Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ 4 страница



Развить тонкую моторику помогают такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями типа «Лего», склеивание моделей из бумаги или пластмассы, рисование, вязание (особенно крючком), собирание мозаик.

Почему вначале было сказано о том, что умение читать и писать для ребенка может быть неполезным при поступлении в школу? Нередки случаи, когда ребенок уже умеет делать все, чему его одноклассникам только предстоит научиться в первом классе. Такому ребенку скучно, неинтересно сидеть на уроке, он отвлекается, отвлекает других ребят и мешает учителю. Он чаще других вызывается отвечать, не давая спросить других и вызывая, таким образом, раздражение учителя. Он не приучается работать на уроке и при переходе к темам и предметам, которых он не знает, начинает отставать. К III—IV классу он из отличника может стать троечником и попасть в разряд «трудных».

Мы пришли к тому, что с этой точки зрения подготовка к школе — процесс длительный, начинать его надо постепенно и загодя. Чтобы быть более уверенным в том, что ваш ребенок готов к обучению, стоит заранее поинтересоваться в школе, куда вы намерены отдать своего ребенка, каковы требования к малышу, есть ли подготовительные группы, поговорить с родителями первоклассников и учителем.

Как мотивировать ребенка к школе?

Давно известно, что очень большие трудности для самих детей и для взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить ребенка (да и взрослого) учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Ребенок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где преобладает оценка предметных действий и их соответствие образцам или правилам, а личность маленького человека мало кому интересна. В школе ребенок встречает чужих людей, с ними надо строить деловые отношения, надо уметь защитить свое «я» от воздействия другого человека. Негативный образ себя и неуверенность в своих силах ведут к тому, что ребенок начинает учиться ниже своих возможностей.

Итак, всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребенка к себе и веры в возможность быть лучше, то есть со стремления к совершенству. Тревоги матери по поводу возможных школьных проблем заражают ребенка, и он несет за собой груз нерешенных родительских проблем, вынужден отвечать не только за себя и свои возможные ошибки, но и за родительские страхи и несбывшиеся надежды.

Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы в большинстве своем связаны с тем, что и как говорят о школе родители, что поощряется в поведении ребенка. Есть разница в успехах тех детей, родители которых считают школу важным элементом жизни ребенка и семьи в целом, и детей, родители которых отдают ребенка в школу «потому, что так надо», или «чтобы он не болтался без дела», и совершенно не интересуются его успехами. Основные мотивы, которые определяют отношение к учебе, это — стремление получать пятерки, желание встречаться с приятелями и играть, желание, «чтобы мама хвалила»

или чтобы быть лучше всех, любознательность и желание узнать новое, страх наказания или «чтобы была хорошая работа, когда вырасту». Мотивы самые разные как по силе, направленности, так и по близости цели. Вспомните, как вы рассказывали ребенку о школе. Вы говорили: «В школе у тебя будет много друзей, у тебя будет красивый портфель, карандаши и пенал, тебе будет очень интересно, это будет твоя работа».

Вспомните свое отношение к школе: боялись ли вы туда идти или хотели? Сложно ли вам было сказать родителям о плохой оценке? Ждете ли вы, что ваш ребенок порадует вас и станет отличником? Думаете ли вы, что плохие оценки вашего ребенка станут свидетельством того, что вы плохо воспитываете своего малыша? Сравниваете ли вы успехи вашего ребенка и ребенка ваших друзей? Что для вас важнее: отметка в дневнике или уровень знаний и отношение ребенка к школе?

Ваше отношение к школе и учебе ребенка формирует и его отношение к этим явлениям. Слишком отдаленный мотив (типа «хорошая работа, когда вырасту») слабо влияет на поведение ребенка в каждый конкретный момент. Дети шести-семи лет не очень-то умеют регулировать свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний. Работа еще когда будет, а уроки не хочется делать сегодня и гулять хочется сейчас. Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может растерять желание ходить в школу, если ему вдруг поставят четверку или тройку, или соседка по парте получит больше похвал. Так возникнет зависть, боязнь конкуренции, страх ответить — а вдруг неправильно?

Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что

для вас важнее — оценки в дневнике или реальный уровень знаний, живой интерес и умение вашего ребенка искать ответы на самые разные вопросы?

Наиболее предпочтительная мотивация ребенка — интерес, стремление узнать новое, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «Хочу в школу». Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой — все это создает положительную мотивацию вашему ребенку.

Какие услуги могут оказать педагоги и психологи при подготовке ребенка к школе? При проведении теста «Готов ли ваш ребенок к школе?» мы набрали минимальное количество баллов. Моему мальчику уже пять с половиной лет.

Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» — не научный, а популярный, он может дать только очень приблизительную оценку его возможностям. Комплексная диагностика, проведенная психологом, поможет выявить наиболее проблемные области готовности вашего сына к школе: что в его развитии соответствует норме, а что необходимо «подтягивать». По этим результатам можно судить о возможных трудностях, с которыми ребенок встретится в школе. В консультации мы обычно смотрим и на общее развитие ребенка, его самооценку, умение общаться со сверстниками и взрослыми, подчиняться правилам и на другие общепсихологические характеристики. Обычно диагностика занимает несколько встреч. Каждая встреча заканчивается рекомендациями родителям относительно тех качеств, которые нужно в ребенке развивать. Если в домашних условиях это затруднительно либо родители не обладают достаточным терпением, можно заниматься подготовкой к школе и в условиях консультации. Таковы в общем виде те возможности, которые открывает визит в психологическую консультацию.

Как наиболее продуктивно использовать последнее «вольное» лето ребенка перед школой?

Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно возрастают, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето — достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса.

Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, вспомните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Для уверенности в себе лучше, чтобы ребенок все-таки умел читать и немного писать, считать — если он опережает требования программы, то будет спокойнее себя чувствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции — в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

• Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.

• Их длительность не должна превышать 35 минут.

• Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

• Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

• Полезно моделировать «школьную» ситуацию, приглашая нескольких детей, даже различного возраста, к участию в занятиях.

• Избегайте заниматься с ребенком, в ущерб игре, которая остается у дошкольника главной (ведущей) деятельностью.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее использовать общеразвивающие упражнения, укрепляющие восприятие, память, внимание, тонкую моторику рук.

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился...» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо способствуют развитию концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликация, игры с конструкторами типа «Лего» — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно предложить отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички. Если ребенок не имеет ничего против прополки грядок или приготовления домашнего теста, имейте в виду, что и эти полезные бытовые занятия также служат упражнению внимания, моторики, восприятия.

И, каковы бы ни были объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Читала, что многие дети (особенно домашние) почему-то вместо радости переживают первого сентября стресс. Неужели это правда? А ведь мы так гордимся ими, отправляя первый раз в первый класс!

Первый раз в первый класс! Цветы, новая форма, ранец, первая учительница. Главное слово — «первый». Все, что впервые, запоминается на всю жизнь. Дошкольник становится школьником, его родители — это теперь родители ученика, его бабушки и дедушки вспоминают свое пионерское детство и обсуждают новые, конечно же, плохие, учебники.

Первое сентября — День знаний, праздник взросления, новый этап. Однако любой праздник легко испортить. И тогда первые слезы, связанные со школой, легко превращаются в потоки слез, нежелание учиться, неумение справляться с жизненными трудностями, ощущение собственной брошенности и ненужности, страх перед людьми и всем новым и еще много-много чего «интересного», с чем приходится сталкиваться психологу. Поэтому важно провести первое знакомство со школой психологически грамотно — поверьте, это совсем небольшой труд, который поможет вам избежать многих неприятностей. Отвлечемся от того, что умеет и чего пока не умеет ваш ребенок, — речь идет о том, чтобы по крайней мере не напугать его первой встречей со школой.

Что особенно важно помнить родителям будущего первоклассника?

