Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 30 страница



В «Набросках истории Цинов» (маньчжуров) описывается, как Тянь Фэнчи своей спиной упирался в спину больного и лечил болезни. Тянь Фэнчи — специалист по воинским искусствам, хорошо знавший ведение и привлечение (даоинь), жил южнее реки Янцзы в годы Канси-Юнчжэн (1662—1735 гг.).

В индийской йоге известна так называемая пулуна (на санскрите прана), смысл ее в том, чтобы наложением рук лечить болезни путем передачи ци, что сходно с китайским испусканием ци. Кроме метода «наложения рук» существуют различные способы безконтактного воздействия.

В древних материалах о цигун в записях о доставке ци (юньци), последней придается иной смысл, чем испусканию ци (бции), причем специально оговаривается использование внутренней ци. В общем, выделяются следующие три разновидности.

 Доставка ци во все тело. В книге «Об источниках и последствиях болезней», в начальных двух статьях, посвященных лечению «последствий высыхания, вызванного ветряным искажением», сказано следующее: «Ровно опираются на стенку и не дышат, водят ци от головы до конца ступней, исцеляются от фурункулов, грыжц синдрома ветра, отклонения, вызванного искушением, и разных ветряных онемений конечностей... Прислоняют спину ровно, разворачивают ступни и пальцы, затемняют сердце, привлекают ац с верха головы, думают о достижении десяти пальцев ног, ступней и центров подошв. Можно привлекать трижды семь раз, пока центры ступней не получат ци что называют: наверху привлекают в «глиняный шарик» (нивань), внизу доводят до «бьющего родника» (юнцюанъ). Большой и малый небесные круги в технике внутренней пилюли у даосов тоже относятся к одному из видов доставки ци во все тело.

 Локальная доставка ц и для борьбы с болезнью. В «Записках о взращивании природы и продлении жизни» сказано: «Всегда, когда вводят ци желая избавиться от ста болезней, в соответствии с местом создают мышление. Голова болит — думают о голове, стопа болит — думают о стопе. Гармонизируют ци и направляют ее время от временц тогда болезнь сама исчезает». В книге «Рецепты всеобщей помощи с Петушиного пика» подтверждается:

«Мысль — водитель ци; мысль достигает — и ци достигает. В каждом неспокойном месте тела заперт поток ци. С помощью мысли привлекают ци направляя в больное место, и после воздействия [человек] непременно выздоровеет».

 Доставка у и выпуском наружу. В книге «Об источниках и последствиях болезней» сказано: «Каждый раз, привлекая ци сердцем, думают о ней и провожают ее через пальцы ног на выход». В «Общих записках о священной помощи» есть такое высказывание: «Когда ведут ци, обычно с 1-го по 15-е число (лунного) месяца думают, что ци выходит из десяти пальцев рук, с 16-го по 30-е число месяца думают, что ци выходит из десяти пальцев ног. Долго ощущается, как ци проходит по рукам и ногам, не останавливаясь, тело с каждым днем становится легче и крепче, ци и пульс — мягче и гармоничнее, оздоравливается защитная энергия (вэи), регулируется успокоение».

Итак, доставка ци (юньци) — метод, осваиваемый для собственного применения, а распространение ци (бции) — метод лечения других людей. Следовательно, когда кто-то другой доставляет ци с целью излечения болезнц это следует называть «методом терапии путем распространения ци». Но в китайской медицине термин «юньци» имеет и другой смысл — сокращение выражения «у юнь лю ци» (пять вращений, шесть энергий).

Клиническое использование доставки ци

Относительно клинического использования доставки ци (испускания ци) в настоящее время нет систематических обзоров, пока только собираются сведения, которые подвергаются обобщениям. Однако существуют следующие проблемы, требующие внимания.

 Мастер, занимающийся доставкой ци, должен самостоятельно заниматься поиском и обобщениямц обменом опытом и распространением его, чтобы обучить больше специалистов, владеющих методиками медицинского применения цигун.

 Лечебный эффект в значительной степени зависит от мастерства, школы, уровня медицинских знаний,

клинического опыта. [Очень важно быть хорошим диагностом: видеть ситуацию до и после воздействия.]

