Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обязательная 12 страница



Гегель — заключительный аккорд философской систематики. Он положил последний кирпичик, и здание приобрело строй­ность и завершенность. После Гегеля всеобъемлющие системы в философии стали невозможны. Последующие построения были уходом в идеологию (Маркс), антропологию (Кьеркегор), бессоз­нательное (Гартман), эмпирию (позитивизм), философию исто­рии (Ясперс), философию культуры (Шпенглер), возвращением к предыдущим этапам развития философской мысли — индий­ской (Шопенгауэр), китайской (Хайдеггер), средневековой (не­отомизм), кантовской (неокантианцы), привлечением философии для решения прикладных задач. Философия занимается челове­ком (экзистенциализм), анализом науки (неопозитивизм), куль­туры (культурология).

 

XX век

Философия Канта, Шеллинга, Гегеля действительно является классической в том смысле, что соответствует основным канонам западной культуры. Начиная с Шопенгауэра и особенно Э. Гартмана можно говорить о постклассике, поскольку не все каноны ими соблюдаются, хотя связи прослеживаются. Ницше сигнали­зировал об опасности начала кризиса западной философии, а Шпенглер охарактеризовал кризис в явной форме, поняв сущ­ность западной культуры на ее закате и предсказав ее гибель. От­рицание Хайдеггером метафизики не что иное, как отход от за­падной традиции. Экзистенциалистское обращение к индивиду­альности есть отказ от разработки целостных проблем культуры. Но, не порывая полностью с западными традициями индивидуа­лизма, экзистенциализм своим общечеловеческим (в смысле важ­ности для каждого) характером, быть может, обеспечивает плав­ный переход к всемирной культуре.

Философия XX в. жила под воздействием двух векторов. В соот­ветствии с закономерностями развития своего круга она занима­лась теорией познания, а в соответствии с закономерностями раз­вития в пределах круга — человеком. Платон открыл особый мир идей, и последующая философия занималась соотношением трех миров — природы, человека и идей. Последний вклад в это направление мысли внес К.Поппер. Его «третий мир», представля­ющий собой сумму накопленных человеческих знаний, — тот же мир идей, но ограниченный принципами научности и ставший миром человеческих знаний. Это соответствующий западному духу познавательный вариант основной философской проблемы.

Многие философы XIX—XX вв. (Маркс, Ницше и др.) созна­тельно вырывались за рамки философии, и только Хайдеггер пол­ностью остался в ней, подводя ее итоги. От сверхоптимистического гегелевского тождества бытия и мышления он вернулся к скеп­тицизму. Соединив в своем призыве к преодолению метафизики ницшеанскую «переоценку всех ценностей» с попыткой Гуссерля найти сущностные структуры разума, Хайдеггер распространил эту попытку на человека в целом. В его философии человек теряет активность, в том числе познавательную — не только в новоевро­пейском, но и в древнегреческом смысле, и начинает рассматри­ваться как исполнитель воли бытия.

Кризис философии связан с кризисом культуры, в ядре кото­рой она находится. Кризис «чувственной» (по П.Сорокину) за­падной культуры является внешней причиной заката философии. Последний вызван не поражением демократии и церкви, как два предыдущих, а кризисом идеалов гуманизма, на которых базиро­валась западная цивилизация.

 

Прогресс философии

Как писал Гегель, «каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но каждая из этих частей содержит философскую идею в ее особенной определенности или как особенный момент целого. Отдельный круг именно потому, что он есть в самом себе тотальность, прорывает границу своей опреде­ленности и служит основанием более обширной сферы; целое есть поэтому круг, состоящий из кругов, каждый из которых есть не­обходимый момент, так что их система составляет целостную идею, которая вместе с тем проявляется также в каждом из них в отдельности». Эти слова вводят в схему развития филосо­фии, в соответствии с которой имеются три модификации еди­ной системы — Платона, Аристотеля и Канта, — и их обобщение Гегелем. «Философия оказывается возвращающимся к себе кру­гом, не имеющим начала в том смысле, в каком имеют начало другие науки, так как ее начало относится лишь к субъекту, кото­рый решается философствовать, а не к науке как к таковой».

