Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обязательная 8 страница



 

Д.Локк

Следующий представитель английского эмпиризма — Джон Локк (1632—1704) первым в философии Нового времени выде­лил теорию познания как специальную дисциплину. Локку принадлежит учение о первичных и вторичных качествах, заставляю­щее вспомнить античную атомистику. К первичным качествам он относил те, которые «реально существуют в телах», неотделимы от них (объем, плотность, форма, число, расположение, движе­ние). Вторичные качества (цвет, запах, вкус, звук) не присут­ствуют в самих телах, а представляют собой следствие воздей­ствия на нас первичных качеств. Итак, первичные качества суще­ствуют в телах независимо от человека, а вторичные — результат взаимодействия тел с органами его чувств.

Локку принадлежит определение рождающегося человека как tabula raza («чистая доска»). Все свои понятия, по Локку, человек приобретает из жизненного опыта и не имеет, вопреки Декарту, врожденных идей. С позиций эмпиризма Локк подверг критика представление о мыслительной субстанции.

 

Д.Юм

Завершением английского эмпиризма стала философия Дэви­да Юма (1711 — 1776). Критикуя учение Локка о первичных и вторичных качествах, Юм писал, что качества протяжения и непроницаемости не имеют права на название первичных. Идею про­тяжения мы получаем исключительно посредством чувств зрения и осязания, а если все качества, воспринимаемые чувствами, существуют в уме, но не в объекте, то заключение это должно быть перенесено и на идею протяжения, которая находится в полной зависимости от чувственных идей, или идей вторичных качеств.

Так, например, представление о плотности как первичном качестве связано с относительными размерами человека и окру­жающих тел. Если бы размеры человека были близки к размерам атома, то окружающий мир не казался бы нам плотным. Напри­мер, если бы ядро атома было величиной с горошину, то рассто­яние от него до электронов составило бы 5 км. А Вселенная, на­оборот, приблизясь к размерам человеческого тела, не казалась бы столь разреженной, и Большая Медведица превратилась бы из скопления редких звезд в нечто более единое и плотное.

Общий вывод Юма таков: все качества тел являются вторич­ными, и мы ничего не способны знать о внешнем мире как суще­ствующем сам по себе.

Большое внимание Юм уделил проблеме причинности, и здесь он также выступил последователем агностицизма. Он не утверждал и не отрицал объективного существования причинности, но полагал, что она недоказуема, так как то, что считают за след­ствие, не содержится в том, что принимается за причину и не похоже на нее. Структура представлений о существовании при­чинных связей формируется, по его мнению, так. Сначала эмпи­рически констатируется пространственная смежность и следова­ние во времени события Б после А, а также регулярность появле­ния Б после А. Затем эти факты принимают за свидетельство не­обходимого порождения следствия причиной. Таким образом, понятие причинности возникает на основе логической ошибки (после этого — значит, по причине этого). Ошибка перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания, виверу, что всякое появление А повлечет за собой Б. «Опыт только учит нас тому, что одно явление постоянно следует за другим, но не открывает нам тай­ной связи, соединяющей их и делающей их неотделимыми друг от друга», — заключал Юм. Так, из того, что Солнце всходит и заходит каждый день, не следует, что утверждение «завтра Солн­це взойдет» является истинным.

 

И. Кант

Агностицизм Юма, поставивший под вопрос обоснование воз­можности объективного научного познания, стимулировал созда­ние трансцендентальной философии Иммануила Канта (1727—1804). Декарт и Спиноза имели отправной точкой систему Аристотеля, в соответствии с которой идеи находятся в самих вещах, и нечто устойчивое назвали субстанцией. Критика этого понятия Локком, Беркли и Юмом оказалась близка западному желанию перенести все определяющее в познании внутрь человека как субъекта. Почвa для системы Канта, в которой человек не просто исходный пункт познания, как у Декарта, но формирует его результаты сво­ими внутренними характеристиками, была подготовлена.

