Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 20 страница



Особенности. Выполнять все движения нужно широко и раскованно, медленно и осознанно. При счете следует выдерживать равномерные интервалы, желательно длительные.

Сгибание ног в коленях и похлопывание по спине

Подготовительное положение. Встать прямо, левую стопу отставить от правой на ширину плеч. Взгляд направлен вдаль, руки опущены (рис. 77).

Движения. 1. Повернуть голову влево, смотреть вперед в сторону левого плеча. Одновременно слегка сгибают ноги в коленях, правой ладонью хлопают по передней части левого плеча, а тыльной стороной левой ладони хлопают по пояснице сзадц корпус не поворачивают. 2. Те же движения выполняют в противоположном

направлении. Следить, чтобы ноги в коленях выпрямлялись, а затем снова слегка сгибались. Указанные действия выполняют 16 раз.

Особенности. Сгибание ног в коленях, поворот головы и похлопывания по плечу и пояснице нужно выполнять одновременно. Поясница слегка скручивается, ведя за собой качающиеся руки верхняя половина тела должна оставаться прямой, все тело естественно расслаблено. При счете следует выдерживать равномерные интервалы, стараться считать расслабленно и радостно.

4. ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ ПРАКТИКА (ЛЮ ДУАНЬ ЮНЪДУН)

Этот оздоровительный общеукрепляющий метод приводится здесь для сведения интересующихся.

Упражнения для кистей

Принять положение сидя.

Сжать кулакц трижды вытягивать вперед, сгибая и разгибая, левую и правую руки поочередно (когда двигают левой рукой, правая отдыхает, и наоборот).

Сжать кулакц согнуть руки в локтях. Выполнить движения по полукругу вперед-вбок-назад, влево и вправо, поочередно, по три раза.

Сжать кулакц трижды согнуть и разогнуть руки вперед и вниз, левую и правую одновременно.

Отведя кисть, трижды делаю-! снаружи хватательные движения, попеременно левой и правой руками. Перевернув Кисти делают хватательные движения снаружи попеременно левой и правой руками по три

раза.

Вытянув пальцы и согнув руки в локтях, трижды выполняют колющие движения вперед попеременно левой и правой руками.

Упражнения для стоп

Принять положение сидя.

Кисти сжимают в кулаки и опускают слева и справа. Стопы в исходном положении: одна отгибается вперед, другая оттягивается назад, влево и вправо попеременно. Повторяют трижды.

Кисти сжимают в кулаки и вытягивают вперед. Одну стопу вытягивают вбок, другую сгибают вперед. Вытянутая стопа может изменить позицию, загнутая стопа сохраняет вертикальное положение пальцев. Таз и пятки контактируют друг с другом. Левой и .правой стопами трижды попеременно совершают указанные движения.

Кисти сжаты в кулакц опущены слева и справа. Стопы: одна поддерживается, другая высоко поднимается, правая и левая попеременно. Повторяют трижды.

Кисти сжаты в кулакц опущены слева и справа. Стопы: одна поддерживается, другая как бы пинает вперед, и так попере.

Кисти сжаты в кулакц опущены слева и справа. Стопы: одна вперед загибается, другая назад выпрямляется. Загибающаяся находится в исходной позициц обе стопы расположены почти на прямой линии. Левой и правой стопами выполняют упражнение попеременно три раза.

Разжимают кулакц всем телом привстают и приседают, причем таз и пятки слегка соприкасаются. Повторяют три раза.

Упражнения для позвоночника

Принять положение сидя, сжать кисти в кулаки для всех упражнений.

Корпус трижды сгибают вперед и назад.

Одна кисть вытянута вверх, другая свисает вниз. Тянутся грудной клеткой влево и вправо по одному разу. Одна кисть опущена сбоку, другая — наискось вперед. Тянутся лопатками влево и вправо по одному разу. Стопы в «Т»-образной позициц кисти попеременно раскачиваются влево и вправо, поясницу скручивают влево и вправо по одному разу.

Упражнения для головы

Принять положение сидя.

 

Голову трижды наклоняют вперед и назад; трижды поворачивают влево и вправо. Руками массируют лоб, щекц нос, губы, горло, ушц заднюю часть шеи.

Свободные движения. Большей частью голова неподвижна; мысленно приводят в движение кожу и нижнюю челюсть пять раз.

Ударные упражнения

Используют нестабильное положение тела.

