Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 29 страница



Моменты, требующие внимания при расслаблении

При расслаблении нужно следить, чтобы не возник противоположный эффект — напряжение. Если использование мысли слишком насильственное, тем более необходимо, чтобы расслабление достигало мельчайших участков, особенно когда задерживают дыхание и стремятся продлить время задержкц так что возникает складка между бровей и прочие побочные эффекты. В подобных ситуациях можно воспользоваться следующими методами для их ликвидации:

8.  выполнять расслабление только всего тела;

9.  медленно открыть глаза и рот и медленно выдохнуть;

10.  легко похлопать по голове, погладить (мо) шею или сделать массаж определенных участков головы, например макушкц точек великий ян (тайян), ушей, за ушами щек и пр.;

11.  повращать глазами;

12.  хранить мысли в больших пальцах ног.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОГРУЖЕНИЕМ В ПОКОЙ

Вхождение в покой (жццзин) — один из важнейших компонентов цигун. Насколько справишься с этой задачей, настолько сможешь решить прочие проблемы. Это условие требует постоянного внимания и постоянно стоит перед ведущим занятия.

Понятие вхождения в покой

Вхождение в покой означает погружение в процессе практики цигун в спокойное и расслабленное приятное состояние, возникающее при сосредоточении внимания в условиях бодрствования, но прерванности связи с внешним миром. При этом во внешнем облике человека появляются признаки расслабления, вызванные отсутствием напряжений на лице и в других мышцах, дыхание становится ровным, устойчивым, легким, медленным, кора головного мозга пребывает в активном состоянии самоторможения, что полезно для регулирования функций вегетативной нервной системы и способствует восстановлению нормальных функциональных связей между головным мозгом и внутренними органамц к тому же защищает от внешних раздражителей. В китайской медицине считается, что успокоение действительно служит активным укрепляющим фактором, позволяющим истинной ци, находящейся в теле человека, противостоять болезням. В «Простых вопросах», в главе «Истинная теория верхнего древнего неба», указывается: «Спокойствие и невозбудимость, пустота и отсутствие — истинная ци следует этим путем». В главе «Теория рождения ци и прохождения неба» сказано: «При чистоте и спокойствии мышцы закрыты и сопротивляются; ни сильный ветер, ни другое воздействие повредить не смогут».

При вхождении в покой из-за того, что кора головного мозга заторможена не до полного успокоения и остановкц она уже находится не в фазе бодрствования, но и не в фазе засыпания, а в некоем особом состояниц которое не может быть выражено, поскольку мысли отсутствуют, а в сознании установилась тишина и беспредметность. Также нельзя назвать это глубоким сном, поскольку сохраняется осознание практики. Для занимающегося полное исчезновение контроля над практикой равносильно потере весел в плавании на лодке. Неосознанность может привести к серьезным отклонениям, это нужно иметь в виду.

Уровни вхождения в покой

Вхождение в покой возникает в относительно хороших условиях, после качественного овладения практикой, поэтому приходит с опытом. Можно сказать, что оно возникает в процессе сознательного установления, формируясь в состоянии безмыслия. Поскольку уровни развития занимающихся разные и ситуации на занятиях тоже не совсем похожие, то успокоение может быть глубоким или поверхностным, зачастую представляя собой отражение понимания целей практики. В общих чертах можно выделить три уровня вхождения в покой: начальный, средний и высший.

Начальный уровень. Поза естественная и удобная, дыхание мягкое, беспорядочных мыслей в сознании относительно мало и при появлении они легко изгоняются. В процессе практики случается один-два коротких периода, когда ощущается полное отсутствие мыслей, состояние спокойное и приятное. Таково вхождение в покой начального уровня.

Средний уровень. Он достигается на основе начального уровня. Внешние звуковые помехи слышишь и словно не слышишь, тело в легком расслаблениц использование мысли произвольное, дыхание очень мягкое, возникают приятные ощущения легкостц тяжестц тепла, мурашек и пр.

Высокий уровень. Достижим только на основе среднего уровня. Мелкие помехи не находят отражения, дыхание становится мягким, глубоким и долгим, как бы исчезающим, мысли используются произвольно, собственное существование представляется относительным, ощущаются глубокие изменения, весь организм пребывает в состоянии опустошенностц легкого расслабления, раскачивания и всплывания, в голове чистота и ясность. По завершении работы кажется, будто совершил омовение, на душе приятно, испытывается моральное удовлетворение.

