Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обязательная 11 страница



 

Эволюция русской идеи

В историческом плане впервые о русской идее мы можем гово­рить в связи с созданием монахом Филофеем в XVI в. концепции Москвы как «третьего Рима». Она идеологически помогла становлению великого государства Российского, но суть ее была бы не­правильно понята, если бы свелась только к созданию русской империи. Последнее было средством, целью же — сообщение все­му человечеству света православного христианства в его русском понимании. «Восстановить на земле этот верный образ божествен­ной Троицы — вот в чем русская идея».

Идея «третьего Рима» выражала вселенский характер русского православия. Отметим три основные черты концепции Филофея, который, кстати сказать, отнюдь не первый ее сформулировал — первенство здесь не за Россией: несокрушимая вера в истинность христианской религии именно в ее православном варианте; стрем­ление сообщить свет этой веры всему миру; и, наконец, мессиан­ское убеждение, что России это удастся.

Первую трещину в русское православие внес церковный рас­кол XVII в., а ощутимый удар ему нанес Петр I не столько ори­ентацией своей политики на Запад, сколько тем унижением, ко­торому подверглось национальное в угоду западному. Церковный раскол, ослабивший духовную мощь церкви, очень помог Петру. Проникновение западного просвещения существенно ослабляло русское православие, и в начале XIX в. произошел светский рас­кол общества на западников и славянофилов.

Звонком, возвестившим о раздвоении интеллигентского созна­ния, послужило философическое письмо П.Я.Чаадаева (1794 — 1856). С этого момента через весь XIX век проходит истощающая духовные силы русского общества борьба, аналог которой мы вряд ли отыщем в мировой истории, потому что в ней отразилась та же специфика русской души — вера в особое предназначение России и стремление обеспечить счастье для всех (то, что Ф.М.Достоев­ский назвал «всемирной отзывчивостью»), пусть даже в ущерб своей нации и крайним напряжением сил.

Поляризация общественного сознания и общественных сил продолжалась до конца XIX в. Нарождавшийся капитализм созда­вал экономическую основу для крушения русской идеи. Она, однако, оказалась настолько живучей, что смогла победить, вопре­ки историческому материализму Маркса и Энгельса, экономи­ческий базис общества ценой модификации в мессианский боль­шевизм.

Размышляя над исходом противостояния западников и славя­нофилов, нельзя не отдать должного третьей силе, которая на время смела их с исторической арены, — русскому коммунизму. Одна из причин, почему это удалось, заключается в том, что большевики соединили в теории демократическую идею всеоб­щей свободы со славянофильской идеей предназначенности Рос­сии дать миру истину и счастье. Ни то ни другое большевики не смогли осуществить, но они сами вдохновились этой идеей и вдохновили других. B.C. Соловьев писал, что «русская идея, мы знаем это, не может быть ничем иным, как некоторым опреде­ленным аспектом идеи христианской». Теперь мы знаем, что рус­ская идея может быть атеистической идеей построения рая на Земле без Бога. Основа русской идеи не в конкретно-конфессио­нальном содержании, а в ее соответствии особенностям русско­го национального характера — вере в возможность обеспечения всеобщего счастья (в этом проявляется «всемирная отзывчивость» русской души); убежденности, что принесет его всему миру Россия (мессианизм) в кратчайший срок (максимализм) и готовно­сти к неимоверным усилиям для достижения этого (самопожер­твование).

В настоящее время споры о русской идее стали очень актуаль­ны, и представители всех политических сил или объявляют рус­скую идею мифом, или наделяют ее различными чертами, соот­ветствующими собственным идеологическим позициям. Вместо одной, объединяющей всю нацию идеи опять видим две противо­положности, только западники называются теперь демократами, а славянофилы — патриотами. Способна ли какая-либо из этих двух сил дать новый вариант русской идеи, объединяющей всю нацию? Русский философ Н.А. Бердяев писал, что «русское со­знание не может быть ни славянофильским, ни западническим».