Попасть в исходную точку невозможно — это спираль. В каком направлении она разворачивается? Платон считал, что в истории имеет место регресс; Аристотель, Кант и Гегель — что прогресс. Развитие философии прогрессивно в смысле преемственности знаний и регрессивно в смысле творческого потенциала. Модель спирали подходит в том плане, что имеет место накопление информации. Но философия присуща данной культуре и вместе с ней совершает цикличное развитие. В пределах круга творческая сила философии убывает вместе с ростом знания.

Философия совершила три круга: античный (от Со­крата — через Платона и Аристотеля — к скептикам), христиан­ский (от Христа — через Блаженного Августина и Фому Аквинского — к Монтеню) и новоевропейский (от Декарта — через Кан­та и Гегеля — к экзистенциалистам). Эти круги не повторялись, и в каждом было что-то свое: в античном господствовал разум, в христианском — вера, в новоевропейском — наука. Закономерно­стью в пределах каждого круга является уменьшение значения этики — от тождества знания и добродетели у Сократа и Декарта до увеличения относительной роли воли у Аристотеля и Гегеля с впадением в пессимизм и скептицизм. Завершение каждого круга (почему имеет смысл говорить о круге) близко в определенном смысле к началу его. Сократ тоже был немного скептиком, но в его скептицизме просвечивалась ирония, и он прославился стра­стной жаждой истины, в то время как скептики больше думали об опровержении догматиков, чем о создании конструктивной системы. В конце каждого круга наблюдается явное снижение твор­ческих потенций философии.

Схематично спираль философии можно выразить так (см.рис.)

Древняя Греция прошла путь от мифа к логосу, Средние века — от веры к разуму. Новое время — от науки к идеологии. 1-й круг — мифолого-философский, когда разум был выше веры и чувств; 2-й — религиозно-философский, когда вера была выше разума и чувств; 3-й — научно-философский, когда чувства выше разума и веры. Это были круги разума, веры и чувства, и так как философия ближе к разуму, то именно 1-й круг собственно философский. Во 2-м — философия становится «служанкой богословия», в 3-м — теории познания. 2-й круг — философские вариации на темы веры, 3-й — на научные темы. Это уже несамостоятельное существование, и подлинная философия остается уделом и продуктом древних гре­ков, которым можно подражать, но до которых не подняться. Древнегреческий круг — «золотой век» философии и эталон ее развития самой философской нацией — древнегреческой.

Платон выразил рациональную ориентацию на мир, Кант — рациональную ориентацию на личность. Аристотель — неподвиж­ную сущность мира, Гегель — его развитие. Основная категория 1-го круга — идея, 2-го — Бог, 3-го — субъект. Античные скепти­ки нанесли удар первой-, атеисты Возрождения — второй, экзи­стенциалисты — последней.

А как быть с прогрессом? Новые моменты входят в каждый круг: вера — во 2-й, бессознательное — в 3-й. Это прогресс, толь­ко не в том безапелляционно упоительном смысле, в котором ожидали бессмертия или коммунизма. Гегель выразил представле­ние о прогрессе познания, отражающем основные этапы станов­ления мира. На самом деле идет накопление знаний как образов мира, но нет прогресса результатов. Каждая культура дает свою картину мира.

Говорят о прогрессе науки, но к искусству это понятие уже не подходит. Философия близка к науке преемственностью знаний, и в этой сфере прогресс есть. В смысле же содержательной силы и духовной энергии 1-й круг явно «прогрессивнее» последующих, а в пределах кругов имеются свои вершины — Платон, Аристотель, Кант, Гегель, после которых начинается спад.

