Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 28 страница



Умение выдерживать позы

Чтобы сделать позы подходящими для соответствующих потребностей практикц нельзя действовать необдуманно. Так, некоторые больные, подбирая позу, проявляют крайнюю степень несознательности. Например, страдающие неврастенией нередко занижают свои реальные силы и обычно считают себя дряхлыми и немощнымц а иные проявляют естественное стремление полежать не двигаясь, считая только это подходящим для себя. На самом деле положение лежа в их ситуации совсем непригодно, так как в большинстве случаев у них наверху полнота, а внизу пустота, болезненный синдром в области головы четко выражен. Наоборот, им следует использовать позы стоя или сидя, полезно двигаться. Если в определенное время использовать постоянные позы для занятий, то сначала из-за непривычки может возникать некоторая усталость, поэтому нужно пояснить занимающимся, что сохранение позы какое-то время может сделать ее удобной.

Несколько характерных вопросов

Принимая положение лежа на боку, обычно ложатся на правый бок. Лежать можно как на левом, так и на правом боку, но большинство людей предпочитает правый по следующим причинам. Сердце находится на левой стороне грудной клеткц поэтому в положении на левом боку создается давление на сердце, что ограничивает поток крови через него и кровообращение по всему телу, легко приводя к ощущению онемения. Содержимое желудка должно через привратник пройти в двенадцатиперстную кишку, и положение на правом боку соответствует направлению перистальтики желудка и кишки и помогает желудку быстрее освободиться, облегчая прием пищи и повышая аппетит. Однако это не абсолютное заключение. Есть людц у которых положение на левом боку не вызывает подобных явлений, так что оно вполне допустимо. При некоторых заболеваниях, например, при активной форме туберкулеза, требуется, чтобы больная сторона оставалась внизу, что способствует ограничению проникновения туберкулезных микробов на другую сторону.

В течение одного занятия можно сменять позы. Какую бы позу не сохраняли во время практикц всегда нужно, чтобы определенная группа мышц находилась в относительно напряженном состояниц поэтому постепенно возникают явления некоторого утомления. Чаще это проявляется на начальном этапе, но и впоследствии иногда случается. Поэтому позу сохраняют, но можно и сменить ее. Пациенты, страдающие целым комплексом заболеваний, должны учитывать все аспекты своего состояния: во время одного занятия использовать две позы и выполнять упражнения поочередно.

Выражение лица должно быть естественным. Следует расправить межбровье, мягко улыбаться, глаза слегка прикрыть или свесить занавескц ни в коем случае не прилагая усилия, прикрыть рот, не прикусив язык, соединить зубы. Это полезно для расслабления всего тела.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДЫХАНИЕМ

Хорошее освоение дыхательных техник благоприятно для проведения занятий, быстрого выздоровления и

восстановления. При неправильном же использовании дыхания могут проявиться побочные явления, нарушающие функции организма по борьбе с болезнями и мешающие нормальному проведению занятий. Древние говорили по этому поводу: «Противостоящая ци подобна затаившемуся тигру». Чтобы овладеть дыханием, нужно обратить внимание на следующее.

Недопустимо неумеренное усердие

Все дыхательные техники в цигун соответствуют требованиям излечения с учетом состояния организма и протекания болезни. Поэтому занимающийся должен, основываясь на указаниях ведущего, исходить из конкретной ситуации в данный момент для подбора соответствующего метода дыхания. Если проявлять настойчивость в овладении способами дыхания, не соответствующими собственным нуждам, то от них будет только вред, а не польза.

Только успокоив сердце, можно гармонизировать ци

При любом способе дыхания всегда следует исходить из расслабления тела и спокойного настроения, когда обмен веществ в организме находится в устойчивом состоянии и дыхание тоже может постепенно перейти к закономерной мягкой форме. Выражения древних: «Сердце спокойно — ци гармонична, сердце вспыльчивое — ци всплывающая» — основаны на соответствующем опыте. Естественно регулируемое дыхание служит основой для дальнейшего совершенствования, способствует расслаблению и успокоению. Наоборот, если дух не спокоен, а тело не расслаблено, и при этом приступают к освоению определенного метода дыхания, то цели никогда не достичь, сердце и чувства станут беспокойнымц дыхание грубым и беспорядочным, возникнут побочные явления.