Конечно, эти состояния покоя не могут полностью воспроизводиться на каждом занятии; одни возникают редко, другие — часто, а иногда они перемежаются. Они также не могут точно соответствовать ожиданиям. Здесь у каждого свой опыт.

На что следует обратить внимание

Главное — избегать усилий. Так как устремленность по сути представляет собой умственную деятельность, некое возбужденное состояние, они непременно отрицательно повлияют на вхождение в покой и сохранение этого состояния. Если в процессе вхождения в покой возникают приятные ощущения и хочется продлить их, то, наоборот, переживание может прекратиться. Первоначальное заторможенное состояние покоя отбрасывается и разрушается очагом возбуждения, созданным такой попыткой, и все труды пропадают даром. Мы должны естественно сохранять первоначальное состояние. Без чрезмерных устремлений можно скорее достичь заданной цели.

Некоторые проблемы

Вхождение в покой имеет непосредственную или косвенную связь с проблемамц разрешение которых способствует возникновению этого состояния.

Подготовительная работа. Подготовительная работа хорошо помогает вхождению в покой. Поскольку мы, не занимаясь практикой, обычно сосредоточиваем внимание на труде, учебе, бытовых делах, а во время занятий требуется концентрация на собственном теле, то необходим определенный процесс создания настроя на практику, на который затрачивается 5—10 минут или несколько больше. Это позволяет уменьшить беспорядочное мышление, облегчает возможность хранить мысли на определенном участке и таким образом входить в покой. В «Трактате о сходном» («Лэйцзин») сказано: «Всегда в начале регулирования ци настоятельно рекомендуется успокоить тело и гармонизировать энергию, что не приводит к борьбе между мыслью и ци. Если нет успокоения и гармониц то останавливаются ц подождав, продолжают заниматься». Нужно как следует провести подготовку, иначе растянется основная практика.

Настрой. Перед началом занятий и в процессе практики радость и вера облегчают вхождение в покой. Уныние и подавленность наоборот затрудняют успокоение. В книге «Входные ворота медицины» («Исюэ жумэнь») сказано: «Сердце чистое, дух радостный — не требуешь покоя, но сам успокаиваешься».

Внешняя обстановка. Спокойная внешняя обстановка облегчает вхождение в покоц это очень полезное условие. Поэтому лучше, если есть возможность заниматься в тишине. Однако воздействий внешней среды полностью избежать не удается ц войдя в покой, занимающиеся очень легко ощущают внешние звуки. Поэтому нужно развивать умение «из шума извлекать покой», и окружение сможет постепенно стать подходящим. Только после относительно длительного периода практики можно в сравнительно неспокойной обстановке достигать глубокого покоя.

Состояние здоровья. Симптомы болезни в той или иной степени могут влиять на вхождение в покой. Например, головокружение и распирание головы у страдающих неврастенией, боли в животе, метеоризм, повышенная кислотность — характерные случаи. Поэтому кроме внимания к овладеванию тонкостями практики нужно использовать соответствующие средства для улучшения состояния организма, что играет важную роль при вхождении в покой.

Позы. Нужно обязательно находиться в удобном положениц не нарушая законы жизнц что способствует концентрации сознания и вхождению в покой. Неестественная поза ведет к усталостц и это мешает успокоению.

Дыхание. Когда дыхание мягкое и естественное, в покой входить легко. Насильственное и грубое дыхание наоборот этому препятствуют. При освоении неподходящей дыхательной техники тоже нелегко успокоиться. Но когда все-таки удается войти в покой, можно обратиться к счету или слушанию дыхания и другим способам, способствующим изгнанию беспорядочных мыслей. При династии Цин в книге «Медицинские речи из Цуньцуньчжая» Чжао Цзинчу писал: «Дыхание регулируется — сердце устойчиво, сердце устойчиво — дыхание регулируется».

