Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обязательная 10 страница



Экзистенциализм — реакция на чересчур интеллектуальное представление о человеке, характерное для немецкой классиче­ской философии, для которой человек был прежде всего мысля­щим существом. Она рассматривала мышление как демиурга, а человека как носителя мирового духа. Экзистенциализм лишил, вслед за Ницше, мышление престижа основы, определяющей поведение человека. Акцент на немыслимость существования (Кьеркегор: «Существование нельзя мыслить»; Ясперс: «Экзистенцию можно только прояснить») противоречит, однако, возвышению человеческой индивидуальности. Ведь человек превосходит другие существа тем, что обладает мышлением. Экзистенциалистский переворот «существую, следовательно, мыслю» — результат вторичной рефлексии. Начальный же импульс к рефлексии о суще­ствовании дает акт мысли. Экзистенциализм не может быть нера­циональным, если хочет остаться философией.

По Хайдеггеру, нигилизм исчезнет с преодолением метафизи­ки, разрывающей мир на бытие и смысл. Смысл мыслится с по­мощью категорий, и поэтому его можно посчитать субъективным с последующим нигилистическим отказом от него. Но как же иначе мыслить смысл? Еще Платон понимал (это было основой постро­ения им мира идей), что «чувственное воззрение ничего не показывает нам в чистом виде, таким, каково оно есть в себе». Это обоснование неизбежности метафизики. Кант, по существу, за­крыл двери во внечувственный мир, а экзистенциалисты сделали попытку вернуться к досократическому мировосприятию, не вы­ходящему за область чувственно данного. Такой подход был след­ствием того, что прямое игнорирование Шеллингом и Гегелем взгляда Канта на метафизику не прошло.

Хайдеггер призвал вернуться к представлению о нерасчлененном бытии в качестве высшего. Он отверг метафизику как уче­ние, противопоставлявшее чувственное и сверхчувственное. Сверхчувственное и чувственно-наличное соединяются в языке, сущность которого в том, что он несет весть о мире. Хайдеггеровская концепция языка гласит, что язык — «дом бытия». Человек живет при данном языке, и не он говорит с помощью языка, а язык как онтологическая сущность высказывается посредством человека.

 

Гуманизм

Спорный вопрос философии XX в.: человек ли создает свое научно-техническое и индустриальное бытие, или бытие действу­ет через человека? Вторая точка зрения существенно ближе к Во­стоку, и Хайдеггер склоняется к ней. В связи с этим очень важен в  экзистенциализме спор о гуманизме. Сартр в работе «Экзистенциа­лизм — это гуманизм» утверждал, что экзистенциализм благодаря  своей обращенности к конкретному человеку и есть наиболее по­следовательно выраженный гуманизм. Хайдеггер в «Письме о гу­манизме» соотносит гуманизм со свойственной западной цивили­зации, начиная с эпохи Возрождения, постановкой человеческой субъективности на верхнюю ступень пьедестала универсума. Отож­дествляя гуманизм с антропоцентризмом и отрицая последний, Хайдеггер подвергает сомнению весь европейский гуманизм. Проблема бытия снова выходит у него на первый план, затмевая проблему познания, и участью человека становится скромное «вслу­шивание» в бытие и вопрошание его. Точка зрения Хайдеггера близка к концепции Единого и дао и как бы возвращает нас к истокам философии.

Хайдеггер четко обозначил два предмета философии: целостное бытие и человеческое существование. С первым он вернулся к  предфилософии, второй характерен для всего экзистенциализма XX в. Стержень новоевропейской философии — дилемма объек­тивного и субъективного — был поколеблен. Хайдеггер интересен критикой основ западного подхода к реальности. Тем самым он намечает выход из него.

Экзистенциализм — философия конкретного, обособленного в себе человека, зовущая его к свободе и обращающая в конечном счете к выводу, что наилучший путь (по которому далеко не каждый может идти) — становление духа, сфера творчества.

