Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обязательная 6 страница



 

Контрольные вопросы

1. Что такое форма, по Аристотелю, в отличие от идеи?

2. За что критиковал Аристотель платоновский мир идей

3. Какое значение придавал Аристотель развитию и цели?

4. Что внес Аристотель в логику?

5. Как развил Аристотель античную этику?

6. Каковы сходства и различия во взглядах Эпикура и киренаиков?

7. Чем различались взгляды Эпикура и Демокрита?

8. Что, с точки зрения Эпикура, мешает человеку быть счастливым?

9. В чем сходство и различие во взглядах стоиков и киников?

10. Кто такие скептики?

11. В чем причины упадка древнегреческой философии?

 

Рекомендуемая литература

Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В. В. Соколов. — М., 1969. - Т. 1.

Аристотель. Сочинения: В 4 т. — М., 1976—1983.

Гончарова Т. В. Эпикур. — М., 1988.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи­лософов. — М., 1986.

Лосев А. Ф. История античной философии. — М., 1989.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Аристотель1. — М., 1982.

Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. — М., 1947. — Т. 2.

Материалисты Древней Греции / Под ред. М. А. Дынника. — М., 1955.

Рассел Б. История западной философии. — М., 1959.

Хрестоматия по истории философии: В 2 ч. / Отв. ред. Л.А.Микешина. — М., 1994.-Ч. 1.

 

Глава 7. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

 

После подчинения Греции Риму во II в. до н. э. на древнерим­скую почву переходят учения, которые появились в Древней Гре­ции в эпоху крушения афинского государства, — эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Древнеримские авторы подробно разъяс­нили и развили на протяжении пяти веков концепции, зачастую сохранившиеся от древнегреческого периода лишь в отрывках, придали им художественную завершенность и практичность рим­ской души.

Римляне в отличие от греков были очень деятельны, и им пре­тил созерцательный характер греческой философии. «Ведь вся за­слуга доблести состоит в деятельности» — как само собой разуме­ющуюся роняет эту фразу Цицерон.

Практическая направленность римской души привела к тому, что в Древнем Риме интересовались не диалектикой и метафизи­кой, а преимущественно этикой. Ближайший по времени к Рим­ской империи греческий философ Эпикур приобрел известность в Древнем Риме, и у него нашлись последователи. Его взгляды очень подошли к политической обстановке Древнего Рима перио­да распада республики.

 

Лукреций

Популярности Эпикура способствовала поэма «О природе ве­щей» Лукреция Кара (ок. 99 —ок. 55 до н.э.) (Лукреций — имя, Кар — прозвище), уроженца Рима, жившего в эпоху гражданской войны между сторонниками Суллы и Мария и восстания Спарта­ка. Лукреций был не теоретиком, а поэтом; даже скорее эпику­рейцем, чем поэтом, потому что сам утверждал, что взялся изло­жить взгляды Эпикура в поэтической форме для облегчения их восприятия, следуя принципу, что главное — наслаждение, как, скажем, больному дают горькое лекарство вместе с медом, чтобы не было неприятно пить.

Лукреций разъяснил многое из взглядов Эпикура, произведе­ния которого сохранились лишь в отрывках. Он писал об атомах, которые должны иметь другую природу, чем видимые вещи, и не разрушаться, чтобы из них постоянно возникало что-то новое. Атомы невидимы, как ветер и мельчайшие пылинки, но из них образуются (как из букв слова) вещи, люди и даже боги.

Ничто не может возникнуть из ничего по воле богов. Все про­исходит из чего-то и превращается во что-то в силу естественных причин. На самом же деле, все изменения происходят в мире от движения атомов, имеющего случайный, механический характер и незаметного для людей.

Лукреций рисует грандиозную картину эволюции мира как процесса, который протекает без участия каких-либо сверхъесте­ственных сил. Жизнь, по его мнению, возникла путем самозарож­дения из неживой природы. Свойства всех вещей зависят от осо­бенностей атомов, из которых они состоят, и они же определяют наши ощущения, с помощью которых человек познает окружаю­щий мир. Душа и дух также материальны и смертны.

