Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 27 страница



впадаешь в очень спокойное состояние, когда деятельность мозга полностью прекращается. Пройдет сколько-то временц прежде чем подумаешь о продолжении практикц но уже не вспомнить, до какого места только что провел расслабление. И так бывает несколько раз подряд, три линии тоже путаются. У меня не было опыта подобных ситуаций, поэтому я не знал, хорошо это или плохо, и обратился к врачу и другим практикующим. Они были согласны во мнениях: это хорошее явление, оно представляет собой вид потребности к взращиванию.

Подобное состояние может побудить головной мозг и все тело лучше выполнять задачи саморегуляциц поэтому следует сохранять результат погружения в покой, занимаясь взращиванием. Если после возникновения потребности к взращиванию все же заниматься расслаблением по трем линиям, то не только не добьешься

И когда ци сильная, человек чувствует себя сильным, а когда ци ослаблена — заболевает... Следовательно, ворота жизни — по-лый внутренний орган (фу) воды и огня, дом инь и ян, море тонкой ци, отверстие для смерти и жизни». Эта теория показывает важность изучения хранения мыслей в воротах жизни и поле киновари., Ли Чжун-цзы в конце династии Мин написал много произведений, вводящих в курс медицины: «Основы знаний по «Трактату о внутреннем», «Необходимые чтения о медицинских школах» и др. Среди них взращиванию жизнц ведению и привлечению посвящена книга «Некоторые рассуждения о подкармливании жизни». В книге цзин, ци и шэнь (воспроизводящая, жизненная и духовная энергии) названы «три чуда человека», а тоже рассказывается о некоторых методах саморегуляции. В начале династии Цин (началась в 1644 г.) Лун Шэнчжоу продолжил работу своего учителя Ли Чжун-цзы и добавил «Три книги с выводами ученого», а также «Главы о долголетии», где в первом свитке «Без лекарств: необходимые знания» он также собрал такие методы практикц как «ведение и привлечешь для избавления от болезней», «динамическая работа, двенадцати ступеней», «вращение ци» («юнъ ци фа»). Во время Цинской династии Чэнь Мэнлэй и другие составили крупнейший в Китае сборник трудов по медицине под названием «Собрание древних и современных книг и схем» («Гу цзинъ ту шу цзи чэн»), где также есть записц относящиеся к методам ведения и привлечения. В книгах о внутренних органах, таких, как «Тысяча золотых важнейших рецептов для экстренных случаев», «Книга о взращивании природы», «Тайные основы сохранения жизни», методы ведения и привлечения отнесены к основным лечебным мероприятиям. Два знаменитых специалиста по теплым болезням, жившие во время Цинской династии Е Тяньши и У Цзюйгун, были практиками и теоретиками древнего цигун. Е Тяньши в возрасте около 80 лет обладал острым умом, не знал дряхлости. Он часто говорил: «В часы ребенка и полдня заниматься статическими упражнениямц побуждать воду и огонь обмениваться, инь и ян спариваться — это работа без приема лекарств. Все это помогает ци взращивать жизнь... Используй метод первоначальной работы с придавливанием (анъ) руками в течение года, чтобы инь и ян обменивались, тогда жизнь сама себя потрясет и в попытках обращения к врачу и лекарству не будет необходимости». Будучи опытным целителем, он обладал глубокими знаниями о древнем цигун, почерпнутыми из опыта. Несколько позже У Цзюньтун, объяс няя методы регулирования чудесных каналов, указывал: «Восемь каналов опираются на печень и почки подобно деревьям, имеющим корень. Инь и ян совокупляются, все рождения и изменения, возникающие перед зачатием и после рождения, опираются на это. Путь врача — это путь бессмертного, таковы его большие врата». Под «путем бессмертного» здесь подразумевается древний цигун. Чэнь Цзяшу в книге «Простые сркдения о взращивании болезней» подчеркивал; «Занятия ведением и привлечением в сто раз [эффективнее] медицины и лекарств, нельзя не знать [эту систему], нельзя не стараться овладеть [ею]». Он создал удобный метод «взаимной опоры» сердца и дыхания: «В ведении и привлечении необходимо овладеть счетом дыханий, мерой, в которой слркит взаимная опора сердца и дыхания. Если при начальном овладении сердце, возможно, возбуждено, то не следует считать дыхательные циклы, нужно следить за дыханием. Вначале наблюдение за дыханием обязательно будет грубым, постепенно оно утончается, пока не станет достаточным для того, чтобы сердце и дыхание опирались друг на друга».

