|
|||
Обязательная⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975—1977. — Т. 1. Дао дэ цзин. Лунь юй. Мо-цзы // Древнекитайская философия: В 2 т. — М., 1972.-Т. 1. Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950. Кант И. Пролегомены // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1965. - Т. 4. - Ч. 1. Платон. Апология Сократа. Критон. Горгий. Пир. Федр. Федон // Соч.: В 3 т. / Под ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.АТахо-Годи. — М., 1968 — 1972. —Т. 1, 2. Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений // Соч.: В 2 т. — М., 1976. - Т. 2. Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977. Сократ. Аристипп. Диоген. Эпикур. Демокрит. Пиррон // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986. Упанишады // Древнеиндийская философия / Сост. В. В. Бродов. — М., 1972. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Гераклит. Парменид. Зенон. Эмпедокл. Анаксагор // Фрагменты ранних греческих философов / Сост. А. В. Лебедев. - М., 1989. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии / Сост. П.С.Гуревич. — М., 1988.
Дополнительная Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре / Сост. М.А.Маслин. — М.,1990. Бхагавад-гита. — СПб., 1994. Дхаммапада. — М., 1960. Лосский И.О. История русской философии. — М., 1991. Монтень М. Опыты: В 3 кн. — М., 1992. Соловьев В. С. Смысл любви // Соч.: В 2 т. — М., 1988. — Т. 2. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: В 2 т. — М., 1965. - Т. 2.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Агностицизм— философское направление, в соответствии с которым истина о мире недостижима для человека. Альтруизм— понятие, противоположное эгоизму, когда человек делает что-то не для себя, а для других. Апперцепция— самосознание; изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство опыта. Априори— существующее до опыта. Атман— индивидуальная душа. Гедонизм— учение, в соответствии с которым в основе человеческой деятельности лежит стремление к удовольствию. Гносеология— раздел философии, изучающий сущность, способы, формы и цели человеческого познания мира. Дзэн— направление в буддизме, характеризующееся стремлением к передаче истины несловесным путем. Дхарма— высший моральный закон, а также добродетель, учение, истина, религия, обычай, право. Имманентный— внутренне присущий какому-либо предмету, явлению. Интерсубъективный— общечеловеческий, свойственный всем людям как представителям вида Homo sapiens. Йога— (от корня «иудж» — запрягать) — «иго» ограничений, накладываемых человеком на себя с целью достижения освобождения от цепи перевоплощений. Имеет также значение «соединение», «связывание». Карма— судьба, порождаемая действиями индивидов в предыдущих существованиях. Категории— наиболее важные понятия. Логика— раздел философии, посвященный изучению правил мышления. Майя— мир, окружающая природа в противоположность Единому. Материализм— философское направление, признающее материю первичной, а сознание, идеи — вторичными, результатом развития материи. Материя— одна из основных философских категорий, означающая реальность, которую человек может воспроизводить своими органами чувств (в отличие от идеи). Медитация— прекращение психической деятельности и очищение сознания от всех его форм для обеспечения контакта с Единым. Мистицизм— преобладающее использование мистики как отрасли культуры, основанной на непосредственном единстве духовного и материального. Монизм— учение, признающее одно главенствующее действующее начало или один основной взгляд (от «моно» — один). Натурфилософия— направление в философии, изучающее общие принципы развития природы. Нирвана— состояние слияния с Единым, в котором прекращаются все желания и заблуждения. Парадигма— совокупность основных действий, относящихся к данному разделу знаний. Понятие— логическая форма, представляющая собой абстрактное, сущностное, обобщенное представление о предметах. Рационализация— тенденция развития рационального мышления, характеризующегося логичностью (в форме следования законам формальной логики), понятийностью (мышление с помощью понятий), дискурсивностью (способностью разложить какое-либо суждение на части). Релятивизм— учение об относительности человеческого познания и ценностей. Рефлексия— философское размышление о наиболее важных вопросах жизни. Ригведа— букв. «Веда гимнов». «Риг» — хвалебный стих, гимн. Рита— закон Вселенной, которому подчиняются и боги, и люди. Сансара— круговорот бытия, в который втянуто все живущее; колесо перевоплощений. Система философская— такая концепция, которая включает в себя важнейшее из предшествующего философского знания и отвечает на все основные философские вопросы. Солипсизм— признание единственной реальностью индивидуального сознания собственного Я. Сциентизм— учение, рассматривающее науку в качестве главного фактора исторического прогресса и средства решения социальных проблем. Теология— букв. «учение о Боге»; систематизированное изложение религиозного учения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека. Телеология— учение, в соответствии с которым все происходящее имеет свою цель. Трансцендентальный— изначально присущий рассудку, не приобретенный из опыта, но обусловливающий опыт, предшествующий ему. Трансцендентный— недоступный познанию, находящийся за пределами опыта. Утилитаризм— учение, в соответствии с которым главным критерием нравственности поведения служит его полезность для общества. Экстраполяция— перенос знания с одного объекта на другой. Эмерджентность— проявление новых свойств у вещей, которых нет у элементов, из которых эти вещи состоят. Эсхатология— религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
|
|||
|