Общественная жизнь людей — результат их первоначального свободного договора между собой. Боги не вмешиваются в жизнь людей, о чем свидетельствует существование зла и то, что наказа­ние может постигнуть невиновного, а виновный останется цел.

 

Неужели не видно,

Что об одном лишь природа вопит и что требует только,

Чтобы не ведало тело страданий, а мысль наслаждалась

Чувством приятным вдали от сознанья заботы и страха?

Мы, таким образом, видим, что нужно телесной природе

Только немногое: то, что страдания все удаляет.

Те же, кто в жизни себе кормилом взял истинный разум,

Тот обладает всегда богатством умеренной жизни;

Дух безмятежен его, и живет он, довольствуясь малым.

В таких очень точных словах передает Лукреций суть учения Эпикура.

Эпикуреизм больше подходит для свободных людей, могущих забраться в башню из слоновой кости. А раб? Как он может жить незаметно и без страхов наслаждаться жизнью? Каждый человек в эпоху империи был под пятой тирана. В этих условиях учение Эпи­кура теряет жизненную силу, уже не подходит к социальным обстоятельствам Римской империи, когда человек вынуждается идти на противостояние с властью.

                                                                                                        

Стоики

Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональ­ности — силой своего чувства и выразительностью поэзии,— и это объяснялось изменением социальных условий. Постепенно подтачивалось достоинство людей и вместе с тем их уверенность. Иссякал психологический запас прочности, и начинали преоб­ладать мотивы обреченности. Б. Рассел писал, что в плохие време­на философы придумывают утешения. «Мы не можем быть счаст­ливыми, но мы можем быть хорошими; давайте же представим себе, что, пока мы добры, не важно, что мы несчастливы. Эта доктрина — героическая и в плохом мире полезная».

У римских стоиков ведущими чертами становятся не гордость, достоинство, уверенность в себе и внутренняя непоколебимость, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, над­ломленность. Нет у них и оптимизма греков. Понятия зла и смерти выходят на первый план. Римские стоики демонстрируют стой­кость отчаяния и терпения, сквозь которую прорывается мотив духовной свободы.

Известным римским пропагандистом стоицизма был Цицерон(106 — 43 до н.э.). Им разъяснены основные стоические понятия. «Но первая задача справедливости — в том, чтобы никому не на­носить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконн­ем». Жить в согласии с природой означает «быть всегда в согласии с добродетелью, а все остальное, что соответствует природе, избирать только в том случае, если оно не противоречит добродете­ли» (т.е. богатство, здоровье и т.п.). Больше, впрочем, Цицерон известен как оратор.

 

Сенека

Цицерон стоял у одра республики. Будучи сенатором, он гово­рил с подданными, избравшими его, как государственный муж. Следующий известный стоик — Сенека (ок. 5 до н.э. — 65 н.э.), пришел, когда республика уже погибла. Он не мечтает о ее рестав­рации, смирился с ее гибелью и своей проповедью, не назида­тельной, как у Цицерона, а дружественной, обращается не к жителям государства, а к отдельному человеку, другу. «В простран­ных же рассуждениях, написанных заранее и прочитанных при народе, шуму много, а доверительности нет. Философия — это добрый совет, а давать советы во всеуслышанье никто не станет». Голос Сенеки трагичней и безнадежней, в нем нет иллюзий.

Испанец по происхождению, Сенека родился в Риме. С 48 г. н. э. он воспитатель будущего императора Нерона, от которого и при­нял смерть. Произведения Сенеки так же трудно разбирать, как художественный роман. Пересказывание как будто не открывает ничего нового, но, если начать читать, попадаешь под обаяние стиля. Это автор для всех времен и народов, и если есть несколько книг, которые в своей жизни должен прочитать каждый, в этот список входят и «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки. Чте­ние их полезно и доставляет неизъяснимое духовное наслажде­ние.