Цинаши медик Чжан Лу десятками лет переделывал рукопись своей книги «Общая медицина Чжана».-

расслабления, но, наоборот, может сформироваться напряжение. Таким образом, я пришел к следующему выводу: расслабление по трем линиям — эффективный способ для достижения покоя на начальном этапе практики. Однако когда возникает потребность во взращиваниц то нельзя продолжать заниматься тем же, нужно вместо этого расслаблять все тело, и тогда будет достигнут следующий этап в освоении метода. Благодаря сочетанию тренировки и взращивания, погружение в покой стало глубже, продолжительность статического взращивания постепенно возросла, проявления качественных изменений также участились.

Понимание, возникающее в процессе занятий. По мере обретения опыта в практике, постепенного овладевания методамц понимание принципов тоже постепенно углубляется, качество работы в состоянии глубокого покоя становится выше. В обычной работе часто ощущается нагревание рук и ног, урчание в животе, потепление ревматоидных суставов, онемение, боль, движение потоков в теле; после работы — успокоение-приятное состояние — как после массажа. В пояснице и позвоночнике, где всегда были ноющие болц тоже ощущается разогрев и приятность. Когда работа налажена, сидящий человек ощущает покачивания ц кроме участка контакта ягодиц с табуретом, ничего не чувствует. Иногда как бы исчезают Кисти стопы, ноги. Особенно примечателен один случай в середине октября, когда я хранил мысль и вдруг заметил, что три-четыре раза ци-кровь прошла по телу, вверху и внизу, спереди и сзади (когда чуть усилил внимание, движение исчезло). Обычно после занятий ощущается, что голова чистая, душевное состояние спокойное, болезненные явления ослаблены. При хорошей работе и после освоения сочетания тренировки и взращивания понимание процессов в теле и сознании становится глубже.

Динамическая работа. С одной стороны, позволяет гармонизировать функции всего тела, с другой стороны, позволяет увеличить физическую силу, создавая хорошие условия для восстановления трудовых и творческих сил. Когда люди все время заняты напряженным умственным трудом, они не могут сразу перейти в спокойное состояние. В таком случае невозможно провести хорошую работу по расслаблению. Однако если заняться динамической работой, то можно добиться проявления статики в динамике (покоя в движении). Очаги возбуждения, вызванные динамической работой, подавляют очаги возбуждения, вызванные умственным трудом, в результате активность коры головного мозга эффективно регулируется. Поэтому по мере того как болезни проходят и телесные силы постепенно укрепляются, последовательно увеличивают динамическую работу, что помогает при лечении неврозов, а особенно для увеличения продолжительности ночного сна.

Кроме того, я также почувствовал, что, позанимавшись после динамической работы расслаблением и статическим взращиванием, можно увеличить в полтора раза регулирующее воздействие на функции организма. Поскольку динамическая работа стимулирует ускорение тока крови в теле, головной мозг успокаивается. Следовательно, после завершения динамической работы, в процессе расслабления или статического

Ошибка! Источник ссылки не найден.

 

