, социальными бедствиями и неудачами социального реформаторства. Антиутопические тенденции формируются в литературе по мере развития жанра утопии, отражая тревогу по поводу тех пагубных последствий, к которым может привести построение общества будущего, предвещая, что по мере реализации утопия превращается в свою противоположность. Не случайно именно в XX веке, в эпоху жестоких экспериментов по реализации утопических проектов, антиутопия окончательно оформляется как самостоятельный литературный жанр. Мир будущего, изображенный с той же рациональной точностью, что и в утопиях, в антиутопии предстает как глубоко трагический. Авторы утопий, занятые исключительно проблемами государственного и общественного устройства, не берут в расчет отдельного индивида. В их произведениях жизнь идеальной страны дана с точки зрения стороннего наблюдателя. Антиутопия изображает «дивный, новый мир» изнутри, с позиции отдельного человека, живущего в нем. Вот в этом-то человеке, превращенном в винтик огромного государственного механизма, «нумере», лишенном имени, и пробуждаются в определенный момент естественные человеческие чувства, несовместимые с породившей его социальной системой, построенной на запретах, ограничениях, на подчинении частного бытия интересам государства. Это приводит к конфликту между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом, конфликту, резко противопоставляющему ему антиутопию бесконфликтной, описательной утопии. Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, отчетливо демонстрируя, как равенство оборачивается уравниловкой, разумное государственное устройство — насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс — превращением человека в механизм. Если назначение утопии состоит, прежде всего, в том, чтобы указать миру путь к совершенству, то задача антиутопии — предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути. Утопическое мышление особенно характерно для писателей революционного склада, в центре внимания которых всегда находится поиск новой модели общества, государства. Для авторов антиутопических произведений, как правило, объектом художественного исследования становится человеческая душа, непредсказуемая, неповторимая. Именно живая душа человека противостоит механистическому и рационалистическому миру. Утописты уповали, прежде всего, на разум, с помощью которого можно было бы сгладить все «неровности» человеческой души и осуществить всеобщее равенство, оборачивающееся, как оказывается, уравниванием, насилием над самой человеческой природой. Этот «идеальный» общественный уклад достигается насильственным упразднением свободы. Всеобщее счастье здесь не счастье каждого человека, а его подавление, нивелировка, а то и физическое уничтожение. Антиутопии показывают, что идеал «одинаковости», единомыслия, преподносимый как высшее счастье, достигнутый при помощи подавления личного, индивидуального начала, приводит к остановке развития общества. Может ли такое общество, состоящее из «счастливейших средних арифметических», где малейшее проявление индивидуальности считается ошибкой, добровольным отказом от счастья, быть гармоничным? Е. Замятин, О. Хаксли, Г. Уэллс, Д. Оруэлл и другие авторы антиутопий, будучи убеждень , что мир антиутопии — результат попыток реализовать утопию, со всей определенностью отвечают: идея всеобщего равенства, центральная идея любой утопии, оборачивается в антиутопии всеобщей одинаковостью и усред-ненностью. Идея гармонии личного и общего заменяется идеей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни. Гармоничное общество не может быть построено на рационалистической системе мышления, где человек — средство, оно должно основываться на гуманистических принципах, где человек — цель. Античный тип культуры. Античность как термин (от лат. antiquus — древний) сложилась в эпоху Возрождения и, в отличие от варварства, с одной стороны, и Средневековья, с другой, понималась как синоним классического, непревзойденного образца и была тесно связана с основными направлениями гуманизма. Понятие античности распространялось по отношению к человеческой личности, способу производства, искусству, городскому устройству. Понятием античный способ производства охватывается тип производственных отношений, основанный на рабстве. Земельным собственником являлся город, но наряду с общественной (общинной) собственностью существовала и частная. При этом город был основан не по производственному принципу, а как военная организация. Для античности характерна демократия, в условиях которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Составной частью полисного устройства, без которой оно вообще немыслимо, было народное собрание. Понятие античности применяется и по отношению к культуре. К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Многими своими достижениями античная культура обязана крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III—II тысячелетиях до н. э. Центрами эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции — Микены. Если рассматривать античность как определенный историко-культурный тип, то необходимо выделить основные, наиболее яркие его черты: гуманизм — здесь человек — мера всех вещей, боги — такие же люди, только обладающие рядом достоинств и качеств, превышающих человеческие возможности, поэтому храм в этой культуре — это не то место, где человек ощущает свою ничтожность, по сравнению с божеством, а наоборот: именно здесь можно ощутить свое величие и встретиться с богами один на один; рационализм— «рацио», разум, рассудок здесь регулирует поступки, эмоции затухают, и появляется представление о том, что разум — единственное, что помогает человеку в любой ситуации сделать выбор; индивидуализм — значение эмоций не теряет значение только в отношение человека к себе: именно в этой культуре, можно сказать, происходит формирование личностного, индивидуального начала, здесь человек начинает себя осознавать не просто членом рода, а отдельным субъектом, личностью; агоналъный характер культуры — индивидуализм как важнейшая черта влияет на данную особенность античной культуры: «агон» — состязательный, соревновательный, — достижение победы любой ценой, только бы удовлетворить свои собственные амбиции и выделиться из «массы»; пайдейя — воспитание, образование: в рамках полиса не должно быть человека, который бы не принимал участия в его делах, поэтому воспитание личности и гражданина становится жизненно важным; таким образом, пайдейя становится способом формирования личности, путем передачи ей рациональной системы знания, в это понятие входит также приведение в состояние гармонии всего человеческого тела, которое является олицетворением внутреннего мира человека; законодательная основа — эта культура пытается достичь гармонии между природным миром и законом; здесь закон — это установление, которому подчиняются все люди и боги; свободный человек должен подчиняться только закону, и он не потерпит верховенства над собой другого человека, поэтому в античной культуре, в отличие от многих других, над человеком нет господина, кроме закона; патриотизм — культ закона рождает превозношение человеческой свободы, как отдельного индивида, так и целого государства; таким образом формируется культ гражданства и патриотизм: падение родного города угрожало опасностью для собственной жизни, могло привести к рабству, что в данной свободолюбивой и независимой культуре воспринималось как смерть; поэтому история античной культуры пестрит постоянными бунтами и войнами; культура настоящего — античный человек редко задумывался о будущем, а тем более, оборачивался к прошлому, поэтому данную культуру часто называют культурой детей, думающих только о сегодняшнем дне, желающих получить все здесь и сейчас; циклический характер развития — эта культура не стремится к линейности, к прогрессу: античный человек считал, что всего уже добились, нового и лучшего не нужно; в этой культуре нет заданности, це-леполагаяия, но есть повторение. Все эти черты рисуют нам определенный портрет, непохожий на другие культуры, однако в чем-то близкий нам и понятный. В развитии древнегреческой культуры принято выделять следующие периоды. Гомеровский (XI-IX вв. до н. э.) — период создания великих памятников древнегреческой литературы — поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»; в это время греки жили родовым строем, уже применяли железо, однако не знали письменности и построек дворцового типа, характерных для крито-микенской культуры.
|
|||
|