Развитие новоевропейской философии строилось на трех ос­нованиях: общей логики развития философии; логики ее разви­тия в пределах данного круга; национальных особенностей наро­дов Европы. В соответствии с этим Кант (как и Платон, синтези­ровавший главные из предшествовавших ему взглядов) соединил континентальный рационализм с английским эмпиризмом, взяв от первого представление о самостоятельности и автономности разумного в человеке, а от второго — опыт как критерий истин­ности суждений об окружающем мире.

Попытку синтеза рационализма и эмпиризма предпринял Лейб­ниц, добавив к локкову «нет ничего в интеллекте, чего не было бы в опыте» свое «кроме интеллекта». Оставалось выяснить, что же есть разум, и это взял на себя Кант.

 Декарт говорил о врожденных идеях, Лейбниц — о врожден­ных принципах. Кант обобщил эти взгляды в представлении об априорных (доопытных) формах восприятия и мышления. Таким образом, разум как бы предрасположен к выводу о необходимой связи. «Лишите материю всех ее представимых качеств, как пер­вичных, так и вторичных, и вы до некоторой степени уничтожи­те ее, оставив только какое-то неизвестное, необходимое нечто, в качестве причины наших восприятий». Это нечто Кант назвал «вещью в себе».

 

Соотношение рационального и чувственного познания

Кант переосмыслил проблему истинности чувственных воспри­ятий, которая пришла из античности. Демокрит полагал, что вос­приятия ложны, а истинны внечувственные атомы. Эпикур счи­тал чувственные данные истинными, как и Аристипп. Аристотель и стоики занимали промежуточную позицию, признавая одни чувственные восприятия истинными, а другие ложными. Рацио­налисты ближе к Демокриту, эмпирики — к Аристиппу. Позиция Локка близка к позиции Аристотеля. Кант, приняв в качестве кри­терия истинности согласованность разумного с чувственным, ушел от решения вопроса об истине в абсолютном смысле. Примирить рационализм с эмпиризмом Кант попытался с помощью практи­ческого разума, продолжая линию скептиков, которые, как пи­сал Секст Эмпирик, не собирались бороться против житейской практики. В сфере чувственных восприятий все истинно, что под­тверждается практическим разумом, но это истины субъекта, а не мира самого по себе. Гипотезой об априорных основах познания Кант спасал науку от юмовского скептицизма, хотя сама эта ги­потеза эмпирически непроверяема.

Кант отрицал знание как воспоминание и способность мыш­ления как такового проникать в суть вещей. Он начинает с про­верки доводов разума чувственными данными. При этом сразу лишается смысла вопрос об истинности Платонова мира идей и самостоятельной сферы духа. У Канта выводы определяются ис­ходными посылками. Ведь если истины мышления нуждаются в проверке органами чувств, значит, сфера духа не имеет самодов­леющего значения и бессмысленно говорить об истинности объек­тивного существования идей. Кант считал, что «чистый» разум, т. е. разум, в котором отсутствует информация, получаемая орга­нами чувств, не способен что-либо доказать, но, стало быть, не­доказуемы и его исходные посылки.

Своеобразие Канта в том, что он анализирует возможности разума, исходя из убеждения в истинности только чувственных данных. До Канта этим занимались, как правило, те, кто считал источником истины разум. Например, Декарт из того, что протя­жение можно мыслить само по себе, выводил его истинность. Кант из этой же посылки выводит его априорность и субъективность.

Кант отвергает метафизику как внечувственное исследование бытия. Мышление по самой своей природе, по его мнению, впа­дает в противоречия (антиномии), когда оно хочет познать беско­нечное и не опирается на данные органов чувств. Четыре антино­мии, рассмотренные Кантом, касаются вопросов: является ли мир ограниченным или неограниченным в пространстве и времени; делима ли материя до бесконечности или состоит из атомов; обус­ловлено ли все совершающееся в мире причинной связью, или в мире существует свобода; принадлежит ли к миру (как часть его или как его причина) безусловно необходимое существо или та­кового нет?

Основной вопрос теории познания звучит так: где критерий того, что наши мыслительные конструкции соответствуют объек­тивной реальности? Можно начать ходить, как Антисфен, доказывая реальность движения и тем самым признавая практику кри­терием истины. Но теория познания на то и теория, чтобы пред­лагать рациональные решения.

