|
||||||||||
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 24 страницаc) распространение и внедрение результатов деятельности в сфере научных исследований, технологического развития и демонстрационных проектов, осуществляемых в Союзе; d) стимулирование подготовки и мобильности исследователей в Союзе. Статья 181 (бывшая статья 165) 1. Союз и государства-члены координируют свою деятельность в сфере научных исследований и технологического развития, чтобы обеспечить взаимную согласованность национальной политики и политики Союза. 2. Комиссия, действуя в тесном сотрудничестве с государствами-членами, может предпринимать любые инициативы, полезные для содействия предусмотренной в параграфе 1 координации, в частности инициативы по установлению ориентиров и указателей, по организации обмена передовой практикой и по подготовке необходимых материалов для периодических наблюдений и оценок. Европейский парламент подлежит информированию в полной мере. Статья 182 (бывшая статья 166) 1. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии Рамочная программа: • устанавливает научные и технологические цели, которые подлежат реализации с помощью мероприятий, предусмотренных в статье 180, и связанные с ними приоритеты; • указывает главные направления этих мероприятий; • фиксирует общую максимальную сумму и порядок финансового участия Союза в рамочной программе, а также соответствующие доли в отношении каждого из запланированных мероприятии.
2. Рамочная программа адаптируется и дополняется исходя из изменений в ситуации. 3. Рамочная программа претворяется в жизнь посредством специальных программ, разрабатываемых в отношении каждого из мероприятий. В каждой специальной программе определяется порядок ее реализации, фиксируется ее продолжительность и предусматриваются средства, признанные необходимыми. Совокупная величина признанных необходимыми сумм, которые предусматриваются специальными программами, не может превышать обшей максимальной суммы, зафиксированной для рамочной программы и для каждого мероприятия. 4. Специальные программы принимает Совет, постановляя в соответствии со специальной законодательной процедурой и после консультации с Европейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом. 5. В дополнение к мероприятиям, предусмотренным в многолетней рамочной программе, Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Экономическим и социальным комитетом, устанавливают меры, необходимые для формирования европейского пространства научных исследований. Статья 183 (бывшая статья 167) В целях реализации многолетней рамочной программы Союз: • устанавливает правила участия предприятий, научно-исследовательских центров и университетов; • устанавливает правила, подлежащие применению к распространению результатов научных исследований. Статья 184 (бывшая статья 168) В ходе реализации многолетней рамочной программы могут утверждаться дополнительные программы, в которых участвуют только некоторые государства-члены, обеспечивающие их финансирование при условии возможного участия Союза. Союз принимает правила, подлежащие применению к дополнительным программам, в частности, по вопросам распространения знаний и доступа других государств-членов. Статья 185 (бывшая статья 169) В ходе реализации многолетней рамочной программы Союз с согласия заинтересованных государств-членов может предусматривать участие373 в программах научных исследований и развития374, которые осуществляются несколькими государствами-членами, в том числе участие в структурах, созданных для исполнения этих программ. Статья 186 (бывшая статья 170)
В ходе реализации многолетней рамочной программы Союз может предусматривать сотрудничество с третьими странами или международными организациями по вопросам осуществляемых в нем научных исследований, технологического развития и демонстрационных проектов. Условия этого сотрудничества могут выступать предметом соглашений между Союзом и заинтересованными третьими сторонами. Статья 187 (бывшая статья 171) Союз может создавать совместные предприятия или любые другие структуры, необходимые для эффективной реализации научно-исследовательских программ, программ технологического развития и демонстрационных программ Союза. Статья 188 (бывшая статья 172) Совет по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом принимает положения, предусмотренные в статье 187. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Экономическим и социальным комитетом, принимают положения, предусмотренные в статьях 183, 184 и 185. Принятие дополнительных программ требует согласия заинтересованных государств-членов. Статья 189 (бывшая статья 172bis) 1. В целях содействия научно-техническому прогрессу, промышленной конкурентоспособности и осуществлению всех направлений своей политики Союз разрабатывает европейскую космическую политику. Для этого он может поощрять совместные инициативы, оказывать поддержку научным исследованиям и технологическому развитию, координировать усилия, необходимые для изучения и использования космического пространства. 2. Чтобы способствовать достижению указанных в параграфе 1 целей, Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают необходимые меры, которые могут выступать в форме европейской космической программы — исключая при этом любую гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов. 3. Союз устанавливает любые полезные взаимосвязи с Европейским космическим агентством. 4. Настоящая статья не наносит ущерба другим положениям настоящего раздела. Статья 190 (бывшая статья 173) В начале каждого года Комиссия представляет доклад Европейскому парламенту и Совету. Этот доклад, в частности, посвяшается деятельности, которая проводилась в сфере научных исследований, технологического развития и распространения их результатов в течение предшествующего года, и программе работы на текущий год.
