Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обязательная 15 страница



9. Что писали о взаимодействии человека с природой философы древ­ности, Средних веков, Нового времени?

10. Каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений че­ловека и природы?

 

Рекомендуемая литература

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сост. Л. И. Ва­силенко, В.Е.Ермолаева. — М., 1990.

Горелов А. А. Социальная экология. — М., 1998.

Методологические аспекты исследования биосферы / Под ред. И. Б. Но-вак. - М., 1975.

Новая технократическая волна на Западе / Сост. П. С. Гуревич. — М., 1986.

Печчеи А. Человеческие качества. — М., 1975.

Реймерс А. Ф. Экология. — М., 1992.

Тоффлер А. Футурошок. — СПб., 1997.

 

Глава 18. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

В рамках данного пособия прослежено развитие основных фи­лософских систем и философии как общей дисциплины. Показана специфика философии как отрасли культуры в отличие ее от на­уки, искусства, религии и идеологии.

За пределами осталось изложение отдельных философских дис­циплин — логики, теории познания, этики, эстетики, филосо­фии истории и культуры, философской антропологии, социаль­ной философии и т.д. В задачу автора входило дать представление о системах в философии и о философии как системе. В заключительной главе речь пойдет об общем значении философии.

 

Философия и истина

Развитие философии вдохновляла вера в то, что истиной выс­шего порядка целостности является истина философская и, стало быть, философия есть наиболее адекватный способ постижения истины, орган выражения ее и путь к ней.

Философия, по Аристотелю, есть знание об истине вечной. Суть философии, по мнению Гуссерля, в возникновении нового вопроса об истине — не о повседневной истине, связанной с локаль­ной традицией, а об истине общезначимой, об истине в себе. Это истина, которой подчиняют жизнь, которой жертвуют всем. Ключ к пониманию философской системы дает определение истины в ней, и философия начинается, по Гуссерлю, там, где возникает вопрос об истине-идеале.

На вопрос, что дала ему философия, Антисфен отвечал: «Уме­ние беседовать с самим собой». Диоген Синопский на тот же воп­рос ответил так: «По крайней мере, готовность ко всякому пово­роту судьбы». На вопрос: «Чем философы превосходят остальных людей?» — Аристипп отвечал: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему».

Даже и не зная, получат ли они правильные ответы на свои вопросы, люди хотят выработать свое отношение к жизни, кото­рое удовлетворяет требованиям их разума и потребностям души. Это и есть главная цель философии. О ком-то говорят: это его философия, подразумевая, что у него такие взгляды на жизнь. Но серьезно признать, что человек имеет определенную философию, можно лишь в том случае, если он знает историю философии, ее современные достижения и если его поступки не расходятся с его убеждениями. «Продолжительность жизни человека ничтожна, его существо непрерывно изменяется, его ощущения смутны. Его тело, составленное из разных элементов, само собою стремится к тле­нию; его душа — вихрь; его участь — неразрешимая загадка; сла­ва — неизвестная величина. Словом, все, что касается тела, есть река текущая; все, что касается души, — сновидение и дым; жизнь есть бой, пребывание в чужой стране; посмертная слава — забве­ние. Что же может служить нам путеводителем? Одно, только одно философия. А философия имеет целью то, чтобы пребывающий в нас гений оставался чист от всякого осквернения, был сильнее удовольствий или страданий».

В Новое время значение философии стали видеть в методе. «Фи­лософия дает средство говорить правдоподобно обо всем и вызы­вать восхищение у менее сведущих». Философия также совокуп­ность мнений. «Нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из фи­лософов».

Урок подлинной философии — в убеждении: ни у кого нет монополии на истину, но каждому обеспечена свобода ее поиска.

Философия — это рациональный поиск способа жизни и ориен­тации в мире.

По Гегелю, философия «образует центр всей духовной культу­ры, всех наук и всякой истины».

 

Философия и философии

В основе человеческой деятельности лежат определенные фи­лософские взгляды, которыми сознательно или неосознанно, сво­бодно или под давлением внешних обстоятельств руководствуется человек. На протяжении 2500 лет философия была духовным ор­ганом человечества. Все феномены культуры, будь то теория отно­сительности или романы Достоевского, имеют глубокие философские корни. За логическими и психологическими причина­ми лежат причины духовные, которые можно назвать философ­скими, поскольку философия выявляет их. Методология философии как раз и состоит в том, чтобы за физическими причинами открывать духовные.

