Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 22 страница



Расслабление в первую очередь предполагает избавление от всякого напряжения в процессе практики. Расслабление и напряжение (сун и цзинь) стремятся к равновесному проявлению. Говоря о расслаблениц имеют в виду, что во время занятий нужно непрерывно снимать патологические состояния — как душевные, так и физиологические,— избегать в своем настроении мысленного беспокойства, вызванного болезненным состоянием организма, тем самым переходя к очень приятному и легкому самочувствию. Конкретный процесс избавления от различного рода напряжений и есть расслабление.

Методы расслабления можно разделить по их содержанию на внутренние, внешние, глубокие и поверхностные. Если говорить о статической работе, то нужно избегать напряженности при принятии позы, дыхательных упражнениях и использовании сознания. Например, сдвинутые бровц выпяченная грудь, поднятые плечи — все это говорит о неестественности принятой позы. Или все упражнения выдерживают в одной позе, и даже если не в состоянии сохранять ее долго, все же крепятся, стараясь удержаться, вплоть до того, что после занятий появляются боли в пояснице и спине, ощущается телесная усталость. Всё это напряжения при принятии позы.

Рассмотрим теперь дыхание. Жестко растягивать выдохи и вдохц прилагая значительные усилия, или надувать живот как барабан, доводя дело до появления болей в мышцах груди и боков — это напряжение в дыхании. Терпеливо вникать в ситуацию, складывающуюся в организме при выдохах и вдохах, не предъявляя субъективных требований к форме дыхания, но в естественных условиях сознательно формировать определенное дыхательное состояние, значит овладеть расслаблением дыхания.

Наконец, обратимся к сознанию. Субъективно требовать, чтобы сосредоточение внимания на определенном участке тела продолжалась долго, жестко подавлять беспорядочно возникающие мыслц добиваясь глубокого погружения в покой или протекания какого-то мыслительного процесса, вплоть до того, что между бровей постепенно образуется напряженная складка,— все это признаки тяжести и напряженности в использовании сознания. Расслабление при использовании сознания предполагает легкость сосредоточения.

Избавление от указанных напряжений в туловище, конечностях, мышцах, дыханиц возникающих во время практикц говорит о проявлении внешнего расслабления, а избавление от напряжений в мышлениц настроениц сосредоточении внимания относится к проявлению внутреннего расслабления. Обычно внешним расслаблением овладеть гораздо легче, чем внутренним. Здесь также существуют два различных этапа освоения: от внешнего к внутреннему и от грубого к тонкому. Выполняя какой-то один вид работы над собой, на начальном этапе важнее овладеть внешним расслаблением, а позже, опираясь на созданную таким образом основу, приступают к внутреннему расслаблению. По мере обретения определенных навыков, внешнее расслабление будет требовать все меньше временц так что опытные практикующие говорят: «Только сел — и все тело сразу расслабилось».

В процессе занятий также можно в зависимости от потребности и различных обстоятельств напрягать отдельные части тела, чтобы сопоставить с достигнутым расслаблением в других местах. Например, принимая позу стоя или сидя со скрещенными ногамц напрягают нижние конечностц что помогает расслабить голову и корпус.

Покой (цзин) означает, что в процессе практики необходимо сохранять ровное настроение, в которое можно входить постепенно. Покой — понятие относительное, абсолютного покоя не существует. Покой, который необходим занимающемуся цигун, имеет две стороны: внутренний комфорт (успокоение мышления и тихое настроение) и внешняя обстановка. На занятиях необходимо правильно поддерживать баланс между внутренним

 

и внешним покоем.

Причины беспокойства в процессе практике следующие: неполностью проведена подготовительная работа, добиваются ощущений, жестко тянут выдохи и вдохц резко подавляют беспорядочные мыслц неестественность позы; возможно, также влияют какие-то болезненные состояния. Разрешение этих проблем способствует успокоению. Иногда отсутствие покоя односторонне приписывают влиянию внешней обстановки. В древности говорили: «Покой на земле несравним с покоем тела, покой тела несравним с покоем сердца (души)». Покой сердца — это внутренний покой. Чтобы избежать влияния внешней среды, можно «выключить глаза, уши и рот: глазами смотреть и не видеть, «свесить занавески» (опустить веки), оставив щелочку для света; ушами слушать и не слышать, не привлекать внимание к посторонним звукам; рот тихонько сомкнуть». Однако по мере обретения мастерства (гунфу) воздействие обстановки будет снижаться. Нужно дойти до такой степени совершенства, чтобы «из беспокойства извлекать покой», то есть приспосабливаться к любой обстановке. Хотя, конечно, когда кто-то занимается, окружающие должны насколько возможно сохранять спокойствие, особенно недопустимы

произвольные неожиданные резкие звуки.