 

Психоанализ

Глубокое проникновение психологии XX в. во внутренний мир человека дало основания сомневаться в том, что поведение пол­ностью определяется и контролируется сознанием. Сформирова­лась концепция, во многом противоположная экзистенциализму (хотя в некоторых начальных моментах близкая к нему) и восхо­дящая к философии бессознательного Гартмана. Если экзистен­циализм обратился к душе человека, то психоанализ проник в подсознание. Он обнаружил подсознательные мотивы поступков и отверг постулат экзистенциализма о свободе воли человека.

В начале XX в. австрийский врач Зигмунд Фрейд(1856—1939) получил экспериментальный материал, подтверждавший осново­полагающую роль подсознания в человеческом поведении. Фрейд объяснил самоубийство не сознательным признанием абсурдно­сти бытия и бессмысленности жизни, как считали экзистенциа­листы, а подсознательной тягой к разрушению и смерти, которая оказывается выше сознательных мотивов, лишь оправдывающих подсознательные влечения.

Воле к разрушению и смерти противостоит в человеке воля к жизни, частью которой является сексуальное желание. Взаимо­действие этих двух воль определяет, по Фрейду, поведение чело­века. Первичные желания могут замещаться другими, находящи­мися на более высоком уровне. Сексуальное желание может пере­ходить в творчество. В этом смысле вся духовная культура является сублимацией (превращением) исходных инстинктов человека. Иногда первичные желания, если они не могут быть удовлетворе­ны или модифицированы, приводят к психическим заболеваниям. Поскольку источником болезни являются подсознательные моти­вы, важным становится осознать их. Для этого Фрейд разработал специальную технику, в которой большую роль играет толкова­ние сновидений. Бессознательное, которое тщательно скрывается и подавляется в сознательной жизни, прорывается во время снов, когда цензура сознания отсутствует. Фрейд построил теорию сно­видений как исполнения желаний. Чтобы разгадать бессознатель­ные мотивы, надо раскрыть содержание снов. В книге «Толкова­ние сновидений» Фрейд показывает, как это делать.

 

Архетип

Подсознательное психическое первоначало Фрейд видел в сек­суальной энергии. Его ученик Карл Юнг(1875 —1961) считал та­ковой иерархию архетипов — универсальных бессознательных образов, властвующих над человеком. Эти образы или, точнее ска­зать, символы имеют для человека такое значение, что неокантиа­нец Эрнст Кассирер(1874— 1945) назвал человека «символиче­ским животным». Символ отличается от знака тем, что не только обозначает определенный предмет, но имеет и другое, более глу­бокое значение, которое никогда не может быть полностью рас­крыто, как никогда нельзя точно вычислить иррациональное чис­ло. Такую особенность символа объясняют тем, что его значение уходит в глубины бессознательного.

Коллективное бессознательное проявляется во сне, но и к нему все сновидения не сводятся. Тем не менее на почве осознания подсознательных желаний возможно разрешение внутренних конф­ликтов, которое полезно не только для излечения больных, но и для обретения душевного спокойствия здоровыми людьми.

Наметилась тенденция к соединению фрейдизма и экзистен­циализма. Юнг под внутренним ядром человека (он называл его «самость») понимал сумму сознательного и бессознательного. Бессознательное влияет на человека, но это влияние можно скоррек­тировать, если понять подсознательные мотивы действий и по­ставить их на службу высшим устремлениям и ценностям человека.

 

Модели поведения

Эрих Фромм(1900—1980) развил представление о двух моде­лях поведения, выбираемых индивидом. Или он идет по пути при­обретательства, стараясь заполучить как можно больше вещей в свою собственность, — путь, который выбрало большинство на­селения западных стран, названных «потребительским обществом». Или он совершенствует заложенные в каждом способности. «Иметь или быть» назвал Фромм эту дилемму. Человек идет по пути по­требительства, когда не осознает свое глубинное стремление стать полноценной личностью. Другая, по Фромму, основная дилем­ма — между ложным единством в тоталитарном обществе, в кото­ром свобода каждого подавляется, и истинным единством через любовь. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы на смену агрессивно-потребительскому отношению к миру пришло отно­шение любовно-творческое.