В своих попытках обоснования научного знания Кант сделал по отношению к Декарту примерно то же, что Платон по отно­шению к Сократу, но только мир идей Платона находится вне человека, а Кант поместил его внутрь человеческого разума. В свое время Августин отнес мир идей к Богу, что естественно для хри­стианина. Кант действовал в соответствии с идеалами эпохи Про­свещения. Он предположил, что идея, например идея равенства, находится не в самой действительности и не вне ее, а в голове человека. Это и есть субъективный идеализм, к которому шла ново­европейская философия.

Важное для Канта понятие — трансцендентальное единство апперцепции, благодаря которому на основе различных ощущений возникает целостный образ предмета. Данные всех пяти органов чувств (это и носит название апперцепции) соединяются, по Кан­ту, вместе в голове человека (это и называется трансценденталь­ным). Сформирует предмет (понятие «форма» идет от Аристоте­ля, но данная форма существует не в самих вещах, а в человече­ском сознании). Поэтому предмет познания, по Канту, не дан, а задан разумом.

Кантово преодоление дилеммы рационального и эмпирического близко аристотелеву решению проблемы соотношения идеи и материи. Одно соединяется с другим, но только не в действительности, как у Аристотеля, а в сознании человека. У Аристотеля форма накладывается на материю, создавая реальную вещь; у Канта априорные формы созерцания и рассудка накладываются на «вещь в себе», создавая явление.

Представление о субстанции зашло в тупик, что послужило стимулом для Канта. С одинаковой вероятностью могут быть и две субстанции, как думал Декарт, и одна, как считал Спиноза, и бесконечное множество (по Лейбницу) и не быть ни мыслитель­ной (Локк), ни материальной (Беркли), ни какой-либо еще (Юм). Кант отбросил эту проблему, отнеся ее к непознаваемой «вещи в себе». Взамен ее он предложил свою позитивную программу, ос­нованную на том, что пространство и время являются априорны­ми формами чувственности, а категории качества, количества и др. — априорными формами рассудка.

По Канту, то, что всеобще и необходимо, — априорно, кате­гории врожденны, законы мышления, как и грамматика, фор­мальны и не зависят от содержания. Твердые формальные прин­ципы (например, недопустимость логических противоречий) со­здают общеобязательность результатов мышления. Чувственный материал формируется сознанием, и в пределах опыта наука воз­можна, тогда как метафизические вопросы силами человеческого разума не разрешимы.

Эмпирики полагают, что сознание приноравливается к приро­де, в то время как, по Канту, сознание человека приспосабливает чувственные впечатления к своему аппарату. Общий вывод Канта: «Рассудок не черпает свои законы (a priori) из природы, а пред­писывает их ей». Это было названо коперниканской революцией. До создания Коперником гелиоцентрической системы мира люди думали, что Земля находится в центре Вселенной, а Солнце и планеты вращаются вокруг нее. Коперник доказал, что Земля вра­щается вокруг Солнца, совершив переворот в астрономии. Такой же по значению переворот в философии совершил Кант.

То, что мы считаем с позиций здравого смысла реальные вещи существующими независимо от нас и признаем объективную при­чинность, как раз подтверждает мысль Канта, что без трансцендентального единства апперцепции, форм созерцания и априор­ных категорий мы не можем мыслить. Тем не менее мы обречены на сомнение: а что же существует само по себе?

Кантовское противопоставление явления и «вещи в себе» воз­вращает нас к Единому. Все чувственное — иллюзия, плод чело­веческого ума, реально лишь Единое. Первое — феномен, второе — «вещь в себе». Кант останавливается на феноменах, отказываясь рассуждать о существующем за миром явлений, тогда как индий­ская мысль устремлена за границу чувственного мира. Кант — итог попыток западной философии отделить явление от сущности. Он закрыл эту проблему, приблизив новоевропейскую философию к индийской.