БЕССМЕРТНЫЕ В КИТАЕ

10. Старина Чжан- Плод (Чжан Голао)

Один из восьми бессмертных. Даос, жил при династии Тан, мастер колдовать, но редко спускался с гор. «Старина» —

уважительное имя — считалц что ему

несколько сот лет. Многие императоры приглашали его в столицу, но лишь

Сюаньц-зунц (Сокровенному, 715—

755 гг.) это удалось. Властитель спросил, почему у Чжана вид такой старый, и

услышал в ответ, что служил еще у императора Яо, то есть более 2000 лет назад. Император не

усомнился и пожаловал звание «преждерож- денный, проникающий в сокровенное». На полпути назад, как

доложили сопровождающие, «Чжан Го освободился от трупа и стал бессмертным». При жизни носил на спине барабанчик, под

аккомпани-мент которого воспевал даосский путь. Ездил на белом ишаке задом наперед, в день

проезжал 10 тысяч ли (весь Китай туда и

Можно воспользоваться некоторыми назиданиями древних. Например, в книге «Тысяча золотых важнейших советов» находим следующий: «Обычный человек не может без мыслей, следует постепенно оставлять их и избавляться от них». В «Сборнике Ван Янмина» сказано: «Если не сидеть в покое (цзинцзо), то, хотя есть рассеяние в беспорядке, но сам совсем не сознаешь этого. Если уже сознаешь рассеяние в беспорядке, то сразу исключаешь возможность продолжения пребывания в этом состоянии». В «Толковании истины», в главе о сердце, приводятся рассуждения о пустоте (сюи) и покое (цзин): «Не беспокойся о появляющихся мыслях: только страдания чувств продляются; мысль возникает — это болезнь, не продолжается — это лекарство». Другими словамц человек всегда думает, и если на занятиях возникают различные беспорядочные мыслц это неудивительно. Главное — постепенн

слабление и успокоение способствуют друг другу. Хорошо овладевшие расслаблением непременно легко успокаиваются, а после успокоения становится проще достичь расслабления.

Когда говорят о естественностц то подразумевают, что возможность расслабиться и успокоиться должна закономерно осуществляться в процессе практики. Соблюдая требование естественности позы, дыхания и осознания, непременно сможешь расслабиться и успокоиться. Конечно, занятия цигун проводятся

течению, отбросив активные действия.

— СОЧЕТАНИЕ ДВИЖЕНИЯ И ПОКОЯ

Сочетание движения и покоя, с одной стороны, говорит о тесном единстве статической и динамической работ в процессе практики ради непрерывного укрепления организма и восстановления сил; с другой стороны, занимаясь динамической работой, нужно овладеть «статикой в динамике», а занимаясь статической работой,— «динамикой в статике». Как сказано в «Брошюре о лазоревой пустоте», следует «в движении добиваться покоя, в покое осуществлять действие, движение и покой взаимодействуют». Отсюда следует вывод: «Можешь двигаться — можешь и успокоиться. Поэтому проживешь долго».

Только сочетание динамики и статики позволяет всесторонне улучшить состояние здоровья занимающегося и восстановить работоспособность. Известно, что статическая работа главным образом укрепляет внутренние органы, но не сопровождается движениями конечностей, мышц и костей, поэтому если заниматься только статической работой, то восстановление и укрепление физических сил происходит относительно медленно. Динамическая работа сопровождается движениями конечностей, мышц и суставов, однако если заниматься только динамической работой, то ослабевает внутреннее сопротивление организма. Сочетание обоих видов практики позволяет избежать недостаточности каждой стороны.

При правильном сочетании движения и покоя они могут стимулировать друг друга, непрерывно повышая качество практики. Обычно перед статическими занятиями проводятся несколько этапов работы по сохранению здоровья. Прежде всего, внимание сосредоточивают на движениях, что облегчает успокоение мышления. Например, упражнение стучать зубами в древности назы вали «стучать зубами и

собирать дух (шэнь)». Если во время статической практики налетают беспорядочные мыслц то необходимо переходить к динамической работе ц добившись покоя в движениц вновь возвращаться к

обратно).

