Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 17 страница



«У подтверждающих следование сердце тонкое, спокойное и упорядоченное, они ощущают дыхание как долгое и короткое, отклоняют тело при входе и выходе воздуха. Сердце и дыхание позволяют воздуху двигаться во взаимном согласиц мысли и рассуждения становятся безмятежными и застывают в покое.

Когда ощущается, что следование грубое и сердцу надоело, возникает желание отбросить, как будто человек устал предельно и хочет спать, не вдохновляясь деламц тогда практикующий должен отбросить следование и приступать к остановке». Сердце успокоилось, путаницы нет и ощущается, в каком состоянии производятся выдохи и вдохи — длинные или короткие. Также выдохи и вдохи заставляют тело отклоняться, мышление происходит в тишине и покое, склоняя ко сну. В это время нужно переходить к остановке дыхания.

Остановка

«У практикующих остановку дыхание привязано к размышлениям, невозможно считать и следовать, сердце застыло в спокойствиц— это называют сючжи». Когда следование дыханию созрело, то больше не следят за выходами и входами воздуха, но оказываются в состоянии необычайно утихомирить и успокоить сердце и чувства.

«У подтверждающих остановку ощущается, что сердце и тело словно тонут, погружаясь в устойчивость. Не видно ни внутренних, ни внешних образов и видов. Посредством устойчивости поддерживается сердце, позволяя дыханию происходить без движения». Тогда ощущается, что все тело и сердце [сознание] как бы не существуют, а находятся в некоем высшем состоянии вхождения в покой.

Созерцание

«Практикующие созерцание, утвердившись в устойчивости сердца, различают посредством мудрости (хуэи), созерцают тонкие виды вы-ходящих и входящих дыханий, напоминающих ветерок в пустоте. Кожа, мышцы, суставы, кости и тридцать шесть предметов нереальны. Сердечное познание не постоянно, мгновения не задерживаются, человека словно и нет вовсе, тело воспринимает сердечный закон, не остается никакой собственной природы, не воспринимаются законы мира, на которые устойчивость могла бы опереться. Это называют сюгуань» (рис. 58). При высокой степени успокоенности насквозь просматривают состояние собственного дыхания, напоминающего ветерок в пустоте, и приходят к заключению о собственной нереальности.

«Подтверждающие созерцание ощущают, что выходы и входы дыхания отклонились к порам, сердце и глаза открыты и ясно воспринимают, проникая в тридцать шесть предметов, все червивые трупы, внутреннюю и внешнюю пустоту, мгновенные изменения и превращения, рождаемые в сердце печали и радостц обретают четыре места мыслц разрушают четыре перевертыша. Это называют подтверждать созерцание». Во время подтверждения созерцания наблюдают, как будто выходы и входы дыхания повсеместно перешли к порам, и обращенным взором созерцают свои внутренние органы.

 

Возвращение (хуань)

«Практикующие возвращение уже знают, что созерцание из сердца рождается. Если следовать за изменением областц это не может быть основным источником. Следует обращенным взором созерцать сердце. При созерцании сердца смотрят, откуда нечто рождается: из созерцания сердца или нет. Если рождается из созерцания сердца, значит, уже есть созерцание, но реальность такова по какой причине? Потому что в трех способах (подсчет, следование и остановка) нет мгновенного созерцания. Если не исходить из рождения при созерцании сердца, то несозерцание сердца ведет к- уничтожению рождения или не ведет. Если не уничтожается рождение, то два сердца объединяются, если рождается способом уничтожения, то уничтожение отходит и не может родиться созерцание. Если говорить о том, уничтожается или нет, приводит к неуничтожению рождения или не приводит — все равно не получается. Следует знать, что основа созерцания сердца сама не рождается. Причина нерождения — отсутствие, причина отсутствия — пустота, причина пустоты — несозерцание сердца. Если нет созерцания сердца, то не может быть созерцания области. Область и мудрость гибнут, нужно возвращаться к источнику. Это называют сюхуаньсян».

Итак, мы уже можем использовать сердце для созерцания дыхания. Существует сердце, которое может созерцать и наблюдать, способно увидеть состояние дыхания, поэтому нужно возвращаться к основному источнику сердца.