Собственное здоровье лечащего, его психологический настрой непосредственно сказываются на результате доставки ци, поскольку все его внутренние болезни и эмоции могут быть восприняты пациентом, что окажет на него неблагоприятное воздействие. [И наоборот, можно подхватить болезнь пациента, если не владеешь техникой безопасности.]

Поскольку лечение доставкой ци подвергается значительным ограничениям, изыскиваются возможности использования вместо этого приборов. Как сообщалось, Пекинский НИИ медицинских приборов при поддержке соответствующих органов в опытном порядке изготовил электронный имитатор цигун-терапии. Прибор может излучать низкочастотные колебания и волнообразный инфракрасный свет, он оказывает комплексное терапевтическое воздействие, соответствующее массажу, иглоукалыванию и прижиганию китайской медицины. При лечении нарушений функций желудка и кишечника, гипертонии и других хронических заболеваний эффект оказался значительным.

Однако было опубликовано и критическое мнение электрокардиографов, которые, анализируя схему прибора для цигун-терапиц выяснилц что фактически этот прибор излучает инфракрасный свет в диапазоне коротких волн. Его основное биологическое воздействие — тепло, оно проникает в тело человека, повышая температуру тканей и вызывая различные ощущения. Роль инфракрасного терапевтического воздействия заключается в улучшении местной циркуляции кровц интенсификации поглощения при местном вытекании веществ, ослаблении напряжения мышц, снятии болц снижении воспаления. Если заявить, что это прибор для цигун-терапии или электронный имитатор цигун-терапиц то пациенты могут решить, что прибор играет возбуждающую роль в гипнотерапиц вызывая относительно приятное согревание и усиливая гипнотическое словесное воздействие на пациента. Следовательно, пока тайны цигун еще не выяснены и научная база для моделирования приборов недостаточна, внедрение их несерьезно. Это мнение тоже имеет определенное основание, следует подождать общего обсуждения и дальнейших исследований.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОТКЛОНЕНИЯМИ

Когда говорят об отклонениях в практике, то подразумевают, что в процессе цигун возникают явления, отличающиеся от нормальных или даже развивающиеся до неуправляемых процессов, создавая физические и психические травмы, мешая жить и работать. Это проблема, которой ведущий занятия должен уделять серьезное внимание. Проблема отклонений в первую очередь состоит в том, как их предотвратить, а затем — как исправить. Особенно следует быть бдительным в случае четырех видов отклонений: внутренняя ци не останавливается, внешние движения не прекращаются, блуждающий огонь и впадение в наваждение.

МОГУТ ЛИ ВОЗНИКАТЬ ОТКЛОНЕНИЯ, И КАК ОТ НИХ ИЗБАВИТЬСЯ

Могут ли возникать отклонения — вопрос, ответ на который дает практика. Обычно они не возникают, но если такое случается, встает вопрос о том,

как от них избавиться. Зимой 1956 года кабинет китайской медицины Шанхайского городского отдела здравоохранения пригласил на семинар многих шанхайцев, давно занимающихся цигун, для обсуждения возможных причин появления отклонений, среди которых были выделены следующие:

17.  организм и состояние болезни не позволяют заниматься статической работой, но при этом проводятся насильственные занятия;

18.  отсутствует руководство со стороны учителя;

19.  не соблюдаются методы;

20.  в процессе занятий нарастает интенсивное возбуждение;

21.  настоятельно добиваются результата, жестко интенсифицируя тренировки;

22.  в процессе занятий возникают непонятные ощущения и в сознании накапливаются вопросы, не находящие ответа.

Отклонения бывают существенными и незначительными; одни выправляются легко, другие с трудом. Профилактика играет главную роль, поскольку выправление идет сразу. Профилактические меры принимаются с двух сторон. От самого занимающегося требуется следующее:

23.  подождать, пока врач, руководящий группой цигун, изучит состояние здоровья, определит, можно ли заниматься и как именно, и лишь потом приступить к занятиям;

24.  все жизненные обстоятельства, психические состояния, ситуации на занятиях следует сообщать ведущему; когда возникают какие-то аномальные ощущения и явления, нужно своевременно обсудить их вместе с ведущим, ни в коем случае не проявлять самостоятельности и не действовать вслепую;

25.  следует доверять ведущим цигун, все личные сомнения или пожелания попробовать другие методы следует обсудить с ведущим и прийти к соглашению. Ни в коем случае нельзя, увидев что-то новое, сразу пробовать делать это или приступать непосредственно к «работе высшего класса». Следует овладевать основами практикц не стремиться к особым ощущениям, но и не бояться их.