Обеспечивая знания, энергия рассеивается. Процесс напоми­нает отпущенную пружину: чем больше места в пространстве она занимает, тем слабее ее внутренняя энергия. Потенциальная энергия превращается в кинетическую и уходит на преодоление со­противления среды. Чем больше энергия и меньше сопротивле­ние, тем выше результат. Л.Н.Гумилев ввел понятие «пассионарности» как внутричеловеческой энергии, движущей историче­ский процесс. Можно говорить о различных видах пассионарности, и в частности о духовной, движущей развитие культуры. Ду­ховная энергия превращается в знание. С ростом его постепенно убывает творческая мощь культуры. К концу этапа ее не хватает на создание универсальных систем, и разъедающий скептицизм уби­вает живое древо философии.

В качестве закономерности развития философии можно пред­ставить и постоянно движущийся между двумя пунктами маятник. 1-й круг прошел путь от мифологической веры к разуму, 2-й — от разума к религиозной вере; 3-й был возвращением от веры к ра­зуму и как бы «отрицанием отрицания» в соответствии с третьим законом диалектики. Труднее обнаружить здесь гегелевский син­тез. По-видимому, возможна гармония между разумом и верой. Маятник постоянно движется, и точка гармонии — точка неус­тойчивого равновесия, которую начинаешь ценить, пройдя мимо.

Исходя из такого представления, философия испытывала кри­зис, и круг кончался, потому что начинавшее превалировать от­рывалось от единства с другими сторонами и доходило до предела, нарушая гармонию. В 1-м круге гармонию нарушил разум, и фи­лософия погибла из-за скепсиса по отношению к нему; во 2-м — гармонию нарушила вера, и философия погибла из-за скепсиса по отношению к вере; в 3-м — гармонию нарушили чувства, и философия погибла из-за скепсиса по отношению к чувствам (кри­зис «чувственной» культуры). Во всех трех случаях было наруше­ние гармонии. Причина кризиса разума (как потом веры и чув­ства) — в его силе, нарушившей гармонию.

Кризис разума породил веру, кризис веры — чувство. К чему приведет кризис «чувственной» культуры? Ответить на это в пре­делах философии невозможно, потому что философия размыш­ляет, а не пророчествует. Может быть, приведет к гармонии разума, веры и чувства, которой никогда за последние 2500 лет не было; или к торжеству первоначальной, недифференцированной куль­туры (этого, по существу, хочет, призывая к возвращению к досократикам, Хайдеггер).

Философский круг начинается с творческого сомнения в пред­шествующем знании (в Древней Греции — мифологическом, в Новое время — метафизическом), затем создаются системы, ко­торые разрешают сомнения (Платона, модифицированного Ари­стотелем; Канта, модифицированного Гегелем), и в конце круга появляется скептицизм по отношению ко всему построенному (Секст Эмпирик по отношению к античной философии, филосо­фы Возрождения по отношению к религиозной философии и эк­зистенциалисты по отношению к научной философии). Знание возникает из сомнения и растворяется в нем.

Три части круга характеризуются следующим: сначала появля­ются желание и вера в возможность достижения истины; затем создаются системы, претендующие на это; наконец, преобладает сомнение в ее достижении. Проблема сдвигается в область морали (в поздней античности), теории познания (в конце Нового вре­мени), человеческого существования (в XX в.), но абсолютная истина признается недостижимой. Не то, что соответствующие системы не предлагаются, просто на них не обращают внимания, и они не пользуются престижем. Итак, мы имеем дело с тремя разновидностями деятельности в пределах круга: созданием мето­да, решением проблем с помощью этого метода, сомнением в возможностях с помощью данного метода найти абсолютную ис­тину.

И еще одна закономерность в пределах круга. Сначала интерес к человеку нарастает (Платон, Августин, Кант), затем он перехо­дит на универсум и создается духовный «дом» (Аристотель, Фома Аквинский, Гегель), а в конце концов универсальная система рассыпается и растет ощущение бездомности и одиночества.