Раздел XX ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА Статья 191 (бывшая статья 174) 1. Политика Союза в сфере окружающей среды способствует до- - сохранение, защита и улучшение качества окружающей среды; - охрана здоровья людей; - осмотрительное и рациональное использование природных ресурсов; - содействие на международной арене мерам, направленным на решение региональных или глобальных проблем окружающей среды, и в частности борьба с изменением климата. 2. Политика Союза в сфере окружающей среды стремится к до- В этом контексте меры по гармонизации, отвечающие потребностям в сфере охраны окружающей среды, включают в соответствующих случаях защитную оговорку, которая позволяет государствам-членам исходя из природоохранных мотивов неэкономического характера принимать временные меры, подпадающие под действие процедуры контроля со стороны Союза. 3. При разработке своей политики в сфере окружающей среды - имеющиеся научные и технические данные; - природные условия в различных регионах Союза; - преимущества и издержки, которые могут повлечь за собой соответствующее действие или бездействие; ~- экономическое и социальное развитие Союза в целом и сбалансированное развитие его регионов. 4. В рамках своей соответствующей компетенции Союз и госу- Предыдущий абзац не наносит ущерба компетенции государств-членов вести переговоры в рамках международных инстанций и заключать международные соглашения. Статья 192 (бывшая статья 175) 1. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, устанавливают меры, которые необходимо предпринять Союзу для достижения указанных в статье 191 целей. 2. В отступление от предусмотренной в параграфе 1 процедуры принятия решений и без ущерба статье 114 Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой после консультации с Европейским парламентом. Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, принимает: a) положения, которые имеют преимущественно налоговый ха- b) меры, воздействующие на: - благоустройство территории; - количественное управление водными ресурсами либо прямо или косвенно влияющие на обеспеченность подобными ресурсами; - назначение земель, кроме управления отходами; c) меры, которые оказывают заметное воздействие на выбор го- Совет, постановляя единогласно по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом, Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, может распространить применение обычной законодательной процедуры на сферы, указанные в первом абзаце. 3. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии Меры, необходимые для реализации этих программ, принимаются в соответствии с условиями, предусмотренными, в зависимости от случая, в параграфе 1 или в параграфе 2. 4. Без ущерба отдельным мерам, принимаемым Союзом, государ- 5. Без ущерба принципу «загрязнитель платит», если основанная . финансовой поддержки из Фонда сплочения, учреждаемого в соответствии со статьей 177. Статья 193 (бывшая статья 176) Охранительные меры375, принимаемые согласно статье 192, не являются препятствием для сохранения или введения любым государством-членом более строгих охранительных мер. Эти меры должны соответствовать Договорам. О них уведомляется Комиссия.