С эстетической и нравственной точки зрения произведения Сенеки безупречны. Даже у Платона высокохудожественные час­ти текста перемежаются с вполне заурядными. У Сенеки все тща­тельно отделано и соединено в одно целое, хотя мы имеем дело с циклом писем, по-видимому, действительно написанных адреса­ту в разное время. Единство произведению придает цельность ми­ровоззрения автора. Нравственная проповедь Сенеки не грешит назидательностью, дешевыми лозунгами, а тонко ведет и убежда­ет. Мы видим в авторе сочетание гордости, доблести, благород­ства и милосердия, что не встречаем ни в христианских миссио­нерах, отличающихся иным комплексом добродетелей, ни в фи­лософах Нового времени.                                            

В творчестве Сенеки преобладает мотив страданий, а уверен­ность в возможности избавления от них гаснет, оставляя надежду только на себя. «Изменить... порядок вещей мы не в силах, зато в силах обрести величие духа, достойное мужа добра, и стойко пе­реносить все превратности случая, не споря с природой». Вне себя человек бессилен, но он может быть господином самого себя. Ищи опору в собственной душе, которая и есть бог в человеке, советует Сенека.

Внешнему давлению Сенека противопоставляет индивидуаль­ное нравственное самосовершенствование и борьбу прежде всего с собственными пороками. «Ничего я не осудил, кроме самого себя. И не с чего тебе приходить ко мне в надежде на пользу. Кто рассчитывает найти здесь помощь, ошибается. Не врач, а больной живет здесь».

Для обретения независимости от деспотических сил, во власти которых находится человек, Сенека предлагает стать равнодуш­ным к судьбе, не следовать, подобно скоту, за вожаками стада и воззрениями, которые находят много последователей; а жить, как требует разум и долг, т.е. по природе. «Жить счастливо и жить согласно с природой — одно и то же». «Ты спросишь, что такое свобода? Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою; а она, едва я пойму, что могу больше нее, окажется бессильна надо мной».

Понимая рабство в самом широком смысле и борясь против него, отражая тем самым растущие антирабовладельческие на­строения и приближая гибель рабовладельческого строя, Сенека верит в то, что каждый человек свободен потенциально, в душе, которая не может быть отдана в рабство.

Мораль Сенеки отличается милосердием, человеколюбием, состраданием, жалостью, благоговейным отношением к другим людям, благожелательностью, незлобивостью. Во всесильной им­перии жизнь философа небезопасна, и это в полной мере испы­тал Сенека, обвиненный своим бывшим учеником Нероном в заговоре против него. Хотя никаких улик не нашлось, Сенека, не дожидаясь ареста, вскрыл себе вены, сохранив верность своим взглядам. Не столь важно, участвовал Сенека в заговоре против Нерона или нет. Уже то, что он принимал участие в государствен­ных делах, говорит о том, что он готовил себе гибель. Он виноват только в одном.

Сенека — вершина нравственно-философской мысли челове­чества. Ему удалось синтезировать все ценное, что было в антич­ной этике, не исключая и учение оппонента стоиков Эпикура. Он мог согласиться, что абсолютная истина невозможна, но для него не этот вопрос важен, а вопрос «как жить?». От этого вопроса не спасешься парадоксами, его надо решать здесь и сейчас.  Сенека соединил в себе судьбу трех великих древнегреческих философов. Он был воспитателем будущего императора, как Ари­стотель (хотя в отличие от него считал, что добродетельный человек может быть счастлив и под пыткой); писал столь же художе­ственно, как Платон, и умер, как Сократ, в убеждении, что по установлению природы «несчастнее приносящий зло, чем пре­терпевший».