Нужно исходить из естественности и мягкости

Этот принцип сочетают с требованиями «не растягивать, не торопиться», «не забывать, не помогать», «обязательно легко и гармонично», только тогда будет польза для успокоения сознания и расслабления тела. Овладев этими основными требованиями — естественностью и мягкостью,— постепенно переходят к освоению глубокого и долгого дыхания, что позволяет получить относительно хорошие результаты. Если же с самого начала отбросить этот базовый принцип ц не соблюдая законы дыхания, упрямо заниматься замедлением дыхания с задержкамц то психика не сможет успокоиться, возникнет возбуждение в дыхательном центре и недостаток кислорода в коре головного мозга, что приведет к снижению соответствующих функций. Дыхание неизбежно станет принужденным, настроение тоскливым, в груди появится боль и сердце не сможет успокоиться.

Глубокое и долгое брюшное дыхание осваивается постепенно

II

Оно формируется в сочетании с использованием ряда эффективных способов на фоне постоянной практики с постепенным продвижением, ни в коем случае недопустимо исходить из субъективных устремлений. Уже говорилось, что хранение мысли в пупочном центре облегчает освоение брюшного дыхания. Расслабление тела также способствует этому: «Внутри живота расслаблено — чистая ци взлетает». Обычно в положении лежа легко расслабить мышцы живота и перейти к брюшному дыханию. В стойках нижняя часть живота довольно напряжена, что помогает освоить обращенное дыхание животом.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРИНЦИПОВ

ПРОЧЕЕ

Ощущение прохождения по каналам

Цзян Линда из Шанхайского городского НИИ гипертонии сообщил: амбулаторно цигун -терапией лечили 80 гипертоников, определения проводили до и после занятий и получили следующие результаты. Наблюдали явления ощущения прохождения ци по каналам 17 человек (21,3%), а после занятий — 34 (42,5%). Это показывает, что цигун оказывает явное влияние на ощущение тока в каналах. Поэтому имеет определенный смысл изучать связь цигун с каналами как для практикц так и для теории цигун.

Инфракрасная термография

Гао Цзинсин из Шанхайского городского НИИ гипертонии сообщил: 20 гипертоников были разбиты на две группы по 10 человек. Одна занималась цигун, другие оставлены в прежних условиях для сравнения. В процессе практики яркость инфракрасного термографического изображения изменялась от темного к светлому; точечные показатели температуры значительно повышались на 1,86 ± 0,17 °С; в контрольной группе изменения были неявные, разница между группами очевидна. Возникающее в процессе обмена веществ в теле тепло током крови переносится к поверхности и на коже возникает инфракрасное излучение, его мощность может различным образом изменяться и подвергаться влияниям — например, когда изменяется обмен веществ или ток крови. Поэтому путем тонких определений изменений температуры кожи и слизистой оболочки можно выявить физиолого патологическое состояние тела. Вышеприведенные наблюдения отражают изменения в циркуляции крови и дают некоторое экспериментальное обоснование изменений, возникающих в теле во время занятий.

 

Такие способы, как следование дыханию — лишь временные

Такие способы, как следование дыханию, подсчет дыхательных циклов, слушание звука дыхания, наблюдение за характером тока воздуха, помогают успокоиться, облегчают погружение в глубокий покой, а также очень полезны

для того, чтобы, «регулируя мягкость, входить в тонкость; привлекая короткое, добиваться длинного». Они помогают сделать дыхание закономерным. Однако все это лишь временные меры, и после хорошего овладения комплексным методом их отбрасывают. Если в течение всей практики пользоваться ими в качестве основных, то возникнут препятствия при вхождении в покои и дыхание станет более напряженным.

На начальном этапе не следует задерживать дыхание

Задержкой после вдоха или выдоха на начальном этапе не следует пользоваться произвольно, необходим определенный этап формирования глубокого и долгого брюшного дыхания, после чего вопрос об их применении рассматривается снова. Продолжительность задержки не должна быть слишком велика. Если заниматься задержкой дыхания на начальном этапе или выдерживать ее слишком долго, это может привести к стесненному дыханию вплоть до комка и других неприятных ощущений в грудной клетке и даже боли и головокружения.

