Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обязательная 14 страница



Философии приходится заниматься теологическими вопроса­ми, вырабатывая набор гипотез, облегчающих веру в загробную жизнь. Рационалистические традиции Платона и Декарта, в соответствии с которыми только разумные суждения, как ясные и непротиворечивые, истинны (на этом основывались и представ­ления об истинности теологических построений), разрушил Кант. Тем не менее жажда бессмертия продолжает быть стимулом по­добных изысканий.

Подлинная философия начинается с осознания фундаменталь­ной слабости человека. Даже самого сильного в этом убеждает не­избежность смерти. Если бы в этом мире все удавалось, то не было бы необходимости мучиться метафизическими проблемами. Как бы Эпикур ни советовал не думать о смерти, поскольку она не имеет отношения к живущим, ему вряд ли удастся всех убедить. Сомнение в бытии, с которого начинается философия, имеет психологической основой чувство слабости из-за смертности. Пока человек будет ощущать фундаментальную слабость, он будет философствовать.

В той мере, в которой философия обращается к проблеме бес­смертия, она религиозна. Экзистенциалисты возникновение и раз­витие философии и религии объясняют «абсурдом существова­ния», который привел к центральной проблеме религии и фило­софии, к эсхатологии.

От религии философия отличается тем, что сомнение играет большую роль в ней перманентно, хотя в философию идут для того, чтобы обрести твердую почву под ногами. Декарта обвинили в том, что, начав с сомнения во всех основаниях, он пришел к созданию системы на основаниях столь же сомнительных. Фило­софия начинается с сомнения в чужих положениях и приходит к концепции, основанной на индивидуальном духе. Теологические системы Августина и Фомы Аквинского занимают промежуточ­ное место между философией и религией, поскольку они инди­видуальны, но покоятся на внешнем авторитете.

Человек начинает философствовать, когда у него закрадыва­ются сомнения в смысле жизни, но отыскать его он во что бы то ни стало хочет. Однако если он заставит себя поверить в какой-либо вариант, то из философии перейдет в религию. Если же он вообще не интересуется смыслом жизни, то никогда не дойдет до философии.

Между философией и религией то общее, что философские истины столь же интуитивны, как догматы веры, но первые ра­ционально обоснованы, вторые — нет. Философ обязан обосно­вать с логической непротиворечивостью (но не доказать — это невозможно) то, во что он верит, и подкрепить веру разумом.

Арджуна еще спрашивает у Кришны: «Ты должен мне ясно ответить: что лучше?» Будда уже достигает просветления сам, но его способ нерационален. Это и не делает индийскую мысль философией в полном смысле, хотя не умаляет ее ценности. Фило­софию можно называть рационализированной мистикой. Но она лишь подходит к мистике, намекает на нее или дает схему возможной мистики, как Платон и Гегель, но не интересуется плотью мистики.

Связь между философскими и религиозными представлениями прослеживается четко, и совсем неудивительно, что именно в греческом политеизме сформировалась философия Платона с его миром идей, а в монотеистической христианской Европе два с лишним тысячелетия спустя появился Гегель с единой Абсолют­ной Идеей.

И в философии, и в религии присутствуют рассуждения о Боге. Но «в споре нет смиренномудрия», говорили оптинские старцы. А философия не обходится без спора. Иноческое оружие — мо­литва, философское — логичный аргумент.

Стремление философа к истине ненасыщаемо, потому что он не знает, «попал в цель» или нет. Если он уверен, что истина у него в руках, он становится верующим. Если приходит к уверен­ности, что ничего найти нельзя, погружается в материальную жизнь. Религия обращается ко всем людям, но несет одну истину как единственно верную. Философия не претендует на истинность ка­кой-либо одной системы, и в этом ее терпимость и общечеловечностъ. Философия конструирует пригодные для всех духовные дома, которые хотя и связаны с традициями определенной культуры, но в принципе универсальны. Она преимущественно спрашивает, и удачные вопросы и ответы входят в сокровищницу человече­ской мудрости. Религия и идеология дают ответы соответственно для той и этой жизни.

 

Философия и идеология

Главное достижение философии — развитие представления об идее. Но когда от идеи как таковой переходят к конкретным иде­ям, которые пытаются внушить всем, — это идеология. Югослав­ский философ М. Маркович проводит следующее различие между философией и идеологией. «Философия не является идеологией, потому что ее положения должны быть рационально и фактиче­ски обоснованы. Идеология же, напротив, всегда выступает как выражение эффективных потребностей определенных обществен­ных групп».