Кулаками ударяют по различным частям тела, способствуя протеканию кровц укреплению суставов и мышц.

Правой рукой ударяют по левой, а левой — по правой. Проходят сперва предплечье сверху, снизу, слева и справа, а затем так же плечевую часть руки.

Простукивают плечц грудь, бока, спину, живот, ягодицы, ноги (бедра, голени).

Регулирующие движения

Используют нестабильное положение тела.

Исполнить свободный танец более десяти раз. Подышать глубоко трижды.

5. ИГРЫ ПЯТИ ЖИВОТНЫХ (У ЦИНЬ СИ)

Игры пяти животных — древний динамический комплекс цигун, который составил врач Хуа То, живший в период династии Поздняя Хань (141— 203 гг.), руководствуясь идеей предшественников о том, что «текущая вода не загнивает, дверные петли не ржавеют», и исходя из методов западноханьского периода, согласно которым медведем повисают и птицей вытягиваются, дикой уткой плескаются и обезьяной скачут, ушастой совой наблюдают и тигром всматриваются,— таким образом, подражая им, совершают движения пяти птиц и зверей: тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы (журавля). Этот комплекс обладает укрепляющим тело и изгоняющим болезнц продлевающим жизнь и способствующим долголетию действием.

В «Книге поздней [династии] Хань» («Хоу хань шу») среди биографий мастеров «искусства направлений» рассказывается про Хуа То, который говорил, посвящая своего племянника У Пу в этот комплекс, следующее: «Человеческое тело нуждается в движениц и если ты не будешь ему в этом способствовать, оно прекратит свое существование. Когда совершаешь колебательные движения, ци пищи легче усваивается, кровеносные сосуды становятся проходимымц болезни не возникают. Так, дверные петли никогда не ржавеют. В древности святые ради ведения и привлечения медведем нависали и ушастой совой взиралц энергично растягивали поясницу и все тело, разрабатывали суставы, добиваясь замедления процессов старения. Я владею техникой под названием „игры пяти животных": тигр, олень, медведь, обезьяна, птица,— она тоже изгоняет заболевания, к тому же полезна для ног и стоп, служит для ведения и привлечения. В теле присутствует безрадостность, но когда начинаешь выполнять игру любого животного, возникает радость, выступает пот (поэтому наносят пудру), тело и плоть становятся легкимц удобными и хочется есть». Известно, что У Пу впоследствии занимался «более девяноста лет, слух и зрение стали у него ясными и острымц а зубы все прочные».

Название «игры пяти животных» произошло от подражания пяти животным, среди которых четыре зверя и одна птица. Возможно, Хуа То исходил из сказанного в книге «Белый тигр: общий смысл», написанной Бань Гу во время Восточной Хань: «Цинь — общее название птиц и зверей». Конечно, в словаре «Эр я» звери и птицы поясняются раздельно: «Две ноги и перья — цинь; четыре ноги и шерсть — звери».

Однако метод игры пяти животных в то время, видимо, не был записан. В «Другой биографии Хуа То» этот момент проясняется: «У Пу учился у То

и освоил этот метод, когда Вэй Минди попросил его показать игры пяти животных. Пу годами уже стар, руки и ноги не могут друг за другом поспевать (огрубели), скоро ему исполнится девяносто лет, но он сохранил слух и зрение, зубы у него не выпалц пьет и ест он без ограничения». Видимо, тогда У Пу просто знакомил с методами игр пяти животных, а существовали ли записи — узнать невозможно. Что касается распространившихся позже и выправленных к настоящему времени различных комплексов игр пяти животных, то все они составлены на основе подражания и не соответствуют первоначальным движениям.

Самый ранний метод игр пяти животных встречается в книге «Записки о взращивании природы и продлении жизни» Тао Хунцзина (456—536 гг.), жившего на 300 лет позже Хуа То, поэтому не обязательно основываться на методе Хуа То, но возможно, метод Тао Хунцзина был близок ему. Приведем описание этого метода, помещенное в «Семи заметках из облачного ящика».

Игра тигра. Четыре конечности отрываются от земли при выполнении трех бросков вперед и отступлении на три броска назад. Растягивают поясницу в длину, внезапно отходят, запрокидываются к небу — и сразу назад. Движения вперед и назад осуществляют по семь раз.

Игра оленя. Четыре конечности отрывают от землц вытягивают шею и оглядываются назад через левое и правое плечо по три раза. Вытягивают ноги влево и вправо трижды и поднимают дважды.

