Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 26 страница



Общее требование к обучению работе: используемые термины необходимо объяснять; изложение метода не должно быть слишком отвлеченным; рассказ о действии цигун должен иметь основание; формулировки принципов должны быть точными; доклады об экспериментах — достоверными.

2.  РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ

Проводить занятия означает: помогать как можно быстрей овладеть методом, сконцентрировать сознание, снизить беспорядочность мышления, успокоиться. Иногда требуется собирать сведения о клинической картине, смягчение которой укрепляет веру в результативность занятий.

Возможный состав группы

11.  начинающие, не сведущие в практических методах;

12.  прозанимавшиеся какое-то время, однако плохо овладевшие методом ощущений или отвлекающиеся на беспорядочные мыслц имеющие сложности с концентрацией и успокоением;

13.  лица, у которых на занятиях возникает особая реакция на появляющиеся ощущения, в силу чего они находятся в напряженном состоянии;

14.  пациенты с некоторыми болезненными отклонениямц на которых занятия оказывают плохое влияние (например, боли в зоне желудка, головные боли и астма, повышенное кровяное давление);

15.  просто желающие грамотного руководства работой.

Методы руководства работой

В зависимости от обстоятельств различают коллективное и индивидуальное руководства.

Коллективное руководство работой. В основном используется с начинающимц которых можно собрать вместе и обучать по единой методике. Ведущий непосредственно направляет их действия, давая рекомендации в устной форме, но можно использовать аудио- и видеозаписи.

Индивидуальное руководство работой. Поскольку появляется возможность в зависимости от конкретной болезни и состояния организма подбирать позы, дыхательные техники и объекты сосредоточения внимания под непосредственным руководством преподавателя, то эффективность практики повышается.

Моменты, требующие внимания при руководстве работой

Ведущий должен провести психологическую подготовку, чтобы добросовестно и ответственно проводить занятия; подготовить место и необходимые предметы. При обнаружении у занимающегося нарушений в позе, дыханиц выражении чувств, движениях и т. п., их исправляют сразу или после завершения упражнения, давая необходимые наставления.

3. КОНТРОЛЬ РАБОТЫ

Это важное звено руководства занятиями цигун. Контролируя работу, можно сразу показать, как выполнять данную технику правильно, и сделать вывод о конкретном продолжении занятий, чтобы выбрать подходящую возможность для повышения уровня преподавания и набирания опыта самим ведущим.

Виды контроля работы

Общий контроль: в процессе практики два-три раза просматривают выполнение той или иной техники каждым занимающимся.

Контроль ключевых моментов: динамическое наблюдение за занимающимся в процессе выполнения им различных действий; отслеживание возникающих в работе состояний и фиксация их в журнале.

Методы контроля и фиксирования

Контроль бывает четырех видов: зрительный, слуховой, тактильный, опросный.

Зрительный. Смотрят, правильная и расслабленная ли поза у занимающегося: начинают с головы, последовательно проводя взгляд через грудь, живот, поясницу и спину к четырем конечностям. Проверяют в положении сидя, прямо держат голову или подняли ее, запрокинув лицо, или опустилц согнув шею. Запрокидывание головы легко приводит к спертости дыхания, а наклон вперед — к сонливости. Смотрят, вздернуты плечи или свешены. Вздернутые плечи легко вызывают напряженность. Грудь выпячена или вобрана. Выпяченная грудь создает неудобство при дыхании. Поясница изогнута или выпрямлена. Изогнутость в пояснице может привести к ноющим болям в спине. Следить, поставлены ли ноги ровно, иначе они могут занеметь. Положение лежа на спине должно быть удобным и естественным, а в позе на боку нужно наклонить голову, подобрать туловище, изогнуть поясницу.

