![]()
|
||||||||||||||
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 26 страница3. При соблюдении положений, установленных Протоколом о переходных положениях, в случаях, когда согласно Договорам не все члены Совета принимают участие в голосовании402, квалифициро-
См. примечание к статье 150. — Прим. перев. См. раздел II настоящего издания. — Прим. перев. См.: «Протокол относительно решения Совета о реализации параграфа 4 статьи 16 Договора о Европейском Союзе и параграфа 2 статьи 238 Договора о функционировании Европейского Союза между 1 ноября 2014 г. и 31 марта 2017 г., с одной стороны, и с 1 апреля 2017 г., с другой стороны» (раздел II настоящего издания) и «Декларация в отношении параграфа 4 статьи 9 С Договора о Европейском Союзе и параграфа 2 статьи 205 Договора о функционировании Европейского Союза» — Декларация № 7 (раздел IV настоящего издания). — Прим. перев. Имеются в виду случаи, когда не все члены Совета вправе участвовать в голосовании (например, акты в области продвинутого сотрудничества, некоторые ванное большинство с 1 ноября 2014 г. определяется следующим образом: a) Квалифицированное большинство определяется как не менее Блокирующее меньшинство должно, по крайней мере, включать минимальное число членов Совета, представляющих свыше 35% населения участвующих государств-членов, плюс один член; в противном случае квалифицированное большинство считается достигнутым; b) В отступление от пункта «а», когда Совет не постановляет по 4. Наличие воздержавшихся среди членов, присутствующих лично или действующих через представителя, не является препятствием для принятия актов Совета, которые требуют единогласия. Статья 239 (бывшая статья 206) В случае голосования каждому члену Совета может делегироваться право голоса со стороны не более одного из других членов. Статья 240 (бывшая статья 207) 1. Комитет в составе постоянных представителей правительств государств-членов отвечает за подготовку работы Совета и за исполнение поручений, которые даются ему Советом. Комитет может принимать процедурные решения в случаях, предусмотренных внутренним регламентом Совета. 2. При Совете состоит Генеральный секретариат под руководством Генерального секретаря, назначаемого Советом. Совет простым большинством принимает решение об организации Генерального секретариата. 3. Совет постановляет простым большинством по процедурным Статья 241 (бывшая статья 208) Совет, постановляя простым большинством, может запрашивать Комиссию о проведении любых исследований, которые он считает
акты по вопросам экономической и денежной политики, обязательные только Для государств-членов, перешедших на евро). — Прим. перев.
Статья 242 (бывшая статья 209) Совет, постановляя простым большинством, устанавливает после консультации с Комиссией статус комитетов, предусмотренных Договорами404. Статья 243 (бывшая статья 210) Совет устанавливает оклады, надбавки и пенсии Председателя Европейского совета, Председателя Комиссии, Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, членов Комиссии, председателей, членов и секретарей Суда Европейского Союза, а также Генерального секретаря Совета. Кроме того, он устанавливает любые пособия, выплачиваемые этим лицам вместо заработной платы. Отдел 4 КОМИССИЯ Статья 244 (бывшая статья 21 Ibis) В соответствии с параграфом 5 статьи 17 Договора о Европейском Союзе члены Комиссии отбираются по системе ротации, которую единогласно устанавливает Европейский совет исходя из следующих принципов: а) государства-члены подвергаются обращению на основе строгого равенства в целях определения порядка очередности и времени присутствия их граждан в Комиссии; соответственно разность между общим числом сроков полномочий, отведенных гражданам любой заданной пары государств-членов, никогда не может превышать единицы405; Ъ) при соблюдении пункта «а» каждая из сменяющих друг друга Комиссий формируется таким образом, чтобы в удовлетворительной степени отражать демографический и географический диапазон всех государств-членов. Статья 245 (бывшая статья 213) Члены Комиссии воздерживаются от любых действий, не совместимых с характером их функций. Государства-члены соблюдают их независимость и не стремятся оказывать на них влияние при исполнении ими своих задач. На протяжении срока осуществления своих функций члены Комиссии не могут заниматься никакой иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет. При вступлении в должность они берут на себя торжественное обязательство на протяжении срока осуществления своих функций и после прекращения таковых соблюдать обязанности, вытекающие из их поста, в частности обязанность проявлять порядочность и осторожность в том, что касается принятия некоторых должностей или выгод после прекращения своих функций406. В случае нарушения этих обязанностей Суд по ходатайству Совета, постановляющего простым большинством, или по ходатайству Комиссии может, в зависимости от обстоятельств, вынести решение о принудительной отставке согласно условиям статьи 247 либо о лишении заинтересованного лица права на пенсию или других заменяющих ее льгот. Статья 246 (бывшая статья 215) Кроме периодического обновления и смерти, функции членов Комиссии прекращаются в индивидуальном порядке путем добровольной или принудительной отставки. Ушедший в отставку или скончавшийся член заменяется на оставшийся срок полномочий новым членом с аналогичным национальным гражданством, которого назначает Совет по общему согласию с Председателем Комиссии, после консультации с Европейским парламентом и в соответствии с критериями, предусмотренными во втором абзаце параграфа 3 статьи 17 Договора о Европейском Союзе.