Как создается философская система? Берутся кон­струкции, куда входит все предшествующее знание, и строится из них духовное здание, обладающее прочностью и красотой, не­обходимой, чтобы человеческому духу было в нем просторно и приятно. Решая злободневную проблему, философ использует до­стижения данного этапа и берет в качестве аналога систему раннего этапа, которая занимала то же место в своем круге, что его система сейчас. Так, можно сказать, что Кант синтезировал Де­карта и Платона, Гегель — Декарта, Канта и Аристотеля. Здесь хорошо видно значение преемственности в философии.

Третий член каждого круга достигает пика синтеза и создает наиболее совершенную систему — духовный «дом», в котором человеку удобно. Такими домами М. Бубер считал аристотелев­ский, томистский и гегелевский. Философский круг в целом — как бы духовный космос культуры.

Каждый великий синтез должен удовлетворять трем парамет­рам: особенностям данного круга (т. е. национальной психологии людей, развивающих философию в данном круге), своему месту в пределах круга и месту на общей шкале философии. Четыре вели­кие философские системы: Платона, Аристотеля, Канта и Геге­ля—и две великие религиозно-философские системы: Августина и Фомы Аквинского — различаются по двум признакам: 1) со­отношению идеи и чувственного мира (идеализм и реализм); 2) соотношению субъекта и объекта (субъективный и объектив­ный). Первый признак внутрикультурный, второй — межкультур­ный, следующий из того, что древнегреческая душа созерцатель­на и космична, а западная активна и индивидуалистична.

Основной вопрос философии — не только вопрос о соотноше­нии бытия и мышления, но и вопрос о соотнесении трех миров — природного, мира человека и мира идей. Великие системы разли­чаются тем, как соотносятся эти три мира и выделяются по ме­стонахождению идей и их вовлеченности в движение. У Платона идеи вне вещей, у Аристотеля — в действительности, у Канта — в голове человека, у Гегеля переходят в природу, затем в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи.

Все четыре системы идеалистические, потому что в каждой из них действуют идеи. У Платона — объективный идеализм, у Ари­стотеля — относительный идеализм, у Канта — субъективный иде­ализм, у Гегеля — абсолютный идеализм. Идеализм Аристотеля относительный (как относителен и его реализм), поскольку с объективным бытием он соотносит бога-перводвигателя. Идеализм Гегеля абсолютен, поскольку и в начале, и в конце бытия у него нет ничего, кроме Абсолютной Идеи. Идеализм Аристотеля и Ге­геля монистичен в отличие от идеалистического плюрализма Пла­тона и Канта.

Какие еще возможны варианты? Для материалиста существуют только два мира или даже один, если, как полагают так называе­мые вульгарные материалисты, мысль материальна. При этом не­возможно признание мира идей как существующего независимо от человека. Материализм получается путем отрицания важней­шей стороны философского треугольника — мира идей.

Таким образом, исходная великая философская система — Платона, а все другие — ее модификации: аристотелевская, в ко­торой «идеи» Платона помещены в чувственный мир; кантовская, в которой они помещены в человеческий мозг; и гегелевская, в которой Абсолютная Идея после последовательного превращения в природу и человека возвращается к себе самой.

Когда заканчивается круг философии, другие отрасли культу­ры — наука, религия, идеология — пытаются поглотить ее. Хрис­тианство обрушилось на греческую философию, наука подавила схоластику в конце Средних веков, в наше время процветает идео­логия. В начале круга идут просветители, в конце — скептики. Фи­лософия, теряя целостность и творческую мощь, используется в иной сфере. Появляются утверждения, что требуется не объяс­нять, а изменять мир. Однако попытки изменения идут за счет предыдущих философских достижений.

В конце каждого круга видим и благодарение жизни за все про­исходящее. Плод, падая, должен, по Марку Аврелию, благосло­вить дерево, которое его произвело, с благодарностью к ветке, которая его поддерживала. В XX в. о благодарности бытию и благо­говении перед жизнью писали Г. Марсель и А. Швейцер. Начина­ется с бытия и кончается бытием. Философия возникла как рацио­нальное вопрошание о бытии и человеке, и ныне Хайдеггер при­зывает обратиться к бытию, а экологическая ситуация сама воз­вращает к нему же.