В основе своей русская идея восходит к христианству, заим­ствованному из Византии. Вторая модификация русской идеи — русский коммунизм — результат переработки возникшего на За­паде марксизма. В русской идее нет ничего имперского, как, ска­жем, в древнеримской, поскольку цель здесь — не завоевать мир материально, а осчастливить его духовно.

 

И. В. Киреевский

Из значительного количества русских философов XIX—XX вв. выделим трех, которые сыграли, пожалуй, главную роль в разви­тии оригинальной русской философии. Первый из них — Иван Васильевич Киреевский (1806—1856) поставил вопрос о том, ка­кой должна быть оригинальная русская философия. Киреевский подверг критике современную ему западную философию за ее чрезмерный рационализм и призвал к развитию синтетической фило­софии, которая включала бы в себя гармоничное сочетание разу­ма и чувств человека, разных типов культуры. Главная заслуга Киреевского в том, что он осознал, чем может и должна быть русская философия — синтезом западной и восточной филосо­фии и синтезом различных отраслей культуры — философии, ре­лигии, искусства. Киреевский не выполнил этой задачи в полном объеме, но четко сформулировал ее в статье «О необходимости и возможности новых начал для философии». Статья была задумана Киреевским как введение к большой работе, но скоропостижная смерть помешала ее написанию. Н. О. Лосский отмечал, что Кире­евский многое сказал о методе достижения истины. Он оставил идеи, которые потом нашли продолжение в трудах русских фило­софов XIX — начала XX в. и еще ждут своего дальнейшего разви­тия.

Киреевский считал, что главное в человеке — «сердце», чув­ство. Особо он ценил чувство печали, которое, как он полагал, создает возможность проникновения в сущность жизни. Киреевский верил, что, овладев всеми сторонами европейского просве­щения, Россия станет духовным вождем Европы.

Критикуя противопоставление в европейской философии Но­вого времени разума и чувственного опыта, Киреевский не при­нимал решения, предлагаемого системой Канта. По Киреевско­му, существование не должно выводиться из мышления, как сде­лал Декарт, поскольку имеется внутреннее непосредственное со­знание собственного бытия как «живая истина» (впоследствии С. Л. Франк писал о «живом знании»). Киреевский писал о «веру­ющем разуме» и о философствовании, которое должно опираться на сочинения отцов церкви.

 Противопоставляя духовное физическому, Киреевский отме­чал: «В физическом мире каждое существо живет и поддерживает­ся только разрушением других; в духовном мире созидание каж­дой личности создает всех и жизнию всех дышит каждая». Поло­жение о необходимости «духовного общения каждого христиани­на с полнотой всей Церкви» получило развитие в учении А. С. Хо­мякова о соборности. Киреевский понимал цельность общества как соборность и общинность, сочетающую личную самостоятель­ность с общим порядком. Истина доступна только цельному чело­веку, утверждал Киреевский. «Тот факт, — писал Лосский, — что различные части программы Киреевского осуществлены многими русскими философами, которые часто даже не были знакомы с его работами, говорит о существовании удивительного сверхэм­пирического единства нации и о том, что Киреевский был выра­зителем сокровенной сущности русского духа».

 

В. С. Соловьев

 По пути, намеченному Киреевским, пошел самый крупный русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900), сын известного историка С. М. Соловьева. Он также считал, что истина достижима только посредством соединения всех способ­ностей человека, всей полноты его разума и опыта, включая сюда и чувственный, и нравственный, и религиозный, и эстетический опыт. Соловьев полагал, что любая вещь познается в ее отноше­нии к целому. Это целое не множественность вещей, а всеедин­ство. Эмпирически человек способен познать лишь частную и множественную действительность.