Психологический тип. От типа личности вхождение в покой тоже очень зависит. Основными психологическими типами человека можно считать следующие четыре: возбужденный, активный, спокойный и подавленный. В «Линшу» приводится подробная систематизация 25 человек по инь-ян, включающая пять типов людей, относящихся к великому ян (таиян), малому ян (шаоян), равновесию инь-ян, малому инь (шаоинь) и великому инь (таиинь). В клинической практике часто случается, что обстановка и методика одинаковы, но результаты вхождения в покой очень разные. Причина может заключаться в психологическом типе, поэтому лучше всего использовать различные методы руководства. Однако выделение психологических типов — сравнительно тонкая и сложная проблема, требующая длительного анализа и обобщения. Например, лицам с неврастенией и с возбужденным характером нелегко успокоиться. Конечно, психологический тип можно изменить, и практика цигун по существу представляет собой один из методов изменения типа личности.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕСПОРЯДОЧНЫМ МЫШЛЕНИЕМ

Сознание на занятиях сконцентрировать нелегко, возникают различные мыслц создавая для начинающих одно из самых больших препятствий. Они чувствуют, что в обычной жизни мыслей мало, однако только примешь позу, как налетает их великое множество. Сердце — обезьяна, мысли — конц они неуправляемы. Когда мыслей становится больше, а мышление беспорядочнее, успокоиться невозможно. В процессе практики нужно постепенно научиться избавляться от них.

Виды занятий

Возникающие мысли нарушают сосредоточение и осознание. Обычно на занятиях люди непременно думают, перебирая в уме различные мыслц которые бывают трех типов.

Ровные мысли (чжэннянь). Ведут работу по успокоению сознания, что позволяет обратить сердце (душу) к единой мыслц поза при этом удобная и приятная, дыхание мягкое и равномерное. Ровные мысли предшествуют вхождению в покой, только после хорошего овладевания этим методом может постепенно возникнуть глубокое спокойствие. Ровные мысли называют «истинными мыслями» (чжэнь и), или «пустотой и покоем» (сюйцзин). Подразумевается, что в сердце нет объектов, и мысли не возникают. В книге «Чистый смысл природы и жизни» («Син мин гуй чжи») говорится: «Нет в сердце вещей — это пустота, мысли не возникают — это покой». Ровные мысли называют еще «желтой бабой» (хуанпо), или «свахой». Имеется в виду, что для продвижения в практике опираются на ровные мысли в качестве посредника.

Беспорядочные мысли (узанянь). Во время занятий возникают беспорядочные мыслц связанные с деловыми встречами или бытовыми ситуациямц одни раньше никогда не возникалц другие возникали очень давно. Когда говорят, что присутствуют мысли и покой не наступает, а сознание отправляет «малых посланцев» — речь идет об этом.

Негативные мысли (энянь). Во время практики бестолково размышляют, путано думают, обсуждают разные дела, которые вызывают возбуждение, досаду, страх, гнев, раздражение и беспокойство. Негативные мысли встречаются редко, а если и возникают, то обычно достаточно прекратить статическую работу, поделать немного динамических упражнений или переключить внимание, постепенно избавляясь от нежелательных мыслей.

Как противостоять беспорядочному мышлению

Существуют два основных вида беспорядочных мыслей. Первый — когда думают то об одном, то о другом, лихорадочно и бестолково: только подумают о своей работе, как внезапно перескакивают на искусство, бытовые проблемы и т. д. Это рассеянно-беспорядочные мысли (саньлуань). Второй вид — когда в практике проявляется смута и погружение: то пробуждение, то вдруг потеря сознания, иногда в сочетании с мыслями первого вида. Это сумеречно-погруженные мысли (хуньчэнь). Для противодействия беспорядочному мышлению обоих видов необходимо учитывать следующие четыре момента.

13.  Четкость мышления. На занятиях всегда могут возникать мысли без перерывов; это обычное явление. Мы не можем требовать, чтобы совсем не было мыслей. Однако не бывает и такого, чтобы всё занятие мышление было беспорядочным.

14.  Настрой должен быть только оптимистическим. Выполнил подготовительную работу полностью, обратился сердцем к практике — и беспорядочное мышление естественно уменьшится.

15.  Противодействие беспорядочному мышлению не подразумевает утомительного и жесткого подавления. Речь лишь о том, как успешнее избавиться от них, когда они возникают. В книге «Тысяча золотых важных рецептов для экстренных случаев» сказано: «Обычный человек не может не иметь мыслей, следует постепенно оставлять и исключать их».