В процессе движения философии меняются и жанры. Наиболее плодотворные результаты достигаются на стадии диалога, систе­матизируются они в жанре трактата, а распространяются в жан­ре проповеди. Широкое распространение ее свидетельствует о том, что круг философии подходит к концу. Так было во времена Мар­ка Аврелия и Ницше. Если диалог ближе к площадной риторике и имеет созидательное значение, трактат ближе к науке и имеет систематизирующее значение, то проповедь (как и любимые сто­иками и эпикурейцами письмо, дневник, поэма) насыщена внутренней исповедальностью и искренностью и имеет прежде всего нравственное значение. В ней меньше логики, больше сердца; мень­ше обоснованности, больше эмоций.

 

Контрольные вопросы

1. В чем основные различия идеализма и реализма?

2. В чем сходства и различия между тремя кругами в философии — античным, средневековым и новоевропейским?

3. Каковы закономерности развития в пределах каждого круга?

4. В чем сходства и различия между философией Сократа и Декарта?

5. В чем сходства и различия между философией Платона, Августина и Канта?

6. В чем сходства и различия между философией Аристотеля, Фомы Аквинского и Гегеля?

7. В чем сходство и различия античного скептицизма, скептицизма эпохи Возрождения и скептицизма философии XX в.?

8. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?

9. Каково соотношение разума и веры в развитии философии?

10. Каковы возможные альтернативы будущего развития философии?

 

Рекомендуемая литература

Вундт В. Введение в философию. — СПб., 1903.

Рассел Б. История западной философии. — М., 1959.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

ФейербахЛ. Гегелевская история философии // Собр. произв.: В 3 т. — М., 1974. - Т. 2.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. - М., 1993-1998. - Т. 2.

Ясперс К. Истоки истории и ее смысл. — М., 1992.

 

Глава 14.  МЕТОДЫ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

 

Философия имеет специфический предмет исследования, стало быть, она должна владеть собственными методами. О соответ­ствии в философии метода предмету впервые четко сказал Гегель, пропагандируя диалектику в противоположность метафи­зике. Последней со времен Аристотеля называют попытку от­крыть за текучей действительностью нечто устойчивое. Гегель именно действительность взял отправной точкой философство­вания и возвел в метод. Он был новатором использования диалектики как метода, пригодного для всех философских исследований.

Применяемый метод связан с основной содержательной уста­новкой. Если признавать идеи существующими автономно, к ним надо приходить с помощью диалога и созерцания (по Сократу и Платону). Если идеи пребывают в вещах, последние надо иссле­довать (Аристотель). Если идеи существуют в человеке — испыты­вать природу с их помощью (Кант). Если идеи переходят из одной формы в другую, нужен некий синтетический метод — диалек­тика, в который входят и диалог, и исследование, и испытание. В одном случае Дух спорит и созерцает; в другом — следует приро­де; в третьем — пытает ее, расчленяя; в четвертом — природа предстает как саморазвивающаяся идея.

 

Диалектический метод

Диалектический метод обычно противопоставляют формаль­но-логическому, господствующему в естественно-научном позна­нии. Можно сказать, что диалектический метод ближе к жизни, формально-логический — к ее познанию в мысли. При диалекти­ческом методе мышление остается на конкретном уровне, при формально-логическом от конкретного восходит к абстрактному.

Необходимо использовать оба метода. Диалектика при отрица­нии формальной логики превращается в иррациональную проти­воположность познанию, отрицание возможности мира и позна­ния его. Формальная логика в крайних вариантах предстает как тавтологическое умствование, имеющее мало общего с жизнью. Тут как бы два полюса мировоззрения и миропознания. Ценность диалектического метода в том, что он очищает метафизику от ненужных мудрствований и тупика, в который заходит мысль. Но и сама диалектика не способна найти выход из противоречий, кото­рыми занимается, без привлечения аппарата формальной логики.