Понятие Фроммом любви близко к Мо-цзы, Нагорной пропо­веди и словам Паскаля: «Из всего, что есть на земле, он (правед­ник. — А. Г.) принимает участие только в неудовольствиях, а во­все не ищет удовольствий. Он любит своих ближних, но его лю­бовь не ограничивается этими пределами, она распространяется и на его врагов, а потом и на врагов Бога». Основной вывод «Ис­кусства любить» Фромма, что любовь «является единственно здравым и адекватным решением проблемы человеческого существо­вания». Поэтому «всякое общество, которое так или иначе огра­ничивает развитие любви, неизбежно рано или поздно погибнет, придя в противоречие с основными потребностями человеческой природы».

Принципы психоанализа взяли на вооружение не только экзи­стенциалисты, но и представители других направлений. Предста­витель «франкфуртской школы» Герберт Маркузе(1898 — 1979) писал, что современные идеологии представляют собой созна­тельное оправдание скрытых подсознательных желаний. Это на­поминает предположение Ницше, что за словами революционе­ров о том, что они хотят всеобщего счастья, скрывается подсоз­нательная воля к власти. И в данном случае, помогая раскрытию глубинных стремлений человека, психоанализ существенно рас­ширяет представления об основах поведения и помогает выбрать наилучшее с точки зрения нравственных критериев, решение.

 

Неопозитивизм

Позитивизм в XX в. под воздействием достижений естествозна­ния и математической логики трансформировался в неопозити­визм, признавший главным предметом философского исследова­ния логический анализ языка.

Неопозитивисты выдвинули принцип верификации, в соответ­ствии с которым научно-осмысленной может быть только такая теория, которая подтверждается эмпирическими фактами и для которой существуют воображаемые факты, опровергающие ее, если бы они на деле имели место (такая теория истинна); или же кото­рая опровергается фактами и для которой существуют воображае­мые факты, подтверждающие ее, если бы они имели место (такая теория ложна). Поэтому основной задачей неопозитивизма стала проверка научной осмысленности предложений и их истинности через сравнение с фактами опыта.

Людвиг Витгенштейн(1889—1951), продолжая учение Канта, который ставил границы мышлению, ставит границы языку. Ус­пехи математической логики способствовали иллюзии, что толь­ко логика является адекватным инструментом познания. Как ког­да-то Декарт, Витгенштейн стремился прежде всего к ясности. Главная мысль его «Логико-философского трактата» заключается в том, что то, что вообще может быть сказано, может быть сказа­но ясно. Но ясность и отчетливость мысли Декарту были нужны для последующей формулировки философской позиции, а у нео­позитивистов этот тезис привлекается, по существу, в обоснова­ние отказа от метафизики как таковой. Витгенштейновское «о чем нельзя говорить, о том следует молчать» (своеобразное знамя нео­позитивизма) проистекает от скептического «воздержания от суж­дений» Секста Эмпирика.

Все суждения, полагает Бертран Рассел(1872—1970) в фунда­ментальном труде «Человеческое познание. Его сфера и грани­цы», можно свести к положительным суждениям о единичных фактах. Эта отдельная попытка атомизации мира соответствует сциентистской методологии, поскольку наука призвана отвечать на частные вопросы, и сциентисты всегда пытались показать, что частности являются самой реальностью, из которой конструиру­ется общее.

По Расселу, знание складывается из опыта и веры, основан­ной на прежнем, даже дочеловеческом опыте. Знание, таким об­разом, есть оправдывающаяся вера всего опыта человека как про­дукта эволюции. Расселовское априори имеет эволюционную ос­нову, и объективно Рассел идет вслед за Кантом ко все более тесному объединению эмпиризма с рационализмом по пути, ко­торый начал Лейбниц знаменитым «нет ничего в интеллекте, чего не было бы в опыте, кроме интеллекта».

Цель неопозитивизма — свести все научные результаты к неко­торому количеству базисных положений, непосредственно прове­ряемых эмпирически, — оказалась нереализуемой. Предпринятые в методологии науки попытки выработать универсальные моде­ли, по которым «работает» наука, тоже не удались.

Аналогично кантовской критике «чистого» разума, неудачные попытки неопозитивизма свести теоретический уровень исследо­ваний к эмпирическому стимулировали критику «чистого» опыта. Только разум и опыт вместе могут приблизиться к истине — таков вывод Карла Поппера(1902—1994).