Погружение ци в поле пилюли

В цигун и других практиках часто рассматривается проблема погружения ци в поле пилюли. Некоторые говорят, что вдохнуть глоток ци и провести его в низ живота — это и есть погружение ци в поле пилюли (даньтянь). Для вдоха можно воспользоваться ртом или носом, но входящий воздух может дойти только до легких, где происходит замена кислорода углекислым газом, и в низ живота он пройти не может. Выражение «погружении ци в поле пилюли» подразумевает лишь использование сознания для проведения выдохов и вдохов, при котором ощущается, будто бы воздух вводят в живот под пупок. Речь идет лишь об определенном представлении при сочетании дыхания с сознанием; фактически же это глубокий и долгий вдох, сопровождающийся ожиданием. Благодаря такому вдоху, который заставляет диафрагму сильно опуститься, возникает ощущение погружения воздуха вниз, что обычно и называют «погружением ци в поле пилюли». Так, в «Энциклопедии древней и современной медицины» говорится: «Выдохи и вдохи должны быть очень мягкими и глубоко входить в поле пилюли».

Поскольку при брюшном дыхании можно заставить диафрагму максимально подниматься и опускаться, то, когда дыхание четко прослеживается и по характеру является мягким и медленным, перемещение диафрагмы также существенно, деятельность легких возрастает и объем проходящего воздуха увеличивается. Ци легких становится крепче. Так как опускание диафрагмы на 1 см увеличивает объем легких на 250—300 мл, то вводимого воздуха становится

больше. Это способствует мягкому и медленному выдоху, что обычно называют «совершенством средней ци». Актеры и певцы, овладевшие этим методом, во время выступлений подолгу тянут высокие ноты, и звук их голоса передается очень далеко, поскольку они используют для пения ци поля пилюли.

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЗНАНИЯ

Ф

Желчь

Ван Цзялинь сообщил: в мае 1979 года он сделал операцию в области живота, установил в тело трубку для отвода жидкости и определял состояние по выделению желчи в условиях занятий цигун. Полные данные по десяти измерениям показали следующее. В уело- виях отдыха до практики в среднем выделялось 21 и 14,3 мл/ч; в процессе занятий в среднем выделялось 54,3 мл/ч; после практики во время отдыха — в среднем 21,4 и 17,8 мл/ч. Следовательно, в условиях занятий цигун выделение желчи сравнительно со спокойным состоянием возросло в 2,6 и 3,8 раза. Желчь — переваривающая жидкость, она хранится и концентрируется в желчном пузыре и только после определенного промежутка времени направляется в тонкую кишку. В процессе практики деятельность по выделению желчи существенно усиливается благодаря интенсификации работы блуждающих нервов, побуждающих клетки печени к секреторной деятельности. С другой стороны, интенсификация работы блуждающих нервов через усиленное высвобождение секреций желудка интенсифицирует деятельность клеток печени по секреции желчи. Увеличение секреции желчи усиливает функции пищеварения.

Кольца плазмы крови — САМР

Гуан Анькунь из Шанхайского городского НИИ гипертонии сообщил: в одной группе в спокойном состоянии у испытуемых уровень САМР в плазме крови до и после отдыха был довольно устойчивым, изменения слабые, колебания невеликц их амплитуда в среднем составляла 3,04 ± 1,87 мкмкг/л. Однако после цигун содержание САМР сильно отличается, амплитуда колебаний достигает в среднем 8,48 ± 8,296 мкмкг/л, что статистически свидетельствует о большой разнице. В другой группе эксперимент проводили при стоянии и обнаружилц что до и после стояния изменения САМР в плазме крови несколько выше, чем в группе, находившейся в спокойном состоянии: амплитуда в среднем 5,92 мкмкг/л, однако разница в содержании САМР в плазме крови до и после тренировки была очень велика: в среднем 13,2 мкмкг/л. Статистическая обработка показывает значительное отличие. Из вышесказанного следует, что цигун оказывает регулирующее влияние на САМР — второй половой агент в механизме гормонального действия, воздействием на который можно в широком диапазоне влиять на функции многих органов.