Игра медведя. Запрокидывают назад прямой корпус, двумя руками хватываются под коленкамц поднимают голову, склоняются к земле влево и вправо по семь раз. Отталкиваются от земли руками слева и справа от тела. Игра обезьяны. Держит предмет и повисает, вытягивает и сжимает все тело вверх и вниз по семь раз. Ногами захватывает предмет и повисает, слева и справа по семь раз. Руки принимают форму крюков и надавливают на голову по семь раз.

Игра птицы. Обе руки принимают вертикальное положение, одна нога подогнута. Вытягивают руки поднимают бровц набираясь силы, вправо дважды семь раз (возможно, влево и вправо по семь). Сидя выпрямляют ногц кисти оттягивают, стопы приподнимают, по семь раз. Вытягивают и поджимают руки каждую семь раз.

Данный метод (игры пяти животных) в «Даосском собрании» переименован в «Заклинание о взращивании жизни Величайшего старого князя», где, кроме отдельных слов, все остальное совпадает. Особенности метода — в подражании животным, приближенном к реальностц что трудновыполнимо ц как правило, не подходит для людей старых и ослабленных, поэтому последователи все более упрощали техники. В зависимости от предъявляемых требований возникло множество упражнений, сформировались жесткие и мягкие комплексы. Древние методы игр пяти животных времен династии Мин (1368—1644 гг.) и Цин (1644—1911 гг.) по содержанию в основном совпадают, только при династии Цин добавили к движениям слова, сделав текст более конкретным.

Форма «тигр». Закрыть ци [остановить дыхание после вдоха], опустить голову воинственно, словно тигр напускает страх. Руки как будто поднимают тысячу цзинь [полтонны], потихоньку приподнимаются, не выпуская ци. С горизонтальным телом проглатывают ци, вводя в живот, побуждая дух-шэнь и ци подняться и возвратиться вниз, чувствуя, как в животе будто гром гремит, возможно, до семи раз. Так двигаются, регулируя тело, ци и каналы — и сто болезней не возникают.

Форма «медведь». Закрыть ци. Как у медведя, тело заваливается на бок и поднимается, слева и справа качают ногамц спереди и сзади стоят устойчиво, чтобы ци звучала в боках, ребрах, костях, суставах. Также можно подвигать поясницей, удаляя опухолц до 3—5 раз. Позволяет расслабить суставы и кости и дать им покой. Это также техника обогащения крови.

Форма «олень». Закрыть ци, опустить голову, сжать кулакц как олень, вертеть головой и вилять хвостом, тело подтянуть к горизонтальному положению. Плечи выдаются, носки стоп подскакивают и брыкаются, пятки связаны с небесным столбом [шеей], все тело в движении. Можно выполнять до трех раз, но достаточно и одного раза в день, лучше всего сразу после пробуждения.

Форма «обезьяна». Закрыть ци, подражая обезьяне, лезущей на дерево. Одна рука будто сжимает плод, одна нога приподнята, и пятка заведена за другую ногу. Усиливая циркуляцию духа-шэнь и ци проглатывают ци и вводят внутрь живота; когда начинает выступать пот, лишь тогда можно сменить позу.

Форма «птица». Закрывают ци, как летящая птица, поднимают голову, вдыхают ци хвостовыми воротами (копчиком) и обращают ее к ма-кушечной пустоте. Обе руки наклоняют вперед, а голову откидывают назад, чтобы встречать дух-шэнь и пробивать энергетическое отверстие в макушке.

Игры пяти животных в описании современных авторов можно найти в изданиях последних лет. [Древние тексты помогут лишь тем, кто хорошо знает этот комплекс.]

6. ОСНОВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗОК (И ЦЗИНЬ ЦЗИН)

Это распространенный в народе метод оздоровления тела. Если рассмотреть три слова, входящие в название «и цзинь иэин», становится очевидным, что метод

позволяет путем тренировки изменять качество связок ради укрепления тела. Цзинь — скрепляющие ткани в промежутках суставов, а именно: сухожилия. В «Линшу», в главе о каналах, сказано: «Цзинь есть жесткость», а в «Простых вопросах», в главе об образовании пяти плотных внутренних органов, уточняется: «Все цзинь относятся к суставам». Поскольку цзинь по своим свойствам прочные и эластичные, жесткие и сильные, они играют связующую и защитную роль для костей, суставов и мышц. Древние указывалц что цзинь находятся вне каналов, костей и суставов; внутри мышц, в четырех конечностях и ста костях нет места без связц так что общие связи охватывают все тело, проходят через кровеносные сосуды и являются внешним помощником психики. Например, если у человека плечи могут нести груз, руки — держать, ноги — ходить, и все тело живо и подвижно, это происходит от вытягивания цзинъ. Отсюда видно, что цзинь играют важную роль в функциях движения тела. Поскольку цзинь (сухожилия) соединены с костямц их часто объединяют в кости-сухожилия. Следовательно, главная задача — укрепление сухожилий и упрочение костей.