Для ведущего занятия необходимо следующее:

26.  не проводить занятия с темц кому это противопоказано;

27.  не обучать других тому, чем сам не овладел как следует;

28.  овладев методом недостаточно и не чувствуя в себе уверенностц что при возможном развитии отклонений сумеешь принять меры для их исправления, ни в коем случае не следует приступать к обучению других;

29.  при появлении на занятиях у больных ощущений или достижений не следует чрезмерно одобрять и восхвалять их, чтобы избежать ненужных устремлений;

30.  анализировать практический опыт занимающихся, избегая субъективизма и прагматизма в преподавании.

ВНУТРЕННЯЯ ЦИ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ

Когда в практике цигун в статической работе доходят до определенного этапа, то обычно ощущается поток теплом ци (нуаньци), резко отличающейся от прохладной ци (лянци); обычно ее называют внутренней ци (нэйуы), а также горячей ци (жэци), горячей энергией (жэнэн), клубком горячей ци (жэцитуань).

Различные взгляды на циркуляцию внутренней ци

Циркуляция внутренней ци — метод, заимствованный из техники внутренней пилюли даосизма: малый небесный круг проходит по каналам управления и действия, большой небесный круг проходит по восьми каналам и считается, что без овладения ими невозможно достичь мастерства (гунфу). Однако исторически существовали различные подходы к этому вопросу.

Некоторые, ссылаясь на «Чжуан-цэы», доказывают раннее происхождение данного метода, учитывая следующее высказывание: «Ду (канал управления) позволяет сохранять тело, наполнять жизнь, пестовать родных, исчерпать годы». Однако другие указывают, что ду в данном контексте говорит о приверженности срединному правильному путц а не о канале управления (думай), что это ошибка в толковании.

При династии Мин (1368—1644 гг.), когда метод работы с внутренней ци распространился, Ли Тин в книге «Входные ворота к медицине» указывал: «Если внутренним движением слишком долго вращать у и по каналам управления и действия, рождается фурункулез; через селезенку-почву — пучение живота; через поле пилюли — кровь в моче; через макушечные ворота (дин-мэнь) — разжижение мозга». В 50-е годы XX века были опубликованы две статьц где высказывались прямо противоположные мнения по этому поводу.

В статье «Метод цигун -терапии малого небесного круга» Вэй Цикэ писал: «После того, как мы почувствуем, что в поле киновари есть жар и удержим ощущение, следует стремиться сдавить поле киноварц при этом горячая ци протолкнется вниз в точку „хвостовые ворота" (вэилюц на копчике). После прохождения „хвостовых ворот" она сразу идет вверх через двойную заставу „сжимающих хребет" (точек иряцзи), проходит „небесный столб" (шею), „яшмовую подушку" (юичжэнь, на затылке) и вверху доходит до „дворца глиняного шарика" (ниваньгун). Пройдя этот дворец, возвращается через „двор духа" (шэньтпин), „сорочий мост" (язык), „многоэтажное здание" (горло), „пурпурный дворец" (цзяньгун, среднее поле киновари в груди), „точки ци” (цисюэ) снова в поле киновари. Освоившие круг, проходящий спереди и сзадц прошли малый цикл неба». Кроме того, отмечалось, что ощущение вращения имеет терапевтический смысл.

В статье «Некоторые замечания к методам цигун -терапии» Ли Личжи указывал следующее: «Некоторые люди слепо верят в „три заставы". Как утверждают, когда мастерство в цигун высокое, то можно почувствовать, как поток горячей ци пробивает точку «встреча инь» (хуэминь, в промежности) и анус (первая застава), по позвоночнику поднимается вверх, пробивает макушку головы (вторая застава), затем от лица опускается вниз, пробивает грудь (третья застава) и доходит до поля киноварц завершает круг, пройдя все тело,— все это пустая легенда, не имеющая научных оснований. Передающие ее, с одной стороны, утверждают, что при изучении цигун нельзя добиваться таких результатов насильственным путем, а с другой стороны, говорят, что без этих ощущений мастерство недостижимо. Это вызывает изумление у некоторых людей и порождает настойчивость в устремлениях. В результате возникает нервное расстройство, ци ударяет в голову и прочие беды».