В ней специально описываются отклонения цигун — блужающий огонь и наваждение. Он указывал, что в медицинских трудах пишут об этом потому, что «неразулшые людц занимающиеся саморегуляцией, видят природу неправильно и часто входят во владения наваждений... Совесть исходит из чрезмерности исполнительного сердца, шэнъ (дух) и сердце живут в пустоте, мокрота и огонь в трепетании доходят... Великий огонь взлетает скакуном, голова и лицо красные и горячие, отделяется и закупоривается сердце в тревоге, болтовня неблагоприятна, испарина и пот — так образуется период верхнего сбрасывания; так бывает, когда иньская ци исчезает, хотя ян не правит, основа, то есть [воспроизводящая энергия] цзин не прочна, оба выделения вызывает напряженность — так образуется период нижнего сбрасывания». Его предложения пригодны для применения. Астрагал составляет центр бульона, небесный князь пополняет пилюлю сердца. Эти описания имеют практическую ценность. В Минскую династию появились несколько книг, специально посвященных практике взращивания жизнц например: «Важные указания по управлению возрастом» Лэн Циня, «Важные секреты различных саморегуляций» Ху Вэньхуаня и «Восемь писем о следовании жизни» («Цзунь шэн ба цзянъ») Гао Ляня. В последней собраны наиболее ценные данные, например, в «Письме о продлении лет и изгнании болезней» обобщены многие практические методы прошлых времен. В начале Цинской династии в приложении к книге «Пояснения к сборнику медицинских рецептов», названном «Без лекарств, подбирай основы», Ван Жэньань подобрал материалы из этих книг, относящиеся к регулированию дыхания и пр. В книге Юань Ляофана «Основные секреты тихого сидения» дано относительно систематическое описание тихого сидения с позиций буддийской члнг>-медитации. В другой его книге «Три основы управления жизнью», которая представляет собой выдержки из одного его произведения, сделанные его последователямц рассматриваются три вопроса: собирание воспроизводящей энергии цзин, взращивание жизненной энергии ци и сохранение духовной энергии шэнъ. Здесь изложены теоретические положения и указаны практические методы. В конце Минской династии Чэнь Цзижу в книге «Замечания о взращивании жизни» предложил во время практики различать пустое и помюе, холодное и горячее: «Техника изгнания болезней включает следующие методы ведения работы: в случае болезни пустоты следует беречь мысли и быть сдержанным, твердо скрывать сердечные намерения, вести работу по внутреннему сосредоточению с целью пополнения; в случае болезни полноты следует заниматься массажем анъмо, ведением и привлечением, привлекать усилия и управлять, вонзая когтц вести работу (гунфу) по выпуску (болезни) наружу для рассеяния; при всех болезнях синдрома жара следует выплевывать старое и набирать новое, ртом выводить, а носом набирать — для охлаждения; при болезнях синдрома холода следует сохранять ци и запирать дыхание, использовать сознание, рождая огонь — для согревания». Целитель Ван Янмин при обучении требовал, чтобы ученики занимались тихим сидением. Он считал, что тихое сидение не совпадает с буддийской сидячей медитацией (цзочанъ) и вхождением в постоянство, а представляет собой «некую работу (гунфу) по собиранию и распусканию сердца». Его ученик Лю Цзюньлян намеревался отправиться в горы, чтобы заняться тихим сидением, и Ван Янмин заметил: «Если у тебя сердце пресытилось внешними вешами и отправляешься искать успокоения — это заносчивая и ленивая ци, противоречащая

Случай второй

Мужчина, кадровый работник. Долгое время страдал гепатитом, имел опыт занятий цигун, в 1961 г. пробыл в клинике шесть месяцев.

О естественности ощущений. Прозанимавшись достаточно долго, после расслабления и успокоения всегда можно ожидать появления ощущений, которые допустимо разделять на сильные и слабые, а по месту и характеру они зависят от исходного состояния перед вхождением в покой и имеющейся патологии. Впоследствии они могут постепенно исчезнуть.

Возникновение ощущений большей частью концентрируется в зонах болезненных изменений и относящихся к ним каналам, их много в зонах привычной усталости и прилежащих каналах, они также связаны с избыточным возбуждением и напряжением в практике, то есть с психическим состоянием. Например, раньше, когда у меня были проблемы с желудком и кишечником, часто появлялись ци черного и желтого цвета, а теперь, при лечении гепатита, возникает ци лилового, красного и белого цветов и в области печени ощущается сперва боль, затем холод, онемение и зуд, а состояние печени улучшается. Эти ощущения во время занятий особенно

заметны в каналах печенц желчного пузыря, селезенки. Когда настрой напряженный и возбужденный, ци концентрируется в области головы, желудка и печенц часто ци собирается в груди. Однако при спокойноустойчивом настрое, после саморегулирования и улучшения состояния ци опускается.