Проблемы использования сознания в цигун главным образом связаны с тем, как отрегулировать устойчивость сердца, когда имеют место всплывание, погружение, распущенность и нетерпение.

Всплывание, погружение, распущенность и нетерпение

Это четыре вида патологических фаз сердца. Ситуациц к ним относящиеся, и способы их разрешения состоят в следующем.

Всплывание (ф у). Беспорядочных мыслей много, сердце как будто полощется, тело тоже неспокойно. При этом следует привести в порядок сердце, направляя ци вниз путем сосредоточения внимания на пупочном центре. Если остановить хаотичное мышление — тогда удается успокоиться.

Погружение Счэнь). В груди теснение, голова как бы свисает вниз. При этом необходимо сосредоточить внимание на кончике носа, чтобы оно сконцентрировалось и не рассеивалось.

Распущенность Скуань). Сердечная воля рассеянно беспорядочна, состояние подавленности или течет слюна изо рта. Нужно собрать тело, отрегулировать позу, повысить внимание, сконцентрировать его в одном месте.

Нетерпение. Иногда слишком торопятся, отчего голова пухнет и в груди возникает напряжение. В этом случае следует рассеять мыслц расслабить тело и представлять, что ци течет вниз.

Внутренний взор, сохранение мышления и созерцание образов

Эти три метода использования сознания почти одинаковы, но есть и различия.

Внутренний взор (нэйши) также называют «сохранением взора» (цуньши) или «освещением внутреннего обращенным созерцанием», когда прикрывают глаза и осматривают какую-то часть своего тела. Живший при танской династии Ли Цюань, комментируя приписываемый Хуанди «Трактат об иньском знаке» («Инь фу цзин»), указывал на механизм в глазах. В древности некоторые мастера считалц что тело человека — инь, и только глаза относятся к ян. Внутренний взор способен активизировать внутренние органы и ци-кровь в теле. При этом возможно возбуждение.

Сохранение мышления (цуньсян) — тоже внутренний просмотр тела с закрытыми глазамц но объект рассмотрения всегда воображаемый, и в этом состоит его отличие от внутреннего созерцания. Впервые этот ментод предложил даос Сыма Чэнчжэнь, живший при династии Тан, в книге «Тайный сын неба» («Тянь инь узы»).

Созерцание образов ( г у ань с я н) также называют «медитативным созерцанием» (чаньгуань). Это метод буддийской Тайной школы (лшузун). Сунь Сымяо во времена Танов в книге «Тысяча золотых важных рецептов для экстренных случаев» также приводит этот метод. Это более сложный метод воображения, при котором внешняя среда и внутренний организм объединяются, конкретнее о нем говорилось выше.

Хранение и сублимация духа-шэнь

Хранением шэнь (цуньшэнь) называют помещение мысли в какое-то место внутри или вне тела при условии избавления от беспорядочного мышления и при успокоении сознания. Шэнь — мышление. Сублимация шэнь (ниншэнь) также требует избавления от беспорядочного мышления, успокоения сознания, но после этого мысль помещают в теле, обычно только в «поле пилюли», что называют «сублимировать ци и ввести в пещеру ци (цисюэ)», тогда как при хранении шэнь можно направить мысль на какой-то участок тела или обратить внимание на что-то вне тела. Когда обращают внимание вовне, это обычно называют «собирать внешние виды». Таковы различия между двумя методами. В целях успокоения сознания сублимация духа-шэнь обладает явными преимуществами.

В древности мастера считалц что в работе с цзин, ци и шэнь (воспроизводящей, жизненной и духовной энергиями) следует заниматься энергиями прежнего неба, то есть в данном случае — изначальной шэнь (юаньшэнь). На основе естественного успокоения сознания плавно помещают шэнь в определенное место ц храня или сублимируя шэнь, занимаются только изначальном шэнь — только тогда будет эффект. Что касается удаления беспорядочных мыслей и хранения мыслц здесь всегда добавляется что-то субъективное, следовательно, занимаются лишь энергией шэнь последующего неба. Эффективность при этом мала. Практически нет необходимости делать между ними различие, так как они друг друга стимулируют и только на основе избавления от беспорядочного мышления, успокоения сознания, хранения мысли может возникнуть состояние сублимации шэнь.