Идеология потому не есть «чистая» теория и не может ею быть, поскольку знание действительности само по себе не может нико­го побудить к действию; идеология содержит оценочные или описательные суждения, которые или уже являются мистифициро­ванным выражением веры в какие-нибудь ценности, или подчи­няют свое содержание укреплению этой веры и этих ценностей.

Цель идеологии — надеть на всех одинаковую «жуткую маску» (по выражению Ницше). Философия призвана спасти от опасно­сти унификации. «Где существовали могущественные общества, правительства, религии, общественные мнения, — словом, где была какого-либо рода тирания, там она ненавидела одинокого философа, ибо философия открывает человеку убежище, куда не может проникнуть никакая тирания, пещеру внутренней жизни, лабиринт сердца; и это досадно тиранам».

Философия обращается ко всем и несет общечеловеческие цен­ности вне различия классов и наций. Идеология обращается к определенным слоям населения и защищает их. Когда в моду вхо­дят идеологи, с философией как любовью к мудрости, способной критически относиться к претензиям на всезнание, покончено. Как только какие-то конкретные идеи начинают вдалбливаться как единственно верные — прощай диалектика и да здравствует идеология.

Истинная философия критически относится ко всем мифам, в том числе идеологическим, и разъясняет ложность их принципов (на­пример, что «цель оправдывает средства»). В век засилья идеоло­гий философ тем более должен способствовать осознанию людь­ми их высших личностных интересов и желаний.

 

Философия как синтез науки, искусства и религии

Близость философии к науке, искусству и религии следует из того, что философия есть взгляд на мир как целое, а наука, ис­кусство и религия представляют собой определенные проекции на мир. Всепричастность философии причиняла ей много непри­ятностей. В Средние века она была служанкой богословия и зани­малась оправданием и обоснованием теологических истин (сама теология — продукт подчинения философии религии). В Новое время философия — преимущественно служанка науки и служит делу развития рационалистического познания (сама философия науки — продукт подчинения философии науке). Развитие фило­софии в Новое время стимулировало философский гносеологизм, достигший расцвета в трудах Канта и направлениях, вдохновлен­ных его творчеством: немецкой классической философии и нео­кантианстве, в котором гносеологизм достиг предела и вызвал реакцию «философии жизни».

Мифологию, философию и науку в качестве трех ступеней по­знания, последовательно сменяющих друг друга, впервые пред­ставил Конт. Как три различных направления мысли, сосущество­вавшие вместе, рассматривал их Ясперс.

Наука выявляет общее, искусство творит единичное. Постро­ить мост между общим и единичным — задача философии. В ис­кусстве преобладают чувства, в науке — разум. Философия синте­зирует индивидуальный и всеобщий подходы, разум и чувства, абстрактный объективизм науки, конкретный субъективизм ис­кусства и веру религии. Поскольку философия интегрирует эти формы общественного сознания, излишне спорить о том, как постигается философская истина: с помощью интуиции и непо­средственного знания абсолютного, экстаза или научных поня­тий. Философии нужен и холодный рационализм науки, и на­строение искусства, и откровение религии.

Философия отвечает на вопросы о бытии как целом и месте в нем человека. Она опирается на синтез разума, чувства и веры, но на первом месте оказывается разум, а не вера, как в религии, или чувства, как в искусстве.

Объясняя, почему именно на Западе появилась философия и наука, Фромм пишет, что на Западе надеялись найти наивысшую истину в правильном мышлении, и поэтому мышлению придава­лось основное значение. Надеялись потому, что западный ум ра­ционален. Философия — часть общего стремления к истине, но ищет она истину рациональную, тогда как наука — эмпириче­скую, а религия — иррациональную. Философия представляет со­бой особую форму и степень рациональности. В отличие от религии она не основывается явно на вере, а в отличие от науки ее поло­жения непроверяемы эмпирически, как в естествознании, и не­доказуемы, как в математике.

Одна из задач философии — думать по преимуществу и по-новому. Думают все, но философы как бы изготавливают стерео­типы мыслей. Их можно использовать, но кто-то их первый со­здал, продумал. Здесь принципиальное различие между филосо­фией и религией, наукой и искусством, для которых главными остаются вера, польза и красота, а не процесс мышления и его результат.