Полное определение истины, по Соловьеву, содержится в трех словах: сущее, единое, все. Данные опыта и мышления соединя­ет, по Соловьеву, религиозный принцип. Внешнее (эмпирическое и рациональное) познание должно дополняться познанием внут­ренним, мистическим и абсолютным, в котором содержится объек­тивная реальность. Этот третий вид познания Соловьев называл верой, понимая под ней не субъективное убеждение, а интуи­цию, т.е. непосредственное созерцание сущности. Это истинное знание как соединение эмпирического, рационального и мисти­ческого познания будет также соединением полноты содержания духовных созерцаний Востока с логическим совершенством за­падной формы. Таким образом, данный гносеологический синтез предстает как синтез достижений двух типов общества, осуществ­ляемый русской философией как занимающей промежуточное положение между Западом и Востоком. Такой же синтез западной и восточной мысли на основе синтеза достижений мировых рели­гий пытался осуществить Л. Н. Толстой.

Абсолютная истина мыслилась Соловьевым как синтез науки, философии и религии. Истиной как всеединством предстает Бог, воплощающий в себе и божественное, и человеческое начала. Бог соединяется с разумной душой человека и его материальным те­лом.

Человек как индивидум, содержащий в себе абсолютное нача­ло, не хочет и не может удовлетвориться никаким условным со­держанием, а убежден, что может достичь полноты бытия. Однако обретается эта полнота только посредством полного взаимопро­никновения всех живых существ, объединенных любовью друг к другу и к Богу. В этом объединении «смысл любви», как называет­ся одна из работ Соловьева. Таким образом, мир есть абсолютное становящееся, тогда как Бог есть абсолютное сущее. Человек мо­жет совершенствовать процесс воссоединения всех существ с Бо­гом, принося себя в жертву ради любви к Богу и единому миру. Эволюцию природы и человека Соловьев трактовал как стремле­ние к всеединству. Царство минеральное, растительное, живот­ное в царстве человеческом возвышается до идеи безусловного совершенства.

Здесь уже основы модной ныне концепции ноосферы. При этом каждая последующая эволюционная ступень своей материальной основой имеет предыдущую ступень, а содержание свое получает от Бога. Эволюция, по Соловьеву, не только эволюция матери­ального, но и эволюция ценности и сущности. Можно сказать, что Соловьев создал сверхнатуралистическую теорию эволюции как практический синтез науки, философии и религии.

Соловьеву был присущ славянский мессионизм, основанный на признании им у русского народа прирожденной способности к самоотречению, свободе от ограниченности и односторонности.

Идеальное было для Соловьева конкретным бытием, к осуще­ствлению которого человек должен стремиться, а не абстрактной идеей. В этом стремлении человек обретает дар бессмертной жизни, распространяющейся на всю природу, находящуюся ныне в состоянии смерти и разрушения. Природа, по Соловьеву, живое тело человека, и она покоряется совершенному человеку. Представлением о Боге как всеединстве Соловьев делал шаг от христи­анской философии к пантеизму.

 

Н. А. Бердяев

Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — еще один представитель русской религиозной философии, который жил, однако, уже в других исторических условиях. Поэтому религиоз­ные мотивы в его творчестве тесно соприкасались с социальны­ми, так что последние часто выходили на первый план. Этот со­циальный контекст состоял из трех русских революций (1905 — 1907 гг., февральской и октябрьской 1917 г.), Первой мировой войны, прихода к власти большевиков и вынужденной эмиграции.

Основная противоположность, с которой начинается разра­ботка мировоззренческих проблем, по Бердяеву, — между духом и природой. К понятию духа Бердяев относил жизнь, свободу, творческую деятельность, Бога; к понятию природы — вещь, пси­хику, необходимость. Свобода не создается Богом, а существует до него, поэтому Бог не ответствен за свободную волю человека.

Личность есть, по Бердяеву, духовная категория. Ее реализа­ция начинает восхождение от подсознательного через сознатель­ное к сверхсознательному. Творческая деятельность человека представляет собой дополнение к божественной жизни, она является «божественно-человеческой». Ставя личность во главу своей фи­лософии и придавая ей божественные атрибуты, Бердяев называл свою философию персоналистической (от «персона» — личность).

Человек — двойственное существо, живущее одновременно в двух мирах — явлений и вещей в себе. Между ними может быть взаимодействие посредством любви. Духовное познание — это еди­нение между субъектами в мистическом опыте, в котором (здесь Бердяев использует строку из стихотворения Тютчева) «Все — во мне, и я — во всем».

