Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 31 страница



44.  ведущий выполняет похлопывание;

45.  иглоукалывание, массаж туйна;

46.  использовать слабительные средства для изгнания огня (сефа), охлаждающие средства для изгнания тепла, успокаивающие средства для поддержания сердца и стабилизации духа и другие лекарства китайской и

47.

ВПАДЕНИЕ В НАВАЖДЕНИЕ

Так называемое наваждение — это видения, возникающие во время практики. Если разнообразные сложные образы принимают за истинные, то наступает смятение духа, вспышки сумасшествия, вплоть до

психических заболеваний, или впадение в наваждение. Это наиболее серьезное отклонение в практике,

встречающееся крайне редко.

Обстоятельства впадения в наваждение

Древние считалц что основная причина впадения в наваждение — нечистота самого занимающегося, который настойчиво вызывает состояние покоя, хотя еще не полностью избавился от беспорядочных мыслей. В

Следовательно, фантастические образы представляют собой в основном то, что занимающийся обычно видит, слышит, обдумывает, ожидает. Бывает также, что они связаны не напрямую с сознанием и мышлением или связаны с необычными желаниями.

БЕССМЕРТНЫЕ В КИТАЕ

12. На грани нашей эры, при династии Хань, многие увлекались лекарственной алхимией. Немало правителей китайских царств и их царедворцев «оставив труп», куда-то отправились, количество занимающихся этим значительно сократилось, оставшиеся в живых постепенно начали переходить на работу с жизненной энергией, а точнее, преобразовывать воспроизводящую энергию в жизненную, жизненную в духовную, а последняя, как разумная энергия, может выходить куда-то под контролем собственного сознания. Сведения, приведенные здесь, в основном взяты из Словаря по даосизму, изданного в Китае в 1991 году, где даются ссылки на исторические документы. Даже не принимая все за чистую монету, есть над чем подумать.

Ситуация наваждения описана в книге У Шоуяна, жившего при династии Мин: «Иногда видят необычное, иногда слышат необычное, иногда радостное, иногда страшное, иногда внушающее доверие, иногда в сердце возникают сумасбродные идец иногда раздуваются зловещие силы наваждения». В «Сборнике Чжун Люя о передаче

Пути» приведено десять наваждений: шесть разбойников, счастье, богатство,

шесть чувств, взаимная любовь, бедствие, мудрость, военные действия, женские радостц женская красота. В книге «Остановка и созерцание для начинающих» наваждения подразделяются на четыре вида: буйство мозга, иньский вход в мир, смерть, чертов дух.

Кроме того, приведены довольно конкретные примеры: «Создающие состояния и следующие чувствам, возможно, создают отца, мать, братьев и сестер, разные формы и образы стоящего Будды, любимых мужчин и женщин, зажигающих сердце человека. Создающие состояния в нарушении чувств, возможно, создают формы тигров, волков, львов, ракшасов, различные устрашающие образы, пугающие прохожих. Создающие состояния не нарушающие и не следующие чувствам — обычные дела, занимающие человеческое сердце, приводящие к потере сосредоточенности и стабильностц и потому называют наваждениями. Или же создают жуткие звукц ци зловонных запахов, неприятные вкусовые ощущения, различные состояния горестей и радостей, затрагивающих тело человека, все это дело наваждений. Разновидностей их много, обо всем не скажешь». Очевидно, что никакие из самых разных фантастических образов не имеют материальной основы. [Но они показывают, где витает мысль человека и характеризует состояние его ума.]

Правильное отношение к наваждениям

Впадение в наваждение всегда вызвано верой в реальность галлюцинаций. Относиться к ним следует противоположным образом: делать установку на неверие, не обращать на них внимания. В книге «Истинные законы небесных святых» приводится три отрывка из замечаний древних. В «Трактате из сорока девяти глав» говорится: «Не борись с наваждениямц приходят — сами обратят назад копья». Дин Линъян говорил: «Перед любым состоянием не следует поднимать сердце на ненависть или любовь». Юй Юйу говорил: «Пусть у них тысяча изменений и тьма превращений — сердце ничуть не движется, и тьма вредонос-ностей сама отступит». В Минскую династию Вань Шанду в своем дневнике «Вопросы гостей в кабинете слушания сердца» также указывал: «Всегда, когда появляются образы, это пустой обман, искажения собственного сознания. Если сердце не запутано, и смотрят, словно не видят, тогда они сами собой уничтожаются, не оставив места наваждениям». Лучший метод, характеризующий отношение к видениям, известен как выражение: «видишь поражающее — не поражайся, это поражающее само поразится» (то есть потерпит поражение).