Диалектический метод может дополнять конкретно-научные. По существу, он не опровергает и не отрицает научные методы в силу своей всеобщности (любые научные данные подводимы под диалектику), но указывает на принципиальную неполноту науч­ного познания и способен помочь в выработке основополагаю­щих предпосылок научного познания.

Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их разви­тии. Поэтому диалектический метод противостоит любой за­мкнутой системе взглядов. Диалектический взгляд должен отри­цать и неподвижность платоновского царства идей, и гегелевскую Абсолютную Идею. Противоречие между методом и системой на­личествует у всех диалектиков — создателей систем.

Приблизившись к требованиям разума, став системой, диалек­тика удаляется от реальности. С помощью системы можно предсказать какое-то количество явлений, но чем оно больше, тем менее точно отражены отдельные индивидуальные события. По­пытки найти субстанцию, «вечные законы» (в том числе диалек­тики) есть, по существу, формально-логическое стремление ра­зума к устойчивости. Во всем, что есть определенного в филосо­фии, налицо формально-логическое построение.

Диалектический метод хорош для опровержения противников, так как каждому положительному взгляду на вещи он противопо­лагает его отрицание. Поэтому диалектический метод широко распространен в качестве метода спора. Его отрицательное значе­ние, пожалуй, не меньше значения скептицизма; положительное значение заключается в ориентации на скрытые потенции бытия.

Диалектику как метод можно интерпретировать различным образом: или как учение о внешней борьбе, которая достигает своего крайнего обострения и революционного разрешения, или как учение о внутренней борьбе, которую человек ведет с самим собой. Другими словами, диалектика как метод представляет ши­рокие возможности для использования.

Диалектика претендует на гносеологический синтез конкрет­ного и всеобщего. От индивидуального через изучение связи меж­ду индивидуальным и закономерным к закономерному и от него опять к индивидуальному — таков метод исследования, отвечаю­щий диалектике. Философ может начать с понятных всем обыч­ных вещей, затем перейти к понятийному анализу, уйти в методологию науки и снова вернуться к действительности, давая ори­ентиры на будущее.

 

Прагматический метод

Среди методов, отражающих специфические черты предмета философии, одно, из важных мест занимает прагматический (от греческого «прагма» — действие, практика). Он исходит из того, что синтез познания и преобразования составляет характерную черту философствования. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Данное стремление философии поставлено на передний план прагматизмом.

Прагматизм и есть, по утверждению Джемса, не что иное, как метод. «Прагматический метод... пытается истолковать каждое мне­ние, указывая на его практические следствия... если мы не в со­стоянии найти никакой практической разницы, то оба противо­положных мнения означают, по существу, одно и то же». Все выводы проверяются экстраполяцией их на человека.

Структурализм, системный подход, функциональный анализ, прагматизм, диалектика представляют собой методы исследова­ния, которые при их возникновении в какой-то степени имма­нентны предмету. Затем метод, достигший успеха в сфере его фор­мирования, начинает проникать в смежные области, действуя в них в качестве инструмента. В методологии тоже есть преемствен­ность, сдвиги методов аналогичны сдвигам проблем, и здесь ог­ромное поле деятельности для методологов.

 

Метод и принцип

По существу, основные методы философствования — скорее принципы, которые открывают в мире и мышлении и затем ре­комендуют применять везде. Результаты познания сами в какой-то мере определяются исходными принципами. У каждой стройной философской системы свой принцип: у Гегеля — Абсолютная Идея, у Ницше — воля к власти и т.д. О роли принципа в философии В.С.Соловьев сказал так: «Когда в умственном развитии должен проявляться какой-нибудь принцип, то для того, чтобы он всеце­ло был выражен и вполне развит, необходимо, чтобы носители этого принципа признавали его абсолютным и, следовательно, безусловно отрицали значение всякого другого принципа».