На ночь складывал ишака, как бумажного, в трубочку, а утром, побрызгав водой, восстанавливал в объеме. Аюди говорили: «Если бы не ездил задом наперед, то пришлось бы смотреть на тьму вещей, повернув голову назад».

занятиям статикой, тогда будет легче сконцентрировать сознание. Кроме того, при освоении методов статической работы внутренние силы возрастают, и переход к динамическим практикам уже не составляет особого труда.-

На занятиях следует сочетать обе стороны: движение в покое и покой в движении. Занимаясь динамической работой, выполняя движения внешней формы, нужно сохранять покой ума, следить за производимыми действиямц мысленно вести подсчет упражнений и дыхательных циклов. При занятиях статической работой, когда по мере успокоения растет расслабление, движение ци-крови может проявляться все отчетливее, некоторые ощущения становятся более явнымц и правильное овладение и понимание этих процессов также способствуют концентрации внимания, избавлению от беспорядочного мышления и повышению качества практики.

Сочетание динамики и статики на практике осваивают следующим образом. Практикующие, которые способны двигаться, непременно должны двигаться. Физически слабые могут двигаться понемногу, а более сильные — активнее, однако не до крайней усталости.

В случае относительно тяжелого заболевания и ослабленности можно за основу взять статическую работу, дополняя ее динамической, а по мере улучшения состояния следует постепенно увеличивать динамическую работу. Те, кому статическая работа не подходит, берут за основу динамическую работу.

Утро начинают со статических упражнений, а затем переходят к динамическим комплексам, чтобы включиться в дневную деятельность. Вечером же следует сначала заниматься динамикой, затем статикой, что способствует спокойному погружению в сон.

— СОВМЕЩЕНИЕ ТРЕНИРОВКИ И

ВЗРАЩИВАНИЯ

Ошибка! Источник ссылки не найден.

 

Тренировка (лянь) и взращивание (ян) — два различных состояния в процессе практики. Тренировка — сознательное управление телом, принятие позы, расслабление тела, налаживание дыхания, концентрация сознания, избавление от беспорядочных мыслей и т. п. Взращивание — спокойное состояние, которое возникает после сознательной работы разного рода, описанной выше, когда тело становится расслабленным и легким, дыхание — мягким, внимание — сосредоточенным. В терминах цигун это называют «погружением в покой» (жци-зин). Практикующий должен сознательно стремиться сохранить себя в состоянии спокойного взращивания ц непрерывно корректируя себя, добиваться углубления и развития сферы его влияния. Это состояние иногда продолжается довольно длительное время, а нередко, едва возникнув, сразу исчезает. Практикующему следует набираться опыта в этой областц чтобы формировать подобное состояние самостоятельно.

Другой смысл взращивания заключается в следующем. Прозанимавшись некоторое время, сложно добиться спокойного взращивания, и если продолжать дальше, то даже может появиться усталость и напряженность. Поэтому в таком случае нужно успокоиться и немного отдохнуть, готовясь к последующей практике, или сохранять данное состояние и затем прекратить занятия.

Тренировка и взращивание во время одного занятия часто проводятся поочередно, а иногда и с взаимным стимулированием. В тренировке есть взра-щивание; доведя практику до нужного результата, не обязательно доходить до перенапряжения сознания. Во взращивании есть тренировка, можно также продлевать время взращивания и повышать его качество.

Рассматривая тренировку и взращивание во взаимосвязи динамики и статикц можно заметить, что динамическая работа относится к тренировке, а статическая — к взращиванию. Вообще, тренировка должна постоянно сочетаться с взращиванием жизни (яншэн) и взращиванием при болезни (янбин), чтобы развивать стимулирующее взаимодействие между ними.

— ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЫСЛИ И ЦИ

Под «мыслью» (и) подразумевают использование сознания в практике, а под «ци» — дыхание и некоторые ощущения, возникающие в процессе занятий.

«Взаимодействие» означает, что нельзя делать упор на мысль или ци но необходимо их совмещать.