Выправление впадения в наваждение

Можно попробовать воспользоваться следующими методами:

48.  прекратить практику, воспользоваться методом внешнего похлопывания;

49.  если пострадавший в сознаниц можно провести разъяснительную работу;

50.  иглоукалывание, массаж туйма;

51.

— при психических нарушениях — соответствующее лечение. Можно воспользоваться указанием Чжан Шиваня, жившего при Цинской династии приведенным в книге «Сообщения господина Чжана о медицине»: «Впадение в наваждение, ходячий огонь: воспользоваться строящим центр супом из астрагала или пополняющими сердце пилюлями небесного князя. Давать больше или меньше в качестве лекарства». В суп, строящий центр, входят: астрагал, ветки корицы, белая гортензия, сырой имбирь, чеснок, мальтоза (солодковый сахар). Пилюли небесного князя, пополняющие сердце (тянь ван бу синь вань), имеют следующий состав: даншэнь (разновидность жэньшэня), шалфей, пахима (лекарственный гриб), пятивкусник (плод китайской магнолии), многомлечник японский, мандариновый стебель, зоря, спаржа, fructus schisandras, зезифора, radix oxiopogonis, semen biotae, сырой radix rehmannitae.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАСПОРЯДКОМ

В цигун существует несколько конкретных проблем, связанных с распределением времени и другими моментамц требующими внимания.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

При повседневной занятости на работе практикуют цигун 1—2 раза в день. Людц имеющие больше свободного временц и вышедшие на пенсию занимаются 2—3 раза. Те, кто полностью располагает своим временем, занимаются 3—4 раза.

Заниматься можно утром, до полудня, после полудня или перед сном, в перерыве на работе. Главное условие — не быть слишком голодным, переевшим или усталым.

Статической работе отводят 20—40 минут и сочетают ее с несколькими видами динамических упражнений: либо выполняют динамический комплекс, либо несколько отдельных упражнений.

Занимаясь в транспорте, ставят целью сосредоточить внимание и не отвлекаться на внешнее. Можно проделать расслабление всего тела, хранение мысли в поле пилюли и пр.

МОМЕНТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ

Перед занятиями

Хорошая подготовительная работа позволяет уменьшить появление беспорядочных мыслей во время занятий, способствует повышению эффективности практики. Обычно подготовка продолжается 5—10 минут. Если чувствуется крайняя усталость или перевозбуждение, можно временно не заниматься.

Сначала создают нужный настрой, прекращают любую деятельность и обдумывание проблем. Обеспечивают спокойную окружающую обстановку. Обычно следует проследить, чтобы во время занятий не возник резкий шум. Освещение места занятий не должно быть слишком интенсивным, чтобы не раздражать глаза. Воздух не должен застаиваться в помещениц но следует избегать непосредственно дующего ветра. При выраженных местных болях и других болезненных факторах, мешающих проведению практикц нужно принять необходимые меры лечебного характера.

Подготовить кровать или стул для занятий, которые должны быть удобными. Кровать — обычно деревянная, стул — подходящий по высоте; сидя скрестив ногц размещаются на коврике, сохраняя прямую спину, что облегчает выполнение требований к правильности позы. Посетить туалет. Расслабить воротничок, пояс и другие стягивающие тело предметы одежды. Если выполняют только динамический комплекс, то тоже нужно привести в порядок одежду, чтобы она не слишком сдавливала, но и не была слишком просторной.

Приступая к статической работе, выполняют три упражнения оздоровительного характера: стучат зубамц взбаламучивают море, потирают (мо) живот или выполняют несколько других динамических упражнений, способствующих концентрации сознания.