16.  Относительно малое число беспорядочных мыслей или возможность успешно их удалять при появлении — тоже одно из постижений спокойствия. В противном случае: «Требуя спокойствия, наоборот, неспокоен»,—

ведь требование, по существу, это один из видов беспорядочных мыслей.

Конкретные методы удаления беспорядочных мыслей

Когда на занятиях беспорядочных мыслей много, можно временно воспользоваться следующими методами.

Подсчет дыханий. [Метод описан в главе V.] Подождав, пока сознание успокоится, продолжают занятие. В книге «Важные секреты при разном строительстве» указывается: «Считают или выходы, или входы дыханий, от одного до десятц от десяти до ста, обратив сердце к счету, не позволяя ему рассеиваться. Если сердце и дыхание взаимоопираются, беспорядочные мысли не возникают, тогда можно остановиться и не считать, позволяя идти процессу естественно».

Созерцание внешнего. Открывают глаза и ненапряженно всматриваются в какой-либо предмет на расстоянии дальше одного метра (картину на стене и т. п.). Можно также последовательно смотреть на ряд предметов. Подождав, пока беспорядочные мысли исчезнут, снова закрывают глаза и продолжают занятия.

Счет. Открыв глаза, внимательно смотрят на какой-то предмет и считают от одного до десятц затем закрывают глаза и опять считают от одного до десятц снова открывают глаза и т. д. Это способствует успокоению.

Сохранение мыслей. В качестве объекта наблюдения берут естественный пейзаж, например: лазурное небо, прекрасный цветок, зеленый лес и т. п., вытесняющий беспорядочные мысли. Когда относительно успокаиваются, возвращаются к прерванным занятиям.

Созерцание кончика носа. Обоими глазами смотрят на кончик носа две-три минуты. Нужно как бы смотреть и не смотреть одновременно, избегая усилий. Если видится слой белого цвета, это нормально.

Внезапный удар. Неожиданно хлопают рукой по бедру, прерывая развитие беспорядочного мышления, затем продолжают занятие. Когда предыдущие методы не дают эффекта, можно воспользоваться этим.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАКЦИЯМИ НА ОЩУЩЕНИЯ

В процессе практики цигун, поскольку внимание сосредоточено внутри тела или даже на отдельном органе, связи организма с внешним миром ослабевают, соответственно повышается чувствительность к внутреннему. Практикуют в особом бодрствующем состояниц поэтому возникают определенные самоощущения, отличающиеся от обычных, которые называют «тактильным движением» (чудун).

Ощутимая ситуация

Различные ощущения, возникающие в теле в процессе занятий, приводятся в книге «Остановка и созерцание для начинающих»: боль, зуд, холод, тепло, легкость, тяжесть, шероховатость, скользкость — всего восемь тактильных ощущений. Кроме того, говорится о восьми мягких тактильных ощущениях: вибрация, опирание, холод, жар, всплывание, погружение, жесткость, мягкость. Всего получается 16 типов ощущений. В июле 1960 года исследовательская группа Шанхайской городской клиники цигун-терапиц состоящая из слушателей второго курса по китайской медицине для западных врачей, провела обследование ста пациентов, занимающихся цигун, и проанализировала их отзывы. Отчеты об ощущениях больные писали самц их никак не информировали; описанные реакции никак не инициировались и тем более не направлялись, о них не расспрашивалц поэтому содержание отчетов довольно субъективно и соответствует истине. Однако всегда непросто избежать утечки сведений, поэтому общие статистические данные все же относительно грубые.

Среди 100 занимающихся 90 находились в стационаре, а 10 лечились амбулаторно. Максимальная продолжительность занятий составляла полгода, большинство практиковало цигун два-три месяца. Болезни были разные, включая язвы. На занятиях главной была работа по расслаблению (фансунгун) в сочетании с брюшным дыханием и хранением мысли в пупочном центре. Больные сделали следующие предварительные выводы об ощущениях.

Первая группа, имеющая некоторые особые ощущения на занятиях. Например, подергивание мышц — 4 случая, ощущение жара — 66 случаев, легкости — 21 случай, онемения — 19 случаев, холода — 18, зуда — 15, напряжения — 9, тяжести — 6 случаев. Все участки ощущений локальные, будь то дрожь или потепление. Участки возникновения холода чаще всего расположены на кистях и стопах. Эти ощущения возникали на короткое время, а потом исчезали или присутствовали постоянно. Они могли появляться в начале, в середине или в конце занятий.