«У подтверждающих возвращение раскрывается сердечная мудрость. Не прикладывая искусную силу, позволяют дыханию циркулировать. Но само оно может сбиться и исказиться, поэтому поворачивают назад, возвращаясь к основному источнику. Это называют подтверждением возвращения». В состоянии крайней степени успокоения возможность управления сердечной мудростью еще более укрепляется. При любых обстоятельствах ее можно использовать произвольно.

Чистота (цзин)

«Практикующие чистоту знают чистоту цвета, поэтому у них не возникает безрассудных мыслей о различении. Они получают мысли и осуществляют познание и повторяют этот процесс, гася грязь безрассудных мыслей, различения и взятия себя. Это называют создавать чистоту. Если возможно, чтобы сердце напоминало основную чистоту,— это называют чистотой. Не получают возможности строить построенное, и чистота — не

59. Десять медитаций. Измененная реальность

чистота. Это называют сюцэин». Чистота прекращает возникновение безрассудных помыслов. Все сердце очищено, нет ни волоска беспорядочных мыслей.

«Подтверждающие чистоту свидетельствуют, что сердце и мудрость открыто друг друга поддерживают, чувствуют себя беспрепятственно и удобно, допускают свободное движение, истинно воспринимают самадхц сердцем ни на что не опираются». В этом состоянии сердце ощущается как остановившаяся вода, безрассудные мысли полностью отсутствуют, ни пылинки в уме не поднимается (рис.

59).

5. ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ ОСТАНОВКОЙ И СОЗЕРЦАНИЕМ

Метод остановки и созерцания для регулирования трех аспектов (тела, дыхания и сердца) помимо возможности достижения состояния медитативной стабильности (чаньдин, на санскрите самадхи) также позволяет излечивать некоторые болезнц что отражено в книге «Остановка и созерцание для начинающих», в главе «Лечение болезней», где сказано: «Если не могут как следует выправить три аспекта (тело, сердце и дыхание), внутри и снаружи остаются нарушения, поэтому появляются болезненные состояния» и требуется лечение, для чего необходимо «выяснить источник болезни и определить метод лечения».

Методы регулирования и переплавления тела, дыхания и сердца обладают определенным лечебным и оздоровительным воздействием. Так, в восьмом

свитке книги «Тайны остановки и созерцания, помогающие в деяниях, переданные Хуну», написанной Кань Жанем при династии Тан (618—907 гг.), говорится, что такие важные чиновники династии Чэнь, как Мао Сц Цзян Тайвань, У Минчэ изучали под руководством Чжи И методы дыхания (т. е. описанные выше методы регулирования тела, дыхания и сердца), и все они добились реального улучшения здоровья, что может служить подтверждением сказанного. Мудрый Спокойный в книге «Полная остановка и созерцание» с воодушевлением пишет: «В миру на лекарства расходуют материалы и труд, к тому же они горькие и шершавые, их трудно принимать, не подчиняясь многим разным запретам на питание, так что любовь к жизни умирает при расчете на приманки [т. е. люди всеми силами стремятся принимать лекарства]. Здесь же ни слова о затратах, не уходит и половины дня на работу, нет неприятного горького вкуса во рту, можно продолжать пить и есть, но люди не желают поступать так. Пользующиеся не ведают о своих ошибках. Познав возвышенное и гармоничное, я одинок и безмерно страдаю [за людей]».

 

Виды болезней

В книге «Остановка и созерцание для начинающих» болезни подразделяются на два класса.

Первый класс составляют четыре вида заболеваний от избытка. Избыток почвы (земли): опухоли в тяжелой форме, тело иссохшее, изможденное. Избыток воды: мокроты, жажда, опухание, пища не переваривается, боли в животе, поносы. Избыток огня: жар как от выпаривания на огне или после переохлаждения, боли в конечностях и суставах, скопление ци во рту, кал и моча не проходят. Избыток ветра: тело пустое, подвешенное, боли при встряхиваниц в легких теснение, набухание и возбуждение, отхаркивание, подвижная ци.