Создание данного комплекса раньше возводили к монаху Дамо (Бодхид-харме), который во времена Южной и Северной династий (265—583 гг.) передал его монахам Шаолиньского монастыря. Конечно, в начале Танской династии (618—907 гг.) это утверждал Ли Цин в предисловии к книге «И щзинъ цзин», однако предисловие Ли Цина само ненадежно; в стихах танских поэтов также не встречаются подобные записи. Дамо существовал реально, ведь в «Старотанской книге» («Цзю тан шу»), в биографиях мастеров техники направлений говорится: «В старину, в конце поздней Взй, был монах Дамо, по происхождению сын князя из [страны] Небесного Изобилия (Индии), который ради помощи государству покинул дом, отправился в Южные моря, стал чань-патриархом и тонким знатоком закона (Будды). Утверждают, что он продолжал традиции Шакьямуни и имел одежду и чашку, передававшиеся по наследству как память. Дамо взял одежду и чашку, прибыл на корабле по морю в [государство] Лян и посетил [правителя] ..Удц где его спросили о намерениях.

 

Дамо там не понравилось, тогда он отправился в [государство] Вэй, остановился в монастыре Шаолиньсы в горах Суншань, принял яд и умер». Поскольку Дамо в Шаолиньсы сидел лицом к стене и молчал до последнего дня,

БЕССМЕРТНЫЕ В КИТАЕ

9. Люй Пещерный Гость (Люй Дунбинь).

Один из «восьми бессмертных». Жил при династии Тан (XII -X вв.). Поскольку жил в пещерах среди скал, его так и звали: Скала (Янь). Хорошо владел мечом, любил вино и поэзию. Истинный человек Огненный Дракон научил его видеть мысли. Бессмертным, ушедшим на Небо, оставшиеся на Земле ставили кумирнц императоры посмертно присваивали звания. При следующей династии Люй получил звание Тонкопроникающий истинный человек, а позже его стали называть Люй Чисто-янский.

Передававшиеся в древности основы преобразования связок состояли из двенадцати звеньев, а современные варианты практики выверены заново, так что число звеньев, названия, движения — все изменено, в силу чего возникли различные комплексы. Можно обратиться к специальным книгам, посвященным этому вопросу, а здесь мы приведем лишь один древний комплекс и поясним два метода работы, взятые из таких источников, как «Бэнь я цзан бань» и «Схемы и пояснения к внутренней работе».

Прежде чем заняться основами преобразования связок, необходимо провести подготовительную работу: сменить одежду на просторную, распустить ее, кожаные ботинки сменить на матерчатые тапочки. В процессе практики следует сосредоточить внимание, дышать ровно, а отдыхая после завершения занятий или в перерыве, нужно избегать продувания ветром и немного подвигаться, например, походить и повращать суставамц однако не следует совершать согревающих движений.

Вначале каждое упражнение выполняют за десять выдохов и вдохов, затем постепенно их число увеличивают, пока не доведут до сорока. Ежедневно занимаются, по крайней мере один раз. Особо ослабленным заниматься этой практикой не следует.

Кожаный вьюк дарит перст — I

1.  Стабилизируют ритм сердца и успокаивают и^. Тело стоит устойчиво, кисти сложены, как при приветствии. В сознании сохраняется полное спокойствие.

2.  Встать совершенно прямо, сложить ладони в приветственном жесте перед грудью. Ци и дух-шэнь уравновесить, в сердце сохранять чистые образы и уважение.

Кожаный вьюк дарит перст — II

1.  Нет описания.

2.  Пальцы стоп приподняты над землей, кисти горизонтально расходятся, сердце и ци пребывают в покое, взгляд неподвижный, рот беззвучный.

1. Нет описания.

