![]()
|
|||||
Асинхронная машина.⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Пусть ортогональные оси x, y вращаются относительно статора со скоростью Поскольку к обмотке статора АМ в общем случае подводится многофазное напряжение, а обмотка ротора замкнута накоротко или на сопротивление, уравнения АМ в векторной форме имеют вид
Те же уравнения в проекциях на оси x, y
В заключение необходимо отметить, что записанные системы уравнений (32), (35), (36) для синхронной и асинхронной машины не могут быть непосредственно использованы для расчета режимов в виду того, что содержат неизвестных больше, чем уравнений. Это значит, что полученные системы уравнений необходимо дополнить уравнениями связи между переменными. Уравнения связи. 1. Из курса «Электрические машины» известно, что амплитуда первой (основной) гармоники пространственной волны намагничивающей силы (н.с.) фазной обмотки машины на пару полюсов как функция времени определяется выражением
Здесь
Обозначим:
Таким образом, амплитуда пространственной волны н.с. фазной обмотки
Рассмотрим 3-х фазную обмотку. Н.с. каждой фазы действует по оси соответствующей фазы и определяется током её обмотки, то-есть
Каждую из фазных н.с. можно представить пространственным вектором, связав с ортом оси своей фазы
Имея пространственные векторы фазных н.с., легко записать выражение для изображающего вектора 3-х фазной системы н.с. построенных и записанных в собственных фазных осях: или
т.е. Нет необходимости доказывать, что и.в. многофазной системы н.с., записанный в ортогональных осях x, y, вращающихся с произвольной скоростью относительно фазных осей, имеет выражение
Переходя к проекциям на оси, Суммарный вектор н.с. 3-х фазной обмотки. Результирующая намагничивающая сила 3-х фазной обмотки является геометрической суммой н.с. её фазных обмоток Сравнивая выражения (41) и (46), имеем: а следовательно, Если число фаз отличается от 3-х, m≠3 и.в. токов Аналогично для намагничивающих сил
Результирующая н.с. m – фазной обмотки равна следовательно, в осях x, y Связь между магнитными потоками, потокосцеплениями, намагничивающими силами и токами.
фазной обмотки статора в осях x, y
3-х фазной обмотки ротора в тех же осях
Результирующая намагничивающая сила обмоток статора и ротора машины Замечание. В случае, когда на статоре и на роторе обмотки имеют различное число фаз, соответственно на статоре – m, на роторе – mr, результирующая намагничивающая сила,
Выражение (59), в частности, можно использовать при описании асинхронного двигателя с к.з. обмоткой на роторе, у которого число фаз ротора равно числу пазов (стержней беличьей клетки) ротора. Единый магнитный поток машины условно можно представить в виде суммы трех составляющих: потока взаимоиндукции, пронизывающего витки обмоток статора и ротора и создающего ними соответствующие потокосцепления; потока рассеяния обмотки статора и потока рассеяния роторной обмотки. Обозначим:
Безусловно эти векторы могут быть записаны в любых осях. При их записи в осях x, y, добавим к их обозначениям индекс x, а именно:
Каждый из этих потоков можно представить в виде суммы составляющих по осям x, y:
Связь между компонентами магнитных потоков по осям x и y и соответствующими компонентами намагничивающих сил определяется магнитными проводимостями машины по выбранным осям. Обозначим:
Так как потоки рассеяния обеих обмоток замыкаются по воздуху, проводимости им не зависят от выбора осей. Вышеизложенное позволяет записать следующие уравнения связи: Само собой разумеется, что магнитный поток взаимоиндукции порожден результирующей (суммарной) намагничивающей силой обмоток статора и ротора, магнитный поток рассеяния статора – н.с. обмотки статора, магнитный поток рассеяния ротора – н.с. обмотки ротора. Ввиду того что магнитные проводимости машины по осям x и y могут отличатся (а для явнополюсных машин отличаются существенно) векторы н.с. и магнитного потока, в общем случае, не совпадают. Это показано на рис. 9. Потокосцепления, реактивности, токи. Уравнения связи. В принятой нами системе единиц потокосцепление ψ измеряется в вольтах, т.е. Совершенно аналогично запишется выражение для потокосцепления фазы ar ротора. С той лишь разницей, что здесь будет фигурировать число витков фазы ротора Wr, потоки рассеяния ротора по осям x и y, Фrsx и Фrsy, а также угол поворота осей x, y относительно оси фазы a ротора, ar.
Здесь
Из выражений для ψх, ψy, ψrx, ψry видно, что их можно рассматривать как потокосцепления с потоками взаимной индукции и рассеяния некоторых воображаемых фаз a’ и b’, a’r и b’r, которые имеют одинаковые с фазными обмотками соответственно статора и ротора эффективные числа витков, но расположены по осям x и y и вместе с последними вращаются, то-есть жестко закреплены на осях x и y, смотри рис. 11.