Помимо разума и чувств Кант соединил ранее разделенные скептицизм и научное знание. Получилось, что правы и агности­ки, и ученые, верящие в истинность своих результатов. Но резуль­таты науки могут претендовать не на абсолютную, а на интер­субъективную (общечеловеческую) истину, что оказывается до­статочным для практической деятельности людей.

В целом можно заключить, что философия Нового времени представляла собой определенный синтез античной мысли, к ко­торой пробудился интерес, начиная с эпохи Возрождения, с христианской философией. На этот синтез наложились познаватель­ная активность и практическая направленность западной души, создав оригинальную совокупность черт. В XIX в. этот синтез получил свое дальнейшее развитие.

 

Контрольные вопросы

1. Как понимаются субъект и объект в философии Нового времени?

2. В чем специфика новоевропейской философии?

3. Что нового внес в философию Декарт?

4. В чем суть коперниканского переворота в философии?

5. Каковы основные проблемы теории познания Нового времени?

6. В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?

7. Что такое феномен и «вещь в себе» по Канту?

8. Как соотносятся у Канта рациональное и чувственное познание?

 

Рекомендуемая литература

Беркли Д. Сочинения. — М., 1978.

Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. — М., 1977. — Т. 1.   .

Декарт Р. Сочинения: В 2 т. — М., 1989. — Т. 1.

Кант И. Сочинения: В 6 т. - М., 1965. - Т. 4. — Ч. 1.

Лейбниц Г. Сочинения: В 4 т. - М., 1983. - Т. 2.

Локк Д. Сочинения: В 3 т. — М., 1985—1988.

Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1957. — Т. 1.

Юм Д. Сочинения: В 2 т. — М., 1965. - Т. 2.

 

Глава 10.  ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

 

Фихте

С Канта началась немецкая классическая философия. Отныне последующие философы не могли избежать отношения к нему. Кант обосновал возможность научного знания. Но, введя понятие непознаваемой вещи в себе, он выступил как агностик в отноше­нии достижения абсолютной истины и тем самым поставил под сомнение ценность философского знания. Развитие немецкой клас­сической философии как раз и было реакцией на эту ситуацию. Ближе всех по времени стоял к Канту Иоганн Фихте (1762—1814). Он нашел противоречие в том, что, отрицая метафизику как вне-опытное знание, Кант допустил существование никакими орга­нами чувств не фиксируемой «вещи в себе». У Фихте высшим по­нятием трансцендентальной философии стало не понятие вещи в себе, а понятие Я, которое соединило в себе данные органов чувств со всем тем, что существует в человеческом разуме.

Фихте критиковал Канта с точки зрения деятельного Я, под­метив чисто познавательный характер философии Канта. «Поня­тие действования... есть единственное понятие, соединяющее оба мира, существующие для нас в наличности, — чувственный и умопостигаемый. То, что противостоит моему действованию — про­тивопоставить ему что-нибудь я должен, ибо я конечен, — есть чувственный мир; то, что должно возникнуть через мое действо-вание, есть умопостигаемый мир». Цель человека, по Фихте, — он сам в единстве со своей свободой, с высшим Я. Достигнуть такого единства можно только при бесконечном стремлении разума под­чинить все не-Я.

 

Ф.Шеллинг

Другой немецкий философ — Фридрих Шеллинг (1775 — 1854) критиковал кантовское представление о явлениях. Пусть они оп­ределяются формами человеческого восприятия, но, может быть, они в таком же точно виде существуют и в природе? Самосозна­ние, которое так высоко поставил Шеллинг, исходит из фихтевского Я, превратившегося в единство субъекта и объекта, кото­рое, в свою очередь, Шеллинг объясняет тождеством природного и разумного, бытия и мышления.

И тот и другой критикуют последнее прибежище метафизи­ки, которое стоит особняком от кантовой теории познания — «вещь в себе». Отказавшемуся от «чистого» разума нечем ее защи­тить.

Кант показал, как возможно общезначимое знание. Но Шел­линг заботится не об общезначимости, а об абсолютности его. Считая себя последователем трансцендентальной философии, Шеллинг говорит не о принципе бытия (такого последователь Канта не мог допустить), а о принципе знания, которое было бы гарантом достижения абсолютной истины.