Раздел XXI ЭНЕРГИЯ Статья 194 (бывшая статья 176 А) 1. В рамках создания или функционирования внутреннего рынка a) обеспечить функционирование энергетического рынка: b) обеспечить надежность энергоснабжения в Союзе; c) содействовать энергетической эффективности и экономии энер- с!) содействовать межсоединению энергетических сетей. 2. Без ущерба применению других положений Договоров Евро- Они не затрагивают право любого государства-члена определять Условия эксплуатации своих энергетических ресурсов, его выбор между разными источниками энергии и общую структуру его энергоснабжения, без ущерба пункту «с» параграфа 2 статьи 192. 3. В отступление от параграфа 2, когда предусмотренные в нем Раздел XXII ТУРИЗМ Статья 195 (бывшая статья 176 В) 1. Союз дополняет деятельность государств-членов в туристичес- С этой целью деятельность Союза направлена на: a) содействие формированию благоприятной среды для развития предприятий в данном секторе; b) создание благоприятных условий для сотрудничества государств-членов, в частности, путем обмена успешной практикой. 2. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии
Раздел XXIII ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Статья 196 (бывшая статья 176 О 1. Союз поощряет сотрудничество государств-членов с целью Деятельность Союза направлена на: a) поддержку и дополнение деятельности государств-членов на национальном, региональном и местном уровне по предотвращению опасностей, по подготовке участников гражданской обороны в государствах-членах и по принятию мер в случае возникновения внутри Союза катастроф, вызываемых природными факторами или человеком; b) содействие быстрому и эффективному оперативному сотрудничеству внутри Союза между национальными службами гражданской обороны; c) создание благоприятных условий для обеспечения согласо ного характера действий, предпринимаемых в сфере гражданско обороны на международном уровне. 2. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии целей — исключая при этом любую гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов.
Раздел XXIV АДМИНИСТРАТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Статья 197 (бывшая статья 176 П) 1. Эффективное претворение в жизнь государствами-членами права Союза имеет существенное значение для нормального функционирования Союза и признается в качестве вопроса, представляющего общий интерес. 2. Союз может оказывать помощь усилиям государств-членов по улучшению их административной способности претворять в жизнь право Союза. Эта деятельность может заключаться, в частности, в содействии обмену информацией и служащими, а также в поддержке программ обучения. Ни одно из государств-членов не обязано прибегать к использованию указанной помощи. Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают с этой целью необходимые меры — исключая при этом любую гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов. 3. Настоящая статья применяется без ущерба обязанности государств-членов претворять в жизнь право Союза, а равно без ущерба прерогативам и обязанностям Комиссии. Она также не наносит ущерба другим положениям Договоров, которые предусматривают административное сотрудничество государств-членов друг с другом и с Союзом.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ АССОЦИАЦИЯ С ЗАМОРСКИМИ СТРАНАМИ И ТЕРРИТОРИЯМИ
Статья 198 (бывшая статья 182)
Государства-члены соглашаются установить ассоциацию с Союзом неевропейских стран и территорий, которые поддерживают особые отношения с Данией, Францией, Нидерландами и Соединенным Королевством. Эти страны и территории (далее именуемые «страны и территории») перечислены в списке, содержащемся в приложении II377. В соответствии с принципами, изложенными в преамбуле настоящего Договора, ассоциация в первую очередь должна обеспечить создание благоприятных условий для реализации интересов жителей данных стран и территорий и для их процветания, чтобы привести их к такому экономическому, социальному и культурному развитию к которому они стремятся.