Второй класс составляют пять видов заболеваний, порождаемых плотными внутренними органами. Болезнь сердца: в теле мороз и жар, головная боль, сухость во рту, поскольку сердце главенствует над ртом. Болезнь легких: тело опухает и наполняется, в конечностях докучливые болц стеснение в сердце и нос заложен, поскольку легкие главенствуют над носом. Болезнь печени: нет радости в сердце, тоска, печаль и безысходность, пессимистические настроения, гневливость, злобность, головные болц в глазах темнота, смутность и стеснение, поскольку печень главенствует над глазами. Болезнь селезенки: на поверхности тела гуляет ветер, при наклонах зуд и болц пища кажется безвкусной, поскольку селезенка главенствует над языком. Болезнь почек: в горле спазм, забитость, живот пучит, в ушах глухота, поскольку почки главенствуют над ушами.

МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ

В зависимости от характера болезни лечат или остановкой или созерцанием.

1.  Лечение методом остановки

В книге «Остановка и созерцание для начинающих» сказано: «Успокоив сердце, поселяются в месте болезнц так можно излечить болезнь... В 1 цуне ниже пупка находится ютона, или поле пилюли. Если можно остановиться и хранить сердце здесь, не рассеиваясь, то пройдет долгое время, и многое излечится». В книге «Полная остановка и созерцание» указано место 2,5 цуня ниже пупка, при сосредоточении на котором излечивается двенадцать заболеваний: ци переполняет грудь, боли в боках, острое положение с позвоночником, боли в плечевых впадинах, жар на сердце и боль от возмущения, исчезновение аппетита от возбуждения, опухоль на сердце и холод под пупком, жар наверху и холод внизу, дисгармония инь-ян, кашель.

«Постоянно останавливая сердце под стопамц не спрашивая, идешь или остановился, спишь или лежишь, можно излечить болезни».

«Если успокоить сердце и расположить внимание внизу тела, то четыре сущности естественным образом отрегулируются, и множество болезней исчезнет» .

«Остановка, когда спишь, многие болезни излечивает».

«Гармония и радость в дыхании и сердце ослабляют множество болезней».

В книге «Полная остановка и созерцание» также говорится, что привязка сердца к промежутку между стопами позволяет вылечить семь заболеваний: головную боль, красноту и боль в глазах, жар на губах и во рту, пузыри вокруг носа, острые боли в животе, глухоту ушей, закрепощение шеи.

2.  Лечение методом созерцания

Шесть видов ц и. В книге «Остановка и созерцание для начинающих» сказано: «Каковы шесть видов ци? Дуть, выдыхать, смеяться, согревать дыханием, медленно выдыхать, вздыхать (чци ху, сц кэ, сюй, сы). Эти шесть видов дыхания выполняют повернувшись вбок, с помощью мысли и сердца на губах и во рту, мягко и слабо. Вслух произносят следующие звуки: сердце — кэ, почки — чци селезенка — ху, легкие — сы. Мудрый излечит все, печени горячие зерна риса слово сюй достанет, пусть три обогревателя — в месте завала, но произносят си». В книге «Полная остановка и созерцание» сказано: «Кэ лечит печень, ху и сюи — сердце, сюи — легкие, си — почки сы — селезенку». Болезни пяти полых внутренних органов могут рассматриваться таким же образом, как указанные выше болезни пяти плотных органов.

Двенадцать дыханий. В книге «Остановка и созерцание для начинающих» описан метод использования двенадцати видов дыхания для лечения двенадцати видов заболеваний и указывается: «Хорошо практиковать дыхательные техники — можно излечиться от множества болезней». Описание приводится следующее.

«Верхнее дыхание излечивает погруженное и тяжелое, нижнее дыхание лечит пустое и подвешенное, наполненное дыхание лечит иссохший позвоночник, обогревающее дыхание лечит опухоли и наполненность, удлиненное дыхание лечит истощенное и утраченное, уничтожающее и разрушающее дыхание лечит увеличенное и разбухшее, теплое дыхание лечит холодное, холодное дыхание лечит теплое, ударное дыхание лечит нагроможденное, закупоренное, не проходящее, удерживающее дыхание лечит дрожь, гармоничное дыхание пробивает и лечит четыре сущности и дисбаланс, пополняющее дыхание поддерживает увядание четырех сущностей».