С какого бы вопроса мы ни начинали, задавая в ответ на него более глубокий, неизбежно придем к проблеме: что есть бытие, каково назначение человека и т. п. Философия определяет духов­ное состояние общества, даже если мы это не осознаем. Общество вырастает из духовных плодов национального характера. Какова нация, таковы ее философия и жизнь. Состояние философии оп­ределяет не только нравственный потенциал общества, но его экономические и политические характеристики. Мы живем в та­ком состоянии и в таком обществе, потому что у нас такая философия. Кризис философии порождает экономико-политический кризис общества и человека.

В свою очередь, личность — отправная точка философствова­ния. То произведение может иметь культурное значение, в кото­ром удалось высказать индивидуальность — ум, волю, темпера­мент — и сформулировать собственные цели. «Ведь та философия, которая так важна в каждом из нас, не есть нечто технически определенное, специальное. Она — наше более или менее смут­ное чувство того, что представляет собой жизнь в своей глубине и значении. Эта философия только отчасти заимствована из книг. Она — наш индивидуальный способ воспринимать и чувствовать биение пульса космической жизни».

Философ идет от своей личности и приходит к представлению о мире как целом. «Философию часто определяли как исследова­ние или как прозрение единства мира». Мир, философскую картину которого рисуют, — индивидуальный мир. Все, что находит­ся за пределами интереса данной личности, не входит в представ­ление мира как универсума. Каждое Я (под Я понимается целост­ное ощущение личного существования) творит свой универсум. Цель философствования — определение места Я в окружающем мире, а это требует рассмотрения мира как целого, включая гра­ницу между бытием и небытием, ответа на самые трудные вопро­сы, которые ставит перед собой человек, и прежде всего на воп­рос о смысле жизни.

Всякая великая философия, по словам Ницше, «как целое все­гда говорит лишь одно: вот картина всей жизни, и из нее научись понимать смысл твоей жизни. И наоборот: читай лишь свою жизнь и из нее понимай иероглифы жизни в целом». Второй путь пред­почтительнее, потому что как можно узнать картину жизни, не зная себя. Здесь новое звучание приобретает лозунг древних «По­знай самого себя».

Но все ли, что называют философией, относится к истинной философии, истинной не как дающей объективную абсолютную истину, хотя истинная философия к этому стремится, а, скорее, в смысле понимания истины Гегелем — как соответствующей идее? Для того чтобы разобраться в данном вопросе, надо классифици­ровать все то, что называет себя философией. Истинную философию следует отличать от недофилософии — направлений, которые представляют собой нефилософский тип мышления либо ставят разум на роль слуги опыта; антифилософии — направлений, кото­рые агрессивно настроены против философии и культуры вооб­ще, вплоть до полного отрицания возможности постижения ис­тины разумом, и которые ставят разум на положение слуги теле­сной деятельности человека; лжефилософии — направлений, ко­торые сознательно выдают за философию идеологические систе­мы; и, наконец, псевдофилософии — всего того, что качественно не дотягивает до истинной философии. Сложность классифици­рования заключается в том, что системы могут одновременно попадать в разные разделы, и многие из тех, кто называют себя философами и кого называют так, — философы на три четверти, наполовину, треть и т.д.

Трагедия философии в том, что к ней стремятся и в ней мечта­ют проявить себя люди, не обладающие соответствующей подго­товкой и даже просто склонностью и вкусом к философским раз­мышлениям. Им нужна философия для оправдания амбиций, или из тщеславия, или родом занятий они приводятся к философии, но по недостатку времени, желания или способностей не могут разобраться в ней. Забывают, что философией нельзя заниматься походя, а надо отдать ей себя целиком.

Проясняя желания, философия способствует индивидуальной духовной свободе. Став духовно свободной, личность получает возможность осознать и создать себя как вечное Я. Когда не было свободы, философия давала ее; когда свобода была, давала муд­рость. Она давала то, в чем в данный момент нуждались люди, и чем на более высоком духовном уровне находился человек — тем больше. Философия делает человека свободным, потому что осво­бождает его дух от засилья обыденности и предрассудков века, а только в духе человек и может быть по-настоящему свободен.

Философия учит думать о смысле существования и целостного бытия. Она утверждает ценность не обладания, а вопрошания, которое есть постоянный духовный поиск на пути к горизонту.

 

Философия и жизнь

Несмотря на, казалось бы, отвлеченный характер, философия ближе других отраслей культуры к жизни, поскольку дает ответ на вопрос, как жить. Искусство порой погружается в грезы. Наука отгораживается от жизни решеткой формул. Ученый, решающий какой-либо частный вопрос и понимающий относительность до­бываемой им истины, в лучшем случае помощник искателя истины абсолютной. Философ отвечает на важнейшие вопросы жизни теперь и здесь.