1. Толпа. Это сильное испытание и для взрослых, которые нередко переживают ощущение поглощенности себя массой других людей, растворенность и уничтоженность собственного «Я». У ребенка это выражено еще сильнее. Он может ужаснуться, увидев впервые скопление людей перед школой. Даже если он бывал на праздничных гуляньях,

в театре, цирке, ему может стать очень неприятно от того, что он вольется в эту толпу, станет ее частью. На миг может возникнуть ощущение, что он совсем маленький, неотличимый от других, что его может легко потерять даже собственная мама. Постарайтесь сразу же найти ему пару среди будущих одноклассников — мальчика или девочку, подходящих по темпераменту и симпатичных ему. Пусть они возьмут друг друга за руки и вместе идут в класс, это обоим даст чувство защищенности.

2. Учительница. Необходимо помнить, как ее зовут, и убедиться, что ребенок это тоже знает. Привык ли он обращаться ко взрослым по имени-отчеству? Если пока нет, просто повторите несколько раз имя учительницы, никогда не называйте ее безлично («она», «учительница», «наш начальник» и т. д.). Познакомьте его с ней заранее. Детям нравится разное — мальчики обычно предпочитают юных и красивых, девочки — полных и добрых. Вообще красота и полнота ассоциируются у детей с доброжелательностью. Если вам не очень понравилась преподавательница, то не демонстрируйте своего недовольства, постарайтесь избежать негативных оценок и в беседе с друзьями. Если вы убеждены, что вашему детищу досталась сущая кикимора, не выражайте вслух своей зависти другим детям и их родителям, лучше подумайте о том, что это ваша промашка, ведь главное в начальной школе — именно учительница.

3. Одежда. Часто ребенок надевает школьную одежду впервые. Постарайтесь заранее все примерить, подогнать и помочь ему в ней освоиться. Если в вашей школе принято носить форму — многие проблемы решаются сами собой. Если же дети одеты по-разному, важно, чтобы ваш ребенок нравился себе в новой одежке. Пусть полюбуется на себя перед зеркалом, услышит комплименты, оценит количество карманов. Одежда должна быть практичной и удобной, и в этом смысле, конечно, лучше всего подходят

джинсы. Если девочка не носила раньше платьев, а вы именно так видите ее торжественный наряд, не советуем вам выпускать ее впервые в девичьем облике первого сентября. Она может стесняться голых ног, не знать, как двигаться, и вообще не нравиться себе. Не нужно создавать напряжение по такому пустяковому поводу. Выбирать одежду желательно заранее вместе с ребенком и при его одобрении, заранее же примерить и убедиться, что ничто не мешает и все застежки на месте. Полезно завести такую же одежду и для любимой куклы — пусть любимец разделяет общую судьбу хозяйки или хозяина.

4. Еда. Многие дети так волнуются, что не могут хорошо позавтракать перед школой. Не стоит давить на ребенка в этот день. Поэтому постарайтесь приготовить на завтрак то, от чего ваш малыш никогда не откажется, — возможно, придется ограничиться только фруктами. Если заставлять есть при отсутствии аппетита, легко закрепить рвотный рефлекс, который будет появляться при слове «школа». А лучше разбудить ребенка немного пораньше, чтобы он успел почувствовать голод. Поинтересуйтесь, что дают детям на завтрак в школе. Если ребенку это не нравится, предупредите заранее, что даже в этом случае некрасиво вслух критиковать то, что для других детей, возможно, является лакомством.

5. Туалет. Выясните, где расположен туалет для маленьких, не является ли это помещение общим для мальчиков и девочек, горит ли там свет. Для многих детей проблема туалета представляется неразрешимой, и «промашки», совершенные в первый школьный день, могут иметь дальние последствия. Нередко дети, не ходившие в детский сад, испытывают шок от того, что естественные отправления можно совершать не в одиночестве. Ваша задача — предупредить ребенка об этом и убедиться, что он все понял. Проследите, чтобы у него была легко расстегивающаяся одежда, носовой платок и бумажные салфетки. Научите

его правильно отпрашиваться в туалет и объясните, что это можно сделать и на уроке, хотя лучше, конечно, на перемене.