К сожалению, конкретное описание двенадцати видов дыхания отсутствует. Приведем лишь один пример. «Если человек страдает

холодом, представляют, что в теле поднимается огонь, тогда можно излечить болезнь». Здесь, вероятно, говорится о теплом дыхании. Очевидно, что речь идет о методе воображения, при котором нужно хорошо использовать свою мысль (рис. 60).

Одностороннее ис пользование выдохов или вдохов. Одностороннее использование выдохов предполагает сосредоточение в основном на выдохах, то же касается и вдохов. О воздействии в книге «Полная остановка и созерцание» сказано следующее. Сосредоточение на выдохах позволяет лечить нарывы, погруженность и тяжесть, иссушение тела, переполнение до отхаркивания, непереваривание пищц боли в животе с поносом. Сосредоточение на вдохах позволяет лечить жар, перемежающийся ознобом, боли в конечностях и суставах, пустоту и подвешенность в теле, теснение в легких, острое распирание, тошноту, одышку.

Моменты, требующие внимания при лечении болезней

При лечении необходимо сочетать десять методов, только тогда будет получен результат и усилия не пропадут напрасно.

Вера. Верить, что данный метод непременно вылечит болезнь.

Действие. Действовать постоянно в соответствии со временем.

Прилежание. Заниматься сосредоточенно и тщательно, достижения оценивать по результату излечения. Постоянное внимание к месту привязки. Тонко сердцем думают, соблюдают методику и не отделяют привязку.

Различение причины возникновения болезни. Выявляют причину, как было сказано выше.

Уд о б с т в о. Выталкивание и набирание, сердечный ритм и привязка мысли приведут к хорошим и тонким эффектам, так что не утратится налаженное.

Длительное приложение усилий. Если изменения в положительную сторону не наступают сразу, не считай дни и месяцы, а постоянно занимайся, не отказываясь от практики.

Осознавать приобретение и отбрасывание. Видишь пользу — старайся, чувствуешь ухудшение — отбрось. Тщательно и тонко обращая сердце, регулируй и лечи.

Поддержка. Хорошо распознавай различные привязкц избегая нарушений.

Ограждение от пересудов. Получив хороший результат, не рассказывай другим, иначе могут появиться сомнения и разочарования.

ОЩУЩЕНИЯ И НАВАЖДЕНИЯ

В процессе остановки и созерцания в состоянии успокоения тела и сердца могут возникнуть некоторые ощущения или появиться галлюцинациц к которым нужно относиться правильно во избежание негативных последствий.

Восемь ощущений

Во время остановки и созерцания тело и сердце успокоены, мысль хранится в определенной областц при этом могут возникать некоторые виды ощущений. В книге «Остановка и созерцание для начинающих» сказано: «Пути дыхания улучшают основы, вызывая образы», что рассматривается как положительное явление. «Практикующие осуществляют остановку и созерцание, что приводит к слаженной работе тела и сердца. Остановка и погашение безрассудных мыслей вызывает ощущение, что сердце постепенно обретает устойчивость... При нахождении в устойчивости вдруг возникает движение тела и сердца или восемь телесных ощущений: боль, зуд, холод, тепло, легкость, тяжесть, шероховатость, гладкость. Когда возникают ощущения, тело и сердце спокойны и стабильны, пустота и тонкость, радость и чистота несравненны». Кроме указанных случаются и другие восемь ощущений: вибрация, изгибание, холод, жар, плавание, погружение, жесткость и мягкость. Иногда их объединяют в шестнадцать ощущений. Когда развиваются динамические ощущения, то иногда одно из них продолжается непрерывно, углубляясь или утоньшаясь, что называют «прямое появление». Иногда какое-то динамическое ощущение не достигает определенного уровня и одновременно возникают другие динамические ощущения, это называют «поперечное появление». Динамические ощущения могут то возникать, то пропадать, то оставаться локальнымц то охватывать все тело, начинаться то сверху, то снизу, а то и с середины тела. Они возникают сами собой и нужно дать им проявляться естественно. Не нужно следовать буддистам, утверждающим, что динамические ощущения могут породить десять видов работы над дэ (нравственностью), и безрассудно добиваться их, создавая безрассудные мысли и отбрасывая уже построенное в области остановки и созерцания.