Статья 199 (бывшая статья 183) Ассоциация преследует следующие цели: 1) Государства-члены должны применять к своей торговле со странами и территориями такой же режим, какой они предоставляют друг другу согласно Договорам. 2) Каждая страна или территория должна применять к своей торговле с государствами-членами и с другими странами и территориями такой же режим, какой она применяет к европейскому государству, с которым поддерживает особые отношения. 3) Государства-члены должны содействовать инвестициям, которые требуются для поступательного развития данных стран и территорий. 4) Применительно к инвестициям, финансируемым Союзом, участие в торгах378 и поставках должно быть открыто на равных условиях для всех физических и юридических лиц, которые имеют гражданство (национальность) государств-членов, стран и территорий379. 5) В отношениях государств-членов со странами и территориями право учреждения граждан и обществ380 должно регулироваться в соответствии с положениями и путем применения процедур, которые предусмотрены в главе о праве учреждения, и на недискриминационной основе, при соблюдении специальных положений, принимаемых согласно статье 203. Статья 200 (бывшая статья 184) 1. Импортируемые товары, местом происхождения которых являются страны и территории, при ввозе в государства-члены подпадают под действие запрещения таможенных пошлин, существующего между государствами-членами в соответствии с положениями Договоров. 2. При ввозе в каждую страну и территорию таможенные пошлины на товары, импортируемые из государств-членов и из других стран и территорий, запрещаются в соответствии с положениями статьи 30. 3. Однако страны и территории могут взимать таможенные по- Пошлины, указанные в предыдущем абзаце, не могут по своему размеру быть выше пошлин на продукцию, импортируемую из того государства-члена, с которым каждая страна или территория поддерживает особые отношения. 4. Параграф 2 не распространяется на страны и территории, которые на основании действующих в отношении них специальных международных обязательств уже применяют недискриминационный таможенный тариф. 5. Установление или изменение таможенных пошлин на товары, которые импортируются в страны и территории, не должно юридически или фактически давать основание для прямой или косвенной Дискриминации между товарами, импортируемыми из разных государств-членов. Статья 201 (бывшая статья 185) Если уровень пошлин, применяемых к товарам из третьей страны при их ввозе в какую-либо из стран или территорий, способен с учетом применения положений параграфа 1 статьи 200 вызвать наруше-
Право граждан и коммерческих юридических лиц (обществ) на учреждение собственного дела в других государствах-членах, странах и территориях. См. статьи 49—55 (глава 2 «Право учреждения» раздела IV части третьей). — Прим. перев. ния торговли в ущерб одному из государств-членов, то последнее может обратиться к Комиссии с запросом о том, чтобы она предложила остальным государствам-членам необходимые меры для исправления данной ситуации. Статья 202 (бывшая статья 186) При соблюдении положений в отношении общественного здоровья, общественной безопасности и общественного порядка свобода передвижения работников стран и территорий в государствах-членах и работников государств-членов в странах и территориях регулируется актами, принимаемыми в соответствии со статьей 203. Статья 203 (бывшая статья 187) Исходя из результатов, достигнутых в рамках ассоциации стран и территорий с Союзом, и на базе принципов, закрепленных в Договорах, Совет, постановляя единогласно по предложению Комиссии, устанавливает положения относительно условий и процедуры ассоциации стран и территорий с Союзом. Когда указанные положения принимаются Советом в соответствии со специальной законодательной процедурой, он постановляет единогласно по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом. Статья 204 (бывшая статья 188) Положения статей 198-203 применяются к Гренландии при соблюдении специальных положений в отношении Гренландии, которые содержатся в прилагаемом к Договорам Протоколе об особом режиме, подлежащем применению к Гренландии381. ЧАСТЬ ПЯТАЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЮЗА382
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗА
Статья 205 (бывшая статья 188 А) Деятельность Союза на международной арене согласно настоящей части осуществляется исходя из принципов, преследует цели и проводится в соответствии с общими положениями, которые предусмотрены в главе 1 раздела V Договора о Европейском Союзе383.