Кожаный вьюк дарит перст — III

2. Ладони поддерживают небесные ворота, взгляд направлен вверх, носки стоп касаются земли; тело выпрямлено, сила обвивает ноги и туловище, подобно лиане, прикус плотный (зубы сомкнуты), во рту может скопиться слюна, язык касается нёба, нос управляет дыханием, внимая покою сердца. Очень медленно сжимают руки в кулакц возвращая их на место с приложением усилия. Затем закрывают глаза и снова смотрят.

Сорвать звезду и поменять ковш

1.  Одну кисть поднять высоко, а другую опустить, причем взгляд следует за обеими ладонями. Вдыхать ци и медленно выдыхать, дышать носом плавно и равномерно, использованную силу собирать назад. Движения влево и вправо выполнять одинаково.

2.  Одна ладонь подпирает небо, а другая закрывает голову. За серединой верхней ладони наблюдают обоими глазами. Кончик носа вдыхает ци, многократно подправляя дыхание. Используемую силу собирают назад левым и правым зрачками.

Выпустить когтц расправить крылья

12.  Ладонь отводится вверх, пальцы ног оторваны от землц бедра напряжены, стоящие вместе ноги выпрямлены, дышат носом, следя за равномерностью, взгляд направлен на небесные ворота, зубы сжаты, язык касается верхнего нёба, пальцы рук сжаты, кулаки отводят назад, как бы сжимая что-то подмышками.

13.  Подают корпус вперед и смотрят яростно. Толкают руками вперед, используемую силу возвращают на место назад, работу совершают всего семь раз.

Завалить коров, потянув за девять хвостов

1.  Внизу живота циркулирует ци в пустоте и просторе, стоящая впереди нога преклонена, другая вытянута прямо, обоими глазами смотрят на кулакц с двух сторон стягивая силу.

2.  Стоящая позади нога выпрямлена, а передняя согнута, внизу живота циркулирует ци в пустоте и просторе; используют силу, находящуюся в обоих боках, и смотрят на кулаки обоими глазами.

3.

Девять чертей выхватили сабли

1.  Одна сторона тела напряжена; обхватывают рукой горло, голову откидывают назад, равномерно дышат носом; оба колена расположены на одном уровне, влево и вправо делать одинаково.

2.  Наклонив голову вбок, согнуть руку и охватить шею, дотянувшись до горла, голову подтянуть назад, не слишком напрягаясь. Влево и вправо поворачиваться попеременно. Корпус выпрямлен, и ци пребывает в покое.

Три блюдца опускаются на землю

1.  Взгляд направлен вниз, язык касается нёба, зрачки неподвижны, а рот приоткрыт. Обе ноги разведены в приседе, обе кисти с усилием хватают землю. Переворачивая ладонь, подпирают нечто вверху, как будто поддерживают вес в тысячу цзинь, ноги выпрямляют.

2.  Прочно упирают язык в нёбо, расширяют зрачки и мысленно следят за зубами. Расставив стопы, приседают на корточкц кисти сдавливают жестко, как будто собирают нечто. Обе ладонц переворачивая, плавно поднимают, словно удерживая огромную тяжесть. Зрачки неподвижны, рот закрыт. Вставая, стопы не отрывают от земли.

Синий дракон пробует когти

1.  Плечи и спина напряжены, прямые ладони в поиске [некоего предмета] выдвигаются, достигают земли и отводятся назад. Обоими глазами следят за движением.

2.  Когда синий дракон пробует когтц то слева начинает, а справа выходит. Совершенствующийся муж подражает ему. Ладони выпрямлены, дух в полноте, сила окружает плечи и спину, вкруговую подбирается, проходя колени. Обоими глазами скользят в горизонтальной плоскостц дыхание плавное, сердце спокойное.

Лежащий тигр хватает пишу

1.  Бока, спина и пальцы рук напряжены, ноги расставлены в приседе, причем стоящая впереди коленопреклоненная, а стоящая позади прямая. Пальцы рук упираются в землю, поясница горизонтальная, голова поднята, грудь направлена вперед. Дышать равномерно носом, влево и вправо делать одинаково.

2.  Стопы расставить в стороны, тело немного наклонить. Сгибаясь и выпрямляясь влево и вправо, сменять ноги. Голову поднять, грудью словно надавливая на что-то впереди. Когда откидываются на спину, поясница вращается, как бы раскатывая нечто по горизонтали. Дышат носом, уравнивая длину вдохов и выдохов, а кончиками пальцев касаются землц опираясь на нее. Спускается дракон — взмывает тигр. Свершая дело святого отшельника, ученик приобретает истинную форму.