Внутренняя ци циркулирует безостановочно

Циркуляция внутренней ци изначально имеет определенную закономерность. Однако она полностью определяется субъективными ощущениямц и как конкретно проходит этот процесс, четко и полно рассказать нельзя, а что служит материальной основой, тем более. Объективные данные отсутствуют, все это требует дальнейших наблюдений, сбора сведений для научного объяснения. Однако у некоторых людей в процессе циркуляции внутренней ци возникали следующие проблемы:

31.  после прохождения трех застав клубок теплой ци, по ощущениям, доходит до участков сжимающие хребет или яшмовая подушка и застревает надолго, не поднимаясь и не опускаясь, что трудно вытерпеть;

32.  отдельные клубки теплой ци, по ощущениям, достигают головы, где все время вращаются, вызывая неприятные ощущения, как будто одета тяжелая шапка, что называют «ци ударила в голову»;

33.  клубок теплой ци проходит канал управления, однако это ощущение возникает каждый раз после успокоения, поэтому от него нелегко избавиться;

34.  клубок теплой ци покидает линии каналов управления и действия, разбегаясь по всему телу и вызывая

нестерпимую боль;

— вместе с циркуляцией внутренней ци тело тоже непроизвольно качается, иногда от малых колебаний к большим, не останавливаясь на несколько часов, а боль очень сильная.

Ситуациц связанные с постанавливающейся ци, могут продолжаться, долго не прекращаясь. Обучая пациентов восстановлению организма посредством циркуляции внутренней ци, недопустимо относиться к ним безразлично.

Остановка нежелательного движения внутренней ци

Можно воспользоваться следующими методами: прекратить практику, ликвидировать напряженный внутренний настрой, поддерживать внешнюю направленность мышления. В случае локального движения внутренней ци, можно похлопать по этому месту и помассировать его. Когда поток растекается по всему телу, можно воспользоваться методом похлопывания по всей поверхности тела. Когда руководитель пользуется методом похлопывания, процедура выглядит следующим образом.

Подготовительная поза. Подвергающийся похлопыванию сжимает кулакц левый кулак помещает на правый, приняв положение «исполнение желаний» (жуй). Кулаки находятся на уровне носа, на расстоянии от носа примерно 20 см, глаз кулака (отверстия) — напротив глаз, взгляд направлен поверх кулаков вперед по горизонталц ноги расставлены, локти — как коленц колени — как стопы [по ширине]. Корпус в положении полуприседа, колени над носками стоп, туловище чуть-чуть наклонено вперед, плечи расслаблены, грудь выпячена, поясница опущена, образуется стойка всадника (цима ши). Ведущий похлопывает по различным частям тела в соответствии со следующей схемой.

Похлопывание по передающим (сочувственным) точкам легких (фэйшу ). Ведущий становится за спиной и ладонями хлопает по этим точкам трижды. При каждом хлопке воздух должен с силой выходить из ноздрей.

Похлопывание по точкам г а о ху ан (на каналах мочевого пузыря, на спине) тем же способом.

Похлопывание по точке минмэнь. Все то же, но похлопывание поперечной ладонью.

Похлопывание по каналу управления (думай). Ведущий похлопывает одновременно двумя поперечными ладонями по каналу управления от плечей к копчику и обратно.

Похлопывание по меридиану мочевого пузыря. Ведущий двумя ладонямц разводя их, похлопывает по каналу великий ян от плечей до ягодиц и обратно.

Похлопывание по меридиану желчного пузыря. Ведущий двумя ладонями похлопывает по меридиану малый ян, от плечей ведет через бока, поясницу, переднюю часть бедер, доходя до коленных чашечек, и обратно к плечам.