 

Эпиктет

Эпиктет (ок. 50 —ок. 140 н.э.) — первый из знаменитых фило­софов, который был рабом. Но для стоиков, признающих всех людей равными, это неудивительно. Издевавшийся над ним хозя­ин сломал ему ногу, а затем отпустил — калеку. Вместе с другими философами он был впоследствии выслан из Рима и открыл свою школу в Никополисе (Эпир). Его учениками были и аристократы, и бедняки, и рабы. В своей школе нравственного совершенствова­ния Эпиктет учил только этике, которую называл душой фило­софии.

Первое, что требовалось ученику, — осознать собственную сла­бость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекар­ство для души, но, чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. «Если хочешь быть хорошим, сперва проникнись убеждением, что ты плохой».

Первая ступень философского обучения — отбрасывание лож­ного знания. Начав учиться философии, человек испытывает со­стояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений. После этого новое знание становится чувством и волей человека.

Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетель­ным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»). Требуются
ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Освобождаться от страстей надо постепен­но, но последовательно. Ты привык сердиться ежедневно, поста­райся сердиться через день и т.д.         

Два основных принципа Эпиктета: «Выдерживай и воздержи­вайся». Стойко выдерживай все внешние трудности, которые об­рушиваются на тебя, и ко всему, что бы ни случилось, относись спокойно. «К свободе же ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас». Воздерживайся от любых проявле­ний собственных страстей, памятуя, что твои — только разум и душа, но не тело. «Возьми мое тело, мое имущество, мою честь, мою семью — но мысли моей и воли никто не может у меня отнять, ничто не в силах их подавить». «И ты, хотя ты еще не Сократ, должен, однако, жить как человек, желающий стать Со­кратом».

Обнаруживаем мы у Эпиктета и «золотое правило этики»: «То положение, которое ты не терпишь, не создавай для других. Не желаешь быть рабом — не терпи рабства около себя».

 

Марк Аврелий

Необычно для философа, но полностью противоположно, чем у Эпиктета, общественное положение Марка Аврелия (121 — 180 н.э.) — император. Тем не менее его пессимизм и мужество отчаяния столь же выразительны.

Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи. Наступал период ее заката. Это не пессимизм раба или придворного, а пессимизм императора и, стало быть, импе­рии. У Марка Аврелия были вся власть, все «хлеба и зрелища», но они не радовали его. Как ни покажется странным, именно в пери­од максимального могущества империи человек внутри нее чув­ствует себя в наибольшей степени незащищенным и ничтожным, раздавленным и беспомощным. Чем сильнее государство, тем сла­бее человек. И не только раб или придворный, а и сам неограни­ченный правитель.

Важное место в философии Марка Аврелия занимает требова­ние быть всегда одинаковым в ответ на воздействия внешних обсто­ятельств, что означает постоянную соразмерность, внутреннюю согласованность душевного склада и всей жизни. «Быть похожим на утес, о который неустанно бьется волна; он стоит, и разгоря­ченная волна затихает вокруг него».

Сходные мысли встречаем и у Сенеки. «Поверь мне, великое дело — играть всегда одну роль. Но никто, кроме мудреца, этого не делает; все прочие многолики». Отсутствие целостности и цель­ности — причина того, что люди, запутываясь в перемене масок, оказываются расщепленными. А целостность нужна, потому что сам человек — часть мирового целого, без которого он не может существовать, как рука или нога отдельно от остального тела. Мысль о единстве всего во вселенной постоянно повторяется Марком Аврелием.

То был единственный случай в мировой истории, когда госу­дарством правил философ и достигнута была видимая социальная вершина торжества философии. Казалось бы, именно Марку Аврелию и попытаться создать государство на тех философских прин­ципах, которые разрабатывались в философии, начиная с Сокра­та и Платона. Но Марк Аврелий не только не начал кардинальных преобразований (хотя как у императора у него были все возмож­ности для этого — не то, что у Платона), но даже не обращался к людям со ставшими модными в то время философскими пропове­дями, а лишь вел дневник — для себя, не для печати. Это крайняя степень разочарованности в возможности улучшить положение. Осуществилось одно из желаний Платона о философе, управляю­щем государством, но Марк Аврелий понимал, насколько труд­ное, если не безнадежное, дело — пытаться исправить людей и общественные отношения. В самоумалении Сократа была ирония, в самоумалении Сенеки и Марка Аврелия — неподдельная скорбь.