Эти несложные советы реализовать очень легко. Не забудьте напутствовать ребенка добрым словом и приготовить для него дома небольшой подарок. Хорошо, если у вас останется на память об этом дне и фотография. Если же у вас не все прошло гладко — не отчаивайтесь, ребенок с благополучным детством вовсе не обязан полюбить школу с ее ограничениями сразу и навсегда. Сложности, возникающие на первом году обучения, — предмет для отдельной беседы.

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Почему школа оказывается для ребенка источником стрессов?

Что может помочь ребенку учиться лучше?

Насколько родители могут и должны контролировать школьную жизнь ребенка?

Что радикально меняется в жизни ребенка, когда он идет в школу? И почему к этому естественному событию так трудно подготовиться детям и их родителям?

Все современные родители уже знают, что подготовка ребенка к школе — долгий, ответственный и серьезный процесс. Его итогом является зачисление маленького «абитуриента» в первый класс. С этого начинается новый период жизни ребенка, и соответственно возникает новый круг проблем. Почему ребенок стал нервным, раздражительным, грубит взрослым? Почему он утратил обычную жизнерадостность и чаще, чем раньше, плачет? Почему он вдруг стал говорить о себе: «Ох, ну до чего же бестолковый! Ничего-то у меня не получается!» — а в любом деле просит совета и постоянно спрашивает, прав ли он: «А так ли я подписал тетрадь? А какой карандаш мне лучше взять?» Возможно и еще худшее — спустя несколько дней учебы у ребенка появляются по утрам непонятного происхождения боли, рвота, поднимается температура, а затем он начинает открытым текстом говорить о том, что в школу больше не пойдет. Все эти явления, отмечающиеся родителями на приеме у психолога, свидетельствуют о переживании ребенком кризиса первоклассника.

Первый класс — начало долгого пути школьного детства ребенка, когда он выходит в большой социум, начинает существовать не только в узком семейном и детсадовском окружении, но и среди большого количества чужих взрослых и детей различного возраста. Новые условия жизни образуют и новые зоны уязвимости для психического здоровья первоклассников. С какими же переменами они могут быть связаны и как можно их предотвратить? Вовремя осознанные сложности — половина успеха в их решении. Следуя нашим советам и выполняя некоторые психологические упражнения, можно ослабить стресс первого класса.

Изменение режима жизни. Что это такое? Во-первых, ребенок должен научиться рано вставать — для многих это трудно. Но достаточно немного задуматься и принять самые простые меры, чтобы эту проблему снять. Не следует укладывать ребенка спать позже 21.30, ни в коем случае нельзя позволять засиживаться ему около телевизора или у компьютера, нужно постараться избежать дневного сна, склонность к которому вновь появляется у первоклассников, чтобы не ломать режим дня, с вечера приготовить одежду на утро и собрать портфель, поставить будильник с запасом времени, чтобы пробуждение не было судорожным и ребенок спокойно перешел в режим бодрствования. Утро — начало дня, и очень важно, чтобы оно прошло без напряжения.

Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей. Это — во-вторых. Он должен не только уметь приводить себя в порядок, но и вовремя, в течение заданного отрезка времени, выполнять некоторые задания. Он должен научиться структурировать свое время. Приготовление уроков — больной вопрос для большинства современных родителей. Необходимо раз и навсегда отказаться от надежды на то, что ребенок будет полностью делать уроки сам — в отличие от поколения родителей нынешние школьники имеют большую нагрузку и обладают низкой произвольностью поведения, то есть им труднее собрать себя, организовать свой труд, заставить себя делать то, что им не хочется. Первый шаг в решении этой проблемы — ограничить время домашнего задания 1—1,5 часами, чтобы на это не уходил весь досуг ребенка. Имейте в виду, что очень скоро он научится самостоятельно читать, и нужно, чтобы для этого также оставалось время. Если вы чувствуете, что сам ребенок не в состоянии понять смысл заданий, нужно ему помочь. Нет ничего страшного и в том, чтобы частично делать домашнее задание вместо него — главное, чтобы не напугать его ритмом и насыщенностью школьной жизни. Если ребенок не научится чувствовать и соблюдать темп деятельности, он

рискует оказаться отстающим на уроке и приобрести страх перед любым заданием, выполняемым «на время» — контрольными работами, диктантами, а затем — экзаменами.