Во время занятий

Сохранять спокойный настрой. Если докучают беспорядочные мыслц можно временно прекратить статическую работу и поделать динамические упражнения, чтобы прервать поток мышления. Дыхание сначала должно быть мягким и естественным, постепенно переходят к выполнению различных дыхательных техник. Не нужно насильственно дышать быстрее или медленнее, чаще или реже. Ощущений не нужно ни бояться, ни вызывать, но стойко не обращать на них внимания. В случае возникновения особых ощущений после занятий нужно сразу обратиться к ведущему за разъяснениями. При сильном слюноотделении нельзя выплевывать слюну. Собрав побольше, сначала взбалтывают ее во рту, затем по частям проглатывают. При ощущении неудобства позы, можно немного сдвинуть тело, подрегулировать положение, затем продолжить занятия. Если вдруг возникает сильный звук, тоже не нужно путаться; выполняя статическую работу, нельзя неожиданно вскакивать — успокойтесь и продолжайте заниматься. Можно проделать цикл расслабления по трем линиям, а затем приступить к работе. Выполняя динамическую работу, тоже успокойтесь и продолжайте упражнение.

После занятий

Завершив практику, медленно откройте глаза, подвигайте руками и ногамц затем вставайте и приступайте к делам. Обычно после статической работы можно выполнить несколько оздоровительных упражнений (баоузяньгун) или других движений. Закончив выполнение комплекса динамической работы, можно походить или подвигаться.

МОМЕНТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ В ПЕРИОД ЗАНЯТИЙ

Не нужно стремиться добиваться результата, но продвигаться последовательно. Когда тело в процессе восстановления овладеет своими жизненными возможностямц не нужно проявлять к этому чрезмерный интерес и избыточную радость, чтобы не возникло переутомление. Когда возрастет аппетит, тоже нужно быть сдержанным, освоив принцип: «только проголодавшись приступают к еде, еще не насытившись прекращают есть».

Чтобы способствовать повышению качества практикц ее успешному продвижению вперед ц следовательно, получению положительных результатов, необходимо освоить ряд общих руководящих установок, то есть требований к проведению занятий: расслабление и успокоение естественные, динамика и статика сочетаются, тренировка и взращивание совмещаются, мысль и ци взаимоопираются, действовать точно и активно, продвигаться последовательно и постепенно. Овладеть своим мышлением и настроем, ни в коем случае не растраиваться («не рождать ци»), не поддаваться вспышкам гнева. Нельзя также слишком переживать, раниться тоской. Если возникают проблемы, нужно спокойно их разрешать. Нельзя приступать в плохом настроении к занятиям. Следите за переменами погоды, чтобы не простудиться и не заболеть другими болезнямц что отрицательно повлияет на нормальное течение занятий.

Женщины во время месячных могут прервать занятия на несколько дней или заменить брюшное дыхание на естественное, мысль хранить в точке центр запаха пота (таньчжун) в груди чтобы не продлился срок месячных и не усилилось кровотечение. Когда здоровье значительно улучшится, у мужчин могут возникнуть поллюции — это самосброс при полноте семенц который относится к естественным явлениям. Если частота поллюций слишком велика, но нет сопутствующих явлений, то беспокоиться не следует, можно добавить такие методы, как раз тереть, раз обходить и поднять щепотью, отразить закрытием. Необходимо с учетом состояния собственного тела контролировать половую жизнь. Здоровым людям нужно сократить ее до минимума, если же болезнь серьезная или организм ослаблен, то, по возможностц прекратить половую жизнь совсем. Это имеет определенный смысл и для излечения болезнц и для практики. В тот вечер, когда вступают в половой контакт, нужно прекращать практику.

После занятий продолжительность сна нередко сокращается, но сил остается достаточно для выполнения повседневной работы. Это один из обычных показателей эффективности занятий. Если мучает бессонница, настроение падает, работоспособность снижается, то нужно выявить причины и своевременно принять меры. Табак, содержащий никотин и около тридцати других ядовитых веществ, не оказывает возбуждающего действия, но может плохо сказаться на вхождение в покои. Сигаретный дым загрязняет помещение для занятий, и оно уже не подходит для практики.