Контролируют выражение лица, которое должно быть расслабленным и естественным, без складок у бровей и пр. Обнаружив напряжение, можно двумя руками легонько похлопать по плечам, приводя к расслабленности. Желательно проследить за степенью успокоенности. В неспокойном состоянии нередко веки и ресницы подрагивают, глазное яблоко ходит кругамц возможно, в области точки великий ян [таиян, что также означает солнце] кровеносные сосуды выступают четко; часто глотают слюну, движут конечностями. Следят за глубиной дыхания: равномерно сменяется его состояние или внезапно то ускоряется, то замедляется; как используется сила и ци, не слишком ли резко выполняется динамическая работа; соответствует ли частота дыхания подвижностц нет ли небрежности.

Слуховой. Слушают звук дыхания, определяя его качество: легкий, тихий, равномерный или грубый, грязный, неравномерный.

Тактильный. В основном контролируют рукой живот при брюшном дыхании. Позволяет проследить за описанной выше дыхательной техникой.

Опросный. Когда практикующий завершает выполнение, спрашивают, как проходила работа, достигалось ли состояние глубокого покоя, какова была степень спокойствия или беспорядочности мышления, возникали ли ощущения и т. д. При опросе нужно следить за формой и методом, на начальном этапе ведения занятий больше говорят о конкретных ситуациях.

После проведения контроля работы необходимо записать результаты обследования, особенно важнейшие моменты, и сопутствующие обстоятельства. Содержание таблицы контроля и способ ее заполнения в основном могут быть следующими (см. таблицу на стр. 366).

Пояснения к заполнению таблицы, записи контроля работы

1.  Подготовка перед работой: продолжительность подготовкц посещение туалета по большой и малой нужде, ослабление одежды и пояса, динамические упражнения.

2.  Позы: названия, чередование, соответствие требованиям.

3.  Выражение лица: напряженное или естественное, движение зрачков и губ, изменение выражения.

4.  Внешняя среда: спокойная ли обстановка, характер внешних шумов, помешали ли они практике.

5.  Дыхание: количество дыханий в минуту, тип дыхания (грудное, с задержкамц брюшное), равномерность, глубина, длительность.

6.  Прочее: проглатывание слюны, звуки в кишечнике.

7.  Испытание по тени руки используется для выявления засыпания: проводят рукой перед глазамц и если веки шевелятся, это свидетельствует о бодрствованиц а если реакция отсутствует — о сонливости.

8.  Динамическая работа: когда кроме установленных движений выполняются произвольные, отмечают их точность и естественность, набирается

Таблица записи контроля работы

Ф.И.О.

Пол Возраст

Вид заболевания

Дата начала тренировочной работы

Дата контроля работы: число, месяц, год

Время: от ч. мин. до ч. мин.

Настроение в последние дни

Самочувствие в последние дни

Подготовка перед работой (включая динамическую работу)

Обстоятельства тренировочной работы

1. Статическая работа

  Через 10 мин Через 20 мин Через 30 мин Через 40 мин
Поза Выражение лица Внешняя обстановка      
Дыхание: частота состояние Прочее Испытание по тени      
руки      

 

2. Динамическая работа

Пульс до и после работы

Дыхание Давление крови Температура тела

Опросный диагноз

1.  Как данная работа выполнялась

2.  Какова степень успокоения

3.  Достижения и проблемы

Оценка вхождения в покой: первый, второй, третий или четвертый уровни. Анализ контроля работы и

мнение о преподавании

Проводил контроль работы

ли усилие-цзинь (нацзинь), то есть напрягаются и используют силу-лм или же движения беспорядочные.

1. Оценка вхождения в покой определяется по четырем уровням.

Первый: в течение всей работы погружение в покой относительно хорошее, или свыше 2/3 времени остаются в этом состояниц или иногда всплывают беспорядочные мыслц но они легко устраняются, или не воспринимаются внешние раздражители.

Второй: вхождение в покой несколько хуже, однако в спокойном состоянии остаются половину временц или беспорядочных мыслей больше и они несколько мешают, или при воздействии внешних помех удается нормально заниматься.

Третий: вхождение в покой очень плохое: удается лишь на несколько мгновений, или от беспорядочных мыслей нелегко избавиться, внешние помехи сильно мешают заниматься.

Четвертый: не могут успокоиться, невозможно вести статическую работу.