После возникновения ощущений я стремился к естественностц на слабые внимания не обращал, при сильных обращался к учителю. При этом нужно избегать удивления, страха или любопытства, которые мешают входить в покой и могут привести к побочным явлениям. Поскольку нагнетение переживаний приводит к возбуждению головного мозга и созданию напряжения, то в спокойное состояние долго не удается войти.

Некоторые ощущения, возникающие в практике, для удобства описания можно в общем разделить на следующие виды.

Движение по каналам. Проявляется на коже, каналах и точках, возможны ощущения тепла, холода, зуда, ломоты, тяжестц онемения, набухания, как будто ползают мурашкц проходит электрический ток, искры, возникают упругое движение, вибрация, от точечных к линейным и плоскостным.

Движение ум-крови. Проявляется в теле и по поверхности. Может быть как пластинка или комок, как обычная ци, ползет или протекает, может быть грубым и тонким, состояние непрерывно меняется: от устремленного до возбужденного, от беспорядочного до линейного, от собранного до рассеянного. В конце концов это приводит к успокоению всего тела.

Цветовые ощущения. Возникали черный, желтый, красный, зеленый, белый, металлический и синий цвета, насыщенные и бледные по интенсивности.

Галлюцинации. Природные явления: красное солнце, голубое небо, белые облака, чистая вода и пр. Видения лиц посторонних людей, их движений и пр. Собственный образ, иногда разделенный на два, иногда соединяющийся воедино. Тело представлялось гладким, как яшма, а живот окрашенным кровью.

Обычная ситуация, когда течение ци в канале сопровождается током кровц но иногда движется или только

взращиванию и созиданию; если ты не пресытился внешними вещамц то возврашайся к спокойному месту '■ ■ -' и погрркайся во взращивание, что хорошо». Эти слова, взятые из «Записок о передаче упражнений»,

соответствуют практике. Племянник Вана, Ван Лунсц в книге «Способы регулирования дыхания» («Дяо си фа») отмечал: «Для желающих заниматься тихим сидением входные ворота — регулирование дыхания, оно делает сердце на врелля останавливающимся, при этом духовная и жизненная энергии (шэнъ и ци) друг друга охраняют, что также способ управления. Регулирование дыхания и счет дыханий не одно и то же: счет имеет ллысль, регулирование не имеет мысли — вводит сердце в пустоту и отсутствие, не в погружение и путаницу. Регулирование дыхания — это стабилизация сердца. Сердце стабильно — дыхание еше более стабилизируется, истинное дыхание уходит и приходит, механизм выдохов и вдохов сам может создать изменения, добиваясь Неба и Земли. Сердце и дыхание друг на друга опираются — значит, дыхание за дыханием возвращаются к корню, -основе жизни». В «Трактате о тихом сидении» («Цзин фо шо») Гао Паньлун отмечал: «Способ тихого сидения не требует никакого метода — лишь покоя и по стоянства, в молчании идут к успокоению. Покой и постоянство не

допускают легкого отношения». Действительно, что касается покоя и постоянства в процессе практикц то секрет метода в том, чтобы выполнить упражнения как следует, а не пассивно и небрежно. В начале династии Цин против сунских конфциианцев Чжу Си и других, которые полдня занимались тихим сидением, а полдня читали книгц выступил Янь Юань. Он утверждал: «Для взращивания тела нет ничего лучше двигательных упражнений», «сколько двигаешь тело, столько даешь ему силы», «постоянно двигаешься — мышцы и кости вытягиваются в благоговениц каналы ци разглаживаются». Конечно, здоровый человек должен главным образом заниматься движениями. Однако Янь в дополнении к движениям выполнял и прямое сидение (дуанъ цзо гун). «Поправить шапку, распустить одежду, выпрямить тело, выравнять локтц руки скрестить в середине, взгляд направить на кончик носа, голову держать прямо, дух (шэнъ) и сердце в трепетании. Это поможет небесному принципу основы и сердца. Если небесный принцип взят за основу, то всякие нелепости сами покинут слух». Это, по существу, тоже один из видов тихого сидения.