«В то, что называется мышлением, мы попадаем, когда берем­ся думать сами. Чтобы подобная попытка удалась, мы должны быть готовы учиться мысли». Любовь к мудрости проявляется в том, что человек хочет мыслить и в мысли искать истину.

Изолированные и предоставленные самим себе отдельные от­расли культуры засыхают, как ветви, отрезанные от ствола дере­ва — знания о главном для человека предмете — о нем самом, знания, которое в своей целостности сосредоточивается в фило­софии.

Философия наиболее чутко реагирует на изменение духа наро­да, и она же играет главенствующую роль в утверждении новой культурной парадигмы. Ныне настоятельной потребностью явля­ется синтез различных отраслей и типов культуры вокруг индиви­дуального Я врамках мировой культуры. Ядро данного синтеза — философия.

 

Контрольные вопросы

1. В чем сходство и различия между философией и искусством?   

2. В каком смысле можно говорить о художнике-философе?

3. В чем сходство и различия между философией и религией?

4. Как относятся философия и религия к проблеме смерти?        

5. В чем специфика «философии жизни» и «философии смерти»?

6. В чем сходство и различия между философией и идеологией?

7. В каком смысле можно говорить о философии как синтезе науки, искусства и религии?

8. Как связана философия с представлением о целостной гармони­чески развитой личности?

 

Рекомендуемая литература

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1974.

Гегель Г. Философия религии: В 2 т. — М., 1976. — Т. 1.

Монтень М. Опыты: В 3 кн. — М., 1992. — Кн. 1.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М., 1991.

Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. — М., 1957.

 

 

Глава 17. ФИЛОСОФИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

 

Проблема предотвращения термоядерной войны

Выше говорилось о современной научно-технической револю­ции, ее положительных и отрицательных последствиях. Именно последние и создают так называемые глобальные проблемы. Само название «научно-техническая революция» вошло в научный обо­рот в середине XX в., после создания атомной бомбы. Примене­ние нового оружия массового уничтожения произвело громадное впечатление на все население планеты. Стало ясно, что произош­ла действительно революция в средствах воздействия человека на других людей и на окружающую его природную среду. Никогда ранее не было такого, чтобы человек был способен уничтожить самого себя и почти все живое на Земле, т.е. в глобальном мас­штабе. Постепенно пришло осознание, что глобальные проблемы представляют собой неизбежную оборотную сторону НТР и по мере ее развития они будут обостряться.

Первая из глобальных проблем — проблема предотвращения мировой термоядерной войны. Компьютерное моделирование по­казало, что если в возникшем ядерном конфликте будет использована только часть смертоносного потенциала атомного и водо­родного оружия, то и тогда на Земле наступит «ядерная зима», или «ядерная ночь». От совокупного действия радиации, взрывов и пожаров в воздух попадет огромное количество пылевых частиц, которые резко уменьшат попадание солнечных лучей на поверхность Земли и снизят температуру воздуха до такого уровня, что сделает­ся невозможным существование на Земле человека и большин­ства растительных и животных видов. Количество стран, имеющих или могущих стать обладателями ядерного оружия, неуклонно растет, и вместе с тем растет опасность термоядерной войны.

Вторая глобальная проблема, также возникшая в эпоху НТР, — экологическая.

 

Экологическая проблема

В наше время проблема отношения человека к природе при­влекает к себе пристальное внимание. Тому есть важные причины. Беспрецедентное возрастание научно-технического потенциала подняло на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды и откры­ло перед ним необычайные перспективы. В то же время во взаимодействии человека с природной средой его обитания прояв­ляется все больше тревожных симптомов опасности, грозящей существованию планеты Земля и всего человеческого рода. Имеются в виду негативные аспекты современной НТР (прогресси­рующее загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов, изменение климата и т.д.), а также проблемы, которые и в прошлом стояли перед человечеством (нехватка продовольствия и др.), но сейчас заметно обострились, особенно в развивающихся стра­нах в связи с демографическим взрывом и другими обстоятель­ствами.                                                                 

Широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием совре­менного общества с природной средой, объединяется под общим названием экологической проблемы. Слово «экология» в послед­ние годы стало очень модным. И сфера его применения суще­ственно расширилась с того момента, когда Э.Геккель более ста лет тому назад предложил его для обозначения конкретного науч­ного направления, изучающего взаимоотношения животных и растений со средой их обитания. Слово «экология» сейчас встре­чается в лозунгах, под которыми происходят демонстрации в за­падных странах (так называемое движение «зеленых»); упомина­ется в официальных государственных документах, в статьях ученых, юристов, журналистов и представителей других профессий. В самом широком смысле слова экологический взгляд на мир пред­полагает при определении ценностей и приоритетов человеческой деятельности учет последствий влияния, которое эта деятельность оказывает на природную среду, равно как и влияние природной среды на человека.