Вредные иллюзии (свези)

В процессе остановки и созерцания могут возникать некоторые ложные ощущения, которые в книге «Остановка и созерцание для начинающих» названы вредными иллюзиями. Ситуация описывается следующим образом: «Бывает — тело зачешется, бывает — тяжелеет, как будто придавленное чем-то, бывает — легчает и хочется взлететь. Иногда или чувствуешь себя будто связанный, или извиваешься, или свисаешь как спелый фрукт, или жаришься и мерзнешь, или ощущаешь сильный жар, или видишь различные необычные виды, или твое сердце во мраке закрыто, или возникают разные неприятные ощущения, или мысли уходят наружу, рассеиваясь в разных добрых делах, или движешься в радостц или с отвращением ощущаешь, что волосы на теле поднялись в страхе, или пьянеешь от радости».

 

Как относиться к вредным иллюзиям? В книге для начинающих указывается, что нужно «тут же избавиться от них. Спрашивают, как избавиться? Если знаешь, что происходящее пустое и ложное, то выправляешь сердце, не воспринимаешь и не опираешься — тогда любое проявление тут же уничтожится.

Нужно использовать правильное созерцание для разрушения иллюзий». Другими словамц необходимо понять, что ложные ощущения — вещь пустая, и стоит лишь выправить сердуе, воспользоваться методом сохранения мыслц как проблема отпадет, ощущения исчезнут сами собой.

Наваждения (моши)

О наваждении (мо) в той же книге сказано, что всякие ложные видения, которые возникают при остановке и созерцаниц «запутывают сердце человека, приводят к потере устойчивости во время медитации», есть наваждения. Они подразделяются на четыре вида: будоражащие мозг, тайно вводящие в мир, смертельные и чертовские. Первые три считаются «обыкновенно возникающими из сердца человека, поэтому, выправляя сердце, можно избавиться от них», то есть они своим чередом возникают в сознании во время занятий, и нужно лишь постоянно поддерживать правильное состояние сознания, чтобы избежать нежелательных явлений. Наваждение же чертова духа описано более подробно. Поскольку наваждения могут проявляться в разных формах, существует «множество их видов, обо всех не сказать», то нет необходимости приводить их все, поэтому мы опишем лишь некоторые способы избавления от подобных неприятностей.

«Осуществлять остановку и избавляться от них. Каждый раз, завидев всякие внешние виды с вредными наваждениямц вполне понимают, что это пустое и ложное, но не расстраиваются и не пугаются, а также не воспринимают и не задерживаются на безрассудных оценках и различении. Когда дыхание и сердце становятся сонными — оно само исчезнет». То есть мысленно определяют, что это пустое и ложное, поэтому не пугаются и не оставляют при себе, тогда оно пропадает само собой.

«Осуществлять созерцание и избавляться от них». Если остановка не дает эффекта, можно воспользоваться следующим способом. «Сердце, которое можно видеть обращенным взором, не сознает отдельные участки и места. Оно думает о каком-то месте, и если видит наваждение, то быстро и навсегда уничтожит». То есть осматривают себя обращенным взором, внимание сосредоточивают на своем теле.

Если наваждения «очень долго не уходят, но при выправлении сердца не возникает страха, не жалеют усилий, чтобы изгнать их из жизнц выправляют мышление и не двигаются, пока зоны наваждения естественно не уничтожаются».

То есть, если ложные видения не вызывают страха в душе, то во время занятий они не смогут привлечь к себе мысли.

Если наваждения «годами и месяцами не уходят, нужно твердо направлять сердце на правильные мыслц не жалея тела и жизнц без сомнений и страха.

Следует читать разные сутры Большой Колесницы, излечиваться заклинаниями от наваждения, произнося их молча... Вредоносность, не способная выправиться, через долгое время сама уничтожится». Здесь используется идея замены ложного видения другой мыслью, поэтому кроме чтения сутр и заклинаний с тем же эффектом можно читать статьи или стихи (рис. 61).