Когда определяют философию как дисциплину, помогающую людям жить, возникает возражение: все, что может сказать об этом философия, известно. Но философия позволяет четко пред­ставить по-новому в данной ситуации сгруппированный материал. Главное, не узнать, как себя вести, и не заучить наизусть, а осо­знать это в такой степени, чтобы информация нашла отклик в душе и через это воплотилась в реальность.

Любой житейский вопрос может быть последовательно поднят до философского уровня. Когда спрашивают, где же здесь фило­софия, — это значит, что ум скользит по поверхности вещей, потеряна способность удивляться причудливости и непостижимо­сти бытия; значит так погрязнуть в колее общепринятого стерео­типа, что трудно из нее выбраться.

Рационалисты говорят о лучшем в разуме — способности к критике и достижению взаимопонимания; иррационалисты ука­зывают на худшее в нем — способности к рациональному самооп­равданию с целью заглушения голоса совести. Человек может быть хорош или плох, развивая какую-либо одну свою сторону — ра­зум или чувства в отдельности. Но идеал человека — целостная гармонически развитая личность. Для его осуществления необхо­дим синтез идеи о великом назначении разума, известной еще со времен стоиков и получившей полное развитие в эпоху Просве­щения (но понимая разум не как безликий, а как индивидуальный и имея в виду не разум как сознательное начало, а как един­ство сознания и индивидуального бессознательного в человеке — здесь уместно использовать достижения индийской мысли и евро­пейской постклассической, включая психоанализ); идеи о важ­ности индивидуальности, известной также давно и вновь во весь рост поставленной экзистенциализмом (модифицировав ее, что­бы экзистенция понималась преимущественно в духовном пла­не); и, наконец, идеи целостной личности (в том смысле, что целостность образуется вокруг душевно-духовного ядра человека). Продвигаясь по этому пути, философия выполняет гуманисти­ческую функцию, помогая людям обрести человеческое достоинство, растоптанное в век тоталитаризма и фетишизма.

В теоретическом плане философия обеспечивает целостное пред­ставление о мире и человеке, в практическом — умение мыслить. Первое вместе со вторым формирует мировоззрение. Философия показывает величие мысли и учит вопрошать об основных про­блемах бытия и человеческого существования.

Сова Минервы — символ философии — становится наиболее активной в полночь. Это значит, что философия нужна в самые трудные периоды жизни общества. Тогда ей тяжелей всего и при­ходится.

В современном мире философии явно недостает престижно­сти, чтобы ее изучение изменило поведение большинства людей. «Но в род богов не позволено войти никому, кто не был филосо­фом и не очистился до конца».

 

Философия как учение о целостной личности

Философа характеризует любовь к мудрости и то, что в самых разнообразных жизненных ситуациях он остается верен убежде­ниям. Так вели себя философы Древней Греции — родины фило­софии. Более свежее определение философии гласит, что это на­ука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Здесь схвачена фундаментальная черта философии — стремление к целостному познанию бытия, хотя многие филосо­фы и не думали открывать всеобщие законы или вообще считали, что их нет.

Познание для философии не самоцель, а средство достижения цели. Какова она? «Сделать меня равным Богу — вот что обещала мне философия», — писал Сенека. Философия делает человека всемогущим и знающим, как поступать. «Стань рабом филосо­фии, чтобы обрести подлинную свободу», — советовал Эпикур. Может, и не стоит в угоду красивости фразы противопоставлять рабство и свободу. Но Эпикур справедливо отметил, что философия освобождает от догматов и предрассудков века. Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизирована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти ее можно только на основе философии.

Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведе­ния. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — ее смыслом. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин Приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границы бытия. 

Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостности, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль подспудно живет во всех философских сочинениях. Как философ помогает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумавшись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места). Они должны ве­рить в свои идеи и бороться за их осуществление. Лосев в преди­словии к собранию сочинений Платона пишет, что Платон при­влекает людей на протяжении 2500 лет, скорее, не своей концеп­цией мира идей, а идейностью в истинном смысле слова. Можно говорить об идеях ради материальных благ, с холодной душой. Сократ и Платон защищали свои идеи со страстностью и отдава­ли за них свою жизнь. Страстность чувствуется в каждом их слове, и ее ценят даже скептики.

 Философия выполняет помимо познавательной, мировоззрен­ческой, критической также интеграционную функцию. По отно­шению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отно­шению к обществу и природе — в создании социальной и космической гармонии.

 

Будущее философии

Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратить­ся по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою глав­ную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут филосо­фами, а философствование — обычным делом каждого. Филосо­фия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-видимому, должна становиться все более личностной, в идеале — занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

 

Контрольные вопросы

1. Что дает философия для познания истины?

2. Что такое философская истина?

3. Что отвечали на вопрос о значении для них философии античные философы?