Фаждане Франции или любого другого государства-члена должны присутствовать, как минимум, в одном, но не более чем в трех составах Комиссии. — Прим. перев. Имеется в виду, в частности, поступление бывшего члена Комиссии на работу в коммерческие организации, предпринимательские союзы, в занимающиеся лоббированием на европейском уровне «группы интересов», а также в любые дРУгие структуры, которые могли бы использовать его знания и связи, приобщенные за время пребывания в составе Комиссии. — Прим. перев.
Совет, постановляя единогласно по предложению Председателя Комиссии, может принять решение о нецелесообразности производить замену, особенно когда оставшийся срок полномочий члена Комиссии является коротким. В случае добровольной отставки, принудительной отставки или смерти Председатель заменяется на оставшийся срок полномочий. К его замене подлежит применению процедура, предусмотренная в первом абзаце параграфа 7 статьи 17 Договора о Европейском Союзе. В случае добровольной отставки, принудительной отставки или смерти Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности заменяется на оставшийся срок полномочий в соответствии с параграфом 1 статьи 18 Договора о Европейском Союзе. В случае добровольной отставки всех членов Комиссии они остаются на своих постах и продолжают решать текущие дела вплоть до их замены на оставшийся срок полномочий в соответствии со статьей 17 Договора о Европейском Союзе. Статья 247 (бывшая статья 216) Любой член Комиссии, если он более не отвечает условиям, необходимым для осуществления своих функций, или совершил серьезный проступок, может быть отправлен в отставку Судом по ходатайству Совета, постановляющего простым большинством, или по ходатайству Комиссии. Статья 248 (бывшая статья 217) Без ущерба параграфу 4 статьи 18 Договора о Европейском Союзе обязанности, возлагаемые на Комиссию, структурируются и распределяются между ее членами Председателем в соответствии с параграфом 6 статьи 17 упомянутого Договора. Председатель в течение срока полномочий Комиссии может перераспределять эти обязанности. Члены Комиссии осуществляют функции, возложенные на них Председателем, под руководством последнего. Статья 249 (бывшая статья 218) 1. Комиссия принимает свой внутренний регламент с целью своих служб. Она обеспечивает опубликование этого регламента. 2. Комиссия ежегодно, не позднее чем за месяц до открытия сес- Статья 250 (бывшая статья 219) Акты Комиссии принимаются большинством ее членов. Ее внутренний регламент фиксирует кворум. Отдел 5 СУД ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Статья 251 (бывшая статья 221) Суд407 заседает в рамках палат или Большой палаты в соответствии с правилами, предусмотренными с этой целью Статутом Суда Европейского Союза408. Когда это предусмотрено Статутом, Суд также может заседать на пленуме. Статья 252 (бывшая статья 222) Суду оказывают содействие восемь генеральных адвокатов. По запросу Суда Совет, постановляя единогласно, может увеличить число генеральных адвокатов409. Роль генерального адвоката состоит в том, чтобы публично, с полной беспристрастностью и полной независимостью, представлять мотивированные заключения по делам, которые в соответствии со Статутом Суда Европейского Союза требуют его участия. Статья 253 (бывшая статья 223)
Судьи и генеральные адвокаты Суда, отбираемые из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости, которые отвечают условиям, требуемым для занятия высших судебных должностей в своих соответствующих странах, или являются знатоками права410 с общепризнанной компетентностью, назначаются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет после консультации с комитетом, предусмотренным в статье 255. Частичное обновление состава судей и генеральных адвокатов происходит каждые три года на условиях, предусмотренных Статутом Суда Европейского Союза. Судьи избирают из своего состава Председателя Суда сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться. Судьи и генеральные адвокаты, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь. Суд назначает своего Секретаря и устанавливает его статус. Суд устанавливает свой процессуальный регламент. Данный регламент подлежит одобрению Совета. Статья 254 (бывшая статья 224) Число судей Трибунала устанавливается Статутом Суда Европейского Союза. Статутом может быть предусмотрено, что Трибуналу оказывают содействие генеральные адвокаты. Члены Трибунала отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и обладающих качествами, требуемыми для занятия высоких судебных должностей. Они назначаются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет после консультации с комитетом, предусмотренным в статье 255. Частичное обновление происходит каждые три года. Члены, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь. Судьи избирают из своего состава Председателя Трибунала сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться. Трибунал назначает своего Секретаря и устанавливает его статус. Трибунал с согласия Суда устанавливает свой процессуальный регламент. Данный регламент подлежит одобрению Совета. Если иное не предусмотрено Статутом Суда Европейского Союза, то положения Договоров, относящиеся к Суду, подлежат применению к Трибуналу. Статья 255 (бывшая статья 224bis) Учреждается комитет с целью давать заключение о пригодности кандидатов для занятия должности судьи и генерального адвоката Суда и Трибунала перед тем, как правительства государств-членов произведут назначения в соответствии со статьями 253 и 254. В состав комитета входят семь лиц, отбираемых из числа бывших членов Суда и Трибунала, членов верховных национальных судов и юристов с общепризнанной компетентностью, одного из которых предлагает Европейский парламент. Совет принимает решение, устанавливающее правила функционирования данного комитета, а так^ же решение о назначении его членов. Совет постановляет по инии ативе Председателя Суда. Статья 256 (бывшая статья 225) 1. Трибунал полномочен рассматривать по первой инстанции Решения, выносимые Трибуналом согласно настоящему параграфу, могут служить предметом обжалования в Суде, которое ограничено вопросами права, на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом. 2. Трибунал полномочен рассматривать жалобы, которые пода- Решения, выносимые Трибуналом согласно настоящему параграфу, в порядке исключения могут подвергаться пересмотру Судом на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом, в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза. 3. В специальных областях, определяемых Статутом, Трибунал Когда, по мнению Трибунала, дело требует решения принципиального характера, которое способно затрагивать единство или внутреннюю согласованность права Союза, он может передать дело на разрешение Суда. Решения, выносимые Трибуналом по преюдициальным вопросам, в порядке исключения могут подвергаться пересмотру Судом на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом, в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза. Статья 257 (бывшая статья 225 А) Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут создавать при Трибунале специализированные трибуналы, на которые возлагается рассмотрение по первой инстанции некоторых категорий исков, пода-Ваемых в специальных областях. Европейский парламент и Совет Постановляют посредством регламентов по предложению Комиссии и после консультации с Судом либо по запросу Суда и после консульские Комиссией411. Возможность создания специализированных трибуналов была впервые предусмотрена Ниццким договором 2001 г., внесшего соответствующие поправки в
Регламент о создании специализированного трибунала устанавливает правила в отношении состава этого трибунала и четко определяет объем предоставляемых ему полномочий. Решения специализированных трибуналов могут служить предметом обжалования в Трибунале, которое ограничено вопросами права, либо — если это предусмотрено регламентом о создании специализированного трибунала — предметом апелляции в Трибунал которая относится и к вопросам факта. Члены специализированных трибуналов отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и обладающих качествами, требуемыми для занятия судебных должностей. Они назначаются Советом единогласно. Специализированные трибуналы с согласия Суда устанавливают свои процессуальные регламенты. Данные регламенты подлежат одобрению Совета. Если иное не предусмотрено регламентом о создании специализированного трибунала, то положения Договоров, относящиеся к Суду Европейского Союза, и положения Статута Суда Европейского Союза применяются к специализированным трибуналам. Раздел I Статута и его статья 64 применяются к специализированным трибуналам при любых обстоятельствах.
Статья 258 (бывшая статья 226) Если, по мнению Комиссии, государство-член не выполнило какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Договорам, то Комиссия выносит мотивированное заключение по данному вопросу, предварительно дав возможность этому государству представить свои замечания. Если заинтересованное государство не приведет себя в соответствие с упомянутым заключением в пределах срока, установленного Комиссией, то последняя может обратиться в Суд Европейского Союза.