Усталость от присутствия других людей («публичность» жизни) — следующее важное изменение в жизни первоклассника. Выход в большой социум приносит большую психическую нагрузку, связанную с тем, что поведение ребенка становится полностью прилюдным и контролируется другими. Он практически не остается один — все его поступки, привычки, любые телодвижения являются предметом наблюдения и оценки со стороны других людей (или по крайней мере так ему кажется). Неприятным сюрпризом для многих детей оказывается то, что даже в туалете ребенок не остается один, потому что там имеется несколько отделений. Публичность жизни может забирать значительную долю психической энергии ребенка. Пройдет некоторое время, прежде чем он сумеет к этому привыкнуть и научится «отключаться» от присутствия других для выполнения собственной деятельности, чувствовать себя способным действовать, находясь в толпе. Чтобы облегчить эту нагрузку, дома нужно дать возможность уединения для ребенка и ослабить контроль за его привычками, не делать замечаний, которых можно избежать («Не грызи ногти! Не дергай головой!»).

Для тренировки способности ребенка трудиться в шумном помещении, мысленно отделяться от других или, напротив, включаться в происходящее полезно выполнять некоторые упражнения. Так, если он имеет минимальные музыкальные способности, полезно петь дуэтом или хором, при этом для распределения внимания либо разделяясь на голоса, либо используя пение каноном (когда одни певцы поют выше, а другие — ниже или отстают на несколько тактов). В этом случае ребенок приучается следить за своей деятельностью и одновременно — за тем, как она соотносится с деятельностью других. Очень полезны упражнения,

требующие сочетания собственного индивидуального ритма и ритма деятельности других — можно изображать колокольный звон, тиканье часов, барабанный бой, выстукивать чечетку и т. д. Еще одно упражнение предназначено для читающих детей, и его полезно проводить с группой (можно пригласить поучаствовать соседских детей или даже взрослых, родственников). Прочитайте вслух небольшое стихотворение, затем разделите его на отрывки и предложите участникам выучить эти отрывки вслух, причем одновременно. Затем попросите их прочесть стихотворение по порядку, следя за тем, чтобы четверостишия не перепутались.

Итак, в школе многое меняется, но и к этому можно приспособиться. Поэтому наши пожелания неспецифичны — они касаются жизни любого первоклассника, независимо от уровня его подготовки, ожиданий родителей и особенностей психологического склада ребенка.

Слышала, что в школе многие дети становятся «закомплексованными» и сохраняют это потом на всю жизнь. Правда ли это и что в таком случае делать?

Находясь в доме, в семье, ребенок приобрел о себе самом некоторые первые представления — он знает, что он «самый маленький» (или, наоборот, «старший из детей»), «ленивый» или «трудолюбивый», «быстрый» или «медлительный». В классе же его начинают сравнивать с другими детьми, и он «примеряет» к себе уже совсем другие качества и характеристики, которые могут оказаться для него неожиданными. В самосознание ребенка вносятся существенные поправки, нередко не к лучшему. Так, например, он открывает для себя, что он не самый сообразительный, не самый быстрый, не самый любимый, — любовь и признание в классе он должен заслужить своими достижениями.

Само по себе это открытие неопасно — ребенку полезно узнать, что он по-разному отражается в представлениях других людей. Но плохо, если он начнет себя полностью отождествлять с их оценками. Частное мнение должно касаться отдельного поступка, отдельного достижения, но не личности человека в целом. Поэтому полезно немного поработать над различением отметки и способностей ребенка в целом, мнения учителя и родителей, отношения к разным предметам и к школе, учению в целом. Необходимо формировать частные самооценки ребенка, касающиеся конкретных навыков. Для этого важно, отмечая отдельные недостатки, подчеркивать все успехи ребенка, все то, что отличает его от других детей, и не стесняться говорить о собственных неудачах в школе.