 От понимания экологии как точки зрения следует отличать еще, по крайней мере, два значения этого термина. Первое из них ха­рактерно для современной науки, в которой под экологией тра­диционно понимается раздел биологии, изучающий взаимоотно­шения живых существ с окружающей их средой (в русле понима­ния экологии, идущего от Геккеля). Второе значение термина «эко­логия» чаще встречается в трудах философов, географов и пред­ставителей других профессий, интересующихся соответствующей проблематикой. В этом случае имеют в виду некое синтетическое научное направление или совокупность существующих направле­ний, изучающих проблему взаимоотношения человеческого об­щества со средой его обитания и называемых чаще всего экологией человека, социальной экологией, глобальной экологией и даже современной экологией в отличие от традиционной эколо­гии. В данном учебном пособии без специальной оговорки терми­ны «экология» и «экологическая проблема» будут пониматься в самом широком смысле.

Проблема взаимоотношения человека и природы во всей це­лостности всегда была предметом глубокого философского инте­реса. К ней так или иначе обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшиеся определить место и роль человека в Уни­версуме. В связи с этим встает вопрос: как соотносится экологи­ческая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требующая неотложных естественно-научных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечной философской про­блемой взаимоотношений человека и природы?

Философское поле анализа данной проблемы простирается от человека, взятого во всей его целостности, до природы в трех ее основных значениях: 1) Универсума; 2) соотносящейся с обществом части Универсума; 3) внутренней основы человека. Эколо­гическое поле значительно уже. Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и растений понятие среды; его можно определить как часть природы, в которой существует человек и средоточием которой он является, непосредственно сталкиваясь с ней в своей деятельности.  В понятии «природа» отражается генетический аспект происхождения человека (слово «природа» сокоренно словам «род», «родник»). На конкретно-экологическом уровне это различие мо­жет элиминироваться, но оно приобретает важное значение на уровне философского анализа.

Следует отметить, что между философским и конкретно-эко­логическим уровнями, как и между понятиями «природа» и «при­родная среда», нет непроходимой пропасти. Совокупность учиты­ваемых характеристик природной среды возрастает по мере того, как человек получает все больше информации о влиянии приро­ды на его существование и все большую часть природы превраща­ет в среду своего обитания. В теоретическом же плане, имея в виду известное диалектическое положение «все связано со всем», по­нятие «природная среда» можно рассматривать в качестве некото­рого эквивалента понятию «природа» в значении части Универсу­ма, соотносящейся с человеческим обществом.

Экологическую точку зрения приближают к философии и об­стоятельства иного плана. Экология в широком смысле слова пы­тается определить место человека в окружающей его природной среде, в то время как философия размышляет о месте человека в Универсуме. Экология обращена в будущее и стремится к возмож­но более далекому прогнозу, философия обращена в бесконеч­ность и вечность. Поэтому можно сказать, что экология есть нечто переходное между конкретными науками и философией в предмет­ном плане, так же как общая методология является переходной от конкретных наук к философии в гносеологическом плане. Есть и другие обстоятельства, сближающие философию с экологией, о которых будет сказано позже. Отсюда, однако, не следует, будто можно отождествить экологическую проблему с философской проблемой взаимоотношений человека и природы.

Последнее возможно только в том случае, если бы экологиче­ская проблема включила в себя проблему человека, т. е. преодоле­ла границы самой себя. Обычно же разговоры об экологической философии не идут дальше экстраполяции на философскую про­блему взаимодействия человека и природы данных экологии рас­тений и животных. Такая философия ограничивается представле­нием, по которому главная проблема, стоящая перед человече­ством, — проблема выживания (сообразно тому, как смотрит эколог на цели биологических организмов и сообществ), а ос­новное средство ее решения — обеспечение равновесия челове­ка со средой его обитания (аналогично стратегии развития есте­ственных экологических систем). Подобная точка зрения была бы в какой-то мере оправдана в том случае, если бы у человече­ства осталась одна важная проблема — экологическая и не было бы других социальных проблем, решение которых, кстати ска­зать, во многом связано и определяет решение экологической проблемы.