Договор об учреждении Европейского сообщества (отныне: Договор о функционировании Европейского Союза). На момент подписания Лиссабонского договора 2007 г. функционировал один подобный трибунал — «Трибунал по делам публичной службы Европейского Союза» (франц.: Tribunal de la fonction publique de l'Union européenne). Он был создан на основании «Решения 2004/752/ЕС/Евратом Совета от 2 ноября 2004 г. об учреждении Трибунала по делам публичной службы Европейского Союза» (JO L 333 du 9.11.2004, р. Статус Трибунала по делам публичной службы определен в приложении к ПР^ токолу о Статуте Суда Европейского Союза (раздел II настоящего издания)-Прим перев. Статья 259 (бывшая статья 227) Каждое из государств-членов может обратиться в Суд Европейского Союза, если считает, что другое государство-член не выполнило какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Договорам. До того как одно государство-член подаст против другого государства-члена иск на основании предполагаемого нарушения последним обязанностей, возложенных на него согласно Договорам, первое государство-член должно обратиться с этим вопросом в Комиссию. Комиссия выносит мотивированное заключение, предварительно дав возможность заинтересованным государствам представить в порядке состязательного производства свои письменные и устные замечания. Если Комиссия не вынесла заключение на протяжении трех месяцев с момента обращения к ней, то отсутствие заключения не препятствует обращению в Суд Европейского Союза. Статья 260 (бывшая статья 228) 1. Если Суд Европейского Союза признает, что государство-член не выполнило какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Договорам, то это государство должно принять меры, которые требуются для исполнения решения Суда Европейского Союза. 2. Если, по мнению Комиссии, заинтересованное государство-член не приняло мер, которые требуются для исполнения решения Суда Европейского Союза, то, предварительно дав возможность этому государству представить свои замечания, она может обратиться в Суд Европейского Союза. Комиссия указывает размер фиксированной суммы или пени, подлежащих уплате заинтересованным государством-членом, который, по ее мнению, соответствуют обстоятельствам. Если Суд Европейского Союза признает, что заинтересованное государство-член не привело себя в соответствие с его решением, то он может возложить на это государство-член обязанность по уплате фиксированной суммы или пени. Данная процедура применяется без ущерба статье 259. 3. В случае, если Комиссия обращается в Суд Европейского Со-
дательной процедурой, то Комиссия может, когда признает это уместным, указать размер подлежащих уплате данным государством фиксированной суммы или пени, который, по ее мнению, соответствует обстоятельствам. Если Суд Европейского Союза констатирует нарушение, то он может возложить на заинтересованное государство-член обязанность по уплате фиксированной суммы или пени в пределах размера, указанного Комиссией. Обязанность по уплате вступает в силу в день установленный Судом Европейского Союза в его решении. Статья 261 (бывшая статья 229) Регламенты, принимаемые совместно Европейским парламентом и Советом, и регламенты, принимаемые Советом на основании положений Договоров, могут наделять Суд Европейского Союза всеобъемлющей юрисдикцией в отношении предусмотренных в этих регламентах санкций413. Статья 262 {бывшая статья 229 А) Без ущерба другим положениям Договоров Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой и после консультации с Европейским парламентом, может принимать положения с целью наделить в установленной им мере Суд Европейского Союза полномочиями выносить решения по спорам в связи с применением актов, изданных на основании Договоров, которыми учреждаются европейские правоустанавливающие документы на интеллектуальную собственность414. Эти положения вступают в силу после одобрения государствами-членами в соответствии с конституционными правилами каждого из них. Статья 263 (бывшая статья 230) Суд Европейского Союза контролирует правомерность415 законодательных актов, актов Совета, Комиссии и Европейского центрального банка, кроме рекомендаций и заключений416, а также актов Европейского парламента и Европейского совета, направленных на создание правовых последствий в отношении третьих лиц. Кроме того, Суд Европейского Союза контролирует правомерность актов органов или учреждений Союза, направленных на создание правовых последствий в отношении третьих лиц. С этой целью Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по искам, которые подаются государством-членом, Европейским парламентом, Советом или Комиссией в связи с отсутствием компетенции, нарушением существенных процедурных требований, нарушением Договоров или любой нормы права, относящейся к их применению, либо злоупотреблением полномочиями. На аналогичных условиях Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по искам, которые подаются Счетной палатой, Европейским центральным банком и Комитетом регионов в целях защиты своих прерогатив. На условиях, предусмотренных в первом и втором абзацах, любое физическое или юридическое лицо может подавать иски против актов, адресатом которых оно является либо которые непосредственно и индивидуально его затрагивают, а также против регламентарных актов, которые непосредственно его затрагивают и не требуют исполнительных мер. Акты о создании органов и учреждений Союза могут предусматривать особые условия и порядок для исков, подаваемых физическими или юридическими лицами против актов этих органов или