Обращение мысли или мышления и их удержание

Это три искажения, которых нужно избегать при работе с мыслью в цигун. Для освоении осознания необходима легкость, а это все проявления тяжести в использовании сознания. Еслц уделяя внимание определенной части тела, требуют, чтобы время хранения мысли было длительным, область — четкой, сосредоточение — жестким, возникает обращение мысли (чжои) или обращение мышления (чжосян). Под обращением мышления иногда подразумевают лишь хранение мышления или наблюдение за образами.

Удержание (чжичжо) — одностороннее акцентирование в практике, сознательное вызывание каких-то явлений, иногда — общее название для обращения мысли и мышления. Для всех трех искажений характерны морщины на лбу, неприятные ощущения в голове, набухающие боли и прочие побочные явления.

При использовании мысли нужно выполнять следующие требования: как бы иметь мысли и все-таки не иметь, как бы хранить сознание и все-таки не хранить, «пользоваться мыслью, но не пользоваться силой-ли». Привлечение мысли «с перебором», или указанные выше три искажения, и есть применение силы-ли. Чтобы понять разницу между мыслью и силой, требуется опыт. Древние говорили: «Нельзя посредством сердца хранить, нельзя без мысли устремляться — это обращение мышления. Без мысли устремляться, значит упорствовать в пустом. Когда есть мысль и нет мысли — это мастерство (гун-фу)». Начинающие обыкновенно подумают о направлении внимания и тут же бросают, так что или объект мышления относительно неопределенный, или время сосредоточения слишком краткое.

Произнесение слов или фраз про себя

В использовании мышления произнесение слов и фраз про себя позволяет вывести сознание к единому, расплавить беспорядочные мыслц а также уменьшить сонливость. Мысленное произнесение соответствующих слов и выражений, например «расслабляюсь и успокаиваюсь», позволяет скрытно вести организм к расслаблению и успокоению. Так, выражение «тело выздоравливает» (шэньти цзянькан) включает в себя смысл ведения.

Однако для клинических целей выражения не должны быть слишком длиннымц так как это приводит к перегрузке сознания, при которой голова пухнет или болит. Кроме того, поскольку произнесение сочетают с дыханием, длинные выражения могут растянуть выдохи и вдохц что приводит к теснению в груди сердце начинает прыгать, дыхание или сдавливается, или подгоняется, сердце и чувства впадают в состояние излишнего волнения.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАССЛАБЛЕНИЕМ

Расслабленность (сун) и расслабление (фансун) — главные условия занятий цигун, выполнять которые необходимо во время всей практики от начала до конца. По существу, это вид активной деятельностц а вовсе не бездействие.

Расслабленность (сун) — это некое ненапряженное состояние. Все тело при этом пустое (сюй), не полное (ши), как бы распущенное, никуда не устремленное. Рассматривая с позиции мастерства, это некое постижение, которое нельзя понимать как рассеяние.

Расслабление (фансун) — это требование, о котором говорят в случае напряжения, полноты. Занимающийся, особенно больной, нередко входит в напряженное состояние по следующим причинам:

5.  патологическое напряжение: проявление болезненного состояния при некоторых заболеваниях;

6.  напряжение, вызванное настроем: волнение по поводу болезнц беспокойство о том, что выполняет упражнения плохо или что занятия не помогут;

7.  напряжение, вызванное практикой: одеревенелая поза, жесткое растягивание выдохов и вдохов, использование слишком сложных мыслей, насильственное вызывание ощущений, стремление воспользоваться силой-ли.

Следовательно, в практике обязательно нужно использовать расслабление для ликвидации напряженных состояний, обнаружение которых и есть расслабленность. Расслабление — базовое требование в статической и динамической работе.