Данное соображение, конечно, не должно ставить под сомне­ние ни актуальность самой экологической проблемы, ни значе­ние философской проблемы взаимоотношений человека и природы, ни действенность философского анализа экологической проблематики, которую философ рассматривает на своем уров­не, как и любую иную. Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться плодотворным для пра­вильной постановки экологической проблемы, глубокого и все­стороннего ее осмысления и выработки глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский взгляд особенно важен при осложнении какой-либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергать осно­вополагающие принципы, относящиеся к ней. При этом часто положение обостряется и требует эффективных конкретных решений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка новых принципов, на которых основывалась бы чело­веческая деятельность в данной области. На наш взгляд, подобная ситуация и намечается сейчас во взаимодействии человека с при­родной средой его обитания. Именно поэтому появление множе­ства конкретных экологических программ не должно отодвигать или вообще ставить под сомнение правомерность философского подхода к экологической проблеме.

 

Экологическая философия: выдумка или реальность?

Философия представляет собой поиск абсолютной истины в рациональной форме, и исторически она есть первая отрасль куль­туры, которая осознала рациональный характер человеческой куль­туры, пытаясь воспользоваться этой рациональностью как сред­ством.

Относительно роли философии в решении экологической про­блемы высказывались различные взгляды, вплоть до отрицания этой роли, поскольку-де данная проблема сугубо практическая. Однако одна из причин того, что экологическая проблема не ре­шена, заключается в недостаточности внимания к ее философ­ским аспектам. В не столь далекие времена бытовало убеждение, что философия не нужна для улучшения экологической ситуа­ции, просто надо не загрязнять природную среду. Ныне можно встретить утверждение, что философия как таковая в силу своей преимущественно рациональной направленности в принципе не способна помочь решению экологической проблемы, поскольку требуются иные, нерациональные приемы мышления (предлага­ется название экософии вместо философии).

Однако философия важна для экологической проблемы не толь­ко потому, что взаимоотношения человека и природы всегда были предметом пристального философского внимания. Философия, как и экология, нацелена на целостное рассмотрение сложной струк­туры субъект-объектных отношений в отличие от преобладающе­го в современном естествознании стремления к строго объективному знанию и превалирующей в современном искусстве тенден­ции к выражению преимущественно субъективных переживаний автора.

Важность философского анализа экологической проблемы оп­ределяется и тем, что философский инструментарий способен выявить глубинные предпосылки экологических трудностей пу­тем исследования противоречий между сознанием и материей, духом и телом и в самом духе, а именно, что эти противоречия, отягощенные социальными и гносеологическими причинами, способствовали обострению противоречий между человеком и природой в эпоху НТР. Главные экологические трудности опреде­ляются характером современного производства и, в более общем плане, стилем жизни. Производство, в свою очередь, зависит от социально-политических особенностей общества и развития на­уки и техники, влияя на них по принципу обратной связи. Соци­альный же строй и развитие науки и техники определяются до некоторой степени философским климатом эпохи, в частности способом решения философских проблем соотношения индиви­дуальных и общественных целей, рационального и чувственного компонентов познания и т.п. Хотя преодоление экологического кризиса — вопрос практики, необходимо предварительное изме­нение концептуального аппарата, и в этом процессе философия должна сыграть главную роль. Философия помогает экологической переориентации современной науки, влияет на социально-политические решения в экологической области и способствует цен­ностной модификации общественного сознания.

В тот период, когда философия только сформировалась и пре­тендовала на замену в полном объеме целостно-культурных функ­ций, которые выполняла мифология, ее экологическая роль была, скорее, позитивной. В числе предшественников в экологической философии можно назвать пифагорейцев, которые были вегета­рианцами и соблюдали «запрет уничтожать любое живое суще­ство и множество ограничений, чтобы не совершить никакого насилия и сохранить помыслы человека чистыми». Прекрасно выразил объединительную роль природы Платон. «Он первый дал определение прекрасного: в него входит и похвальное, и разум­ное, и полезное, и уместное, и пригожее, а объединяет их согла­сие с природой и следование природе». В свою очередь, по Цице­рону, «всякий, желающий жить в согласии с природой, должен брать за исходное все мироздание и его управление». Древнегре­ческие философы понимали, что потребности людей могут расти бесконечно, а возможности их удовлетворения всегда ограничены. Поэтому они считали мудрым ограничение потребностей. «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам». Эту начатую Сократом линию продолжили киники. Услышав, как кто-то воз­разил, что высшее благо иметь все, чего желаешь, древнегрече­ский философ Менедем возразил: «Нет, гораздо выше желать того, что тебе и вправду нужно». И противники киников — киренаики считали, что «лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчинясь им».