В процессе практики нужно постоянно получать конкретные указания со стороны ведущего занятия цигун, что позволит уменьшить отклонения, избежать возникновения ряда побочных явлений. В зависимости от состояния организма можно сочетать практику с другими лечебными процедурами.

ГЛАВА XII КЛИНИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИГУН

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИГУН в клинической практике началось с лечения язвенной болезнц затем постепенно охватило и другие заболевания. В октябре 1959 года в Бэйдайхэ при обмене опытом в области цигун рассказывалось о 25 заболеваниях, потом этот круг непрерывно расширялся, включая заболевания пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, женские и глазные. При остром аппендиците применение цигун также дает хороший эффект. Цигун может быть вспомогательным средством при иглоанальгезии. В статье «Изучение принципов иглоаналь-гезиц исходя из теории образования ци в каналах», подготовленной к печати физиологической группой Шанхайского НИИ китайской медицины, утверждается: «В процессе предварительных анализов перед операцией у всех, кто мог освоить работу по расслаблению, обезболивающее действие, базирующееся на иглоукалываниц еще более повысилось... и у всех, кто в процессе операции мог использовать работу по расслаблению с целью содействия, анальгетический эффект значительно возрастал».

Истории девятнадцати болезней, приводимых в данной главе, были опубликованы; примеров излечения некоторых болезней мало, они недостаточно показательны, потому поэтому и не включены в эту главу. Учитывая особенность данной книгц причины и механизм заболевания в ней подробно не описаны, можно обратиться к специальной литературе. Как сказано в книге «Об источниках и последствиях болезней», в области лечения «супы, натирания, иглы, камни помимо всего прочего имеют правильные назначения, расчищают русло

пополнению и взращиванию, но в нынешнем ряду [способов лечения] находятся сзади».

ПРИНЦИП «ОПРЕДЕЛИВ ЗАБОЛЕВАНИЕ. ОБСУЖДАЙ ЛЕЧЕНИЕ»

Цигун-терапия — операция, а не просто рецепт или техника. Поэтому при клиническом назначении нужно не просто определить болезнь, но, если можно и дальше сочетать цигун -терапию с диагностикой, то лечебный эффект будет значительней, потому что одна и та же болезнь по-разному развивается, организмы отличаются друг от друга, погодные условия меняются и в результате возникают различные болезненные состояния. Следовательно, в клинической работе нужно вести диагностику и руководство занятиямц делая упор на конкретные обстоятельства. Ниже даются пояснения относительно позы, дыхания и сознания для статической работы и относительно четырех сторон динамической работы.

Позы для диагностики болезней

Позы Случаи применения

Сидя

Недостаточность средней ци; пустота и слабость селезенки и желудка; слабость организма, не позволяющая долго сидеть

Пустота и слабость селезенки и желудка, неприятное вспучивание живота; нездоровая переработка; отрыжка при проглатывании кислого, начало отработки дыхания животом

Ослабленный организм; средняя ци провалилась вниз Ци и инь — оба в убытке; симптом возвышения ян; ци обращена назад при одышке, кашле


Используется обычно

Начальный этап занятий; физическая слабость, синдром возвысившегося ян


Процветание огня сердца и печени; ян печени подскочил вверх; голова болит или пухнет; телесных сил достаточно

Ян печени подскочил вверх; голова пухнет или болит, физических сил немного не хватает


Ровное сидение Опорное сидение

Лежа

Лежа на спине Лежа на боку

Тройное соединение Полулежа

Стоя

Три окружности Надавливание вниз

 


Положение тела

В цигун прежде всего нужно принять правильную позу, чтобы естественно и удобно устроилось тело — это благоприятствует расслаблению и вхождению в покой. При разнообразных болезненных состояниях позы тоже должны различаться. Так, в книге «Семь писем из облачного ящика» приводится метод ведения и привлечения Ван Цзыцяо, где указывается: «Болезнь в горле [иногда пишут: в груди] — высота подушки 7 цуней, болезнь под сердцем — высота подушки 4 цуня, болезнь под пупком — подушку убрать». Это говорит о том, что если болезнь в верхней части тела, голова должна быть выше, болезнь в нижней части тела — голова ниже.