Из этого соответствия следует, что когда с осью фазы a совпадает ось x Это непосредственно вытекает из уравнений (63) и (64). Можно показать, что при совпадении осей x и y с осями фаз b и c потокосцепления Все рассуждения, приведенные выше, для статорных цепей справедливы также и для цепей ротора электрической машины. Поскольку в создании потокосцеплений фиктивных обмоток участвуют как потоки самоиндукции, при их вычислении необходимо учитывать намагничивающие силы всех обмоток статора и ротора машины. В частности, для машины с 3-х фазными обмотками на статоре и на роотре:
Здесь
Реактивности и
Аналогичным образом находятся потокосцепления и реактивности фиктивных роторных обмоток, закрепленных на вращающихся осях x и y:
Реактивности: Собственные реактивности фиктивных обмоток ротора соответственно по осям x и y; Реактивности взаимоиндукции фиктивных обмоток ротора по осям x и y со статорными цепями. Сравнивая выражения реактивностей взаимоиндукции обмоток статора и ротора по соответствующим осям при одинаковом числе фазных обмоток на статоре и роторе, приходим к выводу: принцип взаимности соблюдается. Рассмотрим наиболее общий случай машины с различным числом фаз на статоре. Пусть m – число фаз обмотки статора; mr – число фаз обмотки ротора. Тогда, принимая во внимание формулы (55) и (59), можно записать для потокосцеплений
В свою очередь, для потокосцеплений
В выражениях (70
и для цепей ротора Реактивности xx, xy – называют собственными реактивностями статорной обмотки по осям x и y; xarx и xary – получили название реактивности взаимоиндукции статорной обмотки с роторной опять-таки по осям x и y. Однако упомянутые реактивности заслуживают более глубокого рассмотрения. Нам известны два вида реактивностей: самоиндукции и взаимоиндукции. Реактивность самоиндукции какой-либо обмотки в принятой системе единиц измерения характеризует отношение потокосцепления обмотки к току в этой обмотке, породившему данное потокосцепление. Реактивность взаимоиндукции предполагает наличие двух контуров с токами и характеризует отношение потокосцепления первого контура, порожденного током, протекающим по второму контуру, к току последнего и наоборот.
Реактивности, с которыми мы имеем дело, имеют несколько иной физический смысл. Действительно, обратимся, например, к выражению (70)
Здесь В соответствии с (76) собственная и взаимная реактивности определяются как
Сказанное выше относится в полной мере к реактивностям xy и xary с той лишь разницей, что в этом случае ось фазной обмотки должна совпадать с осью у принятой ортогональной системы координатных осей. На рис. 12 показаны: а) пространственная диаграмма изображающих векторов многофазных систем параметров синхронной машины; б) векторная диаграмма комплексов, изображающих те же параметры, отнесенные к фазе обмотки, но уже переменные во времени. Замечательным свойством изображающих векторов многофазных систем электрических и магнитных параметров электрической машины является то, что их диаграмма пространственных векторов, построенная на поперечном сечении эквивалентной 2-х полюсной машины, полностью совпадает с векторной диаграммой для временных комплексов этих же самых параметров. При этом углам сдвига по фазе соответствуют углы сдвига в пространстве машины в электрических градусах, а отношения между модулями пространственных изображающих векторов совпадают с отношениями между модулями комплексов, изображающих на векторной диаграмме переменные во времени параметры. Из этого вытекает, что реактивности собственная, xx и взаимная, xarx, которые мы нашли как некоторые обобщенные, являются одновременно соответствующими реактивностями фазной обмотки машины. Особенности конструкции электрических машин и их влияние на выбор ортогональных осей, в которых рационально записывать уравнения. Как известно, с точки зрения симметрии, существуют следующие типы электрических машин: а) машины с полной электрической и магнитной симметрией относительно произвольной оси, проходящей через центр поперечного сечения; сюда относим асинхронные машины; б) машины с магнитной симметрией и электрической асимметрией относительно произвольной оси (синхронные машины с неявновыраженными полюсами); в) машины с электрической и магнитной асимметрией относительно произвольной оси (синхронные машины с явновыраженными полюсами и машины постоянного тока). В асинхронных машинах, обладающих электрической и магнитной симметрией, при любом положении осей x и y магнитные проводимости для потоков взаимоиндукции и рассеяния будут оставаться неизменными по этим осям, следовательно
Если число фаз на статоре равно числу фаз на роторе, m=mr , то
Для потокосцеплений асинхронной машины в этом случае будут справедливы следующие выражения:
Или те же потокосцепления в проекциях на координатные оси:
Из уравнений (74) и (75) вытекает, что для получения постоянных значений сопротивлений, а, следовательно, для получения дифференциальных уравнений электрической машины с постоянными коэффициентами, необходимо выбирать такие координатные оси, по которым магнитные проводимости машины В явнополюсной машине, машине с электрической и магнитной асимметрией, магнитные проводимости остаются неизменными только по осям, жестко связанным с полюсами индуктора. При этом целесообразно принимать за координатные оси продольную и поперечную оси индуктора, d и q. В этом случае проекции на оси d и q и.в. потокосцеплений обмотки якоря синхронной машины с успокоительными обмотками на полюсах индуктора будут равны:
где
Потокосцепления обмотки возбуждения и успокоительных обмоток явнополюсной синхронной машины в осях d и q равны:
Здесь
Выражения собственных и взаимных реактивностей явнополюсной синхронной машины. Рассмотрим более подробно реактивности явнополюсной синхронной машины. Пусть
Тогда полные синхронные реактивности обмотки якоря по осям d и q равны:
а сопротивления реакции якоря или основные реактивности обмотки якоря по осям d и q –
Реактивности обмотки возбуждения и успокоительных обмоток, а также реактивности взаимоиндукции находим из следующих соображений:
или Таким образом, Совершенно аналогично определяются полные индуктивные сопротивления успокоительных обмоток
Потокосцепление фазной обмотки якоря по оси d от потока, созданного обмоткой возбуждения Откуда для реактивности взаимоиндукции якорной обмотки с обмоткой возбуждения имеем:
Поскольку потокосцепление По аналогии можно записать выражения для потокосцеплений и реактивностей взаимоиндукции фазной обмотки якоря с успокоительными обмотками, а также обмотки возбуждения с успокоительной обмоткой по оси d.
потокосцепление и реактивность взаимоиндукции фазной обмотки якоря с успокоительной обмоткой по оси d;
потокосцепление и реактивность взаимоиндукции фазной обмотки якоря с успокоительной обмоткой по оси q;
потокосцепление и реактивность взаимоиндукции обмотки возбуждения с успокоительной обмоткой по оси d;
потокосцепление и реактивность взаимоиндукции успокоительной обмотки по оси d с обмоткой возбуждения. Очевидно, не будет лишним напомнить, что обмотки, расположенные во взаимно перпендикулярных плоскостях, не взаимодействуют. При определении потокосцеплений и реактивностей взаимоиндукций обмотки возбуждения и успокоительных обмоток с обмоткой якоряследует помнить, что эти потокосцепления создаются токами всех фаз многофазной якорной обмотки. Поэтому имеем:
потокосцепление и реактивность взаимоиндукции обмотки возбуждения с m – фазной якорной обмоткой;
Потокосцепление и реактивность взаимоиндукции успокоительной обмотки по оси d c m – фазной якорной обмоткой;
потокосцепление и реактивность взаимоиндукции успокоительной обмотки по оси q с m – фазной якорной обмоткой. Индуктивные сопротивления обмоток статора синхронной машины в переходном и сверхпереходном режимах. При измерении потокосцеплений обмотки в синхронных вольтах её динамическая реактивность определяется по формуле
где В синхронной машине, точнее, говоря о синхронной машине, различают два её динамических режима: переходный и сверхпереходный. Переходным режимом синхронной машины принято считать динамический режим либо машины без успокоительных обмоток на индукторе, либо режим с момента времени, когда токи в успокоительных обмотках практически затухли. Параметры, соответствующие переходному режиму, будем обозначать теми же буквами, но со штрихом. Синхронная машина отличается тем, что электромагнитные постоянные времени якорных обмоток значительно меньше электромагнитной постоянной времени обмотки возбуждения. Другими словами, электромагнитное поле обмотки возбуждения обладает значительно большей инерционностью по сравнению с электромагнитным полем якорной обмотки, что объясняется конструктивными особенностями машины. Результатом является тот факт, что при скачкообразном изменении режима синхронной машины (сброс или наброс нагрузки) изменение тока в якорных цепях в первоначальный отрезок времени практически не приводит к изменению потокосцепления обмотки возбуждения. То – есть обмотка возбуждения в первоначальный отрезок времени динамического режима ведет себя аналогично сверх проводящему контуру. Как известно внешним полем невозможно изменить первоначальное потокосцепление сверхпроводящего контура. Это объясняется тем, что индуктированный в сверхпроводящем контуре изменением внешнего поля ток создаст по закону электромагнитной индукции собственное приращение потокосцепления, равное внешнему, но направленное встречно. Результатом будет нулевое приращение потокосцепления. Аналогичная картина, в той или иной степени, наблюдается в индуктивно связанных контурах. Для того, чтобы выяснить, как отражается на результирующих реактивностях якорной обмотки описанное явление, запишем уравнения для приращений потокосцеплений синхронной машины в переходном режиме, учитывая, что
Откуда находим: И на основании (103)
Чтобы оценить величину
Ввиду того, что проводимость потокам рассеяния обмотки возбуждения,
переходная реактивность | |||||
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|