Вторая группа, отмечающая после занятий физиологические изменения внутри тела. Например, звучание в животе — 32 случая, выстциание пота — 30, ощущение голода — 27, увеличение слюноотделения — 8 случаев. Некоторые считают подобные ощущения эффектамц принимая их за терапевтическое воздействие.

Третья группа, проявлявшая в начале занятий недоверие к практике или реакцию плохого освоения методики. Например: голова пухнет — 28 случаев, головокружение — 11, теснение в груди — 20, смутное погружение, сонливость — 18, ноющие боли в пояснице — 12, застопоривание ци — 4 случая, сердцебиение — 8 случаев, вздутие живота — 5, беспокойство на сердце — 4 случая.

Причины возникновения ощущений и правильное отношение к ним

О причинах возникновения ощущений смотрите статью «Анализ клинических явлений во время практики цигун -терапии ста больными» Сюй Шэнханя и других членов указанной выше исследовательской группы.

Чтобы разобраться в причинах, нужно разобраться в состоянии ЦНС в процессе практики. Прежде всего, рассмотрим состояние на занятиях в период от успокоения до погружения в глубокий покой. Кора головного мозга вступает в фазу самоторможения, однако отдельные ее участки следят за дыханием, мысленным произнесением слов и хранением мыслц поэтому сохраняются отдельные зоны возбуждения, и самоторможение коры не распространяется на нее в целом. Кроме того, методы цигун осваиваются самим занимающимся, и все требования к их выполнению проходят через его осознание, активное регулирование, и процесс внутреннего торможения по глубине не может достичь состояния, характерного для сна или гипноза. Поэтому в процессе занятий деятельность коры от начала до конца сохраняется в фазе, промежуточной между возбуждением и торможением. Кора головного мозга, находясь в указанном состояниц хотя и не может распознавать, как в бодрствующем состояниц раздражения периферийных рецепторов, однако способна отчетливее воспринимать раздражения, изначально относительно слабые, а также обрабатывать сильные возбуждения как слабые, отчего и возникают различные ощущения. Возможно, что мелкая пылинка или даже ползущее насекомое попали на кожу, а ощущается зуд на большой поверхности тела. Аналогично мельчайшие раздражения в теле, воспринимаемые внутренними и внешними рецепторамц могут передаваться в соответствующие нервные узлы и четко распознаваться занимающимся, так что нетрудно понять, откуда у нас такое разнообразие ощущений: жар, холод, ломота, набухание, зуд, онемение. Если расслабление и хранение мысли в пупочном центре освоены хорошо, в корпусе или конечностях ток крови усилился, то появляется ощущение жара. Если хранение мысли в поле киновари и брюшное дыхание освоены хорошо, возможно, в теле возрастает микродоза морфиеподобных веществ и появляется онемение или зуд. Когда осваивают дыхательные техникц особенно с концентрацией на выдохе, в теле могут возникнуть ощущения распираний, увеличения, утяжеления. Наоборот, при концентрации на вдохе ощущаются сокращение и легкость. Бывает, что из-за неудобной позы мышцы устают сокращаться и возникают ощущения ломоты и холода. Исследователи принципов цигун доказалц что изменение электрического потенциала кожи в точке хранения мыслц увеличение объема тела, рост проницаемости кровеносных сосудов и величины тока крови представляют собой материальную основу возникновения этих ощущений. [Здесь не рассмотрены нематериальные источники ощущений: поток ци недостаток или избыток энергиц вызывающие ощущения холода и жара, энергетического поля и пр.] К ощущениям в практике цигун нужно относиться правильно.

 В практике основное — ощущение всего тела, например, успокоение, удовольствие, легкая расслабленность, радость, снятие усталостц слабости и симптомов. Локальные реакции вторичны. В клинической практике было обнаружено, что между локальными ощущениями и оздоровительным эффектом нет никакой абсолютной связи.

 Ряд чувственных реакций возникает на занятиях в ответ на физиологические изменения в теле при саморегуляции или как локальные ощущения — все это естественные явления. Их возникновение большей частью вызвано сложными и переменчивыми причинами в отсутствии строго определенных закономерностей (по крайней мере, на данный момент нет полного их понимания), поэтому необходимо относиться к ним сдержанно и спокойно, не следует исходить из субъективных оценок, хорошо или плохо, которые могут привести к отрицательным последствиям. Посчитаешь хорошим — вызовешь субъективные произвольные устремления. Посчитаешь плохим — вызовешь опасение, страх, подавленность. В результате внимание окажется целиком захвачено ощущениямц что совершенно нежелательно для практики.

