Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обязательная



Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975—1977. — Т. 1.

Дао дэ цзин. Лунь юй. Мо-цзы // Древнекитайская философия: В 2 т. — М., 1972.-Т. 1.

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Кант И. Пролегомены // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1965. - Т. 4. - Ч. 1.

Платон. Апология Сократа. Критон. Горгий. Пир. Федр. Федон // Соч.: В 3 т. / Под ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.АТахо-Годи. — М., 1968 — 1972. —Т. 1, 2.

Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений // Соч.: В 2 т. — М., 1976. - Т. 2.

Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977.

Сократ. Аристипп. Диоген. Эпикур. Демокрит. Пиррон // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.

Упанишады // Древнеиндийская философия / Сост. В. В. Бродов. — М., 1972.

Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Гераклит. Парменид. Зенон. Эмпедокл. Анаксагор // Фрагменты ранних греческих философов / Сост. А. В. Лебедев. - М., 1989.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Письмо о гуманизме // Пробле­ма человека в западной философии / Сост. П.С.Гуревич. — М., 1988.

 

Дополнительная

Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской куль­туре / Сост. М.А.Маслин. — М.,1990.

Бхагавад-гита. — СПб., 1994.

Дхаммапада. — М., 1960.

Лосский И.О. История русской философии. — М., 1991.

Монтень М. Опыты: В 3 кн. — М., 1992.

Соловьев В. С. Смысл любви // Соч.: В 2 т. — М., 1988. — Т. 2.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.

Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: В 2 т. — М., 1965. - Т. 2.

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агностицизм— философское направление, в соответствии с которым истина о мире недостижима для человека.

Альтруизм— понятие, противоположное эгоизму, когда человек де­лает что-то не для себя, а для других.

Апперцепция— самосознание; изначальное единство сознания по­знающего субъекта, обусловливающее единство опыта.

Априори— существующее до опыта.

Атман— индивидуальная душа.

Гедонизм— учение, в соответствии с которым в основе человеческой деятельности лежит стремление к удовольствию.

Гносеология— раздел философии, изучающий сущность, способы, формы и цели человеческого познания мира.

Дзэн— направление в буддизме, характеризующееся стремлением к передаче истины несловесным путем.

Дхарма— высший моральный закон, а также добродетель, учение, истина, религия, обычай, право.

Имманентный— внутренне присущий какому-либо предмету, явлению.

Интерсубъективный— общечеловеческий, свойственный всем людям как представителям вида Homo sapiens.

Йога— (от корня «иудж» — запрягать) — «иго» ограничений, накла­дываемых человеком на себя с целью достижения освобождения от цепи перевоплощений. Имеет также значение «соединение», «связывание».

Карма— судьба, порождаемая действиями индивидов в предыдущих существованиях.           

Категории— наиболее важные понятия.

Логика— раздел философии, посвященный изучению правил мышления.

Майя— мир, окружающая природа в противоположность Единому.

Материализм— философское направление, признающее материю первичной, а сознание, идеи — вторичными, результатом развития ма­терии.

Материя— одна из основных философских категорий, означающая реальность, которую человек может воспроизводить своими органами чувств (в отличие от идеи).

Медитация— прекращение психической деятельности и очищение сознания от всех его форм для обеспечения контакта с Единым.

Мистицизм— преобладающее использование мистики как отрасли культуры, основанной на непосредственном единстве духовного и мате­риального.

Монизм— учение, признающее одно главенствующее действующее начало или один основной взгляд (от «моно» — один).

Натурфилософия— направление в философии, изучающее общие принципы развития природы.

Нирвана— состояние слияния с Единым, в котором прекращаются все желания и заблуждения.

Парадигма— совокупность основных действий, относящихся к дан­ному разделу знаний.

Понятие— логическая форма, представляющая собой абстрактное, сущностное, обобщенное представление о предметах.

Рационализация— тенденция развития рационального мышления, характеризующегося логичностью (в форме следования законам формаль­ной логики), понятийностью (мышление с помощью понятий), дискурсивностью (способностью разложить какое-либо суждение на части).

Релятивизм— учение об относительности человеческого познания и ценностей.

Рефлексия— философское размышление о наиболее важных вопро­сах жизни.

Ригведа— букв. «Веда гимнов». «Риг» — хвалебный стих, гимн.

Рита— закон Вселенной, которому подчиняются и боги, и люди.

Сансара— круговорот бытия, в который втянуто все живущее; коле­со перевоплощений.

Система философская— такая концепция, которая включает в себя важнейшее из предшествующего философского знания и отвечает на все основные философские вопросы.

Солипсизм— признание единственной реальностью индивидуально­го сознания собственного Я.

Сциентизм— учение, рассматривающее науку в качестве главного фактора исторического прогресса и средства решения социальных про­блем.

Теология— букв. «учение о Боге»; систематизированное изложение религиозного учения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.

Телеология— учение, в соответствии с которым все происходящее имеет свою цель.

Трансцендентальный— изначально присущий рассудку, не приобре­тенный из опыта, но обусловливающий опыт, предшествующий ему.

Трансцендентный— недоступный познанию, находящийся за преде­лами опыта.

Утилитаризм— учение, в соответствии с которым главным критери­ем нравственности поведения служит его полезность для общества.

Экстраполяция— перенос знания с одного объекта на другой.

Эмерджентность— проявление новых свойств у вещей, которых нет у элементов, из которых эти вещи состоят.

Эсхатология— религиозное учение о конечных судьбах мира и че­ловека.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.