Учащий людей, как жить, бывший раб Эпиктет, философ на престоле Марк Аврелий, государственный деятель и писатель Се­нека, сравнимый по художественному мастерству только с Пла­тоном, а по пронзительности своих сочинений более близкий нам, чем Платон, — наиболее значительные имена римского сто­ицизма.

Всех троих объединяло убеждение, что существует разумная необходимость подчинения всеобщему высшему началу, а своим следует считать только разум, а не тело. Различие же в том, что, по Сенеке, во внешнем мире все подчинено судьбе; по Эпиктету — воле богов; по Марку Аврелию — мировому разуму.

Сходство между римскими стоиками и эпикурейцами, как и между греческими, заключалось в ориентации на жизнь по при­роде, замкнутость и самодостаточность, безмятежность и бесстра­стие, в представлении о материальности богов и души, смертно­сти человека и его возвращении в мировое целое. Но осталось по­нимание эпикурейцами природы как материальной Вселенной, а стоиками — как разума; справедливости как общественного дого­вора — эпикурейцами и как долга перед мировым целым — сто­иками; признание свободы воли эпикурейцами и высшего поряд­ка и предопределенности стоиками; представление о линейности развития мира у эпикурейцев и цикличности развития у стоиков; ориентация на личную дружбу у эпикурейцев и участие в общественных делах у стоиков. Для стоиков источник счастья — разум, а основное понятие — добродетель; для эпикурейцев — соответ­ственно чувство и удовольствие.

 

Секст Эмпирик

Скептики противостояли стоикам и эпикурейцам в Риме, как и в Греции, и значение их возрастало по мере ослабления твор­ческих потенций философии. Скептицизм является неизбежным спутником рациональной мудрости, как атеизм — спутником ре­лигиозной веры, и он только ждет момента ее ослабления, как атеизм — момента ослабления веры.

От древнегреческих скептиков остались обрывки работ. Секст Эмпирик (конец II —начало III в. н.э.) дал законченное учение с развернутой критикой представителей других направлений. Он проделал такую же обобщающую работу, как Лукреций по отно­шению к Эпикуру.

В представлении об относительности добра и зла Секст находит свои преимущества. Отказ от представления о всеобщем благе де­лает человека более устойчивым к общественному мнению, но в отсутствие главной индивидуальной цели, подчиняющей себе все прочие, человек в суете обстоятельств теряет уверенность в себе и устает от выполнения мелких целей, зачастую противоречащих друг другу и лишающих жизнь смысла. Сам скептик как философ должен считать мудрость благом.

Секст дает исчерпывающую сводку скептических выводов и учений. Мы находим у него логические парадоксы типа «я лжец», свидетельствующие о том, что мышление в принципе не может быть строго логическим и избежать противоречий. «Я лжец», — заявляет человек. Если это так, то его утверждение не может быть истинным, т. е. он не лжец. Если же он не лжет, то его слова спра­ведливы, и, стало быть, он лжец.

Встречаем мы у Секста парадоксы, связанные с качественны­ми изменениями вещей, например парадокс «зерно и куча», при­писываемый философу мегарской школы Эвбулиду из Милета (IV в. до н. э.): «Если одно зерно не составит кучи, и два не соста­вят кучи, и три и т.д., то никогда не будет кучи». Здесь можно сказать о непонимании того, что для современной науки очевид­но, — появления новых свойств у более сложных вещей. Отрицая их, Секст доказывает, что если часть не обладает каким-либо свой­ством (буква не обозначает вещь), то не обладает этим свойством и целое (слово). Секста можно поправить в соответствии с совре­менной наукой, но краеугольные камни скептицизма остаются.