Не следует односторонне утверждать, что мысль ведет ци (дыхание). Иногда в практике исходят из того, что дыхание должно быть мягким, тонким, равномерным и долгим, подобным нитц вытягиваемой весной шелковичным

червем: эластичным и непрерывным. Также говорят, что цигун предполагает брюшное дыхание, при котором поднимание и опускание непременно должны быть большими. Встречается выражение «истинный человек опирается на дыхание, доходящее до пяток», то есть выдохи и вдохи непременно следует погружать до пяток. Некоторые стремятся к мастерству (гунфу) в дыхательных техниках, причем одни намеренно растягивают дыхание, а другие намеренно его задерживают или раздувают живот. Все это субъективные требования, односторонне подтверждающие закон «мысль ведет ци».

Глубокое, долгое, тонкое и равномерное дыхание медленно появляется в процессе практики по мере успокоения эмоций и концентрации сознания. Такие выражения, как «сердце спокойно, ци гармонична»; «налаживание дыхания создает устойчивость сердца, а когда сердце бьется равномерно, то и дыхание выправляется»,— говорят о том, что мысль и ци взаимосвязаны. Древние мастера называли это «сердце и дыхание взаимоопираются». Живший при Цинской династии Сюэ Янгуй в «Книге вопросов и ответов Мэйхуа» писал: «Сердце спокойно — дыхание налаживается само собой; дыхание ровное — дух собирается естественным образом. Сердце и дыхание взаимоопираются, дыхание выравнивается, сердце успокаивается». Поэтому глубокое, долгое, тонкое и равномерное дыхание не является субъективно однозначным, это лишь одно из понятий. Что касается конкретных ситуаций в клинической практике, то при подборе способа дыхания также необходимы последовательность и постепенность продвижения. Ни в коем случае нельзя относиться к этому небрежно.

Также не следует односторонне утверждать, что мысль сопровождает ци. Во время практики могут возникнуть различные ощущения: местные — набухание, зуд, холод, тепло, ноющая боль, онемение; общие — легкость, колыхание, всплывание, погружение. Древние говорили о восьми тактильных ощущениях (боль, зуд, холод, тепло, легкость, тяжесть, скользкость, шероховатость) и о теплом течении по определенной траектории. Эти ощущения большей частью преходящи: однц временно возникнув, затем исчезают, другие возникают периодически. Некоторые практикующие придают чрезмерное значение подобным ощущениям, считая их единственным результатом практикц конечной целью, что приводит к стараниям добиться их появления путем напряженного мышления. Или же после появления какого-то ощущения сосредоточивают на нем весь интерес, прекращают осмысленную деятельность, позабыв о местах хранения мысли и вместо этого направляя внимание на ощущения и следуя за нимц меняют поведение. Все это — односторонние результаты утверждения, что мысль следует за ци.

Различные ощущения естественно возникают в процессе практикц и когда они появляются, следует позволить им продолжаться, привыкая к ним, но не следует впадать в «бездумное» состояние. То есть нужно продолжать занятия согласно данному методу, не проявляя интереса к ощущениям, не концентрируя на них внимания. Когда ощущений много и они мешают заниматься, сосредоточиваются на пупке или медленно собирают работу [выполняют завершающие упражнения]. Когда ощущения кажутся приятнымц тоже не следует ими наслаждаться, а надо своевременно остановиться, не увеличивая продолжительность практики.

—  ТОЧНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ

Здесь речь идет главным образом о движениях конечностей в динамической работе, самомассаже, похлопывании и т. п. Позы при этом непременно должны быть правильнымц а движения соответствовать установкам, чтобы добиться наилучших результатов. В воинских искусствах (ушу) существует известное выражение: «обучать технике легко, изменить технику трудно» — то есть, если в самом начале не закрепить форму, то после исправить ее будет трудно. Занимаясь динамической работой, также следует обращать внимание на эту проблему. Таким образом, желая по-настоящему изучить движения, не следует относиться к этому небрежно, путать лошадь с тигром, упрощать задачу. Нужно четко различать такие требования к движениям, как поднимание и опускание, высокий и низкий, легкий и тяжелый, пустой и полный. Также нужно вполне представлять действия, участки тела, положения рук, количество повторов, настрой, мыслц дыхание. Подобная деятельность подразумевает помимо внимания и точности при выполнении каждого жеста отсутствие скованности и легкость движений. В отношении легкости и тяжести (нагрузки), очередности и количества необходимо исходить из состояния тела, следить за степенью освоенностц порядком и постепенностью продвижения.