Значение имеют также личность философа и внешние условия его работы. Подчеркнем еще раз, что главное в философии не набор знаний, а способность думать. Философия имеет свои мето­ды: сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как ме­тод мышления; совокупность рациональных правил — универсаль­ный циркуль, которым измеряется бытие, и т.д. Использование этих методов необходимо, но недостаточно.

Здесь подходит аналогия с языком. Существуют фонетика, грам­матика, лексика, которые можно знать, но не уметь говорить на данном языке. Точно так же можно выучить философию, но не уметь думать. Навык и тренировка требуются как для овладения умением говорить, так и для овладения умением мыслить. Это второй уровень овладения дисциплиной. Наконец, наивысший, третий, уровень — творческий, когда удается сказать новое слово в буквальном и переносном смысле. Итак, три уровня: знание, умение, творчество.

Умение мыслить связано с критической оценкой происходя­щего, поскольку всякая самостоятельная мысль находится в про­тиворечии с существующими стереотипами; с целостностью от­ношения к миру, поскольку одна мысль неизбежно тянет за со­бой другую. Человек или умеет говорить на другом языке обо всем, или не знает языка вовсе. Так же он либо имеет целостный взгляд на мир, либо не дорос до философии.

 

Специальные философские дисциплины

В предыдущих главах мы рассматривали преимущественно «ствол» философии. Теперь обрисуем контуры всего древа как та­кового. Такой логикой ознакомления с материалом определяется то, что главы, раскрывающие основное содержание философии, идут после историко-философского рассмотрения систематиче­ской философии.

Во многих науках есть общая и специальные части. В филосо­фии есть систематическая философия и такие дисциплины, как этика — искусство жить, логика — умение мыслить, онтология — учение о бытии, гносеология — теория познания, эстетика — уче­ние о прекрасном, теология — учение о Боге. Систематическая философия имеет дело с единством истины, добра и красоты, а отдельные философские дисциплины — с истиной (теория по­знания), добром (этика), красотой (эстетика).

Если систематическая философия — учение об идеях как тако­вых, то этика — учение о нравственных идеях, эстетика — учение об идее прекрасного, гносеология — учение об идее истины.

На различные разделы философии по-разному распределена нагруз­ка основных ее функций: мировоззренческой, познавательной, систематической, критической.

 

В недрах философии зародилась логика с аристотелевскими за­конами тождества (А = А), непротиворечия (А не=  не-А) и исключе­ния третьего (возможно А или не-А, третьего не дано), которую затем дополняли Лейбниц и Гегель.

Особенно важны взаимодействия философии с этикой. С поис­ков нравственных ценностей, общих для всех людей, началась философия Сократа. Понятие всеобщего блага было стимулом для создания мира идей Платона. С Аристотеля этика начала расхо­диться с философией, хотя Аристотель написал первый учебник «Этики», что, впрочем, и свидетельствовало о ее обособлении. Никогда больше этика не служила основанием для философских систем. Кантовский категорический императив есть только кон­статация «золотого правила» этики. Для Гегеля проблемы нрав­ственного не являются первичными.

Этика имеет самостоятельный смысл как дисциплина об об­щечеловеческих ценностях. Там, где она подчиняется классовым, национальным и каким-либо другим интересам, исчезает ее самоценность. Как только историческая целесообразность (по Геге­лю и Марксу) ставится выше абсолютов, так этика теряет свое значение. Общечеловеческий (у Сократа) и даже метафизический (у Платона) смысл моральных принципов — условие развития этики. К закономерностям этики относится так называемое «зо­лотое правило», идущее от античной философии через христиан­ское «возлюби ближнего своего, как самого себя» к кантовскому категорическому императиву.

Развитие отдельных философских дисциплин определялось гос­подствовавшими в обществе культурными доминантами, которые представляли собой последовательность: мифология — религия — наука.

В более полной схеме (см. «дерево философии») можно выделить внутреннее ядро философии, или систематическую философию, сферу фи­лософских дисциплин и сферу человеческой деятельности и от­раслей культуры.

 

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся предмет и метод исследования?

2. В чем суть диалектического метода?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.