Моменты, требующие внимания при контроле работы

Ведущий должен качественно провести предварительную подготовку: перед началом занятий измерить температуру, пульс, кровяное давление и пр. В процессе контроля необходимо собраться с мыслямц быть максимально внимательным, вносить четкие записи важнейших моментов в таблицу. Движения должны быть легкимц ни в коем случае не нарушающими покой. Не следует пользоваться обувью на кожаной подошве.

Обсуждение работы

Обучая цигун, необходимо своевременно отвечать на вопросы, возникающие в процессе занятий, относительно теории цигун и практических методов. Очень многие больные, приступая к практике цигун, из-за недостаточного понимания накапливают вопросы в ходе практики. Конечно, начинающие не могут мгновенно освоить цигун, однако ведущий должен разрешать возникающие у них проблемы, помогать им и давать относительно правильное представление о цигун. Например, некоторые считают, что цигун позволяет излечить сто болезней: какая бы болезнь ни была, стоит лишь позаниматься цигун — и «отбросится зародыш, заменятся

кости», «отступит старость, вернется молодость». Поэтому возникает патологическое стремление к исцелению, и они торопятся добцггься результатов, надеются на мгновенный терапевтический эффект. Тогда, естественно, могут возникнуть разочарования, а также возможны различные побочные явления.

Другие больные полагают, что чем метод сложней, тем лучше, и выискивают странные и удивительные техникц затрачивая массу психических сил на подбор способов, выискивание сокровенного, а в результате ничем не могут овладеть в совершенстве, устают от хлопот и не добиваются никакого эффекта. Отдельные больные считают, что болезнь у них застарелая и цигун нисколько не поможет, поэтому к занятиям относятся небрежно, не вкладывая душу, вместо этого стремятся принимать лекарства да ставить иглы ц конечно, не добиваются результатов.

Ведущий занятия по цигун должен наладить взаимопонимание с больнымц вести с ними беседы на различные темы. Хорошо научиться постоянно улавливать их психическое состояние, разъясняя, как развивать оптимизм и решительно вести борьбу с болезнями. Что касается вопросов, связанных с методамц то необходимо своевременно на них отвечать, чтобы больные активнее накапливали практический опыт, рассматривая цигун в качестве оружия в борьбе с болезнями для обеспечения здоровья тела, решительно и неустанно добивались непрерывного получения практических результатов. Ведущий должен не только сам беседовать с больнымц но и помогать им организовывать семинары обмена опытом. Это одна из эффективных форм, способствующих освоению цигун. Семинары могут быть масштабные и небольшие.

На большой семинар привлекают относительно много людей для обмена опытом. Можно выбрать тех практикующих, которым достаточно доверяют, глубже проникших в суть, лучше овладевших методамц полных надежды на преодоление болезней. Пусть с основными сообщениями выступят больные, добившиеся определенного терапевтического эффекта и способные вдохновить других. Руководитель тоже может разъяснить некоторые общие вопросы.

Малые семинары организуют по частным вопросам: конкретным болезням, этапам занятий, для обмена мнениями по возникающим вопросам. Участников не должно быть слишком много. Здесь обмениваются своими переживаниями и полученными сведениями. Ведущий тоже может отвечать на вопросы или привлекать всех к общему обсуждению каких-либо специфических проблем.

Чтобы повысить качество семинара, нужно к нему подготовиться и заранее решить ряд проблем для достижения поставленной цели.

КНЛЧК/Щ истокич ИА'зшгтм ш**ун ,

ПРИ ДИНАСТИЯХ МИН И ЦИН (1368-1840 ГГ.)