Когда похлопывают по меридианам управления, мочевого и желчного пузырей, обеими ладонями ударяют одновременно. Поначалу ударяют 10—30 раз, потом можно постепенно увеличить тяжесть ударов, число, сделать несколько циклов. Если в процессе похлопывания пациент ощущает ломоту в ногах и не может терпеть, можно позволить ему стоять с прямыми ногами. Закончив похлопывание, предложите пациенту походить, подвигаться в течение нескольких минут. Тяжесть ударов при похлопывании определяется силой и выносливостью пациента. Когда ладони похлопывают по спине, ходят вверх-вниз, запястья хлопающего должны быть подвижны, нельзя ударять с жесткой силой. Когда говорится о похлопывании по передающим точкам (гаохуан), то хотя это два места, но поскольку они расположены очень близко друг от друга, то просто касаются их пальцами.

Для исправления безостановочного движения ци можно также подобрать любой из шести целительных звуков, либо проделать какую-то динамическую работу, например, выполнить восемь триграмм (багуа), либо прибегнуть к иглоукалыванию или массажу туйна. [Помогает, в частностц холодный душ.]

ВНЕШНИЕ ДВИЖЕНИЯ НЕ ПРЕКРАЩАЮТСЯ

В процессе цигун, в основном при выполнении статической работы, возникает .явление вибрации в теле, что обычно называют «внешними движениями» (вай-дун), а также «вибрацией» и «проявлением движений». Некоторым вначале это нравится, потом движения становятся более резкимц иногда даже неуправляемымц в отдельных случаях теряется координация и возникают серьезные отклонения. Поэтому данной проблеме всегда уделялось серьезное внимание.

Состояния при внешних движениях

Эти состояния очень разнообразны и в основном бывают следующих видов.

Локальные движения и движения всего тела. Колеблются только голова, плечц руки; подергиваются лишь мышцы лица; качается и дергается все тело вперед-назад и влево-вправо. Встречаются неожиданные и постоянные движения. Одни в процессе практики неожиданно дернутся и на этом все заканчивается, другие качнутся несколько раз, а третьи на протяжении всего занятия качаются, подергиваются.

Быстрые и медленные движения. Одни движутся плавно и мягко, у других движения резкие и быстрые.

Беспорядочные и закономерные движения. Бывают движения путаные: то однц то неожиданно другие, неопределенные; в других случаях движения подчиняются закономерностц например: влево поворачиваются 36 раз, затем вправо 36 раз.

Малые и большие движения. Одни сохраняют исходную позу и делают различные движения в малой области перемещения; другие уходят от начального положения, могут даже покинуть помещение,

переворачиваться, подпрыгивать и т. п.

Обычные и виртуозные движения. Одни проявляют лишь движения, характерные для обыденной жизнц другие выполняют специфические движения, например: кружение, танцевальные па, иногда очень красивые. Так может проявляться в теле то, что ранее не находило выражения.

В апреле 1958 года в кабинете цигун Циндаоского санатория (провинция Шаньдун) собрали данные о внешних движениях. Ниже приведены два примера из этой подборки с целью ознакомления с конкретными состояниями.

Пример 1. Мужчина, страдал неврастенией и неврозом желудка; с 3 декабря 1957 года приступил к практике, занимался в основном работой по внутреннему взращиванию (нэйянгун), ежедневно 4—6 раз, каждый раз по 30—60 минут, доводил и до 100 минут. Через месяц занятий состояние значительно улучшилось. После занятий возникали неприятные ощущения в пояснице, зуд на лице, усиление урчания кишок, жажды, потоотделения, увеличения кислотности желудка и пр. На 80-й день, просидев 15 минут, почувствовал между бровями надавливание, тут же — непроизвольные движения, сначала малые: корпус стал раскачиваться вперед- назад, влево-вправо, затем большие: 170 поворотов в минуту, при этом рот пересыхал, после завершения движений приходилось выпивать много кипятка, потоотделение также возрастало, руки и ноги оставляли влажные отпечаткц которые долгое время не высыхали (на участках, куда помещали кисти и стопы во время занятий). После движений во всем теле возникало приятное ощущение, посАе ночного сна обычно выполнялся спонтанный самомассаж, ходил днем неустойчиво, как в трансе. Раньше бывала бессонница, но после практики наступило значительное улучшение. Однако после движений, наоборот, стал плохо спать, иногда за ночь всего один-два часа, кислотность желудка стала особенно высокой (раньше страдал пониженной кислотностью).