4. Каково соотношение между философией и метафизикой?

5. Что дает философия для определения смысла жизни?

6. В чем мировоззренческое значение философии?

7. В чем специфика отношения к философии современного человека?

8. В чем различие между философией и тем, что выдает себя за фило­софию?

9. Каково значение философии для становления целостной гармони­чески развитой личности?

10.В чем проблема будущего философии?

 

Рекомендуемая литература

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи­лософов. — М., 1986.

Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М., 1989.

Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века / Сост. Р. А. Гальцева. — М., 1991.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделаем четыре основных вывода.

1. Философия возникла примерно 2500 лет тому назад в Древ­ней Греции. Отраслью культуры, которая предшествовала ей и на основе которой она возникла, была мифология. Философия взяла у нее свое содержание, т.е. вопросы: каково происхождение и уст­ройство мира? Что такое человек и в чем смысл его жизни? Что такое истина, добро, красота? И другие. Философия взяла самое важное и от других отраслей культуры, предшествовавших ей. Как геометрия на аксиомах, философия зиждется на интуиции, имев­шей первостепенное значение для мистики. От искусства филосо­фия почерпнула жанр, стиль, воображение и способы передачи чувств. В результате синтеза достижений предыдущих отраслей куль­туры возникло новое качество — первая в истории рациональная отрасль культуры. В дальнейшем философия вбирала в себя и то, что было характерно для возникших после нее отраслей культу­ры, в становлении которых она сама играла важную роль: веру — основополагающую черту религии; проверку, лежащую в основа­нии науки; социальный интерес, на котором зиждется идеология.

2. В развитии философии можно выделить три этапа. Первый — античный — этап можно назвать мифологическим, и на нем фи­лософия возникает из мифологии в стране с самой развитой ми­фологической системой — Древней Греции. Второй — средневе­ковый — этап можно назвать религиозным, поскольку в его пре­делах философия занимается в основном обоснованием религиоз­ных истин. Третий этап, начавшийся в Новое время, можно на­звать научным в том смысле, что главной задачей философии ста­новится помощь науке, ставшей лидирующей отраслью культуры. Каждый из этапов делится на три части: становление, создание философских систем, скептицизм по отношению к достигнутым результатам.

Результаты философской деятельности можно разделить на системы, направления, учения, идеи. Философской системой можно назвать такую концепцию, которая строится на основе синтеза всего предшествующего материала и отвечает на все ос­новные философские вопросы. В истории философии можно вы­делить четыре основные системы: объективный идеализм Плато­на, объективный реализм Аристотеля, субъективный идеализм Канта и субъективный реализм Гегеля. Каждая из них строилась на основе синтеза и модификации предыдущих, так что вместе они представляют собой развивающееся диалектическое целое.

4. Первоначальной формой изложения результатов философ­ского исследования был диалог, воспроизводивший допечатные способы развития философии и достигший расцвета в творчестве Платона. Затем была создана наиболее популярная в философии форма трактата, вершиной которой стали произведения Аристо­теля. У практичных римлян в эпоху империи, когда заниматься философией было не столь престижно, да и небезопасно, достиг­ли расцвета такие формы, как письмо и дневник. В Средние века, особенно в арабском мире, были популярны произведения в виде комментария, а также проповедей. В Новое время, когда филосо­фия широко преподавалась в университетах, стала обычной пуб­ликация курсов лекций, а с появлением научных журналов — публикация статей. В современных условиях используются самые разнообразные формы философских жанров, включая моногра­фии — большие по объему исследования, написанные одним че­ловеком (современный вариант философского трактата), и учеб­ные пособия, одно из которых в ваших руках.


ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975—1977. — Т. 1.

Дао дэ цзин. Лунь юй. Мо-цзы // Древнекитайская философия: В 2 т. — М., 1972.-Т. 1.

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Кант И. Пролегомены // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1965. - Т. 4. - Ч. 1.

Платон. Апология Сократа. Критон. Горгий. Пир. Федр. Федон // Соч.: В 3 т. / Под ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.АТахо-Годи. — М., 1968 — 1972. —Т. 1, 2.

Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений // Соч.: В 2 т. — М., 1976. - Т. 2.

Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977.

Сократ. Аристипп. Диоген. Эпикур. Демокрит. Пиррон // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.

Упанишады // Древнеиндийская философия / Сост. В. В. Бродов. — М., 1972.

Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Гераклит. Парменид. Зенон. Эмпедокл. Анаксагор // Фрагменты ранних греческих философов / Сост. А. В. Лебедев. - М., 1989.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Письмо о гуманизме // Пробле­ма человека в западной философии / Сост. П.С.Гуревич. — М., 1988.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.