Предложите ребенку лист бумаги, на котором написано: «Я умею». Пусть он составит список того, чем гордится, что считает у себя хорошо получающимся. Если он не сможет ничего написать сам, помогите ему, вспоминая эпизоды его успехов. В минуты неудач, когда ему будет трудно сделать домашнее

задание или приступить к любой новой деятельности, а также когда он будет получать плохие отметки, вспоминайте что-либо из этого списка, говоря: «А вот зато на велосипеде ты умеешь кататься лучше всех!»

Расспросите его, как учительница хвалит или ругает его и других учеников. Словесная оценка ни в коем случае не должна обобщать черты личности и программировать неуспех («Разве ты когда-нибудь сделаешь это хорошо?»). Если вам кажется, что это требование не соблюдается, постарайтесь смягчить и перетолковать высказывания преподавателей: «Ну не может быть, чтобы тебя обозвали лентяем, наверное, просто Марья Ивановна сказала, что ты, с твоими способностями, мог бы успеть решить больше примеров!»

Тревожный признак — если ребенок начинает уделять слишком большое внимание школьным отметкам. Акцентируйте его внимание на том, что не обязательно быть отличником по всем предметам — иногда бывает так, что хорошую отметку получают незаслуженно («Просто повезло»), а плохая отметка не всегда означает, что ребенок знает урок хуже других. Дайте понять ребенку, что школьный объем знаний еще не исчерпывает всего предмета; полезно дать почитать что-либо дополнительно по предмету. Другой способ дать ребенку дополнительную психологическую защиту — просмотреть изучаемый материал, слегка забегая вперед, чтобы первоклассник мог или задать нужный вопрос, или блеснуть своими познаниями на уроке. И еще одно пожелание: постарайтесь не допускать невыгодных для вашего ребенка сравнений с другими детьми, а если это все-таки происходит, уравновешивайте их Другими наблюдениями. Не стесняйтесь говорить об успехах и достоинствах вашего ребенка в присутствии других людей, особенно учителей и его одноклассников, пусть общественное мнение, а затем и самопредставление ребенка будут позитивными.

Дочь 12 лет слушает музыку, когда делает уроки. Причем громкую. Запрещать?

Кому и чему эта музыка мешает? Очень многие люди могут заниматься интеллектуальным трудом только под музыку часто увеличивающую продуктивность и помогающую сконцентрироваться на работе, которая сама по себе не очень привлекательна. Во многих учреждениях в течение дня включено радио, и в этом нет ничего ужасного.

Как вам кажется, вашей дочери легче или труднее делать уроки среди шума и грохота? Занимает это у нее больше или меньше времени? Если вы уверены, что музыка мешает, вопрос решен и нужно просто развести во времени развлечение и работу. Пусть слушает столько, сколько хочет, но до занятий или после них.

Если же музыка только облегчает приготовление уроков, позволяет выполнить их легко и радостно, ограничения могут быть связаны только с тем, насколько вы готовы терпеть оглушительный звуковой фон. Может быть, завести для дочки наушники, и часть проблем решится?

Девочка отказывается ходить в школу, там ее травят. Что делать?

Школа — сложный социальный организм. Ребенку в школе нужно соответствовать самым разнообразным требованиям как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников. На эти требования накладываются требования родителей, которые хотят, чтобы ребенок хорошо учился и соответствовал их пониманию того, что такое «хороший ученик и хороший ребенок». В такой ситуации ребенку, хоть в чем-то не отвечающему жестким стандартам школы, существовать сложно. Он или вступает в борьбу за право быть таким, какой он есть, или приспосабливается ко всем требованиям, что практически невозможно.

В первом случае ребенок защищает свою свободу и желания путем протестующего хулиганского поведения, а во втором — адаптируется ко всем взрослым и ровесникам по очереди, приучаясь к хитрым играм с родителями и особому учебному поведению, адресованному учителю. Он привыкает существовать в «расколотой» жизни. Первый путь — путь протеста — можно назвать «путем хулигана». Второй путь — путь приспособления к бесчисленным требованиям окружающих — «путем невротика», потерявшего связь со своими желаниями и с самим собой. Этот путь часто приводит к желанию уйти из ситуации, спрятаться, что реально оборачивается прогулами, враньем, невротическими срывами или депрессией.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.