Пример 2. Мужчина, страдал гипертонией и атеросклерозом, половина тела не слушается в результате осложнения. В 1967 году позанимался работой по укреплению здоровья (цяньчжуангун), примерно через месяц начал двигаться. Садился на кровать, затем несколько десятков минут делал низкие поклоны сидя, обхватив коленц разводил стопы, ложился назад, бил кулакамц сворачивал Кисти по всему телу надавливал на точкц с силой нажимал на точку встреча инь (хуэйинь), обоими руками тянул пенис. Всего занимался динамической работой 24 дня. Осмотр врача показал, что в сердечной деятельности произошли большие изменения, органические функции восстанавливаются, давление крови ровное и устойчивое.

Конечно, в этих двух случаях движения возникали произвольно и произвольно прекращались, с точки зрения работы над собой они не могут считаться отклонениями. Если же начавшиеся движения не остановить, то это отклонения.

Дискуссия по поводу внешних движений

Обязательно ли нужно двигаться? Взгляды на эту проблему различаются. Бывший председатель даосского общества Чэнь Иннина в книге «Вопросы и ответы по лечению и взращиванию статической работой» указывает: «В древних трактатах, специально посвященных практике, говорилось только о внутренних вибрациях тела при тихом сидении и не указывалось на внешние движения тела. В то время изучающие статическую работу обычно исходили из принципа, что тело от начала до конца должно быть устойчиво и неподвижно. Если в это время движется рука или нога, то учитель непременно указывал, что совершается принципиальная ошибка, которую следует исправить». Действительно, в древностц занимаясь статической работой, не делали упор на внешние движения.

Современные мастера внешние движения объясняют принципом «предел статики рождает динамику». Однако имеется в виду внутренняя ци или внешнее движение, пока неясно. Отделение китайской медицины Шанхайского городского отдела здравоохранения зимой 1956 года пригласило более десяти мастеров цигун для обсуждения и изучения этого вопроса. Они тоже не сошлись во мнениях. Одни говорилц что движения — процесс, через который обязательно нужно пройтц другие возражали. Некоторые считалц что состояния у людей различаются: хорошо или плохо, когда двигаются, нельзя сказать однозначно, а следует исходить из конкретной ситуации занимающегося. Впрочем, было высказано мнение, к которому присоединились все: «Как бы ни различались конкретные обстоятельства, субъективные и чрезмерные устремления в практике недопустимы».

Часто исходят из оценки внешних движений, однако нельзя судить об их качестве однозначно. Чэнь Иннин в указанной книге отмечал: «Статическая

работа выполняется до тех пор, пока движение тела не станет неуправляемым. Для разных людей результат может быть положительным или отрицательным, очень трудно говорить о единообразии. Изучая выполнение статической работы, имеют целью лечение болезней: болезнь прошла — хорошо, не прошла — плохо. Нельзя односторонне в качестве показателя хорошего или плохого рассматривать наличие или отсутствие движений».

Недопустимы чрезмерные устремления, они служат причиной формирования отклонений при внешних движениях. Подавляющее большинство людей, имеющих внешние движения, раньше из книг или рассказов других узналц что в процессе практики могут возникнуть какие-то явления и ощущения, и ошибочно считают, что эти явления служат показателем эффективности занятий. Так, в некоторых книгах утверждается: внешние движения имеют определенный терапевтический эффект; они не могут нанести вред при лечении болезни; при достижении спонтанных движений конечностей обычно после занятий возникает особая легкость и приятные ощущения в теле. Такие утверждения оказывают сильнейшее влияние на занимающихся. В силу мощного стремления поскорее избавиться от болезней и укрепить здоровье сливаются воедино объективное влияние и субъективное желание. В результате приступают к практике с таким настроением, которое и служит основной причиной возникновения внешних движений.

Когда постоянно ожидают возникновения внешних движений, двигательный центр коры головного мозга непрерывно получает возбуждение, сформированное ожиданием. Как только при отработке успокоения большая часть коры затормаживается, эта зона естественно возбуждается и некоторые части тела начинают двигаться. Занимающийся считает, что добился успеха и еще больше концентрирует внимание на внешних движениях, тем самым еще больше возбуждая двигательный центр коры большого мозга, в результате внешние движения соответственно интенсифицируются до определенной степенц пока не возникнут неуправляемые явления. Итак, когда внешние движения не прекращаются — это отклонение.