При возникновении ложных видений нужно ни в коем случае не допускать, чтобы «сердце рождало страх и возникали страстные желания, поскольку это вызывает беспорядок в сердце, потерю устойчивости и возбуждение, что вскоре приводит к заболеванию. Всегда, когда у практикующего нет мудростц приобретается хворость, не наваждением вызванная». Поэтому боязнь ложных видений или наслаждение ими отвлекают от практикц не позволяя овладеть работой собственного сознания, и приводят к нежелательным результатам и заболеваниям. Нужно лишь поступать правильно, и отрицательные результаты не появятся.

[На самом деле с ощущениями при медитации не так все однозначно. Можно их анализировать, например, разогрев — прилив энергиц легкость — подъем энергии вверх. При появлении ощущений можно определить, откуда идет информация — из памятц подсознания, информационного поля — и какова ее ценность. Конечно, это не должно вести к возбуждению и срыву медитации. Внешняя информация, представляющая собой поток энергиц может повредить сознание, если напор ее оказывается мощным. Спасение заключается только в полном расслаблении сознания. Особенно опасен страх, парализующий защитное поле. Пока нет страха, никакие астральные сущности не опасны.]

ГЛАВА V ДИНАМИЧЕСКАЯ РАБОТА. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ДИНАМИЧЕСКАЯ РАБОТА в цигун включает такие методы, как различные движения конечностей и туловища в сочетании с мышлением и дыханием, а также самомассаж (похлопывание и пр.), при котором

укрепляются внутренние органы, суставы и костц мышцы и кожа. Методы действия состоят из трех частей: движения конечностей и туловища, налаживание дыхания и последовательное осознание. С древности до наших дней было создано и накоплено огромное количество различных техник, что дает практикующему возможность выбирать в зависимости от потребности.

Обычно динамическую работу проводят до или после статической, выполняя в каждой части по несколько упражнений. Перед отходом ко сну лучше сначала приступить к динамической работе, а затем переходить к статической. При болезненном состоянии можно выполнять какой-то один вид практики один-два раза в день. Так, если во время статической работы настоящее успокоение не наступает, то можно временно заниматься только динамической работой. Что касается комплексов динамических упражнений, то также допустимо выполнять их по отдельности.

Существует множество методов динамической работы, и данная глава знакомит лишь с некоторымц наиболее часто практикуемымц а также с важнейшими древними техниками. Таиузиуюань («кулак великого предела») здесь не рассматривается, поскольку он относится к сфере ушу (боевых искусств). В настоящее время издано немало посвященных ему специальных книг.

1 ТРИ ЧАСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Движения тела

Древние мастера руководствовались идеей о том, что «текущая вода не загнивает, дверные петли не ржавеют — таково движение; то же самое происходит при формировании ци: форма не движется — цзин не течет, цзин не течет — ци портится» и «перемещения и колебания ведут к рассеянию стесненной ци; когда в кровяных жилах — поток и пропускание, болезнь не может возникнуть подобно тому, как дверные петли никогда не ржавеют». В связи с этим и было создано немало методов, которые в основном включают такие движения, выполняемые ритмично и по особым правилам, как сгибание и выпрямление конечностей, скручивания и наклоны; к ним также добавились различные методы самомассажа и похлопывания. Все они имеют основной задачей способствовать циркуляции ци-крови во всем теле, повышать подвижность суставов и крепость связок и костей с целью общего улучшения телесного здоровья. Конкретные методы воздействия на отдельные части тела, кроме того, позволяют нормализовать частные функции. В зависимости от потребностей больных, находящихся в различных состояниях, подбирают особые методы, способствующие облегчению их страданий. Некоторые виды местного массажа оказывают регулирующее воздействие на внутренние органы. Методы работы с телом требуют при выполнении точности и легкостц поэтому необходимо не допускать напряжения или размазанности при расслаблении.

Налаживание дыхания

Дыхательные техники в динамической работе включают естественное дыхание, вдох и выдох носом, вдох носом — выдох ртом. Применяется также брюшное дыхание, которое различают на прямое и обратное. В динамической работе по одному методу допускают свободное прямое дыхание, то есть не акцентируют на нем внимания. По другому методу пользуются естественным соответствием, а именно: выполняя движения, контролируют дыхательную ситуацию и при этом позволяют дыханию и движениям произвольно сочетаться друг с другом. По третьему методу пользуются принудительным сочетанием, обычно делая усиленный выдох. Подробнее о каждом из них будет сказано ниже. Но во всяком случае нужно следить за естественностью следования и отсутствием сдавленности дыхания.