Особенностью этого времени было широкое развитие древнего цигун, поэтому в медицинских трудах о нем появилось больше материалов. В начале Минской династии Ван Фу, плеллянник одного из четырех знаменитых врачей предыдущих династий (Цзинь и Юань) Чжу Дань-сц в книге «Сборник, поднимающийся по течению медицинских трактатов», объясняя выражения из «Трактата о внутреннем»: «Вредом от высокомерия позволяет управлять следование», — писал: «Следует добавить касательно ци: жесткое также имеет высокомерие и само управляет собой, молодой бамбук высокомерен и не может управлять собой, поэтому в помощь используют, например, отвары, игольчатые камнц ведение и привлечение». Когда ци в избытке и наносит вред, нужно управлять этой энергией, одним из способов при этом может быть ведение и привлечение (даоинъ). Вань Цюань в книге «Десять видов медицинских книг из тайного убежища Ваня», описывая третий вид, четыре основы взращивания жизнц высказывает суждение о тихом сидении: «Людц изучающие взращивание жизнц говорят о выполнении сидения и налаживании дыхания, действительно же главное — работа над спокойствием (цшн). Однако когда достигают правильного выполнения сидения и отрегулируют дыхание, то сознание (сь1) должно не позволять сердцу двигаться беспорядочно: при беспорядочном движении отлаженное сидение и отрегулированное дыхание — всего лишь разговор о том, как следует делать дело». Здесь подчеркивается, что необходимо успокоить мысли [так как сердце — центр мышления]. Кроме того, сказано: «Отлаживающие сидение собирают свое сердце, не позволяя ему распускаться. Разве можно просто тупо сидеть?» Следовательно, тихое сидение не может быть просто формальным удерживанием позы, иначе оно превратится в тупое обездвиживание. Важно свесить занавески [опустить веки] и перекрыть обмен энергией: «Раньше тот, кто закупоривал свой обмен, учил людей не говорить». Нужно не смотреть беспорядочно, не говорить суетно, сознание сосредоточить на выдохах и вдохах. В отношении дыхательных упражнений он считал главным отрабатывать зародышевое дыхание: «Тайна взращивания жизни состоит в следующем. Регулируя дыхание, нужно осваивать истинное дыхание, а истинное дыхание — это зародышевое дыхание. У ребенка-зародыша нет ни выдохов, ни вдохов, ци сама циклически движется. Взращивающие жизнь выдыхают совсем тихо, как зародыш в утробе, поэтому и называют зародышевым дыханием». В середине династии Мин написал Сюй Чуньпу книгу в его свитков под названием «Энциклопедия древней и современной медицины», в которой собрал, исправил и систематизировал важнейшие сведения. В последних свитках этой книги много сказано об опыте взращивания жизнц включая методы древнего цигун. Кроме статических упражнений, он уделяет большое внимание и динамическим Например, дан комплекс самомассажа всего тела, подчеркивается важность постоянного его выполнения в обычное время: «Каждый человек, не спрашивая, есть дела, или нет, должен ежедневно выполнять его один раз от головы до стоп, но места.

 

Обобщение полученного опыта

Истинное знание исходит из практикц и каждый больной, занимающийся серьезно, может получить душевный опыт разной степени. Некоторые длительно практикующие цигун по знаниям и способности разрешать проблемы могут превосходить руководителя, они — как живая книга по цигун, живое пособие для преподавания. В этом случае ведущий должен использовать предоставившуюся возможность подвести некоторые итоги. Обычно для этого пригодны следующие два способа.

Дневник практики. Обязать больных постоянно вести дневник, детально отражая в нем обстановку на занятиях. Например, какими методами овладеть легко, а какими — трудно, какие методы по ощущениям кажутся подходящимц что усвоено и прочувствовано на занятиц какие возникли вопросы и т. д. Можно также высказать собственное мнение о своей болезни и цигун, включить описание появившихся мыслей. Описывать можно каждое занятие или работу, проделанную за день, или вносить записи один раз в несколько дней, многословно или кратко, но обязательно конкретно. Такой дневник, с одной стороны, позволяет развивать точность оценок и дает материал для подведения некоторых итогов, а с другой стороны, помогает руководителю разобраться в реальной ситуациц избежать прагматизма. Он должен внимательно просматривать все дневникц анализировать их содержание и давать целенаправленные указания.