Диоген Лаэртский считал скептицизм направлением, прони­зывающим всю античную философию. Древние греки уделяли боль­шое внимание логическим затруднениям, потому что для них наи­большее значение имели рациональные аргументы, и парадоксы привлекали возможностью их разрешить, что оказывалось порой безуспешным.

Однако если все отрицать, то ни о чем невозможно говорить. Это заставляет все же делать положительные утверждения. Если я не знаю, знаю ли я что-либо, то, может быть, я все же что-то знаю? Последовательный скептицизм открывает путь вере.

Заслуга скептиков — в попытке определить пределы рацио­нального мышления с тем, чтобы узнать, что можно ждать от философии, а чего нельзя. Недовольные рамками, в которых функционирует разум, обращались к религии. Подрывая автори­тет разума, скептики тем самым подготовили наступление хрис­тианства, для которого вера выше разума. Несмотря на усилия Эпикура и стоиков, оказалось, что страх смерти не победить ра­зумными доводами. Распространение христианства вызвано всей логикой развития античной культуры. Людям хочется счастья не только здесь, но и после смерти. Ни Эпикур, ни стоики, ни скеп­тики не обещали этого. Встав перед дилеммой: разум или вера, — люди отвергли разум и предпочли веру, в данном случае христи­анскую. Отвернувшись от рациональной мудрости, более молодое и уверенное в своих силах христианство победило античную фи­лософию. Последняя почила, как мудрый старик, уступающий место новому поколению.

С конца II в. христианство завладевает умами множества людей. Можно сказать, что христианство победило самую могуществен­ную в истории человечества империю, а единственный в истории император-философ Марк Аврелий потерпел сокрушительное ду­ховное поражение. Почему это произошло? Ослабление творче­ских потенций античной философии, изменение духовного кли­мата и социальных условий жизни тогдашнего общества привели к триумфу христианства. Философия была сначала низвергнута, а затем использована для нужд религии, превратившись на 1500 лет в служанку богословия.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные идеи поэмы Лукреция «О природе вещей»?

2. Каковы основные идеи «Нравственных писем к Луцилию» Л. А. Се­неки?

3. Что необходимо, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным?

4. Каким должен быть человек, по Марку Аврелию?

5. В чем специфика и значение древнеримской философии?

6. В чем сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами?

7. В чем сходство и различие между древнегреческими и древнерим­скими стоиками?

8. Каковы основные постулаты античной этики?

9. Каково общее значение античной философии?

10. В чем значение философии Секста Эмпирика?

11. В чем принципиальные отличия античной философии от индий­ской и китайской?

 

Рекомендуемая литература

Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В. В. Соколов. — М. 1969.-Т. 1.-Ч. 1.

Вундт В. Введение в философию. — СПб., 1903. Лосев А. Ф. История античной философии. — М., 1989. Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I —II вв. н.э. — М., 1979. Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. — М., 1946. — Т. 1. Марк Аврелий. Размышления. — Л., 1985. Рассел Б. История западной философии. — М., 1959. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. — М., 1975, 1976. Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М., 1991.

 

Глава 8. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Особенности средневековой философии

Средневековая философия возникла после крушения Римской империи. Культурные периоды, однако, не совпадают точно с периодами историческими. Хотя Рим был захвачен варварами в 476 г., средневековая философия в соответствии с ее главной осо­бенностью — тем, что это религиозная философия (христианская и затем мусульманская), — начинается раньше, с того времени, когда в пределах и за пределами Римской империи стало утверж­дать себя христианство, победившее в конце концов и подчинив­шее себе античную культуру.

Античная культура пришла в упадок не только из-за нашествия варваров, но и потому, что античный разум, стоявший в центре ее, не смог обосновать возможность и неизбежность посмертного вознаграждения за муки жизни, уча преодолевать их или уходить от них в небытие. Результатом могло быть внутреннее удовлетво­рение, достигаемое усилием воли. Но чем труднее земное суще­ствование, тем большего хочется иметь после него. Рационализм не оправдал надежд. И именно в этот период засиял новый мощ­ный источник духовного света — христианство. Не проводя его детального анализа, скажем только, что на место разума пришла вера, на место наслаждения — любовь к Богу, на место гордости — смирение.