Раздел II ОБЩАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА Статья 206 (бывшая статья 188 В) Путем создания таможенного союза в соответствии со статьями 28—32 Союз в общих интересах способствует гармоничному развитию мировой торговли, постепенной отмене ограничений международной торговли и ограничений на прямые иностранные инвестиции, а также снижению таможенных и иных барьеров. Статья 207 (бывшая статья 188 С) 1. Общая торговая политика основана на единообразных принципах, особенно в том, что касается: изменения тарифных ставок: заключения тарифных и торговых соглашений, относящихся к торговле товарами и услугами; торговых аспектов интеллектуальной собственности; прямых иностранных инвестиций; придания единообразного характера мерам по либерализации; экспортной политики и мер торговой защиты, включая те, которые должны приниматься в случае демпинга и субсидий. Общая торговая политика проводит-
381 См. раздел II настоящего издания. См. также в данном разделе: «Протокол об импорте в Союз нефтепродуктов, переработанных на Нидерландских Антильских островах». — Прим. пврев. 2. Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры, определяющие правовые основы осуществления общей торговой политики. 3. Если должны быть проведены переговоры и заключены соглашения с одной или несколькими третьими странами или международными организациями, то подлежит применению статья 218 при соблюдении специальных положений настоящей статьи. Комиссия представляет рекомендации Совету, который разрешает ей открыть необходимые переговоры. Совету и Комиссии надлежит заботиться о том, чтобы подготавливаемые в ходе переговоров соглашения соответствовали внутренней политике и внутренним правилам Союза384. Данные переговоры ведутся Комиссией в консультации со специальным комитетом, назначаемым Советом для оказания ей содействия в выполнении этой задачи, и в рамках директив, которые может направлять в ее адрес Совет. Комиссия регулярно докладывает специальному комитету, а также Европейскому парламенту о ходе развития переговоров. 4. Применительно к ведению переговоров и заключению согла- Применительно к ведению переговоров и заключению соглашений в сферах торговли услугами и торговых аспектов интеллектуальной собственности, а также прямых иностранных инвестиций Совет постановляет единогласно, когда в данных соглашениях содержатся положения, в отношении которых единогласие требуется для принятия внутренних правил385. Совет также постановляет единогласно применительно к ведению переговоров и заключению соглашений: а) в сфере торговли культурными и аудиовизуальными услугами, когда подобные соглашения рискуют нанести ущерб культурному и языковому разнообразию Союза; Ъ) в сфере торговли социальными, образовательными услугами и услугами по здравоохранению, когда подобные соглашения рискуют серьезно нарушить организацию данных услуг на национальном уровне и нанести ущерб ответственности государств-членов за их предоставление. 5. Ведение переговоров и заключение международных соглашений в сфере транспорта регулируется разделом VI части третьей и статьей 218. 6. Осуществление полномочий, предоставленных настоящей статьей в сфере общей торговой политики, не затрагивает разграничения компетенции между Союзом и государствами-членами и не влечет за собой гармонизации законодательных или регламентарных положений государств-членов в той мере, в какой Договоры исключают подобную гармонизацию.
Раздел III СОТРУДНИЧЕСТВО С ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ И ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ
Глава 1 СОТРУДНИЧЕСТВО В ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ386 Статья 208 (бывшая статья 188 D) 1. Политика Союза в сфере сотрудничества в поддержку развития Главной целью политики Союза в этой сфере является сокращение и, в конечном счете, искоренение бедности. Союз учитывает цели сотрудничества в поддержку развития при осуществлении тех направлений политики, которые способны воздействовать на развивающиеся страны. 2. Союз и государства-члены соблюдают обязательства и учиты-
поддержку развития стран Африки и других регионов планеты, относяших-1 к числу развивающихся. — Прим. перев. Статья 209 (бывшая статья 188 Е) 1. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры, необходимые для осуществления политики сотрудничества в поддержку развития, предметом которых могут выступать многолетние программы сотрудничества с развивающимися странами или программы, имеющие тематический подход. 2. Союз может заключать с третьими странами и компетентными международными организациями любые соглашения, полезные для достижения целей, указанных в статье 21 Договора о Европейском Союзе и статье 208 настоящего Договора. Первый абзац не наносит ущерба компетенции государств-членов вести переговоры в рамках международных инстанций и заключать соглашения. 3. Европейский инвестиционный банк согласно условиям, пре- Статья 210 (бывшая статья 188 F) 1. Чтобы способствовать взаимодополняемости и эффективности своих действий, Союз и государства-члены координируют политику, проводимую ими в сфере сотрудничества в поддержку развития, и согласовывают друг с другом свои программы помоши, в том числе в рамках международных организаций и в ходе международных конференций. Они могут предпринимать совместные действия. Если необходимо, государства-члены вносят вклад в реализацию программ помощи Союза.
|
||||||||||
|