Метод Поппера состоит не в доказательстве истинности науч­ных положений, а в избавлении от ложных гипотез. Методологический вывод Поппера: «Именно возможность опровержения или  фальсификации теорий определяет возможность их проверок, а  следовательно, их научный характер».

Как и неопозитивисты, Поппер выводит за скобки все неверифицируемые, нефальсифицируемые и бессмысленные, по клас­сификации Витгенштейна, философские рассуждения. Для этих  направлений они оказываются попросту ненужными.

Поппер выступал против библейского «возлюбите врагов ваших», считая, что этого не следует делать, так как это якобы  ведет к навязыванию другим наших предпочтений, но он считал  фундаментальным положение рационализма — «я могу ошибаться, а ты можешь быть правым». Рационализации не опасны, когда есть способ проверки. Но сам Поппер говорил, что проверка (опытная) возможна только в естественных науках. Здесь и воз­можности разума больше, и опасностей меньше (если не считать опасностей от самой научной деятельности). Но в политике, ис­тории и т. п. опасности рационализации неизмеримо возрастают, и поэтому надежды на разум уступают здесь место надеждам на любовь. Это понял Фромм.

Для экзистенциалистов жизнь абсурдна. Для Поппера «история не имеет смысла», хотя «мы можем придать ей смысл... Именно мы привносим цель и смысл в природу и историю».

 

Прагматизм

Если экзистенциалисты заботились о свободе человеческой индивидуальности и ее подлинности (тождественности с самим собой), а психоаналитики — о выявлении подсознательных моти­вов деятельности, то американские философы поставили во главу угла определение принципов поведения, помогающих достичь успеха в деле. Корни такого направления, получившего название прагматизма (от греческого слова «прагма» — дело, действие), можно найти в Древней Греции.

Философия прагматизма ставит во главу угла деятельность. Она помогает решать человеческие проблемы. Это напоминает фило­софию Древнего Рима. То, что полезно для человека, можно счи­тать истинным. В качестве примера приведем рассуждение Уилья­ма Джемса(1842 — 1910) о выгодности веры в Бога. Если вера окажется ложной, то я ничего не теряю и не окажусь в худшем положении, чем атеист; но если она окажется истинной, я обес­печу себе спасение и вечную жизнь. Не стоит терять единствен­ный шанс, и, значит, есть все резоны верить в Бога. Как и для Рассела, истина для прагматизма представляет собой веру, не подверженную сомнению.

Разум для прагматизма — инструмент добывания успеха в мире, а научные теории — орудия, помогающие в этом. Какая-либо идея становится истинной, когда воплощается в жизнь.

По словам Джона Дьюи(1859—1952), разработавшего инструменталистскую версию прагматизма, функция интеллекта не в том, чтобы копировать объекты окружающего мира (да и почему все­ленная должна существовать в копиях и как она может быть ско­пирована во всей полноте?), а в том, чтобы создавать наиболее эффективные и выгодные отношения с объектами.

У Декарта в основе всего лежала человеческая мысль, у Ниц­ше — воля. «Мышление для нас средство не «познавать», но обо­значать, упорядочивать происходящее, делать его доступным для нашего употребления: так мыслим мы сегодня о мышлении; завт­ра, возможно, иначе» — эти мысли Ницше вполне в духе праг­матизма, последнее слово которого — «мир есть то, что мы из него делаем», заставляющее вспомнить Поппера и экзистенциа­листов, — в каком-то смысле итог всей новейшей философии.

Этично с точки зрения прагматизма все, что способствует ус­пеху в делах, и здесь прагматизм переходит в то, что получило название деловой этики. Наибольшая известность выпала в XX в. на долю Дейла Карнеги(1888 — 1955), советы которого разошлись по свету в миллионах экземпляров. Карнеги много взял из челове­ческой мудрости, чтобы выработать правила общения и достиже­ния делового успеха. Они сводятся к следующему: имеет хорошие отношения с людьми и достигает успеха в делах тот, кто макси­мально внимателен к другим и как можно меньше выпячивает собственное Я. Эти правила напоминают «разумный эгоизм» Чер­нышевского, но здесь человек меньше думает о пользе других и всех, а больше — о себе, хотя разум его смиряет эгоизм.