Во время статической работы, соблюдая правила принятия позы, также следует быть активным. Например, придать лицу легкую улыбку, расправить межбровье, не сжимать слишком плотно губы и векц не вытягивать шею, не поднимать плечц не выпячивать грудь и т. п., чтобы избежать скованности и вызванной ею усталости. В процессе занятий можно также в зависимости от ситуации пошевелиться или сдвинуться, даже приостановиться, чтобы вновь принять правильную позу. Выполняя дыхательные техникц следя за областью сосредоточения, следует проводить практику согласно требованиям к расположению и осваивать ее, не допуская скованности.

—  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОСТЕПЕННОСТЬ

Занимаясь цигун, вполне возможно в короткие сроки приобрести основные знания, освоить некоторые базовые методики. Однако для освоения более сложных техник требуется определенный процесс, в котором обычно возникают два вида искажений: стремясь побыстрее овладеть техникой, занимаются слишком много и напряженно; либо относятся к практике несерьезно, занимаясь от случая к случаю и пуская все на самотек. Следовательно, с одной стороны, нужно добиваться, чтобы практикующий развивал возможности субъективного

освоения на пути мастерства, преодолевая несобранность; с другой стороны, следует соблюдать естественные законы и продвигаться размеренно, сдерживая поспешность. В этом смысл последовательности и постепенности.

В процессе практики следует соблюдать принципы цигун, выполнять все тщательно, с учетом фактического состояния собственного тела и воздействия разных методов; понимать, в каких ситуациях использовать те или иные методы, постоянно обобщать собственный опыт, своевременно обмениваться информацией с ведущим занятия и получать от него конкретные указания. Нужно старательно преодолевать объективно возникающие трудностц учитывать временной фактор и влияние среды, стремиться к постоянному прогрессу в достижении мастерства, непрерывно укреплять тело, добиваться результатов в излечивании болезней. Конечно, также необходимо избегать разбросанности во взглядах и мыслях, действий, несовместимых с состоянием тела, частой беспорядочной смены техник и экспериментов без учета сложившейся ситуациц произвольного выбора методов. Недопустимо заниматься слепо и упрямо, добиваясь так называемого мастерства высшего ранга и доводя дело до того, что результат может оказаться совершенно противоположным. Нужно многое понять и использовать соответствующим образом, медленно продвигаясь по пути мастерства.

ГЛАВА VII ТЕХНИКА РЕЛАКСАЦИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ И ЦИГУН

СНАЧАЛА разберемся с терминами. «Релаксация» означает в данном случае динамическое расслабление, предполагающее умение расслабляться в движении. «Тайцзи» — Великий Предел, полюс человеческих возможностей. «Цюань» имеет основное значение «кулак», поскольку в Древнем Китае подобными практиками занимались главным образом для того, чтобы выстоять в кулачном бою. Все виды цюань исторически сложились как боевые искусства. По мере развития цивилизации и появления других средств воздействия на противника, кроме непосредственно физического, они постепенно превращались просто в средства самосовершенствования,