Необходимость постоянной отработки расслабления

Упор на расслабление в цигун всегда поддерживался в древних источниках, относящихся к ведению и привлечению (даоинь), выплевыванию и набиранию (туна) и т. п. Современная работа (фансунгун), где подчеркивается важность отработки расслабления (ляньсун) — драгоценный опыт, полученный обобщением древних методик в 1957 году в бывшей Шанхайской городской клинике цигун--терапиц в особенности почерпнутый из двух курсов лекций, проведенных в 1956 году Цзян Вэйцяо, заведующим Шанхайской амбулаторией китайской медицины, внесшим большой вклад в дело развития цигун.

Работа по расслаблению, с одной стороны, играет особую роль в оздоровлениц укреплении тела и излечении болезней, с другой стороны,— это базовый метод в различных видах статической практики. Требование расслабления необходимо выполнять всегда, во всем процессе занятий, независимо от вида цигун и метода. Таковы факты и наблюдения, полученные за двенадцать лет клинической практики. Сделаем некоторые дополнительные пояснения, указывающие на причину важности расслабления.

К сфере применения цигун -терапии большей частью относятся, в терминах китайской медицины, «болезни внутреннего поражения» (нэйшанбин), вызванные избытком семи эмоций: радостц гнева, тоскц размышлений, скорбц страха, испуга. Когда психически-эмоциональная деятельность превышает нормальные физиологические пределы, например, длительное время продолжается раздражение каким-либо фактором или внезапно происходит психологическая травма, это может привести к перенапряжению, в результате которого в теле

нарушается гармония инь-ян, ци-кровц функции внутренних органов, и возникает болезнь.

Поскольку семь эмоций и внутренние органы тесно связаны между собой, в «Простых вопросах», в главе «Великая теория явлений, соответствующих инь и ян», указывается: «Гнев вредит печенц радость — сердцу, размышление — селезенке, тоска — легким, страх — почкам». Поскольку ци и кровь тесно связаны между собой, в главе «Теория возникновения боли» сказано: «Гнев — ци поднимается, радость — ци замедляется, печаль — ци исчезает, страх — ци опускается, испуг — ци путается, размышление — ци связывается». Поскольку человек представляет собой единое целое, то внутренние органы также влияют друг на друга, особенно велико влияние сердца на другие органы, как о том сказано в «Линшу», в главе об устных вопросах: «Сердце — господин пяти плотных и шести полых внутренних органов, поэтому печаль, скорбь, беспокойство и тоска заставляют сердце сильнее биться, а когда сердце движется, то внутренние органы колеблются». Поскольку семь эмоций тесно связаны с инь-ян, может сложиться ситуация, когда непропорционально возрастет уровень инь или ян. Например, гнев поражает печень, при этом ци вместе с кровью поднимается вверх и возникает ряд болезненных состояний, вызванных избытком ян в печени.

Ситуаций, рассмотренных выше, достаточно для того, чтобы пояснить изменения, вызываемые семью эмоциями и приводящие к неравновесию между напряжением и расслаблением. Эмоции часто создают избыток энергиц превышающий предел допустимого напряжения. Следовательно, работа по расслаблению дает хороший эффект при гипертониц язвенной болезнц неврастении и других заболеваниях, вызванных указанными причинами.

Рассмотрим данный вопрос с точки зрения мастерства в практике. Только при хорошем овладении расслаблением можно освоить другие методы работы. Если говорить о связи между расслаблением и вхождением в покоц то только при расслаблении возможно спокойствие. Если говорить о связи расслабления с позамц то только расслабленные позы можно удерживать долго. Если говорить о связи расслабления с дыханием, то только при наличии расслабления можно избежать нежелательных явлений, когда направленный поток ци тут же иссякает, а объединение ци приводит к поражению органов. Если говорить о связи расслабления с использованием мыслц то только расслабление позволяет избежать таких отклонений, как обращение мысли и мышления и их удержание. Если говорить о связи расслабления с беспорядочным мышлением, то только при условии расслабления можно не подавлять беспорядочные мыслц а изгонять и рассеивать их. Если говорить о связи расслабления с циркуляцией внутренней ци, то только при расслаблении можно избежать такого искажения, как блуждающий огонь (цзоухо), вызванного избытком воинского огня (ухо). Если говорить о связи расслабления с внешними движениямц то только расслабив тело, можно двигаться безостановочно.