 

Скептицизм

Философия XX в., как позднеантичная и ранневозрожденческая, вернулась к человеку. На вершине развития научной и тех­нической мысли философия в лице Хайдеггера и Швейцера призы­вает человека вернуться к бытию и ответственности за мир и пове­дение в нем. Одновременно потребительству и агрессии противо­поставляется раскрытие внутренних потенций человека, т. е. то же бытие в человеческом измерении.

Если самое влиятельное направление отказывается от решения вопроса о смысле жизни и утверждает абсурдность бытия — это кризис. Справедливо или нет утверждение Хайдеггера, что поня­тийное мышление исчерпало себя и требуются иные формы по­знания, — это свидетельство того, что философия завершила еще один круг развития. Своим «вопрошанием» философия вернулась к Сократу, но Хайдеггер тянет ее дальше и прямо заявляет, что хотел бы конца философии вообще. Философия пришла к само­отрицанию вслед за тем, как европейская культура, по Хайдеггеру, — к нигилизму.

 Провозгласив возврат к античной культуре, деятели Возрож­дения способствовали восстановлению преемственности в фило­софии. Призвав вернуться к досократикам, Хайдеггер поставил под вопрос философию как таковую, завершая не только ее от­дельный этап, но философию в целом. Антиинтеллектуализм (скеп­тическое отношение к разуму как к таковому) прагматиков, психоаналитиков, экзистенциалистов и неопозитивистов — реакция против рациональных основ философии Нового времени. Появля­ется много интересных частных направлений, но теряется целостность видения мира.

Камю говорил о трагедии разума, который в отсутствие веры не смог найти потерянный смысл жизни. Если Новое время нача­лось с сомнения в доводах веры, то XX век усомнился и в доводах разума. Европейская философия дошла до скептицизма и песси­мизма, и завершение ее круга — третьего после античного и хри­стианского — неслучайно совпало с мировыми войнами, разгу­лом тоталитаризма и экологическим кризисом.

Роль скептиков, отрицающих метафизику, сыграли неопози­тивисты, которые побивали философию наукой с ее требованием эмпирической проверяемости, прагматисты с их заменой истин­ности на полезность, психоаналитики с их заменой сознания под­сознательным, экзистенциалисты с признанием истинным того, что личностно значимо для индивида. Если нет логики истории, на которую рассчитывал XIX век, значит, все случайно: и в чело­веческой жизни, как считает экзистенциализм, и в природе, как считают неопозитивизм и современная методология науки.

 

Контрольные вопросы

1. Как в XX в. решается проблема историзма в философии?

2. Что такое экзистенция?

3. Как понимал экзистенциализм проблему свободы и становления личности?

4. В чем различие в понимании гуманизма Хайдеггером и Сартром?

5. В чем основное философское значение психоанализа?

6. Что нового внес в психоанализ Юнг?

7. Каковы основные характеристики двух моделей поведения поФромму?

8. Каково соотношение опыта и веры в теории познания XX в.?

9. Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма?

10. В чем проявился скептицизм в философии XX в.?

 

Рекомендуемая литература

Камю А. Бунтующий человек. — М., 1991.

Новая технократическая волна на Западе / Сост. П. С. Гуревич. — М., 1986.

Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.

Проблема человека в западной философии / Сост. П. С. Гуревич. — М., 1988.

Самосознание европейской культуры XX в. / Сост. Р. А. Гальцева. — М., 1991.

Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм. Сумерки богов. — М., 1989.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993.

Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.