Принцип знания, по Шеллингу, не может быть усвоен посред­ством доказательства; он должен быть абсолютно свободным и поэтому может быть получен только через интеллектуальное созерцание, порождающее объект и тождественное с ним. Кант от­рицал возможность абсолютного познания, а Шеллинг сразу же берет его как предпосылку, выдвигая гипотезу тождества бытия и мышления. Шеллинг находит тождество субъекта и объекта в са­мосознании. В акте самосознания, по Шеллингу, от «я мыслю» переходим к «я существую», т.е. от понятия Я к самому Я.

Шеллинг по отношению к Канту сделал то же, что Спиноза по отношению к Декарту. Спиноза из двух субстанций создал одну, Шеллинг соединил явление и «вещь в себе». Кантовское Я обще-человечно, а не индивидуально. Но теперь стало возможным об­щечеловеческое Я превратить в сверхчеловеческое.

Когда Шеллинг, вслед за Фихте, отказывается от «вещи в себе», то возникает вопрос: как же происходит развитие из Я? Шеллинг вводит диалектику противоречий: «Не существуй в Я противоположения, ему вообще чужды были бы движение, со­зидание и, значит, оно и не порождало бы ничего». По Шел­лингу, абсолютное Я раздваивается на идеальную и реальную действительность и отсюда проистекает ложное деление на огра­ниченное сознанием Я и «вещь в себе». Используя диалектику, Шеллинг подводит сознание и «вещь в себе» под третье — Абсо­лют. Различение противоположностей идеального и реального, субъекта и объекта и т. д., а затем их слияние в единое Я — ос­новной прием Шеллинга.

Отходя от пропасти, которую возвел между явлением и «вещью в себе» Кант, Шеллинг настаивает на моменте гармонии. Кант, обосновав знание научное, ограничил знание метафизи­ческое. Шеллинг проложил этому знанию дорогу. Он приводит соображения против двойственности явлений и «вещей в себе», аналогичные возражениям против двух субстанций Декарта. Един­ство явления и «вещи в себе» возможно, по Шеллингу, только в том случае, если имеется нечто высшее, что соединяет их вместе.

В конце трактата Шеллинг ставит вопрос о целесообразности истории: «Заслуживает ли вообще наименования истории простой ряд событий, протекающих без плана и цели, и не заключается ли уже давно в одном понятии истории представления о такой необходимости, на пользу которой вынужден работать даже са­мый произвол?». Тем самым Шеллинг выявляет основную осо­бенность западной философии XIX в. — ее историчность и форму­лирует ее высшую ценность — прогресс. Философия стала рас­сматриваться как «развивающийся процесс самопознания» чело­веческого духа и в согласии с принципом историчности оказалась историей философии.

После того как Фихте отбросил «вещь в себе», только распро­странение Я на всю природу могло спасти целостность философ­ского подхода. Немецкая классическая философия представляет собой единую цепь, начатую Кантом и законченную Гегелем. Г. Ге­гелю осталось в духе западной цивилизации придать представле­ниям Шеллинга законченно рациональную форму.

 

Г. В. Ф.Гегель

Как и Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) близок Пармениду, утверждавшему, что «одно и то же есть мысль и бытие». Но Парменид на основании этого отрицал движение, а Гегель, напротив, создал диалектическую систему. Еще ближе он к гераклитову тождеству огня и логоса и к утверждению стоиков, что в идеале мудрец тождествен космическому разуму.