Бить поклоны

1.  Обоими локтями с усилием охватывают и сжимают голову, лицом как бы выискивая нечто впереди; зубы сомкнуты, язык касается верхнего нёба. Сгибаются всем телом, наклоняют голову, доставая до ног; голова и уши прикрыты плотно, дышат плавно через нос.

2.  Обеими кистями удерживают голову, поясница прогибается до промежутка между коленямц голова оказывается ниже ягодиц. Рот плотно сжат и зубы сомкнуты; уши прикрыты и тонко закупорены; самоограждаясь, направляют изначальную ии; кончик языка касается нёба; сила присутствует в локтях с двойным изгибом.

Вилять хвостом

1.  Ноги выпрямлены в коленях, руки вытянуты; туловище сгибают, скрещенные кисти толкают до земли. Голова поднята, глаза внимают, носом дышат равномерно, тихонько вбирая воздух внутрь, пятками упираются в землю 21 раз, левую и правую руку вытягивают 7 раз. Скрестив коленц мягко садятся. Рот и сердце находятся в согласии; закрыв глаза, налаживают дыхание, обретают покой, затем встают.

2.  Ноги выпрямлены в коленях, руки вытянуты; отталкиваются ладонями от землц устремив взор в пространство; поднимают голову, укрепляют дух-шэнь и объединяют волю; встают с опорой на ступни 21 раз, вытягивают руки влево и вправо. Далее выполняют сидячую работу: скрестив коленц опускают глаза, рот внимает сердцу, дышат через нос, вступают в состояние покоя, потом встают. Это лишь подготовка к дальнейшей работе.

Приведенные выше двенадцать упражнений разработаны буддистамц поэтому главное в них — медитативный покой. Если возникает желание продолжать, сначала нужно, закрыв глаза, успокоить и очистить сердце, прочно овладеть духом-шэнь и мышлением, прекратить суету и изгнать беспокойство, наладить дыхание, довести дух-шэнь и ци до полнойустойчивостц затем одно за другим выполнять упражнения. Нужно духом-шэнь пронизывать и мысленно следить, но рано допускать учеников к обладанию этой формой: если князь сердца безрассудно движется, дух рассеян, а мысль скачет, ученик скоро устанет и не получит реального эффекта. Вначале, осваивая динамическое воинское искусство, необходимо сердечные силы соединить с постижением, успокоить дыхание и молча считать до тридцатц счет со временем постепенно увеличивать,

доведя его постепенно до ста. Ежедневно проводят три занятия, а завершают работу за 120 дней. Если ци и сила вместе приобретаются, тогда можно в день проводить два занятия; если ид и сила могут скопиться и укрепиться, тогда можно в день проводить одно занятие. Нужно привести сознание к невозмутимостц тогда результат будет достигнут.

7. ВОСЕМЬ КУСКОВ ПАРЧИ (БА ДУАНЬ ЦЗИНЬ)

Составленный из восьми частей комплекс представляет собой оздоровительный метод динамической работы. Формы легко запоминаются, техника проста, возрастные ограничения отсутствуют. Каждая часть связана с определенным внутренним органом.

Считается, что комплекс восемь кусков парчи начал составлять неизвестный мастер в начале династии Южных Сунов, однако сунский автор Хун Май в книге «Записки И Цзяня» указывает: «В седьмой год Чжэнхэ (1118 г.) Ли Сыцзюй был молодым мужчиной... По манерам и поведению он был прост, часто в одиночестве останавливался на постоялых дворах, копировал технику „ведающих направлениями" (фанши), которые „медведем нависалц птицей вытягивались", проявляя к этому сильный интерес... Пытался в полночное время вставать и садиться, медленно выдыхал и вдыхал, нажимал и потирал, выполняя „восемь кусков парчи"». Поскольку Чжэнхэ — девиз правления сунского государя Хуэйцзуна (1101—1125 гг.), следовательно, восемь кусков парчи в последние годы династии Северных Сунов уже начали распространяться, однако не ясно, совпадают ли они по содержанию.

В процессе дальнейшего распространения метода произошел раскол на северную и южную школы. Северную возводят к Юэ Фэю, движения здесь сложные и трудные в исполнениц жесткость в них главное, часто используется лошадиный шаг; их называют также военными восемью кусками. Южную школу приписывают Лян Шичану, сложность движений невелика, мягкость в них главное, позы большей частью стоячие; их называют также гражданскими восемью кусками. В процессе распространения выделилась сидячая форма этой практикц поэтому южную школу называют стоячими восемью кусками.