Интересна в русской философии концепция «живого знания» Семена Людвиговича Франка(1877—1950) как единства мышле­ния и переживания, как мыслящего переживания, позволяющего преодолеть противоречие между декартовским «мыслю, следова­тельно, существую» и экзистенциалистским «существую, следо­вательно, мыслю» на основе соединения двух реальностей: «мыс­лю и существую».

Михаил Михайлович Бахтин(1895 — 1975) развил концепцию диалогического познания как познания субъекта, который рас­сматривается в качестве мыслящего и чувствующего, в форме диа­лога с ним. Живое и диалогическое знание можно сопоставить в западной гносеологии с концепцией личностного знания М. По-лани (1891 — 1976), под которым понимается учет индивидуаль­ных переживаний ученого в процессе познания.

 

Советская и постсоветская философия

Идеологичность советской философии возвращает к понятию благодати, важному для русской философии, но к благодати не божественной, а атеистической. Это благодать объективных зако­нов развития, которые помогают человеку в его деятельности, поскольку он познает их и следует им. Философия в ее марксист­ско-ленинском варианте была ориентирована на познание объек­тивных законов развития природы, общества и мышления, став, по сути своей, служанкой коммунистической идеологии.

Во второй половине XX в. в русской философии возобладала социальная направленность, но не утопическо-коммунистическая, как было в СССР в первой половине века, а критическо-коммунистическая. Вместо того чтобы писать в ленинско-сталинском духе, каким будет коммунизм, стало модно анализировать, каков на самом деле образовавшийся после революции 1917 г. «реаль­ный коммунизм» (так и называется книга А. А. Зиновьева, р. 1922), хотя коммунизм остался заявленным в программе КПСС на 1980 г., но непостроенным. Точнее, говорить о реальном социализме, как его называли официально. Этот реальный социальный строй пе­риода, названного застоем, подвергся в постсоветское время резкой критике (в частности, Зиновьевым в «Зияющих высотах»), хотя позже назван тем же Зиновьевым самым выдающимся пери­одом в истории России. Сопоставляя социально-философскую критику и ее результаты, Зиновьев ввел в оборот афоризм, часто повторяемый ныне: «Метили в коммунизм, попали в Россию».

А. А. Зиновьев описал законы «реального коммунизма». В усло­виях, когда цензура не давала возможности свободного исследо­вания социальных явлений в традиционной философской форме, Зиновьев нашел оригинальную форму изложения. Его произведе­ния в определенной мере возвращают нас к платоновскому диа­логу, совмещенному с аристотелевским трактатом.

 

Значение русской философии

Русская философия стоит особняком по отношению к запад­ной, и границей водораздела стала философия Канта. Русская фи­лософия не пошла по пути обоснования науки посредством про­тивопоставления явления и вещи в себе. В ней сильнее сказались религиозное начало и стремление к поиску абсолютной истины.

Русскую философию можно назвать преимущественно религи­озно-социальной. Н. О. Лосский отмечал, что русской философии присуще острое чувство реальности и интуитивизм в гносеологии. Другая черта — это стремление к целостности познания и поведе­ния человека, основанной на единстве рационального мышле­ния, чувственного опыта, эстетического вкуса, религиозных и нравственных представлений и мистической интуиции. Все это указывает на синтетический характер русской философии, кото­рая помимо отмеченных имеет еще один аспект, связанный с промежуточным положением России между европейскими и вос­точными цивилизациями, — синтез западных и восточных пред­ставлений.

Русская мысль разрабатывала фундаментальные философские темы и в то же время внесла в философию свою специфику, вы­текающую из особенностей национального характера. На шкале «интуиция — рационализация» русская философия, как и подо­бает религиозной философии, будет ближе к левой части. Без рус­ской философии невозможна философия как целостное постиже­ние мира, поскольку ей присуща в качестве основной синтети­ческая функция. Этим путем синтеза определяется и ее будущее.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности русской философии?

2. Как соотносится «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона с «Государством и революцией» В.И.Ленина?