«Правомерность» (франц.: légalité; англ.: legality) означает соответствие правовых актов Европейского Союза учредительным документам (Договорам) и другим источникам, обладающим в отношении данных актов более высокой юридической силой (например, соответствие делегированных или исполнительных актов Комиссии законодательным актам Европейского парламента и Совета). В современной практике судов Европейского Союза контроль правомерности также включает в себя проверку актов на соответствие «общим принципам права» (принципы «легитимных ожиданий», «правовой определенности» и Др.). Перечень оснований, по которым в Суде Европейского Союза могут оспариваться и отменяться правовые акты институтов, органов и учреждений Союза, закреплен во втором абзаце настоящей статьи («отсутствие компетенции» и др.). — Прим. перев. Рекомендации и заключения являются актами, не имеющими обязательной силы (статья 288). — Прим. перев. учреждений, которые направлены на создание в отношении них п Предусмотренные в настоящей статье иски должны быть подан в течение двухмесячного срока, который отсчитывается, в зависимо' сти от случая, с момента опубликования акта, с момента уведомления о нем истца или — при отсутствии такого опубликования или уве домления — со дня, когда истец узнал о данном акте. Статья 264 (бывшая статья 231) Если иск обоснован, то Суд Европейского Союза объявляет оспариваемый акт ничтожным и не имевшим места417. В то же время Суд Европейского Союза указывает, если считает это необходимым, какие из последствий аннулированного акта должны считаться окончательными418. Статья 265 (бывшая статья 232) В случае, если в нарушение Договоров Европейский парламент, Европейский совет, Совет, Комиссия или Европейский центральный банк воздерживаются от принятия решения419, то государства-члены и другие институты Союза могут обращаться в Суд Европейского Союза с целью обеспечить констатацию этого нарушения. Настоящая статья применяется на аналогичных условиях к органам и учреждениям Союза, которые воздерживаются от принятия решения. Подобный иск может быть принят к рассмотрению, только если соответствующему институту, органу или учреждению было сначала предложено совершить действие. Если по истечении двухмесячного срока с момента такого предложения институт, орган или учреждение не определили своей позиции, то иск может быть подан в пределах следующего двухмесячного срока. Любое физическое или юридическое лицо на условиях, предусмотренных в предыдущих абзацах, может обжаловать в Суде Европейского Союза нарушение каким-либо из институтов, органов или учреждений Союза своих обязанностей тем, что ими не был принят в адрес этого лица акт, кроме рекомендации или заключения. Статья 266 (бывшая статья 233) Институт, орган или учреждение, от которых исходит аннулированный акт или бездействие которых было признано противоречащим Договорам, обязаны принять меры, требуемые для исполнения решения Суда Европейского Союза. Данная обязанность не наносит ущерба обязанности, которая может вытекать из применения второго абзаца статьи 340.
Статья 267 (бывшая статья 234) Суд Европейского Союза полномочен выносить решения в преюдициальном порядке о: / a) толковании Договоров; b) действительности420 и толковании актов институтов, органов Когда подобный вопрос ставится перед юрисдикционным органом государства-члена421, данный орган, если считает, что решение по этому вопросу является необходимым для разрешения им дела по существу, может запросить Суд Европейского Союза вынести свое решение по этому вопросу. Когда подобный вопрос ставится в деле, находящемся на рассмотрении в национальном юрисдикционном органе, решения которого согласно внутреннему праву не подлежат судебному обжалованию, данный орган обязан обратиться в Суд Европейского Союза. Если подобный вопрос ставится в деле, находящемся на рассмотрении в национальном юрисдикционном органе, которое касается лица, заключенного под стражу, то Суд Европейского Союза выносит свое решение в максимально короткий срок.
Статья 268 (бывшая статья 235) Суд Европейского Союза полномочен рассматривать споры о возмещении убытков, которые предусмотрены во втором и третьем абзацах статьи 340.
Термин «юрисдикционный орган» (франц.: juridiction) обозначает как национальные суды, так и другие (внесудебные) органы государств-членов, обладающие юрисдикцией по рассмотрению и разрешению правовых споров. В английской редакции термин «юрисдикционный орган» переведен выражением «суд или трибунал» (court or tribunal). — Прим. перев. Статья 269 (бывшая статья 235bis) Суд полномочен выносить решение о правомерности акта пп нятого Европейским советом или Советом на основании статьи 7 Договора о Европейском Союзе, исключительно по обращению го сударства-члена, ставшего объектом констатации Европейского со" вета или Совета, и только в отношении соблюдения процедурных предписаний, установленных данной статьей.
|
||||||||||||||
|