ИП'ОКИЧ , итаялш цигун _

ПЕРИОДЫ СУМ, ЦЗИНЬ И ЮАНЬ С960-1363 ГГ.) Продолжение

«Водить ци (синци) еще называют развивать ци (лянъци). Делают так: ложатся прямо, медленно полоскают источник хорошей водой (источник хорошей воды — это цветущий бассейн), носом потихоньку набирают ци и потихоньку втягивают ее, нельзя позволить великому пределу наполниться, вводят 5 дыханий — и все, можно выплюнуть одно дыхание, загибая пальцы считают их до 90 дыханий. Если тело слишком возбуждается и наполняется, можно несколько раз потянуться, закончишь потягивание — снова води ее, 4—9—360 дыханий составляют один цикл, через какое-то время масса болезней сама уйдет». В одно время с «Общими записками об императорской помощи» появился «Трактат об императорской помощи», подписанный Сун Ху эйцзуном, где в одном месте описывается зависимость долголетия от циркуляции ци. «Люди получают жизнь между Небом и Землей, так называемую судьбу. Форма — постоялый двор жизнц ци — источник жизнц шэнъ (дух) — правление жизни. Форму наполняет ци, ци искажается — форма заболевает. Шэнъ, опираясь на ци, живет. Когда ци набирают, тогда шэнъ существует. Работающий над истиной мрк сопоставляет с инь и ян. Гармония — в количестве приемов, ожидают наполнения и управляют (духом) шэнъ, сосредоточивают ци охватывают единое, берут шэнъ в качестве телегц берут ци в качестве лошадц шэнъ и ци друг с другом сливаются, только тогда можно долго жить. Поэтому говорят: воспроизводящая энергия (цзин) имеет хозяина, жизненная энергия (ци) имеет исходное, выдыхая и вдыхая изначальную ци, объединяют их в себе, так это называют. Посвященные в этот метод дуют (чуй) и медленно выдыхают (сюй), выдыхают и вдыхают, выплевывают старей; и набирают новое, медведем нависают и птицей вытягиваются, ведут и тянут, надавливают и поднимают ногц регулируют свою гщ Ровными и устойчивыми делают ци и дыхание, схватывают прочно и замораживают мыслц смотрят внутрь дворца шэнъ, пять плотных внутренних органов освещены и упорядочены, так собирают свою ци. Сопоставляют с Небом и Землей, следуют закону инь и ян, совокупляют кань и лц помогают использованию воды и огня, так устраивают обмен своей ци, Шэнъ — вода цветущего бассейна; содержа пустое, с барабанным гулом полощут рот, пропускают и ведут питающую и защитную энергии (инци и вэйци), вводят ее в изначальный дворец (юанъгун), промывают пять плотных внутренних органов. Принимают ци на рассвете, томят дыхание на закате. Ян не любит распространенностц инь не любит скрытности. Так тренируют инь и ян». В начале Южносунской династии (1163—1279 гг.) профессором Великой больницы был назначен Чжан Шци. В написанной им книге «Куриный пик — метод всеобщей помощи» приведены два метода ведения и привлечения. Первый — метод ведения и привлечете ци ног — в современном динамическом цигун называют «тянуть ноги двумя руками». Во втором методе, используемом против застойных явлений в пищеварениц указывается: «Мысль — водитель ци, куда приходит мысль, туда приходит ци, В каждом месте тела, где неспокойно, происходит задержка ци. Мыслью привлекают ци в больное место и нападают на него: необходим посланец».

 

цигун, где движения сильно замедленные, а то и вовсе отсутствуют. Существуют, правда, более «быстрые» и более «медленные» стили. Для нас представляет интерес самый замедленный.

Профессор Г. И. Красносельский, изучавший эти практики в Китае в 1950-е годы, в книге «Китайская профилактическая гимнастика» пишет, что тайцзиуюань способствует излечению некоторых заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем, желудочно-кишечного тракта, и в Китае используется не в меньшей степенц чем лекарства, будучи особенно полезным в период выздоровления и для профилактики возрастных нарушений.

Тайцзи иногда называют суставной гимнастикой, поскольку в ней большое внимание уделяется подвижности суставов, а это предотвращает старение. Возраст сказывается прежде всего на суставах, они постепеннотеряют гибкость. Цигун считается дыхательной гимнастикой, поскольку «ци» в современном языке означает воздух, а «гун» — работу. Однако это не просто налаживание дыхания. Китайская традиционная медицина считает, что в человеческом теле существуют каналы, по которым циркулирует жизненная энергия ци, и чтобы научиться ею управлять, нужна особая практика. Тайцзи и цигун часто сочетаются и дополняют друг друга.

Релаксация в системе китайских практик — не «мертвая», неподвижная поза, а очень медленное движение. Мышцы то мягко напрягаются, то полностью расслабляются. Движения естественные, хотя иногда и очень сложные. Дыхание спокойное, в ритме движений, медленное и глубокое, удовлетворяющее основным принципам: толчок руками — выдох, отход — вдох; сгибание — выдох, разгибание — вдох; перенос тяжести на «переднюю» ногу — выдох, на «заднюю» — вдох. Никакого насилия над собой! Естественно тянемся вверх со вдохом и опускаем руки с выдохом. Все тело тянется, как тесто, без рывков — плавно, без напряжения,— расслабленно. В конечных точках движений не останавливаемся, а сразу переходим к обратному движению. Вес тела переносится то на одну, то на другую ногу. Это называют: нога «полная» (нагруженная) и «пустая» (ненагруженная, расслабленная). На пустой ноге обычно сосредотачиваемся и наблюдаем, как эта пустота словно бы перетекает из одной ноги в другую.