Оттолкнувшись от принципа тождества бытия и мышления, Гегель понятийную диалектику Канта, близкую Платону, опро­кинул в бытие. Он подошел к Канту, как Аристотель к Платону, вернув мир идей в объективную действительность, но представил их функционирование в соответствии с духом XIX в. как процесс. Идеи, по Гегелю, не только присутствуют в природе, как у Ари­стотеля; природа — инобытие идеи, и как таковая она тожде­ственна человеческим представлениям в их абсолютной истинно­сти. Аристотель мыслил познание как постепенное проникнове­ние в идею, так что «ум и предмет его — одно и то же». Аналогич­но тому, что сделал Аристотель по отношению к Платону, Гегель вывел «идеи» Канта из человеческого сознания в природу. Он тоже связал идеи с действительностью, но иным способом — не эмпи­рически, как Аристотель, а с формальной стороны. Познающий субъект Гегеля не только ищет идеи в природе посредством ее изучения, как предлагал Аристотель, а заранее исходит из того, что бытие тождественно мышлению человека.

Аристотель сформулировал законы формальной логики, Ге­гель — законы диалектики, которых у него тоже три. Аристотель ввел принцип развития, но результаты познания у него неизменны, как и идеи. Гегель обосновал самодвижение в мире, чего не сделал Аристотель, предположивший первоначальный толчок извне. Подобно Спинозе, Гегель объяснил движение развитием субстанции (в этой роли у него выступает Абсолютная Идея).

Диалектика Гегеля противостоит метафизике Аристотеля. Ари­стотель сформулировал законы мышления, познающего мир; Ге­гель — законы развития самого мира. Таких законов три — закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Сам универсум рассматривается в виде триады — идея, природа, дух.

Аристотель свел к минимуму находящееся вне реального мира, и таковым оказался у него только Бог — как перводвигатель. Ге­гель поместил перводвигатель внутрь действительности, предста­вив ее самодвижущейся. Таким образом, Гегель совершил синтез идей Аристотеля (а через него Платона) и Канта. В то же время Гегель писал, что нет ни одного положения Гераклита, которое он не включил бы в свою систему. По сути, его философия и есть переложенный на западный манер Гераклит, Логос которого мо­жет рассматриваться как предтеча идей Платона и Канта.

Величие философа заключается в глубине и широте его синте­за. Чем более разнородные вещи он соединяет и чем удачнее это делает, тем более ценна его работа. Кант пытался соединить агно­стицизм и науку, разум и чувство. Гегель предпринял попытку соединить мышление и бытие, диалектику и логику, конструируя диалектическую логику.

Из кантовских антиномий чистого разума Гегель делает вывод не о том, что разум не способен в принципе достичь абсолютной исти­ны, а о том, что самой действительности свойственны противоречия, открываемые разумом. Так появилось представление об объек­тивной диалектике бытия. По мнению Гегеля, антиномий не четы­ре, как у Канта, а они содержатся «во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях. Знание этого и познание предметов в этом их свойстве составляют... диалекти­ческий момент логического». Гегель назвал вывод Канта об антиномичности мышления, когда оно имеет дело с бесконечным, — отрицательным. «Истинное же и положительное значение антино­мий заключается вообще в том, что все действительное содержит в себе противоположные определения и что, следовательно, познание и, точнее, постижение предмета в понятиях как раз и означает позна­ние его как конкретного единства противоположных определений».

По Канту, чистое мышление не может подняться выше анти­номий бытия, и это его недостаток. По Гегелю, мышление спо­собно подняться до диалектики бытия, и это его достоинство. Раз­личие в подходе объясняется тем, что для Канта основная цель мышления — добиться общечеловеческих результатов, и она ока­зывается недостижимой для чистого разума. По Гегелю, мышле­ние должно отражать текучесть бытия, и он считает, что это воз­можно, хотя критерию общезначимости знания не удовлетворяет и гераклитовское «все течет, все изменяется».

Всякий, кто захочет утверждать что-то как абсолютно истин­ное, должен прежде принять гипотезу тождества бытия и мышления. Но гегелевская диалектика не дает возможности высказать ни одно общезначимо истинное положение. Формальная логика, по Гегелю, не соответствует диалектике бытия, но без нее оказыва­ется невозможным устойчивое познание.