Отчет о практике. По прошествии определенного этапа самосовершенствования или лечения можно организовать системный обзор всего процесса практикц по возможности все записать, чтобы было удобнее вместе с руководителем обсудить следующий этап занятий. Содержание при подведении итогов в общем должно сводиться к следующему:

1.  изменения в течении болезни с начала занятий: какие болезненные проявления прошлц быстро или постепенно, какие еще сохранились;

2.  какие методики использовались последовательно, как они осваивались, какие встретились трудности или проблемы и как разрешились, что стало понятным в методологической области;

3.  взгляд в прошлом и сейчас на болезнь, возникающие мысли и отношение к цигун;

4.  мнения и предложения, которые больной считает необходимым высказать. В бывшей Шанхайской городской клинике цигун было собрано большое число подобных материалов. К сожалению, после десяти лет беспорядков [«культурной революции»] ныне можно обнаружить лишь два отрывка, содержание которых приводится ниже для сведения.

системы суставов и связок массировать десятки раз каждую». Так можно предотвратить простуду, так называемый просочившийся ветер. Порядок действий следующий: «Сначала точку „сто встреч" (байхуэи), затем четыре стороны головы, две бровц глазные орбиты, кончик носа, ушные впадины и за ушами — все это гфидавливают (ань); затем точки „пруд ветра" (фэнчй), шею слева и справа — все это потирают (ца); затем плечи и лопаткц стыки костей руте от плечей до локтей, руки от локтей до кистей, пальцы рук — все это разминают (нянь); затем позвонки придавливают или поколачивают (чуй) и трясут; затем поясницу и почечный зал (шэнътан) растирают (цо); затем грудь и живот мнут (жоу) не считая; затем кости бедер поколачивают; затем коленц голенц стопы и лодыжкц пальцы ног, центр стопы — все это разминают двумя руками». Великий врач Ли Шичжэнь имел определенное представление о древнем цигун. В книге «Исследование восьми каналов чудесного происхождения» («Ци цзин ба май као»), основываясь на материалах даосизма о технике внутренней киноварц утверждал важность каналов действия (жэньмай), управления (думай) и пяточных (грюмаи), считая, что «два канала: жэнъмаи и думай — „ребенок" и „полдень" в теле человека, у даосов они представляют собой путь поднятия положительного огня (янхо) и опускания отрицательного знака (инъфу); деревню, где совокупляются вода-тсань и огонь-ли... Если человек сможет открыть эти два канала, то откроются все сто каналов... Олень движет копчиком — может пропускать через канал управления, черепаха дышит, набирая носом — может пропускать через канал действия, потому они оба живут долго. Об этом много раз говорилось, и алхимики искусно управляют водяным колесом». Он отмечал наличие связи между практикой и каналамц отмечая, что «внутренний вид следует Пути (Дао), и только смотрящий вспять может высветить и обнаружить это». Знаменитый специалист по иглоукалыванию и прижиганию Ян Сюйчжоу в книге «Великие достижения в иглоукалывании и прижигании» также писал о круговых потоках в каналах управления и действия, считая, что если «безмолвно думать о жемчужине просяного зернышка» в каналах управления и действия, «по двум каналам поднимать и опускать, врахцать как колесо, спереди опускать — сзади поднимать, непрерывно без остановки», то выполняй это долго — и «сто болезней станут бездейственными». Ван Кэнтан обобщил личный опыт лечения в книге «Правила подхода к лечению болезней шести клиник», на которую очень часто ссылались в последующие времена В главе «Разные болезни» («Цза бин»), касаясь внутренних и внешних болезней глаз, он утверждал, рассматривая дальтонизм, что если «есть возможность сохранить истинное и оставить ложное, охватить первоначальное и собрать единое, то часто без лечения наступает выздоровление». Очевидно, что цигун, эффективен и при дальтонизме. Позже появилась книга Фу Жэньюя «Драгоценный ящик исследований зрения», специально посвященная глазным болезням. За богатство содержания ее еще называют «Энциклопедией офтальмологии». В книге подчеркивается эффективность цигун; один из свитков назван «Шестислов-ное заклинание о продлении жизни динамическими упражнениями». В книге Гун Цзюйчжуна об очагах в легких при туберкулезе «Снежинки в красной печи» («Хун лу дянъ сюэ») четыре главы посвящены древнему цигун: «Тайны и секреты избавления от болезней», «Техника в 1 6 фазах об избавлении от болезней и продлении лет», «Шестисловное заклинание с динамическими упражнениями для продления долголетия» и «Работа в тихом сидении».