ци по каналу, или только кровь. Движение ци-крови вызывает появление цветовых видений.

При рассмотрении процессов, происходящих во время практикц становится очевидным, что подобные ощущения появляются и исчезают. Даже в течение выполнения одного упражнения происходит то же самое. Эти изменения можно разделить на три этапа: возникновение, прохождение, успокоение. То есть поток ци-крови заполняет канал, распространяется от точки к линии и площадц переходит по качеству от грубых и беспорядочных вибраций к тонким, обладает устойчивостью и постепенно рассеивается, по характеру кажется стелющимся, упругим и затихающим. Эти три этапа тесно связаны с изменениями мысли. Начинается движение после достижения мыслью некоторого успокоения, а когда ощущение потока ци выравнивается, мысль также продвигается вперед, достигая глубокого покоя.

Приступая к практике, проводят работу по расслаблению и налаживанию дыхания, при этом ощущается, что беспорядочность мышления уменьшается, ци опускается, все тело обретает относительное равновесие и пропадает видимость того, что голова тяжелее ног, а слюны выделяется слишком много. Это позволяет сказать, что этап начального успокоения наступил.

На первом этапе начинают сохранять мысль в пупке или печени. Посторонние мысли отсутствуют, тело уравновешено, ощущается тепло и онемение. Ци погружается в поле пилюли (даньтянь). Проявляется течение ци на слабое можно не обращать внимания, при сильном используют метод регулировки ци, добиваясь равномерности потока. В это время часто возникает излишняя устремленность или переживания удивления и страха. Когда равновесие достигается, голова становится чистой, а все тело — размягченным. Тогда может показаться, что находишься в чистой, тихой, прекрасной естественной среде, или как будто голубой или розовый шатер покрывает все тело, что очень приятно. Возможно, это наступает этап устойчивого успокоения.

Занятия продолжаются, во всем теле возникают очень приятные состояния. Иногда внезапно обнаруживаешь, что твое тело исчезло, только пупочный центр чуть движется. Или словно полностью смешиваешься с атмосферой, или от всего тела остается только кожный покров, а внутри — пустота и т. п. Когда нечто подобное возникает — об этом и не догадываешься, а когда осознаешь — данная область уже пройдена. Все это позволяет говорить о вступлении в силу этапа полного успокоения (цзин). После глубокого покоя еще могут возникнуть ощущения движения ци или мысли. Их особенность состоит в том, что они быстро приходят так же быстро уходят, не нарушая успокоения. Так непрерывно идет развитие процесса вплоть до завершения работы.

Эти ощущения не вполне упорядочены и ритмичны, они приходят не каждый раз: то есть, то нет. Обычная ситуация, когда при глубоком покое их возникает мало, а на последнем этапе успокоения — довольно много.

Требования к занятиям цигун появляются в соответствии с их особенностями. Прежде всего, необходим покой ума, отсутствие беспорядочных мыслей и умиротворение, когда головной мозг ощущается чистым, а тело — расслабленным, устойчивым, потеплевшим, иногда возникают онемение, погружение, размягчение. Ци гармонична, значит, дыхание мягкое, ци погружается в поле пилюлц вызывая ощущение расширения груди и наполнения живота. Движения должны быть ровными — во внутренней и внешней работе требуется размеренность. Эти несколько пунктов взаимообусловлены. Так, расслабление тела и гармония ци достигаются при условии успокоения мыслей, однако и обратное тоже верно. Развивают их поочередно: не ждут успокоения мышления, чтобы только потом начать расслаблять тело, а понемногу работают со всеми составляющими. Однако успокоение — главное: если мышление неспокойно, то нечего и говорить о расслаблении. В процессе практикц до какой бы степени не были проработаны тело и ци, стоит только сбиться с верной установки в мышлениц как нарушится состояние в целом, что особенно четко проявляется при погружении в покой. Из всего сказанного можно сделать следующие выводы.

1.  Покой — главное. Успокоение мышления позволяет избавиться от семи чувств, которые непосредственно вредят пяты плотным внутренним органам и ци-крови. Это начальное решающее условие для расслабления тела и гармонизации ци . Выражения «сердце ровное, ци гармонична» и «дух спокоен, тело в покое» передают именно этот смысл.