Наши клинические наблюдения подтверждают вышесказанное. У больных с гиперфункцией ян (например, у гипертоников) ци вместе с кровью взлетает вверх, отчего голова болит или пухнет, болезнь склоняется к верху. Тогда на занятиях голову помещают повыше. Часто ощущается, что когда занимаются стоя или сидя ровно, мозг спокойнее, особенно когда в позе стоя к нижним конечностям прикладывается сила, облегчающая ведение и привлечение ци-кровц направленное к движению вниз, в результате улучшается обстановка, при которой верх был наполнен, а низ пустой. В другом случае, когда средней ци не хватает и ци-кровь проваливается вниз (например, у больных с опущением внутренних органов), болезнь отклоняется вниз и часто занятия лежа приятнее. Позы, обычно используемые в клинике для диагностики болезней, приведены в таблице.

Дыхание

Дыхательные техники обычно требуется осваивать на основе мягкости и естественности. В зависимости от состояния болезни выбирают разные способы дыхания, поскольку они оказывают различное воздействие. В «Методах ведения и привлечения Ван Цзыцяо» говорится: «Ртом выводят ци носом набирают ци — пополнение (бу); закрыв рот согревают ци и проглатывают ци — послабление (се)». В книге «Записки о взращивании

природы и продлении жизни» сказано: «Занимаясь лечением болезни дуют (чуй) для изгнания жара, выдыхают (ху) для изгнания ветра, хихикают (си) для изгнания беспокойства, согревающим дыханием (кэ) понижают ци медленным выдыханием (сюи) рассеивают застоц вздыхают (см) для освобождения предела». В клинической практике некоторые больные с возвышенным ян и с процветающим огнем во время занятий обращают внимание на выдохц ощущают приятность на сердце и в груди ясность в головном мозге. А у некоторых больных с пустотой и провалом ци вниз при обращении внимания на выдох могут возникнуть головокружение, смятение сердца, но при усилении вдоха ощущается благополучие. Способы дыхания, обычно используемые в диагностике, приведены в таблице.

Методы дыхания диагностического назначения

Метод дыхания Случаи применения

В основе развитие выдоха

Ян печени подскочил вверх', в груди и животе набухание и наполнение; голова пухнет или болит

В основе развитие вдоха

Естественное дыхание Брюшное дыхание

Дыхание с подтягиванием ануса Подсчет дыхательных циклов Слушание звука дыхания Целительный звук сюй Целительный звук кэ

Целительный звук ху Целительный звук сы

Ци в пустоте и провале; средней ци недостаточно; головокружение, сердцебиение

Обычно используется начинающими

Пустота и слабость селезенки и желудка; селезенка и почки в убытке; дерево процветает и преодолевает почву.

Ци селезенки провалилась вниз; поносы; выпадение ануса

Недостаточность крови сердца; беспокойство, нет успокоения

Ци-кровн не хватает; головокружение, искры в глазах; сердце и дух неспокойны

Ян печени подскочил вверх; в печени застой и нераспространение; в груди и боках набухание и боль

Огонь сердца вверху пламенеет; сердце в смятениц бессонница; стеснение в груди; неприятно в области сердца

В селезенке нездоровая циркуляция; плохой аппетит, набухание в животе

Теснение в груди и не по себе; кашель, обратная ци напряженная

Мышление

Использование мысли в практике обычно включает мысленное проведение расслабления, мысленное произнесение слов, внимание к зонам вне и внутри тела. При этом постепенно внимание концентрируется, беспорядочное мышление ликвидируется и достигается цель — вхождение в покой. Можно сначала проводить расслабление по трем линиям, а затем сосредоточивать внимание на пупочном центре. Конечно, некоторые больные из-за того, что инь в пустоте, а огонь процветает, сердце и чувства в смятениц успокоиться не могут, обратить внимание на пупочный центр им трудно. Тем больным, у которых верх заполнен, а низ в пустоте, лучше обратить внимание на более низкий участок. Необходимо исходить из конкретного состояния болезнц осуществляя руководство лечением. В таблице приведены обычно используемые участки для хранения мысли для целей диагностики.