 

Случай первый

Мужчина, кадровый работник. Страдает неврастенией, попал в клинику в мае 1963 года.

Проблемы, возникающие в процессе тренировочной работы, и их решение. Расслабление, успокоение (сунцзин) и избавление от беспорядочного мышления были первыми проблемамц с которыми я встретился в практике. Я последовательно воспользовался следующими методами.

В обычной деятельности необходимо соответствующее управление, нельзя слишком возбуждаться и волноваться.

Перед началом занятий нужно какое-то время (примерно 10 минут), чтобы выработать настрой на практику, отбросив всякую деятельность. Это означает не только оставить всякие занятия, но и мысленно тоже от всего отрешиться. Только успокоившись мысленно, можно расслабиться и только тогда добиться лучшего вхождения в покой.

Когда возникают беспорядочные мыслц не следует мысленно напрягаться, нужно лишь обратить внимание на три линии расслабления, и беспорядочные мысли уйдут. Но иногда они настойчивы, нелегко удаляются, и тогда можно, открыв глаза, взглянуть на парковый пейзаж или неподвижный предмет ц подождав, пока сознание сконцентрируется, продолжить практику.

Нежелательно следить за продолжительностью занятий. Если проделал два цикла и время еще осталось, можно немного позаниматься взращиванием, что не даст рассеяться вниманию во время практики.

Дыхание должно быть естественным, не следует чрезмерно растягивать выдохи и вдохи или насильственно дышать животом. В противном случае можно во всем теле почувствовать напряженность, расслабиться не удастся. Я на практике обнаружил, что длительность выдохов и вдохов, равномерность дыхания и брюшное дыхание возникают постепенно по мере занятий.

Проблема вхождения в покой и впадания в сон во время занятий. Как я понял в процессе практикц самое лучшее состояние для занятий — когда все тело расслаблено, а, кроме того, сознание погружается в глубокий покой, как будто существуешь и не существуешь, мысли присутствуют и отсутствуют — полусонное состояние. В такое время внешние обычные движения и звуки не вызывают реакциц только проявляешь интерес к точкам, сохранению мысли и дыханию, но не засыпаешь. Подобное состояние иногда за время одного упражнения возникает несколько раз, а иногда переходит в сон. Я решил эту проблему следующим образом.

Когда появляется бессонница и сильная физическая слабость, то выполняю работу по расслаблению в

Цао Юаньбай в книге «Тайные основы сохранения жизни»

привел способы движений ведения и привлечения для лечения около сорока заболеваний. К сожалению, первоначальная редакция этой книги утрачена. Однако соответствующие материалы во врелля династии Цин собрал Чэнь Цзиньао в книге «Надежный светильник по источникам и течению различных заболеваний». Чэнь считает, что «движения ведения и привлечения первоначально были важной тайной тех, кто занимался взращиванием жизни (яншэн) и саморегуляцией (сюлянъ), однако желающие продлить жизнь сначала должны избавиться от болезней. Проведение (дао) и циркулирование (юнь) — методы избавления от болезней, приведенные в конце книги; реально можно воспользоваться лекарственными средствамц но такого результата не достигнешь». Конечно, для продления жизни необходимо избавиться от болезней. Чэнь пользуется сведениями из книги «Тайные основы сохранения жизни» и для 46-ти заболеваний приводит практические способы ведения и привлечения и соответствующие движения (юнъдун). Он рассматривает следующие болезни: кашель, бронхиальная астма, спленопа-тия, рвота от поражения пищей, горловая спазма, пучение и застой в груди и животе, опухание, кардиопатия, кардиалгия, газы в мочевом пузыре, задержка мочц пустота . и изнурение, истечение, гонорея, болезнь печенц судорожные болц поражение ветром (простуда), паралич,