 

Глава 12. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Особенности русской философии

Философия каждого народа определяется рядом обстоятельств, среди которых немаловажное значение имеет национальный ха­рактер. Мы это отмечали на примере Индии, Китая, Греции, Рима, европейских и мусульманских народов. Не составляет исключения и Россия. В России в отличие от Греции или Германии философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, поэтому ее развитие шло в русле задач, поставленных другими отраслями. В Средние века в Европе философия была служанкой религии, и то же самое было в России в течение продолжительного времени с самого возникновения русской философии и до XIX в. Большая продолжительность этого периода связана с тем, что если в Евро­пе после эпохи Возрождения главной отраслью культуры стала наука и философия обратилась к решению проблем познания, то в России этого не произошло — наука в России получила разви­тие только в послепетровское время, а точнее, во второй полови­не XVIII в. Соответственно философия познания возникла позднее, чем в Европе. Русская философия сохранила преимущественно религиозное направление до начала XX в., когда это направление было наряду с другими разгромлено пришедшими к власти боль­шевиками, а виднейшие русские философы — Бердяев, Булгаков и другие — были высланы из России (что не помешало им разви­вать религиозную философию в эмиграции) или репрессирова­ны, как Флоренский.

Особенностью русской философии также была ее нацеленность на проблемы этики, что отнюдь не противоречило ее преимуще­ственно религиозному характеру. Это заметно уже в первом рели­гиозно-философском произведении «Слово о Законе и Благода­ти» и сохранилось тогда, когда после церковного раскола религи­озная направленность философии стала ослабевать. В этом смысле для русской философии характерно то же, что и для русской ли­тературы, которая также отличалась своей этической направлен­ностью.

Другой особенностью русской философии был ее акцент на социальную проблематику. Это проявилось со времени зарожде­ния идеи Москвы как «третьего Рима», с которой связывают формирование русской идеи как таковой. Ориентация на социальные проблемы способствовала тому, что после разгрома большевика­ми русской религиозной философии философия из служанки бо­гословия в СССР стала служанкой идеологии и осталась таковой до 1991 г. Советский этап можно назвать вторым этапом развития русской философии, из которого ныне она перешла в третий, не получивший пока четких очертаний.

 

«Слово о Законе и Благодати»

В середине XI в. через полвека после принятия христианства на Руси митрополит Иларион— первый русский, занявший высший церковный пост в нашей православной церкви (до этого его зани­мали греки, присланные из Константинополя), создает знамени­тое «Слово о Законе и Благодати», перевод которого на совре­менный русский язык лишь недавно стал достоянием нашей об­щественности. Эту проповедь митрополита Илариона, произне­сенную в середине XI в., можно считать первым философским произведением Древней Руси.

Далеко выходящее за рамки чисто церковной или историче­ской проблематики это, пожалуй, первое в русской литературе самобытное философское произведение ставит и решает фундаментальные жизненные проблемы, обосновывая их религиозны­ми аргументами. Силу своего красноречия Иларион обращает про­тив Закона и в защиту Благодати. Можно думать, что имеются в виду законы Моисея, как они сформулированы в Библии, но на самом деле мысли Илариона идут гораздо дальше. Иларион толку­ет понятие Закона расширительно, и оно предстает олицетворе­нием всего, что заключают в себе внешние предписания.

В обоснование своей точки зрения Иларион ссылается на Еван­гелие, но весьма избирательно, приводя цитаты, которые работа­ют на его мысль. Концепция Закона как чего-то внешне накладываемого и гнетущего высказана Иларионом в сильных, энер­гичных выражениях. В этом первом памятнике русской правовой (а точнее, неправовой) мысли вполне ясно выразилось и пренебре­жение к закону как таковому, и нетерпеливое желание в одно­часье провозгласить и достичь Божественной Благодати. Вместо того чтобы представить Закон как первую и необходимую стадию Благодати, к чему склонялась традиционная трактовка библей­ских текстов, основывающаяся на словах из Нагорной проповеди: «Не нарушить пришел я (имеется в виду закон. — А. Г.), но исполнить», Иларион, воспевая обретенную или обретаемую Благодать, отрицает Закон как рабство.