«Преимущество мудреца не столько в выборе благ, сколько в избежании зол», — заключали последователи древнегреческого философа Гегесия. Последнюю точку в этом поставил Эпикур классификацией желаний на естественные необходимые, есте­ственные не необходимые и неестественные.

В Средние века экологическое значение философии не выхо­дило за рамки христианского отношения к природе, и только в эпоху Возрождения философия попыталась вновь выйти на пер­вые роли и стать самостоятельной отраслью общественного со­знания.

Было ли направление господства над природой единственным в Новое время? Нет. Ему противостояли пессимизм Паскаля с его оригинальным взглядом на взаимоотношения человека и приро­ды: «Заслуга человека при его невинности состояла в пользова­нии тварями и господстве над ними, а теперь она состоит в отде­лении от них и подчинении себя им» — и позиция немецких и американских романтиков XIX в. Но не эта позиция оказалась гла­венствующей, и поэтому можно сказать, что в определенной мере современный экологический кризис — результат преимуществен­ной ориентации новоевропейского мышления на господство над природой.

Представитель франкфуртской школы «негативной диалекти­ки» Т.Адорно писал в «Диалектике Просвещения», что с перехо­дом мифа в знание, а природы в чистую объективность люди пла­тят за возрастание своего могущества отчуждением от того, на чем они это могущество осуществляют, — от природы.

У экологической философии две задачи — решение экологи­ческой проблемы и возвращение к целостному бытию. Основной ее принцип — принцип гармонии человека и природы. В истории культуры много сказано о гармонии в природе — от представления о природе как «организованном целом», «гармонии сфер» в Древней Греции до понимания ее современным искусством и нау­кой. «Невозмутимый строй во всем, созвучье полное в природе», — эти слова Ф.И.Тютчева создатель учения о биосфере В.И.Вер­надский совсем не случайно взял в качестве эпиграфа первого очерка — «Биосфера». Гармония человека с природой обсужда­лась в античности как гармония между макрокосмом — Вселен­ной и микрокосмом — Человеком. Гармония понимается не толь­ко в психологическом смысле, а как реальная вещь. То, что нахо­дится между человеком и природой, не менее важно, чем человек и природа как таковые. Между субъектами гармонии не перего­родка, а сфера взаимодействия, превращающая их в единое целое. Оно не находится в начале или конце, а становится в процессе развития. Лишь исходя из этой философской предпосылки, мож­но решить экологическую проблему — проблему встречи человека и природы, их глубинного общения, преображающего обе сторо­ны взаимодействия. Именно как такое целое древнегреческие фи­лософы понимали космос, а современные экологи понимают сферу взаимодействия человека с окружающей средой.

Философский вывод отсюда: опасно слишком отдаляться от природы и превозноситься над ней. Это разрушает целое, и тре­щина проходит не только в природе, но и в человеке, беспокоя его сердце.

Символ гармонии человека с природой — мифический сфинкс. Решая экологическую проблему вместе с другими отраслями куль­туры, философия преображается сама. Рациональные учения склон­ны ставить человека выше других существ, поэтому синтез фило­софии с менее рационализованными направлениями культуры может иметь позитивный экологический смысл.

Чтобы решить экологическую проблему, потребуется перейти от потребительского к альтернативному типу цивилизации, бази­рующейся на самоограничении, которое, чтобы быть действен­ным, должно основываться не на принуждении, а на сознатель­ном волеизъявлении. Экологический гуманизм присутствует здесь в форме чувства ответственности человека за состояние природ­ной среды и развитие творческих сторон натуры, которые делают человека более человечным и полноценным.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое глобальные проблемы современности?

2. Что имеют в виду, когда говорят об экологии?

3. Как соотносятся понятия «природа» и «среда»?

4. Как соотносятся экологическая проблема и проблема взаимоотно­шения человека и природы

5. Что такое глобальный экологический кризис?

6. В чем его причины?

7. Каковы его основные особенности?

8. В чем разница между реальными и потенциальными экологически­ми последствиями НТР?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.