Без сосредоточения внимания и привлечения сознания недостижим нужный уровень саморегуляции. Мы сосредоточиваемся на движениях и временно отвлекаемся от всего остального. Другой ритм движений, другое дыхание вызывают отвлечение сознания. Все обычное, привычное или необходимое пока отдыхает, зачастую впервые за многие часы, днц годы. Если правильно отдыхать, то не будет стрессов, перенапряжений, инфарктов и очень «модных» заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. И еще один, совершенно неожиданный результат: повышается скорость реакции. Сверхзамедленные движения,

Этот метод, когда мысль ведет ци, и сейчас используется некоторыми занимающимися атс-регуляцией. В произведениях четырех крупнейших медиков времен династий Цзинь (чжурчженей) и Юань (монголов) также есть записи о лечении болезней с помощью древнего цигун. Например, в книге Лю Хэцзяня «Тайные механизмы и формулы причин болезней по Сувэнь» рассказывается о лечении болезней с помощью шести целительных звуков и есть глава, называющаяся «О поддержании существования». Чжан Цзыхз, использовавший в основном три способа: потоотделение, выплевывание и понижение, в книге «Близость конфциианских дел» указывал: «Всегда, когда возникает болезнь из-за вредоносности ветра и холода, она находится в коже и внутри продольных и поперечных каналов, тогда можно использовать метод потоотделения, а ведение и привлечение — один из вариантов способа „потоотделение", поэтому говорят „как даоинь, так и аньмо освобождают поверхность, все это методы потоотделения"». Ли Дунъюань в книге «Тайный склад в доме орхидей», рассматривая лечение болезнц при которой из-за старческой слабости на негну щихся ногах опускаются на землю, писал: «Когда заболеваешь, следует успокоить сердце и спокойно сидеть, взращивая свою ци, затем можно добавить лечение китайскими лекарствами». В книге «О селезенке и желудке» он также несколько раз говорил о взращивании ци. Чжу Даньси в книге «Сердечные методы Даньси» писал: «Когда ци застаивается, возникают паралич и одышка из-за холода и жары. Лечат посредством ведения и привлечения». Пу Цяныуань, живший при Сунской династии уделял большое внимание методам динамического цигун. В книге «Важные записки о сохранении жизни» он описывает простые действия по изменению движений (и син), совместимые с обычной жизнью: «Для взращивания жизни форма требует малого труда, нельзя доходить до большой усталостц поэтому текучая вода — чистая, застойная — грязная... В связи с этим, когда захочется, руки и ноги сгибают и разгибают, руки желательно тянуть влево и вправо — словно натягивают лук; или двумя кистями толкают — словно толкают камень; или крутят таз в пояснице то за1трокидываясь назад, то нагибаясь вперед, или кисти друг друга тонко-тонко скручивают — словно моют руки; или ладони трут друг о друга, разогревая; закрыв глаза, трут лицо. В случае затруднений, по желанию, выполняют это, каждое по нескольку десятков раз. Если каждый день непременно выполнять по много раз — тело станет легким, глаза светлымц мышцы крепкимц кровеносные сосуды отрегулируются, пиша и питье будут легко перевариваться, не останется никаких застойных явлений, в теле все будет прекрасно». В первые годы Северосунской династии при поддержке правительства занимались наведением порядка в даосских книгах и трактатах, рассеянных в огне боев периода Пяти династий. В годы правления Чэнь-цзуна (998—1022 гг.) поручили Чжан Цзюньфану навести порядок в даосских книгах. Сам Чжан не был даосом, он воспользовался авторитетом Чжу Цзолана и содержанием пяти трактатов под названием «Драгоценный трактат небесного дворца великих Сунов». На основе этих семи трактатов он написал книгу «Семь записей из облачного ящика» («Юнъ цзи ци цзянъ»), обычно называемую Малым даосским каноном. В нем собраны материалы из основных даосских книг досунского периода, в том числе приведено много данных о древнем цигун. Всеми ими можно пользоваться: «Трактат о великой чистоте, ведении и привлечении и взращивании жизни», «Методы ведения и привлечения и взращивания жизни



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.