2.  Укрепить тело в движении. На основе покоя, расслабления и гармонизации нужно хранить мысль, вести и привлекать (даоинь), осваивать дыхательные техники с целью укрепления деятельности внутренних органов. Одновременно их сочетают с внешними движениямц чтобы развивать конечности и корпус, так как покой позволяет взращивать, но когда он оказывается в избытке — ослабевает тело, поэтому нужно двигаться. С другой стороны, хотя

динамика позволяет окрепнуть, избыток физической активности истощает тело, поэтому необходимо сочетать динамику и статику.

3.  Мысль ведет. В процессе практики необходимо использовать сознание, без чего не достичь покоя и расслабления. Однако нужно «использовать мысль, не используя сердце (душу)». Для хранения мыслц расслабления или регулирования дыхания подходит использование простых и легких мыслей, существование которых весьма относительно. Нельзя использовать сложные или тяжелые мыслц которые перегружают сознание, доводя до напряжения и возбуждения.

4.  Ци служит основой. Под ци здесь понимаются функции различных внутренних органов человека. В физиологии тела возникают изменения, которые имеют собственные законы. Нужно воспользоваться известными законами для развития в направлении оздоровления. Мысли возникают естественным образом, а к их трансформации приводит практика, и нужно рассчитывать на постепенное совершенствование, а не ждать

5.

быстрыхрезультатов.

Два приведенных отзыва с различных позиций описывают практику цигун. Первый автор говорил в основном об овладении мастерством (гунфу), а второй сделал акцент на проблеме ощущений во время занятий. Оба описания имеют довольно высокую познавательную ценность.

ГЛАВА XI ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ ЦИГУН

В ПРАКТИКЕ ЦИГУН занимающиеся могут встретить несколько проблем, и ведущий должен помочь в их разрешении. Это обычное явление, вызванное особенностями цигун. Среди этих проблем немало таких, которые по мере углубления в практику занимающиеся могут решить сами через осознание принципов и освоение методов. Но отдельные вопросы требуют, чтобы ведущий терпеливо и постепенно подводил к их пониманию, разъяснял суть возникающих трудностей, давал подробное толкование или конкретные указания. Проблем, связанных с практикой, очень много. Выделим десять разновидностей: позы, дыхание, правильное мышление, расслабление, погружение в покой, беспорядочные мыслц ощущения, течение ци, отклонения и распределение. Рассмотрим их по порядку.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЗОЙ

БЕССМЕРТНЫЕ В КИТАЕ

11. Ли Железный Костыль (Тегуай Ли)

Умел покидать тело. Однажды улетел к Лао- цзы, оставив тело под присмотром ученика, а тот сжег его. Пришлось вселиться в тело только что умершего хромого нищего. Ли повезло — сумел сориентироваться, а практика любителей выходить в астрал говорит о том, что далеко не всегда удается вернуться благополучно в свое тело, как результат — то болц то психические нарушения, а то и хуже.

В практике обычно используют следующие позы: сидя, лежа или стоя. Каждая из них имеет собственные особенности и назначение. Нужно уметь подбирать и использовать их в зависимости от конкретной ситуации.

Подбор и использование позы

Делается это в зависимости от течения болезнц состояния организма, внешних обстоятельств. Исходят обычно из реальных практических

задач, нельзя позволять событиям идти своим чередом, а нужно следовать определенным правилам. Также нельзя отказываться от развития от грубого к тонкому путем тщательной проработки. Подбор и использование положений тела можно осуществлять с учетом следующих факторов.

Наличие и протекание болезни. При разных болезнях подбирают разные позы. Так, при язвенной болезнц опущении желудка и других дисфункциях селезенки и желудка, когда симптом заболевания в брюшной полости выражен отчетливо, следует пользоваться позами лежа или сидя. Положение лежа позволяет снять напряжение с области живота, уменьшить боль. Для гипертониц глаукомы и неврастении характерны избыток энергии вверху и недостаток внизу, ян печени поднимается, симптомы в области головы очевидны — следует использовать главным образом различные стойкц чтобы создать внизу напряжение и провести ци-кровь от головы вниз. Это помогает смягчить излишнее давление вверху. Когда внутренние органы опущены, не хватает ци и кровц тело ослаблено — тогда в основном используют положение лежа.