3. Какие этапы развития прошла русская идея?

4. Каковы перспективы дальнейшего развития русской идеи?

5. Каковы основные черты программы развития русской философии И.В.Киреевского?

6. Каковы главные особенности философии В. С. Соловьева?

7. Каковы главные особенности философии Н. А. Бердяева?

8. Каковы основные направления развития советской философии?

9. В чем значение русской философии?

10. Каких современных русских философов вы знаете?

 

Рекомендуемая литература

Бердяев Н.А. Русская идея: В 2 т. — М., 1994.

Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. — М., 1991.

Киреевский И. В. Избранные статьи. — М., 1984.

Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991.

Русская идея / Сост. М. А. Маслин. — М., 1992.

Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. — М., 1988.

 

 

ЧАСТЬ II

Глава 13. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Подводя главный итог философии к началу III тысячелетия — тому, что сделано за почти 2500 лет ее истории и почти столько же ее предыстории, — попытаемся выделить и сформулировать в этой главе закономерности, присущие «скелету» философии, — иными словами, закономерности развития систем философии. Ко­нечно, в любой период истории философии можно найти самые различные направления исследований. Но одни из них преоблада­ют, другие располагаются на втором плане, что и позволяет уста­новить закономерности. Каковы они?

Существует ли преемственность философских проблем? Мы видим, что некоторые темы, характерные, например, для антич­ной философии, перешли после знакомства с нею в философию современную. Были ли они внутренне присущи западной филосо­фии или являлись следствием давления античной культуры? Дру­гими словами, что более справедливо: гегелевское представление о поступательном саморазвитии философской мысли или шпенглеровское мнение об автономности философских взглядов каж­дой культуры?

У каждой культуры, по Шпенглеру, свой цикл от подъема до упадка, причем в последний, цивилизационный период филосо­фия преимущественно этическая и в высшей мере систематизирована и логицирована. «Вечных вопросов нет, есть только вопро­сы, почувствованные и выдвинутые из бытия исторически-инди­видуального человечества, из бытия какой-нибудь отдельной куль­туры... У каждой эпохи имеется своя тема, обладающая значением только для нее, и ни для какой другой. Не ошибиться в выборе темы — вот признак прирожденного философа».

Можно согласиться со Шпенглером, что каждая эпоха и куль­тура имеют свой дух (мы говорим: эпоха Возрождения, эпоха Просвещения), но под своеобразием эпохи можно обнаружить преломление некоторых извечных структур. Выявить эти постоянные структуры, непреходящий перечень вопросов к бытию, и есть задача историка философии.

Одной из таких постоянных проблем истории философии был поиск первоначала, принципа развития и движущих сил бытия. Двумя главными направлениями в развитии философии призна­вались материализм и идеализм в зависимости оттого, что при­знавалось первичным — материя или идея.

Помимо дилеммы идеализма и материализма, существует ди­лемма рационализма и эмпиризма, которая проходит через всю историю философии — от элеатов к Декарту, от Гераклита к Локку и Юму. Великие системы Платона и Канта вносили ясность и на время закрывали остроту противоречий, но затем борьба во­зобновлялась с новой силой под воздействием научных достижений и прогресса философии самого по себе.

 

Античность

В античной философии можно выделить дилемму элеатов и Гераклита, с одной стороны, Платона и Аристотеля, идеализма и реализма, с другой. Реализм в отличие от материализма признает существование идей, но в самом чувственном мире. Эти линии не параллельны, они могут подходить близко друг к другу, коль ско­ро человек стремится к реализации идеала и достигает успеха. Однако единомыслие — плод стремления к идеалу — уничтожает саму философию. Дистиллированная вода губительна для здоровья именно потому, что идеальна. Идеал остается на Земле горизон­том, к которому надо бесконечно приближаться, но к которому не следует подгонять насильно под угрозой крушения филосо­фии, культуры и мира в целом.