Теперь перенесемся почти через тысячелетие и заглянем в книгу «Государство и революция», написанную в августе 1917 г. и слу­жащую главным ленинским трудом по государственно-правовым вопросам. «Всякое государство несвободно и ненародно», — пи­сал В.И.Ленин(1870 — 1924), подчеркивая слово «всякое» и ча­стицы «не». Ленин доказывает со ссылкой на Маркса и Энгель­са, что государство не средство взаимосогласования интересов различных социальных сил, а продукт непримиримости классо­вых противоречий и орган подавления; сила, стоящая над обще­ством и все более отчуждающая себя от него. Отсюда вывод: «Про­летариату нужно... государство... устроенное так, чтобы оно не­медленно начало отмирать». Какова в этом случае роль права и закона? Это всего лишь атрибуты пройденного этапа развития человечества, от которых чем скорее отказаться, тем лучше. «Де­мократическая республика есть наилучшая возможная полити­ческая оболочка капитализма». Значит: коль скоро уничтожается капитализм, долой демократическую республику и да здравству­ет диктатура пролетариата. Всеобщее избирательное право — ору­дие господства буржуазии. Значит: долой всеобщее избиратель­ное право, да и право вообще. Все то, для чего ранее существова­ло государство и право, будет выполняться теперь «без особого аппарата, простой организацией вооруженных масс» с «простотой и легкостью». В демократической республике дей­ствуют лишь формальные принципы права, но нет демократии реальной (форма здесь сопоставляется не с содержанием, как можно было бы ожидать, а с реальностью и третируется). Вообще право — лишь надстройка над экономическим базисом, следую­щая ему.

Хотя Иларион в своих утверждениях основывался на религиоз­ном вероучении, а Ленин — на атеистическом, мы обнаруживаем в их текстах за различным понятийным аппаратом нечто фунда­ментально общее, а именно: желание побыстрее достичь, пере­прыгнув через необходимые этапы, цели, каковой для Илариона было осуществление на Земле христианской заповеди любви, обе­щавшее небесную Благодать, а для Ленина — построение комму­низма, обещавшее рай на Земле. Иларион и Ленин выдвинули религиозный и социальный аргументы против права, но то, что столь различные по типу соображения использовались для обосно­вания по сути одного и того же, свидетельствует, что в основе был аргумент национальный. И у Илариона, и у Ленина чувству­ется твердая уверенность в том, что благодать (небесная и зем­ная) наступит не сегодня-завтра, и здесь присутствует своя прав­да духа. Идеи «третьего Рима», мессианские чаяния всегда падали в России на благодатную почву.

Какой можно сделать вывод из сопоставления двух данных тек­стов, разделенных почти тысячью лет? Если существуют явно сход­ные по сути высказывания, сделанные совершенно разными по своему происхождению, образованию и убеждениям людьми, жившими в различных социально-экономических формациях, то, стало быть, есть в этих людях нечто общее. Чем оно определяется? Прежде всего национальными особенностями характера, тем об­щим в нем, что дает возможность нации сохраняться и воспроиз­водиться, несмотря на все неблагоприятные влияния внешней среды. Приходят и уходят завоеватели, меняются социальные и экономические условия жизни, а нация продолжает существовать в течение тысяч лет, пока воспроизводятся особенности нацио­нального характера.

Трудно предвидеть изменения, потому что для этого надо учи­тывать еще не проявившиеся факторы, но если видим постоян­ство в чем-либо на протяжении тысячи лет, то можем сделать вывод, что оно сохранится и в следующую тысячу лет.

Можно возразить, что всегда найдутся в культуре случайно выбранные два произведения, близкие по духу. Однако процити­рованные работы, определившие направления русского правосла­вия и русского коммунизма, оказали огромное влияние на всю нацию, чего не могло быть, если бы они не оказались созвучны русской душе.

Противопоставление Закона и Благодати фундаментально для русской души. В основе рассуждений славянофила А. С.Хомякова(1804—1860) лежит мысль, что внешние государственные формы не соответствуют духу русского народа. И. В. Киреевский продол­жает: «Даже самое слово «право» было у нас неизвестно в запад­ном его смысле, но означало только справедливость, правду». Позже Н.К.Михайловский(1842—1904) саму истину в русском смысле определит как правду-справедливость. «Слабость юриди­ческого развития Руси — факт несомненный» — утверждал в XX в. Г. П. Федотов. А что же соответствует русской душе? А. С. Хомяков считал, что чувство соборности, И.В.Киреевский — христиан­ство в истинном смысле.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.