 Когда на занятиях возникают какие-то ощущения, не рассеивайте силу внимания, пусть все идет естественно. Продолжайте сохранять спокойствие и проводить практику в соответствии с избранным методом. Не следует смотреть на ощущения как на что-то хорошее или плохое, показатель высокого или невысокого качества. [Не совсем так: ощущения говорят о том, что происходит в организме. Не надо концентрироваться на них, но надо анализировать после занятий.]

Меры, принимаемые в случае проявления некоторых реакций на занятиях

При возникновении реакций, напоминающих болезненные состояния, вызванных плохим освоением методов, можно принимать следующие меры.

Распирание в голове. Обычно это вызвано напряженностью, сильным стремлением добиться результата, вплоть до слишком усложненного мышления. Можно выполнить расслабление всего тела, воспользоваться звуком сюи и работой отступление огня.

Звук сюи: носом вдыхают, ртом выдыхают, во время выдоха, стянув губы, мысленно повторяют «сюи» 36

раз.

Работа отступление огня: садятся ровно, ноги вытягивают вперед, не допуская сгибания в коленях, носки ступней направляют вверх, пятки касаются землц руки естественно лежат на бедрах, взглядом ненапряженно следят за большими пальцами ног в течение нескольких минут. Каждое утро и вечер выполнять по разу.

Головная боль. Если возникает только во время занятий, то причиной может быть слишком усложненное мышление, отчего в области головы образуется центр напряжения. Следует легче использовать мысль, языком касаться верхнего нёба, воспользоваться работой отступление огня или методом хранения мысли в больших пальцах ног. Лечь навзничь, закрыть глаза и обратить внимание на большие пальцы ног. Можно обращать внимание на оба пальца сразу, а можно попеременно то на левый, то на правый в течение нескольких минут.

Теснение или боль в груди. Вызывается слиянием ци (бинци). Можно выполнить звук кэ (кэци), потереть грудь и бока, выполнить сюйци, хранить мысли в точках три версты на ногах (ц.зусаньли).

Звук кэ: носом вдыхают, ртом выдыхают, во время выдоха раскрывают рот и мысленно произносят «кэ» 36

раз.

Боли в боках. Если во время занятий и после их окончания чувствуется боль в обоих боках, это вызвано излишним усилием при дыхании. Можно облегчить дыхание, расслабить данные участкц потереть (мо) бока и выполнить сюйци.

Набухание живота, ломящая боль в брюшных мышцах. Вызывается наличием мыслц ударяющей в живот, чрезмерным усердием при брюшном дыхании. Временно прекратите брюшное дыхание, сделайте массаж (мо) живота, мысль храните в точках три версты на ногах.

Сердцебиение. Вызывается избыточным выдыханием ии. Можно хранить мысль в точках юнцюань (бьющий родник) или чжунчун.

Ломота в пояснице, боль в спине. Возможно, причина в неправильно принятой позе сидя. Прежде всего проверяют правильность позы, затем можно обеими руками потереть (уа) поясницу и выполнить динамическую работу для этой области.

Опорожнение кишечника. Случается у некоторых больных, занимающихся в позе лежа на боку. Можно воспользоваться методом хранения мысли в пальцах ног.

Озноб. Возможная причина — слабость организма и недостаток тепла в теле. Можно перед занятиями попить горячей кипяченой воды, а когда почувствуется холод, воспользоваться методом дыхания носом: следить за выходами и входами воздуха через нос, на выдохе мысленно произносить звук «сун» («расслабляюсь»), а на вдохе — «цзин» («успокаиваюсь»).

Перегрев поля киновари. Вызывается слишком длительным хранением мысли в поле киновари и слишком тяжелым использованием мысли. Можно выполнить работу отступление огня.