Последовательное осознание

Динамическую работу следует проводить в спокойном состояниц движения должны быть осознаннымц то есть в процессе перемещений дух (цзин-шэнь) должен быть сосредоточен, а внимание (сысян) сконцентрировано на движениях. Когда требуется, чтобы движения сочетались с дыханием, необходимо овладеть каждым выдохом и вдохом, чтобы они вполне проявляли свои достоинства. На каждом этапе практики нужно производить подсчет, что также способствует соединению движений и сознания. Каждый этап динамической работы имеет заданную величину, однако в процессе выполнения нужно исходить из собственных физических возможностей, постепенно увеличивая нагрузку, но недопустим и застой без передвижения. В процессе занятий также следует вносить коррективы в зависимости от состояния организма или развития болезни — подходит ли тот или иной метод.

3. ОБЫЧНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Обычная оздоровительная работа состоит из десяти упражнений, взятых в основном из комплекса восемь кусков парчи (ба дуань цзинь), которые выполняют сидя или стоя. Метод разработан в бывшем Шанхайском цигун -санатории. Лица, выполняющие динамическую работу впервые, могут взять эти десять упражнений за

 

основу, потренироваться и освоить их, а потом, в зависимости от состояния организма и развития болезнц подобрать другие движения.

Постукивание зубами. Постучать, соединяя верхние и нижние зубы, сначала 24 раза задними зубамц потом 24 раза передними зубами. Помогает сосредоточивать внимание, имеет значение для укрепления зубов.

Рис. 62. Массаж живота

«Взбаламутить море» и проглотить слюну. Поводить языком последовательно 9 раз с наружной стороны зубов вверху и внизу и так же с внутренней, сначала слева, потом справа, без усилий. Затем кончик языка поднять к верхнему нёбу и следить за впадиной под языком. Когда количество слюны увеличится, прополаскивают рот 10 раз и проглатывают одним глотком или несколькими. Смачивает желудок и кишечник, способствует пищеварению, ослабляет горечь или запах во рту.

Массаж живота. Растирают ладони друг о друга до тепла, кладут их друг на друга (обычно правая ладонь давит на тыльную сторону левой) и центром ладони трут по окружности вокруг пупка, с правой стороны вверх, с

левой — вниз, выделяя малый, средний и большой кругц и по каждому проводят двенадцать раз. Налаживает функции желудка и кишечника (рис. 62).

Умывать лицо и бить в барабан. Когда умываются, растирают ладони и средними пальцами трут по краям носа снизу вверх. Остальные пальцы доводят до лба и разводят в стороны, проводя по щекам и опуская вниз. Повторяют девять раз. Способствует циркуляции ци-крови на лице, предупреждает простуду (рис. 63).

Рис. 63. Умывать лицо, бить в барабан

Бить в небесный барабан — закрыв ушц постукивать по затылку. Ладони помещают на уши и мысленно отсчитывают девять вдохов и выдохов через нос, затем указательные пальцы кладут на средние и верхними пальцами постукивают двадцать четыре раза по затылку, слушая звуки дун-дун. При регулярном выполнении предупреждает головокружение и шум в ушах (рис. 64).

Оглянуться влево, посмотреть направо. Сначала взгляд направлен прямо вперед. С поворотом шеи влево глаза скашиваются к левому плечу, а с поворотом шеи вправо — к правому, в каждую сторону по шесть раз. Это разминает шею и спину. Движения должны быть плавными (рис. 65).

Потирание поясницы (ц а я о). Растерев ладони до тепла, потирают поясницу и ягодицы. Левая и правая руки ходят попеременно вверх и вниз, в каждую сторону по 24 раза. Предупреждает ноющие боли в пояснице и спине (рис. 66).

Рис. 64. Бить в небесный барабан

Вытягивание рук горизонтально в стороны. Кисти плотно сжаты, глаз кулака [отверстие у большого пальца] направлен вверх. Руки помещают в центре перед грудью, потом медленно разводят влево и вправо, повторяя двадцать четыре раза. Позволяет укрепить энергию (ци) легких, облегчить стеснение в груди (рис. 67).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.