Проблема рассмотрена здесь лишь в общих чертах, однако этого достаточно для понимания важности расслабления в статической работе. Расслабление, успокоение, естественность — програмные требования цигун, причем расслабление возглавляет этот список и имеет самый широкий смысл. В целом работа по расслаблению и расслабление — вид осознанной активной деятельностц а не произвольная попытка «порасслабляться». [Особенно важно расслабление для европейцев, у которых мышцы и мысли находятся в постоянном напряжении и которые умеют расслабляться только с помощью алкоголя и наркотиков, то есть попусту растрачивая запасы внутренней энергии.]

Освоение расслабления

Расслабление не может быть абсолютным. Когда во время занятий ощущается, что тело расходится и тянется, как шелковая вата; руки и ноги теплеют, ци проходит в четыре конечности; мышцы слегка вибрируют, корпус колеблется, руки и ноги неизвестно куда направляются; радость и лень в теле, словно плывешь по водной поверхности без всякого напряжения; в положении тела ощущается устойчивость, а голова очень легкая — все это различные проявления расслабления, которые можно распределить по следующим трем уровням.

Расслабление слабое. Руки и ноги плавно покачиваются, в голове легкость, в теле не осталось участков с неприятными ощущениями.

Расслабление раскрытое. В дальнейшем расслабление доходит до определенной части тела, где ощущается, что плоть как будто раскрывается, остается лишь костная рамка, на которой свободно лежат мышцы, а ток крови циркулирует вверх и вниз по всему телу и даже можно почувствовать его движение.

Расслабление чистое. Наконец, все тело становится как будто расплавленным, нет никакой скованностц это состояние сохраняется долго-долго, беспорядочные мысли полностью отсутствуют, чувствуются невыразимые радость и покой.

Представление о различных видах расслабления приобретается в процессе занятий. После определенной продолжительности практики могут возникнуть разные ощущения расслабления, поэтому не нужно стремиться добиваться чего-то конкретного или выдвигать себе какие-то требования.

Причины недостижимости расслабления

 Неустойчивое настроение, плохое проведение подготовительной работы, особенно когда выполняется слишком много других дел перед практикой, так что во время занятий беспорядочных мыслей относительно много, что и мешает процессу расслабления.

 Однонаправленное вызывание каких-то ощущений расслабления, что, наоборот, ведет к напряжению.

 Местные заболевания, например гипертония, неврастения, астма, болезни головы, кишечника, желудка, суставов, глаз (глаукома), печени и пр. В таком случае указанные области расслабить нелегко.

 Существует определенная связь с принимаемой позой. Так, сложно освоить расслабление таких участков, как спина и ягодицы, в положении лежа, нижних конечностей — при ровном сидении и пр.

Что делать, если не удается расслабиться

Когда освоить расслабление не удается, нужно понять следующее.

Овладение мастерством требует процесса накопления опыта. Продолжая занятия, можно естественно прийти к освоению, поэтому необходимо следовать общему ходу событий, нельзя ничего навязывать и жестко требовать от себя во время определенной работы известной степени расслабления.

Расслабление — метод, а не цель. Местное напряжение нередко представляет собой отражение очага заболевания. Нужно исходить в основном из осознания всего тела ц опираясь на это, можно сдвинуть и ликвидировать местное напряжение. Если успеха добиться не удается в силу особых причин, можно провести следующие мероприятия.

Напряженные участки перед статической работой побольше массировать и похлопывать. Если не расслабляется область головы, то сначала похлопывают по голове и поглаживают (мо) шею. Не расслабляется живот — в первую очередь поглаживают живот; не расслабляется поясница — потирают (ца) поясницу; не расслабляется область печени — поглаживают бока и делают медленный выдох у и. В процессе практики можно воспользоваться мысленным произношением слова «расслабиться» (сун), обращаясь к данной областц а можно рукой легко надавливать (ань) на напряженный участок, стремясь его расслабить.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.