Приближаясь к концу, античная философия уже не замахива­лась на всеобъемлющие социальные преобразования, и Марк Ав­релий понимал неспособность философии обеспечить их. Фило­софия поднялась в конце II в. на вершину могущества, когда им­ператор был философом и видные государственные должности занимали философы. И вдруг она потерпела сокрушительное поражение от религии и ушла в подполье почти на 1500 лет. Почему? Все дело в том, что в период внешнего расцвета философия была уже около 500 лет больна скептицизмом, и требовался легкий тол­чок, чтобы колосс упал.

Как соотносится развитие философии с социальным устрой­ством? «Философия — это свобода», — говорил Эпикур. Но фи­лософия появляется в рабовладельческом обществе. Как такое могло произойти? Однако в Древней Греции в период зарождения фи­лософии преобладали действительно свободные граждане, а фор­мой управления городом-полисом была прямая демократия. В та­ких условиях философия и достигла своего расцвета.

 

Христианство

В Средние века философия была «служанкой богословия», при­званной обосновывать истины религии. Философ не мог усом­ниться в существовании Бога и должен был искать доказательства его бытия. Христианское мировоззрение строится на принципах, противоположных античным. Античная философия диалектична и скептична, в ней преобладает сомнение. Христианская филосо­фия догматична и зиждется на вере. Догматизм, если его пита­тельным корнем не является сомнение, не философичен, и по­этому, строго говоря, христианская философия должна изучаться в курсе богословия, так как отнюдь не собственно философская проблематика была для нее главной. Но тем не менее нельзя гово­рить о просвете в 1500 лет между античной и новой философией, поскольку преемственность все же была.

Христианство стимулировало развитие метафизики, четко раз­деляющей два мира. Призывая к досократическому мышлению, Хайдеггер, возможно, имеет в виду преодоление этого разрыва. Шпенглер прав, утверждая, что западная цивилизация никогда не следовала идеалам христианства, столь возвышенным, что вряд ли какая-либо культура могла бы им следовать.

Кризис христианства привел к возрождению интереса к ан­тичности. По мере того как подвергались сомнению религиозные догмы, интерес к философии оживлялся. Если христианин слы­шит откровение свыше («Восстань, и пробудись от сна, и услышь глаголы послания»), то человек Нового времени действует как прометеев творец и призван говорить сам («Восстань, поэт, и виждь и внемли, глаголом жги сердца людей»).

 

Новое время

Отличие новоевропейской философии от древнегреческой в том, что исчезает идея блага как высшая. Этику заменяет гносео­логия (теория познания), а вместо вопроса «что есть истина?» главным становится вопрос «как возможно познание ее?». На пер­вое место выходит неизвестное античности понятие субъекта как условия развития и познания (с декартовского «я мыслю» до кантовских чистых форм созерцания). В выделении этого понятия, как показал Хайдеггер, проявилась душа западной культуры, ко­торая человека, называя его субъектом, ставит в основание миро­вого целого: или в познавательном смысле, как делает Кант, или в метафизическом, как делает Гегель, представляя его венцом саморазвития Абсолютной Идеи. Гегель говорит о западном принципе индивидуальности, который, по его словам, впервые вы­ступил в философской форме в лейбницевой монадологии. Этот же принцип выдвигали Декарт, Кант и сам Гегель.

Вторая отличительная черта западной культуры, нашедшая выражение в философии Нового времени, — особая форма рацио­нальности, тесно связанной с чувствами, что дало основание философу и социологу П.Сорокину назвать западную культуру «чувственной». Рефлексии о себе представляют мышление, и лишь потом в процессе размышления открывается существование («мыс­лю, следовательно, существую», переходящее у экзистенциали­стов в «существую, следовательно, мыслю»).

Декарт говорил о двух субстанциях, Спиноза объединил две субстанции в одну. Затем последовала критика субстанций как та­ковых. Локк ниспроверг духовную субстанцию, Беркли — матери­альную. Но если нет ничего устойчивого, как возможно знание? По мнению Юма — только по ассоциации; по Канту — благодаря априорным формам созерцания и мышления.