Из-за многообразия недомоганий, а нередко и сочетаний нескольких заболеваний (например, опущение желудка и неврастения), можно с учетом состояния во время одного занятия воспользоваться методом смены сочетающихся поз, например, выполнять упражнения и сидя, и лежа, и стоя. Можно также подобрать для повседневной практики такие положения: встав утром, когда живот не вспучен, принять определенную стойку для улучшения болезненного состояния головы; через некоторое время после еды можно выполнить работу в положении лежа, а перед едой можно воспользоваться позой сидя.

Далее нужно иметь в виду следующее. В китайской медицине существует представление о том, что «одинаковые болезни — разное лечение, разные болезни — одинаковое лечение». Поэтому при одинаковых заболеваниях позы могут совпадать, а могут и отличаться; и при различных заболеваниях нередко можно воспользоваться одинаковыми позами. В общем, каждый случай требует особого подхода.

Состояние организма. Когда телесные силы человека не поддерживаются или наступает дряхлость, вызванная возрастом, лучше всего начинать с положения лежа. Если симптом болезни головы выражен отчетливо и занятия лежа противопоказаны, можно воспользоваться положением сидя или полулежа. По мере постепенного укрепления телесных сил переходят к позам сидя и стоя. Крепкий организм позволяет с самого начала использовать позу сидя в качестве основной. Тем более, если есть симптом болезни в области головы и необходимо переходить к положению стоя.

Области концентрации сознания. Подбор соответствующей позы способствует сосредоточению внимания в определенных зонах. Древние говорили: «Идешь — собираешь дух-шэнь в бьющем роднике, стоишь —

 

собираешь дух-шэнь на дне моря, сидишь — собираешь дух-шэнь в пурпурном дворце, лежишь — собираешь дух-шэнь в животе-кунь» (соответственно точки юнуюань, хайдц цзяньгун и низ живота). Практика показывает, что в стойках легко сконцентрировать сознание в точке бьющий родник; лежа горизонтально — в пупочном центре, точках бьющий родник и дадунь; лежа на боку или сидя ровно — в пупочном центре; при опорном сидении — в точке ворота жизни (минмэнь).

Этап практики. Пока привычка к занятиям еще не выработалась, чтобы было легче освоить расслабление, можно взять за основу положение лежа и сочетать его с опорным сидением. Когда осваивают брюшное дыхание, сначала для удобства можно взять за основу положение лежа на боку и сочетать его с ровным сидением, а потом переходить к ровному сидению. Позанимавшись определенный период, чтобы было легче сочетать практику с обыденной жизнью, можно взять за основу ровное сидение или наиболее подходящую стойку.

Погодные условия. При резком похолодании или ветре с туманом заниматься на открытом воздухе в положении стоя нехорошо, можно практиковать сидя в помещении. Когда в доме холодно зимой и трудно сидеть ровно, можно принять положение лежа или сидя ровно, прикрыть ноги пледом и больше уделять внимания методам динамической работы. Летом в изнуряющую жару при занятиях лежа тело покрывается потом, тогда переходят к ровному сидению и стойкам.

Привычки. Чтобы быстрее освоить необходимую позу для практикц можно учитывать привычные положения тела. Так, одним нравится лежать на боку, другим — вытянув ногц третьим — сидеть, облокотившись, четвертым — сидеть или ходить. Если это не препятствует выполнению основных требований, то все подобные привычки можно использовать для занятий.

Различные потребности утром и вечером. Утром и вечером в повседневной жизни потребности неодинаковы. Утро — начало дня, вечер — завершение, поэтому к выбору позы также следует подходить по- разному. Утром нужно провести динамическую работу, а затем на открытом воздухе принять стойку, чтобы легче было пробудить головной мозг. Вечером обычно используют положение лежа, чтобы позанимавшись и настроившись на сон, можно было позволить себе уснуть.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.