Христианство стало религией верящих в Бога и жаждущих от­дохновения людей. Не только нечего бояться после смерти (как у Эпикура), но там-то и ждут высшие блага. Это понравилось боль­ше, чем эпикурейство, хотя от земных радостей отказываться спе­шили не все.

Чтобы уяснить различия между античной философией и хрис­тианской религией, сравним проповедь Христа со спорами Сократа. Главный тезис Сократа — «Познай самого себя». Знание для Сократа тождественно добродетели, поэтому само познание себя автоматически ведет к праведности. Последующие античные фи­лософы отказались от данного тождества, а христианство нача­лось с противопоставления разума и добродетели. Нравственная цель и Христа, и Сократа — праведная жизнь, но пути ее достиже­ния различны: в одном случае — познание человека, в другом — познание Бога.

Это уже иная отправная точка, чем у философии. Показателен в этом смысле вопрос Пилата, обращенный к Христу: «Что есть истина?» Прокуратор Иудеи, образованный античный человек, хотел вступить в философский спор, но для Христа истина со­всем не то, что для Пилата. Это не понятие, которое надо точно определить и потом уже спорить о нем по определенным прави­лам. Ответ Иисуса Христа: «Я есмь путь и истина». Истина стано­вится личностью, не объектом мысли, а предметом веры.

Однако по мере универсализации христианства перед его про­поведниками вставало все больше проблем, разрешить которые было нельзя без обращения к интеллектуальному потенциалу, выработанному в языческие времена, в том числе и к античной философии.

На смену борьбе философии и религии пришла эра их сотруд­ничества, и результатом стало создание религиозной философии. Основным импульсом религиозной философии является стремление человека к Богу, а основной задачей — рациональное обо­снование теологических истин. В этом симбиозе философии и ре­лигии философия играла подчиненную роль и была объявлена служанкой богословия.

Философия Средних веков — служанка и помощница религии, имеющая значение не только для обоснования религиозных ис­тин, но и для прихода человека как личности к Богу. Она откры­вает путь к Богу для рационально мыслящего человека. В этом одна из задач философии как таковой и главная задача религиозной философии.

Основы религиозной философии заложены двумя мыслителя­ми, которые имели для нее такое же значение, как Платон и Аристотель для античной философии. Первый из них — Августин Блаженный, признанный святым в католичестве.

 

Августин

Августин (354 — 430) родился в Северной Африке и пришел к христианству через манихейство — религиозное учение, возник­шее в Иране, скептицизм и неоплатонизм. Манихейство и в боль­шей степени неоплатонизм нашли отражение в философских про­изведениях Августина.

Августину принадлежит обоснование необходимости церкви в трактате «О граде Божьем». Находясь под влиянием Платона, Ав­густин трансформировал его представление о двух мирах — мире идей и чувственном мире — в представление о «двух градах» — граде Божьем и граде Земном. В отличие от мира идей Платона град Божий есть нечто находящееся и укрепляющееся на самой земле и становящееся церковью. Августин, таким образом, об­основал необходимость церкви, конкретно Римской католичес­кой церкви.

 Важнейший вопрос, который пытался разрешить Августин, — о соотношении судьбы и свободной воли человека. Этот вопрос воз­ник с тех времен, когда развились астрология, различные формы гаданий, определений характера и т.д. Этические следствия из него вызвали резкие споры между стоиками и эпикурейцами. В христи­анстве этот вопрос — в виде соотношения свободной воли чело­века и благодати Божьей (и в более общем плане - соотношения религии и морали) — впервые осмыслен Августином.

Человек обладает свободой воли, но она, как все остальное, даруется человеку Богом в знак его благорасположения, ожида­ния выбора человеком по собственной инициативе верного пути. Свобода воли, однако, может увести человека ко злу, которое происходит от извращения божественных предначертаний.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.