Противодействие непрекращающимся внешним движениям

Безостановочные внешние движения приводят к тому, что занимающийся до конца дня не может успокоиться. При всякой попытке расслабиться возникают движения, сопровождающиеся неуправляемыми отклонениями. Когда возникает подобная ситуация из-за особого условного рефлекса коры головного мозга, причем довольно прочного, мгновенно избавиться от него не удается. Иногда проходит полгода и год, прежде чем постепенно практика приходит в норму, и надолго остаются следы этого явления. Конечно, большинство людей после кратковременных движений больше их не испытывает, и восстановление обычного состояния не составляет трудностей. Иногда пользуются правильными приемами: изменяют позу, особенно избегают позы со скрещенными ногамц открывают глаза, обращают внимание на внешние объекты. Хранение мысли не должно следовать за вибрациямц но смещаться, тогда вибрации прекратятся сами. Реальное образование отклонений случается редко. Для противодействия непрекращающимся внешним движениям, вызывающим отклонения, применимы следующие методы:

35.  прекращение практикц ликвидация напряженного мышления и настроя, поддержание осознания внешнего мира;

36.  попробовать расслабить все тело, чтобы снять напряжение мышц в отдельных участках тела;

37.  стоя выполнить надавливание (ань) вниз, с силой развести вытянутые пальцы, вывести напряжение всего тела в пальцы и довести до кончиков пальцев, затем, встряхнуть кисти;

38.  ведущий занятия предлагает попробовать расслабить все тело или надавить вниз стоя; если во время этого процесса управлять движениями не удается, можно воспользоваться методом внезапностц то есть резко ударить по спине или какому-либо предмету: резкий звук иногда приводит к нужному результату;

39.  ведущий может воспользоваться методом похлопывания;

40.  сочетать с иглоукалыванием, лечебным массажем туйна.

[Спонтанные движения подробно рассмотрены в книге «Парящий Журавль». Они возникают в больных или ослабленных местах и с выздровлением проходят. ]

БЛУЖДАЮЩИЙ ОГОНЬ

Огонь — мысль, используемая в практике; при управления дыханием можно выделить фазы огня (хохоу). Так называемый блуждающий огонь (цзоу-хо) — отклонение, обычно вызванное использованием интенсивного мышления, изредка тяжелым дыханием, негодной «жареной» практикой. Причины его появления сводятся к следующим. «Фазы огня» древние разделяли на «гражданский» и «военный» огонь (еэньхо и ухо). Использование слабого мышления и мягкого дыхания называли «военным огнем»; он служит для инициации движения, а «гражданский огонь » — для согревания и взращивания. Обоими видами следует свободно пользоваться на занятиях, применять попеременно. Нужно соблюдать принцип совместимости тренировки и взращивания. Признавая только интенсивную тренировку, владеют лишь инициацией движений, что непременно приведет тело к еще большему неравновесию. Нарушается ситуация, описываемая в китайской медицине как «инь подравнивается, Ян скрывается», вплоть до того, что возникает ряд обстоятельств, при которых ян возвышается, а «возвышение есть вредоносность». Ци может ударить так, что в груди и животе возникнут набухание и болц в голове — распирание и тяжесть, как бы обруч, и беспорядочная ци будет блуждать по телу. Или не прекращаются внешние движения, что может привести к таким явлениям, как вспышка гнева, с которой трудно сладить.

Исправление блуждающего огня заключается в погашении огня, отступлении огня и рассеянии огня. Рекомендуется принять следующие меры:

41.  прекратить заниматься статической работой, силу внимания направить наружу, больше смотреть на внешние пейзажц чтобы погасить огонь;

42.  повторять шесть целительных звуков, особенно «сюи», «кэ», «сы», чтобы рассеять огонь;

43.  подольше поделать упражнение взбаламучивая море, пить слюну, чтобы напитать инь и понизить огонь. Выполнить работу отступление огня (туйхогун) или какую-либо динамическую работу, например, восемь триграмм (багуа);



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.