Если, по Шеллингу, о тождестве субъекта и объекта мало что можно сказать с помощью разума, то Гегель постарался расши­рить возможность разумного проникновения в суть данного тож­дества. Для этого он отошел от формально логического мышле­ния, ограниченность которого показал Кант, и обратился к мыш­лению диалектическому. Гегель не мог не войти в конфликт с со­временной ему наукой, пользующейся формально-логическим аппаратом. Нынешние попытки создания трехзначной логики и эволюция науки в сторону статистического описания мира ведут к его более полному постижению в том же направлении, по кото­рому шел Гегель.

Гегель упрекал Канта за то, что тот ставил границы мышле­нию до самого акта мышления, которое гипотеза тождества бы­тия и мышления делала безграничным. Гегель критикует крити­ческую по отношению к философии позицию Канта, говоря о невозможности опровергнуть философскую систему извне. Оправ­дание способности познавать абсолютное «есть само по себе фи­лософское познание и поэтому может иметь место лишь внутри философии».

Как для Декарта и Канта, метод для Гегеля — самое главное. Если для Канта важно, чтобы метод был общезначим, то для Ге­геля — чтобы он был имманентен (внутренне присущ) предмету исследования.

В противоположность древнегреческим философам, больше за­нимавшимся этикой, немецкая классическая философия искала прежде всего формальные основания познания бытия. Кант не рассматривал вопрос о происхождении априорного. Он не исто­ричен в подходе к разуму, который берет как нечто готовое. Дар­виновское учение позволяет выдвинуть гипотезу о зависимости разума от окружающей природы, к которой человек приспосаб­ливался в процессе эволюции, и в этом смысле служит естественнонаучным основанием идей о тождестве бытия и мышления Ге­геля и Шеллинга, идущих, однако, гораздо дальше, чем может позволить себе любая наука.

 

Законы диалектики

Центральное место в системе Гегеля занимает логика, и ее предметом является Абсолютная Идея, развертывающая свои мо­менты как категории, составляющие основу действительности.

Логику Гегеля составляют учения о бытии, сущности и понятии. Каждый отдел разделяется по принципу триады. Первая часть на­чинается с характеристики самой абстрактной категории — бы­тия как чистой абстракции, которое поэтому есть ничто. Это за­ставляет опять вспомнить Единое древних индийцев. Единство бы­тия и ничто есть становление. Здесь вспоминается дао, подтверж­дая, что история философии есть история развития идей. Но Ге­гель ведет начало философии от Древней Греции и поэтому вы­страивает следующий ряд: понятие бытия соответствует в исто­рии философии этапу элеатов, понятие становления — этапу Ге­раклита.

Результат становления — наличное бытие. Оно, по Гегелю, содержит в себе три ступени: качество, количество и меру. «Каче­ство есть в первую очередь тождественная с бытием определен­ность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определенность». Мера есть единство каче­ства и количества. Качество связано с количеством таким обра­зом, что постоянные количественные изменения, превышая оп­ределенную меру, приводят посредством скачка к возникнове­нию нового качества (второй закон диалектики). Как пример дей­ствия этого закона можно рассмотреть процесс нагревания воды. Последовательные количественные изменения температуры при­водят в определенный момент времени к скачкообразному изме­нению качества — вода превращается в пар.

Главной проблемой учения о сущности является проблема про­тиворечия, которое — «корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно, в конечном счете, движется, обладает импульсом и деятельностью». Единое раздваивается в самом себе на свои противоположности, которые находятся в единстве и борьбе между собой (первый за­кон диалектики). Примером могут служить китайская диалектика «ян» и «инь», о которой говорилось в главе 3, или неразрывно связанные друг с другом полюса магнита.

Развитие понимается как развертывание и преодоление («сня­тие») противоречий, в процессе которых все самое ценное, что возникло на предыдущем этапе, сохраняется. Логически развитие предстает в виде триады тезис, антитезис, синтез (третий за­кон диалектики).Как пример данного закона можно привести раз­витие философии в Новое время: континентальный рационализм явился здесь тезисом, во многом противоположный ему англий­ский эмпиризм — антитезисом, а философская система Канта, вобравшая в себя все самое ценное из предыдущих этапов, — син­тезом.

В единстве находятся все основные философские категории, представляющиеся противоположностями. Сущность является, а явление существенно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.