Песенные тексты техники стоячие восемь кусков в процессе длительной практики непрерывно совершенствовались, пока не приняли устойчивую форму, стали удобными для распевания и запоминания, превратились в смысловые песенные формулы. Ниже они приведены в хронологическом порядке как три этапа.

Начало Южносунского периода

Откинуть ладонц поднять вверх для управления тремя обогревателями. Слева печень, справа легкие — как бы стреляют в орла. На восток и запад независимо тянутся, чтобы успокоить селезенку и желудок. Вновь и вновь ты оглядываешься, превозмогая свои раны и слабости. Большие и малые обращения к небу способствуют проходимости пяти плотных органов.

Глотают слюну, пополняя ци, влево и вправо машут руками. Виляют хвостом, словно угорь, чтобы изгнать болезни сердца. Левой и правой рукой цепляются за ступнц излечивая поясницу.

Династии чужрчжэней и монголов

Откинув, подпирают и одновременно приводят в порядок три обогревателя.

Слева печень, справа легкие — как бы стреляют в орла.

На востоке печень, отдельно подпирают запад, так проходят руки.

Пять усталостей: вращают головой, семь ранений выправляются.

Плавающая рыба виляет хвостом — излечивается сердце.

Руки цепляются за две стопы — благоприятно для поясницы.

Бьют в небесный барабан тридцать шесть раз.

Ладонями прикрывают ушц затем постукивают по голове.

Комплекс также называется «формула ведения и привлечения Сюй Чжэнь-цзюня». Возможно, это искаженное имя Сюй Сюнь, который жил при династии Цзинь (265—420 гг.). Видимо, потомки приписали ему этот комплекс.

Начало периода Гуанской Манчжурской династии

Двумя руками поддерживают небо — благоприятно для трех обогревателей. Влево и вправо натягивают лук, будто стреляют в орла. Чтобы привести в порядок селезенку, нужно отдельно поднять желудок. Есть пять усталостей и семь ранений — взгляд назад направь. Качаешь головой и виляешь хвостом — сердца огонь проходит. Спиною назад семь раз опрокинешься — сто болезней исчезнут. Сведешь кулакц яростно взглянешь — увеличишь силу ци. Двумя руками схватишь ступни — укрепишь поясницу и почки.

При обучении в настоящее время обычно пользуются данной песенной формулой, однако появились и другие комплексы движений разной сложности

и длительности. В последние годы вышла специальная книга «Восемь кусков парчи».

 

11 «ДВЕНАДЦАТЬ КУСКОВ ПАРЧИ» (ШИЭР

ДУАНЬ ЦЗИНЬ)

Данный метод развился из восьми кусков парчи. Поскольку он выполняется сидя, то называется сидячие восемь кусков.

Двенадцать кусков парчи в начале династии Мин уже приняли постоянную форму. В книге Лин Цяня «Важные указания о строительстве возраста», а также в книгах середины Минской династии «Восемь писем о следовании жизни» Гао Ляня и «Важные формулы различных совершенствований» Ху Вэньхуаня (где приведена песенная формула «Метод ведения и привлечения: восемь кусков парчи») даны те же двенадцать кусков парчц что и в книге «Схемы и пояснения внутренней работы», составленной Ван Цзуюанем в конце Цинской династии за исключением отдельных слов. Что касается пояснений, то встречаются краткие и

подробные. Поскольку в книге «Схемы и пояснения внутренней работы» приводятся наиболее конкретные объяснения движений, а кроме того, согласно предисловию Вана, схемы внутренней работы полностью заимствованы из техник монастыря Шаолинь-сы в горах Суншань провинции Хэнань, то приведем их ниже.

1.  Закрыть глаза и сесть в глубокой задумчивостц сжать кисти в кулакц утихомирить дух размышления. Скрестить ногц плотно закрыть глаза, погрузиться в себя и уничтожить в сердце беспорядочные мысли. Сидеть нужно выпрямив позвоночник, поясница не должна быть мягкой и слабой, корпус не должен прислоняться или опираться. Сжимать кисти надежно и прочно, что позволяет, закрыв заставы, изгнать вредоносность. Утихомирить дыхание, размышление (сы) и обдумывание (люй) и сохранять дух-шэнь (рис. 78).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.