Ф.Бэкон и Р.Декарт утверждали соответственно, что истину дают опыт и ясные, отчетливые суждения. Эксперимент и разум вступили в свои права после средневековой ночи. Синтезировать эмпиризм и рационализм в рамках одной системы удалось Канту. По Канту, познание возможно потому, что разум переводит до­стигающие человека внешние впечатления в форму всеобщих ис­тин. Если для Платона гарантом истинности познания является пребывание души до воплощения на земле в мире идей, то Кант заменяет эту гипотезу на гипотезу вечного пребывания понятий в мозгу человека. Платоновский мир идей как идеальных неподвиж­ных образцов Кант модифицировал в мир неподвижных катего­рий мышления. Объективный идеализм Платона Кант заменил идеализмом субъективным, или трансцендентальным (переводится буквально «находящийся по сю сторону»). Усилив значение воли, поздний Кант, а затем Шопенгауэр и Ницше повторили путь от Платона к Аристотелю, путь, наблюдаемый позднее в христиан­ской философии.

Творческое величие человека растет, но абсолютная истина ускользает. Ее возвращает Гегель своей Абсолютной Идеей, ста­новящейся во времени. Кант придал познанию личностную ак­тивность, Гегель объективировал ее в представление об Абсолют­ной Идее. Отказ от агностицизма Юма и Канта привел к диалек­тике Шеллинга и Гегеля, в которой возможность знания обосно­вывалась тождеством бытия и мышления. Диалектика выступила как против метафизики в форме учения о субстанции, так и про­тив агностицизма. Материалистически переосмысленная диалек­тика Гегеля вошла затем составной частью в марксизм.

Систему Аристотеля можно назвать объективным реализмом, так как в ее основе лежит представление о действительности, дан­ной чувственному восприятию. Система Гегеля — субъективный реализм, так как в ее основе представление о самодвижущемся субъекте.

Гегель напоминает Аристотеля своей ориентированностью на развитие, но идет еще дальше, пытаясь выявить не только законы развития мира, но и законы развивающегося мышления. Гегель осуществил в содержательном плане то, что формально описал так: «История философии показывает, во-первых, что ка­жущиеся различными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития; во-вторых, что особые принципы, каждый из которых лежит в основании одной какой-либо системы, суть лишь ответвле­ния одного и того же целого. Последнее во времени философ­ское учение есть результат всех предшествующих философских уче­ний и должно поэтому содержать в себе принципы всех их». Ге­гель демонстрирует это — три стадии его развивающейся систе­мы: платоновская, аристотелевская, кантовская. Сама гегелевская философия была кругом в рамках круга всей философии — от Платона через Аристотеля и Канта к Платону же.

Схема эта станет полностью понятной ниже. Пока отметим, что гегелевская философия есть модель развития философии как таковой.

Система Гегеля логически выстраивается следующим образом. Первое понятие — «бытие» соответствует стадии элеатов, следую­щее понятие — «становление» соответствует стадии Гераклита. Синтез их представляет систему Аристотеля. У Канта Гегель заим­ствует мысль, что в основании явлений лежит субъект, который есть у него Абсолютная Идея. Синтез Гегеля идет через диалекти­ческую смену стадий-систем. Число основных философских сис­тем до Гегеля равно трем, что соответствует гегелевской триаде. При последовательной смене стадий предыдущая не уничтожается полностью, и все они оказываются истинными в своем развитии.

Гегель завершил платоновскую, аристотелевскую и кантовскую фазы развития философии, представив их как процесс, аналог гераклитова «потока». Его система повторяет развитие системати­ческой философии за 2500 лет. Гегель объединил философию в одну систему и со свойственной немцам пунктуальностью довел ее до логического конца.

Система Гегеля стала вершиной рационально-обобщающей способности человека, впитавшей в себя три основные черты, присущие западной душе, — рациональность, индивидуальность, активность. Тайна новоевропейской культуры в этих словах. Де­карт дал представление о самосознании человека; Кант поднял личностную активность субъекта на небывалую ступень; Гегель довел ее до такого предела, что начал испаряться ее носитель — человек. У каждого из трех философов подчеркивалась одна сторо­на европейской души, и в то же время они все работали вместе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.