Обычно используемые места сосредоточения внимания для целей диагностики

Участок внимания Случаи применения

Пупочный центр Общее назначение

Точка ворота жизни (..мин-мэнь) Ян почек недостаточен; в точке ворота

жизни огонь слабый; боязнь холода, поясничные боли

Точка шаошан

Ци легких недостаточна; кашель, обращенная ци, одышка

Точка «средний удар» (чжунчун) Ци сердца недостаточна; сердцебиение,

беспокойство

Точка «три версты» на ноге (цзусаньли) Точка дадунь

Точка «бьющий родник» (юнцюань)

Внешние виды

Дисфункции селезенки и желудка; в животе набухание, боли

Ян печени подскочил вверх; в сердце и печени огонь расцветает Печень и почки в недостатке; инь в пустоте, огонь процветает; верх наполнен, низ в пустоте; голова пухнет или болит; ночной сон неспокойный

В сердце и печени огонь расцветает; возбуждение и беспокойство; трудно сосредоточиться на части тела

 

Обычно используемая динамическая работа для целей диагностики

Симптом Используемые способы

 

Голова пухнет или болит

Шум в ушах

Искры в глазах Заложен нос Теснение в груди

Сердцебиение Боли в боках Пучение живота

Ломота, боли в пояснице

Ноющие боли в плечах и спине

Ноющие боли в коленях Бессонница

Похлопывание по голове, макушке головы, потирание (мо) шец разминание (жоу) кожи головы. Брать в

щепоть (не) точку общая долина (хэгу), слегка поколачивать по точке зал печати (иньтан)

Бить в небесный барабан, ударяя по ушам, вытягивая ци, вжимать и растягивать ушц встряхивать головой

Брать в щепоть уголки глаз, дергать (лу) глаза, вращать глазами

Растирать (уа) нос, скоблить (гуа) нос, поглаживать (ма) кончик носа

Поглаживая (ма) грудь, выдыхать цы согревающим дыханием (кэ), подергивая (лу) проводить (шунь) ци, ровно вытягивать руки в стороны, интенсивно вдыхать

Массировать (аньл<о) точки ворота духа (шэнь л<энь) и внутренняя застава (нэйгуань).

Потирать (мо) бока, делать выдох со звуком сюи (сюйци)

Потирать (лю) живот, вращать гончарный круг, принимать позу подпирание неба, массировать точки три версты на ногах (цзусаньли)

Растирать (ца) поясницу, активизировать (хо) пояс ницу и ягодицы, вращать поясницу, похлопывать (пай) по пояснице, тянуть руками стопы, качаясь, растягивать поясницу

Раскачивая, активизировать (.хо) плечц подняв руки трогать ушц вращать гончарный круг, открыв небо, закрывать землю

Растирать (ца) колени

Массировать (аньлю) перекрестие трех инь (сань иньцзяо), растирать (ща) точку бьющий родник (юньщюань)

Запоры Похлопывать по копчику, потирать (мо) живот,

потирать точку встреча аромата (инсян). Брюшное дыхание: область живота поднимается и опускается, внимание на пупочном центре, на выдохе мысленно произносят «расслабляюсь» (сун), на вдохе — «успокаиваюсь» (цзин). Работа внутреннее взращивание (нэйянгун). Звуки сюй и ху. Избранные упражнения обычного оздоровительного цигун, укрепляющее поглаживание (мо) живота. Массаж (ань-мо) точки три версты на ногах (цзусаньли)

ЛЕЧЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦИГУН (ЦИГУН-ТЕРАПИЯ)

ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ

Язвенная болезнь поражает желудок или двенадцатиперстную кишку, при этом образуется хроническая язва круглой или овальной формы. Основная ее клиническая особенность — повторяющиеся ритмические боли в верхней части живота, сопровождающиеся кислой отрыжкой, вплоть до крови при отхаркивании и в кале. Клинические особенности данной болезни в китайской медицине относятся к областц описываемой понятиями «боли в желудочной полости», «боли от ци печени и желудка», «кислая отрыжка». Считается, что основная причина — беспокойные мысли. Если в сознании долго сдерживается гнев, то он ранит печень, ци печени не распространяется и поперечно-обратно поражает желудок, ци желудка теряет свою гармонию и падает, что приводит к пучению и болям в желудочной полости. При застарелой болезни можно наблюдать, как застой в печени превращается в огонь, боли входят в поперечные каналы, что говорит о возникновении побочных заболеваний. Эта болезнь может возникнуть также при перегруженности питания, когда голод сменяется

 

А

V

КНАТКАW ИСТОРИЯ дегяягшм цигун

 

ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТО ЛЕТ (1840-1949 ГГ.)

В это время китайское национальное культурное наследие стали полностью отвергать и к традиционной медицине относились с полным отрицанием, вплоть до подавления. В конце Цинской династии Пань Вэйжу в книге «Основное искусство гигиены» указывал: «У человека плотные и полые внутренние органы (цзан и фу), продольные и поперечные каналы (цзин, и ло), кровь и ци, мышцы и мускулы, если не остеречься, подвергаются воздействию внешней вредоносности (вайсе) и заболевают. В древности люди взяли за основу иглы и прижигания, затем появились острые камнц ведение и привлечение, массаж, винные компрессы и другие методы, что полезно заставам и суставам, крови и ци, способствует темпу и изгнанию вредоносностц вредоносность уходит — правильность сама возвращается, правильность вернулась — болезнь сама уходит. Повседневно, тем более при осложнениях, храни мысли (сян) в поле киновари. Если стремишься, чтобы вода и огонь, находящиеся в собственном теле, поддерживали друг друга, то дух (шэнъ) будет в наполнениц ци в полноте, вредоносность не решится напасть. Вместо того чтобы ожидать, пока болезни поразят тело, стонать и домогаться лечения, предпочтительнее постоянно понемногу заниматься, тем самым предупреждать возможные страдания». Позже Ван Цзуюань сделал дополнение в виде атласа, назвав его «Пояснения в рисунках к внутренней работе», куда включил «Все тайны на 12-ти кусках парчи», «Пояснения к рисункам», «Секрет разделения ходов во внешней работе», «Трактат преобразования связок» и «Методы избавления от болезней и продления жизни». В этой книге основное внимание уделяется практике динамического цигун, ее особенность — наличие поясняющих рисунков. В книге Си Сифаня «Избранные рисунки и пояснения к внутренней и внешней работе», досвященной древней внешней и внутренней работе, также даются многочисленные подробные схемы ведения и при влечения и излечивания болезней, включая игры пяти живот ных, восемь кусков парчц пояснения о преобразовании связок. После синьхайской революции (1911 г.) в кругах интеллигенции появились людц обучающие тихому сидению. Так, Ян Чанцзи в Первом педагогическом училище провинции Хунань постоянно обучал студентов основным принципам и действию тихого сидения. В Шанхае Цзян Вэйцяо написал книгу «Метод тихого сидения Инь Ши-цзы» («Инь Ши-гры цзинцзо фа»), которая в то время оказала большое влияние и некоторое активизирующее воздействие и предоставила определенную помощь в изучении тихого сидения. Однако у нее есть большой недостаток — рассматривается только статическое сидение, не говорится о динамической работе. Поэтому Мао Цзэдун 1 апреля 1917 года в журнале «Новая молодежь», в статье «Спортивные исследования», подписанной 28-ю лицамц указывал; «Метод тихого сидения почитается всеми учениками из киноварной земли. Ныне появился Инь Ши-цзы, говорящий о методике тихого сидения, думающий помочь собственному телу. Служит ли это путем, стоит ли подражать этому? Но ведь и Небо, и Земля — только движутся».

 

Методы цигун

Работа по расслаблению (фансунгун); мысль хранить в основном в пупочном центре, а в точках три версты на ногах (узусаньли) — как вспомогательных.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.