бесчувственность, камни в печени или засорение кишечника, малярия, ангина, наваждение, болезни лица, глазные болезнц болезни ушей, тугоухость, болезни носа, поток из носа, носовое кровотечение, сухость во рту, зубная боль, головная боль, тяжесть в голове и искры в глазах, головокружение, синдром ветра в голове, боли в спине, поясничные болц бери-бери. Для исцеления есть два способа: движение (юньдун) и ведение и привлечение (даоинъ). «При астме руками тереть много раз низ груди затем тереть спину, тереть плечц стабилизировать сердце [успокоить сознание], проглотить слюну, опустить ци, чтобы облегчить дыхание».

«При запоре кончик языка поднять к верхнему нёбу, удерживая в подвешенном состоянии и препятствовать проходу, успокоить мысли — и жидкость сама родится; пусть заполнит рот, красный дракон [язык] движется, взбалтывая, быстро пополоскать и быстро проглотить (слюну); услышишь, как опустится, достигнув нижнего поля киновари; снова сохраняешь спокойствие; глотаешь несколько раз, толстая кишка самосмазывается; после действия работа эффективна». Чжан Цзинъюэ, исследуя «Трактат о внутреннем» («Нэйцзш»), систематизировал этот труд и создал «Трактат о сходном» («УУшрик»), «Схемы и крылья» и «Дополнительные крылья», внеся большой вклад в изучение «Трактата о внутреннем». В его трудах тоже приведено немало данных о древнем цигун. Он подчеркивал особую важность ворот жизни (минмань), ссылаясь на «Трактат о желтом дворе» и выражение из него: «Наверху есть желтый двор (хуантин), внизу — ■ первоначало заставы (гуаньюань), сзади — темная полость (юцюэ), спереди — ворота жизни». Он говорит: «В начальной жизни человека жизнь находится в пуповине, пупок соединен с нолем киноварц это море ци (цихаи), то есть ворота жизни. Ворота жизни — место, где прежнее небо рождает человека, оттуда получают; последующее небо рождается человеком, здесь закладываются основы. Это ворота жизни и двери смертц поэтому расцвет и увядание, спокойствие и опасность находятся здесь, это источник энергии жизни (щэнци).

 

лежачей позе, и если засыпаю, рассматриваю это как естественное явление, поскольку оно помогает восстановить физические силы и справиться с болезнью. Однако в ситуациц когда физических сил достаточно, нужно не засыпать на занятиях, сохранять состояние глубокого покоя, чтобы повысить эффективность практики. Чтобы сохранить покой и предотвратить впадение в сон, я использовал следующие методы.

Не пользовался положением лежа, а обычно сидел.

Погрузившись в покой, хранил сознание в точке, указанной врачом (в бьющем роднике, пупочном центре и идущем промежутке — синузянь), следил за током крови или за входом и выходом дыхания (можно также сочетать с методом счета дыханий — считать выдохц не считая вдохи).

С наступлением завершающего этапа практики можно посменно провести общее расслабление тела по трем линиям, хранение мыслц статическое взращивание и расслабление по трем линиям.

В подобных обстоятельствах общее расслабление тела, хранение мысли и статическое взращивание можно удерживать долго, что я и делал. Но должна быть естественность, недопустимо субъективно использовать мысли. Если подключается мышление, то покой нарушается. Только к тому временц когда хотелось заснуть, временно переходил на расслабление по трем линиям, чтобы усилить очаги возбуждения и воспрепятствовать впадению в сон.

Проблема совмещения тренировки и взращивания. Когда работа по расслаблению доводится до определенного этапа, в практике может естественно возникнуть потребность во взращивании. Явление, сопровождающее первоначальное возникновение такой потребностц выглядит следующим образом. Во время расслабления по трем линиям проходят несколько точек внимания — и тут же автоматически останавливается движение вниз и



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.