Жар. Если ощущается перегрев тела, горячая ци ударяет вверх и вызывает беспокойство, это говорит об избытке тепла; можно выполнить работу по понижению огня (сяхогун), заключающуюся в следующем. Сначала смотрят на кончик носа, затем обращают внимание на точку центр запаха пота (тань-чжун, между сосками), затем — на коленц на каждое примерно по две минуты, после чего смотрят на точки дадунь (на больших пальцах ног) примерно восемь минут, затем закрывают глаза и хранят мысль в точках дадунь примерно четыре минуты.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДАЧЕЙ ЦИ

В последние годы появилось несколько сообщений об использовании внешней ци (вайци) для лечения болезней: «Цигун-терапия доставкой ци», «Цигун излучательной формы» или «Дистантный цигун» и несколько исследований, касающихся внешней ии.

Лечение болезней с помощью внешней ци в древнем цигун именовалось «испусканием ци» (бции). В «Книге [династии] Цзинь» рассказывается о магической технике: «Постигающие Путь и взращивающие ци, достигая избытка в достаточностц могут соединять ци с человеком, что называется испусканием ци». Здесь же сама возможность лечить данным способом болезни людей характеризуется как «пустая». «Испускание» (бу) имеет еще смысл «давать», выражение «бции» точно отражает суть этого метода.

Испускание и доставка ци

Метод испускания ци в древности был известен сравнительно мало, поэтому записей о нем немного. Кроме преданий о магической технике в «Книге Цзинь» упомянем еще несколько.

В книге «Семь заметок из облачного ящика» приводится «Волшебный метод господина Хуань Чжэня по приему внутрь истинной ци», где сказано: «Все желающие, чтобы испускающаяся ци соединилась с человеком и излечила болезнь, сначала должны, опираясь на больное место пяти плотных внутренних органов человека, который находится перед нимц набрать направленную ци ц распространяя, ввести в его тело. Пусть больной обратится лицом к основному направлению, успокоит сердце, утихомирит мысли и начнет соединяться с ци и поглощать ци. Чертовы напасти сами сбегут, вредоносная ци навсегда отрежется».

В записках Су Дунпо «Лес стремлений Дунпо» приводятся два случая испускания ци. Один — из «Книги Цзинь», где сообщается о колдовской технике Син Лина (в некоторых записях его называют Вэй Сюй), который лечил мать Люй И: «Ноги матери Люй И были парализованы десять с лишним лет. Лин лечил их, отправив мать сидеть в нескольких шагах от него, закрыв глаза, в спокойствии. Вскоре говорит: помогите встать госпоже, которая сидит. Возражают: госпожа десять лет как приобрела болезнь, как можно в спешке заставить подняться? Лин говорит: попробуйте помочь встать. Два человека поддержали и поставили. Наконец, перестали поддерживать и сбылось — смогла ходить. Постигающие Путь и взращивающие ци достигая избытка в полноте, могут присоединять ци к человеку».

Второй случай произошел с Ли Жочжц современником Су Дунпо Лц вылечившим его среднего сына: «Даос Ли Жочжи из пригорода умел испускать ци а мой средний сын Дай был хилым и много болел. Жочжи сел напротив и выполнил испускание ци. Дай почувствовал в животе, будто солнце осветило и стало тепло-тепло. Этот Жочжи когда-то встретил обретшего Путь чужеземца, который под пиком горы Хуа поведал об этом способе».

В книге «Собрание Пэн Бибу» сообщается: «При Юанях [монголах] И Шэнтоу ложился, упираясь ногами в больного, ударом ци лечил болезни людей». Отметим, что И Фэнтоу — юаньский даос, его первоначальное имя Цюй Чжэнь — написал ряд книг, в том числе «Трактат отшельника о закрывании и открывании августейшего предела».

В книгах «Восемь писем о следовании жизни» и «Важные заклинания сходных совершенствований» приводится песенное заклинание испускания ци, противостоящей болезням: «Совершенствующиеся в Пути и подолгу прилежащие воспроизведению энергии образуют в теле зародышевое дыхание. Всегда, когда у других есть болезнь, обследуют плотные и полые внутренние органы и узнают ее наименование. Страждущий обращается к княжеской ци (ванци) и очищает сердце. Мысль не должна быть легкой, поскольку передают истинное, побуждая ци к глотанию, чтобы набрать ее несколько раз и соединить вместе. Создают мышление, способствующее разрушению, что быстро позволяет избавиться от болезненных настроений. Нечисть, как ни странно, сама сбежит